Модель организации духовно-нравственного воспитания в рамках внеурочной деятельности с 5 по 8 класс
МБОУ «Открытая (сменная) школа»
Выбор приоритетного вектора организации внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности в школе обусловлен потребностью детей в формировании духовно-нравственной культуры.
Концептуальный замысел модели: передача детям значимых культурных и жизненных ценностей выполняет не семья, а общеобразовательная организация. Кроме того в нашем случае, речь идет о детях, с ранних лет видевших падение нравственности – проявление жестокости и насилия со стороны родителей, распад семьи, алкоголизм. Результатом этого является низкий уровень нравственной культуры большинства обучающихся нашей школы, отсутствие умений самоконтроля и самооценки, неразвитость чувства личной независимости, самозащиты, способности к самореализации.
Ключевыми для модели являются такие понятия, как «духовность», «нравственность», «национальная культура», «воспитание».
Цель: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного выпускника школы.
Добиться достижения данной цели возможно путем решения ряда задач:
Ожидаемые результаты
Для обучающегося: становление личности, укореняющейся в культурно- исторических традициях российского народа и направленной на активную социально значимую деятельность во благо Отечества.
Для родителей (законных представителей): становление родителя, опирающегося на традиции православной культуры, принимающего воспитание как добровольное крестоношение, жертвенную любовь, труд, усилия, направленные на установление отношений духовной общности в семье.
Для школы: создание системы продуктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса, ориентированного на формировании духовно-нравственной культуры.
Для социума: преобразование окружающей действительности в
совместной деятельности.
К содержательному компоненту модели организации духовно-нравственного воспитания отнесены: внеурочная деятельность и воспитательная деятельность.
В ходе внеурочной деятельности реализуются:
¬ планы модулей внеурочный деятельности («Связь времен» 5-9 классы; «Календарь Смоленских Святых» 5-6 классы; «Календарь событий» 5-9 классы»), направленные на формирование основ гражданской и социальной активности обучающихся средствами музейнопедагогической деятельности, создание условий для развития нравственной, социально-адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения, воспитание любви к родной природе и бережного отношения к ней и т. д.;
Воспитательная деятельность подразумевает включение обучающихся в:
¬ процесс социального творчества, через организацию работы органов ученического самоуправления, разработку и реализацию социально-значимых проектов;
¬ волонтерское движение, которое более других способствует формированию милосердия, доброжелательности, отзывчивости;
¬ изучение краеведческого компонента через организацию поисково-краеведческой деятельности;
¬ активизацию деятельности, как школьного музея, так и сотрудничество с музеем города;
¬ организацию досуговых мероприятий направленных на знакомство учащихся с обычаями, бытом, традициями русского народа на основе традиционных православных праздников.
Структурными элементами, способствующими успешному внедрению компонентов модели, определили направления, методы, формы и технологии организации воспитательно-образовательного процесса. Духовно-нравственное образование обучающихся строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям:
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества; потребность в правопорядке. Понятия: «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство», «гражданское общество»; об этических категориях «свобода и ответственность»; о мировоззренческих понятиях «честь», «совесть», «долг», «достоинство», «справедливость», «доверие» и др.
Формирование базовых ценностей происходит в ходе: внеклассных мероприятий, информационных часов, круглых столов «День памяти жертв политических репрессий», «День народного единства», «День героев Отечества», «Главный закон государства», «Международный день памяти жертв Холокоста», «900 дней и ночей», «Сталинградская битва», «День воссоединения Крыма с Россией», «Первый человек в космосе», «День Победы», «День защиты детей».
Ценности: ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия, чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания, терпимость, активная жизненная позиция; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике, духовных ценностях народов России.
Понятия: «добро», «зло», «истина», «ложь», «смысл и ценность жизни», «проблема нравственного выбора», «достоинство», «любовь», «нравственная ответственность личности», «толерантность», «миролюбие», «социальное партнерство», «противостояние социальной агрессии, экстремизму и терроризму» и др.
Формирование базовых ценностей данного направления происходит в ходе: Блиц-интервью «Мир моих – увлечений»; написание мини-сочинения «Быть грамотным – что это?»; мероприятия посвященные дню матери «Самый дорогой человек», «Международный день толерантности»; дискуссия «Кто больше счастлив: кто отдаёт или кто получает»; час раздумья «Сквернословие – привычка или болезнь», «В чем цель жизни?»; диспут «Что такое счастье?»; информационный час «День славянской письменности и культуры».
Ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких качеств личности как целеустремленность и настойчивость, бережливость, ответственность, лидерских качеств, организаторских способностей, умения работать в коллективе.
Понятия: «уважение к человеку труда», «трудовая и творческая деятельность», «профессиональная ориентация», «потребности в сфере труда и творчества», «ответственное отношение к труду и творчеству». Формирование базовых ценностей данного направления происходит в ходе мероприятий: заочная экскурсия «Береги нашу землю», «Путешествие в город мастеров»; операция «Зеленый подоконник», «Теплый класс»; час раздумья «Куда пойти учиться»; экскурсии в учебные заведения города и района; выставка «Мастер на все руки».
Ценности: ценность здоровья (физического, нравственного и социальнопсихологического), стремление к здоровому образу жизни, занятий физической культурой и спортом.
Понятия: «культура здорового образа жизни», «навыки сохранения собственного здоровья», «здоровьесберегающие технологии», «ответственное отношение к состоянию своего здоровья», «профилактика вредных привычек и асоциального поведения».
Формирование базовых ценностей данного направления происходит в ходе: классный час «Курить – здоровью вредить», «Мы за здоровый образ жизни»; оформление стенда «За здоровый образ жизни»; первенство школы по баскетболу и настольному теннису»; День защитника Отечества «Вперед, мальчишки»; ток- шоу «Пусть говорят» на тему «Наркомания – соблазн, приводящий к зависимости».
Ценности: дар слова, ценность красоты в различных её проявлениях, ценность труда – как условия достижения мастерства, ценность творчества, достижений общечеловеческой и национальной культуры, индивидуальных творческих способностей, эстетического идеала и ценности, мировой и отечественной культуры.
Понятия: «культурный продукт», «эстетический идеал», «творческие способности», «эстетические предпочтения», «эстетические эталоны различных культур и эпох» «технологии диалога культур», «мировая и отечественная культура», «русская и зарубежная литература», «театр и кинематограф», «культура зрителя».
Формирование базовых ценностей данного направления происходит в ходе: фан-игра «О красоте и мужестве»; беседа «Что такое духовное богатство человека»; конкурс-выставка «Осенний букет»; диалог «Гость в доме – хозяину радость»; брей-ринг «Этикет и мы»; конкурс новогодних плакатов «Новогодний калейдоскоп»; конкурс рисунков «Природа громка плачет», «Мы и космос», «День Победы».
Для диагностики духовно-нравственной сферы обучающихся предлагается ряд методик.
Личностные особенности обучающихся, уровень воспитанности, отношение к нравственным категориям:
– Уровень воспитанности обучающихся Н.П. Капустин.
– Методика «Размышляем о жизненном опыте» Н. Е. Щуркова.
– Методика «Изучение социализированности личности обучающегося» М.И. Рожков.
– Методика «Изучение уровня воспитанности» М.И. Шилова.
– Диагностика личностного роста И.В.Кулешова, П.В.Степанов, Д.В.Григорьев.
Межличностные отношения:
– Методика изучения удовлетворенности школьной жизнью А.А. Андреев.
№ п/п | Мероприятия | дата | Форма проведения | Ответственные |
Праздник. День знаний. | 01.09.15 | Линейка | Зам. директора по ВР Педагог-организатор | |
Урок Памяти «Беслан» | 03. 09.15 | Кл.Часы | Кл. рук. 1 – 11 кл. | |
Обзорные экскурсии по г. Льгову, Курску «Святой Курск» | В течение года | Экскурсия | Классные руководители | |
4. | «Кодекс чести ученика» (правила поведения обучающихся)
| Сентябрь | Кл.Часы | Классные руководители |
5. | Цикл классных часов по правовой грамотности: «Наши права и обязанности» «Что такое хорошо и что такое плохо» «Уроки милосердия и доброты» «Я – гражданин и патриот» «Флаг наш и герб» «Символы государства». Цикл классных часов, посвященных воспитанию учащихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам Цикл классных часов о знаменательных событиях истории России | В течение года | Кл.Часы | Классные руководители. |
6. | «Мой любимый город» | сентябрь | Участие в городских мероприятиях | зам. директора по ВР, педагог-организатор хореограф |
7. | День учителя. Поздравление педагогов школы. Вручение цветов. Концертная программа для педагогов школы. | 02.10.13 | Комплекс мероприятий: праздничная программа, конкурс рисунков праздничная газета | зам. директора по ВР, Обучающиеся 1-11 класса, педагог-организатор |
8. | Поздравление с Днем пожилого человека. Поздравление учителей-пенсионеров. Вручение подарков | 1-10.10.15 | Комплекс мероприятий: Праздник бабушек и дедушек Письмо пожилому человеку Посещение ветеранов педагогического труда и вручение цветов | Педагог-организатор зам. директора по ВР, Обучающиеся 1-11 класса, |
9. | Открытый классный час, посвященный памяти В.Б.Бессонова | октябрь | Участие в городских мероприятиях | Классный руководитель 7-а класса |
10. | Открытый классный час ко Дню народного единства. | 29.10.15 | Внеклассное мероприятие | Кл. руководитель 4-б класса |
11. | Проект «Час души» Духовно-нравственные беседы со священнослужителями | В течение года 1-11 кл. | Классные часы | Зам. директора по ВР Кл. руководители |
12. | День матери | 27.11.15 | Комплекс мероприятий: Концерт для мам Проект фото-коллаж «Наши мамы – самые красивые!» Изготовление подарков для мам | Педагог-организатор зам. директора по ВР Кл. руководители Обучающиеся 1-11 кл Хореограф Учитель музыки |
13. | Месячник ЗОЖ | 16.11-17.12.15 | По отдельному плану | Педагог-организатор |
14. | День Конституции и День права | 10-11.12.15 | Встречи с работниками МВД и прокуратуры Конкурс плаката «Молодежь против коррупции» | Кл. руководители Педагог-организатор зам. директора по ВР |
15. | Внеклассное мероприятие о героях России | 9.12.2015 | Внеклассное мероприятие | Учителя истории |
16. | «25 лет МЧС» | 16.12.15 | Внеклассное мероприятие | Кл. руководители 2-а и 2-б класса |
17. | Всероссийский Урок Доброты | 25.12.2015 | Кл.Часы | Кл. руководители |
18. | Акция милосердия: «Необыкновенное чудо» (подари ребенку праздник). | декабрь | Акция | Педагог-организатор Совет старшеклассников |
19. | Вечер встречи выпускников: – оформление стенгазет юбилейных выпусков; – приглашение кл. руководителей, первых учителей и гостей вечера; – праздничный вечер – чествование учителей – ветеранов | Первая суббота февраля | Внеклассное мероприятие | Педагог-организатор Совет старшеклассников Классные руководители. зам. директора по ВР |
20. | День былинного богатыря Ильи Муромца ( 1 января) | январь | Праздники, Кл.Часы | Классные руководители. |
21. | Тематические беседы 7 – 10 кл. «Интересы человека и интересный человек» – 7 кл. «Маленькие герои большой войны» – 9 кл. « Какими людьми славен наш город» – 10-11 кл. | в течение года | Кл. Часы | Классные руководители. |
22. | День Защитника Отечества Встреча с ветеранами Афганской и Чеченской войн «Они сражались за Родину», «Моя Россия, моя страна!» «Защитники Родины» «Герои живут рядом» «О чём рассказала награда?» | февраль | Комплекс мероприятий: выставка рисунков конкурс чтецов встреча с военнослужащими беседа творческий проект | педагог-организатор |
23. | «А ну-ка парни»» «Парад ребячьих войск» | 19.02.16 | смотр строя и песни | Классные руководители, Учителя физкультуры и ОБЖ, |
24. | Праздник «Масленица – широкая» Ярмарка. | Февраль-март | Концертно-развлекательная программа | Педагог-организатор Совет старшеклассников Классные руководители. зам. директора по ВР |
25. | 8 марта | 4.03.16 | Комплекс мероприятий: Концерт для девочек, мам и женщин школы Проект фото-коллаж «Наши девчонки – самые-пресамые!» Конкурсно -игровая программа «Весенняя капель» | Педагог-организатор Совет старшеклассников Классные руководители. зам. директора по ВР |
26. | Конкурс чтецов «Живая классика» | Март-апрель | Конкурс | Учителя литературы |
27. | День космонавтики «Россия в освоении космоса» «Первый полет» «Через тернии к звёздам» | 12.04.16 | Комплекс мероприятий: кл.час выставка рисунков | Педагог-организатор Совет старшеклассников Классные руководители. зам. директора по ВР |
28. | Всемирный день культуры 7 апреля. | 1-6 апреля. | Комплекс мероприятий: Классные часы Беседы Выезды экскурсии | Классные руководители. |
29. | Встреча обучающихся с ветеранами труда, ветеранами Великой Отечественной войны. | апрель, май | Классные часы | Кл. руководители |
30. | День Победы «Рисунок на асфальте» «По праву памяти» «Защитники Родины» «Страницы великой Победы» Проект «Знамя победы!» Проект «Рукописная книга памяти» Ежегодный праздник школы «Салют, Победа!», посвященный памяти погибших в ВОВ, проведение митинга на братском захоронении Льгов-3 Праздничное шествие «Бессмертный полк» | Апрель- май 9 мая | Комплекс мероприятий: конкурс детского рисунка на асфальте конкурс литературного творчества (стихи, сочинения и т.д.) фотовыставка книжная выставка Создание полотна знамя победы Создание рукописной книги памяти «Бессмертный полк» Митинг Участие в городских мероприятиях | Педагог-организатор Совет старшеклассников Классные руководители зам. директора по ВР |
31. | Акция милосердия: проведение недели «Добрых дел»
солдатская почта ветеранам | апрель май | Акция | Педагог-организатор Совет старшеклассников Классные руководители зам. директора по ВР |
32. | Поездки классов в музеи и выставочные залы города Льгова. Курска и др. (15 мая Международный день музеев) | 1-15 мая | Экскурсии | классные руководители |
33. | Международный День семьи 15 мая. «Ценности трех поколений» «Я и мои родственники» «Фотографии из семейного альбома» «Забота о родителях – дело совести каждого», «Мой дом – моя крепость» (о нравственных основах построения семьи) | 10-15 мая | Цикл мероприятий: классный час с родителями конкурс проектов беседы Совместные мероприятия в классах (дети, родители, педагоги). | классные руководители |
34. | Торжественная линейка «Последний звонок» | 1-11 25 мая | Линейка | Педагог-организатор зам. директора по ВР |
35. | Праздник в 4 классе «Прощание с начальной школой» | 4 кл. май | Внеклассное мероприятие | Педагог-организатор зам. директора по ВР |
36. | Выпускные вечера | 9,11 кл. июнь | Внеклассное мероприятие | Педагог-организатор зам. директора по ВР |
37. | Участие в митинге «День памяти и скорби». | 22 июня | Митинг | Педагог-организатор Совет старшеклассников Классные руководители зам. директора по ВР |
ЦЕЛЬ 1: ОБРАЗОВАНИЕ ХАРАКТЕРА Учащиеся проявят образцовый характер, увеличив свой личный и социальный рост. |
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Center Grove стремится к тому, чтобы все сотрудники и учащиеся повышали свою способность понимать и ценить культурные, социальные, эмоциональные и экономические различия между всеми нами. Целью этой цели является помощь в развитии образцовых граждан, которые принимают разнообразие и развивают чувствительность. в их взаимодействии с другими.
ЦЕЛЬ ПРОГРЕСС ОБРАЗОВАНИЕ ХАРАКТЕРА
ОБНОВЛЕНИЕ ПРОГРЕССА
СТРАТЕГИЯ 1.1: ЗАВЕРШИТЬ | СТРАТЕГИЯ 1.2: ЗАВЕРШИТЬ | СТРАТЕГИЯ 1.3: ЗАВЕРШИТЬ | ||||
Мы сформируем комитет, состоящий из администраторы, учителя и руководство консультанты/координаторы по работе со студентами. Целью этой группы будет определение, изучение и выбор программы обучения персонажей или принятие решения о создании сами. | В августе 2017 года была реализована программа обучения персонажей. | Комитет по воспитанию характера собрался в течение добавить к текущим действиям. Они передадут свою работу
| ||||
Школьные команды часто обсуждают данные тестов, цели обучения, стандарты, планы уроков и школьную культуру. Когда в последний раз ваша школьная команда обсуждала свой моральный долг или цель? Осенью 2021 года общее количество учащихся, зачисленных в государственные детские сады до 12-го класса в США, составляло примерно 50 миллионов человек (Национальный центр статистики образования, 2021). Каждый день семьи отправляют своих детей в школу, возлагая надежды на навыки и лидерство взрослых, которые будут влиять на образовательную траекторию их ребенка. Моральный императив определяется как «что-то, что должно произойти, потому что это правильно» (Macmillan Dictionary, 2022). Когда школьные команды проясняют моральный императив, их действия становятся более преднамеренными.
Когда школьные команды четко понимают моральный долг, их действия становятся более преднамеренными. Нажмите, чтобы твитнуть
Школьные команды встречаются, чтобы разработать планы улучшения школы. Учителя совместно разрабатывают планы уроков в соответствии со стандартами штата или целями школьного округа. Программы приобретаются с целью поддержки понимания учащихся. Директора посещают ежемесячные собрания, чтобы узнать о приоритетах округа и инициативах штата. Как часто ваша школьная команда спрашивала: «Продвигаемся ли мы к нашему моральному долгу?» Школы имеют несколько планов, целей и задач. «Руководители школ должны решить, является ли процесс стратегического планирования инструментом повышения успеваемости учащихся (действия, повышающие ценность) или самоцелью» (Reeves, 2007). Преподаватели и администраторы часто рассматривают собрания как акт соблюдения требований, а не как стартовую площадку для достижения лучших результатов.
Примеры морального императива[прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение]
Есть ли у вашей школьной команды ясность в отношении морального императива школы? Фуллан и Куинн (2016) писали: «Вы должны четко понимать свою глубокую, непреклонную моральную цель». Ваша команда спрашивает: «Зачем мы это делаем?» Моральный императив подобен путеводной звезде для школьных команд. Семьи предполагают, что педагоги будут относиться к своим детям с уважением и достоинством, предоставляя им возможности для получения оплачиваемой работы, основываясь на навыках, полученных в процессе обучения в K-12.
После того, как ваша школьная команда определит моральный долг, выделите время для разработки коллективных обязательств. Когда у команд есть ясность в сочетании с коллективными обязательствами, более вероятно, что сотрудники и студенты достигнут своих самых важных целей. Хотя вы, возможно, не сможете изменить ситуацию к лучшему для почти 50 миллионов учащихся, обучающихся в школах США, понимание вашего морального императива послужит маяком для служения учащимся, которые каждый день поступают в вашу школу.
Каталожные номера
Фуллан, М. и Куинн. Дж. (2016). Обеспечение согласованности: как лидеры продвигают путь к школьным и системным изменениям с помощью общего процесса.