Из опыта работы педагога-психолога
МБОУ гимназии № 14 им. Ю.А. Гагарина г. Ейска
Ольги Васильевны Лопата
«Работа педагога-психолога с детьми ЗПР в общеобразовательной школе»
Проблема трудности в обучении детей, имеющих задержку психического развития, стала одной из актуальных психолого-педагогических проблем сегодняшнего времени. Процесс развития познавательных способностей при ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка. Дети с задержкой психического развития представляют собой количественно самую большую категорию детей с особыми образовательными потребностями.
Кто эти дети?
Ответы специалистов на вопрос, каких детей следует причислять к группе с ЗПР, весьма неоднозначны. Условно, их можно разделить на два лагеря. Первые придерживаются гуманистических взглядов, считая, что основные причины ЗПР носят прежде всего социально-педагогический характер (неблагополучная обстановка в семье, недостаток общения и культурного развития, тяжелые условия жизни). Дети с ЗПР определяются как неприспособленные, труднообучаемые, педагогически запущенные. Другие авторы связывают отставание в развитии с легкими органическими поражениями мозга и относят сюда детей с минимальной мозговой дисфункцией.
У части детей задержка психического развития преодолевается в условиях обычной школы, однако, большинство из них нуждаются в специально организованном обучении в соответствии с причинами задержки психического развития, особенностями познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения.
Особенности личности детей с задержкой психического развития
У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это обнаруживается в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации; в недостаточности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества этих предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т. д.
У детей этой группы недостаточно сформированы и пространственные представления: ориентировка в направлениях пространства в продолжение довольно длительного периода осуществляется на уровне практических действий; часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации. Поскольку развитие пространственных представлений тесно связано со становлением конструктивного мышления, то и формирование представлений данного вида у детей с ЗПР также имеет свои особенности. Например, при складывании сложных геометрических фигур и узоров дети с ЗПР часто не могут осуществить полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить её в единое целое.
У детей с ЗПР особенностью внимания отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения.
Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для детей значительное смысловое и эмоциональное содержание.
Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению. У детей с ЗПР отмечается неравномерность и замедленность развития устойчивости внимания, а так же широкий диапазон индивидуальных и возрастных различий этого качества. Наблюдаются недостатки анализа при выполнении заданий в условиях повышенной скорости восприятия материала, когда дифференцирование сходных раздражителей становится затруднительным. Усложнение условий работы ведёт к значительному замедлению выполнения задания, но продуктивность деятельности при этом снижается мало.
Ещё одним характерным признаком задержки психического развития являются отклонения в развитии памяти. Отмечаются снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость; большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной; заметное преобладание наглядной памяти над словесной; низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение организовывать свою работу; недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении; слабое умение использовать рациональные приёмы запоминания; недостаточный объём и точность запоминания; низкий уровень опосредованного запоминания; преобладание механического запоминания над словесно-логическим.
Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности этих детей, начиная с ранних форм мышления — наглядно-действенного и наглядно-образного. Дети могут успешно классифицировать предметы по таким наглядным признакам, как цвет и форма, однако с большим трудом выделяют в качестве общих признаков материал и величину предметов, затрудняются в абстрагировани одного признака и сознательном его противопоставлении другим, в переключении с одного принципа классификации на другой. При анализе предмета или явления дети называют лишь поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью. В результате дети с ЗПР выделяют в изображении почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники.
Ещё одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития является снижение познавательной активности. Одни дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности. Это медлительные, пассивные, с замедленной речью дети. Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов.
У детей данной категории нарушен и необходимый поэтапный контроль над выполняемой деятельностью, они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу. Эти дети очень редко могут адекватно оценить свою работу и правильно мотивировать свою оценку, которая часто завышена.
Также у детей с задержкой психического развития снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств в развёрнутой форме, обычно их удовлетворяет оценка в виде недифференцированных определений («хороший мальчик», «молодец»), а так же непосредственное эмоциональное одобрение (улыбка, поглаживание и т. д.). У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а так же низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.
У детей данной категории выделяется слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому. Диапазон нравственных норм и правил общения, очень невелик, беден по содержанию. Отмечается большое количество реакций, направленных против воли родителей, частое отсутствие правильного понимания своей социальной роли и положения, недостаточную дифференциацию лиц и вещей, ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений. Всё это свидетельствует о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости.
Эти особенности развития, присущие в основном младшим школьникам, вызывают значительные трудности в процессе обучения, вследствие чего в исследованиях последних лет для характеристики этой группы учеников нередко используется термин «дети с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития».
Работа педагога-психолога с детьми ЗПР в рамках общеобразовательной школы, осуществляется по следующим направлениям:
1.Диагностическое направление
Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией психического развития ребенка.
2. Коррекционно-развивающее направление
В соответствии с особенностями развития ребенка и решением ПМПК психолог определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребенка или группы детей в целом.
Можно выделить несколько основных направлений коррекционно-развивающей работы психолога.
Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.
Главное в этом направлении – формирование способности управлять эмоциями. Эмоции постепенно становятся более осмысленными и устойчивыми, приобретают большую глубину. У ребенка появляются так называемые высшие чувства – сочувствие, сострадание, умение понимать чувства других людей, сопереживать им. Адекватное эмоциональное реагирование в различных ситуациях формируется на основе умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению: через мимику, пантомимику, жесты, позы и т.д. При этом ребенок учится за внешними эмоциональными проявлениями угадывать смысл поведенческих реакций и реагировать в соответствии с этим смыслом.
Развитие внутренних психических функций и коррекция ее недостатков.
В процессе работы по развитию познавательной деятельности развиваются мышление, память, внимание, творческое воображение, а также вырабатываются практические умения и навыки, формируется психологическая установка на самостоятельное пополнение знаний.
3. Консультативно-просветительское и профилактическое направление
Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребенка с ЗПР. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции учителей, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
Основными задачами психологического просвещения педагогов, являются раскрытие слабых и сильных сторон когнитивного и личностного развития ребенка, способов компенсации трудностей, выработка наиболее адекватных путей взаимодействия учителя с ребенком при фронтальной и индивидуальной формах организации занятий.
Для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы необходимо не только взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения, но и активные помощь и поддержка со стороны родителей. Родителям даются специальные рекомендации, например, по активизации осознанной саморегуляции познавательной деятельности их детей при общении с ними дома.
4. Организационно-методическое направление
Данное направление деятельности школьного психолога при работе с детьми ЗПР, включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а также оформление документации.
Таким образом, основное содержание работы психолога в системе работы с детьми ЗПР включает:
1. Осуществление системы коррекционных и развивающих мероприятий.
2. Осуществление комплекса поддерживающих, консультативных и просветительских мероприятий в отношении педагогов и родителей детей.
3. Осуществление социально-диспетчерской функции.
Наиболее важной работой педагога-психолога можно считать коррекционно-развивающую. В своей практике я использую как фронтальную, так и индивидуальную формы работы с детьми ЗПР. Занятия строю используя программу занятий Н.П.Локалова «120 уроков психологического развития младших школьников». Данная психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов состоит из двух частей – книги для учителя (1 часть) и материалов к урокам психологического развития (наглядных и раздаточных) (2 часть).
Первая часть программы представляет собой книгу для учителя, в которой на базе основного закона психического развития – закона системной дифференциации – подобраны, расположены и поурочно описаны более 350 психологических заданий, направленных на развитие познавательных процессов, пространственных представлений, психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, психологических новообразований младшего школьного возраста. Внутреннее содержание данной программы направлено на всестороннее развитие аналитико-синтетической деятельности учащихся.
Во второй части программы содержатся иллюстрации и раздаточные материалы, требующиеся к значительному числу заданий, описания по использованию которых содержатся в первой части.
Основной целью данной программы является познавательно-личностное развитие школьников; на нем формируются умения осуществлять различные умственные действия, развиваются самостоятельность детей, способность к рассуждению, самоконтроль, стремление отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения и многое другое, т.е. формируются такие психологические качества и умения, которые помогают школьникам усваивать учебный программный материал на предметных уроках. Материалы данной программы позволяют организовать деятельность ученика таким образом, чтобы ему были доступны все компоненты самостоятельной деятельности: осмысление цели, планирование своей деятельности, самоконтроль, сопоставление конечного результата работы с заданной целью.
Дети с ЗПР отличаются от нормально развивающихся сверстников особенностями эмоциональных состояний, самооценки, уровня притязаний, что отражается и на характере их социальных контактов. Для развития ЭВС ребенка я включаю элементы занятий из программы психологических занятий Хухлаевой О. В. «Тропинка к своему Я». Занятия направлены на формирование самопознания ребенка, на развитие взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками, осознание своих эмоций и эмоций окружающих. Эмоциональный контекст варьируется от самого конкретного до самого общего, требующего максимальной творческой работы фантазии ребенка. Дети учатся показывать определенную эмоцию, оценивать невербальные средства выражения эмоционального воплощения, подмечать тонкие детали в выражении эмоций своих товарищей.
Использование материалов данных программ, в групповой и индивидуальной работе, облегчает наличие рабочих тетрадей. Где каждый учащийся выполняет задание как индивидуально так коллективно.
Таким образом, происходит полноценное развитие личности ребенка, а значит и решение поставленных коррекционно-развивающих задач. Кроме того, мы видим внутреннюю связь между совершенствованием на уроках психологического развития интеллектуальных процессов и формированием у младших школьников когнитивных предпосылок начальных форм мировоззрения. Происходит осознание того что, у каждого человека свой внутренний мир, и чем лучше человек понимает себя и других, тем больше надежд на то, что он будет жить в мире с самим собой и будет понят и принят другими людьми.
Спасибо за внимание.
Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР.
За последние три года отмечается тревожная тенденция роста количества детей с отклонениями физического и психического здоровья, которые обусловлены биологическими, экологическими, социально-психологическими и другими факторами, а также их сочетанием. Значительную часть среди этих детей занимают дети с задержками психического развития (ЗПР).
Задержка психического развития – это замедление темпа развития психических процессов, которое чаще проявляется при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстром перенасыщении в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно продуктивнее в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.
Задержка психического развития у детей может быть обусловлена многими факторами. В частности, это: наследственная предрасположенность, нарушение функционирования мозга в период внутриутробного развития, родовые осложнения, хронические и длительные заболевания в раннем детстве, неподходящие условия воспитания и тому подобное.
В зависимости от этих факторов выделяют различные формы ЗПР.
Конституционального и соматогенного происхождения – ребенок миниатюрный и снаружи хрупкая структура его эмоционально-волевой сферы соответствует более раннему возрасту, частые болезни снижают требовательность родителей, общая слабость организма снижает производительность его памяти, внимания, работоспособности, тормозит развитие познавательной деятельности.
Психогенного происхождения – обусловлена неподходящими условиями воспитания (чрезмерная опека или недостаточная забота о ребенке). Развитие задерживается вследствие ограничения комплекса раздражений, поступающих из окружающей среды.
Церебрально-органического происхождения – самая устойчивая и самая сложная, обусловленная поражением головного мозга ребенка вследствие патологических воздействий (преимущественно во второй половине беременности). Учитывая низкий уровень умственного развития, проявляется в трудностях усвоения учебного материала, отсутствием познавательного интереса и мотивации учения.
Значительная часть детей с задержкой психического развития, получив своевременную коррекционную помощь, усваивает программный материал и «выравнивается» по окончании начальной школы. В то же время, многие дети и в последующие годы обучения требуют особых условий организации педагогического процесса через значительные трудности в усвоении учебного материала.
Ребенок, который имеет подобные трудности, требует тщательного психолого-педагогического изучения для определения оптимальных и эффективных методов обучения.
Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях реального современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР.
Поскольку у детей с задержкой психического развития наблюдаются расхождения сенситивных периодов развития психических функций по их отношению к возрасту ребенка, то при создании данной программы и разработке занятий были учтены группы нарушений познавательной сферы у детей с ЗПР и был использован принцип компенсации недостаточного развития качеств, способностей и функций.
Структура коррекционной программы
Цель программы – установление и содействие налаживанию психологического контакта с ребенком, создание и поддержка желания к самоизучению и самовоспитанию, активизация и стимулирование познавательной деятельности, развитие эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики руки, обучение коммуникативному и невербальному поведению, навыкам сотрудничества, воспитанию сочувствия, доброжелательности, взаимопомощи и других положительных черт характера ребенка с задержкой психического развития.
1. Задачи:
– снятие эмоционального напряжения и создание эмоционально-комфортной атмосферы.
– развивать познавательную активность;
– развивать познавательные психические процессы: восприятие, наблюдательность, продуктивные способы запоминания, умение равномерного распределения внимания, процессы мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификации, умозаключений, понимание причинно-следственных связей), речи.
– развивать общую и мелкую моторику рук;
– развивать навыки эмоциональной саморегуляции.
Методы и формы работы:
Упражнения на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Коммуникативные, дидактические и подвижные игры.
class=”eliadunit”>
Упражнения на развитие моторики.
Релаксационные упражнения.
Игротерапия.
Психогимнастика.
Материалы и оборудование: песочница, цветные карандаши, простой карандаш, стимульный материал, бумага А4, мячик Су-Джок, кисточка, краски, сумка, магнитофон.
2. Организация занятий
Занятия проводятся индивидуально с ребенком старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Частота занятий – 2 раза в неделю.
Продолжительность 25-30 минут, но необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка с ЗПР.
Количество занятий – 10.
Критерий эффективности программы
Критерием эффективности программы является проведение первичного и вторичного диагностирования с помощью методики Забрамной С.Д. из книги «От диагностики к развитию», по результатам которого составляется коррекционно – развивающая программа. В течение занятий используются психодиагностические упражнения из сборника с помощью которых, можно проследить динамику развития ребенка.
Программа способствует достаточному уровню развития познавательных психических процессов (памяти, мышления, внимания, речи) и сбалансированию эмоционального развития ребенка по результатам диагностики после участия ребенка в коррекционной работе.
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
Занятие 4
Занятие 5
Занятие 6
Занятие 7
Занятие 8
Занятие 9
Занятие 10
Психология – это научное исследование человеческого разума и поведения. Практика подчеркивает социальные, экологические и биологические факторы, которые могут влиять на то, как мы думаем, ведем себя и учимся. Когда дело доходит до «обучающего» аспекта психологии, за последние годы произошли значительные прорывы в обучении детей с поведенческими расстройствами и инвалидностью.
Это обнадеживающая новость для родителей, учителей и терапевтов. Я люблю психологию, и я нахожу концепции увлекательными. Это дисциплина, которую я часто изучал, получая степень магистра и выполняя курсовую работу BCBA (сертифицированный поведенческий аналитик). Я также видел, как принципы психологии успешно применялись в классе, особенно в специальном обучении.
Я написал эту статью, чтобы пролить свет на важность и влияние психологии в специальном образовании. Этот пост идеально подходит для родителей, учителей и даже тех из вас, кто рассматривает возможность карьеры в психологии. Я включил справочную информацию об педагогической психологии и о том, как она улучшает учебный процесс для разных учащихся. Вы также узнаете больше о роли психолога в школьной системе.
Если у вас есть вопросы о психологии и ее интеграции с образованием, в этом руководстве есть ответы.
Прежде чем мы углубимся в детали, я хочу дать вам некоторую справочную информацию о том, откуда взялись эти принципы от. «Педагогическая психология» — это подкатегория в рамках «психологии».
Основное внимание уделяется тому, как люди учатся, а также проблемам и процессам, влияющим на образование. Если мы сможем понять, как разные люди думают, усваивают и сохраняют информацию, мы можем скорректировать общий процесс обучения и улучшить систему образования.
Это гарантирует, что все учащиеся, независимо от их способностей или среды, могут обучаться таким образом, чтобы они соответствовали тому, как они учатся. Для учащихся с нарушениями, инвалидностью или проблемами развития концепции педагогической психологии могут улучшить их общий опыт обучения.
В результате педагогическая психология сыграла ключевую роль в некоторых из наиболее значительных достижений в области специального образования. Это включает в себя идею интеграции учащихся с разными способностями в общеобразовательную классную среду.
Корни педагогической психологии восходят ко временам Платона и Аристотеля. Но именно Жан Пиаже, швейцарский психолог, заложил некоторые из наиболее важных принципов психологии и образования.
Самая известная работа Пиаже по развитию и образованию детей началась в 1920 с. Короче говоря, он предположил, что знаниям нельзя просто научить. Даже если учителя и воспитатели представляют информацию уместно и увлекательно, учащийся все равно должен усвоить то, что ему говорят.
Почему эта справочная информация так важна?
Это потому, что теории Пиаже сформировали наш подход к специальному образованию в современную эпоху. Он был пионером таких концепций, как конструктивистская теория и теория когнитивного обучения.
Конструктивистская теория утверждает, что дети могут учиться, только опираясь на предшествующие знания. Ключевым принципом этой теории является «совместное обучение», концепция, согласно которой учащимся будет легче понимать информацию и преодолевать проблемы, если они могут работать в группах. Вот почему так важно, чтобы учащиеся всех способностей к обучению были помещены в общеобразовательные классы. Без педагогической психологии мы бы этого не знали.
Теперь, когда вы понимаете, откуда взялись все эти концепции, давайте поговорим о том, кто будет их применять. В большинстве случаев школьный психолог будет нести ответственность за принятие принципов педагогической психологии и поиск способов их применения в различных учебных средах.
Итак, если вы заинтересованы в карьере психолога, став школьным психологом, вы сможете напрямую влиять на учеников с разными способностями к обучению.
Школьные психологи — это профессионалы, обученные работать непосредственно с учителями, семьями, учениками и детьми всех возрастов. Они могут работать с детьми дошкольного возраста в подростковом возрасте и всем, что между ними. По сути, школьный психолог может работать со всем персоналом школьной системы, чтобы обеспечить каждому учащемуся положительный образовательный опыт.
Стать школьным психологом непросто. Степень магистра обычно является минимальным требованием для входа в эту область. Во многих случаях доктор философии. может потребоваться для работы в школьной системе. Вам также необходимо получить учетные данные от NASP — Национальной ассоциации школьных психологов. Это единственная аттестационная организация в стране для школьных психологов, и кандидаты должны пройти строгие стандарты, чтобы получить свои полномочия NCSP (национально сертифицированного школьного психолога).
Как родитель, вы должны чувствовать себя комфортно, зная, что ваш школьный психолог является экспертом в этой области. Любой, кто прошел такое обширное обучение и обучение, будет иметь четкое представление о концепциях педагогической психологии.
Так что ваши дети будут в надежных руках, если рекомендации будут поступать из кабинета школьного психолога.
Точные обязанности и повседневные задачи психолога будут зависеть от школьной обстановки. Но вот некоторые из наиболее распространенных ключевых ролей и обязанностей школьного психолога:
Обычно школьные психологи работают совместно с родителями, учителями и школьной администрацией. Они могут дать представление о концепциях обучения, поведении учащихся и потенциальных социальных проблемах, которые необходимо решить.
Психолог поможет другим людям понять развитие детей и то, как эти концепции применяются в обучении, поведении и образовании.
Эти консультации могут распространяться на формальные учебные занятия. Некоторые психологи проводят семинары или уроки, связанные с родительскими навыками, работой с одаренными учениками и даже стратегиями управления классом для учителей.
В некоторых школьных округах может быть только один школьный психолог на весь округ. Таким образом, ответственность за оценку учащихся всех возрастов в каждой школе может быть возложена на одного психолога.
Они будут тесно сотрудничать с учителями и родителями, чтобы оценить поведение учащихся, академические навыки, способности к обучению и многое другое. Школьный психолог может быть первым человеком, который рекомендует или определяет право ребенка на программу специального образования.
Эта роль выходит за рамки базовой оценки и обычно распространяется на консультирование, управление поведением, обучение социальным навыкам и многое другое.
Школьные психологи могут помочь учащимся и семьям справиться с сильными эмоциями и трудными временами. Например, ученик может встретиться со школьным психологом, если его родители разводятся или он только что пережил потерю близкого человека.
Значительной частью работы психолога являются исследования. В дополнение к рекомендациям различных программ или стратегий для студентов, они также будут отслеживать и анализировать, насколько эффективны эти рекомендации.
Они также могут проводить независимые исследования для разработки новых теорий о том, как дети ведут себя и учатся в школьной среде.
Закон об образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA) коренным образом изменил отношение к детям с особыми потребностями в школьной системе. Он гарантирует каждому ребенку с ограниченными возможностями доступ к бесплатному и надлежащему государственному образованию.
Когда закон был пересмотрен в 2004 году, он вынудил педагогов переключить свое внимание на ученика, а не на расстройство. В результате все больше учащихся программ специального образования проводят большую часть своего времени в обычных классах.
Хотя это создает некоторые проблемы для учителей, психологические концепции могут применяться для охвата учащихся с любыми способностями к обучению. С помощью школьных психологов педагоги могут применить то, чему они научились в классе, и помочь убедиться, что каждый ребенок в классе запоминает информацию.
Например, вернемся к тому, что мы обсуждали ранее с кооперативным обучением . Этот принцип психологии гласит, что учащимся будет легче учиться, решать проблемы и запоминать информацию, если они будут работать в группах. Таким образом, все учащиеся, независимо от их способностей, могут совместно работать в классе. Это стимулирует вовлеченность и дает учащимся возможность контролировать свой собственный учебный процесс.
Благодаря психологии учителя и воспитатели теперь понимают, что большинство учащихся с ограниченными возможностями по-прежнему могут достигать высоких академических стандартов.
Фактически, они могут соответствовать тем же стандартам, что и их сверстники, если учитываются их особые потребности и обстоятельства.
Проще говоря, учащиеся, нуждающиеся в дополнительном внимании, не получают «обрезанного» образования. Следуя указаниям психологов, и учителя, и родители могут корректировать инструкции, чтобы у каждого ребенка были равные шансы на обучение, независимо от его способностей.
Учителя могут планировать определенные уроки и стили преподавания с учетом сильных и слабых сторон разных учащихся в классе.
Учащиеся, которым требуется дополнительное внимание, могут по-прежнему работать в небольших группах и сидеть на уроках вместе с остальным классом. Несмотря на то, что некоторые индивидуальные занятия, приспособления или модификации могут по-прежнему требоваться, инклюзивное обучение всегда должно быть главным приоритетом.
Психологические концепции привели к крупным прорывам в мире специального образования. Благодаря исследованиям развития, поведения и обучения детей мы теперь знаем намного больше, чем в прошлом, о том, как разные люди усваивают информацию.
Не существует универсального плана обучения учащихся с различными потребностями в обучении. Но школьный психолог может помочь родителям и учителям найти уникальный способ достучаться до конкретных детей, исходя из их индивидуальных потребностей. Роль психологии в специальном образовании все еще развивается. Психологи продолжают проводить исследования и придумывать новые теории, чтобы улучшить образовательный опыт для всех.
Буду рад услышать от вас! Не стесняйтесь комментировать ниже или отправить мне по электронной почте! Я здесь, чтобы помочь!
Психология — обширная область с множеством различных специальностей. Кто-то может подумать о традиционном клиническом психологе, который работает со взрослыми один на один в офисе или больнице. Другие могут подумать о детском психологе, который специализируется на помощи маленьким клиентам с их эмоциональным и психическим здоровьем.
Со всеми этими аспектами психологии может быть трудно различить не только то, что влечет за собой каждая роль, но и какие позиции даже доступны. Возможно, вы заинтересованы в работе с детьми, но не знаете, какие у вас есть варианты.
Следует рассмотреть роль школьного психолога. Вы можете спросить себя: Что такое школьный психолог? Какие навыки им нужны? И как стать школьным психологом? Мы собрали некоторые экспертные мнения, чтобы ответить на ваши вопросы и помочь вам ориентироваться в этой полезной и востребованной карьере.
Чтобы понять более конкретные аспекты этой карьеры, полезно начать с базовой должностной инструкции школьного психолога. Эти специалисты обучены выявлять, решать и преодолевать учебные и поведенческие потребности у детей школьного возраста.
Школьные психологи выполняют широкий круг обязанностей. В основном они работают в школах, уделяя особое внимание учащимся как младшего школьного возраста, так и старшего возраста колледжа. Эти специалисты предоставляют всесторонние психологические услуги с целью помочь учащимся добиться успехов в учебе, обществе, поведении и эмоциональном состоянии.
Некоторые типичные услуги, которые они предоставляют, включают помощь учащимся, над которыми издеваются, и тем, кто сталкивается с проблемами, такими как плохая успеваемость, проблемы дома или проблемы с психическим здоровьем. Школьные психологи также помогают учащимся с инвалидностью. Такой широкий спектр услуг означает, что ни один рабочий день не будет похож на другой.
«Как школьный психолог вы должны ожидать неожиданного и быть готовым пересмотреть свой день по ходу дела», — говорит д-р Морин Далман-Шредер, доцент по совместительству. в Массачусетском глобальном университете и Калифорнийский делегат Национальной ассоциации школьных психологов (NASP).
Д-р Далман-Шредер говорит, что ее день может начинаться по установленному расписанию, только для того, чтобы администратор попросил ее провести оценку угрозы (стратегия предотвращения насилия, которая включает в себя выявление студенческих угроз совершить насильственные действия, определение серьезности угрозы, и разработка плана вмешательства, если это необходимо). Или ей может понадобиться пригласить студента для тестирования. Она помогает ученикам, нуждающимся в индивидуальном консультировании, работает с учениками, у которых выражена тревожность, и помогает родителям лучше понять поведение своего ребенка.
Школьные психологи, как можно догадаться, работают в основном с учащимися, но они также сотрудничают с учителями, родителями и школьными консультантами. Школьные психологи часто тесно сотрудничают с учителями специального образования для разработки индивидуальных планов обучения (IEP) и мониторинга успеваемости учащихся. Они также могут способствовать обсуждению между родителями и педагогами, чтобы обеспечить понимание и удовлетворение потребностей ребенка.
«Дни школьного психолога сильно различаются, — говорит доктор Далман-Шредер. Поскольку вы никогда не знаете, какой ученик или учитель придет к вам в офис, гибкость, терпение и открытость к изменениям помогут вам преуспеть в этой роли.
При сравнении школьных психологов и школьных консультантов есть несколько пересекающихся обязанностей. Таким образом, названия карьеры обычно путают. Но у каждого из них своя уникальная роль и область применения.
Школьные психологи помогают отдельным учащимся решать различные проблемы, связанные с развитием и психическим здоровьем. Они сосредоточены на оценке и тестировании тех, кто может претендовать на дополнительные услуги.
Школьные консультанты также затрагивают некоторые из этих факторов, но они, как правило, работают со всеми учащимися. Их работа может также включать кризисное вмешательство и подготовку студентов к будущему образовательному и профессиональному опыту.
Д-р Далман-Шредер говорит, что некоторые из общих обязанностей школьных психологов и школьных консультантов включают консультирование, разработку планов вмешательства и сотрудничество с родителями и учителями. Она отмечает, что одно из основных отличий заключается в том, что школьные психологи больше занимаются психическим здоровьем учащихся.
«Мы помогаем информировать родителей о том, как учится их ребенок и что может мешать его обучению, объясняя связь между интеллектом и успеваемостью», — говорит доктор Далман-Шредер. Она добавляет, что именно школьные психологи определяют, нужны ли учащимся специальные образовательные услуги.
Если вас вдохновляет идея помочь учащимся преодолеть препятствия и добиться успеха в жизни и в школе, вам может быть интересно, как стать школьным психологом. Первый шаг на этом пути — это ученая степень — без нее вы не сможете получить надлежащую лицензию на практику. Вы можете начать учебу со степенью бакалавра по соответствующему предмету, например психологии или педагогике, чтобы оценить свой интерес к этой области.
Однако в большинстве штатов для получения лицензии вам потребуется диплом об окончании высшего учебного заведения. Обычно вам нужна степень специалиста по образованию в области школьной психологии. Некоторые могут выбрать такие акценты, как аутизм, изучающие английский язык, прикладной анализ поведения или другие соответствующие области.
После получения ученой степени вы можете подать заявку на получение лицензии. Требования школьного психолога варьируются от штата к штату, потому что в каждом штате есть свой процесс, поэтому обязательно ознакомьтесь с особенностями вашего региона. В большинстве штатов школы сертифицированы Департаментом образования.
В то время как психологи всех видов имеют много общих компетенций и черт, школьные психологи являются экспертами в вопросах, которые обычно возникают у детей школьного возраста. Мы использовали программное обеспечение для анализа вакансий в режиме реального времени, чтобы изучить более 25 000 вакансий школьных психологов, размещенных за последний год. Данные* помогли нам определить главные навыки, которые работодатели ищут в кандидатах.
Высшие базовые навыки
Высшие специальные навыки :
Возможно, вашей главной мотивацией стать школьным психологом не являются деньги, но это все же важный фактор, который следует учитывать. Карьеру, которая приносит личное удовлетворение и финансовое вознаграждение, может быть трудно найти, но школьные психологи могут взять лучшее из обоих миров.
Бюро статистики труда США (BLS) сообщило, что средняя зарплата школьного психолога в 2020 году составляла 79 долларов США.820, что почти вдвое превышает средний показатель для всех профессий. В то время как ожидается, что рабочие места психологов в ближайшие годы останутся стабильными, BLS прогнозирует, что занятость школьных психологов будет расти быстрее. По мере того как общество все больше осознает важность психического здоровья, возрастает потребность в этих услугах в школах.
Чем именно занимаются школьные психологи? К настоящему времени у вас, вероятно, есть идея получше. Изучив описание работы школьного психолога и поняв типичные обязанности и перспективы карьерного роста, вы можете почувствовать желание продолжить карьеру в этой области.