Сказка гуси лебеди текст читать бесплатно онлайн – Гуси-Лебеди – Спектакль в Санкт-Петербурге, Музей кукол – расписание, билеты, отзывы на Яндекс.Афише

Содержание

музыкальный спектакль по мотивам русской сказки гуси лебеди

Сценарий музыкального спектакля для подготовительной группы

по мотивам русской народной сказки «Гуси – лебеди»

Звучит музыка, выходят сказачницы

Сказочница 1:

Тихо, тихо рядом сядем

Снова сказка входит в дом

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном,

Здесь герои оживают, чудеса кругом витают.

Сказку очень я люблю, и ее я вам дарю.

А у нас на Руси

Сказки очень хороши!

Представленье начинается,

В гости сказка к нам является!

Про гусей-лебедей,

И про разных людей.

Сказку эту старую

Слушать каждый рад,

Предлагаем сказочку

Вам на новый лад!

Сказочница 2:

Бабусю боятся детишки,

Ягусей напуган всерьез

Народ, что встречал ее в книжках!

Читал, а по коже мороз!

Кому не нравится Яга-красавица?

С давних пор она в сказках славится!

Любит, скверная, делать с радостью,

Дело верное – мерзость с гадостью!

Выход Бабы- Яги И ИЗБУШКИ

Б.я.

Ну, а вы чего сидите,

Не дрожите, не пищите?

Или сказки не читали,

Про меня-то вы слыхали?

Знаете меня, я рада!

Рассказать скорее надо, что сегодня для бабуси

Принесут Ванюшу гуси.

Б.Я.

А где мои лебеди- гуси?

Забегают гуси, бегают по кругу, останавливаются возле баба-яги («жили у бабуси»)

Б.Я. Гуси мои в деревню летите, мне Ванюшку принесите,

1й гусь

Пусть дорога долга…га-га-га1

А под нами леса и луга…га-га-га!

И дорога далека ….га-га-га!

Улетают Гуси по кругу гогочут

Б.Я.:

Сказка, сказка, прибаутки

Рассказать ее не шутка

Посиди, да погоди-

Сказка будет впереди! (уходит.)

КТО ТАНЦУЕТ ТАНЕЦ СКОМОРОХОВ УХОДЯТ ЗА КУЛИСЫ

Звучит музыка Ванечка и Машенька заходят садятся и играют в ладушки

Сказочница 1:

А в это время в деревне…

Жили-поживали, горюшка не знали

Батюшка да матушка.

Работали с утра до ночи,

Старались, что было мочи.

И была у них дочка Машенька,

Да малый сыночек Ванечка.

Как – то раз осенним днем
Папа с Мамою вдвоем
Решили на базар пойти
И продукты припасти,
Чтоб, когда придет зима,
Были полны закрома.

Заходят матушка с батюшкой с корзиной

Матушка:Дети!!!

Маша и Ваня: Что матушка?

Матушка:

Сейчас мы с батюшкой вдвоем
В село на ярмарку пойдем.
А ты, за братцем последи,
Пока нас нет – побереги!
Его от грязи, от воды,
Чтоб не было большой беды.
Маша:

www.prodlenka.org

Кукольное представление «Гуси-лебеди» | Scarb.by

Victoria 10.09.2019

Приглашаем всех желающих, на кукольное представление«Гуси-лебеди», который будет представлен в Семейном Центре «Клевер».

Интерактивное кукольное представление. Отец с матерью уходя на работу, сказали дочке не выходить гулять во двор, а сидеть дома и приглядывать за младшим братом. Но девочка, не послушав родителей, посадила брата под окном, а сама побежала гулять на улицу. И в этот час гуси-лебеди похищают брата и уносят на крыльях. Сестра, увидав это, побежала вдогонку за ними, чтобы вернуть и спасти брата. Как будет развиваться эта история и спасёт ли Алёнушка брата, Вы узнаете, придя на наше представление!

В программу представления входит творческая мастерская, а также динамическая, развивающая игра

Возраст: 3+

Стоимость: 7 руб

Место: Клевер, г. Минск, ул. Тепличная, 1

Расписание:

  • 13 сентября, пятница 18:00
  • 14 сентября, суббота 11:00
  • 19 сентября, четверг 11:00

Количество мест ограничено!

Предварительная запись по телефону:

+375(29) 652-76-52

+375(33) 352-76-52

афиша для детей афиша сентябрь 2019 детский кукольный спектакль детский спектакль

scarb.by

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе “Путешествие в сказку”

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Высокогорский детский сад «Бэлэкэч» комбинированного вида Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП

в средней группе

«Путешествие в сказку»

Составила:

Воспитатель

Сабиржанова И.Р.

с.Высокая гора

2019 г.

«Путешествие в сказку»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Сабиржанова И.Р., воспитатель.

Цель : Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста .

Задачи:

Обучающие:

-закрепить счет в пределах 5, называть числительные по порядку.

-учить сравнивать две группы предметов.

-формировать представления о равенстве и неравенстве групп на основе счета.

-учить соотносить цифру с числовой карточкой и количеством предметов.

-закрепить представления о геометрических фигурах(круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

-закрепить умения различать цвет.

-развивать ориентировку в пространстве (впереди, слева, справа , над, посередине).

-совершенствовать умение детей ориентироваться в последовательности частей суток.

Развивающие:

 Развивать память, речь, логическое мышление, воображение.

Воспитывающие: 

Воспитывать чувство сопереживания,  умение прийти на помощь, дружеские взаимоотношения.

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Методические приёмы: наглядный, словесный, игровой.

Предварительная работа:

Материал демонстрационный: 

макеты печки, яблони с желтыми и красными яблоками, речки, избушки Бабы-Яги, фланелеграф, иллюстрации к запутанным задачкам, конверты с заданиями.

Материал раздаточный: Геометрические фигуры, карточки с цифрами.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель:Ребята сегодня к нам пришли гости, предлагаю поприветствовать их.

Дети:

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй вольный ветерок,

Здравствуй маленький дубок,

Мы живем в одном краю,

Всех мы вас приветствуем!

Воспитатель: (под тихую музыку)

Много сказок есть на свете,

Сказки очень любят дети,

Все хотят в них побывать

И немножко поиграть

Перед нами в сказку дверь

Открывай ее скорей.

А вы любите сказки? А какие вы сказки знаете?

Ответы детей

Воспитатель:  Как вы думаете, в какой сказке мы оказались, послушайте отрывок из этой сказки:

 «Налетели гуси-лебеди, подхватили братца, унесли на крыльях».

-Как называется эта сказка?

Дети: Гуси-лебеди!

На стульчике кукла Маша ,она плачет, воспитатель подходит с детьми к кукле и спрашивает

Воспитатель: Что случилось, Машенька? Почему ты плачешь?

Маша: Ванечку гуси лебеди унесли, и не знаю, как его найти.

Голос из-за ширмы

Воспитатель: А где же ты была, Машенька? И почему братца оставила одного?

Маша: С подругами заигралась. Помогите мне, пожалуйста, ребята найти Иванушку.

Воспитатель: Ну что ребята, поможем Машеньке.

Ответы детей

С собой мы возьмем корзинки, думаю, они нам в пути пригодятся. Итак, мы с вами отправляемся с Машей в дорогу.

Воспитатель с детьми подходят к дереву

Воспитатель: Смотрите, что это за дерево?

Дети: Яблоня.

 Воспитатель: Из каких фигур мы можем сложить яблоню.

Дети: Круг и прямоугольник.

Воспитатель: Давайте спросим у яблони, куда гуси лебеди полетели:

Яблонька, ты подскажи,

Нам дорогу укажи.

Помоги гусей отыскать,

У них Ванечку забрать!

А яблоня в ответ:

-Сосчитайте мои яблоки: жёлтых или красных больше?

Воспитатель:

-Ребята, предлагаю вам их посчитать .

-Сколько красных яблок? (5)

-Сколько жёлтых? (5)

-Что можно сказать о количестве красных и жёлтых яблок?

(Поровну).

-Из-за сильного ветра, одно красное яблоко упало.

-А сейчас что можно сказать о количестве яблок? (красных 4,желтых 5)

-Каких яблок больше? (желтых).

-Каких яблок меньше ? ( красных).

-На сколько желтых яблок больше, чем красных ?(на один)

-Как сделать, чтобы красных и жёлтых яблок было поровну ?

Ответы детей

Яблоня: Молодцы, ребята! Вам надо спросить у печки, куда гуси – лебеди полетели.

Воспитатель: Тогда в путь.

Воспитатель с детьми подходят к печке

Воспитатель: Посмотрите перед нами печка, а из каких фигур мы можем сложить печку.

Дети: квадрат и прямоугольник.

 Воспитатель:Ребята,предлагаю вам собрать печку   на фланелеграфе. А теперь спросим, не видела ли она, куда гуси лебеди полетели :

Печка, дорогая, подскажи,

Путь- дорогу укажи,

Помоги гусей догнать

У них Ванечку забрать!

Печка: Скажу, если отгадаете мои загадки.

Воспитатель достает конверт и раскрывает его

Воспитатель:

– Ну-ка, детки, подымайтесь,

Заряжайтесь, умывайтесь,

Аккуратно одевайтесь

И за завтрак принимайтесь.

УТРО

В полдень солнышко в зените,

У него лучи, как нити,

Землю щедро согревают,

Всех обедать приглашают.

ДЕНЬ

Всё окутает прохлада,

Солнцу отдых тоже нужен

А ребятам – вкусный ужин.

ВЕЧЕР

На небе – луна,

Очень строгая она:

Наблюдает – все ли

Улеглись в постели?

Закрывайте глазки,

Пусть вам снятся сказки.

Закрывайте очи

Всем – спокойной ночи

НОЧЬ

Печка: Молодцы, ребята. Справились с заданием .Угощайтесь моими пирожками.Идите к речке, она вам поможет.

Физкультминутка «Быстро встаньте, улыбнитесь»

Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели-встали, сели-встали
И на месте побежали.

Воспитатель: Отправляемся дальше налево, посмотрите что это?

Дети: молочная речка с кисельными берегами.

 Воспитатель: Ребята, а в виде какой геометрической фигуры речка?

Дети:  В виде белого прямоугольника.

Воспитатель: Давайте спросим, не видела ли она, куда гуси лебеди полетели?

Речка, речка, подскажи,

Нам дорогу укажи!

Помоги гусей догнать,

У них Ванечку забрать.

Речка: Конечно скажу, но сначала помогите мне. Нужно по моему бережку положить камушки ,чтоб я не растеклась.

Воспитатель: Ребята , для этого нам нужно подойти к своим столам.

Сначала возьмите красный квадрат, затем зеленый овал, синий треугольник, желтый круг.

Дети раскладывают геометрические фигуры

Речка: Спасибо, вам ребята.

Воспитатель: Молодцы, речка похвалила вас и сказала, что гуси лебеди полетели направо. Предлагаю продолжить путь..

Воспитатель с детьми подходят к избушке

Воспитатель:Посмотрите, что это?(ответы детей)

 Воспитатель:Правильно.Избушка на курьих ножках, какую геометрическую фигуру напоминает нам избушка?

Ответы детей

Воспитатель: правильно квадрат и треугольник.

Появляется Баба – Яга

Баба – Яга: – Чую – чую деток. Вы зачем сюда пришли?

Дети:- Мы за Ванечкой пришли, твои гуси – лебеди унесли его.

Баба – Яга: Ишь, чего захотели. Добренькие, какие. Ванечку они ищут .Выполните задания, тогда и отпущу. Посмотрите, здесь конверт, а там задачки. Сможете их разгадать?

Воспитатель: Ребята, надо выручить  Иванушку, разгадать задачки.

Посмотрите на рисунок. На нем избушка на курьих ножках. Где находится избушка?

Дети: Посередине.

Воспитатель: Где сидят гуси-лебеди?

Дети :Слева от избушки.

Воспитатель: Где стоят зайчишки?

Дети: Справа от избушки.

Воспитатель: А где сидит кот?

Дети: Впереди избушки.

Воспитатель: Где летают птички?

Дети: Над избушкой.

Воспитатель: А Ванечка где?

Дети: В избушке.

Воспитатель: Ребята, сейчас я буду задавать вопросы ,а вы ничего не говоря, ответ показывать цифрой. Приготовьте цифры.

На столах в корзинках цифры

-Сколько гусей сидят слева от избушки?(5)

-Сколько зайчиков стоят справа от избушки?(3)

-Сколько котов сидит впереди избушки?(1)

-Сколько птичек летают над избушкой?(2).

Баба – Яга: Ишь какие. С задачками ведь справились.

Воспитатель: Баба – Яга, злая и недобрая, наверное, потому, что ее никто не любит. Давайте угостим ее яблочками и пирожками.

(дети угощают яблочками и пирожками)

Баба – Яга: – Ах спасибо, никто никогда меня не угощал яблочками да вкусными пирожками. Видно Ваню вам отдать придется. А чтобы вы быстрей вернулись домой, подарю вам «ковер – самолет».

Воспитатель: Спасибо тебе, Баба – Яга.

Вот Машенька Ванечка, береги его, не оставляй братца больше одного.

Маша: Спасибо, вам ребята.

Дети забирают Машу и Ваню, садятся на «ковер – самолет» и летят в детский сад

«Ветер дует нам в лицо

Полетели далеко

Ветер тише – тише

Самолет все ниже – ниже».

Маша с братцем уходят ,дети прощаются с ними

Воспитатель:

Пусть герои сказки

Дарят нам тепло

Пусть добро навеки

Побеждает зло.

-Кто помог Машеньке найти брата?Ответы детей

Воспитатель:И конечно же, ваши знания.

-Ребята как вы думаете, почему украли Иванушку?

 Дети: Потому что Маша не послушалась родителей, не досмотрела своего брата.

 Воспитатель: Скажите, а кого мы встречали в сказке? (ответы детей)

-Какие задания вы выполняли, выручая Ванюшу?

-Какое задание вам понравилось больше всего? (ответы детей)

Воспитатель:Молодцы мальчики и девочки, за нашу помощь Машенька отправила нам корзину с конфетами.

infourok.ru

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе “Гуси-лебеди”

Конспект занятия по ФЭМП

(в старшей группе)

по сказке «Гуси-лебеди»

Образовательные задачи. Формирование количественного счета в пределах десяти с участием зрительного анализатора. Закрепление в речи количественных числительных ответов на вопрос «Сколько всего?» Совершенствование умения узнавать и различать плоские и объемные геометрические фигуры (круг, овал, куб, цилиндр, шар), узнавать их форму в предметах ближайшего окружения. Формирование навыков пяти предметов по длине на глаз; умение пользоваться сравнительными прилагательными (длиннее, короче).

Развивающие задачи. Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимания и восприятия.

Воспитательные задачи. Воспитание самостоятельности, активности, инициативности, навыков сотрудничества.

Оборудование. Печка, яблонька, речка, сковородки, пирожки, яблоки, доски разных размеров по длине, половик, геометрические фигуры.

Предварительная работа. Чтение сказки «Гуси-лебеди»

Методы. Игровой, словесный, наглядно-практический.

Приемы. Объяснение, вопросы к детям, рассматривание, самостоятельная работа детей, появление героя, сюрпризный момент.

Организационный момент.

Справа друг и слева друг сделали большой мы круг.

Аня! кто у тебя стоит справа?

Кирилл! кто у тебя стоит слева? и т.д.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята вы любите сказки?

Дети. Да.

Воспитатель. А какие вы сказки знаете?

Дети. Называют сказки

Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказке, послушайте, какие герои живут в этой сказке: Машенька, Иванушка, Баба Яга, печка, яблонька, гуси.

Дети. Это сказка «Гуси-лебеди»

Воспитатель. Правильно. Кто её написал?

Дети. Народ, это русская народная сказка.

Воспитатель. Вправо, влево повернитесь на полянке очутитесь.

Что первое повстречалось Машеньке на пути?

Дети. Печка

Воспитатель. Что стоит на печке?

Дети. На печке стоят сковородки

Воспитатель.

Печка приготовила нам задание.

Посчитать сколько пирожков в каждой сковородке.

Воспитатель. Возьмите каждый по сковородке, подойдите к столу, сосчитайте и подберите соответствующую цифру к количеству пирожков.

Дети выполняют задание

Воспитатель. С этим заданием мы справились, молодцы! Что дальше встретилось Машеньки на пути?

Дети. Яблонька.

Воспитатель. Яблонька тоже приготовила нам задание.

Нужно сосчитать, сколько яблок на яблоне?

Полина, сосчитай, сколько всего яблок на яблоне?

Дети. На яблоне всего семь яблок.

Воспитатель. Артем, сколько красных яблок?

Дети. На яблоне три красных яблока.

Воспитатель. Даша, сколько зеленых яблок?

Дети. На яблоне четыре зеленых яблока.

Воспитатель. Каких яблок больше и на сколько?

Дети. Зеленых яблок больше на одно.

Воспитатель. На какую форму похоже яблоко?

Дети. Яблоко похоже на шар.

Воспитатель. Молодцы и с этим задание мы справились, а что же дальше повстречалось на пути Машеньке?

Дети. Дальше Машенька повстречала речку.

Воспитатель. Чтобы перейти речку нам нужно построить мост, а из чего можно построить мост?

ответы детей

Воспитатель. На какую форму похожи доски?

Дети. Доски похожи на прямоугольник.

Воспитатель. Ребята? чтобы построить мостик нужно разложить доски от самой короткой до самой длинной

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Первая доска, какой длины?

Дети. Самая короткая, затем чуть-чуть длиннее, еще длиннее, еще длиннее и самая длинная.

Воспитатель. И с эти заданием мы справились Молодцы! идем дальше

Гуси-лебеди, нас не пропускают, давайте послушаем, что они хотят нам сказать. «Назовите геометрические формы»

Дети выполняют задание

Появляется Баба Яга. Нюхает. Детским духом пахнет, ой, сколько вас много, А как вы до меня добрались? кого на пути встречали?

Ответы детей.

Воспитатель: Баба Яга, а что у тебя в кувшине?

Баба Яга. Приготовила волшебный напиток, а из чего не помню. Старая я стала, глаза мои плохо видят, да и руки уже не те стали помогите мне, узнать из каких ягод я приготовила напиток?

А для этого нужно собрать картинку.

Дети выполняют задание.

Дети выполняют задание.

Баба Яга. Спасибо вам помогли, я вас угощу волшебным напитком, чтобы вы могли вернуться обратно в группу.

Воспитатель. Мы с вами в группе.

infourok.ru

Русская народная сказка Гуси-Лебеди  В книжку с красочными иллюстрациями вошла

Прописи, раскраски, букварь, пособия по подготовке руки к письму, по развитию речи, для знакомства с цифрами, геометрическими фигурами.

Дорогие участники!
30- я закупка. КАК НЕ ПРОСПАТЬ ЛЕТО? Очень просто – заниматься со своим ребенком по чуть-чуть, в радость, и таким образом, лето пройдет не впустую, а ваш ребенок научится чему-то новому, научится читать или писать или решать логические задачки. Подготовится к 1 классу и придет в школу во всеоружии!

✱✱✱✱✱✱✱✱✱✱✱✱✱✱✱✱✱✱

Проверенная временем и тысячами участников)) Среди множества пособий именно эти пособия остаются в арсенале мам и пап при подготовке детей к школе. В чем секрет? В продуманных до мелочей упражнениях, в хороших рисунках, в интересных заданиях. Если Вы станете участником этого СП один раз – то с большой долей вероятности я смогу увидеть Вас и в следующих закупках)) Просто лучшее соотношение цены и качества, вот в чем секрет, я думаю))

Книги Уральского издательства , да и не только книги – но и учебные пособия, пособия по подготовке к школе, плакаты и многое другое.

На сегодняшний день издательский портфель насчитывает более 400 наименований, а объемы тиражей ежегодно составляют более 3 000 000 экз.
⇩ ⇩ ⇩ ⇩ ⇩ ⇩ ⇩ ⇩ ⇩ ⇩ ⇩ ⇩ ⇩ ⇩ ⇩ ⇩ ⇩

Эти книги адресованы детям любого возраста:
– для самых маленьких издательство выпускает веселые книжки на картоне, книжки-пазлы, тематические раскраски;
– для дошкольников – прекрасные иллюстрированные издания любимых сказок А.С. Пушкина, Братьев Гримм, Г.Х. Андерсена, Шарля Перро, Д. Мамина-Сибиряка и др., стихов как известных поэтов: А.Барто, К.Чуковского, так и современных детских поэтов: К. Стрельниковой, М. Манаковой, О. Колпаковой, Т. Маршаловой, Н. Шилова и др.;
– для будущих школьников – разнообразные познавательные и обучающие книги, рабочие тетради, учебные плакаты, направленные на подготовку детей к школе.

Издательство гордится тем, что первым в стране выпустило “БУКВАРЬ”, а затем и “ПРОПИСИ” Надежды Сергеевны Жуковой, ставшие в дальнейшем всероссийским бестселлером в области обучения дошкольников чтению и письму, о чем свидетельствуют многочисленные восторженные отзывы специалистов и родителей.

В настоящее время c издательсвом работают известные педагоги:
Е.Ф. Бортникова, автор комплексной программы подготовки детей к школе;
Т.А. Ткаченко, известный московский логопед-практик, заслуженный учитель России,
В.И. Буйко, опытный логопед-практик, автор многочисленных пособий по логопедии,
Н.Н. Созонова и Е.В. Куцина, логопеды-практики высшей категории, работающие с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Издания нашей учебной программы неизменно пользуются успехом у родителей, воспитателей детских садов, учителей подготовительных курсов в школе. На городском издательском конкурсе наши книги неоднократно награждались дипломами и благодарственными письмами в номинации “Лучшее издание для детей”.

Мы делаем все для того, чтобы детям было интересно читать и рассматривать рисунки в наших книгах, учителю – комфортно учить, а ребенку – интересно учиться!

* Из отзывов участников :
Очень интересный материал подобран в тетрадях, я логопед, давно искала чего-нибудь свеженького, это то что надо для детей 6-8 лет. Рекомендую коллегам и родителям.
очень классные тетради для ребенка. покупаем второй раз,для ребенка очень занимательно и к школе хорошая подготовка.рекомендую
Понравились и книжки и раскраски ! Все соответствует ! Очень яркие иллюстрации !

www.100sp.ru

Фантастический рассказ о растениях – Мечети мира

Пещеры. Бездна. Океаны

Без берегов. Леса-титаны,

Где кто-то, росной мглой укрыт,

Сам незрим, на вас глядит.

Эдгар По, «Страна сновидений»

Миллионы лет назад они первыми вышли из океана и покорили сушу. Ониодни из самых долгоживущих созданий на нашей планете. По ним прыгали наши далекие предки. Если бы не эволюция животных, то «раса», на долю которой сегодня приходится около 98% от всей биомассы планеты, вполне могла бы создать компьютеры и полететь в космос. Иначе говоря, не мы бы питались растениями, а они бы употребляли в пищу нас.

Разумные растения — не самые частые гости в фэнтези, и уж тем более в научной фантастике. Именно поэтому их стоит изучить поближе. Что необычного может быть в говорящих кактусах, кроме того факта, что они говорят? Как эти существа выглядят, что умеют и есть ли среди них какие-нибудь необычные экземпляры? Давайте разберемся.

Сказочный дендрарий

Впервые мы встречаемся с разумными растениями в русских сказках. Народный фольклор рисует говорящую флору безоговорочно доброй, но неподвижной — то есть лишенной способности перемещаться по земле. Чаще всего здесь встречается яблоня. Именно она настойчиво предлагает детям отведать ее яблок и помогает им укрыться от погони, накрыв ветвями (сказка «Гуси-лебеди»). Яблоня фигурирует и в жизнеутверждающей сказке «Крошечка-Хаврошечка». Там она вырастает из костей злодейски убитой коровы и помогает героине выйти замуж (не дает злым дочерям мачехи дотянуться до яблок и послушно склоняется перед Хаврошечкой).

Гуси-лебеди, говорящая печка и яблоня. Присутствие мухоморов слегка настораживает.

В японском фольклоре тоже есть разумные растения, например, сказка о том, как самурай Томодата влюбился в Зеленую Иву — девушку, оказавшуюся «душой» молодой ивы.

Чудесная корова Пеструха в животной и растительной форме.

Западная фольклорная традиция изображения разумных растений в целом соответствует русской. Ирландские деревья иногда могут подсказать, где спрятано золото лепреконов, друиды консультировались с дубами, а у Ганса Христиана Андерсена гречиха разговаривала с ивой. Если сказочное растение «злое», то оно, как правило, совершенно неразумно (дерущиеся деревья в «Волшебнике страны Оз» Баума, змеиная лоза в цикле «Меч истины» Терри Гудкайнда или впечатляющий выбор растений-убийц из вселенной Гарри Поттера).

Средневековые грамотеи полагали, что в Индии растут пророческие «деревья Солнца и Луны», с которыми якобы общался Александр Македонский и Марко Поло. В той же Индии произрастают зачарованные девы-цветы.

Дракучая Ива, фильм «Гарри Поттер и узник Азкабана».

«Флагманы» разумных растений в фэнтези, да, пожалуй, и в научной фантастике — энты Толкина. Согласно мифологии Средиземья, энты (эльфы называют их «онодрим») были созданы Эру в качестве противовеса гномам. По замыслу Ауле, его дети должны были периодически вырубать деревья для нужд своей подземной промышленности. Яванна, жена Ауле, воспротивилась этому, и с помощью Манве уговорила Эру создать энтов — «пастухов деревьев».

Король энтов Фангорн, он же Древобород.

Мужчины этой расы были бродягами, предпочитающими ходить по диким лесам, пить воду и изредка питаться фруктами (только теми, что сами упали с деревьев). Женщины тяготели к более упорядоченному образу жизни. Они разбивали поля и огороды, постепенно удаляясь от своих мужей, а потом и вовсе пропали (вероятнее всего, были уничтожены войсками Саурона).

Естественная смерть энтов — угасание разума и полное одеревенение. Энты очень сильны (тролли, созданные в подражание им, оказались гораздо слабее), но приходят в ярость очень редко — например, тогда, когда кто-то посягает на охраняемые ими деревья. Их самый известный военный подвиг — молниеносное разрушение Изенгарда, крепости Сарумана.

Энты известны своей неторопливостью. Они воспринимают время не так, как мы, и это отражается на их языке. Его старая (тональная) форма звучит, как музыка. Речь очень многословна — например, вместо «да» или «нет» произносится длительный монолог с объяснением причин согласия или несогласия. Энты пользуются речью только в исключительно важных случаях, а для повседневных бесед прибегают к новому диалекту, позаимствованному у эльфов и тоже весьма «растянутому» во времени. Хороший пример этого — торопливое совещание энтов перед атакой на Изенгард, длившееся лишь 3 дня.

Близкие родственниками энтов — хуорны — такие же деревья, но гораздо менее разумные. Они участвовали в разрушении Изенгарда и добивали отступающих орков в битве за Хельмову Падь.

Толкиновские энты были растиражированы по различным играм, однако для соблюдения авторских прав их названия были изменены. В ролевом суперхите Dungeons & Dragons есть «древесные гиганты» (treants) — эдакие фэнтезийные антиглобалисты, борющиеся с внедрением новых технологий и загрязнением их мира.

Treant и его далекий родич — Wizened Elder (рисунки с сайта Wizards of the Coast).

В коллекционной карточной игре Magic: The Gathering есть «древесный народ» (treefolk), в игре Warcraft 3 основные постройки темных эльфов — мобильные деревья (боевые «древесные гиганты» могут быть вызваны магическим путем), а в пятой части «Героев магии и меча» войска Лесного союза используют энтов (для английского рынка их назвали treants и ancient treants, вопрос с авторскими правами на территории России неясен) — совершенно непробиваемых «танков», защитные показатели которых даже выше, чем у зеленых драконов.

Warcraft 3. Дома-деревья могут ходить.

Звездные джунгли

Если в сказках разумные деревья чаще всего умные и полезные, то в научной фантастике их отношения с людьми складываются очень непросто. К сожалению, карьера разумных растений в кино ограничена жанром «трэш» и ролями помидоров-убийц («Нечто», «Вторжение похитителей тел» и т.д.). Зато в литературе и играх они цветут пышным цветом.

От обезьяны к.

Деревья живут дольше людей. Именно это обстоятельство вдохновляет фантастов на сюжеты, в которых человечество уже давным-давно сгинуло, а разумные растения выжили. Иногда они представляются мудрыми и спокойными — как безымянное дерево в романе Клиффорда Саймака «Магистраль вечности», хорошо знакомое с вымершей расой роботов и смутно помнившее о предшествующей ей расе людей. Однако растения, пришедшие на смену «царю природы», чаще всего бывают злыми.

Условно к таковым можно отнести антагониста главного героя книги Филиппа Фармера «Пробуждение каменного бога». Действие происходит в далеком будущем (прошло 20 миллионов лет). Циклопическое дерево Вурутана («Великий Пожиратель»), раскинувшееся на многие километры, повелевает разумными животными, будто бы сошедшими со страниц «Острова доктора Моро», и считает себя богом этого мира.

Филипп Фармер, «Пробуждение каменного бога».

Другой, гораздо более приземленный и опасный вариант злых растений можно найти в книге «День триффидов» Джона Уиндема. Триффиды — крупные подвижные растения с простейшим коллективным разумом и ядовитым жалом — были выведены советскими генетиками под руководством товарища Лысенко. Так как они представляли значительную промышленную ценность (например, из них получалось очень питательное масло), работник камчатской триффидной станции тайком организовал вывоз семян за границу. В результате разных происшествий через какое-то время почти все представители вида homo sapiens ослепли, и настоящими хозяевами планеты стали полуразумные растения.

Похожая, но менее детализированная история изложена в рассказе Дональда Уондри «Странная жатва». Ученый-отшельник построил таинственный излучатель, из-за которого посевы соседних фермеров стали ходить по земле, переговариваться и сопротивляться сбору урожая.

Если вас интересует данная ситуация в развитии, следует обратиться к Брайану Олдиссу — признанному специалисту по разным видам апокалипсиса. Его роман «Теплица» (или «Долгие сумерки Земли») описывает наш мир сотни миллионов лет спустя. Остановка вращения планеты и повышение уровня солнечной радиации погубили 99% животных, но резко ускорили эволюцию растений. Многообразие последних не укладывается в голове. Здесь есть и пни с зубами, и растения-пауки, и растения-птицы.

Для триффидов наступает день, а для человечества — ночь.

С эволюционной точки зрения растения Гордона Джайлса («На Меркурии») обогнали нас на миллионы лет. Эти меркурианские мозги с корнями умеют общаться телепатически, управлять силовыми полями и обладают невероятным объемом знаний, но при том совершенно равнодушны ко всему, что происходит вокруг них.

Вот что будет, если растения и люди поменяются местами в пищевой цепи (Олдисс «Долгие сумерки Земли»).

Ты — мне, я — тебе

«Эволюция» разумных растений выглядит довольно безрадостно. Гораздо лучше дела обстоят с другой популярной в научной фантастике темой — симбиозом.

Пожалуй, самыми функциональными представителями фантастической флоры среди всех, что когда-либо были придуманы, можно назвать яндов Кита Лаумера (рассказ «Обмен на равных»). Их жизненный цикл состоит из двух фаз: животной и растительной.

Сперва янд внедряет свои споры в организм живого существа, что позволяет этим растениям активно участвовать в естественном отборе. У носителей спор есть заведомое преимущество — симбиоз дает им отменное физическое здоровье и долголетие. Размножаясь обычным путем, животные передают чудо-споры своим детям.

Вместо физической смерти происходит превращение в янд. Животное выбирает место, где ему хотелось бы укорениться, и «обрастает» побегами. Ему суждено стать огромным деревом со сложнейшей физиологией.

Янды живут десятки тысяч лет. Они не способны ходить, но могут быстро отращивать корни и ветки, сканировать окружающую среду, модернизировать себя (например, насыщать кору металлами, делая ее практически непробиваемой). Янды напоминают зергов из игры Starcraft — они могут делать с генами живых существ все что угодно.

Клиффорд Саймак, «Все живое». С этими цветами уже вряд ли поиграешь в «любит — не любит».

В повести Роберта Янга «Срубить дерево» разумные деревья, росшие на 18-й планете звезды Омикрон Сети, жили в симбиозе с аборигенами, выращивая для них красивые сельские дома. Взамен деревья получали орошение и отходы (удобрение), что позволяло им вырастать до невероятных размеров. К сожалению, местные жители пошли по пути технического прогресса, позабыв своих растительных благодетелей. Деревья погибли, дома сгнили, а аборигены совершили массовое самоубийство.

У Саймака есть роман «Все живое», где коллективное сообщество лиловых цветов, произрастающих в другом времени, предложило людям взаимовыгодный союз. Их знания и способности вкупе с человеческой техникой могли принести невероятные результаты. Однако объединиться удастся только в том случае, если помимо трезвого расчета эти отношения будут строиться на. самой обычной любви людей к красоте цветов.

Супоксы и их лучший боевой корабль Blade.

Замечательная, но, к сожалению, основательно подзабытая серия игр Star Control представляла разумную и технически развитую расу — Supox Utricularia (утрикулария — «пузырчатка», реальное насекомоядное растение). С биологической точки зрения миролюбивые супоксы — не «чистокровные» растения, а симбионты, сосуществующие с некоторыми видами местных животных.

Даже в «Звездном пути» (Star Trek) есть разумные деревья, хотя обнаружить их там не так-то просто. Они описаны в неканонической, побочной «вселенной» Star Fleet, придуманной для настольных игр по «Звездному пути». Хлорофоны — гигантские разумные деревья, путешествующие в космосе поодиночке в специально построенных вокруг них кораблях. Они сосуществуют в симбиозе с маленькими обезьяноподобными существами, обслуживающими старых, мудрых и непробиваемо спокойных Фонов.

Биолланте. Язык не поворачивается назвать эту гадость «розочкой».

Японцы, как всегда, отличились, придумав одно из самых экзотичных разумных растений — Биолланте (фильм 1989 года «Годзилла против Биолланте»). Представьте себе гигантскую стометровую розу весом в тысячи тонн. Внутри ее бутона скрыты крокодильи челюсти. За зубами спрятаны железы, выделяющие мощнейшую кислоту. Она плюется радиоактивными отходами и рвет соперников на части при помощи гибких усиков. Трудно поверить, что за всем этим ботаническим кошмаром скрывается маленькая девочка по имени Ширагами, клетки которой были объединены с клетками розы и Годзиллы.

Во вселенной покемонов существует специальный «травянистый» тип этих существ. Самый характерный из них — Тангела — опутывает противника стебельками и ослабляет его щекоткой.

Симбиоз с розой — это хорошо, но что делать, если на вас паразитирует космическая крапива? Один из эпизодов популярного британского сериала «Доктор Кто» рассказывает об обнаружении во льду Антарктики древних инопланетных семян. Выяснилось, что они разносятся по космосу мощными вулканами родной планеты, а попав в благоприятную среду, внедряются в тела живых существ и превращают их в криноидов — крупных хищных растений-телепатов.

Сара, Доктор и криноид.

Родные березы

Разумное дерево Ксазенрок, игра Everquest 2.

Отечественные фантасты представляли разумных растений неоднозначно. Общая тенденция была такова: они редко повторяли идеи западных коллег, а пытались придумать нечто новое, оригинальное.

В 1927 году Вадим Никольский написал прогностический роман «Через тысячу лет» о том, как советский инженер и немецкий профессор отправляются на машине времени в 30-й век. Там они, помимо всего прочего, узнают, что люди искусственно вывели разумные поющие растения.

В рассказе Ромэна Ярова «Вторая стадия» (1967) вспышка на Солнце вызвала мутацию одного вида тропических деревьев, после чего они мутировали в быстрорастущих телепатов, внушающих всем находящимся рядом с ним людям добрые мысли.

И азиаты, и европейцы, и их гибрид — мы, русские, любили одушевлять иву.

Инопланетный сорняк «Карена» из рассказа Евгения Седова «Сюрпризы Карены» (1979) плодоносил бегающими шишками и летающими семенами. Кир Булычев в рассказе «Хоккеисты» (1968) предложил похожую идею. Исследователи, оставшиеся зимовать на незнакомой планете, со скуки изготовили настольный хоккей, вырезав фигурки игроков из местного дерева. Когда пришла весна, фигурки (а вместе с ними и все деревья на планете) ожили.

Божественная сущность «фарр» (от иранского «свет», «сияние») — понятие из иранского зороастризма, используемое в «Кабирском цикле» Генри Лайона Олди, может принимать вид растения или животного и вселяться в человека, даруя ему огромную власть и могущество. К этому же типу «растений» можно отнести трехкилометровое дерево, исполняющее желания терпящих бедствие космонавтов (Василий Головачев, «Дерево»). Под конец оно превращается в поток огня и исчезает, оставляя людей гадать — было ли это разумное существо, инопланетный механизм или нечто большее?

Имелась в нашей фантастике и опасная флора. Например, книга Абрама Палея «В простор планетный» (1968) описывает венерианскую разновидность низшего царства растений — грибов, но не простых, а в рост человека, способных передвигаться и организованно охотиться при помощи оглушающих телепатических импульсов и ядовитых щупалец.

