Развитие речи старшая группа фрукты овощи – . , – .

Содержание

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Фрукты. Овощи» | скачать бесплатно

Рыбалко Антонина Владимировна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №32«Лесная сказка»

г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области, Россия

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Фрукты. Овощи»

Цель:
Развитие всех компонентов устной речи в различных видах деятельности : выявить знания детей о значении овощей и фруктов в жизни человека; подводить детей к выводу о пользе овощей и фруктов
Задачи:

  1.  Закреплять обобщающие понятия:  овощи и фрукты.
  2.  Совершенствовать диалогическую форму речи.
  3. Обучать детей составлять описательные рассказы с опорой на схемы.
  4. Развивать устную речь, активизировать словарь детей по теме овощи и фрукты.
  5. Учить образовывать уменьшительно – ласкательную форму существительных и множественное число существительных.
  6. Создать двигательную активность детей.
  7.  Учить слушать стихотворения, отвечать на вопросы полными предложениями.

Предварительная работа.
Рассматривание альбомов «Овощи и фрукты»
Беседа «Что растет в огороде и саду»
Чтение стихотворения С.Михалкова. «Овощи»
Оборудование:  муляжи, картинки овощей и фруктов, картинки с изображением сада, огорода, схемы, мандарин, банан, лимон, лакмусовые бумажки, пипетки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Какое сейчас время года? После, какого времени года наступает осень? Игра «Хорошо – плохо»

-Что хорошего вы знаете об осени? (Можно любоваться красотой осеннего леса, увидеть, как меняют свою одежду деревья и кустарники и т. д.)

  

-Что плохо осенью? ( часто льют дожди, солнце светит меньше, на улице много луж и грязи и т. д.)

      

 А ещё осенью созревают овощи и фрукты. Хотите поиграть? Нужно хлопнуть в ладоши, когда услышите в словах название какого-либо фрукта. Слушайте внимательно: репка, лук, груша, баклажан, апельсин; банан, варенье, персик, компот, слива, салат, сок.

   

  

  

2. Выявление знаний по теме, обогащение знаний детей.

Игра «отгадай-ка».

            Поздним летом в огород  собирается народ.

           Зрел все лето урожай! Что собрали? Отгадай!

           Здесь весною было пусто,  Летом выросла (капуста)

 

  1. Собираем мы в лукошко очень крупную (картошку) 

  1. От дождя земля намокла, Вылезай, толстушка – (свекла).

  1. А теперь пойдем мы в сад. Там созрел уж (виноград). 

  1. Очень сочны и красивы  Выросли на ветках (сливы).

  1. Из земли за чуб плутовку Тянем сочную (морковку).          

   

  1. Помогает деду внук, Собирает с грядок (лук).

  1. Вот зеленый толстячок – Крупный, гладкий (кабачок).

  1. Для Володи и Катюши соберем в корзину (груши).

  1. Не забудем для Алены очень кислые (лимоны).

  1. Для начинки в пироги  набираем (яблоки).

Сейчас я вам раздам картинки фруктов  и овощи,  и будем их описывать. Чтобы вам легче было это сделать, будем использовать схему. (на доске висит схема описания:

  1. Что это за предмет?
  2. Где растет (сад, лес, огород)?
  3. Какой на вкус?  Какой на ощупь?
  4. Какой формы?
  5. Какого цвета?
  6. Что можно приготовить из него?)

Поместите  картинку или на грядку, или на дерево.

                              

Как вы думаете, какие фрукты полезнее для здоровья человека: сырые или консервированные? Почему? (Ответы детей.)  Что можно приготовить из фруктов? (Ответы детей.) Правильно, из фруктов можно приготовить много разнообразных блюд.

3. Пальчиковая гимнастика. Приготовьте ваши ручки – мы будем «варить компот».

Будем мы варить компот, (Левую ладошку держать «ковшиком» указательным пальцем правой руки «мешают».)
Фруктов нужно много. (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
Вот: будем яблоки крошить (Имитируют все движения: крошат.)
Грушу будем мы рубить (Рубят.)
Отожмем лимонный сок (Отжимают.)
Слив положим и песок (Имитируют движения.)
Варим, варим мы компот («Варят» и «мешают».)
Угостим честной народ. (Угощают).

Ребята, посмотрите на картинки и скажите, какой сок получится из этого фрукта или овоща?

Сок из моркови – морковный сок

Сок из свеклы – свекольный сок

Сок из яблока – яблочный сок

Сок из помидоров- томатный сок

подумайте, какой суп, если я его буду варить: Из свеклы – свекольный суп,   Из картофеля – картофельный суп,  Из капусты – капустный суп, Из гороха – гороховый суп. 

4. Физминутка.  «В ОГОРОДЕ» 

Дети шли, шли, шли  (дети шагают на месте)

В огород они зашли.

Капусту нашли          (наклонились и собирают овощи)

Огурцы нашли, помидоры все собрали,

Кабачки нашли, Всё в корзинки положили

И домой пошли.         (шагают на месте)

5. Исследовательская деятельность. (Цель – установить, почему одни фрукты портятся быстрее, а другие медленнее?)

Дети, есть фрукты, которые растут только в жарком климате, назовите их. (Ответы детей.)

   

Чем похожи лимон, банан и мандарин? (Ответы детей.) Что у них есть общего? (Ответы детей.) Правильно, мякоть и кожура. Как вы думаете, от чего защищает кожура эти фрукты? (Ответы детей.) Правильно, от того, чтобы не испортились.

 мы с вами рассматривали эти фрукты несколько дней назад: мандарин, банан и лимон. Все они были свежие и красивые на вид. Мы их оставили лежать на шкафу в группе. Давайте посмотрим на них сейчас. Они как-то изменились? (Ответы детей.)

   

 Мы с вами знаем, что у них у всех есть кожура – она защищает фрукты от порчи.

И что мы видим? Лимон не испортился совсем, мандарин стал немного портиться, а банан почернел и совсем испортился. Почему же это произошло? (Воспитатель выслушивает все предположения детей.)

Хотите узнать, почему так получилось?

У меня есть специальная бумага, она меняет свой цвет, если на неё попала кислая вода или кислый сок. Давайте это проверим. (Дети из разных пипеток капают на бумагу воду и кислый сок.) Что стало с бумагой? (Ответы детей.) Верно, одна бумага осталась такая же, другая стала розового цвета.

Давайте капнем на такую специальную бумагу по капельке сока из мякоти каждого фрукта. (Дети выполняют действие – поочерёдно капая на разные лакмусовые бумажки сок лимона, мандарина и банана (в марле мякоть).)

Теперь сравните цвет бумаги. Что с ней произошло? (Ответы детей.) Где больше всего изменился цвет бумаги? (Ответы детей.)

Значит, кислого сока больше всего где? (В лимоне.) А меньше всего где? (В банане.)

Так, почему банан испортился быстрее всех? (ответы детей), правильно, потому, что он самый сладкий. Почему не испортился лимон? (Ответы детей.) Теперь мы все вместе можем ответить на трудный вопрос: почему одни фрукты портятся быстрее, а другие медленнее? (Воспитатель выслушивает ответы детей, затем помогает детям сделать общий вывод – сладкие фрукты портятся быстрее, чем кислые.)


После занятия коллективное собирание общего панно «Фрукты». Слушание песни «Урожайная» (диск)

       

6.Подведение итогов:

Послушайте стихотворение:
«Солнце, солнце веселей,
Посвети еще, погрей!
Дождик, дождик, не мешай
Собирать нам урожай
Груши, яблоки в садах,
Помидоры на полях,
Не мешай пшеницу жать,
Не мешай ты нам копать
Свеклу, редьку и картошку
И, конечно же, морковку
И когда придет зима,
Были полны закрома.
Воспитатель: Как вы думаете, зачем выращивают, собирают и хранят овощи и фрукты?
(Ответы детей – люди употребляют их  в пищу.)
Воспитатель: А как вы думаете, овощи и фрукты полезны для здоровья?
(ответы детей)

nsportal.ru

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ Тема: «ОВОЩИ И ФРУКТЫ”. | скачать бесплатно

КОНСПЕКТ НОД

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Тема: «ОВОЩИ И ФРУКТЫ.

Образовательные области: «Физическое развитие», «Социально‐коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно‐эстетическое развитие».

Цель: Развитие всех компонентов устной речи в различных видах деятель- ности.

 Задачи: − упражнять различать слова, обозначающие действие предмета;

− учить задавать вопросы к словам, обозначающим действие предмета.

− способствовать развитию связной речи, зрительного внимания, речевого слуха, мышления, артикуляционной, координации речи с движением.

− прививать бережное отношение к природе.

 Оборудование: альбомный лист, цветные карандаши, мультимедийное обо- рудование, картинки фруктов, дерево, карты схемы, муляжи овощей и фруктов, 2 корзины, мяч.

 Словарная работа: баклажан, огород, плоды, вкусная, садовая, сладкая, фруктовая.

 Методические приёмы: рассматривание иллюстраций; выразительное чте- ние; составление рассказов по картинке; чтение стихотворения С. Михалкова «Овощи», Бокова «Урожай»; рисование.

 Ход занятия:

 Организационный момент.

Воспитатель: − Ребята, отгадайте загадки:

Висит на ветке колобок, Блестит его румяный бок. (Яблоко).

Желтый цитрусовый плод В странах солнечных растёт. Но на вкус кислейший он, А зовут его… (Лимон).

Знают этот фрукт детишки, Любят, есть его мартышки. Родом он из жарких стран В тропиках растет… (Банан).

Этот фрукт на вкус хорош И на лампочку похож. (Груша).

Воспитатель. Вы легко отгадали загадки. А как можно одним словом назвать то, что вы видите на картинках?

Дети. Фрукты.

 Воспитатель: Мы пришли в магазин, где продаются овощи и фрукты, вы их сможете купить, если опишите фрукт или овощ.

− Чтобы вам легче было их описывать, будем использовать карты-схемы (рис. 1). Рис. 1. Схема описания и сравнения овощей и фруктов

Дети выбирают продавца, используя считалку: Ай, ду‐ду, ай, ду‐ду В огород сейчас пойду Соберу я овощей для зеленых свежих щей − Где вы, овощи ау? Прячьтесь лучше, я иду!

Первым покупает воспитатель (дает образец описательного рассказа), потом дети ( 4‐5 человек).

 Воспитатель: Дети, кто купил овощи подойдите к правой корзине, а кто купил фрукты к левой ( Проверить с детьми, правильно ли они положили). Воспитатель: У нас на подносе остались овощи и фрукты, давайте их тоже разложим по корзинам.

Дети называют овощи и фрукты, которые кладут в корзину

 Воспитатель: Молодцы. Дети, что мы складывали в правую корзину, а что в левую?

− Ребята, а где растут овощи?

− Правильно в огороде. Сейчас мыс вами отправимся в огород, поработаем там.

Физ. минутка: «В огород».

В огород мы пойдем,

Урожай соберем.

 Мы морковку натаскаем,

И картошку накопаем.

 Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный,

Очень вкусный.

 Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке.

 (Дети идут по кругу друг за другом).

Воспитатель: А сейчас, ребята, в кругу и поиграем в игру:

 «Назови ласково».

 Я буду вам бросать мяч и называть овощи или фрукты, а вы мне возвра- щаете мяч и говорите ласково.

Воспитатель: огурец – огурчик помидор – помидорчик капуста – капустка − Молодцы! − Садитесь на места.

Воспитатель: А теперь меняю правила игры. Раздаю карточки с изображе- нием овощей и фруктов. (Воспитатель показывает изображение одного овоща или фрукта. У ребенка карточка с теми же овощами или фруктами во множе- ственном числе).

 Воспитатель: − один мандарин − одно яблоко − один гранат − один ананас − одна груша

 Дети: − много мандарин − много яблок − много гранат − много ананасов − много груш

Воспитатель: игра «Найди лишний»

Воспитатель: − Ребята, назовите фрукты, названия которых начинаются на звук [а]. − Названия, каких овощей начинаются на звук [р.]. − Молодцы Воспитатель: Где растут овощи и фрукты?

Дети: Фрукты растут в саду. – Овощи растут в огороде.

 Воспитатель: Чем занимаются люди в садах и огородах осенью?

Дети: Собирают урожай.

Воспитатель: Послушайте стихотворение:

 Солнце, солнце веселей, посвети еще, погрей!

Дождик, дождик, не мешай собирать нам урожай

Груши, яблоки в садах, помидоры на полях,

 Не мешай пшеницу жать, не мешай ты нам копать

Свеклу, редьку и картошку, и, конечно же, морковку!

Чтоб, когда придет зима, были полны закрома.

 Воспитатель: Как вы думаете, зачем выращивают, собирают и хранят овощи и фрукты?

 Дети: люди употребляют в пищу овощи и фрукты.

 Воспитатель: А как вы думаете, овощи и фрукты полезны для здоровья? Дети: Да. В овощах и фруктах содержатся витамины.

 Игра «Дорисуй фрукт» 

Воспитатель: Молодцы, вы сегодня многое узнали, многому научились. Итог занятия. 

Возьмите зеленое яблоко тот, кому сегодня было очень интересно, понятно и нетрудно. Желтое яблоко возьмет тот, кому было интересно, но немного трудно выполнить задание. Красное яблоко возьмет тот, кому сегодня на занятии было очень трудно и не интересно. Теперь ваши яблоки приклеим на дерево и увидим, какая яблоня будет расти в нашем саду.

 Посмотрите, ребята, какая красивая яблоня у нас получилась. И вас ждет сюрприз. Выносятся корзины с яблоками. Дети берут любимый фрукт.

nsportal.ru

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Конспект нод по развитию речи в старшей группе тема: «Овощи и фрукты» | скачать бесплатно

Конспект нод по развитию речи

 в старшей группе

тема: «Овощи и фрукты»

Цели:

  • закреплять в речи детей обобщающие понятия «фрукты» и «овощи»;
  • учить классифицировать фрукты и овощи;
  • развивать устную речь, активизировать тематический словарь;
  • закрепить умение составлять рассказы описательного характера с опорой на картинно-графическую схему;
  • учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;

относительные прилагательные от существительных;

  • развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.

Оборудование: муляжи овощей и фруктов, мяч, картинки с изображением фруктов и овощей, зеркала, изображения ведра и кастрюли.

Ход занятия

  1. Организационный момент (Разминка)

Утро настало.

Солнышко встало.
– Эй, братец Федя,
Разбуди соседей!
– Вставай, Большак!
– Вставай, Указка!
– Вставай, Середка!
– Вставай, Сиротка!
– И Крошка-Митрошка!
-Привет, Ладошка!
Все потянулись и проснулись.

  1. Артикуляционная гимнастика (Упражнения выполняются перед зеркалами)

 «Улыбка», «Хоботок», «Лопата», «Иголочка», «Часики», «Укольчики»,

 «Вкусное варенье».

  1. Сообщение темы занятия

-Я подготовила для вас загадки. Слушайте их внимательно и постарайтесь отгадать.

(Муляжи фруктов и овощей раскладываются по тарелкам)

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали-

Не одну нашли, а десять!

Как ее названье, дети?         (картошка)

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней…   (помидора)

Оранжевый нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только оранжевый нос.  (морковь)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И  маленькие детки.  (яблоко)

С оранжевой кожей

На мячик похожий,

Но в центре не пусто,

А сочно и вкусно.  (апельсин)

Этот фрукт на вкус хороший

И на лампочку похожий. (груша)

-Посмотрите, что лежит в первой тарелке? Как назовем это, одним словом? (Овощи)

-А что лежит на второй тарелке? Назовите, одним словом. (Фрукты)

-Кто догадался, о чем мы будем сегодня разговаривать на занятии?

  1. Работа  по теме занятия

-Давайте вспомним, где растут овощи?

-Упражнение «Опиши овощ»

 (Название, цвет, форма, вкус)

-Что можно приготовить из овощей?

-Как называется салат из моркови? (морковный)

-А как называется салат из капусты, свеклы, огурца, моркови, тыквы?

Давайте выйдем на ковер и поиграем.

-Игра «Огород гнома»

Представьте, что мы попали на огород к маленькому гномику и овощи на его огороде, тоже очень маленькие.

Если у нас выросла картошка, то у него … (огурец, помидор, лук, капуста, чеснок, морковь).

ФИЗМИНУТКА

В огород пойдем,(дети идут по кругу)

Урожай соберем. (дети идут по кругу)

Мы моркови натаскаем («таскают»)

И картошки накопаем. («копают»)

Срежем мы кочан капусты («срезают»)

Круглый, сочный, очень вкусный. (показывают)

Щавеля нарвем немножко  («рвут»)

И вернемся по дорожке. (идут на свои места)

-А теперь расскажите, что вы знаете о фруктах. Где они растут? На чем?

-Как называются деревья, на которых растут фрукты?

-Упражнение «Опиши фрукт». Давайте поговорим о фруктах, какие они?

-А теперь я предлагаю вам всем вместе дружно рассказать, о фруктах.

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

Мы с закрытыми глазами

Фрукты собирали.

Их потрогали, поели –

Сразу угадали.

Мягкий, сладкий был банан,

Очень кислый был лимон.

Сладкий, сочный апельсин

Нам попался лишь один.

Яблоко гладкое,

Хрустящее и сладкое.

И на вкус приятная

Груша ароматная.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «Душистые фрукты»

Душистые фрукты выросли в саду. Давайте понюхаем их аромат. Вдох, не поднимая плеч. Выдох: «А-а-ах!»

-Заключительное задание: распределите овощи в ведро, а фрукты в кастрюлю.

  1. Беседа о пользе овощей и фруктов 

Чтобы быть здоровым, умным, сильным, человек должен получать витамины с пищей. Если ребёнок получает этих витаминов мало, то он начинает часто болеть, теряет аппетит и плохо растёт.

-А как вы думаете, в какое время года мы получаем витаминов больше всего? (летом и осенью). Почему?

 – Особенно богаты витаминами овощи и фрукты (угощение детей витаминами)

  1. Итог занятия

 

nsportal.ru

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «ОВОЩИ И ФРУКТЫ» | скачать бесплатно

КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «ОВОЩИ И ФРУКТЫ»

В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДО

Аннотация: в статье представлен конспект НОД по развитию речи

«Овощи и фрукты», разработанный в соответствии с требованиями ФГОС

ДО. Данное занятие направлено на расширение и активизацию словаря детей

дошкольного возраста.

Ключевые слова: осень, огород, сад, плоды, урожай.

Конспект составлен с учетом пяти образовательных областей, определенной

федеральными государственными стандартами:

1. «Физическое развитие».

2. «Социально‐коммуникативное развитие».

3. «Познавательное развитие».

4. «Речевое развитие».

5. «Художественно‐эстетическое развитие».

Цель. Развитие всех компонентов устной речи в различных видах деятель-

ности.

Задачи.

Образовательные:

 упражнять различать слова, обозначающие действие предмета;

Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»

2 Педагогическое мастерство и педагогические технологии

 учить задавать вопросы к словам, обозначающим действие предмета.

Развивающие:

 способствовать развитию связной речи, зрительного внимания, речевого

слуха, мышления, артикуляционной, координации речи с движением.

Воспитательные:

прививать бережное отношение к природе.

Оборудование: альбомный лист, цветные карандаши, мультимедийное обо-

рудование, картинки фруктов, дерево, карты схемы, муляжи овощей и фруктов,

2 корзины, мяч.

Словарная работа: баклажан, огород, плоды, вкусная, садовая, сладкая,

фруктовая.

Методические приёмы: рассматривание иллюстраций; выразительное чте-

ние; составление рассказов по картинке; чтение стихотворения С. Михалкова

«Овощи», Бокова «Урожай»; рисование.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! К нам пришли гости, поздоровайтесь с

ними, садитесь.

Ребята, а кто ещё к нам пришел? (стук в дверь) Ребята, посмотрите, Настя

сегодня не обычная. Что‐то приготовила нам в конверте.

• Ребята, Настя, предлагает нам отгадать загадки. (На экране после каждой

загадки появляется поочередно яблоко, лимон, банан, груша).

Висит на ветке колобок,

Блестит его румяный бок. (Яблоко).

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растёт.

Но на вкус кислейший он,

А зовут его… (Лимон).

Дошкольная педагогика

3

Знают этот фрукт детишки,

Любят, есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет… (Банан).

Этот фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож. (Груша).

Воспитатель. Вы легко отгадали загадки. А как можно одним словом

назвать то, что вы видите на картинках?

Дети. Фрукты.

Воспитатель: Мы пришли в магазин, где продаются овощи и фрукты, вы их

сможете купить, если опишите фрукт или овощ.

• Чтобы вам легче было их описывать, будем использовать карты-схемы

(рис. 1).

Рис. 1. Схема описания и сравнения овощей и фруктов

Дети выбирают продавца, используя считалку:

Ай, ду‐ду, ай, ду‐ду

В огород сейчас пойду

Соберу я овощей

Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»

4 Педагогическое мастерство и педагогические технологии

Для зеленых свежих щей

• Где вы, овощи ау?

Прячьтесь лучше, я иду!

Первым покупает воспитатель (дает образец описательного рассказа), потом

дети, 4‐5 человек.

Воспитатель: Дети, кто купил овощи подойдите к правой корзине, а кто

купил фрукты к левой.

• Проверить с детьми, правильно ли они положили.

Воспитатель: У нас на подносе остались овощи и фрукты, давайте их тоже

разложим по корзинам.

Дети называют овощи и фрукты, которые кладут в корзину.

Воспитатель: Молодцы. Дети, что мы складывали в правую корзину, а что

в левую?

• Ребята, а где растут овощи?

• Правильно в огороде. Сейчас мыс вами отправимся в огород, поработаем там.

Физ. минутка: «В огород»

А сейчас ребята нам пора в огород, собирать урожай.

В огород мы пойдем,

Урожай соберем.

Мы морковку натаскаем,

И картошку накопаем.

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный,

Очень вкусный.

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке.

(Дети идут по кругу друг за другом).

(Имитация действий).

Воспитатель: А сейчас, ребята, в кругу и поиграем в игру «Назови лас-

ково». Я буду вам бросать мяч и называть овощи или фрукты, а вы мне возвра-

щаете мяч и говорите ласково:

Дошкольная педагогика

5

Воспитатель: огурец – огурчик

помидор – помидорчик

капуста – капустка

 Молодцы!

Садитесь на места.

Воспитатель: А теперь меняю правила игры. Раздаю карточки с изображе-

нием овощей и фруктов. (Воспитатель показывает изображение одного овоща

или фрукта. У ребенка карточка с теми же овощами или фруктами во множе-

ственном числе).

Воспитатель: один мандарин

 одно яблоко

один гранат

 один ананас

 одна груша

Дети:  много мандарин

 много яблок

много гранат

много ананасов

много груш

Воспитатель: Следующая игра «Найди лишний»

Яблоко, малина, груша, слива.

Гранат, апельсин, масленок, банан.

Мандарин, персик, айва, репа.

Слива перец, помидор (Картинки на экране).

Воспитатель:

Ребята, назовите фрукты, названия которых начинаются на звук [а].

Названия, каких овощей начинаются на звук [р.].

Молодцы!

Воспитатель: Где растут овощи и фрукты?

Дети: Фрукты растут в саду.

– Овощи растут в огороде.

Воспитатель: Чем занимаются люди в садах и огородах осенью?

Дети: Собирают урожай

Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»

6 Педагогическое мастерство и педагогические технологии

Воспитатель: Послушайте стихотворение.

Солнце, солнце веселей,

Посвети еще, погрей!

Дождик, дождик, не мешай

Собирать нам урожай

Груши, яблоки в садах,

Помидоры на полях,

Не мешай пшеницу жать,

Не мешай ты нам копать

Свеклу, редьку и картошку,

И, конечно же, морковку!

Чтоб, когда придет зима,

Были полны закрома.

(Завальнюк)

Воспитатель: Как вы думаете, зачем выращивают, собирают и хранят

овощи и фрукты?

Дети: люди употребляют в пищу овощи и фрукты.

Воспитатель: А как вы думаете, овощи и фрукты полезны для здоровья?

Дети: Да. В овощах и фруктах содержатся витамины.

Игра «Дорисуй фрукт» Воспитатель. Дорисуйте фрукт и определите, что за

фрукт вы изобразили. (На листе бумаги пол яблока, пол груши, детям рекомен-

дуется дорисовать, раскрасить, определить).

Воспитатель: Молодцы, вы сегодня многое узнали, многому научились.

Помогли нашей Насте.

Итог занятия.

Возьмите зеленое яблоко тот, кому сегодня было очень интересно, понятно

и нетрудно. Желтое яблоко возьмет тот, кому было интересно, но немного

трудно выполнить задание. Красное яблоко возьмет тот, кому сегодня на занятии

было очень трудно и не интересно. Теперь ваши яблоки приклеим на дерево в саду и увидим, какая яблоня будет расти в нашем саду. Посмотрите, ребята, какая

красивая яблоня у нас получилась.

И вас ждет сюрприз.

Выносятся корзины с яблоками. Дети берут любимый фрукт.

nsportal.ru

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «ОВОЩИ И ФРУКТЫ» | скачать бесплатно

КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «ОВОЩИ И ФРУКТЫ»

                                                                                                  Автор-составитель:

Воспитатель

ГБДОУ №87 Центрального района г.С-Пб

Спирова Надежда Алексеевна

2017г.

Ключевые слова: осень, огород, сад, плоды, урожай.

Конспект составлен с учетом пяти образовательных областей, определенной федеральными государственными стандартами:

1. «Физическое развитие».

2. «Социально‐коммуникативное развитие».

3. «Познавательное развитие».

4. «Речевое развитие».

 5. «Художественно‐эстетическое развитие».

 Цель. Развитие всех компонентов устной речи в различных видах деятель- ности.

Задачи. 

Образовательные: 

− Упражнять различать слова, обозначающие действие предмета;

− Учить задавать вопросы к словам, обозначающим действие предмета.

Развивающие:

− Способствовать развитию связной речи, зрительного внимания, речевого слуха, мышления, артикуляционной, координации речи с движением.

Воспитательные: 

− Прививать бережное отношение к природе.

Оборудование: альбомный лист, цветные карандаши, мультимедийное обо- рудование, картинки фруктов, дерево, карты схемы, муляжи овощей и фруктов, 2 корзины, мяч.

Словарная работа: баклажан, огород, плоды, вкусная, садовая, сладкая, фруктовая.

Методические приёмы: рассматривание иллюстраций; выразительное чте- ние; составление рассказов по картинке; чтение стихотворения С. Михалкова «Овощи», Бокова «Урожай»; рисование.

Ход занятия:

Вводная часть

Организационный момент. 

В-ль: – Здравствуйте, ребята! К нам пришли гости, поздоровайтесь с ними, садитесь.

 − Ребята, а кто ещё к нам пришел? (стук в дверь) Ребята, посмотрите, Настя сегодня не обычная. Что‐то приготовила нам в конверте. − Ребята, Настя, предлагает нам отгадать загадки. (На экране после каждой загадки появляется поочередно яблоко, лимон, банан, груша).

1.Висит на ветке колобок,

Блестит его румяный бок. (Яблоко).

2.Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растёт.

Но на вкус кислейший он,

А зовут его… (Лимон).

3.Знают этот фрукт детишки,

Любят, есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет… (Банан).

4.Этот фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож. (Груша).

-Молодцы! Вы легко отгадали загадки. А как можно одним словом назвать то, что вы видите на картинках?

Дети: – Фрукты.

Основная часть

Воспитатель: -Мы пришли в магазин, где продаются овощи и фрукты, вы их сможете купить, если опишите фрукт или овощ. − Чтобы вам легче было их описывать, будем использовать карты-схемы

Дети выбирают продавца, используя считалку:

Ай, ду‐ду, ай, ду‐ду

В огород сейчас пойду

Соберу я овощей

Для зеленых свежих щей

− Где вы, овощи ау?

Прячьтесь лучше, я иду!

Первым покупает воспитатель (дает образец описательного рассказа), потом дети, 4‐5 человек.

Воспитатель: -Дети, кто купил овощи подойдите к правой корзине, а кто купил фрукты к левой. − Проверить с детьми, правильно ли они положили.

Воспитатель: -У нас на подносе остались овощи и фрукты, давайте их тоже разложим по корзинам. Дети называют овощи и фрукты, которые кладут в корзину.

-Молодцы. Дети, что мы складывали в правую корзину, а что в левую? − Ребята, а где растут овощи? − Правильно в огороде. Сейчас мыс вами отправимся в огород, поработаем там.

Физ. минутка: «В огород»

А сейчас ребята нам пора в огород, собирать урожай.

В огород мы пойдем,

Урожай соберем.

Мы морковку натаскаем,

И картошку накопаем.

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный,

Очень вкусный.

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке. (Дети идут по кругу друг за другом). (Имитация действий).

Воспитатель: – А сейчас, ребята, в кругу и поиграем в игру «Назови ласково». Я буду вам бросать мяч и называть овощи или фрукты, а вы мне возвращаете мяч и говорите ласково:

Воспитатель: огурец – огурчик помидор – помидорчик капуста – капустка − Молодцы! − Садитесь на места.

-А теперь меняю правила игры. Раздаю карточки с изображением овощей и фруктов. (Воспитатель показывает изображение одного овоща или фрукта. У ребенка карточка с теми же овощами или фруктами во множественном числе).

Воспитатель: − один мандарин − одно яблоко − один гранат − один ананас − одна груша Дети: − много мандарин − много яблок − много гранат − много ананасов − много груш Воспитатель: Следующая игра «Найди лишний» Яблоко, малина, груша, слива. Гранат, апельсин, масленок, банан. Мандарин, персик, айва, репа. Слива перец, помидор (Картинки на экране).

Воспитатель: − Ребята, назовите фрукты, названия которых начинаются на звук [а]. − Названия, каких овощей начинаются на звук [р.]. − Молодцы!

Воспитатель: Где растут овощи и фрукты?

Дети: Фрукты растут в саду. – Овощи растут в огороде.

Воспитатель: Чем занимаются люди в садах и огородах осенью?

Дети: Собирают урожай

Воспитатель: Послушайте стихотворение. Солнце, солнце веселей, Посвети еще, погрей! Дождик, дождик, не мешай Собирать нам урожай Груши, яблоки в садах, Помидоры на полях, Не мешай пшеницу жать, Не мешай ты нам копать Свеклу, редьку и картошку, И, конечно же, морковку! Чтоб, когда придет зима, Были полны закрома. (Завальнюк)

Заключительная часть:

Воспитатель: Как вы думаете, зачем выращивают, собирают и хранят овощи и фрукты?

Дети: люди употребляют в пищу овощи и фрукты.

Воспитатель: А как вы думаете, овощи и фрукты полезны для здоровья?

Дети: Да. В овощах и фруктах содержатся витамины.

Игра «Дорисуй фрукт»

Воспитатель. Дорисуйте фрукт и определите, что за фрукт вы изобразили. (На листе бумаги пол яблока, пол груши, детям рекомен- дуется дорисовать, раскрасить, определить).

Воспитатель: Молодцы, вы сегодня многое узнали, многому научились. Помогли нашей Насте.

nsportal.ru

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Овощи и фрукты»

Конспект открытой образовательной деятельности по развитию речи

в старшей группе

тема: «Овощи и фрукты»

Подготовила логопед: Кривогузова О.П.

Цели:

  • закреплять в речи детей обобщающие понятия «фрукты» и «овощи»;

  • учить классифицировать фрукты и овощи;

  • развивать устную речь, активизировать тематический словарь;

  • закрепить умение составлять рассказы описательного характера с опорой на картинно-графическую схему;

  • учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;

относительные прилагательные от существительных;

  • развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.

Оборудование: муляжи овощей и фруктов, мяч, картинки с изображением фруктов и овощей, зеркала, изображения ведра и кастрюли.

Ход занятия

  1. Организационный момент (Разминка)

Утро настало.

Солнышко встало.
– Эй, братец Федя,
Разбуди соседей!
– Вставай, Большак!
– Вставай, Указка!
– Вставай, Середка!
– Вставай, Сиротка!
– И Крошка-Митрошка!
-Привет, Ладошка!
Все потянулись и проснулись.

  1. Артикуляционная гимнастика (Упражнения выполняются перед зеркалами)

«Улыбка», «Хоботок», «Лопата», «Иголочка», «Часики», «Укольчики»,

«Вкусное варенье».

  1. Сообщение темы занятия

-Я подготовила для вас загадки. Слушайте их внимательно и постарайтесь отгадать.

(Муляжи фруктов и овощей раскладываются по тарелкам)

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали-

Не одну нашли, а десять!

Как ее названье, дети? (картошка)

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней… (помидора)

Оранжевый нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только оранжевый нос. (морковь)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (яблоко)

С оранжевой кожей

На мячик похожий,

Но в центре не пусто,

А сочно и вкусно. (апельсин)

Этот фрукт на вкус хороший

И на лампочку похожий. (груша)

-Посмотрите, что лежит в первой тарелке? Как назовем это, одним словом? (Овощи)

-А что лежит на второй тарелке? Назовите, одним словом. (Фрукты)

-Кто догадался, о чем мы будем сегодня разговаривать на занятии?

  1. Работа по теме занятия

-Давайте вспомним, где растут овощи?

Упражнение «Опиши овощ»

(Название, цвет, форма, вкус)

-Что можно приготовить из овощей?

-Как называется салат из моркови? (морковный)

-А как называется салат из капусты, свеклы, огурца, моркови, тыквы?

Давайте выйдем на ковер и поиграем.

Игра «Огород гнома»

Представьте, что мы попали на огород к маленькому гномику и овощи на его огороде, тоже очень маленькие.

Если у нас выросла картошка, то у него … (огурец, помидор, лук, капуста, чеснок, морковь).

ФИЗМИНУТКА

В огород пойдем,(дети идут по кругу)

Урожай соберем. (дети идут по кругу)

Мы моркови натаскаем («таскают»)

И картошки накопаем. («копают»)

Срежем мы кочан капусты («срезают»)

Круглый, сочный, очень вкусный. (показывают)

Щавеля нарвем немножко («рвут»)

И вернемся по дорожке. (идут на свои места)

-А теперь расскажите, что вы знаете о фруктах. Где они растут? На чем?

-Как называются деревья, на которых растут фрукты?

Упражнение «Опиши фрукт». Давайте поговорим о фруктах, какие они?

-А теперь я предлагаю вам всем вместе дружно рассказать, о фруктах.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Мы с закрытыми глазами

Фрукты собирали.

Их потрогали, поели –

Сразу угадали.

Мягкий, сладкий был банан,

Очень кислый был лимон.

Сладкий, сочный апельсин

Нам попался лишь один.

Яблоко гладкое,

Хрустящее и сладкое.

И на вкус приятная

Груша ароматная.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «Душистые фрукты»

Душистые фрукты выросли в саду. Давайте понюхаем их аромат. Вдох, не поднимая плеч. Выдох: «А-а-ах!»

-Заключительное задание: распределите овощи в ведро, а фрукты в кастрюлю.

  1. Беседа о пользе овощей и фруктов

Чтобы быть здоровым, умным, сильным, человек должен получать витамины с пищей. Если ребёнок получает этих витаминов мало, то он начинает часто болеть, теряет аппетит и плохо растёт.

-А как вы думаете, в какое время года мы получаем витаминов больше всего? (летом и осенью). Почему?

 – Особенно богаты витаминами овощи и фрукты (угощение детей витаминами)

  1. Итог занятия

multiurok.ru

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме: Конспект занятия в старшей группе Образовательная область..Коммуникация. Тема. “Овощи и фрукты” | скачать бесплатно

Государственное дошкольное

Образовательное учреждение детский сад №91

Общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением физического развития воспитанников

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Конспект занятия

в старшей группе

Образовательная область

Коммуникация.

Тема:

«Овощи и фрукты»

Воспитатель Ι кв. категории

Марусенко И.К.

2012г.

Цель .Развитие всех компонентов устной речи  в различных видах деятельности.

Задачи.

Познание .Закреплять обобщающие понятия овощи  и фрукты

Закреплять знания основных цветов и геометрических форм.

Коммуникация. Совершенствовать диалогическую форму речи.

Обучать детей составлять описательные рассказы с опорой на карты схемы.

Развивать устную речь, активизировать словарь детей по теме овощи и фрукты.

Учить образовывать уменьшительно – ласкательную форму существительных и множественное число существительных.

Развивать З.К.Р .звук  (р)

Социализация. Учить выбирать водящего, при помощи считалки.

Физическая культура. Создать двигательную активность детей.

Художественная литература. Учить слушать стихотворения, отвечать на вопросы полными предложениями.

Предварительная работа.

Рассматривание альбомов «Овощи и фрукты»

Беседа «Что растет в огороде и саду»

Д/и. «Что лишнее»

Чтение стихотворения С.Михалкова.  «Овощи»

Стихи про «Урожай» Бокова.

Оборудование:  карты схемы, муляжи овощей и фруктов, 2 корзины,  мяч, фрукты, картинки с изображением фруктов и овощей.

                         

                           

 

                                         Ход.

Воспитатель: Сегодня ребята мы будем выполнять разные задания, а если мы выполним все задания правильно, в конце нас ждет сюрприз  (дети сидят полукругом перед столом с различными овощами и фруктами).

Воспитатель: Мы пришли в магазин, где продаются овощи и фрукты, вы их сможете купить, если опишите фрукт или овощ.

– Чтобы вам легче было их описывать, будем использовать карты схемы.

Вот они.

                         (Форма)

                         

 

                                                                             (Цвет)

        

                           –  (Твердый, мягкий;)

   – (Вкус)

Дети выбирают продавца,  используя считалку:

Ай, ду-ду, ай, ду-ду

В огород сейчас пойду

Соберу я овощей

Для зеленых свежих щей

– Где вы, овощи ау?

Прячьтесь лучше, я иду!

Первым покупает воспитатель (Дает образец описательного рассказа) потом дети 4-5 человек.

Воспитатель:  Дети, кто купил овощи подойдите к правой корзине, а кто купил фрукты к левой.

Проверить с детьми, правильно ли они положили.

Воспитатель: У нас на столе остались овощи и фрукты, давайте их тоже разложим по корзинам.

-Дети называют  овощи и фрукты, которые кладут в корзину.

Воспитатель: Молодцы.  Дети,  что мы складывали в правую корзину, а что в левую?

– Ребята, а  где растут овощи?

-Правильно в огороде. Сейчас мы с вами отправимся в огород, поработаем там.

Физ. минутка:            (Логоритмика)

  Грабли в руки взяли,                                            Дети имитируют

  Грядки причесали                                                 работу граблями

  Мы водой прохладной

  Грядки поливали!                                                  Поливают грядки

  Раз-два, раз-два!

  Грядки поливали

  Семена редиса в землю

  Мы сажали                                                             Приседают

  Раз-два, раз-два

  Вот как мы сажали!

Воспитатель: А сейчас ребята встаньте  в круг и поиграем в игру «Назови ласково». Я буду вам бросать мяч и называть овощи или фрукты, а вы мне возвращаете мяч  и говорите ласково:

Воспитатель: огурец – огурчик

                        помидор – помидорчик

                        капуста – капустка

                        лимон – лимончик

– Молодцы

– Садитесь на места

Воспитатель: А теперь меняю правила игры.  Раздаю карточки с изображением овощей и фруктов. (Воспитатель показывает изображение 1 овоща  или фрукта. У ребенка карточка с теми же овощами или фруктами во множественном числе).  

Воспитатель:  огурец –         дети:     огурцы

                         помидор –                     помидоры

                          груша –                        груша

Воспитатель: Следующая игра «Добавь слово»

Воспитатель выставляет 4 карточки с овощами, а называет только 3.

Например, картинки: Кабачок (баклажан), перец, помидор.

– Дети говорят баклажан.

2-3 раза с этими же картинками.

Воспитатель:  Ребята, назовите фрукты, названия  которых  начинаются на звук  [ а ].

– Названия каких овощей начинаются на звук [ р ].

– Молодцы

Воспитатель: Где растут овощи и фрукты?

Дети:  – Фрукты растут в саду

            – Овощи растут в огороде

Воспитатель: Чем занимаются люди в садах и огородах осенью?

Дети: Собирают урожай

Воспитатель: Послушайте стихотворение

«Солнце, солнце веселей,                              

Посвети еще, погрей!

Дождик, дождик, не мешай

Собирать нам урожай

Груши, яблоки в садах,

Помидоры на полях,

Не мешай пшеницу жать,

Не мешай ты нам копать

Свеклу, редьку и  картошку

И, конечно же, морковку

И когда придет зима,

Были полны закрома.   (Завальнюк)

Воспитатель: Ка вы думаете, зачем выращивают, собирают и хранят овощи и фрукты?

Дети: люди употребляют в пищу овощи и фрукты.

Воспитатель: А как вы думаете,  овощи и фрукты полезны для здоровья?

Дети: Да. В овощах и фруктах содержатся витамины.

Воспитатель: – Молодцы, вы сегодня многое узнали, многому научились.

И вас ждет сюрприз.

Выносятся корзины с фруктами. Дети берут любимый фрукт.

                         

Используемая литература:

  1. Ю.А. Кириллова

«Комплексы упражнение (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет (стр.23).

  1. Развитие речи. Старшая группа.

Занимательные материалы.

Сост. О.И. Бочкарева  и т.д. «Корифей»

 Волгоград   (стр. 26)

  1. Дошкольник. Развитие речи.

Конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Автор – составитель Л.Е. Крыласова  (стр.33)

  1. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Старшая группа.

Т.И. Петрова                        

Е.С. Петрова   (стр. 17)

                                                 

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *