Здесь Вы найдете разнообразные стихи про матрешку. Матрешка — очень интересная развивающая игрушка и стихи про нее очень веселые и задорные. Стихотворения представлены разной длины и сложности для детей разного возраста. Есть потешки и частушки про матрешек, а также стихи про матрешку из Семеного, Полховского Майдана и Сергиева Посада. Также для знакомства и игр с матрешкой можно использовать загадки и раскраски.
Мы матрешки,
Вот такие крошки
Как у нас, как у нас
Чистые ладошки
Мы матрешки,
Вот такие крошки
Как у нас, как у нас
Новые сапожки
Мы матрешки,
Вот такие крошки
Поплясать, поплясать
Мы хотим немножко.
(Л. Олифирова)
***
Давай-ка с тобой
Поиграем немножко:
В матрёшке большой есть
Поменьше матрёшка.
Цветастое платье,
Румяные щёчки!
Её открываем —
В ней прячется дочка.
Матрёшки танцуют,
Матрёшки смеются
(А. Гришин)
***
Подарили Маше
Матрешку — нету краше!
Вся такая ладная:
Яркая, нарядная!
Интересно с ней играть,
Можно даже открывать.
Приоткрой ее немножко,
Там внутри — ещё матрешка!
Только чуть поменьше ростом,
В остальном — двойняшки просто!
Стали третью мы искать,
Оказалось целых пять!
Пять матрешек — все в одной
Могут спрятаться порой.
(Л. Громова)
***
В матрешке — матрешка.
В матрешке — матрешка.
А самая маленькая,
Как крошка.
Люблю я с матрешками
Часто играть,
Сперва разбирать их,
Потом собирать.
Собрать их недолго:
Минута, вторая —
И вырастет сразу матрешка большая.
(В. Орлов)
***
На полке куколка стоит,
Она скучает и грустит.
Но в руки ты её возьмёшь
И в ней ещё одну найдёшь.
А в той ещё… И вот уж в ряд
Пять милых куколок стоят.
Хоть роста разного, но всё же
Все удивительно похожи.
В нарядных сарафанах пёстрых
Румяные матрёшки-сёстры.
Была одна, а стало пять,
Им больше некогда скучать!
А наиграются подружки,
И снова спрячутся друг в дружке.
(Н. Радченко)
***
Эти русские матрешки,
Разноцветные одежки,
На секреты мастерицы,
В старшей прячутся сестрицы.
Сколько их там не поймешь,
Если младшей не найдешь.
(Джулия Рум)
***
Кукла славная — матрешка,
Где-же ручки,
Где-же ножки?
Ах, какие щечки,
Красные, румяные,
На фартучке цветочки
И на сарафане.
Вот матрешка — мама,
Вот матрешки — дочки,
(А. Кулешова)
***
У меня матрешка есть,
Новая игрушка,
В жёлтом сарафанчике
Славная толстушка.
А её откроешь —
В неё сидит вторая,
Вся в зеленом, как весной
Травка молодая…
А вторую отвернешь —
Там еще матрешка.
Та матрешка вовсе крошка,
То — любимая матрешка.
Вся она как маков цвет —
Сарафан на ней надет
Алый, как цветочек,
И под цвет платочек.
Пуще всех её храню,
Больше всех её люблю,
Маленькую крошку —
Красную матрешку.
(З. Медведева)
***
Давай-ка с тобой
Поиграем немножко:
В матрёшке большой есть
Поменьше матрёшка.
(Ю. Володина)
***
Как в большой-большой матрешке,
Есть поменьше, на немножко,
(Р. Карапетьян)
***
-Ой ты барышня-матрёшка,
Я возьму тебя в ладошки,
Покажи мне тех девчат,
Что внутри тебя сидят!
Ой ты барышня-матрёшка,
Разноцветная одёжка,
Знает весь огромный мир
Этот русский сувенир!
(С. Иванов)
***
Восемь кукол деревянный,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
на две половинки.
В ней живет еще одна
кукла в серединке.
Эту куколку открой-
будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притертую,
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
(С. Маршак)
***
Погляди скорее –
Щечки розовеют,
Пестренький платочек,
Платьице в цветочек,
Пухленькие крошки –
Русские матрешки.
Чуть лишь испугаются,
Все в кружок сбегаются,
Прячутся друг в дружке
Шустрые подружки.
(Т. Лисенкова)
***
Сидела в матрешке
Другая матрешка
И очень скучала
Матрешка в матрешке.
А в этой матрешке —
«Матрешке в матрешке» —
Сидела скучала
В матрешке «размером
Поменьше немножко»
Сидела матрешка
Не больше горошка.
Сидела матрешка
Не больше горошка
И тоже скучала
Несчастная крошка.
И что интересно
В «несчастной той крошке»
Еще разместились
Четыре матрешки.
Еще разместились
Четыре матрешки,
Примерно такие,
Как мушки и мошки.
Любому понятно,
Что каждой матрешке
Хотелось побегать
В саду по дорожке,
Хотелось в траве
Поваляться немножко,
Размять свои ручки,
Размять свои ножки.
Но что они
Могут поделать, матрешки?
У них деревянные
Ручки и ножки.
У них деревянные
Ручки и ножки.
Скучают матрешки
И то понарошке.
(Э. Успенский)
***
Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки,
В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки,
Мы похожи словно сестры,
Ладушки, ладушки.
***
Очень любят все матрешки
Разноцветные одежки:
Всегда расписаны на диво
Очень ярко и красиво.
Они игрушки знатные,
Складные и ладные.
Матрешки всюду славятся.
Они нам очень нравятся!
***
Ой, да мы матрешки, мы матрешки,
Хоть и неуклюжие немножко,
Но на празднике на нашем
Обязательно попляшем.
Ой, да все мы, все мы круглолицы,
Очень знаменитые сестрицы.
Мы умеем раскрываться,
Друг из друга выниматься.
Ой, да балалайка, балалайка,
Ну-ка, веселее заиграй-ка!
Поиграй-ка, не ломайся,
Для матрешек постарайся!
***
Матрёшка на окошке
Под ярким сарафаном
Вся семья в матрёшке,
Как в доме деревянном.
***
У матрёшки синеглазой
С балалайкою в руках,
Сарафан расшит тесьмою,
Весь в лазоревых цветах.
Раскрываешь расписную,
Глядь — а в ней ещё одна,
И похожа на большую —
Распрекрасная краса!
Только милая девица,
Развернув гармонь слегка,
Песню распевает лихо.
А за ней ещё одна.
На трещётке, изловчившись,
Такт весёлый отстучит,
Половинкою раскрывшись,
К нам меньшую пригласит.
Пять красавиц расчудесных,
В сарафанах, что в цветах,
В красках солнечных небесных!
Песни русские в стихах.
***
Ах, матрешечка-матрешка.
Хороша, не рассказать!
Очень любят с тобой детки
В нашем садике играть.
Щечки яркие, платочек,
По подолу цветики.
Весело кружатся в танце
Яркие букетики!
***
Я Матрёшка-сувенир
В расписных сапожках.
Прогремела на весь мир
Русская Матрёшка.
Мастер выточил меня
Из куска берёзы.
До чего румяна я,
Щёки, словно розы.
***
Кто матрешку сделал, я не знаю.
Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой-встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навел зари румянец,
Неба синь всплеснул в ее глаза
И, пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
“Ну и ой, гуляй теперь по свету,
Весели себя, честной народ”.
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице,
И летит за ней по миру слава
О безвестном мастере-творце.
Наша русская матрешка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
Какой русский сувенир
Покорил уже весь мир?
Балалайка? Нет!…
Гармошка? Нет!…
То – русская матрёшка!!!
Иностранцу нет желанней
Куклы в красном сарафане.
Детская игрушка эта,
Обошла уже пол света!
Так, немного и немало
Символом России стала.
Знают все её загадку…
В ней хранятся по порядку
Краснощёкие девчонки…
Её младшие сестрёнки.
Я секрет тот тоже знаю –
Разбираю, собираю,
Достаю их друг за другом,
Расставляю полукругом;
Одна матрёшка, две… и вот…
Матрёшек целый хоровод.
(В. Моисеев)
Хлебом-солью всех встречаем,
Самовар на стол несем.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сем.
Как у нашей у Хохлатки
Нынче вывелись цыплятки,
А из одной скорлупочки
Матреша вышла в юбочке.
На заре трубит рожок,
Кличет стадо на лужок:
— Выходи, Буренушка!
— Выхожу, матренушка!
Ходят куры в стороне,
Позабыли обо мне.
Принесла горошку —
Вспомнили матрешку.
Пряники печатные,
До того нарядные.
Мы не сразу их съедим,
А сначала поглядим.
Любят маленькие детки
Всевозможные конфетки.
Кто грызет, а кто глотает,
Кто за щечкою катает.
Я цветочек вышила,
«Жу-жу-жу» услышала.
Села пчелка на цветок,
Мастерица — наутек.
Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам придем.
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрешки.
Ложки деревянные,
Матрешечки румяные.
Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрешки.
Восемь водят хоровод,
А девятая поет.
Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрешечка.
Шла по ягоду Матрешка,
Позабыла взять лукошко.
«И куда ж такую сласть
Мне теперь, подружки, класть?»
Сели мы на карусели,
На качели пересели,
Сто знакомых встретили,
На поклон ответили.
Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке.
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.
У торговца, у торговки
Покупали мы обновки,
Щупали и меряли,
Глазам своим не верили.
Пыль клубится по дорожке —
Едут с ярмарки матрешки,
На баранах, на быках,
Все с баранками в руках.
Мы до полночи гостили,
Нас домой не отпустили,
Оставляют ночевать,
Завтра снова чаевать!
(В. Берестов)
Мы – матрёшки, мы – кругляшки,
Мы все лаковые, одинаковые.
Как плясать пойдём –
Только пыль столбом.
Мы – матрёшки, мы – сестрички
Мы – толстушки невелички.
Как пойдём плясать и петь
Вам за нами не успеть.
Подходите, подходите
На товары поглядите.
Привезли из далека,
Мы не ситцы, не шелка
И не кольца, и не брошки,
А весёлые матрёшки.
Мы матрешки, мы подружки,
Утром рано мы встаем,
Вшестером поем частушки
И танцуем вшестером.
Никогда мы не скучаем,
Шесть у нас платочков есть,
Чашек шесть у нас для чая
И салфеток тоже шесть.
И кроваток нам не нужно,
Потому что в час ночной
Спим мы вместе, спим мы дружно,
Спим мы все одна в другой.
Наша русская матрешка
Не стареет сотню лет!
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
Из Полхов-Майдана матрешка
стройнее и строже немножко.
Цвет любит малиновый, алый.
Вся в маках красы небывалой!
(О. Киселева)
Я матрешка из Майдана.
Украшен мой наряд цветами.
С сияющими лепестками.
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Я из Сергиева Посада
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.
Из Семенова матрешка,
а внутри – матрешки-крошки.
Их умею я считать –
один, два, три, четыре, пять!
Чтоб досчитать до десяти,
чуть-чуть мне надо подрасти.
Красный низ и желтый верх
у матрешек этих всех.
Держит розочки в руке,
и спиральки на платке.
(О. Киселева)
Я из тихого зеленого
Городка Семенова.
В гости к вам пришла
Букет цветов садовых
Розовых, бордовых
Наши губки бантиком,
Да щечки будто яблоки,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Мы матрешки вятские
Всех на свете краше.
Расписные, яркие
Сарафаны наши.
Еще по этой теме можно почитать:
Как играть с матрешкой
Загадки про матрешку
Раскраски «Матрешки»
Матрешки — шаблоны для поделок
*** Зимним днём в гирляндном свете И понравилась Серёжке За рукав схватил девчушку, *** Вот пять кукол деревянных, Круглолицых и румяных, В разноцветных сарафанах, На столе у нас живут — Всех матрешками зовут!
*** Кукла первая толста, А внутри она пуста, Разнимается она На две половинки, В ней живет еще одна Кукла в серединке.
*** Эту куколку открой — Будет третья во второй. Половинку отвинти, Плотную, притертую, И сумеешь ты найти Куколку четвертую. ***
| Матрешка
У матрёшки синеглазой С балалайкою в руках, Сарафан расшит тесьмою, Весь в лазоревых цветах.
Раскрываешь расписную, Глядь – а в ней ещё одна, И похожа на большую – Распрекрасная краса!
Только милая девица, Развернув гармонь слегка, Песню распевает лихо. А за ней ещё одна.
На трещётке, изловчившись, Такт весёлый отстучит, Половинкою раскрывшись, К нам меньшую пригласит.
Пять красавиц расчудесных, В сарафанах, что в цветах, В красках солнечных небесных! *** Ах, матрешечка-матрешка. Хороша, не рассказать! Очень любят с тобой детки В нашем садике играть. Щечки яркие, платочек, По подолу цветики. Весело кружатся в танце Яркие букетики!
*** Нам, конечно, интересно Про матрешек рассказать, Но неплохо бы напомнить: Когда мы будем танцевать? Танцев русских много знаем. Их мы любим танцевать. Но сегодня в этом зале «Кадриль» хотели бы сплясать. | Матрешкины частушки Дуйте в дудки, бейте в ложки! Толстая матрешка Ходят куры в стороне, Шла по ягоды матрешка, Сели мы на карусели, Мышку встретили подружки Очень любим мы, матрешки, Пыль клубится по дорожке – Весь народ глядит в окошки: |
стихи о матрешке
Вот пять кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах,
На столе у нас живут —
Всех матрешками зовут!
***
Кукла первая толста,
А внутри она пуста,
Разнимается она
На две половинки,
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
***
Эту куколку открой —
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притертую,
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
***
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая!
Эта кукла меньше всех —
Чуть-чуть больше, чем орех!
Загадки
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может — три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская… (матрешка).
***
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
***
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница.
МАТРЁШКА –
СИМВОЛ РОССИИ
Материалы
к областному конкурсу творческих работ
«Символы России и Воронежского края»
НОМИНАЦИЯ:
«Сценарии проведения мероприятий патриотической направленности»
Ольховатский муниципальный район
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Ольховатский Дом пионеров и школьников
Рабочий телефон: 8(473)9540091
Тема работы: «Матрёшка-символ России»
Разработала Мышанская Наталья Николаевна.
Педагог дополнительного образования,
руководитель объединения «Первые шаги»
телефон: 89515649948
Р.П. Ольховатка- 2013 год
Цели:
Развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, творческие способности (хореографические и музыкальные).
Содействовать патриотическому воспитанию школьников; познакомить детей с матрешкой, как с предметом народного творчества.
Оформление зала: зал украшен воздушными шариками, на доске плакат «Символы России», выставка детских работ.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, музыкальный центр.
Действующие лица: ведущая (педагог), чтецы: дети из объединения «Первые шаги», приглашённые (дети из 1 класса).
Ход мероприятия
(звучит народная музыка «Коробейники»)
Ведущая: (на фоне музыки). Добрый день, ребята. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям. О чем сегодня пойдет речь, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Раскрасавицы-подружки,
Знамениты на весь мир.
Для детей они – игрушки,
А для взрослых – сувенир (ответы детей)
-Правильно, разговор сегодня пойдет о старинной русской народной игрушке – матрешке, которая стала неофициальным символом России.
Словно репка она круглобока
И под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок-глаз.
Как две радуги выгнуты брови.
Губы – мака пунцовый наряд,
И румянцем, свежее моркови,
Глянцеватые щеки горят.
Так же с третьей, четвертой и пятой –
Вынимай их одна за другой!
Пусть становятся в ряд, что солдаты
Рдеют щеки и брови – дугой.
Бусы яркие мы им нанижем,
И милей они чопорных дам,
И дивятся им Лондон с Парижем.
И, должно быть, завидуют нам.
Всеволод Рождественский
Для начала, ребята, расскажите нам, что вы знаете о матрешке.
МАЛЬЧИКИ
У меня матрешка есть,
Новая игрушка,
В жёлтом сарафанчике
Славная толстушка.
А её откроешь –
В ней сидит вторая,
Вся в зеленом, как весной
Травка молодая…
А вторую отвернешь –
Там еще матрешка.
Та матрешка вовсе крошка,
То – любимая матрешка.
Вся она как маков цвет –
Сарафан на ней надет
Алый, как цветочек,
И под цвет платочек.
Пуще всех её храню,
Больше всех её люблю,
Маленькую крошку –
Красную матрешку.
З. Медведева
Приложение 3
ДЕВОЧКИ
У матрёшки синеглазой
С балалайкою в руках,
Сарафан расшит тесьмою,
Весь в лазоревых цветах.
Раскрываешь расписную,
Глядь – а в ней ещё одна,
И похожа на большую –
Распрекрасная краса!
Только милая девица,
Развернув гармонь слегка,
Песню распевает лихо.
А за ней ещё одна.
На трещётке, изловчившись,
Такт весёлый отстучит,
Половинкою раскрывшись,
К нам меньшую пригласит.
Пять красавиц расчудесных,
В сарафанах, что в цветах,
В красках солнечных небесных!
Песни русские в стихах.
Елена Камышная.
Презентация (Приложение 1)
Слайд 2
Ведущая: Ребята, героиней сегодняшнего праздника не случайно стала матрешка. Матрешка – уникальная русская игрушка, которая, наряду с русской березкой и русским самоваром стала символом нашей страны, России. Ни один турист не уедет от нас без этой расписной «крестьяночки». Если вы считаете «русскую матрешку» исконно русской игрушкой, то вы ошибаетесь. Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума – лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Но мало кто знает, что своим происхождением она обязана старому японскому мудрецу. Этот дедуля был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Изображал он Фукуруму – божество счастья и долголетия, а пять фигурок внутри – пятерых божеств рангом ниже.
Слайд 3
Однажды эту традиционную японскую игрушку увидел русский художник Сергей Малютин. Он тут же взял бумагу и набросал русский вариант забавной фигурки. Токарь Василий Звёздочкин выточил для неё форму, а Малютин по собственным рисункам расписал её. Малютин переодел ее в русский сарафан с передничком, яркий платочек. Нарисовал ей красивые голубые глазки, положил на щеки яркий румянец. Вот так и родилась эта “весёлая жизнерадостная девочка”. Кукла получилась на удивление русской. Так и хотелось назвать ее русским именем.
Слайд 4
1-й мальчик:
Красивая игрушка, похожа на Катюшку,
А может, на Танюшку? – ей имя подбирал.
Красивая игрушка, как русская девчушка.
И мастер ту игрушку Матрешкою назвал.
Ведущая: Назвали куклу «Матрёна с петухом», так как в руке она держала петуха. А внутри устроились её дети: старшие дочки – помощницы – в фартучке с серпом, а ещё мальчонка в косоворотке, девчушка с куклой, малышка с пальчиком во рту и младенец в пелёнках. Всего восемь фигурок в скромной деревенской одежде, с милыми живыми лицами – добродушными и весёлыми. Это было в 1899 году, а в апреле 1900 года владелица мастерской М.А. Мамонтова отвезла матрёшку на Всемирную выставку в Париж и была награждена бронзовой медалью за игрушки.
2-й мальчик:
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
3-й мальчик
На щеках навел зари румянец.
Неба синь блесну в ее глаза.
И пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
Ну, так что ж, гуляй по свету,
Весели себя, честной народ…
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
С. Жульков «Русская матрёшка»
Слайд 5
Ведущая: Позднее матрешки распространились по всей стране, и выпускать их стали везде, где существовали деревянные промыслы.
Слайд 6
Первую матрешку хранит ныне Музей игрушки в Сергиевом-Посаде.
Наиболее известны четыре вида матрешек: семеновская, загорская, полхов-майданская и вятская.
(выходит девочка, у неё в руках загорская матрёшка)
Девочка:
Я из Сергиева Посада. Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор.
Знаменит платочек мой разноцветною каймой.
Слайд 7
(выходит девочка, у неё в руках майдановская матрёшка)
Девочка:
Я, подружки, из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Слайд 8
Матрёшка семёновская
(выходит девочка, у неё в руках семёновская матрёшка)
Девочка:
Я из тихого зеленого городка Семёнова.
Я в гости к вам пришла.
Букет цветов садовых розовых, бардовых
В подарок принесла.
Слайд 9
(выходит девочка, у неё в руках вятская матрёшка)
Девочка:
Наши губки бантиком,
Да щечки будто яблоки,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Мы матрешки вятские
Всех на свете краше.
Расписные, яркие
Сарафаны наши.
Слайд 10
(выходит девочка, у неё в руках авторская матрёшка)
Девочка:
Я матрешка-сувенир
В расписных сапожках
Прогремела на весь мир
Русская матрешка!
Мастер выточил меня
Из куска берёзы
До чего румяна я;
Щеки, словно розы!
Ведущая: Авторской называют матрешку, изготовленную по собственному замыслу профессиональным художником или художником любителем. В авторской матрешке может соединяться сюжет народной сказки или национального костюма. По этим куклам любой ребенок может сделать первые шаги в познании нашей многонациональной Родины. Ведь каждый регион России изображал на матрешках свою региональную одежду.
Слайд 11
Каждая матрешка: загорская, семёновская, майдановская, вятская, авторская хороша по-своему. Но у них и много общего – все они символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия.
Ведущая:
Эй, матрешки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
(девочки из 1 класса поют частушки и танцуют)
Мы матрёшки, мы подружки,
Утром рано мы встаём.
Вшестером поём частушки
И танцуем вшестером.
Мы – весёлые сестрицы!
Мы – матрёшки-озорницы!
Раз, два, три, четыре, пять –
Любим в прятки поиграть!
Если любите вы шутку,
То зажмурьтесь на минутку,
Сосчитайте до пяти,
Нас попробуйте найти.
Мы веселые матрешки.
На ногах у нас сапожки.
В сарафанах наших пестрых
Мы похожи словно сестры.
Никогда мы не скучаем,
Шесть у нас платочков есть,
Чашек шесть у нас для чая
И салфеток тоже шесть.
И кроваток нам не нужно,
Потому что в час ночной
Спим мы вместе, спим мы дружно,
Спим мы все одна в другой.
Мы частушки вам пропели,
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.
Ведущая:
Давайте, друзья
Поиграем немножко:
В матрёшке большой есть
Поменьше матрёшка.
Цветастое платье,
Румяные щёчки!
Её открываем –
В ней прячется дочка.
Матрёшки танцуют,
Матрёшки смеются
И радостно просят
Тебя улыбнуться!
Они к тебе прыгают
Прямо в ладошки –
Какие веселые
Эти матрёшки!
Ю. Володина
Я предлагаю вам игру «Назови матрёшку старинным русским именем». Задание – назвать дружную семью матрёшек старинными русскими именами. Для этого создадим две команды по 5 человек: команду мальчиков и команду девочек. Перед вами 2 столика с матрёшками, каждая команда по очереди берёт матрёшку, начиная с самой маленькой, называет имя и вкладывает матрёшку в другую, постепенно собирая игрушку. Чтобы имена не повторялись, за игрой будут наблюдать два «эксперта», у мальчиков «экспертом» будет девочка и наоборот. Кто начнёт первым, сейчас узнаем с помощью считалочки.
Считалочка
Мы – красавицы матрешки
Разноцветные одежки.
Раз – Матрена.
Два – Малаша,
Мила – три.
Четыре – Маша.
Маргарита – это пять.
Нас не трудно сосчитать.
В. Степанов
Игра «Назови матрёшку старинным русским именем».
Ведущая: Интересно, а как же рождается матрешка? Делают матрешек из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной. Древесина выдерживается два–три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается. Сначала вытачивают самую маленькую матрёшечку, порой она бывает совсем, крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше . .. Принципы изготовления матрёшки не поменялись за те долгие годы, что существует эта игрушка.
Девочка:
Нам, конечно, интересно
Про матрешек рассказать,
Но неплохо бы напомнить:
Когда мы будем танцевать?
Исполнение танца «Русские матрёшки» автор музыки Эдуард Скороходов
Ведущая:
Какой русский сувенир
Покорил уже весь мир?
Балалайка? Нет! …Гармошка?
Нет! …То – русская матрёшка!!!
Иностранцу нет желанней
Куклы в красном сарафане.
Детская игрушка эта,
Обошла уже пол – света!
Так, немного и немало
Символом России стала.
(Владимир Моисеев).
Приложение 4
(исполнение песни «Матрёшечки» авторы В. Темнов – А. Осьмушкин с элементами хореографии).
Ведущая: В чем же секрет такого успеха и долголетия матрёшки?
Что за чудо, что за прелесть этот русский сувенир,
Облетевший всю планету,
Покоривший целый мир!
И проста, и так понятна
Форма есть, как хороша!
Остается лишь загадкой наша русская душа!
Ведущая: В Европе матрешка стала безумно популярна потому, что приоткрывала завесу тайны о загадочной русской душе и национальной русской культуре. Матрешка приобрела огромную популярность. Она как добрая посланница живёт в наших современных квартирах, поселяется в доме болгарина и югослава, француза и американца.
Ныне матрешка – визитная карточка России, её слава и гордость. Мы не представляем нашу историю и культуру без этой своеобразной игрушки. И хотя постепенно матрешка из обычной детской игрушки превратилась в предмет искусства, она по-прежнему радует и детей, и взрослых своей красотой и теплотой и готова раскрыть людям свою тайну, подарить им кусочек яркого солнца и хорошее настроение. Мы надеемся, что на сегодняшнем празднике наши матрешки вам все это подарили.
Приложение 5
Мальчик: (держит в руках матрешку)
Мы матрешку сбережем,
Через годы пронесем.
Чтобы наши дети, внуки
Тоже брали ее в руки.
Ведущая: Пока будет жить матрёшка, излучая истинную русскую красу, не угаснет и вера в наш умный, душевный, красивый русский народ, в нашу неповторимую Родину – Россию с её зажигательными танцами, задорными частушками и чудесными душевными песнями.
Приложение 6
(Выходят дети, у них в руках флажки РФ)
Исполнение песни «Моя Россия» (слова Н. Соловьёвой, музыка Г. Струве)
Ведущая: Дорогие ребята, мы благодарим вас за участие. Желаем удачи и успехов. Любите и берегите свою Родину, знайте символы своего государства.
Берегите Россию
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе.
Берегите Россию
Без нее нам не жить.
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой
Всей нашей судьбой.
Берегите Россию –
Нет России другой!
Приложение 7
Финал: (дети хором повторяют: РОССИЯ!!! РОССИЯ!!! РОССИЯ!!! машут флажками).
Источники и литература:
1. Первушина О.М. Столбова В.Г. Природа и творчество.
2. Русская матрешка. М.: Мозаика 1995.
3. Русская игрушка: Советская Россия 1987.
4. Народные художественные промыслы. общ. ред.
М.А. Некрасовой и др.
5. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями.
С-П.: Детская литература .
6. Мифы в искусстве. Рене де Моран М.: Современник 1996.
7. Народное искусство: художественные промыслы СССР. М.:
Планета 1987.
8. Прекрасное своими руками: народные художественные
ремесла: сост. С. Таразян 4-е издание 1989.
9. Коняев Н. Игрушки русских императоров: Подъем 1994 №4.
10. Люди и куклы: Декоративное искусство СССР. 1987.
Приложение 1.
.
Приложение 2.
Музыкальное сопровождение
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
В книгу Владимира Лифшица « Про девочку Настю» вошли четыре стихотворения. Одно из них можно прочесть в иллюстрированном диафильме, выпущенном для детей младших и средних классов. Его целью является научить ребят бережливости и аккуратности. На примере маленькой героини автор показал историю русских матрешек, обидевшихся на свою хозяйку. На картинках практически отсутствует задний план, что дает возможность лучше рассмотреть главных героев сказки.
Однажды Настенька обнаружила пропажу своих матрешек. Девочке было непонятно что могло произойти. На улице стояла ужасная дождливая погода. Все игрушки были дома, а матрешки, по-видимому, сбежали. Настя расплакалась, и мама решила помочь в поисках кукол. Они заглядывали во все уголки дома, комоды и под кровать. Но нигде матрешек не было. Девочка отлучилась всего на минуту, и этого времени хватило для побега.
А в это время одна за другой матрешки пробежали по садовой дорожке и оказались на едва заметной лесной тропинке. Они так торопились, что все уступали им дорогу. Только Улитке удалось спросить у беглецов, куда они спешат. В ответ прозвучала грустная история о том, как к ним плохо относилась Настя. Матрешки твердо решили больше к ней не возвращаться.
Лесным жителям стало их очень жаль. Звери наперебой начали предлагать свою помощь. Лягушата воды чистой принесли, вдруг матрешкам напиться захочется. Белочки принесли полные кузовки орехов. Улитка приползла с куском сыроежки. А неутомимые труженики муравьи занялись постройкой жилья для матрешек. Вскоре на взгорке стоял симпатичный домик, в котором уютно разместились беглянки.
Тут они чувствовали себя комфортно. Вокруг были друзья, которые не обидят и не предадут. Самое главное, их никто тут искать не будет. Но однажды Настенька, собирая грибы, дошла до этих мест. Неожиданно перед ней предстал лесной домик, в окна которого выглядывали ее матрешки. Наклонившись к ним, малышка попробовала убедить их вернуться домой вместе с ней. Видя, что они не решаются, Настя попросила прощения за плохое отношение и пообещала, что больше такого не будет.
Матрешки, видя полное раскаяние маленькой хозяйки, согласились вернуться к ней. Прощаясь с лесными друзьями, вежливые куклы выразили благодарность всем, кто им помогал. Улитке за добрые слова, лягушкам за чистую воду в любую погоду, белочкам за вкусные орешки и всему муравьиному семейству за теплый прием. Усевшись удобно в Настино лукошко, матрешки с радостью отправились домой.
Для нерусских матрешка, или матрешка, является одним из наиболее типичных представителей традиционной русской крестьянской жизни. Постороннему взору он кажется пережитком причудливой крепостной культуры. Удивительно, однако, что матрешке едва исполнилось сто лет.
Первая матрешка, созданная в 1892 году, очень похожа на матрешки, которые сегодня можно найти в сувенирных магазинах по всему миру.Это маленькая деревянная кукла почти идеальной цилиндрической формы, раскрашенная так, чтобы напоминать крестьянку в традиционном сарафане, держащую петуха. Она открывается, чтобы показать меньшую куклу, которая, в свою очередь, открывает еще одну куклу и так далее. Всего помимо куклы-матери есть семь кукол; они состоят из пяти девочек, одетых одинаково, куклы-мальчика и крошечного младенца в центре. Каждая кукла одета в яркую одежду (хотя и выцветшую с возрастом) и имеет небольшую улыбку, розовые щечки, светлые волосы и платок («Первый»).
Эта матрешка – продукт возрождения русского искусства. В конце девятнадцатого века в России наблюдалось сокращение производства игрушек с использованием российских материалов, поэтому королевские особы и другие представители высшего общества начали поощрять дальнейшее производство через систему патронажа (Lodder 399). Княгиня Мария Тенишева сыграла важную роль в возрождении русского производства, создав в своем имении Талашкино систему мастерских. С 1900 по 1905 год мастерские были более или менее утопией счастливо занятых крестьян (Salmond 11).Одним из таких крестьян был человек по имени Сергей Малютин, нарисовавший первую матрешку по воле мецената Саввы Мамонтова. Брат Мамонтова Анатолий, владелец магазина игрушек, видел подобных кукол во время визита в Японию и был очарован концепцией гнездования. Игрушечники в ведущих центрах игрушек Сергиева Посада и Семенова стремительно приступили к выпуску матрешек (Рузвельт).
Куклы вскоре стали главным экспортным товаром России в качестве сувенира. Нерусские покупатели считали, что это подлинные произведения народного искусства ручной работы, представляющие «древнюю богиню-мать сибирских народов» (Hilton 127).Тем не менее, хотя на самом деле они производились серийно, это убеждение было близко к истине — многие русские крестьянские фабричные рабочие изготавливали и раскрашивали матрешки (само название связано с матерью, русским словом «мать») как представление Россия-матушка (Салмония 10). Как говорит Джоанна Хаббс в Мать-Россия , «Матрешка (так в оригинале) кукла… испорчена, сувенир родины продается туристам… ее архаическое значение забыто. И все же… ее иконографическое присутствие… выражает мифологию материнства» (237). По сути, матрешка по-прежнему несет в себе уникальный символизм русского патриотизма, даже несмотря на то, что она производится для туристов по всему миру.
Сегодня отношение русских к матрешкам разделилось. Хотя некоторые куклы тщательно изготавливаются вручную, большинство из них по-прежнему производятся на фабриках. По словам социолога Джорджа Ритцера (George Ritzer, 204), они производятся еще дешевле, чем прежде, и «сведены к самому низкому уровню халтуры и китча». В последнее время стало модным создавать матрешки практически любой тематики, в том числе набор кукол с изображением российских лидеров, таких как Владимир Путин, Михаил Горбачев, Борис Ельцин и Иосиф Сталин.Этот набор был фактически запрещен в Москве за искажение русского духа, считая его «вульгарным, неэтичным и унизительным» («Не» 8).
Хотя матрешки чаще всего ассоциируются с Россией, у них есть аналог в японской культуре. Это деревянные куклы, известные как кокэси, на основе которых Анатолий Мамонтов создал оригинальные матрешки. Они скорее высокие и стройные, чем округлые, но гнездящиеся кокэси все же можно найти. Точно так же, как матрешка представляет мать, кокеши представляет ребенка.На самом деле родители, потерявшие ребенка, часто получают в подарок кукол кокеши («кокеши»).
Несмотря на узнаваемость матрешек, в литературе и кино они практически не используются. Скорее, матрешку скорее можно рассматривать как метафору чего-то, вложенного внутрь чего-то другого. Мелисса Грин делает именно это в своем стихотворении «Матрешка». Она ссылается на название стихотворения в строке «Русская кукла заключает в себе / независимые предложения». Затем она использует ряд метафор, в том числе панцирь жука и «вышитое кровью яйцо» (65), чтобы изобразить процесс, посредством которого эмоции проявляются — скрытые, но все же видимые — в письме.Подобным образом внешняя матрешка скрывает меньших кукол, но дает ключ к пониманию того, что находится внутри.
Матрешки занимают любопытное место в русском сознании чуть более ста лет. Для своих иностранных покупателей матрешки продолжают представлять собой мечту древних русских крестьянских верований. Для россиян они не более чем очередная игрушка, но они воплощают глубокую любовь к своему народу.
Алисия Энтерман – 15 декабря 2009 г.
Процитированные работы
Сегодняшнее стихотворение Александры Тиг
Матрешка (как Безумие)
Если бы вы могли начать
в центре: вложите
твердое «я» внутри
более безопасное «я»
, как дом
, чтобы никто не видел
всеми способами, которыми вы
скрутили, скопируйте
самостоятельно.Как
не сбить
гнездящихся ос
со своего заднего крыльца
канун, двор охраняют
копии средневековых
чертей: их жужжание
прекрасно и, может быть,
смертельно, если ребенок постучит.
Ты должен
сделать свой дом безопасным,
должен отличить блюда
от дьявола, но ты все равно
бросаешь тарелки за
их красивое разбивание
когда оно слишком твердое
или нет. Дома горят
быстро, как воздух
между телами.
Вам страшно это знать.
Так мало знать
как бросить себя
во взрослую жизнь
как голос.
Одна цельная деревянная
кукла самая маленькая:
в ловушке внутри дерева
внутри воздуха внутри дерева
как молитва в распятии
вы не знаете, как
верить в. синий
собрание
смотрит в Сикьерос,
их молитвы, как бурелом:
бледные деревья в твердой вере
бури. Вверху
парит дьявол:
руки, как комбайн,
молотят, молотят
взгляды.Лучше не
смотреть вверх, когда небо
открывается, уверен, что
ничего, кроме открытия.
Может быть, все тела
— это бури,
ураганы, извивающиеся из
воды, сотрясающие
их внутри, кем бы ты ни был
. Ваш племянник
ломается,
взламывает свой дом,
закован в наручники,
заперт в целях безопасности.
Кукла внутри тела
куклы со стеклянными глазами.
Кого бы вы попросили набрать номер
, если бы позвонили? Стекло
разбилось о пол вашего
, как будто вы
пытаетесь запереть себя
в его разуме.
К югу от него,
в Мексике, рост преступности
означает рост призывов
к экзорцизму. Чтобы разблокировать
душу от дьявола
, как узел, вытянутый
из дерева. Священники
говорят, что люди вызывают зло
, молясь черепам.
Все молятся
своим дуплам.
Твит
Copyright © 2016 Александра Тиг Все права защищены
из Медь Никель
Перепечатано Verse Daily® с разрешения
Стих поддержки ежедневно!
Дом Веб-еженедельные статьи Архивы О стихе ежедневно Часто задаваемые вопросы Отправить в стих ежедневно
Copyright © 2002-2016 Verse Daily Все права защищены
Августовская лихорадка вырвалась наружу.
Приступы пота и ярости сделали меня слабым.
Развалины, скалы, водоросли распутывают и запутывают берег.
Конечно, я никогда так часто не мыл очки.
Послеобеденное время рассыпается под ногами, как дробленая пшеница.
Какой у меня талант путаницы.
Мой почерк принадлежит другому человеку.
Словно болезнью Альцгеймера, краба, я записываю эту диктовку.
Тициановолосый кокер-спаниель по кличке Лиззи
Ослепляет меня, никогда не отходит от меня.Тревожный. Спасательная собака.
Затащили обратно, я тоже не знаю, где мой дом.
Мама, ты не поверишь, как темно в темноте.
Святой Франциск получил первые стигматы.
Мата Хари носила шелк и двуличие, как и я.
Помня о шагах, я пишу эти осколочные слова
, когда мечи света свисают с карнизов, как лед.
Мои глаза все еще узнают зиму, когда я ее вижу.
Скрыть мою могилу
из горе Durncoat
от Gurncoat Grov
Пусть осенний шторм
мой лишайчатый камень
и никому не приходит
, чтобы позвонить мне домой
позвольте тени проходят
и зимний священник
, но нет One Make
Марка Chisel
ни даты SURRE
Руна дефиса
Линия горизонта
Страна Lane
Я путешествовал на
Бояться в одиночку
Я переехал каменные стены
на гранит будет
и сделал дорогу
бульвар
шоссе Nosed
пустыня
Пустышка
проложена
, проложена на страхе
Моя любовь
Моя любимая ФРС
Серебряная наводнение
река мчался
, где мое сердце выросло
мои шаги барабанная
Лестница мечты
Мои прошептанные слезы
Связанные звезды
А бр
Океан широкий
Мой человеческий голос
Однажды вступивший в космос
Мощеная песня
Я пел Богу
Мои слова погибают
Панцирь этого жука
никого не удивляет.
Матрешка заключает в себе
самостоятельных члена,
яйцо вышитое кровью
просвечивание раненого века.
Удалите татуированную оболочку,
покажите, что хранят писцы:
семя, сердце, переполненное
мира со времен грехопадения Адама.
Дельфинов фанат волос Selkie, Tremolo Neelkie, Tremolo
обращается в янтарь, в котором стрекозы вытирают глаза, в котором
Maidens Maidens Gambol –
Вот как я хожу с моим тростью:
бетонный, с кариозными зубами и лающий от смеха.
Скарифицированный. Сморщенный. Бездетный. Встряхивание. Жестокий.
Острием пера я выкапываю водяной знак, мягкий белый пион на моем языке.
В этой сладкой вафле я чувствую гроздь берез, вишню, дуб. Я проглатываю
акров леса, семенные коробочки, словно блюдца, в моем сердце.
Перо погружается в черный поток.
Его мазь на моих губах, я всасываю улицы Эванджелины, затопленные приходы
Катрины, эти строки – алфавит, нарисованный из одиноких алхимизированных волос трупа.
Балласт, все мои книги, делая меня земляным, каждая очистка, поляна, Birch
Grovove
, где богини, гувернантники, девушки, как я резвиться навсегда. Где-то между
,Грейвзом и Харди я прятался, задыхаясь от желания быть прочитанным.
Касаясь страданий засечек, как своих собственных. Пальцы на губах, поцелуй снизу.
На каждом форзаце Эм, моя метка — миним, полунота, полужизнь, вымысел меня.
Если дом там, где сердце, стихи в Домики-матрешки превращаются в стройную и остро структурированную жизнь любви, потерь, лишений и благодарности.В совокупности стихи Паттисона представляют собой путешествие по интимным и преувеличенным моментам, проложенным сквозь время и в памяти. Их образность и описательная элегантность создают ощущение непосредственности, от сцены к задумчивой сцене, от дома к дому, каждый из которых представлен в мельчайших деталях.
В начале есть «Моя пирамида», (11) вдумчивое воспоминание поэта о домах, которые совокупно формируют ее существование и постепенно сливаются на каждом этапе жизни. Нам говорят: «Каждый новый дом располагался поверх предыдущего/накладываясь , черпая свою природу/из нижнего курса.От дома своего детства с его «укромными уголками и арками изогнутые лестницы…» к месту отцовства, а затем «смешанной семьи», поэт представляет эти «восходящие слои//каждый затененный и окрашенный/последним –» каждый последующий дом становится дом, где «призраки печали и радости плетутся между растениями в горшках, очищающими воздух».
В «Супе» (13) читателю дается крепкий и острый рецепт бульона циника с такими ингредиентами, как «рулька жестких ударов / марлевый пучок шипов».В то время как наш аппетит проверяется «свиной кровью» и «щепоткой грибка со стенки цистерны», вкус горечи усиливается
Дубовая желчь страница из судебного акта о разводе
++++++бумага всегда начинается как суп
Мангольд и листья горчицы
++++++на зависть уксус на страх
Для сравнения, поэт ищет утешения, если не искупления, в «кухне/слишком мала для выпечки…» в стихотворении «Нечто». Позади и то, что за этим стоит:» [стр. 24]
Это нелогичные дни; кажется, ничего не следует за
++++++ разумно другое.Я отказался от причины и следствия.
Вина такая, чем больше корень роешь,
++++++тем больше сосунков найдешь ответвляющихся вбок,
Вкручивающихся в грязь. Сегодня пеку хлеб —
++++++ перемешиваю, замешиваю, обминаю. Прошло тридцать лет.
Соответствующие пространства и локации, с которыми мы сталкиваемся, поднимаются и разрушаются со своими собственными эмоционально заряженными перспективами и многоуровневым коллажем жилых домов, которые несут голоса любимых, устоявших под действием сил природы и времени.В «Не раньше песни» (26) дом все еще стоит, несмотря на пожар и обливание, его разрушенный фасад противоречит истории, поднятой и сохраненной с упорством памяти. Даже несмотря на то, что его «Ставни отрываются от ветра, который хлопает/открывает и захлопывает входную дверь…» и мыши «все еще грызут/собирают кукурузу в знакомых углах», дом все еще говорит о своей жизни и жизнях, которые он прожил:
++++++++++++…если мой отец
помнит, как его отец ставил бревна на рассвете, как его мать напевала
++++++, когда она работала на маслобойке или наматывала
пряжу на руки своего сына, жизнь остается. Дом повторяет
++++++ его старый язык — слова, которые бормотали в коридорах,
фраз, которые поднимались по лестнице. Звонки, которые достигли пастбища
++++++, если они должны были. Вот , дом поёт, Вот я .
Даже когда перечисление домов материализуется в различных обличьях, продемонстрированных в плавных, но сложных сопоставлениях, представленных в «Неуловимом» (13) с «калейдоскопическими линиями крыш — наклонными, «шатровыми / остроконечными» и комнатами, заполненными меняющимся инвентарем личных имущества («Беспорядок/восковых паломников и шкатулок с драгоценностями с танцорами»), нам напоминают, что «Историю// дома нельзя раскопать упорядоченными раскопками, изучая один слой за раз…» его повествование продолжается и влияет на каждый новый всплеск роста или сужение с возрастом и обстоятельствами.
Понятие дома также насмехается над определенной неугомонностью, идеей быть мигрирующим или непривязанным духом, отделенным от осязаемого, опознаваемого места, исследованным в стихотворении «Собака, если бы она у меня была. Может быть, моя подушка:» (27) «Бездомные несут//свой мир в полиэтиленовых пакетах — домой, где бы они ни лежали/свою постель». Определяемся ли мы с нашим имуществом, и как рассеять собранные нами сувениры, пока мы пробираемся к новым и неожиданным усадьбам? Поэт задается вопросом: «Если бы я был в бегах, беженцем, что бы я вез?»
Домики-матрешки сжимает и расширяет пространство текущей жизни, стены, отражающие определенный свет, музыку разговоров и песен, любимые, собравшиеся или выскользнувшие за дверь, обряды перехода и сезонные ритуалы.В конечном счете, конструкция, которую он строит, является прочным, но элегантным свидетельством того, как мы лелеем и создаем дом, несмотря на превратности жизни. В стихотворении из названия книги [стр. 32] мы имеем совокупность «Хитрой конструкции времени и света. Закрой это/в это, посмотри, как они подходят друг к другу. Подходит мне.” Это возвышенное собрание, которое придает смысловую форму существованию.
Домики с матрешками
Линн Паттисон
Kelsay Books, 2020
_________________________________________________________________________________
Минди Кроненберг — широко издаваемый профессор Государственного колледжа критики, поэтов и писателей Университета Нью-Йорка. Ее работы публиковались в печатных и интернет-изданиях по всему миру и были представлены на различных художественных выставках. Ее книги включают Разборка детской площадки, сборник стихов, Образы Америки : Миллер Плэйс , иллюстрированную историю , и иллюстрированную книгу стихов, Открыть . Она является редактором международного поэтического журнала Oberon .
Ничего, что можно унести
Сьюзен Александер
Thistledown Press, 2020
Обзор Нила Суркана
Сборник второкурсников Сьюзан Александер Nothing You Can Carry , , состоящий из пяти сюит, которые перекликаются и усиливают друг друга, подталкивает нас к пределу надежды.Наряду с их образными росчерками, ловкостью рук, остроумными оборотами речи и восхитительно мелодичными строфами ловкая лирика Александра выделяется своей душераздирающей честностью; она снимает последний панцирь брони, который у нас есть против засасывающей гибели 2020 года: сарказм. Ораторы ругают, оплакивают, скорбят и интимны; они вызывают наш общий современный ужас по поводу ухудшения мира природы; они считаются с личными потерями; они отказываются от поверхностного утешения; они молятся.Траур становится политическим актом. Вместо того, чтобы начать заново, эти стихи сохраняются среди опустошения.
Первая из пяти сюит книги, «Бдение», начинается в конце — нашего мира. Во вступительном стихотворении «Антропоцен» ностальгия говорящего по утраченному образу жизни противоречит современным зверствам:
Скучаю по старым богам, до того как они пробрались в бункер.
Пара голубей, просеивающих пепел. Перед Гуглом.
В наши дни интеллектуального анализа данных все делается своими руками.
Ни папоротника на коленях глубоко у ручья, ни окропления водой
перед питьем. Я не снимаю обувь.
Подобно фотографии Буртынского, мир «Антропоцена» слишком грязен для прямого контакта, слишком испорчен для прикосновения босиком. То, что было напряженным, теперь полностью изношено — «Невидимые структуры рушатся, / выкачиваются до нитки» — олицетворение термина, придуманного для описания мира, настолько мутировавшего, высохшего и больного, что живой ландшафт становится неотличимым от мертвого: некропастораль . В некропасторали каждая экологическая и человеческая катастрофа приближается к апокалипсису. Мир предстает как непристойная, деградировавшая версия самого себя. Такое проскальзывание занимает центральное место в «Антропоцене», когда говорящий спрашивает: «Что делать с призраками, если Стикс иссякнет?» Населенная привидениями и преследующая поверхность Земли изображается ничем не отличающейся от загроможденного тенями Подземного мира внизу; естественное движение от жизни к смерти остановилось. Поэма заканчивается сценой, напоминающей картину Гойи, на которой Сатурн поедает одного из своих детей: «Милый мальчик кувыркается к нам на сочных розовых ножках./ Поцелуй его алхимическими губами, / проглоти его целиком». Молодых пожирают прежде, чем они успевают надеяться.
И все же, несмотря на мрачное начало, выступающие в остальной части вступительной части книги все еще питают надежду и отказываются поддаваться отчуждению нашего самодельного подарка. Nothing You Can Carry создает острый баланс между ностальгией по менее изношенному миру и слабой верой в тайну космоса, которая повсюду проявляется во вспышках озарения. Колонки Александра упорно охотятся. В стихотворении «Присутствие», например, они охотятся за тем, «что возможно за пределами / того, что есть»; они ищут в «Алетее» «в местах, в которых мы уверены / ничего не будет найдено»; они поют в «Песне о морских львах в проливе Хау» «и протестуют, и восхваляют, / свидетельствуют о живых и умирающих, / о нынешнем возвращении и вероятном уничтожении». Таким образом, эти стихи сопровождают нас в умирающем мире, задавая вместо утешения вопрос а что, если? Что, если жизнь — это нечто большее, чем то, что можно увидеть и услышать? чем можно потрогать, описать, купить? Как можно обновить наше мировоззрение, чтобы освободить место для невыразимого?
Средние три набора Ничего, что вы можете унести — «Исповедь», «Притчи» и «Паломничество» — расходятся с экологическим опустошением «Бдения.«Каждая сюита служит для расширения апертуры коллекции, чтобы напомнить нам, что, хотя наш израненный мир шатается, повседневная жизнь — ее ритм и резонанс — продолжается. Нужно, утверждают средние люксы, уделять больше внимания (и здесь больше также означает меньше ), чем геополитической динамике: они оттачивают, каталогизируют мелочи и становятся личными. «Исповедь» представляет собой серию стихов памяти и интимных автопортретов, напоминающих о творчестве Шэрон Олдс. В стихотворении «Матрешка, матрешка» тело говорящей «держит[и] всех предков/внутри» как наложение прошлого и настоящего: кем она была в детстве; кем она была в подростковом возрасте; кем она является как мать, партнер, друг.
Напротив, третья сюита, «Притчи», мобилизует двусмысленность аллегории в библейских отрывках и детских рассказах, переплетая волшебное, воображаемое и символическое. Эти стихи, кажется, поддерживают утверждение «Антропоцена» (о том, что «в наши дни интеллектуального анализа данных все делается своими руками») и исследуют, в какой степени культивирование системы убеждений в наше современное время также может быть самодельным в отсутствие всеобъемлющей религии. Таким образом, стихи характеризуются неуловимыми, сбивающими с толку концовками, которые избегают разрешения в пользу наводящих на размышления образов.Возьмите навязчивое стихотворение «Зимний дождь», в котором ненасытное стремление говорящей найти смысл перед лицом необъяснимой потери занимает центральное место, когда она:
тайно…сочиняет
лепестковых слов и земных мелодий
, чтобы успокоить погребенных, которые проталкивают
сквозь долгую тьму.
Четвертая сюита «Паломничество» еще раз расширяет границы серии стихов о путешествиях. Однако в самом начале в «Анатолии» ставки сюиты устанавливаются, когда говорящая напоминает себе: «То, что вы ищете здесь, ничего нельзя унести домой.Стихи в «Паломничестве» кружатся, отказываясь от материального натиска мира в пользу изменчивых ощущений настоящего. Вернувшись домой, говорящий узнает в стихотворении «Вступление», это:
. избавиться от всех прелестей,
которые удерживают меня от
невидимого мира, к которому я
двигаюсь.
«Паломничество» — дань эфемерности; динамики в люксе смакуют то, что , теперь , и ничего не оставляют на потом. Каждая нежная лирика кажется одновременно жадно живой и, перед лицом мимолетной сладости, умиротворенной.
Но, подбодрив себя и нас намёками и притчами и, по-видимому, примирившись с ожидающей всех нас окончательной утратой, Александр поворачивается назад и снова сталкивается с некропастырством. «Заутреня», заключительная сюита в книге, имитирует болезненные расплаты, следующие за лихорадочным сном — то, что спикер в «Плане Б» называет «страхом зомби перед полуживым и движущимся, / но подслушиваемым другим разумом / для неизвестная цель». Какое бы утешение ни расцвело в предыдущих сюитах, говорящий просыпается в сверхъестественном мире, где даже ревень выглядит как «алый / извержения из преисподней.Такие стихи, как «Остановите меня, если вы это слышали», «Проклятие защитника окружающей среды» и «Вопросы урагана, Burnco Rock Products Ltd» излучают невозмутимость и гнев против жадности и эгоистичных побуждений. Искушение сдаться, сдавшись и подыгрывая, тоже граничит с горечью: голос трусливого разработчика в «Проклятии разработчика» прямо желает, чтобы мы все скармливали свои «мечты… в пух и прах», переходили к «чистому подразделения», и «в конечном итоге полюбить это».
Однако такой цинизм уступает, и, в конце концов, удивление циклическим процветанием природы овладевает и обосновывает завершение Ничего, что вы не можете унести в молитвенном благоговении перед Землей.В «Весеннем папоротнике меча» нас призывают «присоединиться к хоралу, верному и первозданному» и добавить нашу собственную «раздраженную ноту благодати». Заключительное стихотворение «Последнее утро» как бы сама по себе благодатная нота, еще раз призывающая нас «Послушайте. / Еще не поздно». Среди обреченности и сомнений израненной и разбитой земли Александр не может не петь.
Нил Суркан является автором сборников стихов Unbecoming (ожидается осенью 2021 г.) и On High (2018) , как из McGill-Queen’s University Press, так и сборников Их странная нежность (Knife-Fork -Book, 2020) и Super, Natural (Anstruther Press, 2017). Его последние стихи появились или будут опубликованы в журналах The Fiddlehead, Canadian Literature, THIS Magazine, Prairie Fire, The Literary Review of Canada, PRISM international и Riddle Fence , среди прочих. Он живет в Калгари, Альберта, Канада.
|
жемчуга – ряд рыбьих зубов –
щеки в розовых точках, клюквенная улыбка.
Толстая коса со всеми золотыми
воспоминаниями, обвивающими мои уши.
Кружевное горло, где под пухом свисают складки
. Букет
на груди, с каждым цветком
в березовом резном мире.
Снимаю шапку с моей головы, и другая
женщина смотрит наружу – затмевая
моим большим воплощением.
Кладка гиацинтов расстилается
над небольшой раной.
Я уменьшен, как кошка
, которая ходит по стенам и умоляет
пройти мимо них.
Кот с изумрудными глазами,
притворяющийся человеком, который
не пойдет другим путем.
Внутри третья девушка моргает
при неожиданном свете. Застенчивый
как лунный мотылек, крапинки
на моих волосах. Сдулся с крыльев,
возможно, или сброшен, как слои
меня самого, кукла в кукле,
лицо за лицом.Я несу
крокус: Злоупотреблять Не.
Я открываю, открываю и открываю – драгоценный камень
корона к проволочным колючкам заключенного.
Лилии мнутся над израненными
сердцами – Мария, когда начинается ее боль,
Магдалина с мокрыми волосами,
старые тени склонились над одним
упавшим камнем. Стекает воск с кольца
свечей.
Я раздавил колючую ветку.
Осталась только осколочная женщина
, с правой стороны.
Я больше не уверен,
что она носит мое имя или
любую другую часть, которую я когда-то ценил.
Тем не менее, она может держать розмарин
, который я выращиваю на своем окне,
бесцветный, но благодатный,
пойманный в последний атом всего.
«Матрешка» — расширенная метафора, которая действительно работает. Несмотря на то, что понятие матрешки довольно распространено, стихотворение спасает его от клише с помощью новых, движущихся приложений. Здесь это слой под слоем женского «я», проникнутый самой женщиной. Что приятно, так это то, что говорящий признает тайну самой себя, тайну, которая только растет по мере того, как она все больше осознает и идет все глубже и глубже: «Я больше не уверен/она носит мое имя или какую-либо/другую часть моего оценивается один раз.«Вот именно. Для говорящего приятно признать, что он/она не может, в конце концов, претендовать на слишком большую привилегию самопознания. Стихотворение живо движется среди строф коротких строк. Мне нравится движение вокруг концов строк. особенно — здесь, конечно, отличный слух, как стих “вертится”, что делает стих стихом. Повсюду — густая, пышная инкрустация образа (“драгоценный камень/корона на проволочные колючки арестанта./Лилии мнутся над «шрамы/сердца» — прекрасные гласные, прекрасные «р» плюс отличная игра со ссылками на смерть, войну, религию и многое другое), но в целом стихотворение обладает воздушной, объемной основательностью.