Рассказ о природе пришвин: Золотой луг – Пришвин М.М. Рассказ про двух братьев и одуванчики.

Содержание

С природой одною он жизнью дышал… (Пришвин М.М.)

Вся жизнь Михаила Михайловича Пришвина была посвящена природе и связана с ней. Он любил лес и всё живое. Михаил Михайлович был уже очень старым человеком, а всё равно мог уйти далеко в лес и бродить там с утра до вечера то с корзинкой для грибов, то с ружьём и охотничьей собакой и уж непременно со своей записной книжкой. Пришвин так любил и понимал лес, что даже в обыкновенной заячьей капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрылась, а к дождю раскрылась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она разумное существо!

М.М. Пришвин специально для детей  писал не много. Его нельзя назвать детским писателем. Но очень высоко ценил литературу для детей: «Самая высокая литература, которая может доставить величайшее эстетическое наслаждение и взрослым – это есть детская литература». И многое из написанного Пришвиным вошло в золотой фонд детской литературы.

Пришвин признавался: «Писать для детей нелегко: надо быть очень простым, ни в чём, однако, не изменяя своему мастерству».

Особенно Михаил Михайлович любил наш русский лес. Почитайте его книги, и вы узнаете, сколько чудес он там видел.

Он учил нас любить свою родную землю, беречь её, он обращался к нам: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, – их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину».

Когда будете читать рассказы Пришвина, вам покажется, что писатель взял вас за руку и повёл за собой. Вы увидите, словно своими глазами, всё, о чём в них написано, научитесь ещё лучше любить и понимать родную природу. Она станет вашим другом. А когда у человека есть настоящий друг, он становится умнее и добрее.

М.М. Пришвин (1873 – 1954) – замечательный писатель. Он написал много книг, и каждая из них несёт всё новые и новые открытия.

  • Пришвин, М. Берестяная  трубочка : сборник рассказов / М. Пришвин; худож. Е. Рачёв. – М. : Малыш, 1983. – 109 с. : ил.
    Бывают ли на свете волшебники?
    Жил на земле такой добрый волшебник. Он понимал птичий язык, понимал язык зверей и животных. И сам с ними разговаривал. И разговор деревьев он понимал. И с цветами здоровался. И воду из шляпки гриба пил, и солнце показывало ему свой рубиновый глаз, и капель пела песни… а волшебником этим был хороший, добрый писатель Михаил Михайлович Пришвин.
  • Пришвин, М. В краю дедушки Мазая : рассказы / М. Пришвин; рис. Г. Никольского. – М. : Дет. лит., 1973. – 95 с. : ил.
    Край дедушки Мазая – лесистые берега Волги около Костромы, описанные Некрасовым в поэме «Дедушка Мазай и зайцы». Сюда приехал Михаил Михайлович Пришвин в своём доме на колёсах, прицепленном к грузовику, и прожил с самой ранней весны до самой поздней осени, наблюдая перемены в природе, изучая жизнь её обитателей.
  • Пришвин, М. Вася Весёлкин : рассказы / М. Пришвин; худож. Г. Никольский и В. Юдин. – М. : Дет. лит., 1990. – 32 с. : ил.
    В книгу вошли рассказы: «Золотая рука», «Вася Весёлкин», «О чём шепчутся раки» и «Лисичкин хлеб».
  • Пришвин, М. Весна света : избранное / М. Пришвин. – М. : Мол. гвардия, 1955. – 669 с. : ил.
    В предисловии к этому изданию Пришвин писал: « Я понимаю себя, как автора, выразителем той идеи, которая объединяет нас в слове Отчизна. Кроме того, мне хотелось в этой книге провести ту мысль, что в конце концов произведения автора являются большим делом, чем дело его «мастерства». Они являются результатом творческого поведения всей его жизни.

    Кроме того, задача этого издания, на мой взгляд, состоит в том, чтобы помочь увидеть ясно наше настоящее и контуры будущей жизни.
  • Пришвин, М. Выскочка : рассказы / М. Пришвин; рис. Е. Чарушина и Г. Никольского. – М. : Дет. лит., 1966. – 31 с. : ил.
    Эта книга содержит несколько рассказов о птицах и животных. Читая их, вы сразу почувствуете, как горячо любит писатель природу, знает её и как увлекательно рассказывает о ней своим юным читателям.
  • Пришвин, М. Глаза земли / М. Пришвин; сост. В. Я. Курбатов. – М. : Просвещение, 1989. – 303 с. : ил.
    В сборнике представлены произведения М. М. Пришвина, написанные им в разные годы и дающие представление о его замечательном творчестве.
  • Пришвин, М. Говорящий грач : рассказы / М. Пришвин; рис. Е. Рачёва. – М. : Дет. лит., 1978. – 94 с. : ил.
    В книгу вошли рассказы, включённые в школьную программу: «Ярик», «Этажи леса», «Лоси» и др.

  • Пришвин, М. Гости : рассказ / М. Пришвин; худож. В. Фролов. – М. : Малыш, 1984. – [11] c. – ил.
    Увлекательный, забавный рассказ о дружбе человека с птицами.
  • Пришвин, М. Дорога к другу : дневники / М. Пришвин; сост. А. Григорьев; рис. В. Звонцова. – Л. : Дет. лит., 1978. – 190 с. : ил.
    Взаимосвязь природы, человека и искусства – основная тема дневников известного писателя – природоведа М. М. Пришвина.
  • Пришвин, М. Дорогие звери : рассказы / М. Пришвин; худож. Ф. Зинатулин. – Владивосток : Кн. изд., 1971. – 114 с. : ил.

    С большой любовью рассказывает писатель об обитателях лесов Дальнего Востока и Крайнего Севера: оленях, соболях, горностаях, лисицах и др.
  • Пришвин, М. Журка : рассказы / М. Пришвин; рис. К. Безбородова. – М. : Малыш, 1978. – 21 с. : ил.
    Читателям дошкольного возраста будут интересны рассказы о животных: собаках, курах, журавлях, утятах.
  • Пришвин, М. Зверь бурундук : рассказы / М. Пришвин; худож. Т. Д. Васильева. – Петрозаводск : Карелия, 1978. – 23 с. : ил.
    Увлекательные рассказы о лесных  животных: оленях, бурундуках, барсах, медведях и др.
  • Пришвин, М. Зеркало человека / М. Пришвин; сост. Т. Н. Беднякова; ил. Б. А. Школьника. – М. : Правда, 1985. – 672 с. : ил.

    В сборнике представлены три книги М.М. Пришвина, составленные по материалам дневников. Все они о природе, которую Пришвин понимает по-своему: «Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, и тогда природа будет зеркалом, потому что человек содержит в себе всю природу».
  • Пришвин, М. Золотой луг : рассказы / М. Пришвин; худож. В. Н. Чинёнова, С. Л. Чинёнов. – Петрозаводск : Карелия, 1981. – 191 с. : ил.
    Замечательные рассказы о животных, живущих рядом с человеком.

  • Пришвин, М. Календарь природы / М. Пришвин. – Минск : Ураджай, 1977. – 240 с. : ил. 
    Натуралистические заметки М. Пришвина полны глубокого философского смысла: они посвящены не только  временам года, но и раскрывают неповторимую прелесть природы родного края, помогают, говоря словами автора, отыскивать в ней прекрасные стороны души человеческой, «почувствовать… свою собственную душу».
  • Пришвин, М. Кладовая солнца : сказка-быль и рассказы / М. Пришвин; рис. Е. Рачёва. – М. : Дет. лит., 1979. – 112 с. : ил. – (Школьная б-ка).
    Понять и полюбить родную природу помогут рассказы замечательного писателя-природоведа М. М. Пришвина: «Лисичкин хлеб», «Лесной доктор», «Таинственный ящик» и сказка-быль «Кладовая солнца».
  • Пришвин, М. Лесной хозяин / М. Пришвин. – М. : Худ. лит., 1954. – [310] c.
    Рассказы М. Пришвина о родной природе полны размышлений о связи человека с природой, их взаимодействии.
  • Пришвин, М. Лисичкин хлеб : рассказы / М. Пришвин; рис. Н. Устинова. – М. : Дет. лит., 1973. – 94 с. : ил.
    Страна детства… Золотой луг. Кладовая солнца. Край дедушки Мазая. Все эти произведения писателя полны радостного удивления и первого открытия мира от встречи с природой.
  • Пришвин, М. Моим молодым друзьям : рассказы и повести / М. Пришвин; рис. Г. Никольского. – М. : Дет. лит., 1973. – 319 с. : ил.
    Учёный, путешественник, мастер художественного слова М. М. Пришвин поэтично описывает жизнь природы в различные времена года, открывает читателю мир увлекательных явлений, учит бережливо, по-хозяйски относиться к природным богатствам родной страны.

  • Пришвин, М. Моя страна / М. Пришвин. – М. : Географ. лит., 1954. – 455 с. : ил.
    М.М. Пришвин – певец родной природы, родной земли и русского народа. Он отразил в своих произведениях глубокую любовь нашего народа к родине, людям, природе. Произведения Пришвина глубоко патриотичны. «Моя страна – книга поэм, очерков и маленьких стихотворений в прозе о Родине.
  • Пришвин, М. Птицы под снегом : рассказы / М. Пришвин; рис. Е. Чарушина. – М. : Дет. лит., 1969. – 31 с. : ил.
    Интересные рассказы о животных и птицах, которые живут рядом с человеком.
  • Пришвин, М. Разговор деревьев : рассказы / М. Пришвин; рис. Н. Устинова. – М. : Дет. лит., 1983. – 23 с. : ил.
    Добрые рассказы о родной природе: об одуванчике под окном, об утятах на болоте, о лесном ёжике, о журавле Журке.
  • Пришвин, М. Рассказы / М. Пришвин; рис. Е. Рачёва. – М. : Дет. лит., 1975. – 64 с. : ил.
    Много повестей и рассказов о природе и животных  написал замечательный писатель Михаил Михайлович Пришвин. Его книги любят читать и взрослые и дети, потому что писатель умел просто и увлекательно рассказывать о том, какие тайны открывает природа умному, доброму и чуткому человеку.
  • Пришвин, М. Ребята и утята : рассказы / М. Пришвин; рис. Д. Хайкина. – М. : Дет. лит., 1956. – 16 с. : ил.
    В книгу вошли три рассказа: «Лисичкин хлеб», «Изобретатель», «Ребята и утята».

  • Пришвин, М. Серая Сова / М. Пришвин; рис. и фото Серой Совы; оформ. Г. Епишина. – М. : Дет. лит., 1971. -175 с. : ил.
    Серая Сова – широко известный индейский писатель, автор чудесных произведений о природе Канады, её девственных лесах и диких обитателях.
    М. М. Пришвин очень полюбил писателя Серую Сову и бережно пересказал его интересную повесть.
  • Пришвин, М. Синие пёрышки : рассказы / М. Пришвин; рис. П. Багина. – М. : Дет. лит., 1985. – 31 с. : ил.
    Сборник рассказов о лесных животных и птицах: дятле, вальдшнепах, ящерицах, белке, барсуке и др.
  • Пришвин, М. Смотреть и слушать лилии / М. Пришвин. – Элиста : Калмыцкое кн. изд-во, 1980. – 191 с. : ил.
    В книгу вошли наиболее известные рассказы писателя о животных, явлениях природы и временах года, о роли человека в жизни природы.
  • Пришвин, М. Ярик : рассказы / М. Пришвин; рис. Е. Чарушина. – М. : Дет. лит., 1978. – 16 с. : ил.
    Книга включает в себя серию рассказов об охотничьих собаках: Ярике, Ромке и рябчике.

Гл. библиотекарь Трушова Н. Н.

Рассказы М. Пришвина о животных и природе. Произведения и биография

 
 

Рассказы М. Пришвина о животных и природе. Произведения и биография

 
Белая радуга
Белый ожерелок
Беляк
Берестяная трубочка
Болото
Беличья память
Верхоплавки
Вася Весёлкин
Выскочка
Весна света
Времена года
Голубая стрекоза
Голубиная книга
Голубые тени
Гон
Гусек
Гуси с лиловыми шеями
Гости
Гаечки
Глоток молока
Говорящий грач
Дедушкин валенок
Двойной выстрел
Дергач и перепелка
Деревья в плену
Дрова
Ежовые рукавицы
Ёж
Журка
Жалейка
Женьшень
Зайцы-профессора
Звери-кормилицы
Золотой луг
Землеройка
Зверь бурундук
Изобретатель
Курица на столбах
Кот
Кадо
Как заяц сапоги съел
Как Ромка переходил ручей
Куница-медовка
Кладовая солнца
Лада
Лесные загадки
Лимон
Луговка
Лягушонок
Лисичкин хлеб
Лесной доктор
Лесной хозяин
Лоси
Медведь
Моя родина
Матрешка в картошке
Мои тетрадки
Моим молодым друзьям
Муравьи
На Дальнем Востоке
Наш сад (Рассказы старого садовника)
Нерль
Ночевки зайца
Недосмотренные грибы
Орел
Охота за бабочкой
Остров спасения
О чём шепчутся раки
Пиковая дама
Птицы под снегом
Птичий сон
Первая стойка
Предательская колбаса
Прозрачный лед
Разговор птиц и зверей
Рябчики
Ребята и утята
Сват
Сметливый беляк
Сочинитель
Стремительный русак
Синий лапоть
Старый гриб
Сухостойное дерево
Терентий
Тихий снег
Таинственный ящик
Утиное купанье
Ужасная встреча
Филин
Хромка
Цветущие травы
Щегол-турлукан
Этажи леса
Ястреб и жаворонок
 

Читать все рассказы Пришвина. Содержание.
Перейти в раздел «Рассказы»

 

Биография жизнь и творчество М.М. Пришвина

Годы жизни: 1873-1954
 

Революционные идеи в жизни и творчестве Пришвина

 
Раннее детство Михаила Пришвина прошло в деревне, где он наблюдал заботы и нужды крестьян. Об обучении в Елецкой гимназии, а затем в Тюмени в реальном училище писатель рассказывает нам в романе «Кащеева цепь», который является автобиографическим.
 
Из этого произведения мы узнаем и о том, как студент Пришвин был захвачен идеей всеобщего счастья. В это время он переводил различную революционную литературу, а также пропагандировал идеи среди рабочих. После этого Михаил Пришвин был арестован (1897 год). Сидя в рижской тюрьме, в одиночной камере, он совершил, чтобы скоротать время, мысленное путешествие к Северному полюсу. Писатель очень жалел, что не давали чернил и бумаги, а то он написал бы непременно дневник этого путешествия.
 

Жизнь Михаила Пришвина в Европе

 
Пришвин, страницы жизни и творчества которого таят в себе немало любопытного, после ссылки для продолжения учебы отправляется за границу в 1900 году. Жизнь в Европе, конечно, не могла не повлиять на формирование его внутреннего мира. Михаил Михайлович Пришвин чутко воспринимал культуру Западной Европы. Он восхищался Гете, любил музыку Вагнера, а также увидел в книгах Ницше слияние философии и поэзии. Пришвин закончил в Лейпциге философский факультет (1902 год). В это время он совсем отошел от участия в политической борьбе, поскольку понял, что неспособен к ней. Революция пугала Михаила Михайловича, он был мечтателем, а вовсе не борцом.
 

Первая любовь Михаила Пришвина

 
В это же время случилось одно из самых важных событий в жизни будущего писателя. Михаил Пришвин встретил в Париже девушку-студентку из России. Биография и творчество Пришвина отразили влияние этой девушки, о чем мы вам сейчас расскажем. В «Кащеевой цепи» повествуется о любви и разрыве с этой студенткой, которая отказала Пришвину, поняв, что он неспособен «вникнуть в душу» другого. Михаил Михайлович должен был сначала научиться любить, «стать мужем», а не просто любоваться женской красотой. То есть следовало сначала духовно созреть. Именно эта девушка во многом сделала Михаила Пришвина писателем, как он сам признавался, говоря о том, что все поэтические переживания его происходят из двух источников: любви и детства.
 

Жизнь Пришвина в деревне, женитьба

 
В течение нескольких лет, вернувшись на родину, Михаил Пришвин живет в деревне, где работает в должности агронома, занимается также научной работой в сфере сельского хозяйства. Он решил жить так, как живут «все хорошие люди», отказавшись от своих надежд на личное счастье. Женился Пришвин на «простой и неграмотной» крестьянке, которая стала его помощницей.
 

Начало литературной деятельности Пришвина

 
Неожиданно для себя самого, в 33 года, Михаил Михайлович Пришвин осознает свое призвание к литературному творчеству. После этого он резко меняет образ жизни, становится корреспондентом издававшейся в Петербурге газеты «Русские ведомости». Здесь с 1905 года он часто печатает заметки и очерки о крестьянской жизни. Тот факт, что творческий путь этого писателя начался с публицистики, имел большое значение для писателя Пришвина: в очерках и статьях он оттачивал свое мастерство, учился кратко излагать мысли, а также постигал искусство выразительности и меткости языка.
 
Михаил Михайлович писал также художественные произведения, повести и рассказы. Но только один рассказ под названием «Сашок» был в 1906 году опубликован в «Роднике» — детском журнале. Из редакций остальные рукописи возвращались: не давались Пришвину «сложные психологические вещи». Писателя преследовали неудачи.
 

Путешествие Пришвина на Север

 
Тогда Пришвин решил взять рекомендательное письмо в Географическом обществе, с которым отправился на Север (Норвегия и Карелия, 1907 год). Он издавна манил писателя своей тайной, и Михаил Пришвин два лета подряд изучает этот удивительный мир. Жизнь и творчество Пришвина в это время были весьма активными. Он привез из путешествий записи сказок и былин, тетради с путевыми заметками, а также многочисленные фотографии. Кроме того, им был прочитан научный доклад, после чего Пришвина избрали членом Российского Географического общества, а также удостоили серебряной медали.
 

Две книги очерков Михаила Пришвина

 
Очерковые книги «За волшебным колобком» и «В краю непуганых птиц» явились своеобразным отчетом о проделанных путешествиях. Последняя казалась писателю Пришвину не очень удачной, по его мнению, она была слишком научной. Пришвин считал своим творческим началом именно первую книгу, в которой были помещены очерки о быте таежных крестьян и рыбаков, а также о северной суровой природе. Однако произведение это напоминало, кроме того, и увлекательную сказку. Начало ее соответствовало этому жанру: «В некотором царстве…» Но сказка при этом отнюдь не заслоняет правдивого описания нищенской жизни народа Севера, его невежества. Писатель, тем не менее, раскрывает прежде всего прекрасное в этих людях, говорит об их близости к природе, человеческом достоинстве, благородстве.
 

Другие путешествия и произведения Пришвина, написанные об этих поездках

 
Художник каждый год пишет книги и совершает путешествия. Жизнь и творчество Пришвина в это время тесно взаимосвязаны. Так, после того как он посетил керженские леса, вышло «Светлое озеро». В очерках «Черный араб» и «Адам и Ева» отразились впечатления от посещения Средней Азии. Книга «Славны бубны» вышла после поездки в Крым.
 
Произведение «Черный араб» сам автор назвал «праздничным». Пришвин не был скован при его создании конкретным заданием редакции, поэтому смог превратить бытовой материал в восточную сказку, построив свое произведение на идее фантастического преображения путешественника и местности. Образ путешественника интересен: он выдавал себя за принявшего обет молчания человека. Книга эта очень музыкальна и живописна. Читатели были в восторге от нее, а М. Горький даже предложил издать трехтомное собрание сочинений Михаила Михайловича в «Знании».
 

Известность, сближение Пришвина с модернистами

 
Имя Пришвина к началу Первой мировой войны стало в литературных кругах широко известно. Творчество этого писателя высоко ценили многие его современники, такие как И. Бунин, А. Блок, А. Ремизов, М. Горький, З. Гиппиус, В. Брюсов. Особенно сблизился Пришвин с писателями-модернистами. Он нашел поддержку и участие в их среде, печатался в их изданиях. Учителем своим он называл Ремизова. В модернистах Михаила Михайловича Пришвина привлекало внимание к искусству, творчеству, а также высокая требовательность, предъявляемая к слову. Известно, что у Пришвина был замысел романа под названием «Начало века», он составил его план, сохранились в архиве отдельные «куски» и наброски. Замысел этот, к сожалению, осуществлен не был.

Отправка Пришвина на передовую в качестве корреспондента

Писатель после начала Первой мировой войны отправился на передовую в качестве корреспондента газеты. Иллюзии его о том, что война эта может сблизить власть и народ, рассеялись быстро. Пришвин начинает протестовать против множества бесчисленных жертв, которые она принесла. Война является антигуманной — вот основная мысль всех его очерков и статей.
 

Пришвин входит в объединение «Скифы»

 
Писатель, как и основная часть передовой интеллигенции нашей страны в то время, Февральскую революцию горячо
приветствовал. Он вошел вскоре в объединение «Скифы», к которому принадлежали такие писатели, как Е. Замятин, А. Ремизов, Н. Клюев, С. Есенин, А. Белый, В. Брюсов и другие, разделявшие взгляд на историю левых эсеров. Они ориентировались на русскую деревню, крестьянство, а не на пролетариат, а также пытались «соединить» с социализмом христианство.
 

Жизнь и творчество Пришвина в первые годы после Октября

 
Революция — это событие, затронувшее судьбы многих людей, в том числе и интересующего нас автора. Краткая летопись жизни и творчества М. М. Пришвина в первые годы после Октября следующая.
После революции Михаил Михайлович Пришвин начал сотрудничать с печатными изданиями эсеров — газетами «Раннее утро», «Воля народа», «Дело народа» — до закрытия их как контрреволюционных.
 
В период с 1918 по 1919 год в Ельце Пришвин работает учителем русского языка, организатором краеведческого дела. В 1920-м уезжает из этого города с семьей на родину. В Смоленской губернии писатель работал директором школы и учителем. Он также организовал в бывшем имении Барышникова музей усадебного быта.
 
Период с 1922 по 1924 год отмечен следующими событиями. Михаил Михайлович Пришвин переселяется со своей семьей под Москву, в Талдомский район. Здесь он работает над книгой под названием «Башмаки», а также начинает писать автобиографическое произведение «Кащеева цепь», о котором мы уже упоминали. Появляются новеллы о природе, охотничьи рассказы.
 

«Родники Берендея»

 
В 1925 году писатель переезжает в Переяславль-Залесский, занимается краеведческой работой. Выходит книга под названием «Родники Берендея» — одно из наиболее известных произведений, в котором в полной мере отразился мир природы в творчестве Михаила Пришвина. Книга рассказывает о людях, с которыми работал и жил писатель. В ней виден особый подход Пришвина к раскрытию тем природы и человека. Автор подчеркивает родство со всем миром людей, говоря, что все элементы природного мира вошли в человека. Во многом этот мир определяет и наши занятия, даже внешний облик. Деревья и животные — прообразы людей. Природа в лирических миниатюрах наделена характеристиками человеческого внутреннего мира. Не поняв философию природы Пришвина, невозможно глубоко прочитать написанные им произведения. Его отличает от других художников слова то, что с темой этой он связывает все главные вопросы, поднимаемые в книгах. Сущность бытия человека раскрывается через изображение природы.
 

1930-е годы в жизни и творчестве Пришвина

 
В 1931 году, весной, Пришвин отправляется в поездку по Уралу по заданию редакции журнала «Наши достижения», в которой в то время работал. А осенью этого же года — на Дальний Восток, где продолжились жизнь и творчество М. Пришвина.
 
Книга «Мой очерк» появляется в 1933 году с предисловием М. Горького. Очерки по материалам поездки на Север были написаны в это же время и названы «Отцы и дети». Повесть «Корень жизни» (другое название — «Женьшень») была опубликована в журнале «Красная новь» в этом же году. В этой книге современники увидели поэзию преобразования жизни с помощью творчества, что было созвучно в целом пафосу литературы советского времени. Однако, если большинство писателей-современников Пришвина рассказывали о коллективном труде (колхозах, фабриках, новостройках), Михаил Михайлович писал об организации заповедника оленей. Его герои — китаец и русский. В повести описывается их труд и жизнь, их взаимоотношения. Основная мысль — единство людей различных национальностей.
 
Пришвина упрекали в том, что он намеренно отошел от современной действительности, не изобразил в произведении историческую эпоху (в начале века происходит действие данной повести). Однако другое было важно писателю: высказать собственные мысли о творчестве. Поэма, написанная им, овеяна романтикой труда «благословенного», родственности между разными людьми, а также природой и человеком. Женьшень — это источник молодости и здоровья, корень жизни, но одновременно это и духовный источник, который помогает определить человеку жизненный путь. Впервые автором была соединена с собственной биографией история вымышленного человека, который во время русско-японской войны попал на Дальний Восток. Автобиографичен и один из важнейших мотивов произведения — чувство щемящей боли, которое пронизывает героя при воспоминании о его первой любви, а также обретенная радость, когда утраченное счастье находится в другой женщине. Все это отражает биография Пришвина Михаила, кратко описанная нами.
 
Продолжаем наш рассказ. В 1934 году еще рядом важных событий отмечены его жизнь и творчество. Пришвин М. М. отправляется для изучения автомобильного дела в Горький, а потом едет в северные леса. Впечатления от природы этих мест были отражены в очерках «Берендеева чаща», а также в сборнике для детей «Зверь бурундук».
 
В 1939 году писатель награжден был орденом «Знак почета», а в следующем году женился на В. Д. Лебедевой и провел лето в Московской области, в деревне Тяжино. Появляются произведения «Лесная капель», «Фацелия», а также цикл под названием «Дедушкин валенок».
 

Жизнь и творчество Михаила Пришвина в период Второй мировой войны

 
Во время Второй мировой, в августе 1941 года, писатель Пришвин был эвакуирован из столицы в Ярославскую область, деревню Усолье. В 1942-м продолжается работа над третьей частью романа «Кащеева цепь». В 1943-м вышли в свет «Рассказы о ленинградских детях». В связи с 70-летием писатель был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
 
Летопись жизни и творчества М. М. Пришвина этого периода отмечена следующими дальнейшими событиями. Летом 1945 года он жил в Пушкине, под Москвой, где была создана «Кладовая солнца». Сборник «Золотой луг» появился в 1948 году.
В 1952 году писатель возобновляет работу над «Кащеевой цепью», третьей частью.
16 января 1954 года — дата, которая завершает его жизнь и творчество. Пришвин М. М. умер в Москве.
 

Оценки творчества и личности Пришвина

 
Михаил Михайлович Пришвин — писатель своеобразный. Противоречивые оценки вызывали жизнь и творчество Пришвина у его современников. О нем много писал Бахтин, высоко ценили Пришвина Боков, Казаков, Кожинов. Резко отзывались о творчестве Михаила Михайловича Твардовский, Соколов-Микитов, Платонов. Однако писатель верил в любовь и понимание потомков, и сегодня читателей Пришвина действительно очень много.
 

Дневник Михаила Пришвина

 
Искренне радовался Михаил Михайлович Пришвин, когда встречал в читателях понимание, говорил часто, что пишет для читателя-друга, который способен к сотворчеству. Часто навещали его в последние годы жизни и в Дудине, и в Москве такие почитатели его таланта, как С. Маршак А. Яшин, В. Шишков, Вс. Иванов, К. Федин. Пришвин видел «своего читателя» в Паустовском, самом близком писателю по «духу творчества». Роднит их лиризм, любовь к природе, а также обостренное внимание к художественному слову. Восторженно отзывался К. Паустовский о дневнике, который вел в течение полувека М. М. Пришвин. Он считал, что двух-трех строчек из него хватило бы на целую книгу, если их расширить.
 
Многие писатели, как известно, вели дневники. Однако Пришвин считал работу над ним главным делом жизни. Опубликовать удалось часть записей, из которых родились «Незабудки», «Глаза земли», «Лесная капель», «Фацелия». Однако при жизни, а также долгое время после смерти не могла быть издана большая часть записей, поскольку они считались выражением идеологически неверных, ошибочных взглядов. В дневнике писатель негодовал, размышлял, фиксировал приметы времени, разговоры с людьми. Из записей можно много узнать об особенностях жизни нашей страны в первой половине 20-го века.
 

М. М. Пришвин сегодня

 
Своеобразие творчества М. М. Пришвина сейчас по достоинству оценено. Сегодня читателей у этого автора действительно очень много. О жизни и творчестве Михаила Михайловича Пришвина написано много. Быстро раскупаются выходящие издания книг Михаила Михайловича, его помнят и любят в родном Ельце, в Тюмени, где он учился, а также в Карелии, по которой много путешествовал, и в Дунине, где прошли последние годы жизни писателя.
 
Сегодня в учебную программу непременно включаются произведения такого писателя, как Пришвин. Жизнь и творчество (6 класс, школьная программа по литературе) изучается во всех школах нашей страны. Хотя часов на данную тему отведено не очень много. Рассматривается лишь краткая биография М. М. Пришвина. Для детей этого достаточно. Возможно, в более зрелом возрасте возникнет желание более подробно познакомиться с жизнью и творчеством столь интересного автора. Эта статья написана как раз для тех, кто хочет узнать подробности жизни и творчества Михаила Михайловича, о которых не рассказывают в средней школе.
 

Читать все рассказы Пришвина
Читать рассказы других авторов
 
  

Критические очерки Михаила Пришвина – eNotes.com

Начать бесплатную пробную версию

Скачать PDF PDF Цитата страницы Цитировать Поделиться ссылкой Делиться

Последнее обновление: 8 июня 2022 г., редакция eNotes. Количество слов: 875

Михаил Пришвин 1873-1954

(Полное имя Михаил Михайлович Пришвин) Русский эссеист, новеллист, прозаик, агроном, естествоиспытатель и этнограф.

Пришвин прежде всего известен как писатель-натуралист, чьи произведения реалистично и лирически воссоздают птиц, животных и растения русской деревни, ее жителей, фольклор и язык. Хотя его карьера охватила несколько десятилетий бурного периода российской истории, на его произведения практически не повлияла революционная политика большевизма или социалистический реализм сталинской России. Вместо этого его очерки, рассказы и романы описывают жизнь простых людей и их отношение к природе, символически рассматривая универсальные темы добра и зла и место человека в космосе. Хотя творчество Пришвина оказало влияние на последующих русских художников, оно не получило широкого изучения ни в России, ни за рубежом.

Биографическая информация

Пришвин родился в имении близ Ельца Орловской губернии в семье зажиточного купца, давшего ему высшее образование в Елецкой гимназии и Рижском политехникуме. Находясь в Риге, которую он посещал с 1893 по 1897 год, образование Пришвина было прервано, когда он был заключен в тюрьму за поддержку марксистских доктрин, что было обычным явлением среди студентов той эпохи. Он закончил школу в Лейпцигском университете в Германии, где получил степень в области агрономии. К 1904.04 Пришвин вернулся в Россию, чтобы работать по выбранной специальности. Именно в это время он начал писать рассказы и очерки для детей, проявил интерес к народной речи. В 1905 году знакомый посоветовал ему заняться фольклором на севере России, и в этой поездке был написан его первый сборник очерков, описывающих животный мир и природу, В Краю Непуганых Птиц, . Опубликованные в 1907 году очерки были хорошо приняты, и Пришвина пригласили присоединиться к кругу писателей, в который входил поэт-символист и писатель Алексей Ремизов, чье неореалистическое творчество повлияло на его собственные. Пришвин продолжал путешествовать по России как естествоиспытатель, охотник и писатель, записывая рассказы людей и описывая красоты сельской местности. Хотя он написал ряд других произведений еще до революции 1917, в том числе За Волшебным Колобком (Булочка), народная сказка с автобиографическими подробностями и Адам и Ева, очерк, основанный на библейской истории, он впервые получил известность благодаря публикации своих фольклорных, автобиографических романов Курымушка. и его продолжение, издаваемое серийно, Кащеева Цепь. Репутация Пришвина неуклонно росла в 1930-х и 1940-х годах благодаря таким работам, как Место рождения Журавля, 9.0020 зарисовки о несбывшейся любви, Жень-шень, Корень жизни (Жэнь Шэн: Корень жизни), Роман о поисках человеком легендарного китайского растения, Лесная капель (Капли из леса). ), серия лирических стихотворений в прозе о природе. К 1950-м годам он добился широкой популярности и литературного влияния в своей стране, несмотря на то, что оставался вне мейнстрима советской политики. Умер в Москве 16 января 1954 года.

Основные работы

Основные произведения Пришвина развились из формы лирического наброска, типа поэтического, философского эссе, которое он развил в таких ранних произведениях, как В стране непуганых птиц и Булочка. Используя реалистичные, красочные детали и фольклорные мотивы, эти работы исследуют такие темы, как потеря детской невинности, природа добра и зла, неудовлетворенная любовь, исцеляющая сила труда и творчества, а также связь человека с природой. Михаил Алпатов по прозвищу Курымушка («Кролик»), человек из простого народа, является героем первого романа Пришвина, через которого он дает беллетризованный рассказ о своей молодости и посвящении в иногда пугающий мир взрослых. История Алпатова продолжается в Цепь Кащей, цикл из десяти сказок, описывающих встречи юноши с бедностью, несправедливостью и жадностью. Такие персонажи русского фольклора, как волшебник Кащей, порабощающий людей своими цепями зла, и сказочная дева Марья Моревна, которую нужно спасти от Кащей, символизируют для Алпатова состояние современного общества. Как и Пришвин, Алпатов пытается и отвергает полностью политическое решение этих всеобщих проблем. Позже, потеряв первую большую любовь, он находит утешение и надежду в созидательных силах жизни и в таком важном, но обыденном деле, как осушение болот для русского народа. В Место рождения Журавля, цикл зарисовок, Пришвин развивает тему потерянной любви и через изображение жизни в деревне обрисовывает свою философию места человека в космосе.

Критический прием

Еще при его жизни критики считали Пришвина лучшим писателем-натуралистом из дореволюционной и советской России, ссылаясь на обилие природных деталей в его произведениях. Позднее критики признали влияние на последующих русских художников его простого, конкретного языка и синтаксиса, заимствованного из народной речи, его происхождения формы лирического эскиза, его космических тем. В то время как Пришвин сегодня относительно неизвестен, критик Марк Слоним утверждает, что «все мировоззрение писателя так очень русское, его рассказы и сказки так родственны фольклору, его описания так сильно передают запах русских полей и лесов, и он дает его читатель представляет такой совершенный образ необъятности страны и ее неисчерпаемой жизненной силы, что он должен быть поставлен в один ряд с Ремизовым и считаться достойным последователем Толстого».

Ссылайтесь на эту страницу следующим образом:

“Михаил Пришвин – Введение” Литературная критика ХХ века Эд. Дженнифер Гарипи. Том. 75. Гейл Сенгаж 1998 eNotes.com 19 мая 2023 г.

Примечание: При ссылке на онлайн-источник важно указывать все необходимые даты. Цитата выше будет включать 2 или 3 даты.

  • Если есть три даты, первая дата является датой оригинала публикация в традиционной печати. Второе – это дата публикация онлайн или последняя модификация онлайн. Последняя дата сегодня date — дата, когда вы цитируете материал.
  • Если указаны две даты, дата публикации и появления онлайн то же самое, и будет первой датой в цитировании. Второе свидание сегодня date — дата, когда вы цитируете материал.

См. eNotes без рекламы

Начните с 48-часовой бесплатной пробной версией , чтобы получить доступ к более чем 30 000 дополнительных руководств и более чем 350 000 вопросов помощи при выполнении домашних заданий, на которые наши эксперты ответили.

Получите 48 часов бесплатного доступа

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Следующий

Основные работы

Исследовать учебные пособия

Паломничество Чайльд-Гарольда

Лорд Джордж Гордон Байрон

Божественная комедия

Данте Алигьери

Кукольный дом

Хенрика Ибсена

Божьи кусочки дерева

Усмана Сембена

путешествия Гулливера

Джонатан Свифт

Уборка

Мэрилин Робинсон

Лев и драгоценность

Воле Сойинка

Маленькая глиняная тележка

Судрака

Мармион

Сэр Вальтер Скотт

Памела

Сэмюэля Ричардсона

Дом-музей Михаила Пришвина, Москва, Россия HiSoUR История культуры

Мемориальный музей Михаила Пришвина был открыт в 1980 по воле вдовы писателя Валерии Пришвиной. Экспозицию музея составляют отреставрированные комнаты писателя: столовая, кабинет, комнаты жены писателя и веранда, а также библиотека.

Биография
Михаил Михайлович Пришвин (23 января (4 февраля) 1873, Хрущев-Левшино, Соловьевская волость, Елецкий уезд, Орловская губерния, Российская империя – 16 января 1954, Москва, СССР) – русский писатель, прозаик и публицист . В своем творчестве он изучал важнейшие вопросы жизни человека, размышляя о смысле жизни, религии, об отношениях мужчины и женщины, об отношениях человека с природой. Свое место в литературе Пришвин определял так: «Розанов — послесловие русской литературы, я — вольное приложение. И все…»

Жизнь – это путешествие
Жизнь Пришвина органически связана с его любовью к путешествиям, из которых он вынес путевой дневник, фотопленки и понимание того, что “письмо – это путешествие к себе”.

Оказавшись вдали от дома, оторвавшись от всего привычного, Пришвин начал свое личное путешествие по России, которая всегда была для него «неизвестной страной, по которой он путешествует». Открывая новое в природе и жизни человека края, в котором он художественно жил, он открывал и в себе неизвестного писателя. И я никогда не знал, какая история о его путешествии родится на этот раз. Пять путешествий совершил писатель до революции – остальные шесть – после. И хотя это были литературные поездки по стране, получившие широкое распространение с начала XIX в.30-х годов Пришвин, который никогда не путешествовал в группе, всегда один или с сыном, превращал командировки из журнала или газеты в настоящие путешествия. Но все началось в детстве.

«Когда в путешествии я обрел уверенность в том, что вне меня существует какой-то огромный мир, что я был свидетелем этого, тогда в произведениях появились и мысли, и исходный язык».

Пришвин не раз вспоминал, как в 1885 году, будучи гимназистом Елецкой гимназии, он с тремя своими друзьями совершил свое первое путешествие – побег «в страну непуганых птиц».

«Через два дня их догнали и вернули в спортзал. Однако это событие стало поворотным в его судьбе. Он вспоминал, как его учитель географии, писатель Розанов, хвалил: «Попросили провести границы Америки. А когда он рисовал и запоминал имена, вдруг те же самые имена получались из «Всадника без головы». Я подошел к доске. И не всерьёз, а из озорства стал рассказывать про Америку какую-то смесь Майн Рида и учебника. «Ты готов, ты будешь знаменитым путешественником». И поставил пять. Двадцать один год спустя, летом 1906 Пришвин совершил настоящее путешествие на Север с этнографической экспедицией. Путевой дневник стал первой книгой начинающего писателя под названием «В стране испуганных птиц».

«Путешествие — это всегда открытие мира. В своем путешествии по миру опытного человека он находит себя единственным небывалым».

Первые три поездки – в Олонецкую губернию в 1906 г., в Карелию и Норвегию в 1907 г. и в Керженские леса на Светлое озеро в 19 г.08 сделал Пришвину автором трех книг, изданных одна за другой.

Выговский край. 1906
В Олонецкой губернии он не только записывает сказки, былины и песни, но и открывает для себя жизнь, нетронутую цивилизацией жизнь, девственную природу, которая манила его с детства.

Карелия и Норвегия. 1907
Поездка была задумана без всякой цели: он хотел провести три месяца лесным бродягой. Но он втайне надеялся вспомнить ту безымянную страну и территорию, откуда он пытался бежать в детстве.

Светлое озеро. 1908
На данный момент он уже автор двух книг и участник диспутов на заседаниях Санкт-Петербургского религиозно-философского общества. Есть надежда, что поездка в Керженские леса на Светлое озеро, в страну раскольников и сектантов, встречи с мудрыми старцами помогут ему разобраться в религиозных поисках, на которые что-то откликнулось.

Заиртышская степь. 1909
Случайная встреча в поезде с Максимилианом Волошиным и его рассказ о среднеазиатской пустыне становится поводом для поездки Пришвина в заиртышские степи и страннейшего его путешествия, сделанного почему-то неизвестным, с обыденной стороны «бред, глупость, безумие ».

Крым. 1913
В феврале Пришвин отправился в Крым – в путешествие, похожее на праздник – впервые в жизни он едет на юг зимой после начала весны, туда, где цветет миндаль, и предвкушает чудесная длинная весна и как он полетит с летающими птицами вместе с весенним севером.

Уралмаш. 1931
Журнал “Наши достижения” отправляет Пришвина на строительство Уралмашзавода. Писатель впервые осознает масштабы строительства, невиданное желание возглавить «железных людей», ведущих стройку, и видит живущих в землянках крестьян, которых загоняет сюда нужда. Ошеломленный происходящим, Пришвин, тем не менее, чувствует магию строительства, понимает, что «могут строить». Впервые ничего не может написать о впечатлениях от поездки.

Дальний Восток. 1931
24 июня 1931 года Пришвин подписал договор с газетой «Известия» о поездке, определившей его писательскую судьбу. Он отправляется на Дальний Восток, где также видны все признаки насильственной организации жизни. Но его потрясает первозданная природа: камыш пятнистого оленя воссоздает мир, полный животворящих, китайцы, собирающие корень жизни, сохраняют миф о женьшене. «Эрос жизни» наполняет смыслом край, живущий в ритме морского прибоя, и возвращает писателя к творчеству.

Беломорский канал. 1933
Поездка на строительство Беломорско-Балтийского канала, Соловков и Хибин продолжалась с 24 июля по 25 августа 1933 года. Пришвин вернулся в свой первый рейс. Все изменилось: на Медвежьей горе жили Медведи, на Ем-горе находится база ОГПУ по строительству Беломорского канала. Это третья поездка, из которой Пришвин привозит не только тетради, но и фотопленки.

Пинега. 1935
В мае 1935 года Пришвин отправился в командировку от газеты «Известия» в северные пинежские леса. Он плывет по Сухону, Двине, Тойме, наблюдает за сплавом по северным рекам. Пешком, в плоскодонке, верхом на лошади с проводником, он надеется добраться до Корабельной Чащи, «увидеть лес, не видавший топора». Через 18 лет Пришвин опишет это путешествие в рассказе, который он закончит в последний месяц своей жизни, и это будет «Корабельная чаща».

Кабардино-Балкария. 1936
Поездка в Кабарду была для Пришвина возвращением на Кавказ. В 1894 году он, студент химико-агрономического факультета Рижского политехникума, «пошел подрабатывать на службу следователя, филлоксеру на виноградниках». В Гори среди революционной молодежи он впервые услышал рассуждения народников и марксистов, стал переводить Бебеля, читать Маркса «Капитал»: «Так родина Сталина стала родиной моего марксизма, доставившего мне потом много хлопот». Он помнил и любил Кавказ: «Кавказ был колыбелью моего чувства природы, которое сделало меня писателем». После поездки Пришвин пишет несколько рассказов, объединенных в цикл «Кавказские рассказы».

Малые реки под Костромой, 1938 год
Кузов полуторки, списанный в каком-то издательстве, которое Пришвин приобрел за вознаграждение и назвал «Мазай», он с сыновьями превратил в «дом на колесах», где находился кабинет , фотолаборатория и уголок для собак. На этой машине сам Пришвин ездил по «некрасовским» местам во время весеннего половодья, чтобы проверить, правда ли, что в половодье можно спасти зайцев. По материалам поездки написана книга «Неосновательный источник».

Светохудожник
Уже первую книгу — «В стране испуганных птиц» — Пришвин проиллюстрировал своими фотографиями, сделанными в 1906 году во время похода на Север с помощью громоздкого фотоаппарата, принадлежавшего попутчику.

В 1920-е годы писатель стал серьезно изучать технику фотографирования, полагая, что использование фотографий в тексте поможет дополнить словесный образ автора авторским зрительным образом: «К моему несовершенному словесному образу я добавлю фотовыдумку искусство “. В его дневнике появились записи о приказе в 1929 в Германии карманной камеры Leica. В библиотеке дома Дуниных сохранились две книги с многочисленными примечаниями писателя — «Фоторецепция и фотосправочник» (Б. Евдокимов — Л., 1928) и «Фотографическая практика» (1931, на нем. языке).

Пришвин писал: «Фотография, или то, что принято называть фотографией, отличается от великих искусств тем, что она постоянно отсекает желаемое как невозможное и оставляет скромный намек на сложный замысел, оставшийся в душе художника, и, главное, некоторые надеются, что когда-нибудь сама жизнь, в ее первоисточниках красоты, будет «сфотографирована» и каждый получит «мои видения реального мира».

Писатель довел до автоматизма все приёмы мгновенной съёмки, записанные на память в дневнике:

надеть пенсне на шнурок – выдвинуть объектив – установить ГРИП и выдержку («скорость») – настроить фокус «движением безымянного пальца» — взвести — сбросить пенсне и нажать на спуск — надеть пенсне — записать условия съемки и т. д. , он стал «мыслить фотографически», называл себя «художником мира» и так увлекся охотой с фотоаппаратом, что не мог дождаться, пока не наступит «снова светлое утро». Работая над циклами «фотозаписей» «Паутинка», «Капли», «Почки», «Весна света», он делал снимки крупным планом в разном освещении и ракурсах, сопровождая каждую фотографию комментариями. Оценивая полученные зрительные образы, Пришвин записал в своем дневнике 26 сентября 19 г.30: «Конечно, настоящий фотограф снял бы лучше меня, но настоящему специалисту никогда не придет в голову смотреть на то, что я снимаю: он никогда этого не увидит.

Писатель не ограничивался съемками на природе. В 1930 году он сделал серию фотографий разрушения колоколов Троице-Сергиевой Лавры.

В ноябре 1930 года Пришвин заключил договор с издательством «Молодая гвардия» на книгу «Охота с фотоаппаратом», в которой фотография должна была сыграть главную роль, и обратился в Наркомат торговли СССР с заявление: «Ввиду того, что в настоящее время в общем порядке вы не можете получить разрешение на ввоз фотоаппарата из Германии, обращаю ваше внимание на особое обстоятельство моей литературной деятельности в настоящее время и прошу меня сделать исключение в получении безвалютной лицензии на получение фотоаппарата… Мои зарубежные фото обратили внимание Итсей и редакция Die Grüne Post, в охотничьем отделе которой я сотрудничаю, готова предоставить мне самый совершенный Лейк-аппарат с тремя переменные линзы. Этот аппарат мне нужен тем более, что мой аппарат пришел в полную негодность из-за напряженной работы…» Разрешение было дано и 1 января 1931 года у Пришвина была желанная камера с многочисленными аксессуарами.

Во время войны Пришвин выезжал в окрестные села, фотографировал детей и женщин, чтобы отправить фотографии на фронт мужьям и отцам.

Более четверти века Пришвин не расставался с фотоаппаратами. В архиве писателя более двух тысяч негативов. В его мемориальном кабинете в Дунино — все необходимое для домашней фотолаборатории: набор линз, лупа, кюветы для проявителя и фиксажа, рамка для обрезки фотографий.

Знания и опыт фотографии отразились в некоторых сокровенных мыслях писателя, написавшего в своем дневнике: «Наша республика подобна фотографической темной комнате, в которую не пропускается ни один луч со стороны, а все внутри освещается красным фонариком».

Пришвин не рассчитывал опубликовать большинство своих снимков при жизни. Негативы хранились в отдельных конвертах, собственноручно склеенных писателем из папиросной бумаги, в коробках из-под конфет и сигарет. После смерти писателя его вдова Валерия Дмитриевна сохранила негативы вместе с дневниками.

В течение последних шести месяцев у писателя был рак желудка. Михаил Пришвин скончался в 2 часа ночи 16 января 1954 года, в день встречи с возлюбленной. Похоронен на Введенском кладбище в Москве. Скульптор С. Т. Коненков, друг Пришвина, в короткие сроки создал надгробный памятник, в котором заложена идея бессмертия писателя. Птица сирин – символ счастья. «Каждая строчка Пришвина навсегда будет дарить людям счастье». – так думал Коненков, вырезая каменный памятник.

Музыка в жизни Пришвина
Писатель с детства был очень музыкален и в юности играл на мандолине. «По моему мнению, — писал Пришвин, — гениальность человека не крала огонь с неба, а направляла музыку сначала для облегчения труда, а затем и сам труд, на который распространяется музыкальный ритм, делал через это удовольствие. ”

В начале ХХ века Михаил Пришвин, студент философского факультета Лейпцигского университета, испытал большое увлечение музыкой композитора Рихарда Вагнера. Опера «Тангейзер» настолько потрясла юного Пришвина титанической борьбой страсти и самоотречения, что за два года он прослушал ее 37 раз!

Среди музыкантов у Пришвина было много верных друзей и поклонников. Ф.И. Шаляпин 12 апреля 1912 года писал Максиму Горькому: «Русская песня хорошо пахнет, ох, как хорошо, и цвет (если можно так сказать) ее теплый, светлый и неувядаемый. А Пришвин!.. Как написано, «Крутое озеро», а? – задохнулся! Замечательный!”. Сам писатель несколько раз встречался с великим певцом. Особенно ему запомнилась встреча с Шаляпиным в ночь на Новый 1915 год. «Горький спросил меня после, каково мое впечатление о Шаляпине, — вспоминал Пришвин. «Я ответил, что видел Бога, какого-то, может быть, поля или леса, но настоящего русского бога». Пришвин часто вспоминал Федора Шаляпина. 13 апреля 1953 года, он записал в своем дневнике: «Шаляпину вручили плохие записи, а я о нем все тот же, что всегда думаю. «Он для меня чудо, утверждающее мою любовь к родине и веру в себя».

В 1930-е годы, поселившись в Москве, Пришвин вновь получил возможность приобщиться к классической музыке. Он слушает в консерватории Брамса, Вагнера, Шопена, Листа и особенно Бетховена. Он пишет: «Я начинаю все чаще уходить в музыку: это область, где можно уходить, уезжать, путешествовать без ограничений от грубого вмешательства нового в старое». В дневниках за 4 ноября 1943 есть такая запись: «В 8-й симфонии Шостакович… Сам Шостакович — маленький человек, издалека, как гимназист 6-го класса, капризный ребенок нашего времени, вобравший в себя весь ад жизни с мечта попасть в рай. Но это будет, когда люди проснутся! «Публике, похоже, симфония не очень понравилась, может быть, она еще не разобралась в ней и растерялась».

В 1949 году в квартире писателя в Лаврушинском переулке появилось великолепное пианино «Исбах», которое писатель приобрел для своей жены Валерии Дмитриевны. На нем часто играл замечательный дирижер Евгений Мравинский. М. М. Пришвин имел настоящую дружбу с Е. А. Мравинским. Приехав в Москву, Мравинский обязательно зашел в гости к писателю. Сам Пришвин не посещал концерты друга, только если был болен. В свой последний приезд накануне смерти писателя Мравинский не играл на фортепиано, а вместе с другом слушал его голос, записанный на диске.

Дом Михаила Пришвина
Музей расположен в 30 км от Москвы, недалеко от Звенигорода, на живописном берегу Москвы-реки, и представляет интерес как памятник истории и культуры и природный заповедник.

«Дом двухэтажный смешанный, крытый железом, из них три аршина с кирпичным низом и бревенчатым верхом. Внутренние стены капитальные, карнизы и наличники крашеные с резным орнаментом, наружные стены грунтованные, полы и потолки черные, сосновые и зимние сосновые и зимние оконные и оконные рамы, окрашенные масляной краской с лаковыми приборами. Внизу две жилые комнаты и подвалы, а наверху три комнаты, передняя и кухня. Рядом: восьмигранная двухэтажная терраса, крытая железом, на каменных столбах с деревянным полом и потолком и итальянскими окнами. Навес деревянный крытый железом с наружным крыльцом. Вот как был описан дом Марии Юльевны Освальд в страховом свидетельстве, выданном 29 апреля., 1901 г. Московским пожарным страховым обществом покупателю Конкордии Васильевне Крицкой. Известно, что дом «финского туземца» владельца московской аптеки Р.А. Освальда строили быстро: работы начались 8 марта 1900 г. и завершились 28 июня 1901 г. «Дача была построена на высоком берегу Москвы-реки, и с террасы открывалась впечатляющая панорама речной долины и ее окрестностей. . Затем была проведена планировка парковой зоны. Усадьба получила название Миловидово. Дом, который Михаил Пришвин приобрел в 1946 почти не изменился: нижняя терраса исчезла, а верхняя не застеклена, что очень понравилось Пришвину.

И назвал террасу верандой.

Пришвин в Дунине
После войны в мае 1946 года Пришвин купил дом у Лебедевой-Крицкой и до последнего года жизни старался приезжать в Дунино в апреле-мае и не уезжать подольше осенью.

«Стены, с которых облицовка уже начала исчезать, зияющий дырами фундамент, висящая в воздухе веранда почти без пола и опорных столбов. Прогоревшие перегородки, частично двери, полы и потолки. Оконные проемы уже без рам. Крыша во многих местах кем-то сорвана. Только печка, искусно придуманная, чтобы быстро обогреть весь дом, победоносно и несокрушимо поднялась. Это описание дома Валерии Дмитриевны Пришвиной, купленной за 50 тонн, жены Михаила Михайловича. В 1941, в доме располагался военный госпиталь. А к концу войны опустевший дом оказался на грани вымирания. Но Пришвин, оказавшись в Дунине, увидел господский дом с липовыми и еловыми аллеями, остатки яблоневого сада, лес, начинающийся сразу за домом, поле за деревней, берег Москвы-реки совсем рядом. Увидел старинный господский дом – и навеяло детство, хрущевскую усадьбу под Ельцем, которую он помнил во сне. Несмотря на очевидные трудности, Пришвин решил купить загородный дом. Удивительно, но архетип Дома в художественном мире Пришвина, охотника и путешественника, занимал очень важное место. Он понимал, что его поиски дома связаны с общими путями всей русской интеллигенции: с трагедией эмиграции, со страданиями на родине, с поисками своего места в послереволюционной жизни. Судьба русского человека в «Дневнике писателя» связана с евангельской притчей о блудном сыне, а возвращение домой связано с идеей жизнетворчества. Пришвин уверен: Дом вписан в культурный контекст эпохи, метафизический смысл которой — возвращение «блудного сына» домой. что поиски его дома связаны с общими путями всей русской интеллигенции: с трагедией эмиграции, со страданиями на родине, с поисками своего места в послереволюционной жизни. Судьба русского человека в «Дневнике писателя» связана с евангельской притчей о блудном сыне, а возвращение домой связано с идеей жизнетворчества. Пришвин уверен: Дом вписан в культурный контекст эпохи, метафизический смысл которой — возвращение «блудного сына» домой. что поиски его дома связаны с общими путями всей русской интеллигенции: с трагедией эмиграции, со страданиями на родине, с поисками своего места в послереволюционной жизни. Судьба русского человека в «Дневнике писателя» связана с евангельской притчей о блудном сыне, а возвращение домой связано с идеей жизнетворчества. Пришвин уверен: Дом вписан в культурный контекст эпохи, метафизический смысл которой — возвращение «блудного сына» домой.

Впервые мне удалось сделать себе дом как вещь: он доставляет мне такое же удовлетворение, как в свое время поэма «Женьшень».

В литературе моего дома важную роль играет тот факт, что все его дело вышло из моих сочинений, и в нем нет даже ни одного незаделанного гвоздя.

Дом как музей
Валерия Дмитриевна рассказала, как она приехала в первое лето после смерти Михаила Михайловича, когда увидела у двери записку, как, прочитав ее, поняла, что она не одна: его читатели уже побывали в Дунине…

Потом в доме убирались: открывали и мыли окна, снимали чехлы с мебели, выносили людей проветривать вещи на веранду. А записка лежала на столе как предвестие будущей судьбы этого дома. Наутро Валерия Дмитриевна вклеила его в последнюю дневниковую тетрадь Пришвина, которую Михаил Михайлович успел пронумеровать (Д № 121) и попытаться посмотреть, расходятся ли чернила: «А что, если дневниковые записи делать в этой тетради, они будут размыты или нет… Думаю, ну, не будут… «Тетрадь стал «книгой отзывов»: люди шли и шли в Дунино, их принимала Валерия Дмитриевна. Постепенно дом превратился в музей (как раньше говорили «на общественных началах»), сформировался круг помощников, были установлены памятные даты, сформировался стиль общения с посетителями с беседами у самовара на Дуниной. имущество. Никто не подозревал, что в то же время в доме расшифровывают и перепечатывают секретный дневник, который Пришвин вел 50 лет (1905-1954). В таком статусе дом писателя просуществовал 25 лет до самой смерти Валерии Дмитриевны в 1979 году. По ее завещанию дом был передан государству и по решению Министерства культуры РСФСР стал отделом Государственный литературный музей.

Дом-музей теперь
В поисках дачи Пришвин и в голову не пришел Переделкино. Он выбрал полумаргинальный образ жизни, чтобы свободно вести ежедневную беседу с самим собой и с будущим читателем в дневнике.

В экспозиции Дома-музея Пришвина представлена ​​прижизненная обстановка дачи, библиотека писателя, личные вещи, охотничьи и фотопринадлежности, автомобиль. На протяжении многих лет выставка оставалась хранилищем культурной памяти, свидетельствуя о жизни и творчестве писателя, о написанных здесь произведениях, творческих планах, образе жизни, о друзьях на родине. Однако в 1991 году мы начали издавать «Дневник», и образ «певца природы» постепенно исчез, а трагическое раздвоение личности писателя стало характерным как для его творчества, так и для эпохи в целом. Публикация «Дневника» не только углубила образ писателя, но и изменила нынешний образ дома Дуниных, который теперь признан культурным объектом советской эпохи со всей его парадоксальностью и сложностью. А Дневник, который здесь велся, придает дому вселенское значение. Экспозиция сложная, впечатление уюта и покоя обманчиво. Все становится амбивалентным, противоречивым и сложным: странный музей, в котором ничего не застыло в мемориальной тишине, в котором вопросов больше, чем ответов: почему Пришвин не пострадал в советские годы? почему он всегда пишет о себе? почему он так много пишет о природе? где его человек, где герои? Дом-музей отвечает вызовам современности, свидетельствуя об уникальной попытке писателя сохранить внутреннюю свободу в несвободном мире. Музей перестраивается и вторгается в современную жизнь, являясь ремейком многолетнего Пришвинского музея. чем отвечает: почему Пришвин не пострадал в советские годы? почему он всегда пишет о себе? почему он так много пишет о природе? где его человек, где герои? Дом-музей отвечает вызовам современности, свидетельствуя об уникальной попытке писателя сохранить внутреннюю свободу в несвободном мире. Музей перестраивается и вторгается в современную жизнь, являясь ремейком многолетнего Пришвинского музея. чем отвечает: почему Пришвин не пострадал в советские годы? почему он всегда пишет о себе? почему он так много пишет о природе? где его человек, где герои? Дом-музей отвечает вызовам современности, свидетельствуя об уникальной попытке писателя сохранить внутреннюю свободу в несвободном мире. Музей перестраивается и вторгается в современную жизнь, являясь ремейком многолетнего Пришвинского музея.

Дунино
Пришвинское Дунино, военный рубеж 1941 года на берегу Москвы-реки, вместе с археологическим комплексом образуют новое культурное пространство, востребованное посетителями музея. Все желающие могут пройти по тропе Пришвинского и увидеть описанные им места.

Пришвин работал всегда и везде, не расставаясь со своей тетрадью, поэтому в усадьбе так много памятных мест, связанных с его писательством. Что уж говорить об окрестных лесах, в которые он приходил с ружьем и собаками, ездил на своем «Москвиче», в котором знал все грибные и ягодные места, где его неоднократно видели сидящим на пеньке и что-то отмечающим в блокноте… Все это оживает в дневнике Дунина и на фотографиях: берег Москвы-реки, далекие реки, рассветы и закаты, любимые тропинки, любимые деревья. В последние годы отношение Пришвина к природе изменилось. Хронотоп Дунина становится хронотопом жизни писателя: раньше – далеко, теперь – близко; раньше — ощущение бегущего времени, «спешу, боюсь опоздать», теперь — ощущение вечного во времени, «того, что постоянно происходит». Меняется положение человека в мире: «Я стал, а мир вокруг меня ушел». Природа средней полосы России оказалась очень близкой душе писателя и так же быстро стала реальностью его внутренней жизни, как дом Дуниных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *