План мероприятий недели здоровья в младшей группе № 8 с 16.09 – 20.09. 2019 г.
НЕДЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ направлена на укрепление здоровья, закаливание и физическое развитие детей, укрепление детско – родительских отношений.
Цель: Дать представление о здоровье, его значении, способах сохранения и укрепления; формировать представление о ценности здоровья, желание вести здоровый образ жизни.
Задачи:
Девиз группы: «Чтобы детям не хворать, нужно правила здоровья знать».
Понедельник
«В СКАЗКУ ЗА ЗДОРОВЬЕМ»
Прогулка
Вторая пол. Дня:
Вторник
«ТВОЕ ПИТАНИЕ – ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ»
Прогулка:
Вторая пол. дня:
Среда
«МЫ ЧИСТЮЛИ»
Прогулка: самостоятельная двигательная активность.
Вторая половина дня:
Четверг
«Я И ДОМА И В САДУ С ФИЗКУЛЬТУРОЮ ДРУЖУ»
Прогулка: Игры по желанию и интересам детей.
Вторая половина дня:
Пятница
«ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ»
I половина дня.
Утренняя гимнастика
Пальчиковая игра «Пирожки».
Цель: развитие мелкой моторики, памяти
Беседа «С утра до вечера».
Цель: познакомить детей с распорядком дня. Показать важность соблюдения режима в укреплении здоровья каждого человека; Закрепить понятие о значимости режима дня; Воспитать желания придерживаться правил по его выполнению. Развивать память и мышление, умение рассуждать, делать умозаключения.
Массаж рук «Строим дом»
Игры малой и средней подвижности: «Мышки в кладовой», «По ровненькой дорожке», «Весёлый стульчик» «Клубок».
Цель: создание бодрого радостного настроения. Вызвать интерес к совместным играм, воспитание доброжелательных отношений детей друг к другу.
Индивидуальная работа с детьми: метание (мешочков с песком) в горизонтальную цель (обруч).
Цель: развивать мышцы, глазомер и двигательную активность.
Игра-имитация «Мы – чистюли»
Прогулка I.
Подвижные игры: «Найди и промолчи»; «Автомобили».
Труд: уборка территории участка для прогулки от опавших листьев.
II половина дня.
Гимнастика после сна «Мостики получились»
Игра для детей «Делай как я!»
Цель: Продолжать развивать у детей разнообразные виды движений, учить детей выполнять движения по наглядному образцу, развивать координацию движений рук и ног при выполнении упражнений.
Чтение художественной литературы: Сергей Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»
Цель: Воспитывать у детей умение слушать новые стихи, следить за развитием сюжета в произведении; объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков.
Рисование: «Витамины для ребят», выставка детских работ «Витамины для ребят»
Цель: закрепить умение рисовать предметы округлой формы, используя разнообразную цветовую гамму, развивать эстетическое восприятие цвета, воспитывать аккуратность.
Взаимодействие с родителями:
Режимный момент время | День недели/ содержание деятельности (дидактические единицы, реализуемые в ходе образовательного процесса, области) | ||||
Понедельник – 30. 03. | Вторник- 31. 03. | Среда – 01. 04. | Четверг – 02. 04. | Пятница- 03. 04. | |
Прием детей осмотр, игры, самостоятельная деятельность | Утренняя встреча детей, самостоятельная деятельность детей, ежедневная работа в календаре природы, чтение художественной литературы: А. Плещеев. «Весна»; «Божья коровка…»; «Несговорчивый удод», пер. с чеш. С. Маршака; «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова; А. Барто, П. Барто. «Девочка Чумазая»; К. Ушинский. «Лиса Патрикеевна»; «Поёт зяблик», пер. с болг. И. Токмакова; С. Капутикян «Маша не плачет», пер с арм. Т. Степандиаровой; О. Альфаро. «Козлик – герой», пер. с исп. Т. Давитьянц; два дня в неделю чтение по выбору детей. | ||||
Утренний круг. Игра-беседа «Путешествие в страну Здоровья» Заучивание стихотворения В. Берестова «Кукла бедная больна». Цель: формировать представления о ценности здоровья; воспитывать желание вести здоровый образ жизни. Д/и «Четвёртый лишний». Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. Свободная деятельность детей в игровых центрах. Цель: воспитывать самостоятельность, умение организовывать игры. | Утренний круг. Беседа «Витамины я люблю- быть здоровым я хочу!» Цель: формировать представления детей о пользе витаминов и продуктах содержащих их, учить заботиться о своем здоровье. Самостоятельная деятель-ность детей в уголке творчества. Раскрашивание картинок с полезными продуктами Цель: закреплять навыки рисования карандашами. Игра «Цветные кубики» Цель: учить сравнивать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов. Игры детей с мелким конструктором. Цель: развивать мелкую моторику, воспитывать умение убирать за собой игрушки. | Утренний круг. Рассматривание альбома: «Виды спорта». Беседа «Для чего нужна зарядка». Пальчиковая гимнастика: «Кулачок» Как фасолинки в стручке, Наши пальцы в кулачке. Кулачки мы разгибаем И фасольки рассыпаем Раз, два, три, четыре, пять Собираем всё опять. Д/и «Кому что нужно». Цель: обогощать знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу. | Утренний круг. Игровая ситуация: «Письмо от грязнули» Д/и «Чудесный мешочек» (предметы туалета) Проговаривание чистоговорки: «Милая Мила мылась мылом. Намылилась, смыла, так мылась Мила». Беседа о здоровье и чистоте” Цель: воспитывать привычку к здоровому образу жизни, помочь организовать жизненный опыт детей, создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам. Чтение стихотворения “Микроб”. | Утренний круг. Беседа «В здоровом теле – здоровый дух». Цель: развивать желание сохранять и укреплять свое здоровье. Пальчиковая игра «Ладошки». Цель: развивать мелкую моторику, воспитывать позитивное отношение к культурно- гигиеническим навыкам. Настольно – печатные игры. Цель: воспитывать самостоятельность, умение работать за столом не мешая соседу. Д/и «Три круга». Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький» | |
Утренняя гимнастика | Утренняя гимнастика, см. комплекс № 15 | ||||
Подготовка к завтраку, завтрак | Игровая ситуация «Надо, надо умываться по утрам и вечерам… ». Цель: продолжать формировать навыки гигиены; умываться, расчесывать волосы; вытирать лицо только своим чистым полотенцем; воспитывать желание быть опрятным и аккуратным. | ||||
Игры, самостоятельная деятельность | Самостоятельная деятельность детей в центрах активности; развивать познавательный интерес детей к предметному оснащению группы. | ||||
«Угадай, на чем играю?» Цель: развивать тембровый слух, учить различать характер музыки. П/и «Береги предмет». Цель: учить выполнять движения по сигналу. | Разучивание скороговорки: «И Сейчас же щетки, щетки затрещали как трещетки, и давай меня тереть…» Цель: воспитывать четкость дикции, развивать умение запоминать небольшой отрывок из стихотворения К. И. Чуковского. П/ и «Курочка и кошка». Цель: упражнять в умении согласовывать движения с текстом, развивать ловкость. | Д/и «Утро вечера мудренее». Цель: формировать понятие о времени, представление о частях суток. Пальчиковая гимнастика «Утречко» Утречко настало, солнышко встало. Эй, братец Федя, разбуди соседей! Вставай, большой! Вставай, указка! Вставай, середка! Вставай, сиротка! И крошка Митрошка! Привет, ладошка Все проснулись, потянулись! Молодцы! | Д/и «Веселые шнурочки». Цель: развивать мелкую моторику, закрепить знание основных цветов спектра. П/и «Мыши в кладовой” Цель: учить бегать легко, не наталкиваясь друг на друга; двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения. | Д/и «Соберем бусы». Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур. Хороводная игра “Три хлопка” Цель: упражнять в выполнении танцевальных движений, развивать чувство ритма. | |
Организованная образовательная деятельность | 1. Музыка (по плану специалиста) 2. Развитие речи. Звуковая культура речи; звуки т, п, к. | 1.ФЭМП. Сравнение по длине и ширине 2. Физкультура Занятие 1. | 1. Рисование (по плану специалиста) 2. Физкультура Занятие 2. | 1. Музыка (по плану специалиста) 2. Познание. «В здоровом теле – здоровый дух». | 1. Лепка «Зайчик» 2. Физкультура (на прогулке) |
Самостоятельная деятельность | Самостоятельная деятельность детей в центрах активности; развивать познавательный интерес детей к предметному оснащению группы. | ||||
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд, экспериментирование, общение по интересам, самостоятельная игровая деятельность на прогулке), возвращение с прогулки | – Подготовка к прогулке: закрепление приемов одевания; воспитание самостоятельности, взаимопомощи; – ежедневные беседы по охране безопасной жизнедеятельности детей на прогулке. – ежедневные беседы по формированию нравственных качеств. | ||||
Наблюдение за собакой Цель: расширять знания о животном мире; воспитывать чувство ответственности за тех, кого приручили. Д/и «Загадай, мы отгадаем». Цель: закрепить знания о домашних животных; умение называть их отличительные признаки, описывать и находить их по описанию, развивать внимание. Трудовая деятельность. Подметание дорожек. Цель: формировать трудовые умения и навыки. П/и «Лохматый пес». Цель. Приучать детей слушать текст и быстро реагировать на сигнал. П/и «На шоссе». Цель: развивать координацию слов с движениями, творческое воображение, автоматизировать шипящие звуки в речи. И/у «Пройди по мостику». Цель: обучать само страховке при выполнении движений в равновесии (Катя, Таня Кирилл). Самостоятельная игровая деятельность детей с выносным материалом. Цель. Развивать умение выполнять игровые действия в игровых упражнениях, играть на темы из окружающей жизни. | Наблюдение за легковым автомобилем. Цель: продолжать учить отличать легковой автомобиль от грузового. Д/и «Машины на дороге». Цель: учить различать наземный транспорт, расширять словарь. П/и «Догони свою пару». Цель: объяснять правила игры, учить действовать по сигналу, развивать ловкость. П/и «Мы — шоферы». Цель: учить различать сигналы светофора. Трудовая деятельность. Сбор мелкого мусора. Цель: приучать детей выполнять посильные трудовые поручения. И/у «Весёлый мяч». Цель: упражнять в бросании мяча вверх и ловле его обеими руками (Рита, Софа М. , Серёжа). Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом. Цель: Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. | Наблюдение за солнцем. Цель: продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы, изменениями, происходящими с солнцем. Поддержать хорошее настроение во время прогулки. Д/и «Где спрятался солнечный зайчик?» Цель: продолжать развивать ориентировку в пространстве, закреплять умение употреблять в речи предлоги. П/и «Воробушки и автомобиль». Цель: учить быстро действовать по сигналу; бегать, не наталкиваясь друг на друга, воспитывать внимательное отношение к сверстникам. П/и «Зайка серый умывается». Цель: учить слушать текст и выполнить движения в соответствии с содержанием. Труд. Наведение порядка на территории. Цель: формировать трудовые умения и навыки. И/у «Друг за другом». Цель: развивать умение ходить друг за другом держась за верёвку. Самостоятельно-игровая деятельность действовать Цель. Стимулировать развитие интереса к совместным играм с взрослыми и детьми, положительный отклик на предложение поиграть | Наблюдение за рябиною. Цель: расширять знания детей о живой природе. Помочь словесно описывать строение и форму дерева. Д/и «Назови, что находится впереди, сзади от тебя». Цель: закрепить умение ориентироваться в пространстве от себя. П/и «Извилистая тропинка». Цель: учить двигаться в колонне за ведущим, повторяя его движения. П/и «Качели». Цель: учить выполнять различные ритмичные движения; развитие координации и равновесия. Трудовая деятельность. Подрезание и подвязка веток деревьев и кустарников. Цель: прививать бережное отношение к природе, оказывать посильную помощь взрослым. И/у «Ловкие зайцы». Цель: учить прыгать на двух ногах с продвижением вперед (Ульяна, Маша, Рома). Самостоятельная игровая деятельность детей с выносным материалом. Цель. Развивать умение выполнять игровые действия в игровых упражнениях, играть на темы из окружающей жизни. | Наблюдение за птицами. Цель: расширять знания о птицах, прилетающих на участок детского сада, воспитывать любовь к живой природе. Д/и «Громко – тихо». Цель: развить интонационную культуру речи, научить менять силу голоса. П/и «Перелет птиц». Цель: упражнять детей в лазании по лестнице, спрыгивании, беге; учить переходить от одного действия к другому; развивать ловкость, умение ориентироваться в пространстве. П/и «Прыгуны». Цель: учить прыжкам на двух ногах с продвижением вперед на 2-3 м. Трудовая деятельность. Уборка беседки . Цель. Приучать детей помогать взрослым; учить правильным навыкам работы. Индивидуальная работа. «Пройди по мостику». Цель. Упражнять в ходьбе и беге между предметами. прыжках со скамейки на полусогнутые ноги. Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом. Цель: формировать интерес к совместным играм со сверстниками, воспитывать дружеские взаимоотношения. | |
Подготовка к обеду, обед | Гигиенические процедуры перед приемом пищи, воспитание культурно-гигиенических навыков. Продолжать знакомить с правилами поведения за столом, учить применять их на практике, учить пользоваться салфетками, правильно держать ложку. | ||||
Подготовка ко сну, релаксационная гимнастика | Игровая ситуация «Уложим Мишку спать», беседа «Очень, нужен людям сон». Цель: развивать у детей интерес к своему здоровью; учить заботиться о себе; закреплять знания о том, что сон необходим человеку, запоминать правила поведения перед сном; развивать умения делать простейшие выводы | ||||
Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры, полдник | Постепенный подъем. Закаливающие мероприятия: гимнастика после сна, закаливающие процедуры и прочее. Формирование культурно-гигиенических навыков (умывание, одевание детей и т.д.). Развивать умения детей одеваться самостоятельно после сна; воспитывать настойчивость. | ||||
Подготовка к полднику, полдник | |||||
Игры, досуги, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа | Самостоятельные игры детей в центре игры: развивать игровую деятельность; адаптацию к пространству и предметному оснащению группы. | ||||
С/р и «Кукла Катя простудилась» Цель: учить применять полученные знания в игровой ситуации; формировать привычку заботиться о своём здоровье; развивать речевую активность; воспитывать сочувствие, желание помочь кукле. Д/и «Наоборот». Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления. (Софа М., Матвей, Арина) «Назови три предмета». Цель: упражнять детей в классификации предметов. (Платон, Богдан, Лиза) | Игровая ситуация: «Пять помощников моих». Цель: учить детей понимать значение отдельных частей своего тела: глаз, ушей, носа, рта; различать детей по одежде, прическе и другим особенностям; развивать зрительное и слуховое внимание, обоняние и вкусовые качества. Игры с конструктором «Лего»: строим по замыслу. Цель: расширять представления о возможностях конструктора, вариантах построек. Д/и «Витаминная семья». Цель: закрепить знания о фруктах и овощах; формировать понимание необходимости употреблять в пищу продукты, богатые витаминами. | Д/и «Одень спортсмена» Цель: Учить детей умению подбирать соответствующий инвентарь и экипировку для спортсменов. Кружок «Театр для малышей». Чтение и театрализация любимых сказок. С/р игра «Поликлиника». Самостоятельные игры детей: со спортивным оборудованием: кегли, кольцебросом, мячами. Цель: учить детей самостоятельно развивать двигательную активность, силу, ловкость. | Чтение «Сказка про мыло» Д. Даскалова. Цель: развивать у детей интерес к познавательной литературе по здоровому образу жизни простейших движений под ритмичную музыку. Кукольный спектакль Р. Манерко «Хрюша не грязнуля. Цель: приучать детей соблюдать порядок и чистоту в помещении, формировать положительное отношение к труду. Д/и «Поделюсь – не поделюсь». Цель: закреплять знания детей о предметах личной гигиены. С/р игра «Купание куклы Кати». Цель: формировать игровые умения и навыки. | Чтение: В. Драгунский «Что полезно для здоровья». Д/и «Отгадай, что это?» Цель: упражнять в умении узнавать овощи и фрукты по небольшим кусочкам. Развлечение «В здоровом теле – здоровый дух!» Цель: воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | |
Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельные игры детей, общение, взаимодействие с родителями, уход детей домой | Прогулка (в благоприятную погоду): наблюдение, игры, подвижные игры, малоподвижные игры, самостоятельная игровая деятельность детей. | ||||
Наблюдение за небом и облаками. Цель: продолжать формировать представление детей о весне, обратить внимание на изменения, происшедшие на небе. Воспитывать наблюдательность, любознательность. Д/и «Ласковые имена». Цель: закреплять умение образовывать уменьшительно – ласкательные производные от имён товарищей, составлять речевые конструкции (Алиса, Дима, Рома). П/и «Самолеты». Цель: способствовать совершенствованию игровых действий, формировать умение сопоставлять свои действия с правилами игры. | Ситуативный разговор «Нужно ли самому уметь одеваться?» Цель: закрепить последовательность одевания и раздевания. Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Цель: формировать представления детей о признаках весны, развивать наблюдательность, память, речь. И/у «Не сбей флажок». Цель: учить ходить змейкой между предметами, не сбивая их (Вероника, Маша, Рита) П/и: «По ровненькой дорожке», «Мышки в кладовой». Цель: создание бодрого радостного настроения. Самостоятельная игровая деятельность детей. | Наблюдение: за погодой и настроением. Цель: обратить внимание детей на связь между погодой и настроением людей, обсудить, какая погода нравится каждому из ребят. Предложить пояснить выражение «У природы нет плохой погоды». П/и «Стоп». Цель: способствовать совершенствованию игровых действий, формировать умение сопоставлять свои действия с правилами игры. Беседа о правилах поведения на прогулке. Цель: воспитывать культуру поведения. Д/и «Кто что делает?» Цель: учить детей образовывать глаголы. | Наблюдение за перелетными птицами. Цель: расширять представления о перелетных птицах; воспитывать познавательный интерес к птицам. Д/и «Угадай настроение». Цель: учить описывать настроение человека по выражению лица. П/и «Воробушки и автомобиль». Цель: учить детей быстро бегать по сигналу, но не наталкиваться друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место. | Наблюдение за собакой. Цель: закреплять знания детей о домашних животных, о правилах безопасного поведения с животными. Д/у «Повторяй за мной». Цели: продолжать развивать умения произвольно регулировать движения мышц лица; развивать мимику лица. П/и «Лохматый пёс». Цель: учить двигаться в соответствии с текстом, упражнять в беге. Д/и «Что? Где?». Цель: учить обозначать словами положение предметов по отношению к себе, обогащать словарный запас. Самостоятельная игровая деятельность детей. | |
Взаимодействие с родителями | Беседы с родителями о необходимости одевать детей в соответствии с погодой. Консультация на тему: «Организация двигательной активности детей» Индивидуальные беседы по запросам родителей. |
Ник Наубауэр
© Кредиты
Шансы на выживание для подростков и молодых людей сильно различаются по всему миру. В 2020 г. вероятность смерти среди лиц в возрасте 10–24 лет была самой высокой в странах Африки к югу от Сахары, Океании (за исключением Австралии и Новой Зеландии), северной Африке и южной части Азии (1) . Средняя глобальная вероятность смерти 10-летнего ребенка до 24 лет была в 6 раз выше в странах Африки к югу от Сахары, чем в Северной Америке и Европе.
Непреднамеренные травмы являются основной причиной смерти и инвалидности среди подростков. В 2019 г. около 100 000 подростков (10–19 лет) погибли в результате дорожно-транспортных происшествий 90 429 (2). Многие из погибших были уязвимыми участниками дорожного движения, в том числе пешеходами, велосипедистами или пользователями двухколесных транспортных средств. Во многих странах необходимо сделать более всеобъемлющими законы о безопасности дорожного движения, а также усилить их соблюдение. Кроме того, молодые водители нуждаются в советах по безопасному вождению, а законы, запрещающие вождение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, должны строго соблюдаться среди всех возрастных групп. Уровень алкоголя в крови для молодых водителей должен быть ниже, чем для взрослых. Рекомендуются ступенчатые лицензии для начинающих водителей с нулевой терпимостью к вождению в нетрезвом виде.
Утопление также является одной из основных причин смерти подростков; По оценкам, в 2019 г. утонули более 40 000 подростков, более трех четвертей из которых мальчики. Обучение детей и подростков плаванию является важным вмешательством для предотвращения этих смертей.
Межличностное насилие является одной из основных причин смерти подростков и молодых людей во всем мире. Его известность существенно варьируется в зависимости от региона мира. Он является причиной почти трети всех случаев смерти подростков мужского пола в странах с низким и средним уровнем дохода в Американском регионе ВОЗ. Согласно глобальному школьному обследованию здоровья учащихся, 42% мальчиков-подростков и 37% девочек-подростков подвергались издевательствам. Сексуальное насилие также затрагивает значительную часть молодежи: каждый восьмой молодой человек сообщает о сексуальном насилии.
Насилие в подростковом возрасте также увеличивает риск травм, ВИЧ и других инфекций, передающихся половым путем, проблем с психическим здоровьем, плохой успеваемости в школе и отсева, ранней беременности, проблем с репродуктивным здоровьем, а также инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Эффективные стратегии профилактики и реагирования включают содействие воспитанию детей и развитию детей в раннем возрасте; решение проблем предотвращения издевательств в школах, программ, развивающих жизненные и социальные навыки, и общественных подходов к сокращению доступа к алкоголю и огнестрельному оружию. Эффективная и чуткая помощь подросткам, пережившим насилие, включая постоянную поддержку, может помочь справиться с физическими и психологическими последствиями.
Депрессия является одной из ведущих причин болезней и инвалидности среди подростков, а самоубийство является второй по значимости причиной смерти людей в возрасте 15–19 лет (2) . На психические расстройства приходится 16% глобального бремени болезней и травм у людей в возрасте 10–19 лет. Половина всех психических расстройств во взрослом возрасте начинается в возрасте 14 лет, но большинство случаев не выявляются и не лечатся.
Многие факторы влияют на благополучие и психическое здоровье подростков. Насилие, бедность, стигматизация, изоляция и жизнь в гуманитарных и нестабильных условиях могут увеличить риск развития проблем с психическим здоровьем. Последствия нерешения проблем психического здоровья подростков распространяются и на взрослую жизнь, ухудшая как физическое, так и психическое здоровье и ограничивая возможности вести полноценную жизнь во взрослом возрасте.
Развитие социально-эмоциональных навыков у детей и подростков и предоставление им психосоциальной поддержки в школах и других общественных учреждениях может способствовать укреплению психического здоровья. Также важны программы, помогающие укрепить связи между подростками и их семьями и улучшить качество домашней обстановки. При возникновении проблем они должны быть обнаружены и своевременно устранены компетентными и заботливыми работниками здравоохранения.
Информационный бюллетень о психическом здоровье подростков
Употребление алкоголя подростками является серьезной проблемой во многих странах. Это может снизить самоконтроль и увеличить рискованное поведение, такое как небезопасный секс или опасное вождение. Это основная причина травм (в том числе в результате дорожно-транспортных происшествий), насилия и преждевременной смерти. Это также может привести к проблемам со здоровьем в более позднем возрасте и повлиять на ожидаемую продолжительность жизни. Во всем мире более четверти всех людей в возрасте 15–19 лет в настоящее время пьют, что составляет 155 миллионов подростков. Распространенность эпизодического употребления алкоголя в больших количествах среди подростков в возрасте 15–19 летлет составляла 13,6% в 2016 году, причем наибольшему риску подвергались мужчины.
Каннабис является наиболее широко используемым психоактивным веществом среди молодежи: около 4,7% людей в возрасте 15–16 лет употребляли его хотя бы один раз в 2018 году. Употребление алкоголя и наркотиков у детей и подростков связано с нейрокогнитивными изменениями, которые могут привести к поведенческим , эмоциональные, социальные и академические проблемы в дальнейшей жизни.
Профилактика употребления алкоголя и наркотиков является важной сферой деятельности общественного здравоохранения и может включать стратегии и мероприятия на уровне населения, мероприятия в школе, в сообществе, в семье и на индивидуальном уровне. Установление минимального возраста для покупки и употребления алкоголя и отказ от маркетинга и рекламы для несовершеннолетних являются одними из ключевых стратегий по сокращению употребления алкоголя среди подростков.
Подавляющее большинство людей, употребляющих табак сегодня, начали это делать еще в подростковом возрасте. Запрещение продажи табачных изделий несовершеннолетним (до 18 лет) и повышение цен на табачные изделия за счет повышения налогов, запрет рекламы табачных изделий и обеспечение среды, свободной от табачного дыма, имеют решающее значение. Во всем мире по крайней мере 1 из 10 подростков в возрасте 13–15 лет употребляет табак, хотя есть регионы, где этот показатель намного выше.
По оценкам, в 2019 г. 1,7 миллиона подростков (в возрасте 10–19 лет) жили с ВИЧ, из них около 90% — в Африканском регионе ВОЗ (3) . Несмотря на значительное снижение числа новых случаев инфицирования среди подростков по сравнению с пиком 1994 года, на подростков по-прежнему приходится около 10% новых случаев заражения ВИЧ среди взрослых, причем три четверти приходится на девочек-подростков (4) . Кроме того, несмотря на то, что число новых случаев инфицирования, возможно, сократилось во многих из наиболее пострадавших стран, недавний охват тестированием остается низким, что позволяет предположить, что многие подростки и молодые люди, живущие с ВИЧ, могут не знать о своем статусе (5) .
Подростки, живущие с ВИЧ, имеют худший доступ к антиретровирусному лечению, приверженности к лечению, удержанию под опекой и подавлению вируса. Ключевым фактором, способствующим этому, является ограниченное предоставление услуг, ориентированных на подростков, включая психосоциальные вмешательства и поддержку.
Подростки и молодые люди должны знать, как защитить себя от ВИЧ-инфекции, а также иметь для этого средства. Это включает в себя возможность получить доступ к мероприятиям по профилактике ВИЧ, включая добровольное медицинское мужское обрезание, презервативы и доконтактную профилактику, лучший доступ к тестированию на ВИЧ и консультированию, а также более тесные связи со службами лечения ВИЧ для тех, у кого положительный результат теста на ВИЧ.
Благодаря улучшению вакцинации детей смертность и инвалидность среди подростков от кори заметно снизились. Например, смертность подростков от кори в Африканском регионе в период с 2000 по 2012 г. снизилась на 90%.
По оценкам, диарея и инфекции нижних дыхательных путей (пневмония) входят в десятку основных причин смерти подростков в возрасте 10–14 лет. Эти два заболевания, наряду с менингитом, входят в пятерку основных причин подростковой смертности в африканских странах с низким и средним уровнем дохода.
Инфекционные заболевания, такие как вирус папилломы человека, которые обычно возникают после начала половой жизни, могут привести как к кратковременному заболеванию (остроконечные кондиломы) в подростковом возрасте, так и, что более важно, к раку шейки матки и другим видам рака несколько десятилетий спустя. Ранний подростковый возраст (9–14 лет) является оптимальным временем для вакцинации против ВПЧ-инфекции, и, по оценкам, если 90% девочек во всем мире получат вакцину против ВПЧ, то в следующем столетии можно будет спасти более 40 миллионов жизней. Однако предполагается, что в 2019 г.только 15% девочек во всем мире получили вакцину.
Вирус папилломы человека (ВПЧ) и рак шейки матки, информационный бюллетень
Приблизительно 12 миллионов девочек в возрасте 15–19 лет и не менее 777 000 девочек в возрасте до 15 лет рожают каждый год в развивающихся регионах. Осложнения беременности и родов являются одной из основных причин смерти девочек в возрасте 15–19 лет во всем мире.
По оценкам Отдела народонаселения ООН, глобальный уровень подростковой рождаемости в 2020 году составляет 41 рождение на 1000 девочек этого возраста, а показатели по странам варьируются от 1 до более 200 рождений на 1000 девочек (6) . Это указывает на заметное снижение с 1990 года. Это снижение отражается в аналогичном снижении показателей материнской смертности среди девочек в возрасте 15–19 лет.
Одной из конкретных задач Цели в области устойчивого развития здравоохранения (ЦУР 3) является то, что к 2030 году мир должен обеспечить всеобщий доступ к услугам в области сексуального и репродуктивного здоровья, включая услуги по планированию семьи, информации и образованию, а также интеграцию репродуктивного здоровья в национальные стратегии и программы.
Подростки нуждаются и имеют право на всестороннее сексуальное образование, основанный на учебной программе процесс обучения и изучения когнитивных, эмоциональных, физических и социальных аспектов сексуальности. Расширение доступа к информации и услугам в области контрацепции может сократить число девочек, беременеющих и рожающих в слишком раннем возрасте. Могут помочь действующие законы, определяющие минимальный возраст вступления в брак в 18 лет.
Девочки, которые забеременели, нуждаются в качественном дородовом уходе. Там, где это разрешено законом, подростки, решившие прервать беременность, должны иметь доступ к безопасному аборту.
Информационный бюллетень о подростковой беременности
Железодефицитная анемия была второй ведущей причиной лет, потерянных подростками для смерти и инвалидности в 2019 году. Добавки железа и фолиевой кислоты — это решение, которое также помогает укрепить здоровье подростков стать родителями. Рекомендуется регулярная дегельминтизация в районах, где распространены кишечные гельминты, такие как анкилостомы, для предотвращения дефицита питательных микроэлементов (включая железо).
Развитие привычек здорового питания в подростковом возрасте является основой хорошего здоровья во взрослой жизни. Сокращение сбыта продуктов с высоким содержанием насыщенных жиров, трансжирных кислот, свободных сахаров или соли и обеспечение доступа к здоровой пище важно для всех, но особенно для детей и подростков.
Многие мальчики и девочки в развивающихся странах вступают в подростковый возраст с недоеданием, что делает их более уязвимыми к болезням и ранней смерти. С другой стороны, число подростков с избыточным весом или ожирением увеличивается в странах с низким, средним и высоким уровнем дохода.
Во всем мире в 2016 г. более 1 из 6 подростков в возрасте 10–19 лет имел избыточный вес. Распространенность варьировала в разных регионах ВОЗ: от менее 10 % в Регионе ВОЗ для Юго-Восточной Азии до более 30 % в Американском регионе ВОЗ.
Физическая активность обеспечивает фундаментальные преимущества для здоровья подростков, включая улучшение кардиореспираторной и мышечной выносливости, здоровье костей, поддержание здоровой массы тела и психосоциальные преимущества. ВОЗ рекомендует подросткам накапливать не менее 60 минут физической активности умеренной или высокой интенсивности в среднем в день в течение недели, которая может включать в себя игры, игры, спорт, а также активность для передвижения (например, езду на велосипеде и ходьбу) или физическую культуру. .
По оценкам, во всем мире только 1 из 5 подростков соответствует этим рекомендациям. Распространенность гиподинамии высока во всех регионах ВОЗ и выше среди девочек-подростков по сравнению с мальчиками-подростками.
Для повышения уровня активности страны, общества и сообщества должны создать безопасную и благоприятную среду и возможности для физической активности для всех подростков.
Права детей (лиц до 18 лет) на выживание, рост и развитие закреплены в международно-правовых документах. В 2013 году Комитет по правам ребенка (КПР), который осуществляет надзор за конвенцией о правах ребенка, опубликовал руководящие принципы о праве детей и подростков на наивысший достижимый уровень здоровья, а также Общий комментарий о реализации прав детей в подростковом возрасте был опубликован в 2016 году. В нем подчеркивается обязательство государств признавать особые потребности и права подростков и молодых людей в области здравоохранения и развития.
Конвенция о ликвидации дискриминации в отношении женщин (CEDAW) также устанавливает права женщин и девочек на здоровье и надлежащее медицинское обслуживание.
В мае 2017 г. ВОЗ опубликовала важный отчет: Глобальные ускоренные действия по охране здоровья подростков (AA-HA!): Руководство по поддержке реализации в странах . АА-ХА! Руководство основано на материалах, полученных в ходе обширных консультаций с государствами-членами, учреждениями Организации Объединенных Наций, подростками и молодежью, гражданским обществом и другими партнерами. Он направлен на то, чтобы помочь правительствам решить, что они планируют делать и как они планируют это делать, отвечая на потребности подростков в охране здоровья в своих странах. Этот справочный документ предназначен для разработчиков политики и руководителей программ национального уровня, чтобы помочь им в планировании, реализации, мониторинге и оценке программ охраны здоровья подростков.
Для улучшения оценки здоровья подростков во всем мире ВОЗ в сотрудничестве с ЮНЭЙДС, ЮНЕСКО, ЮНФАП, ЮНИСЕФ, Структурой «ООН-женщины», Группой Всемирного банка и Всемирной продовольственной программой (ВПП) учредила Глобальную акцию по измерению здоровья подростков ( ГАМА) Консультативная группа. GAMA предоставляет технические рекомендации ВОЗ и агентствам-партнерам ООН для определения основного набора показателей здоровья подростков с целью согласования усилий по измерению состояния здоровья подростков и отчетности.
В целом ВОЗ выполняет ряд функций по улучшению здоровья молодых людей, включая
Ссылки
(1) Межведомственная группа Организации Объединенных Наций по оценке детской смертности (UN IG). Уровни и тенденции детской смертности: Доклад 2021 г. https://childmortality.org/wp-content/uploads/2021/12/UNICEF-2021-Child-Mortality-Report.pdf
(2) Liu L, Villavicencio F, Yeung D et al. Национальные, региональные и глобальные причины смертности среди детей в возрасте от 5 до 19 лет с 2000 по 2019 год: систематический анализ. Lancet Glob Health 2022;10:e337-47.
(3) ЮНЭЙДС, https://aidsinfo.unaids.org/
(4) ЮНИСЕФ, 2020. https://data.unicef.org/topic/hivaids/adolescents- молодежь/#:~:текст=ВИЧ%20в%20подростков,из%20новых%20взрослых%20ВИЧ%20инфекций .
(5) Сводные рекомендации по использованию антиретровирусных препаратов для лечения и профилактики ВИЧ-инфекции: рекомендации для общественного здравоохранения – 2-е изд. : Всемирная организация здравоохранения; 2016.
(6) Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам, Отдел народонаселения. Перспективы народонаселения мира: данные о рождаемости 2020-2025 гг. 2020 г. https://population.un.org/wpp/Download/Standard/Fertility/.
Этот веб-сайт заархивирован для исторических целей и больше не поддерживается и не обновляется.
Вы также можете загрузить PDF-версия [179 КБ] для Adobe Acrobat Reader или Версия PostScript [397 КБ] .
Наверх страницы
Наверх страницы
Наверх страницы
Наверх страницы
Центры по контролю и профилактике заболеваний
Национальный центр профилактики хронических заболеваний и укрепления здоровья
Отдел питания и физической активности, MS K-46
4770 Buford Highway, NE
Atlanta, Georgia 30341-3724
1-888-CDC-4NRG или 1-888-232-4674 (звонок бесплатный)
http://www.