Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения
Термин “адаптация” имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.
Понятие адаптации непосредственно связано с понятием “готовность ребенка к школе” и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка.
«Из начальной школы в основную».
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи,
научиться эффективно, управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Не следует также забывать, что пятиклассники – это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.
В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 9-10 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.
Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено.
Переходный период из начальной школы в основную, сказывается на всех участниках образовательного процесса:
учащихся, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах психолого-педагогической службы.
Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:
• сменой социальной обстановки;
• изменением роли учащегося;
• увеличением учебной нагрузки;
• изменением режима дня;
• разностью систем и форм обучения;
• нестыковкой программ начальной и основной школы;
• различием требований со стороны учителей-предметников;
• изменением стиля общения учителей с детьми.
Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны для выполнения – к школьнику впервые
предъявляется много требований со стороны многих человек. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния,
создают множество организационных трудностей.
Сократить переходный период, смягчить связанные с ним факторы негативного характера – основная цель сегодняшнего педсовета
Переход учащихся из начальной школы в основную, справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Обсудим, в чем проявляются сложности организационного и учебного характера.
1. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников.
Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных решений! Это слишком шумно». К тому же придется удерживать в голове несколько версий, высказанных детьми, и давать им оценку. А точнее, подводить школьников к пониманию несостоятельности их высказываний или в их правильности. Куда проще сказать: «Молодец! Пять» или «Неверно! Три».
Как выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.
2. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.
Экономя время урока, педагоги порой забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2-3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.
3. Создание ситуации успеха для пятиклассников.
Ошибочным мнением педагогов среднего и старшего звена является признание того, что в пятом классе нужно приучать школьников к нелегкому учебному труду, а создание ситуации успеха, равно так же как и использование игровых моментов на уроке, – это удел начальной школы. Такое мнение приводит к большому разрыву в организации учебного процесса в начальном звене и средней школе. Пятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.
4. Отсутствие коллективных средств обучения.
Следует помнить о том, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителей перемещаются к сверстникам. Теперь именно они становятся наиболее значимыми в жизни подростка, в том числе и пятиклассника. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, парах, парах сменного состава. Кроме того, позитивные отношения к сверстнику они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение.
5. Наличие большей свободы и самостоятельности.
При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами, цену которым знает каждый взрослый здравомыслящий человек. Сферу действия свободы и самостоятельности надо планомерно расширять, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Свобода и вседозволенность – это не слова-синонимы, равно так-же как и самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования обозначенных понятий детьми часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.
6. Личностный контакт с учителями.
Не следует забывать, что пятиклассники – народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя. В данном перечне мы обозначили далеко не все проблемы, которые могут возникнуть у пятиклашек.
Однако было бы не справедливо говорить, что переходу в среднее звено сопутствуют лишь проблемы и препятствия. Есть много положительных моментов и новообразований в этом переходном периоде. Большинство школьников быстро адаптируются и легко преодолевают все сложности. Нельзя отрицать и то, что существует категория детей, для которых пятый класс становится «облегчением». Это касается учеников, у которых не сложились отношения с учителем начальной школы, и выход в большую школьную семью спасает их от неотъемлемого клейма «бездельник», «хулиган», «лодырь», «неумеха» и т.д.
Очень нелегко вырваться из этого порочного круга. Но такие случаи нередки и известны в каждой школе.
Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты.
Методики, используемые для выявления уровня адаптации пятиклассников.
Отношение к изучаемым предметам
Тест удовлетворенности школьной жизнью.
Утверждения:
1) Я иду в школу с радостью.
2) В школе у меня обычно хорошее настроение.
3) У нас все учителя хорошие.
4) У меня есть любимые школьные предметы.
5) Я привык к новым учителям.
6) В начальной школе было лучше.
7) На летних каникулах я скучал по школе.
4 – совершенно согласен
3 – согласен
2 – трудно сказать
0 – совершенно не согласен
У – Показатель удовлетворенности учащихся школьной жизнью
Сб – сумма баллов ответов всех учащихся Ко -общее количество ответов
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.
Цель исследования – изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов.
Обработка и интерпретация результатов:При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-ой вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», т.е. ответ «Нет». Ответы, не совпадающие с ключом – это проявление тревожности. При обработке подсчитывается:
общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности;
число совпадений по каждому из восьми факторов тревожности, выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора):
Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками).
Переживания социального стресса – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.
Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей.
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
Текст опросника.
Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
Похож ли ты на своих одноклассников?
Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
Боишься ли ты временами вступать в спор?
Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?
Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
Чувства в школе
Из 16 перечисленных чувств выбери только 8, которые ты наиболее часто испытываешь в школе.
РадостьСомнение
Желание приходить сюда
Беспокойство
Спокойствие
Страх
Уверенность в себе
Обида
Благодарность
Тревогу за будущее
Симпатию к учителям
Раздражение
Неудовлетворенность собой
Скуку
Чувство унижения
Усталость
infourok.ru
Методика «Цветные письма»
Цель исследования: определение психологической комфортности учащихся на разных уроках.
Метод достаточно прост в применении. Для проведения исследования необходимо иметь бланк на каждого учащегося с отпечатанным перечнем предметов, изучаемых в 5 классе. В бланке каждому предмету соответствует пустой квадрат, который в соответствии с инструкцией необходимо раскрасить таким цветом, который определяет состояние учащегося на том или ином уроке. Проведению исследования предшествует ознакомление с инструкцией, которую зачитывает психолог.
Инструкция: «Закрась квадрат, соответствующий тому или иному предмету таким цветом, который определяет твоё состояние на этом уроке. Вам предложено 8цветов: красный, желтый, синий, зеленый, черный, серый, фиолетовый. В соответствии с Вашим выбором один и тот же цвет можно выбирать несколько раз, какие-то цвета могут вообще не использоваться».
Бланк для заполнения:
Математика
Русский язык
Литература
Природоведение
Английский/Немецкий язык
ОБЖ
История
Музыка
ИЗО
Физическая культура
Технология (девочки/мальчики)
Обработка и интерпретация результатов:
Опираясь на значение цвета, при обработке результатов необходимо проследить
Интерпретация цвета (по М. Люшеру)
Синий – спокойствие,
Зеленый – уверенность,
Красный – энергия, стремление к активной деятельности,
Желтый – активность, стремление к общению,
Черный – страх,
Коричневый – стресс,
Фиолетовый – тревога,
Серый – нейтральная граница
nsportal.ru
Оценка уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филлипса
Цель исследования – изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьниками, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».
Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.
На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если Вы не согласны.
Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорил?
Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?
Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
Похож ли ты на своих одноклассников?
Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли ты с ним справился?
Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
Боишься ли ты временами вступать в спор?
Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
Считаешь ли ты, что одеваешься в школу также хорошо, как твои одноклассники?
Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем
Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо
Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-ой вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», т.е. ответ «Нет». Ответы, не совпадающие с ключом – это проявление тревожности.
1. Общая тревожность в школе
2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58
2. Переживание социального стресса
3. Фрустрация потребности в достижении успеха
4. Страх самовыражения
5. Страх ситуации проверки знаний
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора):
www.metod-kopilka.ru
Диагностика адаптации 5классников
Октябрь — это пора диагностики адаптации 5классников к обучению в среднем звене. Наиболее быстрой будет такая схема диагностики:
1) экспресс-диагностика тревожности посредством теста
2) беседа с классными руководителями
3) приглашение на беседу тревожных пятиклассников по результатам теста и запросу учителя.
Экспресс диагностика осуществляется в группе, дети сами обрабатывают свои ответы и считают баллы. Это значительно ускоряет обработку результатов.
Детям предлагается оценить изменения в своем самочувствии, произошедшие в последнее время. Произносится такая речь: «Ребята! В этом году вы перешли в среднее звено. Давайте посмотрим, что изменилось? Теперь у вас много новых предметов, учителей, вы ходите заниматься в разные кабинеты. А как вы чувствуете себя? Комфортно или не очень? Давайте оценим!»
Каждое из предложенных утверждений следует начинать с фразы «В последнее время…»
Я быстро устаю (да, нет).
2. Думаю, что у меня дела лучше, чем у некоторых ребят (да, нет).
3. Я чувствую себя свободнее (да, нет).
4. У меня появились головокружения/слабость/подташнивание (да, нет).
5. Учителя недовольны мной (больше замечаний) (да, нет).
6. Мне не хватает уверенности в себе (да, нет).
7. Я чувствую себя в безопасности (да, нет).
8. Я избегаю трудностей (да, нет).
9. Я могу легко расстроиться и даже заплакать (да, нет).
10. У меня стало больше конфликтов (да, нет).
11. Домашние задания стали интереснее (да, нет).
12. Я хуже понимаю объяснения учителей (да, нет).
13. Я долго переживаю неприятности (да, нет).
14. Я не высыпаюсь (да, нет).
15. Хочу, чтобы в 5-м классе учили прошлогодние учителя (да, нет).
Подсчет баллов:
Начисляется по 1 баллу за каждый ответ «да» на вопросы — 1, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15
«нет» на вопросы — 2, 3, 7, 11.
Оценка уровня тревожности:
1–4 балла — низкий уровень.
5–7 баллов — средний уровень.
8–10 баллов — повышенный уровень.
11–15 баллов — высокий уровень.
Дети подсчитывают баллы, психолог спрашивает: «Кто набрал больше 8 баллов, поднимите руку». Тем ,кто набрал больше 8ми баллов рекомендуется больше отдыхать, бывать на природе и меньше тревожиться.
2) В беседе с классным руководителем следует узнать, нуждается ли кто-то из учеников в психологической помощи. Может, кто-то не адаптировался к обучению в среднем звене. Такого ученика следует пригласить и побеседовать с ним, провести дополнительную диагностику.
3)Дополнительная беседа с тревожными пятиклассниками заключается в диагностике по методике Филлипса, использовании притч, сказок для снижения тревожности, приведения опыта преодоления страхов.
4)По итогам диагностики и коррекционной работы с высоко тревожными детьми составляется аналитическая справка для отчетности.
Педагог-психолог Ахтемова Д.Н.
infourok.ru
ПРОТОКОЛ № | 1 | |||||||||||||||||
ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ | ||||||||||||||||||
ПО ТЕСТУ ФИЛЛИПСА | ||||||||||||||||||
Фамилия, имя уч-ся | Алёна | Класс | 5 | |||||||||||||||
Дата обследования | 15 сент. 2015 г. | |||||||||||||||||
№ | Шкалы теста | Балл испытуемого | % | Средний % | Уровень школьной тревожности | |||||||||||||
1 | Переживание социального стресса | 2 | 18% | 38% | Низкий | |||||||||||||
2 | Фрустрация потребности в достижении успеха | 5 | 38% | 48% | Оптимальный | |||||||||||||
3 | Страх самовыражения | 6 | 100% | 65% | Высокий | |||||||||||||
4 | Страх ситуации проверки знаний | 6 | 100% | 73% | Высокий | |||||||||||||
5 | Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 2 | 40% | 65% | Оптимальный | |||||||||||||
6 | Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 4 | 80% | 46% | Высокий | |||||||||||||
7 | Проблемы и страхи в отношении с учителями | 6 | 75% | 63% | Повышенный | |||||||||||||
8 | Общая тревожность в школе | 15 | 68% | 53% | Повышенный | |||||||||||||
ПРОТОКОЛ № | 1 | |||||||||||||||||
ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ | ||||||||||||||||||
ПО ТЕСТУ ФИЛЛИПСА | ||||||||||||||||||
Фамилия, имя уч-ся | Георгий | Класс | 5 | |||||||||||||||
Дата обследования | 15 сент. 2015 г. | |||||||||||||||||
№ | Шкалы теста | Балл испытуемого | % | Средний % | Уровень школьной тревожности | |||||||||||||
1 | Переживание социального стресса | 5 | 45% | 38% | Оптимальный | |||||||||||||
2 | Фрустрация потребности в достижении успеха | 5 | 38% | 48% | Оптимальный | |||||||||||||
3 | Страх самовыражения | 3 | 50% | 65% | Оптимальный | |||||||||||||
4 | Страх ситуации проверки знаний | 3 | 50% | 73% | Оптимальный | |||||||||||||
5 | Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 1 | 20% | 65% | Низкий | |||||||||||||
6 | Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 2 | 40% | 46% | Оптимальный | |||||||||||||
7 | Проблемы и страхи в отношении с учителями | 3 | 38% | 63% | Оптимальный | |||||||||||||
8 | Общая тревожность в школе | 6 | 27% | 53% | Низкий |
ПРОТОКОЛ №
1
ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
ПО ТЕСТУ ФИЛЛИПСА
Фамилия, имя уч-ся
Анастасия
Класс
5
Дата обследования
15 сент. 2015 г.
№
Шкалы теста
Балл испытуемого
%
Средний %
по классу
Уровень школьной тревожности
1
Переживание социального стресса
6
55%
38%
Повышенный
2
Фрустрация потребности в достижении успеха
8
62%
48%
Повышенный
3
Страх самовыражения
6
100%
65%
Высокий
4
Страх ситуации проверки знаний
6
100%
73%
Высокий
5
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих
5
100%
65%
Высокий
6
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
4
80%
46%
Высокий
7
Проблемы и страхи в отношении с учителями
5
63%
63%
Повышенный
8
Общая тревожность в школе
20
91%
53%
Высокий
ПРОТОКОЛ №
1
ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
ПО ТЕСТУ ФИЛЛИПСА
Фамилия, имя уч-ся
Балжан
Класс
5
Дата обследования
15 сент. 2015 г.
№
Шкалы теста
Балл испытуемого
%
Средний %
по классу
Уровень школьной тревожности
1
Переживание социального стресса
4
36%
38%
Оптимальный
2
Фрустрация потребности в достижении успеха
7
54%
48%
Повышенный
3
Страх самовыражения
3
50%
65%
Оптимальный
4
Страх ситуации проверки знаний
4
67%
73%
Повышенный
5
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих
4
80%
65%
Высокий
6
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
2
40%
46%
Оптимальный
7
Проблемы и страхи в отношении с учителями
5
63%
63%
Повышенный
8
Общая тревожность в школе
9
41%
53%
Оптимальный
ПРОТОКОЛ №
1
ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
ПО ТЕСТУ ФИЛЛИПСА
Фамилия, имя уч-ся
Ирина
Класс
5
Дата обследования
15 сент. 2015 г.
№
Шкалы теста
Балл испытуемого
%
Средний %
по классу
Уровень школьной тревожности
1
Переживание социального стресса
4
36%
38%
Оптимальный
2
Фрустрация потребности в достижении успеха
6
46%
48%
Оптимальный
3
Страх самовыражения
5
83%
65%
Высокий
4
Страх ситуации проверки знаний
2
33%
73%
Оптимальный
5
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих
4
80%
65%
Высокий
6
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
1
20%
46%
Низкий
7
Проблемы и страхи в отношении с учителями
5
63%
63%
Повышенный
8
Общая тревожность в школе
8
36%
53%
Оптимальный
ПРОТОКОЛ №
1
ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
ПО ТЕСТУ ФИЛЛИПСА
Фамилия, имя уч-ся
Асель
Класс
5
Дата обследования
15 сент. 2015 г.
№
Шкалы теста
Балл испытуемого
%
Средний %
по классу
Уровень школьной тревожности
1
Переживание социального стресса
1
9%
38%
Низкий
2
Фрустрация потребности в достижении успеха
2
15%
48%
Низкий
3
Страх самовыражения
4
67%
65%
Повышенный
4
Страх ситуации проверки знаний
2
33%
73%
Оптимальный
5
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих
1
20%
65%
Низкий
6
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
3
60%
46%
Повышенный
7
Проблемы и страхи в отношении с учителями
2
25%
63%
Низкий
8
Общая тревожность в школе
6
27%
53%
Низкий
ПРОТОКОЛ №
1
ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
ПО ТЕСТУ ФИЛЛИПСА
Фамилия, имя уч-ся
Дарья
Класс
5
Дата обследования
15 сент. 2015 г.
№
Шкалы теста
Балл испытуемого
%
Средний %
по классу
Уровень школьной тревожности
1
Переживание социального стресса
4
36%
38%
Оптимальный
2
Фрустрация потребности в достижении успеха
7
54%
48%
Повышенный
3
Страх самовыражения
3
50%
65%
Оптимальный
4
Страх ситуации проверки знаний
5
83%
73%
Высокий
5
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих
3
60%
65%
Повышенный
6
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
3
60%
46%
Повышенный
7
Проблемы и страхи в отношении с учителями
5
63%
63%
Повышенный
8
Общая тревожность в школе
17
77%
53%
Высокий
ПРОТОКОЛ №
1
ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
ПО ТЕСТУ ФИЛЛИПСА
Фамилия, имя уч-ся
Виктор
Класс
5
Дата обследования
15 сент. 2015 г.
№
Шкалы теста
Балл испытуемого
%
Средний %
по классу
Уровень школьной тревожности
1
Переживание социального стресса
4
36%
38%
Оптимальный
2
Фрустрация потребности в достижении успеха
7
54%
48%
Повышенный
3
Страх самовыражения
2
33%
65%
Оптимальный
4
Страх ситуации проверки знаний
6
100%
73%
Высокий
5
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих
2
40%
65%
Оптимальный
6
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
1
20%
46%
Низкий
7
Проблемы и страхи в отношении с учителями
6
75%
63%
Повышенный
8
Общая тревожность в школе
17
77%
53%
Высокий
ПРОТОКОЛ №
1
ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
ПО ТЕСТУ ФИЛЛИПСА
Фамилия, имя уч-ся
Сергей
Класс
5
Дата обследования
15 сент. 2015 г.
№
Шкалы теста
Балл испытуемого
%
Средний %
по классу
Уровень школьной тревожности
1
Переживание социального стресса
6
55%
38%
Повышенный
2
Фрустрация потребности в достижении успеха
9
69%
48%
Повышенный
3
Страх самовыражения
5
83%
65%
Высокий
4
Страх ситуации проверки знаний
4
67%
73%
Повышенный
5
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих
3
60%
65%
Повышенный
6
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
0
0%
46%
Низкий
7
Проблемы и страхи в отношении с учителями
6
75%
63%
Повышенный
8
Общая тревожность в школе
9
41%
53%
Оптимальный
ПРОТОКОЛ №
1
ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
ПО ТЕСТУ ФИЛЛИПСА
Фамилия, имя уч-ся
Арина
Класс
5
Дата обследования
15 сент. 2015 г.
№
Шкалы теста
Балл испытуемого
%
Средний %
по классу
Уровень школьной тревожности
1
Переживание социального стресса
4
36%
38%
Оптимальный
2
Фрустрация потребности в достижении успеха
6
46%
48%
Оптимальный
3
Страх самовыражения
4
67%
65%
Повышенный
4
Страх ситуации проверки знаний
5
83%
73%
Высокий
5
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих
4
80%
65%
Высокий
6
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
2
40%
46%
Оптимальный
7
Проблемы и страхи в отношении с учителями
6
75%
63%
Повышенный
8
Общая тревожность в школе
12
55%
53%
Повышенный
ПРОТОКОЛ №
1
ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
ПО ТЕСТУ ФИЛЛИПСА
Фамилия, имя уч-ся
Данила
Класс
5
Дата обследования
15 сент. 2015 г.
№
Шкалы теста
Балл испытуемого
%
Средний %
по классу
Уровень школьной тревожности
1
Переживание социального стресса
3
27%
38%
Низкий
2
Фрустрация потребности в достижении успеха
5
38%
48%
Оптимальный
3
Страх самовыражения
2
100%
65%
Высокий
4
Страх ситуации проверки знаний
5
83%
73%
Высокий
5
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих
4
80%
65%
Высокий
6
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
2
40%
46%
Оптимальный
7
Проблемы и страхи в отношении с учителями
3
38%
63%
Оптимальный
8
Общая тревожность в школе
9
41%
53%
Оптимальный
ПРОТОКОЛ №
1
ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
ПО ТЕСТУ ФИЛЛИПСА
Фамилия, имя уч-ся
Алексей
Класс
5
Дата обследования
15 сент. 2015 г.
№
Шкалы теста
Балл испытуемого
%
Средний %
по классу
Уровень школьной тревожности
1
Переживание социального стресса
5
45%
38%
Оптимальный
2
Фрустрация потребности в достижении успеха
8
62%
48%
Повышенный
3
Страх самовыражения
3
50%
65%
Оптимальный
4
Страх ситуации проверки знаний
5
83%
73%
infourok.ru
Вот и окончена начальная школа. Это, на первый взгляд, простое событие таит в себе довольно много проблемных камней. И самое главное, родители забывают, что это событие связано с окончанием детства у детей.
После летних каникул дети идут в школу уже в новом качестве, учащимися среднего звена. Они ощущают себя взрослее. Первый их день в школе больше похож на состояние эйфории. Ведь школьники встретились после долгих каникул. Им есть о чем поговорить друг с другом, есть чем поделиться. Дети испытывают приток энергии и сил, им кажется, что они готовы воспринять все новшества, которые появились в школьной жизни. Но такое состояние длится, как правило, недолго, примерно 1-2 недели, не больше. А потом настроение резко снижается, особенно после первых самостоятельных и контрольных. На школьников накатывает волна «безрадостных» будней, более низкие оценки, чем были в начальной школе. А с этим проходит еще и страх: «А что скажут папа с мамой?» И тогда наступает самый трудный период адаптации.
Родители же зачастую могут много рассказать о том, как их ребёнок привыкал к детскому садику, сколько проблем с адаптацией было, когда он пошел в первый класс. А вот если спросить у них про ребенка-пятиклассника и его проблемы с адаптацией в школе, такой вопрос может вызвать недоумение. Родители просто не знают об этих проблемах, считая, что ребёнок уже взрослый и сам способен решать их. Но как раз этот период, совпадающий с началом перехода в подростковый возраст, является в школьной жизни очень трудным. Ребёнок уже вырос, стал самостоятельным, но все же адаптация пятиклассника в школе требует ощутимой помощи со стороны родителей.
Переход в среднее школьное звено для любого ребёнка – это важный этап в его жизни. Он переживает определённого рода стресс, ведь теперь условия его обучения терпят изменения, необходимо под них подстроиться. Насколько успешно пройдет эта подстройка, зависит от многих факторов и не только от самого ребёнка.
Если говорить простыми словами, то адаптация – это способность организма подстраиваться под меняющиеся условия среды. Этот термин можно отнести как к физиологическому состоянию, так и к психологическому. Поговорим о последнем.
Психологическая адаптация пятиклассников – это способность учеников изобретать новые способы поведения, в зависимости от сложившейся ситуации, то есть быть гибкими. В данном случае гибкость должна пониматься как личностное качество. Её наличие зависит от разных факторов, но в первую очередь от жизненного опыта.
Адаптация пятиклассников – сложный процесс, который в силу определённых причин может пройти неудачно. И тогда происходит противоположный эффект, именуемый дезадаптацией.
– Эмоциональная – проявляется в тревожном поведении, в переживаниях по поводу школьных занятий, необъяснимом страхе перед учителем или одноклассниками.
– Поведенческая – ребёнок ведёт себя неадекватно: проявляет агрессию, недисциплинированность, часто становится зачинщиком конфликта.
– Интеллектуальная – характеризуется низким мотивационным уровнем относительно учёбы, нежеланием продолжать обучение.
– Коммуникативная – выражается в тревожном и замкнутом состоянии, которое не позволяет ребёнку эффективно строить взаимоотношения с взрослыми людьми и со сверстниками.
Анализ адаптации пятиклассников показывает, что существуют определённые факторы, которые оказывают прямое влияние на успешность прохождения данного процесса. Как родителям, так и учителям очень важно быть осведомлёнными в этой области, чтобы суметь вовремя помочь ребёнку. Адаптация пятиклассников условно делится на внешнюю и внутреннюю.
– Влияние экологических условий.
– Особенности организации процесса обучения.
– Компетентность педагогических воздействий.
– Адекватность учебных требований.
– Особенности воспитания в семье.
– Возможность занятия внеучебной деятельностью.
– Особенности личностного склада ребёнка: коммуникабельность, склонность к проявлению самостоятельности и организованности.
– Состояние здоровья.
– Степень развития интеллектуальной сферы.
– Мотивация к обучению.
– Умение поддерживать работоспособность на высоком уровне длительный период времени.
Существует ряд признаков, на которые можно ориентироваться, осуществляя анализ адаптации пятиклассников. Это нужно для того, чтобы вовремя обнаружить проблему и суметь своевременно помочь ребёнку.
– Удовлетворённость ребёнка социальными контактами и межличностным общением внутри школьного коллектива.
– Положительное отношение школьника к процессу проведения уроков.
– У ребёнка не возникает особых трудностей в усвоении учебного материала.
– Достаточный уровень самостоятельности при подготовке домашнего задания.
– Разлады психофизиологического характера (тревожный сон, тяжёлый подъём по утрам, частая головная боль, вялое состояние, хронически протекающая усталость).
– Недовольство по поводу отношений с одноклассниками, страх перед учителем.
– Скрытие эмоций, нежелание рассказывать о своих впечатлениях.
Переход в среднюю школу – это период, когда ребёнок постепенно начинает стремиться к самостоятельному решению жизненных трудностей и задач. Надо помнить, что адаптация пятиклассников в школе связана с изменениями не только в физиологическом плане, но и в психическом. Проявляющееся чувство взросления заставляет ребенка отстаивать свою независимость. Вместе с этим появляется желание противостоять советам и наставлениям старшим, отрицая практически любое их влияние.
Так как пятиклассник стоит на пороге переходного возраста, у него возникает стремление выделиться среди школьного коллектива, стать эталоном для других. Для этого ребёнок начинает искать того персонажа или члена семьи, на которого он мог бы держать равнение, подражать ему.
В этот период у ребёнка появляется критичность, которая тесно связана с формирующейся самооценкой. Возникают зачатки рефлексии (склонность к самоанализу, самовоспитанию). На основе рефлексии и зарождающегося теоретического вида мышления у ребёнка складывается собственное мнение и представление по разным вопросам.
В начале учебного года учителям желательно провести специальное родительское собрание. Адаптация пятиклассников – это довольно многоструктурный процесс, который затрагивает все системы жизнедеятельности ребёнка. Поэтому на данном родительском собрании больше всего следует уделить внимания именно этой теме. Очень важно, чтобы классный руководитель смог грамотно донести родителям все нюансы и аспекты такого непростого процесса, как адаптация к среднему звену. Ведь именно от родителей зависит большая часть успешного протекания адаптации ребёнка.
Родители должны знать, что в данный период ребёнку необходима их поддержка, в частности, безусловное принятие его самого и его действий. Не стоит слишком ругать ребёнка за проступки или за неудовлетворительную оценку. Гораздо лучше будет, если родители пойдут навстречу своему ребёнку и постараются помочь ему исправить ситуацию. Адаптация пятиклассников в школе будет протекать куда успешнее, если родители смогут создать для своего ребёнка чёткий режим дня и будут тщательно следить за его исполнением.
Процесс привыкания к изменениям должен проходить комплексно, и для его успешного прохождения необходима помощь учителей-предметников, а также классного руководителя. В августе до начала учебного года для учителей должен быть проведён педсовет по адаптации пятиклассников, на котором должны быть в обязательном порядке рассмотрены актуальные вопросы в рамках данной темы.
Для того чтобы предотвратить возможное возникновение некомфортного состояния у детей, классный руководитель в первую очередь должен позаботиться о создании оптимального психологического климата в классе. Этого можно достичь, если при рассаживании детей за партами стараться учитывать их психологическую совместимость, пожелания родителей, а также индивидуальные особенности каждого. Нелишним также будет провести для детей небольшую экскурсию по школьным кабинетам, в которых они будут учиться. Такая тактика поможет снять напряжение и излишнюю тревогу у учеников.
Кроме того, не забывайте, что важную роль в решении трудностей адаптационного периода играет родительское собрание. Адаптация пятиклассников должна быть одним из ключевых вопросов, который должен освещаться на протяжении всего адаптационного периода, который длится примерно около года.
Немаловажную роль играет диагностика адаптации пятиклассников. Методики, которые для этого применяются, призваны не только показать текущее состояние ребёнка, но и помочь в прогнозировании возникновения будущих проблем. Кроме этого, такие методики могут дать информацию о причинах, которые не дают успешно протекать адаптационным процессам.
Понятно, что все методики должен проводить специалист, имеющий психологическое образование. На основе проделанной работы он должен составить специальный документ-справку, под названием «Адаптация пятиклассников». Справка такого рода может включать в себя программу по изучению данного явления, перечисление использованных методик, а также интерпретацию с результатами и основные рекомендации учителям и родителям.
Психологу нужно помнить о том, что все методики должны быть валидны, то есть соответствовать возрастным особенностям детей, а также изучаемой проблеме. В противном же случае психолог получит искажённые результаты диагностики, его помощь в данном случае будет равняться нулю.
Несомненно, один из самых сложных процессов, которые происходят в жизни школы, – это адаптация пятиклассников. Диагностика в данном случае должна включать в себя разноплановые тесты и методики. Очень хорошо зарекомендовали себя различного рода специальные опросники. Сразу надо сказать, что педсовет по адаптации пятиклассников, конечно же, даёт учителям представление о том, какие признаки соответствуют успешно пройденной адаптации учеников. Но только на одни знания учителей невозможно полагаться в оценке психологического состояния школьников, поэтому использование методик становится необходимым.
– «Отношение к учебным предметам».
– «Чувства в школе».
– «Черты идеального учителя».
Опросник «Отношение к учебным предметам», как правило, даёт информацию о склонностях и способностях ребёнка. Благодаря опроснику «Чувства в школе» можно определить уровень адаптации целого класса, а не отдельно взятого ученика. «Черты идеального учителя» – это та методика, которая может помочь выявить ошибки учителя, которые препятствуют успешной адаптации учеников.
Методика «Цветные письма»
Не стоит забывать, что в период перехода в среднее звено ребёнок испытывает большой стресс, который носит название “адаптация пятиклассников”. Методики очень хорошо работают, если направлены на бессознательную сферу ребёнка. Одним из таких вариантов является метод «Цветные письма». Он даёт возможность психологу получить информацию о наличии психологического комфорта или дискомфорта у школьников на разнообразных уроках. Кроме этого, с помощью данной методики можно выявить наиболее стрессогенные школьные занятия для каждого отдельного ребёнка.
Тест предоставляется в виде бланка, на котором с левой стороны отпечатываются названия изучаемых школьных дисциплин, а с правой – цепочка из пустых квадратиков. Психолог просит учеников взять цветные карандаши и напротив каждого предмета закрасить квадратик любым цветом. Используемые цвета могут повторяться. После этого специалист проводит обработку полученных данных, опираясь на значения цветов по Люшеру, а также прописывает рекомендации по адаптации пятиклассников. Рекомендации психолога должны строго выполняться учителями и родителями, так как это может в значительной степени помочь ребёнку.
«Открытое письмо родителям»
Процесс, который происходит во время перехода детей из младшего звена в среднее, – это неизбежная адаптация пятиклассников. Диагностика обязательно должна строиться на комплексном исследовании конкретного класса или отдельного ребёнка. Для получения объективных результатов необходимо использовать несколько методик одновременно.
«Открытое письмо родителям» – это та методика, которая направлена на сознательную сферу школьника. Она является одной из часто применяемых, потому что обычно с родителями ребёнок может быть более откровенен, чем с другими взрослыми. Это даёт возможность получить точные результаты.
Бланк ответа ученика содержит начала предложений, которые ему необходимо продолжить. Они все ориентированы на его школьную жизнь. В частности, данный тест даёт информацию о некоторых уровнях адаптации, обычно о социальном и психологическом. Кроме этого, такая методика раскрывает особенности взаимоотношений ученика с одноклассниками и учителями, а также в отдельных случаях помогает выявить причины дезадаптации.
Надо не забывать, что психолог должен стремиться к комплексному проведению работы, которую составляет диагностика адаптации пятиклассников. Методики должны быть подобраны очень грамотно, с учётом возрастных особенностей детей.
Тест, предложенный Филллипсом
Данная методика очень актуальна для пятиклассников, так как чаще всего они испытывают чувство неопределённости, страха, волнения, что, естественно, негативно сказывается на общем их самочувствии и процессе усвоения знаний.
Методика Филлипса служит для определения уровня тревожности детей, связанной с пребыванием в учебном заведении, а также даёт представление о возможных причинах такого состояния. Данный тест очень развёрнуто может ответить на вопрос, насколько адаптация пятиклассников проходит удачно. Методика одинаково эффективно работает как для среднего, так и для младшего школьного возраста. Тест имеет 58 вопросов, поэтому проведение его должно осуществляться тогда, когда школьники не сильно устали от уроков. На каждый вопрос школьники должны дать либо положительный, либо отрицательный ответ. После проведения методики психолог подсчитывает полученные результаты, используя ключ к тесту, и составляет интерпретацию. Очень удобно предоставлять уже обработанные данные в диаграммном виде, так сразу будет хорошо заметна разница в показателях.
Такая проблема, как адаптация пятиклассников, требует к себе повышенного внимания как со стороны учителей, так и со стороны родителей. Нельзя данный процесс пускать на самотёк, необходимо обязательно следить за психическим комфортом ребёнка и стараться контролировать его эмоциональное состояние. Ведь от того, насколько успешно будет пройден данный этап в жизни ребёнка, зависит не только качество усвоенных им текущих знаний, но и в целом отношение к учёбе и труду.
fb.ru
Содержание статьи:
Переход из начальной школы в основную считается одним из наиболее сложных периодов в жизни учащихся. Адаптация пятиклассников, под которой следует понимать приспособление к новым условиям ведения образовательного процесса, может протекать по-разному. Характер адаптационного этапа зависит от:
Ключевой особенностью перехода в основную школу является наложение проблем, вызванных переходным возрастом, на традиционные трудности адаптационного периода. Процесс приспособления обычно затрагивает два параметра — биологический и психологический, — но в данном случае наибольшее беспокойство педагогов и родителей должен вызывать именно последний аспект.
Психологическая адаптация при переходе пятиклассников в основную школу вызвана такими факторами:
Психологические аспекты протекания адаптационного периода в жизни пятиклассников определяют возрастные и индивидуальные потребности, а также тот факт, была ли проведена подготовка младших школьников к переходу на уровень основного общего образования. Многие ребята в этом возрасте из-за активной гормональной перестройки становятся раздражительными, нервными, проявляют повышенную возбудимость. Вчерашние младшие школьники стремятся как можно быстрее изменить свой статус на «взрослый», проявлять независимость, и вместе с тем боятся открыто высказывать свою позицию по многим вопросам.
Типичные характеристики пятиклассников, определяющие особенности психологической адаптации при переходе в основную школу
Характеристики | В чем проявляются |
Психофизиологические особенности |
|
Социальные потребности |
|
Поведение в коллективе |
|
Адаптационный период, связанный с переходом в старшую школу, часто подчинен протоколу, понимание основных этапов которого позволяет классному руководителю, учителям-предметникам реализовать меры психологической поддержки.
Особенности типичного протокола последовательной адаптации пятиклассников представлены в таблице.
Этап адаптации | Длительность | Особенности |
Первый этап: знакомство | Около недели | В первые дни нового учебного года ребята знакомятся с новичками, делятся своим новым опытом и мироощущением. Нередки ситуации, когда школьники меняют свой тип поведения: всеобщие любимцы из-за стресса или повышенных переживаний «уходят в тень», на фоне чего в классе появляются новые формальные или неформальные лидеры. |
Второй этап: взаимодействие | Один-полтора месяца |
Необходимость организации классных дел создает оптимальные условия для взаимодействия пятиклассников. В большинстве коллективов на данном этапе отсутствует ученический актив, поэтому детям приходится работать в больших и малых группах, состав которых может меняться. Важная роль на этапе сплочения коллектива отводится помощи классного руководителя, который должен утвердить основные правила взаимодействия, основанные на принципах ответственности, взаимоуважения и взаимоподдержки. Благодаря грамотному руководству можно оптимизировать процесс выбора ученического актива по всем направлениям деятельности — интеллектуальной, творческой и спортивной активности; привлечь как можно большее число детей к выполнению определенных функций. |
Третий этап: выработка новых правил | Два-три месяца | Участие в школьной жизни определяет новый этап адаптации, связанный с получением коллективного опыта, преодолением конфликтов. Конкурсы и олимпиады, проводимые между классами, формируют определенное восприятие нового классного коллектива школьной общественностью, влияя на мировосприятие новоиспеченных пятиклассников. Большинство детей гордится своим классом, искренне переживает за успехи и неудачи, которые были отнесены на счет коллектива по результатам деятельности одного ребенка или группы детей. Класс становится второй семьей, с которой школьник будет делить свои радости и неудачи на протяжении нескольких лет. |
Эксперты по возрастной психологии параллельно выделяют протекание следующих адаптационных процессов:
Переход из младшей школы на новую ступень обучения для всех детей проходит по-разному. Одни пятиклассники быстро преодолевают сложности адаптационного этапа и привыкают к реалиям новой жизни, другие реагируют на изменения болезненно.
Педагоги и родители должны знать, как проявляются типичные трудности адаптации к школе у пятиклассников, чтобы в случае выявления тревожных симптомов реализовать комплекс психолого-педагогической поддержки и избежать проявления негативных реакций.
О дезадаптации пятиклассников при переходе в основную школу свидетельствуют:
Сложности адаптационного периода могут быть связаны с разными факторами, выявление которых позволяет обеспечить уверенное преодоление кризисного периода. В большинстве случаев дети болезненно реагируют на разные требования, предъявляемые учителями, их пугают незнакомые термины, слова, необходимость запоминания большого объема информации. Многие пятиклассники, утратив эмоциональную связь с первой учительницей, тоскуют, чувствуют себя заброшенными. Чаще всего простые действия — оказание помощи в подготовке домашних заданий в соответствии с новыми требованиями, разъяснение неизвестных слов и терминов, посещение педагога начальной школы — позволяют оказать ребенку необходимую психологическую помощь, способствующую нормализации ситуации.
Сложности адаптационного периода не всегда лежат на поверхности. Порой одних наблюдений недостаточно, чтобы определить уровень тревожности ребенка. Диагностика сложности адаптации пятиклассников, реализуемая путем проведения простого тестирования, позволяет получить достоверную информацию по каждому учащемуся.
Популярные методики диагностики пятиклассников:
1. «Цветные письма». Это один из самых простых и популярных тестов, позволяющих определить психологическое состояние каждого школьника во время конкретных уроков, предметы, которые вызывают наибольший дискомфорт, и уровень общей тревожности.
Для проведения теста необходимо приготовить раздаточный материал: бланки с таблицами, в которых напротив перечня предметов представлены пустые квадраты. Учащимся предлагается зарисовать квадраты предложенными цветами (всего 8 цветов: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, серый, коричневый) в соответствии с эмоциями, ассоциирующимися с каждым уроком. Интерпретация результатов проводится в соответствии с цветовой полосой М. Люшера.
2. Опросник Левченко, иллюстрирующий эмоциональное состояние пятиклашек. Тестирование предусматривает подготовку бланков, на котором вразброс представлены разные типы эмоциональных состояний (всего 16):
Школьникам предлагается выделить 8 состояний, которые они считают наиболее близкими для себя. Результаты интерпретируются после перевода в процентные величины.
3. Написание открытого письма родителям. Детям предлагается написать небольшой диктант с элементами сочинения. Классный руководитель зачитывает начало фраз, а учащиеся должны дополнить их. Ввиду физической неспособности пятиклашек записывать большое количество информации не рекомендуется перегружать диктант многочисленными конструкциями. Опорными фразами должны стать следующие конструкции: «Если сравнить 5 класс с начальной школой, то сейчас…», «В 5 классе больше всего мне нравится…», «Самые большие трудности у меня возникают с…».
В качестве диагностических методики также используют тест школьной тревожности Филлипса, простые опросники, позволяющие составить мнение об интересе детей к разным предметам, отношении к разным учителям. Педагоги-психологи и классные руководители практикуют последовательное применение разных систем диагностики через равные временные промежутки — это позволяет отслеживать изменения настроения учащихся и своевременно реализовать меры психологической поддержки.
Характер поведения ребенка во время привыкания к новому порядку обучения во многом зависит и от уровня родительской поддержки. Адаптация пятиклассников к основной школе будет благоприятной при условии следования рекомендациям педагога-психолога.
Для новоиспеченных пятиклассников очень важно:
Читать еще по теме:
www.menobr.ru