Конспект занятия по составлению и решению арифметических задач
Тема занятия: «Решение арифметических задач».
Возраст детей: подготовительная группа (6-7 лет).
Цель: формировать умение составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
Программные задачи:
Материалы и оборудование: магнитная доска, фигурки голубей и дерева, мяч.
Активизация словаря: условие, вопрос, вычитание, сложение.
Методы и приемы:
Форма организации детей: индивидуальная, фронтальная.
Структура и ход занятия:
Плюсы и минусы, знаки деления,
Равенства знаки и умножения,
Всяких примеров, задач задается.
Как же наука такая зовется?
Дети: математика.
Воспитатель: правильно, сегодня мы с вами будем заниматься этой наукой. А вам нравится наука математика? А что вам нравится в математике? А математика – это сложная наука? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята. Итак, давайте – ка мы с вами уже начнём наше познавательное путешествие. Для начала мы с вами немного разомнёмся.
– Понедельник, вторник, среда, пятница, утро.
– Март, апрель, неделя, май июнь.
– Лето, осень, зима, воскресенье.
– Утро, вечер, ночь, день, месяц.
– Секунда, минута, день, час.
Следующая игра «Подумай и ответь»
– Каким по счёту днём недели является понедельник, среда, пятница?
– Какой день идёт после субботы?
– Из скольких дней состоит неделя?
– Сколько времён года?
– Назови части суток.
– Что мы делаем за столом утром, в обед, вечером?
Воспитатель: Молодцы ребята! Вот вы и размялись. А сейчас мы с вами поиграем в более сложные игры. Игра называется «Составь число»: Педагог кидает кому-то из ребят мяч и называет число, а тот, у кого мяч – говорит состав числа, как образовать число. (4, 6, 3, 5, 8, 7, 9).
Физминутка «Ты давай-ка, не ленись!»
Руки вверх и руки вниз.
Ты давай-ка не ленись!
Взмахи делай четче, резче,
Тренируй получше плечи.
Корпус вправо, корпус влево –
Надо спинку нам размять.
Повороты будем делать
И руками помогать.
На одной ноге стою,
А другую подогну,
А теперь попеременно
Буду поднимать колени.
Отдохнули, посвежели
И на место снова сели.
Воспитатель: Молодцы. Следующая игра «Составь задачу»
Воспитатель: Дети, посмотрите, что я прикрепила к магнитной доске. Давайте, составим и решим задачу. С дерева улетело 5 голубей, а затем ещё 2 голубя.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, сколько частей в задаче?
Дети: В задаче четыре части.
Воспитатель: Назовите их.
Дети: 1 – условие, 2 – вопрос, 3 – решение, 4 – ответ.
Воспитатель: Повторите условие.
Дети: С дерева улетело 5 голубей, а затем ещё 2 голубя.
Воспитатель: Повторите вопрос задачи.
Дети: Сколько всего улетело голубей?
Воспитатель: Повторите задачу целиком.
Дети: С дерева улетело 5 голубей, а затем ещё 2 голубя. Сколько всего улетело голубей?
Воспитатель: Давайте решим эту задачу. Улетевших голубей стало больше или меньше? Посчитайте улетевших голубей. Давайте, теперь запишем задачу. Я на доске, а вы на столах. Сколько голубей улетело сначала?
Дети: сначала улетело 5 голубей.
Воспитатель: Значит, какую цифру мы поставим первой?
Дети: Цифру 5.
Воспитатель: Сколько голубей улетело после?
Дети: после улетело 2 голубя.
Воспитатель: Улетевших голубей стало больше или меньше?
Дети: улетевших голубей стало больше.
Воспитатель: Какие вы знаете арифметические действия?
Дети: сложение, вычитание.
Воспитатель: Какие вы знаете арифметические знаки?
Дети: Плюс, минус, равно.
Воспитатель: Если улетевших голубей стало больше, значит какой мы поставим знак?
Дети: «+». Это действие «сложение», «5+».
Воспитатель: Ребята, а сколько голубей улетело после?
Дети: после улетело 2 голубя.
Воспитатель: Значит, какое второе число мы поставим?
Дети: «5+2».
Воспитатель: Какой вопрос в задаче?
Дети: Сколько всего улетело голубей?
Воспитатель: значит, поставим знак равенства. «5+2=». И ответим на вопрос задачи -сколько всего улетело голубей?
Дети: – «5+2=7»
Воспитатель: Маша, повтори вопрос задачи?
Маша: Сколько всего улетело голубей?
Воспитатель: Сережа, ответь на вопрос задачи полным ответом.
Сережа: Всего улетело 7 голубей.
Воспитатель: Молодцы! А теперь составьте и решите задачи сами (составление задач по картинке – педагог читает загадку)
На полянке у дубка
Крот увидел 2 грибка.
А подальше, у сосны,
Он нашёл ещё один.
Ну-ка, кто сказать готов:
Сколько крот нашёл грибов?
Заключительная часть: подведение итогов.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали, ответили на все вопросы. Какое задание было самым трудным? Какое задание понравилось больше всего?
Воспитатель: В круг широкий, вижу я, Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево
В центре круга соберёмся Улыбнёмся, подмигнём
И работать все начнём.
Сюрпризный момент:
Ребята, сегодня, когда я пришла в группу, то увидела в почтовом ящике конверт. Заглянула в него и нашла письмо. А кто его написал, вы узнаете, если отгадаете загадку. Художественное слово:
Человечки очень скоро
Чинят электроприборы!
Их не видно, не смотри,
Ведь они живут внутри.
Нету места мистике,
Если рядом… (Фиксики)
2.Основная часть. Мотивация:
Воспитатель: Правильно, Фиксики
. Давайте, прочитаем письмо: Дорогие ребята, мы знаем, что вы любите смотреть мультфильмы о нас, поэтому надеемся на вашу помощь. Нолик растерял все винтики, которые нужны для ремонта телевизора, а помогатор сломался. Помогите Нолику отыскать винтики. Воспитатель: Поможем Нолику найти все винтики?
Дети: Да.
Воспитатель: Но, чтобы их найти, нам необходимо справиться с испытаниями. Вы готовы? Тогда приступим.
Задание № 1. «Быстрый вопрос – быстрый ответ»
Вопросы: -Посчитайте от 1 до 10 и обратно. -Назови соседей числа 4
Дети: 3 и 5
-Назови соседей числа 6.
Дети: 5 и 7
-Назови соседей числа 9.
Дети: 8 и 10
-Я задумала число, оно меньше 3 на одну единицу. Какое это число?
Дети: 2
-Я задумала число, оно больше 7 на единицу. Какое это число?
Дети: 8
– Назови дни недели.
Дети: понедельник вторник среда четверг пятница суббота воскресенье
– Назови соседей среды?
Дети: Вторник и четверг
– Назовите соседей субботы?
Дети: пятница и воскресенье
– Назовите части суток?
Дети: утро день вечер ночь
– Сколько месяцев в году?
Дети: 12
– Сколько пальцев на одной руке?
Дети: 5
– Кто стоит справа от тебя?
– Кто стоит слева от тебя?
Воспитатель: Молодцы, мы справились с первым заданием, мы нашли первый винтик.
Задание № 2
Игровое упражнение «Соберемся вместе». Воспитатель: А для того, чтобы нам найти второй винтик, нам необходимо пройти к обручам. На полу 2 обруча.
Воспитатель просит девочек взяться за один обруч, а мальчиков – за другой и спрашивает: «Сколько групп ребят получилось?
Сколько ребят в каждой группе?
Какая группа больше?
Почему вы так думаете?»
Воспитатель объединяет обе группы детей веревочкой и спрашивает: «Сколько ребят теперь в общем круге? Что больше: целая группа ребят или группа мальчиков? Что меньше: группа девочек или целая группа ребят?»
Затем воспитатель обобщает: «Целая группа детей больше группы мальчиков (группы девочек). Группа мальчиков меньше целой группы детей. Группа девочек меньше целой группы детей».
Воспитатель: Ребята, сравнив группы, мы справились со вторым заданием и нашли ещё один винтик. Какой он по счёту?
Дети: Второй.
Задание №3 «Решение и составление задач».
Воспитатель: Для того, чтобы выполнить следующее задание, нам надо сесть за столы.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, сколько частей в задаче?
Дети: в задаче 4 части
Воспитатель: Назовите их.
Дети: условие, вопрос, решение, ответ
Воспитатель: Какие вы знаете арифметические действия?
Дети: сложение, вычитание
Какие вы знаете арифметические знаки?
Дети: плюс, минус, равно
Воспитатель: Как вы думаете, что мы сейчас будем делать?
Воспитатель: Сейчас вы послушаете задачу, а потом ответите на вопросы.
«На ветке сидели 3 воробья. Прилетели и сели рядом ещё 2 синицы. Сколько птиц сидит на ветке?»
Дети: Пять
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, условие задачи.
Дети: решение задачи, ответ
Воспитатель: Назовите вопрос. Решение задачи. Молодцы!
Решите следующие задачи. «Мама купила 7 груш, Миша съел 4 груши. Сколько осталось груш на тарелке?»
Дети:Три
Воспитатель: А теперь составим задачи сами. Составление задач по картинкам. (две задачи)
На полянке у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто успел их сосчитать? (Четыре)
– Подарил ежатам ёжик
Восемь новеньких сапожек.
От восторга ежата визжат.
Сколько было у папы ежат? (Двое)
Воспитатель: Молодцы, с этим испытанием вы справились. И мы нашли третий винтик. Музыкальная физкультминутка «Помогатор»
Задание №4. «Секретный план»
Воспитатель: Следующее задание называется «Секретный план»
Воспитатель: Давайте не будем терять время. Подвиньте листочки, поставьте карандаш на красную точку. Начинаем. 2 клетки вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 1- вниз, 1 – вправо, 1- вниз,1 – вправо, 2- вниз, 3 – влево, 4 – вниз, 2- влево, 4- вверх, 3 – влево, 2- вверх, 1 – вправо, 1- вверх, 1 – вправо, 1- вверх,1 – вправо, 1- вверх.
Воспитатель: Что получилось?
Воспитатель: Молодцы, справившись с заданием мы помогли Нолику найти ещё один винтик. А какой он по счёту?
Дети: Четвёртый.
Воспитатель: А что нам делать? Как нам узнать у фиксиков, помогли мы им или нет? Ответы детей: (почтой в конверте, телефон, бандероль, смс, через Интернет, эл. почта) Давайте отправим письмо по почте в конверте?
Рефлексия: Скажите, кому вы сегодня помогали? Что вам понравилось больше всего? Что было трудно?
Приходит ответ: СМС «Спасибо, что помогли отыскать винтики, теперь мы сможем починить телевизор. Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы по могли нам. Скоро вы пойдете в школу и там узнаете много интересного. А мы в благодарность за помощь дарим вам прописи, чтобы вы подготовились к школе.» Воспитатель: Спасибо за внимание.
Следите за моим блогом с помощью Bloglovin
Сегодня большое внимание в математике уделяется решению задач. Одной из наиболее важных частей Common Core Standards являются Standards for Mathematical Practice. Большинство вопросов в наших аттестациях штата требуют от учащихся применения полученных навыков. Если мы научим их только основным формулам для вычислений, они не будут знать, как использовать эти концепции для решения задач. Используйте эти советы, чтобы включить решение задач во все ваши уроки математики.
Будучи учителем третьего класса, решение задач должно быть в центре внимания. Учебная программа enVision для второго класса не включает в себя решение проблем почти так, как мне бы хотелось. Тесты третьего класса требуют гораздо больше чтения и выяснения того, что задачи просят вас сделать. Мои студенты всегда борются с этим в начале года. Вот почему я нашел множество способов включить решение задач в каждый урок математики. Используйте эти советы, чтобы ваши ученики лучше решали задачи.
Начинайте каждый урок с открытого вопроса, который использует навык, который вы будете преподавать сегодня. Дайте учащимся возможность внимательно прочитать вопрос и попытаться понять, что нужно сделать, чтобы решить проблему. Научить их читать вопрос и выделять важные части — это первые важные шаги к тому, чтобы стать способными решать проблемы.
Мои ученики знают, что я счастлив, пока они что-то пробуют. Сидеть и ничего не делать – не вариант. Они могут подчеркнуть важные слова, нарисовать картинку, чтобы решить проблему, или написать числовое предложение.
После того, как студенты несколько минут поработают самостоятельно, я предлагаю им повернуться и поговорить с партнером, чтобы поделиться своими мыслями. Затем мы обсуждаем проблему всем классом, а затем разбиваем на группы по математике.
Узнайте больше о моих группах по математике с гидом.
Огромную часть решения задач составляет знание математической лексики. У учащихся нет шансов решить множество задач, если они не знают, что означают математические термины. Во время мини-урока я стараюсь обращаться к новым словарным словам. Затем мы добавляем слова на нашу стену математических слов. Мы часто повторяем слова, и я призываю студентов использовать термины в своих математических дискуссиях и открытых ответах.
Нажмите, чтобы загрузить карточки с математическими словарями, которые я показываю на своей стене слов. Карты доступны для каждого уровня обучения бесплатно.
Наличие пошаговых инструкций действительно помогает моим ученикам решать открытые математические задачи. Если они застряли на вопросе, они смотрят на схему процесса решения проблем, размещенную в нашей математической области, и это помогает им начать работу.
У моих учеников в папках по математике также есть небольшая таблица шагов решения задач. Они обращаются к нему, когда решают задачи в классе, а некоторые из них берут его домой вечером, чтобы помочь с домашним заданием.
Загрузите бесплатную копию схемы шагов по устранению неполадок в нижней части этого поста.
Мои ученики делают 3 разных поворота для управляемой математики. Один из их центров является центром решения проблем. Здесь учащиеся отвечают на открытые вопросы, используя навыки дня. У меня есть 3 разных уровня математических групп, и я различаю центр решения проблем, чтобы удовлетворить все их потребности.
Учащиеся вместе работают в центре решения проблем. Они обсуждают вопросы и работают над ними вместе. Они объясняют свое мышление и пишут математические объяснения.
Ознакомьтесь с моей математической задачей «Хотите ли вы построить снеговика», чтобы попрактиковаться в деньгах, делении и геометрии.
Иногда учащимся нужны манипуляторы для решения задач. Я держу все свои математические принадлежности рядом с боковым столом, где мои ученики занимаются решением задач. Они знают, где что находится, и могут получить все, что им нужно. В начале года мы тратим много времени на разговоры об использовании математических манипуляций в качестве инструментов, а не игрушек.
Если ваши ученики посещают центр решения проблем и никогда не получают отзывов о том, как они справились, они не будут прилагать все усилия. Студенты должны услышать, что они сделали хорошо и что они могут улучшить.
В начале года я всегда отвечаю на открытые вопросы: «Я так и знал». Мы говорим о том, как научить кого-то еще решать задачу. Просто сказать им, что вы знали, что это совсем не поможет им решить проблему. Я много моделирую отличные открытые ответы, и студенты начинают включать мои стратегии в свою работу. Обычно я начинаю свою ротацию «Встречи с учителем» с обсуждения центра решения проблем предыдущего дня.
В начале каждого урока учащиеся вместе с вами решают задачи. Они работают со своей группой, чтобы выполнить задание в центре. Наконец, они полностью независимо отвечают на открытый вопрос в качестве билета на выход. Это покажет вам, действительно ли они могут применить свои дневные навыки.
Включение решения задач в каждый урок математики поможет вашему ученику лучше мыслить в математике. Они будут знать, как решить любую математическую задачу, с которой они столкнутся.
Посмотрите это видео, чтобы узнать, как я создал свой центр решения проблем.
Подписывайтесь на YouTube-канал «Учи без слез»!
Хотите больше советов, чтобы сделать обучение менее напряженным? Подпишитесь на информационный бюллетень «Учи без слез» ниже и присоединитесь к нашей закрытой группе в Facebook, чтобы задать все интересующие вас вопросы.
Как вы включаете решение задач в свои уроки математики?
Дайте мне знать в комментариях ниже.
Если вам понравился этот пост и вы думаете, что вашим друзьям-учителям тоже понравится, нажмите кнопку, чтобы поделиться им в своей любимой социальной сети.
Имя
Адрес электронной почты
Мы используем это поле для обнаружения спам-ботов. Если вы заполните это, вы будете отмечены как спамер.
Мы не будем рассылать вам спам. Отписаться в любое время. Работает на ConvertKit Тара учится в третьем классе и мать двоих детей. Она любит преподавать, но не любит стресс, который с этим связан. Она любит использовать подготовку, организацию и расслабление, чтобы снять стресс и получить удовольствие от обучения! Общайтесь с Тарой в Google+, Facebook, Pinterest, Instagram и Twitter!
Подпишитесь на информационный бюллетень «Учи без слез»!
При обучении через решение задач (TTP) учащиеся изучают новую математику, решая задачи. Учащиеся решают новую задачу, представляют и обсуждают стратегии решения и вместе создают следующую концепцию или процедуру в учебной программе по математике.
Обучение через решение проблем широко распространено в Японии, где учащиеся решают проблемы до того, как обучат методу решения или процедуре. Напротив, студенты в США проводят большую часть своего времени, выполняя упражнения, решая задачи, метод решения которых уже изучен.
По мере накопления математических знаний учащиеся также:
Загрузить
Обучение через решение проблем проходит через четыре этапа: 1. Понимание проблемы, 2. Попытка самостоятельно решить проблему, 3. Представление и обсуждение своей работы (выбранные стратегии ) и 4. Обобщить и поразмышлять.
Нажмите на стрелки ниже, чтобы узнать, что делают ученики и учителя на каждом этапе, и посмотреть примеры видео.
Новое обучение — это то, что учащиеся на самом деле выносят из урока, что отражено в их дневниках, их работе и идеях во время занятий, а также в выходном задании, если таковое имеется.