Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, так организовать среду нам указывает ФГОС ДО. Долгое время мы страдали от недостатка полифункционального материала, где его взять? С природным материалом все понятно. А как быть дальше? Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
Наши руки не для скуки, поэтому мы стали создавать полифункциональные материалы своими руками. На фото вы видите примеры.
Из небольшой коробки получилась настольная ширма, которая может превращаться в кукольный домик.
Еще одна ширма, с различными изображениями: деревенский дворик, поляна, комната, проезжая часть, лес. Может использоваться детьми для режиссерских игр.
Наша первая полифункциональная игрушка может быть плитой, светофором, стиральной машиной, домом, телевизором.
Наша красавица ширма, сделана из полипропиленовых труб с помощью родителей.
А вот легкие модули из коробок, вместе с ширмой позволяют создавать уголок уединения, трансформировать пространство, а это еще один принцип организации развивающей предметно-пространственной среды.
nsportal.ru
Согласно требованиям ФГОС ДО, по которым в ближайшем будущем будут работать абсолютно все дошкольные учреждения России, развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения должна быть:
Все дошкольные учреждения постепенно к этому идут. Кто-то может уже похвастать развивающей средой по ФГОС ДО, кто-то наполовину, кто-то совсем пока ни чем…
Наш детский сад не остается в стороне, мы не сидим на месте: меняем, дополняем, переставляем, переделываем, продумываем….
Сегодня я хочу остановиться на пункте: полифункциональная. В частности, полифункциональные игрушки и пособия.
Полифункциональность – от греч. polu – много и лат. funсtio – исполнение, осуществление, деятельность.
По ФГОС ДО полифункциональность материалов предполагает:
• возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
Можно нанизывать на трубочку, либо пальчик все детали, можно их использовать в образовательной деятельности.
А можно всё это использовать в уголке “Хозяюшка” – кормить кукол, угощать друг друга.
Взять, например, обыкновенные вкладыши, которые очень любят дети. Но ведь их можно тоже использовать многопланово – полифункционально! В играх с водой, с песком, с камешками, использовать всё в том же, уголке “Хозяюшка”.
Мои мысли: Мы, воспитатели, привыкли учить детей, что всё должно лежать на своих местах: посудка – на кухне, вкладыши – в сенсорном уголке, с машиной играем только на ковре…Игры с волшебной коробочкой покажу в ближайшее время отдельным сообщением.
А крышки? Обыкновенный бросовый материал. Сколько игр с ними можно придумать?
От “сухого” бассейна до дидактических игр.
А непроливайки? Это и стаканчики для воды, и для изучения цвета, и для развития мелкой моторики…
В общем, примеров достаточно.
Главное, для себя, как для педагога, сделать вывод: игрушки и пособия ДОЛЖНЫ быть полифункциональными!!! Чем больше вариантов использования одной игрушки/пособия, тем положительнее это будет сказываться на развитии ребенка.
Мои мысли: Я и раньше придерживалась полифункциональности, но стереотипы “советской педагогики” были очень сильны, теперь ФГОС ДО дает нам зелёный свет! Любите свою работу! Ведь, работа – это огромная часть нашей жизни! Дети – наше будущее!
ФГОС ДО – это федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который будет действовать УЖЕ во ВСЕХ ДОУ России с января 2016 года.
Надеюсь, мне удалось донести до читателя, что такое полифункциональность развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения.
Из истории блога:
yellowchickens.blogspot.com
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайдПолифункциональность предметно-пространственной среды в доу Составитель: Афанасьева И.С. МАДОУ «Детский сад №100» общеразвивающего вида, г.Сыктывкар Республика Коми
2 слайд Описание слайда:С введением ФГОС в дошкольное образование предъявляются определенные требования к развивающей предметно-пространственной среде , которая выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую и стимулирующую функции. Эта среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть: содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной доступной безопасной
3 слайд Описание слайда:полифункциональность Возможность разнообразного использования составляющих предметной среды для применения в разных видах детской активности (детской мебели, природных материалов и пр.)
4 слайд Описание слайда:– однако изменение среды должно производиться с учетом зон активности – зоны должны быть «гибкими», т.е. «расширяться» и «сжиматься» в размере, однако они не должны «вливаться» друг в друга, так-как «вливание» зон ведет к смешению уголков. Это может привести к тому, что, например, уголок уединения может оказаться рядом с физкультурным уголком, что крайне недопустимо. Должно быть разграничение зон.
Для приведения предметно-пространственной среды в соответствие с ФГОС необходимо: I. разделить групповую комнату на зоны II. распределить уголки в этих зонах III. приобрести полифункциональное оборудование IV. изготовить полифункциональное пособие
6 слайд Описание слайда:– Спокойная зона – Рабочая зона – Активная зона Зоны активности
7 слайд Описание слайда:Между зонами можно установить модули или полифункциональное оборудование, которое возможно применить как для одного уголка, так и для другого, рядом граничащего.
8 слайд Описание слайда:Полифункциональное оборудование
9 слайдИзоуголок, для опытов, для дидактических игр
12 слайд Описание слайда:Умелые руки
13 слайд Описание слайда:Уголок ч
infourok.ru
Дидактические игры учат детей различать основные цвета, величину и форму предметов. У детей развиваются творческие способности, любознательность, наблюдательность, формируются навыки самостоятельной деятельности.
Развивающая игра для детей
“Цветочная поляна”
Сделать игру несложно. Берем любую картонную коробку. Делаем отверстия в ней, вырезаем горлышки от бутылок и вкручиваем их в коробку. Затем вырезаем цветочки основных цветов – зелёного, красного, синего, жёлтого и подбираем крышечки тех же цветов.
Цель: закрепление цвета; развитие моторики рук, навыки счета.
Вариации игр могут быть различными, например:
• подобрать цветочки по цвету их серединок;
• выложить цветочки одного определённого цвета;
• сосчитать, сколько цветочков того или другого цвета
Игры с прищепками
Следующее пособие также помогает ребёнку научиться владеть своими пальчиками – прищепки. Да, да, самые обыкновенные прищепки. Один совет – выбирайте пластиковые прищепки не слишком тугие, чтобы малышу было удобно ими пользоваться. Слишком тугие прищепки могут отбить желание в них играть. Для того, чтобы играть с ними было веселее, предлагаю вам сделать несложные цветные шаблоны из картона. К таким заготовкам прищепки можно подбирать по цвету, а из готовых фигурок разыгрывать сказку.
шаблоны для игр с прищепками.docx
Игра “Кто что ест”
Главной целью всех игр с прищепками является развитие мелкой моторики, но у этой игры есть и ещё одна – познакомить малыша с некоторыми животными и их элементарным рационом.
Из картона вырезаем фигурки животных. В запланированных местах прорезаем кружочки под размер пальцев ребёнка. Предлагаем ребёнку вставить пальчики в фигурку зверюшки. С такими игрушками можно и сказки разыгрывать и пальчики развивать.
шаблоны для пальчиковых игр.docx
Пальчиковый театр “Варежка”
шаблоны пальчикового театра Варежка.docx
Сделать их очень легко. Вам понадобятся пустые крышки от детского питания и разнофактурные кусочки ткани. Вырезаем по два одинаковых кружочка ткани и приклеиваем их к крышкам. Чем больше крышек и кусочков ткани, тем интереснее будет играть. Вариантов игры может быть много. Самый лёгкий – просто трогать пальчиками крышечки. Далее можно складывать часть крышек в специальный мешок. Одну даём потрогать ребёнку и просим на ощупь найти в мешочке такую же
Развивающая мягкая книга
http://www.bensound.com
Очень понравилось видео о том, какую развивающую книгу можно сделать своими руками. Замечательная идея для маленьких детей!
www.chieneva.ru
МКДОУ Тесинский детский сад
КОНСПЕКТ
мастер-класса «Многофункциональные пособия для детского сада, сделанные своими руками в соответствии с ФГОС»
Учитель-логопед
Буценик Мария Григорьевна
Село Тесь
2016
Тема: «Многофункциональные пособия для детского сада, сделанные своими руками в соответствии с ФГОС».
Цель: Обогащение практическим опытом педагогов по вопросам изготовления пособий своими руками».
Задачи:
– познакомить с процессом изготовления пособий.
– дать знания о разнообразных методах использования пособий с учетом ФГОС.
– расширить знания о разнообразии игр с этими пособиями, о значении и способах манипуляций с ними.
Ожидаемые результаты мастер-класса.
– овладение педагогами дошкольных образовательных учреждений способами изготовления пособий.
– овладение новыми способами и методами использования пособий, расширение знаний о способах манипуляций с ними.
Оборудование: пособия «Часы с одной стрелкой», «Часы с двумя стрелками», «Сухой бассейн», «Волшебная коробочка».
Ход мастер-класса:
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в дошкольном образовании. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ. Пособия можно делать своими руками. В чем плюс пособий, сделанных своими руками? Как правило они мобильны и многофункциональны!
Мобильность– это способность пособия быстро меняться, изменять условия игры.
Многофункциональность-выполнение пособием нескольких различных функций.
Что же мы можем сделать своими руками?
Пособие «Часы большие с одной стрелкой»
Пособие изготавливается из листа фанеры, вырезается ровный круг. Стрелка из плотного картона крепится в середину круга таким образом, чтобы свободно крутилась в разные стороны. Картинки к часам крепятся с помощью скрепок, при необходимости меняются в зависимости от игры.
Это пособие помогает решать множество задач: развивать умение классифицировать, находить лишнее, обогащать словарь, развивать речь, развивать логическое мышление, развивать внимание, память, автоматизировать звуки, проводить логопедическое обследование и т.д. Рассмотрим подробнее игры с этим пособием:
Пособие «Часы с двумя стрелками»
Пособие изготовляется на подобии больших часов, только здесь в центре крепятся две стрелки. Это пособие используется для развития фонематического восприятия. Ребенок вращает две стрелки и подводит их к двум картинкам согласно задания. Используются игры:
Пособие «Сухой бассейн»
Для изготовления пособия нужна коробка, в не помещаются любые семена: фасоль, горох, пшеница и др. Бассейн служит для релаксации и в то же время решаются образовательные задачи, развивается мелкая моторика. В этот бассейн прячутся различные предметы, в зависимости от игры. Можно использовать игры:
Пособие «Волшебная коробочка»
Пособие изготовляется из коробки из-под конфет. В формочках вырезаются сквозные окошечки. По величине коробки готовятся заготовки картинок по разным темам (домашние животные, дикие животные, ягоды, овощи, фрукты и т.д.) картинки должны совпадать с окошечками и быть видны через них. Игры:
МКДОУ Тесинский детский сад
КОНСПЕКТ
мастер-класса
«Многофункциональные пособия для детского сада, сделанные своими руками в соответствии с ФГОС»
Учитель-логопед
Буценик Мария Григорьевна
Село Тесь
2016
Тема: «Многофункциональные пособия для детского сада, сделанные своими руками в соответствии с ФГОС».
Цель: Обогащение практическим опытом педагогов по вопросам изготовления пособий своими руками».
Задачи:
– познакомить с процессом изготовления пособий.
– дать знания о разнообразных методах использования пособий с учетом ФГОС.
– расширить знания о разнообразии игр с этими пособиями, о значении и способах манипуляций с ними.
Ожидаемые результаты мастер-класса.
– овладение педагогами дошкольных образовательных учреждений способами изготовления пособий.
– овладение новыми способами и методами использования пособий, расширение знаний о способах манипуляций с ними.
Оборудование: пособия «Часы с одной стрелкой», «Часы с двумя стрелками», «Сухой бассейн», «Волшебная коробочка».
Ход мастер-класса:
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в дошкольном образовании.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ. Пособия можно делать своими руками. В чем плюс пособий, сделанных своими руками? Как правило они мобильны и многофункциональны!
Мобильность– это способность пособия быстро меняться, изменять условия игры.
Многофункциональность-выполнение пособием нескольких различных функций.
Что же мы можем сделать своими руками?
Пособие «Часы большие с одной стрелкой»
Пособие изготавливается из листа фанеры, вырезается ровный круг. Стрелка из плотного картона крепится в середину круга таким образом, чтобы свободно крутилась в разные стороны. Картинки к часам крепятся с помощью скрепок, при необходимости меняются в зависимости от игры.
Это пособие помогает решать множество задач: развивать умение классифицировать, находить лишнее, обогащать словарь, развивать речь, развивать логическое мышление, развивать внимание, память, автоматизировать звуки, проводить логопедическое обследование и т.д. Рассмотрим подробнее игры с этим пособием:
«Время года»- на часах размещаются картинки- признаки времени года, в зависимости от сезона, среди них помещаются картинки-признаки какого-то другого времени года. Ребенку дается задание- Найти лишние картинки. Он подводит стрелку к лишней (им) картинке (ам) и убирает ее (их), при этом объясняя, почему она (они) лишняя (ие).
«Геометрические фигуры»- на часах картинки с предметами какой-то геометрической формы (например круглые: мяч, апельсин, колесо и др.) и среди них несколько лишних не круглой формы (крыша, кубик), ребенок находит лишние картинки о объясняет почему они лишние.
«Домашние животные», «Дикие животные», «Фрукты», «Овощи», «Транспорт» , «Ягоды», «Деревья», «Цветы», «Дымковская живопись», «Гжель» и т.д.. По типу игры «Геометрические фигуры» на часы помещаются несколько лишних картинок, ребенок подводит стрелку и объясняет почему картинки лишние.
«Назови одним словом» (классификация). Ребенок вращает стрелку и называет все картинки на часах, а потом называет их одним словом: «Животные», « Транспорт», «Ягоды», «Фрукты», «Овощи» и т.д.
«Время суток»- ребенок вращает стрелку и по картинкам на часах объясняет, какое это время суток, что бывает в это время суток.
«Расскажи по плану»- на часах по порядку размещаются картинки (план рассказа, по типу «Мнемотаблицы») по которым ребенок, вращая стрелку, рассказывает рассказ.
«Заучивание стихотворения»- на часах распложено схематично изображенное стихотворение (опорные картинки), при заучивании и рассказе стихотворения вращается стрелка, и ребенок поэтапно рассказывает стихотворение.
«Автоматизация звуков в словах»- назови слова на звук, вращается стрелка и называются слова (можно использовать при логопедическом обследовании звукопроизношения).
«Найди самое короткое (длинное) слово – стрелка поводится к нужной картинке.
«Найди слово с заданным звуком»- стрелка подводится к нужной картинке.
Пособие «Часы с двумя стрелками»
Пособие изготовляется на подобии больших часов, только здесь в центре крепятся две стрелки. Это пособие используется для развития фонематического восприятия. Ребенок вращает две стрелки и подводит их к двум картинкам согласно задания. Используются игры:
Игры на дифференциацию: найди два похожих слова (рак- лак)
Найди два самых длинных слова
Найди два самых коротких слова
Найди два слова на заданный звук
Найди два слова, где нет какого-то звука.
Пособие «Сухой бассейн»
Для изготовления пособия нужна коробка, в не помещаются любые семена: фасоль, горох, пшеница и др. Бассейн служит для релаксации и в то же время решаются образовательные задачи, развивается мелкая моторика. В этот бассейн прячутся различные предметы, в зависимости от игры. Можно использовать игры:
«Найди только домашние животные», «Дикие», «Только овощи», «Только фрукты» и т.д.
«Спрячь только домашние животные», «Только дикие» и т.д.
«Найди игрушки на заданный звук»
«Выбери камушки из зерна» ,»Выбери фасоль из зерна» (бобы)- любые игры на сортировку предметов.
Пособие «Волшебная коробочка»
Пособие изготовляется из коробки из-под конфет. В формочках вырезаются сквозные окошечки. По величине коробки готовятся заготовки картинок по разным темам (домашние животные, дикие животные, ягоды, овощи, фрукты и т.д.) картинки должны совпадать с окошечками и быть видны через них. Игры:
«Назови картинки»- играют два игрока. Игрок кидает легкий маленького размера мячик, в какое окошечко попадает мячик, ту картинку он называет, так до тех пор, пока все картинки не будут названы.
«Назови картинки»- игра используется при автоматизации звуков в словах. Ребенок кидает кость в окошечки, сколько точек на кости, столько раз он называет ту картинку, на которую попала кость.
«Назови одним словом»- ребенок называет все картинки, вкладывая в каждое окошечко фишку, а потом называет картинки одним словом.
multiurok.ru