Сочиненные детьми былины – Сборник былин,сочиненных учащимися шестых классов.

Статья из опыта работы “Сочиняем былины”

Дятлова Ольга Станиславовна

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

МКОУ Новоярковской СОШ

Барабинского района

Новосибирской области

Сочиняем былины

(Статья)

На уроках литературы в 6 классе по программе А.Г. Кутузова проходит изучение былин — произведений, наиболее ярко представляющих раздел «Устное народное творчество». Читать былины и работать над их понимаем, изучать «новые» старые слова учащимся нравится. Наверное, звучание родной русской речи, пусть даже порядком устаревшей, находит отклик в наших душах на генетическом уровне. Язык напевный, музыкальный, плавный, он одновременно и сложен и прост. Герои былин — такие понятные и любимые — вызывают восхищение учеников. Программа А.Г.Кутузова рекомендует по данной теме проведение часа творческой мастерской, во время которой ученики пробуют силы в написании былины собственного сочинения.

Перед написанием творческих работ провела необходимую подготовительную работу. На начальном этапе урока — повторение с последующим за ним инструктажом.

Повторение.

  • Что такое былина?

  • Чем былина отличается от мифа?

  • Какое отличие у былины от легенды?

  • Почему о былине говорят, что она, как явление русского фольклора, относится к «героическому» эпосу?

  • Мечты о чём выражает русский народ в былине?

  • Для чего в былине применяется гипербола?

  • С какой целью используется литота?

  • Назовите, какие постоянные эпитеты можно встретить в былинах.

  • Существует ли жанр былины в сегодняшнем мире?

  • Для того, чтобы устранить такую несправедливость, мы попробуем сегодня сами написать собственные былины.

Инструктаж по написанию былины.

  • Для того, чтобы определить последовательность наших действий, устно составим план нашей дальнейшей работы. С чего начать подготовку к написанию?

      1. Определимся с героем. Выберите «своего» героя и постарайтесь его представить себе: как он выглядит, каковы черты его характера, кого и что он любит, чего терпеть не может .

      2. Определите, с кем и за что он будет сражаться. Не забудьте, что противник условного богатыря должен быть под стать положительному герою. Враг должен быть очень гадким, чинить безнаказанно кому-нибудь обиду.

3. Придумайте, кого будет защищать главный герой. Обязательно это должно быть беззащитное существо, которое не может постоять само за себя.

4. Определите, в каком временном и географическом пространстве будут происходить события былины.

5. Придумайте все подробности и детали боя главного героя со злодеем.

6. Определите, какими словами вы начнёте описывать зачин былины, а какими концовку.

7. Для оформления выразительной напевности языка используем междометия: ой да, ай да и т.д.

8. Записываем придуманную историю, сохраняя последовательность событий.

Примечание: не забываем вставить в былину особые «изюминки» русских фольклорных произведений: троекратный повтор, «волшебные» числа, постоянные эпитеты, сравнения, гиперболу, литоту.

Писать былины детям понравилось. Не у всех учащихся они получились, но те, которые «удались» вызвали восхищение и улыбки. Восхищение — потому что на своих одноклассников учащиеся посмотрели другими глазами, как на людей, немного сродни писателям. Улыбки — потому что содержание большинства былин получилось юмористической направленности. Привожу пример нескольких удачных работ своих учеников.

Олег Новоярковец и Колорадский Жук

Выполнил: Тимофей Груздев

Из того ли то из города Барабинска,

Из того ли то села из Новоярково

Выходил дородный добрый молодец,

Олег Новоярковец его величали все.

Выходил он в огороды да во бабкины,

А там силушки-то нагнано черным-черно.

Так никакая гусеничка тут не проползыват,

Никакая стрекозина не пролётыват.

А во главе всей этой силушки великоей

Стоял злодей-разбойник Колорадский Жук.

Ай тут старый русич да Олег Новоярковец

Да берёт он свою рогаточку тугую.

Он резиночку шелковую натягивал,

Да он пульку-то калёную накладывал,

Он стрелял-то в того ли Колорадского Жука

И выбил-то ему право око вместе с усиком.

А потом как взял Олег меч свой деревянный

И как стал он эту силу всю рубить-крошить.

А й побил он эту силушку великую!

Славу ему отовсюду поют:

Олег Новоярковец — победитель Колорадского Жука!

