Буква а логопедическое занятие – План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме: Конспект логопедического занятия: Звук [а], буква А. | скачать бесплатно

Содержание

План-конспект урока по логопедии (1 класс) на тему: Логопедическое занятие по теме: «Буквы «а» и «о»». | скачать бесплатно

Логопедическое занятие по теме: «Буквы «а» и «о»». Предназначено для учащихся 1-2 классов, оптическая дисграфия.

                        Ашева  Оксана Георгиевна учитель-логопед

                       Республика Адыгея, аул Кошехабль

                                                                       МБОУ СОШ №2

Логопедическое занятие по теме: «Буквы «а» и «о»» предназначено для учащихся 1-2 классов, у которых наблюдается оптическая дисграфия. Основная цель этого занятия – научить детей дифференцировать строчные оптически схожие буквы «а» и «о». Все занятие подчинено одной лексической теме, что делает его интересным и занимательным. На занятии дети не просто прописывают буквы в тетрадь, а прописывают их на песке, в воздухе, сравнивают с предметами, похожими на элементы дифференцируемых букв. Дети на занятии не загружены изнурительным записыванием слов под диктовку. Вместо этого они «шифруют» слова, вставляют в слова нужные буквы занятия, собирают слово из «кусочков». Загадки, сопоставление букв со знакомыми предметами, работа с песком, гимнастика для мозга – все это делает занятие занимательным и интересным для ребенка, а логопеду помогает добиться поставленной цели.

Логопедическая тема: «Буквы «а» и «о»».

Грамматическая тема: Словарные слова.

Лексическая тема: Транспорт. Правила дорожного движения.

Цели: 1. Развивать психические функции: зрительное и слуховое внимание и память.

  1.  Развивать порядковый, слоговой анализ и синтез.
  2.  Учить дифференцировать строчные буквы «а» и «о» в предложениях.
  3.  Расширить словарь по темам: «Транспорт», «Правила дорожного движения».
  4.  Развивать орфографические навыки.

Оборудование: Картинки с изображением машин и дорожных знаков; картинки соотносящие буквы «а» и «о» с небуквенным изображением; сюжетные картинки, изображающие городскую улицу; индивидуальные карточки; емкость с песком; тетради, ручки, цветные карандаши.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед: Сегодня нам предстоит с вами поучаствовать в нелегком и очень интересном занятии. Чтобы хорошо справиться со всеми заданиями занятия, ваши головки должны хорошо думать. А для того, чтобы головки хорошо думали, мы сейчас выполним несколько упражнений гимнастики для мозга.

Дети выполняют упражнения «Кнопочки мозга», «Ладушки», «Сова».

  1. Развитие зрительного внимания и памяти.

Логопед: Запомните последовательность картинок, восстановите ее: грузовик, самосвал, автобус, поезд. Затем логопед добавляет еще 2 картинки (такси, полицейская машина).        

Логопед: Ответьте, что добавилось?

  1. Объявление лексической темы.

Логопед: Назовите одним словом изображенное на картинках (транспорт). Скажите, какие виды транспорта вы знаете? (наземный, воздушный, водный, гужевой). Что мы отнесем к каждому виду?

Обоснуйте, зачем надо знать и соблюдать правила дорожного движения. (Чтобы не попасть в аварию).

4. Развитие зрительно – пространственных ориентировок.

А) Игра «Будь внимателен».

Логопед: Покажите правой рукой левую бровь, правое плечо. Левой рукой – правое ухо, правый глаз.

Б) Игра «Дорожные знаки».

Логопед: Объясните, в какую сторону идет транспорт по этим знакам («Одностороннее движение», «Поворот направо», «Двустороннее движение», «Поворот налево запрещен», «Круговое движение»)

  1. Объявление логопедической темы.

Логопед: Отгадайте загадки.

  1. Белая вата плывет куда-то

Что это? (облако)

Какой первый звук в слове «облако»?

  1. Замечательный на вкус, называется … (арбуз.)

Какой первый звук в слове «арбуз»?

Вы догадались над какими звуками и буквами мы будем сегодня работать? («а» и «о»).

6. Работа с буквами «о» и «а».

Логопед показывает на доске, как пишется буква «о».

Сопряженно с написанием буквы логопед произносит: «один». Затем проделывает то же самое в воздухе и предлагает ученикам повторить его действия.

Тот же порядок производится с буквой «а». При ее написании логопед произносит: кружок – «один», крючок – «два».

Связь букв с небуквенным изображением.

«о» – овальный огурец.

«а» – арбуз с хвостиком, загнутым в виде петли.

Закрепление символа за буквами.        

Логопед: Произнесите звук А. Посмотрите в зеркало и скажите, на какую геометрическую фигуру похожа форма ваших губ? (На круг). А теперь произнесите звук О. Какая геометрическая фигура получилась? (Овал).

Вспомните условное обозначение этих звуков.

Соотнесите количество элементов в букве «о» со счетом (один), а теперь в букве «а» (один, два).

Под счет пропишите буквы в воздухе.

Повторение значения красного цвета для условного обозначения гласных звуков и букв.

Прописывание букв на песке. 

Дети пишут под счет буквы «о» и «а» на песке. Сперва указательным пальцем, затем ребром ладони.

Так чем же отличаются буквы «о» и «а»? (Крючком).

  1. Физкультминутка.

Дети выходят и становятся в круг спиной к логопеду, он читает стихотворение, они показывают действиями его содержание:

Это – правая рука.        (жест)

Это – левая рука.        (жест)

Справа – шумная дорога,        (жест)

Слева – быстрая река.        (жест)

Повернулись мы и вот –        (жест)

Стало все наоборот:        (дети маршируют)

Слева – шумная дрога,        (жест)

Справа – быстрая река.        (жест)

Неужели стала правой наша левая рука? (Нет, мы просто повернулись…)

8. Тренировочные письменные упражнения.

а) Развитие порядкового анализа

Игра «Зашифруй слово» (дети пишут в тетрадь не само слово, а лишь буквы, над которыми работают на занятии и которые услышали в названном слове).

Слова: мост, красный, метро, зебра, переход, трамвай, автобус, площадь, скорая, атлас.

б) Развитие слогового анализа и синтеза.

Логопед: На перекрестке стоял предмет, без которого движение просто невозможно. От сильного порыва ветра этот предмет упал и разбился на куски. Если вы правильно поставите по порядку слоги слова, называющего этот предмет, то узнаете, какой предмет стоял на перекрестке.

ТО        ФОР        СВЕ        (светофор)

А теперь запишите это слово с новой строки в свои тетрадочки. Скажите, пожалуйста, мы это слово пишем так, как произносим? (Нет: Говорим «светафор», а пишем «светофор») Запомните, как пишется это слово. Подчеркните красным карандашом те буквы в слове, над которыми мы сегодня работаем. Под какой счет мы их писали? (Один)

в) Развитие орфографического навыка.

Логопед: К сюжетной картинке «Городская улица» самостоятельно подберите и запишите слова с сочетанием – оро -, например, «сторона» (ворона, дорога, город, воробей) Запомните, как пишутся эти слова. (Слова на карточках выставляются на доску, дети хором их читают)

С новой строки запишите эти слова к себе в тетрадочку. Пишем, проговаривая каждое слово шепотом.

А теперь возьмите карандаш зеленого цвета и подчеркните в каждом слове сочетание – оро -.

Давайте с этими словами составим словосочетания: Дорога какая? Город какой? Сторона какая? и т.д.

Логопед: У вас на карточках написаны слова. В них пропущены буквы, над которыми мы сегодня с вами работаем. Вставьте эти буквы в слова вместо цифр 1 и 2. Вы, наверно, догадались, что эти цифры обозначают счет, под который мы пишем буквы «о» и «а».

Тр2мв2й        2вт1бус       тр1ллейбус      м1т1цикл        вел1сипед

Придумайте предложение с понравившимся вам словом.  

9. Итог занятия.

Похвала детей. Вам понравилось наше занятие? Чем?

nsportal.ru

План-конспект урока по теме: Логопедическое занятие на тему: “Звук и буква – А”. | скачать бесплатно

                                             Васильченко  О. Н. учитель-логопед

                                   специальная (коррекционная)

                            школа-интернат VIII вида.

                                                         п. Матвеева кургана.  Ростовской области.

Логопедическое занятие с учащимися   первого класса (алалия)

ТЕМА: « ЗВУК И БУКВА – А»

Задачи:

1. Учить детей чётко произносить звук А, выделять звук- А в  ударной позиции в начале и конце слова.

2.Развивать фонематический слух, мелкую моторику.

3.Воспитывать уверенность в себе.

Оборудование: предметные картинки, разрезная азбука, палочки, макеты букв – А, У

Ход занятия

I.Организационный момент.

Мимические упражнения.

  1. Ребята представьте, что мы с вами купили на рынке лимоны, апельсины, абрикосы. И я решила вас угостить лимоном. По выражению вашего лица я должна догадаться, что он кислый.
  2. А теперь представьте, что вы съели по дольке апельсина и абрикоса.
  3. Покажите ваши ощущения на лицах.
  4. Какие на вкус эти фрукты?

Фонетическая зарядка.

  1. Ребята покажите, как девочка укачивает куклу на плавном длительном выдохе’ (А- А – А- А)
  2. Что просит сказать врач, когда осматривает горло, произнесите отрывисто.

      (А-А-А        )

–        А теперь давайте самостоятельно произнесём звук А столько раз, сколько я           хлопну в ладоши.

П. Сообщение темы занятия.

– Ребята прослушайте ряд слов: август, апельсин, абрикос, аист, адрес.

– Какой одинаковый звук слышится в начале слов? (Звук А)

– Правильно. И вот сегодня на занятии мы с вами познакомимся со звуком А.

1. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим

признакам.

  1. Взяли зеркала и давайте вместе произнесём звук А.
  2. Когда мы произносим звук А, то губы в спокойном состоянии, рот открыт широко.

язык спокойно лежит во рту, горло «работает».

  1. Положите руку на горлышко.

      –  Чётко произнесите звук А.

     – Ребята, звук А мы можем петь, так как воздух на своём пути не встречает преграды. Поэтому звук А – гласный. И мы обозначим его красным цветом и поместим жить в красный замок.

2.Выделение звука А на слух с закрытыми глазами.

из ряда гласных АУ, УА, АО, ИА;

из обратных слогов АЛ, АШ, АХ, AM.

3.Анализ звукового ряда из двух гласных звуков.

-Послушайте, сколько я произнесла звуков?    АУ,  УА,  АИ,  ИА, ИУ,  УИ , АЮ, OA.

4.Выделение звука А в произношении в словах по предметным картинкам.

5.Заучивание чистоговорки.

А – а – а – шире ротик детвора.

А – а – а у  меня болит нога.

III.        Физминутка.

  1. Проведение пальчиковой гимнастики и упражнение по профилактике зрения.
  2. Ребята, у вас на столах лежат орехи. Взяли орехи зажали их в кулачки (5 – 10 раз), покатали их между ладонями (вверх – вниз, вправо – влево), сделали круговые движения по ладоням.
  3. Вытянули правую руку, большим и указательным пальцем удерживаем орехи и медленно отводим руки вправо, влево, делаем круговые движения руками и внимательно следим глазами за движением предмета, не поворачивая головы.

6.Знакомство с буквой А.

Пальцы указательные
Ставим под углом.
Средний – перекладиной
Ровно ляжет в нём.

     –         Ребята, что вам напоминает буква А?

(Два столбца наискосок, а между ними поясок).

  1. А ещё на что похожа буква А. (На крышу дома).
  2. А теперь взяли палочки и выложили букву А из палочек.
  3. А теперь посмотрите на доску. Перед вами азбука, найдите в ней букву А.
  4. Как вы думаете, чем знаменита буква А? (Потому что стоит в начале алфавита.)

7Выкладывание слов АУ, УА из букв разрезной азбуки.

8.Речевая игра: «Закончи предложение»

Закрепление употребления косвенных падежей существительных единственного числа.

НА КРЫШУ ПОСТАВИЛИ ТЕЛЕВИЗИОННУЮ………………….

СОЛДАТЫ СТРЕЛЯЛИ ИЗ…………………………..

ДЕТИ РИСУЮТ КРАСКАМИ В…………………….

МАМА ВАРИТ ВАРЕНЬЕ ИЗ……………………….

IV. ИТОГ ЗАНЯТИЯ

– Ребята сегодня на занятии мы познакомились со звуком –  А.

Все вы хорошо работали на занятии и получаете заслуженные призы.

nsportal.ru

Логопедическое индивидуальное занятие “Звук и буква А”; 1 класс с УУО – Начальная школа – Материалы для коррекц. классов

Тема: «Звук и буква А»

Коррекционно-образовательные задачи:

  • формировать умение правильно произносить звук «а»;

  • вырабатывать умение удерживать язык в спокойном состоянии;

  • закреплять знания об артикуляционных особенностях звука «А»;

  • автоматизировать звук «А» изолированно, в слогах и в словах;

  • учить соотносить звук «А» с буквой «А».

Коррекционно-развивающие задачи:

• развивать фонематические процессы (игры «Кто лучше слышит?», «Поймай звук»);

• развивать внимание и память посредством заучивания чистоговорки;

• развивать мелкую моторику рук, выполняя штриховку;

• развивать силу голоса и интонационную выразительность речи, пропевая гласные звуки;

• развивать речевое дыхание, выполняя дыхательную гимнастику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

• воспитывать навыки инициативности и самостоятельности;

• воспитывать активность и внимательность на занятии.

Оборудование: кукла, зеркало, ленточка, большой красный круг, цветок, трубочка для коктейля, картинка с буквой А, касса букв, картинки (арбуз, Айболит, ананас).

Ход занятия

1. Организационный момент.

– К нам сегодня в гости пришла кукла Аня. Она хочет посмотреть, как ты занимаешься, и приготовила для тебя несколько заданий.

Какой первый звук в имени нашей гостьи? («А»). Сегодня мы с тобой продолжим учиться красиво и правильно произносить звук «А».

2. Массаж.

Для снятия напряжения артикуляционного аппарата и повышения его тонуса применяется гигиенический массаж. Производится поглаживание кончиками пальцев:

а) от середины лба к вискам и вокруг глаз до переносицы,

б) от переносицы к околоушной впадине,

в) от кончика носа по его спинке вверх и обратно,

г) винтообразные движения вокруг кончика носа с переходом на верхнюю и нижнюю губу.

Вибрационный массаж заключается в поколачивании крыльев носа с одновременным произнесением звука м .

3. Мимическая гимнастика.

– Наша гостья загрустила, давай ей улыбнемся и подмигнем.

4. Артикуляционная гимнастика.

– А теперь давай расскажем Ане интересную сказку. Возьми зеркало, посмотри на себя, улыбнись, начинаем нашу сказку о Веселом Язычке.

Жил-был Веселый Язычок. Жил он в своем домике, открыл он дверь вот так (показ) – рот открыть и закрыть. Потом он вышел на улицу, посмотрел вниз, посмотрел вверх – язык тянуть к носу, к подбородку (упр. «Качели»). Решил он построить около дома «заборчик» (зубы обнажены, губы растянуты) и смастерить дудочку (упр. «Трубочка»). Потом захотел немного отдохнуть и покататься на качелях (упр. «Качели»). Скрылось солнце за горой, Язычок пошел домой. Сладко зевнул (рот широко открыт) и уснул.

5. Автоматизация звука в изолированном виде.

– Заболело горло у Веселого Язычка, пошел он к врачу. Попросил врач широко открыть рот и сказать: “А–А–А! ”

– Запомни чистоговорку на звук «А»:

А–А–А – высокая гора,

А–А–А – на горе идет игра.

6. Анализ артикуляции и характеристика звука

– Посмотри, губки в спокойном состоянии, ротик широко открыт, язычок спокойно лежит во рту, горлышко «работает» (рука лежит на горлышке). Звук «А» гласный, его можно петь, потому что ни губы, ни зубы не мешают свободно проходить воздуху. Мы будем обозначать звук «А» большим красным кружком.

7. Дыхательная гимнастика.

– А еще Аня принесла тебе трубочку, покажи, как с помощью нее ты умеешь делать бурю в стакане воды (упр. «Буря в стакане») .

– Давай и мы сделаем подарок куколке, посмотри какой красивый цветочек. Понюхай, как он пахнет (упр. «Нюхаем цветочки»)

8. Работа над голосом.

– Аня принесла тебе волшебную ленточку, которая очень любит петь. Намотай ленточку на палец и пропой звук «А»

– Сделай короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

9. Развитие фонематического слуха.

– Давай поиграем в игру “Кто лучше слышит? ” Я буду называть звуки. Когда услышишь звук «А», хлопни в ладошки:

А, У, О, А, Ы, И, А, Э, Е, О, А.

11. Развитие фонематического восприятия. Игра «Поймай звук».

– Я буду называть слова, а ты внимательно слушай, если в них услышишь звук «А», то подними красный кружок:

Ананас, кот, Аня, утка, дом, стол, карандаш, автобус.

12. Физкультминутка.

– А теперь давай немного передохнем.

А — начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко.

 (Ребенок должен стоять широко расставив ноги. На каждый счет руки поочередно: на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз-два хлопка. Темп постоянно ускоряется.)

13. Знакомство с буквой А.

– Посмотри, на что похожа буква А?

Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок!

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А. (показ картинки)

Букву А мы можем написать, выложить из палочек, потрогать, увидеть.

А звук «А» услышать и произнести.

– Найди среди букв букву «А».

14. Развитие мелкой моторики.

– Обведи и заштрихуй букву А.

15. Автоматизация звука «А» в словах

– Наша гостья хочет загадать тебе загадки. Давай попробуем их отгадать.

• Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны

Так приятен он на вкус,

И зовут его … (Арбуз) .

• Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор … (Айболит) .

• Далеко на юге где-то

Он растет зимой и летом.

Удивит собою нас

Толстокожий. (Ананас)

16. Итог занятия.

-Теперь узнаем тебя мы всегда

Наш новый знакомый, звук «А»!

-Ты очень хорошо занималась, нашей гостье очень понравилось у тебя в гостях.

pedsovet.su

Конспект логопедического занятия «Буква «С»



Конспект занятия по обучению грамоте в логопедической подготовительной группе на тему: «Путешествие в волшебный лес. Знакомство с буквой С»

 Цели:

 Коррекционные: Закрепить звуки [с] [с’]. Познакомить детей с новой буквой «С». Учить детей составлять и читать односложные слова. Формировать навык чтения слогов, односложных слов.

 Развивающие: Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные: Воспитывать желание активно работать на занятии, добрые отношения друг к другу, любовь к природе, лесу.

 Оборудование: Предметные картинки: лиса, сурок, соболь, синица, сук; схема на звук «С»; буква «С», кассы букв на количество детей; наборное полотно, мольберты, мяч.

Предварительная работа: Проводились игры: «Летает – не летает», «Будь внимательным», «Придумай слова со слогами», загадывание и отгадывание загадок; заучивание двустиший.

 

Ход занятия:

I. Организационный момент

Игра «Летает – не летает»: Собака, сорока, санки, соловей, синица, автобус, стол, аист, ласточка, самокат.

Логопед. А теперь назовите, одним словом перечисленные мною летающие предметы.

Дети. Птицы.

Логопед. А из перечисленных птиц назовите только зимующих?

Дети. Сорока, синица.

II. Артикуляция звука [с]

Логопед. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие.

Отгадайте, куда мы пойдем.

Его зимой и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки,

Но зимние метели

В меха его одели. (Лес)

Логопед. Мы с вами оказались в волшебном лесу. На лесной полянке много пенечков.

Присаживайтесь на пенечки. Какой последний звук в слове лес?

Дети. С-с-с.

Логопед. Посмотрите на схему и расскажите об этом звуке по схеме.

Дети. При произнесении звука «С».

а). Губы в улыбке;

б). Зубы сближены, но не сомкнуты;

в). Широкий кончик языка упирается в нижние зубы;

г). Передняя часть спинки языка поднимается к верхнимбугоркам и образует с ними щель;

д). Боковые края языка плотно прижаты к боковым зубам;

е). Посередине языка идет плавная струя воздуха;

ж). Голосовой моторчик не работает, в результате чего голос не образуется.

III.Характеристика звука

Логопед. Дайте характеристику звуку [С].

Дети. Звук [С] — согл., глух., бывает и тв. и мяг.

Логопед. А как я произнесу звук [С] твердо или мягко в словах: Собака, санки, рысь,

синий.

IV. Игра «Будь внимательным»

Логопед. Если услышите звук [С] в  словах поднимите синий кружок, а звук [С’] –

зеленый.

Лиса, лось, солнце, лист, синица, собака, аист, сентябрь.

V. Знакомство с буквой С

Логопед. В лес волшебный на прогулку нас приглашает пойти новая буква.

Какой мы звук повторили сегодня на занятии? А чем обозначается звук на письме?

Значит, приглашает нас на прогулку в лес буква С. (демонстрирует букву). Скажите на что

похожа буква С? (чтение двустиший о букве С детьми). Назовите букву.

 VI. Физкультминутка

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

(физкультминутка выполняется 2 раза).

VII. Звукобуквенный анализ

Логопед. У всех людей есть школы, где учатся ребята. В этом лесу тоже есть своя «Лесная

школа». И в эту школу приглашает вас буква С. Послушайте, какая история произошла с

буквой С.

Однажды буква С пошла, гулять в лес, и повстречала там гласную А.

Какой слог образовали эти буквы? Составьте из букв разрезной азбуки слог СА.

Мелькнула между соснами рыжая лиСА. (Логопед ставит изображение лисы, соболя,

сурка, синицы).

Идет дальше буква С, встретила она гласную О. Составьте слог, какой слог получился,

прочитайте. (дети составляют слог СО). По веткам Соболь пробежал.

Вышла на полянку буква С и встретила гласную У. (дети составляют слог СУ).

Прислушайтесь как посапывает Сурок.

Пошла дальше, гулять буква С. На пеньке она увидела букву И. (дети составляют слог

СИ) тут же желтогрудая синица прилетела, звонко засвистела. Идет дальше буква видит

на суку сосны, висит табличка. На табличке изображен сук.

Составьте в кассе слово сук. Вместо буквы У поставьте букву О. Какое слово у вас

получилось? (слово сок).

VIII. Чтение слогов, слов

Логопед. Солнышко светит ослепительной красой. Направила буква С  солнечные лучи

на гласные буквы.

Подружите буквы и прочитайте, что получилось (чтение по цепочке). В лесу мы

побывали, А слова не прочитали. (чтение слов друг за другом, по цепочке).

IX. Дид. игра «Придумай слово»

Логопед кидает мяч детям называет слоги –са, -со, -су, -си. Дети придумывают слова с

этими слогами: сад, сорока, сушка,  сироп и т.д. X. Итог занятия Логопед. Какой звук мы

повторили? Чем обозначается звук на письме? С какой буквой мы сегодня

познакомились? Что вам понравилось на этом занятии?

 

Учитель-логопед

 Багаутдинова  Айсылу Фаритовна

 МАДОУ Детский сад №12 г. Учалы РБ



Советую прочитать дополнительно по этой теме

logopedrunet.ru

Конспект логопедического занятия по изучению звука и буквы А

Конспект логопедического занятия

«Звук и буква А»

Цель: Знакомство со звуком и буквой А

Развитие фонематического слуха.

Обучение выполнению трехступенчатой инструкции.

Выделение начального гласного в слове.

Закрепление навыка произношения звука А в слогах, словах, и предложениях.

Расширение словарного запаса.

Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Оборудование: Разрезные картинки: Аня, Антон, автобус, апельсин, аист, арбуз.

Предметные картинки: Аня, Антон, автобус, апельсин, аист, арбуз,

ландыш, ёжик, белка, цапля, арфа.

Карточка с изображением буквы А.

Ход занятия.

I. Оргмомент. – Ребята сейчас мы поиграем в игру «Ласковые имена».

– Сядет тот, кого я назову ласково.

II. Основная часть.

  1. Постановка темы занятия

Л. – У вас на столах лежат конверты, а в них картинки.

На счет раз – вы возьмете конверт

На счет два – достанете картинки.

На счет три – сложите их.

Л. – Послушайте, внимательно с какого звука начинаются все эти слова: Аня, Антон,

автобус, арбуз, апельсин.

(Логопед четко называет картинки, выделяя звук А)

Дети: а-а-а…

Л. – Кто догадался, с каким звуком мы будем сегодня знакомиться?

Дети: со звуком А.

Л. – Правильно, со звуком А.

2. Развитие фонематического слуха.

Л.- Давайте с ним поиграем. Я буду произносить разные звуки. А вы хлопните в

ладоши, когда услышите звук А.

А – У – И – А – А – Ы – Е – А

Л. – Какой звук мы учились выделять?

Ответ детей.

Л. – Повторите хором.

Звук мы слышим и произносим. На звук А широко раскрываем ротик, звук проходит свободно и легко без преград.

Звук А обозначается буквой А. Букву мы видим и пишем. Посмотрите на букву А

(показ буквы. На что похожа)

Давайте раскрасим букву, которая у вас есть у каждого на парте. Какая это буква? ААА

Молодцы!

3. Закрепление навыка произношения звука А в слогах.

Л. – Ребята, я приглашаю вас на волшебную поляну, но дойдет туда только тот, кто

аккуратно пройдет по кочкам и не потревожит жителей, которые живут на ней.

(дети идут по кочкам за логопедом)

АУ-АМ-АП-УА-МА-ПА-КА-

Л. – На поляне стоит замок. Но вот беда жителей замка заколдовала злая фея.

Что же нам делать?

Дети:

Л. – Я произнесу заклинание, а вы его повторите. Если правильно произнесете

заклинание, то расколдуете жителей замка.

па – ба – да

па – та – ха

ка – па – та

ка – га – ха

ап – аб – ад

апн – абн – амн

(Дети поочереди повторяют за логопедом слоги и получают каждый свою игрушку)

Л. – Ну вот! Всех жителей мы расколдовали.

4. Закрепление навыка произношения звука А в словах и предложениях.

Л. – Ребята, жители не отпустят нас домой пока мы не выберем те картинки, название

которых начинаются со звука А.

Дети выбирают.

(Логопед спрашивает какие картинки они выбрали, потом дети составляют ).

5. Разучивание стихотворения

Аист с нами пробыл лето,

А зимой гостит он где-то

III. Итог занятия. С каким звуком знакомились? С какой буквой? Где побывали?

Какие запомнили слова, которые начинаются со звука А?

kopilkaurokov.ru

Конспект Приметы осени, Звук и буква А и У


Конспект подгруппового логопедического занятия для подготовительной группы по закреплению понятий звук и буква А и У, а так же уточнению осенних примет.

Цель: закрепление понятия звук и буква А, У, уточнение осенних примет.

Задачи:

  • Неречевые – развитие общей моторики, развитие дыхания, развитие зрительного внимания, развитие мышления, памяти, слухового внимания, воображения, уточнение знаний о звуках А, У, закрепление графо-моторных навыков.
  • Речевые – активизировать и расширять словарь, формирование связной речи, образование относительных прилагательных, уточнение названий предметов.
  • Педагогические – закрепление понятий по лексической теме «Осень» — осенние приметы, уточнение понятий и представлений по теме «Деревья», развитие учебных навыков, обучение вежливости, доброжелательности, игровых навыков, умение слушать других.

Оборудование:

  • цветные кленовые листья (желтые и оранжевые),
  • карточки – опорные схемы с признаками осени,
  • ежик из красного картона,
  • буквы А и У из красного картона
  • конверты с листиками деревьев,
  • деревья из картона с силуэтами листьев
  • картина осени.

Ход занятия:

I. Организационный момент. Приветствие.

– Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в лес. Кто мне скажет, какой сейчас лес? (Осенний)

– Итак, давайте представим, что мы идем по лесу. Под ногами нам мешают ветки деревьев, вот узкая тропинка, идти надо аккуратно. (Дети повторяют за логопедом: высоко поднимают ноги, шаги медленные – ножка к ножке)

– И вот мы вышли на полянку. Мы шли долго, устали, давайте вдохнем поглубже. (Вдох – выдох)

– А ну ка, посмотрите, что вы видите на полянке? (Листья)

– Давайте соберем каждый по листочку, кто взял листик, может сесть за парту.

II. Начало основного занятия.

– Скажите мне, какого цвета ваши листочки? (Желтые, оранжевые)

– А почему наши листочки желтые, оранжевые, а не зеленые? (Наступила осень)

– Как мы называем такую осень, когда листья становятся желтыми? (Золотая осень)

– А что происходит с природой осенью? Дети называют приметы осени)

– Как называют время, когда падают листья? (Листопад)

– Молодцы, правильно!

– Ребята, посмотрите внимательно на листочки, они же волшебные! На каждом написана буква. Давайте пропоем, озвучим каждый свой листочек, а послушать как вы поете пришел красный ежик. (Дети поют звуки)

– Обратите внимание, что у нас с ротиком, когда мы поем А-А-А-А? (Рот широко открыт)

– А когда мы поем У-У-У-У, что делают наши губы? (Вытягиваются трубочкой)

– Молодцы! Ежику очень понравилось, как вы поете звуки. А как называются звуки, которые можно пропеть? (Гласные)

– Правильно, гласные. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом, как и сам ежик, ведь это его звуки. А чем мы обозначаем звуки на письме? (Буквами)

– Давайте проведем пальчиком по букве, посмотрим как она пишется. (Логопед показывает, дети выполняют задание на своих листочках)

– Молодцы! Все прописали букву, а теперь постарайтесь придумать как можно больше слов на звук А. (Дети придумывают слова)

– Теперь как можно больше слов на звук У. (Дети придумывают слова)

– Молодцы! А теперь возьмите ваши листочки и давайте выйдем на нашу полянку. Встаньте в кружок, я буду говорить, а вы повторяйте за мной движения:

Ветер дует нам в лицо, (машут листочками на лицо)
Закачалось деревцо, (руки вверху, наклоны вправо — влево)
Ветер тише, тише, тише, (опускают руки, приседают)
А деревцо все выше, выше. (поднимают руки, встают)

– Отлично! Теперь садитесь на свои места и посмотрите, какой сюрприз оставил нам ежик пока нас не было. (Листочки)

– Деревья сбросили свои листочки. Какое дерево сбросило свои листики? (Логопед по очереди указывает на каждое дерево. Дуб, клен, рябина, липа)

– Какие листочки у дуба? (Дубовые)

– У кого есть дубовые листочки? Поднимите и покажите их. (Дети, у кого есть дубовые листочки, поднимают их)

– Какие листочки у клена? (Кленовые)

– У кого есть кленовые листочки? Поднимите и покажите их. (Дети, у кого есть кленовые листочки, поднимают их)

– Какие листочки у рябины? (Рябиновые)

– У кого есть рябиновые листочки? Поднимите и покажите их. (Дети, у кого есть рябиновые листочки, поднимают их)

– Какие листочки у липы? (Липовые)

– У кого есть липовые листочки? Поднимите и покажите их. (Дети, у кого есть липовые листочки, поднимают их)

– Молодцы! А теперь положите листочки каждый у своего дерева. (Дети распределяют листочки к деревьям)

III. Заключительная часть. Подведение итогов.

– Итак, сегодня мы с вами гуляли по осеннему лесу, давайте повторим, о чем мы с вами говорили. (Об осени, о погоде осенью, называли приметы осени, подбирали листочки, пели гласные звуки А и У.)

– Молодцы! Посмотрите, какую красивую картину нарисовал художник. Он отметил все признаки осени, про которые мы с вами говорили. Теперь каждый составьте по предложению, чтобы у нас получился рассказ про осень. (Каждый ребенок называет по предложению)

– Молодцы! Вы сегодня очень хорошо занимались, наша прогулка была очень интересной.

Прощание.

Некрасова Надежда Павловна,
учитель-логопед,
ГБДОУ №86, г. Санкт-Петербург

 Loading …

logoportal.ru

План-конспект на тему: Логопедическое занятие “Дифференциация букв А-О” | скачать бесплатно

Тема:  Дифференциация  букв  а-о.

Цели:

1.Коррекционные:

  • уточнить  образ  звуков [  а-о  ]  и букв а-о
  • тренировать обучающихся  в  дифференциации  букв  а-о  в слогах, словах, предложениях;
  • развивать  пространственную  ориентацию;
  • развивать  зрительное  внимание, память.

2. Образовательные:

  • развитие навыка  согласования  имен  существительных и прилагательных;
  • развитие  навыка  языкового  анализа  и  синтеза.

3. Воспитательные:

  • развивать  учебную  мотивацию;
  • воспитывать  интерес  у обучающихся  к  родному  языку.

Оборудование:

– индивидуальные  карточки  с таблицей  букв;

– зеркала;

– индивидуальные  карточки с зашифрованными  слогами;

– карточка со словами- признаками;

– картинка, где изображен кот, пьющий молоко;

– проверочная  карточка  с  графической схемой.

Ход  урока.

I. Организованный  момент.

1. Приветствие,  эмоциональный  настрой.

2. Пальчиковая гимнастика  с элементами  развития  межполушарного  взаимодействия:

– упражнение  « Колечки» с  перечислением  дней  недели в прямом  и обратном  порядке;

« Покажи  правильно». Ладони  обеих  рук  прижаты к столу, пальцы  расставлены. Задание : указательным пальцем  правой руки

показать  безымянный – левой; мизинцем левой средний  правый  и т.д.

3. Артикуляционная  гимнастика для   губ.

– рот  широко открыт  ( удерживать  позу  10-15 сек.),

– рот открыт , губы  округлены  ( удерживать позу  10-15 сек.)

– упражнение  повторить совместно с движением рук: рот широко открыт-  руки  образуют  круг; губы округлены  – пальцы рук  смыкаются в кольцо.

II. Введение  в тему.

  Задание: детям выдаются  индивидуальные карточки  с буквами. Логопед называет  направление  шагов,  дети соединяют буквы карандашом.

– Найдите букву,  которая стоит после И в  первой строке;

– Шаг вниз, шаг влево, вниз, вправо и т.д.

ф

и

о

у

д

о

о

о

с

р

а

а

е

и

у

д

а

а

а

п

ы

ф

а

а

к

ф

и

о

а

д

а

о

о

о

ф

-О каких  буквах будем  говорить? ( о буквах а,о)

III.  Основная  часть  занятия.

1. Закрепление  звукобуквенных  связей.

  • угадывание звуков  по немой  артикуляции;
  • соотнесение  звука с соответствующей буквой.

2. Работа  над  образом  букв.

  • анализ  зрительного образа  букв;
  • прописывание букв в воздухе , пальцем по столу, обведение контуров букв
  • сравнительный  анализ элементов букв;
  • «шифровка « букв:

– Буква а  состоит  из 2 элементов, ей  соответствует цифра 2, буква  о  состоит  из 1 элемента, ей соответствует цифра 1.

3.Дифференциация  букв в слогах.

– Расшифруйте  слоги на карточках, запишите их рядом, подчеркните букву а  двумя  чертами, о – одной чертой.

т2

н1ж

ш2-

л1

р2н-

б1ч

– Прочитайте слоги 2-3 раза, запомните  их , повторите их по памяти.

4. Дифференциация  букв  в  словах.

На доске  написаны  слова  с пропущенными  буквами.

-Вставьте  нужною  букву   а  или  о  в слова,  используя  индивидуальные   таблицы  букв , где  каждая  строчка  соответствует  одному  слову.

к*т

ф

и

о

у

д

м*л*к*

о

о

о

с

р

п*рт

а

а

е

и

у

к*р*нд*ш

д

а

а

а

п

к*ш*

ы

ф

а

а

к

н*жк*

ф

и

о

а

д

к*р*б*чк*

а

о

о

о

а

– Запишите  слова  в тетрадь  в столбик в следующем  порядке:

слова,  состоящие из 1-го слога;

 слова,  состоящие из 2-х слогов;

слова,  состоящие из 3-х слогов;

слова,  состоящие из 4-х слогов;

– Подчеркните  а- двумя чертами, о – одной чертой,

-Вспомните слоги из таблицы, которые  расшифровали и читали  в начале урока. Подчеркните  слоги, которые  вы расшифровали. Проверьте  по карточке   ( кот, парта, ножка, каша, молоко, карандаш, коробочка).

5. Физ. минутка.

Учащиеся  выполняют  движения со словами.

Аист.

– Аист,аист                                      – Снова правою ногою

длинноногий                                              – Снова  левою  ногою

Покажи  домой  дорогу                              – После правою  ногою

Аист  отвечает.                                               – После  левою ногою

-Топай  правою  ногой.                               – И тогда  придёшь  домой

– Топай  левою   ногой                                                  

6. Дифференциация  букв  в  словосочетаниях.

На   доску  вывешивается   карточка  со словами  признаками.

– Запишите  в тетрадях  справа  от слова- предмета  слово- признак  с карточки  так,  чтобы получилось  словосочетание.

кот                            школьная

парта                              тонкая

ножка                              старый

каша                             молочная

молоко                         полезное

карандаш                        красный

коробочка                        цветная

7. Дифференциация  букв  в предложениях.

На доске  сюжетная  картинка: Кот  лакает   молоко.

– Что изображено  на  картинке? Что делает кот?

– Подчеркните  3  словосочетания, которые  подходят  к картинке

(кот старый, каша молочная,  молоко  полезное)

– Составьте устно   предложение  с данными  словосочетаниями.

( Старый кот  ест  молочную  кашу  и лакает  полезное  молоко).

– Начертите  графическую  схему  этого  предложения.

-Впишите  буквы  а,о  в схему. Проверьте  по карточке.


         а      о          о     о    о       а          а   а      а         о          о    о   о  о.

IV.  Итог   занятия.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *