Выступление перед родителями будущих первоклассников учителя – Методическая разработка (1 класс) на тему: Выступление перед родителями будущих первоклассников

Содержание

Выступление на ОРГАНИЗАЦИОННОМ РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Скоро в школу»

Дата: 11.03.2015

Автор выступления: учитель начальных классов Коробко Е.А.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

«Скоро в школу»

Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка.

Он должен привыкнуть

к новому взрослому, к коллективу;

к новым требованиям;

к повседневным обязанностям.

Школа станет центром жизненных интересов вашего ребёнка. И от того, как успешно произойдёт этот переход, сможет ли ваш ребёнок успешно преодолеть трудности, ждущие первоклассника, зависит не только от учителей, но и от вас, дорогие родители.

Многие родители считают, что если их ребёнок умеет читать, писать и считать, значит, он готов к учёбе, и никаких проблем со школой у них не возникнет. Каково же их удивление, когда успехов у ребёнка в школе нет, а есть только жалобы педагога, нежелание ребёнка посещать школу. Оптимального ответа на вопрос: «Что делать?» нет, так как все дети разные и причины их трудностей в школе тоже различные. Но есть общие подходы к тому, что должен знать и уметь ребёнок, который идёт в 1 класс, а также то, что должны знать родители.

Успех ребёнка в школе зависит от:

психологической готовности ребёнка к школе – это прежде всего желание получать знания, отнюдь не всегда интересные и привлекательные;

развития произвольных когнитивных процессов: мышления, памяти, внимания;

развития речи и фонематического слуха.

Психологическая готовность к школе не возникает на уроках подготовительных курсов, в прогимназиях, мини— лицеях, других центрах подготовки детей к школе.

Она возникает как итог всей дошкольной жизни ребёнка-дошкольника, подразумевающем то, что малыш много играет сам, со сверстниками, со взрослыми в сюжетно-ролевые игры и игры по правилам. Кроме того, он рисует, лепит, вырезает и клеит самоделки из бумаги, складывает узоры из мозаики, собирает кубики по образцу, занимается с различными конструкторами, играет на игрушечных музыкальных инструментах и, конечно же, слушает сказки, повести, рассказы.

Чтение должно стать неотъемлемой частью жизни каждого ребёнка. Книги, которые читают детям, не всегда соответствуют их возрасту и развитию. Иногда это чтение с отставанием («Репка», «Колобок» и т.п.) или с опережением (рассчитанные на младший или средний школьный возраст). Когда вы читаете ребёнку, он обязательно должен высказывать своё мнение о прочитанном. Задавайте ему вопросы:

– О ком или о чём произведение?

– Кто понравился и чем?

– Как бы ты поступил на месте героя?

– Продолжи сказку (рассказ).

– Рассмотри иллюстрацию. К какому сюжету она относится?

– Нарисуй свой рисунок.

Речевое развитие детей 6-7 летнего возраста предполагает наличие словарного запаса в 3, 5-7 тысяч слов, умение правильно произносить звуки, способность к простейшему звуковому анализу слов.

Перед поступлением в школу ваш ребёнок должен иметь определённый запас знаний, основанный на его жизненном опыте. Ребёнок должен знать: имя, фамилию, адрес (город, улицу, дом, телефон), имена и отчества родителей, где они работают. Кроме этого ребёнок должен знать мир, который его окружает: времена года, дни недели, деревья, птиц, насекомых, зверей и т.д. ваши дети должны не просто воспринимать действительность, а делать определённые выводы, размышлять. Чаще задавайте детям вопрос: а почему ты так думаешь? Важно, чтобы ребёнок научился сравнивать, обобщать, сопоставлять. (Пособия по развитию речи, мышления, памяти, воображения.)

Нужно ли учить ребёнка читать и писать?

Неквалифицированное обучение чтению создаёт массу трудностей при дальнейшем обучении. Намного сложнее переучить, чем научить. Для того, чтобы ребёнок научился в школе читать быстрее, ему надо развивать память (зрительную и слуховую), мышление, воображение.

Не пытайтесь учить вашего ребёнка писать рукописные буквы! Этот процесс очень сложный: необходимо знать методику написания каждой отдельной буквы. Но вы можете помочь учителю и укрепить руку, которой будет писать малыш, различными упражнениями:

раскрашивание;

вырезание;

штриховка;

лепка;

застёгивание и расстёгивание пуговиц;

завязывание и развязывание лент;

перекладывание мелких игрушек;

закручивание и раскручивание гаек;

перебирание крупы;

мозаика.

Я хочу предложить вам игры со счётными палочками, которые помогут развить не только мелкую моторику рук вашего ребёнка, но и его память, внимание, наблюдательность, воображение, а также познакомят его с геометрическими фигурами и понятием о симметрии.

В этих играх вашими помощниками станут не только обыкновенные счётные палочки, но и карандаши, спички или соломинки.

Ребёнку предлагаются рисунки и простейшие геометрические фигуры, которые ему нужно выложить из палочек на ровной поверхности. В процессе игры необходимо пояснять, как называется та или иная фигура, как сложить домик из квадрата и треугольника, солнце – из многоугольника и т.п. пусть ребёнок пофантазирует и придумает свою картинку.

Детям надо научится внимательно слушать учителя на уроке. Нельзя кричать с места, вставать без разрешения учителя, выходить из класса. Если ребёнок хочет что-то сказать, то нужно поднять руку. Дети должны помнить, что учитель даёт задание всему классу и не может повторять его только ему. Ваш ребёнок будет постоянно испытывать дискомфорт от того, что в классе для учителя все дети равны и он один из них.

Научите ребёнка слушать и слышать вас! Выполнять ваши просьбы и поручения!

И тогда он будет слышать учителя, и выполнять его требования. Так вы научите своего малыша работать в коллективе, слушать, когда говорят всему классу и выполнять задание вместе со всеми. И ни в коем случае не привлекать к себе внимание плохим поведением.

Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей.

Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё учиться управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача пап и мам запастись терпением и помочь ребенку.

Каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее и безболезненно он сумеет адаптироваться.

Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве.

Родители ребенка до 6 -7 – летнего возраста не так часто обращают внимание на развитие малыша (“да успеет еще научиться, для этого школа есть!”), не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками (“со временем пройдет…”), на наличие или отсутствие желания учиться (“втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет), не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза. В результате чего у детей оказываются не сформированы важные компоненты школьной готовности.

Причинами школьной незрелости могут быть:

Недостатки в воспитательной среде (необходимы: систематические занятия с ребенком)

Недостатки соматического развития ребенка. (Необходима: консультация с врачом и лечение ребенка) болезненные дети менее устойчивы к различным нагрузкам, быстрее устают, утомляются.

Невротическое развитие характера. (Необходима: консультация психолога, медицинского психолога с последующей коррекцией поведения)

Пренатальное или раннее постнатальное повреждение центральной нервной системы. (Необходима: консультация у невропатолога и лечение).

Сейчас я назову “портрет” первоклассника, неготового к школе. Пусть эти моменты заставят Вас задуматься:

    чрезмерная игривость;

  • недостаточная самостоятельность;

  • импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;

  • неумение общаться со сверстниками;

  • неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;

  • низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классификацию, выделить сходство, различие;

  • неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами;

  • недостаточное развитие произвольной памяти;

  • задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).

Мне бы хотелось остановиться на рекомендациях, которым необходимо следовать на этапе подготовки, чтобы не отбить у ребенка желание учиться.

Советы родителям:

1. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда

2. Не заучивайте азбуку наизусть. Не читайте по пять раз одно и то же. Прочитывайте книги вместе с ребёнком (три книжечки за неделю – достаточно).

3. Выпишите или покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия в картинках и сходство. Это позволит освоить сравнение в математике. Отгадывание ребусов даст целостность, тут как бы стыковка математики и русского языка.

4. Приучайте детей к самообслуживанию : собрать портфель, завязать шнурки, одеть спортивный костюм, убрать за собой в столовой … и многое другое в школе придется делать самому.

5. Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением

6. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребенка о своем педагоге.

7. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учиться чему-то новому, не всё сразу удаётся. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый даже крошечный успех.

8. Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.

9. Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у Вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.

Итог собрания.

Совсем скоро в жизни вашего малыша наступит очень сложный период, он станет школьником.    И очень – очень многое в этот период будет зависеть от вас, вашего терпения, организованности и родительской любви. Ну, а пока у вас ещё есть время, все в ваших руках.

infourok.ru

Выступление учителя начальных классов для родителей будующих первоклассников

Уважаемые родители будущих первоклассников!

Своё выступление мне хотелось бы начать с притчи о четырёх свечах.

Притча  о четырех свечах.

 Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли… Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.  Первая сказала: “Я – Спокойствие. К сожалению, люди не умеют меня хранить. Думаю, мне не остается ничего другого, как погаснуть!» И огонек этой свечи погас.

Вторая сказала: – «Я – Вера, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше». Подул легкий ветерок и загасил свечу.

Опечалившись, третья свеча произнесла: – «Я – Любовь, у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего, – своих близких». И эта свеча угасла.

Вдруг в комнату вошел ребенок и увидел три потухшие свечи. Он испугался и заплакал: – «Что вы делаете? Вы должны гореть! Я боюсь темноты!» Взволнованная четвертая свеча сказала: – «Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи: Я – Надежда”. Эта притча призывает никогда не терять надежды. Путь свет надежды не гаснет никогда в ваших сердцах!

Моё жизненное кредо: «Учитель-свеча, которая светит другим, сгорая сама».

Свечой, которая зажгла моё сердце, для меня стала моя бабушка и мама – учителя начальных классов. Именно учитель зажигает в сердцах детей огонь желания познать этот мир, захотеть его изменить, сделать себя и окружающих лучше. Передавая из поколения в поколение своё педагогическое мастерство, у нас выросла педагогическая династия учителей. Общий педагогический стаж нашей семьи составляет 1 век 26 лет. Профессия учителя стала для меня важнейшей, единственной целью жизни. И вот уже 27 год я вместе со своими учениками переступаю порог школы и поднимаюсь по лестнице Знаний. Приятно видеть, что уже за партами сидят дети моих первых учеников. Но главное, к чему я стремлюсь – преподать ученикам самую трудную на свете науку – быть людьми. И тогда в их сердцах поселятся

и спокойствие, и вера, и любовь. А пока остаётся надежда на то, что всё это будет, ведь всё в наших руках.

Меня зовут Фадеева Лариса Геннадьевна. В 1985 году окончила детскую музыкальную школу по специальности фортепиано, а в 1986 году окончила среднюю общеобразовательную школу № 1. В этот же год поступила в БиГПИ, успешно окончив его в 1990 году, по специальности педагогика и методика начального обучения. Получила профессию учитель начальных классов.

По государственному распределению я была распределена на работу в среднюю школу № 8, где проработала 14 лет и 12 год работаю в школе № 1. 15 лет работала по программе «Школа 2100» , а в этом году планирую набирать девятый выпуск учащихся по программе традиционного обучения «Школа России».

«Школа России» создается в России и для России. Это национальная программа образования, название которой является качественной характеристикой. Главную идею программы можно сформулировать следующим образом: школа России должна стать школой духовно-нравственного развития. Именно такая школа будет достойна России. Программа “Школа России” считается традиционной, большинство детей осваивают её без каких-либо проблем. В принципе, мы все когда-то учились по этой программе (и даже президент), но за последние годы она претерпела значительные изменения и на данный момент соответствует всем требованиям ФГОС.

Всякий ребёнок от природы талантлив, и моя основная задача- помочь таланту раскрыться. Для этого я использую разные пути: игры, экскурсии, праздники, прогулки. Поскольку деятельность реализуется через общение, то на развитие влияет не только обучение, но и общение ребенка с учителем, одноклассниками. Всегда стараюсь в своей работе создать в отношениях между детьми атмосферу добра, взаимовыручки, приучаю помогать друг другу. Стараюсь, как бы стать на их уровень, чтобы они поняли, что все их проблемы для меня значимы, а когда ребенок чувствует уважение к себе, то строгость учителя не будет ему казаться обидной. Мое общение с детьми – это душевная ласка, соединенная со строгостью.

Дорогие родители! Какую бы вы ни выбрали программу, усвоение её вашим ребенком зависит: от профессионализма учителя, от индивидуальных особенностей ребенка, но и очень большой степени от участия и поддержки родителей, не только в первый, адаптационный период, а и на протяжении всего времени обучения

Так давайте постараемся, чтобы самые первые шаги, сделанные в школьном мире, были для самого ребенка и для всех членов вашей семьи радостными и уверенными!

УЧУ – вижу в этом призванье,

Отдаю душу всем, кто тянется к знаньям. 

ТВОРЮ, созидаю на каждом уроке,

И ложаться на лист ровно детские строки.

Звуки, буквы, морфемы, падежи и склоненье…

Вот взметнулась рука – это к знанью стремленье!

МОГУ объяснить, в чем значение слова,

И найти путь к решению любого примера.

Я любовь к языку с первых дней прививаю

И совместно с детьми тайны слов постигаю

РАСТУ – опыт свой обобщаю,

Конференция, форум, мастер-класс и урок

Моей творческой жизни ещё не итог!

ЛЮБЛЮ свою Родину

И законы её уважаю!

Программу «Школа России»

Всей душой принимаю!

 МЕЧТАЮ о том,

Чтобы статус учителя вырос

 ЖЕЛАЮ себе и коллегам здоровья, удачи,

Чтобы каждый воплотить мечту свою смог!

Это мои семь Я:

 УЧУ,

         ТВОРЮ,

                         РАСТУ,

                                       ЛЮБЛЮ,

                                                         ЖЕЛАЮ,

                                                                          МЕЧТАЮ, и, конечно же,

                                                                                                 МОГУ!

infourok.ru

Материал (1 класс) на тему: Выступление на родительском собрании будущих первоклассников.

Выступление на родительском собрании будущих первоклассников.

Что должен знать и уметь ребёнок, идущий в первый класс школы?

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

(доктор пед.наук Леонид Абрамович Венгер)

Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня вы пришли на первую встречу со школой, порог которой переступят в сентябре ваши малыши. Совсем скоро в жизни вашей семьи наступит ответственный момент – ваш малыш сделает первый шаг по лестнице жизни. Всем вам, конечно, хочется, чтобы он поднимался по ней спокойно и уверенно. Наша общая задача состоит в том, чтобы трудности, которые встретятся на пути наших детей, были преодолимыми. Вместе с вами мы будем помогать детям учиться, радоваться общим успехам, помогать преодолевать трудности.

Первый год учёбы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет ребёнок учиться в дальнейшем. Первый класс – это серьёзное испытание, как для ребёнка, так и для родителей.        

Для того, чтобы ваш ребёнок чувствовал себя в первом классе уверенно, а учёба давалась ему наиболее легко, будущему школьнику ещё до поступления в школу необходимо освоить целый ряд умений и навыков.

Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:

1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребёнка и его соответствием возрастным нормам, т.е. ребёнок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.

2. Психологическая готовность к школе подразумевает определённый уровень сформированности: общей осведомлённости и социально-бытовой ориентировки, знаний и представлений об окружающем мире, умственных операций, действий и навыков, познавательной активности, речевого развития, связным высказыванием речи.

3. Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать своё поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

4. Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребёнка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником.

ОБЩИЙ КРУГОЗОР

Ребёнок, поступающий в 1 класс, должен знать:

7-летний ребёнок уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:

  • Своё имя, фамилию и отчество;
  • Свой возраст и дату рождения;
  • Ф.И.О. родителей, их род занятий и место работы;
  • Имена других членов семьи и кем они ему приходятся;
  • Свой адрес и номер домашнего телефона;
  • Страну, в которой живёт, столицу;
  • Основные достопримечательности своего города;
  • Основные цвета и их оттенки;
  • Части тела человека;
  • Предметы одежды, обуви, головные уборы;
  • Профессии, виды спорта;
  • Виды транспорта;
  • Известные русские народные сказки4
  • Великих русских поэтов и писателей;

В области развития речи и готовности к овладению грамотой:

  • Чётко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;
  • Знать все печатные буквы алфавита;
  • Знать разницу между гласными и согласными звуками;
  • Уметь определять место звука в слове;
  • Уметь составлять рассказ по картинке;
  • Уметь составлять несколько предложений о предмете;
  • Уметь последовательно передавать содержание сказки;
  • Различать тексы по жанру – стихотворение, рассказ, сказка;
  • Заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;
  • Отгадывать загадки.

Развитие правильной речи – важное условие умственного развития и подготовки ребенка к школе.

Современная школа требует от ребенка высокого уровня умственного и речевого развития. Язык (речь) человека не только средство общения, но и средство выражения мысли. Чем образнее и правильнее речь, тем точнее выражается мысль. Развитие речи влечет за собой развитие мыслительных операций, и, наоборот, развитие мышления способствует развитию речи. Если уровень речевого развития ребенка высок, то он не только хорошо читает и грамотно пишет, но и лучше понимает и воспринимает изучаемое, четко излагает свои мысли.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза – индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни.) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Итак, необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие элементарных навыков звукового анализа.

Наличие у младших школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Основная задача родителей вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка в дошкольном возрасте, чтобы оказать логопедическую коррекционную помощь до школы и предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.

Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем лучше будет его результат.

Развитие фонематического восприятия, готовности к анализу и синтезу звуко-слогового состава слова

Игра «Звуки громко пропоём мы с мячом моим вдвоём»

а) а-а-а, о-о-о, у-у-у… 
б) а-а-о, у-у-ы, и-у-у… 
е) ам-ам-ам, ор-ор-ор, ут-ут-ут… 
ж) ас-ас-ос, ул-ул-ын, ик-ук-ук… 
з) ац-оц-ац, уш-ум-уш, то-по-то… 
и) ар-ир-ор, ум-им-ам, си-ми-чи… 
Задание «Повторить только те слова, которые начинаются со звука «а» («о», «р» и т.д.) или которые содержат звук «т» («с», «ы» и т.д.)

1. Учитель: аист, Оля, Аня 
Ребёнок: аист, Аня 
2. Учитель: Петя, игра, сок 
Ребёнок: Петя

Игра «Звуковая цепочка»

Например: весна-автобус-слон…

Игра «Слог да слог – и будет слово – мы в игру сыграем снова»

Вариант 1. Учитель-логопед  говорит детям: Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: 
са-хар, са-ни. Затем учитель поочерёдно бросает мяч детям и говорит первый 
слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. 
Вариант 2. Учитель бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «сы» или «ши», «со» или «шо». Ребёнок заканчивает слово. 
Например: ша- шары 
са- санки 
шо- шорох 
со- сорока

Задание «Что изменилось?»

Учитель-логопед произносит пары слов, а дети говорят, что изменилось. 
Например: дом-дым, мышка-мишка, корка-горка, сон-слон, жаль-шаль, мех-смех, рад-ряд, угол-уголь, тук-так, тук-стук, ветер-вечер.

Задание «Какой звук чаще всего слышишь?»

Учитель произносит чистоговорку, а ребёнок называет тот звук, который он чаще всего слышит в ней. 
*У Сени и Сани в сетях сом с усами. 
*Зойкиного зайку зовут Зазнайка. 
*Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки. 
*Мороза моржи не страшатся, моржи на морозе резвятся. 

Задание «Чистоговорки, скороговорки, приговорки»

Учитель просит детей повторить чистоговорки, скороговорки, приговорки: (быстро, чётко, громко, выразительно)

*По семеро в сани уселись сами. 
*Шишки на сосне, шашки на столе. 
*Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход. 
*На берёзе галка, на берегу галька. 

Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса

Игра «Мяч бросай и животных называй»

В зависимости от темы игры возможны варианты: назвать фрукты, овощи, ягоды и т.д. 
Вариант 1. 
Учитель называет обобщённое понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч учителю, должен назвать относящееся к этому обобщающему понятию предметы. 
Обобщающие понятия: овощи, фрукты, ягоды, деревья, домашние животные, дикие животные, перелётные птицы, зимующие птицы, мебель, посуда, одежда, обувь, игрушки, инструменты, транспорт. 
Вариант 2. 
Учитель называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова. 
Учитель: огурец, лук, репа, а дети – овощи.

Игра «Животные и их детёныши»

у тигра – тигрёнок у медведя – медвежонок у коровы – телёнок 
у льва – львёнок у верблюда – верблюжонок у лошади – жеребёнок 
у слона – слонёнок у волка – волчонок у свиньи – поросёнок 
у оленя – оленёнок у зайца – зайчонок у овцы – ягнёнок 
у лося – лосёнок у кролика – крольчонок у курицы – цыплёнок 
у лисы – лисёнок у белки – бельчонок у собаки – щенок

Игра «Кто как разговаривает»
Корова мычит 
Тигр рычит 
Змея шипит 
Комар пищит 
Собака лает 
Волк воет 
Утка крякает и т.д.

Игра «Кто как передвигается?»
Летают Птицы, бабочки, жуки, мухи… 
Плавают Рыбы, дельфины, киты… 
Ползают Змеи, гусеницы, черви… 
Прыгают Зайцы, кузнечики, жабы…и т.д.

Игра «Кто, чем занимается?»

строитель – строит, повар – варит, носильщик – носит, рабочий – работает, художник – рисует, фотограф – фотографирует, продавец – продаёт, охотник – охотится, парикмахер – стрижёт, маляр – красит, врач – лечит, учитель – учит, прачка – стирает, пианист – играет, пастух – пасёт и т.д.

Игра «Горячий – холодный»

. Можно предложить детям составлять предложения со словами.

Игра «Лови и бросай, да цвета называй»

Красный мак, огонь, флаг… 
Оранжевый апельсин, морковь… 
Жёлтый солнце, репа… 
Зелёный огурец, трава, лес… 
Голубой небо, незабудки… 
Синий море, колокольчик… 
Фиолетовый слива, сирень…

Игра «Что бывает круглым?»

1. Что бывает круглым? 
2. Что бывает длинным? 
3. Что бывает высоким? 
4. Что бывает зелёным? 
5. Что бывает холодным? 
6. Что бывает гладким? 

Игра «Кто кем был?»

Цыплёнок – яйцом, лошадь – жеребёнком, корова – телёнком, дуб – жёлудем, рыба – икринкой, яблоня – семечком, лягушка – головастиком, бабочка – гусеницей, хлеб – мукой, шкаф – доской, велосипед – железом, рубашка – тканью, ботинки – кожей, дом – кирпичом, сильный – слабым и т.д.

Задание: назвать части предметов (по картинкам), части тела и лица человека.

Задание: подобрать родственные слова (по картинкам) 
Например, ДОМ, ДОМИК, ДОМИЩЕ

Задание: подобрать прилагательные к существительным (как можно больше) 
Например, яблоко (какое?) – спелое, сладкое, красное, грязное, чистое, вкусное, ароматное, гнилое, червивое, сочное, аппетитное и т.д.

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ МАМЫ И ПАПЫ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА

1. Начинайте «забывать» о том, что ваш ребёнок маленький.

2. Определите общие интересы.

3. Приобщайте ребёнка к экономическим проблемам семьи.

4. Не ругайте ребёнка, не оскорбляйте ребёнка, особенно в присутствии посторонних.

5. Научите ребёнка делиться своими проблемами.

6. Чаще разговаривайте с ребёнком.

7. Отвечайте на КАЖДЫЙ вопрос ребёнка.

8. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребёнка.

9. Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребёнком.

10. Не стройте ваши взаимоотношения с ребёнком на запретах.

nsportal.ru

Статья (1 класс) на тему: Выступление для родителей будущих первоклассников

     

 Уважаемые родители будущих первоклассников!

Своё выступление мне хотелось бы начать с притчи о четырёх свечах.

Притча  о четырех свечах.

    Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли… Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.  Первая сказала: “Я – Спокойствие. К сожалению, люди не умеют меня хранить. Думаю, мне не остается ничего другого, как погаснуть!» И огонек этой свечи погас.  

  Вторая сказала: – «Я – Вера, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше». Подул легкий ветерок и загасил свечу.    

  Опечалившись, третья свеча произнесла: – «Я – Любовь, у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего, – своих близких». И эта свеча угасла.                                                                         

     Вдруг в комнату вошел ребенок и увидел три потухшие свечи. Он испугался и заплакал: – «Что вы делаете? Вы должны гореть! Я боюсь темноты!» Взволнованная четвертая свеча сказала: – «Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи: Я – Надежда”. Эта притча призывает  никогда не терять надежды. Путь свет надежды не гаснет никогда в ваших сердцах!

    Моё жизненное кредо: «Учитель-свеча, которая светит другим, сгорая сама». 

   Свечой, которая зажгла моё сердце, для меня стала моя бабушка и мама – учителя начальных классов. Именно учитель зажигает в сердцах детей огонь желания познать этот мир, захотеть его изменить, сделать себя и окружающих лучше. Передавая из поколения в поколение своё педагогическое мастерство, у нас выросла педагогическая династия учителей. Общий педагогический стаж нашей семьи составляет 1 век 26 лет. Профессия учителя стала для меня важнейшей, единственной целью жизни. И вот уже 27 год я вместе со своими учениками переступаю порог школы и поднимаюсь по лестнице Знаний. Приятно видеть, что уже за партами сидят дети моих первых учеников.  Но главное, к чему я стремлюсь – преподать ученикам самую трудную на свете науку – быть людьми. И тогда в их сердцах поселятся и спокойствие, и вера, и любовь. А пока остаётся надежда на то, что всё это будет, ведь всё в наших руках.   

            Меня зовут Фадеева Лариса Геннадьевна. В 1985 году окончила детскую музыкальную школу по специальности фортепиано, а в 1986 году окончила среднюю общеобразовательную школу № 1. В этот же год поступила в БиГПИ, успешно окончив его в 1990 году, по специальности педагогика и методика начального обучения. Получила профессию  учитель начальных классов.

       По государственному распределению я была распределена на работу в среднюю школу № 8, где проработала 14 лет и 12 год работаю в  школе № 1. 15 лет работала по программе «Школа 2100» , а в этом году  планирую набирать девятый выпуск учащихся по программе  традиционного обучения «Школа России». 

 «Школа России» создается в России и для России. Это национальная программа образования, название которой является качественной характеристикой. Главную идею программы можно сформулировать следующим образом: школа России должна стать школой духовно-нравственного развития. Именно такая школа будет достойна России. Программа “Школа России” считается традиционной, большинство детей осваивают её без каких-либо проблем. В принципе, мы все когда-то учились по этой программе (и даже президент), но за последние годы она претерпела значительные изменения и на данный момент соответствует всем требованиям ФГОС.

   Всякий ребёнок от природы талантлив, и моя основная задача- помочь таланту раскрыться. Для этого я использую разные пути: игры, экскурсии, праздники, прогулки. Поскольку деятельность реализуется через общение, то на развитие влияет не только обучение, но и общение ребенка с учителем, одноклассниками. Всегда стараюсь в своей работе создать в отношениях между детьми атмосферу добра, взаимовыручки, приучаю помогать друг другу. Стараюсь, как бы стать на их уровень, чтобы они поняли, что все их проблемы для меня значимы, а когда ребенок чувствует уважение к себе, то строгость учителя не будет ему казаться обидной. Мое общение с детьми – это душевная ласка, соединенная со строгостью.

Дорогие родители! Какую бы вы ни выбрали программу, усвоение её вашим  ребенком зависит:  от профессионализма учителя,  от индивидуальных особенностей ребенка, но и очень большой степени от участия и поддержки родителей, не только  в первый, адаптационный период, а   и на протяжении всего времени обучения

Так давайте постараемся, чтобы самые первые шаги, сделанные в школьном мире, были для самого ребенка и  для всех   членов вашей семьи радостными и уверенными!  

УЧУ – вижу в этом призванье,

Отдаю душу всем, кто тянется к знаньям. 

ТВОРЮ, созидаю на каждом уроке,

И ложаться на лист ровно детские строки.

Звуки, буквы, морфемы, падежи и склоненье…

Вот взметнулась рука – это к знанью стремленье!

МОГУ объяснить, в чем значение слова,

И найти путь к решению любого примера.

Я любовь к языку с первых дней прививаю

И совместно с детьми тайны слов постигаю

 РАСТУ – опыт свой обобщаю,

Конференция, форум, мастер-класс и урок

Моей творческой жизни ещё не итог!

ЛЮБЛЮ свою Родину

И законы её уважаю!

Программу «Школа России»

Всей душой принимаю!

 МЕЧТАЮ о том,

Чтобы статус учителя вырос

 ЖЕЛАЮ себе и коллегам здоровья, удачи,

Чтобы каждый воплотить мечту свою смог!

Это мои семь Я:

 УЧУ,

         ТВОРЮ,

                         РАСТУ,

                                       ЛЮБЛЮ,

                                                         ЖЕЛАЮ,

                                                                          МЕЧТАЮ, и, конечно же,

                                                                                                                          МОГУ!

nsportal.ru

Выступление перед родителями будущих первоклассников “Как подготовить к школьному обучению”

Проблема готовности ребенка к школе всегда актуальна. Современные исследования показывают, что 30-40% детей приходят в класс не готовыми к обучению в школе. Готовность ребенка к школе определяется совокупностью его общей, интеллектуальной и психологической подготовки.

Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует специальных занятий с ребенком.

В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению? Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса. Он проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, у него возникают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач.«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.).

Истоки возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Ведь многие родители считают, что подготовить ребёнка к школе – научить читать, писать, считать. Хотя, не зная современных школьных требований, родители рискуют научить ребёнка так, что учитель будет вынужден не учить его, а переучивать. Конечно, научить ребёнка читать и считать можно, но, прежде всего надо, чтобы ребёнок был психологически готов к обучению в школе.

Как же психологически подготовить ребенка к школе?

  • У ребенка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Но помните, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок должен стремиться в школу, чтобы узнать что-то новое. Многие родители понимают , насколько важно у ребенка желание учиться, поэтому они рассказывают ребенку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе. Информацию о мотивации Вашего ребенка можно получить и с помощью наблюдения за сюжетно-ролевой игрой «Школа». Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников, они пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получают оценки. Неготовые дети и более младшие по возрасту выбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах перемены, ситуации прихода и ухода из школы, приветствия учители.
  • Следующим условием успешной учебы является выработка у ребенка умения преодолевать трудности. Важно приучить детей начатое дело доводить до конца. Далее нужно подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребенку правильно отнестись к своим возможным неудачам.
  • При подготовке к школе родителям следует научить ребенка и аналитическим навыкам: умению сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научиться внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе. Большая проблема с развитием речи: у детей бедный словарный запас, ответы односложные. Надо больше общаться с детьми, постоянно разговаривать на всякие темы: по дороге в садик, по дороге домой, дома. А то сейчас многие дети часами сидят перед телевизором, перед компьютером, а ответить на простейший вопрос о временах года не могут, не знают название месяцев, дней недели. У детей ограниченный кругозор. В связи с этим хочу сказать, дети плохо знают детские художественные произведения. (Только «Репка», «Колобок», не знают «Муху-Цокотуху», «Мойдодыр», сказки Пушкина.) Надо знакомить детей с художественными произведениями, в ходе этого он научится внимательно слушать.
  • Еще важно воспитать в ребенке  любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий.
  • Немаловажную роль играет и личностная готовность к школе. Сюда входит потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика, а также адекватность самооценки малыша. Люди постоянно сравнивают себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатывают мнение о себе, о своих возможностях и способностях. Так постепенно складывается самооценка. Процесс этот начинается уже с самого раннего возраста. И родители не должны это забывать!

Самооценка может быть слишком высокой или слишком низкой, а может находиться на среднем уровне. Важно, чтобы то, как оценивает себя ребёнок, совпало с его реальными возможностями.

Как же проявляется самооценка в поведении ребёнка? Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность- это те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказались в роли проигравшего. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость свойственны детям с заниженной самооценкой. При повышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других: «У меня всё лучше всех», «Я самая красивая».

Тест «Какая у вашего ребёнка самооценка?»

Нарисуйте на листе бумаги небольшую лесенку из 10 ступенек. Покажите эту лесенку ребёнку. Объясните, что на самой нижней ступеньке стоят девочки и мальчики, которые самые недобрые, завистливые – одним словом, плохие. На второй ступеньке – чуть-чуть получше, на третей – ещё чуть-чуть получше и т.д. А вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие мальчики и девочки: добрые, умные.

А теперь спросите, на какой ступеньке стоял бы он сам. Пусть нарисует себя на этой ступеньке.

Если ребёнок ставит себя на 1-ю. 2-ю или 3-ю ступеньку, то у него заниженная самооценка, если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, или 7-ю, то средней или адекватной. Если ребёнок ставит себя на 8-ю, 9-ю, или 10-ю, то самооценка вашего ребёнка слишком высока.

-Не перехваливайте малыша, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает.

-Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой, тем, каким он был вчера, сегодня и, возможно, будет завтра.

-Никогда не говорите ребёнку, что он плохой, потому что приносит домой плохие отметки. Отношение к отметкам должно быть рабочим. Да, они являются сигналом состояния учёбы, но не приговором в дальнейшей жизни.

Запомните, что уровень самооценки не устанавливается раз и навсегда. Он может изменяться. Каждое обращение к ребёнку родителей, каждая оценка его деятельности, отношение к его успехам и неудачам – всё это влияет на становление самооценки.

  • Для будущего школьника в определенной степени важна усидчивость, умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, умение доводить начатое дело до конца, не бросая на полпути. Можно тренировать внимание, сосредоточенность и усидчивость в повседневных делах. Хорошо помогают воспитанию усидчивости настольные игры, игры в конструктор и лего, занятия лепкой, аппликацией и т.п., то есть те игры, которые продолжаются достаточно долгое время. Хочу обратить ваше внимание на занятия лепкой. У детей проблема с развитием мелких мышц руки, значит, проблема будет с письмом. Чтобы этого не было, нужно чаще лепить, не только из пластилина, но из теста. Им интереснее даже работать с тестом, полученные фигуры можно выпекать в духовке и раскрасить. Также для развития мелкой моторики руки хороши игры с мячами разного размера, фактуры, материала. Это могут быть резиновые, пластмассовые мячи, мячи-попрыгунчики: маленькие, средние, большие. Выполняют следующие упражнения: катание, броски, точное попадание, удерживание и многое другое. Ещё можно рассыпать разные мелкие предметы на столе и попросить ребёнка собрать их по одному так, чтобы не задеть рядом лежащие.
  • Кроме всего перечисленного, ребенок должен обладать, несомненно, навыками общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом.

Общие рекомендации по подготовке ребёнка к школьному обучению.

  1. Каждый день читайте ребёнку и обсуждайте прочитанное.
  2. Поощряйте в ребёнке стремление задавать вопросы.
  3. Увеличивайте словарный запас ребёнка.
  4. Регулярно водите ребёнка в библиотеку.
  5. Составляйте вместе с ребёнком рассказы по картинкам. Сначала начните вы, затем попросите малыша продолжить рассказ. Можете прочитать короткие рассказы, и каждый раз просите пересказать его. Обратите внимание на то, пересказал ли вам ребёнок главную мысль, описал ли второстепенные детали, или рассказ не получается.
  6. Учите с ребёнком стихотворения наизусть.
  7. В разговоре с ребёнком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними. Обратите внимание на то, знает ли малыш названия предметов.
  8. Знакомьте ребёнка со счётом, последовательностью чисел.
  9. Учите ребёнка сравнивать, находить общее и различное в предметах: «Что на этой картине по-другому?», «Что изменилось?», «Чем эти корзинки похожи?» и т.д.
  10. Поощряйте игры с другими детьми, играйте вместе с ребенком в разные игры.
  11. Помогите ребёнку запомнить его имя, фамилию, адрес.

В первые дни занятий

Начало школьной жизни – трудное время для любого ребенка. Мысль о том, что ему придется существовать в незнакомой обстановке, быть окруженным незнакомыми людьми, оказывает беспокойство практически у любого первоклассника. Правильная подготовка ребенка к началу школьных занятий может значительно облегчить его беспокойство. Не забудьте и о своих чувствах: если вы сами чувствуете беспокойство и волнение, наверняка они передадутся и вашему ребенку. Поэтому будьте спокойны и уверенны в себе и в своем ребенке и не позволяйте страхам омрачать это важное событие в жизни ребенка.

Заранее:

  • Познакомьте ребенка с его учителем еще до официального начала занятий.
  • Посетите несколько раз его будущую классную комнату, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка не казалась ребенку незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору.
  • Постарайтесь заранее познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников. Хорошо, если ребенок будит ходить в школу не один, а вместе с каким-нибудь одноклассником, живущим по соседству.
  • Расскажите ребенку о приблизительном расписании уроков и времени, отведенному на уроки, перемены, обед и возможную линейку перед началом занятий, а также когда начинаются и кончаются уроки.
  • Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности завести новых друзей.
  • Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней – абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения. Успокойте его, что при возникновении возможных проблем вы поможете ему их разрешить.

urok.1sept.ru

Статья (1 класс) по теме: Выступление перед родителями будущих первоклассников “Психологическая подготовка ребенка к школе”

Проблема готовности ребенка к школе всегда актуальна. Современные исследования показывают, что 30-40% детей приходят в класс не готовыми к обучению в школе. Готовность ребенка к школе определяется совокупностью его общей, интеллектуальной и психологической подготовки.

Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует специальных занятий с ребенком.

В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению? Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса. Он проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, у него возникают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач.«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.).

Истоки возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Ведь многие родители считают, что подготовить ребёнка к школе – научить читать, писать, считать. Хотя, не зная современных школьных требований, родители рискуют научить ребёнка так, что учитель будет вынужден не учить его, а переучивать. Конечно, научить ребёнка читать и считать можно, но, прежде всего  надо, чтобы ребёнок был психологически готов к обучению в школе.

Как же психологически подготовить ребенка к школе?

  1. У ребенка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Но помните, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок должен стремиться в школу, чтобы узнать что-то новое. Многие родители понимают , насколько важно у ребенка желание учиться, поэтому они рассказывают ребенку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе. Информацию о мотивации Вашего ребенка можно получить и с помощью наблюдения за сюжетно-ролевой игрой «Школа». Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников, они пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получают оценки. Неготовые дети и более младшие по возрасту выбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах перемены, ситуации прихода и ухода из школы, приветствия учители.
  2. Следующим условием успешной учебы является выработка у ребенка умения преодолевать трудности. Важно приучить детей начатое дело доводить до конца. Далее нужно подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребенку правильно отнестись к своим возможным неудачам.
  3. При подготовке к школе родителям следует научить ребенка и аналитическим навыкам: умению сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научиться внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе. Большая проблема с развитием речи: у детей бедный словарный запас, ответы односложные. Надо больше общаться с детьми, постоянно разговаривать на всякие темы: по дороге в садик, по дороге домой, дома. А то сейчас многие дети часами сидят перед телевизором, перед компьютером, а ответить на простейший вопрос о временах года не могут, не знают название месяцев, дней недели. У детей ограниченный кругозор. В связи с этим хочу сказать, дети плохо знают детские художественные произведения. (Только «Репка», «Колобок», не знают «Муху-Цокотуху», «Мойдодыр», сказки Пушкина.) Надо знакомить детей с художественными произведениями, в ходе этого он научится внимательно слушать.
  4. Еще важно воспитать в ребенке   любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий.
  5. Немаловажную роль играет и личностная готовность к школе. Сюда входит потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика, а также адекватность самооценки малыша. Люди постоянно сравнивают себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатывают мнение о себе, о своих возможностях и способностях. Так постепенно складывается самооценка. Процесс этот начинается уже с самого раннего возраста. И родители не должны это забывать!

Самооценка может быть слишком высокой или слишком низкой, а может находиться на среднем уровне. Важно, чтобы то, как оценивает себя ребёнок, совпало с его реальными возможностями.

Как же проявляется самооценка в поведении ребёнка? Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность- это те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказались в роли проигравшего. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость свойственны детям с заниженной самооценкой. При повышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других: «У меня всё лучше всех», «Я самая красивая».

Тест «Какая у вашего ребёнка самооценка?»

Нарисуйте на листе бумаги небольшую лесенку из 10 ступенек. Покажите эту лесенку ребёнку. Объясните, что на самой нижней ступеньке стоят девочки и мальчики, которые самые недобрые, завистливые – одним словом, плохие. На второй ступеньке – чуть-чуть получше, на третей – ещё чуть-чуть получше и т.д. А вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие мальчики и девочки: добрые, умные.

А теперь спросите, на какой ступеньке стоял бы он сам. Пусть нарисует себя на этой ступеньке.

Если ребёнок ставит себя на 1-ю. 2-ю или 3-ю ступеньку, то у него заниженная самооценка, если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, или 7-ю, то средней или адекватной. Если ребёнок ставит себя на 8-ю, 9-ю, или 10-ю, то самооценка вашего ребёнка слишком высока.

-Не перехваливайте малыша, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает.

-Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой, тем, каким он был вчера, сегодня и, возможно, будет завтра.

-Никогда не говорите ребёнку, что он плохой, потому что приносит домой плохие отметки. Отношение к отметкам должно быть рабочим. Да, они являются сигналом состояния учёбы, но не приговором в дальнейшей жизни.

Запомните, что уровень самооценки не устанавливается раз и навсегда. Он может изменяться. Каждое обращение к ребёнку родителей, каждая оценка его деятельности, отношение к его успехам и неудачам – всё это влияет на становление самооценки.

  1. Для будущего школьника в определенной степени важна усидчивость, умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, умение доводить начатое дело до конца, не бросая на полпути. Можно тренировать внимание, сосредоточенность и усидчивость в повседневных делах. Хорошо помогают воспитанию усидчивости настольные игры, игры в конструктор и лего, занятия лепкой, аппликацией и т.п., то есть те игры, которые продолжаются достаточно долгое время. Хочу обратить ваше внимание на занятия лепкой. У детей проблема с развитием мелких мышц руки, значит, проблема будет с письмом. Чтобы этого не было, нужно чаще лепить, не только из пластилина, но из теста. Им интереснее даже работать с тестом, полученные фигуры можно выпекать в духовке и раскрасить. Также для развития мелкой моторики руки хороши игры с мячами разного размера, фактуры, материала. Это могут быть резиновые, пластмассовые мячи, мячи-попрыгунчики: маленькие, средние, большие. Выполняют следующие упражнения: катание, броски, точное попадание, удерживание и многое другое. Ещё можно рассыпать разные мелкие предметы на столе и попросить ребёнка собрать их по одному так, чтобы не задеть рядом лежащие.
  2. Кроме всего перечисленного, ребенок должен обладать, несомненно, навыками общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом.

Общие рекомендации по подготовке

 ребёнка к школьному обучению.

  1. Каждый день читайте ребёнку и обсуждайте прочитанное.
  2. Поощряйте в ребёнке стремление задавать вопросы.
  3. Увеличивайте словарный запас ребёнка.
  4. Регулярно водите ребёнка в библиотеку.
  5. Составляйте вместе с ребёнком рассказы по картинкам. Сначала начните вы, затем попросите малыша продолжить рассказ. Можете прочитать короткие рассказы, и каждый раз просите пересказать его. Обратите внимание на то, пересказал ли вам ребёнок главную мысль, описал ли второстепенные детали, или рассказ не получается.
  6. Учите с ребёнком стихотворения наизусть.
  7. В разговоре с ребёнком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними. Обратите внимание на то, знает ли малыш названия предметов.
  8. Знакомьте ребёнка со счётом, последовательностью чисел.
  9. Учите ребёнка сравнивать, находить общее и различное в предметах: «Что на этой картине по-другому?», «Что изменилось?», «Чем эти корзинки похожи?» и т.д.
  10. Поощряйте игры с другими детьми, играйте вместе с ребенком в разные игры.
  11. Помогите ребёнку запомнить его имя, фамилию, адрес.

 В первые дни занятий

Начало школьной жизни – трудное время для любого ребенка. Мысль о том, что ему придется существовать в незнакомой обстановке, быть окруженным незнакомыми людьми, оказывает беспокойство практически у любого первоклассника. Правильная подготовка ребенка к началу школьных занятий может значительно облегчить его беспокойство. Не забудьте и о своих чувствах: если вы сами чувствуете беспокойство и волнение, наверняка они передадутся и вашему ребенку. Поэтому будьте спокойны и уверенны в себе и в своем ребенке и не позволяйте страхам омрачать это важное событие в жизни ребенка.

Заранее:

  1. Познакомьте ребенка с его учителем еще до официального начала занятий.
  2. Посетите несколько раз его будущую классную комнату, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка не казалась ребенку незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору.
  3. Постарайтесь заранее познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников. Хорошо, если ребенок будит ходить в школу не один, а вместе с каким-нибудь одноклассником, живущим по соседству.
  4. Расскажите ребенку о приблизительном расписании уроков и времени, отведенному на уроки, перемены, обед и возможную линейку перед началом занятий, а также когда начинаются и кончаются уроки.
  5. Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности завести новых друзей.
  6. Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней – абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения. Успокойте его, что при возникновении возможных проблем вы поможете ему их разрешить.

nsportal.ru

Выступление перед родителями будущих первоклассников. “Готовность ребенка к школе”

Родительское собрание в детском саду

«На пороге школы»

Здравствуйте, уважаемые родители будущих первоклассников!

В вашей жизни наступает ответственный момент – скоро ваши детки станут школьниками. Это важное событие в их жизни. У них появятся новые обязанности, новые друзья, новые общения с взрослыми. Сейчас им как никогда понадобиться ваша помощь.
Осталось немного времени. Какая же цель в эти оставшиеся месяцы?

Как можно лучше подготовить ребенка к школе.

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.)

Сегодня я хочу остановиться на некоторых проблемах и дать вам несколько советов. Возможно, я повторюсь и воспитатели вам уже говорили об этом. Значит, вы должны понять, что это те важные моменты, на которые нужно обратить особое внимание. Условно мы определим три показателя готовности к школе: психологическая, физиологическая, педагогическая.

Психологическая готовность

Почему сначала все первоклассники имеют огромное желание учиться? И почему же у многих из них это желание исчезает достаточно быстро?
Чаще всего виноваты в этом взрослые. Что я имею ввиду? Мы иногда слышим такие слова:


«Вот пойдешь в школу – там тебе покажут»;
«Вот попадешь к строгой учительнице – наплачешься».

Нужно прививать ребенку уважительное отношение к обучающему труду, подчеркивать его значение для всех членов семьи.

Не проявляйте в присутствии детей свои переживания по отношению к будущему обучению. Наоборот, демонстрируйте радость и уверенность, вызывайте позитивные эмоции, не запугивайте неудачами.

Надо уметь найти привлекательные моменты в нелегкой школьной жизни, рассказать о том важном и новом, что привнесет в его жизнь школа, одноклассники, учитель, те знания и умения, которыми он овладеет:
– «Ты научишься читать и будешь читать книги сестричке или братику»;
-«Когда научишься писать, напишешь письмо бабушке»;
– «Когда ты научишься считать, сможешь делать покупки в магазине, как взрослые».

Если:
– у Вашего ребенка преобладает ” хочу” над ” можно”
– Ваш ребенок не выпускает из рук игрушку, много кричит;
– Ваш ребенок не хочет общаться с незнакомыми, или сразу входит в близкие отношения на равных;
– Ваш ребенок не находит общий язык с одногодками;
– Ваш ребенок быстро отвлекается, не понимает, с чего начать и что делать дальше;
– у Вашего ребенка низкий уровень знаний об окружающем мире, он не умеет сделать обобщения, классифицировать, выделять сходство и отличие;
– Ваш ребенок не любит рисовать, не умеет работать с мелкими деталями;
– Ваш ребенок очень медленно двигается, говорит, ест;
– у Вашего ребенка проблемы с запоминанием или проблемы с произношением.
Это портрет первоклассника, не готового к школьной учебе.

Физиологическая готовность

Некоторые первоклассники болезненно реагируют на изменения условий жизни: нарушается сон, аппетит, снижается сопротивление организма к болезням. Все это отражается на трудоспособности, теряется интерес к школе, обучению. Поэтому взрослым надо со вниманием отнестись к ребенку на этом новом для него этапе, больше с ним беседовать, присматриваться к нему, объяснять ему новые обязанности.

Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда. Очень важно, чтобы ребенок правильно произносил все звуки.

Создайте условия для соблюдения режима дня.

Одна из проблем, с которой сталкиваемся мы в школе – слабо развитая мелкая моторика рук. Но вы можете помочь своему ребенку укрепить руку, которой он будет писать, различными упражнениями:

раскрашивание;

вырезание;

штриховка;

лепка;

застёгивание и расстёгивание пуговиц;

завязывание и развязывание лент;

перекладывание мелких игрушек;

закручивание и раскручивание гаек;

перебирание крупы;

мозаика.


Педагогическая готовность


Дорогие родители! Успех обучения лежит не только на плечах воспитателя и учителя, но и на ваших.


В нашей школе традиционно в начале года проводится мониторинг готовности первоклассников к школе.

Итоги мониторинга этого года следующие: (озвучить)

Основные проблемы:

– дети не слушают до конца инструкцию по выполнению заданий;

– слабо развита мелкая моторика рук;

– дети не могут правильно графически изобразить человека: нет глаз, носа, ушей, руки – палки без пальцев.

Обратите внимание на то, как развита речь ребенка.

 Больше говорите с ребенком для того, чтобы он, во-первых, чаще слышал правильную, четкую, неторопливую, выразительную речь взрослого, которая является для него образцом, а во-вторых – чтобы развивать активную речь будущего первоклассника. Чем лучше будет развита ко времени поступления в школу устная речь ребёнка, тем легче ему будет. Развивая речь – мы развиваем коммуникативные умения ребёнка.

Несколько заданий:

1. «Кто лучше похвалит»

Цель: уметь называть признаки.

У каждого ребёночка есть любимая игрушка. Она для него самая красивая и замечательная.

Выберите себе игрушку и похвалите, отражая её особенности!

Кто любит свою игрушку так, что обязательно покажет все её достоинства?

2. Дополнить предложение.

Попросите ребенка закончить предложения.

Посмотрите на экран. Выберите неоконченное предложение и подумайте, как бы мог ответить ваш ребёнок.

“Дети поливают цветы на клумбах, потому что…”.

“На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что… “

“Зимой медведь спит, потому что…”

«Мама сердится, потому что…»

«Я учу буквы, потому что…»

«Папа ходит на работу, потому, что…»

«Мне купили новую шубу, потому, что…»

«Я хожу в бассейн, потому что…»

Заставляйте ребёнка рассуждать. Доказывать своё мнение.

Основная ваша задача состоит не в том, чтобы «вытягивать» из ребенка нужный ответ или навязать ему свое мнение, видение, а в том, чтобы научить его мыслить и отстаивать правомерность собственной точки зрения, сформировать у него позицию «Я могу!». Поэтому не торопитесь сказать малышу: «Нет! Так не бывает, ты неправильно думаешь», — а попытайтесь в каждом детском ответе обнаружить рациональное зерно. Ведь то или иное решение, формулировка всегда могут иметь место в зависимости от тех или иных обстоятельств.

Важной предпосылкой овладения письменной речью является хорошо развитый фонематический слух. Для того, чтобы успешно работать над ним, необходимо слуховое внимание, которое можно развивать, обращая внимание ребенка на звуки, окружающие его (шум дождя, рев мотора, шелест пакета и многие-многие другие). При этом обращайте внимание на то, откуда слышится звук (слева, справа, сверху, снизу, спереди, сзади).

Нужно развивать навыки самообслуживания:

  • Раздеваться и одеваться самостоятельно.

  • Аккуратно убирать вещи на место.

  • Мыть руки, пользоваться салфеткой, столовыми приборами.

Научить ребенка элементарным правилам поведения:
а) приучить к аккуратности.
б) научить укрощать свои желания. Ребенок должен знать, что такое “хочу”, и что такое “надо”.

Научить уважать собеседника, не прерывать его и правильно к нему обращаться

(знать правила вежливости).

Научить дружить (воспитывать чувство товарищества)

Научить слушать и выполнять требования взрослых.

Притча о мудреце и его завистнике

Завистник поймал бабочку, зажал ее в руках, подошел к мудрецу и на глазах у толпы зевак обратился к нему с вопросом: “Если ты поистине мудр, ответь: живое или неживое находится в моих руках?” “Если мудрец скажет “неживое”, я разожму руки, выпущу бабочку, и она полетит, если скажет “живое”, я сожму руки, бабочка погибнет, и он будет неправ”, – думал завистник. “Все в твоих руках!” – услышал он в ответ слова мудреца.

Совсем скоро в жизни вашего малыша наступит очень сложный период, он станет школьником.    И очень – очень многое в этот период будет зависеть от вас, вашего терпения, организованности и родительской любви. Ну, а пока у вас ещё есть время, все в ваших руках.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *