КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
ТЕМА: « ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»
Воспитатель: ВАНИНА. Е.В.
Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
1 Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.
2 Закрепить навык образования прилагательного от существительного.
3 Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
4 Воспитывать любовь к природе.
Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:
Пошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: За мною нагрянет зима!
(Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо).
Посмотрим от кого же это письмо?(читает)
Детский сад №4. Детям подготовительной группы
Заячья поляна пригородного леса
«Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение, пора-ли нам менять серые шубки на белые? Получилось так, что одни считают, что пора, а другая говорит, что рано. Мы не знаем. Что нам делать. Посоветуйте! Ведь менять шубки дело для зайцев не простое. »
Вопрос даже очень интересный. Мы постараемся ответить с вами на него.
Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.
Ребята, вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите какие осенние месяцы вы знаете?
Что происходит с природой осенью, назовите приметы осени?
Как называется явление, когда опадают листья?
Какого цвета листья бывают осенью?
А, сейчас поиграем в игру « С какого дерева лист»
Ребята, как можно узнать, какая погода нас ожидает сегодня?(Послушать по телевизору, посмотреть на термометр)
Какая погода бывает осенью?
– Когда идет дождь- дождливая,
-Когда дует ветер – ветренная,
-Холодно – холодная,
-Пасмурно – пасмурная,
– Сыро – сырая,
-Хмуро – хмурая,
-Ясно – ясная.
Молодцы!
Ребята, а как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды вы знаете?(ранняя, середина, поздняя)
Чем отличается середина осени от ранней осени? поздней?
ФИЗМИНУТКА
«Листочки»
Осенние листочки закружились,
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели,
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Все листочки в воздух он поднял.
Весело они летели,
И на землю сели.
У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы всех времен года. А вы хотите положить туда свои наблюдения?
В круг ребята становитесь,
Крепко за руки держитесь,
Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу.
« Коли ясно, то и осень прекрасна.
Осень идет и дождь за собой ведет.
Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.
Красна весна цветами, а осень пирогами.
Гром в сентябре- теплая осень.
Большие муравьиные кучи к мягкой зиме.
Когда гусь улетает – снег выпадает.»
Дети вы все очень хорошо говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими наблюдениями. Мне очень понравились ваши ответы. Вы много знаете об осени.
А сейчас мы с вами поиграем
Игра «Осенние слова»
Каждый из вас должен по очереди сказать по одному красивому слову об осени.
« Золотая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая»
Ребята, расскажите, как готовятся к зиме звери? Птицы?
(Звери строят норы, делают запасы. Барсуки собирают коренья, белочки делают запасы в дуплах. Зайцы начинают менять шубки, кроты и мыши собирают колоски. Птицы начинают улетать в теплые края.)
Все птицы улетают? Как мы называем птиц которые остаются?
А сейчас подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.
« Осень наступила. Листья опадают. Птицы улетают в теплые края. Насекомые спрятались. Пора вам зайцы менять шубки на белые)
Я рада. Что мы с вами нашли убедительные доказательства.
А сейчас мы с вами отдохнем, послушаем классическую музыку, которую написал П.И. Чайковский. «Осень»(дети садятся на стулья закрывают глаза)А сейчас скажите мне, что вы услышали, представили?(ответы)
У меня для вас небольшой секрет: осень прислала для нас посылку. Примите от нее послание. Осень прислала вам листочки, которые вы сможете раскрасить. (берут по листочку и садятся)
Уточнить технику и последовательность рисования.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА,
Работа детей (музыка)
А теперь все листья можно объединить в один букет.
Выставка «Осенний букет».
nsportal.ru
Конспект занятия в подготовительной группе «Осень»
Программное содержание: Формировать знание детей о признаках осени, осенних месяцах. Закреплять знание детей о деревьях, разнообразии листьев, процессы: память, мышление.
Развивать сенсорное ощущение (посылка). Развивать психические процессы: память, мышление. Воспитывать любовь к прекрасному, взаимоуважение, взаимовыручку.
Материал: картинки с изображением птиц (перелетных и неперелетных) коробок (посылка) с овощами; лук, морковь, картофель, перец болгарский, помидор; осенние листья; тополя, дуба, клена.
Дети сидят на стульчиках. Воспитатель загадывает загадку:
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает? (Осенью).
Ребята, назовите, пожалуйста, признаки осени. (На улице становится прохладно. Листопад. Часто идут дожди. Птицы улетают на юг. Люди собирают урожай овощей, фруктов, грибов и ягод).
Воспитатель: Ребята, какие вы у меня молодцы! Отгадайте еще одну загадку:
Верст не считала,
По дорогам не ездила,
А за морем бывала. ( Птица).
А какие бывают птицы? (Перелетные и неперелетные – зимующие). Ребята, давайте с вами поиграем в игру. Каждый из вас возьмет по картинке. Перелетные вы будете складывать на стол, где изображено солнце, а зимующие на стол, где нарисована снежинка. (Дети выполняют задание). После того как все картинки разложили, воспитатель проверяет и обсуждают вместе с детьми их ответы.
Воспитатель:
Месяц сентябрь — начало осени, октябрь — называется золотой осенью. Как вы думаете, почему? (На улице листопад). А ноябрь – поздней осенью. Вдруг слышаться стук в дверь.
Воспитатель открывает дверь, а там никого нет, один только коробок стоит, обклеенный листьями.
Воспитатель:
Ребята, а теперь вам я хочу предложить поиграть в игру «Сбор осенних листьев». Мы разделимся на три команды. Первая команда собирает листья клена, вторая – листья дуба, третья – листья тополя. (Дети собирают листья под музыку). После игры воспитатель проверяет правильность выполнения задания.
В конце занятия воспитатель спрашивает: «Чем мы занимались?»
Дети делают выводы.
nsportal.ru
Открытое занятие в подготовительной группе
на тему
«Золотая осень!»
Воспитатель: Золотарева Л.Н.
Тема: «Золотая осень!»(подготовительная группа)
Цели:
-Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
-Активизировать глагольный словарь по данной теме.
-Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ.
-Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
-Продолжать учить согласовывать движения с речью.
-Развивать мелкую моторику пальцев рук умение рисовать наклонные пунктирные линии.
Интегрирование по разделам: Познание, развитие речи, ИЗО.
Оборудование:
Словарная работа: разноцветные кораблики, моросит дождь, небо светло-синее, листья кружатся, укрывают землю золотым ковром.
Ход занятия:
Орг. Момент (дети под музыку забегают в зал и садятся на ковер перед экраном)
Воспитатель:
Что за гости в зал спешат
9 маленьких ребят?
Вы садитесь все сюда
Все на месте?
Дети: да-да-да!
2. Воспитатель
Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
Ответы детей (выслушиваешь 3-4 ответа, говоришь, что об этом будем говорить в следующий раз).
– Посмотрите на экран.
-Итак, о чем наш сегодняшний разговор?: (Золотая) осень.
Правильно, сегодня мы будем говорить об осени, но осень бывает разною.
– Ребята, что происходит с наступлением осени? (Осенью листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают.(Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Солнце светит, но не греет. Часто идет холодный дождь. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. В лесу появились грибы и ягоды. Люди собирают урожай. ).
3. Игра «Подбери действие».
– Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге, и он мне подарил волшебный мяч.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
– Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.
Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают и т.д.
Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т.д.
Урожай осенью — Урожай осенью убирают.
Птицы осенью — Птицы осенью улетают.
Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки
– За осенью идёт… (Зима)
– А после зимы… (Весна)
– После весны идёт… (Лето)
– А за летом наступает…(Осень)
– Потом всё повторяется в природе.
– Какие осенние месяцы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
– Назовите 2-ой осенний месяц (Октябрь)
– Назовите 3-ий осенний месяц (Ноябрь)
– Назовите первый осенний месяц (Сентябрь)
– Между сентябрем и ноябрем какой осенний месяц? (Октябрь)
Воспитатель
А как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает?
Никто? Тогда слушайте!…..
1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).
А сейчас посмотрим, как вы запомнили то, о чем я вам только что рассказала.
Ш. Игра с картинками (по 3 картинки на каждый месяц).
До занятия прикрепляешь на одежду детям круги (красные, желтые и голубые).
Обратите внимание на то, что у вас у всех на груди прикреплены круги 3-х цветов: у кого-то они красные, у кого-то желтые, у кого-то голубые. Сейчас я вам объясню задание, но выполнять его можно будет только после того, как я сосчитаю до3-х.
Задание: тем, у кого красные круги, тот выбирает себе картинку сентября; желтые – октября; голубые – ноября.
Итак, 1, 2, 3.
Дети под музыку выбирают картинки.
Проверяешь правильность выполнения задания, хвалишь. Если ребенок ошибся, спрашиваешь, почему он так решил?
4. Чтение рассказа «Разноцветные кораблики» По Д. Кайгородову
Сколько разноцветных корабликов на нашем пруду сегодня: жёлтые, красные, оранжевые — целая флотилия! Все они прилетели сюда по воздуху. Красиво покачиваясь, они опустились на воду тихо и плавно. И ещё продолжают прилетать новые. Прилетит кораблик, опустится на воду и тот час поплывёт с поднятыми парусами. Вы догадались, что за кораблики прилетели на пруд и почему они разноцветные? В какое время года бывают такие кораблики? А как вы думаете, листья какого дерева более других похожи на кораблики?
– А теперь Вика прочитает стихотворение А.С.Пушкина об осени
1. Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
– Рания тоже знает стихотворение об осени, которое написал Александр Твардовский.
2. Меж редеющих верхушек
Показалась синева,
Зашумела у опушек
Ярко-желтая листва
– Какие слова, ребята, в этих стихах вам помогают увидеть красивый осенний лес? (“В багрец и золото одетые леса, “Ярко-желтая листва”, “Желтовато-розовый” коврик из кленовых листьев.)
6.Танец с листьями под «Осенний вальс»
Давайте представим, как у нас листья кружатся.
(читает Варя)
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся. Листья собирают в букет.
– С какого дерева у вас листочки?
– Нарисуйте жилки на листьях. Давайте соберем их в букет.
– Как вы думаете почему листья осенью опадают?
Давайте обратимся к нашей энциклопедии.
7. Игра «Сороконожка».
-Встаньте в колонну и положите руки на плечи друг другу.
Дети встают в колонну друг за другом.Шла сороконожка
По сухой дорожке (дети идут друг за другом, держась за плечи)
Вдруг закапал дождик: кап!
Ой, промокнут сорок лап! (останавливаются)
Насморк мне не нужен
Обойду я лужи (идут, высоко поднимая колени)
Грязи в дом не принесу (останавливаются, трясут ручками, ножками)
Каждой лапкой потрясу
И потопаю потом,
Ой, какой от лапок гром!
– Давайте вспомним, какие бывают дожди осенью?
8. Рисование дождя штрихами.
– Посмотрите на карточки . Из первой тучки дождик моросит. Из второй дождик льет.
– Взяли правильно ручки, выпрямили спинки, рисуем красиво, неторопясь.
– Нарисуем наклонные пунктирные линии, как показано на рисунке.
Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из—за туч. Небо на картине светло-синее. Березы надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья горят на солнышке, а затем опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Некоторые листья падают прямо в речку. Кое-где виднеются зеленые деревья. Наверное, это ели. Птицы собираются и улетают в теплые края. Вся природа
10. Итог занятия (рефлексия)
– Что бы вы еще хотели узнать об осени?
Литература:
1. buslik.net/pr_urojaya/40-osennee-razvlechenie.html
2. www.kolocolchik.ru/…razrabotki…zanyatiy…osen.html
3. Детский портал «Солнышко»
4. О.С.Ушакова, Е.М. Струнина. Развитие речи детей 6-7 лет М. «Вентана- Граф» 2010г.
infourok.ru
Целевые ориентиры: Обобщить и систематизировать знания детей о сезонном явлении.
Образовательные задачи: Закрепить знания детей о характерных признаках осени. Учить находить их в природе. Уточнить представления об изменениях происходящих осенью в жизни птиц и растений. Продолжать учить различать некоторые деревья. Закрепить навык образования прилагательного от существительного. Совершенствовать умение силуэтного вырезания по заранее нарисованному контуру.
Развивающие задачи: развивать внимание и память.
Воспитательные задачи: воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе. Воспитывать эстетические качества, умение работать сообща.
Материал: картинки птиц, ватман с нарисованными стволами деревьев. Раздаточный материал – ножницы, силуэты листьев на цветной бумаге, клей, салфетки.
Цели интеграции: познание, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Способы интеграции: соподчинение
Интегрирующие факторы: тема, задачи.
ОО «Речевое развитие»: закрепить у детей речевую активность.
ОО» Познание»:: Обобщить и систематизировать знания детей об характерных признаках осени.
ОО «Художественно-эстетическое»: закрепить умение создавать прекрасное своими руками.
Ход занятия:
Орг. Момент
Ребята, давайте поиграем в игру «Кто внимательный». Сядем на стульчики после того, как услышим вежливое «Садитесь, пожалуйста».
Итак, слушайте: «Сели все», «Быстро все сели», «Садитесь, пожалуйста».
Дети садятся полукругом.
Воспитатель: Хорошо, вы любите загадки? Умеете их отгадывать? Послушайте мою загадку.
Пришла без красок,
И без кисти,
И перекрасила все листья.
Воспитатель: Про какое время года эта загадка?
Дети: Осень.
Воспитатель: хорошо. Осень прекрасное время года, у неё есть три периода, какие?
Дети: Ранняя, золотая, поздняя.
Воспитатель: молодцы, а какие осенние месяцы вы знаете?
Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: правильно. Что происходит с природой осенью, назовите приметы осени?
Дети: С деревьев начинают опадать листья, птицы улетают на юг, чаще идёт дождь, солнце не так уже греет, дни становятся короче.
Воспитатель: Правильно. Птицы начинают улетать в октябре, а вы знаете какие птицы улетают первыми?
Дети: Стрижи и ласточки
Воспитатель: правильно, а почему?
Дети: С наступлением холодов насекомые пропадают.
Воспитатель: молодцы. Чуть попозже улетают журавли и грачи, потому что они могут питаться ягодами и зерном.
Воспитатель: Последними улетают гуси, утки, лебеди. А вы знаете почему?
Дети: Пока водоемы не замерзли, корма им хватает
Воспитатель: А вы знаете что птицы летят по разному?
Журавли летят клином, утки – прямым фронтом, гуси – косяком,а маленькие птички не любят порядка, поэтому летят большой стаей.
Воспитатель: Как мы называем птиц, которые улетают в теплые края? (Перелетными).А птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие).
Воспитатель: Как мы можем помочь зимующим птицам?
Дети: Развесить кормушки и подкармливать птиц.
Воспитатель:
Смотрите, ребята, какие красивые и разные листья принесла нам осень. Давайте посмотрим, с какого дерева этот лист (с дуба, значит он (дубовый,а этот (с берёзы)значит он (берёзовый)А ещё у нас есть лист (клёна)значит он (кленовый)
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы поиграем в игру: «Какая погода бывает осенью» Я говорю предложение,а вы должны ответить одним словом. Погода бывает какая? (воспитатель по очереди передаёт листок детям и они дают ответ)
-Когда идет дождь – дождливая,
-Когда дует ветер – ветреная,
-Холодно – холодная,
-Пасмурно – пасмурная,
– Сыро – сырая,
-Хмуро – хмурая,
-Ясно – ясная.
А как называется природное явление, когда опадают листья с деревьев?
Дети: Листопад
Воспитатель: Ребята, что бы красота осеннего листопада могла нас долго радовать, предлагаю вам сделать его у нас в группе, а поможет нам в этом аппликация. У нас три вида листьев и три разных дерева нарисованы на ватмане. Стволы каких деревьев у нас нарисованы? Предлагаю вам выбрать листок, вырезать его по контору и приклеить к нужному стволу дерева и под деревом. И у нас получиться настоящий листопад. Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила работы с ножницами.
– Ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить
– Ножницы нельзя оставлять в открытом виде
– Нельзя проводить руками по открытым лезвиям ножниц, они острые и можно поранится
– Ножницы нельзя передавать лезвиями вперед
– Ножницы нельзя держать лезвиями вверх или по направлению к себе, можно наткнутся и пораниться
– Ножницами нельзя вырезать на ходу
– А теперь разомнем наши пальчики и начнем вырезать листочки.
Пальчиковая гимнастика: «Осенью»
Разбросала осень листья,
(делают волнообразные движения ладонями)
Разукрасила их кистью.
(делают плавные взмахи ладонями вверх- вниз)
Мы в осенний парк пойдем,
(шагают пальцами обеих рук)
В букеты листья соберем.
(скрещивают ладони с растопыриванием пальцев)
Лист кленовый, лист с осинки,
Лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист
(поочередно загибают листья, начиная с большого, на обеих руках одновременно на каждый лист)
На дорожку спрыгнул вниз.
(звонко хлопают в ладоши)
(И. Михеева)
(Дети выполняют работу под музыку).
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Ребята мне так понравилось, как вы сегодня старались, были внимательными, хорошо выполняли все задания. Посмотрите какой красивый получился листопад. И осень приготовила для вас подарки. (Воспитатель раздает яблоки.)
blog.dohcolonoc.ru
Тема «Осень».
Образовательные цели:
Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе.
Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами (дубок, березка), сложными словами (листопад).
Расширение представления о переносном значении слова (золотая осень).
Совершенствование грамматического строя речи (подбор однородных определений, согласование существительных с прилагательными в роде, падеже, числе).
Совершенствование навыков слогового анализа слов и чтения предложений с пройденными буквами.
Учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, используя в речи эпитеты.
Развивающие цели:
Развитие всех органов чувств.
Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством всех органов чувств, связной речи, логического мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации движений.
Воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности, ответственности.
Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование:
Корзинка с разноцветными листьями разных деревьев,
мольберт,
репродукции картин русских художников,
бумажные листья с написанными на них предложениями,
контейнеры с фишками для анализа предложений,
серия сюжетных картинок.
Предварительная работа:
Наблюдение за изменением окраски листьев деревьев на прогулке в парк и во время обзорной экскурсии по городу, подбор определений: золотой, золотистый, алый, багряный, пунцовый, лимонно-желтый.
Заучивание названий осенних месяцев на занятии по ознакомлению с окружающим.
Повторение упражнений общей артикуляционной гимнастики.
Разучивание стихотворений об осени.
Работа над общими речевыми навыками.
Конспект занятия по теме «Осень»
1. Организационный момент. (Объявление темы занятия. Создание эмоционального фона. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами.)
Воспитатель встречает детей в дверях группы с корзинкой в руках. Корзинка наполнена разноцветными листьями разных деревьев. Воспитатель поднимает корзинку па уровень лиц детей и предлагает им понюхать осенние листья, а затем просит детей выбрать каждому по одному листочку и пройти с ним к столу.
Воспитатель: Первым сядет тот, кто вспомнит название дерева, с которого упал взятый им листок, и назовет это дерево ласково (березка, дубок, тополек, осинка).
Дети выполняют задание педагога и по очереди садятся за стол.
Воспитатель: Молодцы. Вы справились с моим заданием. Положите свои листочки на стол. Расскажите, какие они на вид, на ощупь, как они пахнут. Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какие осенние листья?»
Дети: Осенние листья разноцветные, резные, гладкие, прохладные, душистые.
Воспитатель: Верно. Увядающие осенние листья очень вкусно пахнут. Сегодня мы с вами продолжим разговор об осени, о том, почему осень называют золотой, узнаем, какие периоды различают у осени, чем они отличаются друг от друга.
2. Беседа об осени с опорой на личный опыт детей. (Расширение представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Формирование представления о переносном значении слова (золотая осень). Совершенствование грамматического строя речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже, числе).
Воспитатель рассыпает на столе оставшиеся в корзинке листья.
Воспитатель: Какой месяц осени заканчивается? (сентябрь) Какой месяц наступит после него? (После сентября наступит октябрь). Какой месяц завершает осень? (Завершает осень ноябрь).
Воспитатель: Правильно. Сентябрь обычно называют ранней осенью. Начало октября, первые десять дней этого месяца, называют золотой осенью. А время со второй половины октября до конца осени называют поздней осенью. У этих периодов осени много отличий. Например, ранней осенью часто бывает тепло, как летом, особенно днем в солнечные дни. Помните, на прошлой неделе во время утренней прогулки было так тепло, что Анна Владимировна разрешила вам снять курточки. Хотя по вечерам и ночью уже достаточно холодно. Что за явление вы могли наблюдать вчера и сегодня утром, идя в детский сад?
Дети: Утром на улице был туман.
Воспитатель: Расскажите, каким он был.
Дет: Туман был густым, белым, плотным, сырым.
Педагог: Правильно. Такие холодные густые туманы — одна из примет ранней осени, когда дни теплые, а ночи холодные. Ранней осенью еще много цветов, дозревают фрукты и овощи, листья на деревьях только начинают менять окраску. Еще не исчезают многие насекомые, перелетные птицы только начинают готовиться к отлету в теплые края. Затем начинается самый красивый период осени, золотая осень. Посмотрите на листья, рассыпанные на столе, и подумайте, почему осень называют золотой.
Дети: Листья на деревьях становятся разноцветными: красными, желтыми, алыми, багряными. Когда смотришь на осенний лес или парк издалека, он кажется золотым.
Воспитатель: Правильно. Мне очень понравилось объяснение, которое вы дали. Золотой осенью тоже бывают ясные солнечные и довольно теплые дни. Травы золой осенью тоже меняют свою окраску, желтеют и начинают засыхать. Меньше становится цветов. Постепенно исчезают насекомые. Перелетные птицы начинают отлет. А когда лес потеряет листву и деревья станут голыми, наступит поздняя осень, самая грустная пора, когда уже нет цветов, засохли травы, спрятались насекомые, улетели птицы. Этот период осени самый холодный, почти без солнечных дней, с частыми дождями и холодными ветрами.
3. Воспитатель смахивает листья в корзину и раскладывает на столе репродукции картин русских художников.
Воспитатель: Посмотрите на картины русских художников и определите, на которой из них изображена ранняя осень, на которой – золотая осень, на которой – поздняя осень. Можете посовещаться, а потом расставьте картины на мольберте именно в таком порядке (выполняют).
Воспитатель: Что ж, вы меня порадовали, отлично выполнив задание. Действительно, на картине А. Грицая «После дождя. Осень» изображена ранняя осень, на картине «Осень» художник А. Лентулов изобразил золотую осень, а картина В.Попкова так и называется «Поздняя осень». Что помогло вам правильно выполнить задание? Расскажите.
1-й ребенок. На первой картине художник нарисовал дождливый осенний день. Небо серое, покрытое облаками. На дороге грязь и лужи. Но листья на деревьях и трава еще зеленые. Только кое-где начинает проглядывать желтизна. Поэтому я подумал, что это ранняя осень.
2-й ребенок. На картине «Осень» мы видим деревья, покрытые золотыми листьями. Кажется, что они горят на солнце. Эту картину можно было назвать «Золотая осень».
3-й ребенок. На третьей картине мы видим почти голые деревья, серые холмы, на которых засохла трава, серое небо. Художник изобразил самую грустную осеннюю пору — позднюю осень.
Педагог. Вы очень хорошо сумели объяснить свой выбор. Я горжусь вами!
4. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Кактус».
Воспитатель: Ребята, посмотрите вот на эти картинки. Сейчас мы будем составлять рассказ по ним (сначала проводится беседа, затем 3-4 ребенка выходят к доске и составляют рассказ).
5. Пальчиковая гимнастика
6. Артикуляционная гимнастика.
7. Игра «Что делает?» Педагог берет в руки мяч.
Воспитатель: Давайте продолжим разговор об осени и поиграем в игру «Что делает?» Я буду называть предмет или объект и бросать мяч. Вы будете ловить мяч, перечислять, что он делает, и возвращать мяч мне. Дождь…(идет, льет, моросит, заливает, стучит по крыше). Ветер.. (дует, воет, гудит, срывает). Листья.. (краснеют, желтеют, опадают, кружатся, устилают). Птицы..(собираются в стаи, улетают, кричат, прощаются).
Воспитатель: Молодцы!
8. Работа в тетради.
Воспитатель: Откройте тетради. Что вы видите в ее верхней части?
Дети. Букву Й, изображения йогурта и йода.
Воспитатель: Верно. Раскрасьте большую и маленькую буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?
Дети. Зеленый, потому что Й – мягкая согласная буква. (раскрашивают).
Воспитатель: Теперь подумайте, как правильно раскрасить картинки, и раскрасьте их. (Дети выполняют задание).
Воспитатель: Положите цветные карандаши и возьмите простой карандаш, давайте напишем букву Й. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я напишу сверху вниз одну длинную палочку, потом рядом с ней вторую длинную палочку, затем снизу вверх слева направо короткую палочку и, наконец, сверху напишу кусочек кружка. Напишите четыре больших буквы и четыре маленьких по точкам.
9. Окончание занятия «Осень». (Оценка работы детей.)
Воспитатель предлагает детям рассказать о том, что они делали сегодня, с каким звуком и какой буквой познакомились, какие игры и упражнения им понравились, кто занимался лучше всех, а кому нужно быть активнее и внимательнее.
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение гимназия №44
города Сочи
Конспект открытого занятия
в подготовительной группе
«Осень»
Подготовила:
Воспитатель: Спорышева Ольга Петровна
Дата проведения: 15.10.2015
Место проведения: муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение гимназия №44 города Сочи подготовительная «А» группа
infourok.ru
Интегрированное занятие в подготовительной группе “Осень”.
Интегрированные образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.
Цель: Обобщить представления детей об осени и осенних явлениях.
Задачи:
Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Предварительная работа: заучивание стихотворений, пословиц о осени; чтение рассказов и сказок об осени; отгадывание загадок; сезонные наблюдения в природе; рассматривание репродукции картины на тему «Осень»; слушание музыкальных произведений о осени; просмотр презентации на тему «Осень», изготовление кормушек совместно с родителями; рисование осенних пейзажей.
Оборудование. Карточки с изображением животных и птиц. Цветная бумага, клей, ножницы, цветная бумага. Мяч.
ХОД ЗАНЯТИЯ
В: Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?
(Осенью)
В: Молодцы, правильно. Сегодня мы будем говорить о осени. Пока мы с вами отгадывали загадку, осень украли. Вот посмотрите, письмо нам оставили.
ПИСЬМО
Я злой волшебник, заколдовал и забрал в своё царство Осень. Если вы выполните все задания, я ее верну.
В: Ребята, нам нужно обязательно вернуть Осень, ведь жизнь без весны на земле невозможна. Ребята, а здесь есть подсказки как вернуть Осень. Мы поможем Осени вернуться к людям?
В. Назовите признаки осени в живой и не живой природе:
Вот какие есть признаки осени в неживой природе.
Зимой основные осадки – это снег. А осенью начинает идти дождь и снег тоже выпадает.
Признаки осени в живой природе.
Растения, птицы, животные, насекомые, люди.
В. Молодцы с этим заданием мы справились. Теперь мы с вами разделимся. Каждый возьмёт из этой коробки карточку и подойдёт к столу на котором лежит такая же геометрическая фигура, что и на карточке (квадрат, прямоугольник, треугольник).
1. Листья какого дерева желтеют одними из первых?
Ответ: листья берёзы
2. Какой день длиннее: летний или осенний?
Ответ: летний
3. Кто автор этих строк?
«Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит…»
Ответ: Николай Алексеевич Некрасов
4. Как вы считаете, основная уборка урожая осуществляется летом или осенью?
Ответ: осенью
5. Что собирают осенью?
Ответ: овощи, фрукты, грибы, ягоды (клюква, брусника). Убирают злаковые культуры: пшеницу, рожь, ячмень. Собирают лекарственные растения, а также красивые осенние листья
6. Какой бывает осень?
Ответ: золотой, дождливой, унылой, урожайной, тёплой, солнечной
7. Какие сказки про овощи, фрукты вы знаете?
Ответ: русская народная сказка «Репка», сказка Джанни Родари «Чиполлино»
• листок-листочек
• Ветка-веточка
• Капля – капелька
• Трава – травка
• Дождик – дождичек
В. Какие мы с вами молодцы. Со всеми заданиями, которые нам задавал злой волшебник, мы справились. Но он нас обманул, он не сдержал свое слово, вот какой он коварный. Как же нам быть. Ведь без осени не наступит зима. А мы его так ждем.
В. Чтоб осень вернулась к нам, мы сегодня с вами сделаем вот таких замечательных ежиков.
nsportal.ru
Занятие в подготовительной группе «Милая Осень»
Задачи:
Образовательные:
· обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках
· уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме
· закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека
Развивающие:
· развивать внимание, память
· улучшать общую моторику и координацию движений
· развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы
Речевые:
· отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений
· активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, рябина, лиловый, золотой, багряный; перелетные, зимующие
· обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные
Воспитательные:
· воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы
· воспитывать чувство любви к родной природе
· воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным
Дидактический материал: кукла Петрушка; иллюстрации и картины с изображением осенних пейзажей, осенних работ, изменений в животном мире; предметные картинки по теме «деревья», «птицы; листочки с дидактическим упражнением «Вершки-корешки» на каждого ребенка, цветные карандаши; дидактические игры: «Времена года», «Животный мир», «С какого дерева листок», «Назови листок»
Предварительная работа:
Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, печатанье осенних листьев. Рисование на тему «Золотая осень»; дидактические игры.
Методы и приемы, использованные на занятии:
• информационно – рецептивный метод,
• словесный метод,
• наглядный метод,
• практический метод,
• игровой метод.
Ход занятия.
Звучит классическая музыка. П.И.Чайковский «Осень». Занятие начинается в познавательном уголке рядом с выставкой детских рисунков и поделок из природного материала.
Ребята, отгадайте загадку:
Он с бубенчиком в руке,
В сине – красном колпаке.
Он веселая игрушка,
А зовут его… Петрушка
Сегодня к нам в гости пришёл Петрушка, и мы ему расскажем, что мы знаем про осень. – Ну, что, ребята, расскажете? Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор П.И.Чайковский так и назвал: «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное. У нас прошел конкурс рисунков «Золотая осень», вы знаете о ней стихи, песни и загадки, мы очень много наблюдали за осенними изменениями, мастерили поделки из природного материала. Думаю, вам есть, что рассказать.
– Чтобы не запутаться, предлагаю всем подумать: о чем бы вы хотели рассказать нашему гостю? О чем будем говорить сначала? Потом? Вам помогут схемы-подсказки.
Неживая природа
Растительный мир
Животный мир
Неживая природа осенью.
– Когда приходит осень?
– Какие осенние месяцы вы знаете?
– Что мы относим к неживой природе? (К неживой природе мы относим явления природы, такие как осадки, облачность, ветер, долгота дня, погода.)
– Назовите признаки осени в неживой природе?
Подробнее, расскажите, каким становится день? (Осенью день становится короче, а ночь – длиннее.
– Почему погода становится прохладной? (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной) – Какие осадки характерны для осени? (Чаще идут дожди, поздней осенью, в октябре у нас на Севере, даже выпадает снег.)
– Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни? (По утрам бывает туман или заморозки иногда лужи, покрытые тонкой корочкой льда).
Саша, ты хочешь что – то добавить? (По утрам, на траве, я замечал капельки росы, когда я иду по улицам – сыро, слякоть.)
Петрушка: «Ой, как скучно!»
Да, Петрушка! Осень – унылая, но разноцветная пора.
Знаменитый русский поэт – А.С.Пушкин написал про осень много стихотворений.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы…
Ребята! А чтобы не было скучно Петрушке, мы попросим его помочь собрать листочки.
Дидактическая игра «С какого дерева листок? ( Дети собирают разбросанные на полу листочки. Мила – клёна, Марго – берёзы, Диана –рябины,Матвей– тополя, Петрушка-осины.) Молодцы, правильно.
Ой, Петрушка, разве это листья осины? Давайте поможем Петрушке собрать правильно листья.
Петрушка: «Спасибо. Ребята, теперь я запомнил!. А я предлагаю поиграть в мою любимую дидактическую игру « Назови листочек». Я называю дерево, а вы называете какой листочек.
дуб – дубовый
клён – кленовый
осина – осиновый
рябина – рябиновый
берёза – берёзовый
тополь – тополиный
калина – калиновый
Молодцы! Правильно
Растительный мир осенью
Дети рассаживаются на стульчики в познавательном уголке.
– Продолжаем наш рассказ. О чем будем говорить теперь? (мы будем говорить о растениях.)
– Что мы относим к растительному миру? (К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы, цветы, грибы.)
– Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему? (Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не недостаточн.,листья меняют свой цвет и начинается листопад.)
Руслан, Шахла, что еще интересного вы можете добавить о листьях? (загадка о листьях.)
Летом вырастают зелёными,
А осенью опадают желтыми.
Под ногами лежат,
Зашагаешь — шуршат,
Яркие, цветные,
Краешки резные.
– Что же меняется в жизни трав и цветов? (Трава пожухла, засохла, потому что стало холодно и не хватает солнечного света.)
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Ветер северный подул
(подуть на пальцы)
С-С-С все листочки с липы сдул
(с-с-с)
Полетели, закружились и на землю опустились.
(ладони зигзагами плавно опустить на стол)
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – 2 раза,
(постучать пальцем по столу)
Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил.
(постучать кулачками по столу)
Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил,
(плавные движения вперед-назад кистями)
Одеялом их накрыл.
(ладони крепко к столу)
Животный мир осенью
– Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообразного. (смена картин)
– Кого мы относим к животному миру? (К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых, земноводных.)
– Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.)
– Даниил, ты хочешь что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые.)
– Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.)
– что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.)
– А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными.)
– А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.)
– Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком,и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.)
– Верно. Такие птицы называются оседлыми. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.
Дидактическаяигра «Улетают – не улетают»
Дети встают около стульчиков.
Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.
Ворона, грач, галка, голубь, ласточка, воробей, утка, скворец.
– Молодцы! Очень внимательны.
Петрушка: «Отгадайте загадку!»
Болтлива птичка – спору нет,
Расскажет новость и секрет!
Красива с виду, белобока
Кто? – Длиннохвостая… (сорока)
Эта птица перелётная или зимующая?
Человек осенью
– Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? Как ты считаешь, Влад? (Мы будем говорить о заботах человека осенью.)
– Конечно. Петрушке, наверняка, не терпится узнать, чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые. Вы можете ему рассказать, как мы трудимся осенью? (выставляются картины)
– Какие работы выполняются в садах? – А в садах? (Нижнюю часть деревьев белят известью, чтобы их не погрызли зайцы. Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают, чтобы они перенесли морозы и дали на следующий год хороший урожай)
– Саша, какие еще работы выполняются в саду? (Еще осенью в садах собирают урожай: яблоки, груши, картофель копают и морковь.)
– Саша ., что ты можешь добавить? (загадка о капусте)
– А как трудятся в деревне, на полях? (В селах убирают оставшийся хлеб, с полей убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. Убранные поля удобряют и вспахивают. На вспаханные поля высеивают семена озимой ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.)
А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику, дяде Фёдору, чтобы стало чисто.)
– Кто хочет добавить? (Мамы и бабушки делают заготовки на зиму: варенья, компоты, соленья, маринады.)
– Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд.
Дидактическое упражнение «Вершки-корешки»
– У вас на столах лежат цветные карандаши и листочки с заданием. Необходимо обвести зеленым цветом те овощи, у которых мы употребляем в пищу вершки, т.е. листья, зелень. Красным цветом – корешки. И синим цветом те овощи, у которых мы съедаем и то, и другое.
Мы приглашаем нашего гостя Петрушку поиграть с нами.
Каждый постарался на славу! Петрушка, тебе понравилось трудиться вместе с ребятами?
-Петрушка, подумай и скажи: обо всем ли мы рассказали, что задумывали? Ничего не упустили?
– Чьи ответы тебе понравились больше всего: у кого из ребят они были самыми полными и правильными?
– Спасибо за хорошую работу. Приходи ещё к нам в гости.
nsportal.ru