Этап урока Хронометраж Содержания урокаДеятельность учителя Деятельность учащихся. УУД
Орг моментСловес.:приветствие 1 минута Доброе утро. Давайте начнем наш урок с улыбки. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Меня зовут Наталья Викторовна.Присаживайтесь. Приветствуют друг друга и учителя. Готовятся к уроку Л.:формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учению,
weburok.com
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13
Конспект урока обучения грамоте
«Буква Ы»
1 класс
Выполнила:
Кулашкина Алена Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №13
Сургут
2016
Прозвенел звонок
Начинается урок
Мы за парты сели ровно
И к работе всё готово
Мы гостей сегодня ждали
Их с волнением встречали
И должны вам показать
Как учимся читать
Думать, мыслить, отвечать.
– Проверим, что получилось? (схема слова).
– Схема к какому слову получилась?
А поможет нам кленовый листочек. Рос он , радуясь ласковому солнышку и теплому дождику. Незаметно к большому и красивому клену подошла художница Осень. Она достала волшебные краски и стала одевать листья клена в красивые наряды:
В какие краски она стала одевать листья? желтые, оранжевые, красные. Но художница Осень не расcчитала и капнула на листочек слишком много краски. Листочек не выдержал, оторвался от ветки и стал падать. Листочек ухватился сразу за паутинку и стал качаться как на качелях. «Ах, сообразительный Листочек»,- подумала художница Осень и улыбнулась.
Догадались, что это за слово? Позовём осень.Осенний ветер-озорник подул и переворошил все буквы. Кто сможет их прочитать?
Вернем буквам первоначальный вид. Прочитайте.
Какие звуки они обозначают?
Определим, в каком порядке будем работать на уроке.
4 .Знакомство с новым звуком и буквой.
Кто спрятался под листочком.
Маленький зверёк, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки.
Желтый, круглый, весь из дыр
Любят мыши вкусный ….. Что больше всего любят мышки?
Произнесите слово. Выделим голосом гласный звук.
Первый ряд – тихо, второй – вполголоса. Третий – громко.
Как произносится звук?
Вывод: звук Ы гласный.
Какой наряд будет у звуковичка?
У художницы Осень есть альбом. Сейчас я буду листать его. Если увидите новую букву, хлопните в ладоши.
На что похожа буква Ы?
А вот шагает буква Ы.
Без Ы не выучитесь ВЫ.
Ф.М.
Мышка в норку забралась….
Предлагаю вам изображение, в котором вам надо разыскать букву Ы и раскрасить в цвета осенних листьев? Вывод: Буква Ы обозначает….
5. Чтение слогов и слов с новой буквой.
– Прочитайте слоги с буквой Ы. Как произносится согласный звук, когда рядом звук Ы?
– Какую работу выполняет звук Ы, когда стоит после согласного?
Рассмотрите изображения.
– Назовите слова, в которых данный звук слышится в середине слова. В конце слова.
Прочитайте первый столбик слов про себя.
Прочитайте первую пару слов. Что такое «Тропа»? Сколько лесных дорожек это слово обозначает? Тогда говорят, что слово употребляется в единственном числе! Чем различаются эти слова? «Тропы»-множественное число. И помогает нам в этом буква Ы!
Поработаем в парах. Игра «Один-много». Что получилось.
В какой части слова слышится звук Ы?
Продолжим чтение.
Ф.Мин. Давайте поиграем в игру «Превращения»
-Какие это деревья. Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь. Вы – дубы. Крепко упритесь ногами в пол, сожмите кулачки. Ветер едва-едва раскачивает дубы. Они стонут «Ы-Ы-Ы». А сейчас превратились в березы и осины. Их раскачивает легкий ветерок. Они поют высоким голоском «ы-ы-ы».
Вывод :…..
А вот придумайте слова, в которых звук Ы стоит вначале слова. Получилось?
Я не знаю, в чём секрет,
Слов на эту букву нет,
Только буквЫ все важнЫ,
МЫ запомним букву…
Вывод: Буква Ы может стоять вначале и в середине слова.
Работа над текстом «Лесная хатка».
Листочек приглашает вас в гости к одному лесному жителю. Угадайте кто это?
Из деревьев сделал хатку.
Всё в ней просто, по порядку –
И в воде, и над водой!
Кто построил дом такой?
Кто загадку отгадает,
И строителя узнает?
