Цели урока:
Оборудование урока:
Методические приемы: проверка знаний учеников, (фронт. беседа), слово учителя, работа с учебником (анализ статьи), составление опорного конспекта. Выразительное чтение.
Эпиграф. Подлинную историю народа нельзя знать не зная устного народного творчества. (М. Горький)
Ход урока
I. 1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Записи в тетради (число, тема урока, эпиграф, Опорный конспект)
2. Повторение. УНТ (вопросы классу, слушаем ответы)
– Что такое УНТ?
– Жанры УНТ.
– Роль УНТ в литературе.
II. Переход к теме урока.
1. Учитель. Кто и когда начал сказывать сказки, сочинять пословицы и поговорки, петь былины, никто и тысячу лет назад на Руси сказать не мог, а теперь и подавно. Их передавали вместе с обычаями и обрядами новым поколениям. Это были своего рода духовные заветы к заповеди, которые чтил народ.
Велика была в те давние времена сила сказочной выдумки, сила поэтического сказания связана она была со всем укладом жизни русского человека. Мир и быт народной жизни и составляет основу былинного и сказанного творчества.
III. Новый материал.
1)Что вы слышали о былинах, какие былины читали (называем)?
2)Что же из себя представляют былины? На этот вопрос, ребята, вы сами ответите на уроке.
1. Работа со статьей учебника “Былины” (стр. 5-9). Учащиеся работают в группах. Каждой группе дан вопрос (карточка), ответ на который должен быть кратко сформулирован и записан в опорном конспекте.
Вопросы (задания) для групп под №1 в карточке:
– О чем повествуют былины?
– Где происходит действие в былинах?
– Что воспевают былины?
– Что показывают нам былины?
– Что воплощают в себе былины?
– Что делают предметом изображения былины?
Через 5 минут учащиеся отвечают на вопросы и все делают краткую запись в тетради.
Так что же это за произведения – былины? Что вы о них теперь знаете. (учащиеся отвечают, записывают).
В тетради появляется запись:
2. Опорный конспект (ОК)
I. ОК1 Былины*(от слова “быль”) – произведения УНТ.
ОК2
|
3. Чем же отличаются былины? Каковы их особенности (Учащиеся продолжают работать в группах; в карточке вопрос №2)
– Как передавались былины?
– Чем былины отличались от песен русского народа? Что для них характерно?(для былин)
– На какие произведения УНТ похожи былины? Назовите общие элементы былины и сказки.
– Есть ли в былине рифма?
– Чем сопровождалось пение былин?
– Какую роль играют былины в искусстве и литературе?
(5 минут на работу с учебной статьей и формулировку ответа на вопрос)
По истечении времени учащиеся рассказывают и делают записи (в опорном конспекте). Запись выглядит так:
II. Особенности былин.
ОК3
|
4. Итак, что мы узнали на уроке о былинах? Идет краткий рассказ об особенностях былин (2-3 минуты)
5. Выразительное чтение (учитель) былины “Богатырское слово”
Вопрос на восприятие:
– Какой теме посвящена былина? (образ человека в русском героическом эпосе. Народная оценка героя)
– Вопросы (см. учебник после текста былины)
III.
1) – Кто же они такие, богатыри русские, во имя чего сражаются и совершают свои подвиги, что защищают они?
(Учащиеся называют имена богатырей: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).
В опорном конспекте появляется следующая запись:
ОК4 Былинная троица:
|
2) – Как вы думаете, жили на Русской Земле именно эти богатыри? (Слушаем ответы)
3) Вывод: Образы богатырей собирательны.
Словарно-семантическая работа.
ОК5 Богатырь* – слово это – мера для оценки людей в беспредельном проявлении их возможностей и лучших качеств. |
IV. Работа с иллюстрацией картины В. М. Васнецова “Три богатыря”.
Рассматриваем, выясняем, кто есть кто из изображенных на картине богатырей.
– Подсказывает ли название картины, о каких событиях должна идти речь? (название переносит нас в далекое прошлое)
– А что вы знаете о далеком прошлом?(Тогда Родина наша была небольшим государством, было много отдельных княжеств. Каждый князь хотел побольше земель, и поэтому они часто воевали между собой).
– А к чему это приводило?(На Русь часто нападали враги. Они грабили народ, жгли города, никого не щадили…).
– Да, это правильно. Но кто же защищал Родину? (Её защищал народ … Русские Богатыри…).
– Хорошо. Как вы думаете, богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович действительно жили в то время? (Может, и жили. А скорее народ их создал… Он дал им лучшие черты своего народа. Это обобщенные образы защитников Родины, созданные самим народом).
– Теперь обратимся к картине. В какой момент изображены богатыри? (Богатыри прискакали на заставу. Кто-то принес князю тревожную весть. Они именно скакали, потому что на картине видно, что на ней внезапно осадили… Кони очень устали, но готовы мчаться дальше. Они даны в каком-то порыве на переднем плане картины, и на них сразу обращаешь внимание).
– Это правильно. Чувствуется, что всадники внезапно осадили коней … Вероятно, впереди враг. А какие еще детали подтверждают нашу мысль? (Богатыри готовы к бою… Они в каком-то едином порыве схватились за оружие …)
– Пожалуй вы правы… Почему вы отмечаете, что они в едином порыве схватились за оружие? (Богатыри – боевые друзья. Их никто никогда не побеждал. Победят они и в этой битве).
– А будет ли битва? (Д, Вороны чуют добычу…От всей картины веет тревогой. И вороны на заднем плане, и мрачные тучи – все усиливает состояние тревоги)
– Хорошо. А почему же вы так уверены, что богатыри победят? (Они нарисованы почти во всю картину… “Как стена”, как говорят в таких случаях. Это боевые друзья. А вот в жизни – трудно сказать. Ведь Илья Муромец – крестьянин, и Добрыня Никитич из княжеского рода).
6. – В какой-то мере вы правы. Художник показывает, прежде всего, боевое единство, их ратный дух.
(Прочитать отрывки из статьи “О личной жизни “Трех богатырей”)
– А подумали ли вы, для чего написана картина? (Эта картина учит любить свою Родину, защищать ее…)
(Развить мысль).
V. Вопрос классу:
– сравните, чем отличаются герои в сказках, от героев в былинах? (На раздумье 2-3 минуты)
Вопросы см. в начале урока. Слушаем ответы. Делаем выводы.
В опорном конспекте появляется еще одна запись:
|
|||
Сказка 1. Герой спасает девицу, чтобы жениться. 2. Сражаются и побеждают просто чудовищ. 3. Качества героев сверхъестественного происхождения. 4. (Герой) Решает личные проблемы. |
Былина 1. Подвиг богатыря бескорыстен. 2. Побеждает врагов земли Русской. 3. Необыкновенные качества богатыря – воплощение в одном человеке способностей и силы народа. 4. (Герой) Решает главный вопрос, от которого зависит судьба народа. |
VI. Вывод. Итог урока.
Былина – это поэтическое, народное художественное произведение. В нем много неожиданного, невероятного. В основе своей правдивости передают народное понимание истории, представление о подвиге, чести, долге, справедливости.
VII. Д. З.
1. Рассказ о подвиге богатырей.
2. Выразительное чтение.
3. Опорный конспект.
4. Подготовиться к сочинению по картине “Три богатыря” В. М. Васнецова.
urok.1sept.ru
Цели:
Оборудование: слайды с изображением репродукций картин В. М. Васнецова “Богатыри”, М. Врубеля “Боатырь”
Ход урока
1. Вступительная беседа
На горах ли, горах ли да окатистых,
На крутых горах да желтых песках,
Да там стоял шатёр, нов да белополотнян.
Да как в том шатре новом белополотняном
Тут стояли могучие богатыри
Да берегли – стерегли стольно Киев-град
Богатыри – герои, захватывающие дух поединки, необыкновенный и чарующий язык – всё это незабываемый и родной эпос, мир русской былины. Наши предки, восточные славяне, селившиеся с незапамятных времён по степям, лесам Западной Европы, вели жизнь , полную лишений и опасностей. Им приходилось бороться не только с суровой природой, но и с воинственными соседями: половцами, печенегами. Кочевники безжалостно разоряли селения, забирали в полон женщин и детей, жгли храмы. Страшные потрясения, трудные испытания не могли не взволновать поэтическую душу народа, самые талантливые его представители не остались в стороне от важнейших исторических событий. Они создали героические песни – былины.
2. Реализация домашнего задания по группам
Представление былины “Илья Муромец и Идолище” по заранее предложенному плану:
А) Своеобразие зачина былины (представление героев былины, времени и места действия, завязка действия).
Б) Как изображён в былине Идолище, враг князя Владимира?
“Царище неверный “, “идолище поганое “, “корова обжорливая”, враг коварный и беспощадный.
“Я ведь выжгу Киев-град, церкви божии, займу палаты белокаменны, пущу в палаты только Апраксеюшку, а Владимир-то князя я на кухню пошлю”
В) Каков богатырь Илья Муромец?
(Слайд с изображением репродукции картины М. Врубеля “Богатырь”)
Удалой добрый молодец, могучий, умный и предусмотрительный, незлопамятный, забывает личную обиду ради общего дела: “Не тужи ты теперь, да красно солнышко! Я теперь тебя из неволюшки повыручу”. “Он рубил – то силу татарскую, рубил силу татарскую, басурманскую: он избил, изрубил всю силу великую!” Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть! Илья Муромец стал воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине человека. Служение народу русскому, отстаивание его чести, защита справедливости – вот смысл его деяний.
Таков Илья Муромец, таковы же и другие богатыри – Добрыня Никитич, Алёша Попович, Сухман, Дунай-сват и другие. С большой любовью рассказывают былины о славном богатыре Добрыне Никитиче.
Представление былины “Добрыня и Змей” по плану
А) Что мы узнаём о Добрыне Никитиче в зачине? Какие средства художественной выразительности используются при описании богатыря?
Спородила Добрыню родна матушка,
Возрастила до полного возраста;
Стал молоденький Добрынюшка Никитич
На добром коне во чисто поле поезживать,
Стал он малых змеёнышей потаптывать!
Постоянные эпитеты “родна матушка”, “добра коня”, “чисто поле” помогают создать особый былинный поэтический мир. Язык былин с их помощью достигает необыкновенной точности, глубины. Даже суффиксы играют большую роль в выражении отношения к персонажам. Уменьшительно-ласкательными суффиксами награждаются любимые герои: Добрынюшка, матушка, Забавушка, Алёшенька. Уничижительными – их противники: Змеище, Идолище. Молод Добрыня, это его первый подвиг, но он истинный богатырь. Об этом свидетельствует его бой со Змеем.
Б) Выразительное чтение эпизода первого боя Добрыни со Змеем. ( Необходимо учитывать особенности былинного тонического стиха: первое ударение падает на третий слог с начала строки, а второе ударение на третий слог с конца строки).
– Почему Добрыня пошёл на соглашение со Змеем?
Доверчив Добрыня, не учитывает коварства врага, способен на великодушный поступок.
– Как рисуется сила и удаль богатыря?
С одного удара повержен враг, “на сыру- то землю пал – во ковыль траву! Добрыня – “смелый и сноровистый” воин.
В) В чём смысл подвига Добрыни?
“И убил Добрынюшка Змеища-то Горынища!
А и брал он Забавушку Путятичну за ручушки за белые,
Да повёл её из нор змеиных;
Говорил Добрыня таковы слова:
“Ай вы полоны, да все русские!
Выходите-ка из нор вы из змеиных,
И ступайте-ка да по своим домам!”
Богатырь любит свою землю, в минуту опасности приходит на помощь своему народу, спасает его от унижения, жизни в неволе.
Представление былины “Алёша Попович и Тугарин”
Часто богатырь стоит перед выбором (по какому идти пути) и останавливается на труднейшем, выбирает дорогу, на которой ждут его враги, дорогу подвига. Судьба богатыря – идти по предуказанному пути, спасая людей и устанавливая мир.
А) Как представлен Алёша Попович в Зачине былины?
Говорит тут удалый добрый молодец:
“Меня зовут Алёшей да Поповичем,
Сын я попа Леонтия Ростовского
Алёша Попович – младший из славной когорты русских богатырей. Его отличительные черты - ловкость и хитрость.
Б) Кто его враг?
“Чудо поганое”, “Тугарин Змеевич”, “вышина у собаки трёх сажень, ширина у собаки ведь двух охватов”, “промеж глаз его да калена стрела”. Он бросает вызов Алёше Поповичу на бой: “Ты будь-ка, Алёша, со мной на поле!” Богатырь смело принимает решение биться с врагом.
В) Выразительное чтение эпизода боя Алёши Поповича с Тугарином
– Какую роль в этом эпизоде играют повторы?
Задают напряжённый ритм повествованию, подчёркивают стремительность происходящего события. Кажется, что бой только начался, а Алёша Попович уже поверг врага: “Он махнул шалыгой подорожною по Тугариновой по буйной голове - покатилась голова с плеч, как пуговица, свалилось трупьё да на сыру землю!”
3. Обобщение и вывод по прочитанным былинам
(Слайд с изображением репродукции картины В. В. Васнецова “Богатыри”)
Через века пронесла народная память великие подвиги наших предков. Былины о богатырях возбуждали в народе надежды и героический дух, веру в возможность одолеть любого врага, готовность к борьбе за свою землю.
Что спасибо вам, удалы добры молодцы.
Послужили вы верой правдою,
Верой – правдою за Отечество!
4. Домашнее задание: подготовить пересказ наиболее понравившихся эпизодов из былин, проиллюстрировать их.
Дополнительный материал (краткая справка о художнике В. В. Васнецове, написавшем картину “Богатыри”.)
Васнецов Виктор Михайлович родился 15 мая 1848 года в глухом вятском селе Лопьял в большой патриархальной семье деревенского священника. “Я жил среди мужиков и баб, слушал их песни и сказки: Отец привил нам любовь к русской старине, народу”. В глуши вятских лесов зародилась страстная привязанность будущего художника к русской сказке и эпосу. Рисовать начал рано, под руководством гимназического учителя рисования Н. А. Чернышёва. В 1868 году был принят в Академию художеств. Несмотря на нужду, с увлечением занимался любимым делом: рисовал с натуры, создал первые жанровые картины. В семидесятые годы принимает решение “начать новый жанр”. Эпос, народная поэтика всё более привлекают к себе, одна за другой появляются картины, прославившие имя художника на весь мир. Среди них особенное место занимает картина “Богатыри”.
urok.1sept.ru
На этой странице вы можете познакомиться с системой работы над темой “Былины” в 7 классе. Презентация содержит материал к нескольким урокам: “Былина как жанр УНТ”, “Былины Киевского цикла”, “Былина “Вольга и Микула Селянинович””, “Садко”, “Урок-игра по теме “Былины””.
Презентация включает видео, аудио, иллюстрации, кроссворды, вопросы викторины.
Теперь презентацию можно скачать с сайта целиком, архивом
Слайд 1
Былины
Система уроков литературы в 7 классе
Слайд 2
Цели уроков:
Цель 1 урока:
Слайд 3
Искусство народных
мастеров стало легендой,
его власть простёрлась
и на наше время.
В. Аникин
(Далее идут слайды, нацеленные на повторение знаний по фольклору. Тестовые задания развивают интерес к урокам литературы и закрепляет знания, полученные в предыдущих классах)
Тест
(Эпитет, гипербола)
(Былина, частушка, пословица, сказка, загадка)
(колыбельная)
(скороговорка)
(сказка)
(песня)
(былина)
(пословица)
Слайд 13
Вспомним жанры фольклора
(учащиеся работают с таблицей, вспоминают жанры фольклора)
Слайд 14
(далее учащиеся знакомятся с былинами как жанром фольклора, с жанровыми особенностями)
Слайд 15
Задание: Запишите определение в тетрадь
Былина – жанр русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, народных героях, сложенные в Древней Руси, отразившие историческую действительность, главным образом 11-16 веков.
На севере былины назывались стбрины, стбринки
Слайд 16 (информационный)
Сказители былин
Былины – это жанр устного народного творчества, то есть былины передавались из уст в уста. Их сказывали сказители-гусляры, которые ходили из города в город.
Слайд 17
(данный слайд представляет схему периодов развития былины: 1. Древнейший, где герой Святогор, 2. Киевский, где герой Добрыня Никитич и Алёша Попович, 3. Владимиро-Суздальский, где герой Илья Муромец, 4. Новгородский, где герой Садко и Василий Буслаевич)
Учитель озвучивает схему, комментирует, учащиеся фиксируют информацию в тетради.
Слайд 18 (информационный)
Владимиро-Суздальский период
Былины, посвящённые крестьянину Илье из Мурома и Добрыне Никитичу, отразили процессы, связанные со становлением и расцветом Киевской Руси, когда жизнь вдали от столицы государства была наполнена множеством опасностей.
Основной чертой былинных героев этого периода является любовь к родной земле. Они отличаются не только невероятной силой, благородством, храбростью, но и стремлением соблюдать все установленные обычаи.
Слайд 19
Васнецов «Богатыри»
Три богатыря – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович – эпические герои – герои былин, обладающие незаурядной физической силой, воинской доблестью и мудростью.
(учащиеся записывают определение в тетрадь)
Слайд 20
Сходство и отличия сказки и былины
(учащиеся рассматривают схему и записывают её в тетрадь)
Слайд 21
Задание
Посмотрите ещё раз на картину и составьте небольшой словарь из слов, обозначающих снаряжение богатырей (работа выполняется самостоятельно письменно в тетради, затем проверяется с помощью следующего слайда)
Слайд 22
«Богатырский словарь»
(данная работа готовит учащихся к будущему сочинению-описанию по картине)
Слайд 24
Предыстория былины
(учащиеся просматривают видеосюжет, состоящий из 3-х частей: 1. Мультфильм «Илья Муромец и Калики перехожие», 2. Аудиофрагмент «Илья Муромец и Соловей Разбойник», 3. Кадр из к/ф «Илья Муромец» Илья в Киеве
Слайд 25
Домашнее задание
Цель 2 урока:
Слайд 26
Проверим домашнее задание
(далее идут тестовые задания: учащиеся из 2-ух черт должны найти черты былины. Игровая форма развивает интерес к уроку и служит более твёрдому усвоению теоретического материала)
Слайд 31
Проверим внимание!
Слайд 32
Объясните значение слов:
(данная работа направлена на усвоения значений устаревших слов)
Слайд 33
Ответьте на вопросы:
(беседа носит ориентировочный характер и проверяет внимание учащихся и умение рассуждать над прочитанным)
Слайд 34
Задание
Вам предложен план структурных частей былины. На его основе составьте цитатный план произведения.
Слайд 35
Цитатный план (данный слайд даёт возможность познакомиться с эталоном выполнения работы)
Слайд 36
Заполните таблицу примерами из текста
(данный вид работы направлен на работу с языковыми особенностями былины, учащиеся выписывают примеры повторов, гипербол, сравнений, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, эпитетов)
Слайд 37
Посмотрим ещё раз фрагмент из кинофильма «Илья Муромец»
Слайд 38
Ответьте на вопросы:
Слайд 39
Домашнее задание
Следующий урок – урок изучения Новгородских былин
Цель 3 урока:
Слайд 41
Из истории данной былины
Былина о Вольге и Микуле – новгородская. Исследователи относят её возникновение к 14-15 векам. Доказательством является смысл былины: Новгород признавал лишь те решения киевского князя, которые были любы новгородцам. Также Вс. Миллер считает доказательством происхождения былины картину пахоты. Именно в северных княжествах почва после расчистки от леса была усеяна кореньями, которые необходимо было корчевать.
Слайд 42
Объясните значение устаревших слов:
Слайд 43
Исторический комментарий
Слайд 44 (информационный)
Князь Вольга
Князь Волга необыкновенного происхождения. Он сын княжны и Змея Горыныча. От отца он унаследовал чародейные способности, «похотелося ему много мудрости». Эти возможности Вольга употребляет на добрые дела. Но пахарь превосходит мощью и доблестью даже такого человека.
Докажите
Три дня не мог догнать Вольга Микулу, хотя скакал за ним с дружиной, а Микула пахал; вся дружина не может вытащить сошку из земли и бросить её за ракитов куст
Слайд 45
«У оратая сапожки зелен сафьян» – это обувь очень богатых и знатных людей, как и кафтан чёрного бархата.
«Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати» – высокий и тонкий каблук – как шило; острый, высоко загнутый носок
Следующие слайды знакомят с такими языковыми особенностями былин, как троекратный повтор и гипербола
Слайд 46
Троекратный повтор
Это один из приёмов былин. Найдите в тексте троекратный повтор. Что этим повтором хотел сказать автор?
Три дня не может догнать Вольга вместе с дружиной Микулу, три раза посылает Вольга дружину, чтобы воины вытащили сошку. Этот приём показывает силу простого пахаря
Слайд 47
Гипербола
Гипербола – это преувеличение.
Гиперболизирована внешность Микулы, он выглядит огромным и могучим человеком; преувеличена его сила, особенно при сопоставлении с силой целой дружины князя
Микула изображён великаном, а Вольга маленьким по сравнению с ним. Художник также использовал приём преувеличения
Слайд 49 (информационный)
Садко в морском царстве
Жизнь и быт древнего Новгорода отразилась в цикле новгородских былин, посвящённых Садко и Василию Буслаевичу. Былина «Садко» – «это, – по словам В. Г. Белинского, – один из перлов русской народной поэзии… Она есть поэтическая апофеоза Новгорода как торговой общины».
Слайд 50
Какие эпизоды былины изображены? (данный слайд знакомит с иллюстрациями к былине и проверяет знание учащимися текста былины)
Слайд 51
«Садко» Задание
Посмотрите фрагмент кинофильма и скажите, чем он отличается от текста былины?
В тексте былины Садко выпадает по жребию пойти в гости к морскому царю, а он не хочет и пускает жребий ещё два раза. В фильме же Садко показан как герой, заботящийся о своих товарищах. Он не мечет жребий, а сам вызывается отправиться в гости к морскому царю.
Слайд 52
Домашнее задание
Подготовиться к игре по былинам. Каждая команда готовит:
Цели 4 урока:
1 конкурс (за каждый правильный ответ начисляется 1 балл)
Слайд 54
Блиц-турнир (команды соревнуются в знании содержания былин, баллы получает команда, быстрее и точнее ответившая на вопрос)
А и тут Илье ему и славу поют,
А и славу поют ему век по веку!
(Следующие слайды нацелены на знание текста былин)
Из какой былины взят отрывок?
Слайд 63
Васнецов «Витязь на распутье»
2 конкурс(за каждый правильный ответ начисляется 1 балл)
Слайд 64
Разгадайте кроссворд
5.(по вертикали) начало фольклорного произведения (зачин)
6. Река, на которой сражался Добрыня со Змеем (Пучай)
7. Город, из которого родом Садко (Новгород)
8. Князь, при дворе которого служили три богатыря (Владимир)
9. (по горизонтали) Царь, с которым сражался Илья (Калин)
9. (по вертикали) Чем заканчивается былина (концовка)
10. Герой Новгородского эпоса (Садко)
11. Столица русского государства в 11 веке (Киев)
3 конкурс «Лучший сказитель» (учащиеся «сказывают» отрывки былин)(от 3 до 5 баллов)
4 конкурс «Лучший иллюстратор» (учащиеся демонстрируют свои иллюстрации к былинам и комментируют их (оценивается изобразительное мастерство и комментарий – от 3 до 5 баллов)
5 конкурс «Лучший сочинитель былины» (учащиеся читают свои былины-стилизации)(от 5 до 10 баллов. Оценивается знание языковых особенностей былин и их использование, разработка фабулы, оригинальность)
perova.jimdo.com
Конспект урока по литературе “Былина “Вольга и Микула Селянинович”
Цели урока:
1. Сформировать у учеников представление о художественных особенностях былины.
2. Рассмотреть особенности построения сюжета и обрисовки героев в былине.
3. Дать понятие об эпическом герое.
4. Отрабатывать умение выявлять основные свойства характера героя, Составлять его характеристику (устно).
Проблемный вопрос урока: Какой теме посвящена былина? Кого можно назвать её подлинным героем?
Ход урока
1. Постановка целей урока:
– Сегодня нам предстоит:
1) проанализировать былину “Вольга и Микула Селянинович”;
2) определить тему былины;
3) выяснить, кто является её подлинным героем;
4) рассмотреть те средства, с помощью которых создаётся образ героя;
5) учимся давать характеристику героя и выразительно читать былину.
2. Актуализация опорных знаний (опрос по домашнему заданию).
1. Что такое былина?
2. Какие темы поднимались в былинах?
3. Кто является героем былин?
4. Кого называют богатырём?
3. Слово учителя.
– Исследователи русских былин разделили былинных богатырей на два типа: на “старших” и “младших” богатырей. “Старшие” богатыри – это воплощение стихий, титанических сил, которые уже получили очертания человеческого образа, но всё ещё остались силою мировою. Некоторые из этих богатырей ближе к людям, другие – дальше от людей, ближе к эпохе мифов.
Один из самых древних богатырей – Святогор, обитающий на святых горах, который хочет передать свою силу Илье Муромцу. Заметим, что Илья отказывается принять всю силу Святогора, принимает только полсилушки. Древнейшую былинную троицу дополняют Волх Всеславьевич и Михайло Потык.
Былинный образ Волха Всеславьевича не менее древний, чем образ Святогора. Волх – это волхв, умеющий “вражбу чинить”, то есть ворожить, мудрый кудесник, волшебник, родившийся от змея (что по древним языческим представлениям являлось признаком мудрости). О его рождении и подвигах рассказывается в былине “Волх Всеславьевич”. Волх – оборотень, обладающий способностью обвёртываться в сокола, волка, тура, муравья. Такая способность была присуща языческому божеству охоты.
Позже имя Волх превратилось в имя Вольга. Исследователи считают, что в былине о Вольге и Микуле воссозданы не просто образы князя и крестьянина, а двух языческих богов: бога охоты (Волх-Вольга) и бога земледелия (Микула). Микула носит отчество Селянинович – от слова “селянин”, то есть крестьянин, живущий в селе.
4. Анализ заглавия былины. Постановка проблемного вопроса.
– ? Обратите внимание на заглавие. Что необычно? (В заглавии имена двух героев.)
Прб? Кого можно назвать подлинным героем былины?
– Чтобы ответить на этот вопрос, перечитаем некоторые фрагменты былины и посмотрим, как построены её сюжет и композиция, так как именно в них – авторское отношение к героям.
5. Анализ сюжета и композиции былины.
1) О ком эта былина? Что отражается в её названии?
(О Вольге Святославовиче и богатыре Микуле Селяниновиче. Они – главные герои былины.)
2) О чём рассказывает былина? Какова её тема?
(В былине повествуется о встрече двух героев и их невольном состязании.)
3) Как разворачиваются события? (Как развивается сюжет?)
(Сюжет прост: молодой Вольга Святославович отправляется со своей дружиной “за получкою” (за данью) в подаренные ему города. В поле он встречает могучего пахаря и, узнав от него, что в тех городах “мужички да всё разбойнички”, зовёт богатыря с собой. Богатырь соглашается, но прежде просит убрать с борозды сошку – “бросить сошку за ракитов куст”. И оказывается, что это никому не под силу, кроме самого пахаря. Только после этого происходит настоящее знакомство Вольги с чудо-богатырём и определяется его имя: “Молодой Микула Селянинович”.)
– В ваших учебниках представлен вариант, который заканчивается тем, что Вольга, изумляясь мощи пахаря, спрашивает, как его зовут, и откуда он. Существует также много вариантов, в которых рассказывается, как Вольга с Микулой поехали в жалованные князю города. Стали они “по городу похаживать”. А горожане стали “поговаривать”: не Вольги с дружиной они боятся, а боятся того, что “третьёво дни” у них был и их побил (см. в тексте эпизод, где Микула рассказывает о своих злоключениях в названных городах).
Вольга назначает своим наместником Микулу.
Существуют также варианты. В которых Микула спасает от гибели Вольгу. Затем князь угощает Вольгу и отпускает от себя в Киев.
Смысл этой былины именно в таком окончании. В отдалённой губернии центральная власть не имеет реальной силы. Всё решает отношение местных жителей к тем решениям, которые принимаются в Киеве. Вольга видит это и предпочитает оставить наместником Микулу.
Былина о Вольге и Микуле – новгородская. Исследователи относят её возникновение к XIV-XV векам. Доказательством является смысл былины: Новгород признавал лишь те решения киевского князя, которые были любы новгородцам. Также Вс. Миллер считает доказательством происхождения былины картину пахоты. Именно в Новгородской. Псковской, Олонецкой губернии почва после расчистки леса была усеяна кореньями, которые нужно было вывёртывать и в борозду валить, и валунами, которые приходилось огибать при пахоте. Огромная соха чудесного богатыря Микулы могла сама выворачивать коренья.
Как видите, Вольга и Микула противопоставлены друг другу. Но по одному сюжету не определишь, в чём смысл этой былины, почему для изображения могучего богатыря Микулы Селяниновича понадобилось сопоставление его с Вольгой.
Попробуем проследить, как выстраивается сопоставление Вольги и Микулы композиционно (т. е. как располагаются части былины, как обрисованы образы героев).
4) С чего начинается былина?
(С зачина: читаем первое четверостишие, обращаем внимание на сопоставление “когда…солнце…тогда…Вольга…”)
5) Что мы дальше узнаём о Вольге? (Читаем следующую строфу.)
(Герой пытается проникнуть везде под видом рыб, птиц и зверей – подчёркивается его чудесное происхождение: от женщины и змея.)
– Это описание обычно для былины о Вольге – великом охотнике, маге и военном вожде, совершающем поход в чужую землю. В данной былине это описание подчёркивает противопоставление Вольги простому крестьянину Микуле.
– Итак, уже в начале былины Вольга противопоставлен Микуле.
6) Что служит завязкой действия? (Читаем третью строфу)
(Вольга собирает “дружинушку хоробрую” и отправляется за данью с подаренных ему городов.)
7) Как развивается действие?
(Вольга встречает в поле оратая-богатыря.)
8) Что же поражает Вольгу?
(Вольгу и его дружину полражает сила крестьянина и могущество его коня.)
9) Рассмотрим, как создаётся образ богатыря Микулы. (Читаем 4 строфу)
(1. Гипербола: три дня ехали, услышав голос Микулы.
2. Описание кобылы Микулы (читаем 5 строфу)
3. Постоянные эпитеты.)
-? Чем необычно это описание?
(В описании кобылы и орудий труда представлены наилучшие их качества: кобыла “соловая” (светло-жёлтая), “гужики у неё да шелковые”, “присошечек…серебряный”, “а рогачик-то…красна золота”)
4. Описание внешности Микулы (читаем 6 строфу)
(Используются сравнения: “кудри…что жемчуг”, “брови…чёрна соболя”, “глаза…ясна сокола”, “сапожки…зелён сафьян”. Он одет очень нарядно, по-праздничному.)
– Таким образом, описание Микулы выделяет его как главного героя, именно на нём сосредоточено главное внимание.
10) О характере героев многое можно сказать и из их диалога. (Читаем по ролям.)
(В словах Вольги отражается картина богатырского труда Микулы. В собственном рассказе Микулы также подтверждается непомерная сила (как он справился с мужиками). Именно поэтому Вольга предлагает Микуле сопровождать его.)
11) Как описывается дальнейший их путь? Что сопоставляется? (Читаем след. строфу)
(Сопоставляются кобыла Микулы и конь Вольги (зачитываем по тексту)).
12) Где действие достигает кульминации?
(Непредвиденное состязание в силе богатыря Микулы и “дружинушки хороброй”: попытка “повывернуть” сошку Микулы из земли и “бросить сошку за ракитов куст” повторяется трижды.)
– Прочитаем далее. Обратите внимание на приём градации (= нарастания).
-? Кто выходит победителем? (Микула.)
13) Прерванное движение возобновляется, и снова обнаруживается преимущество рабочей кобылы пахаря перед боевым конём Вольги. Прочитайте следующие две строфы.
Как понять слова Вольги во второй строфе?
(Он признаёт преимущество кобылы Микулы.)
14) Как мы убеждаемся в полной победе Микулы?
(Вольга спрашивает его имя.)
-? Как Микула называет себя?
(Он называет своё имя не прямо, а со ссылкой на людей: “мужичков”.)
-? Почему? Что значит это имя для “мужичков”?
(В их глазах имя Микулы значимо тогда, когда он совершает свой мирской труд крестьянина, являя чудесную богатырскую силу, на благо людей.)
– Таким образом, выделяется имя главного героя: оно оказывается в сильной позиции, завершая весь текст и перекликается с названием былины, подчёркивает приоритет Микулы Селяниновича как главного героя былины.
Получается, что обычный крестьянин Микула стоит выше князя Вольги.
15) Как вы думаете, благодаря каким своим качествам Микула заслужил такую любовь народа?
(1. Уважение к тяжёлому труду землепашца.
2. Истинный патриот родины, живущий её интересами.)
16) Зачем тогда введён образ Вольги?
(Через сопоставление с ним показать превосходство Микулы.)
– Микула – это эпический герой.
Эпический герой – герой былины, который действует в реальном историческом времени, обладает необыкновенной физической силой, воинской доблестью и мудростью.
6. Характеристика Микулы Селяниновича.
-? Основываясь на определении “эпического героя”, докажите, что Микула Селянинович является эпическим героем.
7. Итоги урока.
-? Какую характеристику вы могли бы дать русскому богатырю?
(Под запись: 1) человек недюжинной силы 2) идеал нравственности 3) истинный патриот родины, живущий её интересами.)
Домашнее задание: прочитать былину “Илья Муромец и Соловей-разбойник” или сделать иллюстрацию к былине “Вольга и Микула Селянинович”.
nsportal.ru
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ в 7 классе НА ТЕМУ: «БЫЛИНА “ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ РАЗБОЙНИК”»
Цели урока: познакомить учащихся с жанром былин, их особенностями и историческими предпосылками возникновения; отработать умения выявлять основные свойства характера героя, составлять его характеристику; совершенствовать умения анализировать художественное произведение, сравнивать, обобщать, делать выводы;учить «читать живописные полотна»; воспитывать в учащихся лучшие нравственные качества: доброту, чувство собственного достоинства, любовь к Родине.
Оборудование: тексты былин; макеты древнего оружия; мультимедийная презентация; литературоведческие словари; музыка Мусоргского (фрагмент музыкальной пьесы «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки»)
Ход урока
Любое племя на земле владело в детстве поэтическим зеркальцем, где причудливо, у каждого по-своему, отражался мир; так первые впечатления бытия слагались в эпос, бесценное пособие к познанию национальной биографии наравне с останками материальной культуры.
Л. Андреев
I. Слово учителя .
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы будем говорить о былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник». (СЛАЙД 1)
Прочитайте внимательно эпиграф к уроку. Как вы понимаете слова Л Андреева? (СЛАЙД 2)
Сегодня всем нам предстоит интересное и увлекательное путешествие в прекрасное. Мы познакомимся с новым литературным жанром — былиной. Представьте себе, что мы сейчас с вами пассажиры необычайного поезда, на котором и отправимся в путь. В нашем поезде четыре нагона, они соответствуют четырем рядам в нашем классе. Я — машинист, указывающий путь, в каждом вагоне — по проводнику. Все проводники во время прохождения станции раскроют взаимосвязь между былиной и станцией. Время поезда в пути — 40 минут.
Обратите внимание на доску. Там изображены станции, мимо которых нам придется проехать. На этих станциях будем делать остановки. (Сначала показать «пустую» таблицу, где будут указаны только названия станций. А по мере продвижения вперёд делать записи, соответствующие каждой станции.)
1.Станция «История» | 2. Станция «Литература» | 3. Станция «Живопись» | 4. Станция «Музыка» |
Восточно- славянская эпоха-период возникновения былин | Былины- героические песни, повествующие о великих деяниях необыкновенных людей | «Я всегда только и жил Русью». В.М. Васнецов | Напевность, мелодичность, ритм |
Представьте себе, что ваши тетради — это путевые листы, где вы будете делать заметки на каждой станции.
Итак, в путь! Желаю, чтобы путь этот был добрым.
(Звучит музыка M.П. Мусоргского.)
(Все учащиеся к этому уроку уже прочитали былину «Илья Муромец и Соловей Разбойник», а также некоторые ученики получили индивидуальные задания по темам: «История возникновений былин», «Былина — эпический жанр литературы», «Русские богатыри в живописи», «Особый напевный ритм былин».)
II. Станция «История».
—Запишем в нашем путевом листке (таблице), когда возникли былины. Сравните с таблицей, которая появится на экране. (СЛАЙД 3)
Едва ли найдется такой жанр в фольклоре, о котором было бы напи-
сано статей и книг больше, чем о былинах. Это объясняется прежде
всего художественными достоинствами эпоса. Былины должны быть
отнесены к разряду песен древнего эпического склада, так как они
обладали особым, напевным ритмом. Исполнялись часто старцами под
гусли. Древнейшие былины можно возводить к событиям и явлениям
– IX в., а наиболее поздние к XIII в. Былины передают понимание истории, раскрывают исторический смысл событий, потрясших Древнюю Русь в жестокой борьбе за государственную независимость. Былины позволяли угнетенным чувствовать нравственное превосходство над угнетателями. Богатыри — главные герои. Они обладали силой примера.
III. Станция «Литература».
—Так что же такое БЫЛИНЫ? ( Работа со словарём + небольшое сообщение учащегося)
—Так что же такое былины? Запишем в путевой лист определение.
(СЛАЙД 4)
—В стародавние времена со всех сторон Русь была окружена многочисленными врагами. Им было досадно, что на Руси среди обширных земель стоят богатые города и красивые православные храмы. Для защиты от вражеских набегов ставились границы (заставы), а на них дозоры (пограничники). Кто из вас прочитает в словаре значение слова ЗАСТАВА? (Работа со словарём).
Службу на заставах несли самые сильные и умелые воины, которых русский народ называл богатырями.
Как одно-то на небе красно солнышко,
А один-то на Руси Илья Муромец!
Былины об Илье сложились ещё в Киевской Руси. (СЛАЙД 7)
Наш народ наделил этого былинного героя множеством сказочных свойств. В его исполинской палице целых 90 пудов. А иные толковали, что она весила и вовсе три тысячи пудов. А уж врагов разит бессчетно: «един раз махнет – ляжет улица, другой раз махнет – переулочек». Под стать тому и всё прочее у Ильи: шелом булатный богатырский «во двунадесять пуд», плётка-шелапуга – «сорока пудов».
А богатырский конь славного Ильи скакал сразу на три версты (старинная наша верста чуть больше нынешнего километра), а следами от тех копыт оставались «с водой ключевой да все колодези». Конь-огонь «через стеночки городовые перескакивает».
В былинах встречаем мы Илью Муромца на ратном поле, на столбовой дороге, в дремучем лесу, а то и во дворце княжеском, в стольном Киев-граде. Вспомните ребята, кто был князем града Киева в то время?
Как его величали? (Ответ ребят: Владимир – Красно Солнышко).
Индивидуальное сообщение учащегося о былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник».
2. . Углубимся в текст былины
— Из какого города выезжает
Илья Муромец? Куда? Какие подвиги совершает по пути?
—Не кажется ли вам неправдоподобным то, что Илья Муромец, например, один топчет конём «силушку великую», что его конь с горы на гору перескакивает и т. п.? Какое значение имеет здесь часто используемая в устном народном творчестве гипербола?
— Какой дорогой поехал Илья Муромец в Киев? О чём свидетельствует такой выбор?
—Почему Илья отказался от предложения стать воеводой в Чернигове?
—Объясните, почему в былине несколько раз с одинаковой точностью описываются грозная сила и мощь Соловья Разбойника. Какова роль этих повторений?
— Как проявляется характер Ильи Муромца, когда он сражается с Соловьём Разбойником? Каким образом народ-сказитель выражает свою любовь к герою-богатырю?(СЛАЙД 8)
— Обратите внимание на встречу в Киеве Ильи Муромца и князя Владимира. Какие особенности поведения каждого из них показаны в былине? Прочитайте выразительно диалог Ильи Муромца и князя.
— Какие богатырские качества Ильи Муромца воспеваются в былине?
ІІІ. Выполнение заданий в тетради (задания даются дифференцированно)
1 группа (слабая)
Перечитай первый абзац. Найди слова, которые говорят о волшебной силе коня Ильи Муромца.
Скачет Илья Муромец во всю конскую прыть. Бурушка Косматушка с горы на гору перескакивает, реки-озера перепрыгивает, холмы перелетает.
2 группа (средняя)
2) Обрати внимание на имена персонажей былины. Как их называет автор? Запиши
3 группа (сильная)
3) Найди в тексте и прочитай абзац и подчеркни слова, которые говорят о богатырской силе Ильи Муромца.
Соскочил Илья с коня. Он левой рукой Бурушку поддерживает, а правой рукой дубы с корнями рвет, настилает через болото настилы дубовые. Тридцать верст Илья гати настелил – до сих пор по ней люди добрые ездят.
Работа со всем классом.
4) Прочитайте абзац,записанный на доске, в котором говорится о силе Соловья – разбойника. Впиши пропущенные слова.
Да как засвищет он по-…, зарычит по-…, зашипит по-…, так вся земля …, столетние дубы …, цветы …, трава …. Бурушка-Косматушка на колени упал.
(Да как засвищет он по-соловьиному, зарычит по-звериному, зашипит по-змеиному, так вся земля дрогнула, столетние дубы покачнулись, цветы осыпались, трава полегла. Бурушка-Косматушка на колени упал. )
Проверка выполненных работ.
3.Так кто же он, былинный герой Илья Муромец, – мифическое существо или реальная историческая личность? Сообщение учащегося. (СЛАЙД 9)
(Наши предки не сомневались в том, что был такой воин, служивший киевскому князю. В документальном источнике его имя впервые упомянуто в 1574 году. Посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев в 1594 году, оставил описание гробницы Ильи Муромца, находившейся в богатырском приделе Софийского собора, то есть ему была оказана такая же честь, как великим князьям. Останки богатыря перенесли в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря и описали их. По свидетельству очевидцев, мощи принадлежали человеку довольно высокого роста (180 см). У хорошо сохранившейся мумии отсутствовали обе ступни ног, была глубокая рана на левой руке, повреждение в левой области груди. Может быть, герой во время боя прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу? В 1988 году была проведена экспертиза мощей с помощью современной методики и сверхточной японской аппаратуры. Результаты поразили исследователей. Определен возраст – 40-55 лет, выявлены дефекты позвоночника. Ученые сделали вывод, что герой в юности перенес паралич конечностей. Причиной смерти стала обширная рана в области сердца приблизительно в одиннадцатом-двенадцатом веке. Таким образом, можно говорить о том, что у былинного богатыря Ильи Муромца был прототип – реальное историческое лицо. Еще одним доказательством этого служит следующий факт: Илья Муромец с семнадцатого века почитается Русской Православной Церковью как святой. Значит, он не мифическое существо.)
IV. Станция «Живопись».
(На экране большая репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри». (СЛАЙД 10)
Мы с вами на станции «Живопись». Художник Виктор Михайлович Васнецов запечатлел в своей знаменитой картине образы русских богатырей, которые зорко следят за тем, что происходит на границах Руси. От кого богатыри охраняют Русь? (Ответ ребят: от иноземных врагов).
Как интересно заглянуть туда, вглубь народной истории.
—Так каков был девиз жизни и творчества В. М. Васнецова?
2. Творческая работа.
Рассмотрите репродукцию картины Васнецова «Три богатыря». Как гордо восседают они на своих конях, какие сосредоточенные у них лица! На русских воинах тяжёлые доспехи.
Давайте вспомним, какое оружие было у богатырей? (Ребята перечисляют: меч, боевой нож, копьё,топор-чекан, булава, палица, дубина, лук, стрелы. Названый макет древнего оружия дети по очереди крепят на магнитную доску). Составьте диалог богатырей, используя лексику былин.
V. Станция «Музыка».
—Наше путешествие подходит к концу. Мы на станции «Музыка».Ребята, в продолжение всего пути вы слышали прекрасную, особую музыку. Похожа ли она на былину? Чем? (Особый, напевный ритм.)
—Запишите это в ваш путевой журнал. (СЛАЙД 12).
Сейчас вы, внимательно, послушаете фрагмент музыкальной пьесы «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки» великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Скажите, какой характер у этой музыки, что вы представили, звуки каких музыкальных инструментов услышали? (Дети слушают музыку и размышляют).
(Звучит музыкальная пьеса «Богатырские ворота»
Модеста Мусоргского из цикла «Картинки с выставки»).
Под величественные звоны выходили на ратный бой русские богатыри – сильные, могучие, непобедимые.
Отважные богатыри проходят через главные ворота города. Посмотрим на этих красавцев богатырей!
(СЛАЙД 10 )
Почему эта станция последняя? Да потому, что мелодии истории, литературы, живописи сливаются для нас с вами в прекрасную музыку Древней Руси. Она напоминает нам о жизни наших великих предков. Вы должны помнить, что от них нам достались в наследство великая история, богатая литература, тончайшая национальная музыка. Хотелось бы, чтобы вы пронесли через всю жизнь любовь ко всему прекрасному, что вас окружает. Всегда чтите и уважайте наши национальные святыни и любите Родину — Русь!
Подведение итогов урока.
На нашем уроке мы:
1. Познакомились с былиной как жанром УНТ; их особенностями и историческими предпосылками возникновения.
2. Учились «читать живописные полотна», выявляли основные свойства характера героя, составляли его характеристику.
3. Совершенствовали умения анализировать художественное произведение, сравнивать, обобщать, делать выводы
4.Учились интерпретировать текст на основе произведений искусства других жанров.
VI. Домашнее задание:
1.Работа по вопросам учебника.
nsportal.ru
Слайд 1
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»Слайд 2
Циклы былин: Киевский цикл: 1.Илья Муромец 2.Добрыня Никитич 3. Алеша Попович
Слайд 4
Новгородский цикл былин: Герои: Садко Ставр Василий Буслаев.
Слайд 6
Илья Муромец
Слайд 8
БЫЛИНЫ об Илье Муромце Первые подвиги Ильи Муромца. Илья Муромец и Калин царь. Святогор и Илья Муромец. Три поездки Ильи Муромца. Илья Муромец и Соловей Разбойник. Бой Ильи Муромца с сыном.
Слайд 9
Жил в Кижской волости крестьянин..
Слайд 10
Он сын простых родителей (крестьянский сын) и с детства обречен: А не имел Илья во ногах хожденьица , А во руках не имел Илья владенъица , Тридцать лет его было веку долгого. Происходит первое чудо: в доме появляются три старца — это так называемые «калики перехожие», странники; они просят милостыню или попить, но Илья объясняет им, что он не может встать («Не имею ни рук, ни ног»). И тогда старцы велят ему встать и принести воды — что он и исполняет. По их же приказу он пьет и сразу же не просто выздоравливает, а и ощущает в себе прилив такой необыкновенной силы, что, если бы От земли столб был да до небушки , Ко столбу было золото кольио , За кольио бы взял, святорусску поворотил.
Слайд 11
Илья получил силу, однако Илье такая сила не требуется, странники это понимают и дают ему выпить еще раз, чтобы уменьшить силу наполовину. Вслед за этим совершается второе чудо: странники предсказывают, что Илье не угрожает смерть в бою, от оружия. Во чистом-то поле тебе да смерть не писана, Ты не бойся, езди по чисту полю.
Слайд 12
Илье советуют старцы вырастить себе боевого коня из жеребенка: А да корми его пшеницей да белояровой , А еще пой его ведь нонь да ключевой водой, А водитко ты на росы холодные, А давай-ка по росам ему кататися , А через тын железный да перехаживай, А жеребчик будет у тя да перескакивать, Еще будет тебе конь да лошадь добрая, Еще добра-де лошадь да богатырская,
Слайд 14
Так кто же он, былинный герой Илья Муромец, – мифическое существо или реальная историческая личность? Наши предки не сомневались в том, что был такой воин, служивший киевскому князю. В документальном источнике его имя впервые упомянуто в 1574 году. Посланник римского императора Эрих Лассота , посетивший Киев в 1594 году, оставил описание гробницы Ильи Муромца, находившейся в богатырском приделе Софийского собора, то есть ему была оказана такая же честь, как великим князьям. Останки богатыря перенесли в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря и описали их. По свидетельству очевидцев, мощи принадлежали человеку довольно высокого роста (180 см). У хорошо сохранившейся мумии отсутствовали обе ступни ног, была глубокая рана на левой руке, повреждение в левой области груди. Может быть, герой во время боя прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу? В 1988 году была проведена экспертиза мощей с помощью современной методики и сверхточной японской аппаратуры. Результаты поразили исследователей. Определен возраст – 40-55 лет, выявлены дефекты позвоночника. Ученые сделали вывод, что герой в юности перенес паралич конечностей. Причиной смерти стала обширная рана в области сердца приблизительно в одиннадцатом-двенадцатом веке. Таким образом, можно говорить о том, что у былинного богатыря Ильи Муромца был прототип – реальное историческое лицо. Еще одним доказательством этого служит следующий факт: Илья Муромец с семнадцатого века почитается Русской Православной Церковью как святой. Значит, он не мифическое существо.
Слайд 16
Муром
Слайд 17
Киев
Слайд 19
Чернигов
Слайд 21
Бой Ильи Муромца с Соловьём – Разбойником. А и тут старый казак да Илья Муромец, Да берёт-то он свой тугой лук разрывчатый, Во свои берет во белы он во ручушки, Он тетивочку шелковеньку натягивал, А он стрелил в того Соловья разбойника, Ему выбил право око со косицею.
Слайд 25
Какими качествами наделяет народ своего героя?
Слайд 26
Какие постоянные эпитеты переходят из былины в былину? ДРУЖИНА БОГАТЫРЬ КАЗАК КОНЬ ЛУК СТРЕЛОЧКА ВРАГ МОЛОДЕЦ ДЕВИЦА ПОЛЕ ЛЕС ПОЛЕ ГУСЛИ
Слайд 27
Памятник Илье Муромцу в г.Муроме
nsportal.ru
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1.1. Вводная часть урока | Учитель рассказывает классу о былине. Демонстрирует слайд-шоу. |
2 | 1.2. Вводная часть урока | Учитель рассказывает классу о былине. Демонстрирует слайд-шоу. |
3 | 2.1. Проверка домашнего задания | Учащиеся представляют групповой или индивидуальный проект о легендарных местах родного края (две группы или четыре отдельных человека). В рабочей тетради учащиеся самостоятельно составляют план прочитанной дома статьи о былинах (учебник, ч. 1, с. 10–11) и отвечают последовательно на вопросы рубрики, руководствуясь этим планом. После беседы школьники размышляют над проблемным вопросом «Почему былины относят к героическому эпосу?» и записывают в тетрадь определение былины. Выполняют тестовые задания. |
4 | 2.2. Проверка домашнего задания | Выполняют тестовые задания. |
5 | 2.3. Проверка домашнего задания | Выполняют тестовые задания. |
6 | 3.1. Этап усвоения нового материала | Учитель продолжает рассказ о былинах, демонстрирует слайд-шоу. Переходит к былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Былина об Илье Муромце относится исследователями к так называемым сказочным былинам, поэтому на её примере удобно рассматривать как сходные, так и различные жанровые черты былин и сказок. Такие эпизоды, как чудесное исцеление и необычная сила героя, выбор пути, сражение с врагом, напомнят школьникам о сказке. Некоторые аспекты: былинные богатыри как выразители народного идеала, их сила и скромность. Историческая основа былин. Традиционные былинные сюжеты. Образ сказителя в былинах, его оценка происходящих в былинах событий. Задача учителя при изучении былин — не только показать своеобразие этого жанра, но и сопоставить его со сказкой и песней, создавая целостное представление об устном народном творчестве. |
7 | 3.2. Этап усвоения нового материала | Учитель продолжает рассказ о былинах, демонстрирует слайд-шоу. |
8 | 3.3. Этап усвоения нового материала | Учитель продолжает рассказ о былинах, демонстрирует слайд-шоу. |
9 | 4. Выразительное чтение былины. Закрепление изученного материала/обобщение и систематизация знаний | Чтение текста на уроке необходимо, когда ставится цель вызвать непосредственный эмоциональный отклик на то или другое произведение небольшого объёма. Поскольку чтение былины представляет определённую трудность для учащихся из-за непривычной рифмы, напевного, музыкального ритма, особого троекратного ударения в стихотворной строке, учитель должен сам прочитать былину в классе, продемонстрировав образцовое чтение. Кроме того, в процессе выявления непосредственного восприятия былины учащимися можно сразу пояснить не только эпизоды, которые оказались трудны для понимания, но и значение устаревших слов, сложных для шестиклассников. Чтение можно предварить рассказом об исполнении былин известным сказителем Никифором Прохоровым по прозвищу Утка. «Утка откашлянулся — все тотчас замолкли. Утка далеко откинул назад свою голову, потом с улыбкой обвёл взглядом присутствующих и, заметив в них нетерпеливое ожидание, ещё раз быстро откашлянулся и начал петь. Лицо старика-певца мало-помалу изменялось, исчезло всё лукавое, детское, наивное. Что-то вдохновенное выступило в нём: голубые глаза расширились и разгорелись, ярко блестели в них две мелкие слезинки, румянец пробился сквозь смуглость щёк; изредка нервно подёргивалась шея. Он жил со своими любимцами богатырями; жалел до слёз немощного Илью Муромца, когда он сиднем сидел тридцать лет, торжествовал с ним победу его над Соловьём-разбойником. Иногда он прерывал самого себя, вставляя от себя замечания. Жили с героем былины и все присутствующие. По временам возглас удивления невольно вырывался у кого-нибудь из них; по временам дружный смех гремел в комнате. Иного прошибала слеза, которую он тихонько смахивал с ресниц. Все сидели, не сводя глаз с певца; каждый звук этого монотонного, но чудного, спокойного мотива ловили они». (По книге В. Харузиной «На Севере. Путевые воспоминания») |
10 | 5.1. Итоговое задание | После прочтения былины учащимся предлагаются вопросы: 1. Понравилась ли вам былина? Какие эпизоды произвели на вас наибольшее впечатление? Почему? 2. Каково ваше отношение к героям былины? Ученики, как правило, отмечают эпизод сражения Ильи под Черниговом, бой с Соловьём-разбойником и появление богатыря в Киеве. Это наиболее напряжённые эпизоды былины. Сила, смелость и благородство Ильи Муромца, отказавшегося от воеводства в Чернигове, вызывает у школьников восхищение, а злоба и коварство Соловья-разбойника — справедливое осуждение. Неоднозначен образ князя Владимира. Несмотря на то что Илья обращается к нему с уважением, Владимир груб с богатырём, самонадеян и труслив. У шестиклассников он симпатии не вызывает. Они говорят о том, что князь подозревает Илью в обмане, но потом ему приходится просить богатыря о помощи. |
11 | 5.2. Итоговое задание | После прочтения былины учащимся предлагаются вопросы |
12 | 5.3. Итоговое задание | После прочтения былины учащимся предлагаются вопросы |
13 | 5.4. Итоговое задание | После прочтения былины учащимся предлагаются вопросы |
14 | 5.5. Итоговое задание | После прочтения былины учащимся предлагаются вопросы. |
15 | 6. Информация о домашнем задании | Учитель показывает ученикам слайд-шоу о Соловье-разбойнике. Домашнее задание: Прочитать материал рубрики «Литературная мастерская», выполнить предложенные задания (учебник, ч. 1, с. 22–23). Двоим-троим ученикам можно предложить индивидуальное творческое задание: сравнить варианты былины об Илье Муромце и Соловье-разбойнике, рассказать, какой из вариантов понравился больше и почему. |
rosuchebnik.ru