Роспись гжель тарелки – Гжельская роспись: народный промысел — Щи.ру

Содержание

Гжельская роспись: народный промысел — Щи.ру

Гжель – традиционная роспись на керамике, получившая известность, благодаря насыщенным кобальтовым оттенкам, яркой майолике и удивительной гармонией рисунков и орнаментов.

Свое название роспись получила, благодаря живописному подмосковному району, известному также, как «Гжельский куст». Уже более 700 лет мастера Гжели создают настоящие произведения искусства – посуду, статуэтки, предметы интерьера, расписанные яркими орнаментами, изображающими цветы, животных или пейзажи. Вся работа выполняется только вручную, что придает ей ценности. Машинной гжельской росписи не существует, каждое изделие является оригинальным, отображая частицу вложенной автором души.

История промысла

Первые официальные упоминания о регионе обнаружены в Духовной грамоте Калиты, датируемой 1328 годом, однако доказано, что Гжельские поселения существовали и активно занимались различными ремеслами еще в 11 веке, хотя гончарное ремесло в официальный список повинностей перед государевым двором не входил. Главным поставщиком гжельской глины и готовых изделий «аптекарских нужд» регион стал только в 17 веке при царе Алексее.

Главным отличием гжельской росписи является ее самобытность и индивидуальный стиль. В начале это были лепные игрушки и предметы быта с красивой и яркой майоликой, но постепенно искусство и мастерство развивались, становились более совершенными. Появились декоративные блюда и наборы посуды, высокие кумганы с дисковидным туловом. Малая пластика в виде кухонной утвари и игрушек также получила большой распространение, покоряя своими незамысловатыми рисунками и картинками, пейзажами, цветочными орнаментами.

С 19 века на территории Гжели налажен выпуск полуфаянса, ставшего переходным периодом от традиционной майолики к тонкому фаянсу и фарфору. В качестве украшения использовалась характерная подглазурная роспись насыщенных синих оттенков, монохромные рисунки, полихромный надглазурный рисунок, обилие золота и уникальное кобальтовое фоновое крытье. Особую известность получили изделия, производимые на заводах Тереховых, Барминых, а также Братьев Кузнецовых, Киселевых, Жадиных, Тулиных.


Цвета гжельской росписи

Особенностью гжельской росписи является исключительно ручная работа, в каждый орнамент художники вкладывают частицу себя и своего видения природы и окружения. Основными цветами являются:

  • белый, используемый для костяного фарфора;
  • цветная майолика;
  • оттенки кобальтового и ярко-синего цветов, начиная небесно-голубым и заканчивая насыщенным, темно-синим;
  • глухой кобальт.

Очень интересен процесс проявления характерного насыщенного цвета – во время работы он черно-белый, а синий и кобальтовый оттенки проявляются только при обжиге готового изделия при помощи высоких температур.

Основные цвета

Традиционным цветом для Гжельской росписи является ярко-синий, кобальтовый оттенок на белоснежном фоне. Выполняется роспись при помощи специального состава на основе оксида кобальта. Готовое изделие окунается в глазурь белого цвета, затем обжигается при 1400 градусах. В итоге глазурь становится прозрачной, а орнамент приобретает яркий синий цвет, само изделие становится твердым, отличается глянцевым блеском. Поверх обожженной глазури могут наноситься тонкий золотой декор или платина, после чего изделие снова подвергается обжигу.

Выделяются такие группы цветов Гжельской росписи:

  1. Надглазурная цветная роспись, дополняемая золотым и платиновым декором, кобальтовым цветом. Используется для нарядных наборов посуды, сувениров, кувшинов или чайников. Для работы используются яркие краски, надглазурная роспись, известная еще в качестве майолики. Процесс отличается трудоемкостью и сложностью, требующей от художника настоящего мастерства.
  2. Глухой фоновый кобальт подкупает необычным сочетанием изысканности и торжественной роскоши. Фоновая основа представляет собой глазурь темно-синего цвета, для росписи используется надглазурная белая краска, создающая зеркальное отражение традиционной гжели. Цветы и животные из синих становятся белыми, а сам орнамент напоминает сказочные морозные узоры, создающие эффект глубины.
  3. Костяной белый фарфор – это изделия белоснежного цвета без декора или имеющие тонкую платиновую или золотую роспись. Допускается нанесение небольших по площади рисунков и надписей при помощи цветных красок или всех оттенков синего цвета.

Элементы и узоры гжельской росписи

Тематика росписи отображает восприятие мастером окружающего мира, это результат развития многовекового народного творчества, впитывающего традиции и культуру. Художниками в своих творениях сочетаются элементы иконописи, бытовые сценки, наблюдения над природой. Чаще всего встречаются природные мотивы, архитектура: растения, птицы или животные, изображения крестьянских домов, церквей или городских улиц.

Современная тематика рисунка разделяется на 4 типа:

  • сюжетный рисунок, включая времена года, пейзажи;
  • орнаментальные – традиционные для гжели сетки-гребенки, усики, жемчужинки, капельки, шашечки и отводки;
  • растительные рисунки – злаки, ягоды, цветы, бутоны, трава, ветви;
  • животные (чаще всего это птицы).

Техника выполнения

Главным правилом гжельской техники росписи является только ручное исполнение рисунка. В работе художниками используются краски белого, голубого и синего цветов. Синий цвет применяется в более, чем 20 оттенках, для майолики применяется пятицветка – белый фон, желтый (соли сурьмы), зеленый (соли меди), синий (соли кобальта), вишневый (моли марганца) цвета.

Набор инструментов художника очень простой: палитра из стекла для смешивания оттенков, кисточки разного типа, шпатели, банки для смеси из окиси кобальта. Классический кобальтовый рисунок наносится при помощи подглазурной техники, то есть орнамент после нанесения покрывается белой глазурью и обжигается. Для нанесения орнаментов применяется специальная азбука мазков, которая у каждого мастера может иметь свои особенности. В основе большинства узоров находится мазок-капелька, при помощи которого изображаются листья, стебли, цветы. Мазок тенями – это обратный мазок в одну стороны с переходом от темного оттенка к светлому.

Самыми популярными узорами являются гжельская роза с размашистыми, крупными мазками и птица.

Гжель с традиционной синей росписью составляет единое целое формы и изделия и декора. Рисунок подчеркивает форму, придает объем и гармонию, оживляет холодный фарфор. Но именно пластика диктует, каким будет орнамент и его оттенок, что именно будет выражено художником в готовом изделии.

schci.ru

ᐈ Тарелка гжель – векторные изображения, рисунок гжель тарелка > скачать на Depositphotos®

ᐈ Тарелка гжель – векторные изображения, рисунок гжель тарелка > скачать на Depositphotos®

rea_molko

5000 x 5000

Pazhyna

5906 x 5906

Pazhyna

5906 x 5906

OlgaDrozd

5000 x 5000

artbusinka

3333 x 5000

zabavinaula

2500 x 2500

Iricat

4167 x 4154

SnowKat

7625 x 7625

artbusinka

5000 x 5000

SnowKat

4610 x 4610

artbusinka

3333 x 5000

Amarylle

5000 x 5000

artbusinka

5000 x 5000

Iricat

5000 x 5000

zabavinaula

3500 x 2500

Iricat

5000 x 5000

Pazhyna

5906 x 5906

Iricat

5000 x 5000

lapotnik

4167 x 4167

Iricat

4167 x 4167

lapotnik

4167 x 4167

Oksana

3000 x 2224

artbusinka

3333 x 5000

SnowKat

5000 x 5000

lapotnik

4167 x 4167

SnowKat

4000 x 4000

artbusinka

5000 x 5000

OlgaDrozd

5000 x 5000

artgid

8333 x 8333

werta.w

5000 x 5000

artbusinka

5000 x 3500

zabavinaula

2500 x 2500

Iricat

5000 x 5000

[email protected]

4078 x 5000

Iricat

4167 x 4167

OlgaDrozd

5000 x 5000

lapotnik

4167 x 4167

lapotnik

4167 x 4167

[email protected]

4078 x 5000

Iricat

5000 x 5000

ru.depositphotos.com

План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему: Роспись Гжель”Тарелочка” | скачать бесплатно

Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе “Тарелочка”(гжельская роспись)

Подготовила занятие воспитатель первой квалификационной категории Хабарова Марина Анатольевна.

Декоративное рисование “Тарелочка” (гжельская роспись).

Задачи: Закрепить умение составлять узор по мотивам гжельской росписи и располагать его на круге, заполняя середину и края тарелочки. Закреплять умение рисовать кистью и красками; Развивать художественный вкус, эстетическое восприятие.

Материалы: Гжельская керамика, таблицы с элементами гжельской росписи, белые тарелочки для росписи, тряпочки, кисти, ватные палочки, гуашь синего цвета, баночки с водой.

 

Ход занятия:

Воспитатель:-Ребята, вспомните ,о каких видах росписи мы с вами говорили(хохломская, гжельская, городецкая). Послушайте стихотворение, о чем в нем говорится?

                                                                 Фарфоровые чайники,  подсвечники, часы,

                                                                             Животные и птицы -невиданной красы.

                                                                             Деревня в Подмосковье прославилась теперь

                                                                             Известно всем народам ее названье-Гжель.

                                                                             Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

                                                                             Не встретите на свете вы красоты такой!

                                                                             Голубизну небесную, что сердцу так мила

                                                                             Кисть мастера на чашку легко перевела.

 

      -Почему эту роспись так назвали?

       Гжель – название одного из сел. Люди, жившие в этом селе, занимались гончарным промыслом, делали посуду из глины, фарфора. Мастера делали кружки, бокалы, кувшины ,конфетницы, чайные сервизы, сахарницы, статуэтки.

        ( Воспитатель показывает предметы из гжельской керамики и фарфора).

     – Чем гжель отличается от других видов росписи? ( синий и голубой цвет)

     – Гжельских мастеров вдохновляла прохлада синих вечеров, голубизна неба, родные белоснежные просторы. В росписи использовался белый и синий цвет, но опытный мастер может получить больше 30 оттенков цвета. Мы будем использовать с вами синий, белый и голубой цвета.

     – Как можно получить голубой цвет? ( синий смешать с белой краской или в синий цвет добавить побольше воды).

     – Из каких элементов состоит гжельская роспись?

     Капелька: Она напоминает дождевую каплю или лепесток ромашки, может иметь прямую или наклонную форму.

     Бордюры и сеточки: Это полосы, выполненные с использованием тонких, широких, прямых и волнистых линий, точек и сеточек.

     Простые растительные узоры: Веточки, листочки, усики, цветочки.

         ( Провести физкультминутку).

     -Сегодня мы с вами будем расписывать тарелочки, используя элементы гжельской росписи. Не забудьте, что узор должен быть в центре тарелочки и по ее краям. Посмотрите, какую тарелочку сделала я, а вы придумайте свой узор и распишите свои тарелочки.

          (Дети расписывают тарелочки. Во время работы можно включить мелодии русских народных песен).

.

nsportal.ru

Роспись тарелки по мотивам гжельских мастеров

Презентация является глубоким погружением в творчество гжельских мастеров, повторением изученного материала и предназначена для повышения интереса к художественной культуре России.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

− Здравствуйте, ребята. Что вы видите на доске? (образцы элементов, узоров, орнаментов  гжельской росписи, открытки и фотографии с изображением гжельской керамики)

− У каждого на столе находится тарелка из папье-маше, которую вы изготовили заранее.

Что мы должны сегодня сделать? (выполнить роспись тарелки в гжельской технике)

− Чему вы научились на прошлых занятиях? (освоили простой гжельский орнаменты и бордюры, познакомились с традиционными элементами гжельской росписи, освоили технику гжельского письма – мазок с тенью)

− Сегодня вы продолжите знакомство с Гжельской росписью, попробуйте себя в качестве мастера по росписи.

− Прочитайте слова на экране. (слайд 2 презентации)

Не то золото, что дорого и блестит,

А то дорого, что руками мастера создано

− Как вы отнесёте эти слова к себе?

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

− Что изображено в центре тарелки? (слайд 3)

− Синяя роза – один из главных мотивов гжельской керамики. В какой технике расписан цветок? (мазковая роспись – мазок с тенью или тонированный мазок)

− Какие гжельские орнаменты вы видите? (линии, точки, капельки, усики, решётки)

− С какого места необходимо начинать роспись тарелки? (разные ответы: с середины, с бордюра и т. д.)

− У кого нет ответа? Что вы не смогли сделать? (Я не смог определить, как начать роспись тарелки)

− Кто уверен, что он правильно может расписать тарелку?

− Каким правилом вы воспользовались?

− Что вы не можете сделать? (Я не могу назвать этапы росписи тарелки, у меня нет эталона)

− Что вы теперь должны сделать? (Надо остановиться и подумать, почему возникло затруднение.)

3.Выявление места и причины затруднения.

− Какое задание вы должны выполнить? (Надо расписать тарелку в стиле Гжель)

− Как вы предполагаете действовать? (дети предлагают разные варианты)

− Почему у вас возникло затруднение? (Мы не знаем правила росписи тарелки)

− Какой этап учебной деятельности вы выполнили? (Мы выяснили, что мы не знаем.)

− Что теперь вы будете делать? (Будем сами открывать новое знание.)

4.Построение проекта выхода из затруднения.

− Какую цель вы поставите перед собой сегодня на уроке? (Узнать правило росписи тарелки и выполнить роспись тарелки в стиле Гжель самостоятельно).

− Чтобы правильно действовать, нужен план. Предлагаю план  с нарушенным порядком действий. (слайд 4)

− Расставьте шаги плана правильно.

Работа проводится фронтально. Согласованный вариант фиксируется (слайд 5)

5.Реализация построенного проекта.

− Предлагаю сегодня знания открывать в группах, пользуясь данным планом. Какие правила вы должны соблюдать, работая в группах?

− Результатом вашей работы должен быть эталон росписи тарелки в стиле Гжель.

Группам раздаются карточки с заданием: выбрать те элементы росписи, которые понадобятся в практической работе (2-3 минуты). Каждая группа высказывает свою версию. На доске вывешивается согласованный эталон

− Теперь вы сможете правильно расписать тарелку?

− Вы достигли поставленной цели? (Да.)

− Докажите. (Выполнили задание на карточке правильно, вывели эталон  росписи тарелки.)

6.Первичное закрепление.

− Что вы будете делать сейчас? (Будем учиться применять новое знание.)

− Назовите растительную роспись, которая будет присутствовать на тарелке (цветок, травка, веточки, листья).

− Составьте композицию. (дети выполняю устно – фронтальная работа)

− Такой цветок мы будем рисовать. С чего начнём? (слайды 6-12)

7.Практическая работа.

− А сейчас мы с вами почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. У каждого из вас на столе тарелка, но только она белая, покрыта белой краской, не раскрашенная. Сможете расписать её?

А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку («Незабудковая гжель» в исполнении Надежды Филатовой). Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.

− Простым карандашом намечаем (без нажима, еле заметно намечаем центральный цветок)

− Какой кистью будем рисовать гжельскую розу?

− Набираем краску и делаем широкие мазки. У вас должен получиться разноокрашенный, объемный цветок – гжельская роза.

− Какой кисточкой будете рисовать стебель, усики и завитки, прожилки на листиках или штриховку? (тонкой).

− Следите, чтобы ни один элемент на другой не находил.

− Заканчивать роспись тарелки будем орнаментом. Это обводка по краю.

− По завершении работы художники ставят свою подпись. Вы отлично справились с заданием. Теперь можете подписать свою работу. Каждая тарелочка по-своему неповторима

− У кого возникло затруднение при выполнении задания?

− В каком месте возникло затруднение?

− Почему возникло затруднение?

− У кого работа не вызвала затруднений?

− Вы все молодцы!

8.Рефлексия учебной деятельности.

− Послушайте стихотворение “Гжель” (слайд 13)

Поверить трудно: неужели Всего два цвета? Чудеса!.. 

Вот так художники из Гжели 

На снег наносят небеса! 

Какие розы и пионы 

На чашках пишут мастера. 

И сине-белые бутоны 

Прекрасны нынче, как вчера! 

− Почувствовали себя гжельскими мастерами?

− Что необходимо сделать в конце урока?(Подвести итог нашей работы.)

− Какие два основных шага вы выполняли? (Мы выяснили, что мы не знаем, и сами открыли новый способ.)

− В чем же было затруднение и почему оно возникло?(Мы не знали, как правильно расписать в гжельской технике тарелку , потому что не знали правила росписи тарелки)

− Какова была цель?(Узнать правило росписи тарелки в гжельской технике и научиться им пользоваться.)

− Вы достигли цели?(Да.)

Раздаются «листы настроения».

− Подчеркните на листочке слова, соответствующие вашему настроению. 

            Я молодец! Я хорошо понял тему и могу помочь другим ребятам.

            У меня всё хорошо. Я всё понял, но пока не могу объяснять другим.

         У меня всё ещё впереди, я постараюсь на следующем уроке быть внимательнее.

Выставка работ учащихся.

multiurok.ru

Гжельская роспись, расписываем кружку – Ярмарка Мастеров

Русский живописец Б.М.Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут “колдовскими синими цветами”. И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне – исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. 

Здравствуйте, дорогие мастерицы! Предлагаю вам небольшой мастер класс по росписи пластмассовой кружки для кистей, гжельской росписью. Сама я 8 лет занималась различными видами росписи, урало-сибирской, гжельской и хохломской.  Расписывать мы будем обычными акриловыми красками в тюбиках. Итак нам понадобится, кружка. или любой предмет пластмассовый, деревянный( грунотованный) чтоб создать небольшой сюжет из гжели. Также 2 краски акрил, белая, синяя или голубая, 3 кисти, я использую нейлон, подойдет и белка очень хорошо. Номер кистей № 4, №2. и номер 1 , мы будем делать самые тонкие прописки. 

Перед работой надо обезжирить поверхность кружки.,я это сделаю с помощью жидкости для снятия лака и ватки, ну или растворителем с ацетоном.

Нарисуем примерный эскиз рисунка на бумге, чтобы понимать, что будет в центре, что по краям.

Круглые кисточки №4, и №2 необходимо немного сплющить плоскогубцами, чтобы у них появились “носик” и “пяточка”. На носик мы наносим голубую краску, на пяточку белую, и на палитре рамазываем плавными движениями туда-сюда. чтобы добиться некоего градиента.

На кружке делаем подмалевок белой краской, чтобы понимать откуда рисовать лепестки. просто пальцем рисуем кружок

И начинаем рисовать розу, начиная с нижних лепестков, можете попробовать сначала несколько раз нарисовать на палитре, вообще рекомендую сначала попробовать на палитре, во избежании неаккуратных мазков, Но каждый мазок неудачный можно сразу же убрать с помощью тряпочки, насухо вытерев поверхность. Итак. делаем лепестки вокруг подмалевка

Далее я думаю понятно, следите чтобы случайно не стереть рукавом уже нарисованное, нарисовали розу, чуть подождите , пусть высохнет, прежде чем рисовать листочек. Но НЕ ЗАБЫВАЙТЕ опускать в воду кисти. акрил  высыхает быстро, потом сложно будет отмыть кисть!

Розу украсим тычинками. черенком кисти делаем голубые точки в середине цветка. Прописки, ножку цветка рисуем кистью номер 1

Рисуем ягоды, наверху розы, добавляем еще прописок, где  кажется что пусто и вуаля! Красивый гжельский сюжет готов.

Буду рада ответить на любые вопросы. Я думаю подобное можно изобразить на разделочной доске, и на мебели, и на цветочном горшке,фантазия вам подскажет. Надеюсь мой мастер-класс поможет вам сделать нашу жизнь чуточку ярче.  Удачи вам в творчестве!

www.livemaster.ru

узоры для начинающих. Роспись посуды гжельскими узорами

Гжель, небольшой город в Московской области, – центр известного художественного промысла России. Так называемый Гжельский куст занимает обширную территорию и включает в себя 27 деревень, население которых издавна занимается росписью разнообразных изделий из белоснежного фарфора и фаянса. История гжельского промысла прослеживается с 14-го века, с того самого времени, когда под Москвой обнаружили богатое глиняное месторождение. Материал был разнородным: в верхних слоях располагались слои простой красной “ширевки”, ниже залегали пласты “пушнины” бледно-желтого цвета, а в самой глубине раскинулась “мыловка” – нежнейшая белая глина, прекрасный материал для изготовления высококачественных фарфоровых и фаянсовых изделий.

Аптекарские нужды

Некоторое время из белой глины делали посуду и прочую кухонную утварь. Затем появился царский Аптекарский указ, предписывающий отправку всего добытого сырья в Москву для потребностей медицины и фармацевтики. Изготовление кухонной посуды пришлось отложить, однако через некоторое время были открыты дополнительные залежи белой глины, и, таким образом, материала уже было достаточно и для аптек, и для гончарного производства. Во время изобилия сырья и зародился художественный промысел под названием гжель.

Мировая известность

Гжельская роспись, узоры которой отличаются особым стилем, стала распространяться по России. Первое время художники использовали разноцветные краски. Затем гжельская роспись, узоры, тематика рисунка и общий стиль несколько изменились. Основным колером стала ярко-синяя кобальтовая краска. С тех пор гжельская роспись, узорчатостью которой восторгаются люди во всем мире, стала классическим сочетанием двух цветов – белого и синего. Подлинные изделия не допускают каких-либо других оттенков, только в отдельных случаях художник может использовать золотую краску для легкого декорирования.

Расцвет

Знаменитая гжельская роспись (узоры, орнаменты, растительная тематика и многое другое из того, что составляет основу уникального художественного стиля) получила развитие в 19-м веке. В богатых домах России считалось хорошим тоном сервировать обеденный стол посудой из гжельского фарфора. В первую очередь за этим стоял патриотизм, гордость за свою страну. К тому же бело-синие тарелки и супницы стоили на порядок дешевле мейсенского фарфора.

Изображения на изделиях также были исключительно на русскую тематику. Охота с собаками, пляски на Масленицу, крестный ход на Пасху и многие другие события истинно русского характера изображались на столовой посуде. Таким образом, гжельская роспись, узоры которой были близки по духу россиянам, становилась все более популярной.

Ручная работа

В начале 20-го века заводчики Подмосковья делали попытки поставить производство бело-синих изделий на поток, однако эта идея провалилась. Роспись посуды гжельскими узорами непременно должна делаться вручную опытными художниками, которые способны вложить в свою работу душу. Механическое нанесение рисунка уничтожает суть искусства, изделие становится безликим.

Гжельская роспись, узоры и орнаменты, геометрические фигуры или сюжеты из деревенской жизни – все это результат творчества талантливых художников, работающих на предприятиях народных художественных промыслов “Гжельского куста”. Первым признаком мастерства художника считается наличие в росписи полутонов, когда бледно-синие штрихи чередуются с яркими и насыщенными.

Гжельская роспись: узоры

Цветок, его нежные лепестки, стебель растения, листики на тонких черенках… Все это является классической темой гжельской росписи. Растения изображаются в стилизованном виде, но их характерные признаки просматриваются, ягоды смородины не спутаешь с калиной, а крыжовник не назовешь шиповником, даже при том, что все растения, цветы и ягоды одинакового ярко-синего цвета.

Детская тематика

Значительная часть изделий гжельских народных промыслов посвящена детям. Это лошадки и слоны, ослики и жеребята, разрисованные вагончики с паровозиком, машины и самолеты, на которых присутствует гжельская роспись. Узоры для детей так же искусны, как и для взрослых, но с гораздо большей ответственностью подходит к работе художник. Ведь ребенок ни в коем случае не должен разочароваться. Поэтому художники, приступая к росписи игрушек и других изделий детского ассортимента, стараются выполнить работу как можно лучше.

Мастер-классы

В производственных объединениях гжельских народных художественных промыслов работают секции по обучению желающих овладеть искусством росписи. Будущие художники проходят специальные курсы рисунка и технологий создания знаменитых бело-синих фарфоровых изделий, осваивают такой вид народного промысла, как гжельская роспись. Узоры для начинающих упрощенные, тем не менее процесс обучения состоит из нескольких этапов.

Первые уроки включают в себя обучение рисунку, а точнее, нанесению контуров будущего изображения. Штрихи наносятся чертежным карандашом средней мягкости на бумагу типа ватмана без нажима, чтобы можно было ластиком стереть неудачно обозначенные линии.

После того как контурный рисунок готов, можно приступать к раскраске. Пробное изображение лучше сделать водорастворимой краской – акварельной, акриловой или гуашью. Кисточка для это подойдет любая, но для начала можно воспользоваться 2-м номером. На отдельном кусочке бумаги следует сделать несколько мазков, чтобы подобрать синий цвет, подходящий по насыщенности. Затем нужно попробовать нарисовать цветок. Если изображение на бумаге получилось удачно, то на следующем этапе можно приступить к росписи керамического изделия.

Разнообразие рисунка

В базе данных каждого гжельского предприятия по выпуску керамики есть сюжетные и тематические зарисовки, используемые при необходимости технологами. Разнообразная гжельская роспись, узоры, фотографии, рисунки, копии – все идет в дело, когда нужно запустить очередную серию изделий.

Отдельными партиями выпускается авторская продукция, когда изделия от начала до конца выдерживаются в статусе эксклюзивности. Форма их уникальна, роспись неповторима. Такая гжель ценится высоко, знатоки стараются приобрести именно эту продукцию. Первосортные изделия отличаются от обычных детальной проработкой рисунка. Художник прорисовывает мельчайшие нюансы, и в результате рождается истинный шедевр гжельского народного промысла.

Продажа на месте

В последнее время появилась хорошая традиция – при гжельском производстве открывать магазин по реализации изделий местных мастеров. Произведения искусства стали более доступны, увеличился выбор. Крупные предприятия гжельского промысла наладили выпуск суперсервизов, наподобие тех, которые поставлялись императорскому двору в 19-м веке. Представители прежних поколений помнят наборы столовой посуды из 120 и более предметов. Были сервизы и поменьше, на 12 персон из 84 предметов. И совсем маленькие, на двоих, под названием “Тет-а-тет”. Был сервиз даже на одну персону, миниатюрный, который назывался “Эгоист”.

Царская монополия

В те далекие времена много гжельской продукции уходило за границу. Европейцы вывозили изделия русских мастеров вагонами. Так продолжалось довольно долго, пока главным покупателем заводской продукции не стало русское императорское казначейское ведомство. Довольно быстро возникла монополия, которая подчинила себе производство гжели, и с тех пор вся продукция отгружалась на склад казначейства.

Перспективы

В настоящее время гжель востребована как никогда. Заводы и небольшие мастерские работают с полной нагрузкой. Все жители так называемого Гжельского куста заняты на производстве белоснежной расписной керамики.

fb.ru

Гжель, городецкая, хохломская, жостовская, мезенская роспись, лаковая миниатюра в Федоскино и Палехе.

Всегда ли гжельская посуда была сине-белой, какая традиционная роспись родилась после Октябрьской революции и почему расписные шкатулки светятся? Разбираемся в секретах народных художественных промыслов.

Золотые чаши. Хохломская роспись

Золотые чаши. Хохломская роспись

Золотые чаши. Хохломская роспись

Золотые чаши. Хохломская роспись

Родиной хохломской росписи стала Нижегородская губерния. Считается, что первыми украшать деревянную посуду стали старообрядцы-иконописцы в середине XVII века. Изделия продавали в деревне Хохлома — отсюда и название народного промысла.

Мастер начинал работу с битья баклуш — готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок, они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой».

После нанесения рисунка изделия два-три раза покрывали олифой, втирали в поверхность оловянный или алюминиевый порошок и сушили в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые.

В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку, куда съезжались продавцы и покупатели со всей России. Хохломские изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали изделия в Индии и Турции.

Снежный фон и синие узоры. Гжель

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: rusnardom.ru

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: gzhel-spb.ru

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: Сергей Лаврентьев / Фотобанк Лори

Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты — с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор. Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи.

Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин — красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской — до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.

Гжельские сюжеты — это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок. Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу… После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

История Федоскинской лаковой миниатюры берет начало в XVIII веке. Купец Петр Коробов в 1795 году основал в подмосковной деревне Данилково (рядом с селом Федоскино) фабрику. Здесь из папье-маше изготавливали козырьки для военных фуражек. Когда в страну пришла европейская мода на табакерки, на фабрике стали выпускать табакерки и шкатулки.

Вскоре ассортимент расширился — появились пудреницы, броши и коробочки для чая. Сначала их украшали печатными рисунками-гравюрами, а позже стали расписывать масляными красками и покрывать лаком. Художники во время работы добавляли в краски металлический порошок — так цвета становились «светящимися». Традиционными мотивами федоскинской миниатюры стали русская тройка, пейзажи, сказочные сюжеты и сцены из народной жизни: гулянья, пляски и чаепития.

На изящные миниатюрные изделия давали гарантию в 100 лет: при высушивании папье-маше становилось тверже дерева, а сияющие краски не тускнели годами. Секрет заключался в том, что лак для миниатюр выдерживали на солнце. Этим «прокаленным» составом мастер покрывал каждое изделие до 30 раз.

Три мира узоров. Мезенская роспись

Три мира узоров. Мезенская роспись. Фотография: patlah.ru

Три мира узоров. Мезенская роспись. Фотография: open-collection.com

Три мира узоров. Мезенская роспись. Фотография: patlah.ru

Мезенская роспись появилась в XIX веке в низовьях реки Мезень Архангельской губернии. Самое древнее изделие с мезенскими узорами — расписная прялка — относится к 1815 году. Местные жители украшали сундуки, туеса (круглые берестяные короба) и посуду — ковши, чаши, бочонки и тарелки. К началу ХХ века центром мезенской росписи по дереву стала деревня Палащелье.

Подготовленную посуду мезенские мастера расписывали охрой по чистому негрунтованному дереву с помощью особой деревянной палочки — тиски. Пером глухаря или тетерева делали черную обводку, а потом уже наносили красные и черные узоры кисточкой. Мастер делил рисунок на три части: небо, землю и подземный мир. Их границы он обозначал прямой линией, узоры располагал в строгом порядке. Главными элементами росписи были животные и птицы: конь, олень и утка. Обрамляли рисунки геометрические орнаменты из прямоугольников и ромбов, дисков и решеток.

Мезенской росписью по традиции занимались только мужчины, навыки мастера передавали по наследству. Сначала начинающему художнику рассказывали о символах и их сочетаниях в узоре, учили размечать изделие и наносить контуры. Прежде чем рисовать орнаменты, будущие умельцы долго тренировались — писали палочки и линии.

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись. Фотография: art.mirtesen.ru

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись. Фотография: art.mirtesen.ru

Роспись по металлу зародилась в подмосковной деревне Жостово. В 1825 году Филипп Вишняков открыл первую «лакерную мастерскую». В ней изготавливали и расписывали табакерки, шкатулки и подносы из папье-маше. Осип Вишняков продолжил отцовское дело, но папье-маше заменил металлическими изделиями. В 1830-е в деревне появились новые фабрики декоративной росписи, на которых художники украшали подносы букетами цветов. Нарядные изделия быстро обрели популярность.

Главным мотивом жостовской росписи стал цветочный букет на черном фоне. Традиционно мастера выполняли четыре вида рисунков: «Букет собранный», «Букет враскидку», «Венок» и «Ветка с угла». В центре изделия художники обычно располагали яркие крупные растения. Тень и мелкие цветы по краям рисунка создавали иллюзию объема. Чтобы рисунок светился изнутри, мастера добавляли в краски металлический порошок, сусальное золото или делали вставки из перламутра.

«Здесь живут подносами, ими мыслят и только о них рассуждают», — говорили о Жостово. Все в деревне напоминает о народном промысле: даже вместо адресных табличек используют расписные подносы с номерами домов. Так же мастера изготовили и указатели к деревне.

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись. Фотография: Фотобанк Лори

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись. Фотография: Фотобанк Лори

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись. Фотография: Фотобанк Лори

Городецкая роспись известна со второй половины XIX века. В 1870 году на Поволжье, в деревню Курцево Городецкой волости, приехал иконописец Николай Огуречников. Он научил местных ремесленников изготавливать краски и оживлять рисунок штрихами белого цвета. Сначала художники расписывали донца — плоские дощечки, на которых сидели домашние хозяйки, когда пряли шерсть и лен. Украшенное резьбой и цветным рисунком донце служило и как украшение интерьера.

Городецкая роспись отличалась контрастными яркими цветами. Художники изображали вороных коней с длинными шеями и тонкими ногами, петухов с гордо поднятой головой и пышным хвостом, рисовали сценки из купеческой жизни — семейные чаепития, прогулки барышень с кавалерами. Обязательный элемент расписного городецкого изделия — объемные букеты и венки из розанов, ромашек, купавок.

Цветными рисунками украшали ложки и шкатулки, ларцы и хлебницы, мебель и ставни. Также умельцы изготавливали из деревянной щепы и расписывали детские игрушки: куколок, лошадки-качалки и даже миниатюрные наборы для маленьких хозяюшек — прялки, веретенца, утюжки. Особо популярен был конь-каталка. В расписные саночки впрягали деревянных лошадей, в повозку усаживали кучера. Игрушечных дел мастера не использовали в работе ни клей, ни гвозди: с ювелирной точностью они подгоняли детали, которых иногда было более тридцати. «Чтоб изготовить каталку, надо с бесами знаться», — говорили в Городце.

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра. Фотография: palekh.su

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра. Фотография: lacquerbox.ru

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра. Фотография: kanon-tradition.ru

История палехской лаковой миниатюры начинается в XVIII столетии. В те годы художники-иконописцы из небольшого села Палех во Владимирской губернии были известны всей России. С 30-х годов XIX века до Октябрьской революции здесь работали иконописные мастерские.

Родоначальником палехского стиля считается Иван Голиков — в 1920 году он создал первую лаковую миниатюру «Адам в раю». В 1924 году в Палехе открылась Артель древней живописи, а спустя год художники получили Гран-при на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже.

Палехские мастера создавали шкатулки, броши, портсигары, табакерки. Они использовали в работе иконописные приемы: писали на черном фоне темперными красками, изготовленными на основе яичного желтка и воды, и твореным золотом (так называли золотой порошок, разведенный в воде). Основными сюжетами были сцены из сельской жизни, былин и русской литературы. Вдохновляли мастеров герои народных и авторских сказок: Иван-царевич и Жар-птица, Серебряное Копытце и царь Салтан.

«Когда мы организовывали артель, у нас на семь человек было только одно собрание сочинений Пушкина… Этим в значительной степени объясняется тот факт, что большинство своих миниатюр мы писали на пушкинские сюжеты».

В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким, который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией». По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве».

www.culture.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *