Владимир богомолов подвиг гвардейцев: Вечный огонь – Рассказы (Владимир Богомолов)

Урок литературного чтения в 4 классе по программе « Школа России» | План-конспект урока по чтению (4 класс):

Урок литературного чтения в 4 классе по программе « Школа России»

Тема: «Защита проекта « Книга Воспоминаний»,

В. Богомолов « Подвиг гвардейцев»

Цель урока: расширить знания детей о ВОВ; воспитывать чувство сопричастности ребенка к истории его страны ; показать богатство литературы, повествующее         о ратных подвигах нашего народа

Задачи урока:

Образовательные: учить грамотно представлять свои проекты; выразительно читать произведение; анализировать прочитанный текст; видеть картины Родины

Развивающие: развивать умения эмоционально откликаться на произведение литературы; проводить исследование жизни родственников в годы Великой Отечественной войны

Воспитывать любовь к Родине, гордость за свою страну; проявление бережного отношения к близким родственникам

Оборудование: портрет В. Богомолова, музыкальное сопровождение, фотографии, выставка книг, презентация.
                                                         

Ход урока

1. Мотивация.

-Ребята, сегодня наш урок литературного чтения необычный. На этом уроке каждый из вас представит свою страничку воспоминаний из коллективного проекта « Книга Воспоминаний».

2.Знакомство с темой урока.

-На доске вы видите фотографии (приложение 1). Как вы думаете, что у них общего? (на них запечатлена война)

-Как вы думаете, с какими произведением вы познакомитесь на уроке литературного чтения? (мы будем изучать произведение о Великой Отечественной войне)

3.Подготовка к восприятию нового материала.

-Произнесите  слово ВОЙНА.

-Какие ассоциации у вас возникли? (смерть, стрельба, слезы, голод, беда).

-Какие  прилагательные подходят к этому слову? (кровопролитная, страшная, чудовищная, яростная).

-Что вы чувствуете, когда слышите слово ВОЙНА? (тревогу, беспокойство, страх)

-Ребята, а что вы слышали о Великой Отечественной войне? (дети рассказывают о войне)

– Тяжелейшим испытанием для всех смолян, как и для страны в целом, стала Великая Отечественная война. Смоленщина, стоявшая на пути главных сил германской армии, сполна испытала чашу страданий и разрушений. 

 

         Духовщинский район находился в оккупации два года и два месяца – с 15 июля 1941 года по 20 сентября 1943 года

    На территории Духовщинского района было создано два концлагеря для советских военнопленных – Духовщинский и Пречистенский, в которых замучены десятки тысяч человек. Много людей было угнано в Германию, оставшиеся жители подвергались грабежам со стороны немецких солдат. Во время оккупации в нашем районе было уничтожено 112 деревень.

4.Защита проекта.

-Учащиеся нашего класса работали над коллективным проектом «Книга воспоминаний». Они записывали воспоминания родителей о Великой Отечественной войне. Послушайте, что же помнят взрослые о тех далеких днях войны.

Дети читают стихотворение под музыку.

Кто был на войне
Дочь обратилась однажды ко мне:
– Папа, скажи мне, кто был на войне?
– Дедушка Лёня – военный пилот –
В небе водил боевой самолёт.
Дедушка Женя десантником был.
Он вспоминать о войне не любил
И отвечал на вопросы мои:
– Очень тяжёлые были бои.
Бабушка Соня трудилась врачом,
Жизни спасала бойцам под огнём.
Прадед Алёша холодной зимой
Бился с врагами под самой Москвой.
Прадед Аркадий погиб на войне.
Родине все послужили вполне.
Много с войны не вернулось людей.
Легче ответить, кто не был на ней.

Учащиеся защищают проект « Книга воспоминаний» ( приложение 2)

-Странички книги вы видите на доске. Я предлагаю вам представить  ваши проекты. (Дети подходят и защищают свои проекты. Рассказы детей сопровождаются презентацией)

-Молодцы, ребята. Вы собрали важную, интересную информацию.  Эта книга будет храниться в школьном музее Великой Отечественной войны.

5. Работа над новой темой

Знакомство с биографией писателя.

-Посмотрите на портрет. (приложение 3)

-С произведением  какого писателя вы познакомитесь на уроке? (с произведением В. Богомолова)

-Владимир Осипович Богомолов (03.07. 1926 — 30.12.2003) — русский советский писатель.  Он родился в Московской области в деревне Кирилловка. Писатель  жил в крестьянской семье. Когда началась Великая Отечественная война, он добровольцем ушёл на фронт. Владимир Богомолов служил в разведке. Свой военный путь начал с рядового, а закончил командиром разведки. Владимир был ранен, награжден Орденом Отечественной войны I степени за бои июня – июля 1944 г. По освобождению Белоруссии. Первое офицерское звание получил в 1941 году. В армии писатель служил до 1952 года.

Знакомство с  рассказом «Подвиг Гвардейцев»

Я предлагаю вам узнать, как солдаты сражались за Родину из рассказа  В. Богомолова « Подвиг гвардейцев».

-У каждого из вас лежит брошюрка В. Богомолова « Подвиг гвардейцев» ( приложение 4).

-Я буду читать рассказ, а вы следите за моим чтением. Если вам встретятся непонятные по смыслу слова, вы их подчеркивайте.

Выявление первого впечатления.

– Вам понравился этот рассказ?

-Какая тема рассказа В. Богомолова  « Подвиг гвардейцев»? (Тема ВОВ, прорыв обороны противника)

-Определите главную мысль произведения (защита Родины)                                    

-Какие чувства вы испытывали, когда слушали рассказ? (Чувство гордости за русских солдат, страха, патриотизма.

Физкультминутка

Чудо-нос. После слов “задержу дыхание” учащиеся делают вдох и задерживают дыхание. Учитель читает стихотворный текст, ребята только выполняют задание.

Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо –
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание.
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим:
Глубже, шире.

Словарная  работа (слова представлены на интерактивной доске, объяснение слов закрыто шторкой, по мере объяснения учитель открывает значение слов):

оборона, гвардейцы (отборная воинская часть),

экипаж (группа людей, выполняющая общую работу),

дзот(деревянная огневая точка),

 десант (войско, которое высаживалось на землю),

 мина, артиллеристы (род войск с огнестрельным оружием) ,

 окоп (искусственное сооружение в земле)

Чтение по цепочке абзацами.

-Я предлагаю вам прочитать этот рассказ по цепочке. Каждый ученик читает один абзац .

Работа над содержанием текста.

– Какой приказ получили танкисты? (Прорвать оборону противника)

– Прочитайте отрывок, где говорится, как действовал экипаж Михаила Кития (2 абзац)

– Как действовал экипаж, окруженный врагом? (Вступил в неравную схватку)

– Об освобождении какого города рассказывается в этом произведении? ( о Сталинграде )

– Расскажите, как взвод сержанта Михаила Хвастанцева сражался за окраины Сталинграда.

Почему говорят, что на Мамаевом кургане похоронена война?

Рисование обложки и слушание песни.

-Какую можно нарисовать обложку к рассказу «Подвиг гвардейцев» ?

-Я предлагаю вам послушать песню « На Мамаевом кургане тишина».

-Пока звучит песня, вы карандашом нарисуйте обложку к рассказу «Подвиг гвардейцев».

– Представьте свои работы (дети выходят и показывают свои обложки)

Работа над пословицами.

-Русский народ сложил много пословиц об отваге, о подвигах, людей. На интерактивной доске, вы видите пословицы, состоящие из двух частей. Вам нужно собрать их и объяснить смысл. ( дети передвигают рамки с пословицами)

  • Подвиг делает тот, кто вперед идет.
  • Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
  • Русский солдат не знает преград.
  • Герой в бою думает не о смерти, а о победе.

-Какая пословица отражает главную мысль  рассказа В. Богомолова «Подвиг Гвардейцев»?

6.Рефлексия

-На интерактивной доске вы видите « облако тегов». Вам необходимо устно их дополнить.

  • Сегодня я узнал …
  • Было трудно …
  • Я понял, что…
  • Я научился…
  • Было интересно узнать, что…
  • Мне захотелось…

7.Домашнее задание. (выставка книг)

-Посмотрите на выставку книг. Здесь представлены книги о Великой Отечественной войне.

-Я вам предлагаю выбрать одну из книг и самостоятельно прочитать её дома.

-Спасибо за урок.

Сценарий конкурса чтецов, посвящённый Дню Победы 2022г.

  Сценарий конкурса чтецов, посвящённый Дню Победы

                      «Навеки в памяти людской»

                                             подготовила учитель русского языка и литературы

                                                                           Шабанова Инна Сергеевна.           

                                                                                                          2022г.

 

 

       ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА:

-Воспитание гражданственности и патриотизма у учащихся на примере лучших образцов литературы о Великой     Отечественной войне;

-Уважение к бессмертному воинскому подвигу, любовь к Родине;

 – Выявление, поддержка и стимулирование талантливых исполнителей, владеющих жанром художественного слова;

 – Сохранение исторической памяти и передача её подрастающему поколению.

 

     Жюри конкурса

1)Наумова Галина Николаевна – зам. директора по УР;

2) Шедогубова Елена Петровна – учитель русского языка и литературы;

3) Боготелия Ирина Николаевна – логопед.

 

 Условия конкурса:

    Исполнители представляют законченный фрагмент любого литературного жанра, соответствующий тематике конкурса.

      Критерии оценки и требования к выступлениям:

 – Выбор текста произведения для использования в рамках конкурса;

 – Грамотная речь;

 – Артистизм исполнения;

 – Глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру текста.

                                        Ход мероприятия.

 

 Учитель: Здравствуйте, уважаемые участники, жюри и гости!

 

                          

Война…война…война…война…
Отбойным молотком в сознанье это слово!
Когда же кончиться она???
Я спрашиваю БОГА снова…снова…снова.

Безумье, слезы, смерть кругом!
Сплошная ненависть царит к друг другу.
Все остальное оставляем на потом…
Как в лабиринте все, метаемся по кругу.
Война…война…война…война…
Как смерч проноситься, круша все на пути.
Когда же кончиться она????
Я Небеса прошу ответ нам всем найти!!!
Кто прав, кто виноват во всем???
Вселенная обрушит гнев свой на него!!!
Ответит он пред неземным судом!
Я уповаю лишь на помощь Бога самого!!!

 

 

         Война-это очень страшно, это смерть, это разрушение, горе. Не бывает войн справедливых, как и не бывает на войне победителей-одни проигравшие. Погибая ради нас с вами, войны учат нас, прежде всего, не убивать и не ненавидеть, а любить. Любить всё и вся, учат быть на страже всего, что нам дорого. Не зря погибали наши деды и прадеды и погибают сейчас наши войны в Украине. В память о них, чтобы ощутить с ними кровную связь, предлагаю перенестись в атмосферу, которой они дышали. И поможет нам в этом литература тех огненных лет. Впервые в истории было опровергнуто суждение о том, что когда говорят пушки, музы молчат. Война стала для литераторов «не материалом для книг, а судьбой-народа и их собственной».

 

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память-наша совесть,

Она, как сила, нам нужна…

 

          Сегодня мы вспомним о тяготах войны и проведём конкурс чтецов под названием «Навеки в памяти людской».

          Разрешите представить вам жюри, которое будет оценивать конкурсантов.

 

      В годы войны и после неё, и в наше время  создано много произведений о Родине, родных местах, о военных буднях, блокадных днях, измученных детях, сгоревших селах, погибших солдатах и памяти о них. А мы начинаем конкурс стихотворений, которые будут читать учащиеся, а открывает наш конкурс учащийся 5 класса А. Дудков со стихотворением А. Гайдамак «Сбежал мальчишка на войну»

 

Мальчишка, рыжий, конопатый,
Сбежал из дома на войну.
Он мстить пошёл за гибель брата –
Двенадцать было пацану.

На крыше гулкого вагона
Он ехал в зарево войны.
На запад мчались эшелоны,
Чтоб защитить покой страны.

На незнакомом полустанке
Остановился эшелон,
И вдруг донёсся голос:
– Танки! 
От взрыва вздыбился вагон.

Надрывный голос паровоза
Перрон задымленный пронзал,
Как будто всей земле угроза.
А он один на помощь звал.

Смешалось всё в одно мгновенье –
Огонь и смерть со всех сторон,
И ниоткуда нет спасенья,
Полуживых предсмертный стон.

От эшелона с полустанком
Остался пепел лишь и дым,
Ушли вперёд куда-то танки,
А он, мальчишечка, один…

Один… И что же делать дальше?
Вернуться может быть домой?..
Не страшно ли тебе, мой мальчик,
Ведь ты здесь встретился с войной?

Ты мал ещё держать винтовку,
Идти в атаку на “ура”.
В домашних играх был ты ловкий,
Но здесь другая, брат, “игра” –

“Игра” со смертью постоянно,
А враг силён, ты это знай.
К Москве он рвётся неустанно –
И весь в огне передний край.
Но разве нашего мальчишку
Возможно этим напугать?
Он будет мстить за брата Мишку:
Так воспитала его мать.

Прорвали танки оборону,
Не удержал их батальон,
И на исходе все патроны,
Утих последний чей-то стон.

Через разбитый полустанок
Вёл командир своих бойцов.
Не знал никто, что с ними станет,
Где взять приказы из штабов.

И ко всему не раз готовый,
Вдруг растерялся командир:

Пред ним стоял пацан суровый.
Среди пожарища… один…

И в ту минуту понял каждый,
Что, коль мальчишки рвутся в бой,
Вдвойне фашист уже не страшен,
Хоть он мальчишка, но какой!

С тем командиром наш мальчишка
Встречал Победу майским днём,
Он отомстил за брата Мишку!
Такими вот и мир спасён…

 

 

 

         Особой главой нашей отечественной литературы является проза о событиях военного времени. Эта тема породила огромное количество выдающихся произведений, в которых описывается жизнь и борьба русского народа в годы Великой Отечественной войны с немецкими захватчиками.

 

        Юрий Яковлевич Яковлев не знаком широкому кругу писателей. Но как только детям напоминаешь о маленьком белом медвежонке Умке, они сразу узнают любимого героя. Очень любил писать Яковлев о детях и для детей. Поэтому с особенной болью за убитое военное детство звучат строки его рассказа «Девочки с Васильевского острова» о Тане Савичевой, о её погибшей семье, друзьях, соседях.

Хорошо, что есть писатели, которые никогда не дадут забыть трагические страницы военной истории. О памяти сердца, о духовной связи поколений рассказ «Девочки с Васильевского острова» прочитает ученица 5 класса Б. Клинкова. 

 

 Яковлев Юрий

Девочки с Васильевского острова

 

Я никогда не писала на бетоне. Я писала на стенках, на асфальте, но они привезли меня на бетонный завод и дали Танин дневник – записную книжку с алфавитом: а, б, в… У меня есть такая же книжка. За сорок копеек.

Я взяла в руки Танин дневник и открыла страничку. Там было написано:

“Женя умерла 28 дек. 12.30 час. утра 1941 г.”.

Мне стало холодно. Я захотела отдать им книжку и уйти.

Но я василеостровская. И если у подруги умерла старшая сестра, я должна остаться с ней, а не удирать.

– Давайте ваш бетон. Буду писать.

Кран опустил к моим ногам огромную раму с густым серым тестом. Я взяла палочку, присела на корточки и стала писать. От бетона веяло холодом. Писать было трудно. И мне говорили:

– Не торопись.

Я делала ошибки, заглаживала бетон ладонью и писала снова.

У меня плохо получалось.

– Не торопись. Пиши спокойно.

“Бабушка умерла 25 янв. Зч. дня 1942г.”.

Пока я писала про Женю, умерла бабушка.

Если просто хочешь есть, это не голод – поешь часом позже.

Я пробовала голодать с утра до вечера. Вытерпела. Голод – когда изо дня в день голодает голова, руки, сердце – все, что у тебя есть, голодает. Сперва голодает, потом умирает.

“Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942г.”.

У Леки был свой угол, отгороженный шкафами, он там чертил.

Зарабатывал деньги черчением и учился. Он был тихий и близорукий, в очках, и все скрипел у себя своим рейсфедером. Мне рассказывали.

Где он умер? Наверное, на кухне, где маленьким слабым паровозиком дымила “буржуйка”, где спали, раз в день ели хлеб. Маленький кусочек, как лекарство от смерти. Леке не хватило лекарства…

– Пиши, – тихо сказали мне.

В новой раме бетон был жидкий, он наползал на буквы. И слово “умер” исчезло. Мне не хотелось писать его снова. Но мне сказали:

– Пиши, Валя Зайцева, пиши.

И я снова написала – “умер”.

“Дядя Вася умер 13апр. 2ч. ночь 1942г.”.

“Дядя Лёша 10 мая в 4 ч. дня 1942г.”.

Я очень устала писать слово “умер”. Я знала, что с каждой страничкой дневника Тане Савичевой становилось все хуже. Она давно перестала петь и не замечала, что заикается. Она уже не играла в учительницу. Но не сдавалась – жила. Мне рассказывали… Наступила весна. Зазеленели деревья. У нас на Васильевском много деревьев. Таня высохла, вымерзла, стала тоненькой и легкой. У нее дрожали руки и от солнца болели глаза. Фашисты убили половину Тани Савичевой, а может быть, больше половины. Но с ней была мама, и Таня держалась.

– Что же ты не пишешь? – тихо сказали мне. – Пиши, Валя Зайцева, а то застынет бетон.

Я долго не решалась открыть страничку на букву “М”. На этой страничке Таниной рукой было написано: “Мама 13 мая в 7. 30 час.

утра 1942 года”. Таня не написала слово “умерла”. У нее не хватило сил написать это слово.

Я крепко сжала палочку и коснулась бетона. Не заглядывала в дневник, а писала наизусть. Хорошо, что почерк у нас одинаковый.

Я писала изо всех сил. Бетон стал густым, почти застыл. Он уже не наползал на буквы.

– Можешь еще писать?

– Я допишу, – ответила я и отвернулась, чтобы не видели моих глаз. Ведь Таня Савичева моя… подружка.

Мы с Таней одногодки, мы, василеостровские девчонки, умеем постоять за себя, когда надо. Не будь она василеостровской, ленинградкой, не продержалась бы так долго. Но она жила – значит, не сдавалась!

Открыла страничку “С”. Там было два слова: “Савичевы умерли”.

Открыла страничку “У” – “Умерли все”. Последняя страничка дневника Тани Савичевой была на букву “О” – “Осталась одна Таня”.

И я представила себе, что это я, Валя Зайцева, осталась одна: без мамы, без папы, без сестренки Люльки. Голодная. Под обстрелом.

В пустой квартире на Второй линии. Я захотела зачеркнуть эту последнюю страницу, но бетон затвердел, и палочка сломалась.

 

 

Следующее стихотворение, с которым мы познакомимся, «Мальчик из села Поповки» С.Я. Маршака. Его прочитает учащийся 5 класса А. Мануковский.

 

Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок –
Последний гражданин села.

Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы –
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.

При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.

Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.

 

 

         Владимир Осипович Богомолов – русский советский писатель. Родился в крестьянской семье. В начале Великой Отечественной войны добровольцем пошел на фронт. Был воспитанником полка, может быть, его черты можно узнать в герое его первой повести «Иван». В 1941 году получил первое офицерское звание. Был ранен, награжден. Прошел путь от рядового до командира взвода разведки. Служил в армии до 1952 года. Сегодня его рассказ «Подвиг гвардейцев» прочитает ученик 5 класса А. Брагин.

 

 

Владимир Богомолов «Подвиг гвардейцев»

Наши танкисты получили приказ прорвать оборону противника в районе завода имени Петрова. Неприятель встретил советские машины мощным заградительным огнем батарей. Но это не остановило гвардейцев. Они ворвались в расположение фашистов и начали уничтожать технику и живую силу.

Смело и решительно действовал экипаж младшего лейтенанта Михаила Кития. Огнем и гусеницами он уничтожил восемь орудий, девять пулеметов и три дзота фашистов.

Но вот танк наскочил на мину и замер на месте. Тотчас восемь вражеских танков окружили подбитую машину. Михаилу Кития и его друзьям предложили сдаться в плен. Однако герои решили вступить в неравную схватку, но чести гвардейцев не опозорить.

Метким огнем они вывели из строя еще три фашистских танка. Но вот загорелась и наша боевая машина. Гитлеровцы ждали, что теперь-то советские танкисты откроют люк и вылезут с поднятыми руками. Но вместо этого услышали песню, которую пели гвардейцы:

Это есть наш последний и решительный бой, С «Интернационалом» воспрянет

род людской…

Враг рвался к южным окраинам Сталинграда. Гитлеровцы решили преодолеть Дубовый овраг, чтобы выйти на улицы города. Но тут на их пути неприступной крепостью встал взвод старшего сержанта Михаила Хвастанцева. На позиции бойцов шло двадцать танков и десант автоматчиков.

Вот уже пятьсот, четыреста метров остается до батареи.

Фашисты решили, что наши бойцы в панике убежали. Но Хвастанцев и его друзья готовились к смертельной схватке. И когда танки приблизились на 300-200 метров, гвардейцы открыли огонь.

Враг не выдержал и повернул назад. Но недолго было затишье. Над нашими артиллеристами появились немецкие бомбардировщики. С воем падали бомбы, поднимались столбы земли, дыма и огня.

Командир приказал раненым покинуть позицию и вступил в единоборство с танками, которые шли на новый штурм батареи. Из уцелевшей пушки он подбил еще одну фашистскую машину, но кончились снаряды.

Вражеская колонна и автоматчики разбились на две группы и полукольцом охватывали смельчака. Но Хвастанцев не растерялся: метким огнем из противотанкового ружья подбил еще танк. Остальные двигались вперед. Тогда Михаил выскочил из окопа и метнул гранату под гусеницы головного танка. Машина вздрогнула, но продолжала надвигаться на окоп.

Хвастанцев едва успел соскочить в окоп, как тяжелые гусеницы стали утюжить землю. Танк прошел. Михаил снова выскочил и бросил в след последнюю гранату: танк загорелся… Но в тот же миг Хвастанцев был сражен автоматной очередью.

Командир погиб, но враги не ворвались в город. К месту боя подошла новая наша батарея: артиллеристы отбросили фашистов от Дубового оврага далеко в степь.

***

Все яростнее становились атаки гитлеровцев, все труднее было сдерживать нашим бойцам натиск озверевшего врага. Все меньше и меньше оставалось бойцов на участках обороны. Но надо было держаться. «Ни шагу назад!» — таков был приказ Ставки Верховного командования.

Гитлеровцам казалось, что еще одно усилие, еще один новый бросок — и город Сталинград будет взят…

А в это время по указанию Государственного Комитета обороны Генеральным штабом вместе с командующими фронтов разрабатывался план окружения и разгрома фашистских армий в районе Сталинграда.

***

— А мы пойдем к Мамаеву кургану, дедушка? — спросил мальчик, когда они снова сели в трамвай.

— Да, внучек! Обязательно побываем там. Ведь этот курган самый главный в битве за наш город.

— А я знаю, почему Мамаев курган самый главный.

— Почему? — переспросил дедушка.

— Потому что в нем похоронили войну. Мы про Мамаев курган песню на сборе нашей октябрятской звездочки разучили.

— А ну-ка, что за песня такая?

И Ваня спел:

На Мамаевом кургане — тишина,

За Мамаевым курганом — тишина,

В том кургане похоронена война.

В мирный берег тихо плещется волна.

Дедушка потеребил кончики усов, посмотрел на Ваню, погладил его по голове и сказал:

— Верно, внучек! Очень верно сказано в песне!

 

 

Учащийся 7 класса Д. Шилов познакомит нас со стихотворением Т. Овчинниковой «Живое пламя»

 

Амбар. А в нём не хлеб – живые люди.
Они молчат, предчувствуя беду.
Снаружи, за дубовой дверью «судьи» –
Внутри сельчане приговора ждут.


Старик прикрыл полой шубейки внука,
Погладил по вихрастой голове…
А сердце сжала боль: такая мука –
Лишиться двух кормильцев-сыновей
(Погибли в первый день войны под Брестом)!
Старуха-мать “ушла” за ними вслед.
На фронт, в медсёстры, подалась невестка –
Вестей не шлёт. Жива она иль нет?
Пообещал старик сберечь сыночка…
А что теперь?.. Согнали фрицы всех
Сельчан в амбар, подняв с постели ночью.


Здесь – липкий страх, а там, за дверью – смех…
Неужто расстреляют? Как же дети?!
Их тридцать человек. Все мал мала*…
Матвейка мой… Я за него в ответе…
Зачем его невестка привезла?!
Остался бы в Саратове, быть может,
Всё было бы иначе. Что теперь?
Совсем немного он на свете пожил…
Не расстреляют… Немец же не зверь!

…Запахло керосином – подозрение
Ошпарило сознанье старика:
– Неужто же живьём… – Ещё мгновение –
И сжалась в гневе крепкая рука.

Взметнулось пламя – закричали люди.
Стенаньями наполнился амбар…
На месте казни радовались «судьи»,
Приветствуя неистовый пожар.
А в нём горели дед и внук Матвейка… –
Вознёсся к небу вопиющих глас.

Играет поминальную жалейка**
О тех, кто принял муки в смертный час.

 

       Стихотворение А. Гаммера «Непокорная» прочитает учащийся 5 класса

Г. Палагин.

 

Не склонясь перед смертью и муками,
Как Спаситель в терновом венке,
Ты стоишь пред безумными внуками
С красным флагом в дрожащей руке.

Светом внутренним вся озарённая,
Разве можно тебя не узнать?
Непокорная, непокорённая,
Постаревшая Родина-Мать.

По желанью безбожному, властному
Флаг Победы растоптан у ног.
Не пристанет к полотнищу красному
Грязь нацистских кровавых сапог.

Невысокая русская женщина,
Постаревшая Родина-Мать,
Флагу этому Богом завещано
Над рейхстагами реять опять.

Глянь в глаза её ясные, впалые,
В эту боль за славянский народ,
А за нею пожарами алыми
Обновлённое Солнце встаёт.

   Конечно же, стихи о войне можно читать до бесконечности, ведь в них воплощены мысли и чувства очевидцев. И слава Богу, что Великая Отечественная война закончилась, но сейчас идёт война в Украине, где гибнут наши войны. Мы должны помнить нашу историю, наших героев и беречь нашу Родину.

 

А наш конкурс хотелось бы закончить стихотворением

 

Как растенья в дни весны,
Мир цветёт весь без войны.
Всё растёт под мирным небом:
От детишек и до хлеба.

И от мирного труда
Ввысь стремятся города,
Хорошеют дружно сёла,
Счастлив весь народ весёлый.

Жизнь спокойна круглый год,
Нет голодных, нет сирот.
Спится сладко на подушке,
Коль молчат ночами пушки.

Только знай, мир очень хрупкий,
Как хрустальные скорлупки!
Чтобы войнам не бывать,
Мир нам нужно защищать!

Конкурсная часть закончилась. Просим жюри подвести итоги.

 

      Награждение победителей конкурса.

 

 Учитель: Почтим память тех, кто вошёл в бессмертие, минутой молчания.

 

 

 

 

Путин берет взаймы у СССР ради социальной справедливости

Президент Владимир Путин назвал Советский Союз страной возможностей и призвал стереть пыль с двух советских реликвий, обязательной школьной формы и награды «Герой труда» во имя социальной справедливости, во время неформальной встречи со сторонниками в Ростове-на-Дону в пятницу.

Советское правительство предоставило Путину возможности — качественное образование, работу в КГБ за границей и социальную мобильность дома — без которых у него «не было бы шансов» подняться до нынешней должности, сказал Путин, добавив, что подвиг был бы «довольно трудным» сегодня.

«Мы должны снова сделать образование качественным средством социальной мобильности для всех», — сказал он рядовым членам Общероссийского народного фронта, зонтичной группы организаций, поддерживающих его, включая правящую партию «Единая Россия» и тысячи неправительственных групп.

Во время встречи, состоящей из беспорядочных вопросов и ответов, Путин также поддержал обязательную школьную форму, отмененную в 1992 году, которая, по словам педагога из сибирского города Тюмени, может способствовать социальной сплоченности и охранять здоровье детей.

Федеральное правительство может потребовать форменную одежду, а детали оставить регионам, сказал Путин.

По предложению сморщенного заводчанина Путин возродил еще один советский значок — орден Героя Труда, который был учрежден в 1928 году, переименован в Героя Социалистического Труда в 1938 году и упразднен вместе с Советским Союзом в 1991 году.

“Я не только согласен с вами, я думаю, что ваше предложение будет реализовано сегодня к концу дня”, – сказал Путин мужчине, заставив дородного профсоюзного лидера Михаила Шмакова недоверчиво сморщить лицо, прежде чем ворваться в сдержанная улыбка.

Путин сказал, что пути назад к Советскому Союзу нет, но он часто выражал ностальгию по его геополитической силе, в том числе, когда он классно назвал его распад «величайшей геополитической катастрофой» 20-го века.

В пятницу Путин также, казалось, повторил мнение многих россиян о том, что их система социальной защиты и система образования также стали сильнее и что разрыв между богатыми и бедными стал меньше.

Он критиковал неравенство в доходах и призывал к «разумным ограничениям» так называемых золотых парашютов, иногда щедрых выходных пособий, присуждаемых высшим руководителям.

“Золотой парашют” горняка стоимостью 100 миллионов долларов — крупнейший в истории России — вызвал возмущение, когда о нем было объявлено в декабре, и эта практика подверглась критике со стороны депутатов Государственной Думы и Генеральной прокуратуры.

Бывший топ-менеджер “Норильского никеля” Владимир Стржалковский, давний соратник Путина со времен работы в КГБ, пообещал отдать 10 процентов семьям погибших сотрудников спецслужб.

Путин также выслушал жалобы на условия для малого бизнеса, в частности на увеличение обязательных отчислений в пенсионный фонд.

В этом году индивидуальные предприниматели должны платить в фонд 37 000 рублей (1200 долларов США) на человека, что является значительным увеличением по сравнению с предыдущими уровнями и движением, которое, по словам руководителей малого бизнеса, привело к тому, что более 350 000 человек аннулировали свою регистрацию в качестве предпринимателей.

Путин приказал правительству рассмотреть ситуацию в течение двух недель и доложить ему о своих выводах.

Он также осторожно коснулся острого вопроса о том, должны ли российские школьники использовать один и тот же учебник истории, заявив, что должна быть «каноническая версия нашей истории» ради национального единства, но что учителя также должны давать своим ученикам различные точки зрения.

Атмосфера в зале казалась расслабленной, Путин сидел на одном уровне со зрителями, время от времени отпускал шутки и не раз вспоминал о своей молодости в КГБ.

Его самая провокационная колкость прозвучала в ответ на молодую учительницу, которая сказала, что подслушала, как двое учеников на детской площадке говорили о планах давать ложные показания против своих родителей.

«Подслушивать — это плохо. Я научился этому во время службы в КГБ и отказался от этого», — сказал Путин, который с 19 года служил в главном органе безопасности СССР.С 75 по 1991 год. Неловкие записи телефонных разговоров между критиками Кремля имеют обыкновение появляться в Интернете.

Светлый тон едва ли не скрывал ведущуюся серьезную политическую работу.

Поскольку «Единая Россия» окружена скандалами и провалами в опросах, ходит множество слухов о том, что Общероссийский народный фронт станет главным пропутинским инструментом, возможно, даже заменой партии.

Предположения, похоже, получили дополнительный импульс, когда Путин призвал участников официально зарегистрировать до сих пор неформальную группу и провести учредительный съезд 11-12 июня, что совпадает с праздником Дня России.

Ранее Народный фронт объявил, что Андрей Бочарёв, ветеран чеченской войны и бывший депутат Госдумы, возглавит подготовку к учредительному съезду, в рамках которого были созданы региональные оргкомитеты по всей стране.

Бочарев сказал, что группа проследит за выполнением распоряжений, данных на пятничной конференции, в том числе путем согласования с официальными лицами, сообщает РИА-Новости.

Еще одним признаком растущего влияния группы является то, что лидер “Справедливой России” Сергей Миронов заявил, что его партия не исключает сотрудничества с “Народным фронтом” по определенным вопросам, согласно онлайн-заявлению, опубликованному в четверг.

Общероссийский Народный Фронт был создан по инициативе Путина в 2011 году и использовался для избрания десятков беспартийных, провластных кандидатов в Государственную Думу в декабре того же года, а также для обеспечения убедительного переизбрания Путина на его третий президентский срок в марте 2012 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *