Труд детей на участке детского сада осенью – . . , – .

Содержание

Труд детей на участке детского сада

Хорошо организованный труд детей на воздухе доставляет им радость, благотворно влияет на их развитие. Формируется интерес и любовь к труду, ответственность за то дело, которое им поручили, умение работать вместе со взрослыми и с товарищами.

Они ближе соприкасаются с явлениями природы, благодаря чему расширяются конкретные знания детей, устанавливаются простейшие связи между развитием растений и воздействием на них человека. Участвуя в выращивании растений и уходе за животными, дети усваивают правильные приемы посева семян, высадки рассады, поливки, рыхления, прополки; приобретают навыки пользования сельскохозяйственным инвентарем — лопатой, граблями, лейкой; правила кормления мелких домашних животных; привыкают бережно относиться к живому.

Кроме того, периодически дети всех возрастов участвуют в уборке участка: осенью собирают опавшие листья, зимой расчищают дорожки от снега, летом, если на участке скашивается трава, старшие дети могут маленькими граблями вместе со взрослыми ворошить и сгребать траву, заготавливать сено для кормления кроликов.

Для работы с детьми на участке надо иметь настоящий, а не игрушечный сельскохозяйственный инвентарь, который соответствует росту и силам детей разных возрастных групп.

Работу на участке детского сада нужно проводить утром до завтрака или во вторую половину дня, когда спадет жара. Необходимо следить, чтобы дети правильно держали лопату, грабли, лейку и не переутомлялись. Длительность работы по рыхлению, прополке—10—15 минут.

Для воспитания у детей интереса и сознательного отношения к труду нужно, чтобы дети понимали цель производимой работы. Поэтому, показывая детям ту или иную операцию, надо сопровождать ее пояснениями.

Работу детей нужно сочетать с наблюдениями, чтобы одновременно с воспитанием трудовых навыков у них расширялся кругозор, накапливались представления о труде взрослых, о растениях и животных.

Организация труда детей зависит от их возраста и вида работы. В том случае, когда какой-либо вид работы проводится впервые с детьми данного возраста и требуются пояснения, связанные с рассматриванием растения или животного, показ новых приемов работы, удобнее провести это как занятие со всей группой или подгруппой детей. Формирование трудовых навыков и умений должно проходить в повседневной жизни, в порядке поручений всей группе или во время дежурств детей.

Рассмотрим примерную организацию детей при проведении отдельных видов работ на участке детского сада.

Для выращивания овощных и цветочных растений на участке предварительно производится удобрение, вскапывание земли и разбивка ее на делянки.

Первое вскапывание земли делают взрослые (родители, работники детского сада, пионеры). Дети всех возрастных групп могут наблюдать эту работу, выбирать камни, щепки из земли и уносить их с участка.

Во вторичной перекопке земли и разбивке ее на делянки для посева огородных или цветочных культур могут принимать участие дети старшей и подготовительной к школе групп. Если площадь для перекопки небольшая, то эту работу лучше делать с подгруппами детей (остальные играют).

Воспитатель показывает, как надо правильно держать лопату, нажимать на нее ногой и сбрасывать землю, расставляет детей, чтобы они не мешали друг другу, не затаптывали взрытую землю.

Грядки, рабатки воспитатель делает с участием детей.

После этого воспитатель привлекает всех детей к утаптыванию дорожек; ставит их в междурядье друг за другом (можно провести это как игру в поезд).

vscolu.ru

Картотека (подготовительная группа) на тему: Организация деятельности детей на прогулке (подготавителная группа) | скачать бесплатно

Октябрь

Прогулка 6

Наблюдение за перелетными птицами

Цели:  расширять представления о перелетных птицах;

—  воспитывать познавательный интерес к птицам.

Ход наблюдения

Птицы на юг улетают:

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.            М. Ивенсен

Воспитатель проводит с детьми беседу, задает вопросы.

♦ Как изменилась жизнь птиц с приходом осени? (Корма для птиц становится все меньше, начинает холодать — птицы собираются в стаи, пробуют свои силы и трениру­ют птенцов, готовят их к отлету.)

♦ Расскажите о своих наблюдениях за поведением птиц летом и осенью. (Летом для птиц достаточно корма, они выводят и вскармливают птенцов. А осенью птицы ведут себя беспокойно, собираются в стаи и летят в теплые края.)

♦ Что происходит осенью с кормом для птиц? (Корма для птиц становится все меньше и меньше; сначала пропада­ют насекомые, затем увядают растения, уменьшается ко­личество плодов и семян.)

♦ Подумайте, с чем связаны сроки отлета насекомоядных и зерноядных птиц осенью? (Насекомоядные птицы улета­ют раньше, чем зерноядные, так как исчезают насекомые, а птицам нечем уже питаться; затем улетают те птицы, которые едят плоды, семена, зерно.)

♦ Почему осенью птиц становится мало? (С конца авгус­та птицы начинают улетать на юг, так как холодает, и исчезают насекомые.)

♦ Как птицы готовятся к отлету? (Собравшись в стаи, они стремительно носятся в воздухе, упражняясь перед даль­ним полетом.)

♦ Назовите первый признак приближения осеннего пере­лета птиц. (Усиливается гомон птиц, они собираются в стаи.)

♦ Какие птицы позже всех улетают на юг? (Утки, гуси — водоплавающие, улетают последними, так как пока водо­емы не замерзли, им есть чем питаться.)

♦ Знаете ли вы, как выстраиваются птицы при перелете на юг? (Во время перелета птицы придерживаются опре­деленного порядка. Так им удобней и легче лететь. Журавли летят клином — углом. Цапли и гуси — шеренгой. Утки выстраиваются в линию (друг за другом), некоторые стаи уток летят в виде пологой дуги, а мелкие — насекомоядные птицы — летят скученной стаей.)

Предложить детям собраться вместе для «перелета»: пост­роиться клином, прямой линией и т.д.

Видели ли вы отлет журавлей осенью? (Они летят уг­лом, двумя расходящимися назад рядами, с длинными вытя­нутыми шеями, громко курлыча. Иногда удается увидеть, как передовой журавль — вожак — меняется местами со своим соседом. Один из них подлетает под другого и занима­ет его место.)

Журавли летят, курлычут.

Шлют последнее «прощай».

За собою лето кличут,

Забирают в теплый край.

Исследовательская деятельность

Предложить детям рассмотреть карточки-схемы, на кото­рых изображены: угол, прямая линия, пологая дуга, хаотич­но, скученно расположенные точки. Дать ответ, к какому виду птиц относится каждая карточка-схема.

Трудовая деятельность:  Сбор семян различных растений для подкормки птиц зи­мой.

Цель: воспитывать сочувствие, сопереживание по отноше­нию к птицам.

Подвижные игры «Гуси-лебеди».

Целъ: совершенствовать технику бега, добиваясь естествен­ности, легкости и точности выполнения задания. «Найди свой дом». Цели:

—  развивать физические качества — быстроту, ловкость;

—  совершенствовать ориентировку в пространстве.

Индивидуальная работа

Использование различных видов ходьбы: разное положе­ние рук, высоко поднятые колени (как аист, журавль, цап­ля).

Цель: развивать двигательную активность.

Октябрь

Прогулка 8

Наблюдение за ивой осенью

Цель: расширять знания о разновидностях ивы (верба, ра­кита, лоза и др.).

Ход наблюдения

Плыви, плыви, листочек золотой,

Вниз по реке, как маленький кораблик.

Работу отложу, поставлю грабли

К стволу ветлы, склоненной над водой,

И побреду, кораблик, за тобой.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Как выглядит ива?

♦ Какие у нее ветки и листья?

♦ Где чаще растут ивы? (По берегам реки.)

♦      Какие вы знаете разновидности ивы? (Верба, ракита, ветла, лоза.)

♦      Что дает ива людям? (Из ее веток плетут корзины.) Исследовательская деятельность

Рассмотреть через лупу листья ивы. Чем они покрыты? (Светло-серым налетом.)

Трудовая деятельность

Сбор листьев для изготовления поделок

Цель: продолжать прививать трудовые умения и навыки

Подвижные игры

«Перелет птиц», «Охотники и звери».

Цели:

—  упражнять в беге через разные препятствия;

—  развивать ловкость.

Индивидуальная работа

—  Прыжки со скакалкой.

Цель: учить прыгать одновременно на обеих ногах.

 

Октябрь

Прогулка 9

Наблюдение за грузовым транспортом

Цель: учить различать грузовой транспорт, знать его на­значение и применение.

Ход наблюдения

Сам в кабину не могу я залезть пока.

До чего же велико колесо грузовика.

В кузов даже заглянуть не удастся мне,

Посмотреть, что там хранится в кузове на дне.

А в кабине виден руль, дверца на замке.

Но унес ключи шофер на своем брелке.

Подожду его чуть-чуть — у него обед,

Может быть, меня прокатит, а быть может, нет.   В. Мирясова

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Для чего люди используют грузовые автомобили? (Что­бы перевозить различные грузы.)

♦ К какому виду транспорта относится автомобиль, если он перевозит грузы? (К грузовому транспорту).

♦ Назовите другой грузовой транспорт, который вы знае­те. (Бывают грузовые самолеты, вертолеты, товарные по­езда, грузовые пароходы, большие грузовики-самосвалы.)

♦  На какой цвет светофора едут автомобили? (На зеле­ный.)

♦ Как называется профессия человека, который управля­ет автомобилем? (Водитель, шофер.)

♦ Сколько цветов у светофора? (Три: красный, желтый, зеленый.)

Трудовая деятельность Уборка опавших листьев.

Цели:  приучать доводить начатое дело до конца;

—  воспитывать аккуратность, ответственность.

—  Подвижные игры

«Защити товарища», «Стой — беги».

Цели:  упражнять в перебрасывании набивного мяча от груди двумя руками;

— учить действовать по сигналу;

—     развивать ловкость.

Индивидуальная работа:  Ходьба по бревну.

Цель: добиваться улучшения техники ходьбы, соблюдая равновесие.

nsportal.ru

Наблюдения и труд на участке детского сада

Осенью воспитатель ежедневно организует наблюдение за состоянием погоды. Для того чтобы дети научились обращать внимание на температуру воздуха, он предлагает им одеть куклу на прогулку. С детьми необходимо советоваться, что лучше надеть на куклу. По мере похолодания воспитатель обращает внимание на то, как одеты сами дети. Предлагает потрогать остывшие предметы: скамейку, стену дома, камешки и т. д. В дни, когда солнце, то ярко светит, то прячется за тучи, необходимо «поискать» солнышко, спросить ребят, почему потемнело или стало светлее. Следует обращать внимание детей на ветер, а для этого полезно выносить на прогулку вертушки, бумажные ленточки, вместе с детьми надувать воздушный шарик. Осенью организуют наблюдение за дождем: слушают, как он стучит по крыше, в стекла окон; смотрят, как на улице появляются лужи.

Воспитатель учит детей различать части суток. С этой целью задает вопросы: Когда тебя привели в детский сад? Когда тебя заберут из детского сада? Что ты делаешь ночью?

Детей упражняют в различении деревьев и кустарников, организуя игры-упражнения «Добеги до дерева (куста)», «Покажи, где дерево, где куст». Воспитатель неоднократно обращает внимание детей на высоту, толщину деревьев, предлагает обхватить ствол, потянуться к верхушке. Следует показать детям поверхностные корни дерева, листья, ветви, кору. Во время яркого расцвечивания листьев и листопада детей упражняют в различении их, собирают в букеты, которые приносят в группу.

Периодически следует привлекать детей к рассматриванию травянистых растений, еще цветущих осенью на участке. Предложить назвать знакомые, познакомить с новыми. Сравнивать их по высоте, цвету цветков, запаху и другим признакам. На одной из прогулок организуется наблюдение за уборкой урожая старшими детьми. Детей привлекают к посильной помощи. На следующей прогулке малыши помогают взрослым выкапывать бархатцы, астры, пересаживать их в ящики для уголка природы. Выкапывая растения, воспитатель объясняет детям, что они росли в земле. Просит показать корни, стебли, цветки, листья.

Осенью педагог организует наблюдения за животными, птицами. Обращает внимание детей на их внешний вид, повадки, учит отличать друг от друга, называть. Следует ежедневно выносить корм для птиц, построить для них кормушку.

На прогулке организуют труд детей: расчистку дорожек от листьев. Малышей привлекают к помощи старшим, детям.

Зима. Зимой используют различные способы, чтобы помочь детям осознать изменения температуры воздуха: воспитатель вместе с ребенком одевает куклу, готовясь к прогулке, напоминая при этом, что на улице холодно, сильный мороз и поэтому куклу нужно тепло одеть. На прогулке предлагает детям на короткое время снять варежки и ощутить холод. Обращает внимание на то, как тепло одеты дети и взрослые.

В начале зимы после снегопада рекомендуется провести целевую прогулку по участку и показать детям, как много вокруг снега, который лежит на земле, на деревьях, на скамейках, на заборе, на крышах домов. Следует обратить внимание ребят на то, как скрипит снег, какой он легкий, пушистый (сдуть с ветки кустарника). Затем на последующих прогулках можно знакомить детей со свойствами снега: легкий, холодный, белый, из него можно лепить, на нем можно оставить следы, отпечаток какого-нибудь предмета (силуэт зайчика, елочки, домика и т. д.).

Познакомиться со свойствами снега детям помогают разнообразные наблюдения, игры, упражнения: например, снять варежки и подержать комочек снега на ладони; потрогать снег, лежащий на скамейке, руками. Дети осознают, что снег холодный; чтобы показать, что он легкий, воспитатель предлагает подбросить его вверх лопаткой, понаблюдать, как он падает, оседая на пальто, рукавички, шапки.

Для знакомства детей со свойствами снега на прогулку следует выносить формочки, метелки, лопатки, пластмассовые и фанерные фигурки животных. Вместе с воспитателем дети лепят из снега снеговиков, животных, домики для игрушек.

Малышей знакомят и со свойствами льда: холодный, скользкий, крепкий (твердый), прозрачный, хрупкий, тает в руках. Для этого изготавливают цветные льдинки из воды, делают ледяные дорожки, каток и горку для кукол, рассматривают предметы через пластинки льда. Наблюдают, как по льду на коньках катаются дети и взрослые. Можно предложить воспитанникам подержать льдинки в руках без варежек: они смогут ощутить, что лед холодный, в руках тает.

С малышами организуют наблюдение за играми и забавами старших детей: сооружение снежных городков, катание на лыжах, коньках и т. д.

Детей продолжают знакомить с состоянием растений зимой. Организуют наблюдения за деревьями, кустарниками. Обращают внимание на то, что нет листьев, травы. Воспитатель помогает детям определить относительную толщину стволов деревьев, их высоту, длину ветвей. Если на участке растет ель или сосна, предлагает полюбоваться ими на фоне белого снега, потрогать, понюхать душистую, колючую хвою.

Ежедневно педагог выносит зерно или хлебные крошки, чтобы вместе с детьми подкормить птиц. Чтобы привлечь птиц, корм для них необходимо регулярно бросать в одном и том же месте. Кормовой столик или кормушку следует расположить в удобном для наблюдения месте: чтобы дети могли сами положить корм. Хорошо, если кормушка видна из окна групповой комнаты. Для привлечения снегирей в кормушку кладут ягоды рябины, плоды ясеня, сирени, собранные осенью старшими детьми. Для привлечения синиц к кормушке подвешивают несоленое сало. Наблюдая за птицами, необходимо обращать внимание на их внешний вид, повадки.

Наблюдения детей следует сопровождать художественным словом, например читать стихи, рассказы. Полезно организовать игры: ходить важно, как голуби; прыгать и махать крыльями, клевать зерна, как воробьи.

Весна. В начале весны следует обращать внимание детей на то, что солнце стало ослепительно ярким. Полезно понаблюдать за солнечным лучом (солнечным зайчиком).

Весной организуются игры с водой. Воспитатель обращает внимание на ее свойства (течет, в ней отражаются предметы), пускает в ручеек пластмассовые, бумажные, деревянные лодочки, и дети наблюдают, как они плывут. Большой интерес вызывает у них игра-календарь «Какая сегодня погода?». Каждый день, возвращаясь с прогулки, ребята переводят стрелку так, чтобы она указывала на картинку, соответствующую данной погоде.

Малышей привлекают к наблюдению за ветром: выносят на участок бумажные султанчики, вертушки; подставляют лицо к ветру.

В конце весны у малышей формируют знание о свойствах песка и глины. С этой целью организуют игры: выкладывание различных форм из сырого песка с помощью формочек, сооружение построек. Детям показывают, что сухой песок рассыпается — из него нельзя сделать постройки. Если песок полить водой, он становится влажным, пластичным. Время от времени воспитатель возвращается к подобным играм.

Проводится наблюдение за растениями: отмечается появление зеленой травы, листьев на деревьях. Детей привлекают к рассматриванию первоцветов (мать-и-мачеха), первых цветущих растений цветника (крокус, тюльпан, нарцисс), учат узнавать и называть их.

Наблюдение за растениями занимает большое место в организации прогулки с детьми весной. Воспитатель учит детей узнавать и называть 1—2 дерева, некоторые кустарники, травянистые цветущие растения. С этой целью предлагает детям поискать, где выросла зеленая травка, появились первоцветы, листья на деревьях и кустарниках. Воспитатель учит бережно обращаться с растениями, определять их особенности, используя обследовательские действия: обвести по контуру, чтобы распознать форму листа, цветка; понюхать и определить наличие запаха; погладить (листок, кору дерева) и узнать, гладкая или шероховатая поверхность; обхватить ствол руками и узнать, какой он.

У малышей есть своя грядка на участке. Хорошо посадить на ней весной лук, горох, бобы.

С появлением насекомых на прогулку нужно выносить стеклянные баночки, коробочки, чтобы понаблюдать за жуками, бабочками вместе с детьми. При этом следует соблюдать осторожность, чтобы не принести им вреда. Воспитатель учит детей отличать насекомых по внешнему виду, замечать характерные особенности повадок (жук ползает, бабочка порхает и т. д.), объясняет, что они живые.

Весной на участке появляется множество птиц: они оживлены, ищут корм, строят гнезда, поют. Малышам нужно показать скворцов, грачей, их гнезда. Обратить внимание на повадки птиц.

Во время прогулки можно увидеть с детьми жабу, лягушку. Иногда лягушку помещают на 1—2 дня в террариум, чтобы наблюдать за ней некоторое время, а затем выпускают на волю.

Полезно организовывать с детьми разнообразные игры с природным материалом, дидактические игры с предметами природы и настольно-печатные. Такие игры, как «Чудесный мешочек», «Угадай, чего не стало», «Кто как кричит?», «Малышам», «Наши цветы» и т. д., помогают закрепить знания о природе, формируют внимание, развивают память, речь.

Лето. Летом на даче возможности ознакомления с природой практически не ограничены. Весь день, за исключением короткого времени еды и сна, дети проводят на участке детского сада.

Продолжается наблюдение за состоянием погоды. По некоторым признакам дошкольники начинают определять теплое и жаркое время дня. Воспитатель помогает им осознать это с помощью вопросов: почему ты сегодня снял теплую одежду? А вчера почему не снимал курточку (рубашку) ? Почему сегодня такие горячие камни (песок)?

Продолжается наблюдение за ветром. Воспитатель выносит на прогулку вертушки, бумажные ленточки. Обращает внимание на то, как раскачиваются деревья, шумят и трепещут на ветру листья.

. Знания о воде и песке, глине становятся все более точными. Если воспитатель систематически организует игры с этими природными материалами, дети узнают, что вода льется, течет, нагревается от солнечного тепла. Из влажного песка и глины можно делать постройки, лепить. Дети накапливают представления о том, что в воде одни предметы тонут, другие плавают.

Воспитатель продолжает проводить наблюдения и игры, упражняя детей в определении частей суток, в ориентировании в пространстве.

В течение лета педагог обогащает представления детей о растениях. Несколько раз обходит с ними участок, показывает, что растет в цветнике, на огороде, обращает внимание на появление новых растений. Знакомит с названиями некоторых цветущих растений (анютины глазки, незабудка, ноготки, львиный зев и т. д.). Приучает ухаживать за растениями огорода, цветника. В процессе наблюдений и ухода за растениями дети получают первоначальные знания о том, что растения растут, тянутся к свету, что они живые. Несколько раз в течение лета малышей привлекают к сбору урожая: земляники, моркови, гороха, редиса.

Летом расширяются возможности для ознакомления детей с животными. Воспитатель обращает внимание ребят на повадки животных, приучает бережно к ним относиться.

На прогулке следует проводить различные дидактические игры с использованием природных объектов (плоды, листья, цветы). Это такие игры, как «Угадай на ощупь», «Чудесный мешочек» (с усложнением задач и правил), «Кто что ест» и т. д. Часто используют настольно-печатные игры «Ку-ка-ре-ку», «Малышам», «Цветы», «Домашние животные» и т. д. Воспитатель может придумывать игры и сам.

Летом педагог знакомит детей с новыми литературными произведениями о природе: «Петушок с семьей», «Уточки» К. Ушинского, «Еж» Е. Чарушина, «Свети, свети, солнышко» Е. Благининой, «Земляничка» Н. Павловой, «Арбуз» 3. Александровой и т. д.

К переходу в среднюю группу у детей накапливаются конкретные представления о некоторых объектах и явлениях природы, на основе которых возможно дальнейшее расширение и углубление знаний, формирование трудовых умений и навыков, воспитание бережного отношения к природе.

students-library.com

Труд человека осенью – тема урока для младших школьников

Для формирования успешной личности с самого детства следует вложить в восприятие мира ребенка важные понятия. Трудолюбие – одно из них. Именно поэтому на уроках в младших классах рассматривается вопрос о том, чем отличается труд человека осенью от работ в другие сезоны. Также важно довести до сознания малышей, почему так важно активно работать не только весной и летом.

И не страшен будет никакой мороз!

Труд человека осенью несколько отличается от других сезонных работ. Дети уже должны понимать, что всё живое в Евразии начинает готовиться к холодному периоду. Поэтому первым важным делом людей является утепление жилищ – собственного дома и строений, предназначенных для зимовки домашних животных.

В квартирах большинство людей заклеивает щели в окнах. Делается это для того, чтобы зимой из них не дул холодный воздух. Хотя во многих жилищах сегодня устанавливаются пластиковые окна, которые обеспечивают герметичность. Но и они требуют некоторой подготовки к зимнему периоду.

Заодно хозяйки производят генеральную уборку в помещениях: перебирают хранящиеся вещи, выкидывают ненужный хлам, моют окна. Ведь зимой это сделать будет сложнее, чем осенью.

Забота о братьях наших меньших

Особого внимания требуют также жилища животных, которые проводят зиму вне человеческих домов. К таковым относятся коровы, лошади, овцы, козы, кролики, шиншиллы, хорьки, норки, домашняя птица и пчёлы.

Труд человека осенью, проживающего в сельской местности, этим очень отличается от занятий горожанина. Ведь сельчанину нужно законопатить щели в коровнике, в птичнике, утеплить клетки, предназначенные для мелких животных или занести их в крытые помещения, перенести ульи с пчёлами в омшаник.

А самые заботливые хозяева даже не забывают повесить на вход в собачью будку кусок плотной ткани или резиновый коврик и проверить, удобно ли животному заходить внутрь, понимает ли оно, как это делать.

Забота о братьях наших меньших, то есть о живых существах, населяющих планету – важный и нужный труд человека осенью. В школе дети мастерят кормушки для птиц, развешивают их и зимой следят, чтобы в них всегда была пища для пернатых.

Заготовка кормов

Все, кто содержит в хозяйстве скотину, питающуюся сеном, заботиться о зимней кормёжке начинают ещё летом. Сенокосная пора – горячее время.

Траву для сена скашивают, высушивают, складывают в стога. Но осенью нужно побеспокоиться о том, чтобы сено не сгнило от попадания на него осадков. Поэтому корм для травоядных животных следует перенести в помещение либо тщательно укрыть.

Для многих наступление осени связано с обилием овощей и фруктов. Но как доказывает практика, трудно вырастить урожай, но и не легче его собрать без потерь.

Для работников сельского хозяйства наступает горячая пора. Зерноуборочные машины целыми днями на полях убирают пшеницу, рожь, овёс, гречиху, горох и другие культуры. Очень важно сделать все работы до наступления периода дождей. В противном случае весь урожай сгниёт на корню.

Однако машины не всегда могут полностью собрать все колосья. Много их падает на землю. Раньше дети даже снимались с занятий и ехали в поля, чтобы там помогать взрослым – подбирать упавшие колосья. Таков был посильный вклад в труд человека осенью. 2 класс уже вполне качественно справлялся с такой задачей.

Сегодня детей уже не привлекают на такие работы, а зря. Теряется связь с землёй у подрастающего поколения, уважение к труду хлеборобов. Отсюда и обилие фотографий в интернете с надетыми на ноги булками, имитирующими домашние тапочки…

Собираем урожай – не зевай, не отставай!

Убирают также свёклу и картофель, морковь и другие корнеплоды. Крупные хозяйства делают это с помощью специальных машин. А вот сельчане-частники порой выкапывают свой урожай по старинке, лопатой и граблями. Большинство детей не только слышало об этом – им самим знаком такой труд человека.

Осенью 1 класс вместе с учителем должен обязательно на своём пришкольном участке выкопать несколько кустов картофеля, моркови, свёклы. Тогда дети поймут, как тяжело достаются человеку продукты питания и, возможно, станут бережнее относиться к ним.

Парим, варим, закатываем

А ведь так хочется сохранить выращенные на дачах и огородах плоды и полакомиться ими зимой! Поэтому труд человека осенью часто связан именно с консервацией. Многие хозяйки в этот период варят варенья, засаливают и маринуют овощи, делают компоты, засушивают грибы и травы для приправ.

Уборка территории

Сколько опавших листьев на земле осенью! Это красиво. Но со временем они будут гнить. Из-за этого многие вредные микроорганизмы станут быстро размножаться в благоприятной для этого среде. Поэтому с уборкой их и связан труд человека осенью. По окружающему миру на уроках дети не только говорят об этом, но и сами помогают взрослым в этом занятии.

На огородах и дачах люди тоже убирают опавшую листву, ботву от собранного урожая.

Посадка растений осенью

Хотя зимой жизнедеятельность растений замедляется, многие из них требуют посадки поздней осенью. Например, некоторые сорта чеснока обязательно высаживают под зиму.

Большинство саженцев кустов и деревьев тоже лучше всего приживается по осени. Опытные садоводы с наступлением холодов делают прививки плодово-ягодным деревьям. Так растения меньше всего травмируются и легче переносят эту процедуру.

Очень многие люди уже осенью готовят землю к весенним посадкам. Для этого они вносят на участки удобрения, перекапывают огороды.

Очень важно каждый вид деятельности выполнять вовремя. Только тогда можно рассчитывать на отличный результат.

fb.ru

Организация прогулок в детском саду

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), обучение детей в ДОУ ведётся по пяти направлениям: познавательное, физическое, художественное, речевое и коммуникативное развитие. Эти категории взаимосвязаны в образовательном процессе и реализуются в течение всего дня в детском саду. Правильная организация прогулок позволяет достичь цели по воспитанию всесторонне развитой личности ребёнка, совершенствовать лучшие качества в нём.

Теоретические основы проведения прогулок в ДОУ

Организация и проведение прогулки — сложнейший вид педагогической деятельности. Во время пребывания на площадке детского сада не только восполняется потребность дошкольников в подвижных играх, но и реализуется комплекс задач разностороннего развития. Согласно требованиям СанПиН, воспитанники должны проводить на свежем воздухе 3–4 часа ежедневно (за исключением тех дней, когда погодные условия сокращают время прогулки или препятствуют проведению занятия на площадке). Пребывание на улице является здоровьесберегающим видом деятельности: смена обстановки способствует улучшению эмоционального фона детей, служит профилактикой переутомляемости и восстановлению функциональных ресурсов. Прогулка — один из лучших видов досуга, во время которого активизируются защитные функции организма, происходит закаливание. Вместе с тем на прогулке выполняется установка Федерального государственного образовательного стандарта на развитие в детях способностей и мотивации к различным видам деятельности.

Ежедневные прогулки способствуют повышению иммунитета детей

Современные детские сады работают в соответствии с построенными по ФГОС программами и придерживаются Федеральных государственных требований (ФГТ) к деятельности детей. В нормативных документах указано 7 основных видов деятельности для дошкольного обучения:

  • игровая;
  • коммуникативная;
  • трудовая;
  • познавательно-исследовательская;
  • продуктивная;
  • музыкально-художественная;
  • чтение.

Прогулка представляет собой комплекс проведения образовательной деятельности с детьми. Все виды деятельности по ФГТ можно использовать на прогулке в различных сочетаниях в зависимости от того, какой деятельностью ребята занимались до выхода на улицу и что будет по плану после.

Если прогулка в режимном распорядке следует после физкультуры или другой активной физической деятельности, то на улице занятие начинается в спокойном ритме. И наоборот, после занятий пением, развития речи, художественной деятельности на свежем воздухе предполагаются активные физические упражнения.

Задачи прогулок

  • Познавательная, расширение знаний об окружающем мире: явлениях природы, животном и растительном мире.
  • Пополнение активного словарного запаса посредством изучения предметов и явлений природы.
  • Развитие мыслительных способностей. Ребята учатся самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, строить выводы.
  • Развитие наблюдательности, любознательности, поисково-исследовательской деятельности, познавательной активности.
  • Формирование коммуникативных навыков в отношениях со сверстниками во время совместной игровой и трудовой деятельности.
  • Способствование художественно-эстетическому и речевому развитию.
  • Повышение уровня физической подготовленности дошкольников.
  • Оптимизация двигательной активности.
  • Воспитание бережного отношения к природе, любви к родному краю.
  • Создание положительного эмоционального фона.

Приёмы (структурные компоненты) прогулки

  • Наблюдение. Проводится с группой, по подгруппам или в индивидуальном порядке. Наблюдать с детьми можно за природными явлениями и ситуациями в общественной жизни. Для привлечения внимания воспитанников к наблюдательному процессу используются: постановка педагогической задачи, загадки, игровые и проблемные ситуации, сюрпризные моменты, проведение беседы с поисковыми вопросами, сравнениями, привлечением личного опыта ребят.

    Посредством наблюдения дети знакомятся с окружающим миром

  • Подвижные игры и физические упражнения, в том числе проведение спортивных игр с элементами соревнования в старших группах (бадминтон, футбол, городки и др.).

    Подвижные игры на прогулке — одно из любимых развлечений детей

  • Творческие задания и упражнения по речевому развитию. Они проводятся в условиях хорошей погоды, с использованием выносного материала (прослушивание сказки о природе, беседа по вопросам или картинкам, изготовление поделок из природного материала и т. д.).

    Творческие задания привлекают детей своей необычностью

  • Трудовые поручения: привлечение детей к сбору игрушек, оказание посильной помощи в наведении порядка на площадке (сбор листвы, расчистка дорожек от снега, уход за посадками). Трудовая деятельность должна вызывать радость от ощущения значимости проделанной работы.

    Зимняя прогулка — время расчистки дорожек и площадки

Виды прогулок

Выделяется 2 вида прогулок с дошкольниками по месту их проведения:

  • На участке детского сада. Здесь проводятся прогулки ежедневно, реализуются все основные педагогические задачи. Разнообразить занятия на площадке группы можно различными заданиями, новыми играми, использованием непривычных выносных материалов.
  • Пешеходные прогулки за пределы ДОУ. С воспитанниками должен быть проведён инструктаж о плане маршрута и соблюдении мер безопасности во время его прохождения. Целью прогулок в ближайшие парки и скверы служат наблюдения за представителями растительного и животного мира (птиц, белок, различных деревьев, цветов) и за жизнью людей (работой, занятиями спортом и др.). Если ребятам предстоит пересечь проезжую часть, чтобы дойти до места прогулки, следует накануне повторить с воспитанниками правила поведения пешеходов (где разрешено переходить дорогу и как это делать).

В зависимости от того, какой вид детской деятельности преобладает во время занятий на свежем воздухе, можно выделить виды прогулок по тематике:

  • Прогулки-походы. С ребятами 5–7 лет можно проводить пешие прогулки на территории детского сада или за его пределами с учётом продуманного маршрута и конечной цели. Этот вид прогулки тренирует выносливость дошкольников, активизирует способность наблюдать за окружающим вокруг, выделять то, что поставлено задачей похода (поиск подходящих для поделок природных материалов, узнавание изученных на развивающих занятиях видов птиц, повторение правил дорожного движения).

    Проводить прогулки-походы стоит несколько раз в учебном году (по одной на каждое время года), чтобы воспитанники не потеряли интерес к этому виду активности.

    Походы можно осуществлять на территории ДОУ в любое время года

  • Прогулка с персонажем. Этот вид прогулки содержит в основе развлекательный элемент и направлен на создание хорошего настроения у воспитанников. В качестве персонажа-ведущего прогулки обычно выступает сказочный герой (его роль исполняет воспитатель или другой сотрудник ДОУ по договорённости), он поручает детям увлекательные задания, создавая проблемную ситуацию («Помогите мне разгадать все загадки и найти спрятанные предметы, чтобы я смог попасть обратно в сказочную страну», например) и вовлекая к участию в подвижных играх.

    Дети с радостью откликаются на задания сказочных персонажей

  • Прогулка-мероприятие. Проводится во время важного события в жизни детского сада (Праздник осени, Масленичная неделя, Пасхальная неделя, День космонавтики, День Победы, Патриотическая неделя, Неделя экологии и т. д.). Задания на прогулке соответствуют тематической направленности события, подчёркивают его важность, создают сопричастность детей. Прогулка-мероприятие может быть посвящена частному случаю в жизни конкретной группы (появился новый инвентарь, завезли песок, пришла пора заниматься озеленением участка).

    Тематическая прогулка на неделе, посвящённой изучению ПДД, надолго запомнится ребятам

  • Трудовые акции направлены на осуществление поддержания порядка на территории детского сада, облагораживание площадок и участков. Хорошо, чтобы подобные прогулки с преобладанием коллективной трудовой деятельности фиксировались в памяти ребят. Можно создавать стенгазеты с информацией о проделанной работе, делать фотоколлажи для информационного стенда ДОУ.

    Ребятам лучше запомнится прогулка, если они будут наблюдать результаты своего труда

  • Спортивные прогулки имеют целью пропаганду здорового образа жизни. Рекомендуется проводить подобные прогулки в разное время года, акцентируя внимание ребят на важности закалки.

    Групповая зарядка зимой на свежем воздухе способствует закаливанию детей

Выносной материал для прогулок

Предметы и материалы необходимые для проведения занятий на улице воспитатель определяет исходя из плана проведения прогулки. На площадках многих детских садов имеются специальные склады для игрушек и инвентаря, в случае отсутствия таковых следует заранее подготавливать необходимые инструменты и предметы. По сезонам привлекаются различные варианты выносного материала. Правильный подбор дополнительного оборудования и инструментов способствует развитию положительной мотивации ребят к познавательной деятельности, физической активности, тяги к труду.

Варианты выносного материала:

  • Для песочницы: совочки, ведёрки, формочки, ситечки, машинки (грузовики, экскаваторы). Для украшения построек из песка пригодятся флажки, кубики, пластиковые окошки и др.

    Игры в песочнице — один из любимых видов деятельности на прогулке у младших дошкольников

  • Для подвижных игр и спортивных упражнений: наборы для лапты, городков, маски, кегли, мячи, скакалки, резиночки, обручи, в зимнее время — санки и ледянки.

    Игра в кегли всегда вызывает интерес у ребят

  • Для наблюдений: сачки-ветроуказатели, вертушки, цветные стёкла (безопасные, лучше пластиковые), солнцезащитные очки, лупы.

    Вертушка — лучший инструмент для наблюдения за силой ветра

  • Для трудовых поручений: лопатки, веники, тачки, лейки, грабельки.

    Воспитанники подготовительной группы активно помогают взрослым в уборке территории

  • Для игр: куклы, игрушечные коляски или санки, машинки, кубики, набор кукольной посуды, набор для игры в магазин, наборы для игр с водой.

    Игры с водой — любимая летняя забава для детей всех возрастов

  • Для творческой деятельности: листы бумаги или картона, раскраски, краски и кисти для рисования, пластилин.

    Рисование окрашенной водой на снегу внесёт разнообразие в зимние прогулки

  • Для развития речи: книги для чтения и обсуждения, альбомы и открытки с иллюстрациями для рассматривания.

Организация прогулок в детском саду

Прогулка складывается из пяти структурных элементов, каждый из которых длится 7–15 минут:

  • самостоятельная игровая деятельность,
  • индивидуальная работа по различным направлениям развития дошкольников,
  • труд,
  • наблюдение,
  • двигательная активность.

Посильная трудовая деятельность детей на прогулке в ДОУ формирует полезные навыки

Последовательность видов деятельности на прогулке выстраивается в соответствии с предшествующими занятиями детей, их эмоциональным состоянием (усталость, апатия, возбуждённость, активность), обучающими задачами и календарно-тематическим планированием. Поэтому организация каждого пребывания детей на свежем воздухе требует подготовки конспекта, в котором будет отражена последовательность видов деятельности и их образовательная наполненность. К подготовке пешеходной прогулки за пределы детского сада относится дополнительно составление плана маршрута с обозначением дальности конечного пункта. Администрация ДОУ должна быть предупреждена об этой прогулке и назначает дополнительного сопровождающего для группы детей (старшего воспитателя, медсестру, кого-либо из родителей).

Таблица: картотека прогулок в разных возрастных группах

Составление конспекта прогулки

В конспекте прогулки воспитателем указываются образовательные задачи, используемое оборудование и выносной материал, место организации занятия (на территории или за пределами детского сада), подробно описывается проведение прогулки. По факту проведения прогулки рекомендуется вернуться к составленному конспекту и провести самоанализ занятия, отметив реализованные задачи и успешные этапы, выявить причины неудач и наметить способы совершенствования педагогической деятельности на прогулке.

Таблица: пример конспекта прогулки в средней группе

Временной план прогулки

Общая длительность пребывания дошкольников на свежем воздухе составляет 3–4 часа ежедневно и складывается из утренней и вечерней прогулки. На каждый из пяти структурных компонентов прогулки приходится 7–15 минут, остальное время приходится на самостоятельную деятельность детей. На прогулке первой половины дня физическая активность длится 6–10 минут в младшей группе (с увеличением на 5 минут для последующих возрастных групп), на вечерней прогулке — 10–15 минут для любого возраста воспитанников.

В ненастную погоду время пребывания детей на свежем воздухе сокращается

Зимой при низких температурах и высокой скорости ветра длительность прогулок сокращается. В ненастные погодные условия прогулка отменяется при условии проведения занятия в помещении, восполняющего потребность в двигательной активности и препятствующего переутомляемости детского организма.

Таблица: примерный временной план прогулки «Здравствуй, осень!» во второй младшей группе
Таблица: примерный временной план зимней прогулки «Погода вчера и сегодня» в подготовительной группе
Таблица: примерный временной план прогулки «Вестники весны» в старшей группе

Читайте также о том, как организовать прогулку в средней группе, в нашей статье — Как организовать интересную и познавательную прогулку в средней группе.

Организация наблюдений на прогулке в детском саду

Согласно ФГОС, основным направлением развития дошкольника является развитие познавательное. Оно осуществляется в различных формах: экспериментальная, исследовательская, проектная деятельность, опыты, игры (сюжетные, ролевые, дидактические), рассматривание, решение проблемных ситуаций. Лучший метод познавательного развития на прогулке — наблюдение.

Наблюдение — это процесс изучения объектов и явлений природы путём сенсорного восприятия, выявления качеств и свойств, сравнения, обобщения, установления связей. Наблюдение может проводиться индивидуально, с подгруппой детей и фронтально со всеми воспитанниками. В зависимости от поставленных педагогом задач исследовательской деятельности детей наблюдения делятся на эпизодические, длительные и фронтальные.

К наблюдениям на прогулке в детском саду предъявляется ряд требований для эффективного развития каждого ребёнка:

  • Цикличность. Многоразовое возвращение к наблюдению изученных ранее природных предметов и явлений способствует лучшему усвоению знаний дошкольниками.
  • Непродолжительность. Во время проведения наблюдения воспитатель должен следить за эмоциональным состоянием детей, избегать переутомления у подопечных. Начать и завершить исследование ребята должны с положительными эмоциями.
  • Доступность. Каждому ребёнку предоставляется возможность рассмотреть и исследовать объект.
  • Структурность. Наблюдение складывается из трёх частей:
    • начало (концентрация внимания воспитанников, создание благоприятной атмосферы),
    • основная часть (получение информации об объекте или явлении),
    • завершение (подведение итогов, обобщение полученных знаний).

Подготовка к проведению наблюдения состоит из следующих моментов:

  • Определение места наблюдения в системе знаний воспитанников о природе:
    • какие умения и навыки будут совершенствоваться,
    • какие знания окажутся впервые приобретёнными, какие — расширятся.
  • Выбор объекта или явления для наблюдения:
    • объект живой природы (растение, животное, птица, насекомое),
    • объект неживой природы (ручей, сосульки, камни),
    • природное явление (гроза, метель, листопад, капель),
    • объект или субъект социальной жизни (наблюдение за людьми определённых профессий, за общественным транспортом, за движением на дороге).
  • Подготовка инструментов и дополнительного оборудования:
    • миски и корм для животного,
    • кормушка и зерно для птиц,
    • специальные инструменты (термометр, лупа, вертушка).

Как обучающий приём наблюдение проводится на прогулках с детьми всех возрастов и организуется ежедневно.

На прогулках в младших группах проводятся кратковременные наблюдения, поскольку воспитанникам сложно сконцентрировать внимание надолго. В старших группах наблюдения становятся длительными, что позволяет развивать аналитические способности у детей, помогает накапливать представления о природе и общественно-бытовом устройстве жизни.

Таблица: картотека наблюдений на прогулке

Фотогалерея: наблюдения на прогулках в детском саду

Таблица: конспект прогулки «Осенние наблюдения» в старшей группе

Временной план наблюдений на прогулке

Наблюдение как структурный компонент прогулки по нормам занимает 7–15 минут от общей продолжительности пребывания группы на свежем воздухе. С детьми 3–4 лет рекомендуется заниматься исследованием предметов природы в несколько кратких по продолжительности этапов, перемежающихся с подвижными и интеллектуальными играми, спортивными заданиями, беседами. С ребятами старшего возраста время наблюдения увеличивается.

Таблица: примеры продолжительности наблюдений на прогулках в разных группах

Видеоматериалы по теме

Для того чтобы организовать и провести запоминающуюся прогулку для дошкольников, воспитателю будет полезно ознакомиться с опытом коллег в данном направлении. Помогут в этом представленные видеоролики.

Видео: летняя прогулка в младшей группе

Видео: весенняя прогулка в средней группе

Видео: прогулка-развлечение в старшей группе

https://youtube.com/watch?v=3pYkTlT5mWsVideo can’t be loaded: Прогулка-развлечение в старшей группе № 2 «Зимние игры и забавы» (https://youtube.com/watch?v=3pYkTlT5mWs)

Видео: осеннее наблюдение за цветником

Прогулка — одна из составляющих образования в детском саду. При правильной организации и использовании воспитателем разнообразных приёмов обучения занятия на свежем воздухе развивают в детях любознательных исследователей, внимательных наблюдателей, ценителей природной красоты и богатства окружающего мира, приверженцев здорового образа жизни.

Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса – часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников. Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

melkie.net

Труд воспитанников на участке летом

Консультация для педагогов

Труд воспитанников на участке летом

Летнюю работу с детьми в дошкольном учреждении принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы ребенок окреп, поправился и закалился, научился понимать и полюбить удивительный, прекрасный мир растений и животных. Летом природа представляет большие возможности для развития познавательных способностей дошкольников. Успех летней работы определяется, прежде всего, тем, насколько своевременно подготовился к ней коллектив дошкольного учреждения. Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития, расширяет кругозор, развивает наблюдательность, любознательность, воспитывает интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд на участке организует воспитатель:

– помощь воспитателю в выносе игрушек, заливке водой емкостей, поливке участка, мытье игрушек и др.

– собрать песок в горку, разложить игрушки для игр с песком, полить песок, вымыть игрушки от песка и др.

– работа на цветниках, в огороде.

Методы воспитания при организации трудовой деятельности в природе:

– ознакомление со свойствами природных материалов;

– упражнение в освоении приемов ухода за растениями;

– показ и объяснение последовательности действий.

Форма организации труда.

Поручение – формирует у детей интерес к труду, чувство ответственности. Поручение исходит от взрослого, в нем заключается четкая направленность на получение результата, конкретно определяет задачу. Поручения могут быть кратковременными, длительными, индивидуальными или и общими, включать в себя цепочку последовательных действий.

Дежурство – предполагает обязательное выполнение работы, направленной на обслуживание коллектива. В дошкольном учреждении организуется дежурство по столовой, по организации непосредственной образовательной деятельности, в уголке природы. Коллективный труд воспитывает у детей требовательность к себе, чувство ответственности за выполняемую работу, вырабатывает умение работать сообща.

Организация труда дошкольников

1. Учет нагрузки на ребенка

Каждый педагог понимает, что объем работы, которую могут выполнить дети, незначителен по фактической значимости. Однако он оценивает результат их труда не по объему, а по тому отношению, которое дети проявили в труде: насколько они были старательны, прилежны, как откликнулись на предложение помочь, сумели ли довести дело до конца. Таким образом, в труде наибольшее значение имеет формирование нравственных качеств личности.

В труде ребенок сталкивается с нагрузкой, ибо труд как деятельность всегда сопряжен с приложением усилий. И формирование правильных представлений о труде возможно только при условии, если предлагаемая детям работа будет связана с преодолением усилий. Постоянная недостаточная нагрузка приводит к тому, что ребенок, легко справляясь с предложенным делом, не ощущает усилия; так он привыкает трудиться без напряжения. И когда нужно выполнить более сложное задание, ребенок оказывается не в состоянии мобилизовать свои силы. Он оставляет работу незаконченной, интерес к ней пропадает при столкновении с малейшим затруднением.

Вместе с тем нельзя допускать и слишком большой нагрузки. Перегрузка в труде вызывает у детей быстрое утомление, в связи с чем у них вырабатывается отрицательное отношение к работе, они отказываются выполнять задание до конца или снова включиться в труд через некоторое время.

Следовательно, нагрузка в труде непосредственно связана с формированием положительного отношения к нему. Чтобы не допускать отрицательных проявлений,следует предлагать детям работу, с которой бы они справлялись, затрачивая достаточные усилия, но не переутомлялись. Выполняя такое задание, ребенок получает правильное представление о труде, учится справляться с трудностями, радуется результату. Это побуждает его в следующий раз снова к преодолению трудностей, формирует уверенность в своих силах, устойчивое внимание к делу. Поэтому воспитателю необходимо пристально наблюдать за деятельностью детей, отмечая наступление утомления, о чем нередко свидетельствует снижение темпа деятельности, появление частых остановок, моментов отвлечения, снижение интереса, а в особо нагрузочных видах труда — покраснение лица, потливость, частое дыхание.

Видами труд летом, в которых в наибольшей мере чувствуется физическая нагрузка, являются  вскапывание земли (для детей старшего дошкольного возраста). Так как возможности детей еще очень ограничены, воспитателю следует научить их приемам работы, которые бы помогли им в короткий срок достичь необходимых результатов. Прежде всего надо учить детей планировать работу (определять, сколько брать его на лопату, на какое расстояние от вскопанной земли отступать всякий раз и пр.). Не имея этих навыков дети часто не получают ощутимого результата; они работают, но непоследовательно: то в одном месте погребут, то в другом, а участок остается заснеженным.

Организуя труд детей на огороде, следует помнить, что дошкольникам посильно вскапывание только рыхлой земли, незатоптанной, ежегодно перекапываемой.

В практике можно наблюдать недостаточный контроль за детьми, участвующими в труде. Воспитатели часто полагаются на детей: устанут — перестанут работать. Однако большая увлеченность детей работой, желание получить порой больший по сравнению с другими результат часто приводит к тому, что ребенок, перенапрягая свои силы, быстро утомляется.

Утомление вызывается интенсивностью труда, темпом и длительностью работы. Интенсивность нередко зависит от наличия умений и навыков. Так, в период, когда ребенок только еще овладевает необходимыми умениями, он часто останавливается, приспосабливается к данному труду, слушает объяснения воспитателя, наблюдает за работой товарищей. Такие перерывы служат некоторым отдыхом от физической нагрузки, интенсивность труда оказывается невысокой, и его продолжительность меньше влияет на наступление утомления. Ребенок, овладевший необходимыми навыками, может работать очень энергично, затрачивая гораздо больше физических сил по сравнению с другим, который хотя и имеет навыки, но работает вяло, часто отвлекается. Потому интенсивность труда у детей оказывается различной.

Особого внимания требуют к себе легковозбудимые дети; они начинают обычно работать в быстром темпе, но через короткий промежуток времени останавливаются, отвлекаются от дела. Замечания взрослого действуют на них отрицательно: они плачут, проявляют негативизм, и, наоборот, поощрение побуждает их действовать более сосредоточенно, а разъяснение того, что надо работать спокойнее, не спеша, помогает нормализовать темп их деятельности.

Некоторые дети требуют к себе внимания по другим причинам: энергичные и инициативные, они работают в очень высоком темпе, не отвлекаясь и не останавливаясь. Несмотря на явную усталость, они отказываются прекращать работу или отдыхать. Надо стремиться снизить темп их деятельности или ограничить ее продолжительность. Другие дети работают медленнее, хотя и не отвлекаются, их следует учить работать энергичнее.

Учет особенностей деятельности поможет воспитателю руководить процессом труда, создавая у них желание прилагать усилия, преодолевать трудности, работать в бодром равномерном темпе. При этих условиях нагрузка в труде становится для детей наиболее соответствующей их силам и особенностям.

2.  Подбор оборудования труда

Немаловажное значение имеет и наличие удобного оборудования для труда, соответствующего возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Подбирая оборудование, воспитатель непременно учитывает возраст и содержание труда детей своей группы. Так, в младших группах, где дети только начинают принимать некоторое участие в труде, возможно использование предметов труда, имеющих сходство с игрушкой.

Предлагая детям среднего возраста собирать листья и относить их на носилках в отведенное место, следует сразу предусмотреть, чтобы ветер не сдувал их с носилок (например, легкая рама, затянутая металлической сеткой, которая кладется на носилки сверху).

Для старших детей оборудование должно помочь им получить реальный результат. Не следует давать детям лопат, которыми нельзя, допустим, вскапывать землю. Пользуясь такой лопатой, они затратят много усилий и не получат видимого результата. Желание трудиться пропадает.

Большую заботу проявляет воспитатель и о размещении оборудования. Надо разместить его так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место. Совершенно не обязательно располагать все оборудование на виду; достаточно, чтобы дети знали, где что лежит, и могли самостоятельно пользоваться оборудованием, чистить или вытирать его после работы. Тогда в процессе овладения трудовыми умениями одновременно будет приобретаться и навыки.

sad10nov.schools.by

Статья по теме: Труд детей на прогулке | скачать бесплатно

Эффективная организация труда детей на прогулке

Большое  воспитательное значение имеет трудовая деятельность  детей на прогулке. Наряду с положительным  влиянием солнца, свежего воздуха большое значение имеют и движения на воздухе, и сама близость с природой, которая всегда возбуждает эмоции, обостряет и активизирует деятельность анализаторов. Благодаря всему этому повышается жизнедеятельность детского организма, укрепляется его здоровье.

Совместная и результативная работа способствует развитию коллективизма и чувства ответственности  за общее дело. Доставляет детям много удовольствия и радости.  В труде они приобретают необходимые навыки и умения, учатся быть самостоятельными, ориентироваться в окружающей обстановке.

Задачи трудового обучения и воспитания детей в дошкольном возрасте включают в себя формирование положительного отношения к труду взрослых, стремление оказать им посильную помощь, уважение  и интерес к результатам труда.

Работая  с детьми с нарушением зрения, надо учить их быть организованными в труде, прививать им навыки планирования трудовых действий и умения действовать в соответствии с этим планом.

Основным методом коррекционной работы с детьми с нарушением зрения является поэтапный показ способов и последовательности действий с одновременным выполнением их детьми. Действия формируются по показу, образцу и на более поздних периодах – словесному пояснению и инструкциям.

В процессе трудовых действий развиваются зрительные способности, формируются предметные образы и предметно-практические действия.

Содержание и формы организации трудовой деятельности на прогулке зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Воспитатель может привлекать детей к сбору игрушек, оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями. Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы дети выполняли свою работу хорошо , доводили начатое дело до конца.

Планомерное и последовательное  формирование необходимых трудовых навыков, осуществление задач трудового воспитания возможно при условии систематического включения ребенка в трудовую деятельность.

Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными и по длительности – не превышали 5-19 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.

 Формами организации труда детей являются:

  • Индивидуальные трудовые поручения
  • Работа в группах
  • Коллективный труд

Поручения – это наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Когда труд для них не стал планомерной и систематической деятельностью. В этом возрасте дети ещё часто не разграничивают игровые и трудовые задачи, не умеют трудиться по собственной инициативе, взрослые привлекают их к труду через разного рода поручения. Поручения как форма организации трудовой деятельности имеют особенности: они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача. Они представляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми. В процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществить контроль за правильностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.

Индивидуальные поручения особенно распространены и применяются во всех возрастных группах детского сада ( реже – коллективные, маленькими подгруппами – двум-трем детям) .

В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить его в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работа организуется как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга.

В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения. Например, одна подгруппа подметает веранду, другая – собирает мусор в ведерки. Здесь требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы, показ и объяснение всего задания – последовательные этапы.

У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат её выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя). Индивидуальные поручения становятся длительными (однодневные, многодневные). Особое место занимают поручения-задания, результат которых отсрочен во времени (посеять, посадить) или, например, собрать и оформить гербарий. Часто поручения даются с целью отвлечь ребенка от нежелательного занятия, помочь ему найти полезное дело: «Дима, возьми метелку и смети снег с лавочки, чтобы дети смогли посидеть».

В детском саду используют два вида коллективного труда: труд общий и труд совместный.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей . Во время коллективного труда формируется умение принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу. Это хозяйственно-бытовой труд, направленный на поддержание чистоты и порядка на участке, это и труд в природе. При этом нужно постоянно доводить до сознания ребенка, что сделанная им  работа нужна не только для него. Но и для его сверстников, для малышей, для взрослых . Это  дает возможность ещё раз подчеркнуть общественную значимость  труда. Поэтому детям важна мотивация их труда – помочь воспитателю, дворнику, птичкам, малышам. Дети с удовольствием очищают вместе с воспитателем снег, подметают веранду, испытывая радость и гордость, когда он их хвалит за работу. У старших дошкольников особое внимание важно уделять воспитанию навыков организации коллективного труда. Важно научить детей выслушивать задание, продумывать план работы, готовить все необходимое для её выполнения, не отвлекаться, делать все добросовестно и правильно. Быть аккуратными во время работы. Не мешать другим трудиться, помогать товарищам, не бросать работу, не закончив её. Не стесняться просить помощи. Например, перед тем как начать уборку участка, воспитатель предлагает внимательно осмотреть участок и определить, что необходимо сделать , объединиться по подгруппам, затем совместно с педагогом определить план работы. Каждой подгруппе воспитатель помогает наметить этапы работы, распределить обязанности. При такой форме организации труда каждый ребенок осознает значимость своего труда, у него появляется чувство ответственности за качество своей работы и работы товарищей.

Старшие дети уже сами отличают труд от игры и начинают получать большое моральное удовлетворение от преодоления трудностей, связанных с физическим и умственным трудом. Правда, в трудовые действия дети ещё вносят элементы игры. Например, занимаясь довольно однообразной работой по уборке листвы на участке, ребенок превращает коробку, привязанную за веревку, в грузовик. Воспитатель должен поддержать этот игровой настрой.

В работе с ребятами надо чаще организовывать совместный труд, когда дети выполняют задание, требующее обобщение результатов всех участников (например, уборка листвы, снега). Для общей деятельности целесообразно объединять от 3 до 6 детей. Подводя итог работы, нужно не забывать дать оценку труда каждого ребенка.

Дошкольники любят трудиться со взрослыми. Можно организовать труд детей совместно с родителями, дворником. Например, взрослые производят обрезку кустов, а их маленькие помощники подбирают и относят веточки в определенное место, родители сгребают сухие листья, а дети переносят их в кучу, дети сгребают снег в определенное место. А воспитатель строит горку и т.д.

Таким образом эффективная организация труда детей на прогулке способствует:

  • Расширению знаний детей об окружающем
  • Повышению интереса к труду, сформированности  навыков совместной деятельности
  • Созданию благоприятной атмосферы для проявления личности каждого ребенка, раскрытию его склонностей, умений, стремлений и активности.
  • Укреплению товарищеских связей между детьми, взаимопонимания, взаимоконтроля, взаимопомощи, взаимообучения.
  • Формирование чувства общественного долга.
  • Становлению труда – потребностью для детей

 Литература :

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Ко маровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — с.333
  2. Программа специальных(коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программа детского сада. Коррекционная работа в детском саду./Под ред. Л.И.Плаксиной. – М.:изд. «Экзамен», 2003. – 256с.
  3. Л.В.Куцакова  Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет .ФГОС изд. Мозаика-Синтез, 2014,-128.
  4. Сергеева Д.В. Совместная трудовая деятельность ребенка и взрослого / «Дошкольное воспитание», 2013.-№1-стр.23
  5. Воспитание дошкольника в труде / В.Г.Нечаева, Р.С.Буре, Л.В.Загик и др.; Сост. Р.С.Буре; Под ред. В.Г.Нечаевой. – 3-е изд., исп. И доп. – М.: Просвещение, 1983.-207 с., ил.-(Б-ка воспитателя детского сада)
  6. Воспитание дошкольников в труде /под ред. В.Г.нечаевой – М.: «Просвещение», 1083г.
  7. Т.А.Куликова Учите детей трудиться / «Дошкольное воспитание» – 2000.-№7
  8. Нравственное и трудовое воспитание /под ред. С.А.Козловой – М., 2002.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *