Правда – свет разума.
Не в силе сила, а в правде.
Где правда, там и истина.
Где правда, там и счастье.
Где правда, там и победа.
Правда свое возьмет.
Правда суда не боится.
Правда светлее солнца и дороже золота.
Правда глаза колет.
Правда ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
Правда со дна моря выносит.
Правда, что масло, – всегда наверху.
Все минется, одна правда останется.
Правду, что шило в мешке, не утаишь.
Кто за правду горой, тот истинный герой.
Держись за правду, будут за тебя держаться все добрые люди.
Хлеб-соль ешь, а правду режь.
Счастье хорошо, а правда – лучше.
Суров, да правдив, а ласков, да крив.
На льстивые речи не льстись, а на правду не сердись.
Горькая правда лучше красивой лжи.
С ложью правда не дружит.
Правда и кривда – что огонь и вода.
Не будь упрям, а будь прям.
У правды язык суров, зато душа добрая.
Кто за правду стоит, тот хану не поклонится. (Азерб.)
Правота заключается не в громком крике. (Кит.)
Выдуманная история имеет семь версий, правдивая – только одну. (Афр.)
Клевета и ложь – не одно и то ж.
Ложь бывает и спроста, а клевета всегда с умыслом.
Клевета – что уголь: не обожжет, так замарает.
Что лживо, то гнило.
Раз соврал – навек лгуном стал.
Ложь дружбу губит, почему дружба ее и не любит.
Маленькая ложь за собой большую ведет.
Ошибку можно простить, ложь – никогда.
На обмане далеко не уедешь.
У лгуна на одной неделе семь пятниц.
Лицемерие и ложь – одно и то ж.
Жизнь лжи коротка. (Тадж.)
Неправый постоянно во всем оправдывается. (Осетин.)
Лгать – это прыгать с крыши ночью. (Афг.)
Оправдания редко свободны от примеси лжи. (Араб.)
Кто ходит окольным путем, тот попадает под палку. (Узбек.)
У лгуна и справедливое слово пропадает без толку. (Кирг.)
Лгуну не верят даже и тогда, когда он говорит правду. (Латин.)
Говоря ложь, не будешь умным; воруя, не станешь богатым. (Калм.)
Бог любит праведника, а господин (или: а судья, черт) ябедника.
Придорожная пыль неба не коптит.
К чистому поганое не пристанет.
Не ел редьки, не станешь и рыгать.
Не ела душа чесноку, так и не воняет.
С гуся вода, а с меня молодца небывалые слова.
Что с гуся вода, небывалые слова.
Лжа (ложь), что ржа: тлит.
Быль — трава, небыль — вода.
Быль — что смола, а небыль — что вода.
Как себя не поведешь, от напраслины не уйдешь.
На поклеп денег не наготовишься.
На поклеп божбы не напасешься.
Клеплет, что на мертвого. Наклепал, что воз наклал.
Напраслина отрыгается.
Бойся клеветника, как злого еретика.
Напрасливый чужой век заедает.
Напраслив, да несчастлив (т. е. никто не верит).
Злые люди доброго человека в чужой клети поймали.
Куда, матушка, парни-то лихи: я насилу от семерых отбилась.
Доказчику первый кнут.
Ябедника на том свете за язык вешают.
Клеветники на том свете раскаленные сковороды лижут.
Кто о ком за глаза худо говорит, тот того боится.
Кто кого за глаза поносит, тот трусит его.
Не скоробно поношение изветчика.
За глаза про кого не говорят?
За глаза и про царя говорят. Заглазно и архиерея бранят.
Заочная брань, по указу государеву, тебе же на ворот виснет.
Заочную брань ветер носит.
Собака лает, ветер носит.
Видал ли мужик напраслину!
Где наше не пропадало!
И в напраслине, что в деле, люди погибают.
Солгать — ничего, было б на кого.
Клевета что уголь: не обожжет, так замарает.
По саже хоть гладь, хоть бей — все черно.
Змею обойдешь, а от клеветы не уйдешь.
Шей, вдова, широки рукава: было б куда класть небывалые слова.
Вали на серого — серый все свезет. Вали волку на холку.
Хорошо на бурку валить — бурка все свезет.
Люблю серка за обычай: кряхтит да везет.
Вали с больной головы на здоровую. Сваливать с больной головы на здоровую.
Ныне люди напрасливы: за ногу своротят, да и в быль поворотят.
На виноватого (или: на вора) с поклепом.
Ныне народ хуже прошлогоднего: пришел ввечеру, а вышел поутру — скажут, что ночевал.
Худого не хвали, а хорошего не кори.
Сам себя не хаю, да и людей не хвалю.
И собой не хвалюсь и людей не хаю.
Пеняй на соседа, что спится до обеда: сосед дрова рубит — нас не разбудит.
На людей налыгать — не себя очищать.
Вашему вниманию предлагаются лучшие пословицы без регистрации. Эти пословицы интересны в любом возрасте. Потому что мудрый народ сочинил множество поговорок и пословиц — самых разных: веселых и грустных, умных и мудрых, о дружбе и о любви, о здоровье и о труде, о русском языке и т. д… На нашем сайте собраны лучшие поговорки. «Русские пословицы о Клевета – напраслина» вы можете прочитать у нас.
Что характерно, ни одно из этих слов не имеет антонимов. То есть, «доброй сплетни» или «справедливой клеветы» не бывает по определению. Все перечисленные в заголовке действия имеют злонамеренный характер. За одним исключением. Слово «слухи» мы часто употребляем в значении «непроверенная информация».
Беседа — это когда три женщины останавливаются на углу, чтобы поговорить. Сплетня — когда одна из них уходит. (Херб Шрайнер)
Бессовестные женщины сплетничают беззастенчиво, совестливые — застенчиво. (Лешек Кумор)
Бессильная злоба утешает себя злословием. (Пьер Буаст)
Будь холодна как лёд и чиста как снег, — ты всё же не избежишь клеветы. (Шекспир)
В большинстве случаев последний, до кого доходят слухи, — тот, кого они касаются. (Д. Боккаччо)
В основе каждой сплетни лежит хорошо проверенная безнравственность. (О. Уальд)
Всё бедствие от сплетни злоязыкой страшнее, чем удары острой пикой. (Алишер Навои)
Глупые сплетни — наилучшие стражи для моих секретов. (Макс Фрай, «Ворона на мосту»)
Горсточка фактов способна испортить самую хорошую сплетню. (Автор в розыске)
Если уж сплетничаешь, то хотя бы не ври. (Теткоракс)
Есть оружие пострашнее клеветы: оружие это — истина.
(Ш. Талейран)
Есть такие грязные сплетни, что их стыднее слушать, чем повторять. (Жак Деваль)
Злословец есть самый лютый из диких зверей, а льстец — самый опасный из ручных животных. (Диоген)
Злословие и клевета не имели бы такой силы, если бы глупость не пролагала им пути. (А. Дюма-отец)
Злословие и насмешка — вот что пользуется у публики неизменным спросом. (Джозеф Аддисон)
Интеллигентная женщина не повторяет сплетен. Она их сочиняет. (Янина Ипохорская)
Искусные льстецы обычно не менее искусные клеветники. (Наполеон Бонапарт)
История — это квинтэссенция сплетни. (Томас Карлейль)
Клевета — порок, обладающий необычайными свойствами: стремясь умертвить её, вы тем самым, поддерживаете её жизнь; оставьте её в покое — и она умрёт сама. (Томас Пейн)
Клевета со стороны некоторых господ — такая же хорошая рекомендация, как похвала со стороны других. (Генри Филдинг)
Клевета ужасна потому, что жертвой ее несправедливости двое: тот, кто распространяет клевету, и тот кто верит ей. (Геродот)
Клевета — это месть трусов. (Сэмюэл Джонсон)
Когда сплетни стареют, они становятся мифами. (С. Лец)
Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп. (Книга притчей Соломоновых)
Кто сплетничает с вами, тот сплетничает и о вас. (Испанская посл.)
Кто умеет льстить, умеет и клеветать. (Наполеон Бонапарт)
Люди готовы верить всему, что услышали по секрету. Хочешь, чтоб тебе поверили, — говори шёпотом. (Малькольм де Шазаль)
Мой друг — тот, кто говорит обо мне хорошо даже за моей спиной. (Томас Фуллер)
Молва не всегда ошибается. (Латинская посл.)
Молва — это бедствие, быстрее которого нет ничего на свете. (Вергилий)
Напрасно не злословь,
Чтоб не просить прощенья у совести своей. (Энвери)
Настоящая сплетня никогда не должна подтверждаться на все сто процентов. (С.Е. Лец)
Неважно, что говорят у тебя за спиной. Главное, что когда ты обернёшься, все будут молчать. (Екатерина Гердт)
Никогда не повторяй сплетен в том виде, в каком ты их услышал. (Автор не назвал себя)
Никогда не повторяй того, чего не услышал сам. (Жюль Ренар)
(Какой скучный совет! 🙂 )
Никто не сплетничает о тайных добродетелях других людей. (Бертран Рассел)
Никто не станет рассказывать сплетни, если некому слушать. (Марлен Дитрих)
Никто, никогда не сплетничает о тайных достоинствах других людей. (Бертран Рассел)
Ни слуху, ни духу, ни вестей, ни костей. (Русская посл.)
Одни говорят, что Грета Гарбо жива, другие — что умерла. Я не верю ни одной из этих дурацких сплетен. (Янина Ипохорская)
Оскорбление — это клевета в сокращенном виде. (Шопенгауэр)
Покажите мне человека, который ни разу не сплетничал, — и я покажу вам человека, которого люди совершенно не интересуют. (Барбара Уолтере)
Правда бывает страшнее самых злых слухов. (О. Уальд)
Рассказанную нам историю мы склонны передавать другим в лучшем виде, чем её получили. (Хамфри Уорд)
Самое безупречное поведение не убережет вас от кривотолков и унизительной клеветы. (Гордубал)
Слухи о моей смерти сильно преувеличены. (Марк Твен)
Слух рождается мышью, а умирает слоном. (Б. Тойшибеков)
Сплетни — как фальшивые деньги: порядочные люди их сами не изготовляют, зато распространяют. (Клэр Люс)
Сплетник — это тот, кто говорит с вами о других; зануда — тот, кто говорит с вами о себе; а блестящий собеседник — тот, кто говорит с вами о вас. (Вильям Кинг)
Сплетник — это человек, который сообщает вам все, о чём вы подозревали и сами. (Автор в розыске)
Сплетни — опиум угнетённых. (Эрика Джонг)
Сплетня — как старый анекдот: всегда найдется кто-то, который ещё ни разу её не слышал. (Автор в розыске)
Сплетня — лишь отчасти сплетня; по большей части — это фольклор. (Теткоракс)
Сплетня — то, что мы слышим; новость — то, что мы говорим. (Автор в розыске)
Сплетня — это плата за гостеприимство. (Дон-Аминадо)
Только неблагодарный человек способен в глаза хвалить, а за глаза злословить. (Пифагор)
Три женщины — четыре сплетни. (Вьетнамская посл.)
Тщеславие предпочитает клевету молчанию, но забвение душит его. (Пьер Буаст)
Умные люди знают, что можно верить лишь половине того, что им говорят. Но только очень умные знают, какой именно половине. (Янина Ипохорская)
Хвалу и клевету приемли равнодушно, и не оспаривай глупца.
(А.С. Пушкин)
Хочешь знать, что говорят о тебе знакомые? Послушай, что они говорят о людях, которые лучше тебя. (Мария Эбнер-Эшенбах)
Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен. Чистая совесть смеётся над лживой клеветой. (Овидий)
Я вовсе не хочу знать, что говорят обо мне за моей спиной: я и без того о себе достаточно высокого мнения. (О. Уальд)
Я не понимаю, к чему заниматься злословием. Если хочешь насолить кому-либо, достаточно лишь сказать о нём какую-нибудь правду. (Ф. Ницше)
Словно мухи тут и там
Ходят слухи по домам,
А беззубые старухи
Их разносят по умам.
(Высоцкий «Песня о слухах»)
Дополнительно читай подборку «Ложь».
Правда – свет разума.
Сила не в силе, а в правде.
Где правда, там и правда.
Где правда, там счастье
Где правда, там и победа
Правда возьмет свое
Правда не боится суда
Правда ярче солнца и дороже золота
Правда режет глаза
Истина не горит в огне и не тонет в воде.
Истина поднимается со дна моря.
Это правда, что нефть всегда на высоте.
Все пройдет, останется только правда.
Правду не спрячешь, это шило в мешке.
Кто стоит за правдой, тот настоящий герой.
Держись за правду, все хорошие люди будут держаться за тебя.
Хлеб да соль ешь, а правду режь.
Счастье хорошо, но правда лучше.
Суровый, да правдивый, да ласковый, да коварный.
Не обольщайтесь льстивыми речами, но и не гневайтесь на правду.
Горькая правда лучше красивой лжи.
Правда с ложью не дружит.
Правда и ложь подобны огню и воде.
Не упрямься, будь прямолинейным.
У правды суровый язык, но добрая душа. (Морд.)
Кто за правду не поклонится хану. (азерб.)
Праведность не в громком крике. (Кит.)
У выдуманной истории есть семь версий, у реальной истории — только одна. (африканский)
Клевета и ложь не одно и то же.
Ложь может быть простой, но клевета всегда преднамеренна.
Клевета как уголь: не горит, а пачкает.
Что ложно, то гнило.
Один раз солгав, он стал лжецом навсегда.
Ложь разрушает дружбу, поэтому дружба ее не любит.
Маленькая ложь ведет к большой.
Ошибку можно простить, ложь – никогда.
На обмане далеко не уедешь.
У лжеца семь пятниц на неделе.
Лицемерие и ложь – одно и то же.
Жизнь лжи коротка. (Тадж.)
Неправда постоянно во всем оправдывается. (осет.)
Врать – ночью с крыши прыгать. (афг.)
Оправдания редко бывают свободны от примеси лжи. (араб.)
Кто идет окольным путем, тот попадает под палку. (узб.)
Для лжеца даже честное слово бесполезно. (кирг.)
Лжецу не верят, даже если он говорит правду. (лат.)
Врать не умно; воровство не сделает вас богатым. (Калм.)
Бог любит праведного, а господин (или: но судья, черт) солдафона.
Придорожная пыль не дымит небо.
Чистая грязь не прилипнет.
Если ты не ел редис, ты не будешь рыгать.
Душу чеснока не ел, не воняет.
С гуся вода, и беспрецедентные слова от меня.
Как вода с гуся, беспрецедентные слова.
Ложь (ложь), что ржавчина: тлеющая.
Реальность — трава, вымысел — вода.
Реальность как смола, а вымысел как вода.
Как бы ты себя ни вел, от клеветы не уйдешь.
К наговору денег не приготовишься.
На клевету на Бога не накопишь.
Клепать это на мертвых. Клепал, что телегу клепал.
Клевета рыгает.
Бойся клеветника, как злого еретика.
Мягкая инопланетная эпоха захватывает.
Напрасно, но несчастны (т.е. никто не верит).
Злые люди поймали хорошего человека в чужой клетке.
Где, матушка, ребята лихие: Я семерых силой отбил.
Испытателю первый хлыст.
Ябедник на том свете повешен за язык.
Клеветники на том свете лижут раскаленные сковородки.
Кто плохо говорит о ком-то за его спиной, тот его боится.
Кто ругает кого-то в глаза, тот трус.
Упрекать диктора не скоро.
О ком не говорят за спиной?
За глаза говорят о короле. За глаза и епископа ругают.
Злоупотребление корреспонденцией, по указу государя, висит на твоих воротах.
Корреспонденция ветра.
Собака лает, ветер несет.
Зря прозрел человек!
Куда наши не пропадали!
И в наветах, что на самом деле люди умирают.
Врать – ничего, было бы кому.
Клевета как уголь: не горит, а пачкает.
На копоть, хоть на гладь, хоть на удар – все черное.
Змею обойдешь, но клеветы не избежишь.
Шай, вдова, с широкими рукавами: было бы куда вставить невиданные слова.
Падение на серое – серое принесет все. Довести волка до холки.
Хорошо плащ пенять – плащ все принесет.
Люблю серк за кастом: стоны и удачи.
Перебраться с больной головы на здоровую. Вина с больной головы на здоровую.
Нынче люди тщеславные: за ногу повернут, а то и в реальность превратят.
На виновного (или: на вора) с клеветой.
Сейчас люди хуже, чем в прошлом году: пришли вечером, а вышли утром – скажут, что переночевали.
Не хвали плохого, но не укоряй хорошего.
Я себя не виню, и людей тоже не хвалю.
А я не хвастаюсь и не виню людей.
Обвинить соседа в том, что он проспал до обеда: сосед рубит дрова – не разбудит.
Прыгать на людей – это не очищать себя.
Предлагаем вам лучшие пословицы без регистрации. Эти пословицы интересны в любом возрасте. Потому что мудрые люди сочинили много поговорок и пословиц – самых разных: веселых и грустных, умных и мудрых, о дружбе и любви, о здоровье и труде, о русском языке и т. д. На нашем сайте собраны лучшие поговорки. “Русские пословицы о наговоре – наговор” можно прочитать здесь.
Мы должны убедиться, что такое ложь, прежде чем говорить о восьмой заповеди, в которой Господь запрещает нам клеветать на ближних. Ложь – это искажение или сокрытие правды. Ложь противоречит Истине, которая исходит от Бога. Ложь исходит от дьявола. Христос называет диавола отцом лжи: Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи, говорит Христос (Ин. 8:44). Апостол Павел учит, что лжец действует от имени дьявола. В его Послании к Колоссянам мы читаем: Не лгите друг другу, что вы отложили ветхого человека с делами его (Колоссянам 3:9).).
Слово Божие часто говорит о пагубной привычке лгать. Ложь – грязное пятно в человеке, но она постоянно в устах невежественных, читаем мы в ветхозаветной книге Сираха (Екклесиастик 20:24). Царь Соломон также свидетельствует о такой истине: Лживые уста – мерзость пред Господом, а говорящие правду – радость Ему (Притчи 12:22). В другом месте Соломон пишет: Итак, берегитесь ропота, который бесполезен; и воздержи свой язык от злословия, ибо нет слова столь тайного, которое не пропало бы; и уста верующие убьют душу (Премудрость Соломона 1:11). Действительно, ложь и клевета равносильны убийству, ибо можно убить не только физическое тело, но и духовное тело. Характер лжеца, пишет мудрый Сирах, бесчестен, и позор его всегда с ним (Екклесиастик 20:26). Апостол Павел пишет, что Бог наказывает лжеца: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, почитающих истину неправдою» (Римлянам 1:18). Итак, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, ибо мы члены друг другу (Ефесянам 4:25).
Жизнь предоставляет широкое поле для лжи по причине малодушия, тщеславия или корысти, которая в последнюю очередь сходится с воровством. Тщеславная фарисейская ложь исходит из себялюбия и произносится для самовозвеличивания и осуждения ближнего. Клевета – это ложь, направленная на то, чтобы опорочить другого. В этом случае злоба может работать вместе с ложью.
Отцы Церкви понимали Девятую Заповедь как предостережение от всякого греха, совершаемого словом, и от пустословия, а также от греха лжесвидетельства в суде. Эта форма лжи оборачивается против того, кто говорит. Вспомни слова Христа: Твоими устами буду судить тебя, лукавый раб (Луки 19:22). Все, что мы говорим, не исчезает бесследно. Если мы говорим о любви, а в жизни мстим тем, кто нас обижает; если мы говорим о нравственности, но не следуем Божьим нравственным законам; если мы говорим о достоинстве человеческой личности, но плохо относимся к ближнему и т. д.; тогда Божий Страшный Суд расправится с нами нашими собственными словами. Если мы говорим о добре, мы знаем о нем; а если знаем о добре, а если не делаем, то все разговоры наши были праздны. И Христос сказал: А Я говорю вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12:36). Пустая болтовня не просто бессодержательна; это каждое слово, не подтвержденное прижизненными делами.
Святой Иоанн Лествичник говорит: Молчание всегда полезно. Говорить, конечно, можно, но не праздно. Говорить нужно только то, что мы искренне чувствуем. Но язык никто не может укротить, учит апостол Иаков; это непокорное зло, полное смертельного яда. А немного раньше Апостол возвещает: Кто не согрешит словом, тот человек совершенный и могущий и обуздать все тело (Иак. 3:8, 2).
Отцы-аскеты учат нас бороться с осуждением. Вот одно наставление преподобного Исаака Сирина: Когда кто станет в присутствии твоем упрекать брата своего, не слушай его; но понизь свое лицо. Как только ты сделаешь это, то пред Богом и пред Ним будь осторожен.
Начало спасения есть осуждение самого себя, учит святой Нил Синаитский; и далее он говорит: «Будем следить за собой, чтобы не начать осуждать других, ибо многое из того, что мы осуждаем в других, находится в нас самих». Наставляй грешника, а не осуждай падшего, увещевает синайский подвижник, ибо последнее есть злословие, а первое свидетельствует о желании исправить.
О осуждении авва Дорофей пишет так:
«Тревожить, осуждать и вредить — не бесовские ли это? это так? Что нет в нас любви? Ибо (по слову апостола Петра) любовь покрывает множество грехов (1 Петра 4:8)… Святые не осуждают грешника и не отвратись от него и дальше, но пожалей его, сокрушайся о нем, наставь, утешь и исцели его, как больной член, и все сделай, чтобы спасти его».
Старец Никодим Святогорец, автор книги «Невидимая брань», так пишет о зле осуждения (стр. 197-198):
Самолюбие и высокое мнение о себе рождают в нас еще одно зло что наносит нам тяжкий вред; именно, суровый суд и осуждение наших ближних, когда мы считаем их ничем, презираем их и, если представится случай, унижаем их. «Поскольку мы так высоко ценим и думаем о себе, — пишет Никодим Святогорец, — то мы, естественно, смотрим на других с высоты, судим и презираем их, ибо кажемся себе далекими от тех недостатков, которыми, как нам кажется, обладают другие… .Если вы все еще чувствуете побуждение судить, прибавьте к этому истину, что вам для этого не дано никаких полномочий и что в тот момент, когда вы принимаете эту власть, вы тем самым делаете себя достойным суда и осуждения не перед бессильными людьми, а перед Бог, всемогущий Судья всех.
Святые отцы Церкви словами учат нас лжесвидетельству и осуждению, но учат и жизнью. Вот один рассказ из книги «Изречения отцов-пустынников»:
«Брат в Скитиде согрешил. Был созван собор, на который был приглашен авва Моисей, но он отказался на него идти. скажи ему: «Приходи, ибо все ждут тебя». Он встал и пошел. Он взял протекающий кувшин, наполнил его водой и понес с собой. Остальные вышли ему навстречу и сказали ему: что это, отец? Старец сказал им: «Грехи мои бегут за мною, и я не вижу их, и сегодня иду судить чужие заблуждения». Услышав это, они ничего больше не сказали брату, но простили его».
А как должен относиться верующий к своим клеветникам? По этому поводу святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет в своем дневнике Моя жизнь во Христе:
«Когда же брат твой согрешит против тебя чем, например, если худо о тебе скажет или со злым умыслом передаст слова твои в извращенном виде на другого, или клевещет на тебя, не гневайся на него, но ищи в нем те добрые качества, которые несомненно есть во всяком человеке, и останавливайся на них с любовью, презирая злые наветы его на тебя, как на сор, не стоит внимания, как иллюзия дьявола, золотоискатели не обращают внимания на качество песка и грязи в золотом прахе, а ищут только крупицы золота, и хотя их немного, но они ценят это.