Виды театрализованной деятельности в детском саду: Виды театрализованной деятельности в детском саду

Использование театрализованной деятельности в детском саду

Мастер-класс

«Использование театрализованной деятельности в детском саду»

 

Григорьева Елена Ивановна,

воспитатель МАДОУ № 49,

г. Нижний Тагил

 

Актуальность моего мастер-класса заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном образовании. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Практическая значимость моего мастер-класса состоит в том, что я представлю аудитории не только воспитательные возможности использования театральной деятельности в детском саду, но и предоставлю возможность изготавливать наглядный материал для театра из подручных  материалов.

Инновационная направленность мастер-класса заключается в творческом подходе к театрализации.

Я представлю вашему вниманию новые виды театров.

Цель мастер-класса: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей.

Задачи:

  1. Познакомить воспитателей с разными видами театров.
  2. Побудить к широкому использованию театральной деятельности в детском саду.
  3. Дать возможность воспитателям и родителям самостоятельно изготавливать персонажей из подручного материала.
  4. Привлечь внимание родителей к театрализованной игре.

Участники: воспитатели, родители.

Результат: освоение слушателями приемов использования театрализованной деятельности в детском саду, формирование умения изготавливать театральных персонажей из подручного материала.

 Презентация мастер-класса

Цель, которую ставлю, занимаясь с детьми – сделать жизнь наших воспитанников интересной, содержательной, наполненной радостью творчества.

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку.

Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

С театрализованной деятельностью тесно связано и

совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Л. С. Выготский Н. Я. Михайленко), поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют потешки, стихотворения, песенки и сказки.

Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям» [Бочкарёва Л. П. ].

Театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Театрализованные игры дошкольников можно разделить на

две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации

 основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомимику.

Л.В. Артемова предлагает следующую классификацию режиссерских игр:

Настольный театр игрушек. Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации — картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последвательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно.

Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Л. В. Артемова также выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников:

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

Также к драматизации относятся игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста;  инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким  произведениям.

Основные требования к организации театрализованных игр:

  • Содержательность и разнообразие тематики.
  • Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
  • Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
  • Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

Театрализованная игра универсальна – ее можно использовать в совместной деятельности с детьми, в любых режимных моментах и на занятиях.

На своих занятиях я использую театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры. В руках взрослых кукла – помощник в решении многих педагогических задач. С помощью куклы можно создать игровую мотивацию продуктивной деятельности детей, давать от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребенка без риска вызвать обиду или сопротивление.

Несомненно, элементы театрализованной деятельности могут быть эффективно использованы на занятиях с детьми. Но, обязательно, в комплексе с другими дидактическими средствами.

Я предлагаю вам собрать вместе с детьми «Ладошку сказок» — пальчиковый театр. Перед вами силуэт ладони:

  1. Детям предлагается вспомнить название каждого пальчика. Сравнить со своей. Провести пальчиковую гимнастику.
  2. Затем предлагаются картинки со сказочными героями. У нас сказка «Репка».

  1. Даём задание расположить героев по порядку, вспомним и расскажем всю сказку.

  1. Наклеиваем сказочных героев на ладонь.

     В современном детском саду, как вы убедились, существую множество видов театров. Нужно создавать и постоянно обновлять развивающую среду в театральных уголках детского сада.

Для организации детского театра можно самим создать персонажей из подручного и бросового материала, формирующие у детей определённые умения и навыки, стимулирующие детское творчество.

Я желаю Вам создавать новые и интересные виды театров. Привлекать детей и их родителей в изготовление персонажей.

 

Тема 7. Формы организации театрализованной деятельности в детском саду. Типы занятий.

Исходя из задач по развитию театрализованной деятельности с дошкольниками, определяется ее содержание работы в детском саду (Приложение 3). При этом формы организации могут быть различными. Например, Л.В.Куцакова и С.И.Мерзлякова выделяют: занятия (фронтальные, подгрупповые и индивидуальные), праздники, развлечения, спектакли, театрализованные действия (Схема 6). Основная форма –занятие.

Формы организации театрализованной деятельности (Схема 6)

Л.В.Куцакова и С.И.Мерзлякова    выделили следующие типы театральных занятий (Схема 7)
 


Типовые, которые включают следующие виды деятельности: театрально-игровую, ритмопластику, художественно-речевую, театральную азбуку (элементарные знания о театральном искусстве).
Доминантные – доминирует один из указанных видов деятельности.
Тематические, на которых все названные виды деятельности объединены одной темой, например: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «О собаках и кошках» и т. п.
Комплексные – используется синтез искусств, дается представление о специфике видов искусства (театр, хореография, поэзия, музыка, живопись), о современных технических средствах (аудио-, видеоматериалы). Объединяются все виды художественной деятельности, чередуются, находятся черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающих образ.

Интегрированные, где в качестве стержневого вида деятельности выступает не только художественная, но и любая другая деятельность.
Репетиционные, на которых осуществляется «прогон» подготавливаемого к постановке спектакля или его отдельных фрагментов.
Организуя занятия, необходимо помнить, что знания и умения, усвоенные без желания и интереса, не стимулируют познавательную активность дошкольников.

Вопросы:
1.    Перечислите основные формы организации театрализованной деятельности с дошкольниками.
2.    Назовите типы театральных занятий в ДОУ.
Задание для самостоятельной работы:
Подготовить конспект по одному из типов театрального занятия с детьми старшего дошкольного возраста.
Литература
1.    Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.
2.    Ботнарь В.Д., Суслова Э.К. Игры-драматизации – основа знакомства с культурой других народов // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 3.
3.    Конович А.А. Театрализованный праздник и обряды. – М., 1990.
4.    Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. – М.: Владос, 2004.
5.    Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1999. – №11.
6.     Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети».-М.: АРКТИ, 2004.
7.    Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.

Театральные занятия в детском саду: ролевая игра с гидом

Планы уроков театрального мастерства от детского сада до 2-го класса

Обучение драматургии очень маленьких детей может оказаться сложной задачей, особенно если у вас нет опыта драматургии.

Ученики детского сада и 1-го класса обычно не умеют читать достаточно хорошо, чтобы следовать сценарию. Некоторые учителя пытаются использовать читательский театр в этом возрасте, но для того, чтобы словарный запас был достаточно простым для чтения детьми, текст становится скучным, и в конечном итоге основное внимание уделяется чтению, а не творчеству.

В таких ситуациях управляемая ролевая игра может быть идеальным способом создать творческую среду для детей, чтобы они могли развивать свои драматические навыки, не подавляя их.

Что такое управляемая ролевая игра?

Управляемая ролевая игра — это театральное представление, в котором учитель или фасилитатор описывает сценарий, а затем предоставляет учащимся возможность разыграть его небольшими, выполнимыми фрагментами.

Поскольку учитель рассказывает историю вслух, учащиеся не ограничиваются своими способностями к чтению, а вместо этого могут свободно исследовать свои физические и словесные творческие способности, руководствуясь подсказками, представленными в рассказе.

Управляемая ролевая игра также предоставляет учащимся структурированный способ начать взаимодействие друг с другом в роли. По мере того, как учащиеся продвигаются по сценариям, у них появляется больше возможностей для непосредственного взаимодействия.

Сколько учащихся могут участвовать в управляемой ролевой игре?

Несмотря на то, что в пародиях всего 2-4 персонажа, одной из замечательных особенностей управляемой ролевой игры является ее гибкость. Вы можете работать с ними в небольших группах, но вы также можете привлечь к участию весь класс одновременно. Объединив учащихся в группы (и снабдив их головными повязками, если хотите, чтобы они запомнили своих персонажей), каждая группа учащихся может работать над рассказом одновременно с чтением учителем.

Сценарии управляемых ролевых игр — это простые драматические действия для детского сада, которые сосредоточены на физическом самовыражении и творчестве, а также знакомят с тематической лексикой.

Чем управляемая ролевая игра отличается от драматической?

Обычно драматическая игра представляет собой центр, установленный в классах детского сада, который используется для самостоятельной игры. В управляемой ролевой игре это больше похоже на импровизацию по сценарию: учитель читает сценку, делая паузу, чтобы дать учащимся время импровизировать свои движения и диалоги, чтобы разыграть ее.

Управляемая ролевая игра является отличным дополнением к драматической игре, поскольку она дает возможность представить новые навыки, словарный запас, персонажей и движения, которые затем могут быть включены в самостоятельную игру учащихся.

Детский сад: ролевая игра с гидом 7

Детский сад: дополнительные занятия: звуковой ландшафт

Звуковой пейзаж — это так весело для детского сада!

Звуковой ландшафт — это ряд звуков, созданных группой для формирования «звукового фона» сцены. Это отличный способ помочь учащимся научиться исследовать диапазон звуков, которые они могут издавать своим голосом.

Для учащихся начальных классов использование звуковых карт позволяет легко назначать различные звуки и дает учащимся визуальный ориентир. Это также сохраняет разнообразие звукового ландшафта, поэтому у вас не будет сцены фермы, состоящей только из коз. 😂

Дополнения к драматическим занятиям в детском саду — Карточки с движениями

Занятия в детсадовских драматических произведениях: управляемая ролевая игра 8

Подвижные занятия — отличное дополнение к управляемой ролевой игре. Эти карточки используют одну и ту же тему, чтобы побудить учащихся исследовать ряд творческих движений.

Используйте их как отдельное занятие в центре или как подсказки в существующих творческих игровых центрах. Их также можно использовать в качестве разминки перед выполнением управляемого сценария.

Планы уроков драмы с управляемой ролевой игрой

Самостоятельная ролевая игра — это прекрасно, но когда вы также используете серию сценариев управляемой ролевой игры с одинаковыми настройками и/или персонажами, тогда учащиеся получают возможность изучить определенные роли в Подробнее. Это также создает прекрасную возможность представить специальный словарный запас для студентов, чтобы изучить и использовать в своей ролевой игре.

Эти несложные подготовительные задания для начальной школы включают в себя три различных сценария ролевых игр, фоны для использования с проектором и интерактивной доской, карточки с движениями для разминки или центров, а также изображения для повязок на голову или марионеток.

7 Идеи драматических игр для дошкольников

Драматические игры являются важной частью обучения детей младшего возраста. Драматические игры не только развлекают дошкольников, но и развивают воображение и самовыражение. Благодаря этому развлечению ваши дети обязательно разовьют социальные и эмоциональные навыки, языковые навыки и навыки решения проблем! Поощряйте драматические игры в своем классе с помощью этих семи увлекательных занятий!

1. Мастерская

Организуйте мастерскую для детей в вашем классе. Пространство должно быть прочным и обеспечивать детям место для работы над безопасными для них проектами. Убедитесь, что ваша мастерская также оснащена подходящими инструментами для строительства. Эти инструменты должны быть легкими и удобными для захвата. Кроме того, каждому рабочему нужен пояс для инструментов. Найдите пояс для инструментов, который лучше всего подходит вашему ребенку и всем его инструментам! Поощряйте детей, находящихся под вашим присмотром, дать волю своему творческому воображению, пока они строят.

2. Продуктовый рынок

Организуйте продуктовый рынок, чтобы поощрять драматические игры в классе. Дошкольникам понравится притворяться, что они покупают и продают свежие продукты. Добавьте больше на свой рынок с драматическими продуктами для игр. Это отличная возможность объединить продукты из разных регионов и стран. Обеспечьте своих детей сумками для продуктов, чтобы игра была более реалистичной.

3. Пекарня

Вы не ошибетесь, организовав зону пекарни в своем драматическом игровом центре! Для начала вам понадобится игровая кухня и набор для выпечки. Вы можете оживить центр приправами или кухонными принадлежностями, такими как кастрюли и сковородки! Поощряйте маленьких поваров печь вкусности и «продавать» их другим дошкольникам в классе.

4. Кукольный спектакль

Пригласите своих дошкольников устроить кукольный спектакль! Детям понравится кукольный театр их роста, что делает рассказывание историй более доступным для них. Но какой кукольный спектакль без кукол? Посетите раздел «Аксессуары для кукол» на нашем веб-сайте, чтобы просмотреть множество ручных и пальчиковых кукол, которыми могут наслаждаться маленькие дети, находящиеся под вашим присмотром.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *