Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение общеразвивающего вида
детский сад « Золотой ключик»
Республика Хакасия,
Орджоникидзевский район,
п. Копьево
Авторская разработка игры
Т е м а
« Что такое горы ? »
Автор: Гончар Ольга Игнатьевна, воспитатель
Введение
Хакасия, край мой
Родные просторы, …
Вы мне улыбаетесь морем огней.
Широкие степи, высокие горы
Навеки в душе сохранитесь моей …
М.Е Кильчичаков.
Мы живём в замечательном крае — Хакасии!
Это очень богатый и красочный край!
Наш посёлок Копьёво окружён высокими горами.
С детьми мы часто ходим на экскурсии, походы и
прогулки в горы.
С высоты гор любуемся красотой посёлка,
природным окружением.
И конечно же играем. В играх у детей
формируются экологические представления,
сознание любить и охранять красоту природного
и животного окружения.
«Что такое горы»
Цель. Познакомить с существованием особых ландшафтов – гор, что они состоят из камней.
Материал. Географическая карта или фотографии.
Камни. Кусок ткани, раскрашенной в зелёные и
коричневые тона.
Беседа.
Спросить детей: где на Земле можно найти больше всего камней? ( В горах). Расскажите, что у Земли есть каменная одежда. Там, где эта одежда видна на поверхности, где очень много камней, мы видим горы.
Кто из детей был в таких местах?
Какими бывают горы?
Рассматриваем с детьми фотографии.
Скажите, что многие камни из коллекции — это кусочки гор. Напоминаю, что камни, горы – это неживая природа.
Что такое горы? (дети высказывают свои предположения)
-Зимой катаемся с ледяной горки.
Чем она отличается от других мест?
– Она высокая, у неё есть склоны, с которых можно съезжать, и вершина на которую забираются, чтобы скатиться.
Так у настоящих гор есть склоны и вершины.
А чем горка отличается от горы?
– Горы бывают очень высокими, большими. Правда, и среди гор выделяются более низкие и высокие. Все они состоят из различных камней.
В горах бывают пещеры (рассматривание фотографий, рисунков
Есть ли в пещерах свет?
– Для древних людей пещеры были домами.
– Сейчас в пещерах живут летучи мыши и другие животные.
Поищите горы на карте: они обозначены коричневым цветом. Чем выше горы, тем темнее оттенок краски.
Моделирование
1.Разложили ткань на плоском месте, на столе. Представили, что это участок земли.
Можно назвать такое место – ровным.
— Оно так и называется равнина.
Теперь дети положите под ткань предметы разной высоты,
например камни ( их нужно класть только под участки
коричневого цвета).
Рассмотрим наш участок. Он ровный или нет? (ответы
детей).
На нём появились горы. Так и в природе горы чередуются
с ровными участками.
2. Моделирование можно провести другим способом.
Несколько детей держат ткань за концы — она
растягивается. А другие дети снизу поднимают руками
ткань на тех участках, которые обозначены коричневым
цветом .
Вот мы и создали разные по высоте горы (полюбуйтесь).
3. Предлагаю детям создать горы из разных кубиков строительного материала с пещерами, в групповой комнате, а когда вышли на улицу из собравших камней.
Люди дают горам разные имена, давайте и мы с вами придумаем. (Ответы детей)
Как называются горы, которые «построили» дети?
Кто здесь обитает?
Литература
После моделирования складок гор читаю стихотворение
Р.Сефа « Камень.
Учёные
Нам говорят
Что много летТому назад
В ужастном
Беспорядке
В земле
Возникли
Складки.
Тогда-то
Родились
Хребты
Отроги и утёс.
И камень,
О котором ты
Разбил
Сегодня
Нос.
Домашнее задание
1. Попросила детей, которые ездили в горы летом и зимой, с родителями, принести фотографии, сделали выставку. Дети рассказывали о своей поездке с родителями.
2. Конкурс рисунков и рассказов
Тема « Горы Хакасии»
Задание было дано родителям, чтобы они
нарисовал рисунки, а вместе с детьми
составили рассказы.
Потом дети каждый показывал рисунок
своих родителей и рассказывал о нём.
А закончить игру я решила экскурсией.
Была организованна поездка на автобусе в
горы.
Так детки познакомились с настоящими горами и получили подтверждения полученным знаниям. Они трогали их, сбегали с них .
А самые наблюдательные успевали делать даже зарисовки.
www.pervijzvonok.ru
Счастливы люди, которым довелось в своей жизни увидеть горы. Природа создала горы – выступающие на поверхность громадины. Но горы не всегда видны нашему глазу. Горные цепи протянулись и по дну океанов. Какие-то вершины горных цепей выступают из воды, образуя острова. Другие, наземные – нахлобучили на себя огромные ледяные шапки и не снимают их никогда.
Горы всегда удивляли человека своей величественностью, неприступностью, какой-то особой красотой. Что может быть лучше гор? Только горы. Горы формируются там, где земля неспокойна, как говорят учёные, в тектонически активных областях. Есть одинокие горы, есть горные группы, горные пояса.
Самый лучший архитектор в мире – это сама природа. Именно она трудится над созданием красоты, в том числе и горной. Природа выступает не только в роли архитектора, зодчего, скульптора, но и в роли декоратора, осветителя. Световые эффекты, которые наблюдаются в горах, никого не оставляют равнодушными. Из-за разного геологического состава горные вершины изменяют свой цвет под лучами восходящего и заходящего солнца.
Где прячется солнце? Может быть, в горах? Может быть, именно эти исполины надёжно охраняют солнце, когда оно отдыхает?
Самым древним горам на земле несколько сотен миллионов лет. Когда-то давно они подвергались сильному разрушению, страсти кипели нешуточные. Но проходили столетия, внутренние движения в них давно прекратились. Примерами старых гор могут служить горы Урала. Они состоят из коротких, вытянутых хребтов, массивов и кряжей. Кажется, что горы Урала создал чародей из старой сказки. Вернее, чародейка – Хозяйка Медной горы. Во всяком случае, она, скорее всего, тоже приложила руку к созданию удивительных гор Урала.
Молодые горы, как правило, не старше 50 млн. лет. Молодые горы растут, мужают. Это сопровождается землетрясениями, вулканической активностью. Альпы, Гималаи, Кавказские горы – молодые, им ещё взрослеть.
Самая привлекательная у горы – вершина. Именно к ней стремятся альпинисты. Стоя на вершине, ты чувствуешь себя абсолютно счастливым. Весь мир у твоих ног, а сам ты значительно ближе к солнцу, звёздам. Какие бывают вершины у гор? Пикообразные, округлые, дугообразные, платообразные.
«Горные вершины спят во мгле ночной…»
Писатели, поэты, художники не жалели красок, чтобы описать красоту гор. Горы дарили им силы, вдохновение, красоту. Рядом с горами невозможно оставаться равнодушным. Горы бередят душу, заставляют задуматься о мироздании.
Всё, что связано с горами, имеет красивые названия – горный гребень, горный массив, горный перевал. Красивы и сами горы. Солидные скалистые стены, торжественные башни, свисающие карнизы, иссеченные трещинами горные хребты – это разнообразие конфигураций радует глаз.
С горными россыпями нельзя не считаться. Горы диктуют свои правила. Точно также, как диктуют правила океаны, пустыни, ледники. Это всё создано не руками человека, а природой. А наш удел всем этим восхищаться и использовать во благо.
detskiychas.ru
Дома очень кстати оказалась новая зимня находилка.
Тема про зимние виды спорта очень пригодилась нам на склонах Роза Хутор.
А теперь немного художественной литературы.
Полноразмерные сканы страниц можно скачать тут. (Энцилопедию сканировать всю духу не хватило, выбирала самое интересное для детей 3-6 лет.)
Стихи про горы (источник здесь):
Что такое горы?
Что такое горы?
С ветром разговоры.
Снежные вершины,
Горные лавины.
Тропы каменистые,
Антилопы быстрые,
Пропасти бездонные,
И пещеры темные.
Колючие кустарники,
Змеи и лишайники
Козы скалолазы,
А под землей – алмазы.
Реки, как хрусталь,
В синей дымке даль,
Где парит орел –
Страж высоких гор.
(В. Степанов)
Горы
Стремятся горы в высоту,
И нам их видно за версту.
Они чем ниже, тем старей,
А чем моложе, тем длинней.
Тысячелетья и века
Пронзают пики облака.
И покорить вершины гор
Стремятся люди с давних пор.
archigame.livejournal.com
Сообщение на тему «Что такое горы» для детей кратко поможет Вам подготовиться к занятию по географии и углубить свои познания об этих крупных формах рельефа.
Вы уже знаете, что поверхность планеты не идеально ровная. На ней есть возвышенности, каньоны, равнины и горы. Данные «неровности» все вместе именуются рельефом. И каждая местность характеризуется своим уникальным рельефом.
Горы – это большое возвышение рельефа Земли, которое можно увидеть за километры. Даже самая маленькая гора будет видна издалека. Кстати, со временем возвышения могут уменьшаться, так как ветра, обдувающие гору, уносят год за годом отколовшиеся от нее песчинки.
Горы состоят с:
Форма гор может быть самой разной. Некоторые имеют острые пики, другие плоские вершины или похожи на овальные купола.
Чем выше гора, тем на ее вершине климат суровее и холоднее. И что самое интересное, у подножия может быть невероятная жара, а в тот же момент вершина горы покрыта огромной шапкой из снега и льда. Тогда с вершины начинают собираться маленькие ручейки и ближе к склону они превращаются в настоящую реку. Да, реки также размывают поверхность возвышения и уменьшают высоту горы.
Они появились очень давно, миллионы лет назад, когда происходили страшные землетрясения на планете. Из земли сильно били фонтаны раскаленной лавы и застывали, превращаясь в горы. Сегодня такие горы еще существуют. Под ними все также кипит лава, которая в любой момент может вырваться наружу. Данный процесс называется извержением вулкана, а такие горы – действующим или спящим вулканом. А вот горы, под которыми лава не проявляет активности, именуются потухшим вулканом. Стоит отметить, что застывшая лава является источником полезных ископаемых, поэтому в горах ведутся работы по добыче металлов, руды или драгоценных камней.
Редко можно повстречать и подводные горы. Под водой из заметить нельзя, но из вод иногда торчит вершина подобной горы и напоминает скалистый остров.
Надеемся, что сообщение о горах 4 класс смог использовать при подготовке к занятию. А краткий рассказ о горах Вы можете оставить через форму комментариев ниже.
kratkoe.com
Поиск
portalrebenkaportalrebenka.com
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
НА ТЕМУ: «Что такое горы?»
ЦЕЛЬ:
1. Продолжать знакомство детей с неживой природой, дать начальные сведения о горах: какие бывают горы, кто живет в горах, что растет, из чего состоят горы;
2. Развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы;
3.Воспитывать эстетические чувства: учить видеть красоту гор и учить ею любоваться;
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
Активизировать словарь детей за счет слов: геологи, пологие, крутые, снежные.
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ: глобус; презентации: «Горы России», «Животные и птицы живущие в горах России»; загадки о горах и о глобусе; музыкальная запись: Эдвард Григ «В пещере горного короля».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
– рассматривание камней на занятиях и в свободное время;
– собирание коллекции камней;
– чтение сказов Бажова «Хозяйка Медной горы».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, начинаем занятие. Пожалуйста, будьте внимательными и активными. Вас ждет много интересного!
Начну с загадки.
Если скалы и хребты
Гордо смотрят с высоты,
Речки быстрые бегут,
Камнепады там и тут.
Ну, какие разговоры –
Знаешь ты, что это … (горы)
Воспитатель: Да, это горы. Сегодня на занятие вы узнаете, что такое горы, что встречается в горах, какие бывают горы в нашей стране.
Воспитатель загадывает загадку:
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Горы, реки, океаны.
Что это? (Глобус).
Воспитатель: Правильно. Давайте подойдем и рассмотрим глобус. Почему глобус раскрашен разными цветами? (Коричневый – это горы, синий – моря, реки, зеленый – это леса, поля, желтый – это пустыни).
– Правильно, молодцы. Кто нам покажет горы на глобусе? (Ребенок показывает на глобусе горы).
Воспитатель: Ребята, а что такое горы? (Ответы детей)
Горы – это участки земной поверхности сильно возвышающиеся над окружающей местностью.
Воспитатель: А как вы думаете, зачем нужны горы? (Они нас спасают от ветров и ураганов).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как образуются горы? (Предположения детей)
– Земная кора ни минуты не находится в покое. Она то опускается, то поднимается, то вздрагивает, то собирается в складки. В результате появляются горы, долины и возвышенности. Конечно, на это уходит очень много времени – несколько десятков миллионов лет.
Иногда горы рождаются в результате извержения вулканов. Из жерла вулкана вырывается магма, летят камни, пепел. Все это падает на землю. Постепенно лава застывает и образует холм, который с каждым новым извержением растет и увеличивается.
Воспитатель: Ребята, скажите, горы могут нам что – нибудь рассказать о себе? (Ответы детей).
Воспитатель: Горы всегда поражали человека своим величием, труднодоступностью и непредсказуемостью, и в тоже время они притягивали человека. Многие поэты слагали стихи.
Послушайте стихотворение А.С.Пушкина «Кавказ»
Воспитатель читает отрывок из стихотворения.
…Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой…
– Ребята, как описывает поэт горы? Что он увидел? (Ответы детей).
Физкультминутка.
А сейчас все дружно встали,
Отдохнули на привале. . .
Вправо, влево повернись!
Руки вверх и руки вниз,
Руки в бок, и на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы вы, ребятишки!
Воспитатель: А сейчас мы отправимся в путешествие по горам России.
Презентация – «Горы России».
Воспитатель: Какая красота. Вам понравилось?
Воспитатель: Ребята в горах очень холодно, даже летом на вершинах гор лежит снег. Как вы думаете, почему там холодно? (Ответы детей)
Воспитатель: Тепловое излучение, идущее от Земли, способно прогреть воздух примерно до высоты 15 километров. Чем дальше от поверхности земли, тем температура воздуха ниже. Это происходит, во-первых, потому, что нагретый у земли воздух при удалении от нее быстро охлаждается, а во-вторых, потому, что в верхних слоях атмосферы воздух более разрежен, чем у земли.
Воспитатель: А вы знаете из чего состоят горы? (ответы детей)
Ребята, по камням ученые (геологи) могут многое узнать о горах: из чего состоят горы, когда будет извержение вулкана, когда образовались горы и что их разрушает.
Воспитатель: А вы знаете, что разрушает горы? (Дождь, ветер).
Воспитатель: Ребята, а вы можете назвать животных и птиц, которые живут в горах? (Бараны, козлы, орел, ястреб).
-Молодцы, а что растет в горах? (Мох, кустарники, деревья).
-А еще в горах есть чистейшие озера и реки.
-У меня есть картинка-пазл. Давайте ее соберем и посмотрим, что у нас получится. Дети собирают пазл-картинку.
Воспитатель: А вот композиторы по-своему видели и изображали горы. Садитесь на ковер. Сейчас вы услышите музыку, которую написал композитор – Эдвард Григ. Называется она «В пещере горного короля». Закройте глаза и подумайте, что можно представить, слушая эту музыку.
(После прослушивания дети рассказывают о чём эта музыка).
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие в горы? (Да).
– О чем же нам рассказали горы? (Горы бывают разные: высокие и низкие, крутые и пологие, со снежными вершинами и с зелеными лесами, в горах живут разные животные и птицы; в горах есть реки и озера; в горах очень чистый воздух и чистая вода).
– Ребята, сегодня мы много говорили с вами о горах. А вы знаете, что горы не прощают человеку невнимательность и неосторожность. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах? (Не шуметь, а то может быть обвал и засыплет камнями; внимательно смотреть, нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке; если разожгли костер, то его нужно потушить; не мусорить).
– Молодцы. Вы сегодня много узнали нового и вспомнили, что знали.
romashka9.ucoz.ru
Обычно под горой имеют ввиду гору тектонического происхождения. Но существуют также эрозионные и вулканические. Среди тектонических выделяют складчатые, глыбовые и складчато-глыбовые горы.
Тектонические горы — это горные хребты, которые зарождались на морском дне.
см. Вулкан
При извержениях вулканов магме не всегда удаётся достигнуть земной поверхности. Если верхние слои земной коры а месте извержения оказываются очень прочными и трещины не достигают поверхности Земли, магма останавливается и застывает, приподнимая при этом осадочные породы. Образуются огромные купола, подобные горам. Гор вулканического происхождения на земном шаре немного.
Складчатые горы — это горы, в которых пласты горных пород смяты в складки и в результате вертикальных движений земной коры подняты над окружающей местностью.
Высокие части гор называют вершинами, а остроконечные вершины — пиками.
см. Горная порода
На земной поверхности очень редко можно встретить одинокую гору. Обычно горы располагаются в ряд одна за другой на несколько десятков и даже сотен километров. Такая группа гор, вытянутых в линию, носит название горный хребет.
Понижение между двумя горными хребтами называют горной долиной (рис. 57).
Иногда на сравнительно небольшой территории находится огромное скопление отдельных гор и горных хребтов. Трудно разобраться в таком нагромождении гор, потому что горные хребты тянутся во всех направлениях. Такое скопление гор называется горной страной.
Известно, что всё на Земле, абсолютно всё, в какой-то момент зарождается, некоторое время существует, развивается и затем отмирает, уничтожается, заменяясь чем-то новым. И это относится не только к растениям и животным, но и к рекам, озёрам, морям, горам. Горы, сложенные из очень твёрдых горных пород, живут своей жизнью.
Проходят тысячи, сотни тысяч, миллионы лет, горы стареют, исчезают остроконечные вершины, и могучие когда-то хребты всё более и более напоминают холмы. Образуются обширные равнины.
А на дне морей и океанов снова и снова накапливаются мощные толщи осадков, и, быть может, пройдёт ещё какое-то время, и толщи осадочных пород под действием внутренних сил изогнутся в складки и вновь из морских глубин поднимутся горы.
см. Горообразование
Ни одному из жителей нашей планеты не приходилось наблюдать, как образовались, скажем, Кавказские, Уральские или какие-нибудь другие горы. Но учёные сумели прочитать каменную летопись Земли, и она рассказала им прежде всего о том, что на месте нынешних горных систем были когда-то моря.
Учёные обратили внимание на то, что большая часть пород, слагающих горы, морского происхождения. В этих породах можно найти ракушки и окаменевшие скелеты различных морских организмов. И это даёт право утверждать, что горные системы возникли на месте морей и океанов.
С первых же дней своей жизни под действием тепла и холода, влаги и живых организмов горы начинают разрушаться. Процесс усиленного разрушения гор идёт беспрерывно изо дня в день, из года в год. Этот процесс, вне зависимости от фактора разрушения, называется выветриванием.
Днём, под палящими лучами солнца, горные породы нагреваются (при нагревании тела расширяются), а ночью, наоборот, происходит сильное охлаждение. От смены температур на поверхности пород образуются трещины. В эти трещины попадает вода. Замерзая, она давит на стенки, трещины становятся всё больше и больше, и, наконец, каменные глыбы раскалываются на куски.
Ещё большие разрушения производят горные потоки и реки. Они прорезают в хребтах узкие и глубокие ущелья.
Очень ярким примером может служить река Колорадо в Северной Америке. Весь бассейн её изрезан лабиринтами глубоких ущелий. Чтобы можно было себе представить, насколько велика разрушительная работа, проделанная рекой, можно привести только две цифры. Самое крупное из ущелий Колорадо — Большой каньон — тянется на 320 км, а высота его отвесных склонов достигает почти 2 км.
Всю массу разрушенных пород реки уносят снова в моря. Только одна, сравнительно небольшая, река Кубань, берущая начало в ледниках Кавказских гор, переносит каждый год 30 млн. кубометров глины, песка, гальки. Если всю эту массу горных пород можно было бы погрузить в железнодорожные вагоны, потребовалось бы около десяти тысяч эшелонов, по сто вагонов в каждом.
Гималаи — это высочайшие горы земного шара. Вершины их сплошь покрыты льдами и снегами. Слово «Гималаи» в переводе с санскритского языка на русский означает «жилище снега». В Гималаях находится самая высокая вершина земного шара — Джомолунгма (Эверест). Абсолютная высота этой вершины — 8848 м.
Памир в переводе на русский язык означает «крыша мира». На Памире находится высочайшая вершина Таджикистана, а также стран СНГ и бывшего СССР — Пик Исмоила Сомони, или Пик Коммунизма. Абсолютная высота этой вершины — 7495 м. Находится на 50-м месте самых высоких вершин Земли.
К северо-востоку от Памира более чем на 1500 км протянулись горные хребты Тянь-Шань, что в переводе с китайского языка на русский означает «небесные горы». Наивысшая точка Тянь-Шаня — Пик Победы (7439 м). Он занимает 60-е место среди самых высоких гор планеты.
Более чем на 15 тыс. км через всю Америку протянулись горы Кордильеры, которые в Южной Америке называют Анды. Эти горы имеют много вершин высотой больше 6000 м.
Одни из самых живописных гор России — Кавказские. Они протянулись от Чёрного моря до Каспийского. Наивысшая точка Кавказских гор — Эльбрус (5642 м) — является самой высокой среди них, а также в Европе и в России. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Альпы — это высочайшие горы Европы. Вершины Альп покрыты снегом и льдом, которые не тают в течение всего года. Самая высокая гора Монблан (высота 4810 м) так и называется — «белая гора». Вниз по склонам гор спускаются ледники. Тая, они дают начало горным рекам и водопадам — потокам воды, падающим вертикально вниз с крутых обрывов. Глубокие долины разделяют горы на отдельные хребты — вытянутые цепи гор. Самые низкие участки хребтов называются перевалами.
Каждый год сотни альпинистов совершают восхождения на высочайшие вершины горных хребтов. Путь их нелёгок: ведь большая его часть проходит по склонам, покрытым льдом и снегом. В разгар лета там морозы и дуют сильные ветры. На ногах у альпинистов ботинки с железными шипами, в руках ледорубы. Идти приходится очень осторожно: во льду попадаются узкие глубокие трещины, которых не видно, так как сверху они часто бывают занесены снегом.
Передвигаются альпинисты цепочкой, на расстоянии 5-6 м друг от друга. Между собой они связаны длинной прочной верёвкой: если кто-нибудь из них и оступится, то товарищи его удержат.
Альпинисты совершили восхождения почти на все крупные вершины земного шара. С большим трудом была покорена альпинистами высочайшая вершина — Джомолунгма. Десятки экспедиций пытались побывать на ней, но удалось это сделать впервые только в 1953 г.
см. Горцы
wikiwhat.ru