Планирование воспитательно образовательной работы в доу по фгос – – . , – .

Содержание

Календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему: Календарный план воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

День недели

НОД

Совместная деятельность

в режимных моментах

Создание/организация предметно-пространственной  развивающей  образовательной среды для самостоятельной деятельности детей и поддержки детской инициативы

Вовлечение семей в образовательную деятельность

Пятница

Тема: «Цветы».

«Художественно-эстетическое развитие» Рисование “Весенние цветы” Цель: Познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования – «рисование ладошкой». Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи:

1. Закрепить знания цвета (зеленого, желтого, красного, голубого), Развивать умение передавать образ весенних цветов, строение и форму используя ладошки рук. (« Познавательное развитие»)

2. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться салфеткой, при очищении рук. 

(«Социально-коммуникативное развитие»)

Методы и приемы:

– практические, воспитатель показывает правильное выполнение техники рисования          

 – наглядные, внесение иллюстраций

– словесные, воспитатель проводит беседу на тему НОД

Материалы и оборудование.

Лист ватмана, желтая, зеленая, голубая и красная пальчиковая гуашь, иллюстрации тюльпанов, кисти, салфетки.

Физическая культура:

Цель: Закреплять у детей умение ходить по гимнастической скамейке и прыгать с неё, продолжать формировать умение бросать тело вверх и вперед, приучать быстро, реагировать на сигнал.

Методы и приемы:

 – практические, воспитатель показывает правильное выполнение упражнений          

 – словесные, воспитатель объясняет как выполнять упражнение

Материалы и оборудование.

Гимнастическая скамейка,

Логика образовательной деятельности

(С.Я Лайзане «Физическая культура для малышей» стр.134 №8.)

Итоговое мероприятие: выставка рисунков «Весенние цветы»

Утро

– индивидуальные игры:

Дидактическая игра «Разложи посуду». Цель: совершенствовать умение детей применять в игре умение различать и называть кухонную, столовую и чайную посуду. Активизировать в речи и уточнить соответствующие понятия, формировать грамматический строй речи. (ком. деят., позн.-иссл. деят.)

– Игровая ситуация «Как Машенька утром просыпается». Цель: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, совершенствовать правильность осуществления ежедневных гигиенических процедур (умываться, чистить зубы, причесываться), понимать их назначение и важность (соц.-ком.- деятельность)

– Инд. Работа рисование разноцветных мячиков (изобр. деятельность)

Прогулка 1

Наблюдение: цветение тюльпанов. Цель: Расширять представление детей о декоративных растениях, о строении растения, формировать первоначальные представления о фазах роста тюльпана (луковица – стебель – цветок). Закреплять умение описывать тюльпан, развивать связную речь детей.

Подгр.работа Коррекционно-оздоровительная игра «Кто самый громкий». Цель: Тренировать носовое дыхание, дыхательную мускулатуру, смыкание губ, обеспечивать профилактику заболеваний верхних дыхательных путей, способствовать улучшению местного кровообращения

Игры с выносным материалом

(самостоятельные игры с машинками, совочками д/песка, ведерками, формами д/песка, куклами)

Подвижная игра «Кони». Задачи: Упражнять детей  в выполнении прямого галопа, учить высоко поднимать колени, при выполнении движения держать руки на поясе. Способствовать формированию правильной осанки.

Вечер

– Рассматривание иллюстраций Ю. Васнецова к знакомым сказкам. Цель: формировать умение детей внимательно рассматривать иллюстрации, составлять по ним рассказ, воспроизводить отрывки знакомых сказок. Упражнять детей понимать настроение, передаваемое художником, поддерживать интерес к чтению, искусству живописи. (ком. деят.)

– Театрализованная игра по русской народной сказке
«Волк и козлята». Цель: формировать умение у детей передавать характеры и голоса персонажей, понимать их настроение, познакомить с приемами вождения кукол. Развивать выразительность речи 

(ком. деят.)

– Индивидуальная работа по развитию основных движений:

упражнять детей бросать мяч вверх и вперед. (двиг. деят.)

Прогулка 2

Наблюдение за птицами. Цель: Упражнять детей по ходу наблюдения отвечать на вопросы об их внешнем виде, повадках, о том, что делают птицы. Активизировать  в  речи  слова,   связанные  с  названиями, строением и действиями птиц, развивать наблюдательность

Инд.работа Дидактическая игра «Что где лежит».

Цель: Упражнять детей в определении местоположения предмета по отношению к другому объекту, учить употребить в речи предлоги «в», «на», «под», «за», «около», «перед». Формировать грамматический строй речи, учить ориентироваться в пространстве

Игры с выносным материалом

(формы д/песка, ведерки, совочки, машинки)  Игры с песком: «Готовим угощение для игрушек». Цель: закреплять умение у  детей   изготавливать  из  песка  различные «блюда», ориентируясь на форму полученных поделок, украшать их, используя природные материалы. Упражнять обыгрывать поделки, придумывать простейшие сюжеты (соц.-ком. деятельность)

Малоподвижная игра «Узнай, кто позвал». Цель: Упражнять детей по голосу узнавать сверстников, точно выполнять игровые действия, выступая в роли игроков и водящих развивать слуховое восприятие, внимание

 

Самостоятельная игровая деятельность.
Цель: совершенствовать умение детей занимательно проводить досуг, выбирать занятие по интересам, вступать во взаимодействие со
сверстниками. Способствовать профилактике нервного перенапряжения.

Внесение иллюстраций Ю. Васнецова к знакомым сказкам для самостоятельного рассматривания.

Рекомендации родителям по теме НОД

-предложить

родителям, на выходных,  вместе с детьми сходить на прогулку в парк.

nsportal.ru

Консультация на тему: Планирование содержания воспитательно – образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО

Обучающий семинар

«Планирование и организация работы дошкольной группы в ОО»

Место проведения: МДОУ детский сад «Сказка» р. п. Дергачи

Выступление старшего воспитателя

МДОУ детский сад «Сказка» р. п. Дергачи Нестеровой Л.Ю.

Дата проведения: 14.06.2016г.

Тема: «Планирование содержания воспитательно – образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО». 

ДОУ в ходе внедрения ФГОС ДО занимаются проектированием ООП согласно  «требованиям к структуре, объему, условиям реализации и результататам освоения образовательной программы».  Каждая организация разрабатывает свою  ООП. Следует отметить, что педагоги решают одну из основных задач – создание условий для позитивной социализации ребенка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

  Под образовательной деятельностью понимается деятельность по реализации образовательной программы. При планировании реализации содержания образовательной деятельности с детьми возникает ряд проблем. Каким должно быть планирование для реализации образовательного содержания в соответствии с ФГОС ДО?   Чтобы ответить на этот вопрос , необходимо рассмотреть функцию планирования.

Основная его функция – обеспечение системности и качества воспитательно – образовательного процесса, преемственность в развитии и образовании на разных ступенях дошкольного возраста и внутри каждой группы. Основополагающим в планировании воспитательно – образовательного процесса является целесообразность реализации образовательного содержания, тем, используемых материалов в соответствии с целями программы, решаемыми педагогом задачами, на основе чего выбираются формы работы, организация детской деятельности, создается развивающая предметно – пространственная среда. Педагог в образовательной деятельности должен обладать умением выявлять особенности индивидуального личностного развития каждого ребенка и создавать условия для его роста. Однако у педагогов существуют затруднения в наблюдении за индивидуальным, личностным развитием ребенка с помощью педагогической диагностики. Поэтому важно строить модель планирования для реализации содержания ООП в воспитательно – образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО, чтобы она  включала:

– потребности и мотивы деятельности детей;

– цели и ожидаемые результаты в рамках темы;

– технологии, способы, методы, средства достижения ребенком результата;

– способы мониторинга.

Планирование воспитательно – образовательного процесса должно отражать:

– образовательные задачи, раскрывающие основные линии интеграции образовательных областей;

-организация совместной деятельности  педагога с детьми с помощью форм, способствующих развитию детской инициативы и передающих детских практик в условиях развивающей предметно – пространственной среды;

– организацию основной образовательной деятельности, в которой ребенок проявлял бы себя как активный субъект;

-формы взаимодействия с родителями;

– результаты освоения образовательной  программы, представленные в виде ориентиров дошкольного образования.

Проектирование образовательной деятельности должно базироваться на системно- деятельностном подходе.

В нашем детском саду разработано тематическое планирование по реализации воспитательно – образовательного процесса в  соответствии с ФГОС ДО.

Приложение №1 (календарный план в табличной форме).

При планировании опирались на комплексную образовательную программу дошкольного образования. При выборе тем учитываем сезон и сезонные изменения в природе, связанные с жизнью /и деятельностью людей; календарь праздничных и памятных дат (Новый год, День защитника Отечества и др.)

На выбор тем влияет ознакомление с окружающей действительностью: профессии, родной город, и его достопримечательности, явления живой и неживой природы, традиции народа, интересы и потребности детей.

Для детей младшей группы планируются темы, связанные  непосредственно с ребенком, его интересами. Например «Я в детском саду», для детей среднего возраста такие темы, как: «Мир вокруг нас», «Родной поселок». В старшем возрасте темы: «Страна, где я живу», «Папа, мама, я – дружная семья» и др.

При выборе темы могут быть реализованы интересы детей конкретной группы, а также познавательные и практические вопросы, например: « «В какие игрушки играли раньше?», «На чем ездили люди?», «Моя любимая сказка» (мультфильм).

Формы работы с детьми в совместной деятельности в режимных моментах отражают интегративный подход через образовательные ситуации, элементы развивающей предметно – пространственной среды.

Таким образом, воспитательно – образовательного процесс строится на основе использования специфических детских видов деятельности, которая протекает, как совместная со взрослымии или сверстниками и самостоятельная деятельность.

 Совместная деятельность педагога с детьми в развивающей предметно – пространственной среде проходит с помощью формы, которую можно назвать сотворчеством. Это могут быть обыгрывание различных ситуаций , оформление группы и выставок, подготовка к празднику и т.д.

Тематический план служит канвой для календарного планирования на кахдый день.

Приложение №2 (пример календарного плана на разновозрастную группу).

 План работы с детьми – является  обязательной документацией воспитателя. Единых правил ведения этого документа не существует, поэтому план может быть составлен в любой для педагога форме.

Приложение №3 (Положение о календарном планировании дет. Сада «Сказка. Также педагог отмечает, какую образовательную ситуацию он организует. Образовательные задачи он планирует на весь день.

    Организованная образовательная деятельность включает образовательные задачи, реализуемые каждый день, в зависимости от тематического плана, сетки образовательной деятельности и ее выполнения по времени.

   Педагог планирует совместную деятельность как в режимных моментах, так и в развивающей предметно – пространственной развивающей среде.

План воспитательно – образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два воспитателя, следовательно планирование должно быть совместным. Оно предполагает обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.

 В процессе реализации план может корректироваться и уточняться.  

При календарном планировании воспитательно – образовательного процесса необходимо соблюдать:

 – принцип развивающегообучения;

– комплексно – тематический принцип построения воспитательно – образовательного процесса;

– принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;

– соответствие содержания и форм организации психолого – педагогическим особенностям дошкольников.

Литература: ж. «Методист ДОУ», «Планирование образовательного процесса ДО: современные подходы и технологии» Сомкова О.Н., Солнцева О.В.,»Основная и адаптированная программы ДО. Модель и методические рекомендации по проектированию на основе ФГОС ДО» Коренева – Леонтьева Е.В.; ФГОС ДО. Приказ № 1155 от 17.10.2013г.;

Федеральный закон  №273- ФЗ от 29.12.2012г.» Об образовании в РФ»

nsportal.ru

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему: «Календарный план воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

День недели

НОД

Совместная деятельность

в режимных моментах

Создание/организация предметно-пространственной  развивающей  образовательной среды для самостоятельной деятельности детей и поддержки детской инициативы

Вовлечение семей в образовательную деятельность

Четверг

Тема «О героях и героизме»

1.Ознакомление с окружающем.

«Что такое героизм»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие».

Задачи:

1.Формировать представление о героизме.

2.Воспитывать эмоционально- положительное, действенное отношение к воинам, желание подражать им.( « Познавательное развитие»)

3.Способствовать пониманию художественных и музыкальных произведений. («Художественно- эстетическое развитие»)

Методы и приемы:                                             – практические:  упражнение.

– наглядные: демонстрация, рассматривание фотографий.                          – словесные: рассказ воспитателя, чтение произведений, слушание.

Материалы и оборудование.

Фотографии героев ВОВ, фотографии памятников, произведения: с.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», В. Сосюра «Советская Армия», Л. Барбос «Имя героя», В.Агапкин – марш «Прощание славянки», М. Исаковский «Катюша».

Логика образовательной деятельности

(  Кондрыкинская  «С чего начинается Родина» стр.178)

2.Изобразительная деятельность. Рисование «Папин портрет»

Интеграция образовательных областей: «Художественно- эстетическое  развитие», «Речевое развитие.

Задачи:

1. Учить рисовать мужской портрет.

2.Вызвать интерес к поиску изобразительно- выразительным средствам. ( «Художественно- эстетическое  развитие»)

3.Упражнять в отгадывании загадок, подводящим к теме занятия.                  ( «Речевое развитие»)

Методы и приемы:

– практические: упражнение, рисование.

– наглядные: демонстрация репродукций, рассматривание фотографий.

– словесные: отгадывание, объяснение. пояснение, рекомендации.

Материалы и оборудование:

Белая и тонированная бумага разного формата, гуашевые краски, палитры, кисточки, стаканы с водой, семейные фотографии, репродукции художников – портретистов.

Логика образовательной деятельности

( И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр.136)

3.Музыкальная деятельность.

Интеграция образовательных областей:  «Художественно- эстетическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие»

Задачи:

1. Повышать интерес детей к музыкальной деятельности. Развивать музыкальную память, внимательность, динамический слух, чувства ритма. Прививать любовь к народной музыке. («Художественно- эстетическое развитие»)

2. Формировать  представления о целостной деятельности, нормах совместной деятельности.  («Социально- коммуникативное развитие»)

Методы и приемы:                                              – практические: игровая ситуация, упражнения.

– наглядные: демонстрация муз. инструментов.

 – словесные: рассказ, пояснение.

Материалы и оборудование:

музыкальный центр, детские музыкальные инструменты.

Логика образовательной деятельности

(Конспект № 6.)

Утро

1.Самообслуживание: игровая ситуация «Раздевалочка».

Закрепить умение детей одеваться самостоятельно, в определенном порядке, без напоминаний и подсказок.

2.Пальчиковая гимнастика «Марш солдатов».

Развивать у детей мелкую моторику, динамический компонент двигательного акта.

3.Беседа «Где служили наши деды?»

Воспитывать чувство гордости за своих родных.

4.ИЗО деятельность: подарок папе (подставка для ручек).

Учить использовать свои трудовые навыки для изготовления поделки.

Прогулка 1

5.Наблюдение: солнце в зимний день.

Учить детей давать характеристику погоды по наличию или отсутствию солнца на небе.

6.Инд.работа с Мишей К, Иляной А, Дашей С. Упр.«Вчера, сегодня, завтра».

Уточнить представления детей о прошлом, настоящем и будущем.

7. Трудовые поручения: расчистка дорожек.

Учить детей объединяться в бригады. Воспитывать трудолюбие, поощрять стремление приносить пользу.

8.Игры с выносным материалом

Учить детей самостоятельно выбирать игру, поддерживать дружеские отношения во время игр.

9.П /и «Подвижная цель».

Учить детей действовать в соответствии с правилами игры, совершенствовать выполнение основных движений при метании.

Вечер

10. Артикуляционная гимн. «Барабанщик».

Развивать артикуляционный аппарат, вырабатывать подъем языка вверх, умение делать кончик языка напряженным и упругим, развивать его подвижность.

11.Театрализованная игра: «Теремок».

Развивать интерес к театрализованной деятельности. Вызывать желание пробовать себя в разных ролях.

12.Дежурство по столовой.

Учить детей самостоятельно определять по карточкам, кто сегодня дежурный, договариваться о распределении работы, оказывать помощь друг другу,

13. Инд. работа по ФЭМП: «Расставь дома по порядку».

Учить детей использовать умение устанавливать размерные соотношения между предметами разной высоты.

Прогулка 2

14.Наблюдение: ели зимой.

Предложить детям составить сравнительное описание ели и одного из лиственных деревьев. Организовать наблюдение, для того чтобы выяснить, зачем на ель прилетают птицы.

15.Инд.работа по ФИЗО с Катей М, Ваней Т, Артемом М.

Хождение по буму; прыжки с места на двух ногах. Развивать чувство равновесия.

16.Игры с выносным материалом «Горячий картофель», «Кто скорее докатит обруч до флажка?»                                                              Развивать быстроту реакции, координацию движений, самостоятельность выбора.

17.Спортивная игра хоккей с мячом.

Продолжать знакомить детей с основными функциями игроков и учить действовать в соответствии с ними. Воспитывать ответственность за команду.

18.Трудовые поручения: очистка дорожек ото льда и снега.

Учить детей объединяться в бригады при выполнении определенной деятельности. Воспитывать ответственность за порученное дело, учить выполнять работу добросовестно.

 

Куклы разной величины, одежда для кукол.

Настольные игры «Головоломки»,

«Собери флаг, герб»,

«Чьи семена?»

«Шнуровка»

Фабричные подставки, подставка- образец, картон, бумага, наклейки, ножницы, клей.

Цветные стеклышки, солнечные очки.

Лыжи, лыжные палки, манки, ледянки, снегокаты.

Лопатки, ведерки, корм для птиц, санки, клюшки, пластиковые ворота,  шайба.

Конструкторский набор «Автострада», машины небольших размеров.

Шапки – маски сказочных героев: Мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь, ширма.

Игровые пособия «Домики», «Радуга»,  «Математическое лото»

Обручи, флажки, шары для сухого бассейна.

Санки для детей, пластмассовые ведёрки, совочки, печатки различной формы, палочки для рисования, вертушки разные, лопатки для снега, метелки, клюшки, шайбы.

Посоветовать родителям, почитать дома детям пословицы и поговорки  на патриотическую тему.

Изготовление подарка для пап.

nsportal.ru

Консультация на тему: Планирование воспитательно-образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО

Планирование воспитательно-образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО

Гришина Татьяна Петровна, 1 кв. к., воспитатель, МКДОУ БГО ЦРР детский сад №11, г. Борисоглебск.

В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены ФГОС дошкольного образования.  Впервые в истории российского образования ФГОС дошкольного образования являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс.

Основываясь  на ФГОС ДО и Примерную образовательную программу

Н. Е. Вераксы «От рождения до школы», базируясь на образовательной программе дошкольного учреждения разработали свою Рабочую программу.

Документы, входящие в раздел рабочей программы воспитателя:

1.Положение о перспективно- календарном планировании в ДОУ.

2.Тематический план ДОУ на год.

3.Циклограммы деятельности воспитателей.

4.Комлексно – тематический план.

5.Календарный план.

6. Проект.

Мы более подробно остановимся на проектировании образовательного процесса, так как в содержание этого раздела входит комплексно-тематическое планирование деятельности с детьми в конкретной возрастной группе.

При выборе тем для планирования мы руководствовались темообразующими факторами:

выбор основы для построения тематического календаря. Это может быть планирование в соответствии с лексическими темами, повторяющимися из года в год (“Времена года”, ‘Животные наших лесов”, “Безопасность на дорогах”, “Новый год” и т. д.). Или планирование на основе празднично-событийного цикла, основу которого составляют важные события в жизни детско-взрослого коллектива (День знаний, День рождения города, Осенняя ярмарка и т. д.).

Тематика, отобранная воспитателем, может быть распределена по неделям. Кроме этого, необходимо планировать развивающую среду, которая будет помогать расширению самостоятельной деятельности детей по освоению предложенных тем. («Неделя книги», «Театр», «Разноцветная неделька»)

Темы, в рамках которых решаются образовательные задачи, должны, с одной стороны, быть социально значимыми для общества, семьи и государства, с другой стороны, вызывать и личностный интерес детей, обеспечивающий мотивацию образовательного процесса «здесь и сейчас».

Ребенок не перенапрягается, т.к. обеспечивается постоянная смена действий и впечатлений. В то же время жизнь в детском саду понятна и имеет смысл для детей, т.к. они «проживают» тему не спеша, не торопясь, успевая осмыслить и прочувствовать.

Детское сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для него события. А каждый временной отрезок (в данном случае неделя) имеет

кульминационную точку – событие, к которому готовится вся группа. Это может быть праздник, выставка творческих работ, игра, викторина .

В соответствии с ФГОС ДО и опираясь на примерную образовательную программу  “От рождения до школы” Веракса Н. Е. предлагаем вам варианты комплексно-тематического планирования

Задача педагога – спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем развитии.

Содержание образовательной работы распределяется по пяти образовательным, в разделы которых входит:

Задачи

  • Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми
  • Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности  детей
  • Планирование непосредственно образовательной деятельности
  • А так же работа по взаимодействию с семьей.

Согласно ФГОС ДО планирование образовательного процесса в ДОО должно основываться на комплексно – тематическом принципе. План воспитательно-образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.

План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.

Существует алгоритм составления календарного плана воспитателя дошкольного образовательного учреждения

1. Титульный лист

2. Список детей группы

3. План работы с родителями

4. Расписание сетки занятий на неделю (согласно количеству занятий по программе и требованию санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам 2.4.1.1249-03)

5. Планирование специально организованных занятий (с указанием дня и даты)

6. Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми

7. Планирование самостоятельной деятельности детей

8. Планирование гимнастик

В комплексно-тематическом планировании приоритетно является проектная деятельность. Структура проекта планируется по выбранной тематике, но структура остаётся неизменной:

Паспорт (титульный лист)

Постановка проблемы или актуальность данного проекта  (объясняет, почему возникла необходимость в выполнении проекта, для чего нужен этот проект детям, воспитателям, дошкольному учреждению)

Цель проекта (должна быть понятна, конкретна, реалистична)

Задачи (конкретные шаги для достижения цели)

Методы и формы работы, направленные  на  реализацию задач  проекта

Ожидаемые результаты (что необходимо получить для выполнения поставленных задач)

План-график мероприятий (деятельность в рамках проекта)

Описывается организация работы по проекту. Из раздела должно быть понятно, кто и как будет осуществлять действия, в какой последовательности. Должно быть прописано, как планируется достижение результата и почему выбран именно этот путь

Этот раздел  состоит из 3-х ЭТАПОВ:

I этап – предварительный : мониторинг  знаний детей,  анкетирование родителей, изучение литературы, подготовка материала и т.д.

II этап – основной: (примерная форма оформления)

дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно-развивающей среды

III этап – заключительный: подведение итогов работы по проекту.

На этом этапе планируются итоговые мероприятия: ООД, развлечения, праздник, презентация, выставка, фотовыставка.

Приложения (конспекты, фотоотчёт)

Литература:

1.  Скорлупова О., Федин II.О. «О комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании» Дошкольное воспитание. -2010. -№ 5 -С. 46-50.

2. Сидина Т. А. Комплексно-тематический принцип организации педагогического процесса как условие реализации ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 3 – С. 8-1 1.

3. Закон Российской Федерации от 29Л 2. 2012 «Об образовании в РФ»

4. Реализация комплексно – тематичеекого принципа организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (методические рекомендации)  Екатеринбург 2011

5.  Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

nsportal.ru

Календарно-тематическое планирование по теме: Технология планирования образовательной работы в ДОУ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 4

  Утверждаю:___________

Заведующая ДОУ № 4

                                                                                                      К.В. Ильиных

ПРОЕКТ

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

        

Подготовила:

Старший воспитатель

С.В. Муллаярова

СОДЕРЖАНИЕ

        

Пояснительная записка……………………………………………………………3

Общие требования к оформлению планов образовательной работы ………….7

Технология календарно- тематического планирования на неделю…………….8

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Планирование образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы. План отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей.

Введение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 (далее – ФГТ), внесло в действующую структуру планирования значительные изменения. Положения ФГТ являются основой структуры планирования образовательной деятельности:

«Программа должна основываться на  комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса…»;

«Программа должна…предусматривать решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов…;

«Программа должна…предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра».

Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме.

План образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.  

Необходимо учитывать условия,

которые необходимо соблюдать при планировании:

– объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;

– выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОУ;

– четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;

– выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат;

– учет специфических особенностей возрастной группы, конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности педагогов.

Принципы планирования образовательной работы с детьми:

План образовательной работы в группе должен строиться на основе плана ДОУ на год с привлечением всех специалистов, работающих в группе.

Должен быть определён оптимальный вариант учебной нагрузки детей. Недопустима информационная перегрузка! Существуют чёткие рамки содержания плана  

Планируемый образовательный процесс должен соответствовать физиологическим законам роста и развития детей. Необходимо обеспечить защиту прав и интересов ребёнка.

Строгое соблюдение санитарно-гигиенических и возрастных норм при распределении нагрузки.

Соблюдение принципа единства воспитания, обучения и развития; регулярности, последовательности, и повторности воспитательных воздействий.

Учёт местных региональных  особенностей (климат, природные условия).

Учёт времени года и погодных условий.

Учёт индивидуальных особенностей каждого малыша. Уровня его развития (с использованием результатов психологической диагностики), планирование индивидуальной работы с каждым ребёнком.

Предусмотрение в плане чередования групповой и индивидуальной деятельности детей.

Учёт колебаний работоспособности детей в течение дня и недели при планировании непрерывно непосредственной образовательной деятельности и требований к  их сочетаемости.

Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке, создающих у ребят радостное настроение, доставляющих им удовольствие.

Планируемая деятельность не навязывается  детям искусственно, а обязательно соответствующим способом мотивируется. Дети должны испытывать потребность заняться чем-либо, захотеть понять, для чего им это надо.

Предусмотреть вариативность предлагаемой деятельности, чтобы способствовать максимальному раскрытию потенциала каждого воспитанника.

Обязательное включение родителей в общий педагогический процесс.

Основные требования

 к плану образовательной работы с детьми:

– основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;

– комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

– принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;

– обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются

знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

– планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.

Предлагаемый план образовательной работы с детьми построен на основе комплексно – тематического принцип построения образовательного процесса. Принцип комплексно – тематического планирования тесно связан с принципом интеграции организационных форм,  различных видов детской деятельности. При планировании необходимо учитывать схему развития любого вида деятельности в соответствии с культурно – исторической концепцией Л. С. Выготского: сначала деятельность осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками, наконец становится самостоятельной деятельностью ребёнка. План разработан для младшего и старшего дошкольного возраста на неделю. Каждая неделя посвящена одной теме, согласно которой воспитатель планирует детскую деятельность. Каждый день то же планируется с учетом образовательных областей, где обязательно учтены все виды детской деятельности.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПЛАНА

Первый лист:

ФИО педагогов и специалистов, работающих на группах

Второй лист:

Сведения о детях.

№ пп

ФИО ребенка

Дата рождения

Группа здоровья

Марка мебели

Третий лист:

Годовые задачи и цель работы ДОУ.

Четвертый лист:

Годовые задачи работы группы (исходя из задач ДОУ).

Пятый лист:

Программы и технологии, методические пособия, используемые  в работе.

Шестой лист:

Режим дня.

Седьмой лист:

Расписание непрерывно непосредственной деятельности, списки детей по подгруппам.

Восьмой лист:

Расписание дополнительного образования.

Список детей.

ФИО руководителя.

Время и место проведения.

Девятый лист:

Расписание работы учителя логопеда:

Десятый лист:

Циклограмма гимнастики (утренней, пальчиковой, артикуляционной).

ТЕХНОЛОГИЯ КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯНА НЕДЕЛЮ

(согласно  годовому тематическому плану)

Тема:

Итоговое мероприятие:

Дата проведения:

Ответственный:

Цель:

Задачи:

Формы работы по образовательным областям: здоровье, физическая культура, социализация, труд, безопасность, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка.

Циклограмма примерных видов деятельности тематической недели

День недели

Содержание работы

Понедельник

Просмотр презентаций, мультфильмов, научно- популярных фильмов, фотографий по теме недели

Чтение художественной литературы по теме недели

Вторник

Продуктивная деятельность по теме недели

Выставка книг по теме недели

Среда

Викторины, конкурсы по теме недели

Четверг

Экскурсии, целевые прогулки по теме недели

Встречи с интересными людьми

Совместные мероприятия с другими группами

Пятница

Итоговые или обобщающие занятия

Оформление выставки, стендов творческими работами

Концерты, развлечения

Проведение олимпиад по теме

Организация мероприятий совместно с родителями и специалистами ДОУ  

                План образовательной работы на понедельник

День недели

Режим

Интеграция  ОО

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами (театрами, спортивными,  художественными школами,

общеобразовательными  учреждениями).

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

8

ПОНЕДЕЛЬНИК

Утро

Указываются образов. области, задачи которых  реализуются в данной деятельности и формах работы с детьми

Просмотр иллюстраций, слайдов по теме

Дидактические игры на развитие внимания, памяти.

Артикуляционная гимнастика

 Утренняя гимнастика

Игры в бытовом уголке, в уголке мальчиков

 Проблемные ситуации по теме недели

Индивидуальная работа  по развитию связной речи по содержанию знакомой художественной литературы.

Закрепление пройденного материала по образовательным областям

Привитие КГН во время умывания, приема пищи

Проблемные ситуации по теме  

Обогащение предметно-развивающей среды в группе.

Активизация детей на самостоятельную деятельность в центрах развития детей.

Ведение календаря природы

Проблемные ситуации  по теме недели

Беседы, консультации (индивидуальные, групповые, подгрупповые)

Совместные праздники, досуги,  занятия, экскурсии, наблюдения,

Совместное творчество.

Организация совместной трудовой деятельности (труд в природе, в группе) – субботники.

Семейные творческие проекты, презентации, конкурсы.

Родительские собрания, гостиные, работа родительских клубов, семинары, открытые просмотры, мастер-класс.

Семинары-

практикумы.

Игровые

Образовательные программы.

Анкетирование.

Оформление родительских уголков. Буклеты, информационные листы.

Фотоальбомы.

Экскурсии в школу, дома творчества. Показ спектаклей кукольного театра.

НОД

(занятия по расписанию)

Подготовка к прогулке

Прогулка 

Подвижные  игры, спортивные игры,

Наблюдения за объектами животного мира.  

Дидактические игры по окружающему миру (животные)

Труд на участке, в цветнике, огороде.

Беседа;

подражательные движения; обучающие игры. Закрепление пройденного по образовательным областям.

Коррекция.

Физические упражнения (прыжки)

Напоминание, ситуативный разговор на тему «Как мы собираемся на прогулку»

Проблемные ситуации  по теме

Обогащение предметно-развивающей среды в группе, на участке.

Сюжетно-ролевые, дидактические,  словесные игры.

 Игры с песком (со снегом).

Экспериментирование (песок, вода, снег, ветер). Моделирование. Опыты. Продуктивная деятельность. Создание коллекций

Возвращение с прогулки

Обед

Подготовка ко сну

Чтение художественной литературы

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

КГН при  умывании

Проблемные ситуации по теме  

КГН при подготовке ко сну

Самостоятельная деятельность детей в различных центрах активности.

Вечер

1н: беседа по картине

2н: беседы по нравственному воспитанию

3н: опытническая деятельность

4н: сюжетно- ролевая игра новая

Досуг спортивный/ математический

 Работа в книжном уголке: чтение художественной литературы  по теме недели

Просмотр презентаций, фотографий, мультфильмов, научно-популярных фильмов  по теме недели.

Беседа; подраж-тельные движения; обучающие игры. Закрепление пройденного по образовательным областям.

Коррекция.

Гимнастика после сна КГН при приеме пищи, умывании, одевании после сна

Обогащение предметно-развивающей среды в группе.

Дидактические, настольно-печатные игры. Творческие задания; дежурство; ведение календаря природы. Работа в центрах: природы, книги, уголке мальчиков, в бытовом уголке, уголке движений.

Опыты.

Постройки для сюжетных игр. Продуктивная деятельность

Прогулка

Все мероприятия планируются  также как и в первую половину дня.

Планирование образовательной деятельности на вторник

День недели

Режим

Интеграция ОО

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами (театрами, спортивными,  художественными школами,

общеобразовательными  учреждениями)

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

8

ВТОРНИК

Утро

Указываются образов. области, задачи которых  реализуются в данной деятельности и формах работы с детьми

Дидактические игры по ФЭМП (количество, счет, величина, форма, пространство и время), Развивающие игры;

 Пальчиковая гимнастика

Утренняя гимнастика

Игры в бытовом уголке, в уголке мальчиков

 Проблемные ситуации по теме  недели

Рассматривание альбомов по окружающему миру

Закрепление пройденного по образовательным областям

Привитие КГН во время умывания, приема пищи

Проблемные ситуации по теме  

Обогащение предметно-развивающей среды в группе.

Активизация детей на самостоятельную деятельность в центрах: продуктивной деятельности (наблюдение за деятельностью детей)

Ведение календаря природы.

Беседы, консультации (индивидуальные, групповые, подгрупповые)

Совместные праздники, досуги,  занятия, экскурсии, наблюдения,

Совместное творчество.

Организация совместной трудовой деятельности (труд в природе, в группе) – субботники.

Семейные творческие проекты, презентации, конкурсы.

Родительские собрания, гостиные, работа родительских клубов, семинары, открытые просмотры, мастер-класс.

Семинары-

практикумы.

Игровые

Образовательные программы.

Анкетирование.

Оформление родительских уголков. Буклеты, информационные листы.

Фотоальбомы.

Экскурсии в школу, дома творчества. Показ спектаклей кукольного театра.

НОД

(занятия по расписанию)

Подготовка к прогулке

Прогулка 

Подвижная игра (народная, хороводная), спортивные игры

Наблюдения за  растениями

Труд на участке, в цветнике, огороде.

Наблюдения по теме

Беседа;

подражательные движения; обучающие игры. Закрепление пройденного по образовательным областям.

Коррекция. Физические упражнения (метание)

Напоминание, ситуативный разговор на тему «Как мы собираемся на прогулку»

Проблемные ситуации по теме

Обогащение предметно-развивающей среды в группе, на участке.

Сюжетно-ролевые, дидактические, словесные игры. Игры с песком (со снегом).

Экспериментирование (песок, вода, снег, ветер). Моделирование. Опыты. Продуктивная деятельность. Создание коллекций

Проблемные ситуации  по теме

Возвращение с прогулки

Обед

Подготовка ко сну 

Чтение художественной литературы по теме недели

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

КГН при  умывании

КГН при приеме пищи

Проблемные ситуации по теме

Самостоятельная деятельность детей в различных центрах активности.

Вечер 

1н: Дидактические игры по математике

2н: Творческие игры

3н: сюжетно- ролевая игра (наблюдение)

4н: интеллектуальные игры

Продуктивная деятельность по теме недели

Беседа.

Закрепление пройденного по образовательным областям.

Коррекция.

Индивидуальная работа по ИЗО

Гимнастика после сна КГН при приеме пищи, умывании, одевании после сна

Обогащение предметно-развивающей среды в группе.

Игры-экспериментирования, сюжетные самодеятельные, дидактические, настольно-печатные  игры. Самостоятельная художественная  деятельность, творческие задания; дежурство; ведение календаря природы. Работа в центрах: парикмахерская, уголок врача, уголок продавца. Опыты. Постройки для сюжетных игр. Продуктивная деятельность.

Прогулка

Все мероприятия планируются  также как и в первую половину дня.

Планирование образовательной работы на среду

День недели

Режим

Интеграция ОО

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами (театрами, спортивными,  художественными школами,

общеобразовательными  учреждениями)

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

8

Утро

Указываются образов. области, задачи которых  реализуются в данной деятельности и формах работы с детьми

Артикуляционная гимнастика

Дидактические игры по ознакомлению  с окружающим

Словесные игры

Утренняя гимнастика  

Игры в бытовом уголке, в уголке мальчиков

Беседы из личного опыта обучающие игры.

Закрепление пройденного по образовательным областям

Объяснение, показ  личный пример, напоминание, ситуативный  разговор.

КГН при приеме пищи

Обогащение предметно-развивающей среды в группе.

Активизация детей на самостоятельную деятельность в центрах: книги, природы,  физической культуры,  дежурства; самообслуживание; моделирование; ведение календаря природы.

Беседы, консультации (индивидуальные, групповые, подгрупповые)

Совместные праздники, досуги,  занятия, экскурсии, наблюдения,

Совместное творчество.

Организация совместной трудовой деятельности (труд в природе, в группе) – субботники.

Семейные творческие проекты, презентации, конкурсы.

Родительские собрания, гостиные, работа родительских клубов, семинары, открытые просмотры, мастер-класс.

Семинары-

практикумы.

Игровые

Образовательные программы.

Анкетирование.

Оформление родительских уголков. Буклеты, информационные листы.

Фотоальбомы.

Экскурсии в школу, дома творчества. Показ спектаклей кукольного театра.

НОД

(занятия по расписанию)

Подготовка к прогулке

Прогулка 

Наблюдения за неживой природой

Подвижные игры

Дидактические словесные игры

Труд на участке, в цветнике, огороде.

Беседа; подраж-тельные движения; обучающие игры. Закрепление пройденного по образовательным областям.

Коррекция. Физические упражнения (лазанье)

Напоминание, ситуативный разговор на тему «Как мы собираемся на прогулку»

Обогащение предметно-развивающей среды в группе, на участке.

Сюжетно-ролевые, дидактические, словесные игры. Игры с песком (со снегом).

Экспериментирование (песок, вода, снег, ветер). Моделирование. Опыты.

Возвращение с прогулки

Обед

Подготовка ко сну 

Чтение художественной литературы.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

КГН при  умывании

Проблемные ситуации по теме

Самостоятельная деятельность детей в различных центрах активности.

Вечер

1/3н: литературный досуг

2/4н: музыкально-театральная деятельность Драматизация, показ спектаклей  

Разучивание новых подвижных игр

Викторины, конкурсы  по теме

Кружковая работа

Беседа; подражательные движения; обучающие игры. Закрепление

пройденного по образовательным областям.

Коррекция.

Гимнастика после сна КГН при приеме пищи, умывании, одевании после сна

Обогащение предметно-развивающей среды в группе.

Игры-экспериментирования, сюжетные самодеятельные, дидактические, настольно-печатные игры. Самостоятельная  театральная деятельность.

Работа в центрах: природы, книги, художественного творчества, бытового уголка, уголка для мальчиков. Опыты. Постройки для сюжетных игр.

Прогулка

Все мероприятия планируются  также как и в первую половину дня.

Планирование образовательной работы в четверг

День недели

Режим

Интеграция ОО

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами (театрами, спортивными,  художественными школами,

общеобразовательными  учреждениями)

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

8

Утро

Указываются образов. области, задачи которых  реализуются в данной деятельности и формах работы с детьми

Пальчиковая гимнастика

Дидактические игры на развитие логики

Строительные игры

Рассматривание  альбомов

Утренняя гимнастика

Игры в бытовом уголке, в уголке мальчиков

Беседа; подражательные движения; обучающие игры. Закрепление пройденного по образовательным областям

Работа по ИЗО

Объяснение, показ  личный пример, напоминание, ситуативный  разговор.

КГН при умывании

Обогащение предметно-развивающей среды в группе.

Активизация детей на самостоятельную деятельность в центрах: природы,  художественного творчества; дежурства; сюжетно-ролевые игры; самообслуживание; моделирование; ведение календаря природы.

Беседы, консультации (индивидуальные, групповые, подгрупповые)

Совместные праздники, досуги,  занятия, экскурсии, наблюдения,

Совместное творчество.

Организация совместной трудовой деятельности (труд в природе, в группе) – субботники.

Семейные творческие проекты, презентации, конкурсы.

Родительские собрания, гостиные, работа родительских клубов, семинары, открытые просмотры, мастер-класс.

Семинары-

практикумы.

Игровые

Образовательные программы.

Анкетирование.

Оформление родительских уголков. Буклеты, информационные листы.

Фотоальбомы.

Экскурсии в школу, дома творчества. Показ спектаклей кукольного театра.

НОД

(занятия по расписанию)

Подготовка к прогулке

Прогулка 

Экскурсия или целевая прогулка по теме недели или  (1,3 недели: предметное окружение, 2,4 недели: природное окружение)

Труд на участке, поручения

Подвижные игры

Беседа; подраж-тельные движения; обучающие игры. Закрепление пройденного по образовательным областям.

Коррекция.

Физические упражнения (словесные)

Напоминание, ситуативный разговор на тему «Как мы собираемся на прогулку»

Проблемные ситуации по теме

Обогащение предметно-развивающей среды в группе, на участке.

Сюжетно-ролевые, дидактические, словесные игры. Игры с песком (со снегом).

Экспериментирование (песок, вода, снег, ветер). Моделирование. Опыты. Продуктивная деятельность.

Возвращение с прогулки

Обед

Подготовка ко сну 

Чтение художественной литературы.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

КГН при  умывании

Проблемные ситуации по теме

Самостоятельная деятельность детей в различных центрах активности.

Вечер

1н: беседа по ПДД

3н: беседа по пожарной безопасности

2, 4н: чтение художественной литературы, разучивание стихов

Строительные игры по схемам (замыслу)

Физические упражнения  со спортивным инвентарем

Игры- соревнования

Подвижные игры

Встречи с интересными людьми по теме /Совместные мероприятия с другими группами

Беседа; подраж-тельные движения; обучающие игры. Закрепление пройденного по образовательным областям.

Коррекция.

Гимнастика после сна КГН при приеме пищи, умывании, одевании после сна

Обогащение предметно-развивающей среды в группе.

Игры-экспериментирования, сюжетные самодеятельные, дидактические, настольно-печатные игры. Самостоятельная  творческая деятельность, дежурство; ведение календаря природы. Работа в центрах: природы, книги, художественного  творчества. Продуктивная деятельность

Прогулка.

Все мероприятия планируются  также как и в первую половину дня.

Планирование  образовательной  работы в пятницу

День недели

Режим

Интеграция ОО

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами (театрами, спортивными,  художественными школами,

общеобразовательными  учреждениями)

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

8

Утро

Указываются образов. области, задачи которых  реализуются в данной деятельности и формах работы с детьми

Артикуляционная гимнастика

Дидактические игры на развитее памяти

Игры с конструктором

Труд и наблюдение  в уголек природы

Игры малой подвижности

Игры на развитие мелкой моторики

Утренняя гимнастика

Игры в бытовом уголке, в уголке мальчиков

Выставка книг по теме

Беседа; подражательные движения; обучающие игры. Закрепление пройденного по образовательным областям

Проблемные ситуации по теме недели

Объяснение, показ  личный пример, напоминание, ситуативный  разговор, КГН при приеме пищи

Проблемные ситуации по теме

Обогащение предметно-развивающей среды в группе.

Активизация детей на самостоятельную деятельность в центрах: книги, природы,  художественного  творчества; дежурства; сюжетно-ролевые игры; самообслуживание; моделирование; ведение календаря природы, в уголке мальчиков и девочек

Беседы, консультации (индивидуальные, групповые, подгрупповые)

Совместные праздники, досуги,  занятия, экскурсии, наблюдения,

Совместное творчество.

Организация совместной трудовой деятельности (труд в природе, в группе) – субботники.

Семейные творческие проекты, презентации, конкурсы.

Родительские собрания, гостиные, работа родительских клубов, семинары, открытые просмотры, мастер-класс.

Семинары-

практикумы.

Игровые

Образовательные программы.

Анкетирование.

Оформление родительских уголков. Буклеты, информационные листы.

Фотоальбомы.

Экскурсии в школу, дома творчества. Показ спектаклей кукольного театра.

НОД

(занятия по расписанию)

Указывается деятельность

Подготовка к прогулке, прогулка

Наблюдение за транспортом/ за трудом взрослых

Труд на участке, в цветнике, огороде

Подвижные игры

Физкультурное занятие на свежем воздухе

Проблемные ситуации по теме недели

Беседа; подраж-тельные движения; обучающие игры. Закрепление пройденного по образовательным областям.

Коррекция.

Физические упражнения с мячом

Напоминание, ситуативный разговор на тему «Как мы собираемся на прогулку»

Проблемные ситуации по теме

Обогащение предметно-развивающей среды в группе, на участке.

Сюжетно-ролевые, дидактические, словесные игры (наблюдение). Игры с песком (со снегом).

Создание коллекций

Возвращение с прогулки, Обед

Подготовка ко сну 

Чтение художественной литературы.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

КГН при  умывании

КГН при приеме пищи

Проблемные ситуации по теме

Самостоятельная деятельность детей в различных центрах активности.

Вечер

Хозяйственно- бытовой труд

1,3 недели- чтение художественной литературы, разучивание стихов по теме недели

2,4 недели: беседы по безопасному поведению

Итоговые или обобщающие занятия,/Оформление выставки/ Проведение олимпиады по теме недели

Организация мероприятий совместно с родителями и специалистами ДОУ

Беседа; подражательные движения; обучающие игры. Закрепление пройденного по образовательным областям.

Коррекция.

Инд.работа по физкультуре

Гимнастика после сна КГН при приеме пищи, умывании, одевании после сна

Обогащение предметно-развивающей среды в группе.

Игры-экспериментирования, сюжетные самодеятельные, дидактические, настольно-печатные  игры. Продуктивная деятельность

Прогулка.

Все мероприятия планируются  также как и в первую половину дня.

nsportal.ru

Календарно-тематическое планирование на тему: Планирование воспитательно-образовательной работы с учетом ФГОС ДО.

Цель: Организация целостного, непрерывного, содержательного педагогического процесса через планирование. Итак, что такое план или планирование?

План – это рабочий документ, назначение которого – помочь в достижении намеченных задач. Без этого документа воспитатель не имеет права приступать к работе.

Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом.

Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей, на осмыслении ими целей и своих задач в совместной деятельности, на желании сделать жизнь в детском саду интересной, полезной, творческой.

Каждый педагог всегда четко должен знать, что при планировании педагогического процесса каждый должен соблюдать организационные требования: соблюдение требований СанПиН к режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса.

Следующим условием является совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе. Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. У сменных воспитателей должен быть повседневный контакт в работе, постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем играет и прочее. А также планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день, ведется поочередно воспитателями. Каждый педагог должен сам планировать свою работу. Недельное планирование одного воспитателя (если работают в паре) или другие формы являются нарушением цели планирования.

Помимо педагогических условий существуют определенные требования к оформлению плана. Он должен быть написан аккуратно, крупным и понятным почерком, пастой синего, фиолетового или черного цвета. Каждое учреждение выбирает по своему усмотрению, единых требований нет. Красный цвет используют только для выделения замечаний.

Далее, хочу обратить Ваше внимание, на структуру планирования в нашем ДОУ. Оно основано:

1.Положение «О ведении тематического, комплексно – тематического, и календарного планирования образовательного процесса».

2.Рабочие программы ДОУ на год, принятый на педсовете и утвержденный заведующим.

3.Циклограмма деятельности воспитателя (не обязательно, но облегчает работу при планировании).

4.Комлексно – тематический план на учебный год.

5.Календарный план воспитательно-образовательной работы.

Принципы планирования с учетом ФГОС ДО:

  • принцип комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • принцип развивающего образования, цель которого – развитие каждого ребёнка;
  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
  • принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Что же такое комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса? С этой целью мы опять заглянем ФГОС ДО. К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования:

«Программа должна основываться на комплексно – тематическом построении образовательного процесса, предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.»

Если заглянуть в толковый словарь русского языка С.И. Ожегова мы можем растолковать значение этих слов.

(Комплекс – от лат. complexus – связь, сочетание – совокупность, соединение. Тематическое – посвященное какой-нибудь одной теме. Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю Шведова).

Тематический принцы планирования -это особая форма организации психолого-педагогической работы в детском саду, объединяющие все виды детской деятельности в течение определённого промежутка времени.

Основные компоненты комплексного планирования:

  1. Цель
  • Направлена на развитие, воспитание, обучение.
  • Содержание (виды действий и задачи) определяется программой.
  • Организационно-действенный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам).

Далее рассмотрим этапы календарно – тематического планирования.

В первую очередь мы определяем цель работы на период планирования по лексической теме; уточнение в соответствии с содержанием программы представлений, умений, способностей, интересов над которыми предстоит работать в течении определенного промежутка времени (например, одна неделя).

Хочется особо обратить внимание педагогов на ошибки, которые чаще всего допускаются.  

Итак, при планировании лексической темы мы планируем «ЦЕЛЬ», которую должны будем реализовать в течении всей недели.

«Цель – это то к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить.» (ОЖЕГОВ С.И., Словарь русского языка). Цель – это общий результат.

Тем более цель бывает ОДНА, а задач может быть МНОГО. Цель всегда отвечает на вопрос: ЧТО? (Формирование, расширение, совершенствование…)

Например, в подготовительной группе при планировании на тему «Осень. Погода. Природа.» Цель (на всю неделю): ЧТО? обобщение и систематизация представлений об осени и типичных осенних изменениях в природе. ЧТО? Расширение и уточнение, актуализация словаря по теме. ЧТО? Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных). Формирование певческих навыков и т. д.

Исходя из цели, мы планируем всю деятельность привязываясь к теме недели по возможности. А при организации непосредственной образовательной деятельности не всегда получается планировать занятия по теме недели т.к. литература, предлагаемая программой «От рождения до школы» не разработана по тематическому принципу. С этой целью, а также для реализации национально-регионального компонента мы внедряем формируемую часть Программы.

Здесь хочется уточнить, что принцип тематического планирования ФГОС ДО такого подхода и не требует т. к достаточно с этой целью обогатить предметно-пространственную среду группы по теме.

Переходим на следующий компонент, который в нашем ДОУ учитываем при планировании:

  1. Итоговые мероприятия- это обогащение развивающей среды группы. Мероприятия с целью создания у детей положительного эмоционального настроя, побуждения их к активному участию в жизни группы.

Какие итоговые мероприятия можно планировать в ходе реализации темы недели, которые побуждают детей к активной деятельности? (Обогащение предметно-развивающей среды с помощью оформления учебной доски предметными картинками (для этого в каждой группе созданы отличные условия) изготовление макета, просмотр презентации, размещение литературы в книжных уголках, выставка детских работ по продуктивным видам деятельности, создание альбома по данной теме их картинок, которые дети приносят из дома, детские доклады (предварительная работа) и т.д.)

  1. Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (согласно годовому планированию работы с родителями и планирование вновь вытекающих насущных проблем и ситуаций).

Содержание работы с родителями планируется на год и на неделю во время тематического планирования. Следует указать, что будет сделано каждым воспитателем группы, и какие общесадовые мероприятия будут проведены. Причем писать надо не только те мероприятия, которые проводятся воспитателем, но и специалистами, работающими на этой группе. Вне зависимости от того, кто проводит мероприятия, организатором его будет в любом случае воспитатель.

Работа может быть расписана в различных формах:

Опытом моей работы в данном направлении можно ознакомиться на сайте МААМ.ру. Статья «Годовое планирование работы с родителями на 2016-2017г.

Таким образом мы с вами рассмотрели «ШАПКУ» календарного планирования на неделю к одной лексической теме в нашем ДОУ.

А далее рассмотрим формы организации деятельности взрослого и ребенка. Так как, совместная деятельность – это особая система взаимоотношений и взаимодействия, то существенные признаки совместной деятельности взрослых и детей – это наличие партнерской позиции и партнерской формы организации.

В первую очередь рассмотрим образовательную деятельность в совместной непосредственно образовательной деятельности.

  1. Непосредственно образовательная деятельность – это деятельность, основанная на одной из специфических детских видов деятельностей: игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтение художественной литературы и др. Она осуществляется совместно со взрослыми, направлена на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей на основе их интеграции.

Выбор разнообразных форм и методов работы осуществляется педагогом в зависимости: от особенностей детей, уровня их развития, стоящих образовательных задач. Задачи должны реализоваться в процессе занятия, и они должны быть конкретные к теме и их не должно быть слишком много.

Задачи при планировании образовательной деятельности заменяются фразой «программное содержание» и разделяются на три группы: обучающие, развивающие, воспитательные (воспитывающие).

1.2 Образовательная деятельности в ходе режимных моментов.

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов – это решение образовательных задач с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми (утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).

При планировании совместной образовательной деятельности в ходе режимных моментов планируем задачи.

ЗАДАЧА – это то, что требует выполнения, разрешения.» (ОЖЕГОВ С.И., Словарь русского языка.). Задача всегда отвечает на вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ? (обучать, формировать, приобщать…).

Например, игра –упражнение «Осенние листья». Задачи: совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных –кленовые, березовые, осиновые и т.д.).

Пальчиковая гимнастика «Ветер и листья». Задачи: обучать координировать речь с движениями.

Слушание и пение песни «Дождик». Задачи: совершенствовать певческие навыки, приобщать к музыке, развивать музыкальный слух и память.

1.3 Самостоятельная деятельность детей (многие испытывают затруднения при планировании).

Самостоятельная деятельность детей – свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметной развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам, позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

А теперь повнимательнее изучим какие условия для развития самостоятельности, инициативности мы должны создавать детям.

С этой целью опять заглянем в ФГОС ДО и ознакомимся что мы должны знать при организации условий для развития самостоятельности и инициативности детей ФГОС. И так пункт:

1.4. Основные принципы дошкольного образования: 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач: 6)  … развития их инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка…;

2.4. Программа направлена на: создание условий … развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

 4.6. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Исходя из данных требований ФГОС ДО перейдем к планированию.

Планирование самостоятельной деятельности детей согласно принципу комплексно-тематического построения образовательного процесса, организуется с учетом актуальной на данную неделю темы, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня.

 Самостоятельная деятельность отражается в календарных планах образовательной работы: указываются зоны (центры активности, уголки), в которых педагог организует деятельность детей по интересам; описываются материалы и оборудование, предлагаемые вниманию детей, атрибуты к сюжетным и другим играм. 

Педагог должен создавать необходимые условия: организация предметно-развивающей среды, стимулирующей проявление детьми самостоятельности, инициативности, развитие детских интересов; использование педагогом специальных методов и приемов, побуждающих к проявлению детьми, в разных видах деятельности, индивидуальных интересов и склонностей.

ВАЖНО ПОМНИТЬ! При планировании самостоятельной деятельности главное нужно понять С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ педагог предлагает тот или иной материал детям.

Таким образом, правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу. План — не просто отчетный документ, главное в нем — рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры в использовании служебного времени.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Программа воспитания и обучения в детском саду. М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.

Под редакцией Васильевой, М.А. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду [текст] /М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. – М: Воспитание дошкольника, 2005 – 320 стр.

Солодянкина, О.В. Система планирования в дошкольном учреждении: методическое пособие / О.В.Солодянкина. – Москва, «Аркти» 2008г. – 89стр.

Скоролупова, О.А. Планирование как один из этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении О.А. Скоролупова. –Москва 2008г. – 102 стр.

Лосев, П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ [Текст] / П.Н. Лосев. – Москва, Творческий Центр «Сфера» 2005г. – 157стр.

Смирнова, М.В. Модель методической службы [Текст] / М.В. Смирнова //Справочник старшего воспитателя №10, 2009 – 77стр.

Журнал «Дошкольное воспитание» №8\2010

С интернет сайтов .

nsportal.ru

Планирование воспитательно-образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО

Планирование воспитательно-образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО

Гришина Татьяна Петровна, 1 кв. к., воспитатель, МКДОУ БГО ЦРР детский сад №11, г. Борисоглебск.

В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены ФГОС дошкольного образования. Впервые в истории российского образования ФГОС дошкольного образования являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс.

Основываясь на ФГОС ДО и Примерную образовательную программу

Н. Е. Вераксы «От рождения до школы», базируясь на образовательной программе дошкольного учреждения разработали свою Рабочую программу.

Документы, входящие в раздел рабочей программы воспитателя:

1.Положение о перспективно- календарном планировании в ДОУ.

2.Тематический план ДОУ на год.

3.Циклограммы деятельности воспитателей.

4.Комлексно – тематический план.

5.Календарный план.

6. Проект.

Мы более подробно остановимся на проектировании образовательного процесса, так как в содержание этого раздела входит комплексно-тематическое планирование деятельности с детьми в конкретной возрастной группе.

При выборе тем для планирования мы руководствовались темообразующими факторами:

выбор основы для построения тематического календаря. Это может быть планирование в соответствии с лексическими темами, повторяющимися из года в год (“Времена года”, ‘Животные наших лесов”, “Безопасность на дорогах”, “Новый год” и т. д.). Или планирование на основе празднично-событийного цикла, основу которого составляют важные события в жизни детско-взрослого коллектива (День знаний, День рождения города, Осенняя ярмарка и т. д.).

Тематика, отобранная воспитателем, может быть распределена по неделям. Кроме этого, необходимо планировать развивающую среду, которая будет помогать расширению самостоятельной деятельности детей по освоению предложенных тем. («Неделя книги», «Театр», «Разноцветная неделька»)

Темы, в рамках которых решаются образовательные задачи, должны, с одной стороны, быть социально значимыми для общества, семьи и государства, с другой стороны, вызывать и личностный интерес детей, обеспечивающий мотивацию образовательного процесса «здесь и сейчас».

Ребенок не перенапрягается, т.к. обеспечивается постоянная смена действий и впечатлений. В то же время жизнь в детском саду понятна и имеет смысл для детей, т.к. они «проживают» тему не спеша, не торопясь, успевая осмыслить и прочувствовать.

Детское сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для него события. А каждый временной отрезок (в данном случае неделя) имеет

кульминационную точку – событие, к которому готовится вся группа. Это может быть праздник, выставка творческих работ, игра, викторина .

В соответствии с ФГОС ДО и опираясь на примерную образовательную программу  “От рождения до школы” Веракса Н. Е. предлагаем вам варианты комплексно-тематического планирования

Задача педагога – спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем развитии.

Содержание образовательной работы распределяется по пяти образовательным, в разделы которых входит:

Задачи

  • Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми

  • Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

  • Планирование непосредственно образовательной деятельности

  • А так же работа по взаимодействию с семьей.

Согласно ФГОС ДО планирование образовательного процесса в ДОО должно основываться на комплексно – тематическом принципе. План воспитательно-образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.

План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.

Существует алгоритм составления календарного плана воспитателя дошкольного образовательного учреждения

1. Титульный лист

2. Список детей группы

3. План работы с родителями

4. Расписание сетки занятий на неделю (согласно количеству занятий по программе и требованию санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам 2.4.1.1249-03)

5. Планирование специально организованных занятий (с указанием дня и даты)

6. Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми

7. Планирование самостоятельной деятельности детей

8. Планирование гимнастик

В комплексно-тематическом планировании приоритетно является проектная деятельность. Структура проекта планируется по выбранной тематике, но структура остаётся неизменной:

Паспорт (титульный лист)

Постановка проблемы или актуальность данного проекта  (объясняет, почему возникла необходимость в выполнении проекта, для чего нужен этот проект детям, воспитателям, дошкольному учреждению)

Цель проекта (должна быть понятна, конкретна, реалистична)

Задачи (конкретные шаги для достижения цели)

Методы и формы работы, направленные  на  реализацию задач  проекта

Ожидаемые результаты (что необходимо получить для выполнения поставленных задач)

План-график мероприятий (деятельность в рамках проекта)

Описывается организация работы по проекту. Из раздела должно быть понятно, кто и как будет осуществлять действия, в какой последовательности. Должно быть прописано, как планируется достижение результата и почему выбран именно этот путь

Этот раздел  состоит из 3-х ЭТАПОВ:

I этап – предварительный : мониторинг  знаний детей,  анкетирование родителей, изучение литературы, подготовка материала и т.д.

II этап – основной: (примерная форма оформления)

дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно-развивающей среды

III этап – заключительный: подведение итогов работы по проекту.

На этом этапе планируются итоговые мероприятия: ООД, развлечения, праздник, презентация, выставка, фотовыставка.

Приложения (конспекты, фотоотчёт)

Литература:

1. Скорлупова О., Федин II.О. «О комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании» Дошкольное воспитание. -2010. -№ 5 -С. 46-50.

2. Сидина Т. А. Комплексно-тематический принцип организации педагогического процесса как условие реализации ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 3 – С. 8-1 1.

3. Закон Российской Федерации от 29Л 2. 2012 «Об образовании в РФ»

4. Реализация комплексно – тематичеекого принципа организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (методические рекомендации) Екатеринбург 2011

5. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *