Открытое экологическое мероприятие в интересной форме: Внеклассное мероприятие по экологии “Береги природу”

Внеклассное мероприятие по экологии “Береги природу”

 

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Лемпинская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

Берегите природу!

 

 

 

Разработка внеклассного мероприятия

экологической направленности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                              

 

 

 

Автор-составитель:

Монастырная Елена Евгеньевна
                                                                                                               учитель начальных классов

                                                                                                    1 квалификационной категории
                                                                                                   НРМОБУ «Лемпинская СОШ»    

                                                                                ХМАО – Югра, Нефтеюганского р-на

                                                                            

 

 

 

 

 

с. Лемпино
 2015 г.

 

 

 

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЭКОЛОГИИ

«БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!»

 

Цель: пробудить интерес детей к судьбе нашей Земли, воспитывать экологическую культуру школьников, доброе, бережное отношение к природе, всему живому.

         Задачи:

         – формировать культуру поведения в природе

         – развивать представления об окружающем мире

         – развивать познавательные возможности детей

         – воспитывать бережное отношение к окружающей среде, к природе

         – прививать любовь к природе, желание о ней заботиться, заботиться о своём здоровье

         – учить детей быть ответственными за свои поступки

Планируемые достижения учащихся:

– Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относиться к окружающему миру.

– Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди.

– Учиться защищать природные ресурсы.

– Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.

        Материалы и оборудование:

экран, проектор, ноутбук, презентация, фонограмма (голоса птиц), накидка, обшитая фантиками, бумагой, целлофаном (для выступления ученицы), состав жюри, грамоты и призы для награждения.

Форма проведения: конкурсно-игровая программа.

 Место проведения: малокомплектная начальная школа.

 Возрастной состав учащихся: 7-10 лет

  Анализ итогов мероприятия.

В ходе внеклассного мероприятия были реализованы поставленные цели и задачи.  Занятие соответствует ФГОС, где учащиеся добывают новые знания, основываясь на свой личный опыт. Находят основание для классификации, синтеза, сравнения, делают выводы.

 

Ход мероприятия.

1.      Организационный момент.       1 слайд

Учитель: Ребята, я рада приветствовать, Вас, на нашем занятии.

Друзья мои, товарищи,
Хочу я вам сказать:
«Давайте станем дружненько
Природу защищать!»
Не будем больше мусорить
Следить за ней всегда.
И будет благодарна
Нам матушка-земля!

2.      Сообщение целей и задач мероприятия           2  слайд

Сегодня наша встреча посвящена природе и экологии. Только зная законы и тайны природы, мы сможем стать ее верными друзьями и помощниками.

Мы собрались для того, чтобы еще раз напомнить друг другу о том, что планете, на которой мы живем, угрожает опасность, но в наших силах спасти ее.

Сегодня мы с вами поговорим о природе. О том, как нужно любить и охранять ее богатства. Узнаем много интересного, познакомимся с новыми понятиями, посоревнуемся и выявим настоящих любителей природы.

3.      Вступительное слово.     

1 ученица:

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.

2 ученик: 

         Берегите эти земли, эти воды,

         Даже малую былиночку любя.

         Берегите всех зверей внутри природы,

         Убивайте лишь зверей внутри себя.

4.      Подготовка детей к восприятию материала.    

Учитель:

– Иногда слышишь: человек – царь природы.

 Но кто поставил человека над природой?  Сам человек?

 А кто человек без природы? Представить себе это невозможно. Жизнь без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев. Все это щедро дарит людям природа, а взамен просит бережного, доброго отношения.

– Ребята, сегодняшнее внеклассное занятие посвящено защите и охране природы. Действительно, мы порой не замечаем той красоты, которая нас окружает. Мы затаптываем цветы, ломаем ветки деревьев, разоряем гнезда птиц. Человек губит природу, отравляет атмосферу, загрязняет водоемы своими гигантами – заводами.

 

3 ученик: 

 Пора бы человечеству понять,

Богатства у Природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как – мы, такая же – живая!

5.Знакомство с новым понятием.         3 слайд

–  Кто знает, какая наука изучает взаимодействие человека с окружающей средой? (Ответы детей.)

– Да, улучшением состояния окружающей среды занимается совсем молодая наука – экология.  Ее название образовалось из двух греческих слов: «экос» — дом, и «логос» — наука. Поэтому можно сказать, что экология — это наука о нашем общем доме, имя которому — планета Земля.

(Входит Экология в накидке, обшитой фантиками, бумагой, целлофаном и др.)

4 ученица:

Экология

–  Вы обо мне?

   А вот  и я!

   Здравствуйте, мои друзья.

   Я – Экология.

Учитель:

– Удивительное время! Началось новое тысячелетие! Наверное, человек может считать себя счастливчиком, гордиться собой. Ведь он покорил океан, воздух, землю. Сделал большие достижения в области техники, искусства, образования. Но…, к сожалению, много человек сделал промахов, ошибок.

   – По радио, телевидению можно многократно слышать слово «экология». И не случайно. Сегодня наш природный дом оказался в большой опасности. Ученые с тревогой говорят о надвигающейся экологической катастрофе на нашей планете. Повсеместно слышны призывы о необходимости заниматься экологией, чтобы сберечь нашу Землю для будущих поколений. Сегодня каждый человек должен стать немного экологом.

– Почему мы говорим, что планета Земля в опасности? Богата и разнообразна природа нашей Родины. Много в ней дремучих лесов, широких степей и многоводных рек. Но неправильное использование природных богатств привело к тому, что беднеет природа, исчезают многие растения и животные, погибают насекомые и птицы. С каждым годом все опаснее для здоровья человека становится сама окружающая среда.

6. Эмоциональный настрой перед встречей с объектом познания.

Учитель:

– Ребята, вам нравится, как выглядит экология? (Нет!) Давайте, исправим ошибки.

– Как можно использовать эти предметы повторно?   (Снимают с Экологии накидку).

– Сейчас вы, ребята, в ответе за природу. Уважайте ее, берегите, старайтесь уберечь то, что еще осталось на нашей планете.

Экология:

– Спасибо, ребята. Пойдемте со мной!     4 слайд

– Слышите? Прислушайтесь. Куда мы с вами попали? Как легко и свободно дышится в лесу.

– Здравствуй, природа! Здравствуйте, поля, леса, реки, озера и моря!  5 слайд

– Здравствуйте, птицы – соловьи, воробьи, жаворонки!  6 слайд

– Здравствуйте, звери – волки, зайцы, медведи!       7 слайд

Экология:

– Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными и близкими, но и со всеми живыми существами, может быть, до сих пор на Земле жили все животные и растения, которых мы уже никогда больше не увидим, т.к. люди уничтожили их.

Приводит примеры: странствующий голубь, бескрылая гагарка.

Сообщение 5 ученика: 8 слайд

     Самым ярким и наглядным примером методичного истребления является история странствующего голубя. Когда-то многомиллионные стаи этих птиц летали в небе Северной Америки. Невероятная прожорливость этих птиц вызывала раздражение колонистов. Кроме того, голуби были очень хороши на вкус. Поэтому истребление голубей превратилось в забаву. Голубей закладывали в погреба-ледники, готовили сразу, кормили собак, или просто выбрасывали. Устраивались даже соревнования по стрельбе по голубям. Последний странствующий голубь, по имени Марта, умер в зоопарке в 1914 году.

 

Сообщение 6 ученика:  9 слайд

      Сходная участь постигла бескрылую гагарку (чистика), «пингвина северного полушария» — безобидную нелетающую птицу, гнездившуюся на северных островах Атлантического океана. Их убивали ради мяса и знаменитого пуха, позже, когда гагарки стали редкостью, для продажи коллекционерам.

Последние бескрылые гагарки были убиты на небольшом острове около Исландии в 1844 году.

 Учитель:

– Таких примеров много. Сейчас вы, ребята, в ответе за природу. Уважайте ее, берегите, старайтесь уберечь то, что еще осталось на нашей планете.

7. КВН “Берегите природу”.  10 слайд

Учитель:

-А вы знаете растения, которые растут в лесах? Зверей, обитающих в лесах? Птиц, летающих рядом с вами? Тогда я предлагаю вам поучаствовать в увлекательном экологическом КВН под названием “Берегите природу».  Разделимся на 2 команды.

1)     Представление команд:

                                                 1 команда –   “Грибочки”

 

Девиз:

Лес зеленый охраняй – никого не обижай.

Приветствие:

Мы соперников своих на бой вызываем,

И сразиться с вами очень мы желаем!

Но победу уступать нам не подобает,

Ну, а в этом дружба помогает.

 

                                                       2 команда –   “Дождик”

Девиз:

Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода!

Приветствие:

Наш отряд  сегодня в сборе весь

 И защитим свою мы честь.

Сыграть готовы в КВН,

Поднять тяжелый груз проблем

 И даже очень не простых экологических проблем.

 

2)     Конкурс – «Разминка»

На суше, в воде, в воздухе, в лесу, везде, где только можно, произрастают и обитают эти растения и животные. Все они нам знакомы. Ваша задача исключить из четырех понятий одно, не объединенное с остальными общими признаками.

Четвертый «лишний»

 – ландыш, ромашка, гриб, подснежник (гриб)   11 слайд

 – лиса, филин, кабан, лось (филин)   12 слайд

– грибы съедобные и мухомор (мухомор) 13 слайд

– земляника, черника, брусника, вороний глаз (вороний глаз – ягоды ядовитые, у остальных съедобные)  14 слайд

 

3)     Прочитай названия животных из представленных букв.

Первая команда – (банка-кабан, багаж-жаба) 15 слайд

Вторая команда – (коса-оса, кино-кони)  16 слайд

 

4)     Конкурс – Экологический.

– Чем опасен в лесу неубранный туристами мусор: горящая сигарета, бумага, бутылки, банки? (от сигареты может возникнуть пожар, а мусор загрязняет лес: бумага разлагается 2 года, консервная банка – 70 лет, полиэтиленовый пакет – 100 лет)  17-18 слайды

 

–  Вы увидели гнездо птицы. Как себя правильно вести? (Не вытаптывать траву у гнезда. Не трогать яйца. Не брать птенцов в руки) 19 слайд

 

–  Почему (особенно весной или в начале лета) нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костер? (шум, запах дыма пугают лесных жителей, и они покидают свои норы и гнезда, весной появляются детеныши) 20 слайд

-Какие ещё правила поведения в лесу вы знаете?  21-23 слайды

5)     Конкурс «Узнай растение». 24 слайд

  1) Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все    стороны света. (Одуванчик.)  25 слайд

   2) Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему? 26 слайд

   3) Какие деревья с белой корой? (Береза, осина). 27 слайд

   4) На каком цветке любят гадать влюбленные девушки? (Ромашка). 28 слайд

   5) Это самый первый цветок, появляющийся из-под снега. (Подорожник).29 слайд

   6) Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза). 30 слайд

 

«Музыкальная пауза»    31 слайд

Заранее подготовленная группа детей поёт частушки.

 

1.  Лес зеленый охраняй, никого не обижай.

Не губи деревья ты, сохрани в лесу цветы.

 

2. По лесочку мы пойдем мусор вместе уберем.

Пусть щебечут соловьи от зари и до зари.

 

3. Сохраним моря и воздух, недра, лес и тишину.

Чтобы были труд и отдых, как бывало в старину.

 

4. Я прекрасный видел сон, не забудется мне он.

Вот он глобус – шар земной, такой чистый и родной.

 

5. Чтобы ели – не болели, пили воду, не боясь.

Нужно, чтоб нигде не смели портить воду отродясь.

 

6. Лес рубить я прекращаю, деревьев новых насажу.

Пусть цветут и плодоносят, на радость людям и Земле.

6)     Конкурс «Узнай животных».   32  слайд

     1. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки)

     2. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук)

     3. У кого на сучке кладовая? (У белки)

     4. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

     5. Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной появляются детеныши.)

     6. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока)

7)     Загадки.

Учитель: Дети запомнить должны

                И понять:

                Гнезда у птичек

               Нельзя разорять!

А теперь отгадаем загадки. И послушаем некоторых птиц. 33 -34 слайды

Я весь день ловлю жуков,

Уплетаю червяков,

В теплый край я не летаю,

Здесь, под крышей, обитаю.

Чик-чирик! Не робей! Я бывалый… (воробей).

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

Небольшая пестрая птица

Не боится зимой простудиться.

Угощенье наше ей снится.

Прилетает к нам часто… (синица).

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Строит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Голосистее, нежней… Кто же это? (Соловей)

Выпал снег, но эта птица

Снега вовсе не боится.

Эту птицу мы зовем

Красногрудым… (снегирем).

Клюв огромен, взгляд суров,

Частый гость она дворов.

На суку сидит у дома,

Громко каркает. .. (ворона).

Учитель:

– Как нелегко стало жить зверям даже в лесу. А виной тому – человек. И почему человеку не удается жить в ладу с природой?

А ведь человек отравляет не только природу, окружающую среду, но и свой организм. Фильтрами на земле служат леса. Распахнув перед нами свои необъятные богатства, щедро одаривая нас и надежно охраняя, являясь неотъемлемой частью нашей жизни, лес заслуживает право на бережное отношение и заботу о нем.

8)     Блиц – турнир.  Команды выбирают правильный ответ по очереди.      35 слайд                                            

1. Вы нашли на поляне очень красивый цветок. Как вы поступите?

а) полюбуемся на него и пойдём дальше.

б) осторожно срежем и поставим в вазу.

2. Вы нашли гнездо с птенцом. Что вы сделаете?

а) покормим птенца

б) позовём ребят, чтобы они тоже посмотрели

в) будем наблюдать издали

3. Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдёте ли вы с ними?

а) пойдём, но будем собирать очень осторожно;

б) расспросим об этом учительницу;

в) не пойдём

  4. После привала в походе у вас осталось много пустых банок, пакетов. Как бы вы поступили с ними, прежде чем продолжил поход?

а) взяли бы с собой, чтобы выбросить в мусорный ящик.

б) отнесли бы в кусты, чтобы никто не поранился.

в) закопали бы в землю.

8.  Подведение итогов. Награждение.  36 слайд

9.Заключительная часть.

Учитель:

– Молодцы ребята, хорошо знаете природу, любите ее, и я за вас очень рада. Земля величайшее чудо, она у нас одна. Земля – наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Всё на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и кудрявая береза. А вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга оказываются на краю гибели. И наша задача – предотвратить все это.

   – Дорогие ребята, будем беречь нашу землю и вместе будем следить за тем, чтобы в нашей школе, селе, всегда был порядок. Больших проблем вам пока не решить, но кое – что вы можете сделать: посадить дерево, ухаживать за рощей, подкармливать птиц и зверей зимой, взять под охрану муравейник, поляну. Тогда лес отблагодарит вас своей щедростью.

 

Чтение учителем стихотворения Я. Акима «Планета – сад». Тихо звучит песня о родине.

 

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь –

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут –

В реку смотрят удивленно.

Береги свою планету

Ведь другой на свете нету!

 

12. Рефлексия.  37 слайд

Учитель:

·        Ребята, какие ощущения вы испытывали во время нашего мероприятия?

·        Чем для вас будет полезен наш новый материал?

·        Что больше всего вам запомнилось?

 

Список используемой литературы:

1.      Астанин Л. П. Охрана природы. /Л. П. Астанин. — М.: «Колос», 2000 г.

2.      Василенко Г.И., Еременко Н.И. и д.р. «Внеклассная работа в школе. Дни наук в начальной школе». Сценарии предметных праздников и внеклассных мероприятий, посвященных школьным наукам – Волгоград: Учитель, 2006.

3.      Внеклассные мероприятия: 4класс/ Авт.-сост.: О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая,

       Л.П.Барылкина, Т.И.Цыбина.-3-е изд. перераб. и доп. М., ВАКО, 2008.

4.      Мартынова «Внеклассная работа в школе. Внеклассные мероприятия в начальной школе». Игры, викторины, классные часы, праздники.   

5.      Цифровые образовательные ресурсы:

http://festival.1september

 

Открытое внеклассное мероприятие “Земля – наш дом родной” | Классный час по экологии (8 класс):

Внеклассное мероприятие

  «Земля — наш  дом  родной»

Форма: устный журнал

Цель: формирование представления об экологии и экологической ситуации в стране, в мире.

Задачи:

1) способствовать самовоспитанию аспекта «Я-концепции» – «Я-экологическое сознание»;

2) развивать познавательный интерес, творческие способности;

3) воспитывать чувство ответственности за окружающую среду.

Оборудование:

1) компьютер, проектор, экран

2) листы формата А3 – 2 шт.

3) фотографии, вырезки из журналов с изображением природы в конвертах

4) фломастеры, выделители, маркеры

5) клей, ножницы

6) карточки «Ассоциации – экология» – 2 шт.

7) карточки «Ассоциации – экологическая катастрофа» -2 шт

8) карточка «растение или животное»

9) карточка «утверждения».

10) карточки «Ситуация – проба» – 10 шт.

11)смайлики

12)листочки

13) силуэт дерева из бумаги

Продолжительность: 45 минут

Прилагаемые материалы:

1) презентация «Земля — наш  дом родной»

2) песня «Раненная птица»

3) песня «Земля не спит»

4) Песня «Песенка друзей»

Структура  внеклассного мероприятия:

1. Введение в тему устного журнала

2. Раскрытие темы:

    2.1. Страница 1 «Экология»

    2.2. Страница 2 «Экологическая катастрофа»

    2.3. Страница 3 «Красная книга»

    2.4. Страница 4 «Наш корабль Земля»

    2. 5. Страница 5 «Берегите природу!»

3. Подведение итога

4. Рефлексия

        

        Раскрытие содержания:

Введение в тему: Слайд 1. Сценка – Что это за планета?

– Ты, что не узнаёшь? Это же планета Земля!

– Ой, как жарко! Кругом пустыни.

– Русла рек пересохли, горные породы разрушены. Ни кустика, ни цветочка, ни единого живого существа на мертвой земле.

– И небо. Какого-то темно- серого цвета.

– А это что за скелет?

-Это скелет единственного вида – человека разумного, который уничтожил сам себя и сделал свою планету безжизненной.

– Я помню, что раньше была Земля такой красивой: светило солнце, в голубом небе порхали птицы над чудесной планетой. Везде росли сказочные цветы, они мило улыбались прохожим, тянулись к солнцу изумрудные травы, в воде плескались золотые рыбки.

– На полях и в садах работал человек, а в свободное время пел и танцевал на полях, среди красивых белых берез.

– Интересно, как это он смог уничтожить такую красоту?

– Как, как! Благодаря своему бездумному, варварскому отношению к природе.

Учитель:   У каждого человека есть  свой дом. И большинство из нас старается сделать уютным и красивым, если не свой дом, то уж хотя бы свою комнату. Но почему-то, переступив порог своей квартиры, мы забываем о том, что за этим порогом – тоже наш дом. Космонавты говорят, что из космоса Земля голубая. И от каждого из нас зависит, чтобы из иллюминаторов космических кораблей они продолжали видеть голубые озёра, а не грязные лужи, зеленые леса и прекрасные луга, а не горы мусора и голую потрескавшуюся землю. Чтобы и завтра, и послезавтра мы могли сказать друг другу: “Добрый день!”  

Ребята, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на  нашем мероприятии?

 ( ответы ребят)

– Молодцы! Речь сегодня пойдёт о нашей планете, о её природе,  о нашем отношении к Природе. Это тема всегда актуальна. 2017 год объявлен годом экологии в России.

–  Цель нашего занятия:  выявить, какие экологические проблемы человечества окружают нас, каково ваше «Я» в сфере этих проблем и как мы  можем помочь решить их.

Для плодотворной работы мы разделились на группы.  Работа будет  проходить в виде устного журнала. (Дети заранее разделены на 2 группы)

– И так, начинаем путешествие по нашему журналу «Земля – наш дом родной »  (Слайд 2)           

2. Раскрытие темы.

2.1. Страница 1 «Экология» (белая страница)     (Слайд 3)

– Скажите, вам знакомо слово «экология»?

– Все ли знают, что означает это слово?

– Давайте проверим. Перед вами на столах карточки с изображением солнца, в центре которого написано слово «экология». Какие ассоциации возникают, когда вы слышите это слово? На лучах солнца запишите свои ассоциации.(Приложение 2)

Дети записывают ассоциации

– Что у вас получилось? Какие ассоциации вы записали?

– И так, что же такое экология? Кто знает?

– Экология – это греческое слово. Состоит из двух слов: «oikos» – дом, жилище, и «logos» – учение, наука. То есть это наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы. Впервые термин «экология» был предложен немецким биологом Эрнстом Геккелем в 1866 году.

– В настоящее время экологическая обстановка на нашей планете похожа на страшную картину, чему посвящена следующая страница журнала.

2.2. Страница 2 «Экологическая катастрофа» (черная страница)

(Слайд № 4)

– Вторая страница журнала   имеет чёрный цвет и называется «Экологическая катастрофа».

– Эпиграфом к этой странице я взяла такие слова:

Моя планета – человеческий дом

Ну, как ей жить под дымным колпаком.

Где сточная канава – океан.

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: “Больше не могу!”

– Скажите, а что такое экологическая катастрофа?

– Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание «экологическая катастрофа»?

– Запишите свои ассоциации на карточках с изображением тучи, в центре которой написано «Экологическая катастрофа» (Приложение 3)

Дети записывают ассоциации

– Итак, какие ассоциации у вас получились?

– Таким образом, мы можем сказать, что ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА – это разрушительное воздействие на окружающую среду

– Давайте назовём, какие разрушительные воздействия происходят в наше время на окружающую среду, экологию. (Просмотр слайдов)

Дети перечисляют разрушительные воздействия (Слайд5-7)

  • загрязнение морей и океанов
  • выброс в воздух вредных веществ (котельные, автомобили, химические и ремонтные заводы, радиоактивные отходы)
  • пролив и утечка горюче-смазочных материалов
  • загрязнение почвы
  • истребление животных
  • вырубка леса

– Такие печальные картины мы можем видеть, после таких разрушительных воздействий.

 Выступление учащихся.

1 ученик Примерно сто лет назад академик В.И.Вернадский  предостерегал нас от этой беды. Он писал о том, что если мы не изменим своего отношения к природе и её богатствам, то результат может быть один – полное самоуничтожение человека. Человек месяц способен прожить без пищи, неделю без воды, а вот без воздуха всего минуты…

 2 ученик  Выражение «необходим как воздух» возникло не случайно. За последние  25-30 лет транспорт и промышленность съели столько атмосферного кислорода, сколько его не израсходовало человечество за всё время своего существования. Только углекислого газа ежегодно выбрасывается 5 млрд т, что может привести к потеплению, таянию полярных льдов и повышению уровня  Мирового океана.

 3 ученик  Возможные последствия такой катастрофы трудно себе даже вообразить. В тоже время леса – «легкие» планеты – вырубаются. Теперь леса занимают только чуть больше четверти территории суши. Каждый кубометр добытой древесины – это почти полтонны не извлеченной из воздуха углекислоты…

4 ученик  Каждый год в океан сбрасывается 320 млн. тонн железа, 6,5 млн. тонн фосфора, 2,3 млн. тонн свинца. Но опаснее всего, пожалуй, нефть и нефтепродукты, которые поступают из нефтяных скважин, танкеров, после аварий нефтеналивных судов. Одна тонна нефти покрывает тонкой плёнкой 12 км поверхности океана. Эта плёнка оказывает вредное воздействие на обитающих  Мирового океана.

Учитель Ребята, а какие же экологические проблемы существуют в нашем поселке? (Ответы детей) (Слайд 8)

Экологические проблемы нашего села можно свести к одному всем знакомому слову. Какому? «загрязнение». Загрязненные лесополосы, загрязненный воздух, загрязненная вода и почва.

Наше село не назовешь чистым по нескольким причинам: бытовые отходы, в том числе мусор разного происхождения жители нашего  села предпочитают сжигать, а это  приводит к попаданию в атмосферу вредных, часто ядовитых веществ. Поднятые в атмосферу частицы отравляющих веществ оседают на землю и воду. 

 Большую проблему в нашем селе представляют бытовые отходы. Жители нашего села сваливают мусор в овраг, в близлежащую лесополосу, в канавы, переулки, вывозят за деревню.

 Почва нашего села отравляется ядохимикатами. Ядохимикаты используют жители нашего поселка и  в борьбе с вредителями. Погибают вредители, но вместе с ним погибает и все живое.

 Но  в нашем селе чистоту мы всё же наводим . Каждую весну жители села выходят на экологические субботники и грязь, накопленная за зиму, вычищается, вывозится, сжигается. К сожалению, многие этим и ограничиваются.

– В результате человеческой деятельности уничтожается большое количество животных, растений. Поэтому в мире были созданы организации по их защите.

– Какие организации по защите и охране природы вы знаете?  (Слайд9-10)

– Самые известные это Всемирный фонд дикой природы, Гринпис и т.д. Появилась  Красная книга – перечень растений и животных находящихся под охраной.

2.3. Страница 3 «Красная книга» (красная страница) (Слайд 11)

– Именно защите и охране природы посвящена следующая, третья страница нашего журнала.  Эта страница имеет название «Красная книга»

 «Красная книга» – красная!

Значит природа в опасности!

Учитель показывает « Красную книгу».

– Почему книга красная? ( Это сигнал опасности, обрати внимание.)

– В Красную книгу включают растения и животных, которые больше других нуждаются в защите! Эта книга с каждым годом становится всё толще.

– Каких вы знаете растений и  животных, занесённых в Красную книгу?

 ( ответы детей )

– А многих животных и растений этой книги можно скоро будет увидеть только на картинке (показываю и называю).

– Неужели наступит весна без пения птиц, лето – без цветов, а осень без грибов? Эти растения и животные могут навсегда исчезнуть, если мы не будем их охранять. А для этого нужно учиться культурно вести себя в природе.

Показ слайдов с исчезающими видами животных и растений  (Слайды12-13)

– Сейчас каждой команде дается задание выбрать из карточек то растение или животное, о котором пойдет речь.

  Кувшинка          Ветреница        Лебедь  

 Журавль-красавка         Бобр      Баран-аргали

  1. Растет в стоячих и медленно текущих водах. Это растение еще   называют   “Лотосом Севера”. (Кувшинка)
  2. Редкий вид растения, части этого растения ядовиты. Время цветения – конец апреля – начало мая, совпадает с ветреной погодой. (Ветреница)
  3. Гнездящаяся на земле птица степного пояса с украшением на голове.

                                                                                            (Журавль-красавка)

  1. Водоплавающая птица необычайной красоты, которая в народе является символом верности.  (Лебедь)
  2. Животное, строящее свой дом под водой, делающий плотины на реках, ценящееся у людей за свой ценный мех. ( Бобр)
  3. Животное – обитатель высокогорного пояса, очень пугливого характера.  (Баран-аргали)

Тур “Логические цепочки”

Каждая команда получает по таблице, в которой к определению левого столбика надо подобрать правильное понятие из первого столбца.

1. На охраняемой территории допускается посещение туристов. (1.Заказник)

2. Ценный в природном отношении объект (озеро, дерево, скала, пещера)  (2.Заповедник)

3. Специально выделенная территория, где полностью запрещена хозяйственная деятельность.         (3.Памятник природы)

4. Особо охраняемая природная территория, где в естественном состоянии сохраняется природа  (4.Национальный парк)                                                       (правильный ответ 1-4, 2-3, 3-2, 4-1).

Физминутка. БЫСТРО все ребята встали 
Руки БЫСТРО вверх подняли. 
БЫСТРО хлопнули 5 раз.  
А теперь морганье глаз:
БЫСТРО-БЫСТРО поморгали 
И… ногами постучали. 
БЫСТРО влево наклонились 
И сейчас же распрямились! 
Вправо-влево 10 раз – 
Отдохнул уставший класс… 
Как пингвины полетели 
И за парты тихо сели! 

2.4. Страница 4 «Наш корабль Земля» (голубая страница)

– Перелистываем наш журнал. Следующая страница голубого цвета и называется «Наш корабль Земля»  (Слайд14)

– На этой странице журнала предлагаю вам поразмышлять над фразой: «Проблемы глобальные, а действуй локально»  (Слайд15)

– Как вы понимаете эти слова?

– Что значит глобальные проблемы? – Что значит локально?

– То есть мы может сказать, что над большими проблемами должен задуматься каждый человек.

– Скажите, а в одиночку человек может решить глобальные проблемы?

– Почему?

– Необходимо помнить, что для решения глобальных проблем необходимо объединяться.

Не величай себя царём природы,

Какой ты царь ей?

Ты – её слуга:

Лелей поля, леса

И в реках её воды

Храни в зелёных, чистых берегах;

Храни тебе подаренное Богом.

– А как вы относитесь к природе? Как развито ваше экологическое самосознание? Давайте определим.  (Слайд16)

–  На столах возьмите голубые карточки и прочитайте данные утверждения. Если вы согласны с данным утверждением, то рядом в кружке ставите знак «+», если вы не согласны – «-». Постарайтесь ответить честно. (Приложение)

1)Человечество сможет спасти окружающую среду при условии осознания каждым человеком своей гражданской позиции, ответственности за судьбу своего общего дома – Земля.

2)«Человек – царь природы».

3)Когда вы убьете последнего зверя и отравите последний ручей, вы поймете, что деньгами питаться нельзя. (индийская поговорка)

4)Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок.   Р. Эмерсон

5)Крупные катастрофы, уже разорившие и продолжающие разорять современный мир, происходят от нежелания человека считаться с законами природы, от нежелания понять, что голод нельзя утолить, опустошая землю.Ж. Дорст        

6)Международная организация  «Гринпис» постоянно выступает за решение экологических проблем, в частности ведет борьбу с распространением радиоактивных отходов.

Дети выполняют задание

– Что у нас получилось? Кто не согласен с данными утверждениями совсем? Кто согласен с одним или двумя утверждениями?

-Кто ответил положительно на четыре утверждения?

– Молодцы! Вы начинающие экологи!

– Кто ответил на  пять утверждений положительно?

– Молодцы! Вы настоящие экологи.

2.5. Страница 5 «Берегите природу!» зелёная страница

(Слайд17)- Перелистывая журнал, мы открываем пятую страницу зелёного цвета «Берегите природу!». Эта страница будет иметь творческий характер. Предлагаю создать призыв на тему «Берегите природу!» У вас на столах лежат листы формата А3, фотографии на экологическую тему, фломастеры, карандаши, ножницы, клей. Ваша задача составить коллаж на тему «Берегите природу!». Вы можете вклеивать данные фотографии, писать, рисовать.

 играет песня просьба

Работа учащихся над коллажом

– Посмотрим, что у вас получилось? (Выступление детей, защита коллажей)

Ученик: Я обнял глобус – шар земной.                                                                                             Один – над сушей и водой.                                                                                                                        В руках моих материки                                                                                                                Мне тихо шепчут: «Береги».                                                                                                                       В зеленой краске лес и дол                                                                                                                   Мне говорят: «Будь с нами добр.                                                                                                    Не растопчи нас и не сожги, Зимой и летом береги».                                                       Журчит глубокая река Свои, лаская берега.                                                                                             И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги»                                                                             И птиц, и рыб я слышу всех:                                                                                                    «Тебя мы просим, человек, Ты обещал нам и не лги, Как старший брат нас береги».                                                                                                                                   Я обнял глобус – шар земной, И что-то сделалось со мной                                                                  И вдруг шепнул я: «не солгу, Тебя, родной, я сберегу». Ефим Шкловский

 – Итак, наш журнал закрывает последнюю страницу.

3. Подведение итога

– Подведём итог. Что мы можем сделать, для того, чтобы сохранить наш дом родной – планету Земля.?        

Зачитывают учащиеся по очереди    (Слайд 18)                                                        – Только мы можем помочь природе и предотвратить экологическую катастрофу,                                                                                                                  -Только мы можем спасти вымирающих животных и растения                                                           -Только мы можем сделать наш воздух чистым,                                                                          -Только мы можем остановить безжалостную вырубку лесов и загрязнение водных просторов,                                                                                                                                                           -Только мы можем прекратить бесконечные войны на нашей планете,                                                        -Только мы своими добрыми делами можем спасти природу от гибели,                                               -Ведь только мы — хозяева родной земли, и от нас зависит её жизнь!

Рефлексия.  Вывешивается силуэт дерева из бумаги, на который дети наклеивают листочки определенного цвета:

Зеленый – если любишь природу и  хочешь, чтобы наша планета была цветущим садом.

Жёлтый – тебя не волнует, что происходит в окружающей природе, что происходит с растениями и животными.

Красный – если ты к природе относишься не бережно, не экономно, а эгоистично, берешь пример с невежественных людей, бездумно губящих природу.

Учитель- Скажите, что больше всего произвело на вас впечатление? Что нового вы услышали сегодня? Какие экологические уроки вы усвоили сегодня?

На столах у вас лежат смайлики  с знаками  – возьмите любой вам понравившийся и  напишите один из знаков:

 ! (восклицательный) – мне понравилось мероприятие, я узнал много интересного;

 «-»(минус) – мне не понравилось;

? (вопросительный) – меня заинтересовал классный час и я хочу подробнее узнать об экологии.

Учитель.  (Слайд 19)                                                                                                                    

Наша планета Земля                                                                                                            

Очень щедра и богата                                                                                                                                    

Горы, леса и поля – дом наш родной, ребята!                                                                                    

Давайте, будем беречь планету                                                                                                          

Другой, такой на свете нет

А завершим наш устный журнал исполнением песни.  «Песенка друзей природы»

1. Ничего на свете лучше нету,

Чем беречь любимую планету.

Чтоб деревья землю украшали,

Чтоб цветы повсюду расцветали.

2. Мы свое призванье не забудем:

Помогаем птицам, зверям, людям.

Мы хотели б, чтобы птицы пели,

Чтоб леса зеленые шумели.

3. Пусть цветет цветочная поляна,

Вырастают сосны-великаны.

Будет чистым небо голубое,

В этом мире мы нужны с тобою.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение                                             « Каштановская средняя общеобразовательная школа»

Открытый классный час на тему                                                                                «Земля – наш дом родной»                                                                                               для районного методического объединения                                                         классных руководителей

подготовила: Сафронова М.В.

Экосистема

Экосистема — это географическая область, где растения, животные и другие организмы, а также погода и ландшафт работают вместе, чтобы сформировать пузырь жизни. Экосистемы содержат биотические или живые части, а также абиотические факторы или неживые части. К биотическим факторам относятся растения, животные и другие организмы. К абиотическим факторам относятся камни, температура и влажность.

Каждый фактор экосистемы прямо или косвенно зависит от всех остальных факторов. Например, изменение температуры экосистемы часто влияет на то, какие растения там будут расти. Животные, которые зависят от растений в качестве пищи и крова, должны будут адаптироваться к изменениям, перейти в другую экосистему или погибнуть.

Экосистемы могут быть очень большими или очень маленькими. Приливные бассейны, пруды, оставленные океаном после отлива, представляют собой полноценные крошечные экосистемы. Приливные бассейны содержат морские водоросли, своего рода водоросли, которые используют фотосинтез для создания пищи. Травоядные, такие как морские ушки, едят морские водоросли. Хищники, такие как морские звезды, поедают других животных в приливном бассейне, таких как моллюски или мидии. Приливные бассейны зависят от изменения уровня воды в океане. Некоторые организмы, такие как морские водоросли, процветают в водной среде, когда есть прилив и бассейн полон. Другие организмы, такие как крабы-отшельники, не могут жить под водой и зависят от мелких водоемов, оставленных отливами. Таким образом, биотические части экосистемы зависят от абиотических факторов.

Вся поверхность Земли представляет собой ряд взаимосвязанных экосистем. Экосистемы часто связаны в более крупный биом. Биомы — это большие участки земли, моря или атмосферы. Например, леса, пруды, рифы и тундра — это все типы биомов. Они организованы очень широко, в зависимости от типов растений и животных, которые в них живут. В каждом лесу, в каждом пруду, на каждом рифе или в каждой части тундры вы найдете множество различных экосистем.

Например, биом пустыни Сахара включает большое разнообразие экосистем. Засушливый климат и жаркая погода характеризуют биом. В Сахаре есть оазисные экосистемы с финиковыми пальмами, пресной водой и животными, такими как крокодилы. В Сахаре также есть экосистемы дюн, а изменение ландшафта определяется ветром. Организмы в этих экосистемах, такие как змеи или скорпионы, должны быть в состоянии выживать в песчаных дюнах в течение длительных периодов времени. Сахара включает в себя даже морскую среду, где Атлантический океан создает прохладные туманы на северо-западном побережье Африки. В этой экосистеме Сахары обитают кустарники и животные, питающиеся небольшими деревьями, например козы.

Даже похожие по звучанию биомы могут иметь совершенно разные экосистемы. Например, биом пустыни Сахара сильно отличается от биома пустыни Гоби в Монголии и Китае. Гоби — холодная пустыня с частыми снегопадами и морозами. В отличие от Сахары, в Гоби есть экосистемы, основанные не на песке, а на километрах голой скалы. Некоторые травы способны расти в холодном и сухом климате. В результате в этих экосистемах Гоби есть пасущиеся животные, такие как газели и даже тахи, исчезающий вид дикой лошади.

Даже экосистемы холодных пустынь Гоби отличаются от экосистем замерзающих пустынь Антарктиды. Толстый ледяной щит Антарктиды покрывает континент, почти полностью состоящий из сухих голых скал. В этой пустынной экосистеме растет всего несколько мхов, поддерживающих только несколько птиц, таких как поморники.

Угрозы экосистемам

На протяжении тысячелетий люди взаимодействовали с экосистемами. Многие культуры развивались вокруг близлежащих экосистем. Например, многие индейские племена Великих равнин Северной Америки разработали сложный образ жизни, основанный на местных растениях и животных равнинных экосистем. Бизон, крупное пастбищное животное, обитающее на Великих равнинах, стал самым важным биотическим фактором во многих культурах равнинных индейцев, таких как лакота или кайова. Бизона иногда ошибочно называют буйволом. Эти племена использовали шкуры буйвола для жилья и одежды, мясо буйвола для еды и рога буйвола для инструментов. Высокотравные прерии Великих равнин поддерживали стада бизонов, за которыми племена следовали в течение всего года.


Однако по мере роста населения люди вытеснили многие экосистемы. Высокотравные прерии Великих равнин, например, стали сельскохозяйственными угодьями. По мере того, как экосистема сокращалась, меньше бизонов могло выжить. Сегодня несколько стад выживают в охраняемых экосистемах, таких как Йеллоустонский национальный парк.

В экосистемах тропических лесов, окружающих реку Амазонку в Южной Америке, наблюдается аналогичная ситуация. Тропический лес Амазонки включает в себя сотни экосистем, включая навесы, подлески и лесные подстилки. Эти экосистемы поддерживают обширные пищевые сети.

Навесы — это экосистемы в верхней части тропического леса, где в поисках солнечного света растут высокие тонкие деревья, такие как инжир. Экосистемы навеса также включают другие растения, называемые эпифитами, которые растут прямо на ветвях. Экосистемы нижнего яруса существуют под пологом. Они темнее и влажнее, чем навесы. Животные, такие как обезьяны, живут в экосистемах подлеска, поедая плоды с деревьев, а также более мелких животных, таких как жуки. Экосистемы лесной подстилки поддерживают большое разнообразие цветов, которыми питаются насекомые, такие как бабочки. Бабочки, в свою очередь, служат пищей для животных, таких как пауки, в лесных экосистемах.

Деятельность человека угрожает всем экосистемам тропических лесов Амазонки. Тысячи акров земли расчищаются под сельскохозяйственные угодья, жилье и промышленность. Страны тропических лесов Амазонки, такие как Бразилия, Венесуэла и Эквадор, слаборазвиты. Вырубка деревьев, чтобы освободить место для таких культур, как соя и кукуруза, приносит пользу многим бедным фермерам. Эти ресурсы дают им надежный источник дохода и пищи. Дети могут посещать школу, а семьи могут позволить себе лучшее медицинское обслуживание.

Однако разрушение экосистем тропических лесов имеет свою цену. Многие современные лекарства были разработаны из тропических лесных растений. Кураре, мышечный релаксант, и хинин, используемый для лечения малярии, — это лишь два из этих лекарств. Многие ученые опасаются, что разрушение экосистемы тропических лесов может помешать разработке новых лекарств.

Экосистемы тропических лесов также плохо подходят для сельскохозяйственных угодий. В отличие от богатых почв Великих равнин, где люди разрушили экосистему высокотравных прерий, почва тропических лесов Амазонки тонкая и содержит мало питательных веществ. Урожай может вырасти всего за несколько сезонов, прежде чем все питательные вещества будут поглощены. Фермер или агробизнес должен перейти к следующему участку земли, оставив позади пустую экосистему.

Восстанавливающиеся экосистемы

Однако экосистемы могут восстановиться после разрушения. Хрупкие экосистемы коралловых рифов в южной части Тихого океана находятся под угрозой из-за повышения температуры океана и снижения солености. Кораллы обесцвечиваются или теряют свою яркую окраску в слишком теплой воде. Они умирают в недостаточно соленой воде. Без рифовой структуры экосистема разрушается. Такие организмы, как водоросли, растения, такие как водоросли, и животные, такие как рыбы, змеи и креветки, исчезают.

Большинство экосистем коралловых рифов оправятся от разрушения. По мере того как температура океана понижается и в нем остается больше соли, ярко окрашенные кораллы возвращаются. Медленно они строят рифы. Также возвращаются водоросли, растения и животные.

Отдельные люди, культуры и правительства работают над сохранением важных для них экосистем. Правительство Эквадора, например, признает права на экосистемы в конституции страны. Так называемые права природы говорят Природа или Пачамама [Земля], где жизнь воспроизводится и существует, имеет право на существование, сохранение, поддержание и регенерацию своих жизненных циклов, структуры, функций и своих процессов в эволюции. Каждый человек, народ, сообщество или национальность смогут требовать признания прав на природу перед государственными органами. Эквадор является домом не только для экосистем тропических лесов, но и для речных экосистем и замечательных экосистем Галапагосских островов.

Краткий факт

Бактриан и верблюд
В разных пустынных экосистемах обитают разные виды верблюдов. Верблюд-верблюд высокий и быстрый, с длинными ногами. Он произрастает в жарких сухих пустынях Северной Африки и Аравийского полуострова. У двугорбого верблюда более густая шерсть, он короче и имеет больше жира, чем дромадер. Двугорбый верблюд обитает в холодных пустынных степях Центральной Азии.

Два вида верблюдов легко отличить: у дромадеров один горб, у бактрианов два.

Быстрый факт

Коралловый треугольник
Самая разнообразная экосистема в мире — огромный Коралловый треугольник в Юго-Восточной Азии. Коралловый треугольник простирается от Филиппин на севере до Соломоновых островов на востоке до островов Индонезии и Папуа на западе.

Краткий факт

Экоцид
Разрушение целых экосистем людьми называется экоцидом, или убийством окружающей среды.

Краткий факт

Человеческая экосистема
«Человеческая экосистема» — это термин, который ученые используют для изучения того, как люди взаимодействуют со своими экосистемами. При изучении человеческих экосистем учитываются география, экология, технология, экономика, политика и история. Изучение городских экосистем сосредоточено на городах и пригородах.

Веб-сайт

Общественное телевидение Нью-Гэмпшира: Natureworks—Ecosystems

Экология — важная наука

Экология — это изучение взаимодействий между живыми существами и окружающей их средой. Это дает новое понимание этих жизненно важных систем, как они есть сейчас, и как они могут измениться в будущем.

Почему экология важна?

Экология обогащает наш мир и имеет решающее значение для благополучия и процветания человека. Он дает новые знания о взаимозависимости между людьми и природой, что жизненно важно для производства продуктов питания, поддержания чистоты воздуха и воды и сохранения биоразнообразия в условиях меняющегося климата.

Можем ли мы сохранить среду обитания и ее биоразнообразие?

Да. Экология обеспечивает необходимую основу для сохранения природы. Поддержание мозаики мест обитания обеспечивает выживание богатого разнообразия видов. Например, вересковая пустошь представляет собой ценный ландшафт, который быстро исчезает на большей части территории Западной Европы, но исследования помогли определить, как сохранить его экологические характеристики.

Можем ли мы предсказать экологические последствия загрязнения и изменения климата?

Правительства и граждане во всем мире все больше осознают последствия загрязнения атмосферы и изменения климата. В крупномасштабных экспериментах растения и животные подвергаются воздействию тщательно контролируемой атмосферы и различных экологических условий. Ученые используют эту информацию, чтобы понять, как они реагируют на уровни загрязнения, и делать прогнозы будущих изменений климата.

Можем ли мы ловить рыбу в океане, не истощая его богатства?

Это возможно, но зависит от того, где мы находимся в мире. В настоящее время управление морской экосистемой Антарктики в целом осуществляется в соответствии с международным соглашением по сохранению живых ресурсов. Это облегчает понимание морских сообществ и их взаимодействия, а также помогает более внимательно следить за видами, находящимися под угрозой исчезновения.

Как уничтожение лесов влияет на популяции птиц?

Около трети видов лесных птиц не могут жить в небольших остатках леса. Мелкие птицы, такие как малиновка, будут использовать участки размером до 10 га, а самым крупным видам, таким как краснощекая птица-носорог, нужны участки площадью более 10 квадратных километров. Леса во всем мире сегодня продолжают вырубаться и превращаться в различные виды землепользования. Например, к 2005 г. всего за 100 лет было вырублено более 80% высоких лесов в Гане. К счастью, исследователи использовали экологические исследования, чтобы дать рекомендации о влиянии преобразования земель на местные виды.

Следует ли охранять мангровые заросли?

Мангровые заросли выполняют ряд экологических функций: от закрепления отложений до использования в качестве мест нагула для молоди рыб.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *