Стихи про осень глазами поэтов-классиков удивительно красивы. Они красочно описывают это грустное, но в то же время очаровательное время года.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
(А. Пушкин)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…
(И. Бунин)
***
Небывалая осень построила купол высокий,
Был приказ облакам этот купол собой не темнить.
И дивилися люди: проходят сентябрьские сроки,
А куда провалились студеные, влажные дни?..
Изумрудною стала вода замутненных каналов,
И крапива запахла, как розы, но только сильней,
Было душно от зорь, нестерпимых, бесовских и алых,
Их запомнили все мы до конца наших дней.
Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник,
И весенняя осень так жадно ласкалась к нему,
Что казалось — сейчас забелеет прозрачный
подснежник…
Вот когда подошел ты, спокойный, к крыльцу моему.
(Анна Ахматова Сентябрь 1922)
Осенней позднею порою
Люблю я царскосельский сад,
Когда он тихой полумглою,
Как бы дремотою, объят
И белокрылые виденья
На тусклом озера стекле
В какой-то неге онеменья
Коснеют в этой полумгле…
И на порфирные ступени
Екатерининских дворцов
Ложатся сумрачные тени
Октябрьских ранних вечеров —
И сад темнеет, как дуброва,
И при звездах из тьмы ночной,
Как отблеск славного былого,
Выходит купол золотой…
(Ф. Тютчев)
Осенний ветер заиграл на саксофоне
Немного грустный мой любимый блюз
Сверкает саксофон в его ладонях,
Я замираю…
Я спугнуть боюсь…
Маэстро ветер, чуть глаза прищурив,
Самозабвенно партию ведет.
От вдохновения брови он нахмурил…
И листья в такт заводят хоровод.
Он их бросает вверх
И затихает…
Листва парит послушна и легка…
Мелодия плывет,
А сердце тает
И не находит нужные слова…
И мне так хочется в зеленом легком платье
На цыпочках тихонько танцевать,
И ощущать какое это счастье
Осенней легкой музыке внимать…
И подставлять лицо дождинкам-нотам
Ловить губами капель терпкий вкус
И как листва легко парить в полете…
Реклама
Люблю, когда играет ветер блюз…
(Н. Весенняя)
***
В старом парке царствовала осень,
Красила деревья и кусты.
Яркие платки, на плечи бросив,
Ставила художникам холсты.
Чуть мазнула синей акварелью
Гладь пруда и неба высоту.
Расцветила нежною пастелью
Облака, добавив чистоту.
Заглянула в старые аллеи,
Пошумела ветром и дождем.
Красоты и ласки не жалея,
Все укрыла золотым листом.
Пробежала рыжею лисицей
По давно некошеной траве…
И большой, тревожной, яркой птицей
Унеслась к холодной синеве.
(Т. Лаврова)
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
(А. Пушкин)
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
(Ф. Тютчев)
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.
И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.
Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.
Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать…
Где ты, где, моя тихая радость,
Все любя, ничего не желать?
(С. Есенин)
Стихотворение в октавах «Осень» А. С. Пушкина написано осенью в 1833 году во время второго приезда поэта в с. Болдино, по возращению с Урала.
Как в прозе, так и в стихах А. С. Пушкин неоднократно писал, что осень – его любимая пора года, время его вдохновения, творческого подъема и литературных трудов.
Поэт неспроста был рад осени и считал ее временем своего расцвета: вторая осень А. С. Пушкина в имении Болдино протяженностью в полтора месяца оказалась не менее плодотворной и богатой на произведения, чем первая, эпохальная, Болдинская осень 1830 года.
Наиболее известен отрывок «Унылая пора! Очей очарованье!», являющийся VII октавой стихотворения «Осень», принадлежит к пейзажной лирике А. С. Пушкина. Строки отрывка являют собой законченную картину, реалистически точно передавшую пробуждение поэзии в душе вдохновленного любимой порой поэта.
Стихотворный размер отрывка – шестистопный ямб; строфа стихотворения – октава.
VII
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Произведение «Осень», и в частности отрывок, не было опубликовано при жизни автора, впервые его издал В. А. Жуковский в посмертном собрании произведений А. С. Пушкина в 1841 году.
Предлагаем Вашему вниманию и текст стихотворения полностью:
I
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
II
Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю ее снега; в присутствии луны
Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмет, пылая и дрожа!
III
Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!
А зимних праздников блестящие тревоги?. .
Но надо знать и честь; полгода снег да снег,
Ведь это наконец и жителю берлоги,
Медведю, надоест. Нельзя же целый век
Кататься нам в санях с Армидами младыми
Иль киснуть у печей за стеклами двойными.
IV
Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
Лишь как бы напоить, да освежить себя —
Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,
И, проводив ее блинами и вином,
Поминки ей творим мороженым и льдом.
V
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.
VI
Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице еще багровый цвет.
Она жива еще сегодня, завтра нет.
VII
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
VIII
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русской холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят — я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн — таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).
IX
Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,
Махая гривою, он всадника несет,
И звонко под его блистающим копытом
Звенит промерзлый дол и трескается лед.
Но гаснет краткий день, и в камельке забытом
Огонь опять горит — то яркий свет лиет,
То тлеет медленно — а я пред ним читаю
Иль думы долгие в душе моей питаю.
X
И забываю мир — и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем —
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
XI
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.
XII
Плывет. Куда ж нам плыть?. . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . .
Современные прогнозы погоды основаны на сложных компьютерных симуляторах. В этих симуляторах используются все физические уравнения, описывающие атмосферу, включая движение воздуха, солнечное тепло и образование облаков и дождя.
Постепенное улучшение прогнозов с течением времени означает, что современные пятидневные прогнозы погоды столь же искусны, как и трехдневные прогнозы 20 лет назад.
Но вам не нужен суперкомпьютер, чтобы предсказать, как погода над вашей головой может измениться в течение следующих нескольких часов — это известно во всех культурах на протяжении тысячелетий. Наблюдая за небом над вами и немного зная о том, как образуются облака, вы можете предсказать, будет ли дождь.
Небольшое понимание физики образования облаков подчеркивает сложность атмосферы и проливает свет на то, почему предсказание погоды на несколько дней вперед является такой сложной задачей.
Итак, вот шесть облаков, за которыми нужно следить, и то, как они могут помочь вам понять погоду.
Облака образуются, когда воздух охлаждается до точки росы, температуры, при которой воздух больше не может удерживать весь водяной пар. При этой температуре водяной пар конденсируется с образованием капель жидкой воды, которые мы наблюдаем в виде облака. Чтобы этот процесс произошел, нам нужно, чтобы воздух поднимался в атмосферу или чтобы влажный воздух соприкасался с холодной поверхностью.
В солнечный день солнечное излучение нагревает землю, которая, в свою очередь, нагревает воздух прямо над ней. Этот нагретый воздух поднимается за счет конвекции и образует кучевые облака. Эти облака «хорошей погоды» выглядят как вата. Если вы посмотрите на небо, заполненное кучевыми облаками, вы можете заметить, что они имеют плоские основания, которые лежат на одном уровне. На этой высоте воздух с уровня земли остыл до точки росы. Кучевые облака обычно не идут дождем — вас ждет хорошая погода.
Несмотря на то, что небольшие кучевые облака не вызывают дождя, если вы заметите, что кучевые облака становятся больше и поднимаются выше в атмосферу, это признак того, что ожидается сильный дождь. Это обычное явление летом, когда утренние кучевые облака во второй половине дня превращаются в глубокие кучево-дождевые (грозовые) облака.
Кучево-дождевые облака с характерной формой наковальни. ШаттерстокУ земли кучево-дождевые облака четко очерчены, но выше они начинают казаться тонкими по краям. Этот переход указывает на то, что облако больше не состоит из капель воды, а состоит из кристаллов льда. Когда порывы ветра выносят капли воды за пределы облака, они быстро испаряются в более сухой среде, придавая водяным облакам очень острые края. С другой стороны, кристаллы льда, вынесенные за пределы облака, не испаряются быстро, создавая видимость тонкой дымки.
Кучево-дождевые облака часто имеют плоскую вершину. Внутри кучево-дождевых облаков теплый воздух поднимается за счет конвекции. При этом он постепенно охлаждается до тех пор, пока не станет такой же температуры, как окружающая атмосфера. На этом уровне воздух больше не является плавучим, поэтому не может подниматься дальше. Вместо этого он распространяется, образуя характерную форму наковальни.
Перистые облака формируются очень высоко в атмосфере. Они тонкие, полностью состоящие из кристаллов льда, падающих через атмосферу. Если перистые сносятся ветрами с разной скоростью горизонтально, они приобретают характерную крючкообразную форму. Только на очень больших высотах или широтах перистые растения производят дождь на уровне земли.
Но если вы заметили, что Перистые облака начинают покрывать большую часть неба, становятся все ниже и толще, это хороший признак приближения теплого фронта. В теплом фронте встречаются теплая и холодная воздушные массы. Более легкий теплый воздух вынужден подниматься над холодными воздушными массами, что приводит к образованию облаков. Опускающиеся облака указывают на то, что фронт приближается, давая период дождя в следующие 12 часов.
Stratus — это низкий сплошной покров облаков, покрывающий небо. Слоистые образования формируются из-за плавного подъема воздуха или из-за слабого ветра, несущего влажный воздух над холодной поверхностью суши или моря. Слоистое облако тонкое, поэтому, хотя погода может показаться мрачной, дождь маловероятен, и в лучшем случае будет мелкая морось. Stratus идентичен туману, поэтому, если вы когда-либо гуляли в горах в туманный день, вы гуляли в облаках.
Наши последние два типа облаков не помогут вам предсказать грядущую погоду, но они дают представление о необычайно сложных движениях атмосферы. Гладкая линзообразная чечевица облака образуются, когда воздух взорван и над горным хребтом.
Чечевицеобразные облака формируются над горами. ШаттерстокПройдя гору, воздух возвращается к своему прежнему уровню. Когда оно тонет, оно нагревается, и облако испаряется. Но он может промахнуться, и в этом случае воздушная масса отклонится назад, позволяя сформироваться другому линзовидному облаку. Это может привести к цепочке облаков, простирающейся далеко за пределы горного хребта. Взаимодействие ветра с горами и другими особенностями поверхности — одна из многих деталей, которые должны быть представлены в компьютерных симуляторах для получения точных прогнозов погоды.
И, наконец, мой личный фаворит. Кельвин-Гельмгольц облако напоминает разбивающуюся океанскую волну. Когда воздушные массы на разных высотах движутся горизонтально с разной скоростью, ситуация становится неустойчивой. Граница между воздушными массами начинает колебаться, со временем образуя более крупные волны.
Облака Кельвина-Гельмгольца напоминают прибойные волны в океане. Репозиторий NCAR UCAR OpenSky, CC BY-NC-SAОблака Кельвина-Гельмгольца редки — единственный раз, когда я заметил их, был над Ютландией, западная Дания, — потому что мы можем наблюдать этот процесс, происходящий в атмосфере, только если нижняя воздушная масса содержит облако. Затем облако может проследить разбивающиеся волны, раскрывая сложность невидимых иначе движений над нашими головами.
Читать далее: «Зверь с Востока» и невероятно теплая арктическая температура не случайны
Каждый в то или иное время восхищался красивым красным и оранжевые цвета восхода или заката. Хотя красочный восходы и закаты можно увидеть где угодно, в определенных частях world особенно славятся своими сумеречными оттенками. Пустыни и тропики быстро приходят на ум. Действительно, это редкая проблема Arizona Highways , на котором нет хотя бы одного вида на закат, и можно было бы собрать солидную коллекцию карибских или гавайских закатные открытки всего за одну поездку.
Привлекательные восходы и закаты, похоже, также благоприятствуют определенному времени. года. В средних широтах и над восточной половиной США, например, осенью и зимой обычно производят самые эффектные оттенки низкого солнца.
Почему в некоторых частях света закаты красивее, чем другие, и почему они предпочитают определенные месяцы? Какие ингредиенты для поистине незабываемых восходов и закатов? Эти и другие темы сумерек исследуются в следующих абзацах…
На что не влияют пыль и загрязнения
Часто пишут, что природная и техногенная пыль и загрязнения вызывают красочные восходы и закаты. Действительно, блестящий сумеречное «послесвечение», которое следует за крупными извержениями вулканов, обязано своим существование к выбросу мелких частиц высоко в атмосфера (об этом чуть позже). Если, однако, было совершенно верно, что низкоуровневая пыль и дымка были ответственны за для ярких закатов такие города, как Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Лондон, и Мехико прославились бы своими сумеречными оттенками. Правда заключается в том, что тропосферные аэрозоли — когда они присутствуют в изобилии в нижних атмосферу, как они часто бывают над городскими и континентальными районами — сделать вместо усиливают цвета неба — они подавляют их. Чистый воздух – это, по сути, главное ингредиент, общий для ярких восходов и закатов.
Чтобы понять, почему это так, достаточно вспомнить, как типичное небо производятся цвета. Знакомая синева дневного неба результат избирательного рассеяния солнечного света молекулами воздуха. Рассеяние — это научный термин, используемый для описания отражения или изменение направления света мелкими частицами. Рассеяние пылью или водой Капли отвечают за лучи света, которые появляются, когда солнце частично освещает задымленную комнату или туманный лес. Избирательное рассеяние, также известное как Рэлеевское рассеяние (в честь английского физика девятнадцатого века Лорд Рэлей) используется для описания рассеяния, которое зависит от длины волны. падающего света. Частицы являются хорошими рассеивателями Рэлея, когда они очень мало по сравнению с длиной волны света.
Обычный солнечный свет состоит из спектра цветов, которые варьируются от от фиолетового и синего на одном конце до оранжевого и красного на другом. Длины волн в этом спектре колеблются от 0,47 мкм для фиолетового до 0,64 мкм для красного. Молекулы воздуха намного меньше, чем это — примерно в тысячу раз меньше. Таким образом, воздух является хорошим рассеивателем Рэлея. Но потому что молекулы воздуха немного ближе по размеру к длине волны фиолетовый свет, чем красный свет, чистый воздух рассеивает фиолетовый свет в три-четыре раза эффективнее, чем на более длинных волнах. В самом деле, если бы не тот факт, что человеческие глаза более чувствительны к синему цвету светлее, чем фиолетовым, ясное дневное небо казалось бы фиолетовым, а не голубым!
На восходе или закате солнечный свет проходит гораздо более длинный путь через атмосферы, чем в середине дня. Потому что этот удлинённый путь приводит к повышенному рассеиванию фиолетового и синего света. луча почти бесконечным числом рассеивающих «событий», которые происходят на пути (процесс, известный под общим названием многократное рассеяние ), свет, достигающий наблюдатель рано или поздно днем заметно краснеет. Таким образом, можно было бы сказать что закаты красные, потому что дневное небо голубое. Это понятие, пожалуй, лучше всего проиллюстрировано примером: луч солнечного света, который в данный момент помогает произвести красный закат над Аппалачами в то же время способствует глубокому синему, вечернее небо над Скалистыми горами (рис. 1).
Что же происходит, когда в поле зрения попадают переносимые по воздуху пыль и дымка? Типичный капли загрязнения, такие как те, которые обнаруживаются в городском смоге или в летнее время дымка имеет диаметр порядка от 0,5 до 1 мкм. Частицы это большие не являются хорошими рассеивателями Рэлея, поскольку они сравнимы по размер до длины волны видимого света. Если частицы имеют одинакового размера, они могут придавать красноватый или голубоватый оттенок небо, или привести к странному цвету солнца или луны (именно этот эффект объясняет редкое наблюдение «голубых солнц» или «голубых лун». вблизи извергающихся вулканов). Поскольку загрязняющие аэрозоли обычно существуют в широкий диапазон размеров, однако общее рассеивание, которое они производят, не сильно зависит от длины волны. В результате туманное дневное небо вместо яркого синие, кажутся сероватыми или даже белыми. Точно так же яркие апельсины и красные «чистых» закатов сменяются бледно-желтыми и розовыми, когда пыль и дымка заполнить воздух.
Но переносимые по воздуху загрязнители не только смягчают цвета неба. Они также усиливают ослабление как прямого, так и рассеянного света, особенно когда солнце низко в небе. Это уменьшает общую сумму света, достигающего земли, лишая восходы и закаты яркость и насыщенность. Таким образом, сумеречные цвета на поверхности на пыльные или туманные дни, как правило, приглушены и приглушены, даже если они более чистые. оранжевые и красные сохраняются в более чистом воздухе наверху. Этот эффект наиболее заметно в самолете, вскоре после взлета туманным вечером: Казалось бы, мягкий закат на земле сменяется яркими красками наверху. как только самолет поднимется над дымкой. Когда слой дымки неглубоко, аналогичный эффект иногда заметен на поверхности, т.к. показано последовательностью заката на Рисунке 2. Фотографии показывают слой вздымающихся высококучевых облаков, который вспыхивает огненным пламенем оранжевые и красные, как только солнце опустится достаточно далеко за горизонт, он больше не освещает напрямую тонкую завесу поверхностной дымки, присутствующую ниже облаков. Слой дымки выглядит как темная полоса прямо над горизонт в последнем (увеличенном) виде.
| ||
|
Потому что летом циркуляция воздуха более вялая, и поскольку фотохимические реакции, приводящие к образованию Смог и дымка распространяются быстрее всего в это время года, поздняя осень и зима — самое благоприятное время для восхода и наблюдение за закатом над большей частью Соединенных Штатов. Загрязнение Климатология также в значительной степени объясняет, почему пустыни и тропики отличаются сумеречными оттенками: загрязнение воздуха в этих регионах, для сравнения минимальная. (Подробнее о происхождении и поведение дымки можно найти здесь.)
Роль облаков
Хотя сумеречное небо, безусловно, может внушать благоговение, даже когда оно без облаков (например, на рис. 3 с полумесяцем слева), самые запоминающиеся закаты, как правило, те, когда есть хотя бы несколько облаков. Облака ловят последние красно-оранжевые лучи заходящего солнца и первые свет зари, как театральный экран, и отражать этот свет на земля. Но некоторые типы облаков более тесно связаны с привлекательными закатами, чем другие. Почему?
Чтобы воспроизвести яркие цвета заката, облако должно быть достаточно высоким, чтобы перехватить «чистый» солнечный свет… т. е. свет, который не затухание и/или потеря цвета при прохождении через атмосферный пограничный слой. (Пограничный слой – это слой вблизи поверхность, которая содержит большую часть атмосферной пыли и дымки). Это во многом объясняет, почему эффектные оттенки алого, оранжевого и красного цветов чаще всего украшают перистые и высококучевые слои, но лишь изредка низкие облака, такие как слоисто-кучевые или слоисто-кучевые. Когда низкие облака берут на ярких оттенках, как это часто бывает над открытым океаном в тропиках, это ключ к тому, что нижняя атмосфера очень чистая и поэтому более прозрачным, чем обычно.
Одни из самых красивых восходов и закатов имеют сплошные палубы средних или высоких облаков, которые покрывают все небо, за исключением узкая четкая полоса у горизонта. Пятиминутная последовательность таких закат над Балтимором, штат Мэриленд, показан на рисунке 4. В средних широтах такое небо часто связано с возмущением проходящего струйного течения; то есть, они отмечают зону перехода между движущимися с запада на восток областями атмосферного восхождение (облачность) и спуск (ясное небо). Если смотреть на восходе солнца, небо этот тип подразумевает, что погода, вероятно, ухудшится по мере того, как средний и верхний уровни влага продолжается на восток. На закате, конечно, все наоборот, Отсюда поговорка: «Красное небо ночью — радость путника; Красное небо утром, путник, будь осторожен».
Закаты, подобные показанному на рис. 4, пожалуй, наиболее примечательны тем, что «купаются в красном». эффект, который они производят. Весь пейзаж приобретает сюрреалистический шафрановый оттенок. облака отражают красное и оранжевое свечение угасающего солнца, оставляя очень мало синего (рассеянный) свет от верхних слоев атмосферы достигает земли. Этот конкретный пример также иллюстрирует, как крупные частицы — в данном случае дождь капли, падающие с уходящей облачной палубы верхнего уровня в крайнем левом виде (а) — склонны приглушать цвета заката. Общая окраска в этот момент темная. коричневато-оранжевый. Через несколько минут, как только дождь очистил местность, яркие оттенки красного и оранжевого растекаются по сцене (изображение c).
| | |
Определенные формы облаков также обычно принимают формы и текстуры, которые добавляют интерес. Например, высококучевые слои обычно встречаются на инверсиях, где ветер часто меняет скорость и/или направление с высотой. Это изменение ветра (известное как сдвиг ветра ) может вызывать волнообразные или роликовые движения, проявляющиеся как облако «рябь» или «волны». Пастбищное сияние низкого солнца на таких образования могут создавать впечатляющие облачные ландшафты, которые со временем меняются по мере изменения угла изменения освещения (например, рис. 2). Приподнятые кучевые облака, такие как на Рисунке 4 также добавляют интереса, так как вертикальная протяженность облаков и их тянущиеся каскады осадков ( полос падений ) приводят к градациям освещения которые не так легко реализовать в более однородных облачных колодах.
Еще одна причина, по которой некоторые формы облаков чаще ассоциируются с незабываемыми восходами и закаты, чем другие, немного сложнее; это связано со способом формирования облако и, в частности, процессы, отвечающие за основу облака. Самый средний а облака верхнего яруса связаны с сопоставлением двух различных воздушных потоков, более влажный (мутный) слой, нависающий над более сухим. Низкие облака, такие как кучевые и слоистые, с другой стороны, чаще связаны с генерализованным поднятием – облачная база. Это поднятие приводит к постепенному увеличению относительной влажности ниже нижней границы облаков и, следовательно, к увеличению размеров природных и техногенных загрязнителей. Эти увеличенные частицы уменьшаются интенсивность и спектральная чистота падающего солнечного света из-под облаков.
Сумеречные оттенки вулканов
Тропосферные облака — не единственные, которые могут усилить красота сумеречного неба. Как уже упоминалось, частицы в стратосфера также может производить красочные восходы и закаты. Стратосферные частицы образуются в основном в результате извержений вулканов. и существуют в виде тонкой пелены пыли или капель серной кислоты на высотах от 12 до 18 миль. Подобно звездам и планетам, эти аэрозоли обычно невидимы в течение дня, потому что они затемненный рассеянным солнечным светом (голубым небом) тропосферы. О Однако через 15 минут после заката, когда тропосфера находится в тени и стратосфера все еще освещена солнечным светом, проходящим через нижние слои атмосферы на западе, эти высокоуровневые облака входят в вид. Так как их цвета достигают наибольшей интенсивности после захода солнца. на поверхности, вулканические сумерки известны как “послесвечение”.
Три различных сумеречных послесвечения показаны на рис. 5. Все три наблюдались над востоком США в сентябре 1991 г., после сильного извержения вулкана на Филиппинах. Гора Пинатубо в июне того же года. Как видно на фотографиях, послесвечение заметно различаются по внешнему виду в зависимости от глубины и высоты стратосферные облака вблизи наблюдателя. Цвет и интенсивность также зависит от количества дымки и тропосферных облачность по пути света, достигающего стратосферы.
| ||
Средний пример (b) показывает красно-оранжевое послесвечение, создаваемое более плотное аэрозольное облако. Ближайшие части освещены свет, прошедший через тропосферу и поэтому сильно покраснел. Чем больше прямых солнечных лучей освещает ярче области близко к горизонту. Аналогичное облако, если смотреть через более туманная нижняя атмосфера видна на фото (с). Потому что дымки наблюдается повышенное затухание (особенно вдоль горизонт), а интенсивные цвета предыдущего примера были заменены более бледными оттенками розового и белого.
Обратите внимание, что только тогда, когда мелкие вулканические частицы были хорошо подняты в стратосфере, что появляются красочные послесвечения заката. вулканический частицы, которые остаются взвешенными в тропосфере после извержения, сравнительно большой по размеру и количеству. В результате они ослабляют солнечный свет. и иным образом подавлять сумеречные оттенки, как рукотворную пыль и дымку. Если смотреть сквозь пелену тропосферного вулканического пепла, закат выглядит сумрачным и унылым.
Послесвечение заката горы Пинатубо сохранялось в той или иной степени около 18 месяцев после первого взрыва. В последние годы (особенно 1998 и 2003), цвета заката во многих районах были приглушены введением больших частицы дыма в нижние слои атмосферы в результате лесных пожаров на западе Соединенных Штатов Штаты, Канада и Китай.