Здравствуйте, Марина!
Существует ряд нормативных документов, которые регламентируют нагрузку школьника. Это:
Санитарные правила устанавливают нормативные требования по времени выполнения к общему объему домашнего задания по всем предметам на следующий учебный день.
Объем заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):
· во 2 – 3 классах – 1,5 ч. ,
· в 4 – 5 классах – 2 ч.,
· в 6 – 8 классах – 2,5 ч.,
· в 9 – 11 классах – до 3,5 ч. (На основании п.10.30 СанПиНа).
Следует отметить, что эти нормативы являются примерными. Очень многое зависит от психофизиологических особенностей ребенка, темпа его деятельности.
Также нормативы по выполнению домашнего задания закреплены в виде рекомендаций, в Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 22.05.2019) “Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях” (вместе с “СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы”.
При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует соблюдать следующие рекомендации:
– приготовление уроков проводить в закрепленном учебном помещении, оборудованном мебелью, соответствующей росту обучающихся;
– начинать самоподготовку в 15 – 16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;
– ограничивать длительность выполнения домашних заданий, чтобы затраты времени на выполнение не превышали (в астрономических часах):
во 2 – 3 классах – 1,5 ч,
в 4 – 5 классах – 2 ч,
в 6 – 8 классах – 2,5 ч,
в 9 – 11 классах – до 3,5 ч;
– предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного обучающегося;
– предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершению определенного этапа работы;
– проводить “физкультурные минутки” длительностью 1 – 2 минуты;
– предоставлять обучающимся, закончившим выполнение домашних заданий раньше всей группы, возможность приступить к занятиям по интересам (в игровой, библиотеке, читальне).
Каким же образом будет отслеживаться соблюдение установленных нормативов времени на выполнение домашнего задания и как родители могут повлиять на этот процесс?
1) Через образовательное учреждение:
Школа может использовать для этих целей встроенный в системы ведения электронных журналов инструмент учета объема домашних заданий. С его помощью преподаватели будут фиксировать предполагаемое время выполнения каждого задания и отражать его суммарное значение. В случае необходимости, администрация образовательной организации должна принять меры по оптимизации общего объема домашних заданий.
По общему правилу, родители имеют право на ознакомление с содержанием такого журнала (п. 4 ч. 3 ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ ”Об образовании в Российской Федерации). Следовательно, они также могут обратить внимание школьной администрации на нарушение установленных нормативов.
2) Через родителей учеников:
Действующим законодательством предусмотрено создание советов обучающихся и советов родителей (п. 1 ч. 6 ст. 26 Федерального закона № 273-ФЗ ”Об образовании в Российской Федерации). Они действуют как органы общественного самоуправления и работают в тесном контакте с администрацией школы и педагогическим советом. Мнение советов по вопросам управления школой, в том числе и по соблюдению нормативов в отношении домашнего задания, должны быть учтены администрацией. вопросам деятельности таких советов.
3) Через государственные органы:
Закон обязывает органы государственной власти, органы местного самоуправления и образовательные организации оказывать родителям помощь в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития (ч. 2 ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ ”Об образовании в Российской Федерации).
Таким образом, при явном нарушении установленных на выполнение домашнего задания нормативов и бездействии администрации школы родители учащихся могут обратиться в Рособрнадзор, с помощью специальной формы на сайте ведомства https://www. obrnadzor.gov.ru/ru/open_government/reception/ .
Соответственно, если вы считаете, что время, затраченное на выполнение домашнего задания, превышает все рекомендации согласно возрасту и классу ребенка, вы можете действовать по вышеуказанному алгоритму, начиная с администрации школы.
Наталья Гайкалова,
Семейный юрист
Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
Обычная версия сайта
23 февраля 2022 02:02
Количество просмотров: 528
Общую информацию для родителей по выполнению домашнего задания подготовила методист школы Трибунская Наталья Алексеевна.
Объем домашних заданий не должен превышать норму СанПиН. Документ устанавливает общее время, которое ученики могут затратить на выполнение домашнего задания по всем предметам (таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21). Максимальное время выполнения домашнего задания отличается в зависимости от класса:
В 1-м классе обязательное домашнее задание задавать нельзя, иначе нарушается пункт 24 Порядка обучения в школе. Учитель может рекомендовать сделать несложное задание, но дети выполняют его по желанию. Необязательное домашнее задание в 1-х классах не должно влиять на учебный процесс, давать преимущество школьнику, который его выполнил. Обычно предусматривают общее, индивидуальное и групповое задания. Также можно выделить отдельно творческие задания, которые направлены на развитие общеучебных компетенций и творческих способностей учеников.
Еще нужно знать, что задания делятся на обязательные и необязательные. Последние ученики смогут выполнять по желанию. В Положении о домашнем задании ( опубликовано в разделе «Образование» на школьном сайте) описаны требования к домашнему заданию, которые должны выполнять как педагоги, так и ученики .Объем домашнего задания учитель может ограничить объемом классной работы. Например, предусмотреть, что домашнее задание не должно превышать 1/3 объема классной работы по предметам.
Содержание домашнего задания должно быть тесно связано с классным занятием. Домашнее задание является логическим продолжением прошедшего урока и служит базой для подготовки следующего.
Сложность домашних заданий может быть разная. Обычно сложными считают задания творческого характера, проблемные, с поисковыми задачами.
Часто задаваемые вопросы родителей по выполнению домашних заданий.Отвечает Латанская Ольга Михайловна, заместитель директора по УВР.
Предусмотрены ли обязательные домашние задания для первоклассников ?
СанПиН отводит 1 час на домашнее задание для первоклашек. Пока эта норма противоречит пункту 24 Порядка обучения в школе, где говорится, что в 1-м классе обучают без домашнего задания. Поэтому в 1-м классе домашнее задание носит рекомендательный характер.
Ограничений для домашних заданий по конкретным учебным предметам в законодательстве нет. У нас в школе разработано Положение о домашнем задании. В нем учтены не только требования СанПиН к общему времени выполнения домашних заданий, но и особенности конкретных предметов. Это позволит рационально распределить нагрузку на учеников и избежать переутомления.
Почему большой объем домашних заданий?
В начальной школе домашнее задание по трудности должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке. Чтобы определить дозировку заданий учителя обсудили с представителями методсовета требования СанПиН к объему домашних заданий, и какое время их должны выполнять школьники. Руководители методических объединений разработали количество заданий по каждому предмету с учетом затрат по времени и шкалы трудности учебных предметов.
Во время дистанционного обучения учителя должны учитывать особенности дистанционки и соблюдать требования СанПиН. Например, нормы СанПиН по нахождению ученика перед монитором компьютера дома в течение дня. Для каждого класса существуют свои нормативы: для 1–2-х классов – 80 минут; 3–4-х классов – 90 минут; 5–9-х классов – 120 минут; 10–11-х классов – 170 минут (таблица 6.8 СанПиН 1.2.3685-21).
Можно ли задавать цифровое домашнее задание при очном обучении?
Да, можно. Главное – соблюдать требования СанПиН 1.2.3685-21 к продолжительности выполнения домашнего задания и использованию ЭСО.
Педагоги также должны рассчитать, сколько времени ученики будут использовать ЭСО в процессе выполнения домашнего задания. Ограничения можно посмотреть в таблице 6.8 СанПиН 1. 2.3685-21. Еще санитарные требования регламентируют организацию рабочего места ученика во время дистанта. Их также распространяют и на очное обучение. Например, зрительная дистанция до экрана при выполнении цифрового домашнего задания должна быть не менее 50 см. При этом планшеты должны размещаться на столе под углом наклона 30° (п. 3.5.7 СП 2.4.3648-20).
Классный руководитель может рассказать родителям, как организовать выполнение домашних заданий. Например, оборудовать место для учебы, приучить ребенка к режиму дня. Это позволит сохранить здоровье ученика и выполнить рекомендации Роспотребнадзора по режиму дня школьника (информация Роспотребнадзора от 02.03.2021 № б/н).
Можно ли задавать домашнее задание на каникулы или выходные дни?
Прямого запрета задавать задание на каникулы или выходные дни нет. Но закон определяет каникулы как академическое право учеников на отдых от образовательной деятельности (подп. 11 п. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Поэтому домашние задания могут носить только рекомендательный характер.
Но школа может самостоятельно закрепить в локальном акте, как выдавать домашние задания для 2–11-х классов на выходные дни. Однако объем домашних заданий не должен по времени выполнения превышать затраты, которые определяет СанПиН (таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21).
Есть ли предметы, по которым не задают домашнюю работу?
Домашние задания по ИЗО, музыке, технологии, физкультуре не задают в большинстве школ. Причем где-то это рекомендация администрации, а где-то – норма локального акта. Все эти предметы предполагают развитие творческих или физических навыков и умений школьников. Поэтому давать обязательное к выполнению домашнее задание по ним значит загонять учеников в рамки.
Уважаемые коллеги, родители ! Действительно, домашние задания, а точнее их количество и объем, стали настоящей проблемой. Чем больше домашки, тем менее она эффективна. К сожалению, далеко не все педагоги это понимают. Готова ли наша школа к работе без домашних заданий? Не думаю, что это так. Но мы точно готовы к разумному подходу, дифференцированным и индивидуальным работам. Поэтому просим ответить на вопросы анкеты, мы обязательно познакомим с результатами опроса и примем разумные пожелания в работу.
Анкета для родителей учеников 6–8-х классов “Выполнение домашних заданий”
Анкета для родителей «О домашнем задании» ( 2-5 классы)
Анкета для учеников «О домашнем задании»
След. новость
Пред. новость
Многие учителя и родители считают, что домашние задания помогают учащимся развивать учебные навыки и повторять понятия, изученные в классе. Другие считают домашнюю работу разрушительной и ненужной, что приводит к эмоциональному выгоранию и отказу детей от посещения школы. Десятилетия исследований показывают, что проблема более тонкая и сложная, чем думает большинство людей: домашняя работа полезна, но только до определенной степени. Больше всего выигрывают учащиеся старших классов, в то время как младшие дети выигрывают гораздо меньше.
Национальная родительская ассоциация и Национальная ассоциация образования поддерживают «рекомендацию по выполнению 10-минутных домашних заданий» — 10 минут домашних заданий каждый вечер для каждого класса. Но многие учителя и родители сразу отмечают, что важно качество заданного домашнего задания и то, насколько оно соответствует потребностям учащихся, а не количество времени, затраченного на его выполнение.
Руководство не учитывает учащихся, которым может потребоваться больше или меньше времени на выполнение заданий. В классе учителя могут вносить коррективы, чтобы поддержать учащихся, испытывающих затруднения, но дома задание, на выполнение которого у одного ученика уходит 30 минут, может занять у другого в два раза больше времени — часто по независящим от него причинам. А домашние задания могут увеличивать разрыв в успеваемости, ставя в невыгодное положение учащихся из малообеспеченных семей и учащихся с ограниченными возможностями обучения.
Тем не менее, 10-минутное правило полезно для установления предела: когда дети тратят слишком много времени на домашнюю работу, нужно учитывать реальные последствия.
видео
Когда маленькие дети идут в школу, основное внимание следует уделять воспитанию любви к учебе, а выполнение слишком большого количества домашних заданий может подорвать эту цель. А молодые студенты часто не обладают навыками обучения, чтобы в полной мере извлечь пользу из домашних заданий, поэтому это может быть неэффективным использованием времени (Купер, 19 лет).89; Купер и др., 2006 г.; Марцано и Пикеринг, 2007). Более эффективным занятием может быть вечернее чтение, особенно если в этом участвуют родители. Преимущества чтения очевидны: если учащиеся не умеют читать к концу третьего класса, у них меньше шансов добиться успехов в учебе и окончить среднюю школу (Fiester, 2013).
Для учительницы второго класса Жаклин Фиорентино небольшая польза от домашних заданий не перевешивала потенциальный недостаток, заключающийся в том, что маленькие дети настраиваются против школы в раннем возрасте, поэтому она экспериментировала с отказом от обязательных домашних заданий. «Произошло нечто удивительное: они стали больше работать дома», — пишет Фиорентино. «Эта вдохновляющая группа 8-летних детей использовала свое новообретенное свободное время для изучения интересующих их предметов и тем». Она поощряла своих учеников читать дома и предлагала дополнительные домашние задания, чтобы продлить уроки в классе и помочь им повторить материал.
По мере того, как учащиеся взрослеют и развивают учебные навыки, необходимые для глубокого изучения темы и закрепления изученного, домашние задания также приносят им больше пользы. Ночные задания могут помочь им подготовиться к научной работе, и исследования показывают, что домашняя работа может принести умеренную пользу учащимся средней школы (Cooper et al. , 2006). Недавние исследования также показывают, что онлайн-домашние задания по математике, которые могут быть адаптированы к уровню понимания учащихся, могут значительно повысить результаты тестов (Roschelle et al., 2016).
Однако слишком много заданий сопряжено с риском: исследование, проведенное в 2015 году, показало, что, когда учащимся средней школы уделялось более 90–100 минут ежедневной домашней работы, их результаты тестов по математике и естественным наукам начали снижаться (Фернандес-Алонсо, Суарес-Альварес и Муньис, 2015). Превышение этого верхнего предела может истощить мотивацию и внимание учащихся. Исследователи рекомендуют, чтобы «домашнее задание представляло определенный уровень сложности или сложности, но не настолько сложное, чтобы отбивать желание прилагать усилия». Учителя должны избегать не требующих больших усилий повторяющихся заданий и давать домашние задания «с целью привития рабочих привычек и поощрения автономного, самостоятельного обучения».
Другими словами, важно качество домашней работы, а не ее количество. Брайан Штабник, опытный учитель английского языка в средних и старших классах, предлагает учителям сделать шаг назад и задать себе следующие пять вопросов:
К моменту поступления в старшую школу учащиеся должны быть уже на пути к тому, чтобы стать самостоятельными учениками, поэтому домашние задания действительно стимулируют обучение в этом возрасте. до тех пор, пока это не подавляет (Cooper et al., 2006; Marzano & Pickering, 2007). Когда учащиеся тратят слишком много времени на домашнюю работу — более двух часов каждую ночь — они отнимают драгоценное время, чтобы отдохнуть и провести время с семьей и друзьями. Исследование, проведенное в 2013 году, показало, что у старшеклассников могут возникнуть серьезные проблемы с психическим и физическим здоровьем, от более высокого уровня стресса до лишения сна, когда им задают слишком много домашних заданий (Galloway, Conner, & Pope, 2013).
Домашнее задание в старшей школе всегда должно относиться к уроку и выполняться без посторонней помощи, а обратная связь должна быть четкой и ясной.
Учителя также должны иметь в виду, что не все учащиеся имеют равные возможности для выполнения домашнего задания дома, поэтому невыполненное домашнее задание может не быть истинным отражением их обучения — это может быть скорее результатом проблем, с которыми они сталкиваются вне школы. Им могут мешать такие проблемы, как отсутствие тихого уголка дома, такие ресурсы, как компьютер или широкополосное подключение, или родительская поддержка (OECD, 2014). В таких случаях ставить низкие оценки за домашнее задание может быть несправедливо.
Поскольку количество времени, обсуждаемое здесь, является общим, учителя средних и старших классов должны знать, сколько домашних заданий задают другие учителя. Может показаться разумным выделять 30 минут ежедневной домашней работы, но по шести предметам это три часа — намного больше разумного количества даже для старшеклассника. Психолог Морис Элиас считает это распространенной ошибкой: отдельные учителя устанавливают правила выполнения домашних заданий, которые в совокупности могут перегрузить учеников. Он предлагает учителям работать вместе, чтобы разработать общешкольную политику домашних заданий и сделать ее ключевой темой вечера возвращения в школу и первых родительских собраний в этом учебном году.
Домашнее задание может быть мощным инструментом, помогающим родителям более активно участвовать в обучении своего ребенка (Walker et al., 2004). Это может дать представление о сильных сторонах и интересах ребенка, а также может побудить к разговорам о жизни ребенка в школе. Если родители положительно относятся к домашней работе, их дети, скорее всего, будут разделять те же ценности, способствуя успеху в учебе.
Но родители также могут быть властными, уделяя слишком много внимания результатам тестов или оценкам, что может быть разрушительным для детей (Madjar, Shklar, & Moshe, 2015). Родители должны избегать чрезмерного навязывания или контроля: учащиеся сообщают, что чувствуют меньшую мотивацию к учебе, когда у них нет достаточного пространства и самостоятельности для выполнения домашних заданий (Orkin, May, & Wolf, 2017; Patall, Cooper, & Robinson, 2008; Silinskas). и Кикас, 2017). Таким образом, хотя домашнее задание может побудить родителей больше заниматься своими детьми, важно не превращать его в источник конфликта.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ
Учителя и администрация школы Essex Fells School считают, что домашние задания — это мост, соединяющий родителей, детей и их учителей. Главной целью домашних заданий является расширение опыта школьного образования и содействие развитию учащихся. Домашнее задание назначается в соответствии с потребностями и способностями отдельных учащихся и в поддержку конкретных учебных областей. Домашнее задание укрепляет и укрепляет связь между домом и школой, укрепляя при этом навыки и понятия, полученные в школе. С помощью домашних заданий родители узнают об учебной программе и могут осмысленно поговорить со своими детьми о том, что они изучают. Домашняя работа также учит детей ответственности и хорошим рабочим привычкам. Домашнее задание предназначено для успешного опыта, соответствующего возрасту.
Наша школа активно пропагандирует любовь к книгам и чтению дома. Родительская поддержка является ключом к успеху нашей программы чтения. Чтобы продолжать создавать сообщество учащихся, очень важно, чтобы дети проводили время за чтением. Самостоятельное чтение дает детям возможность самостоятельно применять стратегии чтения и поддерживать читательское поведение. Это бросает вызов нашим детям решать слова самостоятельно, читая соответствующие возрасту тексты. Самостоятельное чтение способствует беглости речи и укрепляет уверенность. Это также укрепляет словарный запас детей и навыки письма.
Учителя Essex Fells регулярно назначают домашнее задание и ожидают, что все учащиеся выполнят задание своевременно. Родительские отговорки не будут приниматься за пропущенные задания, за исключением случаев, когда имеются смягчающие обстоятельства.
Ниже приведены общие рекомендации и минимальные сроки, которым должны следовать учителя и родители, задавая домашнее задание и читая вместе с ребенком.
УРОВЕНЬ КЛАССА ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ЧТЕНИЕ
Дошкольный
Дошкольный 15 минут 15 минут
второй класс 2 Третий класс 30–40 минут 20 минут
Четвертый класс 45 минут 30 минут
Пятый класс 60 минут 30 минут 0 Минуты
* Что касается чтения, каждый учитель предоставит соответствующую форму ответственности, чтобы помочь ребенку в его/ее опыте чтения.
Роли и обязанности по выполнению домашних заданий
Администраторы обязуются:
· Реализовывать положения руководящих принципов политики в отношении домашних заданий в соответствии со школой и следить за тем, чтобы школьная политика была опубликована и распространена среди всех учащихся и родителей.
· Спланируйте периодическую оценку правил и рекомендаций по выполнению домашних заданий.
Учителя должны:
· Определять, в какой степени домашнее задание влияет на оценку учащегося.
· Дайте четкие и краткие инструкции по выполнению домашних заданий.
· Проверьте домашнее задание на полноту и усвоение понятий в соответствии с характером задания.
· Оценивайте, просматривайте и возвращайте домашнее задание своевременно.
· Периодически обсуждайте с учащимися и их родителями/опекунами успеваемость учащегося, включая выполнение домашних заданий.
· Наглядно размещайте домашние задания в каждой комнате.
· Уведомлять родителей/опекунов, если учащийся не выполняет четыре домашних задания в течение контрольного периода.
Родители/опекуны:
· Установите регулярное время для выполнения домашних заданий, удобное для вашего ребенка и семьи.
· Выполнять домашние задания.
· Выберите довольно тихое место для занятий с большим количеством света и необходимыми учебными принадлежностями.
· Устраните отвлекающие факторы (например, телевизор, телефонные звонки и т. д.)
· Просмотрите и обсудите с ребенком комментарии учителя к домашнему заданию.
· Обратитесь к учителю, если ваш ребенок постоянно испытывает трудности при выполнении домашних заданий.
· Поощряйте детей, сомневающихся в задании, обращаться за помощью к своему учителю и задавать ему вопросы.
· Поощрять и поддерживать усилия детей, быть готовым ответить на вопросы, но настаивать на том, чтобы дети брали на себя личную ответственность за свои домашние задания.
Учащиеся:
· Берут на себя все большую ответственность за регулярное выполнение и возврат домашних заданий.
· Точно записывайте все домашние задания в блокнот.
· Четко обозначьте работу своим именем, датой и учителем, если это соответствует возрасту.
· Аккуратно выполняйте задания.
· Перед тем, как покинуть класс, проясните любые сомнения относительно задания, когда оно должно быть выполнено и как оно должно быть выполнено.
· Возьмите домой соответствующие материалы, необходимые для полного выполнения домашнего задания.
· Научитесь планировать время, особенно на выполнение долгосрочных заданий.
· Вернуть всю работу учителю к запрошенной дате.
· Своевременно компенсируйте работу, пропущенную во время болезни или отсутствия по уважительной причине.
Процедуры выполнения домашних заданий во время отсутствия
Учащимся предлагается создать систему напарников и звонить своему напарнику для получения заданий в отсутствие.