Мордовский народ – Мордва

Мордва

Мордва – один из самых уникальных народов России. Уникальность его заключается в бинарности, т.е.двойственности составляющих его частей – народов мокша и эрзя. Впрочем, пока нет окончательного ответа на вопрос «Являются ли мокша и эрзя одним, мордовским народом, или двумя разными?». Сторонники и противники есть у обеих версий.

В пользу того, что мокша и эрзя – разные народы, лишь по случайности объединённые в один мордовский народ, говорит факт отсутствия в их языке этнонима «мордва» и наличие у мокшан и эрзян своего языка. Сами себя они мордвой изначально не называли, а называли мокшей и эрзей.

Против признания мокши и эрзи разными народами говорит то, что уже сформировалась многочисленная прослойка представителей этих народов, которые считают себя мордвой, а за пределами Мордовии мокша и эрзя практически 100% воспринимают себя единым мордовским народом.

Мокшанский и эрзянский языки имеют много общего, но и много отличий. Как правило, сторонники законодательного разделения мордвы на мокшу и эрзю утверждают, что мокша и эрзя не понимают язык друг друга. Сторонники единого мордовского народа утверждают обратное.

Есть мнение, что раздел на мокшу и эрзя произошёл в I тыс. Со временем это отразилось на языке и менталитете. Тут мордва повторяет судьбу сербов, часть которых в древности ушла из Центральной Европы на Балканы, а часть осталась там, где сейчас находится Лужица – регион в составе Германии, где проживают лужицкие сербы (немцы называют их «сорбы»), самый малочисленный славянский народ (60 тыс.).

Сегодня балканские сербы и лужицкие считают друг друга «двоюродными братьями». Первые – православные, преимущественно пользуются кириллицей; вторые – германизированные лютеране, пользуются латиницей.

Мордва – самый многочисленный финно-угорский народ России. И, как в случае и с другими финно-угорскими народами (марийцы, удмурты, ханты, манси и проч.), их история содержит много белых пятен. На память сразу приходят баски – народ в Испании, в языковом и культурном отношении оторванный от испанцев. Происхождение басков, их языка и как они оказались в Пиренеях – загадка для учёных. Известно только о наличии общих черт у баскского языка с некоторыми кавказскими. Разделение на мокшу и эрзю для учёных тоже, своего рода, загадка.

В Мордовии три государственных языка – русский, мокшанский и эрзянский. Чтобы никому не было обидно. При этом стоит проблема сужения ареала употребления последних двух. Мордовские языки (автор позволит себе это обобщающее название для краткости изложения) нуждаются в поддержке, и центральные власти обязаны эту поддержку оказать, ибо этническое разнообразие России – как пестрая картина, и исчезновение даже одного её оттенка сделает её беднее.

В старину ареал расселения мордвы был значительно шире, чем сегодня. Есть мнение, что мордва заселяла современные Тамбовскую, Нижегородскую, Ульяновскую, Рязанскую, Пензенскую области. Но мордва настолько близко сошлась с русскими, что достаточно быстро ассимилировалась.

Действительно, внешне мордвина отличить от русского сложно, а счёт русских с мордовскими кровями идёт, наверное, на многие десятки тысяч. В первой половине ХХ в.мордва массово переселялась в Сибирь, спасаясь от безземелья. Основывали свои мордовские деревни, где даже дети русских переселенцев переходили постепенно на мордовский язык. Даже в 1950-х в сибирские школы ещё приходили мордовские первоклашки, путавшие русские падежи и лица (в мордовских языках отсутсвует склонение по лицам). Но потом ассимиляция брала своё, мордовский язык они почти забывали.

Все слышали о подвиге лётчика, Героя Советского Союза Алексея Маресьева, который продолжал громить гитлеровцев даже после ампутации двух ног. Борис Полевой посвятил его подвигу книгу «Повесть о настоящем человеке». А кто знает, что Маресьев по национальности – мордвин? Немногие.

Любители бокса знают профессионала Олега Маскаева, не раз удивлявшего болельщиков напряжёнными поединками на ринге. Кто знает, что Маскаев тоже мордвин? Немногие. И таких случаев достаточно.

К сожалению, постепенно отошла в прошлое традиция называть детей мордовскими именами: Пичай, Виряс, Кежай, Парут. Сегодня по ФИО не отличить мордвина от русского, как можно отличить, например, ингуша, татарина или балкарца. Хочется верить, что традиция давать новорождённым мордовские имена возродится.

Отличительные черты мордовского национального характера – стойкость, выдержка, решительность. Упрямый как мордвин – красноречивая поговорка. Подтверждение: патриарх Никон, при котором произошёл церковный раскол, был мордвином недюжинной энергии. В годы Великой Отечественной войны среди мордвы не было предателей. Мордовский легион в составе вермахта – это невозможный сценарий.

Не было среди мордвы перебежчиков в афганскую кампанию и во все прочие войны, в которых мордва участвовала наравне с другими народами России. Взаимодействуя с русскими с XI в. (мордва упоминается также в «Повести временных лет»), войдя официально в состав русского государства в XVI в., мордва внесла существенный вклад в становление России.

Столица Мордовии Саранск принимал в этом году серию игр Чемпионата мира по футболу. Десятки тысяч иностранных болельщиков получили возможность познакомиться с мордовской культурой. Их ждали экскурсии по этнокультурным объектам – этноподворье «Мир мордовской деревни», Музей мордовской народной культуры, выставка «Быт мордовского народа», проект «Примерь мордовский костюм» и т.д.

И это очень верный подход. Практически каждая туристическая страна включает в турпрограмму этнический элемент. В Тунисе туристов знакомят с берберской культурой, в Китае – с культурой народов ли и мяо, во Вьетнаме – с культурой хмонгов. Мордовская культура тоже может стать туристическим активом для республики. Чемпионат мира по футболу это доказал. Теперь о мордве услышат на многих континентах.

hystory.mediasole.ru

Мордовцы (мордвины, мордва) – происхождение народа, где и как живут, фото

Мордовцы — это гордые и гостеприимные люди, которые всегда славились упрямством. Они поклоняются духам-богам женского пола, однако главным в семье все равно остается мужчина. У них нет шаманов, но есть языческие обряды с жертвоприношениями. У них есть литература, но мордовского языка не существует. Такие многогранные и противоречивые: почему так вышло?

Название

Интересно, что сами мордовцы начали так себя называть лишь с середины XX столетия, когда регион их проживания стали официально именовать Мордовией. Более того, такой народности, как мордва, вовсе не существует: этим словом русские для большей понятности именовали два разных народа, проживавших на одной территории: мокша и эрзя.

Современное толкование определяет мошку и эрзю, как субэтносы мордовцев, однако многие исследователи считают, что это абсолютно разные народности. У каждой из них есть свой язык, разные особенности религии, культуры и обрядов, понятия же «мордовский язык» не существует.
Впервые в письменных источниках мордовцы упоминаются в готских записках VI века: историк Иордан словом Mordens обозначал народы мокши и эрзи. Считается, что слово произошло от корня иранского происхождения, означающего «мужчина, человек».

Где живут, численность

По данным переписи 2002 года, число мордовцев в России составило более 843 000 человек. Почти 284 000 из них живут в Мордовии, составляя более 30% населения региона. Большие диаспоры находятся в таких регионах, как:

  • Самарская область — 86000
  • Пензенская область — 70739
  • Оренбургская область — 52458
  • Ульяновская область — 50229
  • Республика Башкортостан — 26020
  • Нижегородская область — 25022

История

В начале и середине первого тысячелетия нашей эры в зоне междуречья Волги и Оки обитали позднегородецкие и пьяноборческие племена, которые и были предками современных народностей мокша и эрзя. Племена активно взаимодействовали с персами, славянами, в раннем Средневековье очутились под влиянием Хазарского каганата.

В IX-XIII веках территория проживания мордовцев попала в зону интересов Волжской Булгарии и Руси. В одной из летописей упоминается, что уже в XII столетии мордва платила Владимиру Мономаху дань медом. Однако позже народ захватили татаро-монголы, под влиянием которых мордовцы находились до XVI столетия, а после падения Казани присоединились к Ивану Грозному.
Активная христианизация и колониальная политика не пришлись по нраву народу, поэтому часть из них мигрировала в соседние, уральские или южные регионы. Оставшиеся же на исторической родине мордовцы не раз поднимали восстания за независимость, однако все они быстро подавлялись.