Посмотрите на иллюстрацию.
Кто из вас видел бобра? Где его можно увидеть?
Бобры храбры идут в боры. (разминка)
Тихо, медленно.
Громко,восторженно.
Сколько слов в предложении. Составьте схему предложения.
Почитайте название.
Как вы понимаете «хатка»?
Хатка – жилище уютный, маленький дом. Странно, почему же это лесная хатка?
– Догадались, почему хатка-лесная?
-А зачем в доме щели затыкать?
-Как же в неё зайти, если нет ни окон не дверей?
-Кто же живет в этой странной хатке?
-КОНОПАТИЛИ – значит замазывали щели, чтобы не поддувало зимой.
-Почему слова «рубили» «распиливали» даны в ковычках?
Повторное чтение.
– Из чего бобры строят хатку?
– Как автор называет бобров? (дровосеки).Как бобер попадает в хатку?
-Как автор называет вход в домик?
Если нет ни окно, не дверей, Значит, есть такая необходимость. Бобер так спасается от врагов.
-Какие новые слова вы встретили в тексте?
Какой хитрец бобер – вот так построил себе домик!
Прочитайте имя автора этого текста.
Николай Иванович Сладков.
– Что интересного вы узнали о жизни бобра?
1. Бобер- «король грызунов». Длина его тела достигает 70 сантиметров. Весит зверь почти 30 кг. Живут бобры до 25 лет.У этих зверей всё удивительное- и зубы, и шуба, и хвост.
2. Чудо первое – бобровые зубы. Бобры знамениты умением подгрызать и сваливать деревья. Чудо второе – шуба. Для бобров важно чтобы мех не пропускал воду. Ведь бобры много времени проводят в воде. Прекрасно плавают и ныряют.
3. Чудо третье – бобровый хвост. Хвост служит бобру и веслом и рулём. Хвост даже спасает ему жизнь.
4. Чудо четвертое- хатки. Снаружи хатка выглядит рыхлой кучей сухих веток. А на самом деле она очень прочная. В хатке бобры живут ни один год.
Бобры – очень интересные животные. Из – за ценного меха 30 лет назад численность бобров резко сократилась. Ученые наблюдали за жизнью бобров. Создали заповедники. Делали все, чтобы сохранить их численность. И даже сами строили домики-хатки, которые бобры с удовольствием занимали.
В каком порядке работали на уроке.
У меня получилось…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Мне было трудно…
nsportal.ru
План-конспект открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе.
УМК «Планета знаний»
Учитель начальных классов
Криган Галина Борисовна
МБОУ Ершовская средняя
общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза
Василия Фабричнова
с. Ершово
Тема урока: Звук [ы]. Буква ы
Цели урока: Познакомить с буквой, обозначающей гласный звук [ы], учить наблюдать за позиционной сменой согласных звуков: твердые – мягкие согласные.
Работать над развитием фонематического слуха, связной правильной речи, памяти, внимания.
Работать над понятием множественного и единственного числа;
Работать над лексическим значением слов; над составлением предложений; попутное повторение.
Отработка техники чтения.
Ход урока:
Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
1. Повторить по ленте букв изученные буквы.
Учить читать:
ао но на
оа ан он
– Представьте, что это имена инопланетян. Как их нужно написать? Напечатайте имена инопланетян. (Ао, Оа и т.д.).
3. Работа над новым материалом.
1. Речевая разминка
1) Гимнастика для губ и языка «Жил – был язычок…»
Жил – был язычок. Однажды утром он встал и выглянул в окошко. Посмотрел: есть ли на небе солнышко, а на земле лужи. Язычок попил чай с вкусным вареньем и побежал на улицу гулять. Язычок покатался на качелях. А когда наступил вечер, он зашёл домой и лёг спать.
2. Фонетическая зарядка.
– Как пыхтит тесто? (Пых-пых).
3. Скороговорка
Мыла Мила мишку мылом,
Мишку мылом не домыла.
4.Слово-звуковой анализ слов: «Мила», «мыла».
– Чем отличаются схемы?
– Чем отличаются слова «Мила» и «мыла»?
– Какой звук указал нам на мягкость согласного звука [м’]?
– Какой звук указал нам на твёрдость согласного звука [м]?
Произнесите его.
– Что можно сказать о звуке [ы]? (Поётся, тянется, произносится голосом без преград.)
5. Какой одинаковый звук есть в словах: дам, рыбы, сыры, рысь?
4. Работа с букварем.
4.1 Знакомство с буквой ы.
1. А бедняжка буква ы
Бродит с палочкой, увы.
2.Мы услыхали от совы.
Что нету слов на букву ы.
3.-Кто же вымает тарелки?
– Вы, конечно, вы, вы, вы.
-Почему же мы, мы, мы?
– Может лучше ты, ты, ты?
– Отдохните вы и ты:
Все тарелки вы-мы-ты.
Я и ты, мы и вы
Все мы знаем букву ы!
4. Чтение стихотворения Е.Благининой
4.2..Сравнение предметов и соответствующих схем слов «ваза», «вазы»; «шар», «шары».
Игровой момент:
Услышишь звук [ы] – хлопни в ладоши : прыгалки, велосипед, скакалки, лыжи, мячик, машина.
4.3. Составление рассказа « Мыши» (по иллюстрации на с. 40.)
Анализ одного – двух предложений.
4.4.Чтение слов в столбиках. Составление коротких предложений со словами первого и третьего столбиков.
Мальчик мал.
Девочка мала.
Дети малы.
Объяснить значение слов предпоследнего столбика.
Ныл – болел зуб.
Ныл – надоедливо жаловался.
Уныло – тоскливо, грустно.
Физминутка.
4.5 Чтение текста.
Лиса рыла нору. Барсук рыл нору. А заяц рыл нору?
Сравнение предложений.
Какое слово без изменений вошло в каждое предложение? (Нору)
Какое слово изменилось? (Рыл, рыла.0
Почему? (Это зависит от названия животного.)
Отвечаем на вопрос текста.
(Заяц норы не роет. Он прячется под кустами и густыми ёлками. Ему нужно постоянно прислушиваться и присматриваться – нет ли рядом хищника. Он всегда живет в страхе. Вот почему его зовут трусливым.)
4.6 Игра «Один – много»
Золотая голова
Велика, тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка
(тыква)
(тыква – тыквы, лев – львы, слива – сливы, сыр – сыры, стул – стулья, колос – колосья)
Слово ножницы по числам не изменяется (аналогично: клещи, щипцы, вилы, грабли, санки, духи и т.д.)
4.7 Работа с пословицей
Старый друг лучше новых двух.
5. Работа в тетради
6.Итоги урока.
nsportal.ru
Тема. Звуки [и], [ы] и их обозначение буквами и, ы.
Цель: познакомить с буквами Ы, И как ориентирами чтения.
Задачи:
1) закрепить знания детей о звуках [и], [ы], учить различать их в словах и обозначать соответствующими буквами; определить роль букв и, ы при чтении;
2)развивать фонематический слух, речь, критическое мышление;
3)воспитывать культуру учебного труда.
Материалы к уроку: иллюстрации к речевой разминке, таблица «Звуки речи», таблица к игре «Путаница», демонстрационные карточки с гласными буквами, картинки с изображением лимонов, книг, тыкв, карточки со слогами, сигнальные карточки, запись на доске.
Ход урока
I Орг. момент.
Динь- динь – динь –
Звенит звонок:
Начинаем наш урок.
II Речевая разминка.
1. Гимнастика для губ и языка.
а) «Жил – был язычок…»
Жил – был язычок. Однажды утром он встал и выглянул в окошко. Посмотрел: есть ли на небе солнышко, а на земле лужи. Язычок попил чай с вкусным вареньем и побежал на улицу гулять. Язычок покатался на качелях. А когда наступил вечер, он зашёл домой и лёг спать.
б) Скороговорка.
От топота копыт пыль по полю летит.
Произнести скороговорку, выделяя звуки [п],[т].
– Что мы должны этим показать?
(Как копытами стучат лошади.)
Произнести скороговорку тихо, а затем громко.
Произнести скороговорку с разной интонацией:
– спокойно;
– сердито;
– весело, бодро
-Для чего мы учимся произносить скороговорки?
(Учимся чётко, внятно произносить слова при общении с другими людьми.)
III Повторение изученного материала.
1. – Что нам помогает общаться?
(Речь.)
-Из чего состоит наша речь?
(Из предложений.)
– Из чего состоят предложения?
( Из слов.)
– Из чего состоят слова?
( Из звуков.)
2.Работа по таблице «Звуки речи».
– Расскажите по опорной схеме о звуках речи.
– Чем отличаются согласные от гласных?
– Чем отличаются ударные гласные от безударных?
– При помощи чего на письме обозначаются звуки? (При помощи букв.)
3.Повторение о роли гласных букв
– К нам пришли на урок буквы.(На доске буквы: А,О,У,Э,Я,Ё,Ю,Е)
– Назовите их.(Хором)
– На какие 2 группы можно разделить эти буквы?
– Какие буквы указывают на твёрдость предшествующего согласного?
(А, О, У, Э )
-Какие буквы указывают на мягкость предшествующего согласного?
(Я, Е,Ё, Ю).
ФИЗМИНУТКА
«Кузнечики», «Стрекоза».
IV Работа над новым материалом.
Игра «Путаница»
– К нам на урок спешили буквы да запутались. Какие эти буквы?
(Выставляю буквы на доску: И, и, ы.)
Стадия вызова
Как вы думаете, что мы должны выяснить на уроке про эти буквы?
( Дети предлагают свои предположения.)
-Нам сегодня на уроке необходимо выяснить роль букв и и ы в словах.
– Подумайте и сделайте предположение: какую работу могут выполнять буквы и и ы? (На что они могут указывать в словах?)
( Дети предлагают свои версии.)
– Проверим ваши предположения.
2.Слогозвуковой анализ слова «лимоны». ( Стадия осмысления)
(Показываю картинку, на которой изображены лимоны.)
– Что изображено?
(Лимоны.)
-Составим схему к этому слову. Открыли тетради для печатания.
(1 ученик работает у доски.)
– Какой гласный звук мы слышим в первом слоге?
([и])
– Какой буквой обозначим?
( Буквой и.)
Подпишем её под гласным звуком.
-Какой согласный перед буквой и?
(Мягкий)
-Значит, на что указывает буква и?
(На мягкость предшествующего согласного.)
-Какой гласный звук в третьем слоге?
([ы])
-Какой буквой обозначим?
(Буквой ы.)
-Какой согласный перед буквой ы?
(Твёрдый.)
-Значит, на что указывает буква ы?
(На твёрдость предшествующего согласного.)
– Правильны ли были ваши предположения?
(Дети дают ответы.)
-Сделайте вывод о работе букв и и ы. которую они выполняют в словах.
(Дети делают вывод, используя опорные схемы:
3.Буквы И, и, ы.
– А теперь посмотрим, кто самый наблюдательный.
-Посмотрите на буквы. Что интересного вы заметили?
(Нет заглавной буквы ы.)
– Как вы думаете, почему?
(Заглавная буква ы отсутствует, т. к. она в русском языке не употребляется.)
ФИЗМИНУТКА
V Закрепление пройденного материала. (Стадия рефлексии)
1. Чтение слогов. (Работа в парах)
(У детей на столах листы., которых написаны слоги:
МЫ НЫ ЛЫ РЫ мыло
МИ НИ ЛИ РИ Мила
– Прочитайте друг другу слоги. (Дети работают в парах.)
– Прочитаем хором.
-Прочитайте слоги, где согласный произносится мягко.
(МИ, НИ, ЛИ, РИ)
-Что вам подсказало, что согласный в этих слогах нужно произносить мягко?
(Буква и.)
– Дополни слоги до целого слова.
МИ – мир, милый, Миша
НИ – низ, Нина
ЛИ – липа, лимон
РИ – рис, рисунок
– Прочитайте слоги, где согласный произносится твёрдо.
( МЫ, НЫ, ЛЫ, РЫ)
– Что вам подсказало, что согласный нужно в этих слогах произносить твёрдо?
(Буква Ы)
-Дополни слоги до целого слова.
МЫ – мыло, мысли, мыши
НЫ – нырять
ЛЫ – лыжи, лыжня
РЫ – рыба, рысь
– Какой слог сам по себе является словом?
(Мы)
– Составьте предложение, употребив в нём это слово.
(Мы ходили с мамой в театр.)
3.Наблюдение за ролью звуков [ы], [и] в названии множества предметов. (Работа с сигнальными карточками.)
– Оказывается, буквы Ы, И могут не только показывать твёрдость и мягкость согласных звуков. В этом нам поможет разобраться игра.
Игра «Один – много».
-Я буду называть слова, вы должны догадаться, какой звук добавился в конце второго слова и какой буквой его нужно обозначить, эту букву вы будете мне показывать.
(У каждого ученика карточки с буквами И, Ы.)
Шар – шары
День – дни
Стол – столы
Конь – кони
Гриб – грибы
– Что обозначают слова, в которых на конце мы слышали звуки [и] или [ы] и обозначали их соответствующими буквами?
( Эти слова обозначают не один, а много предметов.)
– Значит, если буквы И , Ы стоят в конце слова, то эти слова обозначают много предметов.
5. Работа по учебнику «Азбука», с.53.
1) – Прочитайте заголовок.
(Считалка)
– Где мы используем считалку?
( Когда играем. Нужно выбрать водящего.)
-Сегодня мы познакомимся ещё с одной считалкой.
2) Чтение считалки читающими детьми ( по 2 строчки).
3) Игра «Внимательный читатель»
– Прочитайте слова, где встречается буква ы.
(аты – баты, солдаты)
– Прочитайте слова, где встречается буква И.
(шли, купили, стоит, три)
-Есть ли в этой считалке слова, которые не употребляются в речи?
(Аты – баты.)
-Мы на риторике с вами говорили, что в считалках иногда встречаются слова, не имеющие смысла, они взяты для чёткости счёта, что и является примером «слово» аты-баты.
4) Чтение отдельных гласных букв в тексте считалки.
(Дети читают по цепочке – 1 ученик 1 строчка)
VI Итог урока.
– Мы сегодня хорошо потрудились.
– Чему учились на уроке?
– Какую роль играют буквы Ы и И в словах?
( 1. Буква Ы указывает на твёрдость предшествующего согласного, а буква И – на мягкость.
2.Если буквы И и Ы стоят в конце слова, то эти слова обозначают много предметов.)
– А теперь найдите сложите фигурки и прочитайте мои мысли о ваших успехах:
(Спасибо, молодцы, здорово)
МЫ НЫ ЛЫ РЫ мыло
МИ НИ ЛИ РИ Мила
МЫ НЫ ЛЫ РЫ мыло
МИ НИ ЛИ РИ Мила
МЫ НЫ ЛЫ РЫ мыло
МИ НИ ЛИ РИ Мила
МЫ НЫ ЛЫ РЫ мыло
МИ НИ ЛИ РИ Мила
МЫ НЫ ЛЫ РЫ мыло
МИ НИ ЛИ РИ Мила
nsportal.ru
08.10.14. Урок « Обученние грамоте»
Тема: Звук Ы, гласная буква Ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе.
Упражнение в чтении.
Цель: познакомить учащихся с гласным звуком Ы и буквой Ы.
Задачи:
Развивать речь, логическое мышление.
Формировать умение определять , выделять звук Ы из речи.
Развивать фонематический слух.
Ход урока:
1 Организационный момент:
-Долгожданный прозвенел звонок, начинается урок.
-Сегодня к нам на урок пришли гости: воспитатели детских садов, педагоги других школ. Кто узнал своих знакомых, помашите рукой. А теперь поздоровайтесь, как научились в школе.
Сели красиво.
2 Повторение пройденного материала.
-Всё, что мы произносим, это- ( речь)
-Речь бывает устной и письменной.
-Какие органы участвуют в устной речи ( язык, уши)
-Какие органы участвуют в письменной речи ( глаза, руки)
-Из чего состоит наша речь? ( из звуков)
-Из звуков складываем слоги, из слогов слова, из слов предложения, из предложений текст.
-На какие группы делятся звуки? (гласные и согласные)
-Гласные бывают … (ударные и безударные)
-Согласные … (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие)
-Какие звонкие согласные звуки изучили? (Р,Г)
-Какие глухие согласные звуки изучили? (П,Т)
-От чего зависит твёрдость и мягкость согласного ? ( от того, какой гласный звук после согласного)
Какие гласные изучили? ( А, О, И)
– Какие гласные делают согласные твёрдыми? (А,О)
– Какие гласные делают согласные мягкими? (И)
Задание: на доске гласные и согласные, составьте слоги. В один столбик с твёрдыми согласными, во второй с мягкими согласными. А тётушка Сова посмотрит.
– Назови слоги.
-Доскажи слово. ( учитель показывает на слоги, дети договаривают слова)
Физкультминутка. Дети сами проводят.
4 Знакомство с новым материалом.
Отгадайте загадку:
– Жёлтый, круглый, весь из дыр,
Любят мыши вкусный…. (сыр)
-Сколько гласных в этом звуке? Один
– Какой? (Ы) Что о нём можете сказать? (гласный)
– Назовите тему урока. Что сегодня можем узнать? ( дети высказывают предположения, открываем шторку на доске – проверяем предположения)
– Звук ы обозначается буквой Ы.
– Что напоминает буква Ы?
-Вот топор , полено рядом ,
получилось то, что надо,
Получилась буква Ы
все мы знать её должны.
– Откройте тетради, найдите точку, от этой точки проведите линию, столько клеточек, сколько звуков в слове СЫР.
– Один ученик строит схему этого слова на доске при помощи магнитов.
– Найдите место в этом слове, где гласный Ы, отметьте красным цветом. Где место Ы в слове сыр? ( в середине)
-Отгадайте ещё одну загадку:
-Ну и кошка, вот так кошка,
Даже страх берёт немножко,
И у этой кисочки
На ушах по кисточке. ( РЫСЬ)
-Сколько гласных в этом звуке? Один
– Какой? (Ы)
– Отступите 2 клеточки, поставьте точку, от этой точки проведите линию, столько клеточек, сколько звуков в слове Рысь.
– Один ученик строит схему этого слова на доске при помощи магнитов.
— Найдите место в этом слове, где гласный Ы, отметьте красным цветом. В каком месте слова Ы? ( в середине)
– Сколько слогов в слове СЫР, в слове РЫСЬ (один)
– Надо ставить ударение? (нет)
-Что делает звук ы с согласными? ( делает их твёрдыми)
5. Работа по учебнику.
-Откройте учебник на странице 44.
– Посмотрите на звуковичка, что надо сделать ? ( раскрасит тапочки в красный цвет)
– Почему ( он гласный), раскрасьте.
– Найдите 3 столбик слогов. Поставьте пальчик. Читаем хором. Теперь девочки. Теперь мальчики.
– Что делает ы с согласными? ( делает их твёрдыми)
– Рассмотрите картинки. Назовите Слово, которое обозначает женское украшение. (бусы)
-Раскрасьте звуки цветом. Разделите слово на слоги, поставьте ударение. В каком месте слова буква Ы?
– Назовите слово, которое обозначает возвышенность над местностью.(горы)
– Расставьте звуки цветом, на слоги, ударение. На каком месте в слове стоит звук Ы?
– А есть слова, которые начинаются на Ы? (нет)
– Мы услыхали от Совы , что нету слов на букву Ы.
– А помогут нам про это узнать книги, которые называются СЛОВАРИ. На переменке полистайте, поищите слова на Ы. Если найдёте, то скажете.
Физкультминутка.
Дилы-дилы-дилы-дилы появились…… крокодилы
Афы-афы-афы-афы жуют листики ……жирафы
Ны-ны-ны-ны водой брызгают …… слоны.
Яны-яны-яны яны – по веткам скачут…. обезьяны.
Что объединяет все эти слова?
6. Наблюдение над ед. и мн. числом.
-А что же обозначает ы в конце слова?
-Прочитайте пару слов ниже на странице. ( один предмет- много предметов)
В корзиночке. Назвать один предмет, много предметов. Игра наоборот.
– Посмотрите в классе и назовите предметы во множественном числе, чтобы заканчивались на Ы. ( Шары, Хризантемы, вазы, глобусы)
Игра « Найди пару»: Лиса ( лисы), парты ( парта), олень, матрёшка, столы, книга, окно, бревно.
Всегда ли слова во мн. числе заканчиваются на Ы на какие гласные? (а, и)
7. Работа с текстом Николая Сладкова « Лесная хатка».
8. Итог урока.
– Что нового узнали ?
– В словах , обозначающих много предметов, какие гласные на конце слова могут быть.?
– Бывают слова , которые начинаются на Ы?
– Что у меня коробочка. Мн. число? В коробочке\ конфета, а мн. число? На конце слова Ы. Всем спасибо за работу.
infourok.ru
Грамота
Дата:15.10.15г.
Тема: Звук и буква ы. Письмо буквы ы. Цели урока: знакомство с новым звуком и буквой; развитие речи учащихся, мышления, логики, развитие мелких мышц руки; воспитание бережного отношения к учебным материалам.
Ход урока
I. Организационный момент
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
II. Актуализация опорных знаний
-На какие 2 группы делятся буквы в алфавите.
-Чем отличаются звуки от букв?
-Из чего состоит предложение? Что такое предложение?
-Давайте составим предложения:
осень, птица, юг;
мама, магазин, молоко;
Марина, книга, школа.
III. Знакомство со звуком [ы] и буквой ы
1. Загадки
У родителей и деток | |
Под полом таится, |
Что любит мышка? |
Золотая голова |
2. Работа над выделением звука
– Рассмотрите внимательно рисунки. Давайте их озвучим. Что объединяет их?
(Звук [ы], когда мы говорим, мы произносим звуки.)
Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо
Получилась буква Ы
Все вы знать её должны
3. Работа с рисунками
– Рассмотрите рисунок.
– Что это?
– Сколько гласных звуков?
– Сколько слогов?
– Почему?
– Обозначим этот гласный звук на схеме.
– Дайте характеристику.
– Характеристика других звуков.
– Рассмотрите рисунок.
– Что это?
– Сколько гласных звуков?
– Сколько слогов?
– Почему?
– Обозначим эти гласные звуки на схеме.
– Характеристика.
– Характеристика других звуков.
– Ударение.
ы – дает [ы] – он гласный, может быть ударным или безударным.
Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Вместе с ребенком (детьми в классе) декламировать стихотворение, выполняя все движения по тексту.
IV. Работа по «Букварю»
Чтение слогов.
ыа | ыр | рыр |
– Как произносятся согласные звуки перед звуком [ы]?
– А какой гласный звук дает мягкость согласного?
VI. Первичное закрепление
– Кто это? (Мышь.)
– Какие звуки произносит мышка?
– А человек?
– А еще на какие две группы можно разбить наши звуки?
– Гласные?
– Согласные?
– Дать характеристику.
1. Чтение пар слов
– Что такое тропа? (Небольшая дорога.)
– Чем различаются эти слова? (Тропа – это одна, тропы – это много.)
– Какой буквой заканчиваются слова, обозначающие один предмет?
– А слова, обозначающие много предметов?
– Первое слово обозначает один предмет, т.е. стоит в ед.ч.
– А второе слово обозначает много предметов, т.е. стоит во мн.ч.
2. Составление предложений со словами
парта – парты
торт – торты
– Прочитайте еще раз слова, которые обозначают много предметов.
– Какие буквы стоят в словах множественного числа на конце? (ы и)
– Подчеркните их.
Физкультминутка
Работа в Прописи №1
– Звук [ы] обозначается буквой ы.
– Давайте напечатаем эту букву:
ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы
– Вспомните и назовите слово с буквой ы.
Игра “Найди пару”
Лиса, карандаши, жирафы, этаж, мама, мячи, окно.
VII. Итог урока
-С какой буквой познакомились. Почему поместили букву Ы на красный фон ленты букв?
– Назовите все изученные гласные звуки.
– Перед какими гласными согласные звуки произносятся мягко, а перед какими твердо?
– Какие гласные могут быть на конце слов во множественном числе?
– Приведите примеры.
kopilkaurokov.ru
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организация начала урока. Проверка готов-ности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Всё ли на месте? Всё ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Всё, что надо под рукой! – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Фронтальный. Наблюдение учителя |
II. Речевая разминка | СЛАЙДЫ 2-4 Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка, скороговорка | 1.-Повторение изученных букв. 2.– Как жужжит пчела, шмель? – Как звенит комарик? – Как пыхтит тесто? – «Надуйте» воздушный шарик. – Как шарик выпускает воздух? – Как шипит змея? | – Ж-ж-ж… – З-з-з… – Пых-пых-пых! – Ф-ф-ф… – С-с-с… – Ш-ш-ш… | Готовят артикуляционный аппарат к чтению | Коллективный. Правильное произношение звуков |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа СЛАЙД 5 | ( показ одного шара и несколь-ко шаров) – Что у меня в левой руке? – В правой руке? – Установите сходство и различие слов: шар, шары. – Произнесите слова: шар, шары. –Чем второе слово отличается от первого? -Что будем изучать на уроке? Сейчас узнаем какие приклю-чения произошли с бувой Ы. | Рассматривают шары. – Шар. – Шары. – Сходство: один – Звук [ы] | Наблюдают за изменением формы слова (шар – шары). Устанавливают сходство и различие слов. Принимают учебную задачу | Фронтальный. Устные ответы |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности 1. Слого-звуковой анализ слов шар, шары (учебник, с. 33) | Фронтальная. Словесный, практический. Работа со схемой, беседа СЛАЙД 6 | – Рассмотрите схемы слов шар, шары, проведите слого-звуко-вой анализ. – Звук [ы] выделяется протяж-ным произнесением из слияния ры. Это гласный звук. | Слого-звуковой анализ слов шар, шары. Наблюдают за произнесением звука [ы], делают вывод | Выделяют звук [ы] Наблюдают над особенностями произнесения звука [ы]. Характеризуют выделенный звук; доказывают, что звук [ы] гласный | Фронтальный. Правильно выполненный слого-звуковой анализ |
2. Знакомство | СЛАЙД 7-8 Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы СЛАЙД 9 | – Звук [ы] на письме обозна-чается гласной буквой ы. Вот топор. Полено рядом. Получилось то, что надо: Получилась буква Ы – Все мы знать ее должны. – Найдите букву ы на «ленте букв». – На что похожа буква ы? – Выложите букву ы из прово-локи. | Находят букву ы на «ленте букв». Высказывают свои предположения. Из проволоки делают букву ы | Находят букву ы | Фронтальный. Устные ответы, моделирование |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | «Цветы и солнышко». Цветы растут, тянутся к солнышку (напряжение), под палящим солнцем цветы увяли (расслабление) | Выполняют движения под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления | Коллективный. Правильное выполнение движений |
3. Работа с рисунком (учебник, | СЛАЙД 10 Фронтальная. Словесный. Беседа, работа | – Рассмотрите рисунок. Назовите слова, в которых есть звук [ы]. | – Мыши, сыр, часы | Слышат звук [ы] в произносимых словах, определяют место нового звука в слове | Фронтальный. Устные ответы, правильно читают |
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Работа со стихотворениями (учебник, с. 32, 33). Дифференциро-ванное задание | Коллективная. Словесный. Чтение, беседа | – О какой букве идет речь в стихотворении? (с. 32) – Что вы узнали о ней? – Прочитайте стихотворение – Найдите слоги со звуком [ы]. – Дома выучите стихотворение | – Буква ы не бывает заглавной, в слове может стоять в середине и конце, обозначает твердость предшествующего согласного звука. – ны, -ры, -вы. | Приводят примеры слов со звуком [ы]. На основе наблюдений над словами с новым звуком делают вывод (под руководством учителя) о том, что звук [ы] употребляется только в слияниях. Узнают новую букву | |
2. Работа с пословицей | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Как вы понимаете смысл пословицы: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». – Какие обязанности есть у ученика? | Объясняют смысл пословицы. Отвечают на вопрос учителя | Формулируют (под руководством учителя) обязанности ученика на основе осознания собственного учебного опыта. Делают вывод: учение – это труд. | Фронтальный. Устные ответы |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Мы шагаем, мы шагаем, Руки выше поднимаем, Голову не опускаем, Дышим ровно, глубоко. Мы походим на носочках, А потом на пяточках, Пойдем мягко, как лисята. И, как мишка косолапый, И, как заинька трусишка Вот свернулся ёж в клубок, Потому что он продрог. Лучик ёжика коснулся, Ёжик сладко потянулся. Ёжик сладко потянулся, Наконец-таки проснулся. Захотелось поиграть Всех ребят пересчитать | Слушают стихотворение, выполняют движения по тексту | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Коллективный. Правильное выполнение движений |
4. Работа с «лентой букв» | Индивидуальная. Словесный. Беседа СЛАЙДЫ 11-12 СЛАЙД 13 | 1.-Как произносим согласный с Ы? – Где на «ленте букв» располо-жена буква ы? -Почему? | – На красном поле, это гласный звук. Рядом с а, о, обозначает твердость предшествующего согласного звука. Бывает только строчная | Определяют место изученной буквы Характеризуют особенности буквы ы и звука [ы] | Индивидуальный. Характеристика буквы ы и звука [ы] |
VI. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа | – Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понрави-лось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навы-ки помогали нам сегодня на уроке? | Отвечают на вопросы учителя | Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке | Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы |
kopilkaurokov.ru