Когда разговор заходит о русских стилях живописи, первым делом все обычно вспоминают про гжель и хохлому. При этом собеседник почти наверняка сможет описать, что для этих двух стилей характерно. Но дальше обсуждения синих завитков на белом фоне и ярких рыжих цветов на чёрном разговор обычно не идёт. На просьбу рассказать об особенностях жостовской или же, скажем, городецкой росписи собеседник скорее всего разведёт руками и порекомендует вам обратиться к специальной литературе.
В свете таких реалий АиФ.ru решил провести ликбез и создать специальную инфографику-шпаргалку, которая наглядно расскажет, чем отличаются друг от друга стили русской живописи.
Хохлома — роспись по дереву, при которой яркими тонами по чёрному лаковому фону наносятся ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, а также иногда птицы, рыбы и звери. Название стиля происходит от одноимённого округа Нижнего Новгорода. Основные предметы, на которые наносится хохлома: посуда, мебель, статуэтки, матрёшки.
Городецкая роспись — роспись по дереву, при которой насыщенными цветами на золотистом фоне изображаются жанровые сцены из жизни русского купечества, а также звери и цветы. Название стиля происходит от города Городец в Нижегородской области. Основные предметы, на которые наносится городецкая роспись: сундуки, прялки, детская мебель.
Гжель — роспись по керамике, при которой растительные орнаменты разных оттенков синего цвета с завитками рисуются на белом фоне. Название стиля происходит от района «Гжельский куст», его образуют 27 деревень в Раменском районе Московской области. Основные предметы, на которые наносится гжель: посуда, вазы, статуэтки, чайники, разделочные доски, матрёшки.
Федоскинская роспись — роспись по дереву, при которой портреты людей изображаются на чёрном лаковом фоне.
При этом на основу наносится светоотражающий материал — металлический порошок, сусальное золото, поталь, перламутр, что придаёт работе эффект свечения и глубины. Название стиля происходит от подмосковного села Федоскино. Основные предметы, на которые наносится Федоскинская роспись: ларцы, шкатулки, коробочки, крышки альбомов, очёчники, кошельки, пасхальные яйца.Роспись Северной Двины — роспись по дереву, при которой сказочные персонажи и растения наносятся красными и оранжевыми цветами на жёлтый фон. Название стиля происходит от реки Северная Двина, протекающей в республике Коми, Архангельской и Вологодской областях. Основные предметы, на которые наносится роспись: посуда, сундуки, ларцы, подголовники.
Прикамская роспись — роспись по дереву, при которой изображения растений и зверей рисуются красными красками по оранжевому фону. Название стиля происходит от территории, прилегающей к реки Кама в Пермском крае. Основные предметы, на которые наносится роспись: мебель, двери и стены дома.
Жостовская роспись — роспись металлических подносов, при которой на чёрном фоне изображаются простые композиции из крупных и мелких цветов. Название стиля происходит от деревни Жостово Московской области. Основные предметы, на которые наносится роспись: разнообразные подносы.
Мезенская (палащельская) роспись — роспись по дереву, при которой неокрашенный фон покрывается архаичным дробным узором — звёздами, крестиками, чёрточками. Они рисуются в два цвета: чёрным — «сажей» и красным — «земляной краской». Традиционные элементы Мезенской росписи — солнечные диски, ромбы, кресты. Название стиля происходит от реки Мезень, протекающей в Архангельской области и республике Коми. Основные предметы, на которые наносится роспись: прялки, ковши, коробы для хранения, братины*.
Палех — роспись по дереву, при которой на тёмном фоне изображаются темы русских народных сказок или исторических событий. Название стиля происходит от села Палех в Ивановской области. Основные предметы, на которые наносится роспись: шкатулки, солонки, тарелки, матрёшки, панно, брошки.
*Братина — род ковша, из которого в допетровское время во время пиров пили вино.
Поднос СССР С рисунком
Поднос пионы Жостово
Фруктовый поднос
Жостовская роспись на бургундском фоне
Жостовский поднос a3d17032021002 цветы
Декоративные подносы в интерьере
Фабрика Жостовской росписи
Украсить поднос бисером
Поднос Жостовский артикул a23d181018001
Стул с Жостовской росписью
Жостовский поднос с пионами
Жостовские подносы СССР
Жостовский поднос на белом фоне
Жостово посуда
Подносы Гогина Жостово
Жостовская роспись пионы
Поднос с пионами
Кулоны с Жостовской росписью
Жостово на белом фоне
Бабочки на жостовских Подносах
Белый поднос расписанный золотой сеткой
Декоративные тарелки Жостово
Фрукты на подносе
Жостовские подносы художник Савельев к
Поднос 20х40
Жостовская роспись рококо
Жостовский поднос светлый
Жостовский поднос Шолохова
Жостовский поднос Олег Кулаков.
Жостовская роспись рисунок карандашом для детей
Кулоны с Жостовской росписью
Ежедневник Жостово
Жостово на белом фоне
Ученики Жостово
Жостовский поднос цветы
Винтаж поднос Жостово
Жостово подстаканники
Поднос в стиле жомтова
Жостовский поднос хризантемы Дубки
Ежедневник Жостово
Подносы мастерская Седовых-доронченковых
Подносы Моисеева
Жостовские подносы Автор Плищенко Маргарита
Жостово поднос.Тимирязев
Жостовский поднос рококо
Ежедневник Жостово
Каменные подносы Винтажные
Жостовские подносы художник Савельев к
Жостовский поднос
Авторский поднос
Мало что способно сравниться с естественной, хрупкой и скромной красотой живых цветов. Неслучайно именно эти удивительные творения природы чаще всего можно встретить на знаменитых жостовских подносах и других изделиях прославленного старинного русского промысла.
Известный во всем мире промысел зародился в начале XIX века, в маленьких мастерских деревни Жостово и соседних деревень. Первыми изделиями в жостовском стиле были шкатулки и табакерки, сделанные из папье-маше. Знаменитые подносы, ставшие визитной карточкой Жостово, появились чуть позже, когда в России возникла мода на чаепитие и самовары.
Главной фирменной чертой жостовской росписи была и остается цветочная тематика — пышные букеты, составленные из крупных садовых и мелких полевых цветов. Чаще всего размещаются они на лаконичном черном фоне. Впрочем, сегодня для фона, как и для самих букетов, используется все мыслимое и немыслимое многообразие цветовой палитры. Собственно, благодаря этому и рождается неповторимый жостовский колорит.
История жостовской росписи продолжается и сегодня. Сохраняя незыблемые традиции, она находит свое место в интерьере современного дома. В частности, жостовские узоры органично вписываются в обстановку кухни, независимо от ее стиля.
Пышные и нарядные цветы, детально проработанные кистью, смотрятся невероятно удачно в крупном масштабе. И если вы задумали глобально преобразить внешний облик кухни, художники Жостовской фабрики могут расписать одну из стен в традиционной манере по индивидуальному дизайнерскому проекту. Но здесь следует учесть, что если вы отводите под жостовскую роспись целую стену, цветовое решение остального интерьера должно быть выдержано в спокойных нейтральных тонах. Никаких сложных акцентов и броских деталей в нем больше быть не должно.
Другое оригинальное и беспроигрышное решение — украсить жостовским узором бытовую технику, скажем, дверцу духовой печи или холодильника. Соединение художественных традиций старинного русского промысла с предметами современности создает выразительный акцент в интерьере, от которого невозможно отвести взгляд.
В коллекции Жостово собрано множество предметов интерьера, которые придадут любой городской квартире тот самый русский народный колорит и оживят обстановку.
Картины с цветочными вариациями и натюрмортами всегда выглядят роскошно и притягательно. Табурет-этажерка с жостовской росписью станет интересным акцентом в гостиной. На нее можно поставить низкий напольный светильник или вазочку с цветами. Спальне добавят уюта и ощущения гармонии широкая ароматизированная свеча с натуральным воском и зеркало в широкой эффектной раме. Яркому шелковому платку с нарядным цветочным принтом также найдется интересное применение. Его можно использовать в качестве накидки на кресло или закрепить на багете, превратив в оригинальное панно. Красочные расписные лейки и белые уличные фонари с цветочным узором можно использовать для оформления зимнего сада на балконе. Рабочий кабинет дополнят настенный календарь и ежедневник с традиционной жостовской символикой.
Жостовский промысел, как мы уже вспоминали, знаменит своими подносами. Кстати, в эксклюзивной коллекции представлены не только круглые подносы, но и другие ставшие традиционными для жостовских подносов формы. Прямоугольные, треугольные, узкие и широкие, овальные и с краями в виде лепестков цветов. Разнообразие цветочных вариаций и тематических сюжетов и вовсе не поддается описанию. Кроме того, вы можете стать обладателем уникального подноса, сделанного мастерами на заказ.
При желании жостовский поднос легко превратить в интересную и весьма функциональную деталь современного интерьера. Положите поднос в центр обеденного стола, разместите на нем чайник с сахарницей и вазочкой с печеньями и конфетами. Этот простой штрих добавит семейным чаепитиям душевной атмосферы. А вот другой вариант. Поставьте на поднос несколько широких свечей, а вокруг положите свежие яблоки, апельсины и гранаты — получится уютная композиция в зимнем стиле, которая украсит гостиную.
Прямоугольный поднос превратите в оригинальное место для хранения разных предметов. На нем можно сложить журналы, органайзер с канцелярскими принадлежностями, очки для чтения, бумагу для заметок, ежедневник или блокнот с ручкой. Тогда на вашем рабочем месте всегда будет образцовый порядок. Вариаций существует множество — нужно лишь дать волю фантазии.
История жостовской росписи насчитывает два столетия. Сохраняя традиции прошлого, она находит продолжение в настоящем, в том числе в современном интерьере. Если вы прониклись очарованием старины, в коллекции бренда «Русская палитра» вы найдете множество предметов в фирменном жостовском стиле, начиная со знаменитых подносов и заканчивая наборами посуды и настоящими самоварами. Все это — уникальные творения, созданные руками умелых мастеров. Любая из этих искусных вещей станет достойным украшением вашего дома и наполнит его неповторимым русским колоритом.
Жостовская декоративная роспись жизнерадостна, как всё народное прикладное искусство. Промыслы формировались под воздействием народного воображения, в котором сочеталось подражание природе и выдуманные образы. В России существовала старинная традиция — украшать стены домов и утварь росписью. Раскрашенные подносы появились в XVIII века в Санкт-Петербурге и на Урале. В XIX веке в Подмосковье возникает промысел, напоминающий более раннюю Тагильскую роспись. Цветочный букет — основа росписи, в которой реалистические и декоративные изображения дополняют друг друга.
В деревне Жостово возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Жостовские подносы, поначалу бытового назначения, стали самостоятельными живописными панно. Промысел развивался, художники привносили в роспись новые темы и черты, но сохранились старинные технологии, которые применялись при создании кованных металлических подносов.
Создание подноса начинается с раскройки железного листа, из которого вырезаются различные формы. Форму кладут под пресс, который выдавливает поле подноса, раньше его выбивали молоточками. Затем будущий поднос «бортуется»— края его загибаются в валик. В таком виде заготовка попадает к грунтовщику. Полуфабрикат промазывают специальными смесями. Несколько слоев тщательно просушивают и шлифуют. Загрунтованный поднос красится обычно в черный цвет, но часто используют другие цвета и оттенки. К живописцу поднос попадает идеально ровным и гладким.
Художник на своем металлическом «холсте» мягкими кистями начинает составлять композицию, которая должна сложиться в единое целое. Для этого от мастера требуется чутье и точность рисунка. Черный фон должен кое-где проглядывать сквозь переплетения элементов. Когда композиция намечена и собрана, мастер делает теневую моделировку деталей. Эскиз оживает, но впереди еще много работы — это только этап подмалевка. Панно отправляют в сушильный шкаф.
После просушки приступают к стадии «прокладки» — придают рисунку объем и сочность. Завершают работу над подносом двумя приемами жостовской росписи — «бликовкой» и «чертежкой». Кладут блики, наносят прожилки на растения, делают последние уточняющие штрихи. Расписанный поднос остается только покрыть лаком.
В истории жостовской росписи были взлёты и трудные времена. Под влиянием радикального духа эпохи в 1920-1930-е годы промысел переживал попытки «модернизации». При этом традиционная жостовская роспись была представлена на Парижской всемирной выставке, как национальное культурное наследие, имела большой успех и завоевала новых почитателей. Подносы закупались большими партиями во Францию, Англию, США.
Художники, изучающие жостовскую роспись, получают профессиональные навыки живописи, которые потом используют в других направлениях и жанрах изобразительного искусства, разрабатываются новые сюжеты.
Жостовская декоративная роспись и жостовские подносы весьма разнообразны — это и традиционные жостовские цветы, ягоды и фрукты, пейзажи, образы русской тройки и жар-птицы. Это и подносы различной величины, и живописные панно на дереве и холсте.
Жостовская декоративная роспись применяется при создании авторских елочных игрушек, эксклюзивной бижутерии авторской работы, хенд мейд бижутерии. Расписываются броши, кулоны, подвески, серьги.
Бижутерия. Авторские работы
Бижутерия авторской работы — это не замена драгоценностей. Это дизайнерские объекты и полноправные произведения искусства.
Загляните в магазин авторской бижутерии и выберите украшения из перламутра — уникальные, лиричные, живописные.
У вас есть вопросы? Пожалуйста, воспользуйтесь формой обратной связи.
15.05.2015Жостово (произносится джос-тово) возникла в деревне с таким же названием находится в Мытищинском районе Московской области. это один из самых уважаемых центров русского народного творчества и является известен своими лакированными подносами, на которых четкие, яркие букеты цветов буквально танцуют на сияющем черном фоне.
Среди всего известного традиционного народного творчества сегодня искусство жостово самое красивое и завораживающее поскольку он больше склоняется к реалистичной цветочной живописи. Используемые цвета в Жостове гениальны, а мазки сложны.
Традиционный белая жостовская роза расписана традиционным способом акриловыми красками на бисквитной тарелке по проекту Славы Леткова.Слава один из семи мастеров жостовского искусства на сегодняшний день в мире.
Пейзажи и натюрморты были самыми популярные сюжеты жостовской росписи и сказочные персонажи также часто изображались изображения русской тройки.
Но главным мотивом жостовского искусства всегда был букет цветов в центре подноса.Эти реалистичные и элегантный цветы объединяются в букеты, венки или гирлянды, а традиционно рисуется на черном или другом темном фоне. Иногда фоны искусственно обработаны, чтобы имитировать кожу или мать из жемчуга. Светлые фоны, напоминающие подносы Чиппендейла – определенно под французским влиянием – также иногда используются.
А блестящий жостовский букет с ярко выраженной центральной источник света, который был спроектирован и окрашен от руки в акриле для книга моего друга Ди Синглтона, Декоративная Техника рисования
Объединяющие световые штрихи Жостово и “дикая трава”, которая заполните лотки, свяжите дизайн и подчеркните уникальный и характерный центральный источник света этого народное искусство. Жостово лотки также всегда сопровождаются тонкими линиями в богато украшенная золотая кайма.
Искусство Жостово зародилось в начале 19 века века, когда мастера стали изготавливать различные изделия из лакированного папье-маше. Они открыли свою первую мастерскую в 1825 году, производя коробки, футляры, табакерки и другие изделия.Торговля в лотках происходил на протяжении всего 19 века, пока не начался спад в начале 1900-х годов, но был возрожден 25 лет спустя с рождением Жостово. подносно-малярная фабрика.
На заводе работала рабочая сила и Жостово подносы красили как конвейер – с разницей – не было двух одинаковых подносов. Каждая из них была уникальной и блестящей работой. искусства. Жостово было написано полностью маслом и, несмотря на достижения в доступных к 20 веку материалах жостовская техника остаются сохраненными.
Жостовская роспись всегда традиционно создан как блестящий шедевр, и как таковой, повторение и стандартизация исключена. Жостовские художники рисовали их дизайн от руки, часто поворачивая лотки, чтобы вытащить все удары в их сторону.
Мастер рисует рисунок. После подмалевка и первоначальные тени, подносы запекаются в специальной духовку и оставила на ночь.На следующий день тени усиливаются и добавлены основные моменты. Детали, такие как тонкие линии, чтобы подчеркнуть основные моменты и дикая трава, чтобы обеспечить жизнь и движение в дизайне. Затем подносы достаются ученику, который без особых усилий раскрашивает их. богато украшенные бордюры. Поднос покрыт высокоглянцевым лаком.
Мастерам живописи прошлого доверяли чтобы передать свои знания. Сегодняшние жостовские мастера, из которых во всем мире их всего семеро, это художники из поколения семейных династий. 6 ноября 1993 года Жостово Народный промысел включен в Государственный реестр наиболее ценных объектов культуры Российской Федерации Указом Президента. Работы мастеров жостовских художников экспонируются на различных выставках. и музеев не только России, но и многих других стран мира.
Жостовские традиции сохранили современные художники-декораторы, изучающие традиционные методы и исследовать новые доступные материалы и среды. Через импровизацию и индивидуальный талант, они смогли создать свои собственные блестящие кусочки жостово и передавать знания другим.
Жостово сегодня обычно рисуют с помощью кисть из фундука. Среды, такие как гель для смешивания, прозрачная глазурь и замедлитель используются чтобы акриловые краски могли имитировать свойства масляных красок Первоначально использовалась для росписи жостово.
Образец жостовской росписи в стиле модерн методика, разработанная Хизер Редик, CDA. Используется гель для смешивания для имитации свойств масляной краски и фундуковой кисти заменяет традиционный круглый соболь.
Есть много других способов росписи Жостово – это приведенный ниже проект продвинутого класса является примером одного из них. Прозрачная глазурь и акрил Для росписи этого яркого жостовского стола использовались краски. То красные и малиновые цвета роз, нарисованных здесь в народном стиле, были послойно с использованием прозрачной глазури для достижения почти светящийся «свет изнутри». Аналогичный эффект был достигнут с виноградом.
Жостовский проект с точки зрения дизайна также представляет собой отход от традиционного центрального букета. Тем не менее, он остается ярким, красочным и насыщенным на традиционном черном фоне.
России грозит потеря традиционных народных промыслов, поскольку предприятия по всей стране борются с низкой рентабельностью, высокими налогами и нехваткой квалифицированных рабочих.
Жостовские расписные подносы, Гусь-Хрустальная посуда, Хохломская роспись, Гжельский фарфор и Палехская лаковая миниатюра — среди десятков российских ремесленных промыслов, стремящихся возродить свою популярность в стране и за рубежом, чтобы спастись от финансового краха.
Упадок их состояния, начавшийся с распадом Советского Союза, теперь угрожает самому существованию русских традиционных народных промыслов, многие из которых стали символами страны.
С 1990-х годов закрылось около 50 предприятий, сообщил Геннадий Дрожжин, президент Всероссийского объединения народных художественных промыслов.По данным Минпромторга, осталось около 250. Но поскольку Россия сейчас погрязла в экономической рецессии, Дрожжин сказал, что, если не принять немедленных мер, все российские ремесла могут исчезнуть в течение пяти лет.
The Moscow Times
Жостово
Жостовская роспись — русский способ ручного украшения металлических подносов, которому в этом году исполняется 190 лет.Подносы обычно украшают яркими цветами, фруктами или экзотическими птицами, рисуют на черном фоне и покрывают несколькими слоями лака. Их используют и как подносы, и как украшения.
Подносы производятся и расписываются в деревне Жостово Московской области. Фабрика, которая их изготавливает, бережно хранит традиции производства, раскрашивая штампованные стальные подносы, как это делали в 19 веке. Жостовские подносы можно найти в музеях мира.
Хохлома
Хохлома — традиционная русская роспись, используемая для украшения деревянной посуды или мебели. В стиле используются золотые узоры, нарисованные на черном или красном фоне. Промысел зародился в XVII веке в Нижегородской области, примерно в 400 километрах к востоку от Москвы, и был назван в честь деревни, которая долгое время была центром продажи деревянных ремесленных изделий.
Технология производства сегодня такая же, как и несколько столетий назад: посуда вырезается из дерева, высушивается, а затем шлифуется специальной грунтовкой, пропитывается маслом и натирается металлическим порошком.После этого их красят. В завершение они покрываются лаком и закаляются в печи.
Хохломская посуда изначально производилась только для царского двора, но затем стала популярной во всей стране. Парижская выставка 1889 года дала хохломе мировое имя и привела к значительному увеличению экспорта.
Гжель
Русская гжельская керамика славится своим кобальтовым сине-белым орнаментом. Гжель получила свое название от деревни к юго-востоку от Москвы, где ее производят с 1802 года.Однако самые ранние упоминания о гжельской керамике относятся к XIV веку. Метод обжига, росписи и глазурования глины с тех пор не изменился.
В середине 18 века гжельский фарфор начал завоевывать популярность по всей России. Сегодня гжель считается одним из символов страны, а гжельский фарфор традиционно входит в число подарков, которые российские президенты преподносят иностранным высокопоставленным лицам.
Больше всего пострадали небольшие местные фабрики вдали от густонаселенных районов, но даже всемирно известные российские производители, такие как Хохлома под Нижним Новгородом и Гжель под Москвой, борются за сохранение культурного наследия страны.
Ключевой проблемой является удержание работников, которые слишком часто предпочитают уезжать или находить более легкую работу в местной розничной торговле. Те, кто хочет работать, как правило, тяготеют к городам, и даже неквалифицированных рабочих трудно заменить.
«Когда люди, которые сейчас работают на заводе, уйдут, их некому будет заменить», — сказал Петр Сивов, директор крупнейшего завода по производству гжели, знаменитого бело-голубого орнаментированного фарфора из глины, найденной в область.
По словам Дрожжина, за последние 25 лет произошел огромный отток специалистов с таких заводов, как завод Сивова, что привело к сокращению штата в пять-десять раз.
Завод “Гжель” пострадал меньше. По словам Сивова, сейчас в нем работает 130 человек, что примерно на 30 процентов меньше, чем в начале 1990-х годов. В средней ремесленной отрасли в настоящее время занято около 50 человек.
Условия, предлагаемые ремесленными предприятиями, недостаточно привлекательны. Средняя зарплата в отрасли составляет не более 15 000 рублей (250 долларов США) в месяц — меньше, чем средняя зарплата по России.
Традиционные ремесла охранялись в России веками. Даже во время Второй мировой войны рабочих отзывали с передовой, чтобы сохранить производство.
Но когда после распада Советского Союза субсидии прекратились, отрасль изо всех сил пыталась оставаться прибыльной.
Каждое второе ремесленное предприятие в России сейчас убыточное или еле окупаемое, сказал Дрожжин. А учитывая, что в ближайшие годы экономика, по прогнозам, не изменится, ситуация, вероятно, ухудшится.
Заводам трудно платить налоги с заработной платы, которые за последние годы были повышены до 34 процентов.Раньше они получали специальную скидку и платили 20 процентов.
Доля ручного труда в себестоимости традиционного производства может достигать 80 процентов, но производители обязаны платить налог на заработную плату по той же ставке, что и промышленные предприятия, где доля ручного труда не превышает 10 процентов, сказал Дрожжин.
Большинство ремесленных производств также пострадали от экономического кризиса, который начался в прошлом году и обнулил примерно 40 процентов стоимости рубля по отношению к США. долларов с начала 2014 года. Это также привело к резкому падению реальных доходов россиян.
Продажи красочно раскрашенной деревянной посуды, мебели и украшений с красно-золотым орнаментом производства Хохломской фабрики в Нижегородской области упали на 10 процентов, так как потребители реагируют на кризис сокращением второстепенных расходов, сообщил директор фабрики. Елена Краюшкина.
В отраслях, которые импортируют материалы, таких как Хохломская фабрика, также наблюдался рост затрат из-за девальвации рубля.Противоположное верно для Гжели, глина которой производится на месте. По словам Сивова, поскольку импортный фарфор стал дороже, «спрос на гжельскую продукцию сейчас растет».
Мессир / Wikicommons
Образец хохломской росписи для украшения велосипеда.
Повышение налогов и, для некоторых, удорожание материалов привели к росту цен и сделали многие российские поделки менее конкурентоспособными на рынке с китайскими подделками.
Это одна из причин падения продаж, которую называют производители. Другое дело, что русские, особенно молодые россияне, больше не знакомы с традициями страны и народными промыслами.
«Заказы от компаний или частных лиц мы действительно получаем, но в основном это наши друзья или друзья друзей, которым мы рассказали о нашей продукции», — рассказала Антонина Прокина, коммерческий директор Жостовской фабрики декоративной росписи, мастерской в Московской области. что делает подносы из черного лакированного металла, украшенные яркими цветами.
Хохломская фабрика в советское время поставляла в детские сады деревянную детскую мебель, оформленную в хохломском стиле, чтобы дети с ранних лет были окружены традиционным русским искусством.
Люди, выросшие в этот период, знают, что такое русские промыслы, а их дети – нет, сказала Краюшкина.
По словам директоров фабрики, поможет популяризация ремесленных изделий в национальном масштабе, а также развитие инфраструктуры распределения для увеличения продаж.
Раньше у большинства крупных ремесленных фабрик были фирменные магазины в городах России. Они также продавали в магазинах коммунистической эпохи, таких как Березка, где товары продавались, в основном, иностранцам, за твердую валюту. ?
Это изменилось. Краюшкина сказала, что Хохломской фабрике иногда было трудно даже доставить свою продукцию в сувенирные магазины, которые хотят продавать более дешевую и некачественную продукцию.
Эль Пантера / Wikicommons
Раскрашенные Гжель космические корабли-бутылки со знаменитыми собаками-космонавтами СССР Белкой и Стрелкой на борту.
Фирменные магазины, которые раньше продавались в русских городах, когда-то можно было увидеть в Берлине, Лондоне, Вене и других городах Европы, где советское государство руководило экспортом и продажей русской крафтовой продукции.
В 80-е годы 50 процентов нашей продукции продавалось за границу, – сказал директор Гжели Сивов.
Теперь сами фабрики отвечают за дистрибуцию и продажу своей продукции, а мелкие компании, борющиеся за то, чтобы удержаться на плаву даже в России, не могут позволить себе выйти на международный рынок.
По словам Дрожжина, экспорт сейчас стремится к нулю.
Совместно с ремесленным объединением крупные производители попытались взять дело в свои руки, открыв в 2013 году офис продаж в Вене, но были вынуждены закрыться, когда арендная плата оказалась слишком высокой, рассказал Дрожжин.
Зарубежный интерес к русским народным промыслам сохраняется, говорят производители.
Сивов сказал, что его фабрика в Гжели получает заказы из Тайваня, Китая и других стран через свой интернет-магазин.Эти продажи намного ниже, чем во времена экспорта, спонсируемого Советским Союзом, сказал Сивов, но даже если бы компания могла развивать спрос за рубежом, у нее просто не хватило бы персонала для производства большего количества керамики, добавил он.
В 1990-е годы на российских фабриках народных промыслов работало около 100 000 человек. Сейчас, по словам Дрожжина, их не более 15 000.
Люди уходят с заводов в поисках лучших условий и зарплаты и часто находят их в ближайшем супермаркете.Большинство из тех, кто остался, старше 40 лет. Молодежь не интересуется ремесленным трудом.
Низкая заработная плата — только одна из причин. Другое дело их расположение. Большинство предприятий находится в небольших российских городах, из которых в последние десятилетия наблюдается медленный отток молодых людей, ищущих более комфортную городскую жизнь. Краюшкина из Хохломской фабрики сказала, что единственный способ привлечь людей из других районов — предоставить им бесплатное жилье. Но они не могут себе этого позволить, добавила она.?
Даже на таких ремесленных фабриках, как Жостово в Московской области, которые находятся недалеко от большого города и готовы предложить конкурентоспособную заработную плату, не хватает новых рабочих.
Жостовские подносы с ручной росписью сейчас изготавливают всего 30 человек, а раньше их было 300.
Просто эти профессии сейчас не в моде и это очень печально, сказала Прокина.
Связаться с автором по адресу [email protected]
Хохлома – старинный русский народный промысел; яркая, красочная роспись по дереву с обязательным присутствием золотистого цвета. Не случайно символ хохломы – огненная Жар-птица, – сказочная птица с оперением, сияющим золотом. Другое название росписи – «золотая хохлома».
Хохлома Жар-птица.
Россия славится народными промыслами, а Хохлома – самый известный вид русской народной росписи.
История промысла начинается в 17 веке, а родиной его являются левобережье Волги, нижегородские станицы и деревни. Возникновение рыболовства на Нижегородской земле связано с появлением в этих краях приверженцев «старой веры», скрывавшихся от преследований в лесах Поволжья.
Среди старообрядцев было немало иконописцев, знавших секрет изготовления «золотых» икон без применения золота. Деревянные иконы сначала покрывали серебряной пудрой, затем наносили на них кипяченую олифу — олифу и отправляли в печь.После обработки в печи икона приобрела аппетитный золотистый цвет.
Массовое производство деревянной посуды, расписанной в технике иконописи, началось с появлением более дешевого, чем серебро, материала – олова, а затем алюминиевой пудры. Нижегородские крестьяне, давно освоившие искусство объемной резьбы по дереву, освоили «золотую» роспись и превратили изготовляемую ими посуду в яркие и нарядные произведения декоративно-прикладного искусства.
Узорами украшены все виды русской деревянной посуды: ложки, ковши, братаны, подносы, тарелки, миски, миски, носочки.
Ложки, миски и все на свете.
Нижегородские земли малоплодородны, поэтому народные промыслы стали новым источником дохода для большинства крестьян сел Поволжья. Произведенная ими посуда была привезена в крупный торговый поселок Хохлома для дальнейшей реализации. Название промысла произошло от названия деревни. Из Хохломы нарядные блюда отправлялись по Волге в другие города и страны.
Итак, распространению изделий с хохломской росписью способствовало несколько причин:
Уже в XIX веке слава нижегородских мастеров хохломы перешагнула границы России, а благодаря Всемирной выставке в Париже в 1889 году о золотой хохломе узнали не только в Европе, но и в Азии и Америка.
Деревянную посуду нельзя использовать неокрашенной: горячая пища трескает древесину и посуда приходит в негодность. Хохломская роспись – самый праздничный и нарядный образец раскраски изделий из дерева.
Посуда хохломская этапы производства:
При покраске использовать масляные краски: охра, киноварь, сажа, кармин, сурик. Основные цвета фона — красный и черный; дополнительные цвета: салатовый, коричневый, желтый.
Мастер красит огромную ложку.
Хохломские изделия украшают растительным орнаментом, в составе:
Растительный орнамент.
Основные виды орнамента:
Иногда в рисунок вплетаются изображения животных и птиц.
Центры хохломской росписи – г. Семенов и д. Семино Нижегородской области. Их фабрики производят как посуду, так и предметы быта: шкатулки, столы, шкафы, табуретки, вазы.
На Нижегородской ярмарке.
Изделия с хохломской росписью – прекрасный подарок, яркий и праздничный. Поэтому важно уметь отличить настоящую хохлому от поддельной. Подлинный продукт теплый на ощупь и имеет ровную гладкую поверхность.
Казалось бы, художественной живописи не осталось места в прагматичном 21 веке, и любоваться ею теперь можно только в музеях. Однако до сих пор в России можно найти процветающие мастерские, которые сохранили древние традиции разнообразной художественной росписи и продолжают удивлять своим мастерством современных обывателей.
Происхождение жостовская роспись датируется началом 19 века.В то время в нескольких окрестных деревнях бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) возникли ремесленные мастерские, занимавшиеся изготовлением расписных декоративных изделий из покрытых лаком папье-маше. Художники расписывали коробки, портсигары, сахарницы и металлические подносы. Постепенно количество выпускаемых лотков увеличивалось, тем самым вытесняя другую продукцию.
Основные мотивы для росписи – букеты цветов. В начале 20 века, с приходом Советской власти, деревни объединялись в артель «Металлоподнос», и мастерам приходилось несладко, когда им навязывались новые сюжеты для рисования, продиктованные тогдашними веяниями реализма. .Однако мастерам удалось сохранить свою самобытность, и жостовские подносы перешли из разряда предметов быта в декоративные панно, которые ценятся не только в России, но и за рубежом.
Хохлома возникла в XVII веке в окрестностях Нижнего Новгорода. Название промысла произошло от села Хохлома, куда готовую продукцию привозили из близлежащих деревень. Основоположниками этой росписи по дереву называют старообрядцев, бежавших от нового церковного строя.Именно им принадлежали секреты «золотой» росписи посуды.
Кстати, в основе картины не золотая, а серебряная оловянная пудра. Поверх него наносят специальный состав, затем подвергают термообработке, и только после этого приступают к покраске. Основными мотивами хохломы являются гроздья рябины, ягоды, листья и цветы.
Гжель называют визитной карточкой России в области прикладных ремесел.Считается, что Гжель восходит к 14 веку. Одни утверждают, что название произошло от реки Гжелка (Гжолка), на которой стояла деревня, где жили ремесленники. Другие считают, что «гжель» — это перефразированное слово «жгель», то есть обжиг керамики. В 60 км от Москвы находится «Гжельская купина», состоящая из 27 деревень, где занимаются обжигом и росписью керамики. Их окрашивали синим кобальтом двумя способами: надглазурным и подглазурным. Сначала рисунок наносился на влажную глину, а потом снова на глазурь.Ремесло гжельской посуды процветало, так как богатые использовали столовое серебро, а простолюдины – грубую глиняную посуду различных размеров. Со временем гжель стала доступна всем слоям населения, но при этом не потеряла своей красоты и востребованности.
Село Федоскино (Московская область) славится росписью лаками. В 18 веке недалеко от села находилась Лукутинская фабрика по производству лакированных козырьков для головных уборов.Затем она сменила направление, и 80 вольнонаемных рабочих принялись красить лаком изделия из папье-маше и дерева. Удивительное сияние и блеск шкатулок и других миниатюр достигалось посредством «сквозного письма». Так называлась техника, когда перед непосредственным нанесением на поверхность наносился тонкий слой сусального золота и перламутра. Самые популярные сюжеты для рисования связаны с жизнью простого народа.
Как и многие другие народные промыслы, мезенская роспись получила свое название от местности, в которой она развивалась – в данном случае от названия реки Мезень, расположенной в Архангельской области. Техника, в которой работают мастера, восходит к древним славянским племенам. Основными орнаментами являются ромбы, кресты, солнечные диски, повторяющиеся в определенной последовательности.
В росписи по мезенскому дереву преобладают только два цвета – черный (сажа) и красноватый (охра). В основном орнаменты наносят на предметы быта: ящики, прялки, ковши. После росписи посуды на нее наносится олифа, предохраняющая рисунок от стирания и придающая ему дополнительный блеск.
Многие современные художники продолжают заниматься старинными ремеслами, добавляя при этом что-то свое.Итак художник из Ижевска
Хохлома – старинный народный промысел, зародившийся в Нижегородской области в 17 веке. Хохломская роспись — один из видов декоративной росписи, которая наносится на деревянные изделия — чаще всего это мебель.
Хохломская роспись выполняется черными (киноварь и сажа) и красными красками по золотому фону или наоборот – золотой узор на черном фоне. Для оживления рисунка допускается использование желтого, коричневого и зеленого цветов. Интересно, что при его выполнении на дерево наносится не золотой порошок, а серебряное олово, после чего дерево покрывается специальным составом и несколько раз обрабатывается в печи, таким образом получается медово-золотистый цвет, отдающий светом. изделия из дерева эффект массивности. Традиционными элементами хохломы являются веточки и цветы, земляника и ягоды рябины. Нередки животные, птицы и рыбы.
История происхождения хохломская роспись до сих пор остается загадкой.Существует множество теорий и версий происхождения хохломы, но наибольшее распространение получили следующие две теории. По одной из них считается, что старообрядцы, жившие в лесном Заволжье, были первыми, кто расписал деревянную посуду «золотом», и хохломой, так как ремесло зародилось у них.
В давние времена в небольших селениях, спрятанных в глуши лесов, было много убежавших – людей, бежавших от преследований за “старую веру”.Многие из этих старообрядцев были иконописцами или мастерами книжной миниатюры, которые привезли с собой рукописные книги с яркими рисунками, древностью, каллиграфией кистью, изысканным изобразительным мастерством и богатейшими образцами растительного орнамента.
Местные умельцы, в свою очередь, были непревзойденными в токарном мастерстве, передавая из поколения в поколение искусство объемной резьбы и навыки изготовления форм для посуды.Так, в начале XVIII века лесное Заволжье превратилось в настоящую художественную сокровищницу.Хохломское искусство унаследовало от местных заволжских мастеров уникальные формы токарной посуды и гибкую пластику резных форм ложек и ковшей, а от иконописцев – мастерство изобразительной культуры, а также секрет создания «золотой» посуды. без использования золота.
Однако есть и другие документы, свидетельствующие о том, что подражание «позолоченному» дереву, очень близкое по духу хохломскому искусству, зародилось еще до появления старообрядчества в 1640-х гг.Еще в те времена ремесленники, жившие в больших нижегородских деревнях Мурашкино и Лысково, а также в небольшом селе Семеновском (ныне Семенов, являющемся одним из центров Хохломы), изготавливали деревянную утварь – блюда, ковши, похлебки. , окрашен оловянным порошком. Считается, что этот способ росписи деревянной посуды развился из местных поволжских традиций столовой посуды и явился прародителем хохломы.
С чего начинается хохлома? С взбиванием баклуша, но не в смысле ничего не делать, а в смысле заготовки брусков из, потому что в древности тумбами называли пень из дерева, который чаще всего изготавливали из липы, березы или осины.После того, как деревяшка готова, мастер удаляет с нее лишнюю древесину (раньше это делали вручную, сейчас используют токарный станок) и придает изделию нужную форму. Таким образом получается неокрашенная основа или “белье” – чашки, ложки, ковши, подносы и т.д.
Сундуки, буфеты и шкафы, украшенные хохломской росписью, всегда будут к месту в русском интерьере. Чашки, тарелки и половники-лебеди будут изумительно смотреться на полках. Примечательно и то, что посуда , украшенная хохломской росписью , может быть не только элементом декора, но и выполнять свое прямое назначение. Детская комната, отмечает, лучшее место для традиционной хохломской матрешки … Настенное панно хохлома украсит любую столовую или гостиную, оживляя весь интерьер, вне зависимости от стиля, в котором оно выполнено.
На ярмарках большим спросом у русских и иностранцев пользовались вещи, окрашенные в красный, черный и золотой цвета и украшенные рисунками ягод, листьев и цветов.
Мега бренд привлекает не только красотой орнамента.Ценится за прочное лаковое покрытие, благодаря которому их используют в быту. В хохломской посуде можно подать к столу окрошку, налить в чашку горячий чай – и с деревянным изделием ничего не случится: лак не потрескается, краска не потускнеет.
Хохломская роспись – Это яркое самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел зародился в XVII веке в Нижегородской губернии и получил свое название от крупного торгового села Хохлома, куда свозили на торги все деревянные изделия.
Первоначально хохломская посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора. Впоследствии, когда на рынках появилась дешевая металлическая и фаянсовая посуда, конкурирующая с хохломой, необычная расцветка семеновских изделий обеспечила им популярность и продажи.
Так в XIX в. Хохломские блюда можно было встретить в любом уголке России, а также в Персии, Индии, Средней Азии, США и Австралии. После Всемирной выставки 1889г. экспорт хохломских изделий в Париж резко увеличился
В 1916 году.В городе Семенове открылась Училище художественной обработки дерева, первые выпускники которого во главе с Г.П. Матвеев организовал небольшую артель (1931), переросшую впоследствии в крупное производственное объединение ордена «Знак Почета», «Хохломская роспись».
С середины 1960-х гг. и по сей день предприятие «Хохломская роспись» является крупнейшим производителем художественных изделий из дерева с хохломской росписью. Благодаря талантливому коллективу традиции древних мастеров сохраняются и приумножаются. А город Семёнов по праву считается столицей Золотой Хохломы.
Ремесло постоянно развивалось. Уже в конце 19 века хохлома была представлена на каждой отечественной и зарубежной ярмарке. А после небывалого успеха на Международной выставке в Париже резко вырос экспорт хохломы в разные страны. Много закупали торговые фирмы Германии, Англии, Франции, Индии. Даже один из немецких предпринимателей взялся за изготовление деревянных ложек, которые выдавал за хохлому.С начала 20 века народные промыслы переживают кризис, вызванный мировой и гражданской войнами. Из-за этого многие мастера лишились заказов и закрыли свои мастерские. В советское время хохлома обрела второе дыхание, появилось новое поколение мастеров. И вот хохлома «возвращается» к нам в Россию и мир.
Хохлома – так называется крупный торговый поселок в Поволжье, куда издавна привозили на продажу свои изделия мастера из окрестных деревень и деревень и откуда они разошлись не только по всей России, но и за ее пределы. Позже сами изделия, присылаемые из села Хохлома, стали называть «хохломой». Родиной хохломского искусства является группа деревень, расположенных в глубине некогда непроходимых лесов Заволжья, по берегам реки Узолы, впадающей в Волгу у древнего Городца. Живописная природа этого края оказала большое влияние на воспитание художественных вкусов местных мастеров. Ведь каждая работа хохломских мастеров пронизана тонким чувством натуры.
Версий происхождения этого народного промысла великое множество. Принято выделять два наиболее вероятных. Согласно первой версии, искусство росписи посуды местным жителям привили старообрядцы, бежавшие в Нижегородскую землю от гонений по вере. По второй версии роспись посуды золоченой краской была известна на Нижегородской земле еще до появления старообрядчества. Для этого использовали оловянный порошок и деревянную самодельную посуду.
Дороговизна сырья для изготовления золоченой краски долгое время сдерживала развитие этого народного промысла. Олово приходилось возить издалека, что могли делать только купцы. Чаще всего мастера получали заказы на расписную позолоченную посуду из крупных монастырей и соборов. Заказчиками оказался даже знаменитый монастырь Троице-Сергиевой Лавры, где над изготовлением и росписью чаш и ковшей трудились мастера из деревень Хохлома и Скоробогатово.
Отработанная веками оригинальная технология золочения изделий из дерева, пришедшая из иконописи, практически не изменилась и по сей день. Он включает в себя пять основных операций. Прежде чем стать «золотым», деревянное изделие похоже на «глину» и «серебро».
Процесс изготовления хохломы сложен и интересен. Дерево рубили, распиливали, обтесывали, выдалбливали и обрабатывали ножом до конца, шлифовали. Получились деревянные основы – тумбы.Посуду также крутили на машине, приводимой в движение силой воды или лошади. Сегодня машины электрические. Высушенное изделие необходимо подготовить к покраске. Сначала промазываю льняным маслом, потом специальным грунтом, в состав которого входит глина. Изделие сушат в печи, шлифуют, обмазывают олифой, чтобы появилась липкая пленка, к которой легко прилипает измельченный металлический порошок – наполовину. Потрите наполовину, и объект станет похож на серебро.
И только теперь красильщик начинает работать.Когда изделие окрашивается, его покрывают несколькими слоями лако-олифы и закаливают в печи при высокой температуре. Под пленкой застывшего лака все, что было на картине серебряным, становится золотым. Так хохлома сначала становится деревянной, «глиняной», «серебряной» и, наконец, «золотой». Этот секрет золочения мастера позаимствовали у иконописцев.
После лужения посуда приобретает зеркальный блеск и полностью готова к нанесению узоров масляными красками. По старинной инструкции роспись производится исключительно беличьими кистями, а краски используются природного происхождения.В хохломской росписи солируют красный и черный цвета. Эти краски изготавливаются из киновари и сажи. Для придания изделиям живости и объема иногда допускается добавление к основным цветам дополнительных. Как правило, это цвет нежной зелени, коричневый или слегка желтоватый.
На завершающем этапе, после нанесения всех узоров, посуда в несколько слоев покрывается специальным лаком. Каждый слой имеет индивидуальное время высыхания. Далее посуда подвергается температурному воздействию (закалке в духовке) при определенных температурах.В результате всех этих манипуляций и появляются всемирно известные блюда – «золотая» хохлома.
ХОХЛОМ ОРНАМЕНТЫ
В Хохломе различают конную роспись и “под фон”. Для конной живописи характерны черно-красные цвета на золотом фоне. В росписи «под фон», как правило, на цветном фоне преобладают золотые узоры. Основное отличие этих двух видов росписи заключается в технике их нанесения.
Кратко их различие можно определить так: “верховая буква” – рисунок, нанесенный краской на золотую поверхность фона. Наоборот, в случае «фонового письма» мастер покрывает золотой фон красным или черным цветом, оставляя силуэтные формы мотивов золотом. На основе этих двух систем разработано поистине неисчерпаемое богатство хохломских узоров
ВИДЫ ХОХЛОМСКИХ УЗОРОВ
Среди хохломских узоров и орнаментов можно выделить следующие виды.Трава – выглядит как узор из мелких и крупных трав или веточек. Пряник – чаще всего находится внутри чаш или посуды и представляет собой геометрическую фигуру в виде ромба или квадрата, украшенную ягодами, цветами, травой. Кудрина представляет собой узор из цветов и листьев, похожих на золотые завитки на черном или красном фоне. Лист – изображения овальных ягод и листьев, обычно расположенных вокруг стебля. Перечисленные выше виды орнаментов сложны, но в ряде случаев мастера используют упрощенные орнаменты.Одним из таких украшений является пятнышко, наносимое штампом, которое делается из специально скрученных кусочков ткани или пластинок дождевика. Все хохломские изделия расписаны вручную, при этом роспись нигде не повторяется.
Мастера традиционного хохломского очага живут и работают в окружении природы. В их орнаментах поэтически воспета стихия вольного луга, красота полевых цветов и спелых ягод русского леса. В картине преобладает живописное начало – свобода мазка, богатство цветового пятна.В городе Семенове Горьковской области находится младший хохломский центр – производственно-творческое объединение «Хохломская роспись», основные кадры которого прошли обучение в специальной художественной школе, организованной в 1918 г. и действующей в настоящее время, первые преподаватели которой были потомственными мастерами хохломы.
В народных представлениях цветовая система хохломской росписи была непосредственно связана с цветом неба и небесных явлений; его свечение и румянец. Красный цвет в народной символике понимался не только в значении красивого, красивого.Он также был символом огня, неслучайно в народе его называли «горячим». В просторечии Луна, Солнце и его лучи назывались красными. Узоры хохломской росписи не только омываются потоком света, но и по самой своей природе светятся. И, как чудесное видение, они предстают в чудесном золотом сиянии.
Матрешки — известный символ России — серия раскрашенных вручную полых кукол разного размера, которые можно вкладывать друг в друга.У большинства россиян дома есть по крайней мере один набор матрешек, будь то украшение или игра для детей. Это также очень популярный сувенир для приезжих туристов.
Действительно, прогуливаясь по Москве, вы найдете множество разновидностей матрешек. Некоторые из них будут продаваться в дорогих сувенирных магазинах с дорогой этикеткой. И некоторые из этих наборов ручной работы действительно можно считать произведением искусства: невероятно большие куклы, впечатляющие крошечные и просто красиво раскрашенные матрешки.
Вы также найдете более дешевые версии, продаваемые уличными торговцами в любом месте в центре города. Интересно отметить, что внешний вид кукол сильно различается. Многие соответствуют традиционному дизайну, возможно, добавляя некоторые незначительные изменения, такие как другая палитра или новый стиль одежды. Но также растет количество наборов с нарисованными на них политическими деятелями или даже вымышленными персонажами — на что есть спрос.
Но не все русские поделки идут так же хорошо, как матрешки.Многие менее известные традиционные ремесленные отрасли с трудом сводят концы с концами. В The Moscow Times есть очень интересная (и немного грустная) статья о бедственном положении этих предприятий. По словам Геннадия Дрожжина, президента Всероссийского объединения народных художественных промыслов, с 1990-х годов закрылось 50 предприятий, а из-за текущих экономических трудностей в России из всех российских промыслов могут исчезнуть в течение пяти лет.
Во многом это связано с низкой рентабельностью, высокими налогами и нехваткой квалифицированных рабочих.Еще один фактор заключается в том, что большая часть производства народного творчества базируется в небольших городах и деревнях, тогда как все больше и больше людей предпочитают мигрировать в более крупные города. В 1990-е годы на российских ремесленных фабриках работало около 100 000 человек. Сейчас их, по словам Дрожжина, не более 15 тысяч.
Действительно, шансы на улучшение ситуации кажутся весьма призрачными. По мере того, как эти предприятия угасают, русские люди теряют мастеров и их знания о том, как делать традиционные ремесла.Эти знания и искусство, которое они создают, укоренились в русской культуре на сотни лет. Такое ощущение, что мы теряем неотъемлемую часть российской идентичности.
В честь этого умирающего искусства я хотел бы перечислить некоторые из наиболее важных отраслей народного творчества. Это может показаться незначительным, но в каком-то смысле это похоже на сохранение их в этом пространстве и времени. (Также в надежде, что некоторые состоятельные американские спонсоры проявят интерес. (:)
Жостово
Жостовская роспись – русский способ ручного росписи металлических подносов.Подносы обычно украшают яркими цветами, фруктами или экзотическими птицами, рисуют на черном фоне и покрывают несколькими слоями лака. Их можно использовать как подносы или для украшения. Жостовскому искусству почти двести лет, и его можно найти в музеях всего мира.
Хохлома
Хохлома — это традиционный русский стиль росписи, используемый для украшения деревянной посуды (в первую очередь, ложек) или мебели. В стиле используется легко узнаваемый золотой узор, нарисованный на черном или красном фоне.Это ремесло зародилось в семнадцатом веке в Нижегородской области.
Гжель
Русская гжельская керамика славится своим кобальтовым сине-белым орнаментом. Гжель названа в честь деревни, где ее производят с 1802 года, но самые ранние упоминания о гжельской посуде относятся к 14 веку. Метод обжига, росписи и глазурования глины с тех пор не изменился. Гжельский фарфор до сих пор является популярным сувениром, его часто дарят иностранным чиновникам.
Подмосковная деревня Жостово – всемирно известный центр русского народного творчества. Он популярен своим расписным подносом, украшенным яркими букетами цветов на черном фоне.
Умелые и талантливые мастера Жостово превратили эту домашнюю утварь в настоящие шедевры искусства.
Цветочные узоры жостовских подносов отображают красоту природы и жизнерадостное, оптимистичное ощущение жизни.Нарисованные от руки цветы из Подмосковья уникальны и известны на весь мир своим цветом и красотой. Используя особую технику двойной кисти, жостовские художники рисуют на самых разных предметах, но на больших жостовских металлических подносах получаются одни из самых эффектных произведений искусства.
Первая мастерская росписи подносов была открыта в 1825 году братьями Вехняковыми (бывшими крепостными). Вскоре роспись подносов стала самостоятельным ремеслом. Подносы были очень популярны, и дело распространилось на некоторые окрестные села: Осташково, Троицкое, Сорокино, Хлебниково, но только Жостово сохранило свои художественные достоинства в наши дни.
Поделка возникла под влиянием росписи по металлу. Он был основан на производстве лаковых изделий из папье-маше. В конце 18 – начале 19 веков в деревнях Данилково, Федоскино, Осташково, Жостово появились изделия из папье-маше: шкатулки, табакерки, чайные сервизы, портсигары.
К середине 19 века уже работало 12 мастерских, продолжающих традиции ивановских ситцев, федоскинской миниатюры, деревенских ларчиков и прялок.
Жостовские художники создали свою художественную систему, свой стиль.
В основе этой системы два направления: первое – изучение орнаментики русских народных промыслов, второе – освоение опыта реалистической живописи быта XIX века. Именно здесь жостровские художники находили бесконечное разнообразие тем и композиций для своих произведений, именно здесь они постигали секреты техники цвета и масляной живописи.
Стиль и приемы жостовской росписи вобрали в себя все традиции народной художественной орнаментики и реалистической натюрморта. Однако ведущей стала тенденция рисовать букеты цветов. Сегодня, после более чем 170-летнего существования ремесла, село Жостово превратилось в уникальный центр русского народного творчества.
Жостовские подносы обычно черного цвета, но могут быть и другие цвета: зеленый, синий, цвет слоновой кости, различные оттенки красного и золотистого.
Подносы украшены яркими, очень красивыми цветами, собранными в букет. Иногда художники могли рисовать фрукты, ягоды и очень редких животных и насекомых.Лучезарная, праздничная картина, выходящая из-под кисти художника, превращает обычные вещи в прекрасные образы, которыми всегда можно восхищаться. Вероятно, поэтому жостовские подносы всегда использовались в качестве украшения: их вешали на стену или надевали на раковину. Многие люди также выстраиваются в очередь, чтобы украсить свои современные дома жостовскими подносами
Указом Президента от 6 ноября 1993 года жостовский народ внесен в Государственный список особо ценных объектов культуры Российской Федерации. «Жостовская мануфактура декоративной росписи» – так называется место, где профессионализм и талант мастеров рукоделия создают настоящее чудо – жостовские подносы, во все времена желанный подарок для каждой семьи.
В настоящее время работы жостовских художников экспонируются на различных выставках и в музеях не только России, но и многих других стран.
Эта техника росписи сохранилась и используется до сих пор.
Перед тем, как поднос превратился в чудесную картину, он штампуется из металла, а его дальнейшая технология аналогична федоскинской лакировке.
Сначала лоток грунтуют (грунтуют) и выдерживают при температуре 60-140оС градусов. После этого трижды покрывается черным лаком, каждый новый слой просушивается и полируется. Только после этого к ней смогли прикоснуться руки талантливого художника. Жостовские художники, как и федоскинские, рисуют маслом беличьими кистями.
Затем его отдали маляру. Сначала художник рисует силуэты цветов и листьев, собирая их в букеты. Он никогда не повторяет все детали картины дважды.Каждый поднос оригинальный.
Затем художник мягкой кистью наносит тени, затем – длинную грунтовку, затем – блики. Ведь он тщательно прорисовывает все детали и тонкими завитками связывает букет с фоном. В завершение на бортике подноса нарисован золотой узор; поднос покрыт 3 слоями светлого лака и отполирован.
Жостовские художники рисуют очень быстро и аккуратно. Во время работы художник держит поднос на коленях и вращает его. Он как бы ищет баланс между картиной, формой и размером подноса.
Жостовские подносы бывают самых разных форм (всего около 30 форм) овальные, прямоугольные, гитарообразные, восьмигранные, фестончатые и другие.
Рисунок цветов очень реалистичен, но художники никогда не повторяют точных форм живых цветов, хотя очень хорошо знают цвет и строение цветов. Как правило, их цветы более сочны, пышны и красочны, чем цветы, художники находят убедительную правдоподобность соединения воображаемого с естественным, что так характерно для любого народного промысла. Они создают картину радостного, празднично цветущего.
Несмотря на строгие традиции, живопись каждого художника очень индивидуальна, у каждого художника своя манера, свои любимые темы и композиции, свой любимый цветок.
Поднос Жостово в форме сердца |
Основное назначение этих подносов, конечно же, подача чая и закусок. Но они гораздо больше, чем это. Вы, конечно, можете использовать их на следующем чаепитии или кофе с друзьями или просто украсить ими свой дом. Кроме того, они являются прекрасным подарком.
Традиции изготовления подносов и жостовской росписи передавались из поколения в поколение мастерами и продолжаются до сих пор. Название рукоделия происходит от названия небольшого подмосковного села Жостово. Эта деревня славится своими художниками, которые более двух столетий специализируются только на одном деле – росписи подносов. Ремесло возникло в начале 19 века под влиянием уральского искусства лаковой росписи.
В то же время технология жостовской росписи имеет много общего с лаковой росписью, появившейся в селе Федоскино в конце XVIII века.Сначала металлические поддоны покрывают несколькими слоями грунтовки и масляного лака. Затем художники расписывают подносы мягкой кистью и масляными красками, разбавленными льняным маслом. В основном они создают растительные орнаменты. Сначала это может показаться немного скучным, но когда вы посмотрите на эти подносы и увидите все разнообразие картинок, ваши сомнения отпадут. Кроме того, эти подносы имеют разную форму: гитарную, круглую, восьмиугольную или прямоугольную. Плавные изгибы – одна из характеристик жостовских подносов.Некоторые из них также имеют изящные резные ручки.
Поднос жостовский прямоугольный |
Как уже говорилось ранее в этой статье, уникальная техника лаковой росписи впервые появилась на Урале, а именно в Нижнем Тагиле.Один из рабочих Демидовского завода изобрел хрустальный лак, который можно наносить на железо, медь или дерево. Затем, по мере роста популярности ремесла, в разных уголках страны появились другие мастерские, копирующие то, что делали уральские мастера.
Так, в 1825 году в Жостово переехал искусный мастер Осип Вишняков и основал там свою мастерскую. Вишняковы были крестьянами, купившими себе свободу. Они были талантливыми мастерами и успешными предпринимателями. Вместе они делали различные изделия из папье-маше и миниатюрные картины.Филипп Вишняков, старший член семьи, вскоре переехал в Москву, а его сын Осип решил поселиться в Жостово и открыть там свой небольшой бизнес. И не зря: в то время район, где находилась (и находится) деревня Жостово, был настоящим центром ремесленничества. В том регионе были буквально сотни мастерских, изготавливающих всевозможные красивые вещи. Ведь только в маленьком тогда Жостове было 22 мастерских!
Осип мастерил разные мелочи вроде табакерок, портсигаров и подносов из папье-маше.В 1836 году эти подносы привезли на выставку, но они проиграли конкурс, потому что хоть и были красивы, но слишком хрупки и непрактичны. Железные подносы из Нижнего Тагила получили на этой выставке первый приз, что и привлекло внимание Осипа. Он решил отказаться от папье-маше и освоить ремесло изготовления железных подносов. И он сделал! Однако мастера в его мастерской быстро узнали об одном огромном недостатке металлических подносов: красить их было крайне неудобно. Так мастера Жостово создали свой лак, очень похожий на тот, что используется в искусстве лаковой миниатюры.Он был гораздо более устойчивым к растрескиванию, чем нижнетагильский лак, и это было немаловажным фактором, обусловившим успех жостовских мастеров. Железные подносы из Нижнего Тагила сейчас мало кто помнит, зато все знают Жостово.
Русский поднос с синим цветочным рисунком |
И нижнетагильские, и жостовские мастера расписывали на своих подносах в основном цветочные букеты, и этот выбор был сделан не случайно. На него оказали влияние павловопосадские шали, курские ковры, знаменитые ивановские сита.Художники обычно рисовали смесью садовых и полевых цветов, а точность даже мельчайших деталей была просто непревзойденной. Края подносов были расписаны светло-золотым орнаментом. Картины получились очень яркими и полными жизни. Сегодня жостовские подносы известны во всем мире, и их ни с чем не спутаешь.
Жостовские подносы были очень популярны на протяжении всего 19 века. Богатые купцы и простые рабочие покупали жостовские подносы и подавали на них еду или просто украшали их, потому что они были слишком красивы, чтобы на них класть еду.
Конечно, у ремесла были свои периоды упадка. Произошло это в начале 20 века, после войны и революции, в первые тяжелые годы советской власти. Но в начале 1920-х годов ремесло было возрождено артелью мастеров, объединившихся в фабрику «Металлический поднос», позже переименованную в Жостовскую фабрику декоративной росписи. В 1970-е годы красивые и нарядные жостовские подносы достигли пика своей популярности. Они пользовались повышенным спросом как в России, так и за рубежом.Иностранные туристы часто привозили их в качестве сувениров из России вместе с матрешками, керамическими игрушками и знаменитыми платками. Ремесленнику удалось выжить во время экономического кризиса после распада Советского Союза. И все эти непростые времена жостовские мастера сохранили традицию и продолжали делать то, что умеют лучше всего – создавать уникальные расписные подносы. Сегодня на Жостовской фабрике декоративной росписи работает более 240 художников.
Поднос изготовлен вручную. Сначала вырезается кусок железа. Затем кузнец формирует поднос с помощью молота и наковальни. Чтобы сделать поднос более прочным, мастера часто вкручивают в край подноса проволоку. Однако в настоящее время металлические листы часто режут на станке, а затем формуют на электрическом прессе.
Поднос подготовлен к покраске. На этом этапе поддоны замазывают, красят в черный цвет и два-три раза покрывают лаком. Каждый слой высушивается и зачищается наждачной бумагой, что является достаточно длительным процессом.
Поднос окрашен. Первый этап росписи называется «прорисовка» («замалёвка»), а второй — «подгонка» («выправка»). На этапе рисования художник обводит букет широкой кистью. После этого лоток оставляют сохнуть на 12 часов при определенной температуре. А вы знали, что художники не делают предварительных набросков на подносах? Они полностью полагаются на свои навыки и воображение и знают, что картинка должна быть идеальной с самого начала.Что касается этапа подгонки, то он состоит из нескольких операций, в ходе которых художники добавляют мелкие, даже мельчайшие детали и полируют подносы грубой тканью. Затем орнамент рисуется по бокам подноса. В конце покрывают расписной поднос двумя-тремя слоями лака. Только после этого лоток считается готовым к продаже.
Будущие художники начинают учиться ремеслу в очень раннем возрасте.Родители-художники дарят своим детям кисти, масла и другие материалы и играют с ними, чтобы научить их основам росписи подносов. Самые талантливые дети продолжают свое ученичество и со временем становятся художниками.
А вы знали, что мастер работает сразу над несколькими подносами? Ежедневно опытный художник может расписать до десяти подносов! А в процессе росписи художник держит поднос у себя на коленях, так что поднос можно двигать или поворачивать в любом направлении, которое нужно художнику.
Жостовские художники знают все о биологическом строении цветов, но редко пишут только настоящие предметы. Вместо этого они позволяют своему воображению править и часто рисуют несуществующие цветы, смешивая их с реальными формами жизни. При этом они создают поистине неповторимые шедевры.