Внешность

Однозначно определить антропологический тип мордовцев невозможно: внешность отличается как у представителей мокши и эрзи, так и внутри народностей. В целом, мордва относится к европеоидам, среди них встречается субуральский и понтийский типы, часть характеристик сближает народ с древней Пьяноборской культурой.

Одежда

Национальная одежда мордовцев была выполнена в основном из белого сукна. Женский наряд состоял из прямой длинной рубахи, присобранной или опоясанной в талии специальным украшением из ткани и монет. Наряд дополнял передник из красной или синей шерсти с нагрудником или без него, поверх надевали кафтан без рукавов. Одежду богато украшали вышивкой, бусами, бисером, монетами, оторачивали мехом.
Головные уборы были разными: от русской сороки до национального подобия чалмы. Интерес представляют высокие головные уборы: для их создания вытянутую заготовку из осины обшивали тканью, после чего украшали вышивкой и бисером, а сзади выпускали полоску ткани.

Семейный уклад

У мордовцев господствовал традиционный патриархальный уклад. Жили преимущественно родовыми общинами, позже им на смену пришли соседские по 150-500 дворов. Во главе рода стоял старейшина, который руководил всеми хозяйственными и социальным вопросами.
Брачный возраст у мужчин и женщин отличался, обычно невесты были на 10-15 лет старше женихов. Это объяснялось тем, что родители держали девушек в хозяйстве подольше, лишние руки нужны были и в семьях мальчиков, поэтому часто случалось, что 23-25-летних невест выдавали замуж за 10-12-летних мальчиков.

Муж был главой семьи, однако роль женщины была более значимой, чем у соседских народов. Даже в религии практически все божества были женского пола, поэтому жен уважали и любили, к их мнению прислушивались.
В женщине ценились хозяйственность, бойкий нрав и способность к деторождению. Поэтому, если до брака у женщины появлялся ребенок, это было скорее плюсом и означало, что она способна рожать в будущем: препятствием к браку это не становилось. Привлекательными считались крупные женщины с толстыми ногами, поэтому девушек на выданье старались хорошо кормить, баловали нарядами и украшениями.

Характер

Основная черта характера мордовцев, которую отмечают и сами представители нации, и соседние народы — упрямство. Причем отмечалось это с положительной точки зрения: им была свойственна не твердолобость, а желание достигать в любой поставленной задаче результата. Вместе с тем отмечались такие черты характера, как гостеприимство, взаимовыручка, чувство собственного достоинства, вспыльчивость и желание лезть в драку.

Жилище

Традиционное мордовское жилище — двух- или трехсекционная деревянная изба, похожая на русскую. В древности помещение топили по-черному, во время розжига открывая двери или специальные дымовые окошки. Затем в обиход вошла печь, которую устанавливали в передней или задней части избы.
Селения мордовцев редко строились по плану, в основном расположение домов было хаотичным. Порой использовалась радиальная структура, когда жилища размещались вокруг озера или другого водоема. Общины в лесу были более скученными, на равнинах размещались на дальних друг от друга расстояниях.

В отличие от русских дворов, у мордвы дома располагались в центре участка. Если же их ставили у забора, то окна были обращены во двор. Среди хозяйственных построек обязательными были сарай, загон для животных, погреб с наземной надстройкой и баня. Летом, во время охоты, рыбалки или полевых работ, часто жили во временных неутепленных домах или зимовках.

Жизнь

Главным занятием мордовцев было земледелие. В древности использовали мотыгу, затем перешли на соху, вспахивающую землю не более чем на 5 см, а впоследствии и на тяжелый плуг. Основные культуры — рожь, ячмень, овес, горох, просо, полба, конопля. Большую часть зерна пускали на муку, которую производили на мельницах разного типа: водяных, ручных, ветряных.
Занимались и огородничеством, выращивали чеснок, лук, свеклу, хмель, морковь, огурцы, зелень, однако развито оно было слабо. Охота была дополнительным промыслом, в основном охотились на пушного зверя. Для этого использовали стрелы и лук, порой применяли гончих псов. Рыбная ловля практиковалась лишь в речных поселениях и не была массовым занятием.
С древних времен мордовцы занимались бортничеством, после пчеловодством. Число ульев у некоторых доходило до 200: мед ели сами, продавали русским купцам, отдавали в качестве дани. Ремесла были связаны с обработкой шерсти и дерева. Мордовцы славились как хорошие ткачи, порой целые деревни специализировались на крашении и набивке сукна.

Религия

Даже после принудительной христианизации мордовцы долгое время продолжали придерживаться традиционных верований «мокшень-кой». У них было одно верховное божество, которое называли Чам-Пас, Шкай или Нишке. Его антагонистом, повелителем зла, был Шайтан.
Однако культ по большей части строился вокруг множества духов-богов женского пола «ава». Среди них:

  1. Варма-ава — покровительница ветра
  2. Вирь-ава — хозяйка леса
  3. Норов-ава — богиня урожая, поля
  4. Тол-ава — дух огня
  5. Ведь-ава — покровительница воды

Шаманов у мордовцев не было, а для проведения общинных ритуалов выбирался наиболее уважаемый старец, глава рода. Молились обычно в лесу или на краю деревни в специально отгороженном плетнем месте. Здесь размещались столбы, к которым привязывали жертвенных животных, ниша, куда сливалась их кровь, устанавливались вырезанные из дерева идолы. Была зона с котлами, в которой варилось после жертвоприношения мясо: его по окончании молитвы съедали все присутствующие.

Традиции

Интерес представляют свадебные и погребальные традиции мордовцев. Браки обычно осуществлялись по сговору или путем похищения: во втором случае пышные застолья не устраивались. В традиционном варианте брак начинался со сватовства: поздним вечером мужчина из рода жениха приезжал к дому выбранной девушки, кидал в окно хлеб и старался быстро скрыться.
Родные невесты должны были пуститься за ним в погоню: добравшись до дома свата они в ответ стучали в его окно: это означало согласие на переговоры. За день до свадьбы в доме жениха занимались выпечкой, среди изделий был большой пирог в виде фаллического символа и крупные пирожки с начинкой из творога «груди молодушки». Этими блюдами мордовцы просили богов, чтобы в доме молодых было много детей.

Невеста накануне свадьбы устраивала девичник: вместе с подругами они расшивали рушники для сватов и дружек, плели украшения из искусственных цветов для себя. После все вместе шли в баню, где мыли невесту и заплетали ей вместо одной косы две: такая прическа полагалась замужним.
Интересна традиция организации кладбищ: обычно первого усопшего на новом месте закапывали вертикально, с посохом в руке. Он должен был стать духом погоста и охранять живых от мертвых. Практиковался и культ предков: усопших поминали по христианским традициям, также раз в год устраивали обряд «возвращения и проводов» покойного. Представляли, что умерший вернулся, рассказывали ему новости живых, а затем провожали и просили больше не возвращаться.

Известные мордовцы

Если говорить про мордовцев, как обитателей Мордовии, самым знаменитым жителем города Саранска недавно стал Жерар Депардье. После получения российского гражданства он почти сразу обзавелся пропиской в городе Саранске.

Мордовские корни имеют выдающиеся исторические личности: служители церкви Патриарх Никон и Протопоп Аввакум, историк и просветитель Василий Ключевский. Много среди мордовцев представителей творческой элиты: актеры Василий Шукшин и Олег Табаков, артисты Лидия Русланова, Надежда Кадышева и солисты группы «Братья Гримм», художник Никас Сафронов.

Много мордовский народ подарил миру и спортсменов. Среди них гимнастка Светлана Хоркина, олимпийские чемпионы по спортивной ходьбе Валерий Борчин и Ольга Каниськина, боксер WBC Олег Маскаев.

Национальными героями стали летчик Алексей Маресьев и защитник Брестской крепости Андрей Кижеватов. Ну а на весь мир прославилась супермодель Наталья Водянова, имеющая эрзянские корни.

Видео

travelask.ru

Мордовский народ: культура, традиции и обычаи

 Мордва — финно-угорский народ, проживающий в Республике Мордовия и сопредельных с нею областях. Республика, образованная в 1930 году, является частью Приволжского федерального округа. Столица Мордовии — город Саранск.

Мордовский народ подразделяется на два субкультурных этноса — эрзя и мокша. Эрзяне и мокшане отличаются своими литературными языками, традиционным бытом и культурой. Мокши проживают в южных и западной частях Мордовии, эрзи — в восточных и северо-восточных. Общепринятом языком в республике считается русский.

Большая часть мордовского народа придерживается православия, в республике проживают также лютеране, молокане, буддисты, иудеи, мусульмане и представители языческих религий.

Культура и быт мордовского народа

Культура мордовского тесно переплетается с русской культурой, однако отличается своей самобытностью. Духовная культура основана на народных обрядах, состоящих из устно-поэтического творчества, плясок и декоративно-прикладного искусства. Большинство обрядов связано с временами года, семейными традициями и религиозными праздниками.

В Мордовии отмечают Рождество, Пасху, Масленицу и Троицу. С давних времен эрзи и мокши играют на волынке, флейте, кларнете, трещотке и ксилофоне. Современную музыкальную культуру представляют несколько популярных музыкантов, а также ансамблей, исполняющих произведения на национальных языках.

На территории Мордовии расположено множество древних монастырей, куда приезжают паломники со всей России. Действуют: Республиканский краеведческий музей, Музей изобразительных искусств, Темниковский историко-краеведческий музей, Музей боевого и трудового подвига, а также около ста мелких музеев. Гордостью республики являются Национальная библиотека имени Пушкина и Театр кукол.

В 2006 году в Мордовии открылся Поволжский центр культур финно-угорских народов. В Саранске проходят крупные международные ярмарки, фестивали и съезды финно-угорских народов. В 2012 году в республике широко отметили тысячелетие единения мордовского и русского народов.

В старину мордовский народ жил одним родом в небольших поселениях на берегах рек и по опушкам лесов. Дома располагались посреди крупных дворов, обнесенным высоким забором. Дом состоял из избы и сеней и отдельных хозяйственных построек. В семьях насчитывалось по 30-40 человек.

С давних времен мордовский народ успешно занимается земледелием, пчеловодство, рыболовством, охотой, сбором диких ягод и трав. Повсеместно развито народное творчество — вышивка, узорное ткачество, шитье бисером, резьба по дереву, изготовление ювелирных изделий, ткачество и прядение.

Традиции и обычаи мордовского народа

Современные традиции мордовского народа пришли из глубокой древности. Сформировались они на единении человека с природой. Множество традиций эрзян и мокшан связаны с созданием семьи и появлением ребенка. Со времен язычества сохранились поверья и обычаи, касающиеся похорон и почитания умерших предков.

Мордовский народ отличается радушием и хлебосольством. На большие церковные праздники в мордовские поселения из ближайших деревень съезжались русские, чтобы отведать вкуснейшие блюда, принять участие в народных гуляниях.

Традиционная кухня мордовского народа имеет сходство с русской. Популярными блюдами являются различные каши, щи, вареное мясо, жареная печень, квашеная капуста, квас, простокваша, напитки из меда, ячменя, хмеля и солода.

Издревле мордовские девушки занимаются гаданием. Популярностью пользуются народные игры на свежем воздухе. Большое внимание уделяется воспитанию у детей трудолюбия, уважения к старшим, приучению к труду и прививанию древних семейных традиций.

xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Народ Мордва | История мира

Мордва – коренные жители центральной части России. Под этим названием объединены 2 финно-угорских народа: эрзя и мокша. Большинство эрзян и мокшан живет на территории республики Мордовия. Значительная часть расселена по Нижегородской, Саратовской, Пензенской, Московской, Ульяновской и Оренбургской областях, а также республиках Татарстан, Чувашии, Башкортостане. Несмотря на многочисленность (всего на территории РФ живет около 800 000) и богатое культурное прошлое, вопросы происхождения и самоопределения до сих пор вызывают споры.

История

Финно-угорские племена занимали территорию русской равнины уже с середины I тыс. до н.э. Первое письменное упоминание о народе Mordens (от древнеиранского — человек) встречается в записях Иордана, датируемых VI в н.э. К X в. несколько письменных источников упоминают о жившем на континента народе Arisu и стране Arsa. Этноним мокша появляется в XIII в. в записях фламандских путешественников как Moxel, При этом наравне с ним также упоминается еще один народ Merdas (Merdunis) и страна Мордия. Дальнейшие упоминания в документах свидетельствуют, что уже в I тыс. н.э. существовало разделение народов на мокшу и эрзю, а название мордва чаще всего применялось к более северным племенам эрзян.

После X века упоминания о мордовских народах появляются в древнерусских летописях. В XI в. обширные мордовские земли платили дань русским князьям медом. Распространение славян на территории занимаемые мордвой вызывало множество конфликтов и к XII в. их взаимоотношения достигли пика напряженности. Разногласия прекратились лишь во время татаро-монгольского нашествия. Мордва была насильно включена в состав орды. Тяжелый гнет заставил финно-угорские племена объединиться с русскими и дальнейшая борьба с захватчиками была совместной.

Окончательное вхождение мордвы в состав Руси произошло в результате казанского похода Ивана Грозного. Сближение народов повлияло на смешение культур и вызвало ассимиляцию той части мордовского населения, которая больше всего контактировала с русскими и татарами. Начавшееся в XVII – XVIII вв. движение по христианизации мокши и эрзян, а также заселение принадлежавшей им ранее территории, заставило многих представителей этой национальности покинуть родные земли и двинуться на северо-восток.

В ходе территориального деления в начале XX в. часть мордовских земель стала именоваться одноименным округом, затем областью, и лишь в 1934 г. республикой. При этом значительная часть территории, исконно принадлежавшей этносу, а также самих мокшан и эрзян осталась за пределами новой территориальной единицы. По оценкам этнографов лишь 1/3 от общей численности мордвы проживает в республике.

Религия и обычаи

До принятия христианства мордва исповедовала язычество и поклонялась силам природы. Материальное изображение идолов отсутствовало. Выделялся главный бог, ряд второстепенных божеств и духи. Особенно почитались умершие. В пантеоне богов и магических существ важное значение имело женское начало. Так, покровители земли (Мастор-ава), леса (Вирь-ава), воды (Ведь-ава), ветра (Варм-ава), дома (Куд-ава), огня (Толм-ава) уважительно именовались матерью. Несмотря на многие свидетельства существования на ранних этапах многоженства, женщина была равноправна с мужчиной.

Из-за позднего крещения многие языческие обычаи сохранились и смешались с ритуалами новой веры. Это прослеживается в праздновании Рождества, Пасхи и встрече весны. Некоторые элементы традиций выделяются при праздновании свадеб и ритуале похорон и поминок.

Древняя религия предполагала тесное существование мира живых и мертвых. При выборе нового кладбища первого покойника хоронили вертикально, нередко с посохом в руке. С момента похорон он считался старейшиной кладбища. По обычаю в руки покойников вкладывали незаконченное им дело – не допряденную шерсть, не доплетенные лапти и т.д.

Национальная одежда и внешность

При некотором сходстве национальная одежда мокши и эрзи имеет существенные различия. Так, эрзянка носила головной убор с рогообразным выступом и удлиненной полоской расшитой ткани. Одежда состояла из белой рубахи и вышитого кафтана, взрослые женщины носили специальный пояс (пулай), украшенный шерстяной бахромой, вышивкой и бисером. Обязательной была круглая нагрудная застежка (сюлгамо). Мокшанская одежда имело некоторое сходство с тюркским костюмом. Наряду с двурогим головным убором, нередко на голову повязывался платок в виде тюрбана. Пулай отсутствовал. Вместо кафтана было цветное платье. Сюлгамо имело другую форму. Также в наряд входили наколенники из шерсти. Обувью служили сапоги и лапти.

Существенны и внешние различия. Эрзя отличается более узким лицом. Волнистыми светлыми русыми волосами и серо-голубыми глазами. Среди мокши чаще встречаются темноглазые брюнеты с более широкими лицами.

Язык и письменность

Каждая из национальностей имеет свой язык, среди которых выделяются диалекты. Считается, что мокшанский язык имеет большее количество тюркских, а эрзянский — славянских корней.

Сведения о существовавшей своей письменности отсутствуют. Современный мордовский алфавит повторяет кириллицу. Народное творчество в основном носило устный характер и состояло из песен и сказок.

