Занятие по фэмп в младшей группе по фгос – План-конспект занятия по математике (младшая группа) на тему: Занятие по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС | скачать бесплатно

Содержание

План-конспект занятия по математике (младшая группа) на тему: Занятие по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС | скачать бесплатно

Занятие по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС

Конспект занятия по ФЭМП во 2 младшей группе по фгос.

Цели: Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос “сколько? ” словами один, много, ни одного.

Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из нее один предмет.

Предварительная работа: Учить детей обращать внимание на форму предметов при выполнении элементарных действий с игрушками и предметами в повседневной жизни.

Рассматривание один и множества предметов.

Игра “Найди в группе предмет той же формы”.

Программное содержание. Образовательные задачи

– продолжать учить детей вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос и понятно отвечать на него;

– закреплять и обобщать знания детей о количестве предметов (один, много, ни одного,

-Закреплять умение различать и называть основные цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный;

– Развивающие задачи:

-Развивать слуховое и зрительное внимание, воображение.

-Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность -Расширять и активизировать словарь детей.

-Развивать логическое мышление.

Воспитательные задачи:

-Воспитывать желание трудиться;

-Воспитывать доброту и отзывчивость.

Оборудование и материалы:

Демонстрационные: мягкая игрушка Зайчик. Большой и маленький кубики. Большая и маленькая коробка

Раздаточные: Большие и маленькие кубики по числу детей. Тарелочки по одной штуке на ребёнка. Кружочки синего цвета в розетках на каждого ребёнка.

Место проведения: групповая (на ковре и за столами)

Ход занятия

1. Введение в учебно-игровую ситуацию

Введения сказочного героя Зайчика- Степашки.

-Ребята, к нам сегодня придёт гость, я вам загадаю загадку, а вы отгадайте кто же он?

В норке живёт- морковку грызёт

От лисы и от волка -убегает ловка (кто это)

ответы детей (зайка)

-Правильно это зайка, его зовут Степашка.

2. Основная часть.

1. Игра – задание «Разложи кубики по коробкам» (на ковре)

Воспитатель :

Ребята что то наш Степашка грустный. Степашка почему ты такой грустный?

-Ребята он говорит что у него рассыпались две коробки кубиков. И правда посмотрите сколько кубиков на нашем ковре. Давайте их рассмотрим: -Егор какие кубики по величине (больше и маленькие) .Какого цвета кубики?

Дети называют цвета (синий, жёлтый, красный, зелёный)

– Зайчик просит разложить кубики по коробкам: большие кубики в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку, давайте мы поможем Зайчику. Посмотрите на свои кубики. Покажите большой кубик (показывают) Покажите маленький (показывают)

На столе у воспитателя демонстрационные кубики: большой и маленький. Воспитатель первый раскладывает по коробкам, сопровождая действия речью.

-Посмотрите это какая коробка? (большая)

-А эта коробка, какая? (маленькая)

-Ребята, большой кубик, я положу в большую коробку, а маленький в маленькую коробку (дети выполняют задания после объяснения воспитателя, по одному подходят и складывают кубики по коробкам.)

-Вот мы и помогли Зайчику: большие кубики сложили в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку. Зайчик доволен он улыбается.

Физкультминутка; 

Раз два три четыре пять. Вышли зайчики гулять.

Вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет.

Пив -пав-ой-ой. Убегает зайчик мой!

Дети давайте пригласим Зайчика поиграть с нами за столами.

2. Игра задание «один и много» (за столами)

На столе разложены тарелочки. У каждого ребенка своя тарелочка белого цвета и коробочка с раздаточным материалом (кружочками синего цвета.)

Воспитатель: Дети у вас на столе белые тарелочка. Какой она формы (круглая). А ещё перед вами коробочки, что в них (кружочки) Какого они цвета? (синего) сколько кружков? (много) .А на тарелочки (ни одного.)

Сейчас вы возьмите по одному кружку и положите на свою тарелочку. Сколько кружков у вас стало на тарелочке (по одному) .А сколько осталось в коробке (много). Теперь сделайте так, чтобы на тарелочке стало много кружков, а в коробочке ни одного. Дети выполняют задание.

Сколько в коробочке кружков? (ни одного)

А у вас на тарелочке (много) .Ребята, посмотрите а у Зайки в тарелочке сколько кружков? (ни одного). Давайте, каждый из вас положит к нему на тарелку по одному кружку.

-Вика, сколько ты будешь класть кружков (один)

-Мила, а ты сколько? (один)

Один, один, один, -посмотрите. Сколько Зайка собрал у вас кружков (много)

Было ни одного, а стало много. Давайте эту тарелочку подарим Зайчику.

“Спасибо дети! ”-говорит вам Степашка.

Вот какие мы с вами молодцы помогли собрать большие и маленькие кубики Зайчику и раскладывали кружочки (один, много, ни одного! Молодцы!

Ребята а вы знаете какой скоро праздник (новый год)

3. Игра – хоровод : Солнце зимнее встаёт, видит заинька идёт.

-Ты куда это косой по снежку идёшь босой?

на дворе теперь мороз отморозишь хвост и нос.

-Я мороза не боюсь я на ёлку тороплюсь

В детский сад меня позвали поплясать в нарядном зале!

Дети с воспитателем водят хоровод во круг ёлочки, и говорят Зайке – До свидания!

nsportal.ru

План-конспект занятия по математике (младшая группа) на тему: Открытое занятие по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС. «Зайчишка Степашка в гостях» Воспитатель: Мышанская Н.В. | скачать бесплатно

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ «КОЛОКОЛЬЧИК»

Открытое занятие по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС.

«Зайчишка Степашка в гостях»

                                           Воспитатель: Мышанская Н.В.

Ст. Тацинская

Сентябрь2018год

Открытое занятие по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС.

«Зайчишка Степашка в гостях»

Цели: Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос “сколько? ” словами один, много, ни одного.

Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из нее один предмет.

Предварительная работа: Учить детей обращать внимание на форму предметов при выполнении элементарных действий с игрушками и предметами в повседневной жизни.

Рассматривание один и множества предметов.

Игра “Найди в группе предмет той же формы”.

Программное содержание. Образовательные задачи

– продолжать учить детей вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос и понятно отвечать на него;

– закреплять и обобщать знания детей о количестве предметов (один, много, ни одного,

-Закреплять умение различать и называть основные цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный;

– Развивающие задачи:

-Развивать слуховое и зрительное внимание, воображение.

-Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность -Расширять и активизировать словарь детей.

-Развивать логическое мышление.

Воспитательные задачи:

-Воспитывать желание трудиться;

-Воспитывать доброту и отзывчивость.

Оборудование и материалы:

Демонстрационные: мягкая игрушка Зайчик. Большой и маленький кубики. Большая и маленькая коробка

Раздаточные: Большие и маленькие кубики по числу детей. Тарелочки по одной штуке на ребёнка. Кружочки синего цвета в розетках на каждого ребёнка.

Место проведения: групповая (на ковре и за столами)

Ход занятия

1. Введение в учебно-игровую ситуацию

Введения сказочного героя Зайчика- Степашки.

-Ребята, к нам сегодня придёт гость, я вам загадаю загадку, а вы отгадайте кто же он?

В норке живёт- морковку грызёт

От лисы и от волка -убегает ловка (кто это)

ответы детей (зайка)

-Правильно это зайка, его зовут Степашка.

2. Основная часть.

1. Игра – задание «Разложи кубики по коробкам» (на ковре)

Воспитатель :

Ребята что то наш Степашка грустный. Степашка почему ты такой грустный?

-Ребята он говорит что у него рассыпались две коробки кубиков. И правда посмотрите сколько кубиков на нашем ковре. Давайте их рассмотрим: -Егор какие кубики по величине (больше и маленькие) .Какого цвета кубики?

Дети называют цвета (синий, жёлтый, красный, зелёный)

– Зайчик просит разложить кубики по коробкам: большие кубики в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку, давайте мы поможем Зайчику. Посмотрите на свои кубики. Покажите большой кубик (показывают) Покажите маленький (показывают)

На столе у воспитателя демонстрационные кубики: большой и маленький. Воспитатель первый раскладывает по коробкам, сопровождая действия речью.

-Посмотрите это какая коробка? (большая)

-А эта коробка, какая? (маленькая)

-Ребята, большой кубик, я положу в большую коробку, а маленький в маленькую коробку (дети выполняют задания после объяснения воспитателя, по одному подходят и складывают кубики по коробкам.)

-Вот мы и помогли Зайчику: большие кубики сложили в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку. Зайчик доволен он улыбается.

Физкультминутка; Раз два три четыре пять. Вышли зайчики гулять.

Вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет.

Пив -пав-ой-ой. Убегает зайчик мой!

Дети давайте пригласим Зайчика поиграть с нами за столами.

2. Игра задание «один и много» (за столами)

На столе разложены тарелочки. У каждого ребенка своя тарелочка белого цвета и коробочка с раздаточным материалом (кружочками синего цвета.)

Воспитатель: Дети у вас на столе белые тарелочка. Какой она формы (круглая). А ещё перед вами коробочки, что в них (кружочки) Какого они цвета? (синего) сколько кружков? (много) .А на тарелочки (ни одного.)

Сейчас вы возьмите по одному кружку и положите на свою тарелочку. Сколько кружков у вас стало на тарелочке (по одному) .А сколько осталось в коробке (много). Теперь сделайте так, чтобы на тарелочке стало много кружков, а в коробочке ни одного. Дети выполняют задание.

Сколько в коробочке кружков? (ни одного)

А у вас на тарелочке (много) .Ребята, посмотрите а у Зайки в тарелочке сколько кружков? (ни одного). Давайте, каждый из вас положит к нему на тарелку по одному кружку.

-Вика, сколько ты будешь класть кружков (один)

-Мила, а ты сколько? (один)

Один, один, один, -посмотрите. Сколько Зайка собрал у вас кружков (много)

Было ни одного, а стало много. Давайте эту тарелочку подарим Зайчику.

“Спасибо дети! ”-говорит вам Степашка.

Вот какие мы с вами молодцы помогли собрать большие и маленькие кубики Зайчику и раскладывали кружочки (один, много, ни одного! Молодцы!

Ребята а вы знаете какой скоро праздник (новый год)

3. Игра – хоровод : Солнце зимнее встаёт, видит заинька идёт.

-Ты куда это косой по снежку идёшь босой?

на дворе теперь мороз отморозишь хвост и нос.

-Я мороза не боюсь я на ёлку тороплюсь

В детский сад меня позвали поплясать в нарядном зале!

Дети с воспитателем водят хоровод во круг ёлочки, и говорят Зайке- До свидания!

nsportal.ru

Конспект занятия по ФЭМП в младшей группе «В гостях у Круга и Квадрата»

Название: занятие по математике в младшей группе по ФГОС.
Автор: Денисова Валентина Николаевна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми младшей группы «В гостях у Круга и Квадрата»

 

 

Цель: Развивать представления о геометрических фигурах. Формировать умение выделять и объединять предметы по одному (общему) признаку: форма, цвет, величина.

Образовательные задачи: учить детей сравнивать предметы по величине, форме и цвету, называть геометрические фигуры.

Развивающие задачи: развивать представление о геометрических фигурах, их свойствах.

Воспитательные задачи: воспитывать уверенность в себе, любовь к математике.

Материалы и оборудование:

демонстрационный материал: две ширмы: на одной изображен дом Квадрата, на другой — дом Круга; две ленты: длинная — зеленого цвета, короткая — красного цвета, письмо.

раздаточный материал: тарелочки, круги большие и маленькие по количеству детей, полоски – карточки с предметами разной формы; «билет» — карточка с изображением геометрической фигуры (квадрат, треугольник или круг).

Методические приемы:

  1. Художественное слово: приветствие в стихах.
  2. Наглядные (использование наглядного материала: карточек, письма).
  3. Словесные (напоминания, указания, беседа, вопросы, индивидуальные ответы детей).
  4. Игровые (игра, сюрпризный момент).
  5. Практическая деятельность ( дидактическая игра-упражнение «Разложи по цвету»).
  6. Индивидуальный подход.
  7. ИКТ: закрепление свойств квадрата, игра «Найди меня».
  8. Поощрение: печенье для детей.
  9. Анализ деятельности детей.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова: круг, квадрат, длинный, короткий, больше, меньше.

Предварительная работа: рассматривание геометрических фигур, геометрическое лото.

Индивидуальная работа: с Мишей и Ваней закрепить названия геометрических фигур.

Ход занятия.

(Воспитатель с детьми заходят в зал):

-Ребята, доброе утро!

Вся темнота расползлась по углам,

Солнце встаёт и идёт по лесам.

Доброе утро, и солнцу, и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам!

(Стук в дверь. Почтальон приносит письмо).

Воспитатель: — Дорогие мои ребята! Почтальон принес письмо, интересно, кто же нам пишет? (достает конверт, читает):

«Здравствуйте, дети! Мы – геометрические фигуры, Круг и Квадрат, приглашаем вас в гости. А чтобы вы не заблудились в лесу, мы присылаем вам ленты, которые помогут вам найти дорогу. Выбрать нужно ту, которая длиннее, она и приведет вас к нашим домикам»).

Воспитатель:- Ребята, примем приглашение геометрических фигур? (Ответы детей).

Воспитатель: — Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. По какой же дорожке нам советуют идти, по длинной или короткой дорожке? (Ответы детей). (Воспитатель держит в вытянутых руках красную и зеленую ленты.) Вот у меня в руках две ленты. Посмотрите и скажите, пожалуйста, какого цвета эта лента? (поднимает одну ленту).

Дети: — Эта лента красного цвета.

Воспитатель: — Ваня, эта лента какого цвета? (поднимает другую ленту).

Дети: — Эта лента зеленого цвета.

Воспитатель: — Как вы думаете, лента какого цвета длиннее? Красного или зеленого цвета?

Дети:— Зеленого цвета лента длиннее.

Воспитатель: — Как вы это узнали? Как это можно проверить?

Дети: — Нужно приложить красную ленту к зеленой ленте. (прием приложения лент).

Воспитатель: — Молодцы! Эти ленты — наши дорожки. Как мы уже говорили, мы пойдем в гости по длинной дорожке. Значит, нам нужно выбрать ленту какого цвета?

Дети: — Нужно выбрать ленту зеленого цвета.

Воспитатель:- Молодцы, ребята, правильно.

(Воспитатель раскладывает зеленую ленту: один ее конец – около ног детей, другой – у ширмы с изображением дома Круга. Дети идут за воспитателем вдоль ленты и подходят к ширме).

Воспитатель:- Шли мы, шли и пришли к сказочному домику. Как вы думаете, какая геометрическая фигура в нем живет?

Дети: — В нем живет круг.

Воспитатель:- Как вы догадались?

Дети:- Висит круг на домике.

Воспитатель:- Миша, чей это дом?

Миша: — Это дом Круга.

Воспитатель: — Сейчас мы проверим, правильно ли вы отгадали.

(Воспитатель из-за ширмы берет в руки Круг)

Круг (воспитатель): — Здравствуйте, дети!

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья?

Дети: — Круг.

Круг (воспитатель): — Как вы догадались, что я круг?

Дети: — У круга нет углов, он круглый.

Круг (воспитатель): — Молодцы, ребята. Проходите, пожалуйста, садитесь за столы, сейчас мы с вами поиграем. (Дети садятся за столы, на столах лежат на тарелочках геометрические фигуры).

Круг (воспитатель): — Дети, на тарелочках лежат геометрические фигуры. Ребята, как называются эти фигуры? (Дети: — Круги.)

Круг (воспитатель):— Посмотрите, все ли круги одинаковые? (Дети: — Нет.)

Круг (воспитатель):- Чем же они отличаются?

Дети: — Одни большие, другие маленькие.

Круг (воспитатель):- Как это можно проверить?

Дети: — Маленький круг нужно положить на большой круг и обвести пальцем.

Круг (воспитатель):- Правильно, их можно проверить путем наложения и обведения пальцем. А еще чем отличаются круги?

Дети: — Они разного цвета.

Круг (воспитатель):- Какого цвета большие круги?

Дети:— Большие круги красного цвета.

Круг (воспитатель):- А какого цвета маленькие круги?

Дети:- Маленькие круги желтого цвета.

Круг (воспитатель): А чем же эти круги похожи?

Дети: — Они одинаковой формы – круглые.

Круг (воспитатель):- Правильно ответили, молодцы! Посмотрите, дети, сейчас я обведу круг пальчиком, пальчик бежит свободно, ему ничего не мешает, значит, у круга нет углов. Вам тоже предлагаю обвести круги. А теперь поиграем, пальчик у нас будет волшебным карандашом, нарисуем им в воздухе большой круг, а теперь маленький круг (рисуют указательным пальцем круги в воздухе). Молодцы! Т.о. мы все выяснили, что у круга нет углов.

Круг (воспитатель):— Ребята, помогите, пожалуйста, фигурам найти свой домик.

Игра «Разложи по цвету и величине».

Круг (воспитатель): — Спасибо, ребята, вам за помощь. Я тоже хочу вам помочь. Чтобы вы быстрее попали в гости к моему другу Квадрату, я раздам вам билеты на автобус. (Раздает карточки.) До свидания! (Круг остается).

Воспитатель: — Ребята, посмотрите, пожалуйста, на сиденья автобуса, что вы на них видите?

Дети: — На сиденьях автобуса лежат геометрические фигуры.

Воспитатель: — Наши билеты необычные, на них тоже изображены геометрические фигуры, которые помогут вам найти свое место в автобусе. Какая геометрическая фигура изображена на билетах, на такой стул с геометрической фигурой нужно сесть.

( Дети находят свои места в «автобусе», садятся на поставленные в два ряда стулья и поют песню «Мы едем, едем» с движениями для рук и ног)

Физкультминутка.

-Мы едем, едем, едем (имитация руля)

В далекие края.

Хорошие соседи, веселые друзья. (руки разводят в стороны)

Нам весело живется, (хлопают в ладоши)

Мы песенку поем.

А в песенке поется,

О том, как мы живем.

Тра-та-та, тра-та-та (руками стучат по коленям)

Мы везем с собой кота- (сгибают пальчики)

Чижика, собаку, кошку, забияку

Обезьяну, попугая-

Вот! Компания какая! («фонарики» руками)

Воспитатель:— Остановка! Вот мы и приехали. Предлагаю всем выйти и попрыгать на месте (прыжки). Как здесь нам хорошо!

Подходят к домику Квадрата.)

Воспитатель: — Как вы думаете, кто живет в этом домике?

Дети: — Квадрат.

Воспитатель: — Ксюша, как ты догадалась?

Ксюша: — На домике висит квадрат. (Воспитатель берет Квадрат в руки).

Воспитатель (от имени Квадрата): — Сколько у меня углов? Посчитаем вместе. (считают).

Дети: — У квадрата четыре угла.

Воспитатель (от имени Квадрата): — Оля, сколько углов у меня?

Оля: — У квадрата 4 угла.

Воспитатель (от имени Квадрата): — Правильно, ребята, у квадрата четыре угла. Ребята, у меня есть для вас интересная игра. Найдите, пожалуйста, на экране предметы, похожие на меня.

Игра «Найди меня» (ИКТ).

Гимнастика для глаз.

Раз – налево, два — направо,

три-наверх, четыре-вниз,

А теперь по кругу смотрим

Чтобы лучше видеть мир!

Воспитатель (от имени Квадрата): — Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Я вас благодарю и угощаю вас печеньем в форме квадрата. А мне пора домой. До свидания, ребята. (Квадрат возвращается на место).

Воспитатель: — Поблагодарим Квадрат за угощение. Спасибо тебе, Квадрат. И нам пора вернуться в детский сад.

Ребята, что понравилось вам больше всего в нашем путешествии? С какими геометрическими фигурами мы сегодня встретились? Что вам больше всего запомнилось? А теперь всех приглашаю в группу на чаепитие с квадратными печеньями. (Уходят из зала).

Скачать — Конспект занятия по ФЭМП в младшей группе «В гостях у Круга и Квадрата»

Название: занятие по математике в младшей группе по ФГОС.
Автор: Денисова Валентина Николаевна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад» №206 «Антошка»
Месторасположение: Чувашия, г. Чебоксары

 

konkurs-dlya-pedagogov.info

План-конспект занятия по математике (младшая группа) на тему: Открытое занятие по ФЭМП в младшей группе ” На помощь Машеньке” | скачать бесплатно

Открытое занятие по ФЭМП во II младшей группе

«НА ПОМОЩЬ МАШЕНЬКЕ»

                                    Воспитатель

                                         Щепанкова С.В.

 Цель – развитие познавательной, коммуникативной, эмоциональной и двигательной сферы.
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
• Закрепить понятия: один, много, длинный, короткий, высокий, низкий .
• Цвет (красный, синий, зелёный, желтый), форма (круг, квадрат, треугольник), величина (большой, маленький, средний).
• Закрепить умение ориентироваться на 3 признака одновременно (цвет, форма, величина),
РАЗВИВАЮЩАЯ:
• Формировать внимание, мышление, воображение, память.

.Формирование знаний о диких животных, их отличительных признаках.
• Развивать слуховое восприятие.
• Развивать связанную речь.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
• Воспитывать доброжелательность, чувство взаимопомощи.
АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ:
• Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). 
. Дикие животные, звери.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
• Чтение сказки «Маша и медведь».
• Дидактическая игра.
МАТЕРИАЛ:
• Конверт с письмом привязан на гелиевый шарик.
• Конверт с письмом и с геометрическими фигурами.
• Дорожки из разноцветных геометрических фигур.
• Художественное слово (физические минутки, пальчиковая гимнастика)

. Обручи (5-6 штук) и цветные шарики по количеству детей
• Магнитная доска.
• Атрибуты для леса (деревья –большие и маленькие)
• Музыка (Звуки леса, звук ветра,).
• Кукла Маша.

ХОД ЗАНЯТИЯ
Восп.: Доброе утро дети.

Дети. Доброе утро, Светлана Владимировна.

Сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с гостями- скажем им доброе утро, уважаемые гости.

Молодцы! Здороваться нужно всегда. Это говорит о том, что вы воспитанные дети.
Восп.: Ребята, давайте возьмёмся за руки и сделаем маленький круг.
«Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся».
(незаметно детям, в зал залетает гелиевый шарик на нём привязан конверт с письмом)
Восп.: Ребята, посмотрите, что это?
Дети: Шарик с письмом.
Восп.: А, какого цвета шарик?
Дети: Шарик зеленого цвета.
Восп.: Интересно, от кого письмо, что в нём написано? Давайте прочту.
«Здравствуйте, мои дорогие друзья! Это письмо пишу я, Машенька. Я живу в деревне «Сказочка» с дедушкой и бабушкой. Однажды мы с подружками пошли в лес за грибами и ягодами. Лес оказался большим. В лесу очень красиво. Заблудилась я и потерялась. Теперь никак не могу найти дорогу домой. Решила вам письмо написать. Знаю, что вы очень добрые и всегда помогаете тем, кто в беде. Помогите и мне, пожалуйста».
Восп.: Ребята, поможем Машеньке вернуться домой?
Дети: Да!
Восп.: А вы узнали Машеньку, в какой сказке она живёт?
Дети: «Маша и медведь».
Восп.: Тогда, мы тоже сейчас отправимся в лес

Восп.А на чём можно отправиться в лес? (на поезде, на машине, на самолёте).

Дети. Мы отправимся с вами в лес на поезде.

Восп. Я буду паровозом, а вы вагончиками.

Но цепляться будем по порядку, кто первым ответит на вопрос, вам нужно назвать противоположное по смыслу слово, например,

 я- высокая, а  вы-маленькие, дорога широкая, а тропинка узкая, летом- тепло, а зимой-холодно, медведь большой-мышка-маленькая, лёд-твёрдый, а снег-мягкий, мама далеко, а Светлана Владимировна-близко, слон-большой, а котёнок-маленький, мама-молодая, а дедушка-старенький.


Восп.:  Паровоз, паровоз, новеньий-блестящий, он вагончики повёз-будто настоящий. Кто едет в поезде?(наши ребятишки)

Восп.:    И вот мы приехалис вами в лес.

Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес.(фонограмма леса)

А что у нас растет в лесу, какие деревья? (Елки) Правильно, посмотрите, какого цвета здесь стоят елки. (Зеленые).

 Молодцы, а они одинаковые или разные.(Разные)

 Какие они по высоте? (Высокие и низкие).
Восп.: А, сколько стволов у дерева?
Дети: У дерева один ствол.
Восп.: А, сколько веточек у дерева?
Дети: У дерева много веточек.
Восп.: Молодцы, ребята.
(фонограмма ветра)

Ой, слышите, что это за шум?  Наверно ветер поднимается. Ребята, а во время ветра деревья что делают?
Дети: Во время ветра деревья качаются.
Восп.: Давайте мы тоже как деревья покачаемся.
Физкультминутка:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
Восп.: Ну, а где же Машенька? Ой, ребята, посмотрите, Маша нам еще послание оставила. На конверте написано от Машеньки.  (воспитатель открывает конверт, а там геометрические фигуры)
Восп.: Посмотрите, в конверте геометрические фигуры. Повторите что это?
Дети: Геометрические фигуры.
Восп.: Правильно, молодцы ребята, в конверте геометрические фигуры.
Восп.: Какая это геометрическая фигура?
Дети: Это круг.
Восп.: А это какая геометрическая фигура?
Дети: Это квадрат.
Восп.: Какая это геометрическая фигура?
Дети: Это треугольник
Восп: А ещё нам Маша пишет: -«Найдите дорожки состоящие из таких геометрических фигур,
самая короткая дорожка покажет путь, как меня найти». Машенька.
(ребята находят дорожки)
Восп.: Здесь 3 дорожки.
Восп.: Какого цвета эта дорожка? (показ)
Дети: Желтого.
Восп.: Молодцы, ребята. Скажите, из каких фигур состоит, желтая дорожка?
Дети: Из квадратов.
Восп.: А какого цвета это дорожка? (показ)
Дети: Синего.
Восп.: Скажите, из каких фигур состоит, синяя дорожка?
Дети: Из треугольников.
Восп.  А какого цвета это дорожка? (показ)
Дети: Красного.
Восп.: Скажите, из каких фигур состоит, красная дорожка?
Восп.: Значит дорожки разные и отличаются по цвету, форме и величине.
Восп.: Ребята, а мы про Машеньку не забыли?
Дети: Нет.
Восп.: По какой дорожке мы должны были пойти, чтобы найти Машеньку?
Дети: Мы должны пойти по короткой дорожке.
Восп.: А какая дорожка здесь самая длинная, короткая?
(ответы, показ детей)
Восп.  Молодцы, ребята. Но пройти эту дорогу можно только перепрыгивая с одного круга на другой.

Восп. Ребята, посмотрите, на пути у нас стоит сундучок, хотите его открыть?

Но для  начала ответьте мне на вопрос: кто в лесу живёт?
Дети: Медведи, волки, лисы, белки.
Вед. А как называют животных, живущих в лесу?

Дети. Дикие животные, или звери.

Открываем сундучок.

Восп. В сундучке находятся следы животных, попробуем узнать,  какому зверю они принадлежат?

Дети соотносят следы животных с животными(мягкие игрушки).
Восп.:    А вот и домик нашей Машеньки.

Физминутка. Ребята, а давайте мы с вами из наших ручек тоже сделаем домик.

На поляне дом стоит,

Ну а путь к нему закрыт.

Мы ворота открываем.

К домику быстрей шагаем.

Восп. А где же наша Машенька? Давайте позовём её (ауууу, Машенькаааа)
Маша: Я здесь. Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуй, Машенька.
Маша: Спасибо, ребята, что вы такие добрые и пришли мне на помощь.

Восп. Ребята, но Маша приготовила для вас ещё одну игру.

Игра. « Найди свой домик».

Восп. Я раздаю вам цветные шары, а вы должны выбрать себе домик, домиком будут служить обручи цветные. Вы должны выбрать   обруч такого цвета, какого цвета у вас шар.

Маша: Ой, ребята, как мне с вами хорошо и весело, отвезёте меня домой?    

Дети. Да, конечно, отвезём.

Воспитатель. Только прежде чем вернуться домой, ответьте, ребята на вопросы.

nsportal.ru

Как заинтересовать малышей математикой: проводим занятия по ФЭМП во второй младшей группе детского сада

Трудно переоценить роль математики в интеллектуальном развитии ребёнка. Изучение этого предмета стимулирует мыслительные процессы, тренирует память, формирует представления о свойствах предметов, пространстве и времени, воспитывает терпение, усидчивость, самостоятельность. В дошкольном учреждении целенаправленное обучение детей элементарным математическим понятиям начинается со второй младшей группы соответственно ФГОС. И от того, насколько педагог сумеет заинтересовать детей занятиями и другими видами работы по ФЭМП, зависит их дальнейшее успешное обучение в школе.

Задачи на формирование элементарных математических понятий во второй младшей группе и приёмы их осуществления

Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского направлены, в первую очередь, на усвоение детьми ряда первичных понятий и умений, на которых будет базироваться успешное овладение более сложными логическими операциями и математическими действиями в старших группах (решение задач и примеров на сложение и вычитание, определение состава числа, смежных чисел в натуральном ряду и т. д.).

Задачи формирования элементарных математических представлений

Во время образовательной деятельности дети четвёртого года жизни должны усвоить такие понятия:

  • Множество (группа). Дошкольники учатся определять общий признак у совокупности предметов (к примеру, все мячики имеют круглую форму, эта группа кубиков синего цвета, другая же — большого размера), составлять группы из одинаковых предметов и вычленять из них отдельные. Более трудная задача — отыскивать однородные предметы в окружающей среде (например, принести все зелёные кубики).
  • Количество. В младшем возрасте изучение чисел ещё не вводится, количество предметов определяется только такими понятиями, как «один», «много» либо «ни одного» (так малыши отвечают на вопрос педагога «сколько?). Воспитанники младшей группы также обучаются сравнивать группы предметов путём сопоставления (к примеру, на каждую ёлочку нужно посадить белочку), устанавливать равенство между неравными группами (добавить ещё одну белочку, чтобы их стало столько же, сколько ёлочек). Малыши осваивают понятия «больше», «меньше» и «поровну» (синоним «одинаково»). В дальнейшем качественные отношения плавно перейдут в понимании дошкольников в количественные.
  • Величина. Малыши учатся сравнивать предметы по конкретному признаку — это размер, длина, ширина и высота, оперируя понятиями «длинный» и «короткий», широкий» и «узкий», «высокий» и «низкий», «большой» и «маленький», «равные». Для сравнения они осваивают приёмы наложения и приложения.
  • Форма. Дети знакомятся с основными геометрическими формами — кругом, квадратом и треугольником, исследуют их, используя зрение и осязание. Дошкольники должны узнавать эти формы, невзирая на разный размер и цвет.

Также у малышей должны быть сформированы навыки:

  • Ориентировки в пространстве. Ребята учатся ориентироваться в расположении частей своего тела, различать направления относительно себя (справа или слева, вверху или внизу), на плоскости.
  • Ориентировки во времени. В младшем дошкольном возрасте дети осваивают понятия «утро», «день», «вечер», «ночь», учатся правильно их употреблять в речи.
Фотогалерея: математические понятия и навыки, которые должны освоить воспитанники второй младшей группы за год обучения
Фотогалерея: задания на ориентировку в пространстве
Фотогалерея: задания на формирование понятий «большой», «маленький», «длинный», «короткий»

При работе с ребятами младшего дошкольного возраста воспитатель использует особые приёмы обучения.

