Якивчук Анна Павловна,
воспитатель
МБОУ «Сеяхинская школа-интернат»
По моему глубокому убеждению,
педагогика должна стать наукой
для всех – и для учителей,
и для родителей.
В. А.Сухомлинский
Люди общались всегда, общаются сегодня и будут общаться в будущем. Общение учителей и родителей имеет свои особенности. Их общение – шаг к взаимопониманию, ступень для обретения доверия, обмена духовными и эмоциональными ценностями, усвоение педагогического опыта, знаний, которые учителя и родители передают друг другу.
Неотъемлемой, важной и в то же время непростой частью нашей учительской профессии являются взаимоотношения с родителями.
Успех воспитания учащихся зависит не только от отношения учителя к своим обязанностям, его подготовки, нравственно-психологического облика, но и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети.
Еще французские просветители 18 в. обратили внимание на то, что социальная среда, сфера человеческих контактов является определяющим фактором развития личности, особенно нравственного. В настоящее время диапазон контактов человека неизмеримо расширился, в частности благодаря развитию средств массовой информации. Но никакие технические средства информации, какой бы интенсивности действия они ни достигли, никогда не заменят прямых контактов, непосредственного общения людей друг с другом, которое и осуществляется в социальной микросреде. Эта среда на различных этапах жизни человека меняется: школа и школьный коллектив, предприятие и трудовой коллектив, спортивный коллектив и т.
д. Но одна из форм микросреды остается неизменной. Это – семья.Выделяя в системе нравственных отношений подсистему «учитель – родители ученика», нужно исходить из того, что семья – важнейший источник формирования нравственных позиций ребенка, закрепления его нравственно-психологических установок.
Как показывают многие исследования, семейное воспитание накладывает глубокий отпечаток на формирование нравственных качеств личности. Семья является первичным коллективом, где ребенок приобретает некоторый жизненный опыт и приобщается к бытующим в обществе нормам морали.
В школу приходит семилетний человек, у которого уже имеются представления о хорошем и плохом, красивом и уродливом. Учитель должен знать не только то, какие представления сформировались у ребенка, но и в каких условиях происходило это формирование. Поэтому ему важно наладить контакт с родителями учащихся, сделать их союзниками в деле воспитания.
Учителю и родителям важно стать взаимозаинтересованными людьми, потребности которых в доброжелательном общении стали бы естественными, органичными, послужили бы основой всей системы отношений.
Чаще всего под активным влиянием учителей оказываются родители так называемых трудных детей, которые приносят в школу негативный опыт своего поведения в семье. А если ребенок внешне не проявляет отклонений от моральных норм, учитель не беспокоится за его судьбу, мало интересуется его домашним воспитанием, взаимоотношениями в семье. Вряд ли такую практику взаимодействия семьи и школы можно считать приемлемой и эффективной.
Отношения между учителями и родителями строятся через посредника, т. е. через ученика, который оказывается включенным в две автономно воздействующие на него микросреды: школьную и семейную. В оптимальном варианте эти две микросреды должны сливаться. Учитель должен стать частью семейной микросреды (как ближайший советчик родителей в вопросах обучения и воспитания их детей), а родители ученика – частью его школьной микросреды (как участники общего педагогического процесса).
При таком слиянии микросреды и возможны подлинное взаимопонимание, взаимная забота, взаимопомощь и все то, что составляет богатство, культуру нравственных отношений в непосредственном окружении школьника.
Есть еще одно обстоятельство, которое не может не учитываться при изучении нравственных отношений семьи и школы: школа или развивает нравственные качества ребенка, заложенные в семье, или вынуждена перевоспитывать его. И в том и в другом случае учителю необходимо знать конкретную нравственную ситуацию в семье, а родителям следует знать педагогические и нравственные требования учителя. Без этой взаимоознакомленности невозможно осуществлять педагогическое управление нравственным развитием детей, успешно претворять один из принципов педагогики: принцип единства требований семьи и школы. Этот принцип основывается на глубоком взаимопонимании и ответственности за судьбу детей.
В отношениях с родителями учеников учителю отводится ведущая роль. Но, к сожалению, педагогу не всегда удается осуществлять эту роль в сотрудничестве с родителями учащихся. Так как учитель не располагает никакой властью помимо своего морального авторитета, а также потому, что ему приходится налаживать контакты с разными родителями.
Поэтому педагогам следует помнить некоторые правила эффективного взаимодействия с родителями учащихся:родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет;
стремитесь наладить деловые связи с родителями;
активно привлекайте родителей к воспитательной работе с детьми, опирайтесь на их помощь;
на родительских собраниях говорите о планах, проблемах всего класса, а не только некоторых детей;
будьте открытыми всем, но не вступайте с родителями в панибратские отношения;
не старайтесь угодить всем родителям сразу, иначе они поймут, что в вас нет принципиальности и твердости характера;
Отдельно хотелось бы остановиться на взаимодействии с родителями трудновоспитуемых обучающихся. А ведь чаще всего такие дети из неблагополучных семей и это еще больше осложняет ситуацию.
Каждый учитель знает, как нелегко вести беседу с родителями таких учеников. Если родители занимают оборонительную позицию и стремятся оправдать собственное невмешательство в воспитание своего ребенка, они обычно выдвигают аргументы: «Мы заняты, у нас нет времени», «Мы перепробовали все меры, ничего не получается». Часто можно услышать от родителей: «Школа виновата в том, что наш ребенок такой невоспитанный», Школа должна воспитывать, а не мы!». Иногда родители просят: «Ребенок нас не слушает, помогите!», «Мы растеряны, не знаем, что делать, что вы посоветуете?» В любом из этих случаев учитель должен стремиться к конструктивному разговору с родителями. Как этого достичь?
Важно, чтобы учитель не попал под влияние родителей. Ведь если учитель потерял самостоятельность и «подыгрывает» родителям, достичь конструктивных результатов в разговоре становится невозможным. Попавший под влияние учитель, возможно, будет либо оправдываться, либо начнет угрожать: примем административные меры. Если же родитель показывает свою беспомощность, учитель, жалея его, обещает «Что-нибудь предпринять», чтобы изменить к лучшему поведение ребенка. Но и в том, и в другом случае нет реального, содержательного взаимодействия родителей с учителем и последний останется один на один со своей проблемой: низкой успеваемостью и плохим поведением ученика.
Основная цель общения учителя с родителями трудного ребенка состоит не в оправдывающихся или агрессивно – оборонительных действиях, не в том, чтобы принять на себя всю тяжесть коррекции поведения трудного школьника, а в том, чтобы, объединившись с родителями, помочь этому школьнику исправиться.
Необходимо подчеркнуть:
Способность к общению – профессиональное качество учителя.
Учитель должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. И в данном случае неважно, кто именно выступает в качестве собеседника – школьник или его родители. Во всех этих ситуациях ему надо вести себя психологически грамотно.
Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству.
Нередко учитель видит в родителях людей изначально стоящих к нему в некоторой оппозиции. Стараясь заранее предварить их возможные возражения, он начинает беседу в повелительном «учительском» тоне, начинает поучать, упрекать. Так вести разговор нежелательно – вы только оттолкнете собеседника. Ни о каких совместных действиях тут и речи быть не может: родители начинают жалеть своего ребенка, обвинять учителя, который в беседе с ними проявил себя таким несимпатичным человеком. Постарайтесь понять чувства отца и матери своего ученика, более того – найдите в них опору, продумывая, выстраивая совместные действия. Не отталкивайте от себя пришедших в школу родителей, проявите сдержанную доброжелательность, открытость. Ваше личное положительное отношение к своему собеседнику будет выражением доброй воли и первым шагом навстречу сотрудничеству.
Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.
Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель, поскольку это находится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.
Людям нравится ощущать собственное значение.
Один из способов привлечения родителей к сотрудничеству – подчеркивание его значения в этом процессе. Объясните родителям их реальную роль в воспитании и развитии ребенка. Укрепите уверенность родителей в том, что они, безусловно, могут быть терпеливыми и настойчивыми, что могут наладить жизнь и учебу своего сына или дочери.
Покажите родителям свою любовь по отношению к его ребенку.
Психологический контакт с родителями возникает сразу же, как только учитель показывает, что видит положительные стороны в характере ребенка, симпатизирует и даже любит его. Согласитесь, что хорошее начало есть в каждом человеке, даже в самом отчаянном нарушителе или двоечнике.
Когда отец или мать видит дружелюбные глаза учителя и чувствует, что учитель тоже заботится о благополучии ребенка, психологическая защита становится ненужной. Тут и можно переходить к сотрудничеству.
Ведение конструктивного диалога с родителями – основа системы взаимоотношений с родителями. Добиться конструктивного диалога помогут следующие правила:
Правило 1.
Не стремитесь, во что бы то ни стало отстаивать собственную позицию.
Часто бывает так, что каждый собеседник стремится только к тому, чтобы отстоять собственное мнение. Если беседа с родителями происходит, таким образом, то, возможно, учителю и удастся организовать совместную деятельность, а возможно – и нет. Успешной можно назвать беседу не тогда, когда учитель докажет, что прав, а тогда, когда он сумеет привлечь родителей к активному участию в воспитании ребенка.
Другими словами, основная цель беседы учителя с родителями ученика состоит не в том, чтобы упрочить свое доминирующее положение и доказать какой плохой у них ребенок, а в том, чтобы, объединить усилия школы и семьи.
Правило 2.
Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика.
Не «переходите» на личности. Положительных результатов беседы учителя с родителями не достичь, если они начнут обсуждать черты характера ребенка, а закончат «дискуссией» относительно личностных особенностей друг друга. Разговор увязнет во взаимных упреках, обвинениях, подозрениях и стороны разойдутся врагами. В итоге учитель окончательно лишится поддержки родителей.
Чтобы избежать плачевного результата, направьте беседу на обсуждение проблем воспитания. Сформулируйте перед родителями ваш психолого-педагогический «Диагноз учебной деятельности и поведения их ребенка: по каким объективным и субъективным причинам он плохо учится и нарушает дисциплину, что можно сделать, чтобы улучшить положение. Если ребенок запустил учебный материал, обсудите с родителями, как ему помочь подтянуться; если подросток плохо ведет себя на уроке потому, что он постоянно само утверждается и демонстрирует свою «смелость» перед одноклассниками – предложите родителям поискать социально приемлемые формы деятельности, в которых их сын смог бы удовлетворить свою потребность в самоутверждении, например, занятие спортом. При этом очень важно, чтобы родители чувствовали вашу уверенность в том, что проблема может быть решена.
Правило 3.
«Не верьте генетике»
К сожалению, учителя часто говорят так: «Разве этот ученик будет хорошо учиться и прилично себя вести в школе, ведь у него родители… сами плохо учились, не отличались хорошим поведением, злоупотребляют алкоголем и т.д.
Разумеется, влияние наследственных особенностей и семейных условий на формирование характера и способностей ребенка огромно. Но это влияние не безгранично. Каждый учитель, опираясь на свой опыт, может рассказать о случаях, когда из «плохой» семьи выходил «хороший» ребенок. И, наоборот, из «хорошей» – «плохой».
Если с первого класса в школе относится как к ребенку «из плохой семьи», то он действительно начинает плохо учиться и нарушать дисциплину. И наоборот, удается выровнять успеваемость и поведение ребенка «из плохой семьи» при положительном, подкрепляющем отношении к нему учителя.
Правило 4.
«Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».
Ваша беседа с родителями ученика пройдет успешно, если, во-первых, вам удалось избежать противостояния и конфронтации с ними. Во-вторых, если вы смогли удержаться от упреков и обвинений. В третьих, если вы удачно сформулируете проблему воспитания и родители поняли и приняли формулировку. И, в четвертых, если вы обсудили ваши совместные действия. Следовательно, с полным основанием вы можете испытать профессиональное удовлетворение после разговора с родителями. Вы сумели объединиться с ними против общего «врага» воспитательной проблемы, разработать план конкретных действий.
Еще хотелось бы остановиться на такой распространенной форме работы с родителями, как родительское собрание.
По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.
Текущие родительские собрания – это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов.
Тематические родительские собрания – это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.
Итоговые родительские собрания –это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.
Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда педагог его планирует, пишет своеобразный сценарий.
Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости родительское собрание может совершить переворот в сознании мам и пап, разбудить в них огромный воспитательный потенциал. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда в нем есть потребность со стороны взрослых, а педагог, который его готовит, авторитетен в глазах родителей.
Правила подготовки классного родительского собрания
1.Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.
2.Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
3. План проведения родительского собрания должен быть известен родителям.
4. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
5. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.
6. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.
Советы психолога
перед началом собрания лучше оставить за дверью плохое настроение;
отведите на собрание не более 1,5 часов;
самый приятный звук для человека – его имя: положите перед собой список с именами и отчествами родителей;
не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее;
предупредите родителей, что не в
Главная
Родителям
Как воспитывать ребенка?
Родители и учителя: учимся сотрудничеству
Ушли в прошлое те времена, когда педагоги возлагали на себя ведущую роль в воспитании ребенка, игнорируя особенности его семейной воспитательной среды. Сейчас, когда оптимальной моделью взаимодействия с ребенком является личностно-ориентированная, воспитательная работа в образовательном учреждении должна выстраиваться с учетом индивидуальности ребенка. А индивидуальность, как известно, формируется в семье. Именно поэтому как для родителя, так и для педагога важно наладить сотрудничество друг с другом.
Однако кто из родителей, чьи дети посещают школу, может охарактеризовать свои отношения с педагогом как сотрудничество? Наверное, не каждый. Ведь сотрудничество подразумевает не просто общение с педагогом, а взаимодействие с ним на равных, когда ни одна из сторон не занимает авторитетную позицию «над» собеседником.
На практике часто бывает так, что родители и дети, общаясь с педагогом, либо смотрят на него свысока, указывая, как ему работать, либо, наоборот, готовы во всем соглашаться с ним. К слову сказать, и сами педагоги не всегда готовы общаться с родителями на равных, предпочитая доминирующую позицию, под которую подстраиваются родители, иногда сами того не замечая.
Это бывает особенно заметно на родительском собрании, когда, казалось бы, уверенные в себе взрослые люди с замиранием сердца ожидают, что их фамилия прозвучит в списке неуспешных или провинившихся учеников. В ответ на критику учителя, который, как и любой человек, не всегда объективен, родители с готовностью обещают «проконтролировать», «принять необходимые меры», делятся примерами негативного поведения своих детей дома, выражая свое согласие с учителем. Такую реакцию родители аргументируют тем, что, когда учитель критикует их ребенка, они сами чувствуют себя «провинившимися учениками», не сумевшими обеспечить успеваемость и примерное поведение ребенка в школе.
Какие рекомендации можно дать родителям для формирования сотрудничества с педагогом?
1. Поделитесь с классным руководителем основными принципами воспитания вашего ребенка в семье, поинтересуйтесь взглядами педагога на воспитательный процесс. Это поможет вам сформировать единую воспитательную среду для ребенка. Но имейте в виду, что учитель не может строить свою работу, выполняя все пожелания каждого из родителей.
2.Не стесняйтесь задавать вопросы педагогу, уточняйте, если не уверены, что правильно его поняли. Порой бывает, что люди, говоря вроде бы на одном языке, по-разному определяют для себя смысл одних и тех же слов. Чтобы избежать недоразумений и неясностей, можно переспросить собеседника: «Правильно ли я понимаю, что вы имеете в виду то-то и то-то?»
3. Конструктивно принимайте критику в адрес своего ребенка или себя: в ней всегда могут быть моменты, которые стоит принять к сведению. Если же обвинение затрагивает личность ребенка и кажется вам несправедливым, не бойтесь высказать свою позицию, но контролируйте свои эмоции: тон должен оставаться спокойным.
4. Если у ребенка возникли проблемы с учебой или поведением в школе, не рассчитывайте, что учитель решит их сам. Решать эти проблемы придется, в первую очередь, вам с ребенком, в идеальном варианте выработав совместный план действий с педагогом. В конфликтной ситуации обязательно выслушайте обе стороны, прежде чем принимать какие-то меры.
5. Относитесь с уважением к педагогу, не говорите в резких выражениях об ошибках педагогов в присутствии ребенка. Это подрывает авторитет учителя и может способствовать формированию пренебрежительного отношения к педагогу со стороны ребенка. Однако это не означает, что ребенок должен думать, что педагоги никогда не ошибаются.
6. Посещайте почаще школу. Имеются в виду не только родительские собрания, но и оказание посильной помощи: украшение класса перед новым годом, организация экскурсии или пикника. Это повысит ваш авторитет и в глазах учителя, и в глазах собственного ребенка. И конечно, не стоит забывать о простом человеческом внимании, каких-то теплых словах благодарности педагогу, которые совсем не обязательно должны быть приурочены к Дню учителя или к 8 Марта.
Успехов Вам!
Психолог-консультант Татьяна Черняк
Взаимодействие родителей и учителей является важной частью обучения учащегося. Когда семья учащегося может общаться с учителем своего ребенка, обе стороны могут работать вместе, чтобы построить отношения и создать оптимальную среду обучения как дома, так и в школе. Кроме того, они могут сочувствовать сильным и слабым сторонам учащегося, составить план действий по устранению этих слабых сторон, определить, какие факторы могут усиливать или препятствовать способностям учащегося к обучению, и стать единой системой поддержки, чтобы помочь учащемуся стать лучшим в учебе. .
Например, если у ученика проблемы с математикой, и он не обязательно сообщил об этом своей семье, семья может получить эту информацию от учителя, и оттуда они вместе смогут создать более благоприятную среду для обучения. Это может означать проводить больше времени один на один с учителем, семья берется за проекты дома, чтобы дополнить уроки ученика в школе, или даже нанимать репетитора.
С другой стороны, если у ученика проблемы в школе из-за домашних проблем, семья может предупредить учителя. Или, если эта информация не разглашается, учитель может спросить семью, не может ли что-нибудь дома вызвать проблемы у ребенка. Благодаря доверию и хорошим отношениям учитель и семья могут обсудить проблему и создать план, который поможет ученику преуспеть в это неспокойное время.
От учителей часто ожидают, что они умеют читать мысли, когда дело касается их учеников, но, установив прочные отношения сотрудничества с родителями или членами семьи ученика, учитель может получить представление, необходимое для оказания поддержки ученику.
Существует множество преимуществ, связанных с сотрудничеством родителей и учителей, но некоторые из основных преимуществ включают:
Учителя, которые хотят заложить основу для успешного сотрудничества с семьей своего ученика, имеют ряд доступных им возможностей, и идеально использовать несколько одновременно. Некоторые из возможностей сотрудничества, которые учителя должны изучить, включают:
Общение : В этой категории учителям доступны различные варианты, например:
Координация дополнительных мероприятий : Поощряя семью учащегося участвовать в мероприятиях, которые дополняют или контекстуализируют то, что они изучают в школе, учитель может способствовать обучению вне класса и сделать его более увлекательным для учащегося. .
Например, в местном музее есть выставка, посвященная недавнему уроку, которая может расширить их знания посредством семейной экскурсии. Или, возможно, есть математический или научный лагерь, который проводится в течение недели в течение лета, что могло бы поддержать их уроки в классе в этих областях. Если семье учащегося нужна помощь в выборе занятий, которые могут обогатить обучение их ребенка в классе, учителя могут предложить конкретные предложения или поделиться ресурсами, чтобы помочь семье сделать выбор.
Также рекомендуется поделиться более подробной информацией о том, как этот подход к внешкольному обучению может дополнить их усилия в школе, а также помочь семье понять учебную программу и как они могут поддерживать ее во внешкольное время. часы.
Обратная связь: Сообщить семье, что у их ученика все хорошо, может быть прекрасным чувством. Но сообщить о том, что они сталкиваются с проблемами, может быть непросто. Предоставление обратной связи об успеваемости учащегося важно для учащегося и полезно для создания среды сотрудничества родителей и учителей. Давая отзыв об ученике, не забудьте:
Community-Building : Создание целого сообщества вокруг сотрудничества семьи и учителя — отличный способ помочь учащимся реализовать свои академические цели и подготовиться к следующему шагу на пути к получению образования. Хотя организации родителей и учителей могут быть отличным способом сотрудничать с родителями и сделать их неотъемлемой частью школы, но не у каждого родителя есть время, чтобы стать преданным членом совета директоров.
Но, организуя мероприятия, веселые образовательные мероприятия и другие социальные возможности, которые родители и семья могут посещать по меню, семья учащегося все же может найти способы стать активными членами школьного сообщества и внести свой вклад. А поощряя сотрудничество между семьями, учащиеся получают еще больше возможностей для образовательного роста, поддерживаемого сообществом в целом.
Расширение прав и возможностей: Чтобы создать максимально благоприятную среду для своего ученика, родители должны иметь ресурсы и уверенность, чтобы внести свой вклад в образование своего ребенка. Педагоги могут развивать эту уверенность, вовлекая семьи своих учеников в беседы и мероприятия, которые влияют на школьную жизнь учащегося, а также направляя семьи к инструментам, которые могут помочь учащимся в достижении их целей. Кроме того, учителя также могут расширять свои возможности посредством образования, получая дополнительные степени или работая над получением ученой степени в выбранной ими области. Родители замечают эту приверженность и ценят такую преданность делу образования своего ребенка.
Для обеспечения эффективного сотрудничества между семьей и учителем учителям и воспитателям следует рекомендовать следующие инструменты:
Конечно, ключом к эффективному сотрудничеству семьи и учителя является создание плана вместе с семьей ученика. Учитель может поделиться этими идеями, методами и идеями с семьей ученика и вместе разработать эффективный план сотрудничества, а затем он сможет наблюдать за успехами своего ученика.
Баннер: Учителя в центре внимания музыкального концерта в 2019 году в Дубае, ОАЭ
Хотя использование инструментов Edtech и развитие дистанционного обучения стали «новой нормой» в образовании во время глобальной пандемии, адаптация к ней не для всех была гладкой. Учителя, родители и ученики стремятся приспособиться к новой системе. Проблемы усугубляются такими проблемами, как отсутствие технологической инфраструктуры во многих частях мира и низкий уровень цифровой грамотности учащихся, родителей и учителей. Согласно последним данным Международного исследования преподавания и обучения (TALIS), «только 56% учителей в странах ОЭСР прошли обучение использованию ИКТ для обучения в рамках своего формального образования или обучения, и только 43% учителей считают, что хорошо или очень хорошо подготовлены к этому элементу, когда они завершили свое начальное образование или обучение»[2] 9. 0003
Эта проблема также затронула родителей и учащихся, которым трудно получить доступ к качественным учебным ресурсам. Большое количество студентов не имеют доступа к Интернету, и большинство из них даже не могут позволить себе купить технологии, необходимые им для получения онлайн-уроков. Согласно недавнему исследованию ЮНИСЕФ по доступу к Интернету, которое охватило 183 страны, в 71 из опрошенных стран менее половины населения имело доступ к Интернету[3].
Таким образом, пандемия COVID-19 обнажила растущий цифровой разрыв между самыми богатыми и самыми бедными, включая доступ к образованию. Родители во всем мире хотят дать своим детям хорошее образование. Но только в самых богатых странах и сообществах родители и их дети имеют доступ к качественной цифровой инфраструктуре. Остальные родители и учащиеся, представляющие большинство населения мира, столкнулись с огромными трудностями при поддержании связи с системами образования. Свидетельством мужества и решимости этих родителей является то, что многие из них работали над тем, чтобы их дети учились во время пандемии, часто рука об руку с местными учителями.
Таким образом, пандемия COVID-19 обнажила растущий цифровой разрыв между самыми богатыми и самыми бедными, включая доступ к образованию.
Закрытие школ по всему миру привело к еще большему количеству проблем для учащихся, помимо упущенных возможностей обучения. Во многих местах учащиеся из экономически неблагополучных семей не имеют доступа к бесплатному питанию, предоставляемому им в школах. Педагоги также опасаются, что неучастие детей в школе повышает риск того, что дети будут вынуждены заниматься детским трудом и другими формами эксплуатации и жестокого обращения, такими как ранние браки для девочек. Сбои в системе школьного образования также затронули детей с особыми образовательными потребностями и инвалидностью или тех, кто социально маргинализирован, поскольку стратегии дистанционного обучения не всегда учитывают их потребности.[4]
Хотя закрытие школ из-за пандемии лишило детей безопасной и благоприятной среды образовательных учреждений, необходимой для их всестороннего развития, это также затронуло родителей. Карантин и ограничения социального дистанцирования вынуждают многих родителей работать из дома. В связи с закрытием школ и детских садов многие родители изо всех сил пытаются справиться со своей работой, а также с возросшей ответственностью за то, как их дети учатся дома. Согласно недавнему исследованию, проведенному Мэттом Кренцем и другими, «в таких странах, как Франция, Германия, Италия, Великобритания и США, 60% родителей не смогли найти альтернативные решения для школ и детских садов».[ 5] Помимо цифр, есть бесчисленные истории родителей, изо всех сил пытающихся сохранить свою работу или найти работу в разгар худшего экономического спада в современной истории. Таким образом, родители заслуживают безоговорочной поддержки в своих усилиях, направленных на то, чтобы их дети учились.
Таким образом, эффективная образовательная политика в «новой нормальности» требует разработки новых стратегий адаптации для всех основных заинтересованных сторон. Он призывает к возобновлению сотрудничества между учителями и родителями, которые должны работать вместе в интересах учащихся.
Родители являются важным связующим звеном между детьми и школой. Важность здоровых и прочных партнерских отношений между родителями и другими опекунами и учителями является общепризнанной и исследуемой темой в сфере образования.[7] Несколько исследований доказали, что сотрудничество между родителями и учителями улучшает успеваемость детей, их рабочие привычки, социальные навыки и эмоциональное благополучие.[8] Согласно Международному исследованию преподавания и обучения ОЭСР (TALIS) 2018 г., в среднем по ОЭСР 62% директоров считают, что родители или опекуны вносят «значительный» или «большой» вклад в успеваемость учащихся[9].] Признавая важность сотрудничества с родителями для улучшения результатов обучения детей, некоторые страны ОЭСР включили в свои учебные программы руководящие принципы работы с родителями.[10] Родители являются ключевыми заинтересованными сторонами в сфере образования, которые имеют право возлагать на школы ответственность за обучение их детей.
Родители являются важным связующим звеном между детьми и школой.
В «новой нормальности» родители и другие опекуны должны играть более важную роль в обучении и развитии своего ребенка, чем они это делали традиционно. Тем более, что в настоящее время большая часть обучения проходит в домашних условиях, а не в школьном кампусе, без физического присутствия учителей.
Но критические вопросы таковы: какую вспомогательную роль родители могут играть в системе образования в «новой нормальности»? В каких ключевых вопросах требуется сотрудничество родителей и учителей? И как учителя могут эффективно общаться и координировать свои действия с родителями для улучшения результатов обучения? В июле 2020 года, в разгар глобальной пандемии COVID-19, Фонд Варки создал Целевую группу учителей со всего мира, чтобы обсудить, как учителя могут лучше общаться, координировать свои действия и сотрудничать с родителями. Целевая группа состояла из учителей, послов Глобальной учительской премии,[11] из более чем 20 стран. Их опыт сотрудничества с родителями пролил глобальный взгляд на проблему партнерства родителей и учителей. В ходе серии телеконференций, организованных Фондом Варки, эти учителя поделились своими личными историями из жизни, которые дали нам доказательства того, какие стратегии работают, когда дело доходит до общения с родителями и семьями в их повседневной жизни. Некоторые из этих стратегий, которые потенциально могут стать «наилучшей практикой» в партнерстве родителей и учителей, задокументированы в этом отчете. Рекомендации, сделанные в документе, являются рекомендациями для родителей и учителей, основанными на обсуждениях, состоявшихся во время встреч Целевой группы.
Обсуждения также выявили теплоту, понимание и искреннее сострадание, которые учителя во всем мире испытывают к родителям своих учеников. Все учителя, принявшие участие в этой инициативе, говорили о важности установления контактов и установления контактов с родителями своих учеников. Большинство говорили о борьбе, с которой сталкиваются родители, пытаясь удержать своих детей от учебы во время карантина и закрытия школ. И многие учителя говорили о том, как беднейшие семьи в их общинах больше всего пострадали от пандемии, когда родители изо всех сил пытались дать образование своим детям и сохранить еду на столе.
По сути, чтобы сохранить обучение в условиях глобального кризиса, учителя и родители должны работать вместе. Как показывают приведенные ниже тематические исследования, лучшее образование строится на таких партнерствах.
В июле 2020 года, в разгар глобальной пандемии COVID-19, Фонд Варки создал Целевую группу учителей по теме «Роль родителей в смешанном обучении». Целевая группа состояла из учителей, все Послы Глобальной Премии Учителей из 19 стран. Их опыт сотрудничества с родителями пролил глобальный взгляд на проблему партнерства родителей и учителей.
СОПРЕДСЕДАТЕЛИНа уровень общения между родителями и учителями влияет несколько факторов, и эти факторы могут различаться в различных социально-экономических условиях. Члены Рабочей группы по учителям подчеркнули важную роль социально-экономического и образовательного уровня родителей в формировании их отношений с учителями. Несколько членов также говорили о сложности общения с родителями, у которых нет подключения к Интернету или которые не могут использовать простые устройства связи, такие как мобильный телефон. Очень часто у обедневших родителей нет средств на покупку простого телефона, необходимого для поддержания связи между родителями и учителями во время социального дистанцирования.
Например, Мелинда Уилсон, учитель государственных школ Чикаго в США, отметила, что некоторые родители-мигранты с неурегулированным статусом не любят сообщать школам свой номер телефона или домашний адрес, потому что боятся властей. Поэтому достучаться до этих родителей — непростая задача для нее.
Целевая группа выявила ряд проблем при взаимодействии с родителями во время закрытия школ из-за COVID-19. Некоторые родители не могут или не хотят поддерживать своих детей в программах дистанционного обучения. Другие запуганы учителями или просто не доверяют им. Чтобы построить эффективные рабочие отношения с родителями, сами учителя также должны развивать адекватные навыки межличностного общения, чтобы общаться уверенно и эффективно.
Во всем мире учителя неустанно работают над тем, чтобы их ученики были вовлечены в учебный процесс. Они пробуют новые методы общения со студентами и семьями. Основное внимание уделяется не только обучению студентов академическим занятиям, но и тому, чтобы помочь им поддерживать свое физическое, психическое и социальное благополучие. В ходе своей работы Целевая группа обнаружила вдохновляющие истории со всего мира, в которых учителя приложили дополнительные усилия, чтобы связаться с родителями и сотрудничать с ними различными способами. Цель состоит в том, чтобы обеспечить как можно меньше перерывов в обучении учащихся во время пандемии. Например, Мари-Кристин Ганбари Джахрами , учитель общеобразовательной школы Gescher в Германии, организует спонсоров и собирает средства от населения для предоставления электронных устройств для дистанционного обучения малообеспеченным семьям.
Учителя, такие как Мелисса Коллинз , играют жизненно важную роль в поддержании высокого духа сообщества ее учеников. Мелисса преподает в школе Джона. Факультативная школа П. Фримена в Мемфисе. Ее ученики страдают от системного социально-экономического неравенства и наследия сегрегации. Она посещает учеников дома, если они не могут участвовать в онлайн-уроках. Она раздает детям подарочные пакеты и даже приглашает их в свой сад для неформальных встреч. Таким образом, она может общаться с семьями и проверять их благополучие. Посещение домов оказалось для нее отличной стратегией, позволяющей завоевать доверие родителей ее учеников.
Во всем мире учителя неустанно работают над тем, чтобы их ученики были вовлечены в учебный процесс.
Другая учительница из Чикаго, Мелинда Уилсон , которая работает с учениками из социально маргинализированных слоев общества, использует письменное слово для общения со своими учениками и их родителями. Каждую неделю она пишет им минимум три письма. Мелинда также посещает их дома, чтобы убедиться, что они получают достаточно еды и хорошо себя чувствуют. Чтобы наладить отношения с семьями, она организует онлайн-занятия йогой и танцами для семей. Участие в групповых мероприятиях также дает семьям возможность объединиться в сообщество и наладить связь. Социальное дистанцирование может изолировать семьи от учителей, а такие групповые занятия обеспечивают столь необходимый путь для общения с людьми, разделяющими те же интересы.
Точно так же, пытаясь открыть канал связи между родителями, Мухаммад Назир бин Амир из средней школы Грин Вью в Сингапуре демонстрирует родителям творческие таланты всех своих учеников. Для удобства занятых родителей он устраивает выставки работ своих учеников только по выходным. Эти выставки дают родителям возможность собраться вместе и обсудить результаты обучения детей.
Большинство учителей Целевой группы считают, что идеальный способ вовлечь родителей в процесс обучения – это создание специально разработанных мероприятий с определенными ролями для них. Ранджитсинх Дисале , преподающий в сельской местности Индии, очень успешно применил этот подход. В начале пандемии, когда школы в его районе были закрыты, ему было трудно общаться с родителями своих учеников. Ранджитсин на пожертвования сообщества приобрел для этих родителей бывшие в употреблении смартфоны и установил с ними регулярный контакт. Чтобы дать родителям ощущение участия в принятии решений, он спросил их, не хотят ли они помочь в обучении детей дома. Только после их согласия он создал онлайн-мероприятия, где родители должны были тратить всего один час каждый день, чтобы помочь детям выполнить задание. Ранжитсинх называет это «часом жизни». Чтобы сделать работу более комфортной для родителей, он дает четкие инструкции о том, что родители должны делать в этот час. Через этот «час жизни» родители и ученики приобретают жизненные навыки и практические знания, которые они могут применять в повседневной жизни.
Существует множество других примеров того, как педагоги изобретают и внедряют стратегии взаимодействия с родителями в условиях новой нормальности. В таких странах, как Китай, учителя предоставляют психологические консультации семьям. Как рассказал Ву Жунджин директор начальной школы в Шанхае во время обсуждений Целевой группы, учителя в Шанхае оказывают психологическую поддержку учащимся и их родителям с помощью интерактивных радиопрограмм. Программа, выходящая три раза в неделю, помогла тысячам слушателей и основана на формате рассказывания историй. В Дареме, Северная Каролина, родители добровольно участвовали в раздаче еды в школах.[12] Многие учителя пошли еще дальше, привлекая родителей к обучению своих детей. Они поручили родителям оценить работу своего ребенка дома.
Все эти шаги, инициированные учителями, направлены на построение отношений взаимного доверия и понимания с родителями в «новой нормальности». Существует несколько других стратегий общения и сотрудничества, рекомендованных Целевой группой учителей для улучшения общения с родителями, как описано ниже.
Все родители и другие опекуны желают своим детям самого лучшего. Работая в партнерстве с учителями, они могут способствовать обучению и благополучию своих детей. Требования системы образования в «новой нормальности» требуют, чтобы родители играли многогранную роль в минимизации влияния пандемии на успеваемость и благополучие своих детей. Этот отчет показал, что самые большие истории успеха были обнаружены там, где родитель был:
Непрекращающаяся пандемия COVID-19 вызвала беспрецедентный кризис в системах образования по всему миру. В то время как все заинтересованные стороны в сфере образования, от правительств до руководителей школ, учителей, учащихся и родителей, изо всех сил пытаются найти стратегии сдерживания ущерба, очевидно, что любая успешная политика должна строиться на партнерских отношениях между ними. Решения вопросов, вызывающих конфликт между заинтересованными сторонами, таких как повторное открытие школ, оплата школьных сборов во время закрытия школ или распределение возросшего рабочего бремени, могут быть найдены только с помощью эффективных коммуникационных стратегий. Каждая заинтересованная сторона должна понимать необходимость совместной работы в интересах учащихся.
Сотрудничество между педагогами и родителями является основой системы образования в «новой нормальности», поскольку они являются первым контактным лицом для учащихся по всем образовательным потребностям. Все заинтересованные стороны должны объединиться, чтобы поддержать это партнерство, чтобы дети могли беспрепятственно получать образование во время пандемии. Например, в Шанхае правительство предоставило родителям профессиональные рекомендации и поддержку в обучении. Как отмечается в отчете O Онлайн и открытое образование в Шанхае: реагирование на чрезвычайные ситуации и инновационная практика D во время пандемии COVID-19 «онлайн-курс Шанхайская родительская школа, созданный Шанхайским открытым университетом, приглашал видных экспертов в области домашнего обучения каждую неделю читать лекции в прямом эфире. На сегодняшний день более 150 000 родителей по всей стране посмотрели и изучили семь курсов». Правительство также разослало родителям письма, чтобы помочь понять онлайн-обучение и способы создания благоприятной среды обучения для своих детей дома.[13] И хотя все усилия в настоящее время направлены на поддержку детей в программах дистанционного обучения и открытие школ, существует острая необходимость в наставничестве учащихся, чтобы они шли по пути к самоорганизованным независимым учащимся.
[1] Аналитическая записка Организации Объединенных Наций: образование во время COVID-19 и после него , ООН, 2020
[2] Результаты TALIS 2018 (Том I): Учителя и руководители школ как ученики на протяжении всей жизни , ОЭСР , 2019
[3] T Dreeson et al, Перспективные методы справедливого дистанционного обучения Извлекаемые уроки из ответных мер образования на COVID-19 в 127 странах , Отдел исследований ЮНИСЕФ – Innocenti, 2020
[4] Аналитическая записка: влияние COVID-19о детях , ООН, 2020
[5] Matt Krents and others, Облегчение бремени COVID-19 для работающих родителей , BCG, 21 мая 2020 г.
[6] См., например. Гита Гопинат, «Великий карантин: худший экономический спад со времен Великой депрессии», Блог МВФ, 14 апреля 2020 г.
[7] Школа и родители: развитие партнерства , Ofsted, 2011
[8] См., например. Сьюзан М. Шеридан, Установление здоровых отношений между родителями и учителями для успешного обучения в раннем возрасте , 2018
[9] Результаты TALIS за 2018 год (том II): учителя и руководители школ как ценные специалисты, ОЭСР, 2020
[10] Starting Strong V: Переход от дошкольного образования и ухода к начальному образованию 903 90 , OECD, 2017
[11] Каждый год 50 лучших финалистов Глобальной премии учителей присоединяются к сообществу послов Глобальной премии учителей. Фонд Варки работает с этими выдающимися учителями, чтобы пролить свет на опыт и возможности учителей во всем мире, давая тем, кто работает на переднем крае образования, признание и право голоса, которых они заслуживают, чтобы влиять на политику и практику.