Олег Новоярковец и Колорадский Жук

Выполнил: Олег Киселёв

Из того ли да из города Барабинска

Из того ль села да Новоярково

Выезжал хвалёный добрый молодец

Удалой Олег да Новоярковец.

Он стоял с утра да в огороде,

А в обед хотел поспеть он в Староярково.

Подъехал он к огороду бабкину,

А у того ли огорода да у бабкиного

Нагнано-то силушки желтым-желто!

Так спецназ-то тут не прохаживат,

На добром танке никто не проезживат,

Птица-вертолёт не пролётыват,

Крутой ОМОН не прорыскиват.

А подъехал как-то к силушке великоей

Наш Олег удалой да Новоярковец.

Он как стал-то эту силу великую

«Белорусом» топтать да ядом поливать.

Ай побил он эту силушку великую

Да личинок-то этих колорадскиих.

Да сбежал один молоденький Жучок,

Малыш ещё совсем, ай крохотулечка:

Он четыре метра в высоту,

Да пяток всего-то в ширину.

Основался тот Жучок на яру да Новоярковском.

Тут Олег уж подоспел туда

На своём «Белорусе» да на богатырскоим.

Его мощный «Белорус» да Новоярковский

С кочки на кочку по дорогам стал перепрыгивать,

С горы на гору стал перемахивать,

Крупны лужи промеж колёс спущал.

Вот и подобрался он к Жуку да Колорадскому,

Перешёл Олежек к наступлению.

Разогнал свой «Белорус», а тот идти не хошь.

Навернул он круг, а «Белорус»-то – трус!

Говорил Олег да таковы слова:

« Ах ты, волчья сыть, да масляной горшок!

Аль бензин не тот, иль шипы малы?

Что ты на нозьме, собака, спотыкаешься?»

После этих слов вскочил в дыбы наш «Белорус»

И на кол насадил Жука, как пельмень.

И пришёл конец силушке да великоей!

Слава, славушка хвалёному дородному

Богатырю российскому Олегу Новоярковцу!

Словарь диалектных слов, употреблённых в былине:

Назём — навоз.

Яр — крутой берег озера, обрыв.

Как видно, главные герои — отрицательный и положительный — имеют одинаковые имена. Как это получилось? Перед написанием былин, в момент обсуждения, дети предлагали кандидатов в главные герои. Так уж получилось, что этим мальчикам «запали» в сердце одни и те же персонажи: Олег — по имени одноклассника, «Новоярковец» – по названию населённого пункта. Надо сказать, что фантазии учащихся нет предела. Они написали былины о Новом Русском, о Катерине свет Отличнице, о Иване Хакере и др. Вот они, герои нашего времени! Урок получился очень интересным, ребята почувствовали вкус к сочинительству, поняли, как занимательно иногда выступить в роли творца.

infourok.ru

Былина о том, как славны богатыри 6 «Б» класса Юлию Илсуровну победили

Шел второй день весны.
Дело было вечером, делать было нечего. Передо мной сидели мои двоечники и тупили над былиной. (я дала задание сочинить былину по всем законам жанра, и сказала, что триместровую  оценку без этого не поставлю) Мне было лениво проверять тетради, и я над ними тоже тупила, как мои балбесы над былиной. И тут один из них на свою голову заявил, что , мол, даже я великая и могучая не смогу написать черновик былины за отведенное время. 
В общем, мы поспорили, что за отведенное время я напишу былину про тех пятерых молодцев, которые сидят передо мной.
и я это сделала так, что аж самой понравилось…
Вот.

Былина о том, как славны богатыри 6 «Б» класса Юлию Илсуровну победили

Как во стольном городе во Московии

Да в районе проспект Вернадского

В школе 324 во славной,

Что в народе «Жар-птицей» зовется

Жили пятеро витязей чудных.

Ой да молодцы были прекрасные!

И умом остры, и талантами.

Да и силушки богатырской.

(Илья Муромец бы не справился!)

жили долго они бед не знаючи

да во славной той школе «Жар-птица».

Раз повадилось к ним страшно чудище

По фамилии Волокасище

Да по имени (жуть!) Прям Юлия!

Да не просто – а ведь Илсуровна

(Одихманьтьева сына правнучка).

Вот повадилось это чудище

Двойки ставить да дневники портить

И орет она страшным голосом,

что ни живы да ни мертвы все вокруг лежат.

Да и в классе она насорила,

Что народ да в грязи потонул,

Да и доску всю испоганила –

Не отмыть теперь да сто лет ее!

 Вот собрались да славны молодцы,

Славны молодцы – ясны соколы.

Первый молодец звался Мишею

Да по прозвищу наш прекраснейший.

Да другие два – то сильнейшие

Свет – Андрей да с ним Коля –друг его,

Про Алима с Олегом скажу одно –

Уж задумчивы были очень – да!

Видно умные были самые.

 Да решили совет держать

Как изжить страшно чудище

Жутку Юлию,

Одихманьтьева сына правнучку.

Вот решили они что в оружии

Страшна силушка зверя этого.

Да решили они журнал украсть

Да в печи спалить, да во чистом во поле

Буйным ветрам отдать.

Да решили они ручку красную

Уничтожить да в черном котле сварить,

Да и съесть на обед вместо ужина.

Собирались да три дня в поход они,

Долго думали, чем отвлечь страшно чудище,

Как оружия страшные выкрасти.

Взяли ранцы они походные,

Оседлали коней богатырских

Да отправились к полю ратному.

Да включали они да музыку

Очень громкую, дискотечную.

Отвлекли они страшно чудище

Одихманьтьева сына правнучку.

 Да носилась она по классу,

Да забыла свое оружие.

Все исполнили добры молодцы,

Все исполнили, как задумали.

На другой денек рано утречком

Прискакали они во школу.

Глядь – да чудище за свое взялось

Да еще пострашнее прежнего.

Ручек красных да понабросано,

Да журналов новых аж три штуки лежат.

Стали молодцы собираться,

Да опять думу думати,

Как изжить страшно чудище Юлию

По фамилии Волокасище –

Одихмантьева сына правнучку.

 И решили они безобразничать,

Криком крикивать да уроки не делывать.

Все тетрадки свои уничтожили,

Да по ветру степному развеяли.

В дневниках да пятерок наставили,

Расписались, за печку спрятали.

Не найдет теперь страшно чудище,

Одихмантьева сына правнучка.

Все исполнили, как задумали.

Только чудище за свое опять,

Да еще страшней, пуще прежнего.

Закидала их тапками черными,

докладную на них наваяла,

да родителям дозвонилася,

угрожала расправой кровавою.

Собрались они снова совет держать.

Пригласили они красну-девицу,

Красну-девицу да премудрую.

Ксюшей девица называлася,

Да над соколами посмеялася.

Говорила им таковы слова:

-Не  поможет, мол, зло от зла.

Нужно зло добром побеждати.

Да возьмите вы по тетрадочке,

Напишите там все задания,

Покажите ей свои знания.

А начнет кричать – отвечайте,

Уходя, тряпкой доску протрите,

Да не просто так, а прям до чиста.

И бумажки с собой заберите-ка.

Пусть она в чистоте погибает.

Все исполнили, как задумали,

Только чудище не разгневалось.

Улыбалось всем, да здоровалось,

Угощало всех чаем с пряником,

Говорила им речи ласковы

Речи ласковы,  да таковы слова:

«Ой вы молодцы, ясны соколы!

Да потешили, мол, на старости.

Ой спасибо вам преогромное!

Будем жить – не тужить,

Да друг с другом дружить»

Всем пятерок она понаставила,

И домой отдыхать отправила.

 



liqui-moli.livejournal.com

Школа 31


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100»
Учебник-хрестоматия «Год после детства» 6 кл., Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

Учитель Борисова Елена Алексеева (высшая квалификация)

13.02.09 Урок развития речи

«Современные былины»

Цель урока: развитие речи учащихся на уроке литературы через творческие работы шестиклассников.

I.                    Закончили главу 16 – Былины (истории о сильных и великодушных богатырях, об их победах над коварным врагом , о величии и счастье служения своей Родине). Прочитали Былины: «Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»

II.                 Проверяем домашнее задание.

  • Придумать сюжет современной былины. Выбрать героя и событие.

  • Попробовать сочинить былину на современном материале.

Выразительное чтение сочиненных былин.

1.      Калашников Дима – «Алеша Попович и рогатый богатырь»

2.      Кукушкина Настя, Сорокина Уля, Даниленко Лена – «Сила любви богатырской»

Чтение в форме диалога.

3.      Данилов Данил, Аницов Дима – «Танцор Диско»

4.      Груздева Даша, Коптева Таня – «Про богатыря, который еду освободил»

5.      Кузнецова Оля, Шумихина Лена, Ионова Катя – «Владимир и кентавр»

6.      Ларина Алена – «Сила – не главное»

III.              Выскажите общее мнение о современных былинах. (Понравились)

IV.              Домашнее задание. Предлагается дополнительный список для прочтения:

 

novschool31.narod.ru

Все о Русских Былинах! | Былины

 

Добро пожаловать на наш сайт, посвященный русским былинам!

 

Народные сказки знакомы нам с детства: Иванушка-дурачок, Василиса Прекрасная, Кащей Бессмертный, Баба-Яга и прочие персонажи прочно вошли в нашу культуру и сознание. Пожалуй, даже самый занятой и серьезный взрослый способен вспомнить хотя бы несколько сказочных сюжетов и рассказать их перед сном дочке или сыну. Между тем, мир фольклора вовсе не ограничивается этим жанром: наряду со сказками, существуют разнообразные заговоры, баллады, скоморошины, былины ,  песни (исторические, лирические, хороводные и проч.), а также так называемые малые жанры – загадки, пословицы, поговорки.

С помощью этого сайта мы хотим открыть для широкой аудитории мир русского былинного эпоса –  немного похожий, но в то же время отличный от мира сказки. В разделе Былины Вашему вниманию представлены классические тексты, то есть былины, записанные собирателями XVIII-XX веков в далеких российских  селах. Многие из них уже после первых публикаций привлекли широкое внимание отечественной интеллигенции: ими живо интересовались Белинский, Пушкин, Добролюбов и Чернышевский. Мы отдаем себе отчет в том, что современному человеку может быть нелегко воспринимать их из-за своеобразной стилистики, поэтому  создали раздел Честь-Хвала. В нем размещены переложения классических былин на современный язык, сделанные Алексеем Лельчуком. Для Вашего удобства в конце каждого переложения дана ссылка на исходную былину, а  в конце былин есть ссылка на переложения. Раздел Персонажи представляет собой небольшой справочник по основным былинным героям. На Детской страничке изложена интересная информация об истории русских былин, написанная специально для юных посетителей нашего сайта, а также прекрасные детские переложения былинных сюжетов. В Библиотеке Вы можете прочитать интересные книги как по русскому эпосу, так и по истории Древней Руси. Если Вам есть что сказать по поводу русского эпоса, заходите на наш Форум: зарегистрировавшись на нем, Вы сможете обсуждать не только предложенные темы, но и создавать свои собственные.

 

Что такое былина.

Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Народное же название этих произведений – старина, старинушка, старинка. Именно это слово использовали сказители. В древности старины исполнялись под аккомпанемент гуслей, но со временем эта традиция отошла в прошлое и во времена, когда к ним обратились собиратели, былины напевались без музыкального сопровождения. «Я улегся на мешке около тощего костра (…) и, пригревшись у огонька, незаметно заснул; меня разбудили странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхивал. Живой, причудливый и веселый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением. Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления»[1], – вспоминает собиратель фольклора П.Н. Рыбников. Современному неподготовленному читателю может быть вначале непросто погрузиться в мир русского эпоса: устаревшие слова, частые повторы, отсутствие привычной рифмы. Но постепенно приходит понимание того, насколько слог былин музыкален и красив. Именно музыкальность следует иметь в виду в первую очередь: былины изначально создавались, чтобы их пели, а не воспринимали в виде написанного или напечатанного текста.

 

Классификация.

По поводу классификации былин в науке не существует единого мнения. Традиционно они разделяются на два больших цикла: киевский и новгородский. При этом с первым связано значительно большее количество персонажей и сюжетов. События былин киевского цикла приурочены к стольному городу Киеву и двору князя Владимира, былинный образ которого объединил воспоминания по меньшей мере о двух великих князьях: Владимире Святом (ум. 1015 г.) и Владимире Мономахе (1053–1125 гг.). Герои этих старин: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Михайло Потык, Ставр Годинович, Чурило Пленкович и др. К новгородскому циклу относятся сюжеты о Садке и Василии Буслаеве. Также существует разделение на «старших» и «младших» богатырей. «Старшие» – Святогор и Вольга  (иногда также Микула Селянинович), представляют собой останки догосударственного эпоса времен родового строя, олицетворяют старинных богов и силы природы – могучие и часто разрушительные. Когда время этих исполинов проходит, им насмену приходят «младшие» богатыри. Символически это отражено в былине «Илья Муромец и Святогор»: древний воин умирает и Илья, похоронив его, отправляется на службу князю Владимиру.

 

Былины и историческая действительность.

Большинство известных нам былин складывалось в эпоху Киевской Руси (IX-XIIвв), а некоторые из старин восходят и вовсе к древним догосударственным временам. В то же время не только исследователь, но и простой читатель может найти в текстах былин отголоски событий и быта гораздо более поздних эпох. Например, нередко упоминаемое «кружало государево» (то есть кабак) имеет отношение к XVI-XVII в. Профессор Н.П. Андреев пишет об упомянутых в одной из былин калошах – предмете из XIX столетия. Отсюда возникает так называемая проблема историзма русских былин – то есть вопрос о соотношении эпоса с исторической действительностью, вызвавший множество споров в научной среде. Как бы то ни было, былина представляет нам особый мир – мир русского эпоса, в рамках которого происходит причудливое взаимодействие и переплетение разнообразных исторических эпох. Как писал исследователь Ф.М. Селиванов: «Далеко не все события и герои, однажды воспетые, оставались в памяти потомков. Ранее возникшие произведения перерабатывались применительно к новым событиям и новым людям, если последние казались более значительными; такие переработки могли быть многократными. Происходило и по-другому: прежним героям приписывались дела и подвиги, совершаемые позднее. Так постепенно складывался особый условно-исторический эпический мир с относительно небольшим числом действующих лиц и ограниченным кругом событий. Эпический мир, по законам устной исторической памяти и народного художественного мышления, объединял в себе людей из разных столетий и разных эпох. Так, все киевские богатыри становились современниками одного князя Владимира и жили в эпоху расцвета Киевской Руси, хотя им приходилось сражаться с врагами, досаждавшими Русской земле с X до XVI в. К этой же эпохе подтягивались и герои (Вольга, Святогор, Микула Селянинович), эпические повествования о которых существовали задолго до княжения Владимира Святославича»[2].

 

Собирательство.

На протяжении веков былины передавались в среде крестьянства из уст в уста от старого сказителя к молодому и вплоть до XVIII века не были записаны. Сборник Кирши Данилова был впервые издан в Москве в 1804 году, затем последовали более расширенные и полные его переиздания. Эпоха романтизма пробудила интерес интеллигенции к народному творчеству и национальному искусству. На волне этого интереса в 1830-1850-е гг. развернулась деятельность по собиранию произведений фольклора, организованная славянофилом Петром Васильевичем Киреевским (1808 – 1856 гг.). Корреспондентами Киреевского и им самим было записано около сотни былинных текстов в центральных, поволжских и северных губерниях России, а также на Урале и в Сибири. Настоящим потрясением для научного мира стало открытие в середине XIX в. живой традиции былинного эпоса, причем недалеко от Санкт-Петербурга – в Олонецкой губернии. Честь этого открытия принадлежит Павлу Николаевичу Рыбникову (1831–1885 гг.), народнику, высланному в Петрозаводск под надзор полиции. Ободренные находкой П. Н. Рыбникова, отечественные фольклористы во 2-й половине XIX – начале XX вв. предприняли множество экспедиций, в основном на Русский Север, где были открыты новые очаги сохранности песенного эпоса и от сотен сказителей сделаны записи тысяч былинных текстов (всего исследователь эпоса профессор Ф. М. Селиванов насчитывал к 1980 г. около 3000 текстов, представляющих 80 былинных сюжетов). К сожалению, к нашему времени былины полностью исчезли из живого бытования и являются теперь лишь величественным культурным наследием ушедшего прошлого.[3] Уже в советское время были предприняты попытки приспособить былинный жанр к условиям и требованиям современности. Так появился, например, плач о Ленине «Каменна Москва вся проплакала», записанный от сказительницы Марфы Семеновны Крюковой. Но столь удивительное сочетание старинной формы и нового актуального содержания не прижилось в народном творчестве.

[1] Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. М., 1909. Т.1. Стр. LXIX-LXX.

[2]Былины. Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф. М. Селиванова. М., 1988. Стр. 11-12.

[3]В. Ковпик, А. Калугина.  Былины. Исторические песни. Баллады. (Серия Библиотека Всемироной литературы). М., 2008. Стр. 11-12.

www.byliny.ru

Если задали былину в школе написать ..

Булат Еремеевич У князя у Сергея Было пированьице, пир, На князей, на дворян, На русских защитников – богатырей И на всю поляницу русскую. Красное солнышко на дне, Да и пир идет на веселе; Все на пиру пьяны да веселы, За тым за столом за дубовым Сидит богатырь Булат Еремеевич, Князюшка Сергей Киевский По столовой похаживает, Золотыми бубенчиками трясет, И говорит таковы слова: «Ай же ты, Булат Еремеевич! Что же ты не ешь, не пьешь и не кушаешь, Али не нравится тебе чего , Или место было не по отчине? » Воспроговорит Булат Еремеевич. «Князюшка Сергей Киевский, Место было по отчине, Да и есть и пить не хочется, Может сделать для вас добро дельяце ?» Вот Князюшка Милостливый ответил. «Давай Булатушка, убей-ка татар поганьих , Да и привези мне лебедь белую, А тебя озолочу да осеребрю » Тогда Булат Еремеевич, Скоро встает на резвы ноги, Выходит из столовья, Седлает он своего добра коня, Взимает палицу сорокапудовую, Взимает для пути, для дороженьки Одно свое ножище кинжалище. Садился Булат на добра коня, Да и поедет ко синему морю татар убивать, Приехал богатырюшка ко синему морю, Видит стайку татарскую, Да и поскакал тараном, Всю стайку поганью убил, Три татара бежали ко берегу, Да и в воду бросалися, Но у Булатушки ножище-кинжалище, Махнет Булатушка – улица, Отмахнет назад – промежуточек, И вперед просунет – переулочек. Убил он всех татар поганыих. Садился Булат на добра коня, Пришел он в место священное, Сидит там лебедь белыя, Да и спрашивает он, «Ты красна лебедь белая, Да выслушай богатыря то русского, Я Князюшке Киевскому дельяце выполнить обещал, Я тебя красна лебедь белую привезти должен, Да и будешь ты в княжеском дворце жить, Да согласна ли ты красна лебедь белая ? » Отвечает лебедь богатырю, «Да убил ли татар поганьих при синем море, Не ел ,не пил ,не хвастал ли на пире княжеском ? » Булат Еремеевич ответил, «Убил я татар да поганьих, Да не ел, не пил и хвастал я на пиру » Лебедь белая согласилась , Поехал богатырь на Киев, Коня к столбу к точеному привязал, Да и пошел в столовью, да на пир, Князюшка Сергей Киевский По столовой похаживает, Подходит богатырь к князю, Да и князь его спрашивает, «Привез ли ты мне лебедь белую, Белу лебедь живьем в руках, Не ранену лебедку, не кровавлену?» Говорит Булат Еремеевич, «Князушка Сергей Киевский, Принес я вам красну лебедь белую, Да и покушать захотелось мне, Ненадо меня озолачивать да осеребрять, Я ведь защитник земли русской ! » И князь рад подарку был, Да и Булат впору наелся, напился, Да и нахвастался. Былина о Булате Еремевиче – защитнике Земли русской…

www.byliny.ru

Готовые сочинения по былинам. 5-6 классы (В. А. Крутецкая, 2012)

Поэтические особенности былин

Современного человека и древнего сказителя былин разделяют много веков. Сегодняшнему школьнику непросто понять художественный мир старинных былин и чувства, которые древнерусский сказитель вкладывал в свои повествования. Даже в переложенном на современный русский язык тексте есть много слов и образов, которые в умах и сердцах наших далёких предков вызывали яркие впечатления и горячие отклики, а современному человеку их необходимо пояснять.

У былин много характерных для них особенностей.

Медленное изложение событий – первая особенность былин. Она объясняется тем, что былина всегда исполнялась сказителем в сопровождении музыкального инструмента – гусель яровчатых (звонких). Гусляру было важно передать своим слушателям не только информацию, но и разные настроения. Он должен был приложить все усилия, чтобы слушатели обязательно сопереживали: восхищались подвигами и силой богатырей, замирали в ожидании развязки, негодовали, волновались, грустили и радовались.

Повторяющиеся описания и повторение действий мы встречаем во многих произведениях русского народного творчества. Так и в былинах обычно все события повторяются трижды. В Древней Руси число три было священным числом. Это символ единства трёх миров: небесного, земного и подземного.

Употребление постоянных эпитетов также характерно для былин: тёмные леса, синие реки, красное солнце. Многие из них хорошо нам знакомы – мы часто встречаем их в русских народных сказках. Но некоторые эпитеты требуют дополнительных разъяснений.

Встречая в былине выражение девица красная, мы понимаем, что подразумевается вовсе не красный цвет, а красота девушки. А вот чистое поле – это чужбина. Так ещё называлось пространство за городом, селением или лесом. В старину полем люди называли южные степи, где русские воины сражались с кочевниками. До наших дней дошли связанные с этим пословицы: «Один в поле не воин»; «Чьё поле, того и воля»; «Одним конём всего поля не изъездишь»; «Не хвались в поле едучи, а хвались из поля возвращаясь».

Использование гиперболы (преувеличения) – тоже особенность былин. Русские богатыри – необыкновенные персонажи. Они обладают огромной физической силой и невероятными, удивительными способностями и возможностями. Неимоверным могуществом наделены и враги, с которыми богатыри сражаются: Тугарин Змеевич, Соловей-разбойник, Идолище Поганое, Калин-царь.

Реальность и вымысел в былинах тесно переплетаются. Например, в былине «Садко в подводном царстве» даётся описание Великого Новгорода и жизни новгородцев – это реальность. А вот когда Садко попадает во владения морского царя – это вымысел.

По содержанию былины принято делить на две большие группы.

Богатырские былины повествуют о воинских подвигах славных русских богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича и других. Они рассказывают о борьбе с врагами земли Русской. Историко-бытовые былины повествуют о героях народных сказаний: Святогоре, Садко, Василии Буслаеве, Микуле Селяниновиче. В них передана любовь русских людей к земле и земледельческому труду.

Построение былины, использование в ней постоянных эпитетов и других художественных средств

В литературе былины ещё называют эпическими песнями, то есть такими песнями, которые рассказывают о каких-то событиях, объединённых одними и теми же героями.

Обычно былина начинается с короткого вступления   – зачина, в котором указывается время и место действия былинных событий.

Например:

Как во славном городе во Киеве,

У ласкового князя у Владимира

Было пированьице – почестен пир…

После зачина следует основная часть – повествование о подвиге. Действие в былине всегда развивается неторопливо, вплоть до того как наступает кульминация – наивысшее напряжение в развороте событий. Развязка действия – поражение врага. Венчает былину всегда концовка. Вот её пример:

Тут Илье и славу поют…

Особый былинный поэтический мир создают и особые художественные средства. Одна из главных особенностей былин – частые повторы. В былине о подвиге Ильи Муромца, к примеру, четыре раза повторяется описание страшного свиста Соловья-разбойника. От этого разбойничья сила кажется более могучей, а значит, и победа Ильи Муромца – более значительной. Повторяются также описания зловещих предзнаменований, пророческих слов.

В былинах используются повторы и отдельных слов, и нескольких строк. Когда в описании дороги, по которой Илья Муромец ехал в Киев, мы встречаем повторение слова заколодила (то есть дорога стала непроезжей, непроходимой), путь богатыря представляется нам ещё более трудным:

Прямоезжая дорожка заколодила,

Заколодила дорожка, замуравила…

Часто повторения создают особую напевность, плавность и музыкальность былинной речи:

Да У славной У речки У Смородины…

ВО свои берет ВО белы он ВО рученьки…

Другая примечательная особенность былин  –  постоянные эпитеты: буйна голова, резвы ноженьки, белы рученьки, уста сахарные, слёзы горючие. Поле всегда чистое, трава зелёная, море синее, а солнце – красное. Интересно, что во всех произведениях устного народного творчества солнце называется красным, даже если упоминается осенний пасмурный день. Море тоже всегда синее, даже если изображается буря: почернело синее море. Девица характеризуется эпитетом красная, а молодец – добрый. Богатырь – святорусский, могучий. Матушка святая Русь, мать сыра земля – так ласково называют герои былин свою родину.

Враг в былинах характеризуется отрицательными эпитетами: поганый, злой, проклятый, безбожный. Часто его называют собакой, вором.

А вот и ещё постоянные эпитеты, которые мы часто встречаем в былинах: питьё медвяное, палаты белокаменные, меч булатный, гусельки яровчатые, тетива шелкîвая, дорога прямоезжая, тугой лук разрывчатый, окошечко косящатое, пол кирпичен.

В былинах также часто используются гиперболы – преувеличения. Гиперболы укрупняют изображение, помогают ярче и выразительнее показать силу и подвиги богатырей. Сила богатырей всегда крайне преувеличена. Например, Илья Муромец легко, как пёрышко лебединое, поднимает палицу весом в девяносто пудов и одним взмахом руки валит наземь целые полчища врагов. А богатырский конь Ильи Муромца скачет «выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего». Добрыня Никитич играет на гуслях в Киеве, а напев этот слышен в Царьграде.

Конец ознакомительного фрагмента.

kartaslov.ru

напишите былину о школе, литература

Mirzaevtimur96

14 авг. 2013 г., 12:55:23 (5 лет назад)

Было-то это в славном-то городе Муроме, во школе-то той под номером шесть.
Да был-то там класс да шестой. И сбиралися там молодцы добры да девицы красны. И хороши те девицы и ликом, и статью. Да только молодцы те были не дородны. Да были они тельцем слабы, да духом не храбры. И захотелося им стать удалыми, добрыми молодцами.
И прослышали они о славной учительнице, да могла она научить их культуре физической. Да пришли они к той девице с поклоном, да просили ученья премудрого. И приняла она их в ученики свои.
День за днем, как дождь дождит, неделя за неделей, как река бежит, так день с утра и до вечера, да другой день с утра до победья скорешоньки вставали, да на резвы ноженьки, да гантелями размахивали, да силы-то богатырской понабралися.
Да смогли они щукой-рыбою ходить во синих морях, птицей-соколом летать под облаком, волком рыскать во чистых полях.
Да стали они дружинушкой хороброю, да славными богатырями святорусскими. Да принесут теперь пользу они земле своей славной, да городу славному своему Мурому.
***
На берегу реки Оки стоит древний Муром-град. Да есть в том граде новая школа, школа №6. Да есть в этой школе класс, да класс не простой, гимназический. Дети тут как дети, шумные, громкие, смелые да дружные. Дети учатся разные, учатся они на пятерки да на четверки. Научилися они давно уже грамоте – писать и считать, и книги читать. Есть и сильные дети, сильные да быстрые. И любимым уроком у них была физкультура. Там не надо много думати, там надо много прыгати и бегати. Вот однажды предложили им за честь класса выступати. Собралися молодцы удалые, призадумалися, на совет пригласили красных девиц. Порешили они не ударить в грязь лицом, защитить честь класса. Все силы они отдали, помогали друг другу, да защищали друг друга. Победили они в том бою неравном, за что наградили их письмами благодарственными. Да восхваляли 6 класс, да класс гимназический, все участники соревнований, да преподаватели. Да и администрация тоже!
***
Из того ли то из города из Мурома,
Из той ли улицы из Комсомольской,
Где стояла много лет школа №6.
В школе той учились девицы косы длинны,
Добры молодцы с силой богатырской.
Учеников там видимо-невидимо,
Классов было множество великое.
Самый статный класс – 6Г.
Там было 14 девиц красных
И 13 молодцев прекрасных.
Были они умом могучи,
Шабутны сильно и тягучи.
И покушать были непротив.
Урок сидят, скрипят стулья,
Солнышко уж выше деревьев стало,
А они все стульями скрипят.
Вот уж третий урок к концу близится.
Раздается урчание животов,
В глазах загорается голодный огонь.
И уж учителя побаиваться начинают.
Вдруг как гром среди ясного неба раздается звонок.
Встрепенулись дети голодные,
Побросали перья да ручки,
И помчались в харчевню школьную.
Несется 6Г – дрожат стены,
Звенят стекла,
Пыль из-под ног вьется.
Да встречные-поперечные отбегают в стороны.
Налетели, подобно воронам, на еду,
Стучат ложками, грызут корки.
В мгновенье ока съели весь обед.
А уж после наступила благодать,
Сыты все, довольны и ленивы.

literatura.neznaka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *