Занятие по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС
Конспект занятия по ФЭМП во 2 младшей группе по фгос.
Цели: Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос “сколько? ” словами один, много, ни одного.
Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из нее один предмет.
Предварительная работа: Учить детей обращать внимание на форму предметов при выполнении элементарных действий с игрушками и предметами в повседневной жизни.
Рассматривание один и множества предметов.
Игра “Найди в группе предмет той же формы”.
Программное содержание. Образовательные задачи
– продолжать учить детей вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос и понятно отвечать на него;
– закреплять и обобщать знания детей о количестве предметов (один, много, ни одного,
-Закреплять умение различать и называть основные цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный;
– Развивающие задачи:
-Развивать слуховое и зрительное внимание, воображение.
-Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность -Расширять и активизировать словарь детей.
-Развивать логическое мышление.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать желание трудиться;
-Воспитывать доброту и отзывчивость.
Оборудование и материалы:
Демонстрационные: мягкая игрушка Зайчик. Большой и маленький кубики. Большая и маленькая коробка
Раздаточные: Большие и маленькие кубики по числу детей. Тарелочки по одной штуке на ребёнка. Кружочки синего цвета в розетках на каждого ребёнка.
Место проведения: групповая (на ковре и за столами)
Ход занятия
1. Введение в учебно-игровую ситуацию
Введения сказочного героя Зайчика- Степашки.
-Ребята, к нам сегодня придёт гость, я вам загадаю загадку, а вы отгадайте кто же он?
В норке живёт- морковку грызёт
От лисы и от волка -убегает ловка (кто это)
ответы детей (зайка)
-Правильно это зайка, его зовут Степашка.
2. Основная часть.
1. Игра – задание «Разложи кубики по коробкам» (на ковре)
Воспитатель :
Ребята что то наш Степашка грустный. Степашка почему ты такой грустный?
-Ребята он говорит что у него рассыпались две коробки кубиков. И правда посмотрите сколько кубиков на нашем ковре. Давайте их рассмотрим: -Егор какие кубики по величине (больше и маленькие) .Какого цвета кубики?
Дети называют цвета (синий, жёлтый, красный, зелёный)
– Зайчик просит разложить кубики по коробкам: большие кубики в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку, давайте мы поможем Зайчику. Посмотрите на свои кубики. Покажите большой кубик (показывают) Покажите маленький (показывают)
На столе у воспитателя демонстрационные кубики: большой и маленький. Воспитатель первый раскладывает по коробкам, сопровождая действия речью.
-Посмотрите это какая коробка? (большая)
-А эта коробка, какая? (маленькая)
-Ребята, большой кубик, я положу в большую коробку, а маленький в маленькую коробку (дети выполняют задания после объяснения воспитателя, по одному подходят и складывают кубики по коробкам.)
-Вот мы и помогли Зайчику: большие кубики сложили в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку. Зайчик доволен он улыбается.
Физкультминутка;
Раз два три четыре пять. Вышли зайчики гулять.
Вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет.
Пив -пав-ой-ой. Убегает зайчик мой!
Дети давайте пригласим Зайчика поиграть с нами за столами.
2. Игра задание «один и много» (за столами)
На столе разложены тарелочки. У каждого ребенка своя тарелочка белого цвета и коробочка с раздаточным материалом (кружочками синего цвета.)
Воспитатель: Дети у вас на столе белые тарелочка. Какой она формы (круглая). А ещё перед вами коробочки, что в них (кружочки) Какого они цвета? (синего) сколько кружков? (много) .А на тарелочки (ни одного.)
Сейчас вы возьмите по одному кружку и положите на свою тарелочку. Сколько кружков у вас стало на тарелочке (по одному) .А сколько осталось в коробке (много). Теперь сделайте так, чтобы на тарелочке стало много кружков, а в коробочке ни одного. Дети выполняют задание.
Сколько в коробочке кружков? (ни одного)
А у вас на тарелочке (много) .Ребята, посмотрите а у Зайки в тарелочке сколько кружков? (ни одного). Давайте, каждый из вас положит к нему на тарелку по одному кружку.
-Вика, сколько ты будешь класть кружков (один)
-Мила, а ты сколько? (один)
Один, один, один, -посмотрите. Сколько Зайка собрал у вас кружков (много)
Было ни одного, а стало много. Давайте эту тарелочку подарим Зайчику.
“Спасибо дети! ”-говорит вам Степашка.
Вот какие мы с вами молодцы помогли собрать большие и маленькие кубики Зайчику и раскладывали кружочки (один, много, ни одного! Молодцы!
Ребята а вы знаете какой скоро праздник (новый год)
3. Игра – хоровод : Солнце зимнее встаёт, видит заинька идёт.
-Ты куда это косой по снежку идёшь босой?
на дворе теперь мороз отморозишь хвост и нос.
-Я мороза не боюсь я на ёлку тороплюсь
В детский сад меня позвали поплясать в нарядном зале!
Дети с воспитателем водят хоровод во круг ёлочки, и говорят Зайке – До свидания!
nsportal.ru
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ «КОЛОКОЛЬЧИК»
Открытое занятие по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС.
«Зайчишка Степашка в гостях»
Воспитатель: Мышанская Н.В.
Ст. Тацинская
Сентябрь2018год
Открытое занятие по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС.
«Зайчишка Степашка в гостях»
Цели: Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос “сколько? ” словами один, много, ни одного.
Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из нее один предмет.
Предварительная работа: Учить детей обращать внимание на форму предметов при выполнении элементарных действий с игрушками и предметами в повседневной жизни.
Рассматривание один и множества предметов.
Игра “Найди в группе предмет той же формы”.
Программное содержание. Образовательные задачи
– продолжать учить детей вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос и понятно отвечать на него;
– закреплять и обобщать знания детей о количестве предметов (один, много, ни одного,
-Закреплять умение различать и называть основные цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный;
– Развивающие задачи:
-Развивать слуховое и зрительное внимание, воображение.
-Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность -Расширять и активизировать словарь детей.
-Развивать логическое мышление.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать желание трудиться;
-Воспитывать доброту и отзывчивость.
Оборудование и материалы:
Демонстрационные: мягкая игрушка Зайчик. Большой и маленький кубики. Большая и маленькая коробка
Раздаточные: Большие и маленькие кубики по числу детей. Тарелочки по одной штуке на ребёнка. Кружочки синего цвета в розетках на каждого ребёнка.
Место проведения: групповая (на ковре и за столами)
Ход занятия
1. Введение в учебно-игровую ситуацию
Введения сказочного героя Зайчика- Степашки.
-Ребята, к нам сегодня придёт гость, я вам загадаю загадку, а вы отгадайте кто же он?
В норке живёт- морковку грызёт
От лисы и от волка -убегает ловка (кто это)
ответы детей (зайка)
-Правильно это зайка, его зовут Степашка.
2. Основная часть.
1. Игра – задание «Разложи кубики по коробкам» (на ковре)
Воспитатель :
Ребята что то наш Степашка грустный. Степашка почему ты такой грустный?
-Ребята он говорит что у него рассыпались две коробки кубиков. И правда посмотрите сколько кубиков на нашем ковре. Давайте их рассмотрим: -Егор какие кубики по величине (больше и маленькие) .Какого цвета кубики?
Дети называют цвета (синий, жёлтый, красный, зелёный)
– Зайчик просит разложить кубики по коробкам: большие кубики в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку, давайте мы поможем Зайчику. Посмотрите на свои кубики. Покажите большой кубик (показывают) Покажите маленький (показывают)
На столе у воспитателя демонстрационные кубики: большой и маленький. Воспитатель первый раскладывает по коробкам, сопровождая действия речью.
-Посмотрите это какая коробка? (большая)
-А эта коробка, какая? (маленькая)
-Ребята, большой кубик, я положу в большую коробку, а маленький в маленькую коробку (дети выполняют задания после объяснения воспитателя, по одному подходят и складывают кубики по коробкам.)
-Вот мы и помогли Зайчику: большие кубики сложили в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку. Зайчик доволен он улыбается.
Физкультминутка; Раз два три четыре пять. Вышли зайчики гулять.
Вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет.
Пив -пав-ой-ой. Убегает зайчик мой!
Дети давайте пригласим Зайчика поиграть с нами за столами.
2. Игра задание «один и много» (за столами)
На столе разложены тарелочки. У каждого ребенка своя тарелочка белого цвета и коробочка с раздаточным материалом (кружочками синего цвета.)
Воспитатель: Дети у вас на столе белые тарелочка. Какой она формы (круглая). А ещё перед вами коробочки, что в них (кружочки) Какого они цвета? (синего) сколько кружков? (много) .А на тарелочки (ни одного.)
Сейчас вы возьмите по одному кружку и положите на свою тарелочку. Сколько кружков у вас стало на тарелочке (по одному) .А сколько осталось в коробке (много). Теперь сделайте так, чтобы на тарелочке стало много кружков, а в коробочке ни одного. Дети выполняют задание.
Сколько в коробочке кружков? (ни одного)
А у вас на тарелочке (много) .Ребята, посмотрите а у Зайки в тарелочке сколько кружков? (ни одного). Давайте, каждый из вас положит к нему на тарелку по одному кружку.
-Вика, сколько ты будешь класть кружков (один)
-Мила, а ты сколько? (один)
Один, один, один, -посмотрите. Сколько Зайка собрал у вас кружков (много)
Было ни одного, а стало много. Давайте эту тарелочку подарим Зайчику.
“Спасибо дети! ”-говорит вам Степашка.
Вот какие мы с вами молодцы помогли собрать большие и маленькие кубики Зайчику и раскладывали кружочки (один, много, ни одного! Молодцы!
Ребята а вы знаете какой скоро праздник (новый год)
3. Игра – хоровод : Солнце зимнее встаёт, видит заинька идёт.
-Ты куда это косой по снежку идёшь босой?
на дворе теперь мороз отморозишь хвост и нос.
-Я мороза не боюсь я на ёлку тороплюсь
В детский сад меня позвали поплясать в нарядном зале!
Дети с воспитателем водят хоровод во круг ёлочки, и говорят Зайке- До свидания!
nsportal.ru
Название: занятие по математике в младшей группе по ФГОС.
Автор: Денисова Валентина Николаевна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Цель: Развивать представления о геометрических фигурах. Формировать умение выделять и объединять предметы по одному (общему) признаку: форма, цвет, величина.
Образовательные задачи: учить детей сравнивать предметы по величине, форме и цвету, называть геометрические фигуры.
Развивающие задачи: развивать представление о геометрических фигурах, их свойствах.
Воспитательные задачи: воспитывать уверенность в себе, любовь к математике.
Материалы и оборудование:
демонстрационный материал: две ширмы: на одной изображен дом Квадрата, на другой — дом Круга; две ленты: длинная — зеленого цвета, короткая — красного цвета, письмо.
раздаточный материал: тарелочки, круги большие и маленькие по количеству детей, полоски – карточки с предметами разной формы; «билет» — карточка с изображением геометрической фигуры (квадрат, треугольник или круг).
Методические приемы:
Словарная работа: активизировать в речи детей слова: круг, квадрат, длинный, короткий, больше, меньше.
Предварительная работа: рассматривание геометрических фигур, геометрическое лото.
Индивидуальная работа: с Мишей и Ваней закрепить названия геометрических фигур.
Ход занятия.
(Воспитатель с детьми заходят в зал):
-Ребята, доброе утро!
Вся темнота расползлась по углам,
Солнце встаёт и идёт по лесам.
Доброе утро, и солнцу, и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!
(Стук в дверь. Почтальон приносит письмо).
Воспитатель: — Дорогие мои ребята! Почтальон принес письмо, интересно, кто же нам пишет? (достает конверт, читает):
«Здравствуйте, дети! Мы – геометрические фигуры, Круг и Квадрат, приглашаем вас в гости. А чтобы вы не заблудились в лесу, мы присылаем вам ленты, которые помогут вам найти дорогу. Выбрать нужно ту, которая длиннее, она и приведет вас к нашим домикам»).
Воспитатель:- Ребята, примем приглашение геометрических фигур? (Ответы детей).
Воспитатель: — Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. По какой же дорожке нам советуют идти, по длинной или короткой дорожке? (Ответы детей). (Воспитатель держит в вытянутых руках красную и зеленую ленты.) Вот у меня в руках две ленты. Посмотрите и скажите, пожалуйста, какого цвета эта лента? (поднимает одну ленту).
Дети: — Эта лента красного цвета.
Воспитатель: — Ваня, эта лента какого цвета? (поднимает другую ленту).
Дети: — Эта лента зеленого цвета.
Воспитатель: — Как вы думаете, лента какого цвета длиннее? Красного или зеленого цвета?
Дети:— Зеленого цвета лента длиннее.
Воспитатель: — Как вы это узнали? Как это можно проверить?
Дети: — Нужно приложить красную ленту к зеленой ленте. (прием приложения лент).
Воспитатель: — Молодцы! Эти ленты — наши дорожки. Как мы уже говорили, мы пойдем в гости по длинной дорожке. Значит, нам нужно выбрать ленту какого цвета?
Дети: — Нужно выбрать ленту зеленого цвета.
Воспитатель:- Молодцы, ребята, правильно.
(Воспитатель раскладывает зеленую ленту: один ее конец – около ног детей, другой – у ширмы с изображением дома Круга. Дети идут за воспитателем вдоль ленты и подходят к ширме).
Воспитатель:- Шли мы, шли и пришли к сказочному домику. Как вы думаете, какая геометрическая фигура в нем живет?
Дети: — В нем живет круг.
Воспитатель:- Как вы догадались?
Дети:- Висит круг на домике.
Воспитатель:- Миша, чей это дом?
Миша: — Это дом Круга.
Воспитатель: — Сейчас мы проверим, правильно ли вы отгадали.
(Воспитатель из-за ширмы берет в руки Круг)
Круг (воспитатель): — Здравствуйте, дети!
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Дети: — Круг.
Круг (воспитатель): — Как вы догадались, что я круг?
Дети: — У круга нет углов, он круглый.
Круг (воспитатель): — Молодцы, ребята. Проходите, пожалуйста, садитесь за столы, сейчас мы с вами поиграем. (Дети садятся за столы, на столах лежат на тарелочках геометрические фигуры).
Круг (воспитатель): — Дети, на тарелочках лежат геометрические фигуры. Ребята, как называются эти фигуры? (Дети: — Круги.)
Круг (воспитатель):— Посмотрите, все ли круги одинаковые? (Дети: — Нет.)
Круг (воспитатель):- Чем же они отличаются?
Дети: — Одни большие, другие маленькие.
Круг (воспитатель):- Как это можно проверить?
Дети: — Маленький круг нужно положить на большой круг и обвести пальцем.
Круг (воспитатель):- Правильно, их можно проверить путем наложения и обведения пальцем. А еще чем отличаются круги?
Дети: — Они разного цвета.
Круг (воспитатель):- Какого цвета большие круги?
Дети:— Большие круги красного цвета.
Круг (воспитатель):- А какого цвета маленькие круги?
Дети:- Маленькие круги желтого цвета.
Круг (воспитатель): — А чем же эти круги похожи?
Дети: — Они одинаковой формы – круглые.
Круг (воспитатель):- Правильно ответили, молодцы! Посмотрите, дети, сейчас я обведу круг пальчиком, пальчик бежит свободно, ему ничего не мешает, значит, у круга нет углов. Вам тоже предлагаю обвести круги. А теперь поиграем, пальчик у нас будет волшебным карандашом, нарисуем им в воздухе большой круг, а теперь маленький круг (рисуют указательным пальцем круги в воздухе). Молодцы! Т.о. мы все выяснили, что у круга нет углов.
Круг (воспитатель):— Ребята, помогите, пожалуйста, фигурам найти свой домик.
Игра «Разложи по цвету и величине».
Круг (воспитатель): — Спасибо, ребята, вам за помощь. Я тоже хочу вам помочь. Чтобы вы быстрее попали в гости к моему другу Квадрату, я раздам вам билеты на автобус. (Раздает карточки.) До свидания! (Круг остается).
Воспитатель: — Ребята, посмотрите, пожалуйста, на сиденья автобуса, что вы на них видите?
Дети: — На сиденьях автобуса лежат геометрические фигуры.
Воспитатель: — Наши билеты необычные, на них тоже изображены геометрические фигуры, которые помогут вам найти свое место в автобусе. Какая геометрическая фигура изображена на билетах, на такой стул с геометрической фигурой нужно сесть.
( Дети находят свои места в «автобусе», садятся на поставленные в два ряда стулья и поют песню «Мы едем, едем» с движениями для рук и ног)
Физкультминутка.
-Мы едем, едем, едем (имитация руля)
В далекие края.
Хорошие соседи, веселые друзья. (руки разводят в стороны)
Нам весело живется, (хлопают в ладоши)
Мы песенку поем.
А в песенке поется,
О том, как мы живем.
Тра-та-та, тра-та-та (руками стучат по коленям)
Мы везем с собой кота- (сгибают пальчики)
Чижика, собаку, кошку, забияку
Обезьяну, попугая-
Вот! Компания какая! («фонарики» руками)
Воспитатель:— Остановка! Вот мы и приехали. Предлагаю всем выйти и попрыгать на месте (прыжки). Как здесь нам хорошо!
Подходят к домику Квадрата.)
Воспитатель: — Как вы думаете, кто живет в этом домике?
Дети: — Квадрат.
Воспитатель: — Ксюша, как ты догадалась?
Ксюша: — На домике висит квадрат. (Воспитатель берет Квадрат в руки).
Воспитатель (от имени Квадрата): — Сколько у меня углов? Посчитаем вместе. (считают).
Дети: — У квадрата четыре угла.
Воспитатель (от имени Квадрата): — Оля, сколько углов у меня?
Оля: — У квадрата 4 угла.
Воспитатель (от имени Квадрата): — Правильно, ребята, у квадрата четыре угла. Ребята, у меня есть для вас интересная игра. Найдите, пожалуйста, на экране предметы, похожие на меня.
Игра «Найди меня» (ИКТ).
Гимнастика для глаз.
Раз – налево, два — направо,
три-наверх, четыре-вниз,
А теперь по кругу смотрим
Чтобы лучше видеть мир!
Воспитатель (от имени Квадрата): — Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Я вас благодарю и угощаю вас печеньем в форме квадрата. А мне пора домой. До свидания, ребята. (Квадрат возвращается на место).
Воспитатель: — Поблагодарим Квадрат за угощение. Спасибо тебе, Квадрат. И нам пора вернуться в детский сад.
Ребята, что понравилось вам больше всего в нашем путешествии? С какими геометрическими фигурами мы сегодня встретились? Что вам больше всего запомнилось? А теперь всех приглашаю в группу на чаепитие с квадратными печеньями. (Уходят из зала).
Скачать — Конспект занятия по ФЭМП в младшей группе «В гостях у Круга и Квадрата»
Название: занятие по математике в младшей группе по ФГОС.
Автор: Денисова Валентина Николаевна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад» №206 «Антошка»
Месторасположение: Чувашия, г. Чебоксары
konkurs-dlya-pedagogov.info
Открытое занятие по ФЭМП во II младшей группе «НА ПОМОЩЬ МАШЕНЬКЕ» Воспитатель Щепанкова С.В. Цель – развитие познавательной, коммуникативной, эмоциональной и двигательной сферы. .Формирование знаний о диких животных, их отличительных признаках. . Обручи (5-6 штук) и цветные шарики по количеству детей ХОД ЗАНЯТИЯ Дети. Доброе утро, Светлана Владимировна. Сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с гостями- скажем им доброе утро, уважаемые гости. Молодцы! Здороваться нужно всегда. Это говорит о том, что вы воспитанные дети. Восп.А на чём можно отправиться в лес? (на поезде, на машине, на самолёте). Дети. Мы отправимся с вами в лес на поезде. Восп. Я буду паровозом, а вы вагончиками. Но цепляться будем по порядку, кто первым ответит на вопрос, вам нужно назвать противоположное по смыслу слово, например, я- высокая, а вы-маленькие, дорога широкая, а тропинка узкая, летом- тепло, а зимой-холодно, медведь большой-мышка-маленькая, лёд-твёрдый, а снег-мягкий, мама далеко, а Светлана Владимировна-близко, слон-большой, а котёнок-маленький, мама-молодая, а дедушка-старенький.
Восп.: И вот мы приехалис вами в лес. Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес.(фонограмма леса) А что у нас растет в лесу, какие деревья? (Елки) Правильно, посмотрите, какого цвета здесь стоят елки. (Зеленые). Молодцы, а они одинаковые или разные.(Разные) Какие они по высоте? (Высокие и низкие). Ой, слышите, что это за шум? Наверно ветер поднимается. Ребята, а во время ветра деревья что делают? Восп. Ребята, посмотрите, на пути у нас стоит сундучок, хотите его открыть? Но для начала ответьте мне на вопрос: кто в лесу живёт? Дети. Дикие животные, или звери. Открываем сундучок. Восп. В сундучке находятся следы животных, попробуем узнать, какому зверю они принадлежат? Дети соотносят следы животных с животными(мягкие игрушки). Физминутка. Ребята, а давайте мы с вами из наших ручек тоже сделаем домик. На поляне дом стоит, Ну а путь к нему закрыт. Мы ворота открываем. К домику быстрей шагаем. Восп. А где же наша Машенька? Давайте позовём её (ауууу, Машенькаааа) Восп. Ребята, но Маша приготовила для вас ещё одну игру. Игра. « Найди свой домик». Восп. Я раздаю вам цветные шары, а вы должны выбрать себе домик, домиком будут служить обручи цветные. Вы должны выбрать обруч такого цвета, какого цвета у вас шар. Маша: Ой, ребята, как мне с вами хорошо и весело, отвезёте меня домой? Дети. Да, конечно, отвезём. Воспитатель. Только прежде чем вернуться домой, ответьте, ребята на вопросы. |
nsportal.ru
Трудно переоценить роль математики в интеллектуальном развитии ребёнка. Изучение этого предмета стимулирует мыслительные процессы, тренирует память, формирует представления о свойствах предметов, пространстве и времени, воспитывает терпение, усидчивость, самостоятельность. В дошкольном учреждении целенаправленное обучение детей элементарным математическим понятиям начинается со второй младшей группы соответственно ФГОС. И от того, насколько педагог сумеет заинтересовать детей занятиями и другими видами работы по ФЭМП, зависит их дальнейшее успешное обучение в школе.
Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского направлены, в первую очередь, на усвоение детьми ряда первичных понятий и умений, на которых будет базироваться успешное овладение более сложными логическими операциями и математическими действиями в старших группах (решение задач и примеров на сложение и вычитание, определение состава числа, смежных чисел в натуральном ряду и т. д.).
Во время образовательной деятельности дети четвёртого года жизни должны усвоить такие понятия:
Также у малышей должны быть сформированы навыки:
При работе с ребятами младшего дошкольного возраста воспитатель использует особые приёмы обучения.
Внимание малышей 3–4 лет ещё неустойчиво, поэтому, чтобы заинтересовать их познавательной деятельностью, занятие по ФЭМП следует начинать с сюрпризных моментов, появления игрушечных персонажей, необычных вещей, прихода гостей.
Чтобы мотивировать дошкольников к деятельности (как познавательной, так и изобразительной), можно успешно использовать следующие мотивы: просьба сказочного героя или игрушки о помощи, приглашение отправиться в путешествие, превращение (в волшебника, представителя какой-либо профессии) и создание ситуации успеха (просьба педагога научить игрушку или персонажа чему-то, чего он не умеет). Все эти мотивы приемлемы при работе на математическом занятии с воспитанниками второй младшей группы.
К примеру, педагог вносит плюшевого Мишутку и замечает, что он почему-то грустит. Мишутка «шепчет» на ушко воспитателю, что он нечаянно рассыпал две коробки с кубиками. В одной были большие, в другой поменьше, а вот теперь они перемешались на ковре. Одному Мишке, конечно, не справиться, и он просит ребят помочь ему рассортировать кубики по коробкам. Такая просьба воодушевит малышей, и они с радостью согласятся помочь любимой игрушке, одновременно осваивая понятие количества.
Мишка грустит, что у него рассыпались и перемешались кубики
Другой вариант мотивации — в группе появляется курочка (игрушка). Она также печальная. Дети высказывают свои предположения по поводу её состояния: птичка заболела, устала, ей скучно. Воспитатель выясняет у курочки, что ей, действительно, скучно: не с кем поиграть. А помочь могут ребята — сложить из геометрических фигур цыплят, с которыми она сможет играть.
Ещё один вариант начала занятия — слышен стук в дверь, педагог заносит куклу и демонстрирует её детям. Это девочка Маша, она «рассказывает», что не послушалась родителей, ушла одна в дремучий лес и, конечно, заблудилась. Дети при помощи воспитателя догадываются, что это героиня знакомой им сказки «Три медведя». Проходит короткая беседа о том, что всегда нужно слушаться маму и папу, а затем Маша просит ребят помочь ей найти дорогу к дому. Девочка сообщает, что живёт в большом красивом доме, к которому ведёт широкая дорожка. А дома вместе с ней и родителями живут животные — котёнок, щенок и петушок. Исходя из этих сведений строится основное содержание занятия: выбрать из двух дорожек широкую, отобрать нужных животных и определить их количество (много).
Занятие можно начать с появления героини знакомой сказки
Воспитатель может использовать как мотивацию для малышей мотив путешествия. К примеру, детям предлагается отправиться в лес к милым лесным жителям, с которыми можно поиграть в интересные игры, но для этого нужно проявить внимание и сообразительность. Поедут малыши на поезде — педагог назначает одного ребёнка паровозом, а остальные становятся вагончиками, все вместе имитируют движения и звуки, которые издаёт поезд.
Для большего эффекта можно включить аудиозапись из мультфильма «Паровозик из Ромашково» или всем вместе спеть весёлую песенку о путешествии на поезде.
«Поезд»
Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.Чу-чу, чу-чу-чу-чу,
Бежит паровоз.
Далёко, далёко
Ребят он повёз.Приехали в лес,
Остановка опять,
Вставайте, ребята,
Идите гулять.Музыка Н. Метлова, слова Т. Бабаджан
Занятие по математике можно начать с путешествия на воображаемом поезде
Занятия по ФЭМП во второй младшей группе начинаются с середины сентября, поскольку первые две недели у малышей проходит адаптационный период (ведь часть из них не посещали первую младшую группу, а пришли в сад в возрасте трёх лет). До октября воспитателю лучше заниматься математикой поочерёдно с двумя подгруппами детей, а затем уже вовлекать в познавательную деятельность сразу весь коллектив.
Структуру занятия определяет его содержание: изучение нового понятия, повторение и закрепление изученного или же проверка усвоенных знаний. Каждое занятие всегда имеет три этапа:
В перерывах между познавательной деятельностью обязательно нужно провести физкультминутку, подвижную игру или пальчиковую гимнастику — это снимет напряжение воспитанников (физическое и умственное).
Физкультминутка или подвижная игра обязательно включается в структуру математического занятия
Занятие во второй младшей группе длится 15 минут, но если дошкольники знакомятся с незнакомым материалом (что требует от них большего напряжения), то его допустимо немного сократить до 10–12 минут. При этом педагог внимательно следит за состоянием и поведением детей — ведь утомление неизбежно ведёт к утрате интереса.
На занятии ФЭМП с ребятами четвёртого года жизни педагог использует различные формы работы. В процессе индивидуальной деятельности дошкольники занимаются с раздаточным материалом. Каждому воспитаннику он выдаётся в отдельном комплекте — коробочке, конверте либо на подносе. Если же ребята складывают фигуру из однородных элементов, например, домик из счётных палочек, то можно поставить один поднос на столик для двух детей.
Работа с раздаточным материалом позволяет почувствовать свою самостоятельность
Хорошо, если до занятия дети уже ознакомились с данным материалом: тогда им проще будет сосредоточиться на свойствах объектов. Игрушки либо бумажные фигурки не должны быть чересчур мелкими и тяжёлыми. Дошкольников следует приучать бережно относиться к обучающим пособиям, а после завершения работы складывать их обратно на поднос, в конвертик и т. д.
Также во второй младшей группе можно организовывать парную работу, когда два малыша одновременно выполняют задание. К примеру, один делает из кубиков длинный диванчик для большой куколки, другой же — более короткий для маленькой. Двум детям можно сравнить по длине свои пальчики либо ладошки по ширине.
Подвижные игры и физкультминутки, конечно же, предполагают коллективную работу.
Согласно задачам обучения педагог подбирает темы для занятий математикой во второй младшей группе. В ходе НОД решаются одна или две задачи (например, повторить сравнение двух совокупностей предметов и учиться различать левую и правую руку). В конце учебного года (май) обычно проводятся итоговые занятия: дети систематизируют свои знания, воспитателем оцениваются компоненты их готовности к дальнейшему математическому развитию.
Во второй младшей группе практикуется проведение открытых занятий по математике. Это ответственная работа для воспитателя и дошкольников прежде всего потому, что дети 3–4 лет могут по-разному повести себя в присутствии гостей. Малыши в этом возрасте непредсказуемы: кто-то может заплакать, а кто-то всё занятие разглядывать взрослых, не обращая внимания на действия воспитателя. Поэтому целесообразно открытое занятие проводить с подгруппой детей. Кроме того, ребят нужно заранее психологически готовить, объяснять, что в группу придут гости, которых не нужно бояться.
В начале занятия нужно показать малышам гостей, пусть они рассмотрят их, поздороваются — это удовлетворит детское любопытство, и педагог сможет спокойно продолжать занятие.
Открытый просмотр по математике отличается от обычного занятия. Воспитатель должен продемонстрировать какую-либо новаторскую методику, инновационный приём подачи материала, необычный дидактический материал, эффективные формы работы с детьми. В этом случаи коллегам будет интересно, и они обогатят свой педагогический опыт, почерпнут для себя что-то новое и полезное.
Не нужно заранее репетировать с малышами все игры и вопросы, которые будут представлены на открытом занятии. В этом случае им не будет интересно — и гости это сразу поймут. Лучше отрабатывать с детьми аналогичные задания, но с использованием другого дидактического материала (наглядного и раздаточного). Что касается физкультминуток и пальчиковой гимнастики, то можно заранее провести её с ребятами.
Занятие направлено на изучение понятия количества. Присутствуют игровые персонажи (бабушка — взрослый и зайчик — его роль исполняет воспитанник группы).
Во второй младшей группе педагог начинает проводить анализ каждого занятия, в том числе и математики. Беседуя с детьми, он просит их вспомнить, чем они занимались, что особенно понравилось, а что показалось трудным. В этом возрасте важно хвалить всех воспитанников, поскольку указание на ошибки ребёнок четвёртого года жизни может воспринять неправильно: расстроится, замкнётся в себе и в следующий раз не захочет ничего делать. Педагог должен рассказать ребятам, чему они научились на занятии и некоторым малышам деликатно указать, над чем нужно поработать (ни в коем случае не говорить, что задание было сделано плохо).
Если же занятие по математике было открытым, то присутствующие педагоги проводят его анализ по определённому плану (это делает и сам воспитатель для самоанализа).
Приведём примерные пункты такого плана.
Чтобы занятие по ФЭМП во второй младшей группе было увлекательным, педагогу следует включать в его содержание различный занимательный материал — загадки, считалки, короткие стихи, задачи, уместные для данного возраста. Это будет также развивать речь и тренировать память малышей (они узнают новые слова, а забавные стихотворные тексты всегда хорошо запоминаются).
Если воспитатель предлагает малышам загадки, то отгадку желательно демонстрировать наглядным материалом, например, показать малышам модель светофора, настоящую варежку, стол и так далее). В этом случае познавательный процесс будет более эффективным.
Интересны загадки про геометрические фигуры и сказочных героев.
К загадкам близки короткие стихотворения, которые дошкольники должны самостоятельно окончить — подобрать последнее слово, подходящее по смыслу и рифме:
Детям четвёртого года жизни понравятся забавные математические стихи, только они не должны быть слишком длинными, чтобы не утомить малышей:
Ребят стоит научить и весёлым математическим считалкам, которые пригодятся им потом для коллективных игр:
Как показывает педагогическая практика, дошкольники очень любят математические досуги и развлечения. И приобщать детей к этой весёлой и интересной совместной познавательной деятельности можно со второй младшей группы. От обычного занятия они отличаются непринуждённой обстановкой и лёгкой атмосферой. Дети могут свободно передвигаться по группе или музыкальному залу (если мероприятие проводится там), быть более активными — больше рассуждать, свободно высказываться делать предложения.
Если какой-то малыш в ходе развлечения устал или потерял интерес, то он вполне может сменить вид деятельности (воспитатель заранее продумывает, чем занять таких детей).
Задача педагога — продумать увлекательную игровую программу, для этого обычно используются игровые персонажи, но не просто игрушки, а ростовые куклы или переодетые взрослые (можно подключить коллегу, младшего воспитателя или кого-то из родителей, которые желают проявить свои актёрские способности). Обязательно присутствует сюрпризный момент, который вызовет у малышей всплеск активности.
Яркий игровой персонаж — обязательная составляющая математического досуга в ДОУ
Сценарий математического развлечения лучше всего составлять по мотивам знакомой малышам сказки или мультфильма, при этом действия не должны быть чётко привязаны к плану, оставляя место для творческой импровизации ведущего. Материал должен быть ребятам хорошо знаком, не вызывать затруднений, поскольку главная цель досуга — развлекательная. Педагог должен подыскать необычный и интересную наглядность и дидактические пособия.
Проведение математического досуга требует от воспитателя определённого педагогического мастерства. Например, перед мероприятием следует проанализировать индивидуальные особенности своих воспитанников. Ведь у кого-то из детей есть проблемы с речью, кто-то боится проявлять инициативу. В соответствии с этим нужно подбирать ребятам задания, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя комфортно и радостно.
Математический досуг не нужно проводить слишком часто (не чаще одного раза в квартал): пусть для дошкольников это будет маленький праздник. К тому же, чтобы это мероприятие прошло достойно, нужна большая подготовка.
Математика предоставляет большие возможности в выборе темы для самообразования воспитателя. Самое важное — поиск новаторских игровых и занимательных приёмов, необходимых для обучения детей данного возраста. Ведь очень интересно разрабатывать новые пособия, своими руками создавать дидактические игры, которые впоследствии очень пригодятся для повышения квалификации педагога.
Отчёт по своей теме самообразования воспитатель может творчески оформить, например, в виде презентации для коллег, выставки для родителей. Можно даже организовать творческий мини-спектакль — разыграть математическую сказку, где героями будут малыши.
Приведём примеры возможных тем по самообразованию, связанных с математикой.
В современном мире математика играет большую роль, проникая в самые разные области знаний. Этому предмету нужно уделять внимание с раннего дошкольного возраста. Причём ребёнок не должен просто запоминать различную информацию, но и учиться анализировать предметы и понятия. В доступной форме знакомя детей с количеством, формой, величиной предметов, обучая их первичным навыкам ориентировки в пространстве и времени, педагог не только даёт знания, но и способствует развитию логического и абстрактного мышления малышей.
Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, редактором, ведения сайта, имеется педагогический стаж (первая категория). Оцените статью: Поделитесь с друзьями!melkie.net
Занятие по ФЭМП в младшей группе по ФГОС.
Конспект занятия по ФЭМП в младшей группе .
Цели: Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос “сколько?” словами один, много, ни одного.
Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из нее один предмет.
Предварительная работа: Учить детей обращать внимание на форму предметов при выполнении элементарных действий с игрушками и предметами в повседневной жизни.
Рассматривание один и множества предметов.
Игра “Найди в группе предмет той же формы”.
Программное содержание. Образовательные задачи
– продолжать учить детей вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос и понятно отвечать на него;
– закреплять и обобщать знания детей о количестве предметов (один, много, ни одного,
-Закреплять умение различать и называть основные цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный;
– Развивающие задачи:
-Развивать слуховое и зрительное внимание, воображение.
-Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность -Расширять и активизировать словарь детей.
-Развивать логическое мышление.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать желание трудиться;
-Воспитывать доброту и отзывчивость.
Оборудование и материалы:
Демонстрационные: мягкая игрушка Зайчик. Большой и маленький кубики. Большая и маленькая коробка
Раздаточные: Большие и маленькие кубики по числу детей. Тарелочки по одной штуке на ребёнка. Кружочки синего цвета в розетках на каждого ребёнка.
Место проведения: групповая (на ковре и за столами)
1. Введение в учебно-игровую ситуацию
Введения сказочного героя Зайчика- Степашки.
-Ребята, к нам сегодня придёт гость,я вам загадаю загадку,а вы отгадайте кто же он?
В норке живёт- морковку грызёт
От лисы и от волка -убегает ловка (кто это)
ответы детей (зайка)
-Правильно это зайка, его зовут Степашка.
2. Основная часть.
1. Игра – задание «Разложи кубики по коробкам» (на ковре)
Воспитатель:
Ребята что то наш Степашка грустный. Степашка почему ты такой грустный?
-Ребята он говорит что у него рассыпались две коробки кубиков. И правда посмотрите сколько кубиков на нашем ковре. Давайте их рассмотрим: -Егор какие кубики по величине (больше и маленькие).Какого цвета кубики?
Дети называют цвета (синий, жёлтый, красный, зелёный)
– Зайчик просит разложить кубики по коробкам: большие кубики в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку, давайте мы поможем Зайчику. Посмотрите на свои кубики. Покажите большой кубик (показывают) Покажите маленький (показывают)
На столе у воспитателя демонстрационные кубики: большой и маленький. Воспитатель первый раскладывает по коробкам, сопровождая действия речью.
-Посмотрите это какая коробка? (большая)
-А эта коробка, какая? (маленькая)
-Ребята, большой кубик, я положу в большую коробку, а маленький в маленькую коробку (дети выполняют задания после объяснения воспитателя, по одному подходят и складывают кубики по коробкам.)
-Вот мы и помогли Зайчику: большие кубики сложили в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку. Зайчик доволен он улыбается.
Физкультминутка; Раз два три четыре пять. Вышли зайчики гулять.
Вдруг охотник выбегает,прямо в зайчика стреляет.
Пив -пав-ой-ой. Убегает зайчик мой!
Дети давайте пригласим Зайчика поиграть с нами за столами.
2. Игра задание «один и много» (за столами)
На столе разложены тарелочки. У каждого ребенка своя тарелочка белого цвета и коробочка с раздаточным материалом (кружочками синего цвета.)
Воспитатель: Дети у вас на столе белые тарелочка. Какой она формы (круглая). А ещё перед вами коробочки,что в них (кружочки)Какого они цвета? (синего) сколько кружков? (много).А на тарелочки (ни одного.)
Сейчас вы возьмите по одному кружку и положите на свою тарелочку. Сколько кружков у вас стало на тарелочке (по одному).А сколько осталось в коробке (много). Теперь сделайте так, чтобы на тарелочке стало много кружков,а в коробочке ни одного. Дети выполняют задание.
Сколько в коробочке кружков? (ни одного)
А у вас на тарелочке (много).Ребята,посмотрите а у Зайки в тарелочке сколько кружков? (ни одного). Давайте,каждый из вас положит к нему на тарелку по одному кружку.
-Вика, сколько ты будешь класть кружков (один)
-Мила, а ты сколько? (один)
Один,один, один, -посмотрите. Сколько Зайка собрал у вас кружков (много)
Было ни одного, а стало много. Давайте эту тарелочку подарим Зайчику.
“Спасибо дети! ”-говорит вам Степашка.
Вот какие мы с вами молодцы помогли собрать большие и маленькие кубики Зайчику и раскладывали кружочки (один, много, ни одного!Молодцы!
Ребята а вы знаете какой скоро праздник (новый год)
3. Игра – хоровод: Солнце зимнее встаёт, видит заинька идёт.
-Ты куда это косой по снежку идёшь босой?
на дворе теперь мороз отморозишь хвост и нос.
-Я мороза не боюсь я на ёлку тороплюсь
В детский сад меня позвали поплясать в нарядном зале!
Дети с воспитателем водят хоровод во круг ёлочки, и говорят Зайке- До свидания!
nsportal.ru
Занятие по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОС
Конспект занятия по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОС
Цели: Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос “сколько? ” словами один, много, ни одного.
Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из нее один предмет.
Предварительная работа: Учить детей обращать внимание на форму предметов при выполнении элементарных действий с игрушками и предметами в повседневной жизни.
Рассматривание один и множества предметов.
Игра “Найди в группе предмет той же формы”.
Программное содержание. Образовательные задачи
– продолжать учить детей вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос и понятно отвечать на него;
– закреплять и обобщать знания детей о количестве предметов (один, много, ни одного,
-Закреплять умение различать и называть основные цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный;
– Развивающие задачи:
-Развивать слуховое и зрительное внимание, воображение.
-Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность -Расширять и активизировать словарь детей.
-Развивать логическое мышление.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать желание трудиться;
-Воспитывать доброту и отзывчивость.
Оборудование и материалы:
Демонстрационные: мягкая игрушка Зайчик. Большой и маленький кубики. Большая и маленькая коробка
Раздаточные: Большие и маленькие кубики по числу детей. Тарелочки по одной штуке на ребёнка. Кружочки синего цвета в розетках на каждого ребёнка.
Место проведения: групповая (на ковре и за столами)
Ход занятия
1. Введение в учебно-игровую ситуацию
Введения сказочного героя Зайчика- Степашки.
-Ребята, к нам сегодня придёт гость, я вам загадаю загадку, а вы отгадайте кто же он?
В норке живёт- морковку грызёт
От лисы и от волка -убегает ловка (кто это)
ответы детей (зайка)
-Правильно это зайка, его зовут Степашка.
2. Основная часть.
1. Игра – задание «Разложи кубики по коробкам» (на ковре)
Воспитатель :
Ребята что то наш Степашка грустный. Степашка почему ты такой грустный?
-Ребята он говорит что у него рассыпались две коробки кубиков. И правда посмотрите сколько кубиков на нашем ковре. Давайте их рассмотрим: -Егор какие кубики по величине (больше и маленькие) .Какого цвета кубики?
Дети называют цвета (синий, жёлтый, красный, зелёный)
– Зайчик просит разложить кубики по коробкам: большие кубики в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку, давайте мы поможем Зайчику. Посмотрите на свои кубики. Покажите большой кубик (показывают) Покажите маленький (показывают)
На столе у воспитателя демонстрационные кубики: большой и маленький. Воспитатель первый раскладывает по коробкам, сопровождая действия речью.
-Посмотрите это какая коробка? (большая)
-А эта коробка, какая? (маленькая)
-Ребята, большой кубик, я положу в большую коробку, а маленький в маленькую коробку (дети выполняют задания после объяснения воспитателя, по одному подходят и складывают кубики по коробкам.)
-Вот мы и помогли Зайчику: большие кубики сложили в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку. Зайчик доволен он улыбается.
Физкультминутка;
Раз два три четыре пять. Вышли зайчики гулять.
Вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет.
Пив -пав-ой-ой. Убегает зайчик мой!
Дети давайте пригласим Зайчика поиграть с нами за столами.
2. Игра задание «один и много» (за столами)
На столе разложены тарелочки. У каждого ребенка своя тарелочка белого цвета и коробочка с раздаточным материалом (кружочками синего цвета.)
Воспитатель: Дети у вас на столе белые тарелочка. Какой она формы (круглая). А ещё перед вами коробочки, что в них (кружочки) Какого они цвета? (синего) сколько кружков? (много) .А на тарелочки (ни одного.)
Сейчас вы возьмите по одному кружку и положите на свою тарелочку. Сколько кружков у вас стало на тарелочке (по одному) .А сколько осталось в коробке (много). Теперь сделайте так, чтобы на тарелочке стало много кружков, а в коробочке ни одного. Дети выполняют задание.
Сколько в коробочке кружков? (ни одного)
А у вас на тарелочке (много) .Ребята, посмотрите а у Зайки в тарелочке сколько кружков? (ни одного). Давайте, каждый из вас положит к нему на тарелку по одному кружку.
-Вика, сколько ты будешь класть кружков (один)
-Мила, а ты сколько? (один)
Один, один, один, -посмотрите. Сколько Зайка собрал у вас кружков (много)
Было ни одного, а стало много. Давайте эту тарелочку подарим Зайчику.
“Спасибо дети! ”-говорит вам Степашка.
Вот какие мы с вами молодцы помогли собрать большие и маленькие кубики Зайчику и раскладывали кружочки (один, много, ни одного! Молодцы!
Ребята а вы знаете какой скоро праздник (новый год)
3. Игра – хоровод : Солнце зимнее встаёт, видит заинька идёт.
-Ты куда это косой по снежку идёшь босой?
на дворе теперь мороз отморозишь хвост и нос.
-Я мороза не боюсь я на ёлку тороплюсь
В детский сад меня позвали поплясать в нарядном зале!
Дети с воспитателем водят хоровод во круг ёлочки, и говорят Зайке – До свидания!
nsportal.ru