Слайд 1
Два конца, Два кольца, По средине гвоздь. Явился в жёлтой шубке: – Прощайте, две скорлупки!Слайд 2
Загадки
Слайд 3
Загадка – не просто развлечение и даже не только средство развития мыслительных способностей. Загадки Загадка – один из жанров народного творчества, заключающийся в иносказательном, часто в поэтической форме, описании какого-либо предмета или явления.
Слайд 4
Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека, — они требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически.
Слайд 5
У всех древних народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода — охотники. Чтобы выдержать испытание на зрелость, мальчику нужно было доказать свою физическую силу, ловкость, мужество — убить огромного хищника, выдержать боль. А ум, знания, сообразительность он должен был проявить в отгадывании загадок.
Слайд 6
У древних греков и германцев, как говорят предания, загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Согласно легендам и преданиям, не отгадавший загадки расплачивался жизнью.
Слайд 7
Запрещалось загадки загадывать не вовремя, например – летом и днем. Это вызывало напасти.
Слайд 8
В сказках девушки выходят замуж за того, кто сумел отгадать ее загадки. Или выходят из трудных ситуаций сами, отгадав загадки. Загадки в сказках
Слайд 9
В русских сказках Василиса-премудрая, Кот Баюн, Баба-Яга и другие персонажи часто загадывают загадки героям.
Слайд 10
Виды загадок О людях О явлениях природы О разных предметах О животных профессии характер Названия (мама, девочка …)
Слайд 11
Художественные особенности: Слово точное, яркое, характеризующее предмет и называющее его признаки Ритмический рисунок Рифма
Слайд 12
По тёмному небу рассыпан горошек Цветной карамели из сахарной крошки, И только тогда, когда утро настанет, Вся карамель та внезапно растает
Слайд 13
Цветное коромысло над рекой повисло.
Слайд 14
Скатерть бела, все поле одела. Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками.
Слайд 15
Сидит девица в темнице, а коса на улице.
Слайд 16
Загадки придумывают люди и по сей день . Любая загадка — это замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа. Они составляются в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной.
Слайд 17
Три основных типа Перечисление признаков загаданного предмета Открытое сравнение (форма, цвет, величина предмета, действие). Сравнение (метафора)
Слайд 18
Составь загадку сам! что/кто что делает/для чего нужен на что похоже (метафора)
nsportal.ru
В классе проводится игра “Космическое путешествие” на протяжении года. Для проверки готовности к космическому путешествию была создана данная презентация. В презентации один слайд загадка, второй…
Открытый урок по русскому языку «Что такое загадка? Учимся сочинять загадки» ( по учебнику М.С.Соловейчик )Методическая разработка открытого урока русского языка во 2 классе в форме презентации….
презентация к сборнику “Её Величество Загадка” (образовательные возможности загадки)ВведениеКнига, которую вы держите в руках, предназначена для педагогов родителей, и детей, желающих не только научиться отгадывать загадки, но и поупражняться в рассуждении, доказательстве выдвигаемых…
Видеоурок. Тема “Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос…
Видеоурок. Тема “Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос…
Видеоурок. Тема “Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос…
Видеоурок. Тема “Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос…
nsportal.ru
Слайд 1
Загадки Автор: Крылова Маргарита Валерьяновна, учитель начальных классов МБОУ « Арабосинская ООШ» Урмарского района Чувашской РеспубликиСлайд 2
Загадка – не просто развлечение и даже не только средство развития мыслительных способностей. Загадки Загадка – один из жанров народного творчества, заключающийся в иносказательном, часто в поэтической форме, описании какого-либо предмета или явления.
Слайд 3
Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека, — они требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически.
Слайд 4
У всех древних народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода — охотники. Чтобы выдержать испытание на зрелость, мальчику нужно было доказать свою физическую силу, ловкость, мужество — убить огромного хищника, выдержать боль. А ум, знания, сообразительность он должен был проявить в отгадывании загадок.
Слайд 5
У древних греков и германцев, как говорят предания, загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Согласно легендам и преданиям, не отгадавший загадки расплачивался жизнью.
Слайд 6
Запрещалось загадки загадывать не вовремя, например – летом и днем. Это вызывало напасти.
Слайд 7
В сказках девушки выходят замуж за того, кто сумел отгадать ее загадки. Или выходят из трудных ситуаций сами, отгадав загадки. Загадки в сказках
Слайд 8
В русских сказках Василиса-премудрая, Кот Баюн, Баба-Яга и другие персонажи часто загадывают загадки героям.
Слайд 9
Виды загадок О людях О явлениях природы О разных предметах О животных профессии характер Названия (мама, девочка …)
Слайд 10
Художественные особенности: Слово точное, яркое, характеризующее предмет и называющее его признаки Ритмический рисунок Рифма
Слайд 11
По тёмному небу рассыпан горошек Цветной карамели из сахарной крошки, И только тогда, когда утро настанет, Вся карамель та внезапно растает
Слайд 12
Цветное коромысло над рекой повисло.
Слайд 13
Скатерть бела, все поле одела. Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками.
Слайд 14
Сидит девица в темнице, а коса на улице.
Слайд 15
Загадки придумывают люди и по сей день . Любая загадка — это замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа. Они составляются в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной.
Слайд 16
Три основных типа Перечисление признаков загаданного предмета Открытое сравнение (форма, цвет, величина предмета, действие). Сравнение (метафора)
Слайд 17
Составь загадку сам! что/кто что делает/для чего нужен на что похоже (метафора)
nsportal.ru
МОУ Калёновская
средняя
общеобразовательная
школа
Библиотека
2013год
Всех важней она в загадке
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
МЫШКА
Из русской народной сказки «Репка»
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети?
СЕМЕРО КОЗЛЯТ
Из русской народной сказки «Волк и семеро козлят»
Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит
всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.
СКАТЕРТЬ _
СКАТЕРТЬ – САМОБРАНКА
Из русских народных сказок
Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнем,
И светло вокруг, как днем.
ЖАР – ПТИЦА
Из русских народных сказок
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Покатился по деревне
И женился на царевне
ЕМЕЛЯ
Из русской народной сказки «По щучьему веленью»
ИГЛА
Он разбойник,
он злодей,
свистом
Он пугал детей.
СОЛОВЕЙ – РАЗБОЙНИК
Из русских народных сказок
И зайчонок,
и волчица-
Все бегут
к нему лечиться.
АЙБОЛИТ
Из сказки К.И. Чуковского «Айболит»
Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный.
Какой?
СТУПА
Из русских народных сказок
Убежали от грязнули
Чашки, ложки
и кастрюли.
Ищет их она, зовёт
И в дороге слёзы льёт.
ФЕДОРА
Из сказки К.И.Чуковского «Федорино горе»
Туфелька
Из сказки Шарля Перро
«Золушка»
У золушки с ножки
Свалилась случайно.
Была не простою она,
А хрустальной.
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил
КРАСНАЯ ШАПРОЧКА
Из сказки Шарля Перро «Красная шапочка»
ЧИПОЛЛИНО
Он в Италии родился,
Он своей семьей
гордился.
Он не просто
мальчик – лук,
Он надежный,
верный друг.
Из сказки Джанни Родари «Приключения Чиполлино»
Над простым моим вопросом
Не потратишь много сил.
Кто мальчишку
с длинным носом
Из полена смастерил?
ПАПА КАРЛО
Из сказки А.Н.Толстого «Золотой ключик,
или приключения Буратино»
МОЛОДЦЫ!
Спасибо за игру
lusana.ru
Урок 5. загадки,пословицы и поговорки
I. Мотивация (само-определение) к учебной деятельности
Словесный метод. Методические приемы: слово учителя
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и учебного оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.
Тут затеи и рассказы,
Игры, шутки – всё для вас!
Пожелаю вам удачи –
За работу, в добрый час!
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
II. Подготовка к основному этапу занятия.
Представление песни
(инсцени-
ровка).
Знакомство с потешками (см. ресурсный материал)
Словесный метод, аудирование.
Методические приемы: вопросы учителя, беседа.
Работа
в парах
Обращает внимание учащихся на то, о чем песня, какие слова использовал народ, как песню надо исполнять.
Знакомит учащихся с потешками.
– Какое ощущение возникло у вас?
– Как вы думаете, когда уместно применить потешку?
– Какие из этих потешек вам были знакомы?
– А теперь выучим одну из потешек. Возьмите руку друг друга и, водя по ладошке указательным пальцем, приговаривайте:
Сорока-белобока, кашку варила,
На порог скакала, гостей созывала.
Гости не бывали, кашки не едали.
Всё своим деткам отдали.
– Как назвал народ сороку?
– Какое назначение у этой потешки?
Проверка домашнего задания: исполняют песни, которые они подготовили дома.
Работают в группах: каждая группа читает свою потешку и пробует инсценировать.
Заучивают наизусть одну из потешек.
Отвечают на вопросы, слушают ответы
III. Постановка учебной задачи
Словесный метод.
Методические приемы: сообщение учителя, диалог. Инсценировка
– Вспомните, что такое устное народное творчество?
– Какие жанры устного народного творчества вам уже знакомы?
– С каким видом фольклора мы будем знакомиться на уроке?
Слушают учителя. Отвечают на вопросы, сохраняя логическую последовательность, объясняют, доказывают
IV. Усво-
ение новых знаний и способов действий.
1. Работа
по учебнику (с. 20–
21).
2. Знакомство с прикладным искусством
Словесный метод.
Методические приемы: чтение,
беседа
– Прочитайте потешку.
– Что вы почувствовали, прочитав эту потешку, какие ощущения возникли?
– Когда её могли исполнять?
– Можете ли вы сказать, что эта потешка относится к фольклору? Почему?
– Какая главная особенность потешки?
Потешка обращается к маленькому ребёнку, поэтому в ней особые слова – с уменьшительно-ласкательным значением.
– Подтвердите словами из текста. Какие слова помогли вам это доказать? Какие слова можно выделить?
– Рассмотрите поделки мастеров народного творчества. В чём их особенность?
– Предположите, как они создаются
Читают текст потешек, отвечают
на вопросы учителя. Объясняют смысл назначения потешки, по возможности объясняют её происхождение
Физкультминутка
Выполняют движения
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(итог)
Словесный метод.
Методический прием: беседа
– Какую учебную задачу решали на уроке?
– Какой вид работы понравился больше?
Почему?
– О чём хотели бы узнать подробнее? Почему? Какое назначение у потешки? (Позабавить ребёнка.)
– Составьте линию сравнения на тему «Русская народная песня и потешка»
Отвечают на вопросы учителя.
Работают в тетрадях, составляют линию сравнения
VI. Закрепление знаний и способов действий.
Работа
по учебнику (с. 21)
Практический метод.
Работа в парах, в группах. Беседа
– Прочитайте песенку-прибаутку. Ответьте на вопросы.
– Разыграйте в парах прибаутку.
– Какие слова с уменьшительно-ласкательным значением вы запомнили?
Выполняют задания
Домашнее задание
Словесный метод.
Методический прием: объяснение учителя
Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания.
Проверяет соответствующие записи: с. 20–
21, заучивание наизусть
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи
infourok.ru
Составление загадок
УВК№1 им.К.И.Щёлкина
г.Белогорск
БУЛЫГИНА Л.Н.
ДЕВИЗ УРОКА :
Любознательная пытливость
создала
загадку
ЗАГАДКА
краткое сообщение, предположение, описание, с указанием некоторых признаков, по которым надо определить название предметов
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком
ПЧЕЛА
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадёт в ловушку
И комар, и мушка.
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А водой не знается .
На зелёной ножке тонкой
прошуршал Ветерочек
у дорожки шарик Вырос
И шар этот растаял
На зелёной тонкой ножке
Вырос шарик у дорожки
Ветерочек прошуршал
И растаял этот шар
Дятел в чёрном жилете
На голове красная шапочка
Носом, как топором, постукивает
В чёрном жилете
Красная шапочка
Носом, как топором
На хвосте сидит
в
Чёрный жилет,
Красный берет,
Нос,как топор,
Хвост,как упор
1.Можно ли использовать слово белка?
2. Какие важные признаки знаем о белке?
3.Похожие признаки
– У какого зверька такая шёрстка?
– Как скачет белка?
4. Рифма
1 группа медведь
2 группа заяц
3 группа растение
4 группа по выбору
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
литература
multiurok.ru
2 | Актуализация знаний. Словесный, практический. Словарная работа. | 5 мин. | – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Н-Ребята, о чём мы разговаривали на прошлом уроке? ( о загадках) – Что такое загадка? (жанр устного народного творчества)апишите слова «Классная работа». -Ребята, о чём мы разговаривали на прошлом уроке? ( о загадках) – Что такое загадка? (жанр устного народного творчества) – А как строится загадка? (Перечисление признаков, прямое(скрытное) сравнение) -Для чего люди в древности стали сочинять загадки? (Для охоты, чтобы не называть зверей и птиц) – Что можно узнать о наших предках, читая и отгадывая загадки? (ответы детей) | Воспроизводить знания полученные на прошлых уроках. Уметь вести диалог с учителем и одноклассниками. | П: Анализирование, доказательство П: синтез, установление причинно-следственных связей. | Целеполагание. Словесный. Практический. | 5 мин | – На какие две группы можно разделить загадки? (народные литературные) – А знаете ли вы литературные загадки? (ответы детей) – А кто из поэтов является автором загадок? (ответы детей) – А кто умеет сам составлять загадки? (ответы детей) – Попробуйте самостоятельно придумать загадку. Получается? (ответы и примеры детей) – Как вы думаете чем мы будем заниматься на уроке? (ответы детей) – На уроке мы с вами познакомимся с литературными загадками и научимся придумывать загадки. – Если мы свами должны научится чему то на уроке, то что это? (цель урока) -А как вы думаете, какая тема урока? (ответы детей) Тема: как придумать загадку? Литературные загадки. | Определять тему урока. Ставить цели. | П: сравнение Л:Целеполагание. | 4 | Изучение нового материала Словесный: ответы на вопросы. Практический: выразительное чтение. Физкультминутка Практический: работа с учебником. Словесный: сравнение предметов. Практический: работа со схемой.
Практический: составление загадок | 8 мин | -Для начала давайте познакомимся с некоторыми авторами литературных загадок. Ребята, пролистайте учебник со стр. 46 по 49 стр. Имена каких авторов загадок вы нашли? (Б. Заходер, С. Маршак, А. Прокофьев) Чтение загадок учителем и их отгадывание. Работа с загадками. – Какие подсказки можно найти в тексте загадок? (слова, звуки и т.д.) – В какой форме написаны эти загадки? (в стихотворной форме) – Назовите рифмы. (примеры рифм из загадок) – Какая загадка, по вашему мнению, самая трудная? А самая интересная? Выразительное чтение загадок. – Ребята прежде чем приступить к выразительному чтению, на какие особенности мы должны обратить внимание? (на логическое ударение, на звукопись, на ритм) Чтение загадок по желанию и обсуждение особенностей в каждой загадке. Составление загадок. -Ребята, прочитайте авторский текст на стр. 45 и скажите мне, почему Афанасий не смог отгадать Сашину загадку? (Саша перечислил не самые важные признаки предмета. Такие же признаки есть у других предметов.) – найдите в тексте отрывок как правильно составить загадку и прочтите его. (зачитывают отрывок из текста) – Какие признаки сахара перечислены в загадке Б. Заходера? (перечисляют признаки сахара из загадки) – А с чем он сравнивает первый снег во второй загадке? (перечисляют с чем сравнивает) – А теперь давайте попробуем сами придумать загадку. Работать мы с вами будем по схеме. *при обсуждении схемы, параллельно придумываем загадки. Обсуждение проходит по каждому типу отдельно.
– Рассмотрите внимательно схему и скажите, что мы должны сделать для начала? (выбрать загадываемый предмет) – Мы с вами загадали предмет, что теперь должны сделать? (назвать и записать признаки в соответствии со схемой) – А после этого шага? (найти с чем можно сравнить, если можно сравнить) – А в конце что надо сделать? (выбрать форму загадки) Какие бывают формы? (стихотворная, в форме вопроса) | Работать с учебником. Устно работать с загадками. Читать выразительно. Расставлять логическое ударение. Находить в тексте нужную информацию. Находить признаки предметов. Сравнивать признаки предметов. Работать по схеме. Составлять ход действий. | П: анализ Р: принимают и сохраняют учебную задачу | 5 | Закрепление нового материала Словесный: ответы на вопросы Практический: работа со схемой. Практический: выполнение упражнения. Практический: самостоятельная работа. | 20 | – Ребята, мы с вами вместе научились придумывать загадки. А теперь попробуйте в парах придумать загадку про петуха. Не забывайте, что придумывать надо по плану. (зачитывают загадки) – А теперь давайте проверим, как вы самостоятельно справитесь с придумыванием загадки. Придумайте загадку про колокольчик. (зачитывают загадки) | Работать в парах. Самостоятельно составлять загадки. | Р: осмысление учебного материала | 6 | Итог урока. Рефлексия. Словесный. | 2 мин | – С какими загадками мы сегодня работали? (литературными) – Кто из авторов загадок вам запомнился больше всего? (ответы детей) – Как можно придумать загадку? (по схеме) – Я вот. Забыла эту схему, напомните мне её. (напоминают схему) – Чем интересно и полезно занятие по составлению загадок? (ответы детей) Д\З Сочинить свою загадку. Нарисовать отгадку. | Анализировать свою работу на уроке. | П: обобщения |
nsportal.ru