Автор: Эрика Файви
Издательство: Пешком в историю
Рекомендуемый возраст: 6+
Задумывался ли ты когда-нибудь, что происходит с мусором, который мы ежедневно выбрасываем? Куда едет мусоровоз и что случается с обёрткой от шоколадки после того, как ты выкинул её в урну? Чаще всего мы просто выбрасываем ненужные вещи, тем самым всё больше и больше загрязняя окружающую природу.
Где купить: Лабиринт, Майшоп
Автор: Вивиан Френч
Издательство: Нигма
Рекомендуемый возраст: 0+
Капитан Крэнки со своим псом Стивом любят жить в чистоте. А их соседи выбрасывают мусор прямо на улицу! Тогда капитан придумал отличный план: собрать весь мусор и вывезти его в море. Но Крэнки и Стив не подумали о морских обитателях. Срочно нужен другой план! Наконец отличная идея приходит морскому псу Стиву…
Для чтения взрослыми детям.
Где купить: Лабиринт, Озон, Майшоп
Авторы: Виталий Бианки, Николай Сладков,Святослав Сахарнов, Алексей Ливеровский
Издательство: Детское время
Рекомендуемый возраст: 6+
В книге собраны произведения известных детских писателей “литературной школы” Виталия Бианки, тонкого знатока природы и мастера короткого рассказа. Эти эпизоды, увиденные и подсмотренные писателями, о жизни леса, степи, рек и морских глубин способны с раннего детства привить ребёнку любовь к природе. Художник книги Татьяна Капустина – анималист, мастер эстампа, рисунка и акварели.
Где купить: Лабиринт, Озон
Издательство: Ранок
Рекомендуемый возраст: 6+
“Экокнига” – это настоящее пособие по спасению планеты! С ней маленькие Почемучки научатся беречь леса, заботиться о животных и растениях, экономить ресурсы. Чтобы выполнить задание, нужно пройти настоящий квест: собрать данные о лесе, развить суперспособности и ознакомиться с экопамятками. После успешного выполнения задач юный исследователь станет лучшим экогероем в истории!
Где купить: Лабиринт
Автор: Эмили Граветт
Издательство: Лабиринт Пресс
Рекомендуемый возраст: 0+
Смешная, остроумная и добрая история барсука Бобби – любителя чистоты и порядка – придется по душе и детям, и взрослым! Автор книги – Эмили Граветт, талантливая британская художница, которая не только замечательно рисует, но ещё и пишет отличные истории.
Где купить: Лабиринт
Автор: Анна Васильева
Издательство: Манн, Иванов и Фербер
Рекомендуемый возраст: 6+
Книга-гербарий знакомит ребёнка с деревьями средней полосы России и предлагает сохранить их листья здесь же, между страницами книги. Тексты, написанные учёным-ботаником, и реалистичные акварельные иллюстрации откроют ребёнку мир деревьев, научат внимательнее относиться к природе и искренне восхищаться её красотой.
Где купить: Лабиринт, Озон, Майшоп
Автор: Кристина Литтен
Издательство: Поляндрия
Рекомендуемый возраст: 0+
Однажды робот-коллекционер Нортон нашёл нечто удивительное. Он никогда не видел ничего подобного. Что же ЭТО такое?
Где купить: Лабиринт, Озон, Майшоп
Автор: Игорь Шпиленок
Издательство: Самокат
Рекомендуемый возраст: 6+
“Мои Камчатские соседи” – фотокнига на основе записей из “Живого Журнала”. Автор – Игорь Шпиленок, фотограф-натуралист, основатель заповедника “Брянский лес”, рассказывает о том, как он прожил чуть более года на удаленном от цивилизации кордоне, работая инспектором Кроноцкого заповедника. В этот период он начал вести интернет-дневник, ставший одним из самых популярных в Рунете.
Где купить: Лабиринт, Озон, Майшоп
Автор: Осхиль Канстад Юнсен
Издательство: Пешком в историю
Как навести порядок в своей коллекции и стоит ли открывать собственный музей? Полеш, его бабушка и его подруга Йолка решили попробовать – и что же из этого вышло?
Где купить: Лабиринт, Озон, Майшоп
Автор: Катрин Виле
Издательство: Самокат
Рекомендуемый возраст: 0+
Экокниги – это первые словари в картинках естественных природных оттенков, которые напечатаны на экокартоне с заботой о природе. Экокниги знакомят малышей с биотопами и их обитателями, прививают вкус к натуральным материалам. Благодаря использованию экокартона 11 деревьев на этой планете не были срублены.
Где купить: Лабиринт, Озон, Майшоп
Автор: Дженни Десмонд
Издательство: Манн, Иванов и Фербер
Рекомендуемый возраст: 6+
Книжка-картинка «Синий кит» создана для тех, кто не любит энциклопедии с их сухим набором цифр и фактов. Она наполнена научными знаниями, которые поданы в виде увлекательной познавательной сказки на ночь. Атмосферные иллюстрации погружают ребенка в мир морских гигантов, а детали-подсказки позволяют ему сделать массу интересных открытий.
Где купить: Лабиринт, Озон, Майшоп
Автор: Петр Соха
Издательство: Самокат
Рекомендуемый возраст: 6+
Понаблюдай за пчелиным танцем и пойми, когда и зачем пчелы танцуют. Узнай, как определили, что пчелы жили во времена динозавров, и выясни, почему они появились на мантии Наполеона. Поработай вместе с пчеловодом, прокатись на грузовике, везущем ульи в миндальный сад, полакомься разными видами меда. Авторы стремились привлечь внимание читателей к проблемам экологии, значению пчел в экосистемах, сохранения традиционных форм пчеловодства.
Где купить: Лабиринт, Озон, Майшоп
Автор: Стефан Каста
Издательство: Белая ворона
Знаешь ли ты, из какого дерева сделана бумага, на которой напечатана эта книжка? А из каких деревьев делают музыкальные инструменты и военные корабли, зубочистки и уголь для рисования, палочки для мороженого и лыжи?
Где купить: Лабиринт, Озон, Майшоп
Автор: Гвинет Минте
Издательство: Питер
Рекомендуемый возраст: 0+
Вместе с Юлией и Лукасом вы познакомитесь с лесными животными и растениями, прогуляетесь по лиственным и хвойным лесам, понаблюдаете за лесозаготовкой. Узнаете, как меняется лес в течение года и даже сможете посетить тропический лес! И так, отправляемся на прогулку, и будьте внимательны – на каждой странице нужно отыскать маленькую орешниковую соню.
Где купить: Лабиринт, Озон, Майшоп
Автор: Тамара Михеева
Издательство: Вектор-Детство
Рекомендуемый возраст: 0+
Шумсы – загадочные жители парков, лесов и скверов. Они напоминают и муми-троллей, и хоббитов, и Чебурашку, но в то же время это совершенно самостоятельные существа со своей историей, образом жизни, наивным и трогательным взглядом на мир и очень человеческими отношениями. Они живут в деревьях и охраняют их. Шумсы научат маленьких читателей доброте, сочувствию, радости жизни и бережному отношению ко всему живому.
Где купить: Лабиринт, Озон, Майшоп
Автор: Агостино Траини
Издательство: Карьера Пресс
Рекомендуемый возраст: 0+
Однажды двум малышам купили новую кровать. И вот им снится сон: дерево, из которой сделана их кровать, синьор Вишня, рассказывает им, как он появился из маленькой косточки (да-да, а косточку перенесла птичка, которая съела вишенку и…), как рос, как появились у него первые лепесточки, и как они облетали, а синьор Вишня горевал, не понимая, что вслед за цветочками появятся ягодки. И как жил он, следуя за зимой, за весной, за летом и за осенью.
Где купить: Лабиринт, Озон, Майшоп
Автор: Петр Багин
Издательство: Мелик-Пашаев
Рекомендуемый возраст: 6+
Разворотные иллюстрации, посвящённые каждому месяцу в году, не просто выразительны и живописны, они еще и абсолютно точны с зоологической точки зрения. За зимой приходит весна, вслед за весной – лето и осень… Вокруг маленького читателя ходят медведи, олени, лоси, белки, лисы, зайчата, рыси.
Где купить: Лабиринт, Озон, Майшоп
icanread.ru
Разделы: Биология
Приснился лес мне, Но поздно было, им некуда бежать, Для многих птиц, зверей настала ночь. Кошмар мое сознание разбудил. И понял я, чтоб сохранить леса Сознательней должны быть люди! “Опасность”. |
В связи с глобальным ухудшением состояния окружающей среды необходимо строить систему экологического воспитания и образования так, чтобы ребенок мог почувствовать, понять, принять идею неразрывной связи человека и природы.
Каждый учитель владеет множеством приемов и методов ведения такого урока, чтобы он вызывал живой отклик у ребят, только творческий урок обеспечивает эффективность обучения. Творчество учителя вызывает желание творить. А сделать это можно разными способами, в частности, используя для этого эмоциональную отзывчивость, любознательность, единство знаний и переживаний, склонность детей к воображению, фантазии.
Уроки всегда должны нести нравственный потенциал, затрагивать душу ребенка и как отклик ребят на такие уроки, на понимание ими экологических проблем – это их творческие работы: рисунки, газеты, экологические сказки.
Сказка нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка правилам и цели жизни, необходимости защиты своего “ареала” и достойного отношения к другим общинам[8].
В.А.Сухомлинский писал: “…Сказка неотделима от красоты…благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу[9].
Если в сказку внести некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей их средой, то сказка послужит источником формирования элементарных экологических понятий.
При изучении темы “Круговорот воды” в начальной школе дети выполняли творческое задание – сочинить сказку “Путешествие капельки”. Некоторые дети пересказали сущность процесса, изложив текст учебника своими словами с небольшими изменениями. Но в классе, безусловно, нашлись дети, которые сочинили оригинальные сказки.
Путешествие капли
Был темный пасмурный день, и над городом проходила большая туча. У нее было много детей-капелек. Она рассылала их в ручей, на асфальт, на землю. Как и у других, у нее была любимая дочка-капелька. Она послала ее на землю, но, видно, перестаралась. Туча шла слишком быстро, поэтому капелька упала на крышу пятиэтажного дома. Она лежала там до самой осени и превратилась в сосульку. А когда наступила зима, то сосулька увидела снежинку, которая медленно спускалась на крышу.
– Как тебя зовут? – спросила сосулька. Но тут подул сильный ветер, и снежинку отнесло в сторону. Конечно, сосулька сильно опечалилась и подумала, что придется ей висеть здесь, глядеть на прохожих, которые даже не смотрят на нее. Но скоро наступила весна и сосулька почувствовала, что тает.
– Помогите! – закричала она изо всех сил, превращаясь в каплю. Со звоном упала она на асфальт и стала стекаться в лужицу. Там было мокро и грязно. Но самое главное, она нашла там ту самую снежинку, с которой зимой не успела поговорить.
– Кто ты такая? – спросила снежинка.
– А разве не помнишь? – ответила капля. Ну, конечно, снежинка сразу узнала ее, и они подружились. Солнце пекло сильно, и капля стала подниматься вверх. “До свидания!” – крикнула она и превратилась в облако. Через несколько дней она опять пролилась на землю, но теперь на северный полюс. Там она превратилась в снежинку и осталась навсегда.
Самохина Елена, |
С.Л.Рубинштейн говорил: “Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять”[7]. На уроках дети получают знания о месте человека на Земле, осознают, что воздействие на природу исходит от общества и от отдельного человека, может быть прямым или косвенным, учатся устанавливать причинно-следственные связи происходящих экологических изменений.
Жизнь в реке
В одной очень чистой реке жила рыбка. Эта рыбка была не простая, а волшебная. Хвостик у рыбки переливался синим, красным, желтым цветом. У рыбки было много друзей: улитки, раки, головастики и другие рыбки.
Однажды построили у реки завод. в воду стали сбрасывать отходы, и вода загрязнилась. Все подводные жители думали, как и что делать. Было много вопросов, рыбка сделала предложение, и оно было такое:
– Мы должны уплыть в другое место, чтобы люди поняли, что нельзя загрязнять реки.
Всем это предложение очень понравилось и все согласились. В этот же день все жители реки решили уплыть в другую реку. Все друзья рыбки очень скучали о своем родном доме.
В одно прекрасное утро люди заметили, что рыбки исчезали, и тогда люди решили очистить воду. Люди поставили на заводах очистные фильтры. Когда рыбка узнала об этом, она с товарищами вернулась в свою родную реку.
Петрикова Ольга, |
Одуванчик
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет, нарядится
В беленькое платьице.
Легкое, воздушное
Ветерку послушное.
Лишь только пригрело солнышко, на лужайке появился желтоголовый одуванчик. Едва он вылез из-под земли, как сразу же с любопытством начал рассматривать все вокруг. Первое, что он увидел, был огромный желтый шар у него над головой. Он решил, что это его мама, потому что шар был такой же желтый, как и его голова, и от него шло ласковое тепло. Когда одуванчик внимательно огляделся, он заметил, что рядом с ним живут много таких же, как и он, желтоголовых братцев. Он весело покивал им головкой, помахал листочками, и они ему радостно ответили ему тем же. Неожиданно на его голову опустилась огромная полосатая пчела. Она сердито жужжала и копалась хоботком в его лепестках. Одуванчик хотел прогнать ее, но потом побоялся: уж очень она была серьезная. Потом он познакомился с божьей коровкой. Она рассказала ему много интересного об окружающих его предметах. Он узнал, что самые страшные создания – это люди. Они вытаптывают все вокруг, а также отрывают “головы” цветам. А если они приезжают на огромных жуках – машинах, то все вокруг задыхаются от их яда – бензина. Одуванчик с ужасом думал о встрече с людьми.
Суховерхова Ольга, |
Жили-были в море своей дружной семьей черепахи. Они рано просыпались, и каждый занимался своим делом. Мама-черепаха готовила суп из морской капусты, а отец занимался осмотром своих владений, дети играли в свои черепашьи игры. И все у них было хорошо, пока не случилась беда. В море, где они жили, стала выбрасывать отходы фабрика. Черепашкам стало трудно дышать, передвигаться. Они решили позвать морского царя. Морской царь ударом жезла разгромил фабрику, но не совсем, он дал руководителям одуматься и начать все сначала, наладить чистое производство. А бедным черепашкам пришлось уйти далеко в море, где еще сохранились чистые воды.
Переверзин Константин, 2 класс |
В.А.Сухомлинский сказал: “Если ребенок придумал сказку, связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира,– значит, можно сказать с уверенностью, что он научился мыслить”[9]. Основой для рассуждений, умозаключений являются знания о взаимосвязях в природе. Эти знания в своей совокупности создают представление об экологической целостности природы.
Грустная история
В древние времена считали, что все растущее на дереве – дар неба. И среди самых даров была омела. Ее срезали золотыми ножницами и вешали над входом в жилище, чтобы защититься от злых духов.
Омела– растение, конечно, необычное, потому что растет не на земле, не на скалах, а на других растениях. Одни виды омелы предпочитают лиственные деревья – дуб, тополь, яблоню, другие – хвойные: пихту, сосну.
Вот опять наступила июньская пора. В лесу зацвела сосна – несравненная краса. Но вот красавица сосна почему-то стояла грустная. Уж не заболела ли она? Сосна вздыхала, говорила, что ей тяжело, что что-то мешает и потихонечку плакала. Все растущие рядом растения ее утешали.
Оказывается, еще в прошлом году на ветку сосны попало семя омелы, из корешков образовалась круглая присоска. Из нее вытянулась зелёная тяжа и оплела ветку сосны. Растущим рядом с сосной растениям было жалко старого друга. Они чувствовали, что омела погубит сосну, но помочь не могли, потому что омела-растение-паразит.
Вездесущие сороки подсказали, что есть способ немного продлить жизнь сосне и не погубить рядом стоящие молодые сосны. На омеле растут ягоды, которые очень любят птицы. Клейкие семена прилипают к их клювам. Пытаясь их удалить, птицы трутся клювами о другие деревья и разносят семена. “Так предупредите всех птиц, чтобы не клевали ягод!”, – просили сорок растения. Сороки пообещали, но вряд ли они смогут помочь: уж очень вкусны на омеле ягоды. Не все птицы могут устоять, и омела буйно разрастается и губит дерево, которому обязана своей жизнью.
Качина Карина, 5 класс |
Клеверинка и шмель
В одном лесу была поляна, там было много цветов, над каждым цветком был золотой купол запаха. Все цветы были прекрасны. Но им было не сравниться с красотой розовой клеверинки. Клеверинка была очень нежная. А нектар, как золотой мед. Все насекомые: бабочки, пчелы, стрекозы подлетали к ней и просили попить ее нектара, но всем она гордо отказывала. И однажды насекомые решили обсудить, что это за зазнайка растет на их поляне. Вдруг раздался протяжный звук “ж-ж-ж” – это был крупный золотой шмель. Он подлетел к клеверинке и спросил: “Можно попить Вашего нектара?”. У клеверинки растаяло сердце, и она согласилась. Шмелю очень понравилась клеверинка. а клеверинке понравился шмель.И потом эта поляна стала поляной клеверов и клеверинок и шмелей.
Ибрагимова Лия, |
Волшебная сосна
В Америке есть горы -Анды, там в лесах живут очковые медведи. Давным-давно на одной опушке произошел такой случай…
Жила-была семья Очковых медведей. Медвежонка звали Миша, его мама и папа были учителями.
У Миши были друзья: Пуговка и Топтыжка. Пуговка – малеьнкая, хитрая, ловкая. А Топтыжку не зря так звали, он был толстенький и неуклюжий. Они очень любили играть в прятки. Скажу по секрету, что прятались они на деревьях, так как они уже хорошо умели лазать. В этот день Пуговка как обычно придумала новую игру.
– Давайте устроим соревнование: кто вперед залезет на это дерево.
И они вприпрыжку побежали к самому высокому дереву. Но когда они были почти на самом верху, пришли какие – то люди и начали рубить дерево, на котором сидели медвежата. Друзья очень испугались, но им на помощь пришла маленькая лесная фея. Она превратила злых людей в сосны, сказав волшебные слова: “Сосны поднимались ввысь, люди в сосны превратись”. Эти люди-деревья увидели свои топоры и пилы и очень сильно испугались. Им стало стыдно, потому что они хотели срубить дерево просто так, не подумав. Фея, увидев их страх и раскаяние, вновь сказала волшебные слова: “Сосны поднимались ввысь, сосны в люди превратись”. Люди, которые раньше были злые и жестокие, почувствовав боль, которую они доставляли природе – изменились. Полюбив природу, они стали лучшими друзьями маленьких медвежат!
Тетерина Валерия, |
В гостях у дедушки
В одном большом лесу жил лесничий. Он жил в избушке посреди леса. Редко к нему приходили гости, так как деревня от леса находилась очень далеко.
Вот однажды приехала на летние каникулы его внучка Машенька. Она была очень непоседливой девочкой, ей было все интересно. Её дедушка лесничий очень часто брал ее с собой в лес, рассказывал о животных: как они живут, чем питаются. Всё Машеньке было интересно, много она узнала про жизнь в лесу.
Когда Маше нужно было возвращаться в город, она попросилась у дедушки пойти за ягодами. За домом была красивая и большая полянка, на ней росло много земляники, и дедушка отпустил её, только сказал, чтобы она никуда не уходила с полянки, а то может заблудиться в лесу.
Когда Маша нарвала ягод, на поляну прилетела красивая пестрая бабочка, она кружилась над цветком, и Маше очень захотелось ее поймать. Она бегала за бабочкой, забыв про ягоды и про наказ дедушки. Но вдруг бабочка улетела и Маша увидела, что она оказалась на другой поляне среди необычных и красочных цветов. Девочка очень испугалась и заплакала. Вдруг она услышала, что её кто-то зовет. Маша посмотрела по сторонам и никого не увидела, тогда она пошла на голос и увидела в траве бельчонка. Он сидел и плакал, и просил девочку, чтобы она ему помогла залезть на дерево, так как он еще маленький и сам залезть на дерево не может. Маша очень удивилась, что она понимает язык зверей. Бельчонок сказал ей:
– Ты попала в волшебный лес, где звери и птицы могут общаться между собой человеческим языком.
Девочка посадила бельчонка на дерево, и пошла искать дорогу домой. Вдруг она услышала жалобный стон. Маша увидела волка. Его лапа попала в капкан. Девочка подошла поближе, волк попросил помочь ему. Маша с трудом разжала капкан, и волк выдернул лапу. Он поблагодарил девочку за помощь. Маше стало стыдно за тех людей, которые поставили капкан. Она своим платком перевязала волку лапу и рассказала ему, как она хотела поймать бабочку и, побежав за ней, заблудилась, и теперь не знает куда идти.
Волк ответил ей:
– Иди по этой тропинке и никуда не сворачивай.
Когда девочка пошла по тропинке, то увидела небольшой домика, а на крыльце сидела старушка, которая держала на руках маленького серенького зайчонка и гладила его, а вокруг них мирно порхали бабочки, звонко распевали на ветвях деревьев птицы, и было так красиво и спокойно, что девочка обо всем и забыла. Старушка улыбнулась девочке и сказала, что знает, кто она такая и зачем пришла. Это была добрая лесная фея. Когда девочка рассказала, что в лесу живет ее дедушка лесничий, и она приехала к нему в гости. Фея ответила, что она хорошо знает ее дедушку, так как он помогает животным и птицам, а еще она сказала, что не любит тех людей, которые охотятся на зверей, рубят деревья и засоряют лес. При этих словах девочке стало стыдно за то, что она хотела поймать бабочку. Когда она сказала об этом фее, то фея ответила, что это она была той бабочкой и специально привела ее в свой лес.
– Я хотела, чтобы ты сама увидела, как животные попадают в беду по вине человека. Этот маленький бельчонок, которому ты помогла, по вине мальчишек остался сиротой. Волк по вине охотников попал в капкан и повредил лапу. Так необдуманно люди уничтожают ту красоту, которая их окружает.
Потом фея встала и девочку за руку и подвела к крыльцу, где стояла ее корзинка с ягодами, а рядом сидел маленький бельчонок. Девочка улыбнулась ему, и взяла его на руки. Маленький рыжий комочек оказался у нее на плече и своим мокрым носиком уткнулся ей в щеку. Тут Маша вздрогнула и открыла глаза, а рядом с ней сидела дедова собака Дозор и виляла хвостиком. Дедушка стоял рядом и улыбался. Маша не могла понять, где она находится, дедушка сказал, что нашел её спящей на полянке и рядом корзинку с ягодой. Девочка очень обрадовалась, что она снова с дедушкой. По дороге домой она рассказала, какой ей снился сон. Дедушка внимательно выслушал, а затем сказал, чтобы она наказ феи беречь и защищать лес запомнила и рассказала другим ребятам. Когда Маша приехала домой в город, то стала помогать взрослым сажать растения, весной на улицах подбирать мусор, зимой кормить птиц и делать для них скворечники. Она всем ребятам говорила, что нельзя ломать деревья и рвать без надобности цветы. Маша больше никогда не ловила бабочек, а увидев её, она смотрела, как она порхает с цветка на цветок и вспоминала свой сон.
– Может это не сон? – думала Маша и при этой мысли она загадочно улыбалась.
Лазарева Екатерина, |
Результат работы-поступки детей, их мысли и чувства. Важно затронуть душу ребенка, обогатить его ум, ведь все беды от незнания. Знающий, чувствующий и понимающий человек не совершит проступка по отношению к живому существу. Хочется верить, что среди моих учеников таких большинство.
Список литературы
urok.1sept.ru
ТЕМА ЭКОЛОГИИ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
Ганиева Р.И., учитель высшей категории
Ганиева В.Ф., учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №155 с татарским языком обучения», город Казань, [email protected]
О чем люди думают? Как будут жить?
Мне не все равно, будут расхаживать носороги
по Земле или не будут.
Хотя мне их не приходилось видеть никогда.
Я люблю бегемотов!?
Женька, героиня повести М. Москвииой
Человек и природа. Эта тема никогда не теряет своей актуальности. О проблемах взаимосвязи человека и природы говорится в сказках, в произведениях многих писателей прошлых веков и современности. Экологические идеи проникли и в художественную литературу. Художественная литература дает представление читателям о том, что ценность природы не исчерпывается богатством ее ресурсов. Природа входит органической частью в понятие «Родина». Так как в художественных произведениях важны не только научные факты и обобщения, но и те мысли и чувства, которые возникают в связи с этим у героев и читателей, эта литература способствует воспитанию морально- этического отношения к природе.
На уроках литературного чтения, внеклассного чтения, мы много встречаемся с произведениями экологического содержания, по – другому, такую литературу называют – природоведческая литература.
Если присмотреться повнимательней к русским народным сказкам, то тема экологии в них прослеживается постоянно.
Герои народных сказок, как правило, находятся с силами природы в доверительных отношениях, ведут с ними диалог. И ветер, и месяц, и речка, и деревья – кто только им не помогает! Яблонька закрывает Алёнушку своими ветвями, Ветер рассказывает герою, где находится спящая царевна. На помощь им приходят звери и птицы. Даже серый волк готов услужить: мчит через дремучие леса Ивана- царевича. Заметьте, что и герои сказок в долгу не остаются: вызволяют из западни медвежат, отпускают на волю птенцов, выпускают из невода в море Золотую рыбку. И получают добрых друзей на всю жизнь. В сознание ребёнка, читающего, подобные сказки, постепенно закладывается представление о том , какими должны быть отношения у человека с природой. В сказках это гармония и любовь. Умение слушать и понимать язык природы, бережно относиться к ней- вот поведенческая норма, которую должен усвоить вступающий в мир человек.
Русские народные сказки говорят с ребёнком ненавязчиво. Такова их традиция: самое сокровенное передается не вербально, а заключено в архитипичных образах. Когда-то, сказки были рассчитаны не только на детей, но и на взрослых. Это очень древний пласт человеческой культуры.
Чему может научить ребёнка природоведческая литература? В первую очередь, образному мышлению и наблюдательности, а еще разовьет внимание, творческие способности, научит быть добрым и ласковым. Маленькие дети иногда гораздо больше нашего способны видеть, понимать и чувствовать природу, а мы – взрослые должны только помочь ребенку. На литературном чтении мы читаем произведения Бианки, Пришвина, Ушинского, Паустовского, Чарушина. Эта природоведческая литература и наблюдения – это не просто красивые слова, они служат могучим средством в экологическом воспитании детей. Они способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывают экокультуру человека.
Рассказы Л.Толстого и К.Ушинского, короткие, насыщенные действием, создавались в первую очередь как познавательные. Они знакомят читателя с внешним видом, повадками, образом жизни животных и одновременно являются материалом для упражнений в технике чтения (!). Отсюда лаконичность, динамика, простота языка. А поскольку произведения в большей степени создавались как учебные, авторы не забывали о сообщении детям новых знаний, полезных сведений, пригодных в реальной жизни. Благородная цель развития маленького человека была важной для писателей-педагогов. Но и не менее важными были и воспитательные цели. Ушинский одним из первых отметил в детской литературе нравственное воздействие природы на человека («Дети в роще»). Рассказ психологически точен, автор одушевляет природный мир, зная, что именно таким, живым, себе подобным, воспринимают его дети.
Достойную роль в развитии художественной литературы сыграл Д.Н.Мамин- Сибиряк. «Серая шейка», «Аленушкины сказки», где представлен реальный или сказочный природный мир, мир, полный драматизма и радости. Он тесно связан с человеческим: в природе, как и в человеческом обществе, свои несчастья, беды, проблемы. Но произведения для детей, особенно «Аленушкины сказки», которые, «писала сама любовь», несмотря на драматизм повествования, полны светлой надежды на изменение горестного положения героев, веселья, смеха, взрыва эмоций.
Мир природы изображается писателем гармоничным. Персонажи его произведений стараются жить в согласии друг с другом, находить компромиссы. Но самое главное для писателя – это гармония в отношениях человека и природы. Он говорит о приоритете разума в отношениях человека и природы, о понимании природы как животного организма, подобного человеку.
Такое же восприятие животного мира свойственно и А.П.Чехову. «Каштанка», «Белолобый». О рассказах Чехова говорили как об интересных явлениях в детской литературе. И в то же время не все рецензенты соглашались отнести их к детскому чтению
«рассчитано не для детского понимания, слишком много тонкой отделки».
Это была настоящая, большая литература для маленьких. Создавая их, автор предъявлял к себе высокие требования, говорил о том, что писать для детей трудно, работал подолгу, оттачивая каждую деталь, редактировал, обсуждал написанное с издателями, специально искал художника-анималиста для оформления «Каштанки».
Чехова создал в своих произведениях психологический образа животного. Его герои мыслят, анализируют свои поступки. Каштанка понимает, что заблудившись, она виновата сама. Автор описывает характер своих героев, их душевное состояние, те переживания, которые одолевают их: «Каштанкою овладели отчаяние и ужас».
Картины жизни животных, которые рисует сам Чехов, поразительно точны. Его рассказы пронизаны запахами, звуками, он знает повадки, образ жизни, привычки животных (обыкновенно волчихи приучают своих детей к охоте, давая им поиграть с добычей). Благодаря этому литературный герой на какое-то время становится типичным обитателем мира природы.
Человек – творение природы. Ведь любовь к природе – это не надуманное понятие, это естественное чувство для любого нормального человека. И наверняка каждый из нас встречал людей, у которых эта любовь особенная, даже немного загадочная: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, именно их ждет природа, чтобы раскрыть свои секреты. Такими людьми и были писатели Бианки и Пришвин, они раскрыли тайны природы и рассказали их нам!
Произведения Бианки легко читаются, дают детям прекрасный опыт эмоционального переживания, и несут действительную информацию о природе.
Профессиональные знания писателей оказали влияние на своеобразие природоведческих произведений. Это проявляется в сочетании научности, достоверности и вымысла, художественного отображения природы. Много пришлось потрудиться Мухе (Бианки «Хвосты»), чтобы уяснить: хвост каждому живому существу дан для дела, а не для красоты, как раньше наивно полагала она. Все персонажи этого произведения одушевлены, что естественно приближает их к ребенку-читателю и делает строгие научные истины доступными для него.
Писатели-природоведы пользуются особым жанром сказки-несказки, родоначальником которого является В.Бианки. Он хотел, чтобы во всех произведениях все было ясно, чтобы в каждом из них было какое-то открытие, чтобы читатель понимал взаимосвязь всего живого.
Чарушин писал о животных-детенышах, по возрасту близких к тем читателям, кому адресована книга. Чарушина, конечно, нужно прежде всего не читать, а рассматривать! Он вошел в историю детской русской литературы не столько как писатель, сколько как иллюстратор и создатель нового стиля, имитирующего пушистую шерстку персонажей его произведений.
Н.Романова пишет о мелких живых существах («Ящерка без хвоста»), а ее книга «Муравей Красная точка» – это научно-художественное описание эксперимента, который проводился автором.
Автор для наблюдения помечает муравья красной точкой, чтобы удобней было за ним наблюдать. Он обретает имя, автор – возможность наблюдать за ним. У муравья есть семья, свой дом, подружка-тля, которая угощает его «сладкой каплей березового сока». Экспериментатор переживает драматический момент исчезновения муравья во время дождя и радостную встречу с ним, храбрым и сильным. Он постигает тайны муравьиной природы: оказывается, «муравьи умеют чувствовать время», крепко спят ночью, даже яркий свет фонарика не будет их; имеют общих детей, которых вместе кормят; касаясь усиками друг друга, сообщают новости. Благодаря муравью с красной точкой читатель не только узнал о муравьях, но и сам захотел быть исследователем.
Нравственность природоведческой литературы заключается в особой любви к природе тех, кто о ней пишет, любви искренней, заражающей других. Поэтому природоведческая литература как никогда сегодня важна и нужна детям. И чем раньше с ней познакомятся наши дети – тем лучше
Литература.
1. Экология. Учебник. ? М.: Знание, 1999. ? С. 3.
2. Моисеев Н. На пути к нравственному императиву. Философские заметки // Экология и жизнь. ? 1998. – ? 1. ? С. 7.
3. http://lafemmod.ru/kultura/literatura/411-prirodovedcheskaya-detskaya-literatura.html
4. http://www.litmind.ru/milits-973-1.html
nsportal.ru
Главная книга ХХ века об устойчивом развитии. Творение супругов Медоуз и их коллеги Йоргена Рандерса было изначально написано по заказу Римского клуба (первый вариант книги увидел свет еще в 1972 году). «Пределы роста» объясняют зависимости между численностью населения и объемами производства и потребления, экспоненциальный рост которых за последние 30 лет сильно приблизил человечество к физическим пределам нашей планеты.
Авторы доступным языком описывают свою математическую модель World3, которая, основываясь на данных с начала прошлого века, просчитывает 12 возможных сценариев развития мира до 2100 года — от самых пессимистичных до обнадеживающих.
Книга Рейчел Карсон посвящена влиянию пестицидов — в частности ДДТ (дихлордифенил трихлорметилметан) — на флору и фауну и впервые выдвигает идею опасности неизученного и неконтролируемого использования человеком химических веществ, которые могут стать причиной гибели не только птиц и животных, но и человека.
Отсюда и название: весна без пения птиц, погибших из-за необдуманной деятельности человека. Опубликованная сначала в журнале New Yorker в качестве серии статей, «Молчаливая весна» стала бестселлером The New York Times и классикой мировой экологической литературы, несмотря на специфическую тематику.
Алан Аткиссон — один из самых известных международных консультантов по вопросам устойчивого развития, сотрудничающий с ООН, правительствами разных стран, крупнейшими корпорациями и НКО. Он же стал одним из разработчиков системы ISIS — метода построения процессов устойчивого развития.
Книги Аткиссона читать просто и интересно, после них, как и после его выступлений, всегда сопровождаемых юмористическими песнями под гитару, остается впечатление, что «экологический стакан» все же наполовину полон. Поэтому мы включили в наш список сразу две.
Робин Мюррей. Цель — Zero Waste. М., 2004.
Крайне полезная книга для понимания круговорота элементов в природе, «жизненного цикла» мусора и различных видов отходов, предпочтительной политики предприятий по обращению с ними и так далее. Робин Мюррей – английский экономист и большой специалист в деле управления и оптимизации процессов, связанных с мусором.
На волне интереса к теме раздельного сбора отходов важно правильно разобраться в этом вопросе, а Zero Waste несет читателям главную идею бурно развивающейся отрасли переработки: отходы — это не проблема, это решение сырьевой проблемы, по крайней мере, частичное. Мы можем не только уменьшить количество мусора (waste), но и минимизировать потери (waste) ценных материалов, перерабатывая отходы.
Эту книгу надо прочитать хотя бы потому, что ее написал человек, чуть не ставший президентом США. Предвыборная кампания, да и вообще значительная часть политической деятельности Гора строилась на внимании к теме охраны окружающей среды и борьбы с глобальным изменением климата.
Гор, в прошлом студент профессора Роджера Ревелла, первым предложившего ежедневно измерять концентрацию CO2 в высоких слоях атмосферы, в своей книге приводит графики роста средних температур атмосферы и океана, схемы, объясняющие механизм парникового эффекта и очень, очень много фотографий, за которыми теряется текст. Если читать времени нет, можно посмотреть одноименный документальный фильм, снятый по книге.
Американский эволюционный биолог Джаред Даймонд исследует опыт прошлых цивилизаций, которые постигла печальная участь катастроф и вымирания, а также тех современных обществ, которые, по мнению автора, движутся в том же направлении. Он рассматривает опыт викингов, майя, жителей острова Пасхи, более-менее современные вариации Японии, Гаити, Доминиканы и совсем современные Австралию и Китай.
Мало затрагивая политико-экономические факторы, автор подробно останавливается на экопроблемах: изменении климата, вырубке лесов, отношении общества к окружающей среде и ресурсам. В свете надвигающейся мировой сырьевой проблемы это must read для политиков, особенно российских.
Ведущий американский климатолог, доктор Джеймс Хансен от первого лица повествует о своей работе в области изучения изменения климата и сотрудничестве с правительством США. Он живописует картины удивительного и подчас обидного взаимодействия экологических и политических интересов, попутно объясняя азы климатологии и палеоклиматологии.
Как видно из названия, Хансен в течение своей жизни пытался привить человечеству идею о том, что мы ответственны перед нашими внуками за сохранение благоприятной среды обитания в целом и климата в частности. Книга пока не переведена на русский.
Эта книга — про нас с вами. Про любовь, страх, инстинкты, поведение, агрессию, склонность к группам, любовь к собакам и огню, страсть к охоте, демографическим закономерностям, про брак, власть, детей и все-все-все. Дольник потрясающе метко и просто объясняет с биологической точки зрения, почему человек действует так, как действует и чем он при этом руководствуется.
Экология — это наука о взаимоотношениях человека и окружающей среды, поэтому мы включили эту книгу в наш список — ведь нельзя понять целое, не поняв его части. Мы считаем, что устойчивое развитие не может быть насильственным, оно должно четко согласовываться с человеческой природой — только тогда этот вектор движения может продержаться долго, а значит, и быть успешным. Ну а «Непослушное дитя…» — одна из лучших книг про природу человека.
Пожалуй, самая сложная книга в нашем списке. Она рассматривает Землю как живой организм с позиции разных наук: биологии, геофизики, географии, философии. Идейным базисом произведения Арманда стала книга 70-х годов британского эколога Джеймса Лавлока (James Lovelock) «Гея: новый взгляд на жизнь на Земле» («Gaia: A New Look at Life on Earth»).
Лавлок впервые предложил гипотезу Геи — планеты Земля как суперорганизма, который способен самостоятельно регулировать свою жизнедеятельность. Арманд идет дальше и пытается дать определение самой жизни, прибегая для этого к самым разным источникам и теориям, начиная с древних Вед и заканчивая современными физическими теориями структуры Вселенной. Автор доказывает, что все новое — это хорошо забытое старое, и многие идеи, до которых относительно недавно дошли ученые, на самом деле давно известны человечеству.
«Азбуку…» следует прочитать все политики, экономисты, предприниматели и другие деятели, принимающие решения в области природных ресурсов — да и вообще в любой области, чтобы научиться смотреть на несколько шагов вперед.
Эта книга не совсем об экологии, но она точно — о правильном взгляде и истинном понимании устойчивого развития. Вторая в нашем списке книга Донеллы Медоуз посвящена системной динамике — науке о поведении систем, и основная система, рассматриваемая автором — это сама Земля и обитающее на ней человечество.
Книга Медоуз позволяет охватить вопрос устойчивого развития на Земле «с высоты птичьего полета» и увидеть, какие действия на самом деле нужно предпринять, на какие рычаги повлиять и за чем следить особенно внимательно, чтобы избежать глобальной катастрофы.
recyclemag.ru
Природа является неотъемлемой частью нашей Родины, ценность которой не измеряется богатством ее ресурсов – об этом читателю напоминает художественная литература. Во все времена тема природы занимает главное место в творчестве писателей и поэтов.
Художественная литература способствует воспитанию морально-этического отношения к природе родного края, повествуя читателю не только о научных фактах, но и донося до него мысли, чувства и эмоции персонажей на тему природы и экологии.
1. Айтматов, Ч.Т. Плаха : роман / Айтматов Ч. Т. — М.: Дет. лит., 2006. — 378 с.
С особым восхищением в романе описаны те моменты, когда на какое-то время в природе возникает «изначальное равновесие». Но нарушается оно людьми. Человек становится более жестоким от поколения к поколению. Автор раскрывает читателю современные отношения природы и человека. Экологическая составляющая романа передана через описание жизни волков и противоборства между волком и человеком. Волк у Айтматова – не зверь, он намного человечнее, чем сам человек. Писатель предостерегает, что бессмысленное истребление животных – угроза земному процветанию.
«Страх достиг таких апокалиптических размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох и онемел, что везде воцарился хаос и само солнце … тоже мечется и ищет спасения и что даже вертолеты вдруг онемели и уже без грохота и свиста беззвучно кружатся над уходящей в бездну степью, подобно гигантским безмолвным коршунам… «
Роман пропитан чувством ответственности за происходящее в мире, в окружающей нас природе. Он несет добрые принципы и благородные жизненные установки, призывая уважать природу, потому что она не создана для нас: мы все – лишь ее часть.
2. Астафьев, В.П. Царь-рыба : повествование в рассказах / В. П. Астафьев. – Москва : Эксмо, 2008. – 509 с.
Астафьев в «Царь-рыбе» с помощью простых образов повествует не только о разрушении природы, но и о том, что человек, «духовно браконьерствуя» по отношению ко всему, что его окружает, начинает разрушаться и личностно. Жестокость к животным — одно из средств уничтожения моральной чувствительности человека. Автор показывает нам и малых браконьеров, нарушающих запреты на охоту и рыбную ловлю, и больших, готовых ради плана разорить всю тайгу. Схватка с «природой» заставляет главного героя новеллы, Игнатьича, задуматься о своей жизни, о совершенных им грехах.
«Нам только кажется, что мы преобразовали… тайгу… Нет, мы лишь ранили ее, повредили, истоптали, исцарапали, ожгли огнем…».
3. Васильев, Б.Л. Не стреляйте в белых лебедей : роман / Б. Л. Васильев; рис. А. Слепкова. – Москва: Детская литература, 1981. – 239 с.
В повести отношение к природе разделяет героев на два лагеря: на тех, кто понимает и любит природу и тех, кто относится к ней потребительски, совершая страшные поступки: сжигает муравейник, истребляет лебедей. Главный герой Егор Полушкин, тесно связан с природой, при виде того, как уничтожаются ее богатства, он страдает всей душой. Защита природы стала для него призванием и смыслом жизни.
«Все мы в одном доме живем, да не все хозяева. А почему? А природа она покуда терпит. Она молчком умирает, долголетно. И ни какой человек, ни царь ей… вредно это – царем то зваться. Сын он ее, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку».
4. Залыгин, С.П. Экологический роман // Новый мир .- 1993.-№12
Роман Залыгина лишен утешительных иллюзий. Он проникнут если и не безверием в человека, то сильным скептицизмом по отношению к нему. К его здравому смыслу, к его способности обуздать свои аппетиты потребителя, осознать себя частью природы, которую он губит. Человек то борется с природой, будто с врагом, то смотрит на природу как на свою неотъемлемую собственность, бездумно уничтожая самую основу своего физического и духовного существования.
5. Ким, Анатолий. Отец-лес: роман-притча / А. Ким. – М.: Советский писатель, 1989. – 399 с.
В своем романе Анатолий Ким рассматривает вечные, неотторжимые и очень сложные взаимоотношении Человека и Природы. Николай, Степан и Глеб Тураевы — три поколения одной семьи — связаны с тихой, мощной, затаенной жизнью большого мещерского леса, помогающего им перейти от суеты, вражды и мелочности в красоту радостного слияния с миром.
6. Леонов, Л.М. Русский лес: роман / Леонид Леонов; вступ. ст. Е. Стариковой. – Москва: Художественная литература, 1974. – 678 с.
Главная тема романа – тема родины и ее природы, а основная сюжетная линия – спор ученых–лесоводов Вихрова и Грацианского о судьбе русского леса.
В произведении Леонова отражена такая проблема как сохранность природных богатств для будущих поколений. Она сопровождает читателя на протяжении всего романа – и в спорах ученых, и в пейзажных описаниях, и в рассуждениях автора, и в диалогах героев.
Образ леса становится в произведении смысловым центром, к нему сходятся все сюжетные линии романа, его важнейшие идеи.
«Пожалуй, никакие лесные пожары не нанесли столько ущерба нашим лесам, как этот обольстительный гипноз былой лесистости России. Истинное количество русских лесов всегда измерялось с приблизительной точностью».
7. Паустовский, К.Г. Повесть о лесах / К. Г. Паустовский; худож. Бордюг С. – Москва: Детская литература, 1982. – 175 с.
Известная повесть К. Паустовского не только о любви к природе, но и о том, как её, природу, надо сохранить. Главные герои книги – лесники. В повести актуальна мысль о необходимости защиты природы от разрушительной силы войны, уничтожившей огромные площади лесов.
8. Распутин, Валентин. Прощание с Матёрой : повесть // в кн.: Распутин В. Г. Нежданно-негаданно : повесть и рассказы / В. Г. Распутин ; худож. Л. Бирюков ; [вступ. ст. В. Курбатова]. – Москва: Детская литература, 2009. – 350 с.
«Прощание с Матерой» — повесть, напоминающая о том, что истоки нравственности русского человека всегда находились в привязанности к земле. Здесь образ Родины неизменно связан с образом родной земли.
В повести рассказывается о маленькой деревеньке Матёра, расположенной на одноименном острове на реке Ангара. Вследствие строительства Братской ГЭС деревне грозит полное разрушение и уничтожение. Жители Матёры не могут смириться с этим. Для них затопление деревни – их личный Апокалипсис. Кажется, вместе с людьми плачет, сопротивляется и вся природа: как ни крушат её — все еще стоит. Но ведь и ее силы не беспредельны. А если не выдержит? Останется ли жив сам человек?
«… Кто мы на этой земле — хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет?»
9. Толстая, Т.Н. Кысь: роман / Татьяна Толстая — М.: Эксмо. — 320 с.
Действие романа происходит в небольшом городке под названием Федор-Кузьмичск, жители которого оказались в весьма необычных обстоятельствах. Они словно отброшены на несколько веков назад: в домах отсутствует электричество, лес наполнен мифическими существами, общество деградирует. Дело в том, что события разворачиваются спустя несколько столетий после ядерной катастрофы, которую все называют Взрыв. Это событие полностью изменило жизнь, превратив ее в убогое существование. Взрыв принес множество Последствий, которые каждый испытывает на себе. В романе-антиутопии «Кысь» Толстая показывает трагедию экологического плана и потерю нравственных ориентиров, которые стоят для автора совсем рядом, как это должно быть для каждого человека.
10. Чехов, А.П. Дядя Ваня : пьеса // в кн.: Чехов А. П. Собрание сочинений в 8 т. Т. 7 / А. А. Чехов. – Москва: Правда, 1970. – 447 с.
Человек должен посадить и вырастить хотя бы одно деревце, иначе порвется связь времен и наступит опустошение – утверждает Чехов. Он повествует читателю не о жизни человека в дикой природе, а о каждодневном общении человека с окружающей средой, о пагубном воздействии цивилизации на природу в масштабах одного города, дома, квартиры.
Словами доктора Астрова выражается отношение А.П.Чехова к природе:
«Ты можешь топить печи торфом, а сараи строить из камня. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и все оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо».
Список использованных интернет-источников
1. Художественная литература в защиту экологии. Режим доступа — http://lib.usfeu.ru/index.php/dialog-s-prirodoj/273-khudozhestvennaya-literatura-v-zashchitu-ekologii
2. Молодцова, Мария. Русские писатели об экологии: Произведения русской литературы, в которых поднимались вопросы экологии. Режим доступа — http://cyrillitsa.ru/art/6756-russkie-pisateli-ob-ekologii.html
3. Взгляды Леонова в романе «Русский лес». Режим доступа — http://dodiplom.ru/ready/97369
4. Леонов — тема взаимоотношений человека и природы в романе «Русский лес». Режим доступа — http://tvoi-sochinenia.ru/leonov-tema-vzaymootnoshenyj-cheloveka-y-pryrodyi-v-romane-russkyj-les/
5. Семкина, О.В. Останься живой, планета! Экологическая тема в художественной литературе для детей среднего и старшего школьного возраста : аннотированный библиографический указатель для учащихся 5-9 классов СОШ / О.В. Семкина (Библиограф ЦДБ г. Рыбинска). Режим доступа — http://cdbrybinsk.blogspot.ru/2016/02/blog-post_16.html
6. Проблема экологии в современной литературе (по повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой»). Режим доступа — http://www.megashpora.ru/sochinenie/rasputin_valentin_grigorevich/proshchanie_s_matyoroy/problema_ekologii_v_sovremennoy_literature_po_povesti_v_g_rasputina_proshchanie_s_matyoroy/
7. Свинченко, Мария. Экологическая проблема в литературе. Режим доступа — http://greenconsumption.org/ehkologicheskaja-problema-v-literature
8. Ким, Анатолий. Отец-лес. Режим доступа — https://www.livelib.ru/book/1000957660-otetsles-anatolij-kim
zeldolbib.ru
СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Осень
1. “Осенний ковер” (Б.Трофимов)
2. “В полет” (Н.Сладков)
3. “Ждут помощников” (Н.Павлова)
4. “Птицы и листья” (М.Пришвин)
5. “Водомерки вылезают на берег” (Н.Сладков)
6. “О чем рассказывает гербарий” (В.Ветлина)
7. “Бабочки под землей” (Н.Сладков)
8. “Ночная тревога” (В.Бианки)
9. “Синичкина кладовая” (И.Полуянов)
10. “Разграбленный склад” (А.Рыжов)
11. “Искатели воздуха” (Н.Сладков)
12. “Рядом с нами” (И.Полуянов)
Зима
1. Г.Скребицкий “Четыре художника”, “Весне навстречу”
2. Н.Павлова “Где зимуют почки?”, “Под снегом на лугу”
3.В.Бианки “Холодно в лесу, холодно!”, “Кто сыт, тому холод не страшен”, “Декабрь”, “Книга зимы”, “Кто как читает”, “Лес зимой”, “На дне снежного моря”, “Стая птиц под снегом”, “Разведчики”, “Январь”, “Дотерпят ли?”, “Жертвы стужи”, “Чей нос лучше?”, “Чьи это ноги?”
4. З.Трофимова “Снег – что это такое?”
5. И.Полуянов “Гвоздик”
6. И.Вотяков “Тайна лесной тропинки”.
7. Н.Сладков “Зимняя засуха”
Весна
1. Г.С.Скребицкий “На пороге весны”, “Берегите птиц”, “Самый упрямый”, “Раненые деревья”
2. Н.Сладков “Теплая струйка”, “Веснушки”, “Знахари”, “Горячая пора”, “Апрель”, “Первая полынья”, “У первой воды”, “Рыбий затор”, “Санитар”, “Скатерть-самобранка”, “Веселые старушки”, “Незванные гости”, “Ивовый пир”
3. В.Бианки “Невтерпеж”, “Весенняя хитрость”, “Обвалы”, “Март”, “Бросают оружие”, “Сырые квартиры”, “Телеграмма из лесу”, “Голубые лягушки”, “Великое переселение птиц на родину”, “Мастерство без топора”, “Кукушонок”
4. С.Соколов-Микитов “Сойки”
5. А.Лонгинов “орлиная напасть”
6. Н.Надеждина “Дом в котором будет жить друг”
7. М.Воронов “Зарядка”
8. Н.Павлова “Загадочный пушок”, “Мать-и-мачеха”
9. В.Бочерников “Жить всегда”
Лето
1. В.Бианки “замечательные дома”, “У кого еще гнезда”, “Как лиса барсука из дома выжила”, “Сколько у кого детей?”, “Беспризорные”, “Как вывелись птенцы у бекаса и сорыча?”, “Купание медвежат”
2. Н.Сладков “Сушеные камни”
3. В.Загвоздин “Голос первого взлета”
4. Ю.Аракчеев “Солнечный цветок”
5. Н.Павлова “Ягоды”
www.pedagog.kamardin.com
Сегодня о проблемах экологии говорят повсюду: в печати, по телевидению, в интернете, на автобусной остановке, в метро. Но кто же сказал первым, кто обратился в этой теме ещё в XIX веке, кто заметил начало этой губительной тенденции уж тогда, когда круг экологических проблем ограничивался необоснованной вырубкой помещичьей рощи? Как это часто случается, первыми здесь были «голоса народа» – писатели.
Антон Павлович Чехов “Дядя Ваня”
Одним из главных защитников природы среди писателей XIX века был Антон Павлович Чехов. В пьесе «Дядя Ваня», написанной в 1896 году, тема экологии звучит вполне отчетливо. Все, конечно же, помнят обворожительного доктора Астрова. В уста этого персонажа Чехов вложил своё отношение к природе:
«Ты можешь топить печи торфом, а сараи строить из камня. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и все оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо».
Удивительно, как Астров, а в его лице передовой человек XIX века оценивает состояние природы: «Тут мы имеем дело с вырождением вследствие непосильной борьбы за существование, это вырождение от косности, от невежества, от полнейшего отсутствия самосознания, когда озябший, голодный, больной человек, чтобы спасти остатки жизни, чтобы сберечь своих детей, инстинктивно, бессознательно хватается за все, чем только можно утолить голод, согреться, разрушает все, не думая о завтрашнем дне… Разрушено уже почти все, но взамен не создано еще ничего».
Астрову такое состояние кажется предельным, и он никак не предполагает, что пройдет пятьдесят или сто лет и грянет Чернобыльская катастрофа, и реки будут загрязнены промышленным мусором, а в городах почти не останется зелёных «островков»!
Леонид Леонов “Русский лес”
В 1957 году первым лауреатом возрожденной Ленинской премии стал писатель Леонид Леонов, представленный к ней за роман «Русский лес». «Русский лес» – о настоящем и будущем страны, которое воспринимается в тесной связи с сохранностью природных богатств. Главный герой романа – Иван Матвеич Вихров, лесник по профессии и призванию, так говорит о русской природе:
“Пожалуй, никакие лесные пожары не нанесли столько ущерба нашим лесам, как этот обольстительный гипноз былой лесистости России. Истинное количество русских лесов всегда измерялось с приблизительной точностью».
Валентин Распутин “Прощание с Матёрой”
В 1976 году выходит повесть Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Это повесть о жизни и умирании маленькой деревеньки Матёра, что на реке Ангара. На реке строят Братскую ГЭС, и все «ненужные» деревни и острова необходимо затопить. Жители Матёры не могут смириться с этим. Для них затопление деревни – их личный Апокалипсис. Валентин Распутин родом из Иркутска, и Ангара для него – родная река, и от этого только громче и решительнее он рассказывает о ней, и о том, как органично всё в природе устроено изначально, и как легко эту гармонию разрушить.
Виктор Астафьев “Царь-рыба”
В том же 1976 году увидела свет книга другого писателя-сибиряка Виктора Астафьева «Царь-рыба». Астафьеву вообще близка тема взаимодействия человека с природой. Он пишет о том, как варварское отношение к природным ресурсам, такое как браконьерство, нарушает заведенный в мире порядок.
Астафьев в «Царь-рыбе» с помощью простых образов повествует не только о разрушении природы, но и о том, что человек, «духовно браконьерствуя» по отношению ко всему, что его окружает, начинает разрушаться и личностно.
Схватка с «природой» заставляет главного героя новеллы, Игнатьича, задуматься о своей жизни, о совершенных им грехах:
«Игнатьич отпустился подбородком от борта лодки, глянул на рыбину, на ее широкий бесчувственный лоб, бронею защищающий хрящевину башки, желтые исиние жилки-былки меж хрящом путаются, и озаренно, в подробностях обрисовалось ему то, от чего он оборонялся всю почти жизнь и о чем вспомнил тут же, как только попался на самолов, но отжимал от себя наваждение, оборонялся нарочитой забывчивостью, однако дальше сопротивляться окончательному приговору не было сил».
Чингиз Айтматов “Плаха”
Год 1987 год. В «Роман-газете» напечатан новый роман Чингиза Айтматова «Плаха», где с подлинной силой таланта автором была отражены современные отношения природы и человека.
Экологическая составляющая романа передана через описание жизни волков и противоборства между волком и человеком.Волк у Айтматова – не зверь, он намного человечнее, чем сам человек.
Роман пропитан чувством ответственности за происходящее в мире, в окружающей нас природе. Он несет добрые принципы и благородные жизненные установки, призывая уважать природу, потому что она не создана для нас: мы все-лишь ее часть: «А как тесно человеку на планете, как боится он, что не разместится, не прокормится, не уживется с другими себе подобными. И не в том ли дело, что предубеждения, страх, ненависть сужают планету до размеров стадиона, на котором все зрители заложники, ибо обе команды, чтобы выиграть, принесли с собой ядерные бомбы, а болельщики, невзирая ни на что, орут: гол, гол, гол! И это и есть планета. А ведь еще перед каждым человеком стоит неизбывная задача – быть человеком, сегодня, завтра, всегда. Из этого складывается история».
Сергей Павлович Залыгин “Экологический роман”
В 1993 году Сергей Павлович Залыгин, писатель, редактор журнала «Новый мир» времен перестройки, благодаря усилиям которого стали снова издавать А.И. Солженицына, пишет одно из последних своих произведений, которое называет «Экологический роман». Творчество С.П. Залыгина особенно тем, что в центре у него стоит не человек, его литература не антропоцентрична, она больше – природна.
Главная тема романа – Чернобыльская катастрофа. Чернобыль здесь не только глобальная трагедия, но и символ вины человека перед природой. Роман Залыгина проникнут сильным скептицизмом по отношению к человеку, к бездумной погоне за фетишами технического прогресса. Осознать себя частью природы, не разрушать её и себя – вот к чему призывает «Экологический роман».
Татьяна Толстая “Кысь”
Наступил XXI век. Проблема экологии приобрела уже совсем иные очертания, чем это мыслилось полвека или век назад. В 2000 году Татьяна Толстая пишет роман-антиутопию «Кысь», где все темы, разрабатываемые в русской «природной» литературе ранее, как бы приведены к общему знаменателю.
Человечество уже не раз ошибалось, оказываясь на самой грани катастрофы. Ряд стран имеет ядерное оружие, наличие которого ежеминутно грозит обернуться трагедией, если человечество не осознает себя. В романе «Кысь» Толстая описывает жизнь после ядерного взрыва, показывая трагедию экологического плана и потерю нравственных ориентиров, которые стоят для автора совсем рядом, как это должно быть для каждого человека.
Мария Молодцова
Читайте также:
cyrillitsa.ru