Повествование тип: Типы речи в русском языке — какие бывают?

Содержание

Типы речи в русском языке — какие бывают?

Научим писать без ошибок и интересно рассказывать

Начать учиться

В этой статье мы поговорим о типах речи в русском языке: расскажем об их особенностях, научим определять их по признакам и поговорим про их разновидности. И, само собой, разберём всё это на примерах.

Что такое тип речи

Перед тем, как разбирать конкретные типы речи, давайте сначала познакомимся с их определением.

Типы речи — это способ изложения, который выбирает автор текста. В русском языке выделяют всего 3 таких типа: повествование, описание и рассуждение.

При этом часто бывает так, что типы речи школьники путают со стилями. Чтобы этого не случилось, стоит запомнить, что стили речи — набор характерных элементов в тексте, т. е. особая лексика и приёмы. А тип отражает цель текста. Иными словами, в разных типах речи цель автора может быть рассказать о событиях, описать что-либо или поразмышлять.

Типы и стили текста не зависят друг от друга. Так в одной и той же статье, написанной в научном стиле, могут быть одновременно и повествование, и описание, и рассуждение.

Пятерка по русскому у тебя в кармане!

Все правила по русскому языку под рукой

Повествование

Повествование — это тип речи, при котором автор рассказывает читателю о событиях и действиях.

Повествовательные тексты могут рассказывать о том, что происходит с человеком или предметом. А ещё — раскрывать, как именно развиваются события дальше и в какой последовательности. Повествование можно узнать по большому количеству глаголов в предложениях и наречиям, которые помогают раскрыть смену действий: внезапно, резко, сразу, вдруг и т. д.

Подтипы повествования

У этого типа речи есть две разновидности: изобразительное и информативное повествование. В школьном курсе их не разбирают подробно, но это важно для более глубокого понимания темы. Поэтому мы познакомимся с каждым подтипом чуть ближе.

Изобразительное повествование — это подтип повествования, при котором события в тексте описываются последовательно, а сцены сменяют друг друга как в кино.

Яркий пример такого подтипа повествования — это любой рассказ, в котором мы читаем о событии из жизни.

Пример № 1.

Тем вечером я сидел за книгой в гостиной и наслаждался поздним чаем. Вдруг отворилась дверь и в комнату вошёл дворецкий. Он сообщил, что завтра в поместье прибудет королевский посол.

Информационное повествование — это подтип повествования, при котором автор рассказывает о событии без чёткой последовательности и раскрывает дополнительные факты.

Мы постоянно сталкиваемся с этим типом повествования, когда смотрим или читаем новости.

Пример № 2.

16 июля в Суздале прошёл Международный праздник огурца. Жители отмечают его каждый год в третью субботу июля. В этот день на территории Музея народного зодчества собралось не менее двух тысяч человек. Чтобы поддержать атмосферу праздника, организаторы пригласили местный ансамбль и устроили ярмарку.

Описание

Описание — это тип речи, при котором автор рассказывает о признаках и качествах предмета, места или человека.

Проще говоря, такие тексты раскрывают особенности чего-либо, сообщают, каков этот предмет или человек, о котором мы читаем. Характерный признак описания — это ряд прилагательных.

Подтипы описания

В тексте автор может описывать конкретное место, предмет, человека или состояние природы.

Всё это и есть разновидности описания. В таблице ниже мы разобрали примеры для каждого из них.

Разновидности описания

ОписаниеПример
МестаТот сад был по-настоящему сказочным. Ивовые ветви бахромой свисали так низко, что их можно было коснуться. А пруд был настолько недвижим, что казался порталом в иное измерение.
Человека (состояния, внешности, характера)Сегодня она была неотразима. И блестящие чёрные локоны, и атласное платье, и блеск в глазах — всё это вызывало восторг.
ПредметаУ съедобных сыроежек неприметные шляпки. Обычно они серые, зелёные или коричневые и обязательно бледного оттенка. Гриб с яркими пятнышками — ложный и ядовитый.
Состояния окружающей средыТо утро выдалось серым и промозглым. Мелкие капли стучали в окно, а ветер настойчиво забирался под куртку. Было зябко и неприятно.

Рассуждение

Рассуждение — это тип речи, при котором автор текста логически размышляет о причинах действий, свойств или явлений.

Иначе говоря, в таком тексте автор выдвигает какой-либо тезис и подробно разбирает его, выражает свои мысли на конкретную тему. У рассуждения есть свои маркеры, по которым его можно узнать. Например, вводные слова (

во-первых, во-вторых и т. д.) и слова-связки (однако, следовательно, вопреки и т. д.).

Подтипы рассуждения

Как и в случае с остальными типами речи, у рассуждения есть разновидности. Всего их 3: доказательство, объяснение и размышление. В школе их тоже не разбирают так подробно, но они помогут хорошо понять тему. А потому давайте немного поговорим о каждом из них.

Доказательство — это подтип рассуждения, при котором автор ставит тезис и приводит аргументы, чтобы подтвердить его и убедить читателя.

Пример № 3.

Удобнее всего ездить в университет на метро, а не на машине. Во-первых, так вы избежите пробок. Во-вторых, проездной гораздо дешевле бензина.

Объяснение — это подтип рассуждения, при котором автор рассказывает о природе предмета или явления: что это такое, как оно появилось и т. д.

Пример № 4.

Биология — это наука о живых существах и том, как они взаимодействуют со средой обитания. Это название произошло от греческих слов βίος и λόγος. Дословно биология означает «наука о жизни».

Размышление — это подтип рассуждения, при котором автор делится мыслями по какому-либо вопросу.

Пример № 5

Сможет ли человечество когда-либо полностью изучить мировой океан? Ответ: да, разумеется. Но сколько ещё лет пройдёт, прежде чем мы будем обладать нужными для этого технологиями, никто не знает. С другой стороны, каждый год в мире проводят всё больше успешных подводных экспедиций. А это значит, что мы уже на верном пути.

Типы речи: сводная таблица

Чтобы вам было проще определить тип речи в разных текстах, мы собрали их отличительные черты в одной таблице. Пользуйтесь ею, чтобы выполнять задания в конце этой статьи и в домашней работе по русскому языку.

Типы речиВопросы, на которые отвечает текстО чём говорится в тексте
ОписаниеКаков этот предмет или человек?О признаках, качествах человека или предмета
Повествование

Что происходит с этим предметом или человеком?

В какой последовательности развиваются события?

О событиях, явлениях и действиях
Рассуждение

Почему этот предмет или человек такой, какой он есть?

Почему произошло событие? В чём причина действия, решения или явления?

О причинах действий, событий, решений и т. д.

Проверьте себя

Теперь, когда мы вместе разобрались, какие бывают типы речи, давайте закрепим навыки на практике. Выполните задание для самопроверки ниже, чтобы узнать, хорошо ли вы усвоили тему.

Задание № 1

Ответьте на вопросы ниже, опираясь на материал, который мы разобрали в этой статье.

  1. Как называется тип речи, при котором автор рассказывает о признаках и качествах предмета или человека?

  2. Какие существуют 2 подтипа повествования?

  3. На какие вопросы отвечает текст типа речи «рассуждение»?

  4. Как называется тип речи, при котором автор текста рассказывает о событиях и их последовательности?

  5. Какие существуют 3 подтипа рассуждения?

  6. Для какого типа речи характерно большое количество прилагательных?

  7. О чём говорится в тексте типа речи «описание»?

  8. Как называется тип речи, при котором автор размышляет над причинами событий?

  9. Какие существуют 4 подтипа описания?

Разобраться в основах типов речи легко: каждый из них довольно яркий и сильно отличается от остальных. Но в этой теме есть и более сложные случаи, например, повествование с элементами рассуждения и описания. Чтобы не запутаться в них, советуем подробнее разобрать теорию и больше тренироваться.

Именно это и делают наши ученики на онлайн-курсах по русскому языку: сперва разбираются, какие бывают типы текста, а после — переходят к трудным случаям. Присоединяйтесь, если хотите лучше понять эту и другие школьные темы. Первый урок — бесплатно!

Шпаргалки для родителей по русскому

Все формулы по русскому языку под рукой и бесплатно

Алёна Федотова

Автор Skysmart

К предыдущей статье

Морфемный разбор

К следующей статье

Морфема — значимая часть слова

Получите план развития речи и письма на бесплатном вводном уроке

На вводном уроке с методистом

  1. Выявим пробелы в знаниях и дадим советы по обучению

  2. Расскажем, как проходят занятия

  3. Подберём курс

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку и ГИА

Мы думаем, что каждый, кто сдаёт единый государственный экзамен, хочет получить за него максимальное количество баллов. С хорошими результатами будет легче поступить в любой вуз. Данный раздел поможет вам приблизиться к этой цели. Здесь есть всё необходимое для успешной подготовки. Также данный раздел нередко используется учащимися вузов и ссузов.

Проверить орфографию онлайн

Математика

https://bugaga.net.ru/ege/ bugaga.net.ru

Часть А:
A1 | A2 | A3 | A4 | A5 | A6, A7, A8, A9, A10, A11 | A12 | A13 | A14 | A15 | A16 | A17 | A18 | A19 | A20 | A21 | A22 | A23 | A24 | A25 | A26 | A27 | A28 | A29 | A30
Часть B:
B1 | B2 | B3 | B4 | B5 | B6 | B7 | B8
Часть C:
Решение задания C1

Обществознание

Как написать эссе по обществознанию

За последние несколько лет тема единого государственного экзамена стала особенно актуальной. Изначально эта программа вводилась как эксперимент и уже в первые месяцы тестирования зарекомендовала себя как объективную систему тестирования выпускников. Так что же все-таки представляет из себя этот ЕГЭ?

Например, ЕГЭ по русскому языку состоит из трех частей (А, B, C). В первой части (A) 30 вопросов с одним вариантом ответа, а в части В, более сложной, чем А, всего 8 вопросов с написанием правильного ответа или выбором нескольких ответов. Каждому выпускнику одиннадцатых классов в обязательном порядке следует сдавать только 2 предмета: русский язык и математика, остальные по выбору. Допускаются к экзамену только ученики, имеющие оценки не ниже удовлетворительных, то есть без двоек в аттестате. Проверка работ производится другими преподавателями в другом районе, дабы исключить всякую возможность коррупции.

В школах многие учителя буквально наводят ужас на своих учеников, рассказывая о беспощадности ЕГЭ, в большинство ВУЗов принимают только с определенным количеством баллов, а различные организации твердят о ЕГЭ, чтобы привлечь к себе клиентов, желающих получить достойную подготовку к экзамену. Должен сказать, что квалифицированная подготовка дает свои, далеко не плохие, результаты. Но те, кто уже прошел через это “страшное” испытание, утверждают, что для учеников даже со средними оценками экзамен не должен показаться слишком уж сложным, по крайней мере невыполнимым. Нужно лишь приложить немного усилий, а именно выучить хотя бы самые важные правила, пройденные за весь учебный период, ведь если вы не ленились и хотя бы иногда открывали учебники, то что-то вы должны знать. Очень хорошо помогают различные книжки, предлагающие собственные примеры заданий, примеры их решений и дающие различные рекомендации по сдаче экзамена. Подобной литературой буквально завалены все книжные магазины, причем стоят они очень дешево. Для кого-то, естественно, и этого будет недостаточно. В таких случаях я бы рекомендовал обращаться к своим учителям, большинство из которых готовы помогать бесплатно. Я знаю, что во многих школах учителя предлагают организовывать собственные школьные подготовительные курсы за небольшую плату, а то и вовсе бесплатно.

Что же касается ГИА, то тут тоже ничего особо сложного нет, разница лишь в том, что задания в работах немного легче и сам экзамен не так важен как ЕГЭ, ведь ГИА проводится только среди девятых классов.

В заключение хотелось бы сказать, что сдать экзамен не так сложно, как пугают учителя, но нельзя преуменьшать важность и серьезность ЕГЭ, а также степень легкости экзамена, ведь, как ни крути, а на раз плюнуть никакие экзамены не даются: всё требует подготовки и старания.

Сохранить и поделиться ссылкой на эту страницу (ещё можно добавить её в закладки):

Примеры повествования: 3 основных типа в литературе

  • ОПИСАНИЕ

    Британский детектив Шерлок Холмс

  • ИСТОЧНИК

    Lambert / Archive Photos / Getty Images

  • 5

    5 РАЗРЕШЕНИЕ

    Используется по лицензии для редакционного использования

Всякий раз, когда мы читаем роман, рассказ, стихотворение или научное эссе, мы смотрим на форму повествования. Искусство рассказывания историй (или академического письма) требует много внимания. Выбрать тему недостаточно. Мы также должны выбрать, как донести тему до читателя. Через мгновение мы проработаем три типа повествования: от первого лица, от второго лица и от третьего лица. Каждый служит своей цели.

Но прежде чем мы рассмотрим некоторые примеры повествования, важно провести различие между повествованием и повествованием. Эти два термина часто взаимозаменяемы, но они не означают одно и то же. Повествование — это рассказ. В нем рассказывается о ряде событий, которые имели место. Мы часто видим это в повествовательных эссе. Эти эссе рассказывают историю для того, чтобы донести мысль.

Повествование, однако, является актом рассказывания истории. Повествование похоже на озвучку. Вспомните свой любимый документальный фильм. Если вы любитель природы, вам понравится, как Дэвид Аттенборо рассказывает о своих фильмах. Мы видим это и в большом кино. «Бойцовский клуб» и «Форрест Гамп» — отличные примеры фильмов с повествованием. Имея это в виду, давайте обсудим различные формы повествования и насладимся несколькими примерами.

Реклама

Типы повествования

Как писатель, вы можете рассказать историю любым удобным для вас способом. Это известно как точка зрения. Есть три популярные формы:

  1. От первого лица. С этой точки зрения персонаж (обычно главный герой, но не всегда) рассказывает историю. Вы заметите много «я» и «меня» или «мы» в повествовании от первого лица.
  2. Второе лицо. С этой точки зрения автор использует рассказчика для общения с читателем. Вы заметите много «вы», «ваш» и «ваш» в повествовании от второго лица.
  3. Третье лицо. С этой точки зрения внешний рассказчик рассказывает историю. Вы заметите много «он», «она», «оно» или «они» в этой форме повествования.

Выбор того, как рассказать свою историю, почти так же важен, как и сама история. Вы хотите писать с точки зрения одного персонажа, как главный герой? Если это так, вы, вероятно, будете использовать много «я», «мне» и «моё». Или вы хотите принять более всезнающий тон в качестве стороннего наблюдателя, отстраненного от действия? Давайте насладимся несколькими образцами каждой формы и посмотрим, какая из них вам больше всего нравится.

Реклама

Повествование от первого лица

Повествование от первого лица позволяет вам «подружиться» со своей аудиторией. Как будто один из персонажей обращается непосредственно к своей аудитории; мы можем слушать их мысли. Зрители поймут, что чувствует рассказчик и как он интерпретирует происходящие вокруг них события. Давайте посмотрим на несколько образцов этой формы.

«Над пропастью во ржи» Дж. Д. Сэлинджера

«Над пропастью во ржи» войдет в историю как одна из самых интригующих историй всех времен. В нем используется повествование от первого лица, чтобы передать некоторые подростковые страхи, которые испытывает большинство из нас. Вот краткий обзор того, что чувствует главный герой, Холден:

Я хочу начать рассказ о том дне, когда я покинул Pencey Prep. Pencey Prep — это школа в Агерстауне, штат Пенсильвания. Вы, наверное, слышали об этом. В любом случае, вы, наверное, видели рекламу. Они дают рекламу примерно в тысяче журналов, всегда изображая какого-нибудь крутого парня на лошади, перепрыгивающего через забор.

Здесь стоит упомянуть концепцию достоверного и ненадежного повествования. Некоторые могут сказать, что Холден Колфилд не является надежным рассказчиком, потому что он далек от объективности. Он кажется все более пресыщенным окружающим миром. Вы заметите много сарказма с скрытыми волнами гнева в его пересказе истории своей жизни.

Оказывается (осторожно, спойлер), он пересказывает эти события из психбольницы, что делает его рассказ совершенно ненадежным. У других, скорее всего, была бы другая версия событий, изложенных Холденом.

Реклама

Шерлок Холмс Артура Конан Дойла

Учитывая название, можно подумать, что Шерлок Холмс рассказывается с точки зрения Холмса. Артур Конан Дойл выбрал другой подход. Напарник Холмса, доктор Джон Ватсон, на самом деле ведет повествование от первого лица.

Этот интересный прием также использовал Ф. Скотт Фитцджеральд в фильме Великий Гэтсби . Мы слышим историю не от самого Гэтсби, а от его друга (и рассказчика) Ника. Давайте посмотрим на отрывок из «Скандала в Богемии»:

В последнее время я редко видел Холмса. Мой брак отдалил нас друг от друга. Моего полного счастья и домашних интересов, возникающих вокруг человека, который первым обнаруживает себя хозяином своего дома, было достаточно, чтобы поглотить все мое внимание, в то время как Холмс, который всей своей богемной душой ненавидел любую форму общества, остался в нашей квартире на Бейкер-стрит, погребенный среди своих старых книг, и неделю за неделей чередовал кокаин и честолюбие, сонливость наркотика и яростную энергию собственной проницательной натуры.

Реклама

Us by Richard Mason

Ричард Мейсон написал роман о начинающем художнике. Написав от первого лица, мы быстро понимаем некоторые черты личности главного героя. Он говорит, что не завидует другим художникам, но, кажется, у него много негативных замечаний об их работе. Он также, кажется, стоит на принципах больше, чем на чем-либо другом, отказываясь продавать свою работу за быструю зарплату. Вот заглянуть в мысли Джулиана в Us:

Это произошло потому, что я взял свой класс на экскурсию в Национальную галерею… Для детей важно знакомиться с искусством и культурой, хотя бы для того, чтобы они увидели, что мошенники из СМИ, такие как Джейк Хитчинс, не единственные наши художники. цивилизация когда-либо производила. Между прочим, не то чтобы я огорчен успехом Джейка. Если бы я мог убедить людей потратить тысячи фунтов на мою расплавленную садовую мебель, я бы это сделал.

Реклама

Повествование от второго лица

Точка зрения от второго лица не так популярна в литературе. Он приобретает больше обучающий тон. Он использует много «вы должны» или «вы можете». Тем не менее, это может создать хорошую связь с аудиторией, потому что относится к читателю так, как будто он является частью истории. Наш первый пример взят из популярной книги, по которой впоследствии был снят фильм и пьеса.

«Яркие огни, большой город» Джея Макинерни

«Яркие огни, большой город» — это очень успешный роман, ставший главным кинофильмом и бродвейским мюзиклом. В нем подробно описывается время, проведенное рассказчиком в быстро меняющемся Нью-Йорке, но, что интересно, написано от второго лица. Посмотрите, как Макинерни рассказывает свою историю, используя местоимение «вы»:

У вас есть друзья, которые действительно заботятся о вас и говорят на языке вашего внутреннего «я». Вы избегали их в последнее время. Твоя душа так же растрепана, как и твоя квартира, и пока ты не сможешь ее немного прибрать, ты не хочешь никого приглашать внутрь.

«Ночной цирк» Эрин Моргенштерн

«Ночной цирк» — фантастический роман, действие которого происходит в викторианском Лондоне. В нем есть волшебный цирк, который открывается только после захода солнца. Интересно, что Моргенштерну удается писать роман со всех трех точек зрения. Но мы наслаждаемся изрядной долей точки зрения второго лица в таких отрывках:

Что за цирк работает только ночью?” – спрашивают люди. Ни у кого нет правильного ответа, но с приближением сумерек у ворот собирается значительная толпа зрителей.

Ты, конечно, среди них. Ваше любопытство взяло верх над вами, как это обычно бывает. Вы стоите в угасающем свете, шарф на шее натянут на прохладном вечернем ветру, ожидая увидеть своими глазами, что за цирк открывается только с заходом солнца.

Нил Патрик Харрис: Выбери свою автобиографию

Интересный подвиг. Актер Нил Патрик Харрис написал историю своей жизни от второго лица. Можно подумать, что автобиография будет содержать много «я» и «меня». Никогда не приспосабливающийся к обществу, Нил Патрик Харрис использует интересный подход к истории своей жизни. Посмотрите, как он заманивает нас в историю, создавая впечатление, что он говорит непосредственно с нами:

Затем вы идете за кулисы и получаете тур, и это для вас действительно самая крутая вещь в мире. Вам показывают декорации, свет и костюмы, и вы изучаете еще одну вариацию того же базового урока о шоу-бизнесе, который вы будете изучать снова и снова — все это, по сути, просто куча дерьма, склеенного вместе и закрашенного из баллончика. Но удивительный парадокс заключается в том, что знание этого не умаляет впечатления от просмотра во второй раз. Наоборот: это делает его еще более чудесным.

Повествование от третьего лица

Повествование от третьего лица весьма популярно. Это позволяет автору раскрыть сердца и умы нескольких персонажей. При такой форме повествования у вас могут быть, например, двое любовников, которые не остаются загадкой для зрителей. И их мысли, и чувства раскрываются читателю, и теперь читатель может отправиться в путешествие к открытиям или горю. Давайте насладимся несколькими примерами.

Виски Бич от Норы Робертс

Whiskey Beach — один из многих романов New York Times автора бестселлеров Норы Робертс. В нем подробно рассказывается история человека, который пытается восстановить свою жизнь после того, как его ложно обвинили в убийстве жены. На протяжении всего романа мы довольно хорошо знакомимся с романтическими партнерами. Нам нравится заглядывать в разум Эли, а также его любовный интерес, Абра.

Он взъерошил себе волосы, хотел обмануть себя, чтобы снова заснуть, но он знал, что если снова закроет глаза, то снова окажется в маленькой библиотеке, рядом с телом его убитая жена. И все же он не мог придумать ни одной веской причины, чтобы встать с постели.

Гордость и предубеждение Джейн Остин

Продолжая тему романтики, обратимся к одному из классических произведений. Джейн Остин также позволяет нам заглянуть в умы двух любовников в «Гордости и предубеждении». Вот заглянуть в мысли Элизабет:

Элизабет согласилась, что он дал очень рациональное объяснение этому, и они продолжали говорить вместе, с взаимным удовлетворением, пока ужин не положил конец карточным играм и не дал остальным дамам их долю. Внимание мистера Уикхема. В шуме ужина миссис Филлипс не могло быть разговоров, но его манеры всем рекомендовали его. Все, что он говорил, было сказано хорошо; и что бы он ни делал, делал изящно.

Гарри Поттер и Тайная комната автора Дж.К. Роулинг

Дж.К. Роулинг умело впускала нас в жизнь каждого персонажа. Возможно, именно поэтому романы стали таким культурным феноменом. Каждый из персонажей уникален по-своему, и нам позволено детально заглянуть в сознание каждого. Взгляните на этот фрагмент повествования от третьего лица из «Тайной комнаты». Это позволяет нам узнать больше о Дурслях и Гарри в одном коротком клипе:

Дурсли даже не вспомнили, что сегодня Гарри исполняется двенадцать лет. Конечно, его надежды были невелики; они никогда не дарили ему настоящего подарка, не говоря уже о торте, но полностью игнорировать это…

Имя вашего рассказчика

Это освобождает от осознания того, что мы можем выбирать, как рассказать историю, не так ли? Если перед вами стоит задача написать повествовательное эссе для школы, вы можете выбрать вариант от первого лица. Это действительно свяжет вас с читателем и прочувствует вашу историю. Узнайте, как использовать прямой адрес для мгновенной связи со своими читателями. Используйте эти советы по написанию личного повествовательного эссе, чтобы начать работу.

Что такое повествование? 5 Типы и примеры повествования

Повествование и нарратив — два ключевых термина в написании художественной литературы. Читайте дальше, чтобы узнать, что такое повествование, а также пять типов повествования с примерами:

Что такое повествование?

Повествование — это письмо, связывающее идеи, концепции или события. Приведенные ниже определения показывают три важных аспекта повествования в сторителлинге:

  1. Он связывает событий, показывая их закономерности, соотнося их друг с другом или с конкретными идеями, темами или понятиями.
  2. Это практика и искусство в том смысле, что когда мы рассказываем историю, мы формируем повествование — связь между событиями.
  3. Рассказ истории включает в себя формирование событий вокруг всеобъемлющего набора целей или эффектов (сознательно или бессознательно). Например, в комедийном повествовании главная цель состоит в том, чтобы удивить/шокировать или иным образом развлечь аудиторию или читателя.

Вот три определения нарратива через Оксфордский словарь английского языка , которые иллюстрируют приведенные выше идеи:

  1. Устный или письменный отчет о связанных событиях; история.
  2. Практика или искусство рассказывать истории.
  3. Представление конкретной ситуации или процесса таким образом, чтобы отражать или соответствовать всеобъемлющему набору целей или ценностей.

Теперь, когда мы выяснили, что такое повествование, вот несколько типов повествования с примерами и советами по их правильному использованию:

Общие типы повествования:

  1. Описательное повествование
  2. Повествование с точки зрения
  3. Исторический рассказ
  4. Линейное повествование
  5. Нелинейное повествование

Давайте рассмотрим каждый тип повествования на примерах:

Описательное повествование

Описательное повествование объединяет образы, идеи и детали, чтобы передать ощущение времени и места.

Цель описательного повествования

Описательное повествование преследует две основные цели:

  1. Чтобы создать ощущение обстановки, времени и места.
  2. Чтобы передать настроение и тон указанного времени и места (например, угрожающий, мирный, веселый, хаотичный).

Когда мы описываем пасторальную сцену в сельской местности, например, мы можем задержаться на конкретных образах (таких как широкое пустое поле, брошенный трактор), чтобы создать всеобъемлющее настроение (например, мирную простоту).

Сделайте сильный старт своей книге

Присоединяйтесь Дайте толчок своему роману и получите профессиональные отзывы о своих первых трех главах и синопсисе рассказа, а также о рабочих тетрадях и видеороликах.

Подробнее

Примеры описательного повествования

Колумбийский писатель Габриэль Гарсиа Маркес является мастером такого типа повествования. В «Любовь во время холеры» (1985) рассказчик от третьего лица описывает безымянный приморский город на Карибах, где происходит большая часть романа. Маркес рассказывает о происшествии глазами доктора Урбино, одного из самых выдающихся врачей города:

Город, его город стоял неизменным на краю времени: тот же выжженный сухой город его ночных ужасов и одиноких удовольствий половой зрелости, где ржавели цветы и разъедалась соль, где за четыре столетия не происходило ничего, кроме медленного старения среди увядших лавров и гниющих болот. Зимой внезапные опустошительные ливни заливали уборные и превращали улицы в тошнотворные болота. (стр. 16-17)

На протяжении абзаца Маркес показывает, как город меняется (или не меняется) на протяжении веков. Это делает сеттинг Маркеса более ярким и реальным. Повествование переходит от показа истории города к сегодняшнему быту его горожан. Рассказчик переходит к описанию жизни бедных жителей:

На выходных они безжалостно танцевали, напивались   вслепую самогоном, занимались дикой любовью среди растений икако, а в воскресенье в полночь разогнали собственную вечеринку кровавым фри-фор-всем. (с. 17)

На протяжении двух страниц Маркес мастерски передает настроение, культуру, неповторимый дух города. Затем его повествование приближает жизнь отдельных людей. Несколько временных масштабов в его повествовании — прошлое и настоящее — объединяются, чтобы дать богатое ощущение времени и места.

2: Повествование с точки зрения

Часто явной целью раздела повествования является помочь нам понять взгляды и чувства рассказывающего персонажа или «рассказчика с точки зрения». Точка зрения или POV, таким образом, является ключевым элементом повествования (о различных типах POV читайте здесь и определение повествования здесь).

Цель повествования с точки зрения

Рассказ с точки зрения представляет нам события или сцены так, чтобы мы могли понять их через чувства, желания, убеждения или ценности рассказчика.

Во всеведущем повествовании рассказчик может делиться личными мыслями нескольких персонажей даже в одной сцене. Напротив, в ограниченном повествовании мы можем знать только то, что говорит нам восприятие отдельного человека (и его субъективные ограничения).

Tweet This

[Вы можете прочитать больше о различных точках зрения здесь.]

Повествование точки зрения имеет силу. Мы можем интерпретировать сюжетные события так, как это делает рассказчик. Потому что у нас нет другой точки зрения для сравнения, или потому что их голос сильный, уверенный в себе. Тем не менее, рассказчик с точки зрения сцены может быть ненадежным (он может лгать о том, что произошло на самом деле, или замалчивать детали, которые, например, делают его хуже для других).

Такие писатели, как Владимир Набоков, написали романы с героями, которые неэтичны или даже оскорбительны. В таких романах, как « Лолита » Набокова, читатель должен помнить, что у рассказывающего голоса есть свои планы.

Пример повествования с точки зрения

Вирджиния Вулф — мастер фильтрации событий через восприятие отдельных персонажей. Она часто переключается между точками зрения нескольких персонажей на одной странице. Этот подход (называемый «потоком сознания») позволяет ей раскрывать различные пристрастия и характеры персонажей.

Возьмите, например, эту сцену в миссис Дэллоуэй (1925). Септимус Смит — ветеран Первой мировой войны, чье психическое здоровье рушится. Его итальянская жена Резия чувствует беспокойство и тоскует по своей родине. Вульф переключается от абзаца к абзацу между точками зрения Септимуса и Резии от третьего лица:

Человеческая природа, короче говоря, была на нем — отвратительное животное с кроваво-красными ноздрями. Холмс был на нем. Доктор Холмс приходил довольно регулярно каждый день. Как только вы споткнетесь, написал Септимус на обороте открытки, человеческая природа на вас. Холмс на вас. Их единственный шанс состоял в том, чтобы сбежать, не сообщая Холмсу; в Италию – куда угодно, куда угодно, подальше от доктора Холмса.

Вирджиния Вульф, миссис Дэллоуэй (1925), с. 81

Затем в POV Rezia в ограниченном третьем лице:

Но Реция не могла его понять. Доктор Холмс был таким добрым человеком. Он так интересовался Септимусом. Он только хотел помочь им, сказала она.

Вульф, с. 81.

Способность Вулф к четкой точке зрения и повествованию означает, что она может рассказать о различных страхах и навязчивых идеях людей с их точек зрения на одной странице, не прерывая поток.

Вульф передает слова Резии в повествовании, а не в диалоге. Это позволяет повествованию Вулф (и меняющимся точкам зрения) плавно перетекать друг в друга.

3: Историческое повествование

В таких жанрах, как биография, автобиография и различные исторические поджанры (например, исторический роман или художественная литература о Второй мировой войне), во многих повествованиях рассказывается о событиях прошлого. Конечно, автор может изложить военную историю в бурном настоящем времени. один способ рассказать о прошлом. Тем не менее, он служит общей цели:

Пример исторического повествования

Исторический нарратив разных жанров объединяет то, что он показывает исторический процесс. Он связывает причинно-следственную связь от события к событию, показывая цепные реакции, которые приводят к тому, как все происходит.

Вот почему в историческом повествовании, таком как повествование, рассказывающее предысторию персонажа, у нас часто есть слов, показывающих порядок событий . Например, слова, выделенные жирным шрифтом в этом примере:

Во-первых,  город только начинал развиваться. В первые дни был один светофор, и если вы оформляли свои водительские права, вы могли быть чертовски уверены, что вам придется проезжать мимо него. В последующие годы, по мере роста местной издательской индустрии, она стала рассадником талантливых журналистов-стажеров. Таким образом, городу понадобилось на больше светофоров (и связанная с этим коррупция на тендерах, чтобы написать о ней).

Чувство исторической причины и следствия, длинные отрезки времени сжаты, типичны для исторического повествования.

Историческое повествование и слова времени

Роман Арундати Рой «Бог мелочей» (1997) о трагедиях, постигших братьев-близнецов, родившихся в Айеменеме в Индии, и их семьи, полон богатого исторического повествования. Обратите внимание на фразы и слова, которые передают течение времени, например: «Полгода спустя…».

Рахель впервые была занесена в черный список Назаретского монастыря в возрасте одиннадцати лет , когда она была поймана у садовых ворот своей хозяйки дома, когда она украшала кусок свежего коровьего навоза маленькими цветами. На следующее утро на собрании ее заставили найти разврат в Оксфордском словаре и прочитать вслух его значение.

Арундати Рой, Бог мелочей (1997), с. 16

Рой продолжает рассказ об изгнании Рахели, раскрывая пытливый ум Рахели:

Через полгода была отчислена по неоднократным жалобам из   старшие девочки. Ее обвиняли (совершенно справедливо) в том, что она пряталась за дверьми и умышленно сталкивалась со старшими. Когда директор расспросил ее о ее поведении (уговаривал, избивал палкой, морил голодом), она в конце концов призналась, что сделала это, чтобы узнать, не болит ли грудь.

Рой, с. 16.

Рассказывая о событиях прошлого, когда Рахель училась в школе, Рой раскрывает ее характер. Она показывает свою любознательную, нарушающую правила натуру, а также демонстрирует строгий социальный фон, который ей противоречит. Рассказывая историю или предысторию Рахели, Рой предвещает будущие конфликты между индивидуализмом Рахели и ожиданиями общества.

4: Линейное повествование

Линейное повествование — это повествование, в котором вы рассказываете события в том порядке, в котором они произошли, т. е. в определенной последовательности. Этот тип повествования типичен для реалистической фантастики, где автор хочет создать ощущение жизни, разворачивающейся по мере того, как персонаж переживает день за днем ​​или год за годом.

Цель линейного повествования

Линейное повествование ясно показывает причинно-следственную связь. Когда мы видим, что случилось с персонажем вчера, потом сегодня, потом завтра, часто легче заметить закономерности и цепочки причин и следствий.

Истории, рассказанные в линейных временных рамках, могут быть рассказаны в основном с использованием прошедшего, настоящего или даже будущего времени. Однако каждое событие вытекает просто из предыдущего описанного инцидента. Часто это помогает создать то, что Уилл Селф называет «текстурой прожитой жизни», когда мы видим, как персонажи переживают то, то это, то следующее.

Пример линейного повествования

Генерирующий жанр Облачный атлас  (2004 года) Дэвида Митчелла охватывает несколько эпох, мест действия и персонажей и в целом является нелинейным. Тем не менее, один раздел его книги под названием «Период полураспада — первая тайна Луизы Рей» написан как детектив/триллер. Этот раздел сам по себе представляет собой линейное повествование, рассказанное в настоящем времени.

Луиза Рей — молодая журналистка, которая становится мишенью влиятельных людей, когда расследует проблемы с охраной труда и безопасностью на атомной электростанции.

Митчелл создает интригу и напряжение, помещая повествование Луизы в третьем лице и в настоящем времени. Повествование в настоящем времени создает ощущение немедленного действия, разворачивающегося теперь . Митчелл также создает напряжение, отделяя внутренний монолог Рей от событий, происходящих вокруг нее:

Луиза Рей слышит стук с соседнего балкона. «Привет?» Никто . Ее желудок предупреждает ее, чтобы она выпила тонизирующую воду. Нужна была ванная, а не свежий воздух , но ей не терпится плестись обратно через вечеринку да и времени нет – вниз по стене здания тащит: раз, два, видение жирной курицы и в третий раз.

Дэвид Митчелл, Облачный атлас (2004), с. 90.

Линейная цепочка событий — чувство беспокойства и недомогания на вечеринке, болезнь — происходят на простой временной шкале «это происходит, затем это».

5: Нелинейное повествование

Различные типы повествования включают повествование, которое не следует за событиями в том порядке, в котором они произошли.

Хронологические событий (например, то, что происходит в 1990 году, а затем то, что происходит в 1991 году) не обязательно должны совпадать с порядком нарративных событий. Автор может поделиться ключевыми подробностями из 1990 года, прежде чем вернуться к событиям 1987 года в рассказе.

Однако, как говорит тренер по писательскому мастерству Роми Соммер, не делайте первые несколько глав своего романа полностью предысторией:

Проблема, которую я вижу у многих начинающих писателей, заключается в том, что они склонны писать предысторию как саму историю. Если вы обнаружите, что пишете первые несколько глав, посвященных предыстории […], вам, возможно, придется отказаться от первых нескольких глав.

Роми Соммер, «Понимание арок персонажей: как создавать персонажей», предварительный просмотр вебинара здесь.

Цель нелинейного повествования

Нелинейное повествование имеет различные применения:

  1. Может представлять эмоциональное состояние или сознание рассказчика. Например, сильно травмированный рассказчик, у которого есть воспоминания, может рассказывать события в беспорядке глав, происходящих в разные годы, вне последовательности, пытаясь собрать воедино фрагменты и воспоминания.
  2. Он может показывать истории со связанными арками или темами, разворачивающимися в разных местах и ​​в разное время. В пересказе (своего рода) романа Вулф « миссис Дэллоуэй » Майкла Каннингема персонажи, живущие в разные периоды времени, имеют личный опыт и трагедии, которые перекликаются с событиями из книги Вульф, а также с собственной жизнью Вулф.
  3. Он может вызвать напряжение. Например, Донна Тартт открывает Тайную историю , рассказывая читателю об убийстве. Затем мы встречаем жертву убийства живой, поскольку история возвращается к событиям, приведшим к его убийству.

Пример нелинейного повествования

Пролог Донны Тартт к «Тайная история» (1992) — мастерский образец нелинейного повествования. На первой странице мы знаем, что произошло убийство, и рассказчик от первого лица каким-то образом замешан в нем. Начальный абзац Тарт раскрывает многое, но все же вызывает предвкушение:

‘Снег в горах таял, и Банни был мертв уже несколько недель, прежде чем мы осознали серьезность нашего положения. Знаешь, он был мертв уже десять дней, прежде чем его нашли. Это была одна из самых масштабных розысков в истории Вермонта — солдаты штата, ФБР, даже армейский вертолет; колледж закрыт, красильная фабрика в Хэмпдене закрыта, люди приезжают из Нью-Гемпшира, северной части штата Нью-Йорк, даже из Бостона» (стр. 1)

Но следующее, что мы знаем, это то, что мы вернулись в те дни, когда рассказчик впервые встретил Банни, и Банни Коркоран очень даже жив. Это нелинейное припоминание событий дает нам драматический момент перед его нарастанием. И все же Тартт все еще задерживает наше полное удовлетворение, заставляя нас ждать полного понимания того, что произошло и почему.

Используйте примеры повествования, чтобы улучшить собственное повествование

Прочтите приведенные выше примеры повествования и выполните упражнения, основанные на стилях и приемах повествования этих авторов:

1. Напишите абзац  исторического повествования Родной город и как он изменился за эти годы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *