Перо птицы под лупой и без лупы – Перо птицы 🐦 строение, фото и рисунки птичьего пера, перо птицы под лупой, виды перьев, из чего состоит перо, полая и пластинчатая часть

Перо птицы 🐦 строение, фото и рисунки птичьего пера, перо птицы под лупой, виды перьев, из чего состоит перо, полая и пластинчатая часть

Оперение птиц — очень сложная система. В зависимости от его типа меняется и его строение. Зачем птицам перья? Несмотря на внешнюю простоту, они выполняют множество функций: защищают птицу от морозов и сохраняют тепло. Некоторые особи способны выживать, находясь долгое время в условиях низких температур.

Они важны и для внешнего вида птицы: в брачный период самка по внешнему виду выбирает себе пару, «неухоженные» самцы долго не могут найти партнера. Главной функцией, естественно, является возможность летать. Только за счет особого строения, птица может планировать в воздухе, делая невероятные пируэты. Оперение выполняет также водозащитную функцию. Кончики опахала очень плотно прилегают друг к другу, предотвращая намокание.

Общее строение



Что такое перо? Особое

роговое образование. Вырастает из особых углублений на коже. Эти углубления называются птерилиями. У большинства птиц на теле имеется несколько видов оперения, выполняющие разные функции. У нелетающих птиц, например, у пингвинов оперение равномерное. Все перья одного типа. В состав пера входит особый фермент — кератин. Из него состоят человеческие волосы и ногти.

Количество перьев у каждого вида разное. У больших особей количество может достигать 25 тысяч, а, например, у колибри — меньше тысячи. Чаще всего, от размера особи зависит, сколько перьев у птицы.

В общем виде, оперение состоит из:

  • стержня;
  • опахала;
  • очина;
  • крючков;
  • первого ряда бородок;
  • второго ряда бородок.

Основу составляет стержень. Тонкий длинный стержень внизу имеет полый очин. Очин не оперяется, вырастает из фолликула (как и человеческий волос). Название очин произошло в те времена, когда люди использовали гусиные перья для письма. Нижнюю часть очиняли (затачивали), отсюда и произошло название очин.

Верхняя часть стержня называется основание. На основание крепятся бородки первого ряда, из которых растут бородки второго ряда. Бородки второго ряда крепятся между собой специальными крючками. Благодаря этому, опахало становится единым целым, не пропускает воздух, сохраняет тепло и отталкивает воду. Крючки со временем могут «расстегиваться». Когда птица чистит оперение, она с помощью клюва и специального фермента, обрабатывает и выпрямляет все бородки, сцепляет крючки. Строение, лучше всего, изучать наглядно на фото или видеоматериалах.

Кроны некоторых деревьев напоминают оперение птиц. Из большого ствола растут небольшие ветки, из которых растут еще более мелкие веточки. В процессе роста ветки переплетаются. Когда появляются листья крона дерева выглядит как большая «шапка». Так можно представить, как выглядит перо в самом общем виде.

Разновидности



Виды пера зачастую определяют его строение. Каждый вид выполняет свою функцию, поэтому строение может сильно отличаться. Существует несколько типов:

  1. Маховые.
  2. Рулевые.
  3. Контурные.
  4. Пуховые и пух.

Маховые — позволяют летать. Они создают плоскость крыла, чтобы обеспечить возможность полета. Они несимметричны. Верхние бородочки короче, чем нижние. Это необходимо, чтобы создать неравномерное давление вокруг крыла. Они крепятся по краю крыла, позволяют птице планировать в воздухе.

Рулевые — крепятся к копчиковой кости. Расположены на хвосте. С помощью них птица может поворачивать при полете. Они имеют жесткую структуру. С помощью мышц и сухожилий птица может двигать хвостом вверх и вниз и выбирать направление. Они длинные и узкие. Стержень очень жесткий. Это необходимо, чтобы преодолеть сопротивление воздуха и задать правильное направление полета.

Контурные перья необходимы, чтобы заполнить поверхность кожи и создать внешние очертания птицы. В основном они выполняют защитные функции. Они защищают особь от повреждений, помогают сохранить тепло. Не пропускают влагу.

Пуховые: находятся у ног, на грудке и под контурными. Главной их задачей является сохранить тепло, не дать птице замерзнуть. Пуховые перья не имеют крючков, основание заполнено бородками первого и второго ряда, которые не сцеплены крючками. Бородки и стержень очень мягкие.

Пух — нижняя часть оперения. Его стержень короче в три раза, чем у, например, контурного. Пух необходим, чтобы также обеспечивать теплоизоляцию. У взрослых особей пуха мало. Для птенцов пух является жизненно необходимым в первые месяцы жизни. Большинство птенцов рождаются без оперения, через неделю у птенца появляется пух, который защищает его от холода на протяжении нескольких месяцев. С ростом птенца пух становится жестче, появляются пуховые перья, а затем и все остальные.

Другие виды

Существует еще несколько видов. Например, у павлинов есть украшающие перья. Их главной функцией является улучшение внешнего вида птицы. Их строение похоже на строение контурных. У павлинов стержень очень длинный, жесткий, а крючки зацепляются особым образом, чтобы образовался рисунок.

Еще одним видом перьев являются порошковые. Строение у них проще, чем у обычного пера. Они состоят из длинного, мягкого стержня, который ломается и крошится по мере роста. Мелкие чешуйки (порошок), который остается, выполняет защитную функцию, они не пропускают воду. Для птиц, питающихся в основном рыбой, такие перья очень важны. Птица натирает бородки этим порошком, чтобы они не слипались и не намокали.

Строение пера птицы

zoograf.guru

Презентация к уроку по окружающему миру (1 класс) по теме: Кто такие птицы. Окружающий мир. Урок в 1 классе. | скачать бесплатно

2.Актуализация знаний.

 

 

3. Определение темы и задач урока.

4. Изучение нового материала.

 

 

Физкультми- нутка.

 

 

5.Практическая работа.

Физкультминутка

6.Обобщение, систематизация, применение знаний.

 

7.Подведение итогов урока и рефлексия.

8.  Рекомендации для занятий дома.

-Вспомните, кто помогает нам в наших путешествиях.

(Наша помощница Черепаха)

1) Фронтальная работа.

-Какие группы животных мы уже изучили? (Рыбы, насекомые) 

 -Чем отличаются насекомые?

– Как отличить рыб от других животных?

2) Индивидуальная работа на карточках.  

-У каждого на парте  рисунок.

Рассмотрите его и закрасьте квадратик красным цветом, если это рыба,  и жёлтым, если это – насекомое.

Проверка:

 1) Назовите насекомых. По какому признаку вы объединили насекомых? (У насекомых 6 ног) 

 -Назовите признак рыб. (Тело рыб покрыто чешуей)Назовите их.

 – Кто у вас остался?   Назовите одним словом животных, рядом с которыми  квадратики остались не закрашенными  (Птицы)

-Подумайте, о  ком  мы будем говорить на уроке?

-Прочитайте, какие учебные задачи мы ставим перед собой?

-Задачи урока: узнаем, каких животных называют птицами; познакомимся с многообразием птиц; узнаем, из каких частей состоит тело птиц; исследуем перо птиц.

-Предлагаю  вам отправиться в лес.

-Каких птиц вы знаете?

1) Игра «Кто больше?»

За каждое название птицы получаете пёрышко  и кладёте в коробочку. Побеждает тот, у кого  пёрышек больше.

-Как можно отличить птиц от других животных?  (Они  умеют летать.)

– Давайте посмотрим на экран. Кто из этих животных умеет летать?

– Можно ли всех этих животных назвать птицами?

2) Работа по учебнику.

– Рассмотрите рисунок на стр.36. Какие животные здесь изображены? (Летучая мышь, бабочка, курица, белка-летяга)

– Что общего у всех этих животных?  (Они умеют летать)

– Можно ли их отнести к одной группе? (Нет)  А какое животное мы отнесем к птицам? (Курицу)

– Давайте, разберемся, кто же на самом деле птицы? Птицы – животные, которых на земле очень много. Они  обитают и в воздухе, и на суше, и в воде,  в горах и даже в ледяных просторах. Одни птицы большие, другие – крошечные, некоторые – быстроногие.

– Посмотрите внимательно, какой признак есть у всех птиц, чего нет у других животных. (Перья) 

– На что похожа птица во время полета? (на самолет). Такая форма помогает ей летать.

Учащиеся  делают разные движения, имитируя птиц. Подготовленный ученик читает стихотворение и показывает движения.

-Давайте посмотрим, какие бывают птицы.

Обобщение: 

-Какие животные называются птицами? (Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями).

– Рассмотрите рисунок (стр.36, слайд 10).

– Какую птицу вы узнали? (Это голубь.)

 – Рассмотрите тело птицы.  

3) Знакомство со строением птицы.

-Из каких частей состоит тело голубя?  

– Что интересного знаете о голубях?

Работа в парах.

– Найдите  указанные  части тела  у птицы на своих карточках.

       

  – У птиц есть клюв – это и рот, и нос. С помощью клюва они  добывают  пищу, разгрызают орехи и твердые семена, разрывают мясо. Форма клюва у  птиц разная, так как зависит от той пищи, которую они едят. У хищных птиц (орлы), клювы загнутые. Попугай мощным клювом разгрызает орехи, у уток – сплюснутые клювы, чтобы щипать траву у края воды, у колибри- длинный тонкий клюв, чтобы добраться до сладкого нектара.

-А как человек использует перья? (Для изготовления одежды, подушек, одеял, украшения)

     

 Практическая работа.

-Рассмотрите предложенные перья.

-Одинаковые они или разные?

-Чем они различаются?

 Вывод: (перья прочные, легкие.)

– Что общего? Посмотрите  через лупу. (Учитель показывает стержень и бороздки перьев).

(Упражнения: -Положите перо на ладонь и подуйте на него.

(Летит, легкое.)

-Отрежьте кончик пера ножницами.

  (Внутри оно пустое, полое.)

-Вот почему перья легкие.

-Капните водой из пипетки на перо.

(Капелька скатилась, перо не намокает.)

-Вот почему перья могут защитить птицу от воды.

-Найдите самое маленькое и самое большое перо. Сравните их на ощупь.

(Одно мягкое, пушистое; другое упругое, жесткое.)

-Для чего птице нужны разные перья?

Большие упругие перья находятся в крыльях, они нужны для полета; более мягкие перья покрывают тело птицы и защищают его; самые мягкие, пушистые перья (пуховые) согревают птицу. Есть и такие перья, которые служат специально для украшения.

Муравей Вопросик говорит, что очень хотел бы почувствовать себя птицей и немного полетать.

-Давайте мы с вами руками помашем,
и что-нибудь птичье давайте мы скажем…
А вдруг это будет?
А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем,
что мы сидим?! (Э. Мошковская) 

-Все ли птицы летают?

(Нет, не умеют летать пингвин и страус)

– Эти животные не умеют летать, но они являются птицами. Почему?

(Тело этих животных покрыто перьями.) 

– Это – АФРИКАНСКИЙ СТРАУС, самая большая птица в мире. Ростом страус выше человека, а весит около 90 кг. Хоть страуса и называют птицей, летать он не умеет. Однако бегает он очень быстро: посмотрите, какие у него большие сильные ноги!

1) Работа по учебнику.

Беседа о зимующих и

перелетных птицах.

– Назовите  птиц, которых видите на странице учебника.

– На какие две группы мы можем разделить птиц, которые здесь изображены? 

(Перелетные и зимующие)

– Почему их так называют?

(Перелетные птицы – зимой летят в теплые страны, у нас им холодно и нечего кушать.

Зимующие – не боятся холода и остаются здесь.)

2)Игра «Улетают-остаются»

3) Работа в рабочих тетрадях.

– Раскрасьте птиц на рисунке.

   -Наше путешествие по царству природы завершается.

  -Вспомним   учебную задачу урока. Каких животных называют птицами? 

 (Птицы – животные, тело  которых покрыто перьями.)

– Что вы для себя открыли нового, интересного сегодня на уроке? 

– Как мы находили ответы на свои вопросы? (Слушали учителя, товарищей, отгадывали загадки, сравнивали, исследовали.)

    -Оцените свою работу на уроке.

Нарисовать птичку

 

Познавательные: логические УУД

Игра “Кто в группе лишний»

 1.Жук, ворона, щука.

2.Комар, карась, сорока.

3.Синица, стрекоза,  камбала.

4. Шмель, кузнечик, снегирь.

5.Сом, воробей, муха.

Регулятивные УУД

Познавательные

УУД

(общеучебные)

Познавательные

УУД

(общеучебные)

Регулятивные

УУД

Познавательные:

логические УУД

Регулятивные

УУД

(Учащиеся называют, учитель показывает)

Коммуникативные

УУД

Коммуникативные

УУД

Работа в парах. 

На столах лежат перья и лупы.

(Дети называют разные признаки — цвет, размер, форму и т. д.)

Учащиеся находят маховые перья, контурные перья и пуховые перья. Сравнивают.

Познавательные:

логические УУД

Учащиеся находят у разных перьев стержень и бородки. Рассматривают перо под лупой и выясняют, что бородки скрепляются наподобие застежки-молнии (учитель демонстрирует такую застежку).

Дети высказываются.

 

 

Дети встают, выполняют движения, что-то говорят по-птичьи.

Регулятивные УУД

Дети рассматривают в учебнике изображения страуса и пингвинов и рассказывают, что знают о них.

Познавательные УУД

Учащиеся называют птицу. При нажатии на картинку перелётные – улетают, а зимующие остаются.

Регулятивные УУД

Познавательные УУД.

Личностные  УУД.

 

Слайд 2

Образец

листочка с заданием.

(После выполнения задания – проверка)

Самостоятельная

работа.

Слайд 3. Название темы урока.

Просмотр видеоролика «Птицы нашего леса»

(с голосами птиц).

Слайд 4. Иллюстрации

( стрекоза, летучая мышь, страус).

Работа с иллюстрациями в учебнике.

Слайд 5.

 

 

Слайд 6.

Аудиозапись (музыка)

 

Слайд  7.

Слайд 8.

Сообщение ученика: «В прошлом, когда не было радио, телефонов, самолётов, голуби-почтальоны доставляли письма. В военные годы они передавали срочные донесения.  Белый голубь считается символом любви, добра, мира.)

Слайд   9.

 

 

Слайд  10.

Слайд 11.

Слайд 12. Перелетные – утки, лебеди, ласточки,  скворцы, кукушки.

Зимующие– воробей, ворона, синица, снегирь,  сова, дятел.

Слайд 13.

Слайд 14.

nsportal.ru

Кто такие птицы? | okrmir1234

Кто такие птицы?

1. Практическая работа «Исследуем перья птиц».

1) Зарисуйте перья птиц, которые вы рассмотрели

2) Сообщите другим ребятам о результатах своей работы. Выслушайте и оцените их сообщения.

2. Сравни ворону, галку и грача на цветных рисунках. Чем они похожи? А чем различаются?

Найди этих птиц на чёрно-белых рисунках. Объясни, по каким признакам тебе удалось их узнать.

Докрась рисунки. При этом постарайся точно передать особенности окраски каждой птицы.

Расскажи, по каким признакам ты узнаешь этих птиц в природе.

Похожи : все эти птицы из одного семейства врановых. отряд воробьинообразных. Они все питаются насекомыми и держатся в стаях.

Различие: птицы отличаются размерами и цветом. Вороны самые большие. Их длина достигает 70 см, а вес может быть больше 1 кг. По цвету вороны черные с металлическим отливом. Грачи почти в 2 раза меньше ворон. Их длина примерно 45 см, а вес — до 400 гр. Цвет грачей — черный с фиолетовым отливом. Галки самые маленькие из этих птиц. Их длина всего 35 см, а вес не превышает 200 гр. А ещё у галок на шее есть тонкая серая полоска по которой их всегда легко узнать.

3. Научись рисовать птичку, используя рисунки как образец. Раскрась свой рисунок.

okr-mir.ru

Урок-исследование “Пернатые изобретатели (птицы)”

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Подготовительная работа:

Цель работы: формирование исследовательских умений учащихся.

Дети разбились на 4 группы, каждая изучала определенный круг вопросов по данной теме, но более глубоко, чем в учебнике. Группы работали отдельно друг от друга.

1 группа – изучала строение птиц, особенности скелета и внутренних органовпо наглядному пособию – скелету птицы;
2 группа – исследовала перья, рассматривала их через лупу, изучала виды перьев: пуховые, покровные, маховые, рулевые;
3 группа – изучала особенности размножения птиц, строения гнезд, исследовала поступление воздуха к зародышу через скорлупу (опыт).
4 группа – изучала расселение птиц по планете на всех материках (по глобусу) иприродных зонах (по карте), наблюдала за особенностями их внешнего вида в зависимости от условий обитания.

В ходе подготовительной работы используются разные методы и приемы обучения:

  • изучение научно-познавательной литературы, ее сравнительный анализ –
    дополнительные сведения о некоторых видах птиц;
  • наблюдение с последующими выводами – за повадками птиц, постройкой гнезд весной;
  • исследование – изучение перьев под лупой;
  • проведение опыта и его анализ – обнаружение пор для воздуха на скорлупе;
  • работа с наглядно-дидактическим материалом – изучение скелета, чучела птицы;
  • практическая работа с таблицами – обнаружение особенностей внешнего вида птиц в зависимости от условий обитания;
  • работа с картой, глобусом – расселение птиц по планете.

Форма урока: деловая игра.

Цели:

  • познакомить учащихся с птицами, с особенностями их строения
  • исследовать перья птиц, определить их роль в полете;
  • учить работать в микрогруппах, развивать умение сотрудничать.

Оборудование: таблички-названия лабораторий, чучело птицы, ее скелет, перья, лупы, птичьи гнезда, результат опыта со скорлупой, глобусы, карта, таблицы, презентация.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

(Дети сидят группами).

– Сегодня наш класс превратился в научно-исследовательский институт, мы присутствуем на заседании кафедры «Окружающий мир» (слайд 1). В нашем институте работают 4 лаборатории. Давайте познакомимся с ними:

1) Научно-аналитическая
2) Исследовательская
3) Опытно-экспериментальная
4) Биолого-географическая

В каждой из них работают наши научные сотрудники – кандидаты биологических наук, будущие ученые – профессора.

II. Постановка проблемной ситуации

– Сегодня мы продолжаем знакомиться с многообразием живых организмов, с особенностями их строения и жизнедеятельностью. Говорить мы будем о птицах. (Слайд 2).
Скажите, что вы знаете о них, что вас сразу в них привлекает? (Умеют летать, есть крылья, клюв, перья, откладывают яйца, из которых потом появляются птенцы…)
– Мы с вами также знаем, что летать могут и бабочки, и стрекозы, и даже летучие мыши. Но никто не может летать так быстро, так высоко и на такие дальние расстояния. И вот сегодня мы должны с вами попытаться ответить на главный вопрос:
– Какие же «изобретения» помогают птицам так летать? (Слайд 3)
Поэтому и тему нашего заседания выберем следующую: пернатые изобретатели.
Каждая лаборатория в течение последней недели изучала птиц. Работали они отдельно друг от друга и рассматривали разные вопросы. И вот к сегодняшнему заседанию подготовили свои рабочие отчеты, с которыми нас сейчас и познакомят.

III. Выступления учащихся о работе своих групп

1) Научно-аналитическая лаборатория (слайд 4)

А) Наша лаборатория изучала строение птиц. Мы думали, почему же птицы могут летать?
Оказывается, всё, что находится в теле птицы приспособлено к полёту.
Давайте посмотрим на внешний вид птицы (слайд 5). Вы знаете, что у животных есть передние и задние конечности. Так вот, у птиц вместо передних конечностей есть крылья. Они нужны для опоры на воздухе, чтобы летать (рассмотреть чучело птицы).
Мы также изучили скелет птицы и узнали, что он состоит из лёгких трубчатых костей, внутри которых находится воздух (слайд 6). Значит, скелет птицы очень лёгкий.

Б) Для того чтобы летать, птицам нужен не только лёгкий, а ещё очень прочный скелет. Поэтому часть костей на груди срослась, и появился специальный выступ. Его называют –  киль. Он находится вот здесь (показывает на скелете птицы). К нему крепятся самые сильные мышцы, которые поднимают и опускают крылья.
Ещё мы знаем, что у птиц вместо тяжёлых зубов есть лёгкий клюв (слайд 7). Это тоже делает птиц более лёгкими.

В) Вы знаете, что птицы очень быстро и далеко летают. Чтобы летать, им нужна энергия. Поэтому птицы много едят и очень быстро переваривают пищу. Они даже могут освобождаться от остатков пищи во время полёта.
Мы также узнали, что птицы имеют хорошее сердце и лёгкие с воздушными мешками.
А ещё птицы имеют постоянную температуру тела, как и человек.

– Скажите, а какая постоянная температура тела у человека?

А вот температура тела птицы немного больше: 40 градусов. Чтобы сохранить эту температуру тела птицам помогает оперение. Оно удерживает воздух вокруг тела и заменяет птицам одежду (слайд 8).

Г) Вы знаете, что птицы летают при помощи крыльев. Здесь большое значение имеют перья. Когда птица поднимает крыло вверх, перья раздвигаются и пропускают воздух. Когда птица опускает крыло вниз, перья соединяются и опираются на воздух.

2) Исследовательская лаборатория (слайд 9)

А) Наша лаборатория изучала самую главную особенность птиц – перья (слайд 10).
Посмотрите на чучело птицы (чучело птицы). Вы видите, что всё тело птицы покрыто перьями. Здесь есть и длинные перья, и совсем короткие пёрышки (слайд 11).
Так вот, перо состоит из неживого вещества, со временем оно изнашивается. Поэтому один или два раза в год старые перья выпадают, а на их месте вырастают новые. Этот процесс называется линька.

Б) Мы рассмотрели перо под лупой и увидели, что оно состоит из прочного ствола и опахала (показывает перо птицы). Опахало состоит из бородок. По виду перо можно сравнить с хвоинками на ёлке (слайд 12).

В) Если взять перо и провести по нему вниз, перо станет растрёпанным (показывает). Если затем провести в обратную сторону, то перо станет опять гладким и ровным.
Возьмите перья со своего стола и попробуйте сами сделать также.
Наша лаборатория узнала, почему это так происходит.
– А вы хотите узнать, почему это так?
Это происходит потому, что у пера есть крючочки. Их можно сравнить с застёжками-липучками. Они соединяют перо.
Возьмите свои лупы и рассмотрите внимательно перья (работа с лупами).

Г) Найдите у себя на столах самые маленькие пёрышки (работа с перьями). Они называются пуховые (слайд 12). Они очень пушистые и помогают удерживать тёплый воздух вокруг тела.
Найдите у себя на столах перья немного больше (слайд 13). Эти перья покрывают всё тело птицы и называются покровные.
Крупные перья в крыльях птиц называют маховыми.

– Как вы думаете, почему?
– А перья в хвосте у птиц называют рулевыми. Как вы думаете, почему?

Д) Оказывается, все птицы ухаживают за своими перьями. Водоплавающие птицы смазывают оперение специальным жиром, который не пропускает воду. Поэтому перья не намокают. И птица плавает как в непромокаемой лодке. Есть даже такая русская поговорка: «как с гуся вода».

3) Опытно-экспериментальная лаборатория (Слайд 14)

А) Наша лаборатория изучала, как птицы размножаются и выводят птенцов.
Обычно это происходит весной и летом. Когда становится тепло.
Но есть птица, которая выводит птенцов в самые морозы зимой.

– Кто-нибудь знает, что это за птица? Как она называется? (Клёст) (Слайд 15)

Б) Сначала птицы строят гнёзда (слайд 16). Птичьи гнёзда можно увидеть везде: и на высоких деревьях, и возле воды в камышах, и на скалах, и даже на крышах домов.
Мы нашли для вас 2 птичьих гнезда (показывает гнезда). Вот посмотрите, как хорошо умеют птицы при помощи одного клюва сплетать веточки в гнездо. На дно гнезда птицы обычно укладывают пух со своего брюшка, или мягкий мох.

– Как вы думаете, зачем?

В) Затем птицы откладывают яйца, по одному яйцу в день. И начинают их высиживать. Потому что для появления птенцов яйцам нужно постоянное тепло. Если птицу напугать, прогнать с гнезда, яйца остынут, и птенчики погибнут.
Обычно высиживают яйца самки. Но есть птицы, у которых птенцов высиживают оба родителя. Например, это цапли, аисты, журавли (слайд 17).
А есть даже птицы, где птенцов высиживает папа-самец. Это американский страус, императорский пингвин (слайд 18).
Вы все знаете, что в яйце есть желток и белок. Желток – это и есть будущий птенец – зародыш. А белок – это для него запас питательных веществ.

Г) Мы подумали, что будущему птенцу нужен ещё и воздух. Но как же он попадает через твёрдую скорлупу?
И тогда мы провели такой опыт:
Взяли яйцо, проткнули, вылили содержимое, оставили только скорлупу, и налили в скорлупу краску. Через два дня заметили, что капельки краски показались снаружи. Вот посмотрите, что у нас получилось. Это значит, что в скорлупе есть поры. Вот через них и попадает воздух к зародышу (показывает результаты опыта).

Д) Ещё мы узнали, что птенцы у птиц рождаются разными.
Например, у водоплавающих птиц птенцы рождаются сразу зрячими (слайд 19), они покрыты пухом и везде бегают за матерью.
А вот птенцы хищных и древесных птиц рождаются совершенно беспомощными (слайд 20). Родители носят им корм, следят за ними, пока они не подрастут и не станут летать.

4) Биолого-географическая лаборатория (слайд 21)

А) Наша лаборатория изучала, где же птицы живут и чем отличаются друг от друга. Мы узнали, что они живут на всех материках Земли и во всех природных зонах: и в лесах, и в степях, и в горах, и на озёрах (слайд 22). Всего в мире существует 9 тысяч видов птиц (слайд 23).

Б) Мы заметили, что птицы приспособились к своим местам обитания.
Например, мы знаем, что у воды живут гуси, утки, лебеди и другие птицы. Их ещё называют водоплавающие (таблица и слайд 24). Так вот у них на лапках есть перепонки, чтобы им было легче плавать. А ещё у них есть широкий клюв, чтобы процеживать ил и удерживать во рту червяков.

В) Ещё мы рассмотрели хищных птиц (таблица и слайд 25). Это орлы, ястребы, коршуны, соколы и другие птицы. Мы заметили, что у них у всех есть мощный клюв крючком, а на ногах острые загнутые когти, для того, чтобы схватить и держать добычу.

Г) Когда мы знакомились с разными видами птиц, то обратили внимание, что, оказывается, не все птицы умеют летать. Например, это страусы (слайд 26). Самые большие из них – африканские страусы – достигают роста 2 м 70 см и весят около 90 кг. Они не умеют летать, но зато у них есть мощные ноги, и они бегают со скоростью 30 км в час. Яйца они откладывают большие до 15 см и весом почти 2 кг.

Д) Когда приходит зима, пищи для птиц становится меньше: насекомые прячутся, семена находятся под снегом. Птицам становится голодно. Поэтому осенью многие птицы улетают в тёплые края.

– Как называют таких птиц? (Перелётные)
Другие птицы находят корм на деревьях: семена в шишках, насекомых под корой. Они остаются зимовать там, где появились на свет.
– А как называют таких птиц? (Оседлые) (Слайд 27)

Е) Мы уже сказали, что для птиц зимой очень мало еды. Поэтому люди заботятся о птицах (слайд 28) – делают кормушки, куда кладут разные зёрнышки и крошки хлеба. А специально для синичек подвешивают кусочек несолёного сала (стихотворение М. Рубцова – слайд 29).

IV. Первичное закрепление изученного материала.

– Мы выслушали отчеты всех наших лабораторий. А теперь попробуйте систематизировать, обобщить полученные знания (слайд 30). В этом вам помогут задания учебника на стр. 32, № 5-10. Можете начать с любого понравившегося задания. При возникновении затруднений обращайтесь за помощью друг к другу.

V. Домашнее задание: доделать задания на стр. 32,  № 5-10.

VI. Подведение итога работы

– Наше заседание подходит к концу. Давайте вернемся к нашему главному вопросу: какие «изобретения» помогают птицам летать? (Слайд 30)

29.03.2012

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Лабораторная работа № 8 «Внешнее строение птицы. Строение перьев» 22.02



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса – ваш вокал


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший “Салат из свеклы с чесноком”


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека – Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков – Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) – В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Цель: Выявить особенности внешнего строения птиц в связи с полётом.
Оборудование: Чучело птицы, набор перьев (контурные, пуховые, пух), пинцет, лупа.

Задание:

1. Рассмотреть чучело птицы. Найти основные отделы тела. Назовать их.

2. Рассмотреть голову птицы. Обратить внимание на её форму, размеры. Найти клюв, рассмотреть его строение. Найти глаза, обратить внимание на их расположение. Найти слуховое углубление.

3. Рассмотреть туловище птицы. Определить его форму. Определить месторасположение крыльев и ног.

4. Обратить внимание на внешнее строение конечностей. Чем покрыты цевка и пальцы ног? Вспомнить, у каких животных такой покров.

5. Рассмотреть хвост птицы. Записать названия перьев, расположенных на хвосте и крыле, подсчитать их число.

6. Исследовать набор перьев. Найти контурное перо, изучить его строение, назвать основные части. С помощью лупы рассмотреть опахало. Зарисовать строение контурного пера, подписать названия его основных частей.

7. Рассмотреть пуховое перо. Найти очин и опахала. Зарисовать это перо и подписать названия его основных частей.

8. На основании внешнего строения отметить приспособления птиц к полёту.

 

Ход работы:

1. Основные отделы тела: голова, тело.

2. Относительно небольшая голова, на которой выступает клюв, образованный костными челюстями. С обеих сторон покрыт роговыми чехлами. На клюве имеются ноздри. По бокам головы имеются большие глаза, ближе к затылку под перьями скрыты ушные углубления, на дне которых находятся барабанные перепонки.

3. Все тело птицы приспособлено к полету. Передние конечности превращены в крылья, тело имеет обтекаемую форму.

4. Цевка и пальцы ног у птицы покрыты кожными чешуйками как у ящериц.

5. На хвосте птицы расположены рулевые перья. При их помощи птицы может контролировать направление своего движения.

6. Контурные перья расположены на крыльях. Основную структуру пера составляет опахало и стержня с очином. Опахало состоит из бородок I и II порядка.

7.

 

Вывод: Тело птицы имеет обтекаемую форму, что снижает сопротивление при полете. Сам полет осуществляют крылья с контурными перьями и хвост с рулевыми.

 

Лабораторная работа №9 «Строение скелета птицы» 26.02

Цель. Изучить особенности строения скелета птиц. Отметить черты, связанные с полетом.

Оборудование: скелет птицы, пинцет.

Ход работы

1. Рассмотреть скелет птицы. Определить форму черепа. Рассмотреть костную основу клюва и большие глазницы, соединения нижней челюсти с черепом и черепа с позвоночником.

2. Рассмотреть отделы позвоночника. Назвать их.

3. В шейном отделе обратить внимание на строение первых двух позвонков, на седловидную форму и подвижное соединение других позвонков. Отметить значение этой особенности в жизни птицы.

4. Найти грудной отдел позвоночника, обратить внимание на неподвижное соединение позвонков. Рассмотреть строение грудины и ребер.

5. Назвать кости пояса и свободных передних конечностей. Обратить внимание на кости плеча, предплечья, пряжки, пальцев.

6. Найти пояс задних конечностей. Рассмотреть его, обратив внимание на прочность соединения костей таза с позвоночником. Объяснить значение этой особенности строения скелета в жизни птицы.

7. Рассмотреть кости задних конечностей. Назвать их. Обратить внимание на цевку — длинную кость стопы. Подсчитать число пальцев.


8. Отметить в строении скелета птицы черты приспособленности, связанные с полетом.

Ход работы:

1. Череп достаточной маленький с большими глазницами;

2. Отделы позвоночника: шейный (9-25 позвонков), грудной (3-10), поясничный (6 позвонков), крестцовый (2 позвонка), хвостовой.

3. Первые 2 позвонка – атлант и эпистрофей обеспечивают подвижность головы птицы.

4. Грудные позвонки срослись в единую спинную кость. К грудным позвонкам причленяются ребра. Грудные позвонки, ребра, грудина образуют грудную клетку, защищающую внутренние органы.

5. Скелет крыла: плечо, предплечье, кисть. Часть костей запястья и пястья срослись в пряжку. Скелет свободной задней конечности состоит из бедренной кости, костей голени, сросшихся вместе и стопы. Часть костей предплюсны и все плюсневые кости срослись в цевку.

6. Поясничные, крестцовые и часть хвостовых позвонков образуют сложный крестец. Он создает опору для задних конечностей. Таз у птиц открытый – лобковые кости не срастаются, а широко расходятся в стороны. Это позволяет птицам откладывать яйца.

7. Кости задней конечности: бедро, голень, цевка, фаланги пальцев. У птиц 4 пальца (редко 3).

Вывод: Опорно-двигательная система хорошо отражает приспособленность птиц к полету. Скелет легкий и прочный. Легкость обеспечивается пневматичностью костей, прочность — их срастанием. В кисти кости срослись в пряжку, в стопе — в цевку. Наиболее крупные и сильные летательные мышцы начинаются на киле грудины и сухожилиями прикрепляются к костям крыльев.

 


megapredmet.ru

Лабораторная работа Изучение внешнего строения птиц в связи с образом жизни.

Рассмотрите чучело птицы и найдите на нем отделы тела: голову, шею, туловище, хвост.

2. Рассмотрите голову птицы, обратите внимание на ее форму, размеры; найдите клюв, состоящий из надклювья и подклювья; на надклювье рассмотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения.
3. Рассмотрите туловище птицы, определите его форму. На туловище найдите крылья и ноги, определите их местоположение.  Обратите внимание на неоперенную часть ноги – цевку и пальцы с когтями. Чем они покрыты? Вспомните, у каких животных, изученных ранее, вы встречали такой покров.

4.Рассмотрите хвост птицы, состоящий из рулевых перьев, подсчитайте их число.
5. Рассмотрите набор перьев, найдите среди них контурное перо и его основные       части: узкий плотный ствол, его основание – очин, опахала, расположенные по обе стороны ствола. С помощью лупы рассмотрите опахала и найдите бородки 1-го порядка – это роговые пластинки, отходящие от ствола.
 6. Зарисуйте строение контурного пера в тетради и подпишите названия его основных частей.

Тело  птиц  расчленено на голову, шею, туловище и хвост. На небольшой голове расположены различные органы чувств.

Челюсти лишены зубов и одеты роговыми чехликами, образующими клюв. Форма клюва разная, что связано с характером потребляемой пищи. Шея у разных птиц разной длины и отличается большой подвижностью. Туловище имеет округлую форму. Передние конечности превращены в крылья. Задние – ноги – разного строения. Это связано с разнообразием мест обитания. На ногах четыре пальца, заканчивающиеся когтями. Нижняя часть ног покрыта роговыми щитками. Укороченный хвост снабжен веером рулевых перьев. У разных птиц он имеет разное строение.

Кожа сухая, лишена желез (за исключением копчиковой), которая служит для смазки перьевого покрова и придания ему водонепроницаемости. Тело покрыто перьями.

Основу составляют контурные (состоят из стержня, очина, опахала) – они придают телу птицы обтекаемую форму. На крыльях они называются маховыми, а образующие плоскость хвоста – рулевыми. Под контурными располагаются с тонким стержнем – пуховые перья. Они лишены бородок 2-го порядка и соответственно не образуют сомкнутого опахала. Есть также собственно пух, который имеет укороченный стержень с пучком отходящих от них бородок 1-го порядка.Перьевой покров способствует сохранению постоянной температуры тела птиц.

Скелет птиц отличается прочностью и лёгкостью. Туловищный скелет представляет крепкую и малоподвижную коробку, напоминающую остов самолёта. Хорошо развита мускулатура крыльев и ног, что особенно важно для полета, хуже – туловища.

ВЫВОД: Проделав  данную  работу  я  узнала  о внешнем строении птиц и пришла к выводу, что   птицы – это  теплокровные животные, приспособленные к полету;передние конечности превратились в крылья, тело покрыто перьями, видоизменились задние конечности, облегченный скелет, хорошее развитие мышц, обеспечивающих полет; отсутствуют зубы, мочевой пузырь, один яичник у самок; есть воздушные мешки, которые обеспечивают двойное дыхание; сердце четырехкамерное, интенсивный обмен веществ; размножаются откладыванием яиц, проявляют заботу о потомстве;много птиц являются перелетными и совершают длительные миграции.

www.soloby.ru

Кто такие птицы? | okrmir1234

Кто такие птицы?

1. Практическая работа «Исследуем перья птиц».

1) Зарисуйте перья птиц, которые вы рассмотрели

2) Сообщите другим ребятам о результатах своей работы. Выслушайте и оцените их сообщения.

2. Сравни ворону, галку и грача на цветных рисунках. Чем они похожи? А чем различаются?

Найди этих птиц на чёрно-белых рисунках. Объясни, по каким признакам тебе удалось их узнать.

Докрась рисунки. При этом постарайся точно передать особенности окраски каждой птицы.

Расскажи, по каким признакам ты узнаешь этих птиц в природе.

Похожи : все эти птицы из одного семейства врановых. отряд воробьинообразных. Они все питаются насекомыми и держатся в стаях.

Различие: птицы отличаются размерами и цветом. Вороны самые большие. Их длина достигает 70 см, а вес может быть больше 1 кг. По цвету вороны черные с металлическим отливом. Грачи почти в 2 раза меньше ворон. Их длина примерно 45 см, а вес — до 400 гр. Цвет грачей — черный с фиолетовым отливом. Галки самые маленькие из этих птиц. Их длина всего 35 см, а вес не превышает 200 гр. А ещё у галок на шее есть тонкая серая полоска по которой их всегда легко узнать.

3. Научись рисовать птичку, используя рисунки как образец. Раскрась свой рисунок.

okrmir1234.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *