Конспект НОД на тему: «Кружит листья листопад»
Интеграция: Познание, Художественно-эстетическое развитие, Коммуникация, Социализация.
Цель: Расширить представления детей о природном явлении листопаде. Формировать умение рисовать кистью, способом «примакивания». Задачи: – расширять и активизировать словарный запас (способ «примакивания») – названия цветов (желтый, красный, оранжевый) – продолжать учить пользоваться кистью, рисовать способом «примакивания» – воспитывать аккуратность в работе с красками; Средства реализации: осенние листья, иллюстрации осенних явлений природы (листопад, альбомные листы с изображением ствола дерева, кисти, гуашь красного, жёлтого цветов, салфетки, ёмкости с водой, зонт с осенними листочками, диск с музыкой Чайковского Времена года. Способы реализации : персонаж – помощница осени, чтение стихотворений об осени и листопаде, рассматривание иллюстраций на осеннюю тему, беседы на осенние темы, наблюдение на прогулках осенних изменений в природе, наблюдение за листопадом, сбор листьев. Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
НОД . . Входит воспитатель в образе помощницы осени. Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Дети: Здравствуйте. Воспитатель: Ребята, скажите, а какое у нас время года. Дети: Осень. Воспитатель: Правильно. А я помощница осени, и хочу сегодня поговорить с вами об одном интересном осеннем явление. Попробуйте угадать, что это за явление осени. Загадка про листопад. Листья жёлтые кружатся, На землю ковриком ложатся. Жёлтых листьев хоровод Осенью случается. Танец этот – каждый год. Как он называется? (Листопад) Дети: Листопад. Воспитатель: Молодцы, правильно. Листопад – это очень красивое явление природы. Когда наступает осень, солнышко светит реже, становится прохладно, листики на деревьях «держатся» слабо, стоит подуть ветерку, и листочки срываются с веток, и плавно кружась, падают на землю. А вы знаете стихи об этом красивом явлении природы?
Даша Падают, падают листья В нашем саду листопад. Жёлтые, красные листья В воздухе вьются, летят… Ася . : Ходит осень по садам, Ходит, улыбается, Точно в сказке тут и там Все цвета меняются. Воспитатель: Молодцы, ребята! Очень красивые стихи. А я вам предлагаю ещё одно
стихотворение о листопаде.
Листопад, листопад,
Листья падают, летят.
Листья жёлтые кружатся,
И на землю все ложатся (С. Белов) . Воспитатель: Давайте проговорим это стихотворение вместе (проговаривают 2 -3 раза) .
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, что у меня в руках?
Дети: Осенние листочки.
Воспитатель: Давайте поиграем с ними.
Дыхательная гимнастика «Листопад».
Воспитатель: Молодцы, ребята! Какой у нас сильный ветерок получился. А теперь давайте
представим, что мы с вами осенние листики.
Физкультминутка «Листопад».
Листопад, листопад
Листья жёлтые летят, (бегают, изображая осенние листочки)
Кружат по дорожке, (кружатся на месте)
Падают под ножки (медленно приседают) .
Воспитатель:
А сейчас, я вам покажу, как правильно нужно рисовать листопад, способом «примакивания»
кисти к бумаге. – как правильно держать кисть, наносить мазки) .
Ребята, давайте, и мы с вами возьмём краски и нарисуем листопад в подарок осени.
Пальчиковая гимнастика «Листопад».
Листопад, листопад Вот летит листок осины – А за ним листок рябины. Ветер гонит лист кленовый, Поднимает лист дубовый, Лист берёзки кружится (загибают пальчики на руках, начиная с мизинца) . Осторожно, лужица (грозят пальцем!
Покружился, (поднимают руки, делают вращательные движения, опускают вниз)
Прямо в лужу опустился (руки на коленки) .
Воспитатель напоминает, как правильно держать кисть, промывать кисть
и наносить мазки.
Дети рисуют под музыку Чайковского «Времена года»
Воспитатель: Какие красивые рисунки у вас получились. А давайте посмотрим друг у друга.
Итог.
Воспитатель: – Какое явление осени рассматривали?
Что такое листопад?
Что рисовали?
Как рисовали листопад?
Я попрошу вас дома нарисовать с мамой такой же листопад…
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята! О нашем занятии я расскажу осени, подарю ей ваши
рисунки, думаю, что она очень будет довольна вашими знаниями и рада вашим подаркам.
Спасибо за ребята.
Уже давно ученые доказали, что развитие речи у детей напрямую связано с развитием и тонких движений пальцев. Дело в том, что благодаря тактильным ощущениям ребенок исследует окружающий мир. Эти ощущения, движения рук, буквально приводят в действие мыслительные процессы у ребенка. Для того чтобы быстро и правильно развить мелкую моторику рук подойдет гимнастика для пальчиков.
В коре головного мозга значительные области выделены под зоны для рук. Эти зоны расположены в тесном соседстве с другими, отвечающими, к примеру, за речь. Таким образом, при возбуждении одного участка мозга, автоматически подключается и соседний.
Если во время гимнастики использовать дополнительные предметы, тогда можно совместить приятное с полезным: развитие мелкой моторики и приятный массаж. Перекатывание в ладошках шарика или карандаша окажет благотворный, успокаивающий и расслабляющий эффект. Особенно плотно расположены друг к другу акупунктурные точки на ладонях и кончиках пальцев.
Пальчиковая гимнастика в стихахГимнастика для пальчиков в стихах не только поспособствует развитию ручек, но и станет приятной на слух. Стихотворную форму проще запомнить, она мелодична и легче воспринимается. Такие упражнения для рук учат сознательному управлению органами артикуляционного аппарата, а также воспитывают внимательность и стимулирует развитие ЦНС. Пальчиковая гимнастика на тему «Осень» обязательно придется по вкусу и детворе, и их р
bolgury.ru
Пальчиковая гимнастика на тему «Осень».
Уже давно ученые доказали, что развитие речи у детей напрямую связано с развитием мелкой моторики рук и тонких движений пальцев. Дело в том, что благодаря тактильным ощущениям ребенок исследует окружающий мир. Эти ощущения, движения рук, буквально приводят в действие мыслительные процессы у ребенка. Для того чтобы быстро и правильно развить мелкую моторику рук подойдет гимнастика для пальчиков. В коре головного мозга значительные области выделены под зоны для рук. Эти зоны расположены в тесном соседстве с другими, отвечающими, к примеру, за речь. Таким образом, при возбуждении одного участка мозга, автоматически подключается и соседний. Если во время гимнастики использовать дополнительные предметы, тогда можно совместить приятное с полезным: развитие мелкой моторики и приятный массаж. Перекатывание в ладошках шарика или карандаша окажет благотворный, успокаивающий и расслабляющий эффект. Особенно плотно расположены друг к другу акупунктурные точки на ладонях и кончиках пальцев.
Пальчиковая гимнастика в стихах.
Гимнастика для пальчиков в стихах не только поспособствует развитию ручек, но и станет приятной на слух. Стихотворную форму проще запомнить, она мелодична и легче воспринимается. Такие упражнения для рук учат сознательному управлению органами артикуляционного аппарата, а также воспитывают внимательность и стимулирует развитие ЦНС. Пальчиковая гимнастика на тему «Осень» обязательно придется по вкусу и детворе, и их ручкам. Такая гимнастика поможет ребенку расслабиться во время занятий. Не важно, учитесь ли вы дома или уже в школе, – гимнастика полезна всем. Она стимулирует нормальное кровообращение в руках, учит координации движений, тренирует память, в том числе восприятие на слух. Развитая мелкая моторика (гимнастика для пальчиков этому поможет) и подготовит руки к школе. Письмо, рисование, чертеж – для неподготовленных деток становятся настоящим испытанием. Если же заранее приучить руки ребенка к нагрузке – это значительно снизит уровень стресса от школьных занятий. Если предварительно заниматься пальчиковой гимнастикой, осень после первого сентября у первоклашки будет значительно проще. Почерк будет ровным, рука твердой, ответы четкими, а внимание сконцентрированным. Делая перерыв для пальчиковой гимнастики, вы дадите деткам возможность морально расслабиться. Веселые стишки и забавные движения, дадут отдохнуть и с новыми силами приступить к получению знаний.
Цель: развитие мелкой моторики и артикуляционного аппарата.
Воспитатель: Ребята, какое у нас сейчас время года?
Дети: Осень.
В.: Правильно, умнички. А, что происходит с природой осенью?
Д.: На улице стало прохладно. С деревьев опадает листва.
В.: А как называется одним словом, когда падают листья?
Д.: Листопад.
В.: Молодцы, правильно. Листопад – это очень красивое явление природы. Когда наступает осень, солнышко светит реже, становится прохладно, листики на деревьях «держатся» слабо, стоит подуть ветерку, и листочки срываются с веток, и плавно кружась, падают на землю. Сейчас я вам предлагаю поиграть в пальчиковую игру «Листопад» .
«Листопад»
Листопад, листопад! Руки поднять вверх.
Листья по ветру летят: Покачивая кистями из стороны в сторону,
медленно опускать руки (листья опадают).
С клёна – кленовый, Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.
С дуба – дубовый, Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.
С осины – осиновый, Указательный и большой соединить в виде колечка.
С рябины- рябиновый. Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.
Полны листьев лес и сад Хлопки в ладоши.
То-то радость для ребят!
В.: Ребята, давайте вспомним стихотворение про осень.
Здравствуй, Осень, здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла,
У тебя мы, Осень, спросим
Что в подарок принесла?
В.: Умнички, давайте покажем нашим гостям, что же нам осень в подарок принесла?!
«Урожай».
Осень в гости к нам идет,
Урожай с собой несет,
Капусту круглую,
Картошку смуглую,
Морковку сладкую,
Свеколку гладкую.
В.: А сейчас мои хорошие, давайте покажем про яблоньку.
«Осенью»
Ветры яблони качают.
Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.
Листья с веток облетают.
Кисти рук расслаблены, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).
Листья падают в саду,
Их граблями я гребу.
Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями.
В.: Ребята, а скажите пожалуйста, осенью очень часто идёт…
Д.: Дождь!
В.: Правильно, а под чем мы прячемся от дождика?
Д.: Под зонтиком.
Зонтик.
Если дождик проливной,
Зонтик я беру с собой,
Очень яркий и большой,
Жёлто-красно-голубой.
Дождик.
Осень хоть красивая,
Но пора дождливая.
Вроде тучек не было –
А теперь полнеба их.
В.: Детки, осенью так же зачастую бывают очень сильные ветра, покажите пожалуйста пальчиковую гимнастику про ветер.
«ОСЕННИЙ ВЕТЕР»
Ветер воет: «У-у-у,
Листья с веток оборву!»
(Руки стоят на столе, опираясь на локти, пальцы разведены в стороны,
подуйте на пальцы («у-у-у») и медленно пошевелите ими.)
Ветер листики сдувает,
(сильнее подуть на пальчики и быстрее пошевелить ими),
Их он по двору гоняет.
(Руки лежат на столе, пальцы расслаблены, Дуя на ладони, переворачиваем
их, перемещая по столу, как будто ветер уносит листья.)
Я листочки подмету,
Я порядок наведу.
(Кисть руки расслаблена и свободно движется по столу, изображая метлу.)
Воспитатель: Ребята, сегодня вы много рассказали. Вам понравилось занятие? О каком времени года мы сегодня говорили? Во что вы сегодня играли? Вы сегодня очень замечательно работали на занятии, и королева Осень решила вам подарить свои дары осени.
nsportal.ru
Осень, осень, – трем ладошки друг о друга
Приходи! – по очереди сжимаем кулачки
Осень, осень, – трем ладошки друг о друга
Погляди! – положить ладошки на щеки
Листья желтые кружатся, – движение ладонями сверху вниз
Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки
Солнце нас уже не греет, – по очереди сжимаем кулачки
Ветер дует все сильнее, – разводим одновременно ручки в разные стороны
К югу полетели птицы, – скрестить ручки и пошевелить пальчиками
Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам
Шапки, куртки надеваем – делаем вид
И ботинки обуваем – постучать ногами
Знаем месяцы: – похлопать ладошками по коленкам
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. – кулак, ребро, ладонь
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, – загибаем пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать. – сжимаем и разжимаем кулачки
Листья березы, – загибаем пальчики, начиная с большого
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.
«Осень»
Ветер северный подул, – подуть на пальцы
все листочки с липы сдул с-с-с – смахивать руками, будто сдувает листочки
Полетели, закружились и на землю опустились. – ладони зигзагами плавно опустить на стол
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – постучать пальцами по столу
кап-кап-кап – постучать пальцами по столу
Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил, – постучать кулачками по столу
снег потом припорошил, – плавные движения вперед-назад кистями
Одеялом их накрыл. – ладони прижать крепко к столу
«Мы идем в осенний лес» (И. Михеева)
Мы идем в осенний лес. – маршируем на месте
А в лесу полно чудес! – разводим руки в стороны, «удивляемся»
Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук
Это очень хорошо. – хлопаем в ладоши
Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону
И в корзинку собирать. – сводят руки перед собой в «корзинку»
Вот сидят маслята, – загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички. – делают манящие движения руками
«Подосиновик, груздок, – грозят указательным пальцем правой руки
Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками
Ну, а ты, мухомор, – встаем, разводим руками в стороны
Украшай осенний бор!»
nsportal.ru
Осенние листья большие и маленькие.
Вырезанные из картона листья желтого, красного и зеленого цветов и таких же цветов вазы (подносы, пакеты или т. п.)
Вырезанные из клеенки лужи.
Орехи, игрушка «белка», пластиковая бутылка с вырезанным «дуплом».
Пластилин желтого, красного и зеленого цветов, листы бумаги с нарисованным деревом.
Деревянные шпатели с прикрепленными к ним прищепками красного, желтого, зеленого цветов.
Вырезанные из клетки для яиц цветы и клумбы, пальчиковые краски.
Клей, листы бумаги с фоном «осень, стволы деревьев без кроны).
Музыкальные детские инструменты.
Аудиозаписи: «Вальс цветов» П. И. Чайковского, песня «Осень, осень наступила, листья осыпаются».
Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы все сегодня пришли!
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Сегодня мы отправимся в гости к осени.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
(Сжимают и разжимают кулачки)
Листья берёзы,
(Загибают пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём.
(«Шагают» по столу средним и указательным пальцем)
Вот перед вами листочки. Они разные. Вот большой листок. А вот маленький листок. Покажите мне большой листок. Покажите маленький листок. Положите большой листок на стол. Положите маленький листок сверху на большой. А теперь положите маленький листок на стол и накройте его сверху большим листом. Спрятался маленький листок. Большой лист накрыл маленький так, что маленький лист не видно.
Вот подул ветер и листок улетел.
Мы листики осенние.
(Плавное покачивание руками вверху над головой)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
(Подуть, развести руки в стороны)
Мы летели, мы летели
(Бег)
И на землю тихо сели.
(Присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(Подуть, плавное покачивание руками вверху над головой)
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
(Дети садятся на ковер)
Дети снимают разноцветные прищепки с деревянной палочки – «срывают листочки».
У нас есть листочки разного цвета. Давайте соберем их и сложим в букет.
В эту вазу несите листочки вот такие. (Показ). Какого они цвета? Желтого. В желтую вазу соберем желтые листочки. Вот эта ваза какого цвета? Красного. В красную вазу будем собирать красные листочки. А вот эта ваза какого цвета? Зеленого. В зеленую вазу собирайте листочки зеленого цвета.
На лист бумаги с нарисованным деревом, дети прикрепляют кусочки пластилина, отщипывая их пальцами, прикладывая к ветке и придавливая.
Пальчиковая гимнастика «Дождик-дождик, понемножку, капай-капай на ладошку» Пальчики стучат по ладошке как капельки дождя.
Делаем движения, как будто надеваем настоящие сапожки. Надев «сапожки» – начинаем ходить по «лужам» (стараемся идти так, чтобы наступать только на «лужи», не наступать на пол).
В вырезанные из клетки для яиц цветы, дети пальчиком с краской ставят «серединку». Затем «сажают» цветы на клумбу – три секции из той же клетки для яиц, выкрашенной в коричневый цвет.
Дети слушают музыку («Вальс цветов» П. И. Чайковского). А затем воспитатель предлагает детям взять в руки цветы и подвигаться в свободном темпе.
Посмотрите, кто это? Это белка.
Запасает впрок орешки
Для еды и для потешки.
Путь к дуплу скорлупкой мелкой
Нам указывает белка.
Давайте поможем белке собрать орехи. Вот у меня один орех. А сколько орехов у вас? Много орехов. Я возьму свой один орех и положу в дупло беличьего дерева. Вот так. А теперь вы складывайте орехи в дупло. У вас орехов много. Вот будет белка рада!
Дует, дует ветер, дует задувает.
(Протяжный выдох)
Желтые листочки с дерева срывает.
(Плавно опустить поднятые руки)
И летят листочки над лесной дорожкой.
(Махи руками)
Падают листочки прямо нам под ножки.
(Присесть)
У вас на картинке нарисована осень. Только не хватает у деревьев красивой осенней листвы. Мы сделаем ее из настоящих листочков. Приложите их к стволам деревьев. Красиво получилось? Теперь приклейте листочки.
Дети берут музыкальные инструменты и отбивают ритм под песенку.
Конспект НОД на тему: «Кружит листья листопад»
Интеграция: Познание, Художественно-эстетическое развитие, Коммуникация, Социализация.
Цель: Расширить представления детей о природном явлении листопаде. Формировать умение рисовать кистью, способом «примакивания». Задачи: – расширять и активизировать словарный запас (способ «примакивания») – названия цветов (желтый, красный, оранжевый) – продолжать учить пользоваться кистью, рисовать способом «примакивания» – воспитывать аккуратность в работе с красками; Средства реализации: осенние листья, иллюстрации осенних явлений природы (листопад, альбомные листы с изображением ствола дерева, кисти, гуашь красного, жёлтого цветов, салфетки, ёмкости с водой, зонт с осенними листочками, диск с музыкой Чайковского Времена года. Способы реализации : персонаж – помощница осени, чтение стихотворений об осени и листопаде, рассматривание иллюстраций на осеннюю тему, беседы на осенние темы, наблюдение на прогулках осенних изменений в природе, наблюдение за листопадом, сбор листьев. Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
bolgury.ru
Пальчиковая гимнастика осенью.
1.«Осенние листья» (см. пособие)
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики поочередно)
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы,
Листья рябины, (Поочередно загибают пальчики)
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. («Шагают» пальчиками по столу)
Н.Нищева
2.«Вышел дождик погулять»
Раз, два, три, четыре, пять, (Удары пальчиками по столу.
Одна начинает с мизинца, другая с большого).
Вышел дождик погулять. (Беспорядочно барабанят пальцами по столу).
Шел неспешно, по привычке, («Шагают» пальчиками по столу).
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке: (Удары ладонями – кулачками)
«По газону не ходить!»
Дождь вздохнул тихонько: (Частые хлопки)
– Ох! (Один хлопок)
И ушел. Газон засох. (Ритмичные хлопки по столу).
3.«Осень»
Ветер по лесу летал (Плавные волнообразные движения: ладонями)
Ветер листики считал
Вот дубовый, вот кленовый, (Поочередно загибают пальчики на обеих руках)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки (Спокойно укладывают ладони на стол)
Ветер бросил на тропинку.
Н.Нищева
4.«Дождик»
Закапал дождик. (Стучат пальцами по коленям)
Листья намокли и склеились. (Прижимают ладони)
Дождь кончился, листья высохли. (Разъединяют ладони)
5.«Дождик»
Меж еловых мелких лап (Поглаживают подушечками пальцев колени)
Дождик кап-кап-кап (Стучат пальцами по коленям)
Где сучок давно засох (Поднимают руки вверх, пальцы то прижимают друг
Серый мох, мох, мох. к другу, то расставляют как можно шире)
Где листок к листку прилип, (Указательным пальцем правой руки
Вырос гриб, гриб, гриб. поочередно касается пальцев левой руки)
Кто нашел его, друзья?
Это я, я, я. (Сжимают все пальцы, кроме мизинца и показывают его.)
6. «Колкие деревья.»
Детям дают колкий мяч или круглую щетку для волос. Катают между ладонями, приговаривая:
У сосны, у пихты и у елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник!
7. «За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять (Пальчики обеих рук «здороваются»)
В лес идем мы погулять. (Шагают пальчиками по столу)
За черникой, за малиной, (Поочередно загибают пальчики)
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
8. «Грибы»
Топ-топ – пять шагов, («Шагают» пальчиками по столу)
В туесочке пять грибов. (Переплели пальцы обеих рук –
туесочек, большие пальцы – ручка,
показали 5 пальцев правой руки)
Мухомор красный – (Поочередно загибают пальчики)
Гриб опасный.
А второй – лисичка,
Рыжая косичка.
Третий гриб – волнушка,
Розовое ушко.
А четвертый гриб – сморчок,
Бородатый старичок.
Пятый гриб – белый,
Ешь его смело!
9.Грибы (массаж или самомассаж подушечек пальцев) на каждую стихотворную строчку – разминание подушечки одного пальца.
Вылезли на кочке мизинец
Мелкие грибочки: безымянный
Грузди и горькушки, средний
Рыжики, волнушки. указательный
Даже маленький пенек большой
Удивленья скрыть не мог. большой
Выросли опята, указательный
Скользкие маслята, средний
Бледные поганки безымянный
Встали на полянке. мизинец
10.«У Лариски – две редиски» (см. пособие)
У Лариски – две редиски. ( Поочередно разгибают пальчики
У Алешки – две картошки. из кулачка)
У Сережки – сорванца-
Два зеленых огурца.
А у Вовки – две морковки.
Да еще у Петьки
Две хвостатых редьки.
В.Волина
11.«Засолка капусты»
Мы капусту рубим (Резкие движения кистями вниз- вверх)
Мы морковку трем (Пальцы сжаты в кулачки, «трут»)
Мы капусту солим («Посыпают из щепотки)
Мы капусту жмем (Сжимают пальцы в кулачки)
12. « Огород» (массаж фаланг пальцев) на каждый ударный слог – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца.
Вырос у нас чесночок,
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немножко горошка.
Овощи мы собирали,
Ими друзей угощали,
Квасили, ели, солили,
С дачи домой увозили.
Прощай же на год,
Наш друг – огород!
13.«Хозяйка однажды с базара пришла»
Хозяйка однажды с базара пришла, («Шагают пальчиками по столу)
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку,
Капусту, (Поочередно загибают пальчики
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох! (Хлопок)
Вот овощи спор завели на столе – (Попеременные удары кулачками
Кто лучше, вкусней и нужней на земле и ладонями)
Картошка?
Капуста? (Поочередно загибают пальчики
Морковка? на обеих руках)
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох! (Хлопок)
Хозяйка тем временем ножик взяла (Стучат ребром каждой ладони
И ножиком этим крошить начала по столу)
Картошку,
Капусту, (Поочередно загибают пальчики)
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох! (Хлопок)
Накрытые крышкой, в душном горшке (Ладони складывают крест
Кипели, кипели в крутом кипятке накрест на столе)
Картошка,
Капуста, (Поочередно загибают пальчики
Морковка, на обеих руках)
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох! (Хлопок)
Суп овощной оказался неплох! (Показывают, как едят суп)
Ю.Тувим
14.«Пирожки»
Пирожки мы испечем с разною (Соединяют ладони рук, хлопают)
начинкою:
И с капустой, (Соединяют поочередно пальцы с
И с морковкой, большим)
С луком и с картошкою,
Из остатков теста («Раскатывают», сцепляют пальцы
Кренделя мы слепим. «цепочкой» )
15.«Компот»
Будем мы варить компот, (Одну ладошку держат «ковшиком»,
Фруктов нужно много. Вот: указательным пальцем другой «мешают»)
Будем яблоки крошить, (Поочередно загибают пальчики)
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «мешают»)
Угостим честной народ.
16. «Апельсин»
Мы делили апельсин (Разламывают воображаемый апельсин на дольки)
Много нас, (Показывают 10 пальцев)
А он один. (Показывают 1 палец)
Эта долька – для ежа. (Поочередно загибают пальцы)
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
А для волка – кожура. ( Бросательное движение рукой)
Он сердит на нас – беда!!! (Сжимают кулачки)
Разбегайтесь – кто куда! (Бегут пальцами по столу)
Народная считалка
17.Фрукты
Игра с пальчиками (соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга)
На базар ходили мы,
Много груш там и хурмы,
Есть лимоны, апельсины,
Дыни, сливы, мандарины,
Но купили мы арбуз –
Это самый вкусный груз!
18.«Ботинки»
Всюду, всюду мы вдвоем («Шагают» пальчиками по столу)
Неразлучные идем.
Мы гуляем по лугам, (Поочередно загибают пальчики)
По зеленым берегам,
Вниз по лестнице сбегали,
Вдоль по улице шагали,
После лезем под кровать,
Будем там тихонько спать. (Укладывают ладони на стол)
19.«Есть у каждого свой дом»
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом. (Поочередно на каждое двустишье
Не страшны зимой метели загибают по одному пальчику на
Белочке в дупле на ели. обеих руках)
Под кустами еж колючий
Нагребает листьев кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом, (Ладони – кулачки)
Всем тепло, уютно в нем.
В.Пальчискайте
multiurok.ru
Картотека
пальчиковых игр
по лексическим темам
Составила: воспитатель Гнедина Елена
Викторовна
Тема: «Все о детском саде. Моя группа. Мои друзья. Игрушки».
«ДЕТСКИЙ САД» (пальчиковая гимнастика)
Детский сад, детский сад,
Он всегда ребятам рад. (хлопки на каждое слово)
Буду в садике играть (показ жеста «ку-ку» – спрятаться)
И конструктор собирать, (пальцы кистей соприкасаются)
И игрушки за собой убирать. (руки движутся вправо-влево)
Буду бойко танцевать (приседание)
И лепить, и рисовать, (имитировать лепку, рисование)
Буду песни каждый день напевать. (руки сложить “замком” перед собой)
«ЮЛА» (пальчиковая гимнастика)
Я юлу кручу, верчу,
И тебя я научу.
Большим пальцем проводить по кончикам других пальцев, от указательного до мизинца и наоборот. Выполнять как правой, так и левой рукой.
Тема: «Осень. Осенние признаки. Деревья осенью».
«Осень, осень» (пальчиковая гимнастика)
Осень, осень, трем ладошки друг о друга
Приходи! зажимаем кулаки по очереди
Осень, осень, трем ладошки друг о друга
Погляди! ладони на щеки
Листья желтые кружатся, плавное движение ладонями
Тихо на землю ложатся. ладони гладят по коленям
Солнце нас уже не греет, сжимаем и разжимаем кулаки по очереди
Ветер дует все сильнее, синхронно наклоняем руки в разные стороны
К югу полетели птицы, «птица» из двух скрещенных рук
Дождик к нам в окно стучится. барабанить пальцами по ладоням
Шапки, куртки надеваем имитируем
И ботинки обуваем. топаем ногами
Знаем месяцы: ладони стучат по коленям
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. кулак, ребро, ладонь
«ОСЕНЬЮ» (пальчиковая гимнастика)
Ветры яблони качают.
Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.
Листья с веток облетают.
Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).
Листья падают в саду,
Их граблями я гребу.
Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями.
«ДЕРЕВЬЯ В ЛЕСУ» (пальчиковая гимнастика)
Друг от друга деревья росли далеко Показать дерево обеими кистями)
Человеку пройти этот путь нелегко, Шагать указательным и средним пальцами
Только корни деревьев Приложить кисти друг к другу тыльными
Однажды сплелись, сторонами, пальцы вниз)
Будто дерева два навсегда обнялись.
«ОСЕННИЙ БУКЕТ» (пальчиковая гимнастика)
Раз, два, три, четыре, пять Поочерёдно загибают пальчики на руке,
начиная с большого.
Будем листья собирать Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Листья берёзы, листья рябины, Поочерёдно загибают пальчики на руке,
листики тополя, листья осины, начиная с большого.
Листики дуба мы соберём
Маме осенний букет отнесём. «Шагают» по столу средним и указательным
пальчиками.
«ЛИСТОПАД» (пальчиковая гимнастика)
Листопад, листопад!
Листья по ветру летят:
Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают).
С клёна – кленовый,
Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.
С дуба – дубовый,
Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.
С осины – осиновый,
Указательный и большой соединить в виде колечка.
С рябины- рябиновый.
Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.
Полны листьев лес и сад
То-то радость для ребят!
Хлопки в ладоши.
Тема: «Овощи. Огород. Труд взрослых на полях и огородах».
«У ЛАРИСКИ – ДВЕ РЕДИСКИ» (пальчиковая гимнастика)
У Лариски- По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с
Две редиски. большого, на одной или обеих руках.
У Алёшки-
Две картошки.
У Серёжки – сорванца_
Два зелёных огурца.
А у Вовки-
Две морковки.
Да ещё у Петьки
Две хвостатых редьки.
« Овощи» (пальчиковая гимнастика)
В огород пойдем, маршировать на месте
Урожай соберем. идти по кругу, взявшись за руки
Мы морковки натаскаем, имитировать, как таскают
И картошки накопаем, копают
Срежем мы кочан капусты срезают
Круглый, сочный, очень вкусный. показать руками
Щавеля нарвем немножко «рвут»
И вернемся по дорожке. идти по кругу, взявшись за руки
«СЛИВЫ» (пальчиковая гимнастика)
Кисти сжаты в кулак.
Большой пальчик сливы трясёт.
Разгибаем большой палец.
Второй их собирает.
Разгибаем указательный палец.
Третий их домой несёт.
Разгибаем средний палец.
Четвёртый высыпает.
Разгибаем безымянный.
Самый маленький – «шалун»
Всё, всё съедает.
Разгибаем мизинец.
«ЯБЛОКИ» (пальчиковая гимнастика)
Большой пальчик яблоки трясёт.
Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.
Второй их собирает.
Разгибаем указательный палец.
Третий их домой несёт.
Разгибаем средний палец
Четвёртый высыпает.
Разгибаем безымянный.
Самый маленький – шалун.
Разгибаем мизинец
Всё, всё, всё съедает.
Тема: «Грибы. Ягоды»
«ЗА ЯГОДАМИ» (пальчиковая гимнастика)
Раз, два, три, четыре, пять, Пальчики обеих рук «здороваются», начиная
с больших
В лес идём мы погулять. Обе руки «идут» указательными и
средними пальцами по столу
За черникой, Загибают пальчики, начиная с большого.
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдём
И братишке отнесём.
ТЕМА: «ХЛЕБ»
«ПЛЮШКИ» (пальчиковая гимнастика)
Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают кулачки)
А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят»)
Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук,
начиная с мизинца)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
Всё мы испечём в печи. (Обе ладошки разворачивают вверх)
Очень вкусно! (Гладят живот)
«ХЛЕБ» (пальчиковая гимнастика)
Рос сперва на воле в поле, Дети слегка покачивают руками,
Летом цвел и колосился, поднятыми вверх.
А потом обмолотили, Постукивают кулаками друг о друга.
Он в зерно вдруг превратился. Выполняют упражнение «Пальчики здороваются
Из зерна – в муку и тесто, Сжимают и разжимают кулаки.
В магазине занял место. Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.
Вырос он под синим небом, Поднимают руки вверх.
А пришел на стол к нам – хлебом. Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх
Тема: «Одежда и обувь».
«НАША ОБУВЬ» (пальчиковая гимнастика)
Посчитаем первый раз, Попеременные хлопки ладонями и удары
Сколько обуви у нас. кулачками по столу
Туфли, тапочки. Сапожки На каждое название обуви загибают по одному
Для Наташки и Серёжки, пальчику, начиная с большого
Да ещё ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
«Я ПЕРЧАТКУ НАДЕВАЮ» (пальчиковая гимнастика)
Я перчатку надеваю,
Я в неё не попадаю.
Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки.
Сосчитайте-ка ребятки,
Сколько пальцев у перчатки.
Начинаем вслух считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Загибают пальчики.
Тема: «Перелётные птицы».
«
«Птичка» (пальчиковая гимнастика)
Птичка летала, (скрестить ладони рук)
Птичка устала.
Птичка крылышки сложила, (сделать замок)
Птичка пёрышки помыла. (вращение замком)
Птичка клювом повела (выпрямленные соединённые мизинцы
изображают клюв
Птичка зёрнышки нашла.
Птичка зёрнышки поела, (соединённые мизинцы стучат по столу)
Снова крылышки раскрыла,
Полетела. (скрещенные ладони делают взмахи).
”
Тема: « Дикие животные и их детёныши».
«Звери» (пальчиковая гимнастика)
Зайцы спрятались от волка.
Чья- то им досталась норка…
(Прячут по одному пальцы одной руки в «норку» – колечко, сделанную другой рукой)
Серый волк зубами щёлк-
(Соединяют по очереди большой палец с другими)
Ах, какой зубастый волк!
(Руки к щекам, качают головой)
Белочка в своём дупле
Орешки щёлкает в тепле.
(Щелчки пальцами)
Пересчитала мама медвежат-
В берлоге все послушные лежат.
(Соединяют соответствующие пальцы рук друг с другом, затем соединяют пальцы в « замок»)
«БЕЛОЧКА» (пальчиковая гимнастика)
Прыгает по веточкам
Невеличка белочка.
Мелькает хвостик средь ветвей.
Кто угонится за ней?
Большим пальцем поочерёдно касаться остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной рукой затем другой рукой.
Тема: «Домашние птицы».
«Две курицы» (пальчиковая гимнастика)
В сарае две курицы жили
(большие пальцы поднимаем, сгибаем-разгибаем в ритме текста)
Цыплят на прогулку водили
Цыплят на прогулку водили
(постепенно разгибаем остальные пальцы)
За каждой ходили четыре ребёнка,
Четыре красивых послушных цыплёнка.
Четыре красивых цыплёнка
(дотрагиваемся подушечкой большого пальца до кончиков остальных пальцев в ритме текста)
Цыплята любили все вместе гулять,
Толкаться, пищать, червячков искать.
Толкаться, пищать, червячков искать
(пальцы переплетаем, быстро ими шевелим)
Как только стемнеет – все к мамам бегут,
(пальцы сгибаем, прижимаем к ладони)
Прижмутся друг к другу и сразу заснут.
«ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ» (пальчиковая гимнастика)
Есть у курицы цыплёнок,
У гусыни есть гусёнок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утёнок.
Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.
У каждой мамы малыши,
Все красивы хороши!
Показать все пальчики, «играя» ими.
«БУРЁНУШКА» (пальчиковая гимнастика)
Дай молочка, Бурёнушка, Показывают, как доят корову
Хоть капельку – на донышке.
Ждут меня котятки, Делают «мордочки» из пальчиков
Малые ребятки.
Дай им сливок ложечку, Загибают по одному пальчику на обеих руках
Творогу немножечко,
Масла, простоквашки,
Молочка для кашки.
Всем даёт здоровье Снова «доят»
Молоко коровье.
КОТЯТА (пальчиковая гимнастика)
(Ладошки складываем,пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.)
У кошечки нашей есть десять котят,
(Покачиваем руками, не разъединяя их. )
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
«ПОВСТРЕЧАЛИСЬ» (пальчиковая гимнастика)
На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.
Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу».
Два щенка: «Ав – ав». Два жеребёнка: «И-го-го»
Два телёнка, два быка: «Му-у». Смотри, какие рога!
«КОТ НА ПЕЧКУ ПОШЁЛ» (пальчиковая гимнастика)
Кот на печку пошёл,
Пальчики «шагают».
Горшок каши нашёл.
«Горшок из ладошек».
На печи калачи,
Ладошки «лепят калачи»
Как огонь горячи.
Подуть на ладошки.
Пряники пекутся,
Коту в лапы не даются.
Погрозить пальчиком.
«СОБАКА» (пальчиковая игра)
У собаки острый носик,
Есть и шейка,
Есть и хвостик.
Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака»).
«СНЕГОВИК»
Давай, дружок, смелей, дружок Хлопки
Кати по снегу свой снежок – Показать руками, как лепим снежок.
Он превратится в толстый ком Сомкнуть и округлить кисти рук
И станет ком снеговиком. Обвести руками в воздухе две окружности
Его улыбка так светла! Хлопки
Два глаза… шляпа…нос…метла… Показывать по тексту
Но солнце припечет слегка – Ладонь правой руки приложить к левой,
пальцы растопырить (солнце)
Увы! – и нет снеговика. Развести руками.
«ФИКУС» (пальчиковая гимнастика)
Ну-ка, фикус, похвались – Хлопки
Вот какой огромный лист! Растопырить пальцы рук
Сделан будто бы из кожи, Потереть ладони
Фикус, мы тебе поможем: Сжимать и разжимать кисти рук
Каждый толстенький твой лист Прижать ладони друг к другу
Вымоем старательно. Поглаживаем кисти («моем»)
Зеленей ты становись Хлопки
Ростом – с воспитателя! Потянуться, руки поднять вверх
«НОВЫЙ ДОМ» ( пальчиковая гимнастика)
Тук-тук-тук, тук-тук-тук! (ударяют, чередуя, кулачком о кулачок)
Молоток бери, мой друг!
Мы построим новый дом, (ставят рядом ладошки «стены»)
Есть окошко в доме том,(складывают указательные пальцы палочкой, остальные соединяют «крышей»)
Есть ещё одно повыше,
Есть труба вверху на крыше. (мизинец отставляют в сторону – труба)
Дом готов, зовём гостей: (показывают оба указательных пальца)
«Проходите поскорей!» (делают приглашающий жест рукой)
«Мы ребята – мастера» (пальчиковая гимнастика)
Стул сломали мы вчера пальцы одной руки приставить
к локтю другой руки
Мы – ребята – мастера указать на себя
Молотком тук-тук стучали
постучать кулак об кулак
Гвозди долго забивали- стучать кулаком об указательный палец Получилось как-то криво
рука по диагонали
Отпилили мы красиво имитировать движения
Зачищали шкуркой долго тереть ладонь о ладонь
Покрывали лаком стойким имитировать движения
Верх узором украшали , рисуем в воздухе
Папу посмотреть позвали приложить ладонь ко лбу
«Строим дом» (пальчиковая гимнастика)
Целый день тук да тук-
Раздаётся звонкий стук.
(Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам)
Молоточки стучат,
(Стучать кулаком о кулак)
Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).
(Пальцы соединить, показать «крышу»)
Вот какой хороший дом,
(Сжимать-разжимать пальцы.)
Как мы славно заживём.
( Вращать кисти рук).
Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения».
«ТРАНСПОРТ» (пальчиковая гимнастика)
Будем пальчики сгибать-
Будем транспорт называть:
Сжимать и разжимать пальчики.
Машина, вертолёт,
Трамвай, автобус, самолёт.
Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца.
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.
Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого.
«ТРАНСПОРТ» (пальчиковая гимнастика)
Будем ручками играть
И про транспорт вспоминать. (Соединяют пальцы с большим пальцем)
Полетим на самолёте,
Облака, вы как живёте? (Изображают крылья самолёта)
В лодочке качаемся
И волнам улыбаемся (Ладошки « в лодочку», изображают волны)
Мотоцикл мы разгоняем,
Наперегонки играем (Сжимают пальцы в кулак, расслабляют)
С ветром, солнцем и друзьями. (Руки в трубочку-дуют « ветерком»;
руки вверх-это лучи солнца.
Руки показывают на друзей)
Называйте транспорт с нами.
(Надавливают подушечками пальцев друг на друга на соответствующих руках)
Тема: «День защитников Отечества».
«БОЙЦЫ-МОЛОДЦЫ» (пальчиковая гимнастика)
Пальцы эти все бойцы, Показать раскрытые ладони
Удалые молодцы.
Два-больших и крепких малых
И солдат в боях удалых.
Два-гвардейца-храбреца,
Два-сметливых молодца.
Два героя безымянных, Сжать пальцы в кулаки и поочередно
Но в работе очень рьяных! разжимать пальцы на обеих руках
Два –мизинца-коротышки- одновременно, начиная с больших.
Очень славные мальчишки!
«Праздник отцов» (пальчиковая гимнастика)
Сегодня праздник всех отцов, (сжимают и разжимают пальцы)
Всех сыновей, всех кто готов, (хлопают в ладоши)
Свой дом и маму защитить, (из ладошек делают «домик»,
руки прикладывают к сердцу)
Всех нас от бед отгородить! (сжимают и разжимают пальцы)
Тема: «Мамин праздник».
«Мама» (пальчиковая гимнастика)
Мамочка – мама,
Милая моя, Поставив ладони друг перед
Мамочка – мама, другом, на каждый слог смыкают
Я люблю тебя. и размыкают сначала мизинцы.
На последний слог прижимают Подушечки больших пальцев друг к другу и губами имитируют поцелуй.
«ЦВЕТОЧЕК ДЛЯ МАМОЧКИ» (пальчиковая гимнастика)
Ой, в нашем цветнике
Большой цветок на стебельке.
Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.
От ветерка качается,
Движения руками вправо-влево.
И мне улыбается!
Я мамочку поцелую
И цветочек подарю ей!
Мимика, жесты.
«НАШИ МАМЫ» (пальчиковая гимнастика)
Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)
Всех их очень любят дети!
Журналист и инженер, (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель –
Мамы разные нужны, (сжимают обе ладошки в «замочек»)
Мамы разные важны! (разводят руки, поднимают ладошками вверх)
Тема: « Весна. Первоцветы»
«Цветок» (пальчиковая гимнастика)
Вырос высокий цветок на поляне,
(Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить.)
Утром весенним раскрыл лепестки.
(Развести пальцы рук.)
Всем лепесткам красоту и питанье
(Ритмично двигать пальцами вместе-врозь.)
Дружно дают под землей корешки.
(Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу,
пальцы развести.)
«
«КАП, КАП, КАП» (пальчиковая гимнастика)
Кап, кап, кап – звенит капель. Ритмично на каждый слог стучат по столу Приближается апрель. Подушечками пальцев, начиная с большого.
Тема: «Перелётные птицы весной»
«ЛАСТОЧКА» (пальчиковая гимнастика)
Ласточка, ласточка, На каждую строку большой палец «здоровается»
Милая касаточка, дважды с одним пальчиком, начиная с
Ты где была, указательного, – сначала на правой, потом на левой
Ты с чем пришла? руке.
– За морем бывала,
Весну добывала.
Несу, несу
Весну – красну.
«МОЯ СЕМЬЯ» (пальчиковая гимнастика)
Раз, два, три, четыре, Хлопки в ладоши на счет.
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять! Хлопки в ладоши на счет.
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка, Поочередное поглаживание пальчиков.
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я,
Вот и вся моя семья! Массаж всех десяти пальчиков.
«КАК У НАС СЕМЬЯ БОЛЬШАЯ» (пальчиковая гимнастика).
Как у нас семья большая Ритмичные хлопки а в ладоши и удары
Да весёлая. кулачками попеременно
Два у лавки стоят, Загнуть большие пальцы на обеих руках
Два учиться хотят, Загнуть указательные пальцы на обеих руках
Два Степана у сметаны Загнуть средние пальцы
Объедаются.
Две Дашки у кашки Загнуть безымянные пальцы
Питаются.
Две Ульки в люльке Загнуть мизинцы
Качаются.
«Здравствуй» (пальчиковая гимнастика).
Здравствуй, Солнце золотое! Пальцами правой руки по
Здравствуй, небо голубое! очереди «здороваться» с
Здравствуй, вольный ветерок! пальцами левой руки,
Здравствуй, маленький дубок! похлопывая друг друга кончиками.
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
«НАСЕКОМЫЕ» (пальчиковая гимнастика)
Дружно пальчики считаем-
Насекомых называем:
Сжимать и разжимать кулачки.
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зелёным брюхом.
Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит!
Вращать мизинцем.
Прячьтесь!
Спрятать руки за спину.
«БАБОЧКА» (пальчиковая гимнастика)
Бабочка-коробочка,
Улетай под облачко.
Там твои детки
На берёзовой ветке.
Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Имитировать полёт «бабочки».
Тема: «Лето».
«РАДУГА» (пальчиковая гимнастика)
Гляньте: радуга над нами,
Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).
Над деревьями,
Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.
Домами,
Руки сложены над головой крышей.
И над морем, над волной,
Нарисовать волну рукой.
И немножко надо мной.
Дотронуться до головы.
«Я рисую лето» (пальчиковая гимнастика)
Я рисую лето: (рисуют пальчиком по столу)
Красной краской – (рисуют в воздухе «солнце»)
Солнце,
На газонах розы, (сжимают и разжимают пальцы)
На лугах покосы,
Синей краской – небо (рисуют в воздухе «облака»)
И ручей певучей. (на столе рисуют пальцем «ручей»)
Тема: «Сказки»
Пальчиковая гимнастика «Колобок»
1.Жили-были дед да баба
На поляне у реки. (Стучим кулачком о кулачок.)
2.И любили очень-очень
На сметане колобки. Сжимаем, разжимаем кулачки.
3.Хоть у бабки мало силы,
Бабка тесто замесила. Встряхиваем кисти рук.
4.Ну, а бабушкина внучка
Колобок катала в ручках. Трем ладошки.
5.Вышел ровный, вышел гладкий,
Не соленый и не сладкий. Гладим поочередно руки.
6.Очень круглый, очень вкусный,
Даже есть его мне грустно. Хлопаем в ладоши.
Использованная литература:
1.Морозова Г.В. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты комплексных занятий с использованием приёмов изо деятельности для детей подготовительной к школе группе.
2.Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики. Картотека пальчиковых игр.
3. Ульева Е.А. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. Пособие для педагогов и родителей. Изд. Мозайка- Синтез.
4. 33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения, загадки для детей 6-7 лет.
5.Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. Изд.Литера 2009.
nsportal.ru
Кто из деток не любит путешествовать. Я думаю, что все. Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию игру – путешествие: «В гости к Осени».
Цели: развивать воображение, память для создания образов по теме; уметь выразительно с помощью пантомимики и речи показывать образы; читать стихи, ритмично выполнять движения; проявлять творческую индивидуальность; активно использовать знания об осенних явлениях, полученные ранее; обогащать словарный запас детей.
Развивающая среда: муляжи овощей, картины с осенними цветами, разноцветные листочки и т.д.
Ход игры. – Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в гости к Осени, которая уже заканчивается. Давайте вспомним самые яркие особенности каждого периода осени.
Игра: « Разложи по порядку»
(Дети должны разложить картинки каждого периода осени по порядку).
Воспитатель. Правильно.
Сначала отправимся в раннюю осень. Дорожка прямая, ровная, узкая.
Задание. Выложить дорожку из осенних листьев.
Воспитатель. Молодцы!
Тепло, греет солнышко, цветут осенние цветы, везде летает паутинка.
Паутинки, как тюль,
Принакрыли кусты
И тепло, словно летом,
Солнце землю ласкает
Астры ярко цветут,
Хризантемы – принцессы
Свои чудо – цветки
Под лучи подставляют.
Воспитатель. – О каком периоде осени говорится в тексте?
– Как называется этот период осени в народе?
– С чем сравнивается паутинка?
– О каких осенних цветах говорится в тексте?
– Какого цвета бывают астры?
– С кем сравниваются хризантемы? Почему?
– Чем отличаются хризантема от астры? (Дети отвечают и рассматривают рисунки).
А сейчас я предлагаю вместе со мной прочитать и показать в движениях зарифмованный текст о паучке, который плетёт такую паутинку.
Сетку паучок плетёт,
Словно ткач проворный.
Нитку липкую по кругу
Намотал задорно.
А потом её пустил,
Чтоб круги связались.
И в красивой паутине
Мухи все остались.
Вывел нитку, натянул
И засел в засаде.
Только мухи не летят –
Паучку досадно!
Ведущий. Осенью люди в садах, на полях, огородах собирают урожай. А что, мы сейчас узнаем, разгадав загадки.
Что за голова, только зубы да голова? (Чеснок)
Красный Макар по полю скакал и в борщ попал. (Перец)
Была ребёнком – не знала пелёнок;
А старой стала – сто пелёнок иметь стала. (Капуста)
Что копали из земли, жарили, варили?
Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (Картофель) и т.д.
Игра: «Собери урожай».
Под весёлую песенку: «Урожайная», дети выполняют движения и поют.
А сейчас посмотрим инсценировку: «Спор овощей».
Воспитатель. Из ранней осени мы отправляемся в золотую осень.
Давайте вспомним, в какие цвета осень окрашивает листья деревьев, кустарников, и сейчас мы превратимся в осенние листочки.
Кленовый, дубовый, осиновый лист
Дружно за руки взялись.
Закружились, понеслись.
Пожелтел и лес, и сад
Вы узнали?
Дети. Листопад
Листопад, листопад
Листья по ветру летят.
В вальсе кружат над землёю
И любуются собою.
Платьем хвалятся своим
Жёлтым, красным, золотым.
Солнцу подставляют щёчки
Все осенние листочки.
На земле ковром лежат,
Нас порадовать хотят.
– Что такое листопад?
– В какой период осени наблюдается листопад?
– Почему листочек с дерева падает не быстро, а кружится?
– В какие цвета окрашивает осень листья разных деревьев и кустарников?
– Почему листья на земле сравнивают с ковром?
Давайте послушаем песню: «Листопад».
Воспитатель. А сейчас расскажите, как окрашен ваш листок, и покажите, как ветер разносит листочки, ритмично изображая движения, которые описаны в зарифмованном тексте.
Осень листья золотит,
Ветер ими шелестит:
Шур – шур –шур, шур –шур –шур.
И с деревьев их разносит.
Поиграет, снова бросит:
У-у-у, у-у-у.
То к земле прижмёт, погладит,
Вдруг на веточку посадит:
Так-так-так, так-так-так.
Соберёт в большую кучу,
Убежит и сядет в тучу.
Воспитатель. И вот мы уже в поздней осени.
Сад гол и пуст, пожухлая трава,
Листва последняя лежит в холодной луже.
Сквозь ветви уж не видно синевы.
Лишь тучи серые, продрогшие от стужи.
– Какими словами автор описывает позднюю осень?
– Какое настроение вызывает у вас эти строки?
Для того чтобы почувствовать настроение, давайте споём песенку: «Осень».
Воспитатель. Ребята, что происходит в жизни растений поздней осенью. (Ответы детей).
Изобразите пожухлую ботву на огороде, мимикой изобразить настроение.
Отмечаю выразительность образа.
Пальчиковая гимнастика: «Поздняя осень».
Солнышко греет уже еле- еле;
Перелётные птицы на юг улетели;
Голы деревья, пустынны поля,
Первым снежком принакрылась земля.
( Поочерёдно соединять, начиная с больших, пальцы рук при каждой примете осени.)
Река покрывается льдом в ноябре
( руки сжать в замок) –
Поздняя осень стоит на дворе
(развести руками перед собой).
Воспитатель. А ещё ребята, часто дует осенний, холодный, сильный ветер.
Покажите, как он воет в трубах, как дует.
Чтение стихотворения Е.А.Алябьевой: «Ветер».
Скажите ребята: « Что же часто бывает в поздней осени в неживой природе, кроме ветра?»
Дети. Дождь.
Игра: «Солнышко и дождик».
А сейчас предлагаю погулять, пока нет дождя.
В ноябре дождливо, сыро
Небо тучами закрыто,
Лужи, грязь, завяли травы
И тепло уже забыто.
Этюд: «Пройдём через грязь».
( Дети идут через грязь, скользят, падают, отряхиваются, моют обувь и т.д).
– А, что происходит с животными, насекомыми осенью?
Воспитатель на поляне рассказывает, дети отвечают на вопросы.
Воспитатель. Молодцы!
А какие птицы улетают на юг.
Дети. Скворец, ласточка, аист, журавли и т.д.
Сейчас превратимся в стаю журавлей, клином и курлыча, улетим, прощаясь с осенью.
Понравилось вам путешествие?
Мне тоже.
Грустно возвращаться назад?
Дети. Да.
Покажите, как вам грустно. (Дети показывают.)
Но мы ещё обязательно отправимся в путешествие.
Скорее улыбнитесь.
Дети исполняют песню: «Улыбка».
nsportal.ru