Примечания

  1. В религии мордва не имела посредников между миром людей и богами. Так как жрецы и храмы отсутствовали, общение происходило напрямую. Моления носили массовый характер и происходили на специальных полянах.
  2. Ранее кроме мокши и эрзи, существовали и иные финно-угорские народы, ассимилировавшие с русских населением: мурома, мещера и меря. По одной из теорий былинный богатырь Илья Муромец был по национальности мурома.
  3. Некоторые этнографы и языковеды склонны считать, что слова Москва и москали, произошли из мокшанского языка, так как до распространения славян на восток, живших в этой местности мокшан называли «моксалями».
  4. До XX в. эрзя и мокша не заключали между собой браков.

history-of-world.ru

Народы Мордовии | Русское географическое общество

Мордва, мордвины или мордовцы – финно-угорский народ, проживающий преимущественно в Мордовской республике, Башкирии и Татарстане, а также в ряде других областей Волго-Уральского региона, Сибири и на Дальнем Востоке, за пределами России – в Казахстане, на Украине и в Узбекистане.

Народ состоит из двух основных этнических групп – мокша и эрзя, говорящих на близких, но разных языках. Мордва-мокша проживает, в основном, в западных и южных районах республики (в долине реки Мокша), мордва-эрзя – в восточных и северо-восточных (в долине реки Суры). Кроме того, выделяется ещё три этнических группы мордовского этноса – шокша или теньгушевская мордва, каратаи (этногруппа мордвы в Татарстане) и терюхане (этногруппа мордвы в Нижегородской области). Численность мордвы на территории России, по данным переписи 2002 г., составляет 843,3 тыс. человек.

Все народы исповедуют православие, однако до сих пор среди них бытуют некоторые языческие верования и обряды. Например, летом в Мордовии проводится родовое моление «Раськень Озкс», перед весенним севом совершается «Моление плуга» с многочисленными обрядовыми действиями, произнесением молитв и ритуальной трапезой.

Основное традиционное занятие Мордвы – пашенное земледелие (озимая рожь, полба, просо, лён, конопля). Заметную роль играет животноводство, бортничество, позднее – пчеловодство. Широко развит кустарный промысел.

До начала 20 века для мордвы были характерны большие патриархальные семьи. Их численность составляла 30-40 человек. В жизни села долгое время играла важную роль родовая организация, каждый род имел свое кладбище, священную рощу, где производились моления.

Традиционная пища мордовского народа состоит, в основном, из продуктов земледелия: кислый хлеб, пироги с кашей, очень толстые блины из ржаной, пшеничной, пшенной, гороховой муки, разнообразные каши, салма (кусочки теста в форме шариков, сваренные в воде). Мясо потребляют в вареном виде, использовали при изготовлении пельменей.  Из напитков характерны квас, кислое молоко, берёзовый сок, хмельные напитки – пуре (из мёда) и брага поза (из ржаной муки или сахарной свеклы).

Костюм мордвы богат отделкой и красочен. Основой традиционного мужского костюма были белая рубаха и штаны из холста. Женщины одевались также в белую длинную рубаху, украшенную вышивкой, и холщовые штаны до щиколоток. Костюм дополнялся множеством украшений из металла, бисера, монет, раковин. Разнообразны женские головные уборы: налобные повязки, платки; высокие, на твёрдой основе, с шерстяными кистями, обшитые бисером. Повседневной обувью были лапти косого плетения, на праздники надевали остроносые кожаные сапожки со сборками, украшенные красным сафьяном. Некоторые формы традиционной женской одежды продолжают бытовать и в настоящее время.

www.rgo.ru

МОРДВА (мордовцы) — История России до 1917 года

Народы, Российский исторический словник Большая Российская энциклопедия”, Большая советская энциклопедия, Википедия, Советская историческая энциклопедия, Энциклопедия “История отечества” (1997), Энциклопедия “Святая Русь”

МОРДВА (мордовцы) — народ в Российской Федерации (1073 тыс. человек). Коренное население Мордовии (313 тыс. человек). Делятся на этнографические группы эрзя и мокша, каратаев и терюхан. Языки мордовские финно-угорской семьи языков. Верующие — православные.

Автоэтноним

Мордва: Этноним «мордва» восходит к понятию «человек», «мужчина».

Мокша: Происхождение этнонимов мокша и эрзя дискуссионно.

Эрзя: Происхождение этнонимов мокша и эрзя дискуссионно.

Мордва

Основная территория расселения

Мордва широко расселена по всей территории РФ, по данным переписи СССР 1989 г. около трети общей численности ее проживало в Мордовской АССР (сейчас Республика Мордовия), широко она расселена в восточных районах европейской части РФ, а также за Уралом. Так, в Башкирии насчитывалось 31,9 тыс.чел. представителей этого этноса, в Татарии — 28,9 тыс.чел., в Чувашии — 18, 7 тыс.чел., в Самарской обл. — 116,5 тыс.чел., в Пензенской обл. — 86, 4 тыс.чел., Оренбургской обл. — 68,9 тыс.чел. и т.д., в Сибири и Дальнем Востоке — более 80 тыс.чел.

Численность

По примерным подсчетам, общая численность мордвы составляла на конец 16 в. примерно 150 тыс.чел., в 1719 г. — 107 тыс.чел, по переписи населения Российской империи 1897 г. мордвы насчитывалось 1025 тыс.чел., на 1917 г. численность ее оценивалась в 1200 тыс.чел., по переписям СССР мордвы было: в 1926 г. — 1340 тыс., в 1937 г. — 1249 тыс., в 1939 г. — 1456 тыс., в 1959 г. — 1285 тыс., в 1979 г. — 1192 тыс.чел. По переписи 1989 г., численность мордвы в СССР составляла 1154 тыс.чел. (практически все представители мордовского этноса проживали в Советском Союзе), из них в РФ — 1072,9 тыс.чел., в том числе в Мордовской АССР проживало 313,4 тыс.чел., что составляло 32,5 % населения республики.

Язык

эрзянский: Эрзянский язык включает в себя пять диалектов, мокшанский — три, на основе этих диалектов были созданы мокшанский и эрзянский литературные языки. В Республике Мордовия эрзянский, мокшанский и русский языки являются равноправными государственными языками, на эрзянском и мокшанском языках издается обширная литература, в том числе и учебная, периодическая печать, ведутся передачи на радио и телевидении. Для значительной части мордвы, особенно проживающей за пределами Республики Мордовия, родным является русский язык.

мокшанский: Эрзянский язык включает в себя пять диалектов, мокшанский — три, на основе этих диалектов были созданы мокшанский и эрзянский литературные языки. В Республике Мордовия эрзянский, мокшанский и русский языки являются равноправными государственными языками, на эрзянском и мокшанском языках издается обширная литература, в том числе и учебная, периодическая печать, ведутся передачи на радио и телевидении. Для значительной части мордвы, особенно проживающей за пределами Республики Мордовия, родным является русский язык.

Мордва — угро-финская народность

Религия

Православие: Почти все верующие у мордвы — православные. Крещение ее началось в процессе вхождения в состав Русского государства и завершилось в основном к середине 18 века. Однако до сих пор бытуют также религиозные верования и представления, восходящие к дохристианскому периоду.

Традиционные верования: Почти все верующие у мордвы — православные. Крещение ее началось в процессе вхождения в состав Русского государства и завершилось в основном к середине 18 века. Однако до сих пор бытуют также религиозные верования и представления, восходящие к дохристианскому периоду.

Этногенез и этническая история

Предки мордвы связываются с населением оставившим на территории средней и нижней Оки памятники городецкой археологической культуры (7 в.до н.э.-5 в.н.э.). Уже в 1 тыс.н.э. в археологических материалах древней мордвы прослеживаются различия между мокшей и эрзей. Предполагается, что впервые мордва под названием «морденс» упомянута у готского историка Иордана в 6 в., в 10 в. византийский император Константин Багрянородный писал о стране Мордии. В древнерусских источниках мордва фигурирует с 11 в.
До 13 в. мордва расселялась на территории между Окой на западе и Сурой на востоке, северная граница ее проходила по Оке и Волге, а южная — по рубежу леса и степи. Эрзя заселяла северную часть этого региона, а мокша — южную. Активно проходящий у мордвы процесс разложения первобытности приводит к формированию племенной верхушки и появлению в конце 12-1-й трети 13 вв. протогосударственного образования, именуемого в русских летописях как «Пургасова волость», во главе его стоял князь Пургас. Территория мордвы стала входить в состав русских земель, начиная с периода феодальной раздробленности, этот процесс завершился в 1552 г. с падением Казанского ханства. По мере продвижения русского населения в мордовские земли часть мордвы была ассимилирована, а ядро ее этнической территории сместилось в восточном направлении.
Формирование национальной государственности у мордвы начинается с 1925 г., когда на территориях, заселенных мордвой, начали создаваться национальные административные единицы — волости и сельсоветы. В 1928 г. в составе Средневолжской области был создан Мордовский округ, преобразованный в 1930 г. в автономную область, в 1934 г. была создана Мордовская АССР, в 1991 г. она была переименована в Республику Мордовия. Широкое расселение мордвы за пределами основной этнической территории, межнациональные браки привели к тому, что численность мордвы стала сокращаться еще в советское время, это процесс показала уже перепись 1959 г.

Хозяйство

Ведущую роль в традиционном хозяйстве мордвы издавна играло пашенное земледелие, основными полевыми культурами были ячмень, просо, рожь, горох, конопля, лен, выращивались также огородные культуры. Со 2-й половины 19 в. стал распространяться картофель. На втором месте по значимости находилось животноводство — разведение крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, свиней, домашней птицы. Значительную роль играли подсобные занятия, связанные с использованием лесов и водоемов — охота (у средневековой мордвы беличьи шкурки выступали в качестве менового эквивалента), рыболовство, бортничество. Из ремесел особое значение имели железоделательное и кузнечное, важны были прядение и ткачество, керамическое производство, деревообработка, углежжение, смолокурение и др.

Традиционная одежда

Костюм мордвы самобытен и красочен. При значительном сходстве выделаются мокшанский и эрзянский комплексы одежды, внутри которых существуют свои различия. В состав женской одежды входила рубаха, которую носили с поясом, а у эрзи со сложным набедренным украшением (пулай, пулагай, пулакш), который девушка надевала в первый раз в день совершеннолетия. На вороте находилось специальное украшение-застежка (сюлгам, сюлгамо). Обильны были другие украшения — сложные нагрудники из бисера, шерстяных кисточек, монет, бусы, серьги, браслеты, кольца. Эрзянки носили высокие головные уборы с длинной, спускавшейся на спину украшенной лопастью из холста, мокшанки — двурогие головные уборы и тюрбанообразные повязки. Женщины носили остроносые кожаные сапожки со сборками, украшенные красным сафьяном, повседневной обувью были лапти. Мокшанки носили вязаные наколенники.

Традиционные поселения и жилища

Поселения мордвы разнообразны. Уже в русских летописях говорится о селах, погостах, зимницах и твердях (городищах-убежищах), с конца 13-начала 14 в. появляются города. Для северных районов проживания мордвы был характерен гнездовой тип расселения, при котором деревни располагались группами. Планировка поселений была разнообразна — беспорядочная, круговая, рядовая, радиальная и уличная. Различны были размеры поселений — от 150-300 дворов в лесной зоне и до 1000 дворов в южных степных районах. Постройки в основном были срубной конструкции, предпочтение при строительстве отдавалось сосне. Основным кровельным материалом на юге была солома, в северных районах использовался тес. Жилище было либо двухраздельным — жилая часть и сени, либо трехраздельным, когда эти два помещения дополнялись горницей. Планировка жилой части была в основном среднерусского типа: печь располагалась у двери в одном из углов, устьем была обращена к окнам передней стены, по диагонали от печи располагался передний угол. Вдоль стен набивались широкие лавки, лавка сбоку от входной двери завершалась вертикальной доской с верхом, вырезанным в виде конской головы. У мокши в простенке между печью и задней стеной устраивался широкий дощатый настил. Под потолком делали полати для спанья, рядом с печью стоял шкаф-ларь для посуды, на стене у печи подвешивалась для хранения ложек ложкарница, сделанная из прутьев, лыка, бересты или дерева. Для мокши был характерен открытый двор, для эрзи — закрытый, иногда двухэтажный. В состав жилищно-хозяйственного комплекса входили сараи, хлев, конюшня, баня с печью-каменкой и другие постройки, а также полуземлянка из двух помещений, в которой хранили особо ценное имущество, в частности зерно и одежду, летом здесь спали. На улице напротив дома ставился виход — погреб с наземной надстройкой.

Духовная культура и традиционные верования

Для брачных отношений мордвы было характерно возрастное неравенство, девушку выдавали замуж за парня на 10-15 лет моложе ее. В свадебной обрядности существовал обычай умыкания невесты, обычно по взаимному согласию семей. Свадьба сопровождалась многочисленными обрядами, например раздачей хлеба матерью жениха родственникам невесты перед отъездом ее из дома. В семейных отношениях существовал обычай избегания замужней женщиной родителей мужа и брата матери. Похороны производились по христианскому обряду, но с включением в него языческих черт, в частности, помещением в гроб различных предметов бытового назначения: мужчине — хлеба, ножа, кочедыка для плетения лаптей, женщине — холста, иголки с нитками, веретена.
Разнообразны были производственные и календарные обряды. Так, перед весенним севом совершалось «моление плуга» с многочисленными обрядовыми действиями и ритуальной трапезой. Во время эпизоотий производилось «опахивание» — женщины впрягались в соху и с заклинаниями проводили полосу вокруг деревни, которой придавалось защитное значение.
Для дохристианских верований мордвы характерен политеизм. Божества были женские (ава): Вирь-ава — божество леса, Ведь-ава — божество воды, Тол-ава — божество огня, Кудо-ава — божество дома и мужские (атя), они считались мужьями женщин-богинь — Вирь-атя, Ведь-атя, Тол-атя и др. Верховный бог именовался Шкай, или Нишке. Совершались моления богам, во время них приносились жертвы. Моления устраивались также в начале важных хозяйственных работ — выгона скота, пахоты, сева и т.п. Несмотря на раннюю христианизацию мордвы многие традиционные верования до сих пор сохраняются.
Музыкальное творчество нашло выражение в обрядовых и необрядовых песнях, индивидуальных и хоровых. Среди музыкальных инструментов можно отметить нюди — типа кларнета из двух скрепленных по бокам тростниковых трубок, фам/пувама — волынка из разного количества трубок, воздушный резервуар которых делался из шкур или пузырей различных животных.

Похожие материалы

russiahistory.ru

Народ мордва: исторический очерк

Мордва — самый крупный в Советском Союзе народ из финно-угорской языковой семьи. Численность мордвы, по переписи 1959 г., 1 285,1 тыс. человек. Наиболее компактно она расселена в Мордовской Автономной Советской Социалистической Республике. Кроме того, значительные группы мордвы живут в Саратовской, Пензенской, Ульяновской, Горьковской, Оренбургской, Куйбышевской областях, в Татарской и Башкирской АССР, в Сибири и Средней Азии.

Термин «мордва» служит общим наименованием для всего народа, который делится на две основные группы: мордву-эрзю и мордву-мокшу. Каждая группа сохраняет до настоящего времени свое самоназвание (эрзя и мокша), особенности в языке, материальной культуре (одежде, жилище), народном творчестве.

Эрзя живут преимущественно в северо-восточных и восточных районах Мордовской АССР. Исключение составляет своеобразная локальная группа мордвы-эрзи, живущая в северо-западной части республики, в селениях по нижнему течению р. Мокши с центром в с. Теньгушеве (ныне Темниковский район). К этой так называемой теньгушевской группе мордвы-эрзи относится и население двух сел— Дракино и Кажлодка, расположенных в южной части республики (Торбеевский район). Обособившись еще в XVII в. от общей массы эрзянского населения и живя продолжительное время среди мордвы-мокши, теньгушевская мордва продолжает и поныне сохранять свое культурное своеобразие и самоназвание «эрзя». Народный женский костюм этой группы отличается от костюма основной части эрзи, так же как фольклор и многие обряды, например свадебные. Говорит эта группа на переходном диалекте от эрзянского к мокшанскому языку. Культурное своеобразие ее определяется также сильным влиянием соседнего русского населения, в непосредственной близости к которому она живет уже длительное время.

За пределами республики мордва-эрзя живет преимущественно в Горьковской, Куйбышевской, Саратовской, Оренбургской областях, в Татарской и Башкирской АССР.

Мордва-мокша расселена в основном в западной части Мордовской АССР. За пределами республики мокшанские селения более многочисленны в Пензенской обл. В Татарской АССР и в Оренбургской области мокшанские деревни встречаются наряду с эрзянскими.

Смешанных мокшано-эрзянских деревень в республике нет, но они имеются в Оренбургской и Пензенской областях. За пределами Мордовской АССР встречаются также мордовско-чувашские села, но чаще всего русско-мордовские. Мордовское население, живущее за пределами республики в окружении русских, татар, башкир и других народностей Среднего Поволжья, в ряде случаев утрачивает свои самоназвания «мокша» и «эрзя» и называет себя мордвой.

Среди мордвы выделялись еще недавно и две более мелкие этнографические группы: терюхане и каратаи. Терюхане — группа мордвы, обитавшая в пределах Горьковской обл. недалеко от г. Горького. В наше время она полностью слилась с русским населением, но еще в 1920-х годах терюхане называли себя мордвой, сохраняли ряд особенностей в культуре, одежде, жилище, свадебных обрядах и своеобразную интонацию (хотя говорили по-русски). Каратаи живут в трех селах на территории Тетюшского района Татарской АССР и говорят на татарском языке. Их материальная культура близка к русской, но некоторые обычаи и фольклор весьма своеобразны. Сами они считают себя мордвой. Термин «каратаи» совпадает с названием одного из сел, в которых они живут — Мордовские Каратаи.

Эрзянский и мокшанский языки составляют особую, мордовскую, группу финно-угорских языков. Первый из них в фонетическом отношении ближе к русскому, второй имеет значительно больше особенностей в фонетике и татарских слов в словарном составе.

Теперь мокшанский и эрзянский языки являются литературными языками, на них издаются книги, газеты и ведется обучение в начальных классах. В средней школе преподавание ведется на русском языке, а мокшанский или эрзянский языки и литература преподаются как отдельные предметы. В районах за пределами Мордовской АССР со смешанным русско-мордовским населением обучение детей ведется на русском языке.

Среди мордвы очень широко распространен русский язык. Все мордовское население, за исключением отдельных пожилых женщин, не выезжавших за пределы своей деревни, знает русский язык. В городах, на производстве, в средних и высших учебных заведениях эрзя и мокша общаются на русском языке, так как общение между ними на родных языках затруднительно.

Население Мордовской АССР довольно пестрое. Перепись 1959 г. показала, что мордва составляет 36% населения республики, первое место по численности в ней занимают русские; на третьем месте стоят татары. В небольшом числе в республике живут также украинцы, белорусы, чуваши, марийцы.

Мордовская АССР расположена в зоне лесостепи. Из рек, протекающих на ее территории, более крупные Сура, Мокша, Цна, Алатырь. Республика богата лесами, преимущественно лиственными; леса чередуются с большими пространствами пашни и лугов.

Краткий исторический очерк

Первые сведения о мордве относятся к середине I тысячелетия н. э. Вперые мордва под названием морденс упоминается у готского историка Иордана, жившего в VI в. В сочинении византийского писателя Константина Багрянородного (X в.) названа страна «Мордиа». Название «мордва» встречается уже в Начальной летописи и в дальнейшем не сходит со страниц русских летописных сводов.

В настоящее время автохтонность мордвы уже не подлежит сомнению. Изучение древних мордовских поселений и могильников дает возможность установить преемственную связь мордвы с более древними местными племенами эпохи бронзы. Это подтверждает мнение ряда исследователей о том, что мордовские племена сложились на базе древних племен Среднего Поволжья. Генетическая связь мордвы с культурой местных племен, в частности с Городецкой культурой, которая была распространена в Поволжье с VII в. до н. э. по V в. н. э., отчетливо прослеживается в орудиях труда, типах жилища, технике изготовления гончарной посуды, украшениях и т. д. Наиболее ранние археологические данные, позволяющие судить о жизни мордовских племен, относятся к первым векам нашей эры. Жители древних городищ середины I тысячелетия н. э. занимались скотоводством, подсечным земледелием и охотой на пушного зверя. Множество находок железных изделий указывает на сравнительно высокий уровень развития ремесла. В VIII—IX вв. мордовские племена начали переходить к пашенному земледелию.

Некоторые советские ученые (В. В. Гольмстен, Е. И. Горюнова и др.) на основании археологических данных отмечают существование в конце I тысячелетия нескольких групп мордовских племен. Нижнесурская группа занимала северо-западные районы теперешней Чувашской АССР и северо-восточную часть Горьковской обл.; верхнесурская — север Саратовской и восточные районы Пензенской обл.; цнинская группа — западную часть Тамбовской обл. Еще одна группа мордовских племен, по- видимому, обитала по течению Оки, вдоль территории нынешней Рязанской обл. Начиная от устья р. Москвы, вплоть до районов, расположенных несколько ниже впадения Мокши в Оку, найдены остатки древних поселений и многочисленные могильники II—VIII вв., обычно называемые рязанскими. Их инвентарь имеет много общего с предметами типичных мордовских могильников, открытых под Пензой и Тамбовом, на реках Суре и Цне. Сходство прослеживается в обряде погребения, в костюме и украшениях. Именно это племя, по мнению В. В. Гольмстен, было известно его соседям под названием мордвы и с VI в. начало упоминаться в письменных источниках.

Вместе с тем археологические данные свидетельствуют о раннем культурном смешении приокских мордовских племен со славянскими. Ранние славянские погребения покрывают более древние мордовские могилы.

Старая Рязань, возникшая на месте мордовского городища как славянский город, восприняла название его древних насельников. Академик А. А. Шахматов считает несомненным родство слов «Рязань» и «эрзянь». В X в. мордва здесь, по-видимому, ассимилировалась со славянами, так как на этой территории не известны более поздние мордовские могильники. Следы мордовской культуры сохраняются в современной культуре приокского населения, в нерусских географических названиях, в особенностях старинного женского костюма, типе плетения лаптей, украшениях, орнаменте и т. д. С ассимиляцией приокских мордовских племен их самоназвание «мордва» было утрачено, и перенесено русскими на всю группу родственных им племен, которые сложились позднее в народ, известный в настоящее время под названием «мордва».

В Начальной летописи упоминается наряду с другими племенами, обитающими на Оке, племя «мурома», родственное мордве, но имеющее свой язык. С конца X в. Муромская земля упоминается в летописи уже как земля Русского княжества.

Сведения о дальнейшей этнической истории мордвы крайне скудны, они сводятся лишь к отрывочным сообщениям арабских писателей и русских летописцев. Из письма хазарского царя Иосифа, датируемого X в., известно, что в эпоху расцвета Хазарской державы мордовские племена находились в зависимости от нее и, подобно многим другим племенам, платили хазарам дань. В том же письме Иосифа упоминаются многие народности Поволжья, в частности племена буртасы и арису. О буртасах писали арабы, упоминаются они и в «Слове о погибели Рускыя земли» (XIII в.), и в русских грамотах XVI—XVII вв. В настоящее время наименование народа буртасы утрачено, и вопрос об их этнической принадлежности является спорным. Одни исследователи причисляют их к тюркоязычным народам, другие видят в буртасах племя угорского происхождения, наконец, третьи сопоставляют их с мордвой-мокшей, считая, что «мокша» — это самоназвание группы племен или народности, которая была известна ее восточным соседям под названием буртасов.

Племя арису, или арта, сопоставляется лингвистами с названием «эрзя». Однако об арте, или арисе, арабские писатели сообщают очень немногое, так как они не поднимались по Волге дальше владений булгар и плохо знали землю арты. Все же имеются данные, свидетельствующие о том, что эта земля лежала на пути из владений булгар в Киевскую Русь. Путь этот проходил по Волге, Оке, через водораздел Оки и Днепра и далее вниз по Днепру. Как указывают древние памятники, эрзя занимали южную часть теперешней Горьковской обл. с центром, где ныне находится г. Арзамас, название которого явно связано с этнонимом «эрзя».

Различия в культуре мокши и эрзи по археологическим данным начинают прослеживаться уже с VI—VII вв. Вместе с тем эти племена, обособившись, продолжали сохранять тесные связи, близость культуры и языка.

В IX—XII вв. мордовские земли находились между двумя крупными государственными объединениями: с северо-востока и востока они примыкали к стране волжских булгар, на западе были ограничены течением Оки и граничили с землями древнерусского Киевского государства. С юга открывались просторы степей для кочевых орд. Устье Оки являлось прекрасным стратегическим пунктом, здесь князем Юрием Всеволодовичем в 1221 г. был основан Нижний Новгород, который стал форпостом Русского государства, опорным пунктом русской колонизации и базой для продвижения во владения булгар и мордовские земли.

Западное Поволжье, населенное мордовскими племенами, мало-помалу включалось в состав земель, которые были обложены данью русскими князьями. Мордва оказывала упорное сопротивление, скрываясь в лесных дебрях или открыто выступая против русских войск и организуя походы на Нижний Новгород. Тем не менее основная часть приокской мордвы- эрзи и муромы — племени, близкородственного мордве, к началу XII в. прочно слилась с русским сельским населением. Связи с русскими прослеживаются в хозяйстве (земледелии), материальной культуре (жилище, одежде, украшениях) и языке. В то же время племена, жившие в бассейне верхней Цны и Мокши, Суры и Пьяны, подпали под влияние булгар.

Несмотря на скудные известия русских летописей, все же можно составить представление о жизни мордовских племен в XII и XIII вв.

К этому времени у мордвы в основном завершился процесс распада родовой общины, на смену которой в связи с развитием пашенного земледелия пришла сельская, или соседская, община.

Однако еще долго продолжали сохранять свою силу патриархальнородовые отношения.

Ограниченность документов и материалов не позволяет пока полностью осветить вопрос о формировании феодальных отношений у мордвы. Однако А. П. Смирнов и некоторые другие ученые придерживаются правильной, на наш взгляд, точки зрения, предполагая, что у мордвы к IX—XII вв. уже появилась феодальная верхушка, которая имела связи с феодальной верхушкой своих соседей. В богатой усыпальнице булгар найдено погребение мордовки. Летопись упоминает о мордовских князьях Пургасе и Пуреше, живших в XIII в. Пуреш (мокша) был союзником русского князя Юрия и выступал вместе с ним против эрзи, предводительствуемой Пургасом, который находился в вассальной зависимости от булгар.

Мордва была оседлым земледельческим народом. Зиму она проводила в селениях и жила в избах. Селения были окружены пашнями и выгонами для скота. Летом мордва жила в легких постройках около полей или на своих лесных бортевых и охотничьих угодьях, в зимницах, которые, как можно полагать на основании упоминания о них в некоторых документах,, представляли собой поселения, близкие по типу к хуторам или заимкам. Для защиты от внешних врагов мордва строила окруженные высоким тыном городки, а в лесах устраивала «тверди» — убежища, в которых укрывалась от неприятеля, покидая дома и имущество.

С развитием феодальных отношений происходила консолидация мордовских племен в народность. На ее формирование оказали влияние славянские племена, а затем древнерусская народность.

Мокша и эрзя с давних пор сознают себя как один народ. Этому способствовали торговые связи, общий тип хозяйства, близость территории и необходимость совместно обороняться от набегов хазар, печенегову булгар. К началу XIII в. процесс консолидации мордовских племен усилился, но потом был заторможен монголо-татарским нашествием.

В XIII—XIV вв. мордовские племена находились под властью монголов. На юге мордовских земель, среди лесов по р. Мокше, монголами был основан улусный город Мухши (современный Наровчат). Создание административного центра повлекло за собой проникновение в край монголо-татарской знати. Естественно поэтому, что на южной группе мордвы — мокше — сильнее, чем на эрзе, сказалось влияние татарской, более южной культуры. Поселения татар возникли здесь еще во времена Золотой Орды.

Монголо-татарское влияние прослеживается в инвентаре мордовских могильников XIV в.—в украшениях, типичных для золотоордынских городов Поволжья, в обряде погребения и т. д.

По-иному складывались исторические судьбы мордвы-эрзи. В середине XIV в. суздальский князь Константин Васильевич, перенеся свою столицу из Суздаля в Нижний Новгород, начал расширять границы своих владений. Мордва-эрзя оттеснялась от берегов Оки и Волги в леса, а на ее месте поселялись выходцы из Суздальского княжества. Русские владения распространялись все дальше в глубь мордовских земель. Северная группа мордвы-эрзи к концу XIVв. окончательно утратила свою самостоятельность и стала данницей русского князя, а Нижний Новгород, упрочив свое положение, приобрел большое экономическое значение.

С ростом политической мощи Москвы мордовские князья изменили^ свою ориентацию и стали поддерживать московского князя. Вовремя осадьг Казани мордовские отряды участвовали в ликвидации татарских засад.

После падения Казанского ханства (1552 г.) мордовские земли вошли в состав Русского государства. Для мордвы это было единственным спасением от опустошительных набегов кочевых племен. С целью обороны степных границ Московское государство начало строить засечные черты и укрепленные города. Под влиянием экономически и культурно более развитого русского народа ускорился процесс перехода мордвы к более прогрессивным формам производства, были восприняты от русских некоторые элементы материальной и духовной культуры, расширилось проникновение в мордовскую среду русского языка, что способствовало укреплению экономических связей с соседним русским населением и обогащению мордовского языка. Вместе с тем усилился процесс колонизации русскими мордовских земель. Около городов, построенных на мордовских землях, образовывались деревни русских поселенцев. Возникли десятки монастырей, занимавшиеся распространением христианства среди мордвы, они владели большими земельными угодьями. Жалованные от московского государя земли и угодья получали также служилые люди из- татар, мещеры и самой мордвы.

К началу XVIII в. высшую прослойку в мордовском обществе составляли мурзы и тарханы, приравненные в правах к русским служилым людям. Они владели обширными поместьями и крестьянами и не платили податей. Мурзы назначались в походы, несли станичную и сторожевую- службу. Впоследствии многие из них крестились, закрепили за собой вотчины и вошли в состав русского дворянства (Мордвиновы и др.). В дальнейшем большая часть служилого местного дворянства измельчала вг сильно обеднела.

Одной из повинностей, ложившихся тяжелым бременем на нерусские народы Поволжья, в том числе на мордву, было так называемое лашман- ство. С 1718 г. все работы Казанского адмиралтейства по заготовке корабельного леса были возложены на коренное население Поволжья. С каждых девяти душ мужского пола в возрасте от 15 до 60 лет брали на осеннее и зимнее время двух человек — конного и пешего. Если требовались работники на год, брали с 25 человек одного конного и двух пеших. Такой отрыв работников на долгое время разорял крестьянское хозяйство.

После первой ревизии (1724 г.) мордовское население было причислено к государственным крестьянам и уравнено в правах с русским тягловым крестьянством. Оно должно было давать рекрутов, посылать артели па постройку Петербурга, на строительство флота и другие работы, уплачивать в казну ямские деньги, нести обязанности ямской службы и т.п. Мордовское население, жившее на землях дворцовых вотчин, с образованием уделов (1797 г.) стало числиться крестьянами удельного ведомства. Некоторая часть мордвы была приписана к винокуренным, поташным и красильным заводам для выполнения в определенный срок заводских работ, которые засчитывались за подати. Часть местного населения стала монастырскими крестьянами. Наконец, значительную группу среди мордвы составляли крепостные барские крестьяне; по данным десятой ревизии (1858 г.), их насчитывалось до 20%.

Крепостные крестьяне находились в очень тяжелом положении. Кроме подушной подати, которая взималась в одинаковом размере как с удельных, так и с монастырских крестьян, они должны были платить оброк помещику, размеры которого, по словам И. Т. Посошкова, достигали очень больших размеров: «рублев по восемь или малым чем меньше». Особенно притесняли крестьян бурмистры (барские управляющие) ж старосты.

Часть мордовского населения, уравненная в правах с русскими государственными крестьянами, фактически находилась в более бесправном положении, чем русские крестьяне. Купцам было запрещено торговать в мордовских селениях, ввозить туда оружие и военные припасы. Мордва могла покупать необходимое лишь в городе и то в ограниченном количестве. Запрещение изготовления и ввоза металлических изделий, частей земледельческих орудий, предметов домашнего обихода искусственно консервировало применение деревянных орудий, деревянной посуды и других примитивных бытовых предметов.

Мордва не имела права поселяться в городах, а могла жить там лишь •ограниченное время и в небольшом числе. Вследствие этого мордовское население сосредоточивалось почти исключительно в сельских местностях.

Чрезвычайно остро для мордвы стоял земельный вопрос. Лучшие земельные и лесные угодья раздавались русским помещикам, которые, организуя на этих землях крепостные хозяйства, строили мельницы, поташные и винокуренные заводы, насильно переселяя сюда крепостных крестьян из различных районов России. Мордва сгонялась со своих исконных земель, переселялась в другие районы. Помещики травили луга, косили сено и хлеба, отбирали скот, не позволяли мордве заниматься пчеловодством и охотой на ее наследственных угодьях.

Результатом таких притеснений и непосильных обложений явилось полное разорение мордовского населения и запустение его земель. Мордва покидала свои исконные земли, уходила в зимницы, скрывалась в лесах, шла через Самарскую луку в Заволжье в поисках свободной земли. Мордовские поселки возникали в Саратовской, Уфимской губерниях и даже в Сибири.

Одной из главных задач колониальной политики царизма в Поволжье являлась полная ассимиляция местных народностей путем внедрения православия и уничтожения национальной культуры.

Уже после покорения Казанского ханства одной из забот Ивана IV было обращение «инородцев» в православие. Миссионерская деятельность усилилась в XVII в. во времена патриарха Никона. Но особенно большой размах массовое крещение мордвы получило в середине XVIII в., с учреждением «конторы новокрещенских дел», проводившей работу среди поволжских «инородцев». Ревностные служители церкви крестили мордву целыми деревнями и даже волостями. Нижегородский епископ Дмитрий Сеченов в течение двух лет (1740—1742 гг.) успел окрестить более 17 тыс. человек. Методы крещения были двоякого рода. С одной стороны, продолжали применяться еще старые приемы прямого насилия, когда мордву заставляли креститься силой оружия и угрозами; с другой стороны, крестившимся обещали материальные льготы: освобождение от подушных сборов, рекрутчины и заводских работ на определенное количество лет, кроме того, новокрещенным выдавали некоторую сумму денег и одежду.

К середине XIX в. мордва считалась христианизированной. Однако длительное время, еще продолжали сохраняться дохристианские верования. Часто церковные и языческие обряды сосуществовали, тесно переплетаясь между собой. Многочисленные древние мордовские божества, олицетворявшие силы природы, считались преимущественно женскими существами, как, например, мать леса (Виръ-ава), мать воды (Ведъ-ава), мать ветра (Варма-ава), мать огня (Тол-ава) и др. По всей вероятности, эти представления возникли у мордвы еще в ту отдаленную эпоху, когда в хозяйстве и общественной жизни ведущая роль принадлежала женщине.

Наряду с божествами женского рода мордва, хотя и в меньшей мере, почитала и мужские божества (отца леса—Виръ-апгя, отца земли—Мод-атя и др.)» считавшихся мужьями женских] божеств. По народным представлениям, почти все мордовские божества воплощали одновременно и злое и доброе начало. Чтобы умилостивить их и получить помощь в хозяйственной деятельности и семейной жизни, устраивали моления (<озкспг) на полях, в лесах, у воды, в жилище, совершали жертвоприношения. Позднее, с развитием классового общества, возникла вера в единого верховного бога. Эрзя называли его паз—Нигике-паз, или Вере-паз (верхний бог), а мокша — гикай. Однако былые представления о многих мелких божествах-покровителях продолжали еще долго проявляться в старых обрядах.

Большое место в верованиях мордвы занимал культ предков. Связанные с ним погребальные обряды представляли сочетание язычества с православием. Хоронили умерших в долбленых колодах, позднее — в обычных тесовых гробах. С умершим клали любимые и необходимые ему при жизни вещи: с мужчиной — хлеб, нож, кочедык (инструмент для плетения лаптей), с женщиной — холст, иглу, нитки и веретено. У мордвы- терюхан долго сохранялся обычай класть детям в гроб пряники, конфеты и цветы. В более отдаленные времена, по рассказам стариков, закапывали в могилу мужчины соху, борону, телегу.

По представлениям мордвы, умерший мог возвращаться в свой дом и оказывать своим живым родственникам помощь или, наоборот, вредить им. Чтобы уберечь себя от вреда (болезни или смерти), который мог нанести умерший, совершался ряд охранительных действий. Помещение, где лежал покойник, тщательно мыли и окуривали, связанные с ним вещи (сосуд, из которого его обмывали, и т. п.) бросали за околицу, прося умершего не возвращаться в дом.

Поминки совершались в дни, установленные православной церковью, т. е. в день похорон, а затем на 9-й, 20-й и 40-й дни после смерти; давно умерших родственников поминали в так называемые родительские дни, а также на пасху, Ильин день, троицу и т. д.

В поминках по умершему принимали участие все родственники. В ритуал поминального обряда, помимо молитвы и общей трапезы, включалась инсценировка прихода покойника в дом родственников и обратных проводов его в загробный мир.

Руссификация, проводившаяся с таким ожесточением царским правительством и православной церковью, больше всего коснулась мордовских крепостных крестьян Нижегородской губ., которые раньше и теснее столкнулись с русскими. Обрусению быстро поддались также мордовские переселенцы в Саратовской и Самарской губерниях. Пензенская и тамбовская мордва, жившая более компактной группой, дольше сохраняла свою языковую и культурную самобытность.

Непомерно тяжелые обложения и гнет помещичьей эксплуатации, жестокость обращения, насильственная христианизация — все это побуждало мордовское население к активным выступлениям за уничтожение крепостного гнета. Мордва принимала деятельное участие в крестьянских восстаниях под руководством Ивана Болотникова, Степана Разина и Емельяна Пугачева.

Протест мордвы против феодально-колониального гнета иногда носил религиозную окраску и был направлен одновременно против господствующей христианской религии, за возрождение старой мордовской веры. К таким движениям принадлежит и терюшевское восстание 1804 г., возглавлявшееся крестьянином Кузьмой Алексеевым из дер. Большое Сесь- кино Терюшевской волости Нижегородского уезда.

Проникшие в мордовскую деревню товарно-денежные отношения вызвали усиленное расслоение мордовского крестьянства. В начале XX в. территория современной Мордовии представляла собой отсталый аграрный район царской России с развитым помещичьим и монастырским землевладением, где эксплуатация трудового крестьянства помещика* ми и кулаками сочеталась с колониальным гнетом царского правительства.

Промышленность на территории современной Мордовии в это время была представлена мелкими предприятиями полукустарного типа с отсталой техникой. Общее число рабочих в них не превышало 3 тыс. Наиболее видное место в промышленности занимали винокуренные заводы. Основным источником дохода населения было сельское хозяйство, однако основная масса мордовского крестьянства имела ничтожные земельные наделы и влачила жалкое существование.

Непомерно высокие подати, всей своей тяжестью ложившиеся на плечи главным образом крестьянской бедноты, еще больше разоряли крестьянство и превращали значительную часть его в деревенских пролетариев. Чтобы не голодать, мордовские крестьяне нанимались работать у местных помещиков и кулаков или уходили на заработки во все концы страны. Условия работы отходников были очень тяжелые: рабочий день длился с восхода до захода солнца, а оплата изнурительного труда была крайне низкой, составляя всего 25—40 коп. в день на своем довольствии.

Естественно поэтому, что мордовское крестьянство приняло активное участие в революции 1905—1907 гг. Большое влияние на развертывание крестьянского движения оказали выступления железнодорожных рабочих, являвшихся проводниками революционных идей в среду трудящихся крестьян. Уже весной 1905 г. зачастую крестьяне стали бросать работу у помещиков, а к осени революционное движение охватило многие сел? Мордовии. Крестьяне делили помещичьи земли, громили помещичьи усадьбы и винокуренные заводы. В течение 1905—1907 гг. на территории нынешней Мордовии было разгромлено более 500 помещичьих имений.

После поражения революции 1905 г. тысячи мордовских крестьян подверглись аресту, порке и ссылке на каторгу.

Февральская революция 1917 г. существенного изменения в положение мордвы не внесла. Временное правительство, в котором большую роль играли эсеры, стремилось удержать мордву, как и другие национальности России, в том же положении, в каком они находились при самодержавии.

Коренные изменения произошли только после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Советская власть была завоевана трудящимися Мордовии под руководством Коммунистической партии в ожесточенной борьбе против эсеров и меньшевиков. В течение первых лег существования Советской власти на территории Мордовии еще продолжалось упорное сопротивление кулацко-эсеровских и белогвардейских бандг организовывавших здесь мятежи и контрреволюционные восстания. И только в 1921 г. враги были окончательно уничтожены.

В 1921 г. в Самаре состоялась конференция большевиков, которая подвела итоги борьбы трудящихся за Советскую власть и наметила пути дальнейшей работы. Большое место в этой работе отводилось вопросу о национальном строительстве Мордовии.

В 1928 г. был образован Мордовский национальный округ, вошедший в состав Средневолжского края. 10 января 1930 г. округ был преобразован в Мордовскую автономную область, а 22 декабря 1934 г.— в Мордовскую Автономную Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР с центром в городе Саранске.

lib7.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *