Раздумья старших дошкольников о слове – хорошая основа для воспитания интереса к изучению родного языка. В статье «Подготовка детей к обучению грамоте» говорилось о задачах подготовки детей к обучению в школе и даны некоторые разъяснения понятий «слова» и «предложения».
Опираясь на знания детей о предметах, животных и т.п., предлагайте им умственные задачи типа: «Как превратить короткое слово «КОТ» в длинное?» Ответов может быть много «котик, котёнок».
То же самое со словами «стол, стул» и т.п. Затем наоборот, пусть дошкольник подбирает короткое слово к длинному — «белочка – белка, звёздочка – звезда, лисичка – лиса и прочее». Таким способом вы сформируете у детей интерес к выполнению задания, умение проявлять самостоятельность, активность, как в работе, так и в мыслительной деятельности, улавливать языковые особенности родного языка.
Следующим этапом мыслительной деятельности – составление предложений из двух слов. Дайте ребёнку задание – составить предложение с тем же словом «белка». Если ребёнок сразу не сможет ответить, задайте ему наводящие вопросы. Вопросы могут быть разными. Если это игрушка белки, то подойдёт вопрос: «Какая белка?» (рыжая, пушистая, мягкая), затем, покажите картинку с изображением белки в действии – сидит, ест, пьёт, грызёт орешки, прыгает и т.п.). Эти упражнения помогут ребёнку научиться самостоятельно, думать, размышлять и уметь пользоваться имеющимися знаниями, а так же предполагают развитие умений в составлении предложений из двух слов. Если добавите предметы для белочки, то можно составить более длинные предложения. Например, дали белке орех (молоко), и у вас получится предложение: «Белка грызёт орех», «белка пьёт молоко» и др. Попросите своего ребёнка обозначить действие белки и её основную особенность. «Белка, какая?» «Рыжая белка пьёт молоко».
Вы составили предложение «Белка грызёт орех», попросите сына или дочь ответить по-другому на вопрос «Что делает белка?» (ест, лакомится, питается, кормится, кушает).
При помощи таких приёмов ребёнок не только научится самостоятельно размышлять над выполнением задания, но и вы подведёте его к понятию, что предложения бывают разные – длинные и короткие и, что об одном и том же предмете можно сказать по-разному. Всё зависит от того, какие мы используем слова. Дети научатся понимать, что слова связываются по смыслу и составляют законченную мысль. Использование разных слов, обозначающих действия или признаки предметов, заставляют детей наблюдать за словом, его изменениями, улавливать языковые особенности. Составлять предложения можно по игрушке, картинке, сюжетным картинкам.
В дальнейшей работе по знакомству детей с предложением следует знакомить с расположением слов в нём. Просто задавайте вопросы типа: «Какое первое слово в предложении?» (второе, третье), затем пусть сначала называют третье слово, т.е. дети называют то слово, которое вы ему зададите. (Назови третье слово или которое по порядку слово «грызёт» и т.п.) Предложения из пяти слов и более взрослый приводит в качестве примера, чтобы дать детям понятие, что предложения бывают более длинными. Необходимо упражнять детей в согласовании слов в предложении. Например: «Зайка сидит на полянке — Зайцы сидят на полянке», «Белка грызёт орех – Белки грызут орехи». Использовать в предложениях слова- определения, сравнения. Разберём предложение «Зайцы сидят на полянке»: дайте детям задание описать «полянку»: «какая полянка?» Предполагаемые ответы: «лесная, цветочная, зелёная и т.п. Если в предложение вставить любое из этих слов, получится «Зайцы сидят на цветочной полянке». Точно таким же способом следует научить детей использовать в предложениях предлоги, союзы (чтобы, когда, зачем, если).
Все вышеуказанные способы знакомства детей с предложением подводят их к умению составлять рассказы по сюжетным картинам и картинкам, предметам, игрушкам и т.д. Задача взрослых — научить своих сыновей и дочерей использовать в рассказах слова-синонимы определений, сопоставлений, действий, научить их делать обобщения, сравнения, развивая тем самым детское мышление, воображение, словесное творчество. Например, воспитатель дала задание разобрать содержание картины А. Саврасова «Грачи прилетели», утром дети в детском саду будут составлять рассказ по ней. Папа с Петей рассматривают картину. Петя затрудняется в определении погоды, написанной художником. Папа задаёт ему вопросы: «Как ты думаешь, какую погоду написал художник?» Ответ: «Тёмную». В принципе — правильно, но не точно. Поэтому вопросы папы продолжаются. В итоге Петя охарактеризовал состояние погоды примерно так: «Погода хмурая, пасмурная, потому что на небе тучи». На вопрос отца «Какое время года изображено на картине?», мальчик ответил – «весна, потому что прилетели птицы». Папа предложил внимательно посмотреть на картину и подробнее дать описание состояния погоды. После уточнения Петя понял, художник описал раннюю весну, так как ещё лежит снег, но он местами тёмный и уже много проталин, даже видна вода на некоторых из них. Мальчик понял, что слово «тёмный» может быть применено к слову «снег», «проталина» — растаявший местами снег.
На занятии в детском саду, после рассказов детей, воспитатель дала задание – придумать название картины. Петя назвал картину «Ранняя весна». Другие дети просто обозначили картину – «птицы», «деревня». Основная масса детей не смогла определиться с названием. Воспитатель заметила, что самое удачное название придумал Петя, а затем озвучила название, которое дал художник картине. Вывод из данного примера можно сделать только один – взрослые должны помочь детям выделить главную сторону сюжета, если рассматривают картину, при рассматривании игрушки или другого предмета – основной его признак, отличающий этот предмет от других. Тогда детям несложно будет составить предложения по заданным предметам и картинам. Чем больше дети будут знать слов – определений, сопоставлений, сравнений, действий т.д., тем интереснее будут составленные ими предложения.
В случае, если ваши дети не готовы составлять предложения, то самое лучшее использовать приёмы, уточняющие представления детей о предложении:
В конце подобных занятий с детьми важно спросить их, чем они занимались, чему научились, что узнали нового. Этим самым вы развиваете у детей логическое мышление, умение делать выводы, правильно формулировать свои ответы и выводы.
bukvic.ru
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 общеразвивающего вида «Светлячок»»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по реализации задач образовательных областей «Коммуникация» (развитие речи: обучение грамоте), «Познание», «Социализация»
в подготовительной группе «Божьи коровки»
ТЕМА: «Живое слово» (слово и предложение)
Подготовил: воспитатель С.А. Куклина
г. Гаджиево
08.11.2013 г.
Цель: Продолжать работу по ознакомлению детей со словом и предложением.
Задачи:
Приемы:
1. Наводящие вопросы.
2. Коллективный разговор.
4. Тихий опрос.
5. Игровые приёмы.
7. Изменение громкости и темпа голоса.
Материалы: кукла, мяч, пирамидка, игрушки: машинки, посуда, муляжи фруктов, овощей, счетные палочки, бумага, карандаши.
Ход НОД.
Дети входят в группу, садятся за столы.
Воспитатель: Ребята, к нам пришла кукла Настя. Она будет вместе с нами готовиться к школе. Примите новую подружку?
(ответы детей)
Настя еще не знает о правилах поведения в школе, давайте покажем Насте, как правильно сидеть за столом, поднимать руку для ответа на уроке, держать руки на столе.
Дети показывают.
Молодцы! Настя, наши ребята знают много слов, умеют правильно их произносить. Сейчас они тебе расскажут об этом.
Настя принесла с собой мяч. Женя, повтори это слово громко и четко. Теперь это слово надо сказать тихо, но так ясно и отчетливо, чтобы все слышали.
Видите, как по-разному можно произнести слово «мяч»: громко и тихо.
Еще Настя принесла с собой…. (машину). Катя, произнеси это слово громко и четко, а теперь тихо и отчетливо. Молодец!
Воспитатель читает стихи А.Барто «Игра в слова»
Скажи погромче слово «гром»-
грохочет слово словно гром,
Скажи потише «шесть мышат»-
и сразу мыши зашуршат.
Скажи «кукушка на суку»-
тебе послышится «Ку-ку!»
А скажешь слово «листопад»
и листья падают, летят,
И словно наяву ты видишь осень:
желтый сад и мокрую траву…
Воспитатель: так что же такое «слово»? (ответы детей). (Слово – это все, что мы произносим).
Каждое слово, которое мы говорим, имеет значение. Мы смотрим на предмет и можем назвать его словом.
Каждое слово обозначает предмет, а еще одним словом мы можем обозначить группу предметов.
Проблемная ситуация: на столе разложены в хаотичном порядке предметы: куклы, машинки, кубики, посуда, муляжи фруктов и овощей. Нужно найти группу предметов на столе, которые можно обозначить одним словом. (можно объединить машинки, кубики и кукол и обозначить словом «игрушки», а можно объединить по другим признакам)
Воспитатель: ребята, обратите внимание, на стол разложены предметы. Ваша задача выбрать предметы, которые можно объединить в одну группу и обозначить эту группу одним словом.
Дети выполняют задание
Воспитатель: с помощью слова можно не только обозначить предмет, но и рассказать о нем. Давайте попробуем рассказать о Насте.
Дети садятся на ковер в круг, и передавая куклу друг другу, называют слова- прилагательные, какая она? (красивая, умная, веселая и т.д.)
Скажите про Настю каждый одно слово, какая она, чтобы ей понравилось.
Настя.. красивая, умная, веселая и т.д.
Воспитатель: Настя умеет делать все то же самое, что и вы. Какие действия может выполнять Настя? (Ответы детей).
Воспитатель: Вот видишь, Настя, сколько слов дети знают, и все про тебя. Но можно ли то, что вы сейчас говорили назвать рассказом? (ответы детей)
Конечно, ребята, вы называли только слова.
А давайте попробуем рассказать о Насте несколькими словами.
(Ответы детей). Настя хочет учиться в школе.
Что мы узнали из слов Юли? ……
Если мы и дальше будем рассказывать о Насте, то мы узнаем о ней еще больше. Когда мы хотим рассказать о чем-то, мы говорим предложениями, а не отдельными словами. В предложении несколько слов.
Вы готовы посчитать, сколько слов в моем предложении?
Перед вами на столе счетные палочки, положите перед собой столько счетных палочек, сколько слов в предложении.
Настя любит играть.
Кукла Настя танцует.
Настя читает книжки.
Кукла Настя пошла гулять.
Настя хочет учиться.
Физминутка
Раз – подняться, потянуться
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик сесть опять.
Воспитатель: Настя хочет с вами поиграть в мяч. Вставайте в круг. Кому Настя кинет мяч, тот должен назвать словом то, что ему нужно для школы: карандаши, ручка и т.д.
Молодцы! Вы знаете, что вам надо приготовить для того, чтобы учиться в школе.
А теперь возьмите карандаши и аккуратно заштрихуйте эти предметы.
Воспитатель:
Еще раз напомним Насте, что такое слово: (ответы детей) это все, что мы произносим, словом мы можем назвать один предмет или группу предметов. В предложении предмет не просто называется, а о нем что-то рассказывается.
Если составить о предмете несколько предложений, получится рассказ.
nsportal.ru
Многие дети начинают читать довольно рано, ещё будучи дошкольниками. Даже читая довольно бегло, они затрудняются в понимании текстов. Как научить понимать текст? Сперва тексты должны быть простые, описательные, бытового характера.
Автор материалов детский психолог Галина Обнорская.
Короткие рассказы с готовым рисунком.
Короткие рассказы для иллюстрирования детьми.
Короткие рассказы с пропущенными словами.
Короткие рассказы-небылицы.
Полезно рисовать содержание текста, предлагать ребёнку отвечать на вопросы. Так он настраивается не только на скорость чтения, но и стремится вникнуть в смысл читаемого.
Самые первые задания дошкольникам у нас выглядят так: “Прочитай слова. Нарисуй стрелку от слова к предмету. Раскрась картинку”. Два примера приводим: кот и конь.
Далее даются короткие рассказы, которые надо прочитать и нарисовать картинку-иллюстрацию. Предмет максимально похож на описание. Если в тексте платье голубого цвета, то на рисунке оно должно быть таким же.
Рассказы короткие, но увеличивающиеся и усложняющиеся по мере формирования навыка чтения. Каждое предложение начинается с новой строчки. Буквы крупные. Так дошкольнику легче читать.
У девочки Тамары был рыжий кот.
Кота звали Самсон.
Кот Самсон ловил мышей.
Нарисуй кота и подпиши все его части.
В реке жила рыбка.
Рыбка мала.
Рыбка ела водоросли.
Она выросла.
Рыбку поймал рыбак.
Нарисуй рыбку и подпиши её части.
У Вали была кукла.
Валя любила куклу.
Валя назвала куклу Рита.
У куклы голубые глаза и чёрные волосы.
Мама сшила кукле голубое платье.
Нарисуй куклу и подпиши все её части.
Это Маша.
Маша уже большая девочка.
Маша собирается в гости.
Мама надела Маше красное платье.
У Маши красные носки и чёрные туфли.
Мама завязала Маше на волосы красный бант.
Наша Маша хороша.
Нарисуй Машу.
Следующий этап работы над пониманием текста – тексты с пропущенными словами. Читая каждое предложение, ребёнку надо догадаться, какое слово пропущено, и вписать его печатными буквами.
Для облегчения работы сперва в текстах оставляем первую букву слова.
В шкафу на кухне стоят
Т__________________
Ч__________________
Б__________________
К____________________________
С________________________
На стол мама положила
В____________________
Л____________________
Н____________________
Все эти предметы называются ________________.
Каждое дерево имеет ___________________.
Ствол бывает тонкий или _____________________.
От ствола отходят толстые ____________________.
От толстых ___________________ отходят тонкие веточки.
Все ветки тянутся вверх к _____________________.
На самых тонких веточках есть почки.
Весной из почек вырастают зелёные ______________________.
Из других почек расцветают __________________.
Летом из цветов вырастут фрукты.
Напиши ниже все фрукты, какие ты знаешь.
Особенно любят дети рассказы-небылицы. Они называют их «перепутаницы». Поначалу ребята теряются. Но как только понимают смысл, веселятся и стараются придумать что-то сами.
Это лес.
В лесу растут норки.
В норках живут берёзы и ёлки.
На берёзе дупло.
Это дом лисы.
Туда прилетают лисята.
Читайте и придумывайте сами короткие рассказы для дошкольников. Сайт www.mama-pomogi.ru желает успехов в освоении чтения
mama-pomogi.ru
Занятие 2
Тема: Понятие о предложении. Понятие о слове (возможно изучение данной темы на двух занятиях.)
Цель: дать понятие о предложении, его признаках, о последовательности предложений в высказывании; показать, что предложение состоят из слов, познакомить со схемой предложения; тренировать в составлении простых предложений по картине, по опорным словам, по схеме;, упражнять в передачи повествовательной интонации предложения;, учить определять количество слов в предложении.
Оборудование: Цветные карандаши, тетради в крупную клетку, на каждого ребёнка картинка «Девочка купает куклу», ручки. (Альбом №1)
Ход занятия.
-Наступил сентябрь. Школьники пошли в школу. А вы – в детский сад. Сейчас я буду говорить о школе, а вы назовите похожих людей, предметы, явления в детском саду.
Учитель-………(воспитатель)
Директор-…….(заведующая)
Класс-…………….(группа)
Парты-……………(столы)
Урок-………………(занятие)
–Юпик никогда не ходил в детский сад и очень хочет там побывать.
Раз! Два! Три!
Летающая тарелка,
На страницу 5 лети.
(педагог смотрит пособие на стр.5)
А) Дети рассматривают картинки и отвечают на вопрос
-Что изображено на картинках?»
– Девочка завтракает.
– Дети строят башню из кубиков.
Педагог делает вывод:
-Вы сказали предложение. Когда мы разговариваем, спрашиваем, отвечаем, мы говорим предложения.
-У нас идет занятие. Я сказала предложение. Все дети внимательно слушают воспитателя. Я сказала ещё одно предложение. Сегодня вы узнаете много нового. Что я ещё сказала?
Б) –Юпик посмотрел, чем занимаются дети в детском саду, и тоже захотел составить о них предложение. Он сказал:
-Катя поливает цветы из…. Это предложение? Нет, это не предложение, потому что оно не закончено. Помогите Юпику составить предложение.
(аналогично проводится работа по второй картинке: Наташа даёт рыбкам корм. Педагог делает вывод: Предложения должны быть закончены. Педагог упражняет детей в передачи повествовательной интонации.)
В) – В детском саду дети сами ухаживают за игрушками. Посмотрите картинки о купании куклы (с. 6).
Дети рассматривают картинки, составляют по ним предложения и показывают, кружком какого цвета обозначены картинки.
– Расставим предложения по порядку и раскрасим кружки в этом порядке . Что сначала делает девочка? Каким цветом раскрасим первый кружок?
Дети устанавливают последовательность предложений и раскрашивают пустые кружки.
(Движения с речевым сопровождением.)
а) В детском садике ребятки
Могут ловко встать на пятки,
Пошагать и покружиться,
Вправо, влево наклониться.
Снова встать и потянуться,
И друг другу улыбнуться.
б) «Встали пальчики».
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик – прикорнул,
Это пальчик уж заснул.
Встали пальчики -УРА!
В детский сад идти пора.
( Поочерёдно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем ( можно под счёт 1, 2, 3 касаться всех остальных-«будить». Одновременно с восклицанием «УРА!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны. )
-Юпик увидел картинку «Осень» и стал рассматривать её. Рассмотрите её и вы. Что изображено на картине?
Дети отвечают одним словом: небо, тучи, деревья и т.д.
–Что делают деревья? Листья? Какой лес осенью?
Педагог делает выводы:
– Небо, деревья, листья, качаются, летят, разноцветный, нарядный -это слова.
Всему название дано-
И зверю и предмету.
Вещей кругом полным-полно,
А безымянных нету.
А.Шибаев.
5.Знакомство с составом предложения.
-Составим предложение по картине «Осень». Осень. Я сказала предложение, в котором только одно слово. Скажу ещё одно предложение. Посчитайте, сколько в нём слов: «Небо потемнело.»
( Дети определяют количество слов в предложении. Называют первое, второе слово в предложении.)
-Каждое слово в предложении будет обозначать линией. Маленькая вертикальная чёрточка указывает, что это начало предложения, а в конце предложения ставится точка. У нас получится схема предложения.
Осень.
Небо потемнело.
– Прочитайте схему предложения.
-Составьте предложения о ветре ( о деревьях), начертите схему этого предложения. Прочитайте схему, называя каждое слово.
6. Составление предложения по схеме (с. 7).
-А вот ещё картинки Юпик не может понять, что это за линии над картинками. Объясните ему.
-Составьте предложение по схеме.
7. Упражнение в согласовании слов в предложении.
«Поправь Юпика».
-Юпик посмотрел, как играют дети в детском саду, и сказал:» Маша, кукла, укладывать.» Правильно он сказал? Скажите предложение правильно.
(Педагог делает вывод: слова в предложении должны дружить и следовать в определённом порядке).
8. Итог занятия.
А в конце игра для вас.
В ней проверим мы сейчас
Ваше умение:
Различать слова и предложения.
-Если я скажу слово,, вы вытяните руки вперед и скажите «Слово» . Если предложение- руки разверните в стороны и скажите: «Предложение».
nsportal.ru
О чем расскажет дошкольникам волшебное предложение
Современные методы и приемы в образовательной деятельности по автоматизации звуков у дошкольников с нарушением речи в предложениях и связной речи
Известно, что формирование правильной устной речи представляет собой сложный и длительный процесс. Овладение родным языком и в норме и при различных речевых нарушениях протекает в виде усвоения предложений разных типов. Многие специалисты по изучению речи детей (В. К. Воробьёва, Б.М. Гриншпун, Н.С. Жукова, В. А. Ковшиков, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и др.) подчёркивают в своих работах, что предложение в развитии детской речи играет огромную роль. А.Н. Гвоздев отмечает, что «именно в предложениях формируются как отдельные словосочетания, так и отдельные грамматические категории с их внешним морфологическим выражением»
Характерной особенностью речевого дизонтогенеза у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) является факт длительного сосуществования предложений грамматически правильно и неправильно оформленных. Эти дети нуждаются в специальных дополнительных занятиях по осознанному фор-мированию различных видов словосочетаний и предложений. Именно поэтому обучение детей с ОНР 5-6 лет связной речи, развитие навыков правильного построения предложений — одна из основных задач в системе образовательной деятельности с квалифицированной коррекцией по автоматизации звуков и на протяжении всех периодов обучения.
В данных публикуемых материалах обобщен мой личный опыт работы с детьми дошкольного возраста по коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации звуков в предложениях и связной речи, а также и опыт других педагогов, изложенный в педагогической и коррекционной литературе.
Стимулирование речевой активности детей, развитие коммуникативной функции речи — основные задачи этого периода. Работу по автоматизации звуков у детей с общем недоразвитием речи необходимо сочетать с введением в речь разных типов предложений.
Сначала перед малышами ставятся самые простые вопросы: Кто это? Что это? Что делает мальчик? Что делает собака? Что делают молотком? Что делают ручкой? Затем вопросы усложняются, и дети постепенно овладевают предложно-падежным управлением, навыками употребления в речи простых (распространенных и нераспространенных) и сложных (сложносочиненных и сложно-подчиненных) предложений.
Модели предложений
Утвердительные предложения. Что это? Это стол.
Отрицательные предложения. Это табурет? Это стул? 11ег, это стол.
Двусоставные нераспространенные предложения. Мальчик рисует. Девочка играет. Матрешка стоит.
Двусоставные предложения с местоимениями 1-го и 3-го лица единственного и множественного числа в роли подлежащего,! Я рисую. Мы рисуем. Кто выполняет это действие — он, она или I они? Что он
Односоставные предложения. Неопределенно-личные. Книгу читают. Иголкой шьют. Ручной пишут.
Употребление местоимения 1-го лица в косвенных падежах в роли дополнения. Меня обидели.
Двусоставные распространенные предложения.
Модель: «существительное (подлежащее) + глагол (сказуемое) существительное в винительном падеже (дополнение)». Что делает девочка? Девочка пьет чай.
Модель: «существительное (подлежащее) + глагол (сказуемое) + существительное (дополнение) + существительное (дополнение)». Девочка кормит козу сеном. Девочка дает траву кролику. I
Предложения с однородными членами. В огороде растут помидоры, огурцы, горох, укроп и петрушка.
Сложные предложения.
Сложносочиненные предложения с союзом а.
Лана ходит в школу, а Мила — ь детский сад. Мила ласковая, а Клава ласковее. Летом бывает жарко, а зимой — холодно. Рома стоит, а Рая сидит.
Сложноподчиненные предложения.
Ответы на вопросы: Зачем? Зачем нужен предмет?
Для чего? Почему? Почему Миша не пошел ^а улицу? Потому что….
Что будет, если…
Придумать просьбу, пожелание, совет. Загадать желание. Я хочу, чтобы…
Задания и игры, используемые для автоматизации звука в предложениях
«Ответь на вопрос». Ответы на вопросы и составление предложений по картинкам. Кто это? Какой? Где? Что делает? Что это? Чго с ним делают? Для чего он нужен? Из чего сделан предмет? Чго с ним можно делать? Где находится? В каком состоянии он может находиться?
«Дополни предложение». Если пойдет дождь, мы…. Если вещь испачкалась, ее…. Если остановится транспорт в городе, то…
«Вставь нужное слово и повтори предложение».
«Исправь предложение».
«Какого слова не хватает?»
«Вставь коротенькое слово-предлог».
«Вопрос — ответ».
Кто это был? (Верблюд.) Где находился? (в Арктике.) Что делал? (Знакомился с моржом.) Что он им сказал? (Добро пожаловать в пустыню.) Что ответил Морж? (Спасибо за приглашение, но я там погибну.) Что бы ты сказал Моржу? Верблюду? Что сказали люди, мама, папа? Чем кончилась эта история?
«Исполни мою просьбу». Я хочу исполнить твое желание или выполнить твою просьбу. Скажи, что я должна (должен) сделать. Попроси меня о чем-нибудь.
«Найди ошибку». (Дано существительное вместо прилагательного.)
«Все наоборот». (Самолет летит высоко, а воробей… низко.)
«Кто знает, пусть продолжает». Распространить предложения при помощи добавления определений, глаголов и наречий.
Дополнение недостающего слова в предложении.
«Кто придумает конец, тот и будет молодец». «Подскажи-ка мне конец, тогда будешь молодец».
«Один начинает, другой продолжает».
«Дополни предложение».
Придумай начало предложения:… катался на лыжах.
Восстановление деформированного предложения.
«Найди место каждому слову».
Составление предложений из переставленных ( «перепутанных») слов.
«Путаница». Летит зеленый крокодил. Какое слово не подходит?
«Какое слово “заблудилось?”» Рома прыгал на гармошке.
«Какое слово лишнее?» Коля пел, свистел песню.
«Какое слово стоит не на своем месте?» Елка в дремучем вы росла лесу.
Составление предложений по одному заданному слову. Придумай предложение со словом белка.
Составление двух предложений из данных слов: лиса, заяц куст, сидит, догонять, убегать; Волк, белка, грызть, лес. по орешки, рыскать.
Составление предложений-небылиц. «Чего на свете не бывает?» «Что было бы, если…»
Составление грустных, веселых и страшных предложений.
«Правильно ли это?» Установление причинно-следственных связей. Стало холодно, потому что Маша надела шубу. Зоя раскрыла зонт, поэтому пошел дождь.
Во время образовательной деятельности с квалифицированной коррекцией нарушений речи детям предлагаются также задания, направленные на формирование навыка анализа и синтеза состава предложения:
Определение количества слов в предложении. Сколько слов в предложении?
Определение последовательности слов. Назови первое слово. Назови второе слово. Назови третье слово в предложении.
Определение места слова по отношению к другим словам. Между какими словами стоит слово?
Называние первого, последнего или другого слова, соответствующего его расположению. Которое по счету слово…? Назови третье слово.
Показать при помощи карточек, палочек, квадратов количество слов в предложении.
Показать столько пальчиков, сколько слов в предложении.
Изобразить предложения графически.
«Исправьте мою ошибку». (Допускается намеренная ошибка в графическом обозначении предложения.) Правильно ли я записала предложение? Согласны ли вы со мной?
Подбор предложений к заданной схеме.
«Какое слово “убежало”?» Дети закрывают глаза, а педагог убирает одну полоску.
«Назови недостающее слово». Кошка… мышку. Мила… руки.
Придумывание предложений по сюжетной картинке.
Придумывание предложений с определенным количеством слов. Придумай предложение из двух слов. Придумай предложение из трех слов.
Составление предложения по одному данному слову. Лиса. Со- Собака. Слон.
Составление предложения по трем заданным словам. Рома, управлять, грузовик.
Составление предложений из данных слов. Куст, лиса, спряталась, собака, бежать, под, за.
Распространение предложения путем увеличения количества слов. Мила мыла руки. Мила мыла руки душистым мылом. Лиса сидит под кустом. Рыжая лиса сидит под кустом.
«Шаг — слово». Шагаем, произносим слова из предложения и считаем шаги.
Предлагаемые ниже задания способствуют автоматизации звука [ш] в предложениях и в связной речив наиболее интересной и занимательной форме:
Предложения из двух слов
Ребятишки шумят. Мышка шуршит. Наташа пишет. Миша — шалун. Ксюша большая.
Предложения из трех слов
Кошка догоняет мышку. Катюша покупает шахматы. Петушок клюет вишни. Машенька ест шоколад. Паша чинит вешалку. Кошки опрокинула кувшин. Наташа нашла камешек. Машеньке подарили шарф.
Составь предложения из трех слов со следующими словами: шишка, кукушка, Миша, машина, верхушка.
Если бы ты был художником, что смог бы нарисовать со звуком [ш]?
Предложения из четырех-пяти и более слов
Тетя Даша шьет рубашку. Бабушка штопает Мишины штанишки. Дядя Паша пашет пашню. Маша надевает Мишке рубашку и штанишки. У машины резиновые шины.
Сидит букашка на большой ромашке. Волнушки солят в кадушке. На лесной опушке квакают лягушки. На мышку упала шишка. На дорожке рассыпали горошек.
Мишка сидит в машине. Мышка попала в мышеловку. Лягушка прыгнула на кувшинку. Наташа играет с мишкой. Дедушка играет в шашки с Мишей. Дедушка лежит на кушетке. Луша под душем мыла шею и уши. Бабушка с дедушкой присели на бревнышко.
Предложения с союзами а, и
Даша и Паша играют в шахматы. У Аленушки лукошко, и у Машеньки кружка. Паша построил башенку, а Миша — домишко.. Кашу едят ложкой, а компот пьют из чашки. Аленушка взяла плошку и покормила кошку. Яша вышел на опушку и увидел там кукушку.
Задания
Распространение предложений.
Что делает Даша? Даша шьет.
Что шьет Даша? Даша шьет штанишки.
На чем шьет Даша? Даша шьет штанишки на швейной машинке.
Кому Даша шьет штанишки? Даша шьет штанишки мишке на швейной машинке.
Дополни предложения:
У зайчишки длинные… (ушки). Вот сидит лягушка, зелёненькое… (брюшко). Малыши шагают в… (школу). Хорош пирожок, внутри… (творожок). Грибы в кадушке, дедушка в… (избушке)
Назови лишнее слово в предложении.
На шиповнике колючие шипы, шмели. На кувшинке сидит лягушка, кадушка. Кошка катает катушку, погремушку.
К кому можно так обратиться? «Прошу вас, сделайте для меня … Прошу вас, помогите, пожалуйста,…. Обратись ко мне с просьбой,
Небывальщина. Кукушка в капюшоне. Кошка управляет машиной. Лягушка в воздухе на воздушном шаре. Мышка в шляпе. Лошадка в сапожках. Мишка танцует с мышкой. Мышка ловит кошку.
Придумай предложения-небылицы.
«Учимся размышлять».
Развитие познавательных процессов.
Найди различия.
Маша-растеряша и девочка, одетая правильно. Одежда на девочках. Шарф, шапка, шнурки на са пожках, шуба, варежки.
В чём не сможет Маша выйти на прогулку зимой? На пляж? Что наденет Маша в детский сад? Кошки разной масти, мышка,
Кошка на шкафу, под шкафом, за шкафом. Где сидит полосатая кошка? Где находится рыжая кошка?
Темы для составления рассказов и сказок
«Птицы» Почему они так называются? Шилоклювка, шилохвост, широкохвостка, широкорот, пересмешник, каменушка, камышовка, камышница. Какая птица сидит выше? Какая птица находится слева, какая — справа?
«В гостях у Чебурашки».
Опорные слова: Чебурашка, Мишутка, мартышка, Неваляшка, Матрешка, Петрушка, ландыш, ромашка.
«Приключения Шарика и Пушка». Опорные слова: тележка, Кушка, дедушка, бабушка, ватрушка, Аленушка, шалаш, речушка, ракушка.
«Мишутка Торопыжка ищет себе друзей».
Опорные слова: Шишка, лягушка, шмель, ежонок послушный, ежонок непослушный.
«Как мишка Топтыжка гостил в детском саду»
Опорные слова: Маша, неваляшка, матрешка, машинка, шарик, шалить, шкаф, книжки.
«Теремок». Сочини свою сказку про теремок. Используй слова лягушка-квакушка, мышка-норушка, петушок — золотой гребешок, зайчишка-трусишка.
Предложенное в данном материале разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют более успешному решению задач по автоматизации звуков, обогащению словарного запаса, овладению грамматическими нормами родного языка, навыками языкового анализа и синтеза, а также по развитию связной речи. Поддержание положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания обеспечивается разнообразием методических приемов. Таким образом, задачи коррекционного обучения сводятся к тому, чтобы в наиболее интересной и занимательной форме:
Эти задачи можно успешно реализовать только в результате систематической и последовательной работы при творческом использовании как классических, так и новых игровых методов.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
doshkolnik.ru
ЗНАКОМИМСЯ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это слово или несколько слов, связанных друг с другом по смыслу и выражающих законченную мысль.
Определение для детей:
Слова встали друг за другом и вместе нам о чем-то рассказывают – получилось ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ:
– по количеству слов
КОРОТКИЕ ДЛИННЫЕ
Зима. Я иду. Мы ходили в большой магазин.
– по интонации:
предложение – рассказ (в конце ставится точка)
предложение – вопрос (в конце ставится знак вопроса)
предложение – радость (в конце ставится знак восклицания)
Предложение состоит из СЛОВ.
Слово обозначается
Из прямоугольников – слов составим СХЕМУ предложения.
Рома взял мяч.
Ваза стоит на окне.
на
ИГРЫ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ.
«СЛОВА СЧИТАЙ, ПАЛЬЦЫ ЗАГИБАЙ»
Предложите ребенку сосчитать, сколько слов в предложениях, которые Вы говорите. Проговаривайте каждое слово четко. Попросите ребенка повторить Ваше предложение и на каждое слово загибать палец.
Внимание: союзы, предлоги, короткие слова, состоящие из 1-2 звуков – это тоже слова, каждое из них считается отдельно.
Например: Я иду по длинной дороге. – 5 слов
Мы играем и поём. – 4 слова
«СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Предложите ребенку послушать, какие слова Вы говорите и составить из них предложение. Слова должны быть связаны по смыслу. Но стоять в разброс.
Например: Гулять мы двор во идем
Варианты предложений:
– Мы идем гулять во двор.
– Мы во двор идем гулять.
– Гулять мы идем во двор.
– Идем мы во двор гулять. И т. д
Можно придумывать варианты предложений по очереди с ребенком.
Постепенно увеличивайте количество слов для составления предложений.
«ПРЕДЛОЖЕНИЕ РАСТЕТ».
Предложите ребенку послушать предложение и повторить его за Вами. Повторите предложение еще раз и добавьте еще одно слово. Попросите ребенка повторить и сказать какое слово Вы добавили. И т. д.
Например:
– Кошка сидит.
– Серая кошка сидит.
– Большая серая кошка сидит.
– Большая серая кошка долго сидит.
– Большая серая кошка долго сидит на окне.
– Большая серая кошка долго сидит у меня на окне. И т. д.
Когда ребенок освоит игру можно добавлять слова по очереди.
infourok.ru
Цель: учить кодировать слова и фразы в абстрактном рисунке; практиковать в составлении предложений с заданными словами; развивать связную речь.
Материал: лист, разделённый на 9 пронумерованных квадратов, мяч, карандаши.
Ход занятия
Нужно закончить предложения, используя союз «чтобы»:
Дети сели в лодку, чтобы…
Мама надела нарядное платье, чтобы…
Петя закрыл лицо руками, чтобы…
Вова взял собаку на поводок, чтобы…
Рабочие привезли кирпич, чтобы…
Папа купил цветы, чтобы…
Девочка открыла окно, чтобы…
Водитель открыл багажник автомобиля, чтобы…
Дедушка поставил в огороде пугало, чтобы…
Инструкция педагога: «Я вам буду говорить слова, а вы спрячьте их в рисунок так, чтобы потом их можно было найти. Постарайтесь сделать рисунки побыстрее, т.к. мы будем прятать много слов. Не нужно, чтобы рисунки были очень хорошими. Надо только, чтобы они помогали вам найти те слова, которые я буду говорить».
Примерные слова и словосочетания для кодирования: грузовик, умная кошка, тёмный лес, день, весёлая игра, мороз, снегопад, интересная сказка, сильный человек.
Вспомнить, какое слово зашифровано в заданном квадрате.
Составить предложение, используя слова из заданных квадратов.
В заключение через 1—1,5 часа дети воспроизводят слова, спрятанные в рисунках. Вспоминают составленные предложения.
Цель: упражнять детей в образовании существительных, обозначающих профессии при помощи суффиксов -щик-, -тель-, -ист-; развивать детское речетворчество; совершенствовать связную речь.
Материал: предметные картинки по теме «Профессии», мяч.
Ход занятия
Примерные вопросы:
Зачем человеку нужна профессия?
Сколько профессий может освоить человек?
Какая профессия самая лучшая? Почему?
Кем вы станете, когда вырастете?
От чего зависит название профессии?
Образовать название профессии, используя примерные слова и словосочетания для кодирования:
Строит — строитель, учит — …?, водит — …? И т.д.
На пианино играет пианист, а на баяне — …? И т.д.
Управляет трактором тракторист, а танком — …? И т.д.
Как называется человек, который ремонтирует часы? А кто управляет подъёмным краном? Кто стеклит окна? (Часовщик, крановщик, стекольщик.)
Динамическая пауза.
Работа со скороговоркой:
«Часовщик прищурив глаз чинит часики для нас».
Имитация движений людей разных профессий.
Чтение отрывка стихотворения А. Шибаева «Разные профессии» (в кругу с мячом):
Поезд водит… (машинист).
Пашет поле… (тракторист).
В школе учит нас… (учитель).
Строит здания… (строитель).
Часы починит… (часовщик).
Погрузит краном… (крановщик).
В жаркой кузнице… (кузнец).
Кто всех знает — молодец!
В заключение проводится игра-лото «Кем быть?» или «Кто что делает?»
Цель: закрепить знания детей о предложении; познакомить со словесным составом предложения, его схематическим обозначением; упражнять в составлении предложения из заданных слов.
Материал: полоски бумаги, мяч, схемы предложений по сюжетной картинке «Петя на горке».
Ход занятия
Педагог напоминает детям, что они понимают друг друга, потому что выражают свои мысли при помощи слов. Слова, связанные между собой по смыслу, произносятся одно за другим, по цепочке и образуют предложение. Предложения могут быть короткими, т.е. состоять из одного или двух слов. (Дождь. Дождь идёт.) А могут быть длинными. (Всю ночь шёл холодный проливной дождь.)
Добавляя новые слова, детям нужно составить предложения по схемам.
Показать, что слова в предложении стоят в определённой последовательности. От места их расположения зависит смысл предложения.
Предлагается самостоятельно составить предложения из заданных слов:
Огород, горох, на, вырос.
Бахча, арбузы, спеют, на.
Роща, вороны, в, каркают.
Рома, карман, у, на, оторвался, куртка.
Рая, парта, за, сидеть.
Ира, марка, конверт, на, наклеивает.
Овраг, крапива, расти, много, в.
Крот, ворота, роет, у, земля.
Акробат, выступать, цирк, на, арена.
Мама, кроссовки, Рома, купила, новые.
Цель: учить различать одушевлённые и неодушевлённые предметы; упражнять в постановке вопросов «Кто это?», «Что это?»; упражнять в подборе предметов к действию с опорой на вопрос.
Материал: предметные картинки с одушевлёнными и неодушевлёнными предметами, мяч, силуэтные картинки, парные картинки (лодка — рыба, самолёт — птица, дождь идёт — человек идёт), карандаши.
Ход занятия
Педагог показывает силуэтные картинки и спрашивает, кто или что изображено на них. Обращает внимание на то, что к предметам ставятся разные вопросы. Объясняет почему.
Определить, одушевлённый или неодушевлённый предмет, правильно поставить вопрос.
Перед детьми выставляются парные картинки, на которых одушевлённые и неодушевлённые предметы выполняют одно и то же действие.
Динамическая пауза.
Правильно подобрать предмет к действию, ориентируясь на вопрос.
Например: «Кто летает?» (Утка, бабочка, стрекоза.) «Что летает?» (Самолёт, снежинка, листик.)
Цель: активизировать словарный запас путём использования антонимов; упражнять в употреблении антонимов связной речи; развивать у детей чувство юмора, воображение.
Материал: предметные картинки, мяч, индивидуальные карточки с грамматическим заданием.
Ход занятия
Педагог предлагает детям сделать всё наоборот. Рассказывает вместе с ними стихотворение Д. Чиарди «Слова»:
Нам с тобой
Пришёл черёд
Сыграть в игру
«Наоборот».
Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь:
Низко.
Скажу я слово
Далеко,
А ты ответишь:
(близко).
Скажу я слово
Потолок,
А ты ответишь:
(пол).
Скажу я слово
Потерял,
И скажешь ты:
(нашёл).
Скажу тебе
Я слово
Трус,
Ответишь ты:
(храбрец).
Теперь
Начало
Я скажу —
Ну, отвечай:
(КОНЕЦ)!
Подобрать антонимы к словам:
Покупать — …,
Помнить — …,
Храбрость — …,
Высокий — …,
Знаменитый — …,
Гладкий — …,
Молодой — …,
Мягкий — …,
Грязно — … .
Подобрать двойной антоним к сочетанию слов:
Слабый мороз — … …,
Трусливый богач — … …,
Тихий плач — … …,
Узкий выезд — … …,
Светлый верх — … …,
Тёмное прошлое — … …,
Радостная встреча — … …,
Добрый друг — … …,
Отдать много — … ….
Проанализировать каждую строчку стихотворения и сказать наоборот.
Мухи съели паука.
Рыбы ловят рыбака.
На телегу села лошадь,
Погоняя ездока.
Ехала деревня мимо мужика,
Глядь — из-под собаки
лают ворота.
Лошадь ела кашу, а мужик — овёс,
Лошадь села в сани, а мужик повёз.
Физкультминутка.
Дети анализируют инструкцию и делают всё наоборот.
Ковру стать на детей.
Опустить руки вниз.
Поднять руки вверх.
Открыть глаза, закрыть глаза.
Не стучать ногами.
Не хлопать в ладоши.
Не прыгать на ковре.
Стульчикам сесть на детей.
Детям необходимо придумать две истории по картинкам, расположенным в прямом и обратном порядке, при этом рассказ второго ребёнка должен быть обратным первому, а не его повторением или продолжением.
Примерные пары предметных картинок:
гриб маленький — гриб большой;
мальчик едет на велосипеде — мальчик несёт на себе сломанный велосипед и т.д.
В заключение дети выполняют графическое задание на индивидуальных листах — соединяют линиями предметы с противоположными свойствами, раскрашивают их.
С. Юшко
vscolu.ru