Рассказы драгунского о школе – Виктор Драгунский. Рассказы для детей про школу и школьников читать онлайн

Содержание

Читать книгу Школьные истории (сборник) Виктора Драгунского : онлайн чтение

Школьные истории. Рассказы

Рисунки

В. Дунько, А. Катина, Т. Прокуратовой, С. Сачкова, Е. Скорупской, А. Халиловой, В. Юдина

© Антонова И. А., 2017

© Артюхова Н.М., насл., 2017

© Воронкова Л.В., насл., 2017

© Голявкин В.В., насл., 2017

© Драгунский В.Ю., насл., 2017

© Дружинина М.В., 2017

© Каминский Л.Д., насл., 2017

© Осеева В.А., насл., 2017

© Пермяк Е.А., насл., 2017

© Ил., Халилова А. Р., 2017

© ООО Издательство «Родничок», 2017

© ООО «Издательство АСТ», 2017

Виктор Драгунский
Надо иметь чувство юмора

Один раз мы с Мишкой делали уроки. Мы положили перед собой тетрадки и списывали. И в это время я рассказывал Мишке про лемуров, что у них большие глаза, как стеклянные блюдечки, и что я видел фотографию лемура, как он держится за авторучку, сам маленький-маленький и ужасно симпатичный.

Потом Мишка говорит:

– Написал?

Я говорю:

– Уже.

– Ты мою тетрадку проверь, – говорит Мишка, – а я – твою.

И мы поменялись тетрадками.

И я как увидел, что Мишка написал, так сразу стал хохотать. Гляжу, а Мишка тоже покатывается, прямо синий стал.

Я говорю:

– Ты чего, Мишка, покатываешься?

А он:

– Я покатываюсь, что ты неправильно списал. А ты чего?

Я говорю:

– А я то же самое, только про тебя. Гляди, ты написал: «Наступили мозы». Это кто такие – «мозы»?

Мишка покраснел:

– Мозы – это, наверное, морозы. А ты вот написал: «Натала зима». Это что такое?

– Да, – сказал я, – не «натала», а «настала». Ничего не попишешь, надо переписывать. Это всё лемуры виноваты.

И мы стали переписывать. А когда переписали, я сказал:

– Давай задачи задавать!

– Давай, – сказал Мишка.

В это время пришёл папа. Он сказал:

– Здравствуйте, товарищи студенты…

И сел к столу.

Я сказал:

– Вот, папа, послушай, какую я Мишке задам задачу: вот у меня есть два яблока, а нас трое, как разделить их среди нас поровну?

Мишка сейчас же надулся и стал думать.

Папа не надулся, но тоже задумался. Они думали долго.

Я тогда сказал:

– Сдаёшься, Мишка?

Мишка сказал:

– Сдаюсь!

Я сказал:

– Чтобы мы все получили поровну, надо из этих яблок сварить компот. – И стал хохотать. – Это меня тётя Мила научила!..

Мишка надулся ещё больше. Тогда папа сощурил глаза и сказал:

– А раз ты такой хитрый, Денис, дайка я задам тебе задачу.

– Давай задавай, – сказал я.

Папа походил по комнате.

– Ну слушай, – сказал он. – Один мальчишка учится в первом классе «В». Его семья состоит из четырёх человек. Мама встаёт в семь часов и тратит на одевание десять минут. Зато папа чистит зубы пять минут. Бабушка ходит в магазин столько, сколько мама одевается плюс папа чистит зубы. А дедушка читает газеты, сколько бабушка ходит в магазин минус во сколько встаёт мама.

Когда они все вместе, они начинают будить этого мальчишку из первого класса «В». На это уходит время чтения дедушкиных газет плюс бабушкино хождение в магазин.

Когда мальчишка из первого класса «В» просыпается, он потягивается столько времени, сколько одевается мама плюс папина чистка зубов. А умывается он, сколько дедушкины газеты, делённые на бабушку. На уроки он опаздывает на столько минут, сколько он потягивается плюс умывается минус мамино вставание, умноженное на папины зубы. Спрашивается: кто же этот мальчишка из первого «В» и что ему грозит, если это будет продолжаться? Всё!

Тут папа остановился посреди комнаты и стал смотреть на меня. А Мишка захохотал во всё горло и стал тоже смотреть на меня. Они оба на меня смотрели и хохотали.

Я сказал:

– Я не могу сразу решить эту задачу, потому что мы ещё этого не проходили.

И больше я не сказал ни слова, а вышел из комнаты, потому что я сразу догадался, что в ответе этой задачи получается лентяй и что такого скоро выгонят из школы. Я вышел из комнаты в коридор и залез за вешалку и стал думать, что если это задача про меня, то неправда, потому что я всегда встаю довольно быстро и потягиваюсь совсем недолго, ровно столько, сколько нужно. И ещё я подумал, что если папе так хочется на меня выдумать, то пожалуйста, я могу уйти из дома прямо на целину. Там работа всегда найдётся, там люди нужны, особенно молодёжь. Я там буду покорять природу, и папа приедет с делегацией на Алтай, увидит меня, и я остановлюсь на минутку, скажу:

«Здравствуй, папа», – и пойду дальше покорять.

А он скажет:

«Тебе привет от мамы…»

А я скажу:

«Спасибо… как мама?»

А он скажет:

«Ничего».

А я скажу:

«Наверно, она забыла своего единственного сына?»

А он скажет:

«Что ты, она похудела на тридцать семь кило! Вот как скучает!»

А что я ему скажу дальше, я не успел придумать, потому что на меня упало пальто и папа вдруг прилез за вешалку. Он меня увидел и сказал:

– Ах ты, вот он где! Что у тебя за такие глаза? Неужели ты принял эту задачу на свой счёт?

Он поднял пальто и повесил на место и сказал дальше:

– Я это всё выдумал. Такого мальчишки и на свете-то нет, не то что в вашем классе!

И папа взял меня за руки и вытащил из-за вешалки.

Потом ещё раз поглядел на меня пристально и улыбнулся:

– Надо иметь чувство юмора, – сказал он мне, и глаза у него стали весёлые-весёлые. – А ведь это смешная задача, правда? Ну! Засмейся!

И я засмеялся.

И он тоже.

И мы пошли в комнату.

Англичанин Павля

1

– Завтра первое сентября, – сказала мама. – И вот наступила осень, и ты пойдёшь уже во второй класс. Ох, как летит время!..

– И по этому случаю, – подхватил папа, – мы сейчас «зарежем арбуз»!


И он взял ножик и зарезал арбуз. Когда он резал, был слышен такой полный, приятный, зелёный треск, что у меня прямо спина похолодела от предчувствия, как я буду есть этот арбуз. И я уже раскрыл рот, чтобы вцепиться в розовый арбузный ломоть, но тут дверь распахнулась и в комнату вошёл Павля. Мы все страшно обрадовались, потому что он давно уже не был у нас и мы по нём соскучились.

– Ого, кто пришёл! – сказал папа. – Сам Павля. Сам Павля-Бородавля!

– Садись с нами, Павлик, арбуз есть, – сказала мама. – Дениска, подвинься.

Я сказал:

– Привет! – и дал ему место рядом с собой.

– Привет! – сказал он и сел.

И мы начали есть и долго молчали. Нам неохота было разговаривать. А о чём тут разговаривать, когда во рту такая вкуснотища!

2

И когда Павле дали третий кусок, он сказал:

– Ах, люблю я арбуз. Даже очень. Мне бабушка никогда не даёт его вволю поесть.

– А почему? – спросила мама.

– Она говорит, что после арбуза у меня получается не сон, а сплошная беготня.

– Правда, – сказал папа. – Вот почему мы и едим арбуз с утра пораньше. К вечеру его действие кончается, и можно спокойно спать. Ешь давай, не бойся.

– Я не боюсь, – сказал Павля.

И мы опять занялись делом и опять долго молчали. И когда мама стала убирать корки, папа сказал:

– А ты чего, Павля, так давно не был у нас?

– Да, – сказал я. – Где ты пропадал? Что ты делал?

И тут Павля напыжился, покраснел, поглядел по сторонам и вдруг небрежно так обронил, словно нехотя:

– Что делал, что делал?.. Английский изучал, вот что делал.

Я прямо опешил. Я сразу понял, что я всё лето зря прочепушил. С ежами возился, в лапту играл, пустяками занимался. А вот Павля, он времени не терял, нет, шалишь, он работал над собой, он повышал свой уровень образования.

Он изучал английский язык и теперь небось сможет переписываться с английскими пионерами и читать английские книжки. Я сразу почувствовал, что умираю от зависти, а тут ещё мама добавила:

– Вот, Дениска, учись. Это тебе не лапта!

– Молодец, – сказал папа. – Уважаю!

3

Павля прямо засиял.

– К нам в гости приехал студент Сева. Так он со мной каждый день занимается. Вот уже целых два месяца. Прямо замучил совсем.

– А что, трудный английский язык? – спросил я.

– С ума сойти, – вздохнул Павля.

– Ещё бы не трудный, – вмешался папа. – Там у них сам чёрт ногу сломит. Уж очень сложное правописание. Пишется Ливерпуль, а произносится Манчестер.

– Ну да! – сказал я. – Верно, Павля?

– Прямо беда, – сказал Павля. – Я совсем измучился от этих занятий, похудел на двести граммов.

– Так что ж ты не пользуешься своими знаниями, Павлик? – сказала мама. – Ты почему, когда вошёл, не сказал нам по-английски «здрасте»?

– Я «здрасте» ещё не проходил, – сказал Павля.

– Ну вот ты арбуз поел, почему не сказал «спасибо»?

– Я сказал, – сказал Павля.

– Ну да, по-русски-то ты сказал, а по-английски?

– Мы до «спасибо» ещё не дошли, – сказал Павля. – Очень трудное пропо-ви-сание.

Тогда я сказал:

– Павля, а научи-ка ты меня, как по-английски «раз, два, три».

– Я этого ещё не изучил, – сказал Павля.

– А что же ты изучил? – закричал я. – За два месяца ты всё-таки хоть что-нибудь-то изучил?

– Я изучил, как по-английски будет «Петя», – сказал Павля.

– Ну как?

– «Пит», – торжествующе объявил Павля. – По-английски «Петя» будет «Пит». – Он радостно рассмеялся и добавил: – Вот завтра приду в класс и скажу Петьке Горбушкину: «Пит, а Пит, дай ластик!» Небось, рот разинет, ничего не поймёт. Вот потеха-то будет! Верно, Денис?

– Верно, – сказал я. – Ну, а что ты ещё знаешь по-английски?

– Пока всё, – сказал Павля.


Виктор Голявкин
Про меня и про Вовку

Я живу с папой, мамой и сестрой Катей в большом доме рядом со школой. В нашем доме ещё живёт Вовка. Мне шесть с половиной лет, и я в школу пока не хожу. А Вовка во второй класс ходит. Мы с ним очень большие друзья, только он дразниться любит. Например, он нарисовал рисунок: дом, солнце, дерево и корову. И говорит, что нарисовал меня, хотя каждый скажет, что меня там нет. А он говорит: «Ты здесь, ты за дерево спрятался». Или ещё что-нибудь такое.

Однажды он меня спрашивает:

– Знаешь что?

Я ему отвечаю:

– Не знаю.

– Эх ты, – говорит, – не знаешь!

– Как же я могу знать?

– А я знаю, на небе звёзды есть.

– Это и я знаю.

– Что ж ты сразу мне не сказал? – и смеётся. – Вот в школу пойдёшь, всё будешь знать.

Я подумал немножко, потом говорю:

– Знаешь что?

– Чего?

– Эх ты, – говорю, – не знаешь!

– Чего не знаю?

– Что я с тобой рядом стою. А ещё школьник!

Вовка сразу обиделся.

– Мы ведь с тобой друзья, – говорит, – а ты дразнишься.

– Это ты, – говорю, – а не я дразнился.

С тех пор Вовка стал меньше дразниться. Потому что я передразнил его. Но всё-таки он иногда забывал и опять начинал дразниться. И всё потому, что он в школу ходит, а мне в школу никак нельзя.

Про то, как я решил в школу пойти

В прошлом году со мной вот что случилось…

У Вовки был способ запоминать. Если Вовка хотел что-нибудь запомнить, он вслух пел. Я тоже запомнил, как Вовка пел буквы: «а-а-а бвгдэ-э-э…».


Хожу и пою во всё горло. Получалось всё, как у Вовки. Только Катя мне очень мешала. Она ходила за мной и тоже пела. Ей всего только пять лет, а она всюду лезет. Во все дела свой нос суёт. У неё несносный характер. От неё никому нет покоя. Она много бед натворила: разбила графин, три тарелки, две чашки и банку с вареньем. Я в ванной заперся буквы петь. А она в дверь стучит и плачет. И чего человеку нужно? Зачем ей со мной петь? Непонятно. Хорошо, мама её увела, а то я бы спутал буквы. А так я всё прекрасно запомнил и в школу пошёл.

Пришёл в Вовкин класс и сел за парту. Какой-то мальчишка стал гнать меня, а я в парту вцепился и не ухожу. Ему пришлось сесть за другую парту.

Учитель сразу заметил меня. Он спросил:

– Ты откуда, мальчик?

– Мне девять лет, – соврал я.

– Не похоже, – сказал учитель.

– Я сам пришёл, – сказал я. – Я мо-гу буквы петь.

– Какие буквы?

– А-а-а-а бвгдэ-э-э…

– А дальше как? – спрашивает учитель.

– А разве ещё буквы есть?

– Конечно, есть. – И показывает мне книжку.

Ох и много там букв! Я испугался даже.

– Я не могу столько, я ещё маленький…

– А ты думал, что ты уже большой?

– Я не думал, что я такой маленький. Я ростом, как Вовка.

– А кто такой Вовка?

– Вон он сидит, – сказал я. – Мы с ним мерились…

– Врёт он! – крикнул Вовка. – Я выше!

Все засмеялись. Учитель сказал:

– Я вам верю обоим. Тем более что вы мерились. Но ты ведь всех букв не знаешь.

– Это верно, – сказал я. – Но я их выучу.

– Вот когда выучишь, приходи. А сейчас рановато.

– Обязательно, – говорю, – приду. До свидания.

– До свидания, – говорит учитель.

Вот как всё получилось! Я думал, Вовка дразниться будет. Но Вовка не стал дразниться. Он сказал:

– Не горюй. Тебе ждать только два годика. Это совсем немного ждать. Другим ждать гораздо больше. Моему брату пять лет надо ждать.

– Я не горюю…

– Чего горевать!..

– Нечего горевать, – сказал я. – Я не горюю…

На самом деле я горевал. Но не показывал этого.

– У меня букварь лишний есть, – сказал Вовка. – Один букварь мне папа купил, другой мама. Хочешь, я тебе дам букварь?

Я хотел ему дать взамен ленту гвардейскую. Он давно у меня эту ленту просил. А он ленту не взял.

– Я за букварь, – говорит, – ленту брать не буду. Учись, пожалуйста. Мне не жалко.

– Тогда просто так, – говорю, – возьми ленту.

– Просто так можно.

– Я тебе дал бы свой сон, – говорю, – но сон никак нельзя дать. Ты ведь знаешь.

Дело в том, что Вовке петухи всегда снятся. И ничего другого не снится. Он сам мне про это рассказывал. А мне разные сны снятся. Как я по горам лез, ох и трудно было! Я даже проснулся. Как я вратарём стоял. Сто мячей поймал.

– А мне всё петухи… – вздохнул Вовка. – Так скучно!

– А ты гони их.

– Как же их гнать? Ведь они во сне…

– Всё равно гони.

Мне очень хотелось помочь ему. Чтобы ему снились нормальные сны, а не петухи какие-то. Но что я мог поделать! Я с удовольствием отдал бы ему свой сон.

Про единицу и двойку

Сегодня Вовка пришёл из школы злющий. Ни с кем говорить не хочет. Я сразу понял, в чём дело. Двойку, наверное, получил. Каждый вечер он во дворе играет, а тут вдруг дома сидит. Наверное, мама его не пустила. Уже один раз так было. Он тогда единицу принёс. И зачем люди двойки хватают? Да ещё единицы. Как будто нельзя обойтись без них. Несознательные, как говорит мой папа. Я непременно сознательным буду. Ведь от двоек всем горе – и папе, и маме… может быть, в школе учиться трудно? Вон как Вовка страдает от этого. Сидит дома, во двор его не пускают. Тяжело, значит, в школе учиться. Вдруг и мне будет трудно учиться? Мама будет меня ругать, ставить носом в угол, не пускать во двор поиграть с ребятами. Что это будет за жизнь? Нужно с Вовкой поговорить. Узнать у него всё про школу. А то потом будет поздно. Я сам начну ходить в школу. Лучше уж всё сейчас узнать. Может быть, взять и уехать? Куда-нибудь на край света.

Вечером я спросил у папы, почему это Вовка двойки хватает.

– Он попросту лодырь, – ответил папа. – Он несознательный. Государство его бесплатно учит. На него педагоги тратят время. Для него школы построены. А он знай себе двойки приносит…

Так вон какой Вовка! Он лодырь. Я даже себе представить не мог, как это можно! Ведь для него даже школу построили. Этого я не мог понять. Для меня если б школу построили… да я бы… я бы всё время учился. Из школы бы просто не выходил.

Я встретил Вовку на другой день. Он шёл из школы.

iknigi.net

Драгунский рассказы о школе

 

У всех мальчишек 1-го класса “В” были пистолеты.
      Мы так сговорились, чтобы всегда ходить с оружием. И у каждого из нас в кармане всегда лежал хорошенький пистолетик и к нему запас пистонных лент. И нам это очень нравилось, но так было недолго. А все из-за кино…
      Однажды Раиса Ивановна сказала:
      – Завтра, ребята, воскресенье. И у нас с вами будет праздник. Завтра наш класс, и первый “А”, и первый “Б”, все три класса вместе, пойдут в кино “Художественный” смотреть кинокартину “Алые звезды”. Это очень интересная картина о борьбе за наше правое дело… Приносите завтра с собой по десять копеек. Сбор возле школы в десять часов!
      Я вечером все это рассказал маме, и мама положила мне в левый карман десять копеек на билет и в правый несколько монеток на воду с сиропом. И она отгладила мне чистый воротничок. Я рано лег спать, чтобы поскорее наступило завтра, а когда проснулся, мама еще спала. Тогда я стал одеваться. Мама открыла глаза и сказала:
      – Спи, еще ночь!
      А какая ночь – светло как днем!
      Я сказал:
      – Как бы не опоздать!
      Но мама прошептала:
      – Шесть часов. Не буди ты отца, спи, пожалуйста!

      Я снова лег и лежал долго-долго, уже птички запели, и дворники стали подметать, и за окном загудела машина. Уж теперь-то наверняка нужно было вставать. И я снова стал одеваться. Мама зашевелилась и подняла голову:
      – Ну чего ты, беспокойная душа?
      Я сказал:
      – Опоздаем ведь! Который час?
      – Пять минут седьмого, – сказала мама, – ты спи, не беспокойся, я тебя разбужу, когда надо.
      И верно, она потом меня разбудила, и я оделся, умылся, поел и пошел к школе. Мы с Мишей стали в пару, и скоро все с Раисой Ивановной впереди и с Еленой Степановной позади пошли в кино.
      Там наш класс занял лучшие места в первом ряду, потом в зале стало темнеть и началась картина. И мы увидели, как в широкой степи, недалеко от леса, сидели красные солдаты, как они пели песни и танцевали под гармонь. Один солдат спал на солнышке, и недалеко от него паслись красивые кони, они щипали своими мягкими губами траву, ромашки и колокольчики. И веял легкий ветерок, и бежала чистая речка, а бородатый солдат у маленького костерка рассказывал сказку про Жар-птицу.
      И в это время, откуда ни возьмись, появились белые офицеры, их было очень много, и они начали стрелять, и красные стали падать и защищаться, но тех было гораздо больше…
      И красный пулеметчик стал отстреливаться, но он увидел, что у него очень мало патронов, и заскрипел зубами, и заплакал.
      Тут все наши ребята страшно зашумели, затопали и засвистели, кто в два пальца, а кто просто так. А у меня прямо защемило сердце, я не выдержал, выхватил свой пистолет и закричал что было сил:
      – Первый класс “В”! Огонь!!!
      И мы стали палить изо всех пистолетов сразу. Мы хотели во что бы то ни стало помочь красным. Я все время палил в одного толстого фашиста, он все бежал впереди, весь в черных крестах и разных эполетах; я истратил на него, наверно, сто патронов, но он даже не посмотрел в мою сторону.
      А пальба кругом стояла невыносимая. Валька бил с локтя, Андрюшка короткими очередями, а Мишка, наверное, был снайпером, потому что после каждого выстрела он кричал:
      – Готов!
      Но белые все-таки не обращали на нас внимания, а все лезли вперед. Тогда я оглянулся и крикнул:
      – На помощь! Выручайте же своих!
      И все ребята из “А” и “Б” достали пугачи с пробками и давай бахать так, что потолки затряслись и запахло дымом, порохом и серой.
      А в зале творилась страшная суета. Раиса Ивановна и Елена Степановна бегали по рядам, кричали:
      – Перестаньте безобразничать! Прекратите!
      А за ними бежали седенькие контролерши и все время спотыкались… И тут Елена Степановна случайно взмахнула рукой и задела за локоть гражданку, которая сидела на приставном стуле. А у гражданки в руке было эскимо. Оно взлетело, как пропеллер, и шлепнулось на лысину одного дяденьки. Тот вскочил и закричал тонким голосом:
      – Успокойте ваш сумасшедший дом!!!
      Но мы продолжали палить вовсю, потому что красный пулеметчик уже почти замолчал, он был ранен, и красная кровь текла по его бледному лицу… И у нас тоже почти кончились пистоны, и неизвестно, что было бы дальше, но в это время из-за леса выскочили красные кавалеристы, и у них в руках сверкали шашки, и они врезались в самую гущу врагов!
      И те побежали куда глаза глядят, за тридевять земель, а красные кричали “Ура!”. И мы тоже все, как один, кричали “Ура!”.
      И когда белых не стало видно, я крикнул:
      – Прекратить огонь!
      И все перестали стрелять, и на экране заиграла музыка, и один парень уселся за стол и стал есть гречневую кашу.
      И тут я понял, что очень устал и тоже хочу есть.
      Потом картина кончилась очень хорошо, и мы разошлись по домам.
      А в понедельник, когда мы пришли в школу, нас, всех мальчишек, кто был в кино, собрали в большом зале.
      Там стоял стол. За столом сидел Федор Николаевич, наш директор. Он встал и сказал:
      – Сдавай оружие!
      И мы все по очереди подходили к столу и сдавали оружие. На столе, кроме пистолетов, оказались две рогатки и трубка для стрельбы горохом.
      Федор Николаевич сказал:
      – Мы сегодня утром советовались, что с вами делать. Были разные предложения… Но я объявляю вам всем устный выговор за нарушение правил поведения в закрытых помещениях зрелищных предприятий! Кроме того, у вас, вероятно, будут снижены отметки за поведение. А теперь идите – учитесь хорошо!
      И мы пошли учиться. Но я сидел и плохо учился. Я все думал, что выговор – это очень скверно и что мама, наверно, будет сердиться…
      Но на переменке Мишка Слонов сказал:
      – А все-таки хорошо, что мы помогли красным продержаться до прихода своих!
      И я сказал:
      – Конечно!!! Хоть это и кино, а, может быть, без нас они и не продержались бы!
      – Кто знает…

Драгунский рассказы  о школе

 

 

Страница, где собраны все рассказы В.Драгунского

 

А здесь все детские рассказы, которые есть на нашем сайте

 

r-rech.ru

Денискины рассказы — В. Драгунский. Биография, жизнь и творчество — Сказки. Рассказы. Стихи

Денискины рассказы — В. Драгунский. Биография, жизнь и творчество

 
Денискины рассказы В. Драгунского. Цикл рассказов о приключениях мальчика Дениски и его друга Мишки, рассказанных от первого лица.
 

Рассказы Виктора Драгунского для детей. Список произведений

 
Англичанин Павля
Арбузный переулок
Белые амадины
…Бы
Где это видано, где это слыхано…
Гусиное горло
Главные реки
Двадцать лет под кроватью
Девочка на шаре
Друг детства
Дымка и Антон
Дядя Павел истопник
Живой уголок
Заколдованная буква
Запах неба и мохорочки
Здоровая мысль
Зеленчатые леопарды
И мы!
Как я гостил у дяди Миши
Кот в сапогах
Красный шарик в синем небе
Куриный бульон
Мой знакомый медведь
Мотогонки по отвесной стене
На Садовой большое движение
Надо иметь чувство юмора
Не пиф, не паф!
Не хуже вас, цирковых
Независимый горбушка
Ничего изменить нельзя
Одна капля убивает лошадь
Он живой и светится…
Подзорная труба
Пожар во флигеле, или подвиг во льдах…
Похититель собак
Поют колёса — тра-та-та
Приключение
Профессор кислых щей
Рабочие дробят камень
Расскажите мне про Сингапур
Ровно 25 кило
Рыцари
Сверху вниз, наискосок!
Сестра моя Ксения
Синий кинжал
Слава Ивана Козловского
Слон и радио
Смерть шпиона Гадюкина
Сражение у Чистой речки
Старый мореход
Тайное становится явным
Тиха украинская ночь…
Третье место в стиле баттерфляй
Удивительный день
Фантомас
Хитрый способ
Человек с голубым лицом
Чики-брык
Что любит Мишка
Что я люблю и чего не люблю!
Шляпа гроссмейстера
 

Денискины рассказы — краткое содержание
Читать рассказы других авторов
 

Юность и семья Виктора Драгунского

 
Популярный и любимый многими советский и российский писатель Виктор Драгунский родился в Соединенных Штатах — в Нью-Йорке — тридцатого ноября тысяча девятьсот тринадцатого года в семье еврейских эмигрантов из города Гомеля.
 

Краткая биография Виктора Драгунского. Жизнь и творчество

Юность и семья
 
Мама будущего писателя – Рита Драгунская — и отец – Юда Перцовский — познакомились в Гомеле, там же вступили в брак. Опасаясь еврейских погромов, незадолго до появления на свет сына эмигрировали в США. Однако им не удалось прижиться на чужбине, и в 1914 году они вернулись на родину. В 1918 году Виктор Драгунский, биография которого насыщена трагическими событиями, испытал первый удар – от тифа скончался его отец.
 
Через некоторое время у Виктора Драгунского появился отчим – Ипполит Войцехович – красный комиссар. Еще совсем молодым он погиб в 1920-м. Спустя два года у мальчика появился другой отчим – актер театра Менахем-Мендл Рубин. С ним семья объехала полстраны, сопровождая его в гастрольных турах. В 1925 году они перебралась на постоянное место жительство в Москву, но счастья этот переезд никому не принес. Спустя некоторое время отчим оставил семью и перебрался в США, где стал театральным постановщиком.
 
Виктор Драгунский, биография которого неразрывно связана с творчеством,семнадцатилетним юношей стал частым гостем в Литературно-театральных мастерских Алексея Дикого. Не прошло и пяти лет, как состоялся его актерский дебют на сцене Театра транспорта. Сегодня это Театр имени Н. В. Гоголя. Именно в это время в окружении талантливых людей Драгунский, биография которого полна необыкновенных перевоплощений, заинтересовался литературной деятельностью.
 
Некоторое время параллельно он работал в цирке. Необходимо заметить, что в театре царила здоровая и творческая обстановка. Виктора окружали такие же, как он, молодые, талантливые, полные сил и желания работать актеры. Именно здесь появляется писатель Драгунский.
 
В большом актерском коллективе, где работало немало прославленных звезд, начинающий артист вряд ли мог рассчитывать на частую и постоянную занятость в спектаклях. Поэтому довольно скоро талантливый молодой человек стал задумываться над созданием небольшого коллектива актеров внутри театра.
 
Работа над созданием небольшой студии не затянулась, и очень скоро Виктор Драгунский, биография которого вновь делала крутой вираж, стал руководителем группы актеров, которые демонстрировали литературно-театральные пародии. Коллектив был назван «Синяя птичка». Ему было суждено прожить с 1948 по 1958 год.
 
Труппа «Птички» не ограничивалась работой с актерами родного театра, постепенно в нее стали приходить и артисты других заведений Москвы. Шло время, и к группе пришла популярность. Их часто приглашали выступать в Доме актера. Веселые пародии и талантливые артисты имели успех у публики, поэтому спустя некоторое время Драгунскому предложили создать подобный коллектив в Мосэстраде, но непременно с тем же названием.
 
Виктор Драгунский, биография которого подарила ему встречу с Людмилой Давыдович, придумывал для спектаклей вновь созданной труппы тексты к музыкальным композициям. Через непродолжительное время они стали очень популярны и свою вторую жизнь нашли на эстраде.
 
С 1940 года Драгунский публиковал свои фельетоны и юмористические рассказы, а в 1960-м вышла его книга «Железный характер», в которой впервые была опубликована краткая биография Драгунского. Так читатели познакомились с жизнью и творчеством автора.
 

Виктор Драгунский – детский писатель

 
Начиная с 1959 года Виктор Юзефович пишет цикл веселых и забавных рассказов о Денисе Кораблеве, симпатичном мальчишке, и его друге Мишке Слонове. Весь цикл называется «Денискины рассказы». Не случайно выбрано имя главного героя – так зовут сына писателя. В центре этих рассказов находится пытливый и доверчивый Дениска и его антипод – товарищ Мишка, немного заторможенный и мечтательный. Все истории друзей веселые и динамичные.
 

Виктор Драгунский – писатель и сценарист

 
Виктор Юзефович успешно работал не только для детской аудитории. В отличие от произведений для детей, в рассказах и повестях для взрослых уделяется особое внимание деталям и определенности ситуации. Они придают произведениям жесткость. Их драматизм почти всегда переходит в тяжелую трагедию.
 
Несмотря на то что во время войны Драгунский находился в ополчении, его всегда волновала военная тема. В 1951 году на суд читателей была представлена повесть «Он упал в траву», посвященная первым дням войны и героям, принявшим удар на себя. Главный персонаж повести, несмотря на то, что по состоянию здоровья не был призван в армию, пошел в ополчение.
 
В своих произведениях Драгунский не дает каких-либо оценок и не подвергает критике социальную действительность, он просто описывает человеческие характеры, по которым можно восстановить историю целого поколения.
 
В 1964 году Драгунский, биография которого включает в себя и небольшой опыт работы в цирке, выпускает повесть «Сегодня и ежедневно», главный герой которой трудится в цирке. Великолепный коверный Николай Ветров может спасти самую слабую программу, сделать хорошие сборы даже в самом маленьком провинциальном цирке, но в реальной жизни ему неловко и неуютно. Повесть дважды экранизировалась.
 

Личная жизнь, семья Виктора Драгунского

 
Елена Корнилова – актриса, которая стала первой женой писателя. Она родила сына Леонида, который впоследствии закончил экономический факультет МГУ. Долгое время работал журналистом в «Известиях», «Неделе». Стал автором таких произведений, как «Образ жизни – советский!», «Сказочная сила», «Останутся в памяти» и др. Исаак Львович Драгунский – дядя писателя, был прокурором Азово-Черноморского края. Позднее он был расстрелян.
 
Второй супругой писателя стала Алла Васильевна Драгунская (Семичастнова). В браке родились двое детей: дочь Ксения и сын Денис.
 

Ксения Викторовна Драгунская

 
В 1966 году у Виктора Юзефовича и Аллы Васильевны родилась дочь Ксюша. Сегодня она является известным российским драматургом, сценаристом, детским писателем, искусствоведом. Ксения Викторовна – автор пьес, которые ставят самые именитые режиссеры во всем мире. Их можно посмотреть в академических театрах и подвальчиках андеграунда, на студенческих показах и в любительских студиях.
 
Сюжеты ее произведений наполнены искренностью, не пошлой любовью и замечательным и тонким юмором. Произведения Ксении Викторовны используют для обучения студентов и подготовки актеров в школе-студии МХАТ, РАТИ, ВГИК, ГИТИС, University of Iowa (США), в училище им. Щукина.
 

Денис Викторович Драгунский

 
Пятнадцатого декабря тысяча девятьсот пятидесятого года родился Денис Драгунский, ставший в детстве прототипом «Денискиных рассказов». В тысяча девятьсот семьдесят третьем году закончил МГУ, филологический факультет. До 1979-го преподавал греческий язык в Академии Дипломатии. Затем он стал свободным литератором, создавал сценарий кино- и телефильмов.
 
Одна из пьес писателя шла на сцене Моссовета 18 лет. Денис Викторович Драгунский написал около 80 научных статей и обзоров, более 400 статей на политические темы. Они переведены на немецкий, английский, японский и итальянский языки. Написал несколько сценариев к фильмам по произведениям отца.
 
Сегодня вы немного узнали, каким человеком и писателем был Виктор Драгунский. Биография (краткая ее версия) представлена в выше.
————————————————————
Виктор Драгунский. Денискины рассказы
Читаем бесплатно онлайн
 

Денискины рассказы — краткое содержание
Читать рассказы других авторов  

skazkibasni.com

Читать книгу Самые смешные Денискины рассказы (сборник) Виктора Драгунского : онлайн чтение

Текущая страница: 1 (всего у книги 3 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Виктор Драгунский
Самые смешные Денискины рассказы (сборник)

© Драгунский В. Ю., насл., 2016

© Ил., Попович О. В., 2016

© ООО «Издательство АСТ», 2016

* * *

Девочка на шаре

Один раз мы всем классом пошли в цирк. Я очень радовался, когда шёл туда, потому что мне уже скоро восемь лет, а я был в цирке только один раз, и то очень давно. Главное, Алёнке всего только шесть лет, а вот она уже успела побывать в цирке целых три раза. Это очень обидно. И вот теперь мы всем классом пошли в цирк, и я думал, как хорошо, что уже большой и что сейчас, в этот раз, всё увижу как следует. А в тот раз я был маленький, я не понимал, что такое цирк.

В тот раз, когда на арену вышли акробаты и один полез на голову другому, я ужасно расхохотался, потому что думал, что это они так нарочно делают, для смеху, ведь дома я никогда не видел, чтобы взрослые дядьки карабкались друг на друга. И на улице тоже этого не случалось. Вот я и рассмеялся во весь голос. Я не понимал, что это артисты показывают свою ловкость. И ещё в тот раз я всё больше смотрел на оркестр, как они играют – кто на барабане, кто на трубе, – и дирижёр машет палочкой, и никто на него не смотрит, а все играют как хотят. Это мне очень понравилось, но пока я смотрел на этих музыкантов, в середине арены выступали артисты. И я их не видел и пропускал самое интересное. Конечно, я в тот раз ещё совсем глупый был.

И вот мы пришли всем классом в цирк. Мне сразу понравилось, что он пахнет чем-то особенным, и что на стенах висят яркие картины, и кругом светло, и в середине лежит красивый ковёр, а потолок высокий, и там привязаны разные блестящие качели. И в это время заиграла музыка, и все кинулись рассаживаться, а потом накупили эскимо и стали есть.

И вдруг из-за красной занавески вышел целый отряд каких-то людей, одетых очень красиво – в красные костюмы с жёлтыми полосками. Они встали по бокам занавески, и между ними прошёл их начальник в чёрном костюме. Он громко и немножко непонятно что-то прокричал, и музыка заиграла быстро-быстро и громко, и на арену выскочил артист-жонглёр, и началась потеха. Он кидал шарики, по десять или по сто штук вверх, и ловил их обратно. А потом схватил полосатый мяч и стал им играть… Он и головой его подшибал, и затылком, и лбом, и по спине катал, и каблуком наподдавал, и мяч катался по всему его телу как примагниченный. Это было очень красиво. И вдруг жонглёр кинул этот мячик к нам в публику, и тут уж началась настоящая суматоха, потому что я поймал этот мяч и бросил его в Валерку, а Валерка – в Мишку, а Мишка вдруг нацелился и ни с того ни с сего засветил прямо в дирижёра, но в него не попал, а попал в барабан! Бамм! Барабанщик рассердился и кинул мяч обратно жонглёру, но мяч не долетел, он просто угодил одной красивой тётеньке в прическу, и у неё получилась не причёска, а нахлобучка. И мы все так хохотали, что чуть не померли.

И когда жонглёр убежал за занавеску, мы долго не могли успокоиться. Но тут на арену выкатили огромный голубой шар, и дядька, который объявляет, вышел на середину и что-то прокричал неразборчивым голосом. Понять нельзя было ничего, и оркестр опять заиграл что-то очень весёлое, только не так быстро, как раньше.

И вдруг на арену выбежала маленькая девочка. Я таких маленьких и красивых никогда не видел. У неё были синие-синие глаза, и вокруг них были длинные ресницы. Она была в серебряном платье с воздушным плащом, и у неё были длинные руки; она ими взмахнула, как птица, и вскочила на этот огромный голубой шар, который для неё выкатили. Она стояла на шаре. И потом вдруг побежала, как будто захотела спрыгнуть с него, но шар завертелся под её ногами, и она на нём вот так, как будто бежала, а на самом деле ехала вокруг арены. Я таких девочек никогда не видел. Все они были обыкновенные, а эта какая-то особенная. Она бегала по шару своими маленькими ножками, как по ровному полу, и голубой шар вёз её на себе: она могла ехать на нём и прямо, и назад, и налево, и куда хочешь! Она весело смеялась, когда так бегала, как будто плыла, и я подумал, что она, наверно, и есть Дюймовочка, такая она была маленькая, милая и необыкновенная. В это время она остановилась, и кто-то ей подал разные колокольчатые браслеты, и она надела их себе на туфельки и на руки и снова стала медленно кружиться на шаре, как будто танцевать. И оркестр заиграл тихую музыку, и было слышно, как тонко звенят золотые колокольчики на девочкиных длинных руках. И это все было как в сказке. И тут ещё потушили свет, и оказалось, что девочка вдобавок умеет светиться в темноте, и она медленно плыла по кругу, и светилась, и звенела, и это было удивительно, – я за всю свою жизнь не видел ничего такого подобного.


И когда зажгли свет, все захлопали и завопили «браво», и я тоже кричал «браво». А девочка соскочила со своего шара и побежала вперёд, к нам поближе, и вдруг на бегу перевернулась через голову, как молния, и ещё, и ещё раз, и всё вперёд и вперёд. И мне показалось, что вот она сейчас разобьётся о барьер, и я вдруг очень испугался, и вскочил на ноги, и хотел бежать к ней, чтобы подхватить её и спасти, но девочка вдруг остановилась как вкопанная, раскинула свои длинные руки, оркестр замолк, и она стояла и улыбалась. И все захлопали изо всех сил и даже застучали ногами. И в эту минуту эта девочка посмотрела на меня, и я увидел, что она увидела, что я её вижу и что я тоже вижу, что она видит меня, и она помахала мне рукой и улыбнулась. Она мне одному помахала и улыбнулась. И я опять захотел подбежать к ней, и я протянул к ней руки. А она вдруг послала всем воздушный поцелуй и убежала за красную занавеску, куда убегали все артисты.

И на арену вышел клоун со своим петухом и начал чихать и падать, но мне было не до него. Я всё время думал про девочку на шаре, какая она удивительная и как она помахала мне рукой и улыбнулась, и больше уже ни на что не хотел смотреть. Наоборот, я крепко зажмурил глаза, чтобы не видеть этого глупого клоуна с его красным носом, потому что он мне портил мою девочку: она всё ещё мне представлялась на своём голубом шаре.

А потом объявили антракт, и все побежали в буфет пить ситро, а я тихонько спустился вниз и подошел к занавеске, откуда выходили артисты.

Мне хотелось ещё раз посмотреть на эту девочку, и я стоял у занавески и глядел – вдруг она выйдет? Но она не выходила.

А после антракта выступали львы, и мне не понравилось, что укротитель всё время таскал их за хвосты, как будто это были не львы, а дохлые кошки. Он заставлял их пересаживаться с места на место или укладывал их на пол рядком и ходил по львам ногами, как по ковру, а у них был такой вид, что вот им не дают полежать спокойно. Это было неинтересно, потому что лев должен охотиться и гнаться за бизоном в бескрайних пампасах и оглашать окрестности грозным рычанием, приводящим в трепет туземное население.

А так получается не лев, а просто я сам не знаю что.

И когда кончилось и мы пошли домой, я всё время думал про девочку на шаре.

А вечером папа спросил:

– Ну как? Понравилось в цирке?

Я сказал:

– Папа! Там в цирке есть девочка. Она танцует на голубом шаре. Такая славная, лучше всех! Она мне улыбнулась и махнула рукой! Мне одному, честное слово! Понимаешь, папа? Пойдём в следующее воскресенье в цирк! Я тебе её покажу!

Папа сказал:

– Обязательно пойдём. Обожаю цирк!

А мама посмотрела на нас обоих так, как будто увидела в первый раз.

…И началась длиннющая неделя, и я ел, учился, вставал и ложился спать, играл и даже дрался, и всё равно каждый день думал, когда же придёт воскресенье, и мы с папой пойдём в цирк, и я снова увижу девочку на шаре, и покажу её папе, и, может быть, папа пригласит её к нам в гости, и я подарю ей пистолет-браунинг и нарисую корабль на всех парусах.

Но в воскресенье папа не смог идти.

К нему пришли товарищи, они копались в каких-то чертежах, и кричали, и курили, и пили чай, и сидели допоздна, и после них у мамы разболелась голова, а папа сказал мне:

– В следующее воскресенье… Даю клятву Верности и Чести.

И я так ждал следующего воскресенья, что даже не помню, как прожил ещё одну неделю. И папа сдержал своё слово: он пошёл со мной в цирк и купил билеты во второй ряд, и я радовался, что мы так близко сидим, и представление началось, и я начал ждать, когда появится девочка на шаре. Но человек, который объявляет, всё время объявлял разных других артистов, и они выходили и выступали по-всякому, но девочка всё не появлялась. А я прямо дрожал от нетерпения, мне очень хотелось, чтобы папа увидел, какая она необыкновенная в своём серебряном костюме с воздушным плащом и как она ловко бегает по голубому шару. И каждый раз, когда выходил объявляющий, я шептал папе:

– Сейчас он объявит её!

Но он, как назло, объявлял кого-нибудь другого, и у меня даже ненависть к нему появилась, и я всё время говорил папе:

– Да ну его! Это ерунда на постном масле! Это не то!

А папа говорил, не глядя на меня:

– Не мешай, пожалуйста. Это очень интересно! Самое то!

Я подумал, что папа, видно, плохо разбирается в цирке, раз это ему интересно. Посмотрим, что он запоёт, когда увидит девочку на шаре. Небось подскочит на своём стуле на два метра в высоту…

Но тут вышел объявляющий и своим глухонемым голосом крикнул:

– Ант-рра-кт!

Я просто ушам своим не поверил! Антракт? А почему? Ведь во втором отделении будут только львы! А где же моя девочка на шаре? Где она? Почему она не выступает? Может быть, она заболела? Может быть, она упала и у неё сотрясение мозга?

Я сказал:

– Папа, пойдём скорей, узнаем, где же девочка на шаре!

Папа ответил:

– Да, да! А где же твоя эквилибристка? Что-то не видать! Пойдём-ка купим программку!..

Он был весёлый и довольный. Он огляделся вокруг, засмеялся и сказал:

– Ах, люблю… Люблю я цирк! Самый запах этот… Голову кружит…

И мы пошли в коридор. Там толклось много народу, и продавались конфеты и вафли, и на стенках висели фотографии разных тигриных морд, и мы побродили немного и нашли наконец контролёршу с программками. Папа купил у неё одну и стал просматривать. А я не выдержал и спросил у контролёрши:

– Скажите, пожалуйста, а когда будет выступать девочка на шаре?

– Какая девочка?

Папа сказал:

– В программе указана эквилибристка на шаре Т. Воронцова. Где она?

Я стоял и молчал.

Контролёрша сказала:

– Ах, вы про Танечку Воронцову? Уехала она. Уехала. Что ж вы поздно хватились?

Я стоял и молчал.

Папа сказал:

– Мы уже две недели не знаем покоя. Хотим посмотреть эквилибристку Т. Воронцову, а её нет.

Контролёрша сказала:

– Да она уехала… Вместе с родителями… Родители у неё «Бронзовые люди – Два-Яворс». Может, слыхали? Очень жаль. Вчера только уехали.

Я сказал:

– Вот видишь, папа…

– Я не знал, что она уедет. Как жалко… Ох ты боже мой!.. Ну что ж… Ничего не поделаешь…

Я спросил у контролёрши:

– Это, значит, точно?

Она сказала:

– Точно.

Я сказал:

– А куда, неизвестно?

Она сказала:

– Во Владивосток.

Вон куда. Далеко. Владивосток.

Я знаю, он помещается в самом конце карты, от Москвы направо.

Я сказал:

– Какая даль.

Контролёрша вдруг заторопилась:

– Ну идите, идите на места, уже гасят свет!

Папа подхватил:

– Пошли, Дениска! Сейчас будут львы! Косматые, рычат – ужас! Бежим смотреть!

Я сказал:

– Пойдём домой, папа.

Он сказал:

– Вот так раз…

Контролёрша засмеялась. Но мы подошли к гардеробу, и я протянул номер, и мы оделись и вышли из цирка.

Мы пошли по бульвару и шли так довольно долго, потом я сказал:

– Владивосток – это на самом конце карты. Туда, если поездом, целый месяц проедешь…

Папа молчал. Ему, видно, было не до меня. Мы прошли ещё немного, и я вдруг вспомнил про самолёты и сказал:

– А на «ТУ-104» за три часа – и там!

Но папа всё равно не ответил. Он крепко держал меня за руку. Когда мы вышли на улицу Горького, он сказал:

– Зайдём в кафе-мороженое. Смутузим по две порции, а?

Я сказал:

– Не хочется что-то, папа.

– Там подают воду, называется «Кахетинская». Нигде в мире не пил лучшей воды.

Я сказал:

– Не хочется, папа.

Он не стал меня уговаривать. Он прибавил шагу и крепко сжал мою руку. Мне стало даже больно. Он шёл очень быстро, и я еле-еле поспевал за ним. Отчего он шёл так быстро? Почему он не разговаривал со мной? Мне захотелось на него взглянуть. Я поднял голову. У него было очень серьёзное и грустное лицо.


«Он живой и светится…»

Однажды вечером я сидел во дворе, возле песка, и ждал маму. Она, наверно, задерживалась в институте, или в магазине, или, может быть, долго стояла на автобусной остановке. Не знаю. Только все родители нашего двора уже пришли, и все ребята пошли с ними по домам и уже, наверно, пили чай с бубликами и брынзой, а моей мамы всё ещё не было…

И вот уже стали зажигаться в окнах огоньки, и радио заиграло музыку, и в небе задвигались тёмные облака – они были похожи на бородатых стариков…

И мне захотелось есть, а мамы всё не было, и я подумал, что, если бы я знал, что моя мама хочет есть и ждёт меня где-то на краю света, я бы моментально к ней побежал, а не опаздывал бы и не заставлял её сидеть на песке и скучать.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал:

– Здоро́во!

И я сказал:

– Здоро́во!

Мишка сел со мной и взял в руки самосвал.

– Ого, – сказал Мишка. – Где достал?

А он сам набирает песок? Не сам? А сам сваливает? Да? А ручка? Для чего она? Её можно вертеть? Да? А? Ого! Дашь мне его домой?

Я сказал:

– Нет, не дам. Подарок. Папа подарил перед отъездом.

Мишка надулся и отодвинулся от меня. На дворе стало ещё темнее.

Я смотрел на ворота, чтоб не пропустить, когда придёт мама. Но она всё не шла. Видно, встретила тётю Розу, и они стоят и разговаривают и даже не думают про меня. Я лёг на песок.

Тут Мишка говорит:

– Не дашь самосвал?

– Отвяжись, Мишка.

Тогда Мишка говорит:

– Я тебе за него могу дать одну Гватемалу и два Барбадоса!

Я говорю:

– Сравнил Барбадос с самосвалом…

А Мишка:

– Ну, хочешь, я дам тебе плавательный круг?

Я говорю:

– Он у тебя лопнутый.

А Мишка:

– Ты его заклеишь!

Я даже рассердился:

– А плавать где? В ванной? По вторникам?

И Мишка опять надулся. А потом говорит:

– Ну, была не была. Знай мою доброту. На!

И он протянул мне коробочку от спичек. Я взял её в руки.

– Ты открой её, – сказал Мишка, – тогда увидишь!

Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зелёный огонёк, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звёздочка, и в то же время я сам держал её сейчас в руках.

– Что это, Мишка, – сказал я шёпотом, – что это такое?

– Это светлячок, – сказал Мишка. – Что, хорош? Он живой, не думай.

– Мишка, – сказал я, – бери мой самосвал, хочешь? Навсегда бери, насовсем. А мне отдай эту звёздочку, я её домой возьму…


И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться: какой он зелёный, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, словно издалека… И я не мог ровно дышать, и я слышал, как стучит моё сердце, и чуть-чуть кололо в носу, как будто хотелось плакать.

И я долго так сидел, очень долго.

И никого не было вокруг. И я забыл про всех на белом свете.

Но тут пришла мама, и я очень обрадовался, и мы пошли домой.

А когда стали пить чай с бубликами и брынзой, мама спросила:

– Ну, как твой самосвал?

А я сказал:

– Я, мама, променял его.

Мама сказала:

– Интересно. А на что?

Я ответил:

– На светлячка. Вот он, в коробочке живёт. Погаси-ка свет!

И мама погасила свет, и в комнате стало темно, и мы стали вдвоём смотреть на бледно-зелёную звёздочку.

Потом мама зажгла свет.

– Да, – сказала она, – это волшебство. Но всё-таки как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка?

– Я так долго ждал тебя, – сказал я, – и мне было так скучно, а этот светлячок, он оказался лучше любого самосвала на свете.

Мама пристально посмотрела на меня и спросила:

– А чем же, чем же именно он лучше?

Я сказал:

– Да как же ты не понимаешь?.. Ведь он живой! И светится!..


Сверху вниз, наискосок!

В то лето, когда я ещё не ходил в школу, у нас во дворе был ремонт. Повсюду валялись кирпичи и доски, а посреди двора высилась огромная куча песку. И мы играли на этом песке в «разгром фашистов под Москвой», или делали куличики, или просто так играли ни во что.

Нам было очень весело, и мы подружились с рабочими и даже помогали им ремонтировать дом: один раз я принёс слесарю дяде Грише полный чайник кипятку, а второй раз Алёнка показала монтёрам, где у нас чёрный ход. И мы ещё много помогали, только сейчас я уже не помню всего.

А потом как-то незаметно ремонт стал заканчиваться, рабочие уходили один за другим, дядя Гриша попрощался с нами за руку, подарил мне тяжёлую железку и тоже ушёл.


И вместо дяди Гриши во двор пришли три девушки. Они все были очень красиво одеты: носили мужские длинные штаны, измазанные разными красками и совершенно твёрдые. Когда эти девушки ходили, штаны на них гремели, как железо на крыше. А на головах девушки носили шапки из газет. Эти девушки были маляры и назывались: бригада. Они были очень весёлые и ловкие, любили смеяться и всегда пели песню «Ландыши, ландыши». Но я эту песню не люблю. И Алёнка.

И Мишка тоже не любит. Зато мы все любили смотреть, как работают девушки-маляры и как у них всё получается складно и аккуратно. Мы знали по именам всю бригаду. Их звали Санька, Раечка и Нелли.

И однажды мы к ним подошли, и тётя Саня сказала:

– Ребятки, сбегайте кто-нибудь и узнайте, который час.

Я сбегал, узнал и сказал:

– Без пяти двенадцать, тётя Саня…

Она сказала:

– Шабаш, девчата! Я – в столовую! – и пошла со двора.

И тётя Раечка и тётя Нелли пошли за ней обедать.

А бочонок с краской оставили. И резиновый шланг тоже.

Мы сразу подошли ближе и стали смотреть на тот кусочек дома, где они только сейчас красили. Было очень здорово: ровно и коричнево, с небольшой краснотой. Мишка смотрел-смотрел, потом говорит:

– Интересно, а если я покачаю насос, краска пойдёт?

Алёнка говорит:

– Спорим, не пойдёт!

Тогда я говорю:

– А вот спорим, пойдёт!

Тут Мишка говорит:

– Не надо спорить. Сейчас я попробую. Держи, Дениска, шланг, а я покачаю.

И давай качать. Раза два-три качнул, и вдруг из шланга побежала краска. Она шипела, как змея, потому что на конце у шланга была нахлобучка с дырочками, как у лейки. Только дырки были совсем маленькие, и краска шла, как одеколон в парикмахерской, чуть-чуть видно.

Мишка обрадовался и как закричит:

– Крась скорей! Скорей крась что-нибудь!

Я сразу взял и направил шланг на чистую стенку. Краска стала брызгаться, и там сейчас же получилось светло-коричневое пятно, похожее на паука.

– Ура! – закричала Алёнка. – Пошло! Пошло-поехало! – и подставила ногу под краску.

Я сразу покрасил ей ногу от колена до пальцев. Тут же, прямо у нас на глазах, на ноге не стало видно ни синяков, ни царапин. Наоборот, Алёнкина нога стала гладкая, коричневая, с блеском, как новенькая кегля.

Мишка кричит:

– Здо́рово получается! Подставляй вторую, скорей!


И Алёнка живенько подставила вторую ногу, а я моментально покрасил её сверху донизу два раза.

Тогда Мишка говорит:

– Люди добрые, как красиво! Ноги совсем как у настоящего индейца! Крась же её скорей!

– Всю? Всю красить? С головы до пят?

Тут Алёнка прямо завизжала от восторга:

– Давайте, люди добрые! Красьте с головы до пят! Я буду настоящая индейка.

Тогда Мишка приналёг на насос и стал качать во всю ивановскую, а я стал Алёнку поливать краской. Я замечательно её покрасил: и спину, и ноги, и руки, и плечи, и живот, и трусики. И стала она вся коричневая, только волосы белые торчат.

Я спрашиваю:

– Мишка, как думаешь, а волосы красить?

Мишка отвечает:

– Ну конечно! Крась скорей! Быстрей давай!

И Алёнка торопит:

– Давай-давай! И волосы давай! И уши!

Я быстро закончил её красить и говорю:

– Иди, Алёнка, на солнце пообсохни. Эх, что бы ещё покрасить?

А Мишка:

– Вон видишь, наше бельё сушится? Скорей давай крась!

Ну с этим-то делом я быстро справился! Два полотенца и Мишкину рубашку я за какую-нибудь минуту так отделал, что любо-дорого смотреть было!


А Мишка прямо вошёл в азарт, качает насос, как заводной. И только покрикивает:

– Крась давай! Скорей давай! Вон и дверь новая на парадном, давай, давай, быстрее крась!

И я перешёл на дверь. Сверху вниз! Снизу вверх! Сверху вниз, наискосок!

И тут дверь вдруг раскрылась, и из неё вышел наш управдом Алексей Акимыч в белом костюме.

Он прямо остолбенел. И я тоже. Мы оба были как заколдованные. Главное, я его поливаю и с испугу не могу даже догадаться отвести в сторону шланг, а только размахиваю сверху вниз, снизу вверх. А у него глаза расширились, и ему в голову не приходит отойти хоть на шаг вправо или влево…

А Мишка качает и знай себе ладит своё:

– Крась давай, быстрей давай!

И Алёнка сбоку вытанцовывает:

– Я индейка! Я индейка!

Ужас!

…Да, здорово нам тогда влетело. Мишка две недели бельё стирал. Алёнку мыли в семи водах со скипидаром…

Алексею Акимычу купили новый костюм. А меня мама вовсе не хотела во двор пускать. Но я всё-таки вышел, и тёти Саня, Раечка и Нелли сказали:

– Вырастай, Денис, побыстрей, мы тебя к себе в бригаду возьмём. Будешь маляром!

И с тех пор я стараюсь расти побыстрей.


iknigi.net

Денискины рассказы Виктора Драгунского. Аудио-mp3

Перед Вами, дорогие дети и родители, веселые рассказы детского писателя — Виктора Драгунского, которые не только заставят Вас хорошенько посмеяться, но и научат детишек дружить со сверстниками, любить родителей и ценить детство!

В сборник «Денискины рассказы» входят 63 рассказа. Они представлены как в тексте так и в аудиозаписи.

01 Он живой и светится!

02 Надо иметь чувство юмора

04 Одна капля убивает лошадь

05 Красный шарик в синем небе

06 Кот в сапогах

08 Друг детства

09 Дымка и Антон

10 Ничего изменить нельзя

11 Заколдованная буква

12 Синий кинжал

13 Мотогонки по отвесной стене

14 Третье место в стиле баттерфляй

15 Сверху вниз, наискосок!

16 Не пиф, не паф!

17 Англичанин Павля

18 Смерть шпиона Гадюкина

19 Старый мореход

20 Запах неба и махорочки

21 Двадцать лет под кроватью

22 Девочка на шаре

23 Расскажите мне про Сингапур

24 Что я люблю

25 …И чего не люблю!

26 Что любит Мишка

27 Тайное становится явным

28 Профессор кислых щей

29 Главные реки

30 Зеленчатые леопарды

31 Удивительный день. 1 часть

32 Удивительный день. 2 часть

33 И мы!..

34  Шляпа гроссмейстера

35  Ровно 25 кило

36  Здоровая мысль

37  Похититель собак

38  «Где это видано, где это слыхано…»

39  Куриный бульон

40  …Бы

41  Арбузный переулок

42  Слон и радио

43  Не хуже вас, цирковых

44  Мой знакомый медведь

45  Гусиное горло

46  Митя и Сенька

47  Рыцари

48  На Садовой большое движение

49  Человек с голубым лицом

50  Рабочие дробят камень

51  Пожар во флигеле, или подвиг во льдах…

52  Хитрый способ

53  Графчик

54  Как я гостил у дяди Миши

55  Белые амадины

56  Чики-брык

57  Подзорная труба

58  Дядя Павел истопник

59  Фантомас

60  Приключение

61  «Тиха украинская ночь…»

62  Сестра моя Ксения

63  Поют колеса — тра-та-та

 << На главную страницу                 на Детскую рубрику >>

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожий материал:


 

semyaivera.ru

Рассказы Драгунского глазами педагога | Школьные файлы SchoolFiles.net


Алексеева Е. А.
канд. психол. наук
учитель-логопед ГБОУ ВПО МГППУ
Рассказы В. Драгунского глазами педагога
Произведениям В. Ю. Драгунского для детей нельзя отказать в популярности: они регулярно переиздаются большими тиражами, несколько рассказов входят в школьную программу по чтению. Вместе с тем в последнее время приходится слышать, что реалии 50-х, 60-х годов, описанные в «Денискиных рассказах», непонятны и не близки сегодняшнему поколению, что заинтересовать рассказами Драгунского сейчас можно разве что малышей. Не стану рассуждать о том, должны ли читать «Денискины рассказы» все дети и в каком возрасте (Это зависит от реального психологического возраста ребёнка, его читательского опыта и т.д.). Но глубоко убеждена, что как все лучшие произведения для детей рассказы Драгунского адресованы не только детям, но и тем взрослым, кто хочет лучше понять психологию ребёнка. Особенно полезно перечитать их тем (психологам, педагогам), кто работает с детьми.
Вот не очень известный рассказ «Рабочие дробят камень». Друзья – мальчишки «подначивают» Дениску прыгнуть в воду с 10-метровой вышки; мальчику страшно, но он пересиливает страх и прыгает. Казалось бы, сюжет незамысловатый, но много ли мы знаем произведений литературы для детей, посвящённых такому распространённому средству манипулирования как «поймать на слабо»?! В рассказе все обошлось благополучно для героя, но ведь так, к сожалению, складывается не всегда! В каждом поколении есть подростки, погибшие или получившие серьёзную травму, будучи «пойманными на слабо». Как важно на примере рассказа поговорить с ребёнком об этой проблеме!
А вот вошедший в школьную программму рассказ «Что любит Мишка». В детстве поведение Мишки в рассказе я трактовала однозначно его «недалёкостью». Перечитывая этот рассказ взрослым человеком, я вдруг задумалась: а зачем вообще стал говорить Мишка? По-моему, в отличии от Дениски Мишка до последней минуты и не собирался ничего говорить. Но вот он слышит рассказ Дениски, похвалу учителя и в нём поднимаются зависть и обида. И Мишка начинает выкручиваться на ходу. Мне представляется, что рассказ Дениски – это не импровизация. Всё, о чём говорит Дениска, он уже не раз представлял себе прежде, возможно видел во сне… Может быть эти образы навеяны музыкой, ведь не зря рассказ начинается с того, что мальчики слушают игру учителя… (Помню в детстве меня каждый раз очаровывала фраза «из-под пальцев у него очень быстро выскакивали разные звуки»). Поэтому Дениска говорит свободно, уверено. А Мишка? Если эта моя версия верна, то что происходит дальше становится объяснимо и психологически достоверно. Возможно первые слова – названия продуктов пришли Мишке в голову случайно. Но дальше… Представьте в такой ситуации себя: перед вами стоит задача говорить долго – долго не останавливаясь и не повторяясь. Если вы будете называть разные, случайно пришедшие в голову слова (я пробовала) – достаточно быстро вы собъётесь и остановитесь. И вот Мишка, скорее всего интуитивно, находит верный путь – он начинает последовательно перечислять предметы, относящиеся к одной категории. Ведь действительно, сортов и разновидностей продуктов питания можно перечислить «целый продуктовый магазин»! Конечно, не стоило после этого упоминать «котят и бабушку»…
Вот маленький рассказик с категоричным названием «Ничего изменить нельзя». Рассказ начинается с размышления Дениски о том, что приходя в семью, где есть дети, взрослый считает своим долгом уделить им несколько минут и при этом произносит всегда одни и те же глупые вопросы и шуточки. Это рассказ о том. как нелепо выглядит не

schoolfiles.net

Литературное чтение. Тема. Внеклассное чтение « Рассказы В. Драгунского о детях».

Литературное чтение.

Тема. Внеклассное чтение « Рассказы В. Драгунского о детях».

Урок общеметодологической направленности

Цели урока: ознакомить с творчеством В. Драгунского, его биографией; учить определять тему; учить выразительному чтению по ролям; развивать мышление, память, умение передавать содержание произведения; воспитывать доброту, умение сопереживать.

Планируемые результаты

Предметные. Научатся отвечать на вопросы, прогнозировать содержание произведения, читать по ролям, находить главную мысль рассказа, объяснять нравственный смысл рассказа

УУД. Р: учитывать ориентиры действия выделенные учителем

П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

К: координация разных точек зрения

Личностные результаты. Оценивать свою речь и речь товарищей на предмет успешности.

Ход урока

I. Мотивирование к учебной деятельности

II. Постановка целей

— Прочитайте название урока.

— Когда так говорят детям? (Когда ребенок что-то натворил, но не признался взрослым.)

— Кто написал рассказ с таким названием? (В. Драгунский.)

— О ком и для кого писал рассказы этот писатель? (О детях, для детей.)

III. Изучение темы

1. Рассказ учителя.

Творческий путь этого писателя начинался не на литературных, а на театральных подмостках. Закончив актерский факультет, он играет в Театре сатиры, Театре-студии киноактера, в цирке. Но по-настоящему его комедийный талант раскрывается, когда он начинает работать художественным руководителем театра «Синяя птичка». Тогда-то он и начинает писать. Сначала для сцены — клоунады, репризы (сценки), пробует себя и роли поэта-песенника.

Первая книга для детей называлась «Он живой и светится». Она имела оглушительный успех. С этого времени он активно начинает заниматься литературным творчеством. Он написал около 90 рассказов для детей. Сборники его рассказов неоднократно переиздавались. По ним ставили спектакли, снимали кинофильмы.

В сборнике «Денискины рассказы» он изобразил своего сына и отчасти самого себя.

Рассказы написаны с юмором. Драгунский, показывая сына наивным, простодушным, романтиком, вместе с тем уважает сына, восхищается его доброй, щедрой душой, бескорыстными поступками.

Особый язык рассказов писателя помогает глубже понять характер героев, их отношения

2. Обсуждение произведения «Тайное всегда становится явным»

— Узнаете ли вы себя и своих друзей в Дениске? (Да. Дети часто не любят есть кашу и находят уловки, чтобы отказаться от нее.)

— В чем же юмор, комичность ситуации? (Дениска решил обмануть маму, но обман раскрылся.)

— Как Дениска «усовершенствовал» вкус каши? Что вас рассмешило? (Он ее посолил, подсластил, вылил туда хрен.)

— Осуждаете ли вы Дениску? (Нет, он очень хотел в Кремль, но не хотел есть кашу, а мама заставляла. Дениска осознал свой проступок.)

3. Обсуждение произведения «Он живой и светится».

— Что вас рассмешило в этом рассказе? (Как Дениска с Мишкой менялись.)

— Бывало ли с вами такое?

— Почему же мама не обрадовалась? (Это был подарок папы.)

— Осуждаете ли вы поступок мальчика? (Нет. Дениске было скучно, одиноко, а светлячок стал ему другом.)

— О какой черте характера Дениски вы узнали? (Он мечтатель, поэт.)

— А что вы можете сказать о маме? (Она добрая. Поняла Дениску.)

4. Обсуждение произведения «Шляпа гроссмейстера».

— Кто такой гроссмейстер?

— Почему Дениска решил, что «дяденька» гроссмейстер? (Он был очень важный, серьезный.)

— Какой поступок совершил Дениска? (Он вытащил шляпу из пруда.)

— Почему же этот «дяденька» рассердился? (Шляпа была мокрая, грязная, рваная.)

— Виноват ли в этом Дениска? (Нет, он хотел помочь.)

— Что вы можете сказать о Дениске? (Он бескорыстный, добрый.)

5. Обсуждение произведения «Слава Ивана Козловского».

— В чем комичность этого случая? (Дениска решил, что петь хорошо это петь громко.)

— Почему у Бориса Сергеевича «тряслись» плечи? (Он смеялся.)

— Что рассмешило в конце рассказа? (Дениска подумал: «Неужели Козловский поет громче меня?»)

— Почему мама покраснела и возразила учителю? (Она любит сына, ей хотелось, чтобы у сына все было хорошо, все получалось.)

6. Обсуждение произведения «Что любит Мишка», «Что я люблю».

— Что вас рассмешило в рассказе Мишки? (Он любит есть вкусное.)

Как об этом сказал учитель? («Целый продуктовый магазин».)

— Почему Мишка покраснел? (Ему стало стыдно, что он любит только себя, а о близких забыл.)

Что вы можете сказать о Дениске по его рассказу? (Он добрый, смешной. Любит играть. Увлекается разными новыми занятиями. Любит животных.)

IV. Закрепление изученного

— Что вы узнали о Дениске Кораблеве из рассказов Драгунского? (Он добрый, умеет сочувствовать, переживать, щедрый, бескорыстный, мечтательный, романтик.)

— Какие отношения у Дениски с родителями? (Он любит родителей, дружит с ними, делится с ними своими переживаниями.)

— Как относятся к нему мама с папой? (Они строгие, но справедливые. Уважают Дениску. Понимают его.)

— Чем интересен язык произведений Драгунского? (По репликам героев можно судить об их характере. Много смешных слов, выражений.)

— Почему ребята так говорят? (Они маленькие, не умеют выразить свои мысли по-другому.)

V. Итог урока. Рефлексия.

— Чем интересны рассказы Драгунского? (В них много юмора.)

— Как Драгунский показывает характер героев? (Через их слова, поведение.)

— Что вы можете сказать о самом авторе? (Он любит детей, чувствует их, понимает их проблемы. Это веселый человек, у него хорошее чувство юмора.)

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *