ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ
В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО
Воспитатель МБДОУ №70 г.Читы
Манакова Татьяна Валерьевна
“Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте”. (Закон «Об образовании в РФ»)
«Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей»
«Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи» (ФГОС).
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ :
Обеспечить психолого -педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей.
Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
Создать атмосферу взаимопонимания , общности интересов . целей , эмоциональной взаимоподдержки между педагогами и семьей.
Оказание помощи родителям в воспитании детей.
Активизировать родительские воспитательные умения .
Поддерживать уверенность в собственных педагогических умениях.
Принципы партнерства:
Позитивный настрой на общение.
Индивидуальный подход.
Сотрудничество, а не наставничество.
Динамичность.
Открытость.
Традиционные формы работы ДОУ с семьей:
Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ:
Информация о группе, детском саде на сайте ДОУ, воспитателей.
Вовлечение в спортивные и творческие конкурсы
Устные педагогические журналы , педагогическая библиотека
Тематические досуги, концерты
Оформление стенгазет и буклетов, фотомонтажей
Семинары– практикумы, мастер – классы, круглые столы, дискуссии
Клубы для родителей
Театрализованные представления для детей с участием родителей
Дни открытых дверей, открытые показы занятий
Участие родителей в подготовке к праздникам
Совместное создание развивающей предметно – пространственной среды
Тематические выставки, акции ,творческие задания
Интервью с родителями и детьми на определенные темы
Конкурс семейных талантов
Книга пожеланий в группе.
Интерактивные игры.
План работы родительского клуба «Дошколенок». Старшая группа на 2015-2016г.
1.Организационнаявстреча.
Призентация книги
« Книга семейных
Кулинарных рецептов».
2. Выставка
« Готовим сами».
3.Утверждение плана работы.
1.Мастер –класс по изготовлению атрибутов к играм-забавам.
2.Семейный опыт. «Спорт в семье».
3.Презентация книги «Книга пожеланий».
1.Мастер-класс по изготовлению театральных кукол.
2.Разыгрывание сценок родителями и детьми.
1.Мастер-класс
« Умею сам – научу другого ».
Изготовление игрушек и украшений для группы и участка.
1.Мастер- класс
« Игры на кухне».
Семейный опыт
« Мы играем в такие словесные игры…»
Февраль
Март
Апрель
Май
1.Подарки для пап»- изготовление подарков совместно с детьми.
2.Семейный опыт:
« Наша семья празднует этот праздник так ..».
« Подарки для мам»-
изготовление подарков совместно с детьми.
2.Семейный опыт
« Традиции нашей семьи ».
1.Мастер –класс
« Волшебная бумага».
2.Семейный опыт
« Я готовлю своего ребенка к школе так…»
Общение :
« Заседание клуба
« Дошколенок » лично для меня это … »
Как активизировать участие родителей?
Проявляйте взаимное уважение друг к другу.
Поощряйте инициативу, творчество и фантазию родителей.
Привлекайте родителей к участию в мероприятиях, утренниках, конкурсах, выставках.
Позвольте родителям самим выбирать, какую помощь они могут оказать детскому саду.
Доводите до сведения родителей, что их участие в жизни ДОУ и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется, высказывайте свою признательность им.
Делайте ударения на сильные стороны семьи и давайте положительные оценки.
Напоминайте родителям, что вы рады любому их участию.
Поощряйте посещаемость родительских собраний.
Сохраняйте конфиденциальность любой информации.
Результаты использования эффективных форм работы с родителями
Изменение характера вопросов родителей к воспитателям.
Рост посещаемости родительских мероприятий.
Инициатива со стороны родителей по проведению новых форм общения семей группы.
Изменение взаимоотношений воспитателя с родителями.
Осознание родителями значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.
Положительное отношение родителей к ДОУ.
Положительная оценка его деятельности.
infourok.ru
С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования который разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.
В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)
Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)
Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:
Перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:
В ДОУ мы проводим работу с родителями с дифференцированным подходом, учитываем социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения, повышаем культуру педагогической грамотности семьи.
Семья и детский сад взаимодействуя друг с другом, создают оптимальные условия для полноценного развития ребенка, накопления определенного социального опыта.
Организация общения педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Мы всеми возможными способами объясняем родителям, что дошкольник не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагога. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопонимания и взаимодействия между детским садом и семьёй.
