Загадка про прялку – Публикации Прялка и веретено

Публикации Прялка и веретено

Прялка и веретено – музейные предметы. Инвентарные номера: СкШ-31 и СкШ-93.

Весьма устойчивая традиция рисует «примерных», то есть домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси, чаще всего занятыми за прялкой. Прялки пришли к нам из далёкой древности. Это был исконно женский труд – прясть пряжу. «Пряслице» – так называлась прялка в Древней Руси. С осени до Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы и липы.

Веретёна изготавливали из сухого дерева, предпочтительно из берёзы. Длина веретена могла колебаться от 20 до 80 сантиметров. Один или оба конца его заострялись; недаром существует характерное слово «веретёнообразный» – веретено имеет эту форму и «голое», без намотанной нити.

Чтобы нить не рвалась, была длинной, на веретено надевали пряслице – маленький грузик с отверстием. На верхнем конце иногда устраивалась «бородка» для завязывания петли. Скрученная нить затем подматывалась на веретено и захлестывалась петелькой на его верхнем конце, чтобы не разматывалась и не соскакивала.

У всех славянских и финно-угорских народов Восточной Европы прядущие тянут нить из кудели левой рукой, а правой – вращают веретено. На Кавказе и в средней Азии поступают наоборот.
Любопытно, что пальцы левой руки, дёргающие пряжу, как и пальцы правой руки, занятые веретеном, приходилось всё время смачивать слюной.

Об одной из прялок народом сложена загадка, которую современной молодёжи уже не разгадать: «На липе сижу, сквозь клён гляжу, берёзой трясу» Из липы, дерева мягкого и тёплого, делают донце, на которое садилась пряха, в донце вставлялся гребень из клёна, а из берёзы точили веретёнце.

Лопасти (лопати) прялок украшались резьбой и раскрашивались. Такие прялки представляют собой поистине произведение искусства. В старину в некоторых местностях прялки расписывались в той же технике, что и иконы. Доска покрывалась тонким грунтом из мела и клея. В настоящее время у бабушек сохранились разъёмные прялки, но без украшений. А у нас в музее есть раскрашенные прялки, при изготовлении которых применялось для изготовления шейки точение.

На иллюстрациях к разным сказкам девушек часто изображают с прялками: Сказка о царе Салтане, Морозко, Метелица, Спящая царевна. У профессиональных художников на картинах прялка тоже встречается часто. Я выбрала работы русского портретиста Тропинина Василия Андреевича. Он родился крепостным. Может быть, поэтому в его работах прядут и простые девушки, и боярышни.

У Леонардо да Винчи есть картина «Мадонна с прялкой». На ней прялка представляет собой крест. Прялки, которыми пользовались наши прабабушки, и которые в ходу до сих пор, состоят из трех частей: донца, шейки и лопати.

Недавно к нам в музей приходила баба Фая. Она учила нас прясть. Конечно, мы не научились, но зато сейчас представляем, что это за работа. А раньше девочки уже в 6-7 лет начинали прясть по-настоящему. Пряли обычно осенью и зимой. Но в Рождество не пряли. На Рождество прялку убирали в чулан или на чердак, чтобы «нечисть не заплевала».

Весной прядение заканчивалось. В последний день Масленицы девушки, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок.

О прялке и веретене сложено много пословиц и загадок.

Загадки о прялке и веретене

• Пляшу по горнице
С работою моею,
Чем больше верчусь,
Тем больше толстею.
(Веретено)
• Верчусь, верчусь – не потею,
Только более толстею.
(Веретено)
• Стригли, щипали, а после чесали,
Чисто, пушисто – к доске привязали!
(Шерсть)
• По локоть мохнато, по локоть голо, по локоть под сиденье ушло.
(Прялка)
• Я пушистый, мягкий, круглый,
Есть и хвост, но я не кот,
Часто прыгаю упруго,
Покачусь — и под комод.
(Клубок)

Пословицы

У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
Какова пряха, такова на ней и рубаха.
Прялка не Бог, а рубаху даёт.
Прялка не волк — в лес не убежит.
Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом.
Не ленись прясть, хорошо оденешься.
Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь.
Девку веретено одевает.
Девка прядет, а бог ей нитку дает.
Женатого с посиделок веретеном гонят.
Кривое веретено не выпрямишь.
На кривом веретене немного добудешь.

Это интересно

После свадьбы деверь, который неотлучно ходил с невестой и охранял её, дарил ей расписанную прялку в качестве оберега.

У русских для лечения детей от ночного плача и от испуга клали под колыбель мальчику топор, а девочке — прялку.

Чтобы вылечить бессонницу у девочки, под матицу с приговором втыкали прялку с куделью или веретеном.

2016 год.

muzey-skatshkola-kammr.eduface.ru

Конспект “Загадки русской избы” – Публикации – Мой успех

2.Сообщение темы

Хозяйка. Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи.
Горница у меня небольшая. Да красивая какая! На убранство поглядите. Да про всё мне расскажите!

Хозяйка. Много лет назад, люди жили в домах, которые назывались (избами).
Раньше не было многоэтажных домов, и у каждого человека была своя изба.Это был дом деревянный, срубленный из бревен.
Кто из вас помнит, из какого дерева строили на Руси избу? (из сосны или ели). В избу вели деревянные ступеньки.

Хозяйка: Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки; ткали, вышивали, плели лапти, ткали кудель с помощью веретена. Хозяйки содержали свои избы в чистоте.
Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.

Что же значит название Красный угол?
В красном углу находился и стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи. Вот так жили люди раньше!

Хозяйка: Скажите,пожалуйста, что вы видите в избе?

Образ русской печки хорошо нам всем знаком. А для чего нужна печка?

Дети: В печи готовится еда, печётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы. А ещё печь нужна для обогрева жилища.

Хозяйка: Но это ещё не всё, что « делала» русская печь много-много лет назад. Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев. В каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе и горшки, чугунки, ухваты. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей.
В старину любили русские люди почаёвничать, т.е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.
Обязательно в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества ещё не было, девушки пряли, пели песни, играли в народные игры.

Давайте и мы поиграем в русскую народную игру: «Игра с ленточкой»

Считалка.

Катилось яблоко:

Мимо сада,

Мимо огорода,

Кто его поднимет, тот и выйдет

Игра с ленточкой

ВышлаНастя погулять

Стала друга выбирать

Стала друга выбирать (подружку )

Кому ленточку отдать

Поклонись, поклонись, да за ленточку держись.

Хозяйка А сейчас давайте вспомним о предметах быта русской избы.

Стоит жилище
деревянные бочища,
Внутри печь да дрова
это русская… (изба).

И помогут нам в этом загадки:
Стоит толстячок,
Подбоченившись бочок,
Шипит и кипит –
Всем пить чай велит.
/Самовар/
В избе – изба,
На избе – труба,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идёт.
/Печь/
Черный конь
Скачет в огонь.
(Кочерга.)
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдает,
А сам на отдых идет.
(Ухват.)
То назад, то вперед,
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – продырявит
(Утюг)
В лесу родился,
В руках крестился,
На ногах умер.
(Лапоть.)
Тело бело,
Душа льняная,
Маковка золотая.
(Свеча.)
Синее море,
Стеклянные берега,
Плавает утка,
Горит голова.
(Керосиновая лампа.)

Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят… (лапти).

Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло.
Держит ведра… (коромысло).

Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит… (чугунок).

Прялка – предмет народного быта, орудие труда на котором пряли нитки.

Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Прядением, как правило, занимались девушки. Без прялки невозможно представить быт русского человека, Прялка была и орудием и оберегом. При помощи прялки получали нити, которые затем использовали для изготовления одежды. Ручное прядение было медленным, малопроизводительным.

Чтобы приготовить себе приданное, девушка начинала прясть с 6-8 лет. . Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой или росписью. Прялка становилась гордостью ее владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Сейчас многие из этих прялок хранятся в музеях нашей страны.

Хозяйка. Скажите, а такие куклы у вас есть?

– Как вы думаете, из чего они сделаны?

– Посмотрите, на этих кукол, скажите, они отличаются друг от друга? Чем? А чем они похожи? Что у них общего?

– Правильно, эти куклы отличаются друг от друга. У современных кукол есть лицо, а тряпичных и соломенных кукол лица нет. Также они отличаются материалом, из которого изготовлены. Современные куклы изготовлены из пластмассы, а эти куклы из соломы и ткани.

– Сегодня я расскажу вам и покажу, как создавалась первая игрушка-кукла.

– Посмотрите, перед вами куклы – самоделки. Как вы думаете, почему они так называются? (Ответы детей).

– Это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки для своих детей. Изготавливали игрушки из подручного материала: соломы, бересты, тряпки, мочалки.

– Подручный, это значит материал, который всегда под рукой.

– Куклы в основном делались из мягких материалов – шерстяных, льняных тканей, ниток, хлопка, мочала.

– Давно–давно были вот именно такие куклы.

Куклы делились на 3 группы: обрядовые, игровые, куклы – обереги.

Ребята, а как вы думаете, почему называют кукла-оберег?

Кукла-оберег, это, кукла, которая оберегала человека от несчастья.

Куклу-оберег наряжали, но никогда ей, ни рисовали лицо. По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла навредить.

Как вы думаете, называлась такая кукла без лица? (Ответы детей).

Таких кукол называли «безликая». Обратите внимание куклы на картинках, все «безликие».

Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия.

Вы хотите иметь куколку – оберег? Тогда делу время, потехе час! Не зря так говорят у нас. Хватит, дети, забавляться, пора делом заниматься.

Дети: Название «красный» означает «красивый», «хороший» и «светлый».

Дети перечисляют: печь, сундук, скамейки, столы, лапти и другие

Чтобы печь, готовить

Дети слушают звуки, как горят дрова

Дети пластмассовые

Эти куклы из кусков ткани

кукла, которая оберегала человека от несчастья.

uspeh-konkurs.ru

“Анфиса-рукодельница. Закрепление знаний по изученным темам”

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формировать представление о культуре народного творчества;
  • познакомить с традиционными обычаями зимних посиделок;
  • развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, логическое мышление;
  • расширить словарный запас учащихся;
  • закреплять умение делать звукобуквенный анализ слов;
  • учить словообразованию.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

1. Гимнастика для рук “Кулачки-ладошки”

Сам себе я помогу и здоровье сберегу:
Сяду прямо, не согнусь, за работу я примусь.

Есть у любого два кулачка,
Хлопнул один по другому слегка.

Ну, а ладошки не отстают,
Следом за ними весело бьют.

Кулачки быстрее бьют,
До чего стараются!

А ладошки тут как тут –
Так и рассыпаются.

Кулачки давай сердиться,
Громко хлопать стали.

И ладошки-баловницы
Тоже не отстали…

2. Подготовка тетради к работе:

Двадцать первое декабря. Вторник. Классная работа.

II. Введение в тему урока

1. На доске – часть стихотворения – устно перечислить орфограммы.

На завалинках, в светёлке
Иль на брёвнышках каких,
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели

И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.

…………………………………
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по”сусекам”
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить:
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить!

2. Словарная работа:

  • Зава’линка – земляная невысокая на’сыпь вдоль наружных стен избы;
  • Светёлка (устар.) – небольшая комната, обычно в верхней части жилья;
  • Посиде’лки (устар.) – зимняя вечеринка молодёжи в деревне;
  • Лучи’на – тонкая длинная щепка;
  • Небосво’д – то же, что небо;
  • Хорово’д – русская народная игра – движение людей по кругу с пением и пляской;
  • Горе’лки – русская народная игра, в которой стоящий впереди ловит других участников, убегающих от него поочерёдно парами;
  • Быт людей – повседневная жизнь;
  • Сусе’ки – отделения в ла’ре – в большом деревянном ящике для хранения муки;
  • Досу’г – свободное от работы время.

– Как понимаете строки стихотворения: эти посиделки были праздником души?
– Какой призыв звучит в конце стихотворения? Что значит – возродить посиделки?

III. Сообщение темы урока

Сегодня наш урок посвящён народному празднику. 21 декабря по христианскому календарю – день Анфисы-рукодельницы.

На доске:

Анфиса-рукодельница

– Какие орфограммы в этом словосочетании вы видите?
– В каком из этих слов букв столько же, сколько и звуков?
– А в каком слове звуков меньше, чем букв? Почему?
– Поделите это слово на слоги: ру-ко-дель-ни-ца
– Объясните значение этого слова. (Рукодельница – искусница в рукоделии; искусница – умеющая, хорошо знающая своё дело; рукоделие – ручной труд – преимущественно женский – шитьё, вязание.)

IV. Работа по теме урока

1. Письмо с комментированием: подбор рифмованных слов

– Сегодня необычный праздник. Праздник этот ремесла, домашнего очага.

Праздник не безделья, а искусного рукоделья!
А как шили-вышивали, так и песни напевали.
Песни пели от души, песни были хороши!
Весело поётся – весело прядётся.

2. Отгадывание загадок:

– Послушайте внимательно, отгадайте загадки, а отгадки вы найдёте на этой выставке (прялка, веретено, чесало, пряжа).

Стригли, щипали, а после чесали,
Чисто, пушисто – к доске привязали! (Прялка)

– Что это чистое да пушистое к доске привязано? Конечно, шерсть! С овечки её остригли – после расщипали, а после?.. (Чесали)
Чесали, чесали – вот так пушисто расчесали!

– Другая загадка о прялке.

По локоть – мохнато, (шерсти пучок, как раз локоток)
По локоть – голо, (дальше – голая доска, не длиннее локотка)

По локоть – под себя ушло (скамейка).

3. Словообразование:

Прялка – прядь – пряха – прясть – пряжа – прядение – прядильня

прялка – приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью;
прядь (спец. термин) – скрученная нить;
пряха – женщина, занимающаяся ручным прядением;
прясть – скручивая волокна, делать нити;
пряжа – нити, полученные прядением;
прядение – от слова”прясть”ручное, машинное;
прядильня (устар.) – прядильная фабрика или мастерская.

4. Загадка о веретене:

– Чем оно больше вертится, тем толще становится. (Показ веретена.)

5. Немного о прядении

– Начну я самого начала.

– Как из белых мхов, из того ли сруба дубового
Вытекала речка тихоструйная.
Как из белой-то кудели да из долгого льна,
Да с того ли донца расписного
Выпрядала девица тонкую нить,
Нитку тонкую, нитку прочную…

Веретено – главная вещь в девичьем рукоделии. Деревянное, тонкое, изящное. У каждой девушки было своё веретено. А вот делал веретено либо отец для дочери, либо парень для любимой девушки.

Подарил мне батюшка чудо-веретёнышко, серебряное донышко.
Нитка белая бежит, веретёнышко дрожит.
Ты вертись, моя вертушка, дорогая мне игрушка,
Мне и весело, и жарко, я-то день-деньской кручу,
Нитки тонкие сучу и тихонечко пою…

Аудиозапись песни “Веретёнце” – 3,5 минуты.

V. Физминутка

Изобразить несколько движений пряхи.

VI. Работа по теме урока (продолжение)

– Вот так пели песни девушки и женщины, собираясь в долгие зимние вечера в одной избе на посиделки. Рассаживались по лавкам и принимались за рукоделие. Веретено знай крутится, а на веретено нитка ложится.
Работали раньше день-деньской, и даже вечером, когда на улице уже было темно. В печке огонь зажигали, весело поленья трещали в печке. В переднем углу свете’ц ставили, лучину зажигали.

Светец – девичья отрада (радость). Светец – деревянный (или железный).
Столбик с рогатиной наверху. Поэтому светец ещё и козой называли. В рогатину вставляли лучину, рядом со светцем обязательно ставили посудину с водой, чтобы рассыпающиеся искры не подпалили пол или стены. Светец украшала резьба. Глядели девушки на этот светец и мечтали о своём будущем.

6. Работа с мини-текстом (у каждого учащегося)

– В старину вечерами избы освещались горящими лучинами, которые вставляли в железную подставку – свете?ц. Словно высокий сказочный цветок, стоял светец на изогнутых ножках. Кованый, чёрный…
А каким украшением был в доме! Зажгут осиновую лучину… Уютно, светло. Можно и шерсть прясть. И ребятишкам есть дело: менять лучины, догоревшие в кадку с водой бросать.

– Чем в старину освещали избы?
– Что такое светец?
– Как выглядел светец?
– Что можно делать при лучине?

7. Работа в парах

Логическое задание: что ярче светит? На каждой парте комплект картинок: лампа настольная, солнце, прожектор, свеча, люстра. Задание: разложить карточки в порядке усиления освещения: свеча, настольная лампа, люстра, прожектор, солнце.

– На такие посиделки парни тоже приходили, работу с собой приносили. Кто лапти плёл, кто у’пряжью конской занимался.
А что еще делали на таких посиделках? Пели песни, игры играли. Не только веселились, но и друг к другу присматривались, су?женого себе искали. Парни смотрели не только на девичью красу, на работу обращали внимание: быстра ли, умела ли в женских делах хло?потных. По спряденной ниточке и характер определяли. Если нитка тонкая да ровная, значит, девушка спокойная, рукодельная. Если нитка вся в узлах, рвётся часто, то и нрав у девушки непокладистый (несговорчивый, неуступчивый).

Что за диво посиделки на Руси!
Так и хочется и вас, детишек, пригласить.
Вечерком зимой студёной
В тёплый дом зайти с поклоном
Да совета у сердечка попросить!

– А совет простой – беречь пляски и песни народные, слово русское хранить, потому как в этом скрыта душа народа. Я хочу, чтобы каждый из вас хранил в душе своей любовь и уважение к своим истокам, передавая своим будущим детям и внукам любовь к России.
Спасибо за работу на уроке, и в знак благодарности каждому из вас подарю для раскрашивания рисунок девушки с прялкой.

VII. Домашнее задание

– Написать отзыв об уроке в виде небольшого сочинения, но помните: в тексте должны быть три части – вступление, основная часть, заключение.

16.12.2005

urok.1sept.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Конспект организованной образовательной деятельности “Знакомство с предметами быта:прялка, веретено” (“Приобщение к основам русской народной культуры и быта”)

Конспект организованной образовательной деятельности

«ЗНАКОМСТВО С ПРЕДМЕТАМИ БЫТА:
ПРЯЛКА, ВЕРЕТЕНО»

(открытое занятие для родителей)

Интеграция образовательных областей:

Образовательная область «Познание». Цель: познакомить детей с предметами  крестьянского быта: прялкой, веретеном.

Образовательная область «Коммуникация».  Цель: активизировать в речи слова:прялка, веретено,  ухват, рушник, самовар, кадка, лапти, люлька, рубель и др.

Образовательная область «Социализация». Цель: прививать интерес к культуре родного народа, народным традициям, обычаям гостеприимства, русскому фольклору, русским народным играм,  вызвать атмосферу радости от общения с прошлым.

Образовательная область «Физическая культура». Цель: развивать двигательную активность.

Образовательная область «Чтение художественной литературы». Цель:

вызвать желание самостоятельно исполнять знакомые инсценировки, обогащать словарь пословицами, поговорками, загадками, потешками.

Образовательная область «Музыка». Цель: способствовать стремлению петь протяжно, чётко произносить слова.

Материалы и оборудование:  аудиозаписи с русской народной музыкой; «уголок русской избы» с предметами быта, деревенской утварью, полович-

ками, имитация  русской печи, люлька; русские  народные  костюмы; корзин-

ка– копилочка; ленточка; пироги .

Предварительная работа: знакомство с предметами быта, обычаями и традициями на других занятиях в « уголке русской избы»;  чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание  загадок;

слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр ( «Заря –заряница», «Горелки» , «Клубок» и др.)

Ход (в «уголке русской избы»):

Хозяйка сидит  у прялки и прядёт пряжу, качая колыбель и напевая песню.

Хозяйка:

Я пряду, пряду кудель,

Я качаю колыбель.

Прялка, прялка не гуди,

Мою Настеньку не буди.

Ты тянись, тянись мой лён,

Ты сойди на Настю, сон.

Баю, баю, баю, бай,

Сонных глаз не размыкай!

(В зал под р.н.м. входят дети с Варварой, одетые в русские народные костюмы).

Хозяйка: Здравствуйте! Милости просим! Рады гостям, как хорошим вестям!

Дети: Мира, счастья, здоровья вашему дому!

Хозяйка: Не толпитесь на крылечке, проходите ближе к печке. Рассаживайтесь поудобнее. В тесноте, да не в обиде. Проходите да хвастайте – какими судьбами.

Варвара:  Вот привела к тебе ребят. Пусть, думаю, поглядят, чему-нибудь поучатся.

Хозяйка: В прошлый раз я много чего рассказывала, много всего показывала. И хочу  всем вам, ребятки, загадать сейчас загадки. Кто отгадку скажет  – пусть её покажет.

Загадки:

1.На стене висит, болтается,

Всяк за него хватается  (рушник).

2.Кто в избе рогат?  (ухват).

3.Стоит попадья, двумя поясами подпоясана (кадка).

4.Стоит толстячок, подбоченивши бочок

Шипит и кипит, всем пить чай велит (самовар).

5.Обувь немудрёная, но зато народная и душе угодная (лапти).

6.Не шит, не кроен, а весь в рубцах.

По скалке катается, одежда выпрямляется (рубель).

7.Без рук, без ног во все стороны кланяется (люлька).

Хозяйка: В люльке Настенька спит, может кто из вас покачает?

(Девочка садится возле люльки и качает).

Хозяйка:  А сегодня расскажу я вам о прялке и веретенце.

Раньше в крестьянской  избе начинали прясть с детства. Прялка была в деревне в каждом доме и считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Долгими зимними вечерами  пряли с их помощью пряжу.

Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. Прялку – подарок бережно хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению.

Вот и эта прялочка досталась мне от моей  прабабушки. А украшена она была городецким узором. Много лет прошло, много на ней пряли, а красивый узор ещё виден. (Рассматривают).

Состоит прялка из донца, на котором сидят, лопасти и ножки-стояка. К ло-

пасти привязывали  кудель. Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала  нить из кудели (волокнистого пучка льна или шерсти) на веретено.

Веретено – конусообразная палочка, выточенная, украшенная.

(Рассматривают).

Хозяйка: Послушайте загадочку: «Чем больше я кручусь, тем толще становлюсь». Догадались, что это?

Дети: (отвечают).

Хозяйка: Есть такая пословица: «Не велико веретено, а всех одевает оно».

Из напряденных льняных нитей ткали холст, а затем шили одежду. Сегодня на таких прялках прядут шерсть на носочки, варежки.

Дети: А можно нам попробовать попрясть пряжу?

Хозяйка: Конечно, мои милые, конечно, мои хорошие.

(Дети пробуют прясть, хозяйка объясняет: пряжу нужно скручивать пальцами, наматывать на веретено).

А чтобы работать было веселей – пели песни. Ниточка прядётся, а песенка поётся.

Русская народная песня «Прялица»

                                          Позолоченная прялица,

Мы прядём, а нитка тянется,

Мы прядём, а нитка тянется,

 Нам работа наша нравится…

Варвара: О  чём же поведала сегодня Хозяюшка? С какими старинными предметами быта познакомила?

Дети: (отвечают).

Варвара: А мы припасли для тебя, Хозяюшка, забавушек на всякий вкус.

                   Кому – хоровод, кому – игру, кому – потешечку.

Как у наших ворот

Собирался народ,

Собирался народ

На весёлый хоровод!

Заведём нашу, нижегородскую!

Хозяйка:   Да и я,пожалуй, встану

                    От ребяток не отстану.

Хоровод «На горе-то калина».

Варвара: Есть у нас с собой корзинка – копилочка.

                  Мы всё запоминаем и в копилку собираем.

(Достаёт из корзинки предметы, дети обыгрывают потешки).

Обыгрывание русских народных потешек:

Чаша.

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу.

 Прилетели две тетери-

                                                Поклевали, улетели.

Лошадка.

    Ваня, Ваня – простота

          Купил лошадь без хвоста.

                                                 Сел задом наперёд

И поехал в огород.

Морковка.

В огороде заинька,

   В огороде серенький

  Он капустку грызёт,

 Он марковку берёт.

Скок,скок, поскок-

Побежал во лесок.

Хозяйка:  Ребята играют, меня потешают.

Дети:  А в русские народные игры играть будем?

Варвара:  В какие?

Дети: Давайте в «Горелки» или «Заря – заряница».

(Дети считалкой выбирают  водящего).

Считалка

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы собрались поиграть,

К нам сорока прилетела,

И тебе водить велела.

Русская народная игра «Заря – заряница»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – Заря – ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые –

За водой пошла.

 С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится Зарей. Игра повторяется.

 Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.

Хозяйка:  Шутки, прибаутки, веселье!

                   А у меня есть вкусное угощение.

                   Пироги капустные

                   Очень даже вкусные.

«Не красна изба углами, а красна пирогами»      (пословица)

(Хозяйка выносит на подносе пироги).

                 

                  Берите, не стесняйтесь,

                  Пирогами угощайтесь!

Дети: Благодарствуем, Хозяюшка.

Варвара:  Спасибо, Хозяюшка, за хлеб – соль да пироги знатные.

                   За учение уму – разуму.

                   А нам пора с вашего двора.

(Звучит р.н.м. Дети выходят из зала).

nsportal.ru

Загадки про рукоделие | ПараФраз детворе

Веретено, пряжа

Вертится, вертится и никуда не дойдет. (Осетинская)

Верчусь, кручусь и толстею. (Белорусская)

Жужжит, жужжит, а с места не улетит (Русская)

Маленький, сухонький весь мир одевает. (Русская)

Серая овца жиреет до того, что встать не может. (Калмыцкая)

Сколько раз крутится, настолько и вырастет. (Абхазская)

Фрр вверх, фрр вниз, к вечеру пузатый. (Молдавская)

Чем больше бегает свинка, тем больше толстеет. (Латышская)

Вязание пятью спицами

Из пяти прутиков хату ставят, а все прутики целы. (Белорусская)

Пять братьев забор плетут.(Гагаузская)

Пять братьев строят мост из волос. (Армянская)

Пять мальчиков играют в догонялки. (Хакасская)

Пять сестер один домик строят.(Русская)

Пятью бревнами хату строят, весь пяток остается. (Латышская)

Четыре брата в тюрьме, пятый ходит выручать. (Латышская)

Четыре лошади в конюшне, пятая вокруг конюшни ходит. (Карельская)

Игла

Водится в земле, живет в платье, умирает в руке. (Армянская)

Всех одела, а сама голая ходит. (Марийская)

Маленькая, как мизинчик, а всех одевает. (Белорусская)

Маленька, светленька, больно кусаюсь. (Русская)

Ног нет, а ходит, есть ухо, а не слышит.(Украинская)

Одежонку всем дала, а сама голым-гола.(Узбекская)

Одноглазая старушка все умеет делать. (Хакасская)

Одноглазая труженица узоры вышивает (Ненецкая)

Сама прямая, а глаз косой. (Армянская)

Стройная девица весь свет одевает. (Литовская)

Игла с ниткой

Борода больше себя (Хакасская)

Есть у меня лиса, 1000 гор и ущелий пройдет, а хвост все равно виден.(Армянская)

Железная голова, портяной хвост. (Белорусская)

За синей коровой идет белая. (Хакасская)

Змейка, которая волочит за собой ремень. (Татарская)

Конь стальной, хвост льняной. (Русская)

Кто протыкает клювом и зашивает хвостом? (Молдавская)

Птичка-невеличка с льняным хвостом сквозь стенку перелетывает.(Карельская)

Сама маленькая, тоненькая, а коса длинная. (Узбекская)

У одной собаки хвост пеньковый. (Чувашская)

У серебряного коня длинный хвост. Что это? (Эвенская)

Утка ныряла, ныряла и хвост потеряла. (Русская)

Ухо есть, а не слышит, без.глаз, без ног, а ходит и за собой водит.(Украинская)

Клубок ниток

Круглый, без углов, за хвост не подымешь. (Белорусская)

Крутосто-вертосто, на нем крестов сто. (Украинская)

Легко, кругло, а за хвост не поднять (Русская)

На одном месте мотков двести. (Русская)

Первый конец в животе, а другой на верхнем кольце; чтобы первый конец достать, надо все кольца снять.(Белорусская)

Наперсток

Гора корявая.(Эвенкийская)

Как зовется тот щиток, что хранит пальцы и ноготок? (Русская)

Круглая гора,что ни шаг, то нора. (Белорусская)

Мал, мал домик с сотней окон. (Латышская)

Маленькая избушка вся в дырах (Русская)

Маленькая головка, 1000 глаз. (Ногайская)

На маленьком холме маленькая птица. (Осетинская)

На одной яме 100 ям с ямкой. (Русская)

Одна гора вся в дырах. (Хакасская)

Пять человек одну железную шапочку имеют. (Нанайская)

Свая из мяса, шапка железная.(Армянская)

У десяти человек одна шапка. (Якутская)

У маленькой вещи 99 глаз (Калмыцкая)

У одной овцы сто глаз. (Хакасская)

Нитку вдевать

Безвкусную вещь лижет десять раз. (Калмыцкая)

Одна подружка пролезла другой в ушко. (Литовская)

Пять человек один железный шест тащат. (Ногайская)

Пятеро держат, двое суют, двое глядят. (Белорусская)

Тычу, потычу, ночью не вижу, дайте-ка счастья я днем попытаю. (Русская)

Ножницы

Два брата друг перед другом похваляются. (Армянская)

Два братца, одно сердце. (Русская)

Два брата одну работу делают. (Марийская)

Два ворона друг друга клювами хватают. (Шорская)

Два ножа два кольца. (Нанайская)

Два орла клювами друг друга хватают. Что это? (Эвенская)

Две утки где пройдут, там и стены рвут. (Молдавская)

С той и с другой стороны две собаки друг друга грызут. (Абазинская)

У одной мыши два хвоста (Казахская)

Прясти пряжу

На березе сижу, сквозь клен гляжу, деда за бороду щиплю. (Украинская)

Один стог сена 10 овец щиплют. (Марийская)

Пять зайцев щиплют сено в стоге, пять зайцев удирают от стога. (Карельская)

Пять овец стог подбирают, а пять прочь отбегают. (Украинская)

Пять овечек к стожку подбежали, сенцо ощипали, съели не в себя. (Русская)

Пять овечек стожок скребут, а пять дорожкой бегут. (Белорусская)

Сяду на хвост, а руками бороду дергаю. (Русская)

deti.parafraz.space

День прялки | Страна Мастеров

         7 октября (24 сентября по старому стилю) отмечали день Фёклы Заревницы.
Фекла Заревница, Запрядальница. Есть два толкования слова «заревница» – от слова «зарево», «пожар», что случается во время молотьбы, и от слова «заря». Начинают по утрам молотить хлеб. Топится печь в овине для сушки снопов. Последний день сбора царя грибов – боровика. С Феклы Заревницы дни быстро убегают, ночи темнеют, а зори становятся багряными. “День убегает лошадиным скоком”. Много желудей на дубе – к теплой зиме и плодородному (хлебному) лету. На Феклу женщины старались хоть немного попрясть: это сулило удачу в домашних делах. Русский народ верил, что на Феклу все, что завяжешь, — не развязать. То есть крепким счастье будет, а свадьба — доброй. Поэтому в этот день часто играли свадьбы (http://calendareveryday.ru/modul/index.php?id=narodn/10/7)

      Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. У восточных славян пуповину новорождённой девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку. Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, а та, которая упадет с прялки, не доживет до осени. По верованиям восточных славян, нечистая сила (кикимора, домовой, русалка, ночница и др.) прядет тогда, когда прялка оставлена на ночь (или на праздник) с неоконченной куделью или без благословения. Иногда, оставляя прялку на ночь, произносили оберег: «Хозяюшко домовой, не трогай моей прялочки, пусть она тут лежит», а веретено убирали. Сама прялка могла восприниматься как атрибут нечистой силы или её заместитель. Девушки верили, что если не допрясть кудели накануне Рождества, то прялка придет за ними в церковь при венчании, если оставить прялку с куделью на ночь или на праздники, то прялка будет преследовать, пугать, танцевать рядом. Верили, что, если ночью привидится кикимора с прялкой на лавке, быть в той избе покойнику, если ударить прялкой девушку, то ей попадется плохой муж или плохие свёкор со свекровью, а если ударить прялкой ребенка, то он заболеет.

У русских для лечения детей от ночного плача и от испуга клали под колыбель мальчику топор, а девочке — прялку; чтобы вылечить бессонницу у девочки, под матицу с приговором втыкали прялку с куделью или веретеном. 

А вот пословицы и поговорки о прялке и прядении
У ленивой пряхи и про себя нет рубахи
Прялка не Бог, а рубаху дает
Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом
Не ленись прясть, хорошо оденешься

Вот такая непростая и интересная прялка

Материал взят отсюда http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%FF%EB%EA%E0
Спасибо всем, кто заглянул!

stranamasterov.ru

НОД воспитателя с детьми: “Ниточки из прошлого”.

Данные об авторе

Автор(ы): 

Антонова Надежда Николаевна

Место работы, должность: 

МБДОУ д/с5

Регион: 

Тамбовская область Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: 

дошкольное образование

Уровень образования: 

начальное общее образование

Целевая аудитория: 

Воспитатель

Целевая аудитория: 

Классный руководитель

Предмет(ы): 

Внеклассная работа

Цель урока: 

1. Приобщать детей к богатому культурному наследию русского народа.

            2. Знакомство с жизнью и бытом русского народа: прялкой, веретеном и с тем, какое место они занимали в жизни женщины.

Задачи:1. Воспитывать интерес  и уважение к народным  традициям, истокам русской культуры.

             2.    Развивать интерес к старинным играм , забавам.

             3. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

Используемое оборудование: 

Веретено, прялка, пряжа.

Краткое описание: 

На занятие дети играли, воспитатель познакомила с народными традициями, играми.

                 Занятие « Ниточки из прошлого».

«Без прошлого нет настоящего, без настоящего  нет будущего».

                  

Цели:1. Приобщать детей к богатому культурному наследию русского народа.

            2. Знакомство с жизнью и бытом русского народа: прялкой, веретеном и с тем, какое место они занимали в жизни женщины.

Задачи:1. Воспитывать интерес  и уважение к народным  традициям, истокам русской культуры.

             2.    Развивать интерес к старинным играм , забавам.

             3. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

Активизация словаря: печь, изба, веретено, прялка и т. д.

Воспитатель. Дорогие ребята! Я предлагаю вам, отправится в гости в « русскую избу». А отправимся в путешествие по старинному русскому  обычаю в лошадиных упряжках, с бубенцами. (отправляются в путь, подъезжая стучатся.)

Хозяйка. (звучит русская – народная песня).

          Светит, светит месяц

          Высоко, не низко.

           Где же гости дорогие

           Далеко ли? Близко.

Слышу, слышу бубенцы. Это гости пожаловали ко мне. (подходит к двери.)  

Хозяйка.    Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать в русскую избу. Рада гостям, как добрым вестям. Добро пожаловать!  Всех приглашаю,. со всей душой встречаю. Проходите, гости!  Гостю почёт, хозяину – честь!

Ребёнок. Дома сидеть ничего не высидишь. Решили мы на людей посмотреть и себя показать.

Хозяйка. (приглашает всех присесть, дети садятся.)

            Удобно ли вам, гости дорогие?

             Всем ли видно? Всем ли слышно?

             Всем ли хватило место?

Дети.     (да.)

Хозяйка.   В моей избе уютно и тепло. Давно вас поджидала, праздник не начинала. Да не просто вас ждала, а готовилась к встрече с вами.

              Давно я припасла для вас забавушек на всякий вкус: кому правду, кому сказку. И ещё мои друзья угощенье испекла.

Хозяйка.   Как вы думаете ,что я для вас приготовила?

Дети.          Пирожки.

    Хозяйка.  Издавно на Руси встречали гостей с пирогами и чаем.  Вот такой самовар всегда для гостей чаёк подогревал.     А я гостей встречаю. Вкусным, пышным караваем. (дети встают в круг исполняют песню «Каравай»).

    Хозяйка.          Вот какой замечательный получился у нас каравай.

Воспитатель.Дети, давайте  с вами вспомним в какой вам знакомой сказке шла речь о самоваре и чаепитии.

Дети:  «Муха – Цокатуха».

Воспитатель.Правильно, дети.

 А кто может рассказать эту сказку?

(Дети рассказывают сказку).

Воспитатель.Молодцы.

Воспитатель.Но сегодня я хочу вас познакомить с предметами  быта русской избы: «прялка» и «веретено». Так повелось на Руси, что не одно орудие труда, не было, столь необычным по форме и не украшалась с такой любовью как прялка. Прялка была в каждой русской избе. Раньше в крестьянской семье начинали прясть с детства. Прялка была одним из самых распространённых и почитаемых предметов в доме. Отец заказывал для своей дочери ко дню свадьбы в подарок прялку у лучшего деревенского мастера. Прялки передавались из поколения в поколения .

Давайте сейчас подойдём поближе и рассмотрим прялку.

(Дети смотрят на прялку, воспитатель рассказывает про прялку).

Воспитатель.Русская прялка состоит из стояка с гребнем и лопастью, к которому прикрепляется кудель. А так – же донце, на которую садится пряха.

Красота форм, узоров и красок на прялке радует глаз. Просто удивляешься мастерству простого человека сделавшего эту прялку.

Прялка и веретено служат для изготовления пряжи, для того , чтобы вязать изделия (носки, варежки и т.д.).

Веретено – древний инструмент женского рукоделия, который неуклонно следовал за прялкой (показать веретено).

На веретено наматывается нить, когда жужжит и крутиться.

Воспитатель.Дети, кто из вас хочет посидеть за прялкой или покрутить веретено.

(Дети подходят  садятся за прялку и крутят веретено, потягивая шерсть из кудели).

Воспитатель.Понравилось вам, дети сидеть за прялкой и крутить веретено?

Дети.Да

Прялка и веретено были необходимыми житейскими принадлежностями, так – же оберегали от злых сил и неурядиц.

Воспитатель.А сейчас я хочу загадать вам загадку. Попробуйте отгадать, что это может быть.

Загадка.Чем больше я верчусь, тем больше я толстею. (Веретено).

Воспитатель.    Дети, я  вам предлагаю  поиграть в игру «Волшебный клубочек».

(Предлагаю детям несколько клубочков ниток, при разматывание которых ребята находят сюрприз, спрятанный в клубочке).

Хозяйка.    На Руси люди вечерами собирались и  любили играть, танцевать в свободное время. Вот и мы сегодня вспомним, в какие игры играли наши предки.

Игра: «Золотые ворота».

Игра: «Молчанка»

Чок ,чок, чок,

Зубки на крючок.

Кто словечко скажет,

Тому в лоб щелчок!.

Воспитатель.Вот и подошла наша встреча к концу. Ох и здорово мы повеселились, поиграли, но надо и честь знать.

Ребёнок.       Мы славно гуляли , на празднике нашем

                      Нигде не видали  мы праздника краше!

Хозяйка.  Дети , а сейчас я предлагаю давайте встанем в круг, образуем хоровод, покажем свои ладошки, потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (тепло). Вот это тепло мы подари всем присутствующим в нашем зале.

Хозяйка.  – Ну, что, ребятки , понравилось у меня в гостях?  А что  вам больше всего понравилось?  Что вы нового  узнали, посетив русскую избу.

Ну, что ж дорогие  дети, не торопитесь.   Ведь не красна  изба углами, а красна пирогами.  И я вам на дорожку испекла пирогов.

www.openclass.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *