Таблица система закаливающих мероприятий в доу – Система закаливающих мероприятий в ДОУ

ТАБЛИЦА ЗАКАЛИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ | Социальная сеть работников образования

Содержание  

Возрастные группы

Младшая  группа

Средняя  группа

Старшая  группа

Подготовительная  к школе  группа

1.1. Воздушно- температурный  режим:

от +20 до + 22С

от +20 до + 22С

от +18 до + 20С

от +18 до + 20С

Обеспечивается    рациональное  сочетание  температуры  воздуха  и  одежды  детей

Одностороннее  проветривание

В   холодное  время  проводится  кратковременно (5-10 мин). Допускается  снижение  температуры  на  1-2 С

Сквозное  проветривание   (в отсутствии  детей):

В   холодное  время  проводится  кратковременно (5-10 мин).

Критерием  прекращения проветривания является температура воздуха, сниженная  на 2-3 С

 Утром  перед  приходом  детей

К  моменту  прихода  детей  температура  воздуха  восстанавливается  до  нормальной.

 Перед  возвращением детей с дневной прогулки

+23 С

+ 22 С

+ 21 С

+ 20 С

+ 20 С

 Во время дневного сна,  вечерней  прогулки

В  теплое  время  года  проводится  в течение  всего  периода отсутствия  детей  в помещении.

1.2. Воздушные  ванны: Прием  детей  на  воздухе

 –

 в летний период

 

до 0 С

 

до -5 С

 

до -5С

Утренняя  гимнастика

ежедневно  в  группе

В  летний  период  на  улице.

В  холодное  время  года  проводится  ежедневно  в  зале,  одежда  облегченная

Физкультурные занятия

2 раза в неделю в группе

2 раза в неделю  в   физкультурное  занятие  в  зале  при  + 18 С. Форма спортивная.

Одно  занятие  круглогодично  на  воздухе  до  – 10 С

Прогулка  

Одежда  и обувь  соответствуют  метеорологическим  условиям.  В  холодное  время  года:

до  -10 С

до  – 15 С

до  – 18 С

до  – 20 С, при скорости  ветра не более 15 м\с 

при  неблагоприятных  погодных  условиях  время  сокращается  на 30-40 мин.

Хождение  босиком

 

Ежедневно. В  теплое  время  года  при  температуре  воздуха  от  +20 С  до  + 22 С. В  холодное  время  года  в  помещении  при  соблюдении  нормативных  температур.

Дневной  сон

Обеспечивается  состояние  теплового  комфорта  соответствием  одежды,  температуры

+ 20С

+ 20 С

+ 20 С

+ 20 С

+ 20 С

После дневного  сна

В  помещении  температура  на 1-2 градуса  ниже  нормы

1.3. Водные  процедуры: Гигиенические  процедуры

Умывание,   Умывание,  обтирание  шеи,  мытье рук  до  мытье рук до локтя водой  комнатной  температуры локтя  водой  комнатной  температуры

 

 

В  летний  период  –  мытье  ног.

nsportal.ru

Консультация (старшая группа) на тему: Система закаливающих мероприятий в детском саду

Система закаливающих мероприятий

План закаливающих мероприятий старшая группа.

1. Физкультурные занятия в зале + динамический час на прогулке 1 раз в неделю

2. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения, массаж ушных раковин.

3. Чесночные «киндеры»

4. Аромотерапия (лук, чеснок)

5. Прогулки: утренняя; дневная; вечерняя

6. Оптимальный двигательный режим

7. Гимнастика после сна

8. Закаливание: рижский метод, ходьба босиком по дорожкам здоровья (на профилактику) плоскостопия

9. Обширное умывание.

Обширное умывание

Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста.

Проводится после сна.

Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.

«Умывайка»

«Раз» обмоем кисть руки, — обмывает правой рукой левую кисть.

«Два» с другою повтори. — обмывает левой рукой правую кисть.

«Три» до локтя намочили, — мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.

«Четыре» — с другою повторили — мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.

«Пять» по шее провели, — мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед.

«Шесть» смелее по груди. » — мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди.

«Семь» лицо свое обмоем, — мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.

«Восемь» с рук усталость смоем — ополаскивает руки.

«Девять» воду отжимай — отжимает их, слегка стряхивая.

«Десять» сухо вытирай— вытирает руки насухо.

Гимнастика пробуждения «Мышки-шкряботушки» 

1. «Потягушки» – и. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, вытянуть носки ног.

2. «Тренируют лапки» – и. п. : то же. Поднять ноги вверх, руками коснуться ног.

3. «Пугливые мышки» – и. п. : лёжа на животе, руки согнуты в локтях. Приподняться на вытянутых руках, повернуть голову вправо-влево.

4. «Проворные мышки» – и. п. : стоя на четвереньках, голова опущена. Прогнуть спину, голову поднять вверх.

5. «Гибкие спинки» – и. п. : то же. Повторить упражнение № 4 с раскачиванием вперёд-назад.

6. «Мышка в норке» – и. п. : стоя, руки вдоль туловища. Присесть и сгруппироваться.

Гимнастика после сна «Пробуждение солнышка»

(часть первая- сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь январь.)

1. «Солнышко просыпается» – и. п. : лежа на спине. Поднять голову, повороты головы влево – вправо. (4 раза.)

2. «Солнышко купается» – и. п. : то же. Обхватить руками колени, перекатываться с боку на бок. (4 раза.)

3. «Солнечная зарядка» – и. п. : то же, руки вытянуты назад. Поднимать одновременно руки и ноги вверх – вперёд. (4 раза.)

4. «Солнышко поднимается» – и. п. : лёжа на животе, руки согнуты в локтях. Приподниматься на прямые руки, не отрывая ног от кровати. (4-5 раз)

5. «Я – большое солнышко» – и. п. : стоя на ногах возле кроватки. Поднять руки вверх через стороны, потянуться, встать на носки. (4 раза)

Ходьба на месте обычная.

Гимнастика после сна «Пробуждение солнышка»

(часть вторая- февраль, март, апрель, май) \

6. «Вот как солнышко встаёт» – и. п. : сидя на корточках, руки опущены вниз, медленно вставать, руки вперёд — вверх на каждое слово.

7. «Выше, выше, выше» – и. п. : стоя, руки вверху разведены в стороны. Наклоны туловища вниз, руки на колени, вернуться в и. п.

8. «К ночи солнышко зайдёт» – и. п. : то же. Присесть на корточки, руки опустить.

9. «Ниже, ниже, ниже» – и. п. : сидя на корточках, руки опущены вниз. Наклоны головы вниз-вверх-вниз.

10. «Хорошо, хорошо» – и. п. : стоя. Хлопки в ладоши.

11. «Солнышко смеётся» – и. п. : стоя, руки на поясе. Повороты туловища вправо-влево.

12. «А под солнышком таким веселей живётся» – и. п. : то же. Кружение на месте в одну, а затем в другую сторону. (Повторить 2 раза) .

ИГРОВОЙ МАССАЖ

Интерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки

Закаливающее дыхание

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2—3 раза в день.

«Поиграем с носиком»

1. Организационный момент

а) «Найди и покажи носик»

Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.

2. Основная часть

Игровые упражнения с носиком.

б) «Помоги носику собраться на прогулку»

Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

в) «Носик гуляет»

Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.

г) «Носик балуется»

На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

д) «Носик нюхает приятный запах»

Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.

ж) «Погреем носик»

Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом делается как бы растирание.

3. Заключительный этап

з) «Носик возвращается домой»

Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.

Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:

— Подходи ко мне дружок,

И садись скорей в кружок.

Носик ты быстрей найди,

Тете ___ покажи.

— Надо носик очищать,

На прогулку собирать.

— Ротик ты свой закрывай,

Только с носиком гуляй.

— Вот так носик-баловник!

Он шалить у нас привык.

— Тише, тише, не спеши,

Ароматом подыши.

— Хорошо гулять в саду

И поет нос: «Ба-бо-бу».

— Надо носик нам погреть,

Его немного потереть.

— Нагулялся носик мой,

Возвращается домой.

Массаж рук

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной ус-тойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

«Поиграем с ручками»

1. Подготовительный этап

Дети растирают ладони до приятного тепла.

2. Основная часть

а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем —

растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца

другой руки.

б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.

в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их

друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

г) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к

груди. Пауза.

д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

3. Заключительный этап

Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают. Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:

Эй, ребята, все ко мне. Кто стоит там в стороне? А ну быстрей лови кураж И начинай игру-массаж.

Разотру ладошки сильно, Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми, Никого не обойду.

С ноготками поиграю, Друг о друга их потру.

Потом руки «помочалю», Плечи мягко разомну. Затем руки я помою, Пальчик в пальчик я вложу, На замочек их закрою И тепло поберегу.

Вытяну я пальчики, Пусть бегут, как зайчики.

Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра.

Вот и кончилась игра, Отдыхает детвора.

Массаж волшебных точек ушек

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных реф-лекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2—3 раза в день.

«Поиграем с ушками» 1. Организационный момент

Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.

2. Основная часть

Упражнения с ушками.

а) «Найдем и покажем ушки»

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху) .

б) «Похлопаем ушками»

Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.

в) «Потянем ушки»

Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.

г) «Погреем ушки»

Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.

3. Заключительный момент

Дети расслабляются и слушают тишину.

Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7—8 раз, для малышей достаточно 5—6 раз. Действия можно сопровождать стихами:

— Подходи ко мне, дружок,

И садись скорей в кружок.

— Ушки ты свои найди

И скорей их покажи.

— Ловко с ними мы играем,

Вот так хлопаем ушами.

— А сейчас все тянем вниз.

Ушко, ты не отвались!

— А потом, а потом

Покрутили козелком.

— Ушко, кажется, замерзло,

Отогреть его так можно.

— Раз, два! Раз, два!

Вот и кончилась игра.

— А раз кончилась игра,

Наступила ти-ши-на.

Система закаливающих мероприятий

 Система  закаливающих  мероприятий осуществляемая в детском саду

Содержание

Возрастные группы

 

Младшая  группа

Средняя  группа

Старшая  группа

Подготовительная  к школе  группа

1.1. Воздушно-

температурный  режим:

от +20 до + 22°С

от +20 до + 22°С

от +18 до + 20°С

от +18 до + 20 °С

 

Обеспечивается    рациональное  сочетание  температуры  воздуха  и  одежды  детей

Одностороннее  проветривание

В   холодное  время  проводится  кратковременно (5-10 мин).

Допускается  снижение  температуры  на  1-2 °С

Сквозное  проветривание   (в отсутствии  детей):

В   холодное  время  проводится  кратковременно (5-10 мин).

Критерием  прекращения проветривания является температура воздуха, сниженная  до 16 °С. Проводится до возвращения детей за 20-30 мин.

Утром  перед  приходом  детей

К  моменту  прихода  детей  температура  воздуха  восстанавливается  до  нормальной.

Перед  возвращением детей с дневной прогулки

+ 20 °С

+ 20 °С

+ 18 °С

+ 18 °С

Во время дневного сна,  вечерней  прогулки

В  теплое  время  года  проводится  в течение  всего  периода отсутствия  детей  в помещении

Прием  детей  на  воздухе

Утренняя  гимнастика

В  летний  период  на  улице.

В  холодное  время  года  проводится  ежедневно  в  зале,  одежда  облегченная

НОД по физическому развитию

2 раза в неделю  в   физкультурное  занятие  в  зале  при  + 19 °С. Форма спортивная.

Одно  занятие  круглогодично  на  воздухе  до  – 10 °С

Прогулка

Одежда  и обувь  соответствуют  метеорологическим  условиям.  В  холодное  время  года:

 

до  – 15 °С

до  – 18 °С

до  – 20 °С, при скорости  ветра не более 15 м\с

Закаливание в процессе прогулки

 Закаливание солнцем в весенне-летний период  начинается с 5-6 мин. до 10 мин одномоментно (40 -50 мин. суммарно), остальное время прогулка в тени деревьев.

 

при  неблагоприятных  погодных  условиях  время  сокращается  на 30-40 мин.

Дневной  сон

Обеспечивается  состояние  теплового  комфорта  соответствием  одежды,  температуры

 

+ 19 °С

+19 °С

+ 19 °С

+ 19 °С

После дневного  сна

В  помещении  температура  на 1-2 градуса  ниже  нормы

1.2. Водные  процедуры:

Гигиенические  процедуры

Умывание, 

мытье рук до локтя водой комнатной  температуры. Ополаскивание ног после летней прогулки. Игры с водой.

nsportal.ru

Методическая разработка на тему: Тематическая проверка «Система закаливания детей в условиях ДОУ»

Тематическая проверка

«Система закаливания детей в условиях ДОУ»

План – график тематического контроля

Содержание контроля

Методика организации контроля

Сроки

Ответственный

Контроль закаливания  и лечебно-профилактических мероприятий

Наблюдение проведения закаливающих процедур, оценка эффективности проведения

Зав. МБДОУ,

ст. воспитатель, ст. медсестра

Состояние заболеваемости в группе

Составление графика заболеваемости в группе. Анализ причин заболеваемости детей

Ст. воспитатель, ст. медсестра

Содержание прогулки

Наблюдение, анализ организации проведения

Зав. МБДОУ,

ст. медсестра

 Организация работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни (наглядно-тестовая информация)

Оценка наглядной информации в группах, беседы с родителями, анкетирование родителей

Зав. МБДОУ,

ст. воспитатель

 «Контроль закаливания  и лечебно-профилактических мероприятий»

Критерии

1 младшая

2 младшая

Средняя

Старшая

Подготов. татарская

Подготов.

Температурный режим

Прием детей на улице

_

Утренняя гимнастика

Полоскание горла

_

_

Умывание прохладной водой

_

_

Профилактика плоскостопия

Сквозное проветривание

Контрастные воздушные ванны

Послесонная гимнастика

Хождение по дорожкам здоровья

Хождение босиком

_

_

_

Соблюдение питьевого режима

Прогулки на свежем воздухе

 

Солнечные ванны

Обновление атрибутов в уголке здоровья


Выводы:  во всех возрастных группах закаливающие процедуры проводятся при соблюдении принципов, обязательных для обеспечения его успешности: осуществление закаливания только при полном здоровье ребенка; его постепенность и увеличение интенсивности закаливающих воздействий; систематичность и последовательность их проведения; учет индивидуальных особенностей ребенка; недопустимость проведения закаливания при отрицательных эмоциональных реакциях на него.

         Прием детей осуществляется на улице. Температурный режим соответствует норме, осуществляется регулярное сквозное проветривание. Утренняя гимнастика и прогулки проводятся вовремя по режиму.

         Наблюдая послесонную гимнастику, обнаружили, что в каждой возрастной группе в 15 часов дети просыпались под звуки музыки быстро и одновременно. При этом они снимали одеяла и, лежа в постели, в течение 2-3 минут выполняли 3-4 физических упражнения (подтягивание к груди согнутых колен с обхватом их руками и последующим выпрямлением; перекрестные и параллельные движения рук и ног; различные упражнения на животе, самомассаж). По команде воспитателя дети вставали  и в течение 2-3 минут выполняли циклические движения умеренной интенсивности по дорожкам здоровья (массажные коврики), применяемым для развития и укрепления свода стопы;  бег и ходьбу босиком (в группах старшего возраста). Инвентарь располагался так, чтобы все дети могли заниматься одновременно. Очень кстати была применена спокойная музыка, сопутствующая процедуре, положительно влияющая на эмоциональный тонус детей.

        Также педагоги используют  такой эффективный метод, дополняющий закаливание, как полоскание горла – первоначальная температура +32 – +30С доводится до комнатной температуры после каждого приема пищи. Эту процедуру дети выполняют самостоятельно без напоминания взрослых.

         Педагоги особое внимание уделяют подбору дыхательных упражнений, так как именно они позволяют осуществить контрастное воздействие на дыхательные пути в результате ритмичного дыхания при глубоком вдохе и выдохе.

         К моменту проверки воспитатели изготовили новое нетрадиционное  оборудование для профилактики плоскостопия у воспитанников.

 «Состояние заболеваемости в группе»  

Показатель

сентябрь

октябрь

ноябрь

I млад.

II млад.

средняя

старшая

подгот.

Тат. под.

I млад.

II млад.

средняя

старшая

подгот.

Тат. под.

I млад.

II млад.

средняя

старшая

подгот.

Тат. под.

1

Среднесписочный состав детей

2

Число пропусков д/дн по болезни

3

Число пропусков на 1 ребенка

4

Количество случаев заболеваний

5

Количество случаев заболеваний на 1 ребенка

6

Число часто и длительно болеющих детей

7

Показатель индекса здоровья (%)

«Содержание прогулки»

Вопросы для изучения

1 младшая

2 младшая

Средняя

Старшая

Подготов№1

Подготов№2

Да

Нет

Частично

Да

Нет

Частично

Да

Нет

Частично

Да

Нет

Частично

Да

Нет

Частично

Да

Нет

Частично

Порядок одевания и раздевания детей, соответствие навыков возрастной группе

Наличие выносного материала, соответствие сезону

Используют ли дети выносной материал

Соответствие двигательного режима на прогулке возрасту детей

Вывод: на момент проверки во всех возрастных группах подготовка к прогулке проводилась своевременно по режиму. Порядок одевания и раздевания детей соответствовал навыкам детей возрастных групп. В младших группах оказывали помощь младшие воспитатели, а в старших группах дети одевались самостоятельно. Обучая детей раздеваться после прогулки, воспитатели в группах младшего возраста учат их умению самостоятельно обслужить себя, аккуратно сложить одежду и вместе с тем формирует бережное отношение к вещам, аккуратность, целенаправленность действий, а в группах старшего дошкольного возраста – вниманию к сверстникам, находящимся рядом, предупредительность и заботливость по отношению к ним.         

Длительность прогулки соответствовала режиму дня. Дети вели себя активно, они много двигались, ходили, бегали. Для повышения активности и обогащения движений малышей большое значение имеет создание необходимых условий, использование различных предметов, игрушек, побуждающих их к различным двигательным действиям. Широко используются на прогулках санки, ледянки и катание на них. Большой восторг вызвали подвижные игры со снегом, забавы, с удовольствием выполняли предложенные воспитателями упражнения. Дети совместно с воспитателями участвовали в сооружении разнообразных построек и лепке фигур из снега. Для этого были вынесены такие предметы, как деревянные лопатки, совочки, метелки, ведерки, санки. Старших дошкольников привлекли более сложные способы скольжения по ледяным дорожкам, спуски с гор на ледянках. Играя и упражняясь зимой на улице, дети получили возможность проявить смелость, ловкость, сноровку, самостоятельность.

«Организация работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни»  

Вопросы для изучения

1 младшая

2 младшая

Средняя

Старшая

Подготов№1

Подготов№2

Да

Нет

Частично

Да

Нет

Частично

Да

Нет

Частично

Да

Нет

Частично

Да

Нет

Частично

Да

Нет

Частично

Наличие наглядно-стендовой информации для родителей в группе

Эстетичность оформления информации

Наличие информации о физических показателях, по которым можно следить за правильным развитием ребенка

Проводятся ли консультации для родителей по вопросам укрепления здоровья дошкольников

Выводы: на данное число эстетично оформленная наглядно-стендовая информация для родителей имелась в наличии в приемных каждой возрастной группы. Также была вывешена информация о физических показателях, по которым можно следить за правильным развитием ребенка. Работа воспитателей с семьями воспитанников направлена на педагогическое просвещение родителей в вопросах пропаганды здорового образа жизни. Она также включает  изучение системы физического воспитания в каждой семье. Выявив трудности, с которыми сталкиваются родители, их ошибки и промахи, воспитатели оказывают им необходимую помощь советами, рекомендациями, периодически проводят консультации по вопросам укрепления здоровья дошкольников.

         

Справка

по итогам тематической проверки по вопросу «Система закаливания детей в условиях ДОУ». Проверка проведена комиссией в составе председателя комиссии: заведующей МБДОУ; членов комиссии: старшего воспитателя,  старшей медсестры в соответствии с приказом по МБДОУ «О проведении тематической проверки» по вопросу  «Система закаливания детей в условиях ДОУ».

        В ходе проверки были проанализированы по плану-графику следующие разделы:

–  контроль закаливания  и лечебно-профилактических мероприятий;

–  состояние заболеваемости в группе;

–  содержание прогулки;

– организация работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни (наглядно-тестовая информация)

        Закаливание – важное средство физической культуры, с помощью которого последовательно повышается сопротивляемость организма вредным влияниям окружающей среды. Закаливание – это система тренировок физическими природными  и искусственными факторами, направленная на повышение устойчивости организма к различным воздействиям окружающего.

        Во всех возрастных группах закаливающие процедуры проводились при соблюдении принципов, обязательных для обеспечения его успешности: осуществление закаливания только при полном здоровье ребенка; его постепенность и увеличение интенсивности закаливающих воздействий; систематичность и последовательность их проведения; учет индивидуальных особенностей ребенка; недопустимость проведения закаливания при отрицательных эмоциональных реакциях на него.

         Прием детей осуществляется на улице. Температурный режим соответствует норме, осуществляется регулярное сквозное проветривание. Утренняя гимнастика и прогулки проводятся вовремя по режиму.

           Во всех возрастных группах подготовка к прогулке проводилась своевременно. Порядок одевания и раздевания детей соответствовал навыкам детей возрастных групп. В младших группах оказывали помощь младшие воспитатели, а в старших группах дети одевались самостоятельно. Обучая детей раздеваться после прогулки, воспитатели в группах младшего возраста учат их умению самостоятельно обслужить себя, аккуратно сложить одежду и вместе с тем формирует бережное отношение к вещам, аккуратность, целенаправленность действий, а в группах старшего дошкольного возраста – вниманию к сверстникам, находящимся рядом, предупредительность и заботливость по отношению к ним.

Длительность прогулки соответствовала режиму дня. Дети вели себя активно, они много двигались, ходили, бегали. Для повышения активности и обогащения движений малышей большое значение имеет создание необходимых условий, использование различных предметов, игрушек, побуждающих их к различным двигательным действиям. Широко используются на прогулках санки, ледянки и катание на них. Большой восторг вызвали подвижные игры со снегом, забавы, с удовольствием выполняли предложенные воспитателями упражнения. Дети совместно с воспитателями участвовали в сооружении разнообразных построек и лепке фигур из снега. Для этого были вынесены такие предметы, как деревянные лопатки, совочки, метелки, ведерки, санки. Старших дошкольников привлекли более сложные способы скольжения по ледяным дорожкам, спуски с гор на ледянках. Играя и упражняясь на улице, дети получили возможность проявить смелость, ловкость, сноровку, самостоятельность.

         Наблюдая послесонную гимнастику, обнаружили, что в каждой возрастной группе в 15 часов дети просыпались под звуки музыки быстро и одновременно. При этом они снимали одеяла и, лежа в постели, в течение 2-3 минут выполняли 3-4 физических упражнения (подтягивание к груди согнутых колен с обхватом их руками и последующим выпрямлением; перекрестные и параллельные движения рук и ног; различные упражнения на животе, самомассаж). По команде воспитателя дети вставали  и в течение 2-3 минут выполняли циклические движения умеренной интенсивности по дорожкам здоровья (массажные коврики), применяемым для развития и укрепления свода стопы;  бег и ходьбу босиком (в группах старшего возраста). Инвентарь располагался так, чтобы все дети могли заниматься одновременно. Очень кстати была применена спокойная музыка, сопутствующая процедуре, положительно влияющая на эмоциональный тонус детей.

         Педагоги особое внимание уделяют подбору дыхательных упражнений, так как именно они позволяют осуществить контрастное воздействие на дыхательные пути в результате ритмичного дыхания при глубоком вдохе и выдохе.

         К моменту проверки воспитатели изготовили новое нетрадиционное  оборудование для профилактики плоскостопия у воспитанников.

         Также педагоги используют  такой эффективный метод, дополняющий закаливание, как полоскание горла – первоначальная температура +32 – +30С доводится до комнатной температуры после каждого приема пищи. Эту процедуру дети выполняют самостоятельно без напоминания взрослых.

Эстетично оформленная наглядно-стендовая информация для родителей имелась в наличии в приемных каждой возрастной группы. Также была вывешена информация о физических показателях, по которым можно следить за правильным развитием ребенка. Работа воспитателей с семьями воспитанников направлена на педагогическое просвещение родителей в вопросах пропаганды здорового образа жизни. Она также включает  изучение системы физического воспитания в каждой семье. Выявив трудности, с которыми сталкиваются родители, их ошибки и промахи, воспитатели оказывают им необходимую помощь советами, рекомендациями, периодически проводят консультации по вопросам укрепления здоровья дошкольников.

        

        

nsportal.ru

Система закаливающих мероприятий в ДОУ

 

Содержание

Возрастные группы

2-я младшая

средняя

старшая

подготовительная

1.Элементы повседневного закаливания

Воздушно – температурный режим:

 

 

В холодное время года допускаются колебания температуры воздуха в присутствии детей

От +210 до +19 0С

От +200 до +18 0С

От +20 0 до +18 0С

От +20 0 до +18 0С

Обеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и одежды детей

Одностороннее проветривание

    (в присутствии детей)

В холодное время года – кратковременно –    5-10мин

Допускается снижение температуры до 1-2 0С

Сквозное проветривание

   (в отсутствии детей)

В холодное время года – кратковременно –   5-10мин

Критерием прекращения проветривания помещения является температура, сниженная на 2-30С

Утром перед приходом детей

К моменту прихода детей температура воздуха восстанавливается до нормальной.

Перед возвращением детей с дневной прогулки

В теплое время года проводится в течение всего периода отсутствия детей в помещении

+21 0С

+20 0С

+20 0С

+20 0С

Во время дневного сна

+19 0С

+19 0С

+19 0С

+19 0С

2. Воздушные ванны

Прием детей на воздухе

 

Не ниже 0оС

 

Не ниже 0оС

 

Не ниже 0оС

 

Не ниже 0оС

Утренняя гимнастика

В холодное время года проводится ежедневно в физкультурном/музыкальном залах, одежда облегченная   –    +18 0С

В теплое время года –   на участке детского сада

Физкультурные занятия

   +18 0С

+18 0С

+18 0С

+18 0С               

Два занятия в физкультурном зале. Форма спортивная.

Одно занятие на воздухе. Одежда облегченная.

Прогулка

Одежда и обувь соответствует метеорологическим условиям в холодное время года

-10 0С

-10 0С

-15 0С

-15 0С

Хождение босиком

Ежедневно в теплое время года при температуре воздуха от +20 0С и выше

В холодное время года – в группах, после дневного сна по «Тропе здоровья»

Дневной сон

Обеспечивается состояние теплового комфорта, соответствие одежды;

Температура воздуха в помещении не менее +18 0 С

После дневного сна

В помещении группы температура на 1-2 0С ниже нормы

Гигиенические процедуры

Умывание, мытье рук до локтя водой комнатной температуры

 

Умывание, обтирание шеи, мытье рук до локтя водой комнатной температуры

3.Специальные закаливающие

   воздействия

Закаливание проводится на фоне теплового комфорта для организма ребенка, что достигается рациональным сочетанием метеорологических факторов среды, теплозащитных свойств одежды детей и уровня их двигательной активности. Учитываются индивидуальные особенности состояния ребенка и его эмоциональный настрой.

Игры с водой

Во время прогулки в летне-оздоровительный период

Во время прогулки в летне-оздоровительный период

Дыхательная гимнастика в игровой форме

3 раза в день: на зарядке, на прогулке, после сна

3 раза в день: на зарядке, на прогулке, после сна

edu.tatar.ru

Система закаливающих мероприятий

  • Подготови

  • тельная

  • В холодное время года –кратковременно – 5-10мин

  • Критерием прекращения проветривания помещения является температура, сниженная на 2-3 С

  • Ежедневно. В теплое время года при температуре воздуха от +20С до +22С.

  • В холодное время года в помещении при соблюдении нормативных температур

  • Обеспечивается состояние теплового комфорта, соответствием одежды, температуры воздуха в помещении. +18С

  • Умывание, обтирание шеи, верхней части груди, предплечий прохладной водой.

  • Закаливание проводится на фоне теплового комфорта для организма ребенка, что достигается рациональным сочетанием метеорологических факторов среды, теплозащитных свойств одежды детей и уровня их двигательной активности. Учитываются индивидуальные особенности состояния ребенка и его эмоциональный настрой.

studfiles.net

Методическая разработка на тему: Схема и технология закаливания в летний период

Виды

закаливания

Время в режиме дня, место проведения

Особенности методики проведения

Ответственный исполнитель

Воздушные ванны

Сквозное проветривание помещений

Ежедневно

  1. Проводится в отсутствии детей.
  2. При t выше  +180  на  улице, тихом ветре и солнечной погоде – держать постоянно открытую фрамугу

Младшие

воспитатели

Соблюдение температурного режима в группах

Ежедневно

  1. +190  – + 220 – ясли
  2. +180 – +210 – детский сад

Младшие

воспитатели, воспитатели

Длительное пребывание детей на свежем воздухе

  1. Утренний прием на участке (исключение: группы раннего возраста – если есть новые дети).
  2. Дневная и вечерняя прогулка (проводятся ежедневно в соответствии с режимом каждой возрастной группы)
  1. Осмотр участка перед каждой прогулкой.
  2. При необходимости, с участием детей, полив участка и песочницы.
  3. Соответствие одежды детей погоде. Обязательно наличие головного убора.
  4. Соблюдение питьевого режима.
  5. Обеспечение достаточной двигательной активности (60% от всей прогулки отводится на двигательную активность).
  6. В утреннюю прогулку включается оздоровительный бег  (технологию см. Приложение 1).

Старшая медсестра,

воспитатель,

младший

воспитатель

Утренняя гимнастика,  культурно-досуговая деятельность

Утренняя гимнастикапроводится утром ежедневно на участке:

  1. младшая гр. – 6 мин.
  2. средняя гр. – 8 мин.
  3. старшая гр. – 10 мин.
  4. подготовит. гр. – 12 мин.

Обеспечить приподнятое эмоциональное состояние,  отсутствие заорганизованности, строгих правил и требований дисциплины.

Воспитатели,

инструктор

по физичесской культуре,

музыкальный

руководитель

Совместная деятельность с детьми по закреплению основных видов движений и развитию физических качеств

Проводятся на дневной прогулке ежедневно:

  1. младший возраст – 20 мин;
  1. старший возраст – 30 мин.
  1. Место проведения оборудуется заранее.
  2. В жаркие солнечные дни уменьшается число повторений упражнений, снижается их интенсивность и длительность, виды движений (бег — ходьба).
  3. Выбор подвижных и спортивных игр зависит от погодных условий.
  4. Для детей «группы риска» (II—III группы здоровья) индивидуальное дозирование физических нагрузок, ограничение подвижных игр.

Воспитатель

Сон без маек

Проводится в спальной комнате в соответствии с режимом дня

  1. Температура в спальной комнате должна быть не ниже +14 °С.
  2. Обеспечивается спокойная обстановка перед сном и во время сна.
  3. Соблюдение для детей «группы риска» длительности сна: укладывание первыми и подъем последними

Воспитатели

Световоздушные и солнечные ванны

Световоздушные ванны

На прогулке

с 9 до 11 ч.

Показания: световоздушные ванны могут принимать практически здоровые и ослабленные дети после перенесенных заболеваний. Детям с задержкой роста и развития прием световоздушных ванн показаны особо! 

Противопоказания: острые инфекционные заболевания.

Проводятся начиная с 5 мин и постепенно доводя до 30—40 мин:

  1. общие на открытом воздухе;
  2. местные в различных режимных моментах

Общие световоздушные ванны начинают в кружевной тени деревьев:

  1. при температуре +19—20 °С для детей старшего возраста;
  2. при температуре плюс +20—22 °С для детей младшего возраста

Врач, старшая медсестра, воспитатель

Солнечные ванны

На прогулке

с 10 до 11 ч.

  1. Дети находятся на открытом солнце.
  2. Назначение солнечных ванн проводится лишь после предварительного недельного курса ежедневных световоздушных ванн.
  3. Процедура проводится либо в подвижном состоянии, либо в лежачем, сидячем положении в зависимости от температуры воздуха, силы ветра, влажности воздуха.
  4. Солнечные ванны проводятся не ранее чем через 1,5 ч после еды, заканчиваются не позднее чем за 30 мин до еды.
  5. По окончании солнечных ванн проводится водная процедура и отдых в тени
  6. Технологию см. Приложение 1.

Врач,

старшая

медсестра,

воспитатель

Водные процедуры

Обширное умывание

Проводится ежедневно во время гигиенических процедур в умывальной комнате

Технологию см. Приложение 1.

Воспитатель,

младший

воспитатель

Обливание ног  водой

Проводится ежедневно после прогулки в умывальной

  1. Начинают с t воды +280 – + 300С, снижая каждые 3 дня на 10 и доводят до +180С – для младшего, среднего возраста, и +160С – для старшего возраста.
  1. Технологию см. Приложение 1.

Воспитатель,

младший

воспитатель

Полоскание

полости рта

Процедура проводится после каждого приема пищи

Кипяченая вода приготавливается заранее и охлаждается до комнатной температуры.

Процедура выполняется в умывальной комнате.

Воспитатель, младший воспитатель

Игры с водой

  1. На прогулке, при установившейся теплой погоде (температура воздуха +22 °С и выше)
  2. Время процедур от 10 мин. и больше

Игры с водой проводятся в плескательных бассейнах, тазиках.

Воспитатель

Босохождение

По траве, мокрому песку, неровной земле

  1. На прогулке, при установившейся теплой погоде (температура воздуха +22 °С и выше)
  2. Время процедуры от 10 мин и больше
  1. Обязательный осмотр участка на наличие травмоопасных предметов.
  2. Начинается процедура с пробежки. Длительность 1—3 мин. Движения должны быть непрерывными.
  3. После процедуры дети обуваются в сухую обувь и ходят еще 5—10 мин.

Старшая медсестра,

воспитатель, младший

воспитатель

nsportal.ru

Консультация на тему: Система закаливающих мероприятий в ДОУ.

Система закаливающих мероприятий в ДОУ

                               Здравствуйте, уважаемые коллеги!

 «Закаляйся, если хочешь быть здоров! ». С годами старый девиз не теряет своей актуальности. Еще древнегреческий врач Гиппократ, который является основоположником античной медицины, утверждал, что “холодные дни укрепляют тело, делают его упругим и удобоподвижным”. Таким образом, еще на заре цивилизации закаливанию организма отводилась особая роль в укреплении здоровья.

 Закаливание полезно для людей всех возрастов. Но особенное влияние закаливание оказывает на детей дошкольного возраста. Закаленный детский организм легче адаптируется в неблагоприятных условиях, повышается иммунитет, устойчивость к недостатку кислорода (гипоксии). Закаливание также нормализует состояние нервной системы, укрепляет ее. Повышается устойчивость эмоциональной сферы ребенка, что делает его более сдержанным и уравновешенным. Кроме этого у ребенка отмечается повышение выносливости организма, его работоспособности, улучшение настроения.

 Закаливание — это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.

           Цель закаливания – тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро адаптироваться к новым условиям.

        Основная задача: осуществлять комплексный подход к оздоровлению дошкольника средствами природы с учетом уровня его индивидуального здоровья при активном включении ребенка в процесс его формирования.

 Закаливание детей дошкольного возраста в ДОУ состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни, которые включены в режимные моменты и специальные мероприятия: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, правильно организованную прогулку, являются частью физкультурных занятий.

 При организации закаливания необходимо соблюдать ряд правил, принципов закаливания для достижения наибольшего эффекта от его проведения.

          1. Воздействие на организм раздражающего фактора должно быть постепенным. Этот принцип очень важен, так как детский организм не обладает большой сопротивляемостью и применение сильных раздражителей, без предварительной, постепенной подготовки, может привести к отрицательным результатам. Закаливание детей даст наилучший результат, если устанавливается строгая дозировка и постепенное усиление раздражения. Лучше всего закаливание начинать в теплое время года.

        2. Последовательность применения закаливающих процедур. Сначала следует проводить воздушные ванны, а затем можно переходить к водным и солнечным.

         3. Необходимо при проведении закаливания соблюдать систематичность. При систематическом закаливании ответная реакция организма ускоряется и совершенствуется. Привычка к раздражителю образуется лишь в том случае, если этот раздражитель действует непрерывно в течение более или менее продолжительного времени. Если закаливающие процедуры проводить случайно, с перерывами, то организм ребенка не успеет привыкнуть к действию прохладного воздуха, воды, солнечным излучениям, не может закрепить полученные результаты.

        4. Должна соблюдаться комплексность проводимых закаливающих мероприятий, тогда организм закаливается всесторонне. Следует сочетать закаливающие мероприятия с двигательной активностью детей, гимнастическими упражнениями, пребыванием на свежем воздухе, соблюдением режима дня…

 5. Большое значение при проведении закаливающих процедур имеет принцип индивидуальности (возраст ребенка, состояние его здоровья, уровень закаленности, пол). Всех детей по отношению к закаливанию можно разделить на три группы: 1- дети здоровые, ранее закаливаемы (так как это уже закаленные дети, то им можно применять любые закаливающие мероприятия, вплоть до интенсивных) ; 2- дети здоровые, впервые приступившие к закаливанию, или дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья ; 3- имеющие хронические заболевания или выраженные отклонения в функциональном состоянии. К этой категории относятся часто болеющие дети (это щадящее закаливание, наиболее применимо в ДОУ) .

        6. Обязательным условием для проведения закаливающих процедур является положительная эмоциональная реакция на процедуру. Ничего не получится, если ребенок плачет или утомлен предыдущей деятельностью. Важно создать благоприятную обстановку, создать игровую мотивацию в сочетании с музыкой, настроить ребенка на получение удовольствия, на приобретение бодрости и прекрасного самочувствия. Роль взрослого имеет немаловажное значение. Он должен быть примером подражания для достижения главной цели – укрепление здоровья воспитанников.

 Существует ряд противопоказаний, когда закаливание в детском саду ребенку не рекомендуется, а именно:

 • если еще не прошло пяти дней после заболевания или профилактической прививки,

• если еще не прошло двух недель после обострения хронического заболевания,

 • повышенная температура у ребенка вечером,

• страх у ребенка перед закаливанием.

 Закаливание  проводим путем комплексного воздействия природных факторов (солнца, воздуха, воды)

                                Закаливание солнцем

 Летом наиболее эффективным мероприятием по закаливанию организма детей является применение солнечных ванн. Оно проводится на освещенном солнцем участке с кратковременным пребыванием по 5-6 минут в день, по мере появления загара продолжительность пребывания на солнце не увеличивается, но в течение дня может составить 40-50 минут. Лучше всего принимать солнечные ванны рано утром или вечером после 16 часов; в это время в спектре солнечного света присутствует наибольшее количество ультрафиолетовых лучей и наименьшее количество инфракрасных лучей (несущих тепло и обжигающих). В городских условиях во второй половине дня воздух наиболее пыльный и загазованный – поэтому для детей принятия солнечных ванн благоприятным остается в утреннее время.

 Солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном использовании, в противном случае могут причинить вред. Обязательно голова ребенка должна быть покрыта головным убором, необходимо соблюдение питьевого режима.

           Закаливание воздухом наиболее доступное средство закаливания, которое подходит для всех детей. Воздушные ванны способствуют улучшению обмена веществ, повышают аппетит, нормализуют сон. В зависимости от температуры воздуха различают: теплые – от 20 и выше, прохладные – 16-19 и холодные ванны – 15 и ниже. Наиболее переносимыми являются теплые воздушные ванны. С них и следует начинать закаливание воздухом. Принимая прохладные и холодные воздушные ванны, нужно активно двигаться – ходить или выполнять упражнения.

 Режим дня ДОУ направлен на закаливание организма ребенка.

 Прием детей в детский сад ежедневно с мая по сентябрь проводится на улице. Утренняя гимнастика также проводится на улице. В холодное время года – в спортивном зале в облегченной форме при температуре не выше 19 °

 Перед дневным сном  проводим специальное контрастное воздушное закаливание, его смысл заключается в создании пульсирующего микроклимата, который создается за счет периодического перемещения играющих из более теплого помещения в более холодное и наоборот. Количество перемещений из одной комнаты в другую должно быть не менее 5-6 раз с пребыванием в каждой по 1 – 1.5 минуты. Очень важно применение ритмичной музыки, сопутствующей процедуре, положительно влияющей на эмоциональный тонус детей. Дети, переболевшие ОРЗ, закаливание проводят в течение одной недели в половинном объеме указанного времени, одежда детей индивидуально щадящая (носки, майки) .

Дневной сон проходит без маек. Выполнение гимнастики в постели и заправка кроватей в трусиках также способствует закаливанию детского организма.

          Одной из форм закаливания является хождение босиком, как форма механического и термического точечного массажа стоп, рефлекторно улучшающего деятельность сосудов верхних дыхательных путей.

 Начинать ходить босиком следует в жаркие, солнечные дни, по хорошо очищенному грунту (гальке, гравию, песку, траве), постепенно увеличивая время с 2–3 мин до 10–12 мин и более. Хождение босиком на участке разрешается при температуре воздуха не менее 20–22°.

       Затем детей приучаем ходить босиком и в помещении (вначале в носках) при температуре пола не менее 18°. Начинают с 2–3 мин перед дневным сном им разрешают дойти до своей кровати по полу босиком, увеличивая это время на 1 мин в день и доведя постепенно до продолжительности полного игрового физкультурно-оздоровительного часа.

             Воздушный душ как инновационный метод закаливания можно применять в детском саду.

      Одной из причин простудных заболеваний детей может быть неустойчивость их к сквознякам. Закаливание детей старше 5 лет с помощью воздушного душа вырабатывает у них устойчивость к сквознякам. Душ – это воздух комнатной температуры, а сквозняк несет воздух пониженной температуры.

     Массовый воздушный душ проводится от бытовых настольных или напольных вентиляторов во время проведения физкультурных занятий или игрового часа. Единственное требование – дети не должны находиться постоянно под воздействием воздушной струи. Это достигается либо определенной работой вентилятора, либо проведением игр с активным перемещением детей по комнате, при котором они попадают в зону воздушного душа на короткие промежутки времени.

                     Закаливание водой

       Водные процедуры возбуждают нервную систему, поэтому их следует проводить после утреннего или дневного сна. Вытирание кожи после любой водной процедуры сухим полотенцем обеспечивает хороший ее массаж, способствует лучшему кровообращению, а, следовательно, и питанию.

    Традиционными водными процедурами, которые проводятся в детских садах являются – обтирания, обливания, купание. Помимо традиционных можно использовать специальные методы закаливания водой.

      До утренней гимнастики следует проводить – полоскание горла кипяченой водой. Это является весьма эффективным средством для закаливания носоглотки: предупреждения ангин, разрастания миндалин и аденоидов

 После физкультурных занятий проводятся аппликации водой – похлопывание ладошкой рук, груди, спины друга. Не обтираясь полотенцем.

 В своей работе после дневного сна мы используем сочетание закаливания стоп ходьбой босиком по тактильным дорожкам для профилактики плоскостопия. Огрубевшая кожа на ступнях притупляет болевые ощущения и возбудимость к холоду.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *