Русские народные игры картинки для детей – ЛИЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ с картинками по теме”Подвижные русские народные игры для ДОУ” (Воспитателям детского сада. Имеются описание игр и считалки)

Содержание

ЛИЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ с картинками по теме”Подвижные русские народные игры для ДОУ” (Воспитателям детского сада. Имеются описание игр и считалки)



«Всякая детская игра это всегда мир иллюзий.

в этом мире иллюзий ребёнок, однако,

никогда не теряет своего реального «Я»

Г.Л. Рошаль

«Дитятко что тесто, как замесил, так и выросло»

Максимова Надежда

Константиновна

учитель начальных классов,

педагог- психолог,

педагог дополнительного образования

пгт. Южно-Курильск

Сахалинская область

СОДЕРЖАНИЕ:

I. ВВЕДЕНИЕ

II. ТЕОРИЯ

  1. Виды игр.

  2. Необходимость изучать и играть в

русские народные игры.

  1. Распределение ролей

а) Считалки

б) Жребий

4. Методика организации игры.

5.Требования к игровому взаимодействию взрослых и детей.

6. И Т О Г.

III. ПРАКТИКА.

Конспекты игр:

а) «Каравай»;

б) «Гуси- лебеди»;

в) «У медведя во бору»;

г) «Жмурки»;

д) «Пятнашки»;

е) «Хромая лиса»;

ж) «Краски»;

з) «Кошки- мышки»;

и) «Третий лишний»;

к) «Змейка».

+ В конце смотрите Приложение: «Считалки, сборник».

I. В В Е Д Е Н И Е

Нужна ли детям игра? Как лучше её организовать? Какие игры лучше использовать? Вопросы, вопросы? Их часто задают педагоги- воспитатели, организаторы, классные руководители, родители.

В соответствии с решением коллегии «Об основных нап-равлениях развития воспитания в системе образования», где говорится о включении в системное расписание общеобразова-тельных учреждений вышеперечисленных должностей, которые обязаны владеть методикой организации игры, знать содер-жание игр, уметь организовывать их так, чтобы вовлечь мак-симальное количество детей, уметь конструировать их. Для конструирования игрового досуга всем категориям педагогики необходимо подбирать разные пособия, для организации игр разного типа, дополнительный материал (в виде считалок, скороговорок, загадок и др.), чтобы специалисты, работающие с детьми, могли моделировать его на своё усмотрение.

Организаторам детских игр важно помнить, что их главная задача- учить детей играть активно, коллективно или самостоятельно. С помощью игры можно помочь ребёнку быстрее адаптироваться к новым условиям в образовательном учреждении.

Умеющий играть ребёнок любого возраста быстрее принимает решения, лучше мыслит, чаще проявляет инициативу и самостоятельность.

II. Т Е О Р И Я

«Игра- возможность отыскать себя в обществе,

себя в человечестве, себя во вселенной»

Я. Корчак

Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил. В играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей.

И, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.

Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, подра-жательные, музыкальные, дидактические, познавательные и др. все они нужны и по- своему полезны детям, все должны быть использованы воспитателем в работе.

Но особое место среди них занимают подвижные игры, которые являются наилучшим лекарством для детей от двигательного голода- гиподинамии.

Многие из них существуют с незапамятных времён и передаются из поколения в поколение. В жизни Древней Руси различные игры и игрища, как составные части народных и храмовых праздников, занимали видное место. В празднествах участвовали всех возрастов, но особенная роль отводилась детям, они были самыми активными их участниками.

На Святках они ходили славить Христа, поздравляли соседей колядной песней, и в конце зимы встречали и провожали Масленицу. Ребятишек посылали с первовыпеченными блинами на огород, где они, скача верхом на кочерге, кричали: «Прощай, зима счастливая! Приходи, лето красное!» Вместе с взрослыми дети взбирались на крыши построек, на деревья и заклинали птиц. Наблюдая жизнь взрослых, дети в своих играх часто имитировали календарные семейные обряды, исполняя при этом соответствующие песни.

Мальчишки и девчонки любили вместе со взрослыми приходить на вечёрки, собирались на деревенской улице, за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту.

Так подвижная игра перешла от взрослых к детям.

Время вносит изменения в сюжеты некоторых игр, наполняет их новым содержанием, отражающим современную жизнь. Игры обогащаются, совершенствуются, создаётся мно-жество усложнённых вариантов, но их двигательная основа остаётся неизменной. Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений:

ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазание, метание, бросание и ловлю, упражнения с предметами- потому являются самым универсальным и незаменимым средством физического воспи-тания детей.

Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их при-менения в разнообразных игровых ситуациях, что создаёт большие возможности для проявления инициативы и творчества. Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, ребёнок испытывает радость от напряжения физических и умственных сил, необходимого для достижения успехов.

Подвижная народная игра- естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающей великой воспитательной силой.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народные игры являются неотъемлемой частью интерна-ционального, художественного и физического воспитания дош-кольников. Радость движения сочетаются с духовным обога-щением детей. У них формируется устойчивое, заинтересован-ное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

Уклад современной жизни сильно отличается от того, каким жили наши предки. И люди стали забывать, как обставляли свой дом наши прабабушки, какие песни пели, какую носили одежду, во что играли в детстве. Наши предки не заслуживают забвения. Они были трудолюбивы, имели удивительно тонкое и поэтическое восприятие мира, стойкие традиции и серьёзное отношение к таким понятиям, как мораль, добродетель и нравственность.

По содержанию все русские народные подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития.

Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка- дошкольника.

Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно- игровой форме, способствующей конкрет-ному перевоплощению в образ («Гуси- лебеди», «У медведя во бору», «Коршун и наседка» и много других).

Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встре-чающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определённых игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребёнка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребёнок должен про-явить более сложную, т.е. мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Пятнашки», «Палочка- выручалочка» и много других).

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формиро-ванию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребёнок не может не проявить воспитываемые у него качества. Правила этих игр складывались и проверялись многими десятилетиями, даже веками, в их создании принимали участие многие поколения людей, жившие на нашей земле.

Игра начинается со считалки. Всем известно, что считалки нужны для того, чтобы по справедливости и без споров выбрать того, кто будет водить в игре. А в некоторых играх при помощи считалок можно определить порядок, в котором каждый должен вступать в игру.

Считалки- это короткие рифмованные стихи, как правило весёлые и смешные. Иногда их придумывают сами дети, но чаще ребята Поль-зуются теми, которые написаны поэтами. В простейшей форме считалка- это счёт. Счётом решают, кому водить, но сам процесс выбора водящего при помощи считалки является для детей игрой.

Считалки бывают простые и с выбором.

Сначала о простых считалках. В них становятся все в тесный кружок, а кто-то один неторопливо говорит считалку, указывая пальцем по кругу на каждого и начиная считать с себя самого. Если ребят в кругу много, то вначале считающему приходится обходить круг изнутри, считая по порядку и себя, вернее, то пустое место, где он раньше стоял. Те, на кого придётся последнее слово считалки, один за другим выходят из круга и отходят в сторону. Оставшийся последним- водит.

Считаться надо «По солнцу». Солнышко восходит с восточной стороны. В полдень проходит через юг и заходит на западе. Так вот, если вы в любой час дня оборотитесь к солнцу, то начало его пути по небу будет у вас где-то слева, а конец- справа. Значит, вторым по счёту должен быть ваш левый сосед, за ним следующий и т.д. по кругу до конца считалки. Это и будет «по солнцу». Т.е. в направлении от вашей правой руки к левой, это старинное правило всех русских игр.


В считалках иногда попадаются длинные слова, на которые приходится два или три счёта, или на два слова приходится один счёт. Поэтому, чтобы вам не сбиться, во всех считалках над каждым с чётным слогом ставим ударение. Считалка произносится так, чтобы было складно и ритмично. Только в немногих считалках, начинающихся на пять или десять, приходится нарушать ритмичность, чтобы приходился один счёт. Ударение надо ставить ещё и потому, что ребята ухитряются так невнятно бормотать считалку, что «глотают» некоторые слоги и, как бы нечаянно, «выходят» сами. Так что говорить считалку надо чётко и не торопясь.

Вот несколько простых считалок.

Сначала одна из самых старинных, дошедших до нас ещё с прошлых веков.

Заяц белый, куда бегал?

В лес дубовый.

Что там делал? Лыко драл.

Куда клал? Под колоду.

Кто украл? Родион.

Выйди вон!

Следующая считалка, пожалуй, самая известная из всех.

– Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф- паф! Ой, ой, ой!

Умирает зайчик мой.

Принесли его домой,

Оказался он живой!

И ещё про зайца, только не такого сообразительного, как тот, что «лыка драл» себе на лапоточки.


– Бегал заяц по болоту,

Он искал себе работу.

Да работы не нашёл,

Сам заплакал и пошёл.

И ещё несколько:

Чёрной ночью чёрный кот

Прыгнул в чёрный дымоход.

В дымоходе чернота,

Отыщи- ка там кота.

– Мальчик, с пальчик нашёл стаканчик.

Стакан разбился, лимон покатился.

Стакан, лимон- выйди вон.

Обычно водит последний оставшийся. Но иногда для быстроты договариваются, что водить будет тот, кто выйдет первым. Для этого годятся все считалки, однако есть пригодные только для таких случаев, так как последние слова в них прямо указывают, что водит именно тот, кто вышел.

Вот, например, такая считалка:

– Катилася торба с великого горба.

Что в той торбе? Хлеб- поленица.

Кому доведётся, тому и водиться.

Теперь перейдём к считалкам «с выбором» и посчитаемся,

например, в такую:

– Дора, дора, помидора,

Мы в саду поймали вора.

Стали думать и гадать,

Как бы вора наказать?

Мы связали руки, ноги

И пустили по дороге.

Вор шёл, шёл, шёл

И корзиночку нашёл.

В этой маленькой корзинке есть помада и духи.

Ленты, кружева, ботинки, что угодно для души.

Тот, на кого пришлось первое слово, не выходит сразу из круга, а должен выбрать что- нибудь из этой корзинки. Он выбрал, предположим, кружева. Тогда считалку начинают снова, но уже с того, кто выбирал. На кого придётся конец слова «кружева»- выходят. Таким же образом считаются и дальше, пока не выйдут все, кроме оставшегося последнего, который должен водить.

Считалки «с выбором», для того, чтобы вышел один игрок, приходится повторять два раза- первый раз полностью, а второй раз- до того, слова, которое было выбрано. Но после того, как очередной игрок вышел, начинать надо опять с себя.


Вот ещё две старинные считалки:

1- я

-На златом крыльце сидели

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

2- я

– Ехал мужик по дороге.

Сломал колесо на пороге.

Сколько ему надо гвоздей,

Говори поскорей,

не задумывайся!

В последней считалке надо назвать какое –нибудь небольшое число например, от десяти до двадцати. Затем, начиная с того, кто называл число, надо считать и последний по этому счёту- выходит.

Следующая считалка требует пояснений,

так как она отличается от других.

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети.

Все кричали куку- мак!

Отжимай один кулак.

Все выставляют вперёд сжатые кулаки. Считающий тоже. На первый слог он ударяет кулаком по правому; на второй- наоборот; на третье слово – «мимо»- своим правом по кулаку левого соседа, затем начинает по кругу легонько стукать по всем выставленным кулакам. На чьём кулаке считалка кончится, тот его разжимает и опускает руку. Считалка говорится снова. Так постепенно кулаки опускаются. А кто опустит оба- выходит. Считающий таким же манером, как и начинал, считает и свои кулаки, пока один из них не выйдет. Причём выходит тот, который в конце считалки оказался внизу. Этим кулаком он и продолжает счёт. Если выйдет и другой свой кулак, считаются только чужие. Чей один кулак остался- водит.

Считалка трудная, но зато очень интересная.

Когда от многих считавшихся останется всего три- четыре человека, то продолжать считаться длинной считалкой будет слишком долго да и скучновато- ведь за одну считалку придётся по нескольку раз указывать на каждого. Тут лучше всего сменить считалку на более короткую, да и считальщик может поменяться.

Есть, помимо перечисленных, один из древнейших и из простейших способов рассчитаться. Предположим, что играю-щих десятеро, они встают в круг, кто- то из них начинает считать. По договоренности, каждый пятый выходит из круга. При повторении счёт начинается сначала.

Существуют и другие способы определить того, кто будет водить, – при помощи жребия.

Жребий– это условный знак, какой- нибудь предмет: дощечка, палочки или соломки, монета, камешки, листочки растений и т.д.

Играющие вынимают предмет, отличающиеся по размеру из числа одинаковых. А монеты, палки, дощечки иногда подбра-сывают вверх, и от того, какой стороной они упадут или каким концом палка коснётся земли, зависит результат жеребьёвки, т.е кто начинает игру.

В России наиболее распространёнными были следующие способы жеребьёвки.

Угады.

Вот как это делается. Берут столько одинаковых палочек, спичек или травинок, сколько собралось играющих. Потом одну обламывают, чтобы она стала короче других и все их зажимают в кулак, выравнивая наружные концы. Затем по очереди тянут жребий. Кто вытянет единственную коро-тышку, тот и водит. Можно и по- другому. Оторвите несколько бумажек и поставьте крестик на одной из них. Потом все их надо свернуть, положить в шапку или карман и перемешать. Водит тот, кто вытянет отмеченную бумажку.

Часто для игры собирается пять человек, тогда можно применить самый простой и быстрый способ жеребьёвки. Кто –нибудь незаметно от других намажет один палец мелом, карандашом или чернилами, подходит к остальным со сжатым кулаком и говорит: «разогни палец». Каждый по очереди разгибает по одному пальцу. Кто разогнёт запачканный, тому и водить. А если отмеченный палец остался не разогнутым, то водит сам загадывавший. В некоторые игры можно играть даже вдвоём. Тогда лучше простой считалкой не считаться, потому что считающему всегда придётся водить.

Поэтому тут лучше что- либо угадывать.

Например, применить способ, которым пользуются футбольные судьи, вначале игры при розыгрыше ворот, – подбросить монетку, а когда упадёт, накрыть её ладонью и спросить: «Орёл или решка? Орёл– эта та сторона, где герб; в старину там изображался орёл». Другой игрок должен угадать, какой стороной кверху упала денежка на землю.

Если монетки под рукой не окажется, найдите небольшой плоский камешек или кусочек коры, или щепку, плюньте на одну сторону, и спросите: «Дождя или вёдра?». Ну, «дождя»- это понятно, значит, мокрой стороной кверху. А «вёдра»- это сухой стороной, потому что, «вёдро» означает сухую, солнечную погоду.

Можно зажать маленький предмет в кулак, вытянуть вперёд в обе руки и спросить: «В правой или левой?». Если приятель не угадает- он водит, а угадает- водить надо тому, кто загадывал.

Многие игры требуют разделения на команды. Лучше всего разделиться «по сговору». Играющие образуют пары, отходят в сторону, сговариваются между собой, кому какое название взять. Это могут быть названия зверя, птицы, игрушки, растения и т.д.

Разрешается применять шуточные названия: цапы- цапы и топы- топы; дедушка Пыхто и бабушка Никто и т.д.

Сговорившись, пары подходят поочередно к тому или другому капитану (матке) и спрашивают:

Матка, матка, чего тебе надо?

Пирог с грибами или козла с рогами?

Из ведра ерша или из корзины ежа?

Выбирая названия, матка выбирает себе игроков.

Сговорки бывают разными.

В Ы Б И Р А Й:

Сахару кусочек

Или красненький платочек?

Гороху мешок

Или масла горшок?

Ландыш душистый

Или одуванчик пушистый?

Медведя лохматого

Или козла рогатого?

Колокольчик голубой

Или жёлтый зверобой?

Зелёную лягушку

Или хлеба краюшку?

Белую берёзу

Или красную розу?

Из речки ерша

Или из лесу ежа?

Кашу

Или простоквашу?

Серую утку

Или деревянную дудку?

ВЫБЕРИ ПОМОЩНИКА:

Сено косить

Или дрова рубить?

Горох молотить

Или кашу варить?

Шары катить

Или воду лить?

Лапти плести

Или двор мести?

Коня ковать

Или двор подметать?

Колыбельку качать

Или сметану лизать?

КОГО В ГОСТИ ПРИГЛАСИШЬ:

Хитрую лису

Или Марью- красу?

Таракана усатого

Или кота полосатого?

Курочку в серёжках

Или кочетка в сапожках?

Гусей – лебедей

Или мохнатых шмелей?

Сговорки складываются очень просто. Можно научить детей их придумывать.

Есть и более простой вариант сговорок.

Дети берут в руки по маленькому предмету, подходят к матке, держа руки за спиной, и спрашивают, какой ему нужен предмет. Матка называет предмет, и в чьей руке он окажется, тот играющий остаётся с ним, а другой идёт ко второму матке.

Чтобы определить, кому начинать игру или водить, можно «конаться» Для этого берут палку или верёвку, и один из тех, кто «конается», захватывает конец, другой берётся рядом, третий следом за вторым и т.д. чья рука захватит противо-положный конец, тому водить или начинать игру.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИГРЫ

Перед педагогами ставится главная задача– найти методы взаимодействия с детьми. Именно игра занимает центральное место в их жизни, где они чувствуют себя в безопасности, комфортно, ощущают психологический простор и свободу.

Важная роль педагога, который организует игровое пространство, игровую ситуацию, умеет пригласить столько участников, сколько необходимо, объяснить сам процесс игры,- всё это требует от педагога высокого профессионализма.

Технология проведения игр заключается в том, чтобы ребёнок мог самовыразиться, самоутвердиться, познать себя и других, чтобы в игре детям было легко и уютно.

Организуя игру, важно рассматривать каждого ребёнка как индивидуальность, способную проявить своё личное «Я»;

– ни в коем случае в игре не должно быть элементов, связанных с риском для здоровья детей;

– недопустимо унижать достоинство детей; игра должна соответствовать возрасту и особенностям;

– используемые для игр атрибуты должны быть гигиеничны, безопасны, удобны и эстетичны;

– каждая игра должна создавать положительный эмоцио-нальный настрой даже для проигравших детей.

При организации и проведении игры важна методика объяснения её правил. Не следует начинать игру с названия или пересказа содержания, т.к. это снижает интерес к ней. Желательно начинать объяснение игры с вступления, которое должно быть связано с темой праздника, вечера, занятия или игровой ситуации. Лучшим вариантом считается объяснение по ходу игры и организации её участников и болельщиков.

Задача педагога при объяснении игры состоит в том, чтобы организовать, развлечь не только тех детей, которые участвуют в игре, но и болельщиков. Технология объяснения игры должна соответствовать ряду требований:

– ясность и чёткость в изложении;

– эмоциональная выразительность и достаточная громкость независимо от количества игроков;

-объяснение нужно вести на максимальном показе.

«Игра даёт нам редкую возможность объединить взрослых и детей, представителей всех народов…», сказал Эрне Рубик.

«Игра без усилия, игра без активной деятельности- всегда плохая игра», писал А.С. Макаренко.

«Человеческая игра– это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне усло-вий непосредственно утилитарной деятельности»,

говорил Д. Б. Эльконин.

Т Р Е Б О В А Н И Я К И Г Р О В О М У

ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ

*** Ребёнок как центр деятельности. Ребёнок должен быть в центре процесса игр и служб, обеспечивающих игру.

*** Право выбора каждому ребёнку.

*** Не контролируемость взрослыми, если она происходит без риска физического и морального ущерба.

*** Стимулирующая и развивающая игра, способствующая развитию самоуважения, уверенности, преодолению своих спо-собностей.

*** Увеличение жизненного опыта. Игра предоставляет возможность исследовать, познавать, понимать окружающий мир.

*** Уважение личности. Каждый ребёнок- индивидуаль-ность и имеет право на уважение.

*** Взаимодействие. Игра- это общее участие педагогов, родителей, детей.

*** Забота и внимание к каждому ребёнку должны демон-стрироваться всё время.

*** Равные возможности. Равноправие, доступность игры для всех детей, толерантность и особое внимание к тем, кто испытывает трудности.

*** Право на безопасную игру. В игровой среде каждый должен чувствовать себе физически и персонально в безопас-ности.

*** Работа в рамках законов. Игра должна происходить в соответствии с законом о детской безопасности, охране детских прав, здоровья и благополучия.

*** Игра, доступная для всех. Каждый ребёнок имеет право на игру и всё игровое пространство.

III. П Р А К Т И К А

ИГРА «КА Р А В А Й»

Знакомство с народными играми я начинала с наиболее простых. Самой незамысловатой из них является игра «Каравай». Считаться в данной игре не нужно, достаточно, если одного из детей, например, именинника ставят посередине комнаты, а остальные дети берутся за руки и образуют круг. Затем, играющие идут хороводом по кругу и поют:

«Как на … именины испекли мы каравай (называть имя того, кто стоит посередине). После этого все останавливаются и поют:

«Вот такой вышины!». На слове «Такой» все, продолжая держаться за руки, поднимают их как можно выше и даже привстают на цыпочки. Потом поют: «Вот такой нижины!»- опускают руки и приседают на корточки. Затем все встают и поют: «Вот такой ширины!», расширяя круг как можно больше, но, не расцепляя рук. Потом со словами: «Вот такой ужины!»- все опускают руки и идут к имениннику до тех пор, пока совсем не стиснется круг. В конце, расширяя до первоначальной ширины круг, надо спеть: «Каравай, каравай, кого любишь- выбирай!».

infourok.ru

Презентация для детей “Народные игры для детей”

Презентация на тему: Народные игры для детей

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Описание слайда:

Подготовила: Старший воспитатель Иващенко Н.Ф. 2012 г Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Ивушка» общеразвивающего вида городского округа город Буй Народные игры 900igr.net

№ слайда 2 Описание слайда:

«Игра есть потребность растущего детского организма…» Н.К. Крупская

№ слайда 3 Описание слайда:

Народные игры – это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учетом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый Принципы народной игры: Добровольность Спонтанность Договоренность Отражает особенности развития общества в конкретный исторический момент

№ слайда 4 Описание слайда:

Это естественная среда, в которой искусство переплетено с жизнью людей. Приближают ребенка к прекрасному, порождают в сознании маленького человека любовь к доброте. Выдержали испытание временем, отшлифовались годами и представляют для педагогов истинную школу нравственности. Одно из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средство приобщения к национальной культуре. Народные игры

№ слайда 5 Описание слайда:

Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений.

№ слайда 6 Описание слайда:

Народные игры помогают дошкольникам сделать первые шаги в овладении грамотой, развивать математические способности, художественное дарование в разных направлениях.

№ слайда 7 Описание слайда:

Образец высокого педагогического мастерства; Оказывает влияние на воспитание ума, характера воли, Развивает нравственные чувства, физически укрепляют ребенка. Значение народной игры

№ слайда 8 Описание слайда:

Структура Единая цель и одноплановость действия, что создает классическую простоту народной игры. Игровой зачин («считалка», «жеребьевка»). Начинается с определения водящего или разделения играющих на две группы.

№ слайда 9 Описание слайда:

Классификация народных игр Шангиной Ирины Ивановны Бытовые Игры-забавы Игры-ловишки Драматические Хороводные Сезонно-обрядовые Игры, отражающие отношение человека к природе Состязательные Пальчиковые Вперед

№ слайда 10 Описание слайда:

Движения пальцев ребенка соединяются с короткими ритмическими стихами. Обычно в такие игры играли взрослые с маленькими детьми. К ним относятся русские народные игры: «Замок», «Бабушкины пирожки», «Этот пальчик хочет спасть», «Птички-невелички», «Братья-лежебоки», «Пастушок», «Банька», «Пианино», «Едут-едут бабка с дедом» и другие. Пальчиковые

№ слайда 11 Описание слайда:

«Замок» Пусть малыш повторяет за вами ваши движения. Вернуться На двери висел замок. Да никто открыть не мог. Потянули, Покрутили, Постучали И открыли. Соедините ладони, переплетите пальцы, а большие скрестите. Не расцепляя пальцев, потяните руки в разные стороны. Не расцепляя пальцев, покрутите кисти рук то в сторону правой руки, то в сторону левой. Не расцепляя пальцев, постучите ладонями друг о друга. Расцепите пальцы и разведите руки в разные стороны.

№ слайда 12 Описание слайда:

Игры-забавы В этих играх необходимо проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этим играм относятся : «Земля-Вода-Небо», «Бабки», «Городки», «Горелки», «Двенадцать палочек», «Жмурки», «Игровая», «Кто дальше», «Ловишка», «Лапта», «Котлы», «Ляпка», «Пятнашки», «Платочек-летуночек», «Считалки», «Третий – лишний», «Чижик», «Чехарда», «Кашевары», «Отгадай, чей голосок», «Веревочка под ногами» и др.

№ слайда 13 Описание слайда:

«Земля-Вода-Небо» Играющие становятся в круг лицом к центру. В центре – ведущий с мячом. Он произносит одно из слов Земля-Вода-Небо и тут же бросает мяч в руки любому игроку. Игрок должен поймать мяч и быстро назвать какое-либо животное, обитающее в указанной среде (например, волк на слово «земля»). Затем надо вернуть мяч водящему. Вернуться

№ слайда 14 Описание слайда:

Игры – ловишки Игры в которых воспитываются такие психофизические качества как, ловкость, быстрота, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве. К таким играм относятся: «Колдуны», «Хвост и голова», «Горячее место», «Капканы» и др. Вернуться

№ слайда 15 Описание слайда:

Хороводные игры Это целый ряд детских игр, который основан на соединении песни с движением. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой. К таким играм относятся: «Где был, Иванушка?», «Берёзка», «Гуси и волк», «Колпачок (паучок)» и другие. Вернуться

№ слайда 16 Описание слайда:

Игры, отражающие отношение человека к природе Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся русские народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки», «У медведя во бору», «Коршун и наседка», «Стадо»,» Хромая лиса», «Филин и пташки». «Лягушата», «Медведь и медовый пряник», «Зайки и ежи», «Ящерица», «Хромой цыпленок», «Оса» и их различные варианты.

№ слайда 17 Описание слайда:

«Кошки-мышки» Все игроки делятся на две команды «кошки» и «мышки». «Кошки» образуют круг, «мышки» становятся за кругом. «Кошки» поют песенку: Ах как мыши надоели Развелось их просто страсть Всё погрызли, всё поели Всюду лезут – вот напасть. Погодите же, плутовки, Доберемся мы до вас. Вот поставим мышеловку Переловим всех сейчас. «Кошки» поднимают руки (открывают мышеловку), «мышки» бегают через круг. По сигналу «хлоп» мышеловка закрывается. Вернуться

№ слайда 18 Описание слайда:

Драматические игры В основе этих игр лежало действие, развивающееся в диалоге персонажей. Это маленькие, разыгрываемые детьми пьески, персонажами их могут быть люди, животные, птицы, прием все они сохраняют свои природные качества: силу, храбрость, ум, хитрость, трусливость. Игра сопровождалась пением песенок, пантомимой. Вернуться

№ слайда 19 Описание слайда:

Бытовые игры Игры, отражающие повседневные занятия наших предков – «Быт русского народа» . Это такие игры как: «Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Встречный бой», «Заря», «Корзинки», «Каравай», «Невод», «Охотники и утки», «Ловись рыбка». «Птицелов», «Рыбаки», «Удочка», «Продаем горшки», «Защита укрепления», «Захват флага», «Шишки, желуди, орехи», а также различные их варианты.

№ слайда 20 Описание слайда:

Все игроки образуют круг. Выбирается один водящий, который становится в центр круга. Водящий берет веревочку и начинает вращать ее. Задача всех игроков перепрыгнуть через веревочку и не быть пойманными. Те кто попался на удочку, выбывают из игры и выходят за пределы круга . Игра проводится до тех пор пока в кругу не останутся самый ловкие и прыгучие. «Удочка» Вернуться

№ слайда 21 Описание слайда:

Состязательные игры Игры, отражающие стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. Состязание может быть простым, например, в беге, прыжках, в ловкости, и усложненным, то есть с применением какого-либо инвентаря: веревок, мячей, шаров, палок, камешков. В этом разделе применяются игры: «Единоборство» (в различных положениях, с различным инвентарем), «Тяни в круг», «Бой петухов», «Достань камешек», «Перетяни за черту», «Тяни за булавы», «Борящаяся цепь», «Цепи кованы», «Перетягивание каната», «Перетягивание прыжками», «Вытолкни за круг». «Защита укрепления», «Сильный бросок», «Каждый против каждого», «Бои на бревне» и их различные варианты. Вернуться

№ слайда 22 Описание слайда:

Сезонно-обрядовые Игры проводятся в определенное время года Соответствуют русским народным праздникам. К таким играм относятся: «Катание яиц», «Заря», «Петушки», «У Салохи», «Богатырское двоеборье» и другие.

№ слайда 23 Описание слайда:

Для игры нужно 2 и более игроков. Первый игрок скатывает свое яйцо с горки. Задача каждого игрока – постараться скатить свое яйцо как можно дальше. «Катание яиц» (Каталочки) Вернуться

№ слайда 24 Описание слайда:

Использование русских народных игр в воспитании дошкольников помогает духовному совершенствованию личности ребенка, расширению его историко-культурного кругозора и повышению уровня национального самосознания.

ppt4web.ru

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ (в картинках)

Когда говорят вот это народная игра, мы понимаем, что это есть совокупность всей культуры и традиций того или иного народа. В народных играх все цело отражён этнос истории и развития общества. Народные игры как правило всегда были направленны на качественное развитие личности, приобретая навыки через педагогику и психологию. И конечно всё это было как правило средство дополняющие образование и воспитание на следующий и более качественный уровень развития личности. К примеру русский народ в большинстве случаев через игру многократно обращался на жизнедеятельность общества, в котором всегда находил элементы для рождения игр, в которые в последствии становились любимыми реликвиями народного достояния русского народа.

В наш век, когда игры перешли на более технократический уровень, что правильно, занимательно, логично и эволюционно. Мы все-таки не должны забывать, что стоит предложить детям в школе, летнем лагере или вспомнить вместе с ними забытые русские игровые забавы. То это станет незабываемым и полезным занятием в плане развития и качественного роста личности по дороге во взрослую жизнь. И понять, что наряду с интеллектуальными и развлекательными играми ( https://playfortuna-club.com )

, которые есть в современной жизни иногда полезно вспомнить игры и как ни странно поиграть

 

Всегда у Вас есть выбор в какую игру играть, но надо знать всегда что при всём разнообразии игр всегда нужно смотреть на интерес и полезность той или иной забавы. И нужно всегда быть в гармонии даже в нашем современном Мире во что бы Вы ни играли.

kaleidoscopelive.ru

Старинные русские народные игры

Русский народ издревле славился не только уникальной и крайне интересной культурой, но и увлекательными играми как для детей, так и для взрослых. Однако, время, воины и влияние европейских соседей постепенно затмили старинные русские игры. Сейчас они начинают возрождаться и не перестают восхищать свой живостью, оригинальными идеями и заданиями, наполненными шумным весельем.

Узнав нехитрые правила русских народных игр, можно погрузиться не только в захватывающий мир детства, но и понять, как жили и отдыхали наши предки.

Русские народные игры и их правила

Бирюльки

Это игра известна издревле, однако, ее правила знают сейчас очень немногие. Смысл заключается в том, что берется от 60 до 100 палочек длиной 10 см. Их кладут в мешок, а затем высыпают на ровную поверхность. Палочки, высыпаясь, ложатся беспорядочно и задача игры заключается в том, что каждый по очереди убирает по одной бирюльке, стараясь не потревожить те, которые находятся рядом. Побеждает тот, у кого, после разбора всей кучи, насчитывается больше всего собранных «трофеев». Чтобы сделать игру еще интереснее, можно палочки сделать в виде лопатки, копья или ложки. За такие бирюльки начисляется большее количество очков. 

Золотые ворота

Эта игра отличается большой динамичностью и рассчитана не столько на ловкость ее участников, сколько на их везение. Правила «Золотых ворот» следующие: два игрока становятся напротив друг друга и соединяют руки таким образом, чтобы получились ворота. Остальные участники берутся за руки и по очереди проходят через них. Игроки, составляющие ворота при этом напевают:

Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

После того, как заканчивается песня они опускают руку, и те игроки, которые попались также становятся воротами. Таким образом, постепенно уменьшается цепочка участников. Игра заканчивается в тот момент, когда все становятся «воротами».

Поймай рыбку

Чтобы победить в этой игре нужно обладать хорошей реакцией и скоростью. Смысл этой забавы в том, что участники образуют круг, в центре которого стоит «вода» с веревкой и вращает ее по полу вокруг своей оси. Задача участников — подпрыгивать над веревкой. Тот игрой, который зацепится за нее, выбывает из игры.

Горячее место

Эта забава прекрасно подходит для тех, кто любит играть в догонялки. Ее смысл заключается в том, что в центре площадки обозначается место, которое будет называться горячим. «Вода» должен стараться поймать участников, стремящихся попасть в это место. Тот, кого ловят, помогает «воде». Если игроку удается достигнуть «горячего места», он может там отдыхать сколько пожелает, однако, выйдя за его пределы, вновь должен будет убегать от «воды». Игра длится до тех пора, пока не поймают всех игроков.

Слон

Эта игра позволяет проверить силу и выносливость, поэтому ее больше всего любят мальчишки. Смысл игра заключается в том, что участники делятся на две равные команды. После этого, одна из них будет «слон», а другая станет на него запрыгивать. Участник первой команды подходит к стене и нагибается, упираясь в нее руками. Следующий подходит сзади и обхватывает его за талию руками, наклонив голову. Остальные игроки делают также. Получается «слон». Первый участник другой команды разбегается и старается запрыгнуть на «слона» таким образом, чтобы осталось место для других членов команды. После того, как вся команда оказалась на спине «слона», чтобы выиграть, она должна продержаться так в течение 10 секунд. После этого, команды могут поменяться местами.

Краски

Это очень подвижная и веселая игра. Согласно ее правилам, нужно выбрать двух участников: «монаха» и «продавца». Другие игроки становятся в шеренгу, а продавец говорит им шепотом любой цвет. После этого, происходит следующий диалог:

Монах заходит в магазин красок и говорит продавцу:

– Я монах в синих штанах, пришел за краской. – За какой?

Монах называет цвета (например, красный). В случае, если такого цвета нет, продавец отвечает:

– Нет такой! Скачи по красной дорожке, на одной ножке, найдешь сапожки, поноси, да назад принеси!

При этом, монаху дается задание: пройтись уточкой или попрыгать на одной ноге. Если, такой цвет есть, то продавец отвечает:

– Есть такая! – Сколько стоит? – Пять рублей 

После этого, монах хлопает по ладони продавца пять раз). Как только прозвучал последний хлопок, участник-«краска» вскакивает и бежит вокруг шеренги. Если монах его догоняет, то сам становится «краской», а тот, кого поймали становится на его место.

Гуси-лебеди

Эта забава для тех, кто любит активные игры. Ее смысл состоит в том, что из всех участников выбирается два волка и один вожак. Все остальные становятся гусями. Вожаку нужно находиться на одной стороне площадки, а лебедям на другой. Волки стоят поодаль «в засаде». Вожак произносит следующие слова:

– Гуси-лебеди, домой!

– Зачем?

– Бегите, летите домой, стоят волки за горой!

– А чего волкам надо?

– Серых гусей щипать да косточки глодать!

Когда закончится песня, гуси должны добежать до вожака и постараться не быть пойманными волками. Те, кого поймали, выходят из игры, а остальные возвращаются обратно. Игра заканчивается тогда,когда будет пойман последний гусь.

Репа

Название этой игры произошло от старинной русской сказки «Репка», поэтому ее смысл несколько похож на это произведение. Она прекрасно подходит для развития реакции и координации движений.

Правила игры таковы: все участники становятся в круг и начинают водить хоровод. В его центре находится ребенок-«репка», а за кругом «мышка». Все игроки во время хоровода напевают такую песню:

«Расти ре-понь-ка!
Расти кре-понь-ка!
Ни мала, ни велика,
До мышиного хвоста!»

Пока звучит песня, репка постепенно «растет», то есть поднимается. После окончания песни мышка должна постараться проникнуть в круг и поймать репку. Остальные участники могут ей либо мешать, либо помогать. После того, как мышка поймает репку, выбираются новые игроки.

Существует еще одна вариация этой игры.

Игроки становятся друг за другом и обхватывают руками талию предыдущего участника. Первый из игроков должен крепко держаться за ствол дерева. Игра начинается тогда, когда «дед» пытается отцепить крайнего участника от остальной команды и так, пока «репка» не будет полностью «вытянута».

Салки

Это одна из распространенных вариаций подвижной и физически развивающей игры. Ее участника расходятся по площадке, закрывают глаза, а руки при этом держат за спиной. Ведущий кладет одному из игроков в руку предмет на счет «раз, два, три» все открывают глаза. Руки участников при этом остаются за спиной. То игрок, у которого оказывается предмет говорит: «Я салка». Остальные участники должны от него убежать, прыгая на одной ноге. Тот, кого коснулся «салка» сам становится «водой». Важным условием является то, что и «салка» тоже должен прыгать на одной ноге.

Удар по веревке

Эта нехитрая игра поможет развить скорость реакции и хорошо повеселиться. Смысл ее заключается в том, что берется плотная веревка, которая связывается в кольцо. Все игроки становятся снаружи и берутся за него одной рукой. В центре кольца стоит «вода». Он должен успеть «засалить» одного из игроков, который затем становится на его место.

Казаки-разбойники

Эта старая русская забава, правила которой назубок знают наши родители, бабушки и дедушки. Ее смысл заключается в том, что все участники делятся на две команды «казаки» и «разбойники». Казаки выбирают себе место, в котором будут обустраивать «темницу» и выбирают сторожа. Разбойники в этом время разбегаются и прячутся, оставляя на своем пути стрелочки и другие подсказки. Казаки должны найти каждого разбойника и привести в темницу. С каждым пойманным игроком остается сторож, однако, другие разбойники могут помочь партнеру по команде и, схватив сторожа, освободить пленника. Игра заканчивается тогда, когда все разбойники будут пойманы.

Разбойники для того, чтобы их как можно дольше их не могли найти, вначале убегают все вместе, а затем разделяются.

По одной из версий этой игры, разбойники загадывают секретное слово-пароль, а казаки должны его узнать. Поэтому игра длится даже после поимки всех разбойников, пока не узнан пароль.

«Тише едешь»

Эта шумная и веселая игра требует не только сноровки, но и находчивости. Перед началом необходимо нарисовать на земле две линии на расстоянии 5 метров друг от друга. Перед одной из линий стоит «вода», перед другой — остальные игроки. Задача участников добежать до «воды». Кто первым это сделает становится на его место. Сложность заключается в том, что «вода» периодически говорит: «Тише едешь – дальше будешь. Замри!». После этой фразы все игроки должны замереть, а цель ведущего — постараться рассмешить каждого из участников, не дотрагиваясь до него. Можно строить гримасы, пристально глядеть в глаза, рассказывать смешные истории. Если кто-то из игроков рассмеялся или улыбнулся, он возвращается обратно к линии.

Медвежонок

Это очень подвижная и веселая игра. Вначале необходимо нарисовать на земле два круга. В одном из них будет находиться «берлога» с «медвежонком», а в другой — дом для остальных участников. Игроки выходят из «домика» и напевают: «Грибочки, ягодки беру. А медведь не спит и на нас рычит». После того, как они допели, медвежонок с рычанием выбегает из своей берлоги и старается догнать остальных игроков. Тот, кого поймают, сам становится медвежонком.

Горелки

Эта игра была очень популярной в старину. Она прекрасно развивает внимание и скорость. Смысл ее заключается в том, что игроки в количестве 11 человек выбирают воду, а затем разбиваются на пары и образуют колонну. «Вода» становится спиной к участникам и не смотрит назад. Перед ним в двадцати метрах рисуется линия. 

Участники напевают следующую песню:

«Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!»

После ее окончания, последняя пара разъединяет руки и бежит по разные стороны от колонны к «воде». Поравнявшись с ним, они кричат: «Раз, два, не воронь, беги, как огонь!». После этого, «вода» начинает гнаться за этой парой и должен «засалить» одного из них, до того, как они добегут до линии и возьмутся за руки. Если ему это удалось, то он становится в пару с оставшимся участником, а тот, кого догнали выполняет обязанности «воды». Если догнать не удалось, то пара становится во главу колонны, а «вода» продолжает «гореть».

Эта игра отличается тем, что в нее можно играть очень долго, пока участники не устанут.

Старинные русские игры люди придумывали с заботой о своих детях, с мыслями о том, чтобы они не только весело и энергично проводили время, но и учились общаться друг с другом, узнавали цену дружбы и знали, что такое честность и взаимовыручка. Нет ничего лучше забав на свежем воздухе, которые помогают не только выбраться из знакомой духоты закрытых комнат, но и найти верных друзей, увидеть мир во всех его завораживающих красках, а также дать свободу собственной фантазии.

Современные дети считают старинными и игры, в которые с удовольствием играли мы – современные взрослые, в своем детстве. Это “Колечко”, “Море волнуется”, “Вышибалы”, “Классики”, “Резиночка” и другие.

7gy.ru

Русские народные игры и забавы — Щи.ру

Яркие и самобытные черты культуры любого народа как нельзя лучше проявляются в созданных им играх. На протяжении многих столетий русские народные игры были частью как повседневной жизни, так и обязательным «гвоздем программы» любого праздника и для детей, и для взрослых. Они выступали в роли не только отличного способа весело и интересно провести время, а еще и являясь отличной психологической разгрузкой, хорошим средством самопознания, ненавязчиво обучающим подрастающее поколение ловкости, смелости, храбрости, доброте, взаимовыручке, благородству и самопожертвованию во имя общего блага.

В жизни русского народа, как отмечали ученые-историки, народные игры, отражавшие особые черты славянского менталитета, общественный устрой и общее мировоззрение, всегда занимали очень важное место. Они имели огромное воспитательное значение, требовали от участников игрищ и забав не только физических усилий, а еще и недюжего ума, ловкости, хитрости, присутствия духа в любой ситуации, неутомимости и настойчивости. Обычно все игры проводились на свежем воздухе и на неограниченном пространстве, что, несомненно, содействовало физическому развитию подрастающего поколения, его закалке и подготовке к непростой взрослой жизни.

Русские игры отличались разнообразием, в них участвовали и дети, и взрослые, которые в редкие от тяжелой работы праздничные дни могли себе позволить повеселиться, соревнуясь в силе или ловкости, хоть не намного откинув серые будни повседневности. Русские народные игры можно условно поделить на мужские («Бабки», «Лапта», «Городки», «Взятие снежного городка»), детские («Ладушки», «Сорока-ворона»), коллективные («Горелки», «Прятки», «Ручеек», «Прятки», «Поводырь»).

Игры и забавы русского народа:


Бабки

В качестве инвентаря для игры «Бабки» использовались очищенные кости нижних надкостных суставов копытных домашних животных (коров, свиней, овец) и одна большая кость, используемая в роли биты, обычно для тяжести залитая свинцом или чугуном. Участвовать в игре могли от двух до десяти детей, каждый со своей битой и несколькими бабками. На ровной поверхности расчерчивалось игровое поле, в специальном окне (линия кона) расставлялись кости (бабки) в определенной последовательности, каждую из которых нужно было выбить битой определенным образом. Это эмоциональная и увлекательная старинная русская игра, которая совершенствовала навыки метания, развивала силу, скорость, глазомер, воспитывала выдержку и внимание.


Лапта

«Лапта» – русская народная командная игра, в которой использовались бита (она была лопатообразной, отсюда и название игры) и мяч, проводилась она на открытом естественном пространстве, разделенном на две стороны: «город» и «кон», занимаемые разными командами. Игра заключалась в том, что игрок одной команды должен был ударить мяч битой посильнее в сторону принадлежащую противнику, чтобы он улетел подальше и пробежаться за это время в стан «врага» и обратно, причем, чтобы тебя не «осалили» мячом, пойманным игроками команды противника. Удачная пробежка приносила команде очко, у кого было их больше, тот и победил. Эта игра способствовала сплочению людей, вырабатывала в них чувство крепкого товарищества, взаимной поддержки, верности и конечно вырабатывала внимательность и ловкость.


Городки

«Городки» (по другому «Рюхи», «Чушки», «Свинки»). В этой игре с определенного расстояния специальной битой на расчерченной площадке выбивались расставленные «городки» – фигурки из нескольких деревянных чурок, сделанных из березы, липы, бука и т.д. Основной задачей было выбивание 15-ти основных фигур, каждая из которых имела свое название, используя минимальное количество бросков. Соревнования по выбиванию фигур могут быть как личные, так и командные. Игра отличается увлекательностью, требует наличия ловкости и силы, выдержки, меткости и отличной координации движений.


Ручеёк

В давние времена ни одни праздник не обходился у молодежи без веселой, мудрой и весьма многозначительной игры «Ручеек», в который переплеталась такие важные для молодых людей чувства как выбор симпатии, борьба за свою любовь, испытание силы чувств, ревность, волшебное прикосновение к руке свой избранницы.

Участники игры становились друг за другом парами, брались за руки и поднимали их высоко над головой, образуя длинный коридор из сцепленных рук. Игрок, которому пара не досталась, проходил внутри своеобразного коридора-ручейка и, разбивая пару, уводил в конец коридора своего избранника или избранницу. Человек, оставшийся один, шел в начало, выбирая себе новую пару. Таким образом «ручеек» постоянно находится в движении, чем больше людей, тем игра веселее и увлекательнее.


Горелки

«Горелки» – веселая, озорная и подвижная игра, развивающая внимание и скорость. Игроки разбивались на пары и становились в колонны, выбранный водящий становился спиной к ним, не смотря назад. Перед ним на некотором расстоянии рисуется линия, участники напевали веселую песенку «Гори-гори ясно» и по её окончании на слове «беги» пара размыкает руки и бежит к линии, а водящий должен поймать одного из них, пока они не сомкнули руки за чертой. С пойманным он становится в пару, а его партнер, оставшийся один, становится следующим водящим.


Прятки

Игра в «Прятки» – популярное детское развлечение, отличающееся веселостью, азартностью и подвижностью, она способствует развитию смекалки, выдержки и находчивости, учит работать в команде. Играть в неё можно как вдвоем, так и командой. Выбирают водящего, который становится лицом к стене и закрывает глаза, остальные убегают и прячутся, водящий должен их найти и назвать по имени.


Ладушки

Любимой игрой-потешкой для совсем маленьких деток были всем хорошо известные «Ладушки», призванные развеселить ребенка, заинтересовать его веселыми стишками, сопровождающиеся движениями рук и головы, хлопаньем в ладошки, увлекательной мимикой лица. Данная игра хорошо развивает мелкую моторику рук и координацию движений, учит навыкам общения и конечно приносит малышу массу позитивных эмоций.


Взятие снежного городка

«Взятие снежного городка» – традиционная зимняя забава русского народа, которая являлась частью разудалых игрищ на Масленицу. «Городок» (представлял собой две стены с воротами, украшенными фигуркой петуха, бутылки и рюмки) строился из снега на открытом пространстве (в поле или на площади), обливался водой для придания ему большей неприступности.

В игре участвовали две команды, обычно состоявшие из молодых крепких парней, одни были «осажденные», они находились внутри снежной крепости, другие «осаждающие», они нападали с целью захватить снежный городок и разрушить его (кстати, им разрешалось быть на конях). Защитники городка (они были пешие) оборонялись с помощью веток и метелок, лопатами засыпали атакующих снегом и закидывали их снежками. Первый, кто ворвался в ворота снежной крепости, считался победителем. Такие развлечения отличались безудержной удалью, весельем и отчаянной бесшабашностью.


Русский народ придумывал игры и забавы с заботой и любовью для своих детей, надеясь, что с их помощью они не только весело и полезно для здоровья проведут свое свободное время, а еще станут быстрыми, ловкими и сильными, научатся общаться друг с другом, ценить дружбу, приходить на выручку, быть честными и не бояться трудностей, твердо веря в свои силы и помощь друзей.

schci.ru

Игры русские народные — Летний лагерь

Весёлые, подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, жмурок, догонялок, скачек? Когда возникли эти игры? Кто их придумал? Наверное, на эти вопросы нельзя найти точного ответа. Эти игры, как песни и сказки, созданы народом. Они отлично закаляют тело и душу. Игры эти требуют много движений, находчивости, смекалки, ловкости и упорства. Проводятся они обычно на свежем воздухе на открытой площадке. Участвовать в таких играх могут ребята самых разных возрастов. От дошкольников до старшеклассников. Правила их просты и понятны.

  1. Салки
  2. Прятки
  3. Гуси
  4. Гори-гори ясно
  5. У медведя во бору
  6. Красоточки
  7. Жмурки
  8. Алёнушка и Иванушка
  9. Казаки-разбойники
  10. Удочка
  11. Кошки-мышки
  12. Тише едешь
  13. Али-Баба и разрывные цепи
  14. 12 палочек
  15. Слон
  16. Алёнушка и Иванушка
  17. Охотники и утки
  18. Вороны и воробьи
  19. Пограничники и нарушители
  20. Борьба в квадратах
  21. Встречная эстафета с преодолением препятствий
  22. Посади-собери
  23. Попасть прутиком по колпаку
  24. Мазай
  25. Горелки
  26. Я еду
  27. Платочек
  28. Космонавты
  29. Догонялки
  30. Охотники и утки
  31. Поезд
  32. Быстрый лыжник
  33. Бой петухов
  34. Пятнашки маршем
  35. Бег за флажками
  36. Лапта
  37. Нападают пятёрки
  38. Палочка-застучалочка
  39. Жмурки
  40. Салки команд
  41. Найди свой дом
  42. Эстафета снайперов
  43. Гора
  44. Кто больше
  45. Гонки снежных комов
  46. Льдинка
  47. Эстафета с санками
  48. Мяч салка
  49. Бабки
  50. Русские народные игры
  51. Русские народные игры 2
  52. Русские народные игры 3
  53. Русские народные игры 4
  54. Русские народные игры 5
  55. Русские народные игры 6
  56. Русские подвижные игры
  57. Русские подвижные игры 2
  58. Подвижные игры детей России
  59. Игры и потешки на празднике Ивана Купалы
  60. Славянские игры
  61. Славянские Игрища
  62. Молодецкие игры и забавы
  63. Игры в камешки
  64. Русские народные групповые игры
  65. Игры в камешки
  66. Игры с песнями и хороводами
  67. Русские народные игры по разделам
  68. Русская народная подвижная игра «Большая лапта»

Дополнительно


Ссылки

  1. Русские народные игры на bibliotekar
  2. Игровая программа “Золотые ворота” на museum
  3. Казачьи детские потешки, игры и забавы на scarb
  4. Русские народные игры на folkgame
  5. Игрушки, загадки, игры, потешки… на dom-teremok
  6. Русская народная подвижная игра «кила»


Литература

  1. «Игры для всех возрастов Часть 1» (1844г)
  2. «Игры для всех возрастов Часть 2» (1844г)
  3. Покровский Е.А. «Детские игры, преимущественно русские» (1895)
  4. Волков М. «Лапта : Правила и разновидности игры» (1915)
  5. Герд И.Я. «Игры для детей всех возрастов» (1926г)

summercamp.ru

Русские народные игры с детьми: воспитываем, учим и развлекаем!

Хотя игры на Руси всегда считались забавой, наши предки придавали им огромное воспитательное значение. Где еще, как не в игре, ребенок познает мир, взаимоотношения между сверстниками, отношения между старшими и младшими, учится выполнять правила, подчиняться им.

Нынче всем известно, что игра – основа детской жизни. Психологи утверждают, что через нее малыш получает необходимые знания, умения. Благодаря игре, он формируется как личность, приобретает социальные навыки. Это все очень хорошо понимают, но зачастую родители не находят возможности активно играть с детьми. Много интересных детских забав заменил компьютер. К сожалению, психологи фиксируют тот факт, что влияние игры на личность ребенка ослабевает в силу разных причин.

Полезность народных игр

Заботливые родители, осознавая свою занятость и невозможность полноценно общаться с ребенком, стараются окружить его разнообразными игрушками. Это хорошо, так как у малыша должна быть возможность через игрушку познавать мир вокруг себя. Но, чаще всего, с приобретением игрушек все заканчивается потому, что взрослые считают свою миссию выполненной. Между тем, чтобы дошкольник играл, его надо научить этому. Когда малыш умеет играть самостоятельно, тогда ему большое количество игрушек не понадобится.

Какие игры лучше всего предложить детям? Как найти игру, которая объединит взрослого и ребенка? Эти вопросы помогут решить русские народные игры. Они отбирались веками, до нас дошли самые любимые и популярные, которые легко организовать в любой обстановке: на отдыхе, дома. Пришла пора современным родителям узнать, в какие игры играли прадеды, чем они полезны для наших детей.

Праздничные забавы

Даже в старину народные игры объединялись в разные группы. Они различались по назначению, числу участников, сложности правил, возрасту детей. Однако, большинство народных игр настолько уникально, что каждая из них по своим характеристикам может войти в любую группу.

Для удобства использования можно разделить все игры на праздничные и повседневные. Праздничные народные игры для дошкольников хороши тем, что доставляют массу удовольствия и развлечения участникам. Дошколята радуются самому игровому процессу, возможности общаться со сверстниками или более старшими детьми без каких-либо условностей.

В таких развлечениях заложено минимальное количество несложных правил, которые легко соблюдать, поэтому они великолепно годятся для разного рода празднеств, когда собирается много детей: дней рождений, семейных торжеств, праздничных мероприятий.

В русских народных играх для детей легко участвовать, так как они содержат незамысловатые сюжеты, там действуют знакомые персонажи, правила понятны и доступны малышам. Все это вызывает интерес у дошкольников, желание принять участие в общей игре.

Кроме того, в век компьютеров, когда много говорят о неправильной осанке у детишек, малоподвижном образе жизни, вызывающем всевозможные заболевания, народные игры ‒ прекрасная возможность для побуждения ребят к движению, воспитания у них таких качеств как смекалка, сноровка, ловкость, находчивость. Еще одна положительная сторона таких развлечений ‒ там могут участвовать дети разного возраста, начиная от малышей, заканчивая старшеклассниками.

Какие интересные игры предложить детям?

В универсальных забавах «Бой петухов», «Петушки и курочки», «Утки и гуси», «Ловишка с козликом», «У медведя в бору», которые отражают в своей тематике живой мир и имитируют повадки животных, могут принять участие дошкольники и ребята постарше. Всем нравятся игры, которые дают возможность побегать от души, проявить свою находчивость. В них активно развиваются двигательные навыки, приобретаются новые умения.

Игра «Бой петухов»

В потехе «Бой петухов» игроки, с поджатой ногой пытаясь удержать равновесие, подпихивают друг друга плечами.

Победителем становится игрок, вынудивший своего соперника опуститься на ноги.

Игра «Петушки и курочки»

Забава «Петушки и курочки» является парной, что позволяет ребенку почувствовать себя ответственным за сверстника. Объединившись по двое, за определенное время игроки собирают крупные семена (например, тыквы), рассыпанные на земле.

Победителями считаются игроки, собравшие большую часть зерен.

Также можно посмотреть на старинные развлечения с бегом.

Игра «У медведя в бору»

Забава «У медведя в бору» ‒ классика жанра, хорошо известна и большим, и маленьким, прочно вошла в программу дошкольных учреждений. Для проведения игры на противоположных сторонах площадки прочерчивается две черты. У одной располагается водящий, имитируя спящего медведя, у другой ‒ остальные. Взрослый подает сигнал, и дошколята неторопливо, «собирая грибы и ягоды», идут к «медведю». Бежать нельзя, пока не будут сказаны все слова. Четверостишие, сопровождающее действия игроков, простое, легко запоминается, поэтому произносится хором:

«У медведя во бору грибы, ягоды я рву. А медведь не спит, все на нас глядит! ».

Окончание стишка ‒ сигнал «медведю», который бежит за детьми. Он ловит игроков, пока они не добегут до своей черты. Затем водит ребенок, которого поймали.

Для разнообразия можно использовать потешку посложнее:

«У медведя во бору грибы-ягоды я рву. А медведь не спит, все на нас глядит. А потом как зарычит и за нами побежит! А мы ягоды берем и медведю не даем. Идем в бор с дубинкой, бить медведю в спинку! ».

Игра «Утки-Гуси»

Развлечение «Утки-Гуси» помогает детям проявлять выдержку, сноровку, так как по правилам к цели надо идти «утиным шагом». Играя, участники образуют круг, руки держат за спиной. С мячиком в руках водящий идет по кругу и произносит несколько раз слово «утка», затем неожиданно для всех меняет слово, произнеся «гусь». Мячик быстро кладется в руку одному из игроков. Затем водящий и ребенок с мячом идут влево-вправо, двигаясь навстречу друг другу по кругу. Каждый стремится дойти первым до «пустого» места, откуда началось движение. При встрече игроки здороваются: «Доброе утро (день, вечер)! ».

Побеждает игрок, пришедший первым. Ведущим становится тот, кто пришел последним.

Игра «Ловишка – козлик»

Подвижная игра «Ловишка – козлик» состоит из традиционного содержания и правил, какие есть в любой подобной игре. В качестве варианта можно использовать образ разных животных, например, «Ловишка – волк». Выбирается «козлик», игроки произносят потешку: «Козлик серенький, Хвостик беленький, Мы тебя напоим, Мы тебя накормим, Ты нас не бодай, А в ловишку поиграй». Проговорив хором четверостишие потешки, игроки убегают, а «козлик» их ловит, стараясь «забодать», имитируя движения животного.

С учетом возраста малышей, их интересов аналогичные игры можно всегда найти в разных источниках.

Традиционные русские забавы

В праздники среди русских народных игр пользовались успехом развлечения с большим числом участников, когда можно было поделиться на группы и соревноваться друг с другом. Игры с соревновательным элементом испокон веков были любимы детьми разных возрастов, так как дают возможность померяться силой, удачей, сноровкой. К таким традиционным русским забавам можно отнести «Горелки», «Перетяни веревочку», «Цепочки» и аналогичные им.

Игра «Перетяни веревочку»

В игре «Перетяни веревочку» по сторонам площадки размещают два обруча. По земле протягивают веревочку так, чтобы концы ее оказались в середине каждого обруча. Дошколята распределяются на две группы. Участники каждой из них, по очереди, встают в свой обруч, потом по сигналу водящего (взрослого или старшего ребенка): «Раз, два, три, беги!», меняются обручами, стараясь как можно быстрее добежать до места соперника и дернуть веревочку. Тот, кто быстрее и без ошибок выполнил действия, становится победителем. Вслед за первой парой бежит вторая, потом третья, и так до конца.

Выигрывает команда, участники которой были быстрее, и чаще выдергивали веревочку. В этом соревновании обязательно участвует взрослый, чтобы следить за соблюдением правил.

Игра «Горелки»

В классической игре «Горелки» игроки встают парами в колонну. Поднятыми вверх руками образуют «ворота», через которые проходят все пары. Впереди всех, спиной к другим игрокам, встает водящий, которого еще называют «горящий». Игроки хором произносят потешку: «Гори, гори ясно, Чтобы не погасло! Глянь на небо, Птички летят, Колокольчики звенят. Динь-дон, динь-дон, Выбегай скорее вон! ». На последних словах дети в паре, оказавшейся впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат: «Раз, два, не воронь, А беги, как огонь! » Водящий поворачивается, догоняет убегающих детей.

Если игрокам удается взять друг друга за руки, и «горящий» остается ни с чем, то они опять встают позади колонны. Водящий опять ловит или «горит» другую пару: игра повторяется.

Если получается поймать кого-то из убегающих игроков, то составляется новая пара. Водящим становится игрок, оставшийся без пары.

Игра «Цепочки»

В «Цепочках» игроки также образуют две команды. Считалочкой, например: «Шла кукушка мимо сети, А за нею малы дети. Кукушата просят пить. Выходи — тебе водить! », выбирается «разбивала», который будет разбивать «цепочку». Команды располагаются напротив друг друга, участники крепко держатся за руки. Водящий разбегается, бежит к «цепи» соперников, стараясь ее разрушить.

При удаче он уводит соперника в свою группу, если не получилось, сам остается у соперников. Команда с большим количеством игроков становится победителем.

Аналогичных развлечений собрано и сохранено в народной копилке достаточно много. Большая часть их актуальна и любима поныне, например:

  • «Гуси-гуси»;
  • «Прятки»;
  • «Казаки-разбойники»;
  • «Салки»;
  • «Жмурки»;
  • «Колечко».

Другие ‒ «Плетень», «Звонарь», «Лапта» и прочие подзабыты, имеют более сложные правила, которые нужно с детьми предварительно заучить. Каждый родитель может подготовить увлекательные забавы, потехи, развлечения для проведения детских праздников. Все зависит от заинтересованности, желания самих взрослых.

Народные игры в повседневной жизни дошкольника

Для повседневного досуга нужно выбрать игры, в которые ребенок мог бы играть самостоятельно, но и в них игровой процесс должен захватить его. Этому помогут следующие развлечения:

Игра «Малечина-калечина»

Потеха «Малечина-калечина» является старинной забавой. По правилам для действия берут гладкую палочку, которую вертикально устанавливают на кончике пальца и начинают считать: « Малечина-калечина, сколько часов до вечера? Раз, два, три…» . Считают до тех пор, пока палочка не упадет. Как вариант, палочку можно располагать на ладони, предплечье, колене. При падении палочку следует подхватить другой рукой, чтобы действие продолжилось.

Полезна забава для развития у дошколят моторики, ловкости, упорства.

Игра «Бирюльки»

Традиционным народным развлечением являются «Бирюльки», небольшие деревянные палочки или фигурки. Игрок двумя пальчиками или специальным крючком выхватывает какую-либо фигурку, не задевая соседние палочки. Надо побуждать ребенка, чтобы он стремился усердно выбирать фигурки. Некоторым детям не хватает терпения.

Такая забава воспитывает усидчивость, мелкую моторику, что очень актуально для ребенка.

Игра «Фанты»

Известная игра «Фанты» очень увлекательна для дошколят, если они умеют в нее играть. Она не требует специального места, оборудования. Полезна детям дошкольного возраста, так как и развлекает, и помогает развивать память, речь, воображение. Играть можно взрослому вместе с ребенком. Ведущий начинает: «Вам прислали сто рублей, Что хотите, то купите, Черный, белый не берите, Да и нет не говорите!». Ребенок внимательно выслушивает вопросы, старается при ответах не использовать запретные слова. Например, на вопрос: «Вы поедете на бал? », можно ответить: «Поеду». Примерные вопросы и ответы могут быть на старинный лад: «В каком платье вы будете? ‒ Я надену красивое платье», «Вы поедете в карете? ‒ Пойду пешком». Или современными: «Вы пойдете в булочную? Вы будете покупать там хлеб? ». Если игрок сбивается, он отдает ведущему фант (какой-либо предмет), а потом в конце игры «выкупает» его. Для «выкупа» фантов можно предложить дошкольнику спеть песенку, прочитать стихотворение, можно использовать другие увлекательные задания.

Игра «Прятки»

Особенно дети любят традиционную забаву «Прятки», содержание и правила которой, хорошо известны всем. Ее можно организовать на природе и дома. Для заинтересованности малышей используется потешка: «Раз, два, три, четыре, пять, начинаю я искать. Кто не схоронился, я не виноват. Кто за мной стоит, тому три кона водить» . Затем все прячутся, а ведущий старается найти. Выбор другого ведущего может иметь несколько вариантов. Например, ведущим может стать участник, которого обнаружили первым, или использовать считалочку.

Стишки, считалки, которые являются неотъемлемой частью забав, можно сказать их визитной карточкой, помогают увлечь дошкольников, развивают их речевые навыки, воображение. Поэтому при выборе народных игр лучше отдать предпочтение тем, где есть народный фольклор.

Из перечня представленных игр видно, что, несмотря на простоту в сюжетах, правилах, действиях, решаются многие вопросы воспитания. Когда дошкольник усвоит правила старинной игры, он будет с удовольствием играть в нее. Многое зависит от родителей, которые могут увлечь ребенка народными играми.

myintelligentkids.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *