8 сентября 2022 года отмечается Международный день распространения грамотности, установленный по инициативе ЮНЕСКО.
К нему приурочены выставки, лекции, конференции, круглые столы, встречи с писателями, издателями и журналистами, выступления различных творческих коллективов.
В библиотеках проводятся Дни грамотности, в школах проходят викторины, олимпиады по русскому языку и другие мероприятия.
Предлагаем программу праздника на Международный день грамотности, который можно провести в школе или старших группах детского сада.
Оформите кабинет, разместив на стенах плакаты:
Мероприятие на Международный день грамотности в начальной школе может начаться с выступления ведущих:
– Здравствуйте, ребята! Знаете ли вы, какой праздник мы сегодня отмечаем? Он называется Международный день грамотности. Вся наша жизнь связана с языком.
– Без знания языка невозможно заниматься наукой, освоить технику, устроиться на хорошую работу. Поэтому, ребята, изучайте свой родной русский язык!
А на празднике по случаю Дня грамотности в детском саду могут прозвучать стихи:
– Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Затем по сценарию мероприятия к Международному дню грамотности прозвучит песня «Чему учат в школе» (слова М. Пляцковского, музыка Шаинского):
– Буквы разные писать
Тонким перышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
(и т. д.).
На школьном празднике в честь Международного дня грамотности ведущие расскажут ребятам о том, как важно быть грамотными.
– Знаете ли вы, что около 860 миллионов взрослых людей во всем мире остаются неграмотными? В странах Африки (таких как Бенин, Гаити, Мали, Нигер, Чад, Эфиопия и др.) половина взрослых людей неграмотны.
– В таком большом государстве, как Индия, не умеют читать и писать 37% взрослого населения. Свыше 100 миллионов детей во всем мире не имеют возможности посещать школу.
– В России большинство людей владеют грамотой. Но в последнее время в газетах и журналах все чаще встречаются безграмотные объявления, люди отправляют друг другу сообщения с помощью различных гаджетов с ошибками.
По сценарию проведения Дня грамотности в детском саду дети могут прочесть стихи:
– Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
– Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотепы,
Что нет Айболита, и нет дяди Степы.
– Наверно, нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!
После этого по сценарию праздника к Международному дню грамотности будет разыграна небольшая сценка с участием Незнайки и Знайки.
В зале появляются эти сказочные персонажи. Незнайка возмущается:
– Как это меня нет? Вот же я! Ребята, вы меня видите?
Дети отвечают.
-А откуда вы обо мне узнали?
Ребята говорят, что видели мультфильмы о Незнайке.
Знайка:
– Прежде, чем были сняты эти мультфильмы, было написано несколько книг о Незнайке и других веселых человечках. А сочинил их писатель Николай Носов.
Незнайка:
– Вы сегодня отмечаете День грамотности, поэтому я к вам и пришел. Я – самый грамотный человек на свете! Я не только читать и писать умею, но даже стихи сочиняю. Я очень способный, я даже знаю, что такое рифма.
Детское мероприятие на День грамотности продолжит диалог этих сказочных героев.
Знайка:
– И что же такое рифма?
Незнайка:
– Это когда два слова оканчиваются одинаково.
– Ну, скажи рифму на слово «палка».
– Селедка.
– Какая же это рифма: палка – селедка? Никакой рифмы нет в этих словах.
– Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.
– Этого мало. Надо, чтобы слова были похожи, так чтобы получалось складно.
– Понял, понял!
– Тогда придумай рифму на слово «пакля».
– Шмакля.
– Какая шмакля? Разве есть такое слово?
– А разве нету?
– Конечно, нет.
– Ну, тогда рвакля.
– Что это за рвакля такая?
– Ну, это когда рвут что-нибудь, вот и получается рвакля, – говорит Незнайка.
Знайка:
– Нет, это никуда не годится. И какой же ты грамотный? Ведь ты пишешь с ошибками, не соблюдая правила русского языка.
На школьном празднике к Международному дню грамотности ведущие приведут смешные фразы из сочинений:
По сценарию празднования Дня грамотности в детском саду или начальной школе можно организовать и провести для ребят различные веселые конкурсы.
Например, такое мероприятие может включать игру «Доскажи словечко».
Знайка:
-Теперь, ребята, вы знаете, что такое рифма. Мы с Незнайкой будем читать стихи, а вы должны сказать, на какое слово они заканчиваются.
(Незнайка при этом будет давать детям неправильные подсказки).
– Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно, … (карандаш).
– По дороге наша Машенька идет,
За веревочку козу она ведет,
А прохожие глядят во все глаза:
Очень длинная у девочки … (коса).
– В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется … (медведь).
– Кругла, рассыпчата, бела,
На стол с полей она пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь, правда, вкусная … (картошка).
– В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка
Кто же это? … (мышка).
– Я трудился не напрасно
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от… (труда).
Ведущие:
– Чтобы быть грамотными, нужно много читать. Давайте посмотрим, читаете ли вы книги и знаете ли сказки.
В этом конкурсе на детском празднике ко Дню грамотности ребятам нужно будет ответить на вопросы викторины.
Знайка и Незнайка предложат детям сказать, отрывки из каких сказок они прочтут:
– Жил старик со своею старухой
У самого синего моря…
( «Сказка о рыбаке и рыбке»).
– Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?..
(«О мертвой царевне и семи богатырях»).
– Я не могу летать: Лиса мне крылышко перекусила, когда я была совсем маленькой.
(«Серая Шейка»).
– Сивка-Бурка, вещая каурка!
Встань передо мной,
Как лист перед травой!
(«Сивка-Бурка»).
В завершение мероприятия приуроченного ко Международному дню грамотности для школьников можно провести небольшой диктант или веселые конкурсы по русскому языку.
Сценарий к Международному дню грамотности
для учащихся 4 классов
Цели: познакомить детей с праздником «Днем грамотности», способствование развитию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы.
Слайд 1
Нишан
Здравствуйте, ребята. Сегодня, 8 сентября, весь мир отмечает день грамотности, поэтому он и называется Международным.
Слайд 2
Амантур
Ежегодный Международный день грамотности (International Literacy Day) отмечается по инициативе ЮНЕСКО с 1966 года.
Cлово грамота (от греческого grámmata — чтение и письмо) на Руси X-XVII века означало письменный документ. Грамотный человек – это тот, кто мог прочитать документ-грамоту. С древних времён у всех народов умение читать и тем более писать почиталось особо.
Ангелина
День грамотности — лучший праздник,
Чтоб правил свод в сознанье обновить.
Коль в школе был ты двоичник—проказник,
Ты можешь скоп ошибок сотворить.
Нишан
Запомни, позвонИт, а не позвОнит,
Не “покладу”, а просто “положу”.
При этом что-либо “кладут”, не “ложут”.
Запомни это, я тебя прошу!
Амантур
Сегодня грамотность — залог успеха,
Коль ты такой серьёзный человек,
Поверь, и вовсе будет не до смеха,
Напишешь если вместо “снега” — “снек”.
Ангелина
Много народов существует на земле, у каждого свой язык, своя культура. Народы стараются сохранить слова в языке, которые уже устарели, дают дорогу новым словам и даже самые маленькие народы, небольшие племена бережно хранят родное слово.
Нишан
Что касается непосредственно детского поколения, то на планете более сотни млн. ребят не посещают школьные учебные заведения – у них нет такой возможности.
Учитель.
Вы уже многому научились. Сейчас у вас будет возможность показать свои знания и умения на практике. Мы переходим к конкурсной программе. Нам нужно поделить вас на команды, так как вы сидите по рядам, следовательно, первый ряд – первая команда, второй ряд – вторая команда и третий ряд – третья команда. Мои помощники будут следить за баллами, которые вы будете получать за правильные ответы. Сразу обговорим правила, я задаю вопрос каждой команде по очереди, если вы не отвечаете, то право ответить переходит другой команде. Если кто-то из команды выкрикнул ответ, то с команды списывается 1 балл. И так вы готовы?
А как же команда и без названия, разминка «Угадай название»:
Слайд 3
1команда – Название вашей команды обозначает название предмета и отвечает на вопрос Кто? Что? (Имя существительное)
2 команда – Название вашей команды обозначает признак предмета и отвечает на вопрос Какой? Какие? (Имя прилагательное)
3 команда – Название вашей команды обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делать? Что сделать? (Глагол)
Молодцы с разминкой вы справились, продолжаем первый конкурс называется «Добавь букву»
Нишан
Грамотность всегда важна,
Это нам не ново:
Одну букву изменил —
И другое слово.
Слайд 4
Необходимо добавить 1 букву в середине, в начале, или в конце слова, чтобы получилось новое слово:
Имя существительное (1 команда)
Газ – глаз;
Имя прилагательное (2 команда)
Порт (место стоянки кораблей) – спорт;
Глагол (3 команда)
Банк – банка.
Нишан
Грамотным быть –
Хорошо,
А неграмотным –
Ужасно!
Если в школу
Не ходить,
Можно стать
Совсем
Несчастным!
Второй конкурс «Скажи одним словом»
Слайд 5
Имя существительное (1 команда)
Шестьдесят минут -…(час).
Имя прилагательное (2 команда)
Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая – …(чайник)
Глагол (3 команда)
Ребенок, любящий сладкое, (сладкоежка)
Третий конкурс «Загадки – шутки»
Слайд 6
Имя существительное (1 команда)
Чем кончается день и ночь?(Ь)
Имя прилагательное (2 команда)
Что стоит посередине земли?(М)
Глагол (3 команда)
Чем кончается лето и начинается осень?(О)
Четвертый конкурс «Отгадай слова»
Слайд 7
Имя существительное
Его корень в слове снежинка,
Приставка в слове подъехал,
Суффикс в слове лесник,
Окончание в слове ученик. (Подснежник)
Имя прилагательное
Его корень в слове вязать,
Приставка в слове замолчать,
Суффикс в слове книжка,
Окончание в слове вода. (Завязка)
Глагол
Его корень в слове «писать»,
Приставка в слове «рассказывать»,
Суффикс в слове «сказка»,
Окончание в слове «рыба». (Расписка)
Пятый конкурс «Кто кого»
Слайд 8
Как можно больше слов собрать из букв за 1 минуту.
Слайд 9
Проверка:
Мрак ** грамм
маг ** мама
гамма ** ирга
кара ** грим
миг ** гам
Тир ** агат
игра
тигр
мир
марка
магма
рак
рама
Шестой конкурс для всех
На скорость!
Как сказать правильно
Слайд 10
У рыб нет зубов
у рыб есть зубы
У рыбов нет зубов
У рыбей нет зубов
Седьмой конкурс «Дальше, дальше. ..»
Слайд 11
В течение одной минуты я буду задавать командам вопросы. Каждый правильный ответ дает команде очко.
1. Какие знаки ставят в конце предложения? (Точку, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие)
2. С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С большой буквы)
3. Как пишут имена и фамилии людей, клички животных? (С большой буквы)
1. Как обозначают звуки на письме? (Буквами)
2. На какие две группы делятся буквы русского алфавита? (На гласные и согласные)
3. Какие буквы не обозначают звуков? (Твердый знак, мягкий знак)
1. Что такое алфавит? (Это все буквы, расположенные по порядку)
2. Сколько букв в русском алфавите? (33)
3. Для чего людям нужна речь? ( Чтобы сообщать друг другу о чем-либо или спрашивать о чем-либо)
1. Назовите главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)
2. Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько гласных в слове, столько и слогов)
3. Как нужно переносить слова с одной строки на другую? (Слова переносят по слогам, но одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую строку)
Ведущий 1
Молодцы, ребята, вы правильно справились с трудными заданиями. В вашем классе нет ни одного ученика, похожего на героя мультфильма «В стране невыученных уроков», который предлагаем посмотреть.
С грамотности Днём, друзья,
Вас хочу поздравить,
Пожелать вам запятые
В нужном месте ставить.
Чтобы не было сомнений,
Как же правильно писать,
И в хорошем настроении
Постоянно пребывать.
Слайд 12-13
В конце награждение классов похвальными листами за активное участие в конкурсно-развлекательной программе, посвященной Международному дню грамотности.
Загадки:
Тридцать три сестрички –
Ростом невелички.
Если знаешь наш секрет,
Мы покажем целый свет.
(Буквы.)
Умный Ивашка
Всю жизнь в одной рубашке.
По белому полю пройдёт –
Каждый след его поймёт.
(Карандаш.)
Языка не имеет,
А у кого побывает,
Тот много знает.
(Книга.)
Сценарии читательского театра и играет
Театр Читателей
драматическое представление письменного произведения в сценарии
форма. “Читательский театр” оказалось почти волшебным решением для Гриффита: в всего за 10 недель использования RT каждый ребенок в ее классе получил полный класс по чтению. Через год, рост детей подскочил до трехлетнего роста. Гриффит называет трансформацию в их чтении беглость совершенно замечательная.” Цитата взята из The Театр Силы Читателя, Схоластический Инструктор Обновление — 08 июля |
Пьесы и сценарии для печати и чтения
Легенда о Молнии Ларри | Легенда о Слэппи Хупере | Савитри |
Дары Вали Папы | Торговец Полли и похититель историй | Пекарская дюжина |
Калабас Детский | Как Лягушка отправилась в рай | Помогите! Хилари! Помощь! |
Какой Обувь Вы выбираете? | Кейси у летучей мыши | Волшебная парча Сказка о Китае |
Мастер
Мужчина | Тэки Пингвин | Уэмберли Обеспокоенный |
Вокруг круговорот воды | “Это Это твоя жизнь, Амелия Беделия!» | Болото Вещь!! |
Где Тротуар заканчивается: | Поездка на ковре-самолете | Динозавры Читательский театр |
Святого Патрика День | Маленькая старушка, которая ничего не боялась – Хэллоуин | Пасха Каникулы кроликов |
Где дикие твари | Кто Был королем | Есть оборотень в городе |
Очень голодная гусеница | Что, Нет Санты? | Турция Троттен |
Дрессировщик животных | Цыпленок Маленький | |
Стоматолог | Динозавр Земля | Один посередине — зеленый кенгуру |
Нет Ванна сегодня вечером | Желание короля | Помощник феи-крестной |
Лиза и потерянное письмо | Закалка, Характер | Румпельштильцхен, Частный сыщик |
Напомнить Мне пожалуйста | Златовласка и три медведя | Три Маленькие медвежата Ча-Ча-Ча |
Подбородок Играть | Три поросенка | Питомник Рифмы с изюминкой |
Колумбус День Читательского Театра | Огромный нос | Девушка-рыба |
Шайло Сезон | Еда должна продолжаться -День Благодарения | САНТА ЗНАЕТ О НОСЕ РУДОЛЬФА |
Земля День | А Коллекция многих | Тематический Скрипты |
Пеппи Ходит в школу | Старушки и ее свинья – Уровень 1 | Замок с привидениями – Уровень 3 |
Молния Ларри – 2-6 классы | Румпельштильцхен | Поросенок Пирог |
Театральные ресурсы для читателей!!
Большой Как руководство, чтобы вы начали !!! | Читательский Театр Загрузки |
Различные Скрипты | Советы
по чтению |
Советы
по сценариям | | РТ
Листы сценариев |
Голос Перегиб | Что
Классный театр? |
Считыватели Театральная оценка – Образец формы оценки, которую вы можете использовать или изменить для собственный класс | Обучение Сердце |
ZOOMplayhouse – Короткие пьесы, которые можно использовать, чтобы заинтересовать маленьких детей. | Платье за ваши сценарии! |
Оральный Свободное владение языком | 4 Скрипты |
Индекс Театра Читателей | Великий Ресурсы для класса k-3!!! |
Нажмите на книги, чтобы узнать больше…
Пьесы
Круглый год: более 20 тематических спектаклей для
Класс (Книги для инструкторов) | 25
Новые читатели играют круглый год: Just-Right Plays
(Just-Right Plays) |
Осень
Потрясающе! : Театральные сценарии для читателей и расширенные
Мероприятия | Супер
Наука! : Театральные сценарии для читателей и расширенные
Деятельность |
Посмотрите, что ТЫСЯЧИ учителей используют и любят!!!
|
Обучение Сердце – 2001-2008
Читательский театр — это стратегия развития беглости чтения. Он вовлекает детей в устное чтение посредством чтения частей в сценариях. При использовании этой стратегии учащимся не нужно запоминать свою часть; им нужно только перечитать его несколько раз, развивая таким образом свои навыки беглости. Лучшие театральные сценарии для читателей содержат много диалогов.
Когда использовать: | Перед чтением | Во время чтения | После прочтения |
Как использовать: | Индивидуально | С небольшими группами | Установка для всего класса |
Чтение вслух по сценарию, адаптированному из любимой книги, — это веселый и мотивирующий подход к обучению беглости речи и выразительности. Смотрите план урока.
Это видео опубликовано с разрешения Balanced Literacy Diet. См. множество других обучающих видеороликов с планами уроков в разделе «Свободное чтение и экспрессия».
Планы уроков читательского театра (со сценариями):
Сценарии читательского театра:
Учителя могут использовать читательский театр как метод обучения математическим задачам. Этот пример можно использовать для читательского представления о 100-м дне и понятии 100.
Здесь представлены театральные сценарии для читателей об Америке на разных уровнях чтения.