В своей группе мы активно сотрудничаем с родителями, используя разные формы работы:
Для эффективной работы с родителями в новых условиях мы начинаем с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Изучение семьи ведется последовательно, системно. Мы воспользовались наиболее распространёнными методами изучения семьи: анкетирование и личные беседы, наблюдения взаимоотношений и общения родителей и детей, посещение семьи, Все эти действия помогают нам правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Метод анкетирования позволяет собрать данные, интересующие нас как педагогов о потребностях каждой семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающих в семье. Что дает возможность учесть ее индивидуальные особенности. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Очень важно в индивидуальной работе с родителями посещать семьи. Это позволяет нам как воспитателям познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, составом семьи (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками и т. д.), с общей атмосферой в доме, с семейным укладом и традициями, опытом семейного воспитания, хобби, интересами и желаниями в отношении воспитания детей в семье и детском саду. В результате этого посещения мы можем дать родителям более обоснованные рекомендации, мы находим вместе оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.
Наблюдение как индивидуальный метод изучения семьи. Мы заранее определяем, с какой целью, когда, в какой ситуации нужно наблюдать родителей, их взаимодействие с ребёнком. Обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время ухода ребёнка из детского сада. Если внимательно наблюдать в глаза бросаются многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах современного воспитания, об отношении к дошкольному учреждению.
Для наблюдения полезно использовать специальные ситуации, которые помогают глубже изучить вопрос взаимодействия и общения родителей с детьми:
Таким образом, изучая семью, опыт семейного воспитания мы подбираем наиболее эффективные методы работы с воспитанниками, учитывая интересы и потребности каждого ребёнка.
Взаимодействие ДОУ с родителями по созданию благоприятных условий, комфортной, разнообразной, содержательно – насыщенной, доступной и безопасной развивающей предметно – пространственной среды (ФГОС ДО ч. III п. 3.3 п. п. 1, 6) помогает спланировать и провести многогранную работу с родителями:
Родительское собрание.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Поэтому подготовку к родительскому собранию начинаем задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет изучить интересующие родителей темы по воспитанию, собрать разнообразный материал, выбрать формы предоставления этой информации (фотовыставки, презентации игр, литературы, методических пособий) Предварительно готовим с детьми приглашения на собрания, подбираем материал к конкурсам, изготавливаем памятки, оформляем благодарности. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов по обмену опытом.
Праздники и подготовка к ним. В результате подготовки (выступление детей в костюмах, изготовленных родителями.) и проведения праздничных встреч формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливается эмоциональный контакт. Проводимая работа позволяет повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Выставки – коллекции. Дети, посещая данные выставки, приобретают новые знания, расширяют кругозор, учатся рассказывать о предметах выставки – коллекции. Родители приобретают опыт как из самых обычных вещей можно создать коллекцию, что рассказать ребенку о традиционных предметах.
Здоровые дети – надёжное будущее.
В систему физкультурно-оздоровительных мероприятий включили День здоровья как эффективную и активную форму работы с детьми и, что очень важно, с их родителями. Родители помогают в изготовлении своими руками интересных для детей игровых тренажеров, атрибутов для игры. Мы приглашаем родителей принять участие в спортивных соревнованиях: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Весёлые старты», «Зарница», «Ловкие, сильные, смелые!», стать активными участниками прогулки-похода по окрестностям города, в парковую или природную зону отдыха.
Эмоции, возникающие после мероприятия, воспоминание о нём, объединяет больших и маленьких. У взрослых появляется возможность заинтересовать ребёнка личным примером, рассказать о своих походах или прогулках на природу в детстве, вспомнить и поделиться своими впечатлениями. Из этих походов дети возвращаются с новыми впечатлениями о природе, о своём крае. Затем увлечённо рисуют, делают поделки из природного материала, который собрали. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание и забота об окружающих и близких им людей. Происходит приобщение к здоровому образу жизни; осуществляется индивидуальный подход к каждому ребёнку; приобщаются родители к активному образу жизни и оздоровлению детей. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к семье.
Традиционные акции
Экологические: «Покормите птиц зимой!», «Ёлочка – зеленая иголочка!», «Берегиня», «Город-чистюля»
Социальные: «Подари игрушку детям!», «Солнечная акварель», «Огонь памяти», «Мусора здесь нет!»
Тематические: «Обмениваемся игрушками», «Любимая книжка – познакомьтесь!», «От скуки на все руки!», «Осенняя фантазия», «Зимнее волшебство», «Весенний калейдоскоп», «Летняя история» и многое другое.
Безопасность: «Осторожно, пруд замерз!», «Водители, будьте бдительны!», «Гололедица», «Горка», «Осторожен будь с огнем!» и др.
Сколько воспитательных моментов таят в себе эти маленькие акции! Это бережное отношение к вещам, энергетическим ресурсам; внимательное отношение к людям; заботливое к родному городу. При этом дети учатся не только наблюдать со стороны за действиями взрослых, но и могут стать активными участниками в подготовке (рисовать плакаты, клеить коллажи, раскрашивать листовки) и раздавать эти обращения горожанам – это большой труд, воспитание души.
В педагогической практике нами используются различные виды наглядности:
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Мы не забываем хвалить наших родителей. Приятно видеть счастливые глаза взрослых, когда они слышат слова благодарности в свой адрес и особенно радостно за детей, которые с гордостью смотрят на своих родителей.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определённая система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определённые результаты: родители, стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Об эффективности, проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями, свидетельствуют:
Однако пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже хорошо, что родители с удовольствием поддерживают нас.
Список использованной литературы
nsportal.ru
Формы работы с родителями
в дошкольном учреждении
( в соответствии с требованиями ФГОС )
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – это первый несемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.
Задачами детского сада являются:
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание
Материнская школа – это последовательность и сумма знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери – без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот
Ян Амос Коменский
Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения “ячейки” с “отсталыми” традициями и обычаями.
А. С. Макаренко считал, что: “Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должны быть детский сад и школа как представительницы государственного воспитания. Детский сад и школа должны руководить семьей”.
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Таким образом, родителям необходимо помнить, что детский сад – только помощник в воспитании ребёнка, и поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса.
Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование. Формы работы делятся на групповые и индивидуальные, а так же на:
Традиционные
Нетрадиционные
Нетрадиционные формы работы с родителями:
Информационно-аналитическая форма работы с родителями направлена на выявление интересов, запросов родителей через проведение социологических опросов, анкетирования, тестирования, почта доверия, волшебный сундучок, ларец пожеланий и предложений
«ПОЧТА ДОВЕРИЯ»
Познавательная форма знакомит родителей с возрастными и психологическими особенностями детей: совместные экскурсии, прогулки, нетрадиционные родительские собрания в виде круглого стола, вечер вопросов и ответов, «душевный разговор», читательская конференция, родительский клуб
Заседание “Школа молодых родителей»
Собрание родителей с приглашением специалистов
Досуговая форма для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми совместные досуги-КВН, ток-шоу, «мастер-класс», праздники, экскурсии, прогулки, участие в выставках, конкурсах, акциях, «семейная мастерская»
Конкурс «Лучшая новогодняя поделка»
Выставка из природного материала
Портфолио «Моей семьи»
Совместные праздники
Наглядно-информационная используется для ознакомления с работой детского сада, особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками выпуск газет, копилка добрых дел,
групповые альбомы, родительские уголки
Папка – передвижка
Консультация для родителей
Опытно-экспериментальная работа по внедрению нетрадиционных форм
взаимодействия ДОУ с семьей
Работа проводилась в 3 этапа :
В период констатирующего этапа работа велась с сентября 2013 года по декабрь этого же года. В данный период была проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме.
Второй, формирующий этап эксперимента проходил с декабря 2013 г. по апрель 2014г
Знакомство с жизнью каждой семьи начинали с анкеты, которую заполняют родители .
Заседание «Семейный досуг»
Клуб “Счастливая семья”
Выпуск стенгазет «Вот мы какие!»
Конкурс «Портфолио моей семьи»
Выставка семейных альбомов
Семейный праздник
“Тропинка к счастливой семье”
На последнем контрольном этапе , который проходил в период с апреля по май 2014 года, изучалась и анализировалась результативность проделанной работы.
Сравнительный анализ анкеты
Следите ли вы за статьями в журналах, программами на телевидении по вопросам воспитания?
да
иногда
27,5%
10,4%
нет
62%
62,1%
Читаете ли Вы книги по педагогической литературе?
3,5 %
да
34,5%
иногда
17,4%
41,3%
нет
31 %
41,3%
Какие вопросы воспитания остаются для Вас менее изученными?
58,6%
10,4%
Взаимоотношения между детьми
Взаимоотношения между детьми и родителями
17,2%
48,3%
Организация здорового образа жизни
6,9%
17,2%
Приобщение к культ. ценностям
27,5%
Другое
13,8%
6,9%
3,5%
13,8%
В каких формах Вы хотели бы получать в детском саду информацию о воспитании своих детей?
44,9%
На занятиях, в игровых формах
31%
На родительских собраниях
34,6%
На родительских конференциях
34,6%
В инд. беседах со специалистами
3,4%
24,2%
31 %
20,6%
Кого Вы считаете ответственным за воспитание ребенка?
20,6 %
Семья
62%
Государство
6,9 %
Социальная среда
72,4%
Воспитатели (МДОБУ)
6,9 %
3,5 %
24,2%
3,5 %
Желаете ли Вы участвовать в работе с детьми Вашей группы?
20,6%
Да
Да, но нет времени
27,5 %
10,4%
Иногда
44,8 %
34,6%
Нет
10,4%
27,5%
Хотели бы Вы вести кружковую работу?
31%
13,8%
Да
27,5%
Да, но нет времени
6,9%
Нет
34,5%
65,6%
31%
34,5%
Таким образом ,
использование нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями
Советы, которые помогут активизировать участие родителей
kopilkaurokov.ru
Работа с родителями в условиях реализации ФГОС ДОУ.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
Повышение культуры педагогической грамотности семьи.
• информация для родителей (законных представителей) относительно целей дошкольного образования.
• обеспечиваем открытость дошкольного образования;
• создаем условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
• поддерживаем родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
• обеспечиваем вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:
• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
• объединение усилий для развития и воспитания детей;
• создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ намечена работа в трех направлениях:
1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей
Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы:
– “Круглый стол” по любой теме;
– тематические выставки;
– тесты, опрос на любые темы;
– консультации специалистов;
– семейные спортивные встречи;
– почта доверия
– открытые занятия для просмотра родителей;
– родительская гостиная, клуб;
– день открытых дверей;
– сайт ДОУ
Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы;
– Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
– Это учет индивидуальности ребенка.
– Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка,
– Это укрепление внутрисемейных связей,
– Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
– Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.
Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.
Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.
Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.
Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.
Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.
Результат нашей работы – положительное отношение родителей к ДОУ, и хорошая оценка его деятельности.
Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.
infourok.ru
№ | Формы взаимодействия | Цель | Результат взаимодействия |
1 | Презентация детского сада | Знакомятся с задачами развития, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных образовательных услугах, режимом работы группы. | Презентация «Один день из жизни детского сада». |
2 | Семинар-практикум: | Расширение знаний родителей о формировании чувств собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.) у детей | Игровые ситуации: «Доброе слово слаще меда», «Выборы президента леса», презентация «Права детей», просмотр мультфильма «Кошкин дом». |
3 | Творческие конкурсы в работе с родителями | Приобщение родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе детского сада | Созданиеатмосферы тёплых, доброжелательных отношений между детьми, воспитателями и родителями |
4 | Мастер-классы | Направлены на помощь в организации детской деятельности в домашних условиях | Проведение мастер-класса, «Кинетические сказки как средство психологического комфорта дошкольников» |
5 | Организация мини – музея | Способствует сплочению коллектива детей и родителей единой тематикой. | Создание мини – музея «Александра Михайловича Герасимова». |
6 | Открытые мероприятия | Повышается интерес к изучаемому материалу или как мастера для передачи своего опыта и умений | Проведены мероприятия с участием родителей, как носителей новой интересной информации о своей работе (военнослужащего, врача) |
7 | День открытых дверей | Дают возможность увидеть стиль общения воспитателя с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. | Отчетные мероприятия в конце года «Наши достижения» |
8 | Досуговые формы организации общения | Призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. | «Осень, осень, в гости просим!», «Покровская карусель», «Мама, так тебя люблю…», «Встреча Нового года», «Масленица», «»Мамин праздник», «Лучший папа», «Папа, мама, я – дружная семья», семейные Олимпийские игры и др. |
9 | Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. | Демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений) | Выставки «Осенний марофон», «Новогодний калейдоскоп», «Город мастеров», «Папа – может все!», «Подарок для мамы!», конкурс семейных газет «Лето – это маленькая жизнь!», «Семейная реликвия» |
10 | Совместные походы и экскурсии | Укрепление детско-родительских отношений. | Экскурсия в Тамбовский областной краеведческий музей, Тамбовскую картинную галерею, к памятнику «Вечный огонь», «Танк – тамбовский колхозник», участие в акции «Бессмертный полк», участие в ежегодном празднике «День города» |
11 | Благотворительные акции | Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. | Социальные акции «Подари книгу другу». «Письмо маме», «День пожилого человека», «День инвалида» и др. |
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)
Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:
Перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:
В ДОУ мы проводим работу с родителями с дифференцированным подходом, учитываем социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения, повышаем культуру педагогической грамотности семьи.
Семья и детский сад взаимодействуя друг с другом, создают оптимальные условия для полноценного развития ребенка, накопления определенного социального опыта.
Организация общения педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Мы всеми возможными способами объясняем родителям, что дошкольник не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагога. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопонимания и взаимодействия между детским садом и семьёй.
В своей группе мы активно сотрудничаем с родителями, используя разные формы работы:
Для эффективной работы с родителями в новых условиях мы начинаем с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Изучение семьи ведется последовательно, системно. Мы воспользовались наиболее распространёнными методами изучения семьи: анкетирование и личные беседы, наблюдения взаимоотношений и общения родителей и детей, посещение семьи, Все эти действия помогают нам правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Метод анкетирования позволяет собрать данные, интересующие нас как педагогов о потребностях каждой семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающих в семье. Что дает возможность учесть ее индивидуальные особенности. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Очень важно в индивидуальной работе с родителями посещать семьи. Это позволяет нам как воспитателям познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, составом семьи (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками и т. д.), с общей атмосферой в доме, с семейным укладом и традициями, опытом семейного воспитания, хобби, интересами и желаниями в отношении воспитания детей в семье и детском саду. В результате этого посещения мы можем дать родителям более обоснованные рекомендации, мы находим вместе оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.
Наблюдение как индивидуальный метод изучения семьи. Мы заранее определяем, с какой целью, когда, в какой ситуации нужно наблюдать родителей, их взаимодействие с ребёнком. Обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время ухода ребёнка из детского сада. Если внимательно наблюдать в глаза бросаются многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах современного воспитания, об отношении к дошкольному учреждению.
Для наблюдения полезно использовать специальные ситуации, которые помогают глубже изучить вопрос взаимодействия и общения родителей с детьми:
Таким образом, изучая семью, опыт семейного воспитания мы подбираем наиболее эффективные методы работы с воспитанниками, учитывая интересы и потребности каждого ребёнка.
Взаимодействие ДОУ с родителями по созданию благоприятных условий, комфортной, разнообразной, содержательно – насыщенной, доступной и безопасной развивающей предметно – пространственной среды (ФГОС ДО ч. III п. 3.3 п. п. 1, 6) помогает спланировать и провести многогранную работу с родителями:
Родительское собрание.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Поэтому подготовку к родительскому собранию начинаем задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет изучить интересующие родителей темы по воспитанию, собрать разнообразный материал, выбрать формы предоставления этой информации (фотовыставки, презентации игр, литературы, методических пособий) Предварительно готовим с детьми приглашения на собрания, подбираем материал к конкурсам, изготавливаем памятки, оформляем благодарности. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов по обмену опытом.
Праздники и подготовка к ним. В результате подготовки (выступление детей в костюмах, изготовленных родителями.) и проведения праздничных встреч формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливается эмоциональный контакт. Проводимая работа позволяет повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Выставки – коллекции. Дети, посещая данные выставки, приобретают новые знания, расширяют кругозор, учатся рассказывать о предметах выставки – коллекции. Родители приобретают опыт как из самых обычных вещей можно создать коллекцию, что рассказать ребенку о традиционных предметах.
Здоровые дети – надёжное будущее.
В систему физкультурно-оздоровительных мероприятий включили День здоровья как эффективную и активную форму работы с детьми и, что очень важно, с их родителями. Родители помогают в изготовлении своими руками интересных для детей игровых тренажеров, атрибутов для игры. Мы приглашаем родителей принять участие в спортивных соревнованиях: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Весёлые старты», «Зарница», «Ловкие, сильные, смелые!», стать активными участниками прогулки-похода по окрестностям города, в парковую или природную зону отдыха.
Эмоции, возникающие после мероприятия, воспоминание о нём, объединяет больших и маленьких. У взрослых появляется возможность заинтересовать ребёнка личным примером, рассказать о своих походах или прогулках на природу в детстве, вспомнить и поделиться своими впечатлениями. Из этих походов дети возвращаются с новыми впечатлениями о природе, о своём крае. Затем увлечённо рисуют, делают поделки из природного материала, который собрали. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание и забота об окружающих и близких им людей. Происходит приобщение к здоровому образу жизни; осуществляется индивидуальный подход к каждому ребёнку; приобщаются родители к активному образу жизни и оздоровлению детей. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к семье.
Традиционные акции
Экологические: «Покормите птиц зимой!».
Социальные: «Огонь памяти».
Тематические: «Пусть сияют мамины глаза…», «Мир глазами детей», «Осенняя фантазия», «Новогодний сундучок» и многое другое.
Безопасность: «Осторожно, тонкий лед!», «Пешеход!», «Месячник по ГО и ЧС», «Зимние каникулы» и др.
Сколько воспитательных моментов таят в себе эти маленькие акции! Это бережное отношение к вещам, энергетическим ресурсам; внимательное отношение к людям; заботливое к родному городу. При этом дети учатся не только наблюдать со стороны за действиями взрослых, но и могут стать активными участниками в подготовке (рисовать плакаты, клеить коллажи, раскрашивать листовки) и раздавать эти обращения горожанам – это большой труд, воспитание души.
В педагогической практике нами используются различные виды наглядности:
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Мы не забываем хвалить наших родителей. Приятно видеть счастливые глаза взрослых, когда они слышат слова благодарности в свой адрес и особенно радостно за детей, которые с гордостью смотрят на своих родителей.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определённая система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определённые результаты: родители, стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Об эффективности, проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями, свидетельствуют:
Однако пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже хорошо, что родители с удовольствием поддерживают нас.
lytmdou24.edumsko.ru
Формы работы | Дата | Содержание работы |
Родительские собрания: | октябрь февраль май | 1.«Безопасность ребенка» 2.«Музыка в жизни ребенка» 3.«Ребенок и правила дорожного движения» |
Анкетирование: | апрель | 1. « Обучение детей ПДД» |
Наглядно – текстовая информация: | сентябрь | 1.«Заповеди для родителей» 2.«Прививка от гриппа: стоит делать или нет» 3. «Секреты общения ребенка в семье» |
октябрь | 4.«Девочки и мальчики – два разных мира» 5.«Закаливание организма ребенка продуктами питания» 6. «Как обучать ребенка ПДД» | |
ноябрь | 7.«Дорожно-транспортный травматизм» 8.«Один дома- правила безопасности» | |
декабрь | 9. «Воспитание любви к книге» 10. «Учите детей обходить транспорт» 11.«Взять, что плохо лежит» – воровство в дошкольном возрасте» | |
январь | 12. «Маленькая декларация прав маленького ребенка» 13. «Еще раз об ОРЗ» 14. «Зимние забавы, дети и транспорт» | |
февраль | 15. «Навыки поддержания здоровья» 16. «Правила для родителей» | |
март | 17. «Какие родители – такие и дети» 18. «Знакомим дошкольника с загадками» 19. «Ребенок во дворе» | |
апрель | 20. «Высказывания и афоризмы о здоровье» 21. «Что читать дошкольникам» 22. «Расскажите детям…» | |
май | 23.«Учим ребенка чистить зубы» 24. «Правила общения в семье» | |
Другие формы работы: | октябрь ноябрь | Консультации: 1.«Безопасность детей на дороге» 2.«Папа, как важный фактор воспитания или как разбудить в мужчине отцовские чувства» |
декабрь январь февраль | 3. «Методы воспитания детей дошкольного возраста» 4.«Чем и как занять ребенка дома?» 5.«Особенности воспитания в семье ребенка с проблемами речи» | |
март апрель май | 6. «Роль семьи в речевом развитии ребенка» 7. « Через красивое – к человечному» 8.«Откуда берутся «неумейки» и «маменькины сыночки» | |
Март В теч. года | Неделя открытых дверей ( образовательная деятельность, режимные моменты, прогулка и др.) Беседы:
Совместные мероприятия с родителями:
|
nsportal.ru