Приёмы формирования математических представлений

  • Эмоциональное воздействие. Малыши гораздо лучше усваивают любой материал, если он преподнесён эмоционально. В этом поможет соответствующий тон педагога, умение сопереживать происходящему на занятии, радоваться и огорчаться вместе с детворой, выразительно преподнести ту или иную проблемную ситуацию.
  • Игровой приём. Основной вид деятельности дошкольника — игра. Поэтому введение игрового компонента обязательно на занятиях по ФЭМП. Это могут быть дидактические или подвижные игры, причём желательно задействовать в них всех детей, чтобы никому не приходилось долго ждать очереди. Однако игровые приёмы должны выполнять свою задачу — помочь освоению определённого математического понятия, а не просто развлекать ребят. Особенно они уместны на этапах повторения и закрепления. Когда какое-то свойство выделяется впервые, игровые моменты можно свести к минимуму.
  • Обучение должно быть наглядно-действенным. Ребёнок следит за движениями взрослого, слушает его инструкции (предельно чёткие и ясные) и повторяет манипуляции с дидактическим материалом. Педагог обязательно должен давать подробный образец действия, иначе малыш не справится с заданием и быстро утратит к нему интерес. Наглядность должна быть выразительной — воспитатель использует картинки и игрушки, у которых конкретное свойство выражено отчётливо, без ненужных деталей. Для лучшего восприятия малышам рекомендуется обследовать предмет с помощью осязания, например, провести ручкой по лентам (сравнение их по длине).
  • Во второй младшей группе особенно актуален приём повторения. Для лучшего усвоения знаний воспитатель многократно показывает и обозначает конкретный способ действия, меняя в то же время наглядный материал. Дошкольники также два или три раза выполняют однотипные упражнения, изменяя приёмы работы (чтобы избежать утомления).
  • Для поддержания внимания и активности маленьких детей необходима смена характера деятельности. Недопустимо, чтобы в течение всего занятия дети сидели за столами. Они обязательно должны подвигаться, какое-то задание можно выполнить на ковре. Кроме того, избежать утомления поможет интеграция образовательных областей, например, соединение математики и изобразительного искусства: ребята складывают из бумажных геометрических фигур простое изображение (домик), а затем наклеивают его на основу.
  • Каждое новое свойство и понятие педагог закрепляет с помощью точного слова. Причём проговаривать его следует не спеша, с выделительной интонацией. Малыши хором повторяют слово за воспитателем (несколько дошкольников могут сделать это индивидуально по просьбе педагога).
    Как показывает практика, наибольшие трудности для малышей представляет употребление в речи союзов «а», «и», которые отражают математические отношения.
    Вначале педагог помогает ребятам наводящими вопросами, а после этого просит обобщить рассказ (Сколько белочек? Сколько шишек? А теперь скажи о белочках и шишках). Если же ребёнок затрудняется с ответом, то можно начать фразу, а он её уже закончит.
  • В свободное от занятий время полезно давать младшим дошкольникам поручения, закрепляющие математические знания. Например, воспитатель просит малыша принести столько же ложек, сколько ребят сидит за столом либо достать из коробки карандаши и раздать каждому ребёнку по одному.
Фотогалерея: приёмы обучения, необходимые при работе с малышами
Смена деятельности — обязательный приём для работы с детьми второй младшей группы
Привлечь внимание дошкольников поможет игровой компонент, например, появление необычного героя на занятии
Педагог должен предоставить малышам максимум наглядного материала

Мотивация познавательной деятельности детей (рассматривание картинок, беседы, игры)

Внимание малышей 3–4 лет ещё неустойчиво, поэтому, чтобы заинтересовать их познавательной деятельностью, занятие по ФЭМП следует начинать с сюрпризных моментов, появления игрушечных персонажей, необычных вещей, прихода гостей.

Чтобы мотивировать дошкольников к деятельности (как познавательной, так и изобразительной), можно успешно использовать следующие мотивы: просьба сказочного героя или игрушки о помощи, приглашение отправиться в путешествие, превращение (в волшебника, представителя какой-либо профессии) и создание ситуации успеха (просьба педагога научить игрушку или персонажа чему-то, чего он не умеет). Все эти мотивы приемлемы при работе на математическом занятии с воспитанниками второй младшей группы.

К примеру, педагог вносит плюшевого Мишутку и замечает, что он почему-то грустит. Мишутка «шепчет» на ушко воспитателю, что он нечаянно рассыпал две коробки с кубиками. В одной были большие, в другой поменьше, а вот теперь они перемешались на ковре. Одному Мишке, конечно, не справиться, и он просит ребят помочь ему рассортировать кубики по коробкам. Такая просьба воодушевит малышей, и они с радостью согласятся помочь любимой игрушке, одновременно осваивая понятие количества.

Мишка грустит, что у него рассыпались и перемешались кубики

Другой вариант мотивации — в группе появляется курочка (игрушка). Она также печальная. Дети высказывают свои предположения по поводу её состояния: птичка заболела, устала, ей скучно. Воспитатель выясняет у курочки, что ей, действительно, скучно: не с кем поиграть. А помочь могут ребята — сложить из геометрических фигур цыплят, с которыми она сможет играть.

Ещё один вариант начала занятия — слышен стук в дверь, педагог заносит куклу и демонстрирует её детям. Это девочка Маша, она «рассказывает», что не послушалась родителей, ушла одна в дремучий лес и, конечно, заблудилась. Дети при помощи воспитателя догадываются, что это героиня знакомой им сказки «Три медведя». Проходит короткая беседа о том, что всегда нужно слушаться маму и папу, а затем Маша просит ребят помочь ей найти дорогу к дому. Девочка сообщает, что живёт в большом красивом доме, к которому ведёт широкая дорожка. А дома вместе с ней и родителями живут животные — котёнок, щенок и петушок. Исходя из этих сведений строится основное содержание занятия: выбрать из двух дорожек широкую, отобрать нужных животных и определить их количество (много).

Занятие можно начать с появления героини знакомой сказки

Воспитатель может использовать как мотивацию для малышей мотив путешествия. К примеру, детям предлагается отправиться в лес к милым лесным жителям, с которыми можно поиграть в интересные игры, но для этого нужно проявить внимание и сообразительность. Поедут малыши на поезде — педагог назначает одного ребёнка паровозом, а остальные становятся вагончиками, все вместе имитируют движения и звуки, которые издаёт поезд.

Для большего эффекта можно включить аудиозапись из мультфильма «Паровозик из Ромашково» или всем вместе спеть весёлую песенку о путешествии на поезде.

«Поезд»

Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.

Чу-чу, чу-чу-чу-чу,
Бежит паровоз.
Далёко, далёко
Ребят он повёз.

Приехали в лес,
Остановка опять,
Вставайте, ребята,
Идите гулять.

Музыка Н. Метлова, слова Т. Бабаджан

Занятие по математике можно начать с путешествия на воображаемом поезде

Методика проведения НОД по математике в младшем дошкольном возрасте (формы работы, структура)

Занятия по ФЭМП во второй младшей группе начинаются с середины сентября, поскольку первые две недели у малышей проходит адаптационный период (ведь часть из них не посещали первую младшую группу, а пришли в сад в возрасте трёх лет). До октября воспитателю лучше заниматься математикой поочерёдно с двумя подгруппами детей, а затем уже вовлекать в познавательную деятельность сразу весь коллектив.

Структуру занятия определяет его содержание: изучение нового понятия, повторение и закрепление изученного или же проверка усвоенных знаний. Каждое занятие всегда имеет три этапа:

  1. Мотивационно-побудительное начало (2–3 мин).
  2. Основная организационно-поисковая часть (10 мин).
  3. Заключительная часть (2 мин).

В перерывах между познавательной деятельностью обязательно нужно провести физкультминутку, подвижную игру или пальчиковую гимнастику — это снимет напряжение воспитанников (физическое и умственное).

Физкультминутка или подвижная игра обязательно включается в структуру математического занятия

Занятие во второй младшей группе длится 15 минут, но если дошкольники знакомятся с незнакомым материалом (что требует от них большего напряжения), то его допустимо немного сократить до 10–12 минут. При этом педагог внимательно следит за состоянием и поведением детей — ведь утомление неизбежно ведёт к утрате интереса.

На занятии ФЭМП с ребятами четвёртого года жизни педагог использует различные формы работы. В процессе индивидуальной деятельности дошкольники занимаются с раздаточным материалом. Каждому воспитаннику он выдаётся в отдельном комплекте — коробочке, конверте либо на подносе. Если же ребята складывают фигуру из однородных элементов, например, домик из счётных палочек, то можно поставить один поднос на столик для двух детей.

Работа с раздаточным материалом позволяет почувствовать свою самостоятельность

Хорошо, если до занятия дети уже ознакомились с данным материалом: тогда им проще будет сосредоточиться на свойствах объектов. Игрушки либо бумажные фигурки не должны быть чересчур мелкими и тяжёлыми. Дошкольников следует приучать бережно относиться к обучающим пособиям, а после завершения работы складывать их обратно на поднос, в конвертик и т. д.

Также во второй младшей группе можно организовывать парную работу, когда два малыша одновременно выполняют задание. К примеру, один делает из кубиков длинный диванчик для большой куколки, другой же — более короткий для маленькой. Двум детям можно сравнить по длине свои пальчики либо ладошки по ширине.

Подвижные игры и физкультминутки, конечно же, предполагают коллективную работу.

Варианты тем, временной план занятий

Согласно задачам обучения педагог подбирает темы для занятий математикой во второй младшей группе. В ходе НОД решаются одна или две задачи (например, повторить сравнение двух совокупностей предметов и учиться различать левую и правую руку). В конце учебного года (май) обычно проводятся итоговые занятия: дети систематизируют свои знания, воспитателем оцениваются компоненты их готовности к дальнейшему математическому развитию.

Таблица: тематическое планирование по ФЭМП воспитателя второй младшей группы Л.В. Полетаевой
Таблица: фрагменты конспектов занятий по математике во второй младшей группе

Особенности проведения открытого занятия в соответствии с ФГОС

Во второй младшей группе практикуется проведение открытых занятий по математике. Это ответственная работа для воспитателя и дошкольников прежде всего потому, что дети 3–4 лет могут по-разному повести себя в присутствии гостей. Малыши в этом возрасте непредсказуемы: кто-то может заплакать, а кто-то всё занятие разглядывать взрослых, не обращая внимания на действия воспитателя. Поэтому целесообразно открытое занятие проводить с подгруппой детей. Кроме того, ребят нужно заранее психологически готовить, объяснять, что в группу придут гости, которых не нужно бояться.

В начале занятия нужно показать малышам гостей, пусть они рассмотрят их, поздороваются — это удовлетворит детское любопытство, и педагог сможет спокойно продолжать занятие.

Открытый просмотр по математике отличается от обычного занятия. Воспитатель должен продемонстрировать какую-либо новаторскую методику, инновационный приём подачи материала, необычный дидактический материал, эффективные формы работы с детьми. В этом случаи коллегам будет интересно, и они обогатят свой педагогический опыт, почерпнут для себя что-то новое и полезное.

Не нужно заранее репетировать с малышами все игры и вопросы, которые будут представлены на открытом занятии. В этом случае им не будет интересно — и гости это сразу поймут. Лучше отрабатывать с детьми аналогичные задания, но с использованием другого дидактического материала (наглядного и раздаточного). Что касается физкультминуток и пальчиковой гимнастики, то можно заранее провести её с ребятами.

Таблица: фрагмент сценария открытого занятия на сказочную тематику «Стоит в поле теремок» воспитателя Т. Б. Чернец

Видео: открытый просмотр по ФЭМП во второй младшей группе

https://youtube.com/watch?v=NpcrlpdrxwIVideo can’t be loaded: Детский сад «Бакыт-Актау», Открытое занятие в младшей группе «Мишутка» (https://youtube.com/watch?v=NpcrlpdrxwI)

Занятие направлено на изучение понятия количества. Присутствуют игровые персонажи (бабушка — взрослый и зайчик — его роль исполняет воспитанник группы).

Как провести с малышами анализ занятия

Во второй младшей группе педагог начинает проводить анализ каждого занятия, в том числе и математики. Беседуя с детьми, он просит их вспомнить, чем они занимались, что особенно понравилось, а что показалось трудным. В этом возрасте важно хвалить всех воспитанников, поскольку указание на ошибки ребёнок четвёртого года жизни может воспринять неправильно: расстроится, замкнётся в себе и в следующий раз не захочет ничего делать. Педагог должен рассказать ребятам, чему они научились на занятии и некоторым малышам деликатно указать, над чем нужно поработать (ни в коем случае не говорить, что задание было сделано плохо).

Если же занятие по математике было открытым, то присутствующие педагоги проводят его анализ по определённому плану (это делает и сам воспитатель для самоанализа).

Приведём примерные пункты такого плана.

  1. Уровень развития дошкольников, их поведение и атмосфера в коллективе (соответствует возрасту, все дети были активны, хорошая дисциплина, взаимоотношения детей дружеские).
  2. Оценка содержания и структуры НОД (занятие не затянуто, дети усвоили материал и при этом не устали, материал изложен последовательно, все этапы взаимосвязаны).
  3. Подбор дидактического материала (наглядность и раздаточные пособия соответствуют теме занятия, дидактический материал выразительный и интересный).

Картотека занимательного материала (загадки, задачи, стихи, считалки математического содержания)

Чтобы занятие по ФЭМП во второй младшей группе было увлекательным, педагогу следует включать в его содержание различный занимательный материал — загадки, считалки, короткие стихи, задачи, уместные для данного возраста. Это будет также развивать речь и тренировать память малышей (они узнают новые слова, а забавные стихотворные тексты всегда хорошо запоминаются).

Если воспитатель предлагает малышам загадки, то отгадку желательно демонстрировать наглядным материалом, например, показать малышам модель светофора, настоящую варежку, стол и так далее). В этом случае познавательный процесс будет более эффективным.

Математические загадки для второй младшей группы

  • У кого одна нога, да и та без башмака? (гриб).
  • Много рук, нога — одна (дерево).
  • Два конца, два кольца, а посредине гвоздик (ножницы).
  • Есть у каждого лица два красивых озерца.
    Между ними есть гора.
    Назови их, детвора (глаза).
  • Два глядят, а двое слушают (глаза и уши).
  • У него два колеса и седло на раме,
    две педали есть внизу, крутят их ногами (велосипед).
  • Два коня у меня, два коня.
    По воде они возят меня.
    А вода тверда, словно каменная! (коньки).
  • Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а не ест (вилка).
  • Сто одёжек, а все без застёжек (капуста).
  • Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).
  • У него глаза цветные,
    Не глаза, а три огня,
    Он по очереди ими
    Сверху смотрит на меня (светофор).
  • Четыре ноги, а ходить не может (стол).
  • Четыре братца под одной крышей стоят (стол).
  • Шевелились у цветка все четыре лепестка.
    Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел (бабочка).
  • Пять братцев в одном домике живут (варежка.)

Интересны загадки про геометрические фигуры и сказочных героев.

  • Нет углов у меня,
    И похож на блюдце я,
    На тарелку и на крышку,
    Кто же я такой, друзья? (Круг)
  • Он давно знаком со мной,
    Каждый угол в нём — прямой.
    Все четыре стороны
    Одинаковой длины.
    Вам его представить рад,
    А зовут его… (Квадрат)
  • Возле леса на опушке
    Трое их живёт в избушке.
    Там три стула и три кружки,
    Три кровати, три подушки.
    Угадайте без подсказки,
    Кто герои этой сказки? (Машенька и три медведя).

Стихотворения с математическим содержанием

К загадкам близки короткие стихотворения, которые дошкольники должны самостоятельно окончить — подобрать последнее слово, подходящее по смыслу и рифме:

  • На одной ноге кружится,
    Беззаботна, весела.
    В пёстрой юбке танцовщица,
    Музыкальная… (юла).
  • Овальная лягушка,
    Но вовсе не зверушка,
    А овощ-молодец —
    Зелёный… (огурец.)
  • Небо, будто синий дом,
    Есть одно оконце в нём:
    Словно круглое оконце
    В небесах сверкает… (солнце.)

Детям четвёртого года жизни понравятся забавные математические стихи, только они не должны быть слишком длинными, чтобы не утомить малышей:

  • Взял треугольник и квадрат,
    Из них построил домик.
    И этому я очень рад:
    Теперь живёт там гномик.
  • Мы поставим два квадрата,
    А потом огромный круг.
    А потом ещё три круга,
    Треугольный колпачок.
    Вот и вышел развесёлый чудачок.
  • На зарядку солнышко поднимает нас.
    Поднимаем руки мы по команде «раз».
    А над ними весело шелестит листва.
    Опускаем руки мы по команде «два».
  • Вышли мышки как-то раз
    Поглядеть, который час.
    Раз, два, три, четыре —
    Мыши дёрнули за гири…
    Вдруг раздался страшный звон,
    Убежали мышки вон.

Математические считалки

Ребят стоит научить и весёлым математическим считалкам, которые пригодятся им потом для коллективных игр:

  • Один, два, три, четыре, пять,
    Вышел зайчик погулять.
    Вдруг охотник выбегает,
    Прямо в зайчика стреляет,
    Но охотник не попал,
    Серый зайчик убежал.
  • Один, два, три, четыре, пять,
    Вышел зайчик погулять.
    Что нам делать? Как нам быть?
    Нужно заиньку ловить.
    Снова будем мы считать:
    Раз, два, три, четыре, пять.
  • Жили-были сто ребят.
    Все ходили в детский сад,
    Все садились за обед,
    Все съедали сто котлет,
    А потом ложились спать —
    Начинай считать опять.
  • Один, два, три, четыре.
    Кто живёт у нас в квартире?
    Папа, мама, брат, сестрёнка,
    Кошка Мурка, два котёнка,
    Мой щенок, сверчок и я —
    Вот и вся моя семья!
    Один, два, три, четыре, пять —
    Всех начну считать опять.

Досуг и развлечение по математике

Как показывает педагогическая практика, дошкольники очень любят математические досуги и развлечения. И приобщать детей к этой весёлой и интересной совместной познавательной деятельности можно со второй младшей группы. От обычного занятия они отличаются непринуждённой обстановкой и лёгкой атмосферой. Дети могут свободно передвигаться по группе или музыкальному залу (если мероприятие проводится там), быть более активными — больше рассуждать, свободно высказываться делать предложения.

Если какой-то малыш в ходе развлечения устал или потерял интерес, то он вполне может сменить вид деятельности (воспитатель заранее продумывает, чем занять таких детей).

Задача педагога — продумать увлекательную игровую программу, для этого обычно используются игровые персонажи, но не просто игрушки, а ростовые куклы или переодетые взрослые (можно подключить коллегу, младшего воспитателя или кого-то из родителей, которые желают проявить свои актёрские способности). Обязательно присутствует сюрпризный момент, который вызовет у малышей всплеск активности.

Яркий игровой персонаж — обязательная составляющая математического досуга в ДОУ

Сценарий математического развлечения лучше всего составлять по мотивам знакомой малышам сказки или мультфильма, при этом действия не должны быть чётко привязаны к плану, оставляя место для творческой импровизации ведущего. Материал должен быть ребятам хорошо знаком, не вызывать затруднений, поскольку главная цель досуга — развлекательная. Педагог должен подыскать необычный и интересную наглядность и дидактические пособия.

Проведение математического досуга требует от воспитателя определённого педагогического мастерства. Например, перед мероприятием следует проанализировать индивидуальные особенности своих воспитанников. Ведь у кого-то из детей есть проблемы с речью, кто-то боится проявлять инициативу. В соответствии с этим нужно подбирать ребятам задания, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя комфортно и радостно.

Математический досуг не нужно проводить слишком часто (не чаще одного раза в квартал): пусть для дошкольников это будет маленький праздник. К тому же, чтобы это мероприятие прошло достойно, нужна большая подготовка.

Таблица: фрагмент конспекта математического развлечения во второй младшей группе

Задания и темы самообразования воспитателя по ФЭМП во второй младшей группе

Математика предоставляет большие возможности в выборе темы для самообразования воспитателя. Самое важное — поиск новаторских игровых и занимательных приёмов, необходимых для обучения детей данного возраста. Ведь очень интересно разрабатывать новые пособия, своими руками создавать дидактические игры, которые впоследствии очень пригодятся для повышения квалификации педагога.

Отчёт по своей теме самообразования воспитатель может творчески оформить, например, в виде презентации для коллег, выставки для родителей. Можно даже организовать творческий мини-спектакль — разыграть математическую сказку, где героями будут малыши.

Приведём примеры возможных тем по самообразованию, связанных с математикой.

  1. Роль дидактической игры при обучении детей второй младшей группы математическим понятиям.
  2. Развитие мелкой моторики на занятиях по ФЭМП во второй младшей группе.
  3. Математические сказки для воспитанников второй младшей группы.
  4. Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы в обучении младших дошкольников математике.

В современном мире математика играет большую роль, проникая в самые разные области знаний. Этому предмету нужно уделять внимание с раннего дошкольного возраста. Причём ребёнок не должен просто запоминать различную информацию, но и учиться анализировать предметы и понятия. В доступной форме знакомя детей с количеством, формой, величиной предметов, обучая их первичным навыкам ориентировки в пространстве и времени, педагог не только даёт знания, но и способствует развитию логического и абстрактного мышления малышей.

Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, редактором, ведения сайта, имеется педагогический стаж (первая категория). Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

melkie.net

Методическая разработка по математике (младшая группа) на тему: Занятие по ФЭМП в младшей группе по ФГОС | скачать бесплатно


Занятие по ФЭМП в младшей группе по ФГОС.

Конспект занятия по ФЭМП в младшей группе .

Цели: Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос “сколько?” словами один, много, ни одного.

Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из нее один предмет.

Предварительная работа: Учить детей обращать внимание на форму предметов при выполнении элементарных действий с игрушками и предметами в повседневной жизни.

Рассматривание один и множества предметов.

Игра “Найди в группе предмет той же формы”.

Программное содержание. Образовательные задачи

– продолжать учить детей вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос и понятно отвечать на него;

– закреплять и обобщать знания детей о количестве предметов (один, много, ни одного,

-Закреплять умение различать и называть основные цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный;

– Развивающие задачи:

-Развивать слуховое и зрительное внимание, воображение.

-Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность -Расширять и активизировать словарь детей.

-Развивать логическое мышление.

Воспитательные задачи:

-Воспитывать желание трудиться;

-Воспитывать доброту и отзывчивость.

Оборудование и материалы:

Демонстрационные: мягкая игрушка Зайчик. Большой и маленький кубики. Большая и маленькая коробка

Раздаточные: Большие и маленькие кубики по числу детей. Тарелочки по одной штуке на ребёнка. Кружочки синего цвета в розетках на каждого ребёнка.

Место проведения: групповая (на ковре и за столами)

Ход занятия

1. Введение в учебно-игровую ситуацию

Введения сказочного героя Зайчика- Степашки.

-Ребята, к нам сегодня придёт гость,я вам загадаю загадку,а вы отгадайте кто же он?

В норке живёт- морковку грызёт

От лисы и от волка -убегает ловка (кто это)

ответы детей (зайка)

-Правильно это зайка, его зовут Степашка.

2. Основная часть.

1. Игра – задание «Разложи кубики по коробкам» (на ковре)

Воспитатель:

Ребята что то наш Степашка грустный. Степашка почему ты такой грустный?

-Ребята он говорит что у него рассыпались две коробки кубиков. И правда посмотрите сколько кубиков на нашем ковре. Давайте их рассмотрим: -Егор какие кубики по величине (больше и маленькие).Какого цвета кубики?

Дети называют цвета (синий, жёлтый, красный, зелёный)

– Зайчик просит разложить кубики по коробкам: большие кубики в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку, давайте мы поможем Зайчику. Посмотрите на свои кубики. Покажите большой кубик (показывают) Покажите маленький (показывают)

На столе у воспитателя демонстрационные кубики: большой и маленький. Воспитатель первый раскладывает по коробкам, сопровождая действия речью.

-Посмотрите это какая коробка? (большая)

-А эта коробка, какая? (маленькая)

-Ребята, большой кубик, я положу в большую коробку, а маленький в маленькую коробку (дети выполняют задания после объяснения воспитателя, по одному подходят и складывают кубики по коробкам.)

-Вот мы и помогли Зайчику: большие кубики сложили в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку. Зайчик доволен он улыбается.

Физкультминутка; Раз два три четыре пять. Вышли зайчики гулять.

Вдруг охотник выбегает,прямо в зайчика стреляет.

Пив -пав-ой-ой. Убегает зайчик мой!

Дети давайте пригласим Зайчика поиграть с нами за столами.

2. Игра задание «один и много» (за столами)

На столе разложены тарелочки. У каждого ребенка своя тарелочка белого цвета и коробочка с раздаточным материалом (кружочками синего цвета.)

Воспитатель: Дети у вас на столе белые тарелочка. Какой она формы (круглая). А ещё перед вами коробочки,что в них (кружочки)Какого они цвета? (синего) сколько кружков? (много).А на тарелочки (ни одного.)

Сейчас вы возьмите по одному кружку и положите на свою тарелочку. Сколько кружков у вас стало на тарелочке (по одному).А сколько осталось в коробке (много). Теперь сделайте так, чтобы на тарелочке стало много кружков,а в коробочке ни одного. Дети выполняют задание.

Сколько в коробочке кружков? (ни одного)

А у вас на тарелочке (много).Ребята,посмотрите а у Зайки в тарелочке сколько кружков? (ни одного). Давайте,каждый из вас положит к нему на тарелку по одному кружку.

-Вика, сколько ты будешь класть кружков (один)

-Мила, а ты сколько? (один)

Один,один, один, -посмотрите. Сколько Зайка собрал у вас кружков (много)

Было ни одного, а стало много. Давайте эту тарелочку подарим Зайчику.

“Спасибо дети! ”-говорит вам Степашка.

Вот какие мы с вами молодцы помогли собрать большие и маленькие кубики Зайчику и раскладывали кружочки (один, много, ни одного!Молодцы!

Ребята а вы знаете какой скоро праздник (новый год)

3. Игра – хоровод: Солнце зимнее встаёт, видит заинька идёт.

-Ты куда это косой по снежку идёшь босой?

на дворе теперь мороз отморозишь хвост и нос.

-Я мороза не боюсь я на ёлку тороплюсь

В детский сад меня позвали поплясать в нарядном зале!

Дети с воспитателем водят хоровод во круг ёлочки, и говорят Зайке- До свидания!

nsportal.ru

План-конспект занятия по математике на тему: Занятие по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОС | скачать бесплатно

Занятие по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОС

Конспект занятия по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОС

Цели: Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос “сколько? ” словами один, много, ни одного.

Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из нее один предмет.

Предварительная работа: Учить детей обращать внимание на форму предметов при выполнении элементарных действий с игрушками и предметами в повседневной жизни.

Рассматривание один и множества предметов.

Игра “Найди в группе предмет той же формы”.

Программное содержание. Образовательные задачи

– продолжать учить детей вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос и понятно отвечать на него;

– закреплять и обобщать знания детей о количестве предметов (один, много, ни одного,

-Закреплять умение различать и называть основные цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный;

– Развивающие задачи:

-Развивать слуховое и зрительное внимание, воображение.

-Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность -Расширять и активизировать словарь детей.

-Развивать логическое мышление.

Воспитательные задачи:

-Воспитывать желание трудиться;

-Воспитывать доброту и отзывчивость.

Оборудование и материалы:

Демонстрационные: мягкая игрушка Зайчик. Большой и маленький кубики. Большая и маленькая коробка

Раздаточные: Большие и маленькие кубики по числу детей. Тарелочки по одной штуке на ребёнка. Кружочки синего цвета в розетках на каждого ребёнка.

Место проведения: групповая (на ковре и за столами)

Ход занятия

1. Введение в учебно-игровую ситуацию

Введения сказочного героя Зайчика- Степашки.

-Ребята, к нам сегодня придёт гость, я вам загадаю загадку, а вы отгадайте кто же он?

В норке живёт- морковку грызёт

От лисы и от волка -убегает ловка (кто это)

ответы детей (зайка)

-Правильно это зайка, его зовут Степашка.

2. Основная часть.

1. Игра – задание «Разложи кубики по коробкам» (на ковре)

Воспитатель :

Ребята что то наш Степашка грустный. Степашка почему ты такой грустный?

-Ребята он говорит что у него рассыпались две коробки кубиков. И правда посмотрите сколько кубиков на нашем ковре. Давайте их рассмотрим: -Егор какие кубики по величине (больше и маленькие) .Какого цвета кубики?

Дети называют цвета (синий, жёлтый, красный, зелёный)

– Зайчик просит разложить кубики по коробкам: большие кубики в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку, давайте мы поможем Зайчику. Посмотрите на свои кубики. Покажите большой кубик (показывают) Покажите маленький (показывают)

На столе у воспитателя демонстрационные кубики: большой и маленький. Воспитатель первый раскладывает по коробкам, сопровождая действия речью.

-Посмотрите это какая коробка? (большая)

-А эта коробка, какая? (маленькая)

-Ребята, большой кубик, я положу в большую коробку, а маленький в маленькую коробку (дети выполняют задания после объяснения воспитателя, по одному подходят и складывают кубики по коробкам.)

-Вот мы и помогли Зайчику: большие кубики сложили в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку. Зайчик доволен он улыбается.

Физкультминутка; 

Раз два три четыре пять. Вышли зайчики гулять.

Вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет.

Пив -пав-ой-ой. Убегает зайчик мой!

Дети давайте пригласим Зайчика поиграть с нами за столами.

2. Игра задание «один и много» (за столами)

На столе разложены тарелочки. У каждого ребенка своя тарелочка белого цвета и коробочка с раздаточным материалом (кружочками синего цвета.)

Воспитатель: Дети у вас на столе белые тарелочка. Какой она формы (круглая). А ещё перед вами коробочки, что в них (кружочки) Какого они цвета? (синего) сколько кружков? (много) .А на тарелочки (ни одного.)

Сейчас вы возьмите по одному кружку и положите на свою тарелочку. Сколько кружков у вас стало на тарелочке (по одному) .А сколько осталось в коробке (много). Теперь сделайте так, чтобы на тарелочке стало много кружков, а в коробочке ни одного. Дети выполняют задание.

Сколько в коробочке кружков? (ни одного)

А у вас на тарелочке (много) .Ребята, посмотрите а у Зайки в тарелочке сколько кружков? (ни одного). Давайте, каждый из вас положит к нему на тарелку по одному кружку.

-Вика, сколько ты будешь класть кружков (один)

-Мила, а ты сколько? (один)

Один, один, один, -посмотрите. Сколько Зайка собрал у вас кружков (много)

Было ни одного, а стало много. Давайте эту тарелочку подарим Зайчику.

“Спасибо дети! ”-говорит вам Степашка.

Вот какие мы с вами молодцы помогли собрать большие и маленькие кубики Зайчику и раскладывали кружочки (один, много, ни одного! Молодцы!

Ребята а вы знаете какой скоро праздник (новый год)

3. Игра – хоровод : Солнце зимнее встаёт, видит заинька идёт.

-Ты куда это косой по снежку идёшь босой?

на дворе теперь мороз отморозишь хвост и нос.

-Я мороза не боюсь я на ёлку тороплюсь

В детский сад меня позвали поплясать в нарядном зале!

Дети с воспитателем водят хоровод во круг ёлочки, и говорят Зайке – До свидания!

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *