Сказки народа коми: читать онлайн для детей на ночь сказки на РуСтих

Чукля. Коми народная сказка

Подпишись на новости

 

ил когда-то в деревне молодой охотник. Вот ушел он однажды на лесные угодья бить пушного зверя, дичь ловить. Поселился охотник в самой чаще леса, в лесной баньке. Поставил силки на коротких и длинных тропах. Принялся ловить белок и рябчиков, тетеревов и глухарей. Только сначала не везло охотнику. Вот однажды идет он утром по звериным тропам, вдруг видит, под лесной рябиной белобородый старик сидит. Рубашка на нем красная, что рябина осенью, сам жалобно стонет, ногу ушиб. Привел охотник старика в свою баньку. Кормил его, поил, травами ногу лечил. Три дня прошло, и выздоровел старик, собрался уходить и сказал на прощанье:

— Ты мне помог, я тебе помогу! Теперь у тебя всегда будет удачная охота. Однако помни, не желай получить больше, чем ты получишь, а коли придет беда, ты меня позови на подмогу.

Так сказал и ушел. И правда, хороший лов пошел! Добывает охотник много тетеревов и глухарей, много рябчиков и белок.

Много добывает, а ему еще больше хочется. Вот однажды вернулся охотник в баньку. Устал он до смерти, а надо воды натаскать, дров наколоть, ужин приготовить.

Принес охотник воды, стал дрова колоть. Сам колет, сам приговаривает:

— Был бы у меня помощник — сколько бы добыли тогда мы зверя и дичи…

Положил охотник топор и закричал:

— Эй, кто есть в лесу, отзовись, будь моим помощником…

Только эхо по лесу раскатилось.

— Был бы у меня помощник, сколько б тогда мы добыли зверя и дичи!— говорит охотник снова.

Принялся охотник снова дрова колоть. Колет и все помощника зовет. А никто не откликается. И закричал парень:

— Хоть Чукля из Яга ко мне приди. Вдвоем мы разбогатеем.

Опять никто не отозвался.

Наколол дров охотник, сварил ужин, уселся за стол. Да не успел за ложку взяться, прохожий в окно постучался и говорит:

— Эй, хозяин, пусти меня переночевать! Я в лесу заблудился.

Охотник дверь распахнул, за стол гостя усадил; стал потчевать горячей похлебкой.

Глядит, его гость одет в кафтан из зеленой листвы, сапоги на нем — из свежего мха. Поел прохожий, поговорил с охотником о том и сем и стал просить:

— Возьми меня в помощники. Я буду с тобой на охоту ходить, дичь ловить и пушного зверя бить.

Охотник был доволен, соскучился в лесу без товарища. До утра оба крепко проспали, на рассвете поели каши и отправились на лов по тропам, силки ставить. А потом пошли снова силки проверять. Много добычи оказалось в силках у охотника. Но до чего удивился он, когда увидел улов помощника: охотнику много попалось, а помощнику — вдвое больше. Так сутки пролетели, неделя пробежала. Каждый день ходят на лов охотник и его помощник. Каждый день много добычи в силках охотника, а у его помощника вдвое больше.

В чем дело? Думал, думал охотник и надумал:

«Дай-ка пошлю я своего помощника промышлять на самые худшие тропы».

Так он и сделал. Но помощник на той тропе, где охотник трех рябчиков добывал, добыл три сотни.

Догадался охотник, что помощник его не простой человек, а сам Чукля из Яга — хозяин лесной. Пришел он по его зову под видом мужика, теперь добром от него не отвязаться. И охотник решил убежать в свою деревню. Велел он помощнику самые длинные тропы обойти, а сам взял краюшку хлеба и айда домой. Бежал, бежал, далеко убежал охотник. На закате утомился и присел на пенек поесть. Глядь, идет Чукля.

Закричал Чукля:

— Убежать ты от меня убежал, да только не сумел, и за это, едва солнышко зайдет, я с тобой расправлюсь.

Сел Чукля на пенек, руки скрестил, на солнышко глядит, оно вот-вот закатится.

Испугался охотник, стал звать того деда, который обещая помочь в беде:

— Ой, дед, помоги мне.

Только произнес охотник эти слова, как вышел из леса белобородый старик в красной рубашке с рябиновой дубинкой в руках. Подошел к охотнику и шепнул:

— Заряди ружье не пулей, а хлебной крошкой. Заложи ружье промеж ног, повернись к Чукле спиной и выстрели!

Послушался охотник, выстрелил. Полетел Чукля кувырком и бросился бежать без оглядки. Так и отвязался охотник от Чукли. Ругал себя за жадность и больше уж ничьей помощи никогда не просил.


(Чукля из Яга — леший из леса)


Письмо в «Лукошко»

Искать на сайте:

 

Полезности

Развивающие игры
Детский сервер “KID”
Детские сайты

Благодарность

Светлане Вовянко из Киева, предоставившей для сканирования личную библиотеку.

Андрею Никитенко из Минска, приславшему более 100 сказок.

Аудиоколлекция “Коми народные сказки” – Централизованная библиотечная система города Инта

Сказочный жанр – самый яркий бриллиант в ожерелье национальной культуры, в частности, культуры коми народа. Это древнейшее чудо коллективного творчества. В сказке и полёт народной фантазии, и неистребимая вера в торжество справедливости. Сказка – ровесница цивилизации, но она всегда современна, её персонажи не устаревают и ей все возрасты покорны. Надевайте наушники, устраивайтесь поудобней и слушайте сказки из нашей аудиоколлекции!

На главную

На поречном лугу жили-поживали три приятеля – мышь, лапоть и пузырь. Покуда хозяйство ладилось, потуда и лад был промеж ними. Но вот в парме-тайге сухмень (засуха) настала, а с ней и голодное время пришло. Отправились мышь, лапоть и пузырь в лес, который, как известно, и приютит, и прокормит…

Тег audio не поддерживается вашим браузером.

Понравилось:
39

Не понравилось: 4

Пришёл к старику со старухой однажды человек, одетый в чёрное, выложил пред ними целую горсть золотых монет и говорит: – Ищу себе батрака на три года, не отдадите ли своего Петыра за хорошую плату?

Не устояли старик со старухой против такого богатства, отдали сына в батраки и наказали не лениться.

Человек в чёрном оказался туном (колдуном) и велел Петыру три года следить за семью крепкими амбарами. Но седьмой амбар не открывать ни под каким предлогом. Исправно Петыр следил за хозяйством, но не давал ему покоя седьмой амбар…

Тег audio не поддерживается вашим браузером.

Понравилось:
32

Не понравилось: 1

 

Родились у старика со старухой двенадцать сыновей. Двенадцатый сын – Конерэй – и хорош, и пригож, да вот хроменький получился. Однако недаром в народе говорят: “Не беда, что нога хромая, была бы душа прямая”…

Тег audio не поддерживается вашим браузером.

Понравилось:
40

Не понравилось: 1

Отправились как-то три царских сына – Педэр, Василей да Иван – белый свет посмотреть и себя показать. Пошли таёжным новопутьем. Ельник густой миновали, глядь, большая изба стоит. Вошли в широкую горницу, а там стол яствами уставлен, аж прогибается. Старшие братья наелись под завязку, налились под горлышко. А вот Иван поел вполсыта. И не зря! В полночь младший сын проснулся от страшного грохота, схватил топор обоюдоострый, на двор вышел. А там – трёхголовый Гундыр сидит:

– Что, Иван-царевич, на дом наш позарился?

Тег audio не поддерживается вашим браузером.

Понравилось:
41

Не понравилось: 0

Жили на Вычегде два брата. Один честно торгует, а другой всё норовит обжулить. Первый беднеет, а другой богатеет. И вышел у братьев спор. Один твердит, что кривда правду не осилит, другой уперся, мол, правда – не капуста, от неё в брюхе пусто. Спорили, спорили… А вот что из этого спора вышло, вы узнаете, прослушав сегодняшнюю сказку!

Тег audio не поддерживается вашим браузером.

Понравилось:
15

Не понравилось: 0

 

Не любит Яг-морт, когда охотники руки к чужому огню тянут. Зато очень любит небылицы. Правда условие его таково: если будет в небылице хоть малая толика правды – берегись! Кто потрусливее, так со страху небылицу никак выдумать не может. А кто посметливее, от того Яг-морт и сам готов бежать без оглядки!

Тег audio не поддерживается вашим браузером.

Понравилось:
15

Не понравилось: 1

 

Дело было в одной сысольской деревушке. Однажды поутру старик со старухой решили заколоть к обеду козу или барана… Разговор стариков услышал кот-мышелов и пригорюнился: с козой и бараном они дружили, друг дружку жалели. Не усидел кот в избе и отправился в хлев выручать друзей!

Тег audio не поддерживается вашим браузером.

Понравилось:
25

Не понравилось: 4

Жили-поживали старик со старухой. Жили, не тужили, дочку себе прижили. А была девчонка ростом с веретёнко. Уж такая проворная, такая бойкая! Время идёт, она не растёт. И вот однажды приходит к ним баба Ёма сватать их дочку за своего сыночка…

Тег audio не поддерживается вашим браузером.

Понравилось:
25

Не понравилось: 1

Люди скажут – не соврут: коль заохал дядя, на чужое глядя, коль берут завидки на чужие пожитки, лучше ему в парму-тайгу не соваться – беда подстережёт. А для охотничьего ремесла охи-вздохи – вовсе погибельное дело. В сегодняшней сказке речь пойдёт о жадноватом охотнике с завидущей душой и Чукле – лешем из пармы.

Тег audio не поддерживается вашим браузером.

Понравилось:
27

Не понравилось: 1

Шёл молодой охотник Иван на охоту. Удачливый день ему выпал: и птицу, и зверя добыл, полну котомку набил. Сколько лет ходил по своей охотничьей тропе, а на сей раз сбился с пути. Вышел к реке, а ему навстречу по воде ступает красна девица. Заёрзали у Ивана под шапкой вихры, пробрала его жуть… А девица на берег ступила и говорит: “Люб ты мне, добрый молодец. Не возьмёшь ли меня замуж?”

Тег audio не поддерживается вашим браузером.

Понравилось:
34

Не понравилось: 2

флорISF.P65

%PDF-1.6 % 117 0 объект > эндообъект 145 0 объект >/Шрифт>>>/Поля 149 0 R>> эндообъект 114 0 объект > эндообъект 146 0 объект >поток приложение/pdf

  • cps
  • цвет ISF.P65
  • 2005-09-23T17:46:33PageMaker 6.52013-12-12T12:25:22+02:002013-12-12T12:25:22+02:00Acrobat Distiller 4.05 для Windowsuuid:4f385e57-2977-4f4d-8c12-5a11bdu322id:4f385e57-2977-4f4d-8c12-5a19cu322 -f9e3-48b1-8235-5d51d9b36d7a конечный поток эндообъект 104 0 объект > эндообъект 118 0 объект > эндообъект 1 0 объект > эндообъект 4 0 объект > эндообъект 7 0 объект > эндообъект 11 0 объект > эндообъект 15 0 объект > эндообъект 17 0 объект >поток HW[oֵ͸8&n|*£HJm-ֻ c5Rg!m}C!)$grf4″yO9Q

    Племенной туризм Серия: Народы коми – Ярмарка туризма

    Тема поста на этой неделе — этническое племя, о котором вы, возможно, раньше не слышали: коми. Народ коми – этническая группа, разнообразная по подгруппам, диалектам и образу жизни. Их родина расположена в бассейнах рек Вычегда, Печора и Кама на северо-востоке европейской части России. В основном они проживают в Российской Федерации (но также в Венгрии, Норвегии, Швеции, Латвии, Финляндии и Эстонии) и конкретно в Республике Коми, Пермском крае, Мурманской области, Ханты-Мансийском автономном округе и Ямало-Ненецком автономном округе. относятся к пермской ветви народа

    Финно-Угорского региона (Права меньшинств, nd).

    По данным переписи населения 2010 года, в Российской Федерации проживает около 230 000 коми. Религией коми народов является восточно-православное христианство. Кроме того, у этой этнической группы есть свой язык – коми. Относится к пермской ветви уральской семьи.

      Традиционная одежда коми ©Russia Travel

    К концу 19 века коми стали одним из крупнейших в мире оленеводческих сообществ, заимствуя ненетские методы (оленеводы в российской Арктике) и внося свои собственные адаптации. Для транспорта используются северные олени, а также деревянные и берестяные суда, которые исторически использовались вверх и вниз по рекам. Большую часть их рациона составляют оленина и рыба, засоленные для консервации.

                                                                            Их глубокая связь с миром природы сохраняется. Когда-то речные духи были связаны с рыбаками, лесные – с охотниками. В культуре коми всегда почитались священные животные, особенно щука и утка. Фактически, кости этих видов использовались для изготовления защитных амулетов. Амулеты с медвежьими лапами и клыками носили и охотники. Кроме того, деревья считались святыми, и предполагалось, что души умерших сохраняются старыми деревьями. На некоторых кладбищах, помимо православных крестов, рядом с могилами коми можно обнаружить и пни.

    Коми также славятся своими музыкальными способностями: все грани жизни изначально сопровождаются песнями от рождения до смерти. Их свадебные песни, причитания о горе и былины имеют особое культурное значение. У них все еще есть сокровища фольклора, загадок, лимериков, ведьм, целителей и сказок о персонифицированных животных.

    Коми проживают в Республике Коми, где официальными языками являются русский и коми языки. Республика Коми, расположенная более чем в 1400 км к северо-востоку от Москвы, является одним из самых ценных убежищ в России для дикой природы и природных заповедников. Леса и кустарники занимают около 80 процентов территории области. Кроме того, здесь богата фауна, а 33 вида птиц, 15 видов млекопитающих и 6 видов рыб находятся в списке охраняемых видов. Здесь также водятся такие животные, как лоси, медведи, бобры, выдры, лисы, норки и рыси.

          Республика Коми ©Euronews

    Туризм

    По данным Euronews, посещение Республики Коми идеально подходит для тех, кто хочет сбежать от шума и суеты больших городов и переполненных туристических маршрутов. Они также настоятельно рекомендуют экскурсию по региону. Еще одна изюминка – посещение села Ыб и посещение традиционного коттеджа, где можно попробовать травяной чай и вкусную местную выпечку.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *