Познавательное развитие старшая группа моя семья – ( ). , – .

Содержание

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Конспект НОД по познавательному развитию ” Я и моя семья” | скачать бесплатно

Конспект НОД по познавательному  развитию.

 Тема: «Я и моя семья».
Цели: Закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи.
Развивать связанную речь детей.
Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.
Вызвать желание рассказать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье.
Предварительная работа. 
Составление рассказов о себе и своей семье, рассматривание семейных
альбомов, рисование портретов членов семьи, заучивание стихов о маме, бабушке.
                                                Ход НОД

1.Организационный момент.
– Ребята, давайте мы с вами представим, что всех нас пригласили на детскую передачу «Я и моя семья». Вы согласны быть участниками этой передачи? А кем же буду я? А я буду телеведущей. Участники передачи приготовились?
– Добрый день! Сегодня в нашей студии ребята из детского сада

« Теремок» посёлка Акбулак. Они пришли на нашу передачу для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье, о своих дорогих и близких людях.

2.Основная часть
В начале нашей передачи я предлагаю вам представиться и рассказать немного о себе. (Рассказы детей о себе).
– Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о семье. Скажите, что такое семья? (Ответы детей).
– А какие бывают семьи? (Ответы детей). Семьи бывают маленькие и большие, дружные и гостеприимные, счастливые и весёлые, трудолюбивые.
– Расскажите, какая у вас семья, сколько человек, что вы любите делать вместе? (Ответы детей).
– Ребята, а скажите, кто для вас самый родной человек на свете? (Ответы детей).
– Правильно, никого роднее мамы в целом мире нет. Я предлагаю сказать вам красивые слова своей маме. (Милая, любимая, красивая, нежная, ласковая, добрая, ненаглядная, симпатичная, очаровательная, внимательная, приветливая, прекрасная, чудесная, замечательная). Ну а теперь, давайте расскажем о своей маме. Рассказы детей.

Физминутка.
Чтение стихотворения «Вот какая мама». Е. Благинина.

Вот какая мама!

Мама песню напевала,

Одевала дочку,

Одевала-надевала

Белую сорочку.

Белая сорочка –

Тоненькая строчка.

Мама песенку тянула,

Обувала дочку,

По резинке пристегнула

К каждому чулочку.

Светлые чулочки

На ногах у дочки.

Мама песенку допела,

Мама девочку одела:

Платье красное в горошках,

Туфли новые на ножках…

Вот как мама угодила.

К Маю дочку нарядила.

Вот какая мама –

Золотая прямо!

– Да, ребята, мамы разные нужны, мамы всякие важны. Каждому нужна его мама: и ребёнку, и котёнку, и птенцу.
Давайте поиграем с вами в игру «Детёныш и его мама».
– Ребята, о ком из членов своей семьи вы могли бы ещё рассказать? (Дети рассказывают о своём папе).
– Ребята, вы нам рассказали о своих мамах и папах. А кто ещё живёт с вами? (Ответы детей).
– А кто нам хочет рассказать о своих бабушках и дедушках?
– А теперь давайте поиграем в игру «Назови ласково».
– Ребята, а семья это только мама, папа, бабушка и дедушка? (Ответы). Нет, конечно. Это только взрослые члены семьи. А ещё есть и маленькие члены семьи. А это кто такие? (Ответы детей). Кто мне расскажет о своём братике и сестричке? (Рассказы детей).
– Время нашей передачи подошло к концу. Сегодня мы с вами поговорили о ваших замечательных семьях. Послушали ваши рассказы о ваших родных и близких людях. А сейчас я хочу вам напомнить пословицы:
* При солнышке тепло, при матушке добро.
* Материнская ласка конца не знает.
* Птица рада весне, а младенец – матери. О ком эти пословицы?
* Изба детьми весела.
* Вся семья вместе, так и душа на месте.
– А кто из вас знает пословицы о семье? (Дети называют несколько пословиц).
3 Итог занятия.

nsportal.ru

План-конспект урока по теме: Тематическое занятие по познавательному развитию для детей старшей разновозрастной группы на тему: «Моя семья». | скачать бесплатно

МБДОУ д/с №3

Тематическое занятие по познавательному развитию  для детей старшей  разновозрастной группы на тему: «Моя семья».

Подготовили: Яковлева Полина Васильевна, воспитатель,

Миронова Елена Александровна, воспитатель.

 

Цель: Формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе, развивать чувство гордости за свою семью.

Задачи:

1. Обобщать и уточнять знания детей о семье, о том, кто такие родные; формировать представление о составе семьи, используя модели.

2. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память, воображение, логическое мышление.

3. Воспитывать любовь и уважение к окружающим и членам своей семьи.

Методические приемы:

Беседа, художественное слово, вопросы, использование фотографий, физ. минутки, рисование, моделирование.

                                 

Наглядный материал: Плакат «Генеалогическое дерево», письмо с ребусом (7Я), семейные фотографии, иллюстрации с изображениями семьи, образцы семейных гербов, аудио техника.

Литература: 1. Лопатина А. Беседы и сказки о семье для детей и взрослых. 33 беседы по семейному воспитанию в школе и дома / А. Лопатина, М. Скребцова. –т 4-е изд. – М.: Амрита, 2011.

2. Ревина Е. Родословная в детском саду: История и образ семьи/ Е.Ревина // Дошкольное воспитание – № 12, 2007.

3. Официальный сайт музыкальной детской группы «Непоседы» – http://neposedi.narod.ru/

Предварительная работа:

 – рассматривание семейных фотографий;

– заучивание стихотворных произведений о семье, пословиц;

–  работа с родителями;

– оформление выставки детских рисунков  на тему «Моя семья»;

– беседа на тему: «Что такое семья?».

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо от Дяди Федора из Простоквашина. Интересно, что он нам пишет.

 « Здравствуйте, ребята. Я вместе с Матроскиным и Шариком шлю вам большой привет из Простоквашина, а вместе с приветом решили прислать вам ребус. Ребус – это загадка из букв и знаков. Попробуйте его разгадать. В этом ребусе очень хорошее и доброе слово. Желаем вам успехов!»

Воспитатель показывает плакат с ребусом и дети разгадывают его

( 7я- Семья)

Восп.:  Ребята, как вы думаете: что такое семья?

Дети: Семья это много, много человек, которые любят друг друга. Семья – это когда мама и папа никогда не ссорятся и не ругаются. Семья – это когда люди любят друг друга и заботятся друг о друге и д.т.

Восп.: Молодцы ребята. Действительно семья объединяет родных любящих друг друга людей: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев и сестер. Это наши родные, родственники, родня. И сейчас нам расскажет стих «Родня» Лера, послушаем её внимательно

Ребенок:  Стих «Родня»

Мама с папой – моя родня,

Нет роднее родни у меня.

И сестренка родня, и братишка,

И щенок лапоухий Тишка.

А еще есть друг у меня,

Друг Сережка мне тоже родня,

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра,

Все секреты ему говорю, Все на свете ему подарю.

Я.Аким.

Восп.: Как вы считаете, все ли герои этого стихотворения являются членами одной семьи? Все ли они родные, родня?( Ответы детей)

Это стихотворение шуточное. Не все его персонажи являются членами одной семьи. Мама, папа, братишка и сестренка – это родня. А друг Сережка не член семьи и не родственник. Он друг, а для каждого человека важно иметь не только родственников, но и друзей. Домашних животных мы очень любим, заботимся о них, иногда считаем их членами семьи.  Щенок Тишка может считаться членом семьи. Но он не человек, поэтому он не может быть роднёю герою стихотворения.

 А сейчас давайте с вами разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Семья»

«Этот пальчик- дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот  пальчик– папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!»

Восп.: Вот какая дружная и сплоченная семья, Все пальчики собрались вместе в кулачек. Ребята, а какой должна быть семья? (ответы). Правильно. Крепкой, сплоченной, дружной, сильной, заботливой, веселой и т.д.  Давайте мы с вами посмотрим на вот эти картинки.(Дети рассматривают иллюстрации на тему «Семья», рассматривают «геологическое дерево»)

Восп.: Ребята, а как вы думаете, всем  детям нужна семья?

Дети: Да

Восп.: Давайте послушаем стихотворение под названием «Крепость любви»

В детстве мама –это фея,

Маму любят, маме верят,

Маму нужно обнимают,

Даже если отругает.

В детстве папа – это щит,

От беды он защитит,

Он отважен и селен,

Крепкий и бесстрашный он.

В детстве бабушка и дед

Дарят нам волшебный свет.

Он хранится в их глазах,

В беспокойных их сердцах.

                                     

Восп.: Ребята скажите, а кто главный в семье? ( Ответы детей) Почему вы там думаете? (Ответы) Хорошо, а давайте послушаем стихотворение «Глава семьи», которое нам расскажет Кирилл, и мы узнаем кто же главный.

 Ребенок: Стихотворение  «Глава семьи»

«У нас в семье глава – отец,

Он добрый, сильный и храбрец.

Но если дома его нет

Тогда глава семьи – наш дед.

И бабушка главой бывает,

Когда дедуля засыпает.

Приходит мамочка домой,

Она становится главой.

У каждого главы семьи

Законы есть для нас свои

Мы к ним привыкли с ранних лет,

И возражений у нас нет:

Дед все на свете нам прощает,

А бабушка все позволяет.

С правленьем мамы посложней –

Лениться мы не смеем с ней.

Жаль папы нашего правленье

Бывает лишь по воскресеньям.

Зато наш папа демократ,

Он всем затеям нашим рад.

Мы строим с папой самолет,

Мы ходим с ним в лесной поход,

Мы с ним на голове стоим,

Про все на свете говорим.

Глава он самый заводной,

Веселый, добрый и смешной.

Правленье коротко его,

Что ж, мы привыкли, ничего!»

Восп.: Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Скажи наоборот». Например- Дедушка старый, а внук молодой.

«Мама женщина, а папа ….

Папа высокий, а дочка ….

Брат старший, а сестренка….

Дедушка толстый, а бабушка …..

У сестры волосы длинные, а у брата …

У папы портфель большой, а у сына…..»

Восп.: Хорошо, молодцы. А теперь давайте встанем и немного разомнемся.

Дети выполняют физминутку « Семь сестренок»

« У меня сестренок 7,

Помогать, я буду всем!

С Пашей – сеять,

С Дашей – жать,

С Леной куклу наряжать,

С Нюрой стряпать,

С Шурой – шить,

С Верой – сено ворошить,

Песни петь с Марусенькой,

Самою малюсенькой»

Дети успокаиваются и садятся на места.

Восп.: Молодцы ребята, а скажите, все семьи одинаковые или разные? Чем они отличаются? (Ответы детей) А чем крепка семья, что её делает крепкой?  На этот вопрос нам ответит Женя, в своем стихотворении

Ребенок: Стихотворение  «Чем крепка семья?»

«Чем крепка семья?- Теплом,

Без тепла не прочен дом,

Дунет ветер- нет его,

Теплый дом важней всего.

Чем крепка семья? – добром,

Без добра таскует дом.

В нем вздыхают и страдают,

Счастье редко в нем бывает

Дружбою семья крепка

И любовью – на века.

Света крепостью она

Быть во все века должна!»

Восп.:  Семья – это самое дорогое. Самое главное, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословица и поговорки о семье. Давайте вспомним их.

Дети: «Вся семья вместе и душа на месте», «Семья ладом полна», «Семья сильна, если над ней крыша одна», «Крепка семья – крепка Россия» и т.д.

Восп.:  Молодцы. А вот еще одна пословица: «Нет милее дружка, как родная матушка» Ребята, почему так говорят? (Ответы) А как называют не родную маму? (Мачеха) В каких сказках мы встречались с мачехой? (Золушка, Крошечка -Хаврошечка, Морозка, 12 месяцев и т.д. ) В каждой сказке мачеха очень плохо обращается со своей падчерицей. А всегда ли дети хорошо ли относятся к своим мамам? Всегда ли бывают послушными? Вот какая история приключилась с мальчиком, который обидел свою маму.

Стихотворение

«Яблоко стало не вкусным.

Веселое сделалось грустным,

Сахар- не сладкий, соль -не соленая

Дождик – не мокрый, Трава не зеленая,

Гром на кого то с неба ворчит.

Мама не хочет со мной разговаривать,

Мама молчит…»

Восп.: Ребята, как вы думаете, почему все стало грустным? Почему мама не хочет с ним разговаривать? А что нужно сделать, что бы мама простила? (Ответы).

Послушайте стихотворение про маму.

«Тайна есть одна на свете.

Это ваша мама, дети.

Вы ей дороги, милы,

Даже если не добры.

Даже если вы ворчите,

Если злитесь и грубите,

Мама вас простит за все!

Тайна сердце у нее.»

Восп.: Ребята, во все времена в семье с уважением относились к пожилым людям: к бабушкам и дедушкам. Как вы думаете почему? (Ответы) Правильно, ребята, потому что они старше всех, многое прожили многое видели, они мудрее всех.

 Слово пожилой – означает, что этот человек долго живет, много пожил, а значит много знает, умеет и может научить других. Но дедушки и бабушки уже старенькие, им бывает трудно, они часто устают, поэтому мы должны им помогать, заботиться о них, не огорчать. И сейчас девочки для всех пожилых людей станцуют танец «Бабушки – Старушки».

Девочки танцуют танец.

Восп.:  В наше время семьи состоят из 3-4 –х человек. А раньше, во времена наших прабабушек и прадедушек, семьи были большими, в них было по 5-7 детей и даже по 10. Такие семьи называются многодетные. Я предлагаю вам поиграть в игру под названием «7 сыновей».

Подвижная игра «Семь сыновей». Дети идут по кругу, в центре круга – «старушка», дети произносят слова и сопровождают их движениями.

«Жили у одной старушки

В её маленькой избушке

Семь сыновей,

Все без бровей,

Вот с такими ушами,

Вот с такими носами,

Вот с такими усами,

Вот с такой головой,

Вот с такой бородой!

Они не пили, они не ели,

На бабушку все смотрели,

И все делали вот так….(старушка показывает движение, все повторяют. Кто ошибся становится старушкой)

Восп.: Хорошо, ребята поиграли теперь успокоимся, сядим на свои места и послушаем  стих, который приготовила для нас Алеся.

Ребенок:  Стих «Моя семья»

« У нас огромная семья-

Два брата, две сестры и я.

В придачу мама и папуля,

И бабушка еще с дедулей.

У нас в квартире шум всегда,

Но все привыкли, не беда,

Зато нам скучно не бывает – один поем другой играет,

А третий что-то мастерит,

И кто-нибудь всегда гостит –

Подруга мамы, папин друг,

Звонка мы обожаем звук.

Мы к двери радостно бежим,

«Входите!- гостю говорим,-

У нас местечко всем найдется,

В гостях грустить вам не придется:

Вас ждет чай с пирогом,

И фильм посмотрим мы потом,

И будем в шахматы играть,

И вальс в гостиной танцевать!»

Семья огромная у нас,

В ней много рук и много глаз,

Улыбок и веселья – море,

Конечно, иногда в ней спорят,

И слезы льют по пустякам,

Но это не мешает нам.

Я счастлив, что родился здесь.

У вас семья такая есть?»

Восп.: Ребята, каждая семья особенная, не похожая ни на какую другую. Семья это маленькое государство со своими правилами, обычаями. И как у каждого государства, у каждой семьи есть свой герб.  Давайте рассмотрим гербы ваших семьи. (Дети рассматривают гербы семей).

Вот и подошло к концу наше занятие. Сегодня слушая вас, я почувствовала, с какой любовью и нежностью вы относитесь к своим родным. Спасибо вам за это! Ну а сейчас, я приглашаю вас всех танцевать!

Дети выходят и все вместе танцуют под песню группы «Непоседы» «Моя семья».

nsportal.ru

Конспект НОД по познавательному развитию “Моя семья”

Конспект НОД

«Моя семья»

Ворушило Наталия Сергеевна,

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №16 «Виктория»

Чистопольского муниципального района Республики Татарстан, город Чистополь

Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

– активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;

– совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

– продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком;

Коррекционно-развивающие:

– закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;

– закреплять знания о родственных связях слов;

– развивать понимание логико-грамматических конструкций;

– учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

– вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;

Коррекционно-воспитательные:

– воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.

– формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;

воспитывать желание заботиться о близких , развивать чувство гордости за свою семью.

Материал: плоскостные изображения деревьев, листочки с фотографиями членов семьи каждого ребёнка; набор картинок по теме “Семья”; семейные гербы, нарисованные на листе бумаги.

Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; разучивание индивидуальных стихов; подготовка плоскостных изображений деревьев и фотографий членов семей; совместная работа с родителями по составлению семейного древа; чтение художественной литературы.

Ход занятия

Организационный момент.

 “Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся .”

Объявление темы.

– Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.

Что такое семья?
Папа, мама и я,
И сестренка моя-
Вот и вся у нас семья:
– Ну а как же бабушка?
– Ну а как же дедушка?
Что такое семья?
Папа, мама и я,
Баба Зоя, баба Зина, дедушка Егор, Василий
И сестренка моя
Вот и вся у нас семья.

– Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка? ( Ответы детей).

– А что написано о семье в словаре Ожегова? ( Чтение определения семьи в словаре).

– Сегодня мы поговорим о семье и о том, как нужно относиться к своим самым близким людям.

Вводная беседа.

Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные “семьи” не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.

Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.

Семья нужна человеку, пожалуй, больше чем другим живым существам. И это потому, что новорождённый малыш – одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче.

Развитие лексико-грамматических категорий.

– А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.

Мальчик для папы и мамы кто?

Мальчик для дедушки и бабушки?

Девочка для папы и мамы?

Девочка для дедушки и бабушки?

Папа для дедушки и бабушки?

Мама для дедушки и бабушки?

Мальчик для девочки в семье кто?

Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).

– У каждого в семье есть родные и дорогие люди.

Дидактическая игра “Подбери признаки”

– А какие же они, родные и дорогие нам люди?

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Мама (какая?) – добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:

Папа – строгий, умный, сильный:

Бабушка – старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:

Дедушка – старый, мудрый, седой:

Сестра – весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:

Брат – сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:

Составление генеалогического древа.

– Дети, посмотрите, на доске дерево. Рассмотрите его. Какой величины листочки вверху, а какие внизу? Вверху – маленькие. А внизу – большие.

Ребята, ваша семья как это дерево и каждый член семьи – листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево без листочков, листочками будут бабушка, дедушка, мама, папа.

Справа папа, слева мама
В серединке я как раз
Сколько будет вместе нас? (Трое. Семья )

– Я покажу вам дерево моей семьи. (Рассказ воспитателя о членах своей семьи)

– А теперь вы будете выращивать своё семейное дерево. (Дети выкладывают листочки с фотографиями членов своей семьи)

– Посмотрите, какие красивые деревья у вас получились, а теперь вы будете рассказывать о своей семье.

Физминутка “Семейная зарядка”.

Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим 
Дружною семьёй.

Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо – влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.

Рассказы детей о членах семьи.

Мама.

Много мам на белом свете, всей душой их любят дети.
Только мама есть одна, 
Всех дороже мне она,
Кто она?
Отвечу я: это мамочка моя.
(В. Руссу)

(Рассказ 2-3 детей о своей маме, показывая ее портрет)

Папа.

Мой папа красивый
И сильный, как слон.
Любимый, внимательный, ласковый он.
Я жду с нетерпением папу с работы.
Всегда мне в портфеле приносит он что-то.
Мой папа находчивый, умный и смелый
Ему по плечу даже сложное дело.
Его обниму я и тихо шепну:
– Мой папочка, я тебя крепко люблю!
Ты самый заботливый, самый родной,
Ты добрый, ты лучший
И ты только мой!

(Рассказ 2-3 детей о папе, показывая его портрет).

Бабушка.

Мы с моею бабушкой старые друзья.
До чего хорошая бабушка моя!
Сказок знает столько, что не перечесть,
И всегда в запасе новенькое есть.
А вот руки бабушки – это просто клад!
Быть без дела бабушке руки не велят.
Золотые, ловкие. Как люблю я их!
Нет, других, наверное, не найти таких!
(Л. Квитко)

(Рассказ 1-2 детей о своей бабушке, показывая ее портрет).

Дедушка.

Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету:
Лучше нет на свете деда!
Буду я всегда стараться
На тебя во всём равняться!
(А. Чурбанова)

(Рассказ 1-2 детей о своем дедушке, показывая его портрет).

Младший брат.

Есть у меня братишка
Смешной такой мальчишка!
Мне во всём он подражает
И ни в чём не уступает.
Если мы играем в мячик,
Я скачу, он тоже скачет,
Я сижу – и брат сидит,
Я бегу – и брат бежит.
Такой смешной мальчишка
Младший мой братишка.
(И. Лопухина)

(Рассказ ребенка о своем младшем брате, показывая его фотографию).

Пальчиковая гимнастика.

Игровое упражнение “Кто пришёл?”

Кто пришёл?
Мы – мы – мы,
Папа, папа, это ты?
Да – да – да, 
Мама, мама, это ты?
Да – да – да,
Братец, братец, это ты?
Да -да – да,
Ах, сестрица, это ты?
Да – да – да,
Все мы вместе?
Да – да – да.

Вы дома, вместе со своими родителями придумали и изобразили герб своей семьи. Давайте на них посмотрим. (Рассматривание семейных гербов и рассказы детей о них).

“Детский сад – моя вторая семья”.

– Ребята, вы рассказали про свою семью. У вас получилось замечательно.

– А какие чувства вы испытываете, когда смотрите на членов своей семьи? (Добро, радость, веселье, хорошее настроение, любовь).

– А как вы думаете, почему у вас возникают такие чувства? (Потому, что вы любите своих родителей, мама и папа любят вас ).

– А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья? (Детский сад).

– А теперь давайте расположим листочки с вашими фотографиями на дереве нашей второй семьи, вырастим дерево нашей группы. Как вы думаете, у нас дружная семья? ( Ответы детей).

Итог занятия.

– Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

Литература:

  1. “Говорим правильно” О. С. Гамзяк . Москва. Издательство ” Гном и Д” 2010

  2. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов Москва ” АЗЪ” 1995 2-е издание

  3. “По дороге к азбуке” Т.Р. Кислова Методические рекомендации Москва ” Баласс” 2002

Конспект комплексного занятия

в подготовительной к школе группе   “Семья”

Цель: формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать положительное отношение ко всем членам семьи, желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью, активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.
Предварительная работа:  рисунки детей “Моя мама” (бабушка, сестра),
рисунки родителей “Мой малыш”;
Оформление альбома “Весёлые истории моей семьи” с помощью родителей;
“Раскроем тайну пословиц” – совместное обсуждение смысла пословиц о маме, о семье. Сюжетно – ролевые игры: “Семейные хлопоты”, “Дочки- матери”. Беседа: “Я и мой дом”, “Если бы у меня была  волшебная палочка”.       
Чтение – Л. Квитко “Бабушкины руки”, А. Яковлев “Мама”,
Дора Габе “Моя семья”, Л. Воронкова “Что сказала бы мама”.

Ход занятия:

   Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.”
Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Людмила Иванован, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Дашенька, Мишенька…). Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших пригожих, я приглашаю поиграть.

Проводится игра: “Покажи настроение”
– Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, когда они радуются, когда у  них хорошее настроение.
– А если они сердятся, вас ругают, хмурятся?
В:   Ребята, сегодня у нас в группе открыта фотовыставка “Моя семья”. Кто хочет рассказать о своей семье?
(дети по желанию подходят к фотографии своей семьи, рассказывают, кто изображён).
По ходу воспитатель спрашивает о членах семьи, как кого зовут, где фотографировалась  семья.
– С кем ты живёшь?
– Кто самый старший в вашей семье?
– Кто самый младший?
– Кто кому мама?
– Кто кому сын (дочка)?
– Для мамы ты кто?
– А для бабушки?
– Для брата, сестры?
– Ты любишь своих близких? Почему? (потому что они добрые, ласковые, заботливые)
– Кто чем занимается в семье?
– Кто о тебе заботится?
– Как ты заботишься о других?

 В: А сейчас я предлагаю разделиться на две команды: мальчики и девочки.

вам нужно сесть за стол и разложить фотографии согласно возрасту, девочки садятся за стол с розовым флажком, а мальчики садятся за стол с голубым флажком. Игра “Собери цепочку”
Разложить фотографии согласно возрасту и полу:
– младенец – девочка – дошкольница – школьница – студентка – мама – бабушка;
– младенец – мальчик – дошкольник – школьник – студент – папа – дедушка.     

В: даёт анализ получившимся цепочкам
А сейчас  послушайте стихотворение и отгадайте, про кого оно:
“Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.
Низко небо серое над крышами висит.
А в доме чистота, уют.
У нас своя погода тут.
Улыбнётся: ясно и тепло.
Вот уже и солнышко в комнате взошло.”
В:  Про кого это стихотворение?

Д:  Это стихотворение о  маме.
В: Скажите самые хорошие слова про маму, какая она?

Д: Заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая.
В: А как ты обычно называешь свою маму

Д: Мамочка, мамуля.

В:  А как ты называешь своего папу?

Д: Папочка, папуля,
В: Как называют твою маму, бабушка с дедушкой?

Д: Ответы.
В: Как зовут твоих бабушку и дедушку?

Д: Ответы.
В: Как называют их твои родители (мама, папа)?

Д: Ответы.
В:  А если твои близкие заболеют, как ты их будешь жалеть?

Д: Ответы.
 Воспитатель предлагает детям иллюстрации, где изображены семьи 
животных и птиц (петух, курица, цыплята; кошка с котятами, собака с щенятами, птица с птенцами в гнезде).
– Как вы думаете, можно сказать, что на этих картинках изображена семья?

Д: Ответы.

В: Почему?
В: Что чувствует кошка рядом со своими котятами?

Д: Ответы.

В:  Что чувствуют цыплята рядом с петухом и курицей?

Д: Ответы.

В:  Правильно, и животные, и птицы испытывают чувство радости, когда находятся в   окружении своей семьи, потому что дети радуют своих родителей тем, что они подрастают, крепнут, учатся всему новому в жизни. А детёныши радуются, что родители их согревают, защищают, заботятся о них.
А теперь давайте поиграем с нашими пальчиками.
Пальчиковая игра “Дружная семья”
  Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья!
В: Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц.
А какие вы знаете пословицы о семье?

Д: “При солнышке тепло, при матери – добро.”
   “Нет милее дружка, чем родная матушка.”
   “Золото и серебро не стареют, отец и мать, цены не имеют.”
Игра: “Что бы вы хотели пожелать своей семье?”
  (пожелания детей своей семье)

«Я и моя семья»

infourok.ru

НОД в старшей группе. Тема: “Семья”

Воспитатель, БДОУ города Омска “Детский сад компенсирующего вида №400”, г. Омск    


Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, продуктивная.

Цели: Формирование у детей интереса к своей семье, уважительного отношения и чувства принадлежности к ней, воспитание внимательного отношения и любви к родителям и близким людям.

Задачи:

  1. закрепить знания детей о семье, родственных отношениях;
  2. учить проявлять любовь и заботливое отношение к членам своей семьи;
  3. вызывать интерес к истории своей семьи и Родины.

 Планируемые результаты: имеет представления о семье, ее составе; может составить небольшой рассказ о своей семье; выражает положительные эмоции при просматривании фотографий своей семьи.

Материал: солнышки и тучки, генеалогические древа семей, мяч, фотокартина «Моя семья».

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод.

Покажите свои ладошки.

Потрите их друг о дружку.

Прижмите свои ладони к сердцу.

Что вы чувствуете? (ответы детей)

 

Воспитатель: А теперь поделитесь теплом и добротой своего сердца друг с другом, взявшись за руки.

Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Улыбнитесь друг другу.  В таком хорошем настроении пройдем за столы.

(дети вместе с воспитателем, держась за руки, проходят в группу) .

 

Воспитатель: А чтоб узнать тему нашего занятия, нужно отгадать загадку (на доске ребус «7я»).

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре семь добавлю Я –

Что получится? – Семья!

 

Воспитатель: Молодцы, догадались. Сегодня мы будем говорить о семье. А что такое семья, кто скажет. (Ответы детей).

Воспитатель: Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Семья есть у каждого человека. Это самые близкие и родные люди. Все члены семьи любят друг друга, заботятся, стараются сделать все, чтобы не расстраивать друг друга.

Воспитатель: А как еще можно назвать маму, папу, наших бабушек, дедушек?

Дети: Родственники, родные, близкие.

Психогимнастика «Семья»

Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они радуются? Посмотрите, как Егор радуется, давайте у него, спросим, когда папа и мама бывают такие радостные? 

Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они удивляются? Интересно когда это папа и мама удивляются?

Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они сердятся? У Лизы было такое выразительное лицо, хочется у нее спросить. Когда папа и мама сердятся?

Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они испугаются? Когда пугаются родители, Катя? Что их так может напугать?

Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они спокойны?

Воспитатель: вот таких спокойных детей я хочу пригласить в необычный, чудесный сад. Почему он необычный, мы сейчас узнаем. А пока я хочу вам сказать правило, которое нужно выполнять в этом чудесном саду: «Нужно внимательно и тихо слушать того, кто говорит». Вы готовы справиться с таким правилом?  

Воспитатель: С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом». (Совместное проговаривание хором «Генеалогическое древо»).

Воспитатель: Я знаю, что вы дома с родителями составляли свои генеалогические дерева. Мне и нашим гостям было бы очень интересно сегодня в чудесном саду послушать рассказы о ваших семьях.

(Рассказы 2- 3 детей)

Воспитатель: Молодцы ребята. Нам всем очень понравились ваши рассказы. А остальные могут  рассказать нам  о своих генеалогических древах на следующем занятии.

Физминутка

Воспитатель: А теперь мы попробуем вырастить свои деревья. Хотите стать волшебниками? Я попрошу вас встать всех со своих стульчиков.

Представьте себе, что вы сморщенное семечко

(дети садятся и сжимаются в комочек, голова опущена и закрыта руками).

С весенним теплом солнышко начинает пригревать,

 и семечко начинает расти

 (дети начинают медленно подниматься).

У него раскрываются листочки

(руки убирают с головы и тянут вверх).

Растет стебелек

(вытягивается тело).

Появляются веточки с бутонами

(руки в стороны, пальцы сжаты).

Наступает радостный момент — бутоны лопаются.

(резко разжимаются кулачки).

Росток превращается в цветущее дерево.

Воспитатель: Молодцы ребятки. Я вижу какие вы у меня большие и красивые, как настоящие цветущие деревья.

 

Воспитатель: У деревьев очень крепкие корни и ветки. Так и наши семьи должны быть крепкими и дружными.  Все члены семьи связаны друг с другом тесными узами. Семья – это самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ сочинял пословицы и поговорки о семье. Давайте и мы их сейчас вспомним.

 

  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • Дети в семье не в тягость, а в радость.
  • Когда семья вместе, то и душа на месте.
  • Каждой матери свое дитя мило.
  • Семья – это 7 я.
  • Дома и стены помогают
  • Дружная семья гору сдвинет
  • Вся семья вместе так и душа на месте
  • Добрые детки дому венец, плохие детки – дому конец
  • В родной семье и каша гуще
  • Золото и серебро не стареют, мать и отец цены не имеют
  • Дома вместе тесно, а врозь – скучно
  • Нет милее дружка, чем родная матушка

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Да, ребята, хорошо, когда семья большая, но как трудно иногда бывает запомнить всех членов семьи. Кто кому кем приходится и, кто как называется. Но я думаю, что вы очень умные ребятки и не запутайтесь.

Игра с мячом «Родственники».

  • Как ты называешь мамину маму?
  • Ты для бабушки кто?
  • Как ты называешь папиного отца?
  • Кто для тебя бабушкин сын?
  • Кто тебе сестра твоей мамы?
  • Кто для тебя бабушкина дочка?
  • Как называется сын твоей тети?
  • Кто ты для дедушки?

 

Воспитатель: Молодцы ребята. Справились с заданием.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отдохнуть и посмотреть мультик.

Просмотр мультфильма по произведению Э. Успенского «Разгром».

  • Обсуждение мультфильма.
  • Правильно ли поступил мальчик?
  • Рада ли была мама?
  • Что нужно было сделать мальчику после игры?
  • А вы не огорчаете своих мам?
  • Правильно поступаете?
  • А вот сейчас мы и проверим.

 

Воспитатель: Я буду читать хорошие и плохие поступки, а вам раздам по одному солнышку и тучке.  Вы на плохой поступок поднимайте тучку, а на хороший – солнышко.

  • Нарисовали красивую картинку для мамы.
  • Подрались с другом.
  • Съели всю кашу на завтрак.
  • Убрали игрушки на место
  • Порвали книгу.
  • Не вымыли руки перед едой.
  • Уступили место бабушке в автобусе.
  • Помогли маме полить цветы.

 

Воспитатель: Молодцы! Я думаю, вы никогда не будете совершать плохие поступки, а будете всегда радовать своих родителей и нас, воспитателей своим хорошим поведением и добрыми делами.

Речевая игра «Что бы вы хотели пожелать своей семье?»

Воспитатель: я предлагаю сказать слова пожелания своей семье (Пожелания детей своей семье: «Я желаю своей семье…»

Воспитатель: я думаю, что такие добрые пожелания вашим близким обязательно сбудутся.

(Воспитатель открывает стенд «Моя семья» с фотографиями детей, воспитателей, помощника воспитателя группы).  

Воспитатель: Я, ты, он, она! А вместе – целая дружная группа! Группа – ведь

это тоже, как семья. Об этом мы поговорим в следующий раз.

 

Воспитатель: А теперь я предлагаю вспомнить, о чем же мы сегодня говорили?

Правильно, о семье, дружной и крепкой.  Сегодня Егор и Алексей нам приготовили красивое стихотворение. Послушаем его внимательно.

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездка на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота.

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно, семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно.

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните.

Хочу, чтоб про вас говорили, друзья,

Какая хорошая ваша семья!

 

Воспитатель: Ребятки, вам понравилось наше занятие? Если да, поднимите солнышко, если нет – тучку.

Воспитатель: Спасибо всем.  Я думаю, все вы сегодня придете домой и скажете своим мамам и папам как вы их любите. Я вам желаю, чтоб ваши семьи всегда были самыми крепкими и самыми счастливыми.

kssovushka.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: “Моя семья” конспект познавательного занятия в старшей группе | скачать бесплатно

Конспект познавательного занятия в старшей группе по теме «Моя семья»

Цель: уточнять и обобщать знания детей о семье, родственных отношениях; развивать связную речь, логическое мышление; воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

Предварительная работа: заучивание стихотворений о членах семьи, анализ содержания пословиц по теме «Семья»; работа со словами, обозначающими степень родства; рассматривание иллюстраций с изображением членов семьи; объяснение слов «поколение», «предки», «потомки».

Материал: картинки с изображением людей: членов семьи и посторонних друг другу; эмблемы на стульчики для деления детей на подгруппы: символическое изображение папы, мамы, сына, дочери; организация выставки «Наши руки не для скуки» с работами членов семьи; заранее подготовленные работы «Родословная нашей семьи»; для рисования: листы бумаги, краски, кисти, подставки для кисточек, баночки  с водой, цветные карандаши.

Ход:

Воспитатель: ребята, послушайте стихотворения и подумайте, о ком они.

1-й ребенок:                    Не терпит мой папа

                                         Безделья и скуки.

                                         У папы умелые, сильные руки.

                                         И если кому-нибудь надо помочь,

                                         Мой папа всегда поработать не прочь.

                                                           

2-й ребенок:                    С кем первым мы встречаемся,

                                         Придя на белый свет,-

                                         Так это наша мамочка,

                                         Ее милее нет.

                                         Вся жизнь вокруг нее вращается,

                                         Весь мир наш ею обогрет,

                                         Весь век она старается

                                         Нас уберечь от бед.

                                         Она опора в доме,

                                         Хлопочет каждый час.

                                         И никого нет кроме,

                                         Кто так любил бы нас.

3-й ребенок:                    Мой дедушка любимый,

                                         Ты в жизни мой кумир!

                                         Таким же буду умным,

                                         Прочту тьму книг до дыр!

                                         Когда же стану старше

                                         И вырасту большой,

                                         Наверно, стану важный

                                         И бизнесмен крутой!

                                         Быть на тебя похожим

                                         Хочу и всех любить!

                                         Для внуков своих тоже

                                         Хочу кумиром быть!

4-й ребенок:                   Со мною бабушка моя,

                                         И значит, главный дома – я.

                                                    Шкафы мне можно открывать,

                                                    Цветы кефиром поливать,

                                                    Играть подушкою в футбол,

                                                    И полотенцем чистить пол.

                                                    Могу я есть руками торт,

                                                    Нарочно хлопать дверью!

                                                    А с мамой это не пройдет.

                                                    Я уже проверил!

Воспитатель: О ком эти стихотворения? (ответы детей) А еще можно сказать – о членах семьи.

Как бы вы объяснили значение слова «семья»? Подскажите, семья – это кто? (дедушка, бабушка, папа, мама, дети…)

Сейчас я предлагаю вам рассмотреть картинки и выбрать те, на которых изображены члены семьи (работа в подгруппах, разделение детей по картинкам – символам: изображение папы, мамы, сына, дочери на стульчиках).

 (Дети отбирают картинки, представители подгрупп объясняют выбор команды).

Воспитатель: как же члены семьи относятся друг к другу? (заботятся, уважают, помогают, любят). Как вы можете позаботиться о бабушке, младшей сестренке?

Я думаю, что вы очень любите своих мамочек и помогаете им. Покажите, как.      

Игра – пантомима «Я помогаю маме» (дети без словесного сопровождения показывают трудовые действия).

Воспитатель: Ребята, а кто вы для папы и мамы, для бабушки и дедушки, для тети и дяди, для брата и сестры?

Игра с мячом «Кто ты?» (дети встают в круг, по очереди ловят мяч и называют, кем они приходятся папе, бабушке, тете…)

Воспитатель: Как вы думаете, все ли семьи одинаковы? А чем они отличаются? (отличаются составом, т.е. количеством человек, внешностью, фамилией, именами, адресом проживания, историей своей семьи, интересами и т.д.)

(Предложить детям рассмотреть экспонаты выставки «Наши руки не для скуки» с работами родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер).

Вот какие разные увлечения в ваших семьях.

А еще мы говорили, что у каждой семьи своя история, своя родословная. И историю любой семьи можно представить в виде дерева (показ образца). Корни дерева – это первое поколение: дедушки и бабушки, нижние ветви – это второе поколение: ваши папы и мамы, верхние ветви – это дети: вы, ваши братья и сестры.

Давайте рассмотрим семейное дерево наших ребят и послушаем их рассказы…(2-3 ребенка представляют заранее подготовленные работы)

Семья – это главное, самое дорогое, самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ сочинял пословицы и поговорки о семье. Вспомните, какие.

  • Вся семья вместе и душа на месте.
  • Золото, серебро не стареет, отец и мать цены не имеют.
  • Русский человек без родни не живет.
  • Нет такого дружка, как родная матушка.
  • Семья ладом полна.

(Предложить детям объяснить смысл 2-3 пословиц).

А сейчас я предлагаю вам нарисовать свою семью. В своем рисунке постарайтесь показать, как вы всех любите, как заботитесь друг о друге, как интересно и весело проводите свободное время. Вашим родителям, бабушкам и дедушкам очень приятно будет увидеть эти рисунки.

nsportal.ru

Примерный план-конспект НОД по познавательному развитию (старшая группа). Тема: «Я и моя семья»

Тема: «Я и моя семья».

Программное содержание: формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся о друг друге; актуализировать эмоциональный опыт детей семейных отношений; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Материал: альбом «Моя семья» с семейными фотографиями детей, иллюстрации с изображением животных и птиц (петух, курица, цыплята; кошка с котятами; птица с птенцами в гнезде и т.д.), альбомные листы бумаги, цветные карандаши.

Ход занятия.

Воспитатель читает стихотворение Я. Акима «Моя родня»:

Мама с папой-моя родня.

Нет роднее родни у меня

И сестренка родная, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю.

Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню волшебная щетка,

Молоток настоящий братишке,

Мяч сестренке, конфета Тишке.

И еще есть друг у меня,

Друг Сережка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

-Кто назван в стихотворении «родней»? (папа, мама, сестренка, братишка).

-Вы считаете родней друга Сережку и щенка Тишку или назовите из как-то по-другому? (ответы и предположения детей).

-Найдите слова близкие по значению слову «родня». (родители, родственники.)

-Как вы думаете, что значит «родственники»? (предположения детей.)

-Родня (родственники) – это папа и мама, бабушки и дедушки, братья и сестры, дяди и тети.

-Ребята, сегодня у нас в группе открыта фотовыставка «Моя семья». Кто хочет рассказать о своей семье? (дети по желанию подходят к фотографии своей семьи, рассказывают, кто изображен. По ходу рассказов воспитатель спрашивает о членах семьи, как кого зовут, в каком месте фотографировалась семья и т. д.)

-Ребята, а вы заметили, что все дети, когда рассказывали о своей семье, улыбались? Кто догадался, почему дети улыбались? (потому что дети любят всех в своей семье; когда папа и мама рядом, всегда хорошее настроение, радость, счастье; приятно вспомнить тот день, когда все вместе фотографировались.)

Физкультминутка.

Мы сейчас пойдем направо дружно.

А потом пойдем налево дружно.

Дети берутся за руки, становятся в круг

 и выполняют движения в соответствии с текстом.

В центре круга соберемся дружно.

И на место все вернемся дружно.

Мы тихонечко присядем дружно.

И немножечко приляжем дружно.

Дети складывают руки под щекой.

Мы поднимемся тихонько дружно.

И попрыгаем легонько дружно.

Пусть попляшут наши ноги дружно

Дети притопывают ногами.

И похлопают ладони дружно.

Хлопают в ладони.

Повернемся мы направо дружно.

Кружатся в правую сторону.

Не начать ли все сначала дружно?

 Дети снова берутся за руки.

Воспитатель предлагает детям иллюстрации, где изображены семьи животных и птиц.

-Как вы думаете, можно сказать, что на этих картинках изображена семья? Почему? (мама с детенышами.)

-Что чувствует кошка рядом со своими маленькими котятами? (предположения детей.)

-Что чувствуют цыплята рядом с петухом и курицей? (предположения детей.)

-Правильно, и животные, и птицы испытывают чувство радости, когда находятся в окружении своей семьи, потому что дети радуют своих родителей тем, что они подрастают, крепнут, учатся всему новому в жизни. А детеныши радуются, что родители их согревают, защищают, заботятся о них.

-Кто в вашей семье заботится о детях? (ответы детей.)

-Как заботятся? (ответы детей.)

-А вы заботитесь о взрослых в своей семье? (ответы детей.)

-Что помогаете делать? (помогаем мыть посуду, дедушке гвозди подаем, бабушке тапочки принесем, папе газету ищем и т.д.)

-Как хорошо, что у вас у всех есть семья. Вы-самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело живут вместе.

Кто самый старший в семье?

Кто самый младший?

Для мамы  и папы ты кто в семье?

-Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье были всегда мир, дружба, уважение, любовь у друг другу.

Семью почитали еще с давних времен. Народ сложил много пословиц.

При солнышке-тепло, при матери-добро.

Нет милее дружка, чем родная матушка.

Вся семья вместе-и душа на месте.

Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.

-Чтобы вы хотели пожелать своей семье? (пожелания детей для своей семьи).

После занятия дети рисуют свою семью.

Просмотр содержимого документа
«Примерный план-конспект НОД по познавательному развитию (старшая группа). Тема: «Я и моя семья» »

Примерный план-конспект НОД

по познавательному развитию (старшая группа)

Тема: «Я и моя семья».

Программное содержание: формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся о друг друге; актуализировать эмоциональный опыт детей семейных отношений; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Материал: альбом «Моя семья» с семейными фотографиями детей, иллюстрации с изображением животных и птиц (петух, курица, цыплята; кошка с котятами; птица с птенцами в гнезде и т.д.), альбомные листы бумаги, цветные карандаши.

Ход занятия.

Воспитатель читает стихотворение Я. Акима «Моя родня»:

Мама с папой-моя родня.

Нет роднее родни у меня

И сестренка родная, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю.

Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню волшебная щетка,

Молоток настоящий братишке,

Мяч сестренке, конфета Тишке.

И еще есть друг у меня,

Друг Сережка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

-Кто назван в стихотворении «родней»? (папа, мама, сестренка, братишка).

-Вы считаете родней друга Сережку и щенка Тишку или назовите из как-то по-другому? (ответы и предположения детей).

-Найдите слова близкие по значению слову «родня». (родители, родственники.)

-Как вы думаете, что значит «родственники»? (предположения детей.)

-Родня (родственники) – это папа и мама, бабушки и дедушки, братья и сестры, дяди и тети.

-Ребята, сегодня у нас в группе открыта фотовыставка «Моя семья». Кто хочет рассказать о своей семье? (дети по желанию подходят к фотографии своей семьи, рассказывают, кто изображен. По ходу рассказов воспитатель спрашивает о членах семьи, как кого зовут, в каком месте фотографировалась семья и т. д.)

-Ребята, а вы заметили, что все дети, когда рассказывали о своей семье, улыбались? Кто догадался, почему дети улыбались? (потому что дети любят всех в своей семье; когда папа и мама рядом, всегда хорошее настроение, радость, счастье; приятно вспомнить тот день, когда все вместе фотографировались.)

Физкультминутка.

Мы сейчас пойдем направо дружно.

А потом пойдем налево дружно.

Дети берутся за руки, становятся в круг

и выполняют движения в соответствии с текстом.

В центре круга соберемся дружно.

И на место все вернемся дружно.

Мы тихонечко присядем дружно.

И немножечко приляжем дружно.

Дети складывают руки под щекой.

Мы поднимемся тихонько дружно.

И попрыгаем легонько дружно.

Пусть попляшут наши ноги дружно

Дети притопывают ногами.

И похлопают ладони дружно.

Хлопают в ладони.

Повернемся мы направо дружно.

Кружатся в правую сторону.

Не начать ли все сначала дружно?

Дети снова берутся за руки.

Воспитатель предлагает детям иллюстрации, где изображены семьи животных и птиц.

-Как вы думаете, можно сказать, что на этих картинках изображена семья? Почему? (мама с детенышами.)

-Что чувствует кошка рядом со своими маленькими котятами? (предположения детей.)

-Что чувствуют цыплята рядом с петухом и курицей? (предположения детей.)

-Правильно, и животные, и птицы испытывают чувство радости, когда находятся в окружении своей семьи, потому что дети радуют своих родителей тем, что они подрастают, крепнут, учатся всему новому в жизни. А детеныши радуются, что родители их согревают, защищают, заботятся о них.

-Кто в вашей семье заботится о детях? (ответы детей.)

-Как заботятся? (ответы детей.)

-А вы заботитесь о взрослых в своей семье? (ответы детей.)

-Что помогаете делать? (помогаем мыть посуду, дедушке гвозди подаем, бабушке тапочки принесем, папе газету ищем и т.д.)

-Как хорошо, что у вас у всех есть семья. Вы-самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело живут вместе.

Кто самый старший в семье?

Кто самый младший?

Для мамы и папы ты кто в семье?

-Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье были всегда мир, дружба, уважение, любовь у друг другу.

Семью почитали еще с давних времен. Народ сложил много пословиц.

При солнышке-тепло, при матери-добро.

Нет милее дружка, чем родная матушка.

Вся семья вместе-и душа на месте.

Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.

-Чтобы вы хотели пожелать своей семье? (пожелания детей для своей семьи).

После занятия дети рисуют свою семью.

kopilkaurokov.ru

Конспект по познавательному развитию в старшей группе «Моя семья».

Конспект НОД по познанию в старшей группе «Моя семья».

Тема: Моя семья.

Цель: углублять представление о семье.

Задачи:

  1. Упражнять детей в умении правильно отвечать на вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы.

  2. Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, познавательный интерес.

  3. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, уважение, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.

Программное содержание:

  1. Формировать в сознании детей образа мира семьи.

  2. Воспитывать в детях чувства любви и уважения к членам семьи.

  3. Способствовать развитию у детей навыков доброжелательного взаимодействия с членами семьи, с учётом их и своего возраста; понимания и взаимопомощи в семейной жизни, проявления интереса к семейным делам.

Предварительная работа:

  1. Закрепление знания фамилии, имени, отчества и профессии родителей.

  2. Рассматривание семейных фотографий.

  3. Закрепление знаний пословиц о семье.

  4. Чтение стихов и рассказов о семье.

  5. Составление рассказа по фотографиям.

  6. Речевая игра «Подбери признак».

Методы и приемы: игровой: пальчиковая игра «Много мама на белом свете», игра сложи картинку «Веселая семья», физкультминутка «Веселые ребята», наглядный (фотовыставка «Моя семья»), словесный: (вопросы, рассуждения, практический: «Рамка для фотографий»

Материал и оборудование:

Семейные фотографии, «Волшебный сундучок», цветочек, клей, ракушки, заготовки фоторамок, пластилин, доски для лепки с пластилином, пазл «Веселая семья», картина «Семья».

Словарная работа:   семья, мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук внучка, брат, сестра; дружная, ласковая, добрая, заботливая, внимательная, строгий, справедливый, старший, младший, воспитывать, помогать, заботиться.

Ожидаемый результат: продолжать расширять словарный запас детей с помощью новых слов, у детей сформируется правильное представление о семье.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель достает «Волшебный сундучок», в котором лежат фотографии с семьями детей. Дети интересуются фотографиями и подходят к воспитателю, начинается диалог.

Воспитатель: Ребята, а помните, мы с вами всю неделю собирали фотографии вашей семьи.

Дети каждый разбирают свои фотографии и начинают их рассматривать.

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте сейчас каждый из вас повесить свои фотографии на доску.

Дети с помощью магнита прикрепляют фотографии на доску.

Воспитатель: А где вы там находитесь?

Ответы детей.

Воспитатель: А с каким вы там настроением?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а расскажите кто с вами на этих фотографиях?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребят, а кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить?

Дети: О семье.

Воспитатель: Верно ребят! Ну что готовы? Тогда давайте начнем. Поиграем?

Дети: Да!

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру.

2. Основная часть.

 Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру. Тогда скорее подходите к столу. Посмотрите тут много осколков каких-то картинок, попробуем ее собрать?

Дети: Да!

Воспитатель: Нам сейчас нужно разделиться на команды. Команды готовы?

Дети: Да, готовы.

Воспитатель: Хорошо, слушайте правила, вам необходимо собрать все осколки воедино. Но не забывайте, что в команде нужно совещаться и помогать друг другу. Начинаем!

Дети в группах составляют пазл.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы работали дружно и поэтому, все быстро справились с этой игрой. А теперь, скажите, какая картинка у вас получилась?

Дети: Картинка «Семья».

Воспитатель: Правильно! Ребят, на этой картинке, семья какая?

Дети: Веселые, радостные, счастливые, красивые.

Воспитатель: А посмотрите, а где они могут быть?

Дети: На детской площадке, на каруселях, на прогулке.

Воспитатель: Замечательно ребят, вы готовы, играть дальше?

Дети: Да!

Воспитатель: Пойдемте на ковер. Присаживайтесь на ковер.

Дети рассаживаются в круг, вместе с воспитателем. У воспитателя в руке цветочек.

Воспитатель: Ребята, игра называется «Какой, какая, какие». Вам, ребят, нужно описать членов вашей семьи. Объясняю правила игры. Слушайте внимательно. Я сейчас передам цветок Василисе, и спрошу: «Какая твоя мама?» …..добрая, нежная.. а Аделя, передавая цветочек, может спросить у Никиты, «А какой твой папа»…а вы отвечайте …., сильный смелый, …..Готовы?

Дети: Да!

Воспитатель: Теперь я вижу, сколько вы знаете и что вы умеете и как вы хорошо играете. А теперь пришло время отдохнуть.

Воспитатель: Давайте представим, мы дружная семья отправилась на прогулку, на детскую площадку. Нам нужно выбрать детей, которые буду у нас мамой и папой, а остальные ребята будут детьми.

Пока будет звучать музыка, дети гуляют, а как только музыка закончится, дети встают в круг и окружают родителей.

Дети на ковре играют под музыку.

Воспитатель: Молодцы ребята! Отдохнули? Готовы еще поиграть?

Дети: Да!

Пока проводится физкультминутку, второй воспитатель заносит картину «Семья».

Воспитатель: Ребята, а посмотрите внимательно на эту картину.

Воспитатель: Какие предметы живые? А какие неживые?

Ответы детей.

Воспитатель: А вы когда-нибудь оказаться внутри картины?

Дети: Да.

Воспитатель: А я ребят, знаю волшебные слова, с помощью которых мы сможем это осуществить. Попробуем? Повторите за мной «Закружись, заблудись – картинка наша отварись». Вот и мы внутри.

Воспитатель: Анжелика, кем бы ты хотела стать на этой картине?

Ответы детей.

Воспитатель: А ты Маша?

Ответы детей.

Воспитатель: Маша, вот на этой картинке ты мама, чтобы говоришь?

Ответы детей.

Воспитатель: А ты Анжелика, представила, что ты в картине, что ты говоришь?

Ответы детей.

Воспитатель: Ну что ребята, как выдумаете, получилось погрузится в картину? Ответы детей.

Воспитатель: Это семья на картинке счастлива?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Вот так дружно и весело живут семьи по всему миру. Ребят, а кто сможет рассказать, какие два праздника самых родных людей на земле мы отмечаем в этом месяце этом месяце?

Дети: День Пап и День Мам!

Воспитатель: Совершено, верно! Родители любят и вас и стараются вас всегда радовать! Правда, ребят?

Дети: Да!

Воспитатель: Может ли кто сказать, как можно обрадовать ваших мам и пап?

Дети: Нарисовать рисунок, сделать подделку своими руками!

Воспитатель: Правильно ребят! А давайте сейчас подойдем к доске и возьмем фотографиям и каждый сделает фоторамку, а потом подарим нашим дорогим мамам и папам. Мне нужна ваша помощь, надо расставить столы, чтобы нам было удобно работать над нашими подделками.

Дети помогают передвигать столы, и дети готовятся к выполнению работ.

Воспитатель: А теперь нужно нам размять наши пальчики.

Много мам на белом свете

Всей душой их любят дети.

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондитер, учитель

Врач, парикмахер, строитель.

Мамы разные нужны,

Мамы разные важны.

Воспитатель: Достаньте, пожалуйста, клей, пластилин и доску для пластилина.

Дети достают все необходимое и расставляют на столах, в это время воспитатель раздает, заготовки фоторамок и ракушки для оклеивания рамки.

Дети начинают работу.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *