Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 имени Тази Гиззата
города Агрыз Агрызского муниципального района РТ
МАТЕРИАЛ
«Инновации и опыт: грани профессионализма»
Тема методической разработки
«Паспорт здоровья класса
как средство организации здоровьесберегающей деятельности классного руководителя»
Подготовила : Михайлова Алена Витальевна, учитель начальных классов,
Агрыз, 2017
Содержание
Введение 3
1 Теоретико-методологические основы опыта 5
2 Цели и задачи создания разработки «Паспорт здоровья класса» 6
3 Прогнозируемые результаты 7
4 Критерии оценки проводимой работы 7
5 Методические рекомендации по составлению паспорта здоровья класса 8
5.1 Социальная характеристика и анализ состояния здоровья учащихся 8
5.2 Гигиеническая оценка классной комнаты 10
5.3 Гигиеническая оценка режима дня 14
5.4 Гигиенические требования к расписанию уроков 16
Заключение 17
Литература 19
Приложение 20
«Добыть и сохранить здоровье может только сам человек».
Н. А. Амосов.
1 Введение
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие любого общества. Человек – высшее творение природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию: быть здоровым.
В России исторически важнейшая роль в формировании адекватного здоровому образу жизни поведения отводилась учителю. Без участия школы, учителя не могут быть решены проблемы оптимального уровня гигиенической культуры человека и формирования стереотипов поведения, позволяющих в последующие возрастные периоды сохранять здоровье.
Задача новой российской школы – создать условия для существования и развития ребенка в системе, способной помочь ему открыть себя, свои умения, развить свое творчество. Необходимым условием существования индивидуума на современном этапе, становится здоровый образ жизни. Здоровая личность – один из основных критериев качества образования сегодня. В соответствии с Законом «Об Образовании» здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.
Неслучайно и в стандартах нового поколения главные акценты сделаны на формирование духовно-нравственных ценностей и здорового образа жизни.
Таким образом, сохранение и укрепление здоровья школьников объявлено актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности.
И на это есть веские причины – высок уровень заболеваемости школьников. К категории «практически» здоровых можно отнести, по словам главного врача России Г.Онищенко, лишь одного из 10 школьников. Цифры говорят о том, что сохраняется тенденция ухудшения состояния здоровья от
первого класса к одиннадцатому, растёт число детей с хроническими заболеваниями: 30 – 35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания, к окончанию школы эта цифра достигает 85%. За годы обучения в 5 раз возрастает число больных с нарушениями зрения и опорно – двигательного аппарата, в 4 раза с нарушениями психического здоровья, в 3 раза – с заболеваниями желудочно – кишечного тракта. 80 – 85% детей в течение года переносят то или иное заболевание. Всё это вызывает озабоченность и тревогу.
Ребёнок находится в школе в период своего роста и развития, когда он очень восприимчив к внешним воздействиям, когда формируются все его системы органов, психика. Меняются времена, изменяются социально – экономические, экологические, организационно – педагогические факторы. Под влиянием стрессов, неправильного питания, вредных привычек, увеличения учебной нагрузки, загрязнения окружающей среды снижается способность организма противостоять различным инфекция. Проводимая работа по сохранению и укреплению здоровья детей недостаточно эффективна. Необходимо искать новые подходы, проектировать и внедрять новые здоровьесберегающие технологии.
Личностно – ориентированный подход к растущему человеку – основное направление, в рамках которого можно правильно ставить и решать проблему здоровья в рамках ОУ. Деятельность по формированию здорового образа жизни должна быть организована с учётом возрастных, индивидуальных и психологических особенностей. Педагогу необходимы знания и представления об особенностях развития ребёнка на разных возрастных этапах. В современный информационный век школьники обладают достаточно скудными знаниями о возможностях своего организма, способах поддержания здоровья. Это одна из главных причин поведения человека, не соответствующего принципам здорового образа жизни и причина их низкого уровня здоровья.
Одним из важнейших направлений деятельности ОУ должно стать
формирование мотивации на здоровье, на ценностное отношение к здоровью, осознание социальных норм здорового образа жизни, знание «факторов риска» для здоровья.
Новое качество работы ОУ невозможно без решения проблемы взаимодействия всех участников образовательного процесса. Существенное значение имеет оценка психологической ситуации в семье. Психическое и физическое здоровье детей во многом зависит от здоровья самого педагога.
В 2013-2014 учебном году нашей школе был установлен статус опорной по теме: «Формирование здоровьеформирующего пространства образовательного учреждения». В условиях реализации ФГОС, когда перед школой стоит задача формирования физически и нравственно здоровой личности, передо мной встал вопрос, как сделать так, чтобы процесс развития и воспитания был постоянным и последовательным. Чтобы наиболее полно представить картину здоровья моего класса в целом и каждого ребенка отдельно я решила составить «Паспорт здоровья класса», где систематизирую и обобщаю сведения, полученные при проведении мониторинга здоровья, отслеживаю какую бы то ни было динамику.
1 Теоретико-методологические основы опыта
Понятие «Здоровье человека», на первый взгляд, представляется простым и ясным. Здоровый человек вообще не задумывается над смыслом этого состояния. Не случайно Ф.Энгельс в своё время сделал очень простое определение здоровья: «Здоровье – это то, о чём мы вспоминаем, когда его нет».
На самом деле – это одна из важнейших категорий человеческого бытия. Известный отечественный патофизиолог академик И.В. Давыдовский писал, что установить чёткую грань между здоровьем и болезнью невозможно. Поэтому при медицинских заключениях самым расхожим определением является «практически здоров».
По определению всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезни, т.е. это физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой».
Следует отметить совсем понятные вещи: здоровье человека – одна из предпосылок счастья и его полноценной жизни. Не случайно на вопрос о том, что является более ценным для человека, Сократ сказал: «Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто».
Исходя из приведенных определений, становится очевидным, что разработка здоровьесберегающих технологий должна предусматривать создание условий для обеспечения физического благополучия (обеспечение нормального физического развития и совершенствования телесных функций), духовного благополучия (обеспечение нормальной психической деятельности, создание условий для достижения душевного комфорта) и социального благополучия (нормальные условия жизни, исключение социальных стрессов, связанных с недостатком средств существования, социальная комфортность).
«Паспорт здоровья класса» представляет собой документ нового типа. Это новая форма организации здоровьесберегающей деятельности, содержащая данные о состоянии здоровья школьников и направленная на охрану и укрепление их здоровья, на формирование у них мотивации на здоровый образ жизни с раннего школьного возраста. Он определяет принципиально новый подход к вопросам сохранения и укрепления здоровья. «Паспорт здоровья класса» (см. Приложение 1) содержит все физиологические характеристики детей на основе ежегодной диспансеризации, включая текущие болезни. Для более эффективной работы создаётся пакет диагностических, методических, информационных материалов (см. Приложение 2).
«Паспорт здоровья класса» позволяет объединить усилия врачей, педагогов, родителей по сохранению и укреплению здоровья школьников.
Разработать и внедрить новые режимные моменты, улучшить состояние здоровья детей, повысить успеваемость, сформировать у ребёнка убеждение, что здоровье – это главная ценность человека, основной фактор успеха на последующих этапах его жизни.
2 Цели и задачи создания разработки «Паспорт здоровья класса»
Цель: Оценить уровень здоровья учащихся и определить основные приоритеты дальнейшего развития деятельности школы в области здоровьесбережения.
Задачи: – Формирование базы данных о состоянии здоровья школьников на основе мониторинга результатов углублённого медицинского осмотра.
– Разработка и внедрение в образовательный процесс научно – обоснованных методических рекомендаций, новых режимных моментов.
– Стимулировать повышение внимания учащихся, их родителей, учителей к вопросам здоровья и питания, здорового образа жизни, развития двигательной активности.
3 Прогнозируемые результаты
Практические. 1. Повышение сопротивляемости организма к различным заболеваниям.
2. Нормализация и предотвращение развития начальных форм
патологических изменений у учащихся. Обеспечение ранней диагностики болезней. Оздоровление детей группы «риска».
3. Формирование у ребенка и его родителей осознанного отношения к здоровью как к высшей ценности, как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни человека.
4. Повышение работоспособности учащихся, снижение
пропуска занятий из-за простудных заболеваний, повышение успеваемости.
5. Составление паспорта здоровья класса.
Научно- педагогические. 1. Разработка и внедрение новых форм режимных моментов по организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса, оптимального режима учёбы и отдыха детей.
2. Расширение фронта профилактической работы с учащимися для укрепления здоровья.
3. Увеличение школьного информационного пространства, владение информацией о состоянии здоровья каждого ученика в классе.
4 Критерии оценки проводимой работы
1. Положительная тенденция изменения отношения учащихся к медицинской и физкультурной группам здоровья.
2. Уменьшение числа детей с хроническими заболеваниями.
3. Сравнительный анализ заболеваемости учащихся.
4. Сравнительный анализ успеваемости учащихся.
5. Снижение уровня тревожности, повышение стрессоустойчивости, памяти, внимания, интеллектуальных способностей.
5 Методические рекомендации по составлению паспорта здоровья класса
5.1 Социальная характеристика и анализ состояния здоровья учащихся
Для наиболее полной реализации творческого потенциала ребенка необходимо гармоничное сочетание социальной, физической, интеллектуал
infourok.ru
Разделы: Классное руководство
Цель:
Эпиграф:
“Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений”.
“Здоровье-это единственная драгоценность”.
(Монтень).
Ход
Оборудование: презентация (Приложение 1)
Вступление:
“Здравствуйте!” говорим мы при встрече друг другу, желая, в первую очередь здоровья, а уже потом всего остального. Мы можем менять свои костюмы, прически, но не можем менять себя. Организм нам дается один на всю жизнь. Очень важно это помнить и заботиться о нем. Здоровье человека является фундаментом всей его жизни. Когда человек здоров, он активен, работоспособен, самодостаточен и счастлив, наконец.
Сегодня у нас классный час на тему “ Здоровье – единственная драгоценность ”. Мы не просто выясним, что такое здоровье, но и научимся определять параметры своего здоровья, узнаем правила сохранения здоровья и факторы, влияющие на него. Нам предстоит самостоятельно вывести формулу здоровья.
Работа будет проводиться в 4 группах.
Давайте проведем небольшую разминку.
Игра “Собери пословицу”.
Вам необходимо в течение 1 минуты собрать пословицы:
В: А какие вы знаете пословицы или поговорки о здоровье
– Вы видите, что про здоровье люди думали и в древности, ведь пословицы – это народная мудрость.
В: Так что же такое здоровье? И какой смысл в понятие “здоровье” вкладываете вы?
(Ответы учащихся.)
– здоровье – это отсутствие заболеваний;
– здоровье – умение человека осознавать свои потребности и удовлетворять их.
Спасибо за интересные определения, чувствуется, что проблема здоровья находится в поле вашего внимания. Всемирная организация здравоохранения еще в 1946 году в своем Уставе записала, что “… здоровье следует понимать как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов”.
Определение состояния своего здоровья.
В современном мире людей больше волнует финансовый достаток, наличие дорогих вещей, компьютеры и машины. А ведь здоровье – это самое дорогое, чем обладает человек. Существует множество методик определения состояния своего здоровья. Возьмем две наиболее простые из них.
Методика 1 (шуточная викторина).
Вопросы:
Результаты: Ели вы ответили 8 раз ДА – отличный результат. Остальные, не набравшие нужное количество правильных ответов не расстраивайтесь, у вас все впереди.
Методика 2 (научная)
Русский врач Н.М. Амосов предложил определять размер здоровья – это условный параметр, не дающий ответа о состоянии здоровья, но позволяющий о нем задуматься: У вас на столах жетоны трех цветов: красный, желтый, голубой.
– Если Вы не болели в течение всего учебного года – у Вас самый высокий
уровень здоровья (красный жетон).
– Если заболевание возникло во время эпидемии – средний уровень здоровья (желтый
жетон).
– Если Вы болеете во время обычных учебных нагрузок – уровень здоровья самый
низкий (голубой жетон).
Вывод: проанализируйте свое здоровье, сдайте жетон соответствующего цвета лидеру группы, который сделает выводы. (Классный руководитель делает вывод о размере здоровья класса в целом).
Факторы здоровья.
Здоровье формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Ученые провели исследование и сделали вывод: от чего зависит наше здоровье. Мы попробуем эти данные обобщить в виде формулы здоровья.
В: Как вы считаете, из каких компонентов будет состоять формула здоровья? что же влияет на здоровье человека?
Ответы учащихся:
Наследственность
Образ жизни
Окружающая среда
Качество медицинских услуг
Формула здоровья (100%) = (10%) медицина + (20%) наследственность +(20%) окружающая среда + (50%) образ жизни.
В: Как вы думаете, какие из составляющих этой формулы зависят от самого человека?
(Образ жизни).
Мы не будем с вами обсуждать факторы, не зависящие от нас. Поговорим об образе жизни.
В: Что в вашем понимании есть здоровый образ жизни? Какие факторы образа жизни влияют на состояние здоровья?
Факторы образа жизни (заполняется совместно с учениками):
Факторы образа жизни |
1. Физическая активность |
2. Вредные привычки |
3. Режим дня |
4. Правильное питание |
Сейчас приглашаю вас послушать рубрику “Это интересно”.
1-ый ученик. Российские медики разработали тест “Доживете ли вы до 70?”, который дает возможность оценить факторы риска различных видов образа жизни человека. Ученые собрали большой фактический материал и сделали выводы относительно влияния некоторых особенностей образа жизни человека на его долголетие. Оказалось, что физический труд, в отличие от умственного, прибавляет несколько лет жизни. Спорт также увеличивает ее продолжительность. Установлено, что лица, занимающиеся спортом 5 раз в неделю, живут на 4 года дольше, чем те, кто игнорирует физические нагрузки или обращается к спорту лишь эпизодически.
2-ой ученик. Длительный сон (свыше 10 часов в сутки) отрицательно влияет на продолжительность жизни, сокращая ее на 4 года по сравнению с 7–8-часовым сном, что объясняется снижением двигательной активности, а значит, и ухудшением кровообращения. Доказано, что агрессивные люди вспышками гнева укорачивают свой век, тогда как спокойные – удлиняют его благодаря собственной уравновешенности. Разница в продолжительности жизни этих двух категорий лиц составляет шесть лет. На продолжительность жизни отрицательно влияют курение, употребление наркотиков, алкоголя, положительно влияет образование: среднее удлиняет ее на год, высшее – на два. Образование развивает интеллект и культуру, которые влияют на всю организацию жизни человека.
Обобщение ответов и выводы.
1. Четкий и правильный распорядок дня. Благодаря четкому режиму организм испытывает меньшую нагрузку, затраченные силы быстрее и полнее восстанавливаются .
Неспособность человека себя заставить придерживаться определенного и четкого режима – признак безволия, неорганизованности, слабохарактерности.
2. Высокая двигательная активность, достаточные физические нагрузки .Организм не может развиваться без достаточной физической нагрузки (это закрепилось в процессе эволюции). Гиподинамия – что это такое? Почему мы так мало двигаемся?
3. Постоянное пребывание на природе, использование благотворных ее факторов – свежего воздуха, воды, солнца.
4. Правильное. Сбалансированное питание.
5. Отказ от вредных привычек (алкоголь, курение, наркотики).
Как сохранить свое здоровье.
Научиться быть здоровым – наша задача.
Учитель: Правильное питание – первый шаг к здоровью.
Сейчас вам предлагается побывать в роли диетологов. В последние годы эта профессия становится модной и высокооплачиваемой. И как знать, может кто-то из вас выберет эту профессию в будущем и прославится, как знаменитый диетолог.
На столе у каждой группы имеется конверт, в котором представлены изображения разных продуктов (мясо, рыба, яйца, творог, грибы, мёд, шоколад, сдоба, молоко, сыр, ягоды, яблоки, бананы, апельсины, лимоны и другие). (Приложение 2)
Задания для 1-й группы: выберите продукты, необходимые ребенку дошкольного и младшего школьного возраста.
2-я группа – необходимые продукты для школьника среднего и старшего звена.
3-я группа – делает отбор для пожилых людей.
4-я группа – продукты, которые необходимо включать в рацион питания с осторожностью, и присутствие которых должно быть обязательным.
Время выполнение задания: 5–7минут.
Ученики одной из групп после выполнения задания высказывают своё мнение и обосновывают сделанный выбор. Другие группы дополняют ответ.
Итог:
Действительно, рацион питания человека в разном возрасте различен.
Детям дошкольного возраста не рекомендуется резко вводить в рацион такие продукты как грибы, мёд, ягоды, фрукты и овощи красной окраски, так как она могут вызвать аллергию у ребёнка.
Обязательно в рационе должны присутствовать молочные продукты, нежирные сорта мяса, рыба, овощи и фрукты, натуральные соки.
До трёх лет лучше совсем не давать ребёнку шоколад и шоколадные конфеты.
Детям школьного возраста нельзя острое, жирное, газированные лимонады, чипсы, гамбургеры. С осторожностью нужно употреблять какао. В рационе должно быть достаточно овощей и фруктов, натуральных соков.
У взрослых в зависимости от вида деятельности суточная потребность в калорийности продуктов разная. Она зависит от того, физически или умственно работает человек, имеются ли у него хронические заболевания.
При отсутствии аллергии и противопоказаний все продукты в умеренном количестве можно и нужно употреблять.
Пожилым людям для укрепления костей необходим кальций, источником которого являются молочные продукты, рыбу, мясо. Лучше ограничивать приём сладкого. Кушать больше овощей и фруктов, натуральные соков.
Таким образом, пищевой рацион должен соответствовать энергетической потребности организма в том или ином возрасте, содержать достаточное количество пищевых веществ с определенным — сбалансированным — соотношением между ними.
В: А как вы думаете, имеет ли значение цвет продуктов для сохранения и укрепления нашего здоровья?
Ученики высказывают свои предположения.
Учитель: Цвет продуктов может не только создать хорошее настроение, но и сохранить здоровье.
Задание: выяснить, как влияет цвет продуктов на состояние организма человека.
1-я группа – оранжевый цвет.
2-я группа – зелёный цвет.
3-я группа – красный цвет.
4-я группа – жёлтый цвет.
Ученики каждой группы выполняют задание.
На выполнение задания: 5 минут
Учитель: Теперь я предлагаю вам обменяться полученной информацией. На мой взгляд, прозвучали интересные и малоизвестные факты.
Если сегодня мы говорим о правильном питании, то нельзя незатронуть тему витаминов. Вам в качестве домашнего задания было подготовить выступление по теме “Витамины. К чему приводить их недостаток? Вред и польза”
1-я группа – Витамин А
2-я группа – Витамин Д
3-я группа – Витамин В1, В2
4-я группа – Витамин С,Е
Название | К чему приводит недостаток | В чем содержится |
Витамин С | Снижение иммунитета, воспаление десен, поражения кожи | Капуста, черная смородина, молодой картофель, сладкий перец, апельсины, незрелые грецкие орехи |
В1 (тиамин) | Быстрая утомляемость, потеря аппетита и веса, рассеянность, боли в ногах, одышка | Пшеничные отруби, клубника, печень, почки |
В2 (рибофлавин) | Слабость, резь в глазах, поражение слизистой оболочки рта | Молоко, зеленые овощи, печень, грибы, сыры |
В2 (пиридоксин) | Нарушение белкового обмена и синтеза жиров, утомляемость | Рисовые отруби, пшеничные зародыши, мясо, молоко, треска, сыры, грибы |
В12 | Анемия | Печень, почки |
РР (никотиновая кислота) | Поражения кожи, расстройства пищеварения, психические расстройства | Отруби, пшеничные зародыши, печень, почки |
Витамин А | Нарушения иммунитета, роста, ухудшения зрения | Салат, шпинат, зеленый лук, морковь, сливочное масло, рыбий жир |
Витамин Е | Накопление холестерина, появление тромбов, перебои в работе сердца | Зелень, зародыши злаков, капуста, бобы |
Учитель: Как вы считаете, достаточно ли человеку для того, чтобы правильно питаться только перечисленных знаний?
Может быть, мы упустили что-то важное в разговоре?
Ученики высказывают свои предположения.
Учитель: Очень важно не только, чем человек питается, но и в какое время, какими порциями и сколько раз он принимает пищу.
Задание: Каждой группе необходимо разработать короткую памятку, содержащую советы по режиму питания.
На работу вам предлагается 5–7минут.
Ученики каждой группы выполняют задание. После выполнения происходит обсуждение проектов памятки, и учитель подводит итог.
Учитель: Я тоже хочу предложить вам один из вариантов такой памятки.
Режим питания означает определенное время приема пищи, ее распределение в течение дня по калорийности, набору продуктов и объему.
Старинная индийская притча гласит: “Бог при рождении каждого человека отмеряет ему то количество пищи, которое он должен съесть. Тот, кто сделает это слишком быстро– быстрее умрет, тот, кто ест помалу и медленно– тот живет долго”. Каждому из нас рекомендуется 4-х разовое питание по калорийности – 30% на завтрак, 40% – на обед, 10% – на полдник, 20% – на ужин.
Задание: На столе у каждой группы белый круг Представьте, что круг символизирует суточный рацион калорий, запишите, какие продукты вы предлагаете включать в рацион подростка на :
1-я группа – завтрак.
2-я группа – обед.
3-я группа – полдник.
4-я группа – ужин.
На
urok.1sept.ru
Факультативный курс «Азбука здоровья» 1 класс.
Тема. Что такое здоровье?
Цель: сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.
Задачи: Учить выделять компоненты здоровья человека и устанавливать их взаимосвязь; развивать кругозор, мышление, обогащать словарный запас; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: «маршрут экскурсии», рисунок автобуса, карточка «Здоровье», условные знаки «не курить, не употреблять алкоголь и наркотики», рисунки с изображением продуктов питания.
Ход урока.
I Орг.момент.
-Звенит звонок – начинается урок.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
– Дорогие ребята, сегодня мы будем говорить о том, что волнует всех людей – о здоровье.
II. Знакомство с темой урока.
– А что же такое здоровье? ( На доску прикрепляется карточка со словом «ЗДОРОВЬЕ») ( Это когда ничего не болит.)
– Можно ли считать здоровым человека у которого ничего не болит, но у него плохая память? (Нет.)
– А можно ли считать здоровым человека постоянно пьющего водку? У него ведь тоже ничего не болит. (Нет.)
– Значит, здоровье это когда у тебя ничего не болит, У тебя все в порядке с мыслями, с памятью и у тебя нет вредных привычек.
– А что нужно делать для того, чтобы быть здоровыми? (.) За ответами на эти вопросы мы отправимся в чудесный город Здоровейск. Хотите узнать на чем мы отправимся? (Да.) Тогда вам нужно отгадать загадку.
Что за чудо это дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус.)
– Правильно, автобус. Нас следует повторить правила поведения в общественном транспорте.
Нельзя вставать во время движения транспорта.
Нельзя громко разговаривать.
Нельзя отвлекать водителя.
– Итак, заняли все свои места. Поехали.
III.Работа над темой урока.
1. Остановка « Движение – жизнь.»
– На воротах Здоровейска написано: «Если хочешь быть сильным – бегай, если хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай.» Это слова Древнегреческого мудреца.
– Правильна ли, по вашему мнению эта пословица? ( Да.)
– Как бег, движение помогают быть сильным? (Если человек двигается.Значит у него крепкие мышцы, т.е. он сильный.)
– А как движение помогает быть красивым? (Если человек двигается, то он дыши свежим воздухом, у него румяное лицо, он не бледный, он не толстеет.)
– А как ум зависит от бега, от движения?.(Если часто быть на воздухе голова будет хорошо работать.)
– Ну а если человек красив, силен и умен, то о нем говорят, что но … здоров. Вот мы и нашли первый секрет здоровья. Чтобы быть здоровым нужно двигаться. ( На доску крепится карточка с бегущим человеком.)
– Но в последнее время люди двигаются все меньше. И наступает, как говорят ученые, мышечный голод. А но опасен для человека так же как и недостаток кислорода. Чтобы быть здоровыми школьники должны активно двигаться не меньше 1,5 часа в день.
2. Остановка « Секреты Успеваек».
– Но как же успевать и учиться, и много двигаться? На этот вопрос ответят Успевайки. Следующая наша остановка «Секреты Успеваек».
Поговорим с вами о режиме дня. Что такое режим дня? Нужно ли его соблюдать?
– А что значит « соблюдать режим дня»? (Делать все всегда в одно и тоже время и по заранее определенному плану.)
– А в котором часу вы ложитесь вечером спать и встаете утром?.( Ответы детей.)
– Вы должны ложиться спать не позднее 9часов 30 минут, а вставать в 7-7.30.
Значит, необходимо выполнять и соблюдать режим дня (вывешивается карточка с часами).
– Обязательно в каждом режиме дня должна быть зарядка. Сейчас мы с вами выполним такую зарядку.
Физминутка.
Рано утром все проснулись,
Хорошенько потянулись.
Спинки дружно все прогнули –
Вот и мышцы отдохнули.
Нашей матушке-землице
В пояс надо поклониться.
Повернулись вправо, влево-
Стало гибким наше тело.
Поднимаемся все выше.
Руки к солнцу потянули,
Опустили и встряхнули.
Носом воздух мы вдыхаем
И на месте пошагаем.
И,как бабочки, попляшем.
Плавно ручками помашем.
Мы размялись хорошо.
Завтра повторим еще.
Ты мой друг, и я твой друг-
Встанем все в большущий круг,
Всем здоровья пожелаем
И в класс свой зашагаем.
3.Остановка « Дом моды.»
– Следующая наша остановка – Дом моды. Ребята, а что бывает в Доме моды? (Одежда). А как здоровье связано с одеждой?.(Если неправильно одеваться, можно заболеть.)
– Правильно. Одеваться надо в зависимости от погоды. Модельеры Здоровейска приготовили задание: нужно правильно выбрать одежду.
(Работа в группах.)
– Почему вы не выбрали некоторые виды одежды?
– Мы узнали еще один секрет – надо правильно одеваться.( Крепиться карточка с рисунком одежды.)
4. Остановка « Веселые поварята».
– Продолжаем нашу экскурсию. Наша следующая остановка « Веселые поварята.»
– Мы поговорим о еде. Нашему организму необходимы различные витамины. А эти витамины мы получаем с едой. Особенно необходимы витамины для детей. Не всякая еда полезна для школьников. Веселые поварята приготовили для вас игру « Выбери полезное». Я буду показывать вам картинки, если на них нарисованы полезные, нужные организму продукты ,вы делаете 2 хлопка, 2 прыжка и говорите: «Очень полезно» , а если продукт не является полезным, вы приседаете.
( Игра « Выбери полезное».)
– Супы помогают нашему кишечнику правильно работать, в кашах много витамина В, который необходим нашему мозгу, в овощах и фруктах много витаминов и растительных волокон. В мясе есть белок нужный для строительства нашего организма, в морской рыбе есть фтор нужный зубам, в молоке – кальций, укрепляющий кости.
– Это наш новый секрет – правильно питаться.(Крепится карточка с рисунком продуктов.)
5. Остановка « Почему нельзя».
– Мы дошли до последней остановки – « Почему нельзя?». На этой остановке висят странные знаки. (Показ условных знаков.) Что они обозначают?
– А почему нельзя все это делать?( Это очень вредно для здоровья.)
Стихотворение
Сигаретная страна-
Очень мрачная она.
Кто хоть раз в нее вступил,
Сигарету закурил,
Тот во многом прогадал,
Тот здоровье потерял.
Научись ответить «нет»
Любой пачке сигарет!
– Да, действительно- это вредные привычки, которые медленно убивают человека. Например, в сигарете ученые нашли 1200 видов ядов. Людиупотребляющие наркотики не доживают до старости. Если мы хотим быть здоровыми и прожить долгую жизнь, мы никогда не должны брать в руки сигарету, наркотики и алкоголь. Это еще один секрет здоровья- « не употреблять табак, наркотики и алкоголь». ( Крепится карточка ).
IV.Закрепление изученного.
– Вот мы узнали все секреты Здоровейска.
– А теперь посмотрите на два портрета в учебнике на стр.. Кто же из детей здоровый- Антон или Аня? Почему? (Антон занимается спортом, много двигается.Правильно питается, а Аня мало двигается, ест много конфет и колбас.)
V.Итог урока.
– Что же такое здоровье?
– Какие секреты здоровья мы узнали?
infourok.ru
Разделы: Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»
Загрузить презентацию (44,9 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель: усилить мотивацию к ведению здорового образа жизни как необходимого условия самосовершенствования человека.
Задачи:
Педагогическая технология “Критическое мышление”
Оборудование:
Продолжительность 1 час.
Целевая аудитория учащиеся 10-го класса.
Технология: технология критического мышления
Ход классного часа
1. Организационный момент 2 мин. Класс делится на 3 группы.
Объявляется тема классного часа Загадка (слайд1)
– Тема нашего классного часа “Мое здоровье” (слайд2)
Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Его не купить ни за какие деньги! Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете отдать свои силы на преодоление жизненных задач, не сможете полностью реализоваться в современном мире. (слайд 3).
2. – Как вы думаете , что необходимо человеку для сохранения и укрепления здоровья.
(Корзина идей на доске).
– Обсудите в группах и предложите свои идеи.
– В течении классного часа мы выясним, все ли ваши идеи были верны, а может еще есть какие-нибудь идеи.
3. – А сейчас мы вам предлагаем некоторые утверждения о здоровье. Своего согласие и не согласие отметьте соответствующим знаком “+” или “-”. (обсуждения)
Каждая группа получает листок с таблицей. Ребятам предлагается на основе имеющихся знаний (из различных источников) ответить на вопросы, сформулированные в каждом пункте таблицы. Каждый высказывает свое мнение и обсуждается в группе. Тезисами общее мнение группы записывается в таблицу, по каждому пункту (7-10 мин).
1 | Наркомания – смертельное заболевание, при котором хроническое влечение к наркотику настолько сильно, что без лечения прекратить употреблять невозможно. |
2 | Алкоголик деградирует, становится безынтересен знакомым и друзьям, родным и в конечном результате бесполезным для нашей страны. |
3 | 1-2 пачки сигарет содержат смертельную дозу никотина. |
4 | При длительном применении кофеина развивается привыкание и возможно возникновение психической зависимости. |
Наркотики бывают безвредные | |
5 | Хорошее здоровье – это образ жизни. Это стиль жизни, который человек выбирает для себя, если хочет достичь наивысшего благополучия. |
6 | Считается, что все, что ни делает человек, так или иначе отражается на состоянии его здоровья. |
7 | Употребление алкоголя раз в неделю не влияет на здоровье человека. |
8 | Готовиться к учебным занятиям можно не только за столом. |
9 | Пища может быть однообразной. |
10 | Пользоваться предметами личной гигиены всем не гигиенично. |
4. – Прочитайте материал, который у вас на столе, и проверьте еще раз свои утверждения, правы вы или нет.
Физкультура и спорт
Нет необходимости убеждать кого-то в пользе спорта. Спорт любят все, только одни у телевизора, а другие – в спортзале.
Без физкультуры и спорта не будет ни гармоничного развития, ни здоровья, ни изящной осанки.
Во время перемен не нужно оставаться в сидячем положении, нужно двигаться. Если дома готовим уроки нужно через каждые 45 минут делать перерыв для активной мышечной деятельности. Такая смена умственной и физической нагрузки приносит отдых и сохраняет трудоспособность. Наш век – век гиподинамии, т.е. ограниченной двигательной деятельности. Поэтому утро нужно начинать с зарядки. Это займёт 5-10 минут и будет являться зарядом бодрости на весь день. На выходных лучше погулять по лесу, по парку. Нужно укреплять свой организм, чтобы быть всегда энергичным и бодрым.
Питание
Правильно налаженное питание помогает сохранить здоровье и жизнерадостность.
Правило первое: нужно соблюдать разнообразие в питании. В пище должно быть достаточное количество белков (мясо, рыба, творог, яйца, грибы, фасоль, горох), жиров (сливочное и растительное масло, сало и т.д.), углеводов (мука, сахар, крупы, крахмал), витаминов. Каждый должен знать какие витамины содержаться в том или ином продукте питания:
Конечно, нельзя накопить в организме витамины на целый год вперёд. Человеку они необходимы каждый день.
Правило второе: помните об умеренности. Не переедайте. Это не только перегрузка для желудка, но и прямой путь к ожирению. “Кто жаден до еды, дойдёт до беды” – гласит вьетнамская пословица. В умеренных количествах следует употреблять животные жиры, сладости, мучные изделия, острые и солёные блюда, жареную пищу.
Правило третье: правильное распределение пищи в течение дня. Утром – сытный завтрак, после полудня – обед, вечером, часа за два до сна, - скромный ужин. Медики советуют не менее чем четырёхразовое питание, а для полных людей – и шестиразовое, естественно, понемногу и в определённое время.
Избегайте спешки, недостаточного пережёвывания, еды всухомятку и т.д. Отучайте себя жевать при чтении или у телевизора (конфеты, печенье, орехи).
И последнее: следите за своим весом. Не старайтесь полнеть, а если видите, что это уже происходит, сгоняйте вес с помощью спорта, гимнастики, диеты, но только по совету врача.
Здоровье и гигиена
В настоящее время известно более 10 000 болезней. Здоровье – самая большая ценность и для человека и для окружающих. Крепкое здоровье – это залог бодрости, работоспособности, долголетия. Сохранение здоровья невозможно без соблюдения гигиенических правил.
Учащиеся в наше время много находятся за столом и многие не следят за правильной осанкой, что приводит к искривлению позвоночника, нарушается симметрия тела, идёт нагрузка на тазовые кости и изменение формы таза. В школе на переменах нужно больше двигаться, чтобы не атрофировались не только мышцы, но и весь организм. В этом случае будет ослабляться работа сердца, лёгких и других органов, будет снижаться обмен веществ. Малейшая нагрузка на такой организм может вызвать заболевание.
Наркомания, наркотические вещества, и их действие на человека.
Число наркоманов на земном шаре – 1 00 000 000 человек.
Злоупотребление наркотическими средствами и незаконная торговля ими в последнее время в развитых странах мира приняли катастрофические размеры.
Наркомания – смертельное заболевание, при котором хроническое влечение к наркотику настолько сильно, что без лечения прекратить употреблять невозможно.
Наркотики – это химические вещества, которые изменяют сознание человека (чувства, ощущение, мысли, настроение и поведение) вызывают психическую и физиологическую зависимость.
Организм настолько сильно привыкает к наркотику, что с каждым разом требуется все большее количество наркотического вещества. В ответ на прекращение приема наркотиков у наркоманов проявляется: судороги, рвота, лихорадочный озноб, усиленное потоотделение.
Наркомания ведет к крайнему истощению организма, значительной потере массы тела и упадку физических сил.
Употребляющие наркотики внутривенно, подвергают себя риску заражения ВИЧ.
Опасные заблуждения и что мы думаем о наркотиках:
Другая вредная привычка, которая приносит вред и смертельно опасна для здоровья – употребление алкоголя.
Алкоголь активно влияет на несформировавшийся организм, постепенно разрушая его. При попадании алкоголя внутрь организма, он разносится по крови ко всем органам, неблагоприятно действует на них вплоть до разрушения.
При систематическом употреблении алкоголя развивается опасная болезнь – алкоголизм.
Алкоголизм – это заболевание, вызванное длительным злоупотреблением спиртными напитками.
Оно характеризуется формированием сначала психической, затем физической зависимости от алкоголя.
Алкоголь является третьим по значимости предотвратимым фактором риска в Европе и России и одной из основных причин психических расстройств, несчастных случаев и травм.
Посмотрите, слева – это то, ради чего мы стремимся принимать алкоголь…
Справа – последствия этого употребления…
Как вам, наверное, уже известно, алкоголь особенно опасен для растущего организма: вызывает привыкание, отравления, а иногда и смерть.
Учёные и медики всего мира всерьёз обеспокоены возрастающим размахом потребления спиртных напитков несовершеннолетними.
Так в США (штат Нью-Йорк) 91% 16-летних учащихся употребляют алкогольные напитки.
В Канаде 90% учащихся 7-9 классов употребляют алкоголь.
ФРГ 1% детей 8-10 лет в состоянии алкогольного опьянения задерживаются полицией.
В России 70% преступлений совершаемых несовершеннолетними – в состоянии алкогольного опьянения. Каждый третий подросток в возрасте 14-16 лет склонен к алкоголизму.
А что же побуждает подростка впервые пробовать алкоголь, а некоторых впоследствии стать алкоголиками.
Наглядно, данные диаграммы составлены на основании опроса юношей и девушек вашего возраста и работы врачей, психологов.
Тебя не трогают уже чужие слезы и боль,
Тебе не надо ничего, ты занят только собой.
Твоя задача необычна, но до боли проста,
В максимально сжатый срок уничтожить себя…
ЗАПОМНИТЕ! Алкоголь – это не привычка, а болезнь, которую нужно лечить, а ещё лучше не болеть. Алкоголик деградирует, становится безынтересен знакомым и друзьям, родным и в конечном результате бесполезным для нашей страны.
Алкоголь топит больше людей, чем вода.
По данным всемирной организации здравоохранения, алкоголизм ежегодно уносит 6 млн. человеческих жизней.
Курение – еще одна вредная привычка, отвратительная для взора. Мерзкая для обоняния, вредная для мозга и очень опасная для легких.
Исследованиями доказано, в чем вред курения.
В дыме табака содержится более 30 ядовитых веществ: никотин, углекислый газ, окись углерода, синильная кислота, аммиак, смолистые вещества, органические кислоты и другие.
1-2 пачки сигарет содержат смертельную дозу никотина.
Никотин влияет на деятельность нервной системы.
Рак у курящих людей возникает в 20 раз чаще, чем у некурящих.
Что же такое табак?
Это “продукт” ядовитого растения, смешанный с различными добавками, чтобы отбить неприятный вкус. Им можно травить себя, травить окружающих людей, загрязнять атмосферу.
Уже сегодня курение убивает каждого десятого человека в мире.
Учитывая динамику прироста курильщиков, эксперты прогнозируют, что к 2020 году жертвами табака будут становиться около 10 миллионов человек в год.
Вдумайтесь в эту цифру!
Известно, что курить – здоровью вредить. Каждая сигарета отнимает от 5 до 15 минут жизни. Курение- причина многих болезней. Особую зону риска составляют семьи, где курят и отец, и мать. Большинство курильщиков пренебрегают здоровьем окружающих, даже очень близких им людей, курят, где угодно: дома, в общественных местах, на работе, в транспорте и т.д.
Подумай о том, что мы тебе рассказали.
Если ты считаешь, что вред, наносимый курением твоему здоровью, маячит где-то далеко, а может быть, и вообще минует тебя, – ты ошибаешься! Посмотри внимательно на курящую девушку, на цвет ее лица, кожу, пальцы, зубы, обрати внимание на ее голос. Ты можешь заметить внешние признаки табачной интоксикации.
Некоторые считают, что сигарета придает девушке элегантность. Скорее, она придает ей вульгарность.
Очень важно, что бы ты сейчас поняла, что в будущем, когда ты станешь матерью, вред, наносимый курением твоему здоровью сегодня, может непоправимо отразиться на развитии ребенка и ещё задолго до рождения.
Анатомия табачной наркоманки.
Подумайте, девочки, обо всем этом. Будьте разумными и воздержитесь от сигареты.
Курение
У ещё неокрепшего молодого организма быстрее, чем у взрослого формируется непреодолимое влечение к наркотизации организма в любых формах: курение, употребление алкоголя и наркотиков. Некоторые люди оправдывают курение тем, что оно не даёт им пополнеть. Но ведь есть более эффективные и безопасные методы: уменьшение количества потребляемой пищи, занятия физической культурой, различные диеты и т.д.
Воздух, которым дышат сегодня люди, засорён пылью, выхлопными газами.…А курильщики поглощают ещё сигаретный дым, никотин и другие яды табака. Курение оказывает резко отрицательное влияние на все жизненно важные процессы в организме. Быстрее развивается утомляемость, ослабевает память, нарастает раздражительность. Доказано, что у курильщиков возрастает риск заболевания болезнями сердца в 2 – 3 р
urok.1sept.ru
Разделы: Биология
Цель: расширить и углубить знания учащихся по проблеме сохранения и укрепления собственного здоровья.
Задачи:
Образовательные:
Развиващие:
Воспитательные:
Оборудование: презентации учащихся: «Вся правда о пищевых добавках», «Фитотерапия, или здоровье без лекарств», «Диеты: польза или вред?»; мультимедийное оборудование.
Метод проектов.
Тип урока: урок – защита исследовательских проектов.
Учитель:
Состояние здоровья школьников является главной задачей, определяющей настоящее и будущее.
Сегодня наш урок будет проходить в виде защиты ваших презентаций на тему «Здоровье человека и окружающая среда».
По данным Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора в России лишь 14 % детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35 % – 40 % – хронические заболевания.
Устрашающие цифры, не так ли?
Здоровье – понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения в обществе, экологической обстановки, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми медиков, педагогов и родителей.
Сегодня мы поговорим о некоторых аспектах нашего здоровья. Многие плохо представляют, что полезно и что вредно для организма, как предупредить те или иные заболевания. Охрану своего здоровья большинство возлагает на медицину. Но никакие достижения медицинских наук не дадут здоровья, если люди сами не научатся его сохранять.
К факторам, нарушающим здоровье, относятся инфекции, переохлаждение и перегревание организма, неправильное питание и недостаток движения, травмы, употребление алкоголя и курение, различные виды облучения и т. д.
Также причиной нарушения здоровья человека может быть умственное и физическое перенапряжение, избыточный производственный и бытовой шум, недостаточный сон и неполноценный отдых.
В нашей беседе сегодня принимают участие: врач-педиатр, журналист газеты «Здоровье», диетолог, химик, биолог, а также ученые – исследователи: Смирнова Мария, Юлмухаметов Дамир, Майер Жанна (учащиеся, выполнявшие исследовательские работы).
Врач–педиатр: Врачи давно убедились, что лекарства растительного и животного происхождения по своей природе ближе к человеческому организму, действие их мягче, они меньше дают побочных реакций по сравнению с синтетическими препаратами. Кроме того они не накапливаются в тканях. Необходимость потребления лекарственных трав возросла сегодня вдвойне, когда нужное средство трудно приобрести в аптеках из-за дефицита, а часто и удорожания. Встает вопрос: «Что же лучше: таблетки или лекарственные растения?».
Ученый – исследователь Майер Жанна: Я смогу ответить на ваш вопрос, так как мы провели исследование на тему: «Фитотерапия, или здоровье без лекарств». Мы считаем, что наша работа актуальна, так как состояние здоровья населения и учащихся является главной задачей, определяющее настоящее и будущее.
Цель проекта: сравнить действие таблеток (химически синтезированных препаратов) и природных веществ растительного происхождения.
Задачи проекта:
1.Провести социологический опрос по данной проблеме
2.Разработать методику «Как правильно лечиться травами»
3.Провести опыт «Синтез ангидрометиленлимоннокислого гексометилентетрамина»
4.Сопоставить и сравнить составляющие химически синтезированных препаратов и растительных лекарственных средств.
В данном исследовании мы сделали вывод относительно проблемы выбора лекарственных препаратов, т.к. в наше время эта проблема стала очень актуальной.
Я предлагаю вашему вниманию свою презентацию. (Приложение 1)
Использование растений в качестве лекарственных средств пришло в наш век из глубокой древности и до сих пор играет значительную роль в арсенале лекарственных средств современной медицины. Исследования показали, что фитотерапия обладает некоторыми преимуществами по сравнению с синтетическими лекарственными средствами. Одним из основных преимуществ является малая частота побочных явлений. Это можно объяснить тем, что «растительное лекарство» – это целый биогенетически сложившийся комплекс, включающий в себя активно действующие вещества, протеины, эфирные масла, микроэлементы, витамины и многое другое.
Существует мнение, что такой комплекс сформировавшийся в живой клетке, имеет большее сходство с человеческим организмом, чем изолированное, химически чистое действующее вещество, поэтому оно легче ассимилируется и дает меньше побочных эффектов.
Проводя данное исследование, мы пришли к следующим выводам:
1. Получили настоящий лекарственный препарат – уротропин – антисептик для мочевыводящих путей.
2. Рассмотрели его растительный аналог – хвощ полевой, обладающий таким же действием.
3. Несмотря на аналогичное действие, состав оказался различным за исключением лимонной кислоты, присутствующей в обоих препаратах.
4. Синтез препарата оказался долгим и сложным, в то время как отвар из хвоща приготовить под силу каждому.
5. Мы считаем, что все химически синтезированные препараты, принимаемые внутрь, можно заменить их растительными аналогами.
6. Благодаря фармакологии появились многие лекарственные препараты, спасшие людям жизнь
7. Химически синтезированные лекарственные препараты подходят для моментального воздействия или при лечении каких либо серьёзных заболеваний, где лекарство вводятся внутривенно, внутримышечно.
Современная медицина не готова полностью отказаться от таблеток, чтобы это сделать, потребуются десятилетия, а медицина будущего будет рассматривать вопрос о лекарственных средствах на более высоком уровне, разделение между химическим синтезом препаратов и растениями исчезнет, и наука сможет лечить людей в полной гармонии с природой.
На наш взгляд, результаты данного исследования могут быть полезны в вопросах совершенствования фармакологии, разрешения проблемы побочного действия препаратов и значительного научного углубления в вопросе лечения природными компонентами.
Диетолог: Современный стиль жизни диктует свои законы. «Иметь лишний вес так же неприлично, как не чистить зубы по утрам», — внушают нам рекламные ролики и глянцевые журналы. Звезды эстрады и кино на все голоса расхваливают всевозможные диеты, а количество центров, обещающих, что можно похудеть быстро и навсегда, уже трудно пересчитать.
Несмотря ни на что, многие девушки готовы идти на любые жертвы ради хорошей фигуры. Еще одним отрицательным моментом краткосрочных диет является то, что мозг не получает необходимой для его нормального функционирования глюкозы.
По мнению большинства врачей (97%), широко рекламируемые диеты и системы похудения опасны для здоровья, так как исключение каких-либо продуктов приводит к дефициту отдельных питательных веществ, что может стать причиной повышенной хрупкости костей или значительного ослабления иммунитета.
Журналист газеты «Здоровье»: Подростковый период является переходным. В это время в организме происходит возрастная перестройка, затрагивающая не только физиологию, но и психику подростка. Всякое вмешательство в этот период во внутренние процессы организма чреваты серьезными последствиями.
Средства массовой информации превозносят достоинства тех или иных диет. Однако они не предупреждают о негативных последствиях их применения, особенно подростками. Между тем диеты сказываются на росте и нормальном развитии подростка, приводят к стрессам, заниженной самооценке, тяжелым заболеваниям, в том числе и к психическим.
Врач-педиатр: Несмотря ни на что, многие девушки и юноши нашей школы готовы идти на любые жертвы ради хорошей фигуры и снижения веса. Как подобрать диету? Поможет ли она или навредит? Я обращаюсь к ученому- исследователю- Смирновой Марии.
Ученый – исследователь Смирнова Мария: Мы работали над темой: «Диеты: польза или вред?». Считаем, что наша работа актуальна, так как она должна привлечь внимание учащихся, которые применяют диеты для похудания. Предлагаем вашему вниманию презентацию нашего проекта. (Приложение 2)
Цель проекта: выяснить, можно и нужно ли применять диеты, чтобы сбросить лишний вес и обрести идеальную фигуру.
Задачи проекта:
1. Провести социологический опрос.
2. Провести оценку физического развития учащихся.
3. Провести опыт: «Определить тип телосложения».
4. Провести опыт «Определить идеальный вес».
5. Изучить плюсы и минусы 10 самых популярных диет.
Мы провели социологический опрос для того, чтобы выяснить процент учащихся, которые используют в повседневной жизни диеты. Были опрошены учащиеся трех восьмых, двух девятых и двух одиннадцатых класса.
По результатам социологического опроса наибольший процент применения диет у одиннадцатиклассников. Большинство из них применяют диеты в повседневной жизни. Из них 94% знали о диетах, 43% применяли и 57% не применяли. В восьмых классах применение диет ниже, чем у одиннадцатых классов. Всего знали 58%, применяли 27% и не применяли 73%. В девятых классах знали только 44 %, не применяли 79 % и всего лишь 21 % применяли. Мы считаем, что девятиклассники мало знают о диетах, низкий процент применения диет именно у них, надеемся, что результаты нашей работы помогут им расширить знания о применении диет для сохранения и укрепления здоровья.
Мы пришли к выводам, что средства массовой информации превозносят достоинства тех или иных диет. Однако они не предупреждают о негативных последствиях их применения, особенно подростками. Между тем диеты сказываются на росте и нормальном развитии подростка, приводят к стрессам, заниженной самооценке, к тяжелым заболеваниям, в том числе и к психическим.
Как бы то ни было, именно в подростковый период девочки и юноши начинают истязать себя всевозможными диетами, стремясь стать похожими на известных фотомоделей.
Из бесчисленного множества диет для похудения выбрать подходящую достаточно сложно, т.к. подавляющее большинство популярных и модных диет не имеют строго медицинского обоснования и зачастую могут отрицательно воздействовать на здоровье, если их проводить без врачебного наблюдения.
Другим опасным фактором является увлечение подростков модными молодежными журналами, в которых развивается культ красоты. Именно здесь девочке-подростку навязывается представление об идеальной фигуре.
Причиной, что подростки садятся на диету, может стать перекармливание их в детстве. Врачи-диетологи часто отмечают, что родители кормят своих детей неправильно, включая мучные и жирные блюда.
Определив физическое развитие учащихся, мы пришли к выводу:
У всех учащихся масса тела не соответствует росту. На основании метода и анализа результатов индекса Кетле определили, что четыре девушки и восемь юношей страдают избыточной массой тела.
Для определения типа телосложения мы использовали два метода: измерение запястья в самом узком месте и формулу- деление массы тела на рост и пришли к выводу, что оба метода достоверно определили тип телосложения.
Из 14 человек только трое имеют гиперстеническое телосложение, что говорит о чрезмерной массе (все 14 человек применяли различные диеты).
Несмотря ни на что, многие девушки и нашей школы готовы идти на любые жертвы ради хорошей фигуры. Еще одним отрицательным моментом краткосрочных диет является то, что мозг не получает необходимой для его нормального функционирования глюкозы.
Мы рекомендовали своим участникам эксперимента: широко рекламируемые диеты и системы похудения не применять, так как они опасны для здоровья, что исключение каких-либо продуктов приводит к дефициту отдельных питательных веществ, что может стать причиной повышенной хрупкости костей или значительного ослабления иммунитета.
Подростковый период является переходным. В это время в организме происходит возрастная перестройка, затрагивающая не только физиологию, но и психику подростка. Всякое вмешательство в этот период во внутренние процессы организма чреваты серьезными последствиями.
Химик: В наши дни здоровье людей не всегда связано с генетической наследственностью. Все большие воздействие на здоровье оказывают продукты питания, входящие в ежедневный рацион потребления, а точнее их состав. Потребитель сегодня должен быть бдителен в выборе продуктов питания.
Проблема загрязнения продуктов питания – одна из главных проблем для человечества в настоящее время. Современный рынок питания характеризуется широким диапазоном выбора как в ассортименте, так и в ценовых категориях.
Одна из причин появления некачественных продуктов питания на рынке заключается в том, что в стране пока еще низкий уровень контроля продукции. Большое количество низкокачественных продуктов поступает из-за рубежа.
Как подобрать такие пищевые добавки, которые не будут влиять на здоровье людей. Я думаю, что на этот вопрос ответит наш ученый – исследователь Юлмухаметов Дамир.
Ученый – исследователь Юлмухаметов Дамир: Мы работали над темой: «Вся правда о пищевых добавках» и считаем, что наша работа актуальна, так как она должна привлечь внимание наших учащихся и горожан, которые хотят сохранить и укрепить здоровье. Предлагаем вашему вниманию презентацию проекта. (Приложение 3)
Цель проекта – выяснить, можно и нужно ли применять пищевые добавки к пище, если человек хочет сохранить и укрепить здоровье.
Задачи проекта:
Пищевые добавки — природные, идентичные природным или искусственные вещества, употребляемые как пищевой продукт или обычный компонент пищи.
Мы провели социологический опрос для того, чтобы выявить, сколько учащихся знают о вреде и пользе пищевых добавок. Были опрошены два девятых и два одиннадцатых класса.
1 группа – 14-15 лет
2 группа – 16-17 лет
По результатам социологического опроса было выявлено, что учащиеся знают о пищевых добавках на 96%. О вреде пищевых добавок в I возрастной группе знают на 55%, о пользе на 51%, а во второй группе знают о вреде на 68%, а о пользе – 79%.
Мы считаем, что девятиклассники мало интересуются пищевыми добавками, что результаты нашей работы помогут им б
urok.1sept.ru
Классный час «Наше здоровье»
Составитель: Астапенко О.В.,
классный руководитель 7 класса
КОУ «Леушинская школа-интернат
для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»
Класс: 7
Цель: усилить мотивацию к ведению здорового образа жизни как необходимого условия самосовершенствования человека.
Задачи:
1. Формирование у учащихся правильного представления о здоровье, здоровом образе жизни; продолжить формирование положительных навыков для социализации.
2. Воспитание бережного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих.
3. Коррекция поведения.
Оформление: памятки, таблички по теме, мультимедийная презентация к уроку.
Ход занятия.
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я вам всем желаю здоровья.
Здоровье для человека – самая главная ценность. Сегодня наша встреча посвящена здоровью человека.
2. Вступительная часть (постановка вопроса)
Учитель: Что такое здоровье?
Дети: Всегда хорошее настроение, ничего не болит, хочется прыгать, играть и учиться, здоровые люди любят природу, видят мир красивым, не ленятся
Учитель: Здоровье – это состояние физического, психического, социального благополучия, а не просто отсутствие болезней. Пожалуйста, поднимите руки, кто никогда не болел? А кто болел 1 раз? А кто болел 2 раза? Посмотрите, мы привыкли к тому, что человеку естественно болеть! А ведь это неверная установка! Давайте изменим установку и запомним: что человеку естественно быть здоровым! Ученые считают, что человек должен жить 150-200 лет. Почему же мы не живем так долго?
Дети: варианты ответов
3. Основная (содержательная) часть
Учитель: Сегодня медики утверждают, что наше здоровье зависит от нашего образа жизни: наших привычек, от наших усилий по его укреплению.
На здоровье влияют:
экология – 20%;
качество медицинской помощи – 10%;
образ жизни – 60%.
Можно сказать, что Здоровье – это здоровый образ жизни.
Посмотрите на составляющие ЗОЖ.
1.физическая активность;
2.правильное питание;
3.личная гигиена;
4.положительные эмоции;
5.отказ от вредных привычек.
Учитель: Что вы знаете о правильном питании?
Учитель: Правильное питание.
Есть надо регулярно в одно и тоже время. В перерывах не перекусывать.
Есть надо медленно, тщательно пережевывая пищу. В этом случае вы съедите меньше и желудок легче переработает еду.
Не есть перед сном.
Учитель: А сейчас предлагаю составить пословицы и поговорки о питании.
Пословицы и поговорки.
Когда я ем,… а люби смолоду.
Ешь с голоду,… во время еды.
Аппетит приходит … не велика честь.
Много есть – … я глух и нем.
Учитель: Какая поговорка учит нас правильному режиму питания?
Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу.
Учитель: Отгадайте загадки.
Лето целое старалась-Одевалась,одевалась…
А как осень подошла,
Нам одёжки отдала.
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок. (Капуста)
Наши поросятки
Выросли на грядке,
К солнышку бочком,
Хвостики крючком. (Огурец)
Всех круглее и краснее
Он в салате всех вкуснее
И ребята с древних пор
Очень любят – … (Помидор)
И зелен и густ
На грядке вырос куст
Покопай немножко –
Под кустом – … (Картошка)
Учитель: Существует пирамида питания – это схематическое изображение принципов здорового питания, разработанное врачами-диетологами.
Первый сектор в пирамиде питания – зерновые. К зерновым продуктам относятся: хлеб из муки грубого помола, отрубной, зерновой, макаронные изделия, крупы. Потребность организма в этих продуктах самая большая.
Второй сектор – овощи. Овощи могут быть свежими, замороженными, консервированными, а также в виде соков.
Третий сектор – фруктовые – свежевыжатые соки, свежие и замороженные фрукты.
Четвертый сектор – молочные продукты. Сюда относятся: молоко, йогурты, десерты на основе молока (пудинги, замороженный йогурт, мороженое), сыр.
Пятый сектор – белковые. Это мясо, птица, рыба, сухие бобы, яйца, орехи.
Шестой сектор – жиры. Стоит обратить внимание на то, что указанный сектор при соблюдении здорового питания является самым узким. В эту группу продуктов входят: растительные масла, майонез, маргарин, сливочное масло, говяжий, куриный, свиной жир, конфеты, торты и другие сладости.
Учитель: Отберите в корзинку только полезные продукты. Учащимся предлагается выбрать из списка только полезные продукты.
Чипсы
Кока – кола
Морковь
Творог
Яблоко
Мясо
Конфеты
Хлеб
Торт
Капуста
Апельсин
Орехи
Рыба
Учитель: вторая составляющая здоровья – это физическая активность. Двигательная активность улучшает работу всех органов.
Учитель: Выберите слова для характеристики здорового человека. (Слайд 16)
стройный
толстый
сутулый
бледный
румяный
неуклюжий
подтянутый
статный
крепкий
сильный
Учитель: Какими видами спорта нужно заниматься для формирования правильной осанки?
Дети: Легкая атлетика, гимнастика, плавание
Учитель: Следующая составляющая здоровья личности – это психическое здоровья.
Что вы знаете об эмоциях?
Эмоции выражают наши чувства, помогают нам справляться с различными трудностями, а значит, помогают нашему здоровью. Хорошее настроение полезно и необходимо для нашего здоровья!
Учитель: Даже у смеха есть польза.
Смех успокаивает.
Смех улучшает кожу.
Смех укрепляет отношения.
Смех повышает иммунитет.
Смех оздоравливает сердце.
Смех снимает боль.
Смех развивает легкие.
Смех побеждает стресс.
Смех помогает быть в форме.
Учитель: Назовите основные эмоции человека
Учащимся предлагается назвать эмоции, изображенные на картинках.
Дети:
радость
стыд
страх, испуг
злость, гнев
грусть, тоска
обида
Учитель: Сложите в корзинку только положительные эмоции.
Гнев
Радость
Грусть
Восторг
Смех
Злость
Страх
Обида
Тоска
Учитель: А теперь давайте передадим друг другу этический заряд доброты. Посмотрите на того человека, который сидит с вами рядом, улыбнитесь друг другу, скажите «привет» и обнимитесь.
Учитель: Важная составляющая здоровья человека – это личная гигиена:
гигиена жилища
гигиена питания
гигиена воды
гигиена одежды
гигиена кожи
Учитель: Существуют правила личной гигиены.
Основой личной гигиены является поддержание чистоты всего тела.
правильно ухаживать за зубами, чистить зубы два раза в день, зубную щетку менять раз в 3 – 4 месяца;
не реже одного раза в неделю мыться горячей водой;
ухаживать за ногтями и волосами, ногти необходимо один раз в неделю подстригать ножницами, волосы необходимо ежедневно расчесывать, не реже одного раза в неделю мыть волосы с шампунем;
содержать в чистоте одежду и обувь, помещение, в котором живешь, ежедневно делать влажную уборку.
руки человека загрязняются легче всего, так как все время соприкасаются с окружающими предметами. Поэтому их необходимо мыть, вернувшись домой, перед едой, перед приготовлением пищи и после посещения туалета.
Учитель: Предметы гигиены
полотенце
зубная щетка
зубная паста
шампунь
мыло
мочалка
расческа
ложка
тарелка
Учитель: Отберите предметы личной гигиены, а затем предметы гигиены для всей семьи.
полотенце зубная паста
зубная щетка мыло
мочалка шампунь
расческа тарелка
Учитель: Составьте пословицы и поговорки.
Будь аккуратен, забудь про лень – … здоровый дух!
Чаще мойся – … чтоб она блестела!
В чистой комнате – чистое тело,
Убирай комнату, … воды не бойся!
В здоровом теле – … чисти зубы каждый день!
Учитель: Какие вредные привычки есть у людей?
Дети: алкоголь, наркотики, сигареты
Учитель: Влияние табакокурения на организм человека.
Заболевания носоглотки, бронхов, легких.
Рак губы, языка, гортани, трахеи и легких.
Поражение сердца и сосудов у курящих.
Нарушения нервной и сердечно-сосудистой системы.
Заболевания желудка.
Учитель: Влияние алкоголя на организм человека.
Повреждения головного мозга: психоз, потеря памяти, инсульт, деградация личности.
«Пивное сердце» и инфаркт, аритмия.
Заболевания желудка: язва, гастрит.
Заболевания печени: цирроз, рак.
Нарушен
infourok.ru
Специфика формирования у учащихся начальных классов понятия «здоровье», «здоровый образ жизни»
Автор работы
Черноярова Надежда Николаевна
Содержание
Введение …………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические исследование по формированию у младших школьников понятия «здоровье», «здоровый образ жизни» …………………………………………………………………………………………6
Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»………………..6
Составляющие здорового образа жизни (ЗОЖ)
младшего школьника……………………………………………………………….11
Формы и методы формирования у учащихся начальных классов понятия «здоровье», «здоровый образ жизни» в процессе изучения курса «Окружающий мир»…………………………………………………………….13
Выводы по I главе……………………………………………………………………23
Глава 2. Экспериментальное исследование сформированности у учащихся начальных классов понятий «здоровье», «здоровый образ жизни» …………25
2.1. Организация, методы и методики исследования……………………………..25
2.2 Анализ и обсуждение результатов исследования……………………………. 26
Выводы по II главе…………………………………………………………………..31
Заключение ……………………………………………………………………………..32
Литература ………………………………………………………………………………34
Приложения
Введение
Здоровье человека – тема для разговоров достаточно актуальная для всех времён и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным общим ухудшением состояния здоровья детей, что связано с экономическим и социальным неблагополучием многих молодых семей, ослаблением иммунитета, генетических нарушений, плохой экологической обстановкой и т.д.
Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства
Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни.
ФГОС второго поколения определяет эту задачу как одну из приоритетных. Результатом решения этой задачи должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды.
Актуальность данной темы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Таким образом, проблема исследования заключается в том, какие педагогические условия будут способствовать реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе и какова специфика формирования у учащихся начальных классов понятия «здоровье», «здоровый образ жизни» в курсе «Окружающий мир».
Целью данной работы является определение условий, способствующих формирований у младших школьников понятий «здоровье», здоровый образ жизни» у младших школьников в курсе «Окружающий мир».
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предметом исследования: специфика формирования у учащихся начальных классов понятия «здоровье», «здоровый образ жизни» в курсе «Окружающий мир».
Гипотеза нашего исследования: формирование у учащихся начальных классов понятия «здоровье», «здоровый образ жизни» в курсе «окружающий мир» будет более успешным, при выполнении следующих условий:
содержание тем уроков будет дополняться научно-популярным и занимательным материалом;
данная работа будет проводиться систематически и целенаправленно на различных уроках, во внеклассной работе и внеурочной деятельности;
процесс будет осуществляться с использованием здоровьесберегающих технологий, в тесной взаимосвязи с другими предметами из курса начальной школы.
Исходя из темы и цели, гипотезы исследования, были определены следующие задачи:
1. Изучить научную, психолого-педагогическую, методическую литературу по изучаемой проблеме;
2. Рассмотреть сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни» и специфику формирования данных понятий.
4. Провести анализ полученных результатов диагностики, сделать выводы.
База исследования. Негосударственное образовательное оздоровительное учреждение санаторная школа-интернат №33 c. Толбага Петровск-Забайкальский район, Забайкальский край, учащиеся начальной школы в количестве 15 человек (3-4 классы).
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.
Глава 1. Теоретические исследование по формированию у младших школьников понятия «здоровье», «здоровый образ жизни»
Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а, во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.
А.Я. Иванюшкин предлагает 3 уровня для описания ценности здоровья:
1) биологический – изначальное здоровье предполагает совершенство само регуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как следствие, минимум адаптации;
infourok.ru