Это интересно
  • Разумные деревья есть и в комиксах. Например, сравнительно свежая серия «Только представьте» (Just Imagine) от Стэна Ли описывает существо по имени Иггдрасиль (мировое дерево в скандинавской мифологии) — космическую энергетическую сущность, принимающую форму дерева.
  • Самые известные растения-хищники — росянка и венерина мухоловка. Последние разводятся в декоративных целях.
  • Самое старое дерево на Земле — остистая сосна Прометей (срублена в 1964, установленный возраст — около 5000 лет), самое изолированное — акация из Тенере (росла в пустыне Сахара, единственное дерево на 400 километров вокруг), самое высокое — секвойя «Гиперион» (115 метров, что приблизительно соответствует зданию высотой в 35 этажей).

Венерина мухоловка. Специалисты не рекомендуют кормить ее мухами в домашних условиях.

В русском «фэнтези» и советской фантастике мыслящие растения обычно дружелюбные или нейтральные. В западном фэнтези также царствует добрая ботаника, а в иностранной научной фантастике соотношение враждебных и благорасположенных растений примерно одинаково. Их взаимодействие с человеком, как правило, рассматривается в контексте симбиоза (здесь они почти всегда лояльны нам) или теории эволюции (две трети таких сюжетов посвящено агрессивному вытеснению людей растениями).

Насчет разумных растений как таковых существует несколько общих стереотипов: они общаются телепатически, очень подвижны, зачастую способны ходить, могут быстро размножаться и практически никогда не конфликтуют друг с другом, действуя как единый механизм (или коллективный разум, как в рассказе Урсулы Ле Гуин «Обширней и медлительней империй»).

Так или иначе, разумные растения в фантастике — это экзотика. Мы привыкли воспринимать «королей фотосинтеза» потребительски, поэтому охотнее поверим в кремниевых слизней, чем в говорящие рододендроны. Такое отношение совершенно незаслуженно — ведь, как мы сегодня узнали, «растительная фантастика» пусть и не сверхпопулярна, но очень разнообразна и интересна.

На некой планете люди обнаружили растения, обладающие разумом. В какой-то момент растения начинают буйно разрастаться вести себя довольно агрессивно по отношению к человеку. Они не выпускают его за пределы его жилища. В конце концов, они плотно обхватывают его дом со всех сторон. На планете происходит мощный катаклизм. Оказывается, растения не пытались погубить человека, они спасли ему жизнь, укрыв его своими телами.

Кто автор? Как называется рассказ?
Подскажите, плиззз!

В ы думаете, что гигантские деревья, светящиеся грибы, цветы, которые выглядят словно птицы, и растения, наполовину животные принадлежат исключительно кино? На самом деле, многие открытия, которые делают ученые в фильме «Аватар», уже обнаружены на нашей планете. И возможно, если их собрать воедино, получится похожая картинка?

1. Гигантские деревья.

Если вы представляете себе самое большое дерево, которое вы когда-либо видели, а затем умножаете его на 10, вы можете приблизиться к тому, насколько велика огромная секвойя. Эти деревья растут естественным образом в горном массиве Сьерра-Невада в Калифорнии и являются разновидностями семейства кипарисов.
Самое высокое известное дерево в мире – прибрежная красная секвойя Гиперион, примерно достигающая 38-этажного здания. А с точки зрения объема приз получает гигантская секвойя генерал Шерман, имеющая почти 2 тонны живого веса. Это, конечно, не настолько велико как на вымышленной планете из «Аватар», но тем не менее колоссально. К тому же, деревья продолжают расти.


Фото: мир Аватара

2. Застенчивое растение.

Растение, закрывающее листья после того, как к нему прикоснутся, кажется, может принадлежать только к миру фантастических аватаров. Однако урожаи Пандоры имеют близкий эквивалент и на Земле. Mimosa pudica is (мимоза стыдливая) – ядовитый абориген тропиков. Когда воздух перемещается вокруг растения или что-то контактирует с листьями, они складываются.


Фото: мир Пандоры

3. Светящиеся грибы.

Хотя в наших лесах еще нет такой мифической биолюминесценции, как в фильме «Аватар», существует множество видов грибов, которые светятся в темноте. Одним из самых впечатляющих является Mycena chlorophos (мицена хлорофос) – японский гриб, который излучает неоновые зеленые свечения, как только наступает темнота. Он делает это, используя тот же механизм, с помощью которого глубоководные существа, такие как Anglerfish (морской дьявол), создают свое собственное световое шоу.


Фото: реальный мир Аватара

4. Светящиеся водоросли.

Еще одно фантастическое растение, которое светится в темноте, живет в удивительном месте – океан! Тип водорослей под названием Noctiluca scintillans (ночесветка или морской блеск) создает невероятные пейзажи сверкающего берега на Карибском острове Пуэрто-Рико. Формы водорослей настолько малы, что тысячи из них могут содержаться только в одной капле воды. Ночесветка реагирует на любые движения, рокот волн или плеск весел, создавая сильное сияние. А рыбы, как правило, держатся подальше от этих светящихся зон.


Фото: природа Аватара

5. Цветок, похожий на птицу.

Научное название Strelitzia reginae (стрелиция королевская) на самом деле не оправдывает этого впечатляющего цветка. Его обиходная кличка – райская птица, является гораздо более информативной. Выходец из Южной Африки, достигая взрослого возраста, выглядит как красочная птица. Стрелиция королевская точно бы не казалась неуместной на Пандоре.


Фото: природа Пандоры

6. Огромные кувшинки.

Возможно, вы видели фотографии ребенка, сидящего на огромной подушке из водяной лилии, и предположили, что это просто еще одна демонстрация чудес фотошопа. А ведь на самом деле – это чудеса тропического леса Амазонки. Огромная кувшинка Victoria amazonica (виктория амазонская) готова принять на свой борт любого, весом не более 50 килограмм и габаритами, вписывающимися в 2,5 метра. Но для идеальной гармонии, нашей Земле не мешало бы обзавестись гигантскими лягушками. Вы «ЗА»?


Фото: фантастическая природа

7. Быстрорастущий бамбук.

Если вы занимаетесь садоводством и вам знакома ситуация, когда сорняки выползают снова прямо на глазах, то это скорее всего зеленая паранойя. Но … некоторые растения действительно быстро растут. Бамбук Phyllostachys edulis (панцирь черепахи) может расти с точностью до 1 метра в сутки в своей естественной среде обитания в Китае. Кстати, быстрорастущий бамбук часто ошибочно принимают за дерево, хотя в действительности он является древесной травой. Вот если бы такая сорная травка переселилась на наши огороды … Только за 1 час бамбук набирает 4 сантиметра. Разве это не фантастично для этого мира?


Фото: мир фильма Аватара

8. Жалящее дерево.

Если одного названия Gympie-Gympie (жалящее дерево) не достаточно, чтобы заставить вас убежать, вы можете пересмотреть свое решение, когда услышите, что оно делает. Найденный в Австралии кустарник выглядит совершенно безобидно, но каждая его часть покрыта пушистыми волосками, способными совершить злобный укус. Боль от ожога этой гиганской крапивы может длиться месяцами и привести человека к безумию и самоуничтожению.


Фото: мир Пандоры

9. Нерушимое дерево.

Большинство людей слышали о Gingko biloba (гинкго билоба) как о модном источнике лекарственного дополнения и как о дереве времен динозавров. Однако самая удивительная история о нем связана с бомбардировкой Хиросимы. После немыслимого взрыва почти все в том районе было полностью разрушено, а растущее в тамошнем саду Сюккэйэн дерево гинкго продолжило процветать и пустило новые ветви. По сей день никто не знает, как это возможно, но это показывает, что у деревьев гингко билоба есть фантастические способности подниматься из пепла.


Фото: мир фильма Аватар

10. Растение-животное.

Ученые, изучающие Пандору, нашли то, что они назвали зооплантами – растения, имеющие как растительные, так и животные характеристики. Это может показаться надуманным, но наша планета уже является домом для некоторых видов, которые соответствуют этим критериям. Например, Sea anemones (морские анемоны). Возможно, «Аватар» не настолько фантастичный?


Фото: фантастические растения

bymosque.ru

СКАЗКА «Морозко» читать онлайн + смотреть и слушать аудиосказку бесплатно!

Сказка «Морозко»: читать текст + слушать аудио

Автор: русская народная сказка

Краткое содержание для читательского дневника

Главные герои:
  1. Это сама падчерица. Трудолюбивая, кроткая и тихая девушка, которая никому в жизни плохо не сделала, а ее не принимают даже за человека.
  2. Мачеха — злая, алчная и жадная женщина, которая любит только себя и своих родных дочерей. Муж и падчерица для нею нелюди, она их не уважает и всячески притесняет.
  3. Старик — это муж злой и ненавистной мачехи. Старик безвольный, тихий и робки мужичок, который слова против сказать не может. Но он хорошо относится к падчерице.
  4. Морозко — тот самый дед мороз, который сначала испытывал добрую падчерицу, а потом убедившись дал ей все для счастья.
  5. Родная дочь злой мачехи — похожая на мать стерва, которой только шика подавай. Если коротко, то это ленивая и эгоистичная девушка с манией величия.

Краткое содержание:

Красивая сказка со смыслом — именно так можно охарактеризовать произведение Морозко. Для читательского дневника можно написать короткие пересказ в 5 — 6 предложений. Он покажет учителю, что ребенок читал и осмыслил книгу.

  1. Женщина без мужа и мужчина — решают создать семью. У каждого есть по ребенку от первого брака — обе девочки.
  2. Первая, Настенька, трудолюбива и во всем помогает отцу, мачеха ее не долюбливает.
  3. Вторая, Марфа, то и дело красуется перед зеркалом и ничего по дому не делает.
  4. Однажды старуха желает извести падчерицу и зимой старик отвозит ее в лес.
  5. Морозко встречает девушку и морозит, но та говорит, что не холодно и просит его не беспокоиться.
  6. Дух одаривает ее богатством. Алчная старуха посылает свою кровную дочь. Но та хамит — и ее Морозко не щадит.

Живало-бывало, – жил дед да с другой женой. У деда была дочка и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься – бита и недовернешься – бита. А родная дочь что ни сделает – за все гладят по головке: умница. Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела еще до свету… Ничем старухе не угодить – все не так, все худо.Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится – не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.

– Вези, вези ее, старик, – говорит мужу, – куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз.

Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь: – Садись, милая дочь, в сани. Повез бездомную в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал.Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит – невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает:

– Тепло ли тебе, девица?

– Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает:

– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

Она чуть дух переводит:

– Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Морозко еще ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал:

– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?

Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит:

– Ой, тепло, голубчик Морозушко!

Тут Морозко сжалился над девицей, окутал ее теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами. А мачеха по ней уж поминки справляет, печет блины и кричит мужу:

– Ступай, старый хрыч, вези свою дочь хоронить!

Поехал старик в лес, доезжает до того места, – под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около – короб с богатыми подарками.

Старик обрадовался, положил все добро в сани, посадил дочь, повез домой. А дома старуха печет блины, а собачка под столом:

– Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут. Старуха бросит ей блин:

– Не так тявкаешь! Говори: «Старухину дочь замуж берут, а стариковой дочери косточки везут…»

Собака съест блин и опять:

– Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут. Старуха блины ей кидала и била ее, а собачка – все свое…

Вдруг заскрипели ворота, отворилась дверь, в избу идет падчерица – в злате-серебре, так и сияет. А за ней несут короб высокий, тяжелый. Старуха глянула и руки врозь…

– Запрягай, старый хрыч, другую лошадь! Вези, вези мою дочь в лес да посади на то же место…

Старик посадил старухину дочь в сани, повез ее в лес на то же место, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал.

Старухина дочь сидит, зубами стучит. А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает, на старухину дочь поглядывает:

– Тепло ли тебе, девица?

А она ему:

– Ой, студено! Не скрипи, не трещи, Морозко…

Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать, пощелкивать:

– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

– Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко…

Еще ниже спустился Морозко, сильнее приударил, затрещал, защелкал:

– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

– Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!

Рассердился Морозко да так хватил, что старухина дочь окостенела. Чуть свет старуха посылает мужа:

– Запрягай скорее, старый хрыч, поезжай за дочерью, привези ее в злате-серебре… Старик уехал. А собачка под столом:

– Тяф! Тяф! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной дочери в мешке косточки везут.

Старуха кинула ей пирог: – Не так тявкаешь! Скажи: «Старухину дочь в злате-серебре везут…»

А собачка – все свое: – Тяф, тяф! Старухиной дочери в мешке косточки везут…

Заскрипели ворота, старуха кинулась встречать дочь. Рогожу отвернула, а дочь лежит в санях мертвая. Заголосила старуха, да поздно.

skazkaonline.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *