Программа в доу по экологии в соответствии с фгос – Рабочая программа « Экология в детском саду»

программа, проекты и прочее + фото

Тема
занятия
Примерная
программа
Региональный
компонент
Вариативный компонент
дошкольного учреждения
Предварительная
работа
Наблюдения, опыты Сопутствующие формы
работы
Тема 1. «Неживая природа осенью»
«Я и природа»Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных; прививать нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожению животныхПоказать уникальность природы Сибири, её хрупкость и , в то же время,
суровость
Формировать представления о неразрывной связи человека с природой (человек — часть природы)Дидактическая игра «Природа- не природа»,
«Угадай, что в мешочке»
Наблюдения на экологической тропе «Что такое природа»Сбор мусора на экологической тропе
«Наш дом природа»Воспитывать бережное отношение к окружающей природеПродемонстрировать радость общения с природой своей местностиФормировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живогоЧтение художественной литературы: Э. Мошковская «Жил на свете человек », В.Орлов «Дом под крышей голубой»Сравнить: «Дом — жилище человека» и «Дом — природа»Аппликация «Я и природа»
Экскурсия в лес в период золотой осениСезонные изменения в лесуКрасота окружающей природы. Правила поведения в лесуЛес — это сообщество растений и животных. Взаимосвязь живой и неживой природыПоход с родителями в лес. Рисование «Мы в осеннем лесу»Рассматривание «Лесные находки»Сбор и засушивание осенних листьев «Осенняя палитра»
Осенние явления в неживой природеСезонные изменения : день укорачивается , становится холоднее, часто идут дожди, дуют холодные ветры. Зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природеОсобенности явлений природы Сибири. Календарь природыПознакомить с комплексом характерных явлений неживой природы и их сезонными изменениямиЧтение художественной литературы, заучивание стихов. Дидактическая игра «Когда это бывает»Наблюдения за состоянием погоды и сезонными изменениями в жизни растений и животных «Следы Осени»«Поэтические странички», «Осень»- конкурс чтецов.
«Солнце — большая звезда»Дать представление о Солнце как о звезде. Уточнить знания о строении Солнечной системыСоставление макета «Солнечная система»
«Почему бывают разные времена года»Солнце — как источник света и тепла. Смена времён года. Сезонные изменения в природе. Роль Солнца в жизни человекаИгра «День и ночь»Моделирование «Смена времён года»
«Знакомим детей с почвой»Почва как верхний слой земли: «живая земля». Загрязнение почвы, возможные последствия . Необходимость охраны почвыОпыт: свойства почвы, как происходит загрязнение почвыСезонные наблюдения за опавшими листьямиАкция «Поможем земле приготовиться к зиме»
Тема 2. «Растительный мир осенью»
Экскурсия на луг. «Луг-экосистема»Распознавать шесть растений луга. Закрепить правила поведения в природеПоказать красоту луга. Редкие, лекарственные, ядовитые растенияЛуг как экосистема. Связь растений с насекомыми. Влияние света, тепла, воды на жизнь растенийЧтение «Приключения кузнечика Кузи». Дидактическая игра «Угадай растения»Наблюдение «Живые барометры» (предсказание погоды)Рисование «Луг осенью»
«Как растения готовятся к зиме» (целевая прогулка)Распознавать и называть по листьям и плодам 5–6 деревьев, 3–4 кустарника, 4–5 садовых цветущих растений: расцвечивание листвы, плоды, листопад, замирание жизниЗнакомство с местными растениями ближайшего окружения. Календарь природыВосприятие растений как живых существ, сочувствие к ним, бережное отношение. Назначение всех органов. Влияние света, воды, тепла на жизнь растений. Деревья, кустарники, травы, их характерные признакиИзготовление моделей «Цветок», «Условия жизни»Наблюдение за цветущими растениями цветника, принесёнными в группуАппликация «Осенний пейзаж» (из засушенных листьев)
Цветущие растенияЗакрепить названия 4–5 цветущих растенийРазнообразие видов растений в природе. Части растений и их функции. Развитие растений. Эстетическое отношение к растениямПосев семян, уход за растениямиНаблюдение за ростом и развитием цветущих растенийСбор семян
Тема 3. «Животный мир осенью»
«Поможем дождевому червю найти свой дом»Почва как верхний слой земли. Обитатели почвы (на примере дождевых червей ), их роль в формировании почвыДомашнее задание: узнать о пользе дождевых червейНаблюдение за дождевыми червями после дождя
«Беседа о кроте»Дать детям представление об особенностях внешнего вида и поведении крота, о его приспособленности к подземному образу жизниЧтение книг «Слепые землекопы», В. Танасийчука, «Экология в картинках»Поиск кротовинРисование иллюстраций к книге «Слепые землекопы»
Сравнение диких и домашних животныхРасширять и углублять представление детей о диких и домашних животныхРасширять представления об особенностях внешнего вида животных, жизненных проявлениях, повадках, особенностях приспособления (линька, спячка), условиях, необходимых для их жизни.Условия жизни для домашних животных создаёт человек (польза, уход). Дикие животные заботятся о себе самиЧтение рассказов из книги «Лесная мозаика» В.ЗолотоваПоиск мест зимовки животных, насекомыхСбор корма для животных. Анкета для родителей «Ваше отношение к животным»
Сравнение рыб и лягушекЗакреплять представление о приспособлении диких животных в природных условиях (маскировка лягушки)Формировать обобщённое представление: рыбы -водные обитатели, лягушки — обитатели воды и суши. Приспособление к жизни в водеИгра — соревнование «Чем рыбы и лягушки отличаются друг от друга, чем рыбы и лягушки похожи между собой?»Цикл наблюдений за аквариумными рыбкамиДомашнее задание: поискать книжки с иллюстрациями про разных водных животных
«У воды, на воде, и в воде»Сезонные изменения в природеБережное отношение к природе родного краяВодоём как среда обитания животных и растений. Приспособление к жизни в водных условиях среды обитанияРассмотрение иллюстраций, чтение книг об обитателях водоёмаНаблюдение за обитателями водоёма
Экскурсия к рекеСезонные изменения в природеПравила поведения в природе. Красота окружающей природыУчить наблюдать и сравнивать сезонные изменения в природе (лето — осень)Домашнее задание: загрязнение водоёмов и влияние этого фактора на жизнь растений, животных, человекаНаблюдение реки в разные сезоныПриродо –охранная акция «Мы хотим жить в чистом селе»
Беседа о перелётных птицахЗакреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелётных птицах. Отлёт птиц связан с исчезновением насекомых, замерзанием водоёмовЗнакомить с конкретными видами птиц своей местности. Календарь природыПриспособление птиц к наземно — воздушному образу жизни, к сезонно меняющимся условиям неживой природы. Связь птиц со средой обитания. Заботливое отношение к птицамИзготовление кормушек, заготовка кормовНаблюдение за поведением птицАкция «Помогите птицам выжить»
Тема 4. «Человек и природа»
«Овощи и фрукты на нашем столе»Знакомить детей с трудом людей по сбору овощей, фруктов в садах и огородахУчить принимать посильное участие в труде взрослых; осенних посевах некоторых овощей, подготовке огорода к зиме, заготовке земли для огорода на окнеПриготовление салата из овощейНаблюдение за ростом и развитием овощных культурСбор урожая
«Хлеб всему голова»Расширение представлений о культурных растениях поля (злаках)В Сибири выращивают пшеницуПонятие «Культурные растения». Уважение к труду хлеборобов, хлебу. Влияние света, тепла, влаги на рост растенийРассматривание разных колосьев, их сравнениеЭкскурсия на кухню, наблюдение за замешиванием теста для пирожков
«Планета Земля в опасности»Роль человека в природоохранной работеДать представление о планете Земля, об обитателях Земли. Чтобы сохранить нашу планету, надо с детства любить природу, изучить её, бережно с ней обращатьсяРассматривание глобуса: материки, океаны, моря, Северный полюс и ЮжныйОсматривание территории детского сада, сбор мусораПриродоохранная работа: очистка поляны, «лечение»деревьев, кустов
«Через добрые дела можно стать юным экологом»Воспитывать у детей стремление заботиться об окружающей природеПоказать, что юный эколог — это ребёнок, который любит природу, заботится о живых существах, создаёт для них хорошие условия жизниРаскрыть перед детьми на конкретных примерах, что бывают хорошие и плохие поступкиНаблюдение состояния деревьев, кустов участкаМодель «Сухое (несчастное) дерево». Стенд «Панорама добрых дел»
«Беседы об осени»Обобщать и систематизировать знания детей об осениКалендарь природыУстановление связи между ёродолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных и растений и приспособление их к зимеЧтение художественной литературы об осени, изменениях в природе; дидактические игрыНаблюдения за сезонными изменениями в природеОсенний праздник
Тема 5 «Экосистема — лес»
«Лес многоэтажный дом»Лес как пример сообщества. Взаимосвязь живых организмов друг с другом. «Дома» лесных растений и животных. Бережное отношение ко всем лесным жителямДомашнее задание: лес и его обитатели. Дидактическая игра «У каждого свой дом»Экскурсия в лес.
«Цепочки в лесу»Взаимодействие обитателей леса, их пищевая зависимость друг от другаДомашнее задание: подобрать литературу о питании обитателей лесаСоставление схем «Цепочки питания»
«Кто главный в лесу?»Распознавать 5–6 деревьев, 3–4 кустарникаГлавное звено в лесу- растения. Последствия уничтожения деревьев. Взаимосвязи живых организмов друг с другом. Бережное отношение к лесуИгра «Что растёт в лесу?», «Кто в лесу живёт?», «Сведение лесов»Целевая прогулка «Определение пород деревьев и кустов»
Тема 6. «Неживая природа зимой»
«Круговорот воды в природе». «Эта волшебница — вода»Переход воды в твёрдое состояние и обратно при резком изменении температурыПоощрять самостоятельные наблюдения, эксперименты, опытыСостояние воды в природе (жидкое, твёрдое в виде льда и снега, газообразное в виде пара). Основные свойства воды, снега, льда, параЗамораживание цветных льдинокИсследовательская работа, опыты по выявлению свойств. Наблюдение за снегом, изморозью«О воде живой и мёртвой». Выпуск листовок «Берегите воду»
«Вода и её загрязнение»Воспитывать бережное отношение к природным ресурсамИспользование воды человеком. Необходимость экономии воды. Вода и наше здоровьеЧтение экологической сказки «Как люди речку обидели»Наблюдение за морозными узорами, облаками, сосульками. «Какой бывает вода»Экологическая тревога «Грязная вода — для всех беда»
Беседа о воздухеСистематизировать знания о свойствах воздуха. Значение воздуха в жизни человека и других живых организмовИгры с вертушками, надувными игрушкамиОпыты по выявлению свойств воздуха
«Как рождается ветер»Дать представление о движении воздуха (ветре)Роль ветра в природе и жизни человека. Волны, ураганы, буриОпределение направления и силы ветраОпыт со свечами «Как рождается ветер»
Знакомство с термометромУстановление связи: похолодание ведёт к изменениям в растительном и животном миреПознакомить с термометром: для чего он используется, как действует. Измерение температуры воздухаЗарисовка признаков зимыОпыты: измерение термометром температуры воды, снега, воздухаСтенд «окно в природу». «Чем можно заняться с ребенком во время прогулки». «Проверь народную мудрость»
Беседа о зимних явлениях в неживой природеЗимние явления в неживой природе: холодно, часто бывают морозы, земля покрыта снегом, а водоёмы льдомЗимние явления природы Сибири(зима долгая, суровая, снежная, морозная и т.д.Ночь длинная, день короткий; солнце на небе высоко не поднимается, даёт мало тепла; холодно, мороз, небо часто серое, облачное; идёт снег, иногда бывает вьюга, метельНаблюдения за сезонными явлениями зимой; изменение положения солнца
Поход в лес «Зимнее царство»Сезонные изменения в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природеКрасота зимнего леса. Распознавать следы лесных обитателей на снегуВзаимосвязь различных компонентов природы (почвы, воды, растений, животных). Бережное отношение к окружающему мируДидактическая игра «Чей след?»Рисование «Зимнее царство»
Тема 7. «Растения зимой»
«Как растения приспособились зимовать»Деревья и кустарники без листьевТрудности в существовании живых существ СибириРазнообразие видов растений в природе. Способы приспособления растений к сезонным изменениям в природе. Деревья, кустарники, травы: их характерные признакиРазличать деревья и кусты по стволу, веткам, особенностям почекСочинение экологической сказки «Что снится деревьям зимой»
Комнатное растение — живой организмПонятие «комнатное растение». Узнавать и называть 5–6 комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблейРастение — живой организм. Части растений, их функции. Влияние тепла, света, воды на жизнь растений. Понимание роли растений в природе и жизни человека. Формирование навыков ухода за растениямиУход за комнатными растениямиЦикл наблюдений за комнатными растениямиГрупповая выставка рисунков «Мое любимое комнатное растение»
Влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Светолюбивые и теневыносливые растенияПоказать зависимость роста комнатных растений от условий. Дать представление о влаголюбивых и засухоустойчивых, светолюбивых и теневыносливых растенияхДифференцированные потребности комнатных растений во влаге и свете. Формировать навыки ухода в соответствии с их потребностямиУход за растениями уголка природыОпыт: влияние света, тепла и воды на жизнь растенийОпределить правильность ухода за растениями дома
Тема 8. «Животный мир зимой»
«Как звери проводят зиму в лесу?»Сезонные изменения в жизни животныхСочувствие к животным. Трудные условия жизни в СибириЗначение внешних факторов в жизни животных. Питание животных зимой, способы передвижения, места обитанияЧтение художественной литературы о жизни зверей в лесу зимой, рассматривание картинНаблюдение за сезонными изменениями в природе
«Животные холодных стран»Приспособление диких животных к жизни в природных условияхОсобенности погодных условий. Приспособление растений и животных к условиям, особенности жизниЧтение художественной литературы о суровом климате Арктике, о жизни в холодном климатеИзготовление модели «Животные холодных стран»
«Почему белые медведи не живут в лесу?»Приспособление животных к жизни в природных условияхОбозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособленыЧтение книги «Экология в картинках»Рисование по книге «Экология в картинках». Изготовление книги
«Беседа о зимующих птицах»Распознавать зимующих птиц по внешнему виду, поведению, издаваемым звукам. Сезонные изменения в жизни птиц. Подкормка птицПтицы ближайшей округиПриспособление к наземно — воздушному образу жизни, к сезонно меняющимся условиям неживой природы. Подкормка птицДидактическая игра по классификацииЦикл наблюдений за зимующими птицамиАппликация «Птицы на кормушке»
Тема 9. «Природа и человек»
«Зимовка диких и домашних животных»Сезонные изменения в жизни животныхУточнить признаки диких и домашних животных, их сходства и различия. Роль человека в жизни домашних животныхДомашнее задание: подобрать литературу о зимовке диких и домашних животныхЭкскурсия по экологической тропе
Комплексное занятие «Пройдёт зима холодная…»Обобщение знаний о зимеКалендарь наблюдений за природойЗависимость всего живого от условий окружающей среды. Растения и животные приспособились к суровым условиям зимыВыставка «Зимние пейзажи». Разучивание стихов и песен о зимеЗимний праздник
«Красная книга»Бережное отношение к растениям и животным. Правила поведения в природеРедкие растения и животныеФакты отрицательного воздействия на природу. Примеры рационального использования природы человекомИзготовление «Красной книги»
«Мой край родной»Бережное отношение к природеПрирода нашего селаКак жить в дружбе с природой. Охрана редких животных и растенийИзготовление «Красной книги»Экскурсия в лесРисование (коллективная работа) «Природа нашего села»
Тема 10. «Неживая природа весной»
«Как солнце жизнь даёт земле»Роль солнца — источника света и тепла — в жизни живых существПоисковая деятельность по теме «Пробуждение живой природы»Цикл наблюдений за солнцемПраздник «Масленица»
«Весенние явления в неживой природе»Увеличивается день, становится теплее, тает снег, реки освобождаются ото льда. Взаимосвязь живой природойПотепление, половодье, оттаивание почвыУвеличение дня и укорачивание ночи. Солнце больше даёт света и тепла. Условия для жизни становятся все лучше, поэтому все оживаетСравнение признаков зимы и весныНаблюдения по теме «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений, животных»Субботник «Весну встречаем чистотой»
«Камни, песок, глина»Песок: сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду. Глина: плотность, пластичность, вязкость. Как человек использует песок и глину. Отличительные признаки камней их разнообразиеОпыты по выявлению свойств песка, глины, камней
Экскурсия в лесПризнаки наступления весны. Изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизниПериоды наступления весныУстановление связей и зависимостей между изменениями в живой и неживой природеСоставление рассказов о весне по опорным картинкам, схемамЦикл наблюдений «Пробуждение природы»Работа с родителями «Окно в природу», «А знаете ли вы?» (народная мудрость)
Тема 11. «Растения весной»
«Растения весной»Набухают почки, появляются листья и цветыРастительный мир леса : зацветают деревья (ольха, затем осина, ива, тополь, берёза, черёмуха), распускание листьев (зеленеет лиственница, за ней осина, берёза, ива)Разнообразие видов растений в природе. Деревья, кусты, травы, их характерные признаки. Связь растений с насекомыми. Приспособление растений к сезонным изменениям в природе. Эстетическое отношение к растениямСравнение: дерево — куст, куст — траваНаблюдения за состоянием растений в разные времена года
«Берегите первоцветы»Учить распознавать и называть первые весенние цветы по листьям и цветкамРедкие, исчезающие растения Сибири. Способы их сохраненияРоль растений в жизни человека и природной среды в целом. Все растения — живые. Особенности строения всех органовДидактическая игра о цветахЦикл наблюдений за первоцветамиВыпуск листовок «Берегите первоцветы»
«Зелёная служба Айболита: весенний уход за комнатными растениями»Закрепление навыков по уходу за комнатными растениями. Зависимость роста растений от условий окружающей средыОпределение хорошего или болезненного состояния растений по внешним
признакам , выявление недостающих условий , способы ухода, которые могут их восполнить. Светолюбивые- тенелюбивые, засухоустойчивые — влаголюбивые
«Огород на окне». Уход за растениями уголка природыОпыты с семенамиОпределение здоровья растений дома. Помощь детям младшей группы в уходе за комнатными растениями
Размножение растенийУчить пересаживать комнатные растения . Познакомить со способами вегетативного размножения комнатных растений(черенками, усами, листьями)Размножение побегами (герань, фуксия, бегония), черенками (фиалка, сансевьера), кустами (хлорофитум)Стадии роста и развития растений. Влияние света, тепла, влаги на жизнь растений. Новые комнатные растения можно вырастить из черенка, листа, луковицы, делением кустаПересадка комнатных растений и посев семян цветов на рассадуНаблюдение за ростом и развитием пересаженных растений
Тема 12. «Животный мир весной»
«Особенности жизни зверей весной»Особенности жизни зверей весной. Изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животныхРазмножение животных на примере 1–2 видов, обитающих на территории СибириРазмножение животных на примере 1 – 2 видовПросмотр видеофильма «Дикая природа» (рост и размножение животных)Наблюдения за птицами в период выведения птенцов
«О животных, которых не любят»Знакомство с некоторыми представителями земноводных, рептилий. Их отличительные черты. Значение внешних особенностей в жизни животных. Понимание необходимости существования всех видов без исключенияДомашнее задание: подобрать информацию о пользе земноводных, рептилийИзготовление модели аквариума
«Встречаем птиц»Совершенствовать знания о перелётных птицах. Сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов)Первый прилёт скворцов, трясогузок, затем водоплавающих птиц — уток, гусей, чаекФормирование обобщённого представления о птицах, как животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе. Помощь животным, обитающим рядом с намиКлассифицировать птиц: насекомоядные, водоплавающие, зерноядные, хищныеНаблюдение за прилетающими птицами, их поведением
«Когда животных в природе становится мало или много».Нарушение равновесия в природе. Взаимосвязь обитателей леса, цепочек питания. Положительная роль хищников в равновесии лесного сообщества«Экология в картинках», чтение «Взрыв без шума», «Что делать с кроликами?» дидактическая игра «Невидимые нити»
Экскурсия на водоёмПриспособление диких животных к жизни в природных условияхСоблюдать правила поведения на природеВодоём — это сообщество водных обитателей, приспособившихся к жизни в воде и у водыФормирование представлений об отдельных видах растений и животных водоёма (рисование их, показ картинок, чтение рассказов)Наблюдение за животными и растениями аквариума
«Море бывает в беде»Приспособление диких животных к жизни в природных условияхПредставление о море, его обитателях. Отношения современного человека с природой. Факторы отрицательного воздействия человека на природуЧтение книги «Экология в картинках», «Нефть в море, «Отчего погибли киты». Дидактическая игра «Кто в море живет?»Эксперимент «Птицы и нефть», «Нефтяная речка»Рисование иллюстраций к прочитанным рассказам
Тема 13. «Природа и человек»
«Земля — живая планета»Жизнь на земле, общие условия для растений, животных и людей. Чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого, этот дом надо беречьЧтение художественной литературы о жизни растений и животных в разных экосистемах, необходимых условиях жизни. Дидактическая игра «Где чей дом?»Наблюдения за живыми объектами, необходимые условия жизниВыпуск листовок, плакатов «Сбережем планету нашу»
«Мы в ответе за тех, кого приручили»Познакомить с животными уголка природы, рассказать, как за ними ухаживатьОбобщение представлений о том что, что животные, растения — живые существа и нуждаются в определённых условиях жизни, удовлетворяющих их потребности. Создание соответствующих условий, близких к природнымЗнакомство детей с жизнью животных в природных условиях. Выделение правил общения с животнымиЦикл наблюдений за животнымиУход за обитателями природного уголка. Выращивание зеленого корма
«Мы — туристы» (экскурсия)Закреплять умение вести себя на природе: не ломать кустов и деревьев, не оставлять в местах отдыха мусорЭкологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природеИзготовление знаков «Берегите природу»Операция «Осторожно, муравейник!»
«Этот удивительный мир насекомых» (экскурсия)Сезонные изменения в жизни насекомыхСроки пробуждения насекомых: комары, жуки (майский), бабочки (лимонница, крапивница), муравьиМногообразие насекомых. Значение внешних особенностей в жизни животных. Насекомые в разных средах обитания. Положительные и отрицательные взаимосвязи в экосистемахИсследовательская деятельность по теме «Поиск насекомых в природе»Цикл наблюдений за развитием насекомыхВикторина «О насекомых». «Таинственные превращения»
(игра)
Экскурсия на лугРаспознавать четыре травянистых растения луга. Светолюбивые растенияИзучение местных растенийТипичные представители. Связь между условиями и потребностями растений и животных. Охрана редких видов животных и растений. Природа как среда обитания – «дом человека»Цикл наблюдений за насекомымиКонсультация «Почему дети обижают насекомых?»
Беседа о веснеСезонные изменения в природе. Взаимосвязь живой и неживой природы. Весенние работы на огороде, в саду, полеВедение календаря природы на местном уровнеПоследовательность весенних изменений в природе, зависимость от изменений погодыЧтение художественной литературы о веснеЦиклы наблюдений за сезонными изменениями в природе, за жизнью растений и животныхТруд на детском участке

shkolabuduschego.ru

Программа по экологическому воспитанию в ДОУ. Программа в доу по экологии в соответствии с фгос

программа, проекты и прочее + фото

Темазанятия Примернаяпрограмма Региональныйкомпонент Вариативный компонентдошкольного учреждения ПредварительнаяработаНаблюдения, опыты Сопутствующие формыработы
Тема 1. «Неживая природа осенью»
«Я и природа»Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных; прививать нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожению животныхПоказать уникальность природы Сибири, её хрупкость и , в то же время,суровостьФормировать представления о неразрывной связи человека с природой (человек — часть природы)Дидактическая игра «Природа- не природа»,«Угадай, что в мешочке»Наблюдения на экологической тропе «Что такое природа»Сбор мусора на экологической тропе
«Наш дом природа»Воспитывать бережное отношение к окружающей природеПродемонстрировать радость общения с природой своей местностиФормировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живогоЧтение художественной литературы: Э. Мошковская «Жил на свете человек », В.Орлов «Дом под крышей голубой»Сравнить: «Дом — жилище человека» и «Дом — природа»Аппликация «Я и природа»
Экскурсия в лес в период золотой осениСезонные изменения в лесуКрасота окружающей природы. Правила поведения в лесуЛес — это сообщество растений и животных. Взаимосвязь живой и неживой природыПоход с родителями в лес. Рисование «Мы в осеннем лесу»Рассматривание «Лесные находки»Сбор и засушивание осенних листьев «Осенняя палитра»

provmeste.ru

Статья по теме: Экологическое воспитание в рамках ФГОС в ДОУ

Слайд 1Экологическое воспитание  в рамках ФГОС в ДОУ

« Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

 В. А. Сухомлинский.

Слайд 2 Одна  из oснoвныx зaдaч oбpaзoвaния, в сooтветствии с Зaкoнoм РФ «Об  обpaзoвании»-   этo фoрмиpoвaниe дyxoвнo-нpавственнoй личнoсти. Дyхoвo-нрaвствeннoe воспитаниe детeй мнoгoгpaнно пo сoдepжaнию.

Этo и любoвь  к poдным  мeстaм   и гopдoсть  зa свoй  нapoд, и oщyщeниe  свoeй  нepaзpывнoсти с oкpyжaющим  миpoм, и жeлaниe сoxpанять  и  приумнoжать  бoгaтствo свoей  стрaны.

Кaждoe  из  нaпpaвлeний  дyxoвнo-нpавствeннoгo развития и вoспитaния oснoвaнo  на oпpeдeлённoй   систeмe  бaзoвыx ценностей и должно обеспечивать  усвоение  их воспитанниками. Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.

Экoлoгичeскoe   обpaзованиe  дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка , направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально –положительном отношении к природе, к окружающему миру, в ответственном отношении  к свoeмy здopoвью  и сoстoянию окpужaющeй  сpeды, в сoблюдeнии oпpeдeленныx мopaльных норм, в системе ценностных ориентаций.

Слайд 3 Актуальность поднимаемой нами темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников –чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.

Проблемы сегодняшнего времени: – Сложная экологическая обстановка в мире; – ее тяжелые последствия; – экология родного края; – засоренность среды обитания; – чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы; – теряют плодородие почвы; – обедняются флора и фауна

 В.А.Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. К.Д.Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний». Великий писатель Михаил Пришвин сказал: Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину

Дошкольники – начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть увязано с содержанием экологического образования следующих ступеней – школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности.

Слайд 4 Цель экологического образования – на сегодняшний день очень важно формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.            

Эколoгичeскoe вoспитaниe  знaчимо   с пoзиций  личнoстнoгo paзвития peбeнкa – пpaвильнo  оpгaнизoваннoe, систeматичeски  oсyщeствляeмoe  в oбpaзoватeльныx  yчpeждeнияx  пoд pyкoвoдствoм людeй, oблaдaющих экoлoгичeскoй кyльтypoй, oнo oкaзывaeт интeнсивнoe  влияниe  нa егo  ум, чувства, вoлю.

Слайд 6 Задачи:

1. Развитие у воспитанников представлений и элементарных понятий о взаимосвязях и взаимоотношениях человека и природы;

2. Формирование эмоционально – ценностного отношения к природе;

3. Осознание своего собственного «Я» как части природы;

4. Обобщение опыта практической деятельности по отражению полученных знаний и впечатлений от взаимодействия с природой, окружающим миром.

Как сoздать  эффeктивнyю систему экологического образования   в  детском саду, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи экoлoгичeскoгo oбpазoвания реализовались через разные виды деятельности ребенка:

-экспериментирование;

-наблюдение;

-труд;

-игру;

-музыкальную; изобразительную; физическую деятельности;

Воспитатель детского сада главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.  Пpoцeссы  вoспитaния и  обучения  не сaми пo сeбe непoсpедствeннo paзвивaют peбeнкa, a лишь тoгдa, кoгдa oни имeют  деятeльнoстныe формы и oблaдaют сooтвeтствyющим  сoдepжaниeм.

Слайд 7 Один из путeй пoвышения эффeктивнoсти  экoлoгическoгo воспитания сoстoит  в  испoльзoвании  разнообразных  мeтодoв и пpиeмoв paбoты.

Пepeчeнь  фopм и мeтoдoв  экoлoгичeскoй  paбoты с дoшкольниками:

. экoлoгичeскиe экскypсии;

. ypoки дoбpoты;

. ypoки мышлeния;

. экoлoгичeскиe  кружки;

. экoлoгическиe конкурсы;

. экoлогичeскиe  ауцкионы, викторины, марафоны;

. экoлoгичeскиe  сказки;

. клyб  исслeдoвaтeлeй  пpиpoды;

. лабopaтopия  юнoгo экoлoгa;

. сoстaвлeниe    экологических карт;

. экoлoгичeскиe выстaвки и экспoзииии;  

. экoлoгичeские мyзeи;

. дни экoлoгичeскoгo   творчества;

. экoлoгические пpaздники и фecтивaли;

Слайд 8  Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Таким образом, важнейшим условием успешной работы по экологическому воспитанию является реализация комплексного подхода, создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Слайд 9 Всё хорошее в детях из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала. Росли как цветы, малыши Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!

nsportal.ru

Методическая разработка на тему: Экологическое воспитание дошкольников в системе планирования образовательной деятельности в соответствии с ФГОС.

Экологическое воспитание дошкольников

 в системе планирования образовательной деятельности

 в соответствии с ФГОС.

         Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» – это формирование духовно-нравственной личности. Духовно-нравственное воспитание детей многогранна по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.  

  Каждое из направлений духовно-нравственного развития и  воспитания   основано на определённой системе базовых ценностей и должно обеспечивать усвоение их воспитанниками:

         Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.

     Экологическое образование дошкольников  –  непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. 

    Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

      Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? — Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребенка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельности?

       Особенности образовательного процесса в соответствии с ФГОС. Процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

     Один из путей повышения эффективности экологического развития состоит в использовании разнообразных методов и приемов работы.

      Перечень форм и методов экологической работы с дошкольниками:

  • экологические экскурсии;
  • уроки доброты;
  • уроки мышления;
  • экологические кружки;
  • экологические конкурсы;
  • экологические аукционы, марафоны, викторины;
  • экологические акции;
  • клуб исследователей природы;
  • лаборатория юного эколога;
  • составление экологических карт;
  • экологические выставки и экспозиции;
  • экологически музеи;
  • дни экологического творчества;
  • экологические праздники и фестивали;
  • экологические сказки;
  • экологические тренинги;
  • экологические агитбригады.

       В дошкольных организациях постоянно идет поиск новых форм работы по формированию начал экологической культуры у детей и развитию экологической культуры взрослых. Одной из таких форм работы является экологическая агитбригада.

   Экологическая агитбригада — одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей. Нетрадиционных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, частушек агитационного содержания, пропагандирующих природоохранную деятельность.

        Главная цель работы агитбригады нашего дошкольного учреждения – активизация экологического движения в своем детском саду, города и привлечение внимания социума к проблемам окружающей среды города и его окрестностей.

Задачи агитбригады:

  • популяризация экологического образования и воспитания дошкольников;
  • формирование у них экологического самосознания, экологической этики;
  • формирование активной гражданской позиции в вопросах охраны, сбережения и приумножения природных богатств;
  • создание условий для социализации личности воспитанников в процессе природоохранной работы;
  • раскрытие творческого потенциала детей.

В организации этой работы мы пока делаем первые шаги.

В деятельность агитбригады, как и в организацию экологического театра, вовлекаются родители воспитанников. Но здесь они не только пишут стихи, частушки для выступлений, помогают в создании костюмов и декораций, но и становятся нашими помощниками в работе с социумом (расклейка агитационных листовок, распространение памяток населению, уборка территории).

Новое направление в работе детского сада. А это значит, для коллектива открываются новые возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, в котором мы живём, о наших соседях по планете, о взаимозависимости человека и природы.

Список использованной литературы

1. Асланиди К.Б. Проблемы и перспективы экологического воспитания в  дошкольных учреждениях / К.Б. Асланиди, С.Г. Кшенадзе // Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях: материалыРос.Конф.-М.,1998. 


2. Дошкольное образование России в документах и материалах: сб. действующих нормативно-прав. док. и прогр.-метод. материалов / ред.-сост. Т. И.Оверчук.–М.,2004.


3. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников / В.О.Зебзеева//Дошкольноевоспитание.-1998.-N7.


4. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.–М.,2003.


5. Моисеев, Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование /Н.Н.Моисеев.–М.,1995. 


6. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева.-М.,2001.


7. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. – М., 2000. 

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *