Кружковая работа
«Калейдоскоп».
в 1- ой младшей группе по сенсорному развитию
Перспективное планирование кружковой работы на 2015 – 2016 г.
Воспитателя: А.Г.Насыровой
Цель кружковой работы:
Развитие умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста через сенсорное развитие.
Задачи:
Длительность: кружковая работа проводится на протяжении всего учебного года один раз в неделю в виде дидактических игр и упражнений.
Раз в месяц на четвертой недели проводиться итоговое занятие на закрепление пройденного материала.
Ожидаемый результат:
Подготовительный этап:
1. Подготовка стихотворений, потешек, загадок, игр.
2. Подготовка атрибутов для НОД, игр.
Основной этап:
Перспективное планирование игровых занятий по кружковой работе на период учебного года (сентябрь 2012г. по май 2013г.)
Заключительный этап:
1. Диагностика детей по сенсорному развитию в 1 младшей группе на окончание учебного года 2013 -2014г.
2. Подведение итогов проекта (работы кружка).
3. Подготовка презентации по фотографиям.
4. Оформление стенгазеты для родителей по итогам.
5. Заметки на работу кружка на следующий учебный год, перспективное планирование.
Сентябрь 2013 г.
1. Знакомство с цветами: желтый, красный, синий, зеленый, белый, черный. Дидактическая игра «Спрячь мышонка».
2. Знакомство с формой: квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, круг. Дидактическая игра: «Птичка в клетке».
3. Знакомство с параметрами трех величин. Дидактическое упражнение «Накорми мишек»
4. Интегрированная НОД: «Найди такой же по цвету и форме».
Октябрь 2013 г.
1. «Спрячь зайку от лисы» – цвет.
2. «Кто где спит» – форма.
3. «Игра с мячами» – величина.
4. Интегрированная НОД: «Чудесный мешочек» – форма и величина.
Ноябрь 2013 г.
1. Окраска воды – цвет.
2. Какой формы предметы в нашей группе.
3. Построим башню.
4. Интегрированная НОД Разноцветные комнаты – цвет и величина.
Декабрь 2013 г.
1. «Украшение для ёлочки» – цвет.
2. «Новогодние елочки» – величина.
3. «Составные картинки» – форма.
4. Лото «цвет и форма».
Январь 2014 г.
1. Дидактическая игра «Хвост у петуха» – цвет.
2. Дидактическая игра «Магазин» – форма.
3. Дидактическая игра «Кто выше» – величина.
Февраль 2013 г.
1. Дидактическая игра «Живое домино» – цвет.
2. Игра – соревнование «Кто быстрее свернет ленту» – величина.
3. «Построим башню» – величина.
4. Интегрированная НОД «Радуга» – цвет и величина.
Март 2014 г.
1. Игровые поручения – цвет и величина.
2. Дидактическая игра «Соберем фрукты» – величина.
3. Игровое упражнение «Найди свой домик» – форма.
4. Интегрированная НОД «Платочек для мамы» – форма.
Апрель 2014 г.
1. Дидактическая игра «Разноцветные флажки» – цвет.
2. Дидактическая игра «Принеси и покажи» – форма и величина.
3. Игровое упражнение «Найди свою полянку» – цвет.
4. Дидактическое упражнение «Как звери выбирали себе место».
Май 2014 г.
1. Закрепление – дидактическая игра «Пришла весна» – цвет, форма и величина.
2. Закрепление – коллективное рисование «Цвета весны».
3. Закрепление – коллективная аппликация «Весенняя капель» – величина.
Литература:
1. Конспекты занятий в 1мл. гр. Т. М. Бондаренко.
2. Занятия с детьми 2-3лет Г. И. Винникова.
3. Воспитание сенсорной культуре ребенка Н. Б. Венгер, Л. А.
Венгер, Э. Г. Пилюгина.
nsportal.ru
План работы кружка по сенсорному развитию «Пальчиковая страна»
Пояснительная записка.
Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен. Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними. Видный ученый Н.М.Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Если недооценивать знание целенаправленного восприятия, то у детей искажаются представления о предмете, они становятся размытыми, ситуативными. Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяется гармоничное развитие ребенка.
Учитывая актуальность данной проблемы, было решено активизировать работу по сенсорному воспитанию детей в нашей группе. Был организован кружок «Пальчиковая страна».
Цель кружка: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.
Основные задачи:
– развитие тонкой моторики пальцев;
– развитие движений кистей рук;
– развитие подражания движениям рук; развитие понимание речи;
– обогатить чувственный опыт детей посредством интеграции разнообразных видов деятельности и максимально его использовать для оптимизации познавательной активности и творческого воображения.
– развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.
Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.
Формы работы:
– пальчиковая гимнастика;
– игры с предметами и материалами;
– самомассаж рук.
Организация кружка:
Кружок организуется с детьми 1 младшей группы.
Проводится кружок один раз в неделю (во второй половине дня, продолжительностью по 8-10 минут).
Занятия проводятся с октября по май.
Октябрь «Цветовая гамма».
*Самомассаж пальчиков «Мы погладим наши ручки»(поглаживание пальчиков в разных направлениях).Осуществлять выбор контура листочка по образцу и проверять его «примериванием»; знакомить с названиями цветов.
Карточки с листочками цветов.
2.
*Пальчиковая гимнастика «Прыг-прыг».
*«Чей домик?»
Формировать умение действовать по образцу; развивать тактильные ощущения.
Ширма-раскладушка «Домики».
3.
*Самомассаж «Покатай, покатай»(катание карандаша по столу).
*«Помоги зайчику найти дорожку домой»
Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
Картинка(лист бумаги) с изображением домика и зайчика(по количеству детей).
4.
*Пальчиковая гимнастика «Братики-пальчики».
*«Конфетки к чаю».
Закрепить знания о цветовой гамме, развивать самостоятельность в процессе деятельности.
Цветная бумага желтого, красного, зеленого и синего цветов, вазочка.
Ноябрь «Чудо -прищепки».
*Самомассаж шишками (катаем между ладонями, сжимаем поочередно в каждой ладони).*«Поиграем с прищепками».
Формировать умение детей застегивать и расстегивать прищепки.
Картинки на картонной основе: солнце, ежик, улитка, прищепки.
2.
*Пальчиковая гимнастика «Замок».
*«Найди пару».
Формировать умение подбирать прищепку к соответствующей по цвету картинке (изображению).
Картинки – «дерево зеленое», «солнце», «яблоко», набор прищепок.
3.
*Массаж «Непослушные шарики»(сжимаем резиновый мячик поочередно в каждой ладони).
*«Развесь платочки».
Закреплять платочки на веревке прищепками.
Веревка, платочки(по количеству детей), прищепки.
4.
*Пальчиковая гимнастика «Кошки-мышки».
*«Веселая полянка».
Формировать умения выкладывать с помощью прищепок композицию.
Картина с изображением солнца, травки, деревьев, цветов, набор прищепок.
Декабрь «Пуговки».
*Самомассаж каштанами(катаем поочередно каждой ладошкой по столу).*«Пуговичный домик»
Формировать умение различать цвета по принципу «такой- не такой», находить пуговицу определенного цвета по образцу.
Большие и маленькие пуговицы желтого, красного, зеленого и синего цветов, ячейки-«домики».
2.
* Пальчиковая гимнастика «Домик».
*«Застегни и расстегни».
Развивать способность застегивать и расстегивать пуговицу обеими руками.
Панно «Веселый ежик» с пуговицами.
3.
*Самомассаж крутить карандашом(катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями).
*«Пирамидка из пуговиц».
Способствовать развитию навыков классифицирования.
Зубочистки, пуговицы разной величины.
4.
*Самомассаж «Сильные пальчики»(нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).
*«Узор из пуговиц».
Формировать умение действовать по образцу, развивать творческие способности детей.
Картинки – шарики, самолет, паровозик; разноцветные пуговицы разного размера.
Январь «Крышечки».
*Самомассаж еловыми шишками(катаем поочередно рукой по столу).*«Какого цвета?».
Развивать навыки правильно подбирать по цвету крышки к картинке.
Крышки разных цветов, пластиковые ведерки с изображением предметов определенного цвета(помидор,банан,трава, цветок).
2.
*Пальчиковая гимнастика «Елочка».
*«Помоги ежику собрать все грибы на полянке».
Познакомить со свойствами предмета, развивать навыки закручивать и откручивать пробки- «грибочки».
Пластиковые бутылочки с отвинчивающимися крышками.
3.
*Пальчиковая гимнастика «Зайчик».
*«Ножки».
Формировать навыки движения указательным и средним пальцами, имитировать катание на лыжах.
Крышечки.
4.
*Массаж «Сильные пальчики»(нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).
*«Гусеница».
Приучать распределять крышки разных цветов соответственно картинке, развивать воображение, творческие способности.
Картинка с изображением гусеницы, разноцветные крышки.
Февраль «Удивительная крупа».
*Пальчиковая гимнастика «Мы во двор гулять пошли».*«Узоры на подносе».
Формировать ритмично рисовать указательным пальцем, развивать фантазию у детей.
Поднос с манкой.
2.
*Самомассаж «Крутим карандашом»(катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями).
*«Украсим дорожку».
Развивать навыки посыпать 3-мя пальчиками, не выходя за края дорожки.
Глубокое блюдце с рисом, полоски цветной бумаги шириной 5 см.
3.
*Массаж грецким орехом.
*«Сеем- посеем».
Развивать умение просеивать манку через сито, получать удовлетворенность от проделанной работы.
Емкость с манкой, 10 шт. гречки, сито.
4.
*Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит».
*«Что это звучит?».
Развивать исследовательские действия путем вынимания предмета на ощупь, звукового восприятия, тактильного ощущения.
Киндер-сюрпризы, наполненные разной крупой.
Март «Макаронная фантазия».
*Самомассаж камушками( катать по очереди каждым пальчиком по столу).*«Найди клад».
Развивать мелкую моторику, активизацию поисковых навыков.
Емкость с макаронами, маленькая яркая игрушка.
2.
*Пальчиковая гимнастика «Сорока-белобока».
*«Угости куклу конфеткой».
Формировать умения и навыки перекладывать макароны по одной штучке, правильно их брать пальчиками.
Кукла, 3 тарелочки, макароны.
3.
*Пальчиковая гимнастика «Машина».
*«Выложи ряд».
Способствовать развитию умения запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность.
Макароны «трубочки» и «бантики».
4.
*Массаж Катание бусинок».
*«Мастерим бусы».
Развивать умение нанизывать макароны на шнурок, творческого воображения.
Макаронные изделия разного цвета с крупным просветом, шнурок.
Апрель «Фасолька».
*Пальчиковая гимнастика «Семья».*«Раз фасоль, два фасоль…»
Развивать ловкость и быстроту движений рук.
Баночки, фасоль.
2.
*Самомассаж «Дровишки»(катание карандаша между ладонями по всей длине пальчиков).
*«Найди, что спряталось в фасоли?»
Развивать мелкую моторику, воображение, фантазию.
Глубокая чашка с фасолью, игрушки из киндер-сюрприза.
3.
*Массаж пальчиков мячиком-ежиком.
*«Переложи фасоль».
Развивать ловкость и координацию движений при перекладывании из коробки в бутылочку; запоминать последовательность действий.
Коробка с фасолью, пластиковая бутылочка.
4.
*Пальчиковая гимнастика «Апельсин».
*«Дорожка».
Формировать умения выкладывать дорожки из фасоли, развивать моторику рук, внимание.
Дорожка, нарисованная на листе бумаги, фасоль.
Май «Цветные палочки».
*Пальчиковая гимнастика «Пирог».*«Знакомство с палочками».
Развивать навыки узнавать среди различных предметов палочки, находить их на ощупь.
Счетные палочки, емкость с крупой.
2.
*Самомассаж мячиком-ежиком(катание по столу).
*Разберем палочки по цвету».
Упражнять группировать палочки по цвету, закрепляем знания основных цветов.
Набор счетных палочек.
3.
*Массаж каштанами(катаем между ладонями).
*«Короткий – длинный».
Развивать навыки различать понятия «длинный» -« короткий» в построении фигур из палочек.
Счетные палочки.
4.
*Пальчиковая гимнастика «Киска».
*«Рисунок».
Приучать выкладывать с помощью счетных палочек различные фигурки, действовать по представлению, развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев.
Картинки – домик, забор, флажок, цветок, счетные палочки.
Братики-пальчики
Этот пальчик хотел спать (загнуть мизинчик)
,Этот пальчик шмыг в кровать (загнуть безымянный пальчик),
Этот пальчик лишь вздремнул (загнуть средний),
Этот пальчик враз уснул (загнуть указательный),
Этот пальчик крепко спит (загнуть большой),
Никто больше не шумит!
Поочередно загибая пальчики, можно делать им легкий массаж, немного поглаживать, что станет хорошим сопровождением основного действия.-
Зайчик
Зайчик-зайчик, где твой хвостик (прыгать)?
Здесь (руки за спину)!
Зайчик-зайчик, где твой носик (прыгать)?
Здесь (показать нос)!Зайчик-зайчик, лапки где (прыгать)?
Здесь (показать руки)!Зайчик-зайчик, а ушки где (прыгать)?
Здесь (показать ушки)!-
Апельсин.
Мы делили апельсин.
Много нас,
А он один.
Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки.
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра
По очереди загибают пальцы, начиная с большого.
А для волка – кожура.
Сжимают пальцы обеих рук в кулаки
Он сердит на нас – беда;
Разбегайтесь –
Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки
Кто куда!
Капуста.
Мы капусту рубим,
Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз
Мы морковку трем,
Трем кулаком о кулак.
Мы капусту солим,
Движение пальцев, имитирующие посыпание солью
Мы капусту жмем.
Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки.
Замок
На двери висит замок.
Соединить пальцы обеих рук в замок
Кто его открыть бы мог?
Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны.
Постучали,
Не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга
покрутили,
Движения сцепленными пальцами от себя к себе
потянули
Пальцы сцеплены, руки потянуть в разные стороны
и открыли.
Расцепить пальцы.
Моя семья
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка,
Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого.
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья
Энергично сжать руку в кулак несколько раз.
Прыг-прыг.
Наши пальцы на ладошке
Пусть попрыгают немножко:
Прыг-прыг-прыг.
Наши пальцы на ладошке
Пусть потопают немножко:
Топ-топ-топ.
Мышонок.
Этот мышонок в норке сидит,
Этот мышонок в поле бежит,
Этот мышонок колосья считает,
Этот мышонок зерно собирает,
Этот мышонок кричит: “Ура!
Все собирайтесь, обедать пора!”
Машина
Би – би – би – гудит машина.
(дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой)
Тук – тук – тук – мотор стучит.
(ритмично хлопают руками)
– Едем, едем, едем, едем, –
Он так громко говорит.
(ритмично потопывают ногами)
Шины трутся о дорогу.
Шу – шу – шу – они шуршат.
(потирают ладони)
Быстро катятся колеса.
Та – та – та – вперед спешат.
(делают ритмичную «вертушку» руками)
«Кошки – мышки»
Кошка мышку цап – царап
(пальцы обеих рук сжимаются в кулаки)
Подержала, подержала – отпустила
(кулаки одновременно разжимаются)
Мышка побежала, побежала
(одновременно двигаются по плоскости стола пальцы обеих рук)
Хвостиком завиляла, завиляла
(указательные пальцы обеих рук двигаются из стороны в сторону)
До свидания, мышка, до свидания!
(одновременные наклоны кистей рук вперед и вниз)
Елочка.
«Перед нами елочка: сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»
Шишечки, показывают кулачки
Иголочки, указательные пальцы
Шарики, пальцы сжимают в круг
Фонарики, показывают «фонарики»
Зайчики, показывают «ушки зайца»
И свечки, прижимают ладони и пальчики друг к другу
Звезды, прижимают ладони с раздвинутыми пальцами
Человечки». ставят средний и указательный пальцы на колени
Кот
«Кот на печи стучат кулачком о кулачок
Сухари толчет,
Кошка в окошке показывают как шьют иголкой
Полотенце шьет.
Маленькие котята поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз
На печке сидят, и качают головой вправо-влево
На печке сидят
Да на котика глядят. показывают руками «очки»
Все на котика глядят
И сухарики едет». щелкают зубками
Курочка.
«Курочка – рябушечка не спеша «проходятся» указательным и средним
По двору гуляла, пальцем по бедрам
По двору гуляла,
Цыпляток считала.
– Раз, два, три, четыре, пять! загибают пальчики на одной руке
Посчитаю их опять: грозят указательным пальцем
Раз, два, три, четыре, пять!» загибают пальчики на другой руке
Пирог
«Падал снег на порог. дети плавно опускают руки сверху вниз
Кот слепил себе пирог. показывают как пекут пирог
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек. делают волнообразные движения руками
Пирожки себе пеки грозят указательным пальцем
Не из снега – из муки». покачивают пальцем из стороны в сторону
Сорока
«Сорока – белобока дети на ладошке «варят» кашу
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала, поочередно загибают пальцы с мизинца
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала! показывают большой палец
Ты воды не носил, грозят указательным пальцем большому пальцу
Дров не рубил,
Каши не варил –
Тебе нет ничего! разводят обе руки в стороны
Вот тебе горшок пустой, сжимают пальцы в кулак
Иди в угол и постой!» указательным пальцем показывают на угол
Зайки.
«На лесной лужайке показываем «ушки зайчика»
Разыгрались зайки:
Лапками хлопали, хлопки
Ножками топали, топают ногами
Ушками махали, делаем «ушки зайчика» и махаем кистями рук
Выше всех скакали. прыжки на двух ногах
Глазками глядели, руки к глазам «хлопаем глазками»
Песенку пропели:
Ля-ля-ля! Ля-ля-ля! болтаем руками
Ля-ля-ляйки!
Ах, какие мы веселые зайки!»
Киска.
«Есть у киски глазки показывают свои глазки
Есть у киски ушки показывают ушки и шевелят ими
Есть у киски лапки, сжимают и разжимают кулачки
Мягкие подушки.
Киска, киска, не сердись грозят пальчиком
Не царапай деток,
Брысь!» хлопок в ладоши
Мы во двор пошли гулять
Раз, два, три, четыре, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять. («идут» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, (лепим комочек двумя ладошками)
Птичек крошками кормили, («крошим хлебушек» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем указательным пальчиком правой руки по ладошке левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли. (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать пошли. (выполняем движения воображаемой ложкой, а затем кладем ручку под щечку)
infourok.ru
Аннотация на парциальную программу
1. Название программы: “Мир сенсорики”( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).
2. Разработчик: воспитатель Бабикова Елена Николаевна,
первая квалификационная категория.
3. Выходных данных программы нет
4. Экспертиза программы: на уровне организации педагогический совет от 5 сентября 2013года, протокол № 2, утверждена заведующим МБДОУ приказ № 138 о\д от 06.09.2013г.
5. Адресность программы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Солнышко»
Кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе, возраст детей ( 2-3лет)
6. Цели и принципы построения программы.
Цель программы
Основные принципы программы
7. Программа содержит: – пояснительную записку – цель, задачи, предполагаемый результат – список используемой литературы – перспективный план занятий на учебный год с октября по апрель
8. Программа реализуется через занятия, которые проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня. Формы организации деятельности: групповая, подгрупповая; индивидуальная. Используются следующие методы: игровой метод (дидактические игры), наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов), практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
9. Отличительной чертой данной программы является то, что используемое :
Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно – перцептивных процессов.
Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.
pedportal.net
Перспективное планирование кружка «Занимательная сенсорика» в первой младшей группе
Сентябрь
1. Знакомить с формой предметов
Цели: учить детей выполнять простейшие действия с предметами. Обращать внимание на сенсорную характеристику игрушек, вызывая эмоционально-положительный отклик.
Материал: Ведёрко с крышкой и мелкие удобные для захватывания предметы разной формы и цвета: пирамидки, кубик, брусок, грибочек, цилиндр, яичко, мячик.
2. Знакомство с величиной предметов
Цели: продолжать учить детей простейшим способам действий с предметами (вынимать и вкладывать). Обогащать сенсорный опыт малышей в процессе знакомства с большими маленькими игрушками.
Материал: большое и маленькое ведерки с комплектом разных кубиков.
3. Знакомство с цветом предметов
Цель: накапливать у детей цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отношение к занятиям.
Материал: ведерко с крышкой, комплект мелких предметов красного, желтого, зеленого, синего цвета. ????(помидор, лимон, огурец, цветок).
4. Нанизывание колец на стержень
Цель: учить детей выполнять простейшие действия с предметами: надевать кольцо с широким отверстием на стержень. Совершенствовать координацию движений рук под зрительным контролем. Формировать у малышей положительное отношение к занятиям.
Материал: стержень высотой 20 см., укрепленный на оснований; вершина стержня закругленная. 5 колец диаметром от 3 до 5 см. с большими отверстиями.
Октябрь
1. Нанизывание колец одинакового размера
Цели: продолжать учить детей действиями с предметами: снимать и надевать на стержень кольца с широким отверстием. Развивать координацию движений рук под зрительным контролем; совершенствовать осязание.
Материал: одноцветным пирамидки из 5 колец одинакового размера.
2. Проталкивание предметом разной формы соответствующие отверстия
Цели: учить детей обращать внимание на форму предметов, учитывая это свойство при выполнений элементарных действий с игрушками.
Материал: коробка с отверстиями разной формы: круглой и квадратной.
3. Нанизывание больших и маленьких колец
Цели: обращать внимание детей на величину предметов, учитывать это свойство при выполнений действий с игрушками.
Материал: однородные пирамидки, состоящие из колец большого и маленького размера.
4. Нанизывание колец на конус
Цель: учить детей выполнять простые действия с предметами, обогащать их сенсорный опыт.
Материал: пирамидка на конической основе.
Ноябрь
1. Нанизывание колец, убывающих по величине
Цели: учить детей выполнять простые действия с предметами: снимать и нанизывать кольца.
Материал: Коническая пирамидка из 5 колец.
2. Складывание двухместной матрёшки
Цели: учить детей выполнять простые действия с предметами: открывать и закрывать матрёшки, вкладывать и вынимать предметы.
Материал: матрёшка двухместная.
3. Складывание трёхместной матрёшки
Цели: учить детей выполнять простые действия с предметами, отличающимися по величине.
Материал: матрёшка трёхместная.
4. Группировка предметов по форме
Цель: закреплять умение детей группировать однородные объекты, ориентируясь на слова такой, не такой.
Материал: однородные пирамидки разной формы.
Декабрь
1. Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы
Цель: обучать детей фиксировать внимание на величине предметов.
Материал: деревянные круги и квадраты двух размеров.
2. Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы
Цель: продолжать учить детей фиксировать внимание на величине предметов.
Материал: деревянные круги и квадраты двух размеров.
3. Раскладывание однородных предметов, различных по форме, на две группы
Цель: учить детей фиксировать внимание на величине предметов.
Материал: деревянные круги и квадраты двух размеров.
4. Раскладывание однородных предметов более близкой формы на две группы
Цель: продолжать фиксировать внимание детей на форме предметов, учить их простейшим приемам установления тождества различия и однородных объектов.
Материал: одинаковые по цвету, величине, фактуре квадраты и прямоугольники.
Январь
1. Размещение больших и маленьких вкладышей разной формы в соответствующих гнёздах
Цель: продолжать закреплять умение группировать по величине однородные и соотносить разнородные предметы.
Материал: решётки с большими и маленькими квадратами, прямоугольными и треугольными отверстиями.
2.Размещение резко различных по форме вкладышей в отверстиях соответствующей формы
Цель: закреплять умение группировать однородные предметы по форме, соотносить разнородные по форме объекты.
Материал: решётки с квадратными, прямоугольными и треугольными отверстиями.
3. Размещение более близких по форме вкладышей в отверстиях соответствующей формы
Цель: закреплять умение группировать однородные по форме объекты и соотносить разнородные предметы.
Материал: решётки с вкладышами разной формы.
4. Раскладывание однородных предметов, различных по цвету, на две группы
Цель: учить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах игрушек, формировать у них простейшие приёмы установления тождества и различия цвета однородных предметов.
Материал: палочки 4 цветов: красного, синего, желтого, зеленого.
Февраль
1. Раскладывание однородных предметов более близких цветовых тонов на две группы
Цель: продолжать формирование у детей простейших приёмов установления тождества и различия цвета однородных предметов.
Материал: палочки 4 цветов: красного, синего, желтого, зеленого.
2. Соотнесение предметов двух заданных форм и величин при выборе из четырех
Цель: обучать детей выбирать объекты двух заданных сенсорных свойств – величины и формы – из четырех возможных.
Материал: решетки разных форм.
3. Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы
Цель: закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету.
Материал: палочки 4 цветов: красного, синего, желтого, зеленого.
4. Размещение грибков двух цветов в отверстиях столиков соответствующего цвета
Цель: закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету, соотносить по цвету разнородные предметы.
Материал: мозаика.
Март
1. Соотнесение предметов двух заданных цветов из четырех
Цель: обучать детей выбирать объекты двух заданных цветов из четырех возможных.
Материал: мозаика.
2. Выкладывание из цветной мозаики на тему «курочка и цыплята»
Цель: фиксировать внимание на том, что цвет является признаком разных предметов.
Материал: мозаика (желтого и белого цвета).
3. Выкладывание из цветной мозаики на тему «домики и флажки»
Цель: фиксировать внимание на том, что цвет является признаком разных предметов.
Материал: мозаика (желтого и белого цвета).
4. Рисование красками на тему «огоньки ночью».
Цель: формировать у детей отношение к цвету как к важнейшему свойству предметов.
Материал: лист черной бумаги и гуашь красного, синего, желтого и зеленого цвета.
Апрель
1. Рисование красками на тему «листочки деревьев»
Цель: продолжать обучать детей самостоятельно выбирать заданный цвет из четырех предложенных.
Материал: лист белой бумаги, гуашь красного, синего, желтого и зеленого цвета.
2. Рисование красками на тему «одуванчики и жук на лугу»
Цель: продолжать обучать детей самостоятельно выбирать заданный цвет из четырех предложенных.
Материал: лист зеленой бумаги, гуашь красного, синего, желтого и черного цвета.
3. Выкладывание из цветной мозаики на тему «елочки и грибочки»
Цель: фиксировать внимание на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов, учить чередовать объекты по цвету.
Материал: мозаика (красного, синего, желтого и белого цвета).
4. Выкладывание из цветной мозаики на тему «гуси с гусятами»
Цель: фиксировать внимание на характерных цветовых свойствах предметов.
Материал: мозаика (красного, синего, зеленого, желтого и белого цвета).
Май
1. Рисование красками по замыслу
Цель: выявить, в какой мере предшествующие занятия сформировали у детей отношения к цвету как к характерному признаку.
Материал: Краски четырех цветов: красный, желтый, зеленый, синий, разноцветные листы бумаги.
2. Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы.
Цель: фиксировать внимание детей на величине предметов.
Материал: круги, квадраты, прямоугольники, овалы и треугольники больших и маленьких размеров.
3. Раскладывание однородных предметов разной формы на две группы.
Цель: фиксировать внимание детей на формы предметов, устанавливать признаки тождества.
Материал: круги, квадраты, прямоугольники, овалы и треугольники больших и маленьких размеров.
4. Размещение вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях
Цель: закреплять умение группировать объекты по величине, обучать детей соотносить разнородные предметы по величине.
Материал: круги, квадраты, прямоугольники, овалы и треугольники больших и маленьких размеров.
nsportal.ru
№ занятия | Содержание | Примечания |
ОКТЯБРЬ | ||
1 |
Зайка – ушки на макушке – (Руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены – «ушки».) Скачет, скачет по опушке. (Руки щепотью вниз у груди – «скачет».) Шёл за ним колючий ёжик, (Переплели пальцы и пошевелили.) Шёл по травке без дорожек, А за ёжиком – краса – (Плавные движения руками перед собой.) Рыжехвостая лиса.
| Катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков. Пальчиком провести дорожку к домику зайчика. Широко развести уголки губ, обнажив сжатые зубы. Повторяем 3-4 раза |
2 |
Заяц и ёжик навстречу друг другу (Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу друг другу.) Шли по дорожке по полю, по лугу. Встретились – и испугались они. (Стукнуть кулачками.) Быстро бежали – поди, догони! (Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.)
| Катаем орех между ладошками по всей длине пальчиков. Закручивать и откручивать пробочки на бутылочках. Учить вытягивать губы вперёд и держать в таком положении 3-5 сек. |
3 |
Я – зелёная капуста, (Руки перед собой образуют круг.) Без меня в кастрюле пусто. (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».) Листья снимете с меня, (Разводим руки в стороны.) И останусь только я!
| Поглаживание пальчиков в разных направлениях. Чередовать выученные упражнения по 3-4 раза |
4 |
Жёлтый-жёлтый наш лимон, (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.) Кислым соком брызжет он. (Пальцы резко разводим в стороны.) В чай его положим (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и «опускаем лимон в чай».) Вместе с жёлтой кожей. (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения – «помешиваем чай».)
| Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот. Повторяем 3-5 раз. |
НОЯБРЬ | ||
1 |
Обуваем ножки бегать по дорожке. (Двумя пальцами «шагают» по столу.) Повторяй за мной слова: (Сжимают и разжимают пальцы.) Ножка – раз, ножка – два! (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.) В магазине покупают (Сжимают и разжимают пальцы.) И на ножки надевают Папа, мама, брат и я – (Загибают пальцы на руках.) Любит обувь вся семья. («Шагают» пальцами по столу.)
| Сжимаем пальчиками с силой резиновый мяч. Широко открываем рот. Кладём мягкий, спокойный язычок на нижнюю губу на 3-5 сек. Повторяем 3-4 раза. |
2 |
Вышла осень погулять, «Идём» указательным и средним пальцами одной руки. Стала листья собирать. Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.
| Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко. |
3 |
Я – зелёная капуста, Руки перед собой образуют круг. Без меня в кастрюле пусто. Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю». Листья снимете с меня, Разводим руки в стороны. И останусь только я!
| Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться в каждый нижний зуб по очереди. Челюсть не двигается. |
4 |
В огороде много гряд, Сжимают и разжимают пальцы. Тут и репа, и салат, Загибают пальцы поочерёдно. Тут и свёкла, и горох, А картофель разве плох? Наш зелёный огород Хлопают в ладоши. Нас прокормит целый год.
| Перебираем пальчиками фасоль. Улыбнуться, рот приоткрыть, упереться кончиком языка за нижними зубами и поводить им из стороны в сторону. |
ДЕКАБРЬ | ||
1 |
Я надену сапоги, Показываем на ноги, туловище, голову. Курточку и шапку. И на руку каждую Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток. Натяну перчатку. Смена рук.
| Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую. |
2 |
Муку в тесто замесили, Сжимают и разжимают пальцы. А из теста мы слепили Прихлопывают ладонями, «лепят». Пирожки и плюшки, Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца. Сдобные ватрушки, Булочки и калачи – Обе ладони разворачивают вверх. Всё мы испечем в печи. Очень вкусно! Гладят животы.
| Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз), потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз). |
3 |
Зёрна курочка клюёт, Обе ладошки вместе отклоняем от себя. И цыплятки тут как тут. Щепотки «клюют» по очереди. В воду уточка нырнёт, Ладошки вместе «ныряют» вперёд. А цыплятки не нырнут. Погрозили пальчиком.
| Поглаживание пальчиков в разных направлениях. Разобрать крупы фасоль и горох. Рот открыт. Кончик языка то высунуть вперед, то спрятать (8-10 раз). |
4 |
Есть у курицы цыплёнок, Большим пальцем поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца. У гусыни есть гусёнок, У индюшки – индюшонок, А у утки есть утёнок. У каждой мамы малыши – Перебирают пальцы по очереди. Все красивы, хороши.
| Сжимаем с силой резиновый мячик. Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз). |
ЯНВАРЬ | ||
1 |
Снег ложится на дома, Руки разводим в стороны, ладонями вниз. Улицы и крыши. Руки «домиком». Тихо к нам идёт зима, Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки. Мы её не слышим… Рука за ухом.
| Надуть щёки, сдуть щёки. |
2 |
Что зимой мы любим делать? Поочерёдно соединяют большой палец с остальными. В снежки играть, На лыжах бегать, На коньках по льду кататься, Вниз с горы на санках мчаться.
| Перебираем пальчиками фасоль. Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка. (8-10 раз). Лошадка остановилась. Произносить: Пррр…пррр…,вибрируя губами (5 раз). |
3 |
Здравствуй, Дедушка Мороз! Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза. Что в подарок нам принёс? Руки вперёд ладонями вверх. – Громкие хлопушки, Хлопнуть в ладоши. Сладости, игрушки. Вертим кистями.
| Поглаживание пальчиков в разных направлениях. Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки другого ребенка. |
4 |
Я с игрушками играю: Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук. Мячик я тебе бросаю, Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч». Пирамидку собираю, Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз. Грузовик везде катаю. Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».
| Катаем карандаш по всей ладони. Ищем мелкие игрушки в ёмкости с фасолью. Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10. |
ФЕВРАЛЬ | ||
1 |
Это зайчонок, это бельчонок, Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца. Это лисёнок, это волчонок, А это спешит, ковыляет спросонок Вращают большим пальцем. Бурый, мохнатый, Смешной медвежонок.
| Губы в улыбке, приоткрыть рот, |
2 |
Снег ложится на дома, Руки разводим в стороны, ладонями вниз. Улицы и крыши. Руки «домиком». Тихо к нам идёт зима, Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки. Мы её не слышим… Рука за ухом.
| Движение указательным и средним пальцами, имитация катания на лыжах. Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз). |
3 |
Илья Муромец – Приосаниться. Добрый молодец. Показать бицепсы. Зорко в даль глядит Рука козырьком. Да врагов разит. «Бросить копьё»
| С силой сжимаем пальчиками резиновый мяч. Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-влево, вправо-влево…(8-10 раз). |
4 |
Этот дом – одноэтажный. Разгибают пальцы из кулака, начиная с мизинца. Этот дом – он двухэтажный. А вот этот – трёхэтажный. Этот дом – он самый важный: Он у нас пятиэтажный.
| Поглаживание пальчиков в разных направлениях. Выкладывать по контуру рисунка домика фасоль, горох. Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко. |
МАРТ | ||
1 |
Красный-красный мухомор- Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба. Белых крапинок узор. Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем «крапинки». Ты красивый, но не рвём! Погрозили пальчиком. И в корзинку не берём! Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.
| Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую. |
2 |
Мамочка хорошая, Воздушный поцелуй над ладонью. Мамочка любимая! Поцелуй над другой ладонью. Очень я её люблю, Сдуваем с ладони поцелуй. Поцелуи ей дарю! Сдуваем поцелуй с другой ладони.
| Перебираем пальчиками фасоль. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. |
3 |
Вот уж две недели Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе. Капают капели. Снег на солнце тает Руки ладонями вниз разведены в стороны. И ручьём стекает. Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.
| Поглаживание пальчиков в разных направлениях. Закрепляем платочки прищепками на верёвке. Губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить (“покрасить”) нёбо. |
4 |
Вот, убрав царапки, «Моем руки». Кошка моет лапки. Мордочку и ушки Круговые движения ладонью по лицу. На своей макушке. Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки.
| Надеваем и снимаем колечко с пальчика. Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики – “орешки”. |
АПРЕЛЬ | ||
1 |
Дятел дерево долбит: Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» – кулачком стучите об неё. Тук-тук-тук. Целый день в лесу стоит Смена рук. Стук-стук-стук.
| Губы в улыбке, открыть рот, с напряжением произнести долгое “ы-ы-ы…” |
2 |
С ветки ягодки снимаю, Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку. И в лукошко собираю. Обе ладошки сложить перед собой чашечкой. Будет полное лукошко, Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой. Я попробую немножко. Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достать воображаемые ягодки и отправить их в рот. Я поем ещё чуть-чуть, Лёгким будет к дому путь! Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.
| Катание ладошкой карандашей по столу. Растянуть губы в стороны, не показывая зубов(удерживать до 10). |
3 |
На кроватке мы поспали, Руки под щёку. Вещи в шкаф уже убрали. Свободно двигаем руками – «убираем вещи». Мы на стуле посидели Ладонью одной руки накрываем кулак другой. И за столиком поели. Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.
| Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме “чашечки” облизать верхнюю губу. |
4 |
По шоссе идут машины, Крутим воображаемый руль. По асфальту едут шины. Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу. По дороге не беги, Погрозили пальцем. Я скажу тебе: «Би-би». Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».
| Застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний, кнопок. Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10. |
МАЙ | ||
1 |
Вот уж две недели Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе. Капают капели. Снег на солнце тает Руки ладонями вниз разведены в стороны. И ручьём стекает. Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.
| Нанизывание крупных бусин на шнурок. Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз). |
2 |
Мы пошли гулять на луг, «Идём» указательными и средними пальцами обеих рук. А по лугу ползал жук! Одна рука «ползёт» по бедру или по одной руке.
| Катание карандаша ладошками. Поиск в фасоли мелких игрушек. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно подуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Следить, чтобы не надувались щеки. Их можно придерживать пальцами. |
3 |
Утро – солнце всходит. Поднимаем растопыренную ладошку. Ночь – луна приходит. Поднимаем другую руку, пальцы полукругом – «месяц».
| С силой сжимать резиновый мячик. Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончиком языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выдвигает спинку. |
4 |
Ромашки белые цветки – Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка». Как пальцы маленькой руки. И вот слетаются жуки Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному. Считать ромашки лепестки.
| Перебираем пальчиками фасоль. |
nsportal.ru
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ:
На педагогическом совете Заведующий МБДОУ д/с № 13
МБДОУ д/с №13 _____________О.Л. Истомина
Протокол № __________от
«________» ______________2017 г.
Кружковая работа для детей раннего возраста
по сенсорному развитию.
«Калейдоскоп»
Составила и разработала:
воспитатель 3 яс.гр.
Журавлева Ольга Владимировна
МБДОУ д/с № 13 «Звездочка»
г. Зеленогорск
«КАЛЕЙДОСКОП»
Кружковая работа в 3 ясельной группе
Пояснительная записка.
Тема кружковой работы мной была выбрана не случайно, в начале учебного года в 3ясельной группе.
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств.
Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Ведущую роль сенсомоторики при восприятии и познании различных предметов с помощью активного осязания подчеркивали Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец и др. Сочетание работы кожно-механического и двигательного анализаторов обеспечивает информацию о размерах, форме, твердости, соотношении частей и других характеристик ощупываемых предметов.
Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов. Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
Ранний этап развития ребенка предполагает формирование широкой ориентировки в предметном окружении.
То есть не только традиционное ознакомление с цветом, формой, величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и др. с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций (А. В. Запорожец, А. П. Усова).
Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать в процессе своей деятельности, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат.
Познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, происходят в процессе различных видов содержательной деятельности (изначально — в процессе предметной деятельности).
Цель кружковой работы: Развитие умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста через сенсорное развитие.
Задачи:
Участники: Педагоги – воспитатель, дети, родители.
Длительность: кружковая работа проводится на протяжении всего учебного года один раз в неделю в виде дидактических игр и упражнений. Раз в месяц на четвертой недели проводиться итоговое занятие на закрепление пройденного материала.
Ожидаемый результат:
Подготовительный этап:
Основной этап:
Перспективное планирование игровых занятий по кружковой работе на период учебного года (сентябрь 2017г. по май 2018г.)
Заключительный этап:
1. Подведение итогов проекта (работы кружка).
2. Подготовка презентации по фотографиям.
3. Оформление стенгазеты для родителей по итогам.
4. Заметки на работу кружка на следующий учебный год, перспективное планирование.
Перспективное планирование кружковой работы.
№ занятия | Содержание занятий | Содержание деятельности |
Сентябрь 1 | Дидактическая игра «Спрячь мышку». | Цель: Знакомить детей с шестью цветами спектра и их называние. Формировать умение индикации цвета. |
2 | Дидактическая игра «Птичка в клетке». | Цель: Знакомить детей с основными геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник). Обучать приему обследования формы – обведению пальцем контура формы. |
3 | Дидактическое упражнение «Накорми мишек». | Цель: Знакомить с параметрами трех величин (большой, поменьше, маленький). Формировать умение выделять параметры величины предметов. |
4 | Дидактическая игра «Найди такой же по цвету и по форме» | Цель: Формировать умение сопоставлять цвета предмета с эталоном цвета, классифицировать по основным шести цветам. Обучать детей сопоставлять формы предметов с эталонами формы. |
Октябрь 1 | Дидактическая игра «Спрячь зайку от лисы». | Цель: Формировать умение соотносить предметы с учетом цвета и формы. |
2 | Д/и «Кто где спит». | Цель: Продолжать знакомство детей с пятью геометрическими формами и их названиями. Формировать умение детей подбирать по образцу. |
3 | Д/и «Игра с мячами». | Цель: Обучать детей выделению параметров величины предметов. |
4 | НОД «Чудесный мешочек». | Цель: Формировать умение подбирать фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу. Закреплять знания цветовых оттенков. |
Ноябрь 1 | Игра-эксперимент «Окраска воды». | Цель: Знакомить детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее». |
2 | Наблюдение «Какой формы предметы в нашей группе». | Цель: Обучать детей зрительному обследованию предметов и словесному описанию их формы. |
3 | Конструирование «Построим башню». | Цель: Обучать пониманию отношений по величине между объемными и плоскими предметами, соотнесению 2-3 рядов величин между собой. |
4 | Д/и«Разноцветные комнаты». | Цель: Закреплять знания основных цветов. Формировать умение выделять цвета с отвлечением от других признаков предмета. |
Декабрь 1 | Д/и «Украшение для ёлочки». | Цель: Закреплять представления об основных цветах, упражнять в расположение предметов на плоскости в заданном цветовом порядке. |
2 | Д/и «Новогодние елочки». | Цель: Формировать умение у детей использовать мерки для определения параметров величины. |
3 | Д/и «Составные картинки». | Цель: Обучать расчленению изображения предметов на составные части и воссозданию сложной формы из частей. |
4 | Лото «Цвет и форма». | Цель: Обучать ориентировке на два признака одновременно (цвет и форма) с отвлечением от третьего (величина). |
Январь 1. | Дидактическая игра «Хвост у петуха». | Цель: Закреплять представления об основных цветах и соотнесение в соответствии с параметрами величины. |
2. | Дидактическая игра «Магазин». | Цель: Формировать умение сопоставлять цвета предмета с эталоном цвета, классифицировать по цвету, группировать оттенки. |
3. | Дидактическое упражнение «Кто выше». | Цель: Обучать правилу соизмерения объектов с использованием единой точки отсчета. |
Февраль 1. | «Живое домино» | Цель: Закреплять знания основных цветов. Формировать умение выделять цвета с отвлечением от других признаков предметов. |
2. | Игра соревнование «Кто быстрее ленту свернет». | Цель: Формировать умение выделять параметры величины предметов. |
3. | Конструирование «Построим башню» | Цель: Обучать пониманию отношений по величине между объемными и плоскими предметами. Формировать умение соотносить 2-3 ряда величин между собой. |
НОД «Радуга». | Цель: Знакомить детей с системой цветов, включая новый для них голубой цвет. | |
Март 1. | Игровые поручения. | Цель: Формировать умение различать и называть игрушки, выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие, совершенствовать речевое общение. |
2. | Д/и «Соберем фрукты» | Цель: Формировать умение различать и называть величину предметов (фруктов). Развивать слуховое восприятие. |
3. | Игровое упражнение «Найди свой домик». | Цель: Продолжать знакомство с предметами различной формы и величины. Формировать умение соотносить детали, осуществлять набор предметов двух различных форм (шар, куб) и трех величин (большой, поменьше, маленький). Действовать по словесной инструкции, наблюдать за действиями других детей. |
НОД «Платочек для мамы». | Цель: Формировать умение выкладывать орнамент из одноцветных геометрических фигур, анализировать, располагать предметы в пространстве. Развивать восприятие формы. | |
Апрель 1. | Д/и «Разноцветные флажки». | Цель: Формировать умение различать цветовые тона путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу. Совершенствовать зрительное восприятие. |
2. | Д/и «Принеси и покажи». | Цель: продолжать формировать умение зрительно обследовать формы в усложненных условиях; воспитывать чувство ответственности за выполнение поручения. |
3. | Игровое упражнение «Найди свою полянку». | Цель: Закреплять умение соотносить цвет у разных предметов и одинаковые предметы разных цветов. |
4. | Д/у «Как звери выбирали себе место». «впереди», «позади». | Цель: Формировать умение различать и называть игрушки, изображающие зверей, понимать и использовать слова «рядом», «далеко», «подальше», «поближе», |
Май
В данном месяце проходят три занятия закрепляющих, дети совместно с педагогом создают рисунки, выпускают газету, проводят соревнование с участием родителей.
Педагог также проводит диагностику по сенсорному воспитанию у детей группы, итоги полученных знаний фиксируются в диагностическую таблицу.
Отчетное родительское собрание о подведение итогов по кружковой работе в форме стендового фотоотчета.
nsportal.ru
Ранний возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем.
В работе с детьми раннего возраста педагоги испытывают наибольшие трудности. Так, если при традиционных формах работы на первом плане в ясельных группах была забота о здоровье, формирование культурно-гигиенических навыков, то теперь пользоваться ложкой и салфеткой учат в семье. Поэтому возникает необходимость выделить в содержании работы с малышами аспекты социально-личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла острая педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п. Именно ранний возраст – наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве, развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста.
mrds18.edumsko.ru