Экологическая тропа птицеград цель – Методическая разработка на тему: Проектирование экологической тропы в ДОУ

Экологическая тропа “Удивительное рядом”

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка

Детский сад № 13

г. Россоши

Россошанского муниципального района

Воронежской области

Экологическая тропа

«Удивительное рядом»

Подготовила воспитатель: Пичугина О. В.

Содержание

1. Введение.

2. Актуальность.

3. Пояснительная записка.

4. Цели, задачи экологической тропы, участники.

5. Станции маршрута экологической тропы.

6. Описание станций.

7. Формы и методы работы

8. Организация занятий по ознакомлению детей дошкольного возраста с живой и неживой природой.

1. Введение

Природа не для всех очей
Покров свой тайный подымает:

Мы всё равно читаем в ней,
Но кто, читая, понимает?

Д.В. Веневитинов, 1827 г.

Данная работа  посвящена экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении здоровья, полноценного физического,  психического и духовного развития дошкольников, являясь одновременно  просветительскими центрами для родителей.

В проекте предлагается творческое решение задачи подготовки малышей к пониманию экологических проблем на основе духовно-нравственного отношения к природе через организацию в детском саду экологической тропинки.

Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников чувство ответственности за судьбу природы – обязательное условие обеспечения экологической безопасности не только нашего города, но и всей страны в целом.

2. Актуальность

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в раннем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно  развивать экологическое сознание маленькой личности.

   Большинство современных детей, редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные  навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

3. Пояснительная записка

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.

На маршруте происходит знакомство детей с естественными объектами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними. В настоящее время остро стоит проблема экологического образования. Экологическое просвещение является одним из выходов из глобального экологического кризиса, так как оно подразумевает гармонизацию экологического мышления и отказ от потребительского отношения к природе.

В привитии экологической культуры детям помогает экологическая тропа. Особенность процесса экологического воспитания на тропе природы состоит в том, что он строится на основе непринуждённого усвоения информации и норм поведения непосредственно в природном окружении.

Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором дети получают информацию об этих объектах. Это одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения.

Тропа имеет большое значение для изучения экологии, она знакомит воспитанников с разными объектами природы, находящимися в пределах территории ДОУ, позволяет передать знания о естественных явлениях и объектах, создать предпосылки для экологического воспитания и природоохранного мышления.

Таким образом, организация экологической тропы способствует:

– проведению учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы;

– созданию условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде;

– приобретению педагогами, воспитателями опыта образовательно- воспитательной работы с детьми в природных условиях;

– изучению и наблюдению воспитанниками объектов и явлений природы.

4. Цели и задачи экологической тропы.

Цель: Создание благоприятных условий на территории детского сада по формированию экологической культуры воспитанников – совокупностей экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Задачи:

  • Развивать у детей дошкольного возраста экологические представления  об объектах    живой природы, условиях их роста, связях со средой обитания и сезонами.

  • Выработать навыки экологически грамотного и безопасного поведения.

  • Развивать эстетические чувства (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхищаться ею).

  • Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе; вовлекать детей в посильную для них деятельность по уходу за растениями и животными.

  • Формировать стремление, желание передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

  • Развивать познавательные процессы через наблюдения, активные формы работы с детьми в рамках образовательной деятельности с объектами экологической тропы.  

Участники тропы: воспитатели, родители, воспитанники детского сада.

5. Станции маршрута экологической тропы.

На протяжении маршрута экологической тропы мы запланировали 6 станций, т.е. остановок для экскурсантов, где они могут более подробно ознакомиться с теми или иными объектами природы.

1. Хозяин экологической тропы.

2. Необычный пень.

3.Уголок нетронутой природы .

4. Птичья столовая.

5. Во саду ли, в огороде.

6. Волшебный цветник.

В начале экскурсии рекомендовано начать беседу о культуре поведения в природе, рассказать о том, когда и с какой целью была устроена эта тропа.

“Мы создали экологическую тропу, для того, чтобы вы, пройдя по ней, увидели и узнали, как живёт и чувствует себя окружающая вас природа, чтобы каждый из вас почувствовал внутри себя желание сохранить природу. Экологическая тропа ждёт вас!”

6. Описание станций экологической тропы.
Экскурсионные объекты (станции)

Станции

Название объекта и основное содержание

Вид

1 Хозяин тропы.

«Старичок-лесовичок»

Рассказ об экологической тропе, ее маршрутах.

2 «Необычный пень»

« Старый пень»

3 «Уголок нетронутой природы»

Наблюдение за живой природой в естественной среде (птицами, насекомыми, растениями). Рассказ о жизни птиц, насекомых, растений в различные времена года.

4 «Птичья столовая»

Кормушки.

Рассказ о жизни птиц в разные времена года, о том, как нужно помогать птичкам зимой.

5 «Во саду ли, в огороде»

Мини-огородики.

Наблюдение за огородом.

Формировать обобщённые представления об овощах (овощи – это части и

плоды

растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу).

Углублять знания об условиях, необходимых для роста растений, об

экологических

связях между неживой и живой природой.

Уточнить представления о многообразии овощей.

6 «Волшебный цветник»

Цветники.

Наблюдение за цветником,

формирование обобщенных представлений о

сезонных изменениях в природе; уточнить названия цветов, их

строение ( стебель, листья, цветки, корни).

Загадки о цветах. Чтение стихов.

7. Формы и методы работы.

Экологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений. Один из путей повышения его эффективности состоит в использовании разнообразных форм и методов работы

  • Образовательная деятельность по экологическому воспитанию  

  • Экологические экскурсии.

  • Уроки доброты.

  • Опытно-экспериментальная деятельность.

  • Экологические кружки.

  • Экологические конкурсы.

  • КВН, аукционы, марафон, викторина.

  • Экологические акции.

  • Обсуждение и проигрывание ситуаций.

  • Трудовой десант.

  • Зеленый патруль.

  • Клуб последователей природы.

  • Лаборатория юного эколога.

  • Составление экологических карт.

  • Ведение «Панорамы добрых дел».

  • Ведение календарей природы.

  • Коллекционирование.

  • Экологические выставки и экспозиции.

  • Экологические музеи.

  • День (неделя) экологического творчества.

  • Экологические праздники и фестивали.

  • Экологические игры (дидактические, имитационные, игры-

моделирования экосистем, соревновательные, игры-путешествия и т.д.).

  • Экологические сказки.

  • Экологические тренинги.

  • Инсценировки, театрализации и т.д.

Обсуждение и проигрывание ситуаций.

      Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе.

      Можно обсудить и проиграть следующие ситуации.

  • Дети нарвали большой букет ландышей. Воспитатель расстроился такому поступку. Почему?

  • Дети принесли в живой уголок маленького и беспомощного зайчонка. Что ты скажешь им? Вырази свое отношение к их поступку.

  • Ягоды – по одной – в лесу собирать долго. Проще наломать веток с ягодами. Можно ли так поступать?

  • Из гнезда выпал птенец. Какие действия ты предпримешь? И т.д.

Коллекционирование.

Это еще один способ привлечь внимание детей к окружающему миру. Коллекционирование не должно наносить вреда природе, поэтому лучше всего собирать различные породы и минералы.

Коллекционирование может положить начало беседам о природных богатствах России, об их использовании («Как получается стекло, железо?»; «Что такое уголь?»)

Коллекционировать можно все что угодно: запах, звуки, краски природы, открытки о природе, рисунки. Коллекции могут лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.

Опытно-экспериментальная деятельность.

Усвоение зависимости между объектами и явлениями живой природы – наиболее сложная для детей дошкольников тема. Облегчить решение этой задачи можно с помощью уроков мышления, основу которых составляют ответы на разнообразные

 «Как?»; «Почему?»; «Отчего?».

Например, «Почему у елки зеленые иголки?», «Как дышит береза?», «Где ночуют птицы?»

Не следует забывать познавательная деятельность детей должна сочетаться с эмоциональным восприятием им природы.

Уроки мышления можно проводить в разные режимные отрезки времени. Основным условием их проведения является интерес детей. Сочетание прогулок с увлекательным рассказом, с органичным включением художественных произведений способствует формирование у детей чувства природы.

Уроки доброты.

Проводится индивидуально или с небольшой подгруппой детей (старшего возраста) в минуты их обращения к миру природы.

Такие уроки, воздействующие на душу ребенка, не должны быть многословны; могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений.

Тематика уроков доброты: «Что значит быть добрым?», «Как заботиться о комнатных растениях?»; «Чем красив цветок?»; «Красота человека»; «Гармония красок»;»Чем удивительна лягушка?»; «Что нужно делать, чтобы не пугать животных?»; «Как ты проявляешь любовь к животным?»; «Что рассказала тебе природа?» и др.

Экологические экскурсии – экспедиции (по территории ДОУ).

Содержанием экскурсии может стать обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельеф местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений.

Во время экспедиции дети могут заготовлять лекарственные травы, собирать природный материал для коллекции; исследовать растения, почву, воду в разных условиях.

Для экологических экспедиций требуется специальное снаряжение: лупа; карандаш; папка для гербария; коробки; пакеты; фотоаппарат и т.д.

Результаты работы оформляются в виде альбома, рисунков, коллекций.

Экологические выставки и экспозиции.

Цель их – ознакомление с придорожными явлениями, недоступные для наблюдения детям.

Тематика может быть самой разнообразной: «Лес – друг человека»; «Богатства недр нашей Земли»; «Человек и его добрые дела на Земле»; «Родные просторы» и т.д.

На выставке могут быть представлены художественные произведения, работы детей и воспитателей, разнообразные коллекции. Выставка обычно служит прекрасным фоном для бесед с детьми, для экскурсий, которые в состоянии провести не только воспитатель, но и ребенок.

Практическая деятельность детей.

Дети обычно участвуют в уборке территории, ее благоустройстве, посадки деревьев, кустарников. Они могут ухаживать за слабыми или больными деревьями на участке, подкармливать птиц. Могут расставить природоохранные знаки, разъяснить их значение малышам.

Особое значение имеют акции, которые планируются раз в неделю. Например: «Санитарный день»; «Покормите птиц зимой». Совместно с родителями можно провести  акцию «Посади дерево»; «Субботник». 

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для ознакомления детей на свежем воздухе в зависимости от возраста детей. В разное время можно посещать различные точки. Даже одну точку за прогулку одни и те же объекты желательно посещать в разные сезоны года.

В каждой возрастной группе работа на экологической тропе предусматривает определенное содержание и методические приемы.

В младшей группе проводится образовательная деятельность с целью ознакомления с окружающей природой, трудом взрослых и старших дошкольников в природе. Это могут быть наблюдения, экскурсии, дидактические игры, рассматривание репродукций картин и рисунков о природе старших детей, чтение художественной литературы, заучивание стихов. Кроме того, дети приобретают практические навыки по выращиванию некоторых растений: лука, гороха, бобов, настурции.

В средней группе содержание работы по экологическому воспитанию становится более целенаправленным.

Ставятся задачи — показать взаимосвязь явлений в природе, учить оказывать посильную помощь растениям и животным, упражнять в правилах поведения в природе. Все полученные знания закрепляются на занятиях в группе.

С детьми этого возраста можно составлять загадки о деревьях, растениях, животных и временах года заучивать пословицы и народные приметы знакомить с лекарственными растениями, привлекать к их сбору. На занятиях по труду дети учатся делать сувениры из природного материала.

В старшей группе экологическое воспитание включается в систему всех занятий, проводимых в детском саду. Экскурсии по экологической тропе становятся более продолжительными, летом можно использовать время, отведенное для прогулки. Предусматривается организация познавательной, природоохранной, трудовой и художественной деятельности дошкольников.

Дети подготовительной группы становятся настоящими хозяевами экологической тропы. Они уже могут, выступать в роли экскурсоводов. Воспитанию ответственного отношения к природе способствует организация поста «Зеленый патруль». Дети ведут и большую пропагандистскую работу: рисуют плакаты о правилах поведения в природе, готовят литературно-музыкальные композиции и выступают с ними перед родителями и гостями детского сада. В этом возрасте дети уже умеют лечить деревья.

Предполагаемые результаты: 

1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Дети смогут различать  живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края.

  2. Дети будут бережно относиться  к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

  3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

  4. У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно – следственны связи.

Вывод: 

  • Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства.

  • Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении любого типа.

  • Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги.

  • Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.

В результате реализации проекта: 

  • повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;

  • улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;

  • повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы

Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду – это непрерывный педагогический процесс. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически и реально заботиться о «братьях меньших», находящихся в одном жизненном пространстве с детьми. Работа в рамках организации экологической тропы ДОУ позволяет, не покидая территории детского сада познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться, помогать родной природе, учить ценить ее красоту и помогать ей.

8. Организация занятий по ознакомлению детей дошкольного возраста с живой и неживой природой

Осень

Зима

Весна

Лето

multiurok.ru

“Проектирование экологической тропы в ДОУ”

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №3 «СВЕТЛЯЧОК» р.п. ТУМБОТИНО

КОНКУРС-ПРОЕКТ

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА

НА ТЕРРИТОРИИ ДОУ»

Выполнила:

Орешонкова Елена Валентиновна

Должность: музыкальный руководитель

Образование: высшее

/ФГБОУ ВПО НГПУ им. Козьмы Минина/

Квалификационная категория: первая,

2015 год

р.п.Тумботино

2017 год

1. Содержание экологической тропы

Хозяин тропы- ученая сова

1. Объект ЭТ «Цветники»

2. Объект ЭТ «Живая изгородь»

3. Объект ЭТ «Огород»

4. Объект ЭТ «Шишкин лес»

5. Объект ЭТ «Смешанный лес»

6. Объект ЭТ «Муравейник»

7. Объект ЭТ «Луговая полянка»

8. Объект ЭТ «Пчелиный домик»

9. Объект ЭТ «Березовая роща»

10. Объект ЭТ «Сельский дворик»

11. Объект ЭТ « Рябина»

12. Объект ЭТ « Липа»

13. Объект ЭТ «Заморские красавицы»

14. Объект ЭТ «Розарий»

15. Объект ЭТ «Зеленая аптека»

16. Объект ЭТ «Тополина роща»

17. Объект ЭТ « Птичий столб»

18. Объект ЭТ «Метеостанция»

19. Объект ЭТ «Альпинарий»

20. Объект ЭТ «Тропа здоровья»

21. Объект ЭТ «Фруктовый сад»

2. Описание объектов экологической тропы

1. Объект ЭТ «Цветники»

Информация об объекте:

«Цветник» – это ограниченная территория (клумба), где выращиваются различные декоративные растения. Как правило, это травянистые цветковые растения. Цветники предназначены для украшения и улучшения вида территории ДОУ.

Объекты для наблюдения: многолетние и однолетние цветущие растения: тюльпаны, ирисы, нарциссы, георгины, бархатцы, петунья и др.

Образовательные задачи:

-Уточнять представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста;

– Сравнивать разные цветы по внешнему виду, способам размножения, связь с насекомыми.

-Формировать умение понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия.

Развивать умение наблюдать за растениями на цветочной клумбе.

Расширять представления о сезонных изменениях в природе.

Закреплять увиденное в художественно- творческой деятельности.

Формы организации детской деятельности:

Прогулки по территории детского сада с целью изучения цветов на цветнике.

-Наблюдения за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми.

-Проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой.

-Рассматривание иллюстраций цветов.

-Познавательные беседы с детьми о росте и развитии растений, об умении ухаживать за ними.

-Чтение художественной литературы, заучивание стихов,

-Разучивание песен о цветах.

-Дидактические игры « Найди такой же», «Угадай растение по описанию», «Что изменилось?»,

-Подвижная игра « Чей кружок скорее соберется?», игра « Садовник»

-Инсценирование сценок о цветах.

-Организация коллективного труда на клумбе: подготовка клумб, посадка новых растений, полив, рыхление, прополка, сбор семян.

-Выставка детского творчества «Поделки из природного материала», коллективная работа « В мире цветов», создание коллажа « Цветы нашего края».

– Проведение развлечения «Праздник цветов».

2. Объект ЭТ «Живая изгородь»

Информация об объекте:

infourok.ru

Экологическая тропа | Социальная сеть работников образования

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

города Невинномысска

Тема работы:

«Э К О Л О Г И Ч Е С К А Я

Т Р О П А».

                            Автор работы: Залеская Татьяна,

                            учащаяся МОУ СОШ № 2, 11 класс

.

                           

                           

                            Руководители: Кравченко Л.И.,                              

                            учитель биологии МОУ СОШ № 2

                           

Г. Невинномысск, 2008 год

Оглавление

Стр.

 Введение…………………………………………………………………………..3

1. Обзор литературы                                                                                                

История создания парка ………………………………………………          

2.Методика и материал исследования…………………………………………                                                          

3. Результаты исследования…………………………………………………….

4. Выводы и рекомендации………………………………………………………

5. Используемая литература……………………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ

Богата, разнообразна природа нашей Родины. Но и зеленый лес – великан, и речка за околицей, и муравейник в парке нуждаются в нашем внимании и в нашей защите.

     Экологически чистая полноценная внешняя среда, наряду с другими факторами, является важной предпосылкой сохранения и укрепления здоровья и развития людей.

     Подавляющее большинство парков располагается в городах, и лишь небольшая их часть функционирует за пределами населенных пунктов. Непременным экологическим требованием является расположение парков на достаточном удалении от предприятий, шоссейных дорог, рынков, однако оно не всегда выполняется. Поэтому исключительно важное значение приобретает состояние парковых территорий.

     20 лет назад в парке шерстомойного комбината с помощью Всеросийского общества охраны природы, педагогов станции юных натуралистов, учителей и учащихся средней школы № 2 была создана экологическая тропа. Много лет она использовалась для проведения экскурсий, экологического лектория.

     Цель настоящего исследования: определить состояние экологической тропы в настоящее время, возможность ее дальнейшего использования

     Задачи исследования:

     1.Изучение материалов по экологической тропе

     2.Изучение состояния станций тропы

     3.Описание растительности экологической тропы

     4.Анализ собранных материалов.

1. Обзор литературы

1.1. История создания парка

     Эта земля, раскинувшаяся на берегу Большого Зеленчука, имеет большую и славную историю. В древности по ней проходили кочующие скифские племена, пролегала дорога «из варяг в греки», тут разбивали шатры татаро-монгольские и турецкие завоеватели. Здесь, закладывая Азово-Черноморскую оборонительную линию, казачьи посты и редуты, поил коня из реки и отдыхал в тени высоких деревьев великий русский полководец Александр Васильевич Суворов, проезжал генерал Ермолов. До сих пор хранит она память о сосланных на Кавказ декабристах, о великих поэтах и бунтарях Александре Сергеевиче Пушкине и Михаиле Юрьевиче Лермонтове.

     Когда-то у древних горцев здесь находилась священная роща и долго потом встречались вбитые в дупла деревьев камни.

     Во второй половине XIX столетия купец I гильдии скупщик шерсти Иван Лапин приглядел эту землю, а точнее – воду Зеленчука, которая оказалась самой щелочной водой из всех рек Европы, дешевые рабочие руки местных крестьян, и он купил участок у горского князя. Построив на реке плотовые мойки, он мыл в них скупленную шерсть и сушил на вешалках, устроенных на берегу. Но это позволяло работать только летом, и Лапин в 1885 году построил механическую мойку, где рабочие в тяжелейших условиях мыли золотое руно уже круглый год. Именно этот год и считается датой рождения старейшего в Невинномысске предприятия – шерстяного комбината.

     Недовольные изнурительным, от темна до темна, трудом за жалкие гроши, рабочие шерстомойки и построенной вблизи мельницы в 1905 и последующих годах устраивали в этом лесу маевки. Позже, пополняя знаменитую бригаду Ивана Кочубея, воевали в гражданскую войну, прятали в лесу раненых, а части особого назначения после дневной работы залегали с винтовками вдоль берега Зеленчука, охраняя от белобандитов

национализированное предприятие. Среди чоновцев были глава старейшей рабочей династии, Егор Абрамович Колдаев, политком, Алексей Никанцурович Михайлов. Первые комсомольцы фабрики: Иван Иванов, Петр Степанов, Григорий Яровой, Александр Арсеньев и многие другие, чьи имена и поныне свято чтут на комбинате, которому в день 5-й годовщины Октября было присвоено имя вождя социалистической революции Владимира Ильича Ленина.

     В великую отечественную войну кровавым сапогом прошлись по этой земле фашистские захватчики. В меру сил, борясь с врагом, с нетерпением ждали горожане прихода советских войск. Рабочие-шерстяники наладили переправу через Кубань и Зеленчук. Имена погибших выбиты ныне на граните памятников. Среди них четверо воинов семьи Дьяченко и столько же из семьи Яровых.

     По-настоящему расцвел живой уголок в послевоенные годы. В середине пятидесятых годов здесь проводилась районная сельскохозяйственная выставка. После неё на берегу Зеленчука рабочие разбили парк культуры и отдыха, пруд. Большой вклад в это внесли ветераны производства, которые закупали в Нальчике, Кисловодске, Апшероне серебристые ели, буксусы, липы, привозили их.  Сотни тружеников, жителей поселка, общественные организации участвовали в посадках.

     За эти годы парк украсили фонтаны, скульптуры, вазы (скульптор Олег Вячеславович Обухович). Засажены аллеи: Главная, Комсомольская, Ветеранов, аллея Памяти. Построены стадион, стрелковый тир, бассейн и пруды, летний кинотеатр, детская игровая площадка, пионерский лагерь «Чайка» и профилакторий для рабочих шерстяного комбината.

     А в год 70-летия Великого Октября коллектив комбината, его организация общества охраны природы подарили детям микрорайона и всего города экологическую тропу, о которой и пойдет теперь речь.

1.2. Краткая характеристика экологической тропы

     На экологической тропе, созданной в парке, были следующие  станции: «Птицеград», «Озерная», «Большой Зеленчук», «Желудевая», «Дендрарий», «Подземная», «Ягодка», «Долгожители» (см. приложение).

Материалы путеводителя по экологической тропе:

Станция «Птицеград». Она первая встречает посетителей дружным разноголосым пением птиц. В парке, да и в окрестностях Невинномысска,  живут сойки, кукушки, соловьи, грачи, галки, дятлы, синицы, воробьи, сороки, вороны, трясогузки, горлинки, голуби, филины. Птицы – наши друзья. Надо охранять их и беречь. В наше время они нуждаются в помощи во все времена года.

     Весной птицы строят гнезда и выводят птенцов. Птиц на гнездах нельзя беспокоить и тревожить: они могут покинуть их и тогда птенцы погибнут. Нужно защищать птиц от врагов, а врагов у них много. Особенно опасны кошки. Мелкие птицы, которые гнездятся в кустах и на земле, чаще всего попадаются в их лапы. Много мелких птиц уничтожают вороны и сороки.

     Вороны истребляют крупных насекомых – вредителей, мышей-полевок. Но там где много мелких птиц, ворона приносит большой вред. Сорока еще более злостный разоритель птичьих гнезд. Она выпивает яйца, уничтожает птенцов. Необходимо охранять гнездовья птиц от разорения. В первой половине июня птенцы покидают гнезда. Из скворечников вылетают скворчата, из укромных уголков – воробьи. Сначала появляются птенцы домового воробья, а чуть позже – полевого. Вылетают из гнезд птенцы черных ворон, большой синицы. К середине июля покидают гнезда галчата и грачата.

     Летом в парке можно услышать мастеров пения – дроздов, соловьев. Соловей, питаясь только насекомыми, на зиму улетает в теплые края. Весной соловьи прилетают на родину в то время, когда деревья и кустарники начинают одеваться листьями. Вернувшись домой, соловьи-родители

отыскивают свои старые гнезда или начинают вить новые в ветвях смородины, малины, крыжовника и других кустарниках. Соловей помогает самке  высиживать яйца и кормить птенцов, рассыпая в то же время заливистые трели своих прекрасных песен.

     Во второй половине июля молодые соловьи покидают гнезда. А старые перестают петь и всю остальную часть лета ведут тихую, скрытую жизнь без песен.  

Станция «Озерная». Это был один из прекрасных уголков парка. В рукотворное озеро ежегодно выпускали до 20 тысяч мальков толстолобика, карпа, сазана, окуня, белого амура. На его берегах можно было встретить черепах, зеленую или бурую лягушку. Последние десятками, а то и сотнями собираются около озера, чтобы отложить икру. Лягушек надо охранять, они приносят пользу, поедая большое кол-во насекомых. И не случайно люди поставили лягушкам памятники: первый в XIX веке в Сорбонне, в парижском университете, второй в Токио – уже в наше время. Это дань за те открытия, которые сделали ученые мира в опытах над лягушкой. Первой из своих сородичей лягушка побывала и в космосе.

     Из обитателей водоема интересен карп. Чешуйчатый и зеркальный карпы были выведены в Южной Европе (на Дунае), в настоящее время акклиматизировались во всех частях света. Прудовой карп чрезвычайно неприхотлив, довольствуется водой, сравнительно мало насыщенной кислородом, не боится воды загрязненной органическими веществами. Он предпочитает мягкую воду, мало или даже вовсе не проточную. Значение карпа велико для народного хозяйства, особенно, если принять во внимание,

что под пруды отводятся земельные участки, мало пригодные для сельскохозяйственных культур.

     Станция «Большой Зеленчук»: Река Большой Зеленчук получила название по зеленому оттенку. На его берегу и расположен парк. Это левый приток Кубани относящейся к бассейну Азовского моря, в которое она впадает. Как и Кубань, Зеленчук берет свое начало в высокогорных хребтах Главного Кавказа. Истоком его является река Псыж.

     Воды Большого Зеленчука используют в промышленности, сельском хозяйстве и быту, а любители – рыболовы добывают в реке форель, голавля, усача.

     Станция «Желудевая»: На этой станции растут дубы с мощной раскидистой кроной. О красоте  и силе дуба создано великое множество песен, сказок, легенд. Глядя на дуб, вспоминаются слова полюбившейся всем песни: Среди долины ровной,

            На гладкой высоте,

            Цветет, растет высокий дуб

            В могучей красоте.

     Народ любит дуб, по нему примечает: шумит дубравушка – к непогоде, много желудей на дубе к теплой зиме. Дуб считают олицетворением могущества, прочности и надежности, символом силы и славы. Особо отличившихся людей награждают венком из дубовых веток.

     Особую славу дубу принесла кора, содержащая дубильные вещества. Приготовленным из нее отваром полощут рот при воспалении десен, лечат ожоги. Дубовые листья – корм для дубового шелкопряда. Применяют листья дуба и при засолке огурцов, которые от них крепчают в рассоле, звучно, соблазнительно хрустят. Дубильные вещества находят широкое применение в промышленности.

     Дуб растет в Африке, Америке, Европе, Азии. Однако в Сибири он не встречается: не переносит резких смен тепла и холода. Всего насчитывается 600 видов, в СССР – 20. У нас на Кавказе – скальный, пушистый, грузинский, на Дальнем востоке – монгольский дуб.

     Плоды дуба – желуди. Они очень питательны, так как содержат: 57% – крахмала, 7% – белков, 10% – сахара и 5% – жира. Горьковатый вкус их объясняется наличием в них вяжущих дубильных веществ. Его можно удалить из плодов путем вымачивания их в воде. Ученые-археологи установили, что дуб первое хлебное растение.

     Дуб является патриархом наших лесов. Нельзя вбивать топор в ствол дерева, разводить костры под деревьями, стучать поленом по стволу, срезать кору. Все это приводит к болезни дерева, и затем к гибели.

Станция «Подземное царство». С невидимым подземным царством приходится чаще знакомиться заочно.  Оно под нашими ногами: это дождевые черви, кроты, землеройки, змеи, ящерицы, ежи и мышы. Всех этих животных надо охранять. Английский ученый Чарлз Дарвин, первый изучивший дождевых червей, их образ жизни, вычислил, что на одном гектаре почвы их обитает от 60 до 133 тысяч.

Кроты полезны тем, что уничтожают подземных вредителей леса. Очень распространена прыткая ящерица. Она поедает в большом количестве жуков в их личинок, в том числе вредителей лесного хозяйства.

     Станция «Дендрарий». Слово «дендрарий» (от греческого дендрон – дерево) означает участок открытого грунта, где культивируются древесные растения, систематизируемые по экологическим, декоративным и другим научным и культурным целям. Здесь растут ивы плакучая и лавролистная, ель обыкновенная, боярышник, платан, береза, ясень, тутовник, липа, каштан, дуб, вяз, клен, акация, бузина, калина, черемуха, туя, катальпа и другие. Эту станцию украшают обилие трав: клевер, лютик едкий, чистотел, ромашка, лопух, яснотка белая, фиалка, крапива, конский щавель и много других.

     Станция «Ягодка». Эту станцию назвали так в связи с тем, что здесь много ягод: ежевики, малины, облепихи, барбариса, калины, черемухи, боярышника черного. Все они представляют лекарственную ценность для человека.

     Станция «Долгожители». Долгожители нашего парка – дубы и тополя. Развесистые кроны многих из них достигают 20-30 метров в высоту, а стволы – толщины в два, а то и в три обхвата. Деревья в обилии выделяют фитонциды – бактерицидные вещества, убивающие многих болезнетворных микробов.

     Эти деревья – достояние истории. Они живые очевидцы дореволюционных маевок рабочих шерстомойной фабрики и мельницы, станичной и сельской бедноты. Они свидетели забастовок, а также боевых действий в гражданскую и Великую Отечественную войнах.

Методика и материалы исследования

Данное исследование проводилось в сентябре 2008 года в микрорайоне № 9 г. Невинномысска.

     Объектом исследования явился парк НШК.

     Нами была использована методика исследования Алексеева С.В., разработанная Санкт-Петербургским государственным университетом, 1996 года.

1.Изучение зеленой защитной полосы

     С помощью рулетки произвести измерение основных показателей, характеризующих зеленую защитную зону парка. Полученные данные занести в таблицу 1.

Таблица 1

Зеленая защитная полоса парка

Измерения

Полученные результаты

Санитарно-гигиенические нормы не менее

Ширина защитной полосы из деревьев и кустарников: на границе территории со стороны жилого комплекса.

30 м

Расстояние от входа до деревьев.

25 м

Расстояние между деревьями (узколистными)

5-6 м

Расстояние между деревьями (широколистными)

8-10 м

Количество деревьев на 1 га. (100 х 100 м)

90-150

2. Определить степень засоренность территории

   Исследования проводили по методике А.С. Боголюбова, 2000 год.

Учёт проводить с группой учащихся, учитывая площадь обследуемой территории. Ширина учётной полосы по 10 метров в каждую сторону от линии маршрута.

     Учёт проводился по следующим объектам: точечные объекты. Во время маршрутного учёта объектов антропогенных воздействий и экологических условий местности вести полевой дневник. Зная общую площадь маршрута рассчитать плотность данного объекта. Результаты обрабатывать по каждому объекту в отдельности и занести в таблицу.

«Точечные» объекты . Ширина учётной полосы: 20 метров.

Объекты

Число объектов на маршруте

Плотность данного объекта на единицу площади, ед/км2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Бытовой мусор

Кострища менее 1 метра (в d)

Кострища более 1 метра (в d)

Раненные деревья

Сухие деревья

Суховершинные деревья

Пни

Поваленные стволы

Бродячие собаки

Велосипедисты

Провести отдельный учет количества бытового мусора: бумага, пластмасс, стекло, пищевые отходы. Результаты занести в таблицу

Степень засоренности территории

Бытовой мусор

Главная аллея парка

Озёра

р. Большой Зеленчук

Кол-во, штук

Плотност,

ед/м2

Кол-во, штук

Плотностьед/м2

Колво,штук

Плотностьед/м2

1

Бумага

2

Полиэтилен

3

Стекло

4

Пищевые отходы

Итого:

Результаты исследования

Зеленая защитная полоса парка

Измерения

Полученные результаты

Санитарно-гигиенические нормы не менее

Ширина защитной полосы из деревьев и кустарников: на границе территории со стороны жилого комплекса.

25 м

30 м

Расстояние от входа до деревьев.

26 м

25 м

Расстояние между деревьями (узколистными)

7 м

5-6 м

Расстояние между деревьями (широколистными)

8-10 м

Количество деревьев на 1 га. (100 х 100 м)

138

90-150

1.Станция «Птицеград»

 На этой станции наблюдения надо вести не менее года, проводя маршрутные учеты птиц, по наблюдениям местных жителей видовое разнообразие птиц в парке сохраняется.

2.Станция «Озерная» и станция «Большой Зеленчук»

Степень засоренности территории

Бытовой мусор

Главная аллея парка

Озёра

р. Большой Зеленчук

Кол-во, штук

Плотность,ед/м2

Кол-во, штук

Плотность,ед/м2

Колво,штук

Плотность,ед/м2

1

Бумага

10

0,005

19

0,01055

16

0,0133

2

Полиэтилен

2

0,001

24

0,013

11

0,00916

3

Стекло

3

0,0015

8

0,004

4

0,0033

4

Пищевые отходы

6

0,003

5

0,0027

12

0,01

Итого:

21

0,0105

56

0,0311

43

0,0358

       Так же мы выявили большую засоренность водоемов (озёра)бытовым мусором. В сентябре 2008 года вся водная поверхность озера покрыта рогозом. Водоем умирает и превращается в болото.

   Территория р. Большой Зеленчук по загрязнению на втором месте, так как является местом отдыха горожан.

   Главная аллея снабжена мусорными баками и постоянно убирается, поэтому она самая чистая.

4.Станция «Желудевая»

  Станцию «Желудевая» мы рекомендовали бы перенести в другое место ( см. Схему), налево от входа в парк, туда где находятся дубы ( до 25 штук всходов дуба на 1 кв.м), но подрост дуба постоянно скашивается.

6. Станция «Ягодка»

  Большое количество ягодных растений мы обнаружили в другом месте парка: калина, бересклет, боярышник. На месте станции «Ягодка» заросли ежевики и сорных растений.

7. Станция «Дендрарий»

  Видовой состав дендрария практически не изменился, но подроста на исследуемых участках очень мало, возобновления старых деревьев нет, так как идет постоянное выкашивание вдоль центральной аллеи.

  Видовой состав травянистой растительности отличается от растительности в других районах города.

8. Станция «Долгожители»

  Все старые деревья в парке спилены, остались только огромные пни ( см. Фото).

Выводы

І.     Изучив литературу по данной теме,  мы выяснили:

  1. Земля, раскинувшаяся на  левом берегу Большого Зеленчука, имеет большую и славную историю. В древности по ней проходили кочующие скифские племена, тут разбивали шатры татаро-монгольские и турецкие завоеватели;
  2. В Великую Отечественную войну кровавым сапогом прошлись по этой земле фашистские захватчики;
  3. В середине пятидесятых годов здесь проводилась районная сельскохозяйственная выставка;
  4. Парк культуры и отдыха  по-настоящему расцвел в послевоенные годы.
  5. Учащимися средней школы № 2 и трудящимися шерстяного комбината была создана «Экологическая тропа».

ІІ.    Необходимо восстановить экологическую тропу:

  1. Пересмотреть названия станций и наметить новый маршрут
  2. Составить новый путеводитель по станциям с учетом изменений маршрута
  3. Рекомендуем добавить новую станцию «Лекарственные растения».

Рекомендации

1. Для более эффективной очистки территории парка мы предлагаем создать специальные контейнеры для сортировки мусора.

2. Чистка ила, сбор растительности будут способствовать оздоровлению водоемов. И конечно, нужно тщательно очищать сточные воды, а лучше всего – прекратить сброс отходов.

Используемая литература  

  1. Благой Д.Д., «Детская энциклопедия.» Москва 1990.
  2. Введенский Б.А., «Большая Советская энциклопедия.» Государственное издательство.
  3. «Практикум по экологии.»/ Под редакцией С.В.Алексеева. Москва,1996–60с.
  4. «Экологическая тропа.» Невинномысск, 1998 – 2с.
  5. «Тропою времени.»/ под редакцией В.Гаазова. Ставрополь, 2003.

nsportal.ru

Экологическая тропа “Наедине с природой”

Содержание

1. Пояснительная записка.

2. Основные характеристики экологической тропы.

3. Отличительные особенности данной экологической тропы.

4. Маршрут учебной экологической тропы.

5. Экологическая характеристика тропы.

6. Оформление экологической тропы.

7. Станции маршрута экологической тропы “Наедине с природой”.

8. Описание станций (расположение, биоценозы, интересные объекты).

9. Завершение маршрута.

10. Формы работы с детьми на экологической тропе.

11. Просвещение посетителей по вопросам бережного отношения к природе.

12. Литература.

13. Приложение.

1. Пояснительная записка

Природа не для всех очей
Покров свой тайный подымает:
Мы всё равно читаем в ней,
Но кто, читая, понимает?

Д.В. Веневитинов, 1827 г.

В настоящее время остро стоит проблема экологического образования населения. Необходима система экологического просвещения, в которую бы входили не только средства массовой информации и экологические курсы в учебных заведениях, но и непосредственное общение человека с природой. Экологическое просвещение является одним из выходов из глобального экологического кризиса, так как оно подразумевает гармонизацию экологического мышления и отказ от потребительского отношения к природе.

В этом случае поможет экологическая тропа. Особенность процесса экологического воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринуждённого усвоения информации и норм поведения непосредственно в природном окружении.

Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие получают устную или письменную информацию об этих объектах. Это одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения.

Экологическая тропа “Наедине с природой”, разработанная учителями МОАУ СОШ №15 естественного цикла, имеет большое значение для изучения экологии города. Она знакомит экскурсантов с разными объектами природы, находящимися в пределах города, и испытывающими антропогенную нагрузку, позволяет передать учащимся знания о естественных явлениях и объектах, создать предпосылки для экологического воспитания и природоохранного мышления.

Таким образом, организация экологической тропы способствует:

– проведению учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы;

– созданию условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде;

– приобретению педагогами, воспитателями опыта образовательно- воспитательной работы с детьми в природных условиях;

– изучению и наблюдению учащимися объектов и явлений природы и дальнейшему нахождению тем для будущей научно-исследовательской работы.

2. Основные характеристики экологической тропы

Вид тропы: экологическая.

Местонахождения: г. Райчихинск, окрестности микрорайон “Новый”, МОАУ СОШ №15, ул. Победа 51.

Год закладки: 2008.

Состояние тропы: хорошее, местами удовлетворительное.

Охрана маршрута: не осуществляется.

Протяженность: 2,5–3 км.

Режим пользования: учебные экскурсии, исследования, свободное посещение.

Краткое описание границ маршрута: начало маршрута крыльцо школы, затем движение по территории школьного двора: дендрарий, гнездо сороки, березовая аллея, выход за территорию школы вдоль улицы Гагарина, далее сквер Гагарина, ручей Сорокинский, выход на улицу Комсомольскую к концертно-спортивному комплексу, затем следует парк “Дружбы”, муравейник, выход вдоль улицы Тенистой к искусственному водоему “Дамба” и завершает маршрут болото.

Тип тропы: линейная.

Назначение экологической тропы: учебно-познавательная.

Цель тропы: Создать условия для непрерывного экологического образования детей, развивать экологическую культуру личности и общества, через формирование практического опыта природопользования.

Образовательная – расширение у экскурсантов знаний об объектах и процессах окружающей нас природы.

Здесь особо важно не просто сообщать слушателям ту либо иную информацию о живой и неживой природе, но и научить их самим наблюдать и замечать явления природы, видеть прекрасное и удивительное в самых обычных живых объектах, заинтересовать их и побудить к дальнейшему самостоятельному изучению биологии и экологии, научить замечать различные проявления антропогенного фактора и уметь правильно их оценивать.

Воспитательная – способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения на природе и важность коренного изменения взаимоотношений Человечества и Природы.

Развивающая – помимо образовательной и воспитательной целей, экологическая тропа может и должна использоваться для организации активного отдыха учащихся на природе, как в период школьных занятий, так и во время летнего отдыха.

С образовательными целями экологическая тропа может использоваться для проведения занятий с учащимися разных возрастных групп: младшими школьниками (1-4 классы) – для уроков природоведения, первичного ознакомления с природой родного края; школьниками среднего звена (5-8 классы) – для уроков ботаники, зоологии, экологии, а также для внепрограммных занятий в кружках и секциях естественного цикла; старшими школьниками (9-11 классы) – для уроков общей биологии, экологии, углубления знаний по ботанике и зоологии, индивидуальной исследовательской деятельности воспитанников биоэкологических объединений.

В воспитательных целях необходимо перед походом по тропе разъяснять детям правила поведения на природе, развивать в них экологическую сознательность. Педагог, проводящий экскурсию, должен правильно организовать своих подопечных, завладеть их вниманием, интересно рассказывать свой материал, постоянно обращая внимание слушателей на те или иные объекты природы, встречаемые группой на тропе.

Задачи тропы:

  • дать природоохранные знания и умения учащимся школы;
  • воспитать любовь к природе, школе, городу, малой Родине;
  • формировать личную ответственность у учащихся за сохранность природных объектов;
  • привлечение учащихся к участию в экологических олимпиадах и конкурсах

Цели экскурсий:

  • воспитание бережного отношения к природе;
  • формирование экологической культуры поведения в природе;
  • показ причинно-следственных связей в природе;
  • проведение природоохранительных связей в природе;
  • проведение природоохранительной работы;
  • пропаганда экологических знаний.

Разработчики тропы: учителя естественных наук: Ковалева Е.Д., Тузова Е.П., Ткачева Е.П., Трапезникова Г.П.

Дополнительно тропа может использоваться учителями – не только биологии, но и например: ОБЖ – для разъяснения принципов ориентирования на местности и оказания первой медицинской помощи в условиях похода, географии – для наглядного усвоения основ картографии, ИЗО – для уроков на открытом воздухе по рисованию пейзажей и отдельных природных объектов. Кроме того, данная тропа может использоваться для прохождения маршрута с педагогами дополнительного образования и школьными учителями в целях методической помощи им по проведению экскурсий и уроков на открытом воздухе, знакомства с наиболее интересными представителями флоры и фауны окрестностей г. Райчихинска, наглядной демонстрации принципов исследовательской работы с учащимися, помощи в выборе тем проектов.

Так же, тропа, как источник биологического материала, может использоваться для сборов коллекций, в том числе тематических: гербария, плодов и семян, грибов и лишайников, насекомых, пресноводных ракообразных, моллюсков и других беспозвоночных. Собранный здесь материал может в дальнейшем использоваться на уроках и дополнительных занятиях как наглядное пособие. Существует возможность сбора природного материала (сухоцветы, коряги и т.п.) для изготовления в дальнейшем разного рода поделок.

3. Отличительные особенности данной экологической тропы

Большинство разработок маршрутов экологических троп включают в себя лишь карту маршрута тропы, некоторые ее характеристики, список станций и иногда перечень наиболее интересных объектов, которые можно встретить по ходу экскурсии.

Нам кажется, что этого недостаточно: во-первых, состояние живой природы на станциях меняется в зависимости от времени года, одни объекты растительного и животного мира можно встретить весной, другие – летом или осенью, поэтому разработка экологической тропы должна учитывать фенологические изменения в природе; во-вторых, следует создать примерные тексты экскурсий, рассчитанные на разные возрастные контингенты учащихся: младший, где дети получают первые знания по природоведению и экологии родного края; средний, где упор делается на закрепление знаний школьной программы по экологии, ботанике и зоологии; старший, где, помимо расширения школьных знаний, важной задачей является самостоятельная исследовательская работа школьников, разработка ими проектов по экологии и биологии.

4. Маршрут учебной экологической тропы

Маршрут учебной экологической тропы “Наедине с природой” проходит по окрестности микрорайона “Новый” г. Райчихинска. На большей протяженности маршрута весьма сильно проявляется негативное антропогенное воздействие, что тоже помогает вести занятия по экологии с учащимися, на примерах показывая им необходимость бережного отношения к природе. Разнообразие флоры и, в меньшей степени, фауны таково, что позволяет проводить тематические экскурсии по ботанике, зоологии, общей биологии и экологии школьной программы, а также собирать необходимый наглядный материал для уроков в зимний период.

Общая протяженность тропы составляет 2-3 км, что довольно много для проведения экскурсий среди учащихся младших классов, поэтому для таких экскурсий используется лишь часть тропы. Для уроков на открытом воздухе по определенным темам по ботанике, зоологии, экологии, общей биологии тоже нет необходимости проходить весь маршрут целиком – достаточно лишь выйти к той либо иной станции, которая наиболее полно иллюстрирует данную тему.

Общая продолжительность экскурсии по данной экологической тропе приблизительно составляет от 1,5 до 2,5 часов; такие экскурсии возможны лишь со старшеклассниками (особенно при работе над экологическими проектами) или же с педагогами (в методических целях). В остальных случаях можно использовать лишь часть от общей протяженности тропы, а на части станций остановок не делается и рассказ о них в экскурсию можно не включать.

5. Экологическая характеристика тропы

Экологическая тропа “Наедине с природой” проходит по окрестности микрорайона “Новый” г. Райчихинска и, следовательно, содержит ряд типичных для этого района биоценозов, как естественного, так и искусственного происхождения. Леса как таковые у нас отсутствуют, но их в какой-то мере заменяют лесополосы и посадки древесных растений, подчас одичалые и обогащенные новыми видами. Основным биоценозом по маршруту тропы является парк “Дружба”, ручей Сорокинский, болото, водоем дамба. Где характеристика сильно различается в разное время года.

Растительный мир достаточно богат и разнообразен; среди травянистых растений в основном представлены виды влажных лугов, имеются и лесные и болотные виды, а также заносные растения и культурные виды на искусственных биоценозах, дендрофлора представлена местными видами.

Животный мир в зоне прохождения тропы тоже разнообразен, хотя на глаза бросаются в первую очередь беспозвоночные: особенно много насекомых, паукообразных, есть различные черви и моллюски, позвоночные обычно менее доступны взору и необходимо время и умение, чтобы их обнаружить.

Большой интерес представляют водоем дамба и ручей. Здесь можно встретить различные гигро- и гидрофиты, понаблюдать за водными насекомыми и их личинками, моллюсками, земноводными и птицами.

Близость к городу имеет свои положительные и отрицательные особенности: к первым относится доступность тропы для посетителей, ко вторым – сильную антропогенную нагрузку, местами до неузнаваемости, меняющей природу. Но даже этот фактор нужно использовать на благо: на наглядных примерах показывать детям, что означает бережное отношение к природе.

6. Оформление экотропы

Мы используем следующие типы информационных текстов и знаков:

  • общий указатель и схема тропы;
  • правила поведения на природе;
  • лозунги и призывы;
  • сведения об отдельных природных объектах и явлениях;
  • сведения о памятниках природы, расположенных в зоне тропы;
  • поэтические тексты, рисунки об отношении человека с природой;
  • экологические дорожные знаки и указатели.

Оборудование экотропы было начато с составления картосхемы, на которой обозначились объекты, на местности. Далее обследовался маршрут тропы, и были выявлены места имеющиеся установки информационных досок, экологических знаков и указателей.

Экологическая тропа – это место не только приобретения, но и пропаганды своего поведения в природном окружении, над тем, какой пример взрослый человек подает подрастающему поколению.

7. Станции маршрута экологической тропы “Наедине с природой”

На протяжении маршрута экологической тропы “Наедине с природой” мы запланировали 10 станций, т.е. остановок для экскурсантов, где они могут более подробно ознакомиться с теми или иными биоценозами, представителями флоры и фауны, оценить экологическую ситуацию и антропогенное влияние на природу.

Не все эти станции обязательны для прохождения во время экскурсии, при проведении тематических экскурсий часть остановок может быть пропущена, на других можно остановиться более длительное время и рассказ может быть подробнее. Всего маршрут тропы включает 10 станций:

1. Школьный дендрарий.

2. Гнездо сороки.

3. Березка.

4. Сквер Гагарина.

5. Ручей Сорокинский.

6. Культурно-Спортивный комплекс.

7. Парк “Дружба”.

8. Муравейник.

9. Искусственный водоем “Дамба”.

10. Болото.

В начале экскурсии рекомендовано начать беседу о культуре поведения в природе, рассказать о том, когда и с какой целью была устроена эта тропа, познакомить с карта-схемой тропы на щите. Каждому участнику выдается памятка – обращение к посетителям: “Как себя вести наедине с природой”. (См. пункт 11)

Перед подходом к станции №1 обратиться к посетителям тропы с такими словами:

“Мы создали экологическую тропу, для того, чтобы вы, пройдя по ней, увидели и узнали, как живёт и чувствует себя окружающая вас природа, чтобы каждый из вас почувствовал в груди огонёк желания сохранить природу от любого неразумного обращения к ней. Дорога чрезвычайно интересна, если глаза и разум ваши будут открытыми для восприятия. Нужно только проникнуться ощущением, если идёте с открытыми глазами и добрым сердцем, то милости просим, экологическая тропа ждёт вас!”

Кроме этого, предлагается определить свое настроение на каждой остановке тропы и отметить, по ход

urok.1sept.ru

Проект “Экологическая тропа на участке детского сада” Паспорт

Структурное подразделение для детей дошкольного возраста с. Троицк

МБОУ “Троицкая ООШ”

ПАСПОРТ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ


Составила: зам.директора

по дошкольному образованию Ю.И. Емшанова

2017 Г.

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно – правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты.

Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация развивающей среды.

Природная зона включает в себя помещения и участок дошкольного учреждения: групповые уголки природы, озелененная территория детского сада, экологическая тропа.

Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно-образовательной работы с детьми, просветительская работа с населением, работниками дошкольных учреждений и родителями детей. Она выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию.

Экологическая тропа ДОУ – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию об этих объектах.

В качестве объектов выбраны различные виды дикорастущих и культурных растений, лекарственные растения, клумбы, альпийская горка, различные виды деревьев, растения огорода.

В дальнейшем можно дополнять ее новыми объектами, наибо

infourok.ru

Проект «Экологическая тропа в ДОУ» (из опыта работы)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей №111»

Статья

Проект «Экологическая тропа в ДОУ»

(из опыта работы)

Автор:

Пискарева Л.Н.

Оренбург, 2018г.

«Мир, окружающий ребенка,

– это, прежде всего мир природы

с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой »

В.А. Сухомлинский

Проект «Экологическая тропа» направлен на экологическое воспитание детей

дошкольного возраста. В проекте представлен материал из опыта работы МБДОУ №111 г.Оренбурга по реализации задач экологического воспитания через труд в природе, исследовательскую и экспериментальную деятельность, пробуждение бережного отношения к природному окружению, расширение кругозора детей.

Данный проект способствует организации экологической и опытно-экспериментальной деятельности дошкольников, способствует практическому взаимодействию детей с окружающей природой.

Вид проекта: долгосрочный, досугово – познавательный, творчески – исследовательский.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников.

Руководители проекта: заведующий МБДОУ №111, заместитель заведующего по воспитательно-образовательной и методической работе, воспитатели группы.

Актуальность проекта:

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребѐнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования. Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности.

В нашем учреждении детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающая исследовательская ОД практикуются не первый год.

Цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны. Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

Задачи проекта:

– разработать и внедрить в практическую деятельность объекты для ознакомления

детей с окружающим их миром;

– обогащать и систематизировать знания детей средствами экологической тропы;

– познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с

окружающим миром;

– формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное

как для дошкольников, так и для самой природы;

– воспитывать у дошкольников эстетические чувства, умение замечать и беречь красоту окружающей природы;

– способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах создания эколого-развивающей среды и проведения экскурсий по объектам экологической тропы;

– повысить экологическое просвещение родителей.

Гипотеза реализации проекта. Реализация проекта позволит повысить экологическую культуры детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе.

Ожидаемые результаты.

Дети:

– Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.

– Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.

– Содействовать развитию представлений о растительном и животном мире.

Родители.

– Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментально -познавательного, трудового и экскурсионного характера.

Педагоги.

– Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления.

– Презентация проекта на педагогическом совете МБДОУ.

– Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.

Этапы реализации проекта

Цель этапа

Содержание

Промежуточный результат

1 этап –

подгото

витель

ный

Определение

проблемы и

разработка

стратегии

реализации

проекта

«Экологи-

ческая тропа»

1. Анализ работы по экологическому воспитанию.

2. Анализ программных требований по разделу «Экологическое воспитание» с детьми дошкольного возраста.

3. Детальное обследование территории ДОУ и выделение наиболее интересных объектов.

4. Разработка маршрута и составление карты – схемы экологической тропы. Составление конспектов ОД по маршруту экологической тропы.

Определено новое

направление и задачи.

Разработан маршрут

экологической тропы.

1. Разработана ОД по маршруту экологической тропы.

2. Созданы необходимые условия: материально- техническое оснащение, развивающая среда на территории ДОУ.

2 этап –

основной

Реализация

работы по

маршруту

экологической

тропы

1. Выбор объектов для проведения ОД.

2. Проведение последовательной

ОД по маршруту экологической тропы;

3. Изготовление гербариев: «Лекарственные травы», «Цветы», «Листья».

Отработана технология проведения последовательных занятий по маршруту экологической тропы.

3 этап –

контрольно -оценочный

Анализ результа-тивности поставленных задач

1. Проведение итоговой экскурсии.

2. Разработка методических

рекомендаций для педагогов ДОУ по использованию объектов экологической тропы в работе с

дошкольниками.

3. Оформление презентации.

Выставка детских рисунков.

1. Выполнение задач проекта.

2. Выпуск методических

рекомендаций.

Роль экологической тропы в воспитании детей дошкольного возраста

«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.

Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Взрослый

дол жен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить

его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в нѐм живѐт. Именно это должно

найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы.

Задача взрослых – помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе. Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Всѐ это он может увидеть в природе, и всѐ это для него впервые, всѐ удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на всю жизнь. В нашем учреждении ведется работа с детьми по экологическому воспитанию, где формируются представления детей о правильных способах взаимодействия с растениями и животными; рассматривать их не нанося им вред.

Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы – специально оборудованного учебного маршрута на природе. Создание нового элемента эколого–развивающей

среды на территории дошкольного учреждения позволяет решать задачи экологического воспитания в процессе непосредственного общения ребенка с ближайшим природным окружением.

Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные

infourok.ru

Методическая разработка на тему: “Экологическая тропа”

«Экологическая тропа».

Цель:        

Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой.

Формирование системы экологических знаний и представлений.

Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).

Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

 

Этапы создания и оформления тропы:

1) Детальное обследование участка детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов.

3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа (Маша из м/ф «Маша и медведь»).

4) Составление паспорта всех точек тропинки.

5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.

6) Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.

        

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:

– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

        

Паспорт всех точек тропинки.

По экологической тропе дети проходят по видовым точкам в виде красивых указателей. В состав экологической тропинки входят видовые точки, такие как:

1. «Зонтик встреч»

Цель: показать детям многоцветность окружающего мира. Вызвать эмоциональное отношение к наблюдаемым природным явлениям, объектам. Воспитывать эстетическое чувство. Дети располагаются вокруг, читают стихи, поют песни, водят хороводы. Это любимое место для проведения развлечений.

2. «Царство удивительных пеньков»

Цель: предоставить возможность для психологической разгрузки и прогулок, знакомить с окружающим миром, показать детям возможность создания условий второй жизни старых вещей.

3. «Птичий городок»

Цель: познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам.

(«Птичий столб», кормушка для птиц, кормовые растения, домики для птиц – скворечники.)

4. Летняя лаборатория. (Песочница)

Цель: развивать любознательность, исследовательские способности, желание познать окружающий мир.

(Ванночки с песком, глиной, водой, природным материалом, лопатки, ведерки)

5. «Цветники».

(Эта видовая точка представляет собой цветочные клумбы на открытом, хорошо освещенном пространстве, где произрастают садовые цветы, неприхотливые к условиям обитания привлекательные для проведения наблюдений.)

Цель: обогащать представление детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названиях, строении, способах ухода и условиях роста; учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия; вызвать большой интерес к труду, исследованиям на цветнике, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях.

6. «Ясень». 

Для каждой возрастной группы определены цели и задачи тематических экскурсий с учетом времени года. Детки исследуют листья и семена. Рассматривают семена обычным способом и через лупу. На примере ясеня изучается явление листопада, как меняют цвет листья осенью. Дошкольники сравнивают живые и опавшие листы.

Ясеневая аллея воспитывает эмоционально-положительное, бережное отношение к природе вокруг нас.

7. «Кустарники».

Цель: развивать интерес к родной природе, способность любоваться ею, и бережно к ней относиться.

8. «Транспорт».

Цель: познакомить детей с разнообразием видов транспорта, расширение знаний по ПДД.

9. «ЖУЖЖАЩИЙ, ПОЛЗАЮЩИЙ МИР».(Луг) .

На площадке в теплое время года обитают разнообразные насекомые: пчелы, осы, бабочки, шмели – это все объекты для наблюдения детей. Два больших камня стали прибежищем для жуков. Отвернув камень, можно увидеть большую черную жужелицу, или другого жука.

В экологическую тропу включен муравейник. Муравьи – животные барометры, активно помогают предсказывать погоду. Так, муравьи за несколько часов узнают о приближении ненастья, готовятся к нему: прячутся от дождя, плотно закрывая почти все “двери” своего дома.

В почве живут дождевые черви, на площадке можно обнаружить их норки под приподнятыми кусочками земли.

10 Спортивная площадка – «Тропа здоровья»

Цель: развитие здоровья детей, продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности.

«Тропа здоровья» включает в себя различное спортивное оборудование: колеса для прыжков, мишень для метания, лесенка для лазания, колеса для подлезания.

 11 «Во саду ли, в огороде»- мини-огород с овощными культурами

Цель: получения достоверных знаний и практических навыков по уходу за растениями.

Эта зона поможет детям уже в дошкольном возрасте получать достоверные знания о природе и приобретать практические навыки ухода за растениями. Работа на участке поможет развить такие качества, как наблюдательность и трудолюбие. Посещение огорода поможет в экологическом развитии дошкольников: наблюдения за фазами роста растений, связывание состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.

Вывод:

Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства.

Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении любого типа.

Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги.

Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.

В результате реализации проекта:

• повышается уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;

• улучшается состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;

• повышается уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы;

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *