“АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОДЕ”
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня речь пойдет о воде. О том, какие она несет опасности. Вы научитесь пользоваться водой себе во благо, а не во вред.
Наступило лето и летние каникулы. Можно отдыхать, купаться в речке, загорать. Нам очень хочется, чтобы отдых прошел без сложностей. Давайте вспомним правила поведения на воде в летнее время. (Дети дают ответы). Знаете ли вы, что часто тонут люди, умеющие хорошо плавать? Как вы думаете, почему эти происходит?
(Дети: потому, что не соблюдают правила безопасности на воде).
Ведущий: Давайте послушаем и запомним основные правила поведения на воде.
Правила безопасного поведения на воде:
Чтец 1:
Если видишь ты буйки – не для шалости они!
Знаки надо уважать! За буйки не заплывать!
Ведущий: Правилами поведения на воде запрещается:
Чтец 2:
Запомните, ребята,
Вам твердо надо знать,
Что в месте незнакомом
Запрещено нырять!
Ведущий: Если вы оказались в воде, не умея плавать:
Чтец 3:
Если ты не научился ловко плавать и нырять-
Не рискуй, совет послушай:
«Далеко не заплывать!»
Ведущий: Если ногу свело судорогой:
Если вы упали в воду:
Ведущий: Не только родители заботятся о вашей безопасности во время отдыха у водоема, но и люди специальных профессий. Вы знаете, как называются эти профессии? (Водолазы, спасатели и др.)
Ведущий: Послушайте рассказ водолаза и ответьте на вопрос: какие правила безопасности нарушили дети?
Рассказ водолаза:
Чтец 4:
Глеб Иваныч – водолаз, в день нырял по 20 раз.
Спас он 240 взрослых и детей 3000 спас.
У него медаль и орден, но махнул он на медаль:
— Если кто-нибудь утонет – это будет очень жаль!
Целый день сижу на вышке, хулиганят ребятишки:
То воюют на плотах, то нырнут не в тех местах,
Заплывают за буйки и идут на дно реки…
Я искал бы лучше клад! Рыбу я ловить бы рад!
Но в речке вместо рыбы должен я ловить ребят…
В общем, я скажу всем так, что купанье – не пустяк!
Ведущий: Что приходилось наблюдать водолазу? Какие же правила безопасности нарушили дети? Иногда, даже соблюдая правила безопасности на воде, могут произойти неприятности. Главное – не надо паниковать.
Если вы захлебнулись водой.
1) Не паникуйте, постарайтесь развернуться спиной к волне.
2) Прижмите согнутые в локтях руки к нижней части груди и сделайте несколько резких выдохов, помогая себе руками
3) Очистите рот и нос от воды, сделайте несколько глотательных движений.
4) Восстановите дыхание, ложитесь на живот, двигайтесь к берегу.
5) При необходимости позовите на помощь людей.
Если вы увидели тонущего человека.
1) Привлеките внимание окружающих громким криком: «Человек тонет!»
2) Бросьте ближе к утопающему спасательный круг, резиновую камеру и т.д.
3) Вызовите скорую помощь.
4) Если утопающий рядом с вами – не дайте ему схватить вас за шею или руку, подплывите к нему сзади и схватите за волосы. Переверните на спину, приподнимите голову.
Чтец 5:
Летом можно купаться,
И загорать на пляже,
Теплотой наслаждаться,
И зеленым пейзажем.
Ведущий: Если мы все будем соблюдать правила безопасности поведения на воде, наш отдых пройдет удачно и весело.
Составитель: библиотекарь абонемента библиотеки им. М. Горького, Иванова Н.В.
www.azovlib.ru
Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г.Сердобска
Конспект занятия
Тема: «Правила поведения на воде»
( для обучающихся 9-12 лет)
Разработала: Осипова М.В.
Тема занятия: воспитательский час «Правила поведения на воде»
Воспитатель: Осипова М.В.
Возраст учеников: 9-12 лет (в группе 10-12 человек)
Цель: рассмотреть основные правила безопасного поведения на водоёмах в различных условиях.
Задачи:
Образовательные:
Формирование убеждений в необходимости соблюдения мер безопасности на воде.
Формирование навыка оценки уровня опасности и планирования действий в ситуации опасности.
Воспитательные:
Коррекционно-развивающие:
Развивать речь
Развивать логическое мышление, память, воображение
Время занятия: 40 минут
Ход занятия
Организационный этап. (3 мин)Ритуал приветствия
Цели:Создать эмоционально-благоприятное отношение в группе
-Добрый день, ребята! Я приглашаю вас на очень интересное и полезное занятие. Но прежде, попрошу вас поприветствовать друг друга. А для этого встаньте, пожалуйста, в круги с улыбкой дружно, вместе со мной, скажем «Добрый день!» (Дети говорят хором)
2
Актуализация темы (2 мин)
Цель: мобилизовать, заставить детей включиться в работу
-Ребята, какое слово пропущено в пословице на доске? (Вода)
– Ну вот вы и узнали тему нашего сегодняшнего занятия. Мы поговорим о воде: когда она может стать опасной, а когда она – друг.
3
Основной этап. (25 мин)
Цель: воспитывать бережное отношение к своему здоровью, дисциплинированность на водоемах.
Дискуссия
Цель: развивать речь, словарный запас, наблюдательность,
Физкультминутка
Физическая и эмоциональная разгрузка. Развитие двигательной активности детей.
-Ребята, когда вода нам друг? (Ее пьют, используют для приготовления пищи, мытья, человек сам состоит из воды, с помощью воды люди закаляются)
-Молодцы! А когда можно сказать, что вода, скорее, враг? Когда она опасна для человека? (Предположения детей)
-Давайте поговорим о таких ситуациях подробнее.
– Сейчас я вам буду показывать слайды о том, каких правил надо придерживаться на воде. Давайте рассмотрим их и обсудим.
-Никогда не купайся в одиночку в незнакомом месте. Почему?
-Не ныряй в незнакомых местах. Почему?
-Не заплывай на пляже за буйки. Почему?
-Не устраивай игр с захватами. Почему?
-Не заплывай далеко на надувных матрацах. Почему?
-Не переплывай водоем на спор. Почему?
-Молодцы, ребята!
Руками показывают разные виды плавания (кроль, брасс, кроль на спине, баттерфляй)
Чтение стихотворения «На реке»
Цель: развивать речь, слуховое внимание
-А теперь послушайте стихотворение «На реке» и скажите, какие правила нарушены?
Солнце жаркое печет
Весь народ на пляж идет
Мы приехали на речку
Но свободного местечка
Возле речки не найти
Решили, чтоб от всех уединиться
По речке вниз надо спуститься
Нашли мы тихое местечко
И разом все нырнули в речку
(Нельзя нырять в незнакомых местах, нельзя после сильного перегрева погружаться в холодную воду – перепад температуры приводит к судорогам и болезням сердца)
Поплыли на перегонки
Мы на ту сторону реки
Кто быстрее доплывет
Тот и приз себе возьмет
(нельзя переплывать на спор)
В воде все начали играть
Друг друга за ноги хватать
А кто вырвется вперед
Командира в плен берет
(Нельзя устраивать игр с захватами)
Для тех, кто в плаванье не асы-
Надули камеры, матрацы
Заплыли очень далеко
Лежать на речке хорошо
Нужно лишь грести руками
Да помогать чуть-чуть ногами
(Нельзя заплывать далеко на надувных матрацах)
Но под водой на середине реки
Очень холодные ручейки
Ноги начало сводить
Что же делать? Как тут быть?
(Нужно уметь справляться с судорогой)
У кого-то силы на исходе
Что делать? Назад поворачивать что ли?
А вдруг назад не доплыву
Что делать? Кажется тону!
(Надо уметь отдыхать, нельзя паниковать)
Кто-то начал вдруг тонуть
И воды успел глотнуть
Только вот кричать, что толку?
Барахтается втихомолку
(Надо звать на помощь громко, привлекая к себе внимание)
И тут на счастье всех ребят
К нам спасатели спешат
Взлетают весла высоко
Благо, пляж недалеко
(Нельзя купаться далеко от спасателей)
-Ребята, все мы любим реку. Но весенняя река, когда вот-вот начинается или уже начался ледоход, тоже полна опасностей. Давайте запомним 3 важных правила:
1. Не ходить на реку без взрослых
2. Не подходить близко к воде
3. Ни в коем случае не плавать на самодельных плотах, бревнах, досках.
4
Итог занятия. (10 мин)
Рефлексия
Цель: понять, как дети чувствовали себя на занятии, понравилось ли оно им, закрепить изученный материал
Ритуал окончания занятия
– Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие?
– А что самое интересное было на занятии?
– Что вам может пригодиться в жизни из того, о чем сегодня говорили на занятии?
– напомните мне, пожалуйста еще раз о правилах поведения у водоемов.
– Давайте сейчас встанем в круг, протянем вперед руки и соединим их в центре круга. Тихо так постоим, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.
-Молодцы ребята! Я очень довольна тем, как мы сегодня с вами поработали.
-чему вы сегодня научились и что запомнили на занятии?
infourok.ru
Разработка воспитательского мероприятия
Подготовила: Воспитатель Шульгина Я.А.
Тема: Основные правила безопасного поведения на воде, на льду.
Цель :
Сформировать у детей представление о правильном, безопасном поведении на воде, на льду.
Оборудование: серия рисунков о поведении на воде, на льду.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель : Я прочитаю вам стихотворение, а вы попробуйте догадаться, о чем мы будем говорить на уроке?
Ваня шел купаться…
Ваня шел купаться с другом
И с большим красивым кругом.
Ваня плавал на кругу –
Друг стоял на берегу.
Думал друг: «А если вдруг
Лопнет круг – утонет друг!
Подниму-ка лучше лай:
«Далеко не заплывай!»
«Не волнуйся, Дружок,
Выхожу на бережок!»
(М.Бартенев)
– Так о чем мы будем говорить на уроке?
Дети: О правилах безопасного поведения на воде.
Воспитатель : В старину все города строили на берегах рек. Реки были главными торговыми дорогами. Летом по рекам плавали на кораблях и лодках, а зимой ездили по льду на санях. Поэтому и в старину, и сейчас люди стараются выполнять правила безопасного поведения на водоемах. Бассейны, пруды, озера, речки манят детей своей прохладой в жаркий день. Отправляясь покупаться, многие ребятишки не возвращаются домой. Вода беспощадна к тем, кто не умеет плавать. Тысячи детей каждый сезон тонут летом, проваливаются под лед весной. По статистике вода является одной из главных причин детской смертности после аварий на дорогах и гибели в огне. Спасти доверчивых детей может только своевременное предупреждение о грозящей беде. Вода может выглядеть приветливо, но она таит в себе опасность. Даже те, кто хорошо умеют плавать, могут попасть в беду. Холодная вода вызывает судороги. Во многих водоемах есть омуты. А сколько детей погибло при нырянии в пруд, ударившись головой об острые предметы.
Самое главное правило – во время купания в водоеме, рядом с вами обязательно должны быть взрослые.
Второе правило – не стойте и не играйте в тех местах, откуда можно свалиться в воду. Ими могут быть край пристани, мост, крутой берег.
Третье правило – никогда не ныряйте в незнакомых местах. Под водой может оказаться камень, коряга, бревно и т.д.
Существует еще несколько правил: нельзя заплывать за буйки, потому что есть опасность угодить под какой-нибудь катер или моторную лодку.
Когда купаешься вместе с друзьями, обязательно хочется поиграть. Но даже в шутку не стоит тянуть друг друга под воду, бороться, «топить». Это глупая и совсем не смешная шутка – ведь человек может просто захлебнуться и утонуть.
Не следует плавать на надувных матрацах и камерах
У С.Я. Маршака есть стихотворение «Три мудреца»:
Три мудреца в одном тазу
Пустились по морю в грозу.
Будь попрочнее старый таз,
Длиннее был бы мой рассказ.
– Чем опасны матрацы и резиновые камеры?
II. Закрепление пройденного материала.
– Отгадайте ребусы:
Продолжение работы
Воспитатель : Послушайте стихотворение «Чудаки, или Правила безопасности на воде».
У большой и глубокой реки
Жили-были одни чудаки.
Был у них непослушный характер:
Выплывали они на фарватер,
В незнакомых ныряли местах,
На непрочных катались плотах,
И дырявую лодку качали,
И не знали тревог и печали.
А однажды, во вторник как раз,
Разноцветный надули матрас
И поплыли на нем за буйки…
Больше нет чудаков у реки!
– Какие правила безопасного поведения нарушили чудаки?
Воспитатель: Наверное, многие из вас любят зимой кататься на коньках по льду. Существуют правила безопасности на льду.
Первое правило – лед считается прочным, если его толщина составляет не менее семи сантиметров. Такой лед может выдержать человека. Но если идти по льду группой, то его толщина должна быть не менее двенадцати сантиметров.
Непрочным считается лед около стоков вод с заводов и фабрик, вблизи кустов, деревьев, камышей.
«В тех местах, где бьют ключи,
И бегут в реку ручьи,
Или где стоит завод-
Значит, там непрочен лед!»
Особенно опасен лед во время оттепели. Прежде чем ступить на лед посмотрите, нет ли поблизости проложенной тропы или свежих следов – лучше двигаться по ним, так как этот путь проверен. Если следов нет, надо внимательно осмотреться и наметить маршрут так, чтобы избежать тех мест, где может быть слабый лед.
Следует взять с собой крепкую палку и с ее помощью проверять прочность льда. Если после удара палкой о лед появилась вода, нужно сразу же возвращаться к берегу. Причем надо стараться скользить по льду ногами, не отрывая подошв ото льда.
IV. Закрепление материала.
Игра «На реке родной не будь дурной»
На столе в беспорядке лежат: лыжная палка, солнцезащитные очки, веревка, зонт, деревянная палка, маска и трубка для подводного плавания, грелка, можно и любые другие предметы.
Задание 1 . Какие вещи вы возьмете с собой при переходе через реку по льду?
Представитель от каждой команды должен подойти и выбрать только один предмет и объяснить, почему он выбрал именно его.
Задание 2. Расшифровать выражение. Из каждого слова взять только тот слог, который указан в коде, а затем все полученные слоги сложить. Получатся слова, из которых и состоит заданное выражение.
1-1
Творог, ящик (Твоя)
1-1-1-2
Берег, зола, пастух, крайность (Безопасность)
В (В)
2
Натворил+их (Твоих)
1-3
Руины, закладках (Руках)
Ответ: Твоя безопасность – в твоих руках.
V. Итог мероприятия.
Воспитатель :: Что нового мы узнали на уроке? Подведите итоги и сделайте выводы.
Дети: Мы узнали о правилах безопасного поведения на воде, на льду. (Рассказы детей по рисункам – как вести себя на льду.)
infourok.ru
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
“Средняя общеобразовательная школа с.Батово”
Игровая ситуация по безопасности
«Правила безопасного поведения на воде
в летний период»
Провела воспитатель
Рогулина Н.А.
2015 год
Цель: Формирование у детей представление о правилах безопасного поведения на воде в тёплое время года.
Задачи: 1. Расширять представления о причинах несчастных случаев на воде, действиях в случае опасности.
2. Развивать способность помогать и сочувствовать людям.
3. Воспитывать осторожность и аккуратность в поведении на воде.
Методические приёмы: С/игры; Практические действия.
Средства обучения:
Наглядные: Физическая карта полушарий Земли, изображения водолаза, аквалангиста, карточки с правилами безопасного поведения на воде.
Ход занятия
1. Орг.момент:
Игровой приём «Отгадай загадку»
Она бежит, струится, Он слегка затянут ряской,
Струйки не бегут. На солнце серебрится.
Склонились молчаливо Заколдован, будто в сказке,
Над ней густые ивы. (Река.) Старый, тихий … (пруд).
2. Беседа «Вода- Друг – Враг»
Педагог: – Ребята, сегодня мы поговорим о воде, о её пользе и вреде. Посмотрите на карту мира. Какой краски на ней больше всего? (Синей и голубой)
– Правильно. Что на физической карте отмечают таким цветом? (Воду – реки, моря, озера, океаны).
Вода – одно из самых важных для живых организмов веществ. При недостатке воды жизнь организмов нарушается. Растения увядают и могут погибнуть. Животные, лишенные воды, быстро погибают. Потеря воды опаснее для организма, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, без воды – несколько дней. Вода – добрый друг и помощник человека. Но бывают ситуации, когда вода может стать для человека врагом. В каких случаях это может быть?(- Если произошло наводнение.
– Когда нас заливают соседи сверху.
– Если мы купались и начали тонуть)
Педагог: Молодцы! О стихийных бедствиях и правилах поведения в доме речь пойдет на других занятиях, а сегодня мы познакомимся с правилами поведения на воде.
– Трудно вообразить, что было бы на Земле без рек, прудов, озер, морей. Наверное, планета была бы похожа на пустыню или каменистую местность. К счастью, на Земле достаточно большие водные пространства, и человек издавна селился на их берегах, потому что где вода, там и жизнь.
-В какое время года вы чаще всего стремитесь к водоемам? (Летом и зимой)
-Почему летом? (Летом жарко и хочется искупаться, поплавать на чем-нибудь).
Для чего вы идете к водоему зимой? (Покататься на коньках).
-Сегодня мы подробно поговорим о поведении у воды летом. Чтобы не испортить себе отдых, надо соблюдать определенные правила безопасного поведения.
-Какие правила вы можете сформулировать?
Самое главное правило: когда мы купаемся, рядом должны быть взрослые.
– Нельзя нырять в незнакомых местах.
– Нельзя заплывать за буйки.
– Играя в воде, даже в шутку нельзя “топить” своих друзей.
-Молодцы! В ваших ответах прозвучало слово “буек”. Что оно обозначает?
Буек – поплавок, выставляемый для обозначения места постановки сетей, указание чего-либо на воде.
-Правильно. Вы можете запутаться в рыболовной сети и утонуть. Дно за буйками может представлять опасность – можно пораниться, а также, заплыв за буйки, вы можете попасть под проплывающее мимо морское или речное судно, капитан которого никак не ожидает встретить вас в этом месте.
С какими людьми вы можете встретиться, отдыхая у водоема?( Со спасателями, капитанами, матросами, водолазами).
– Что входит в обязанности капитана? (Управлять судном, не сбиваться с маршрута, следить за работой (действиями) своей команды).
Правильно. Кто такие спасатели? (Летом мы часто видим их у реки. Они наблюдают за поведением людей и оказывают помощь, если кому-то вдруг стало плохо, человек начал тонуть)
– Это очень сложная и ответственная работа, поэтому постарайтесь вести себя так, чтобы спасателям не пришлось выручать из беды вас. И еще запомните, что нельзя кричать: “Тону!” – если не происходит ничего серьезного. Спасатели бросятся к вам на этот крик, а в данное время в воде может оказаться человек, которому на самом деле понадобится помощь. Выясняя, что вы пошутили, спасатели потеряют силы и время.
Вы назвали еще одну профессию, связанную с водой, – водолаз.
Специально для этого занятия я подготовила небольшое сообщение о водолазах.
3. Рассказ педагога «Кто такие водолазы»
Каждый бывает хоть на несколько секунд водолазом, когда ныряет. Искусные ныряльщики еще 4 тысячи лет назад умели добывать со дна морской жемчуг, веточки кораллов, драгоценные раковины. Трудное и опасное это дело. Редкий ныряльщик может продержаться под водой больше двух минут: нырнул – и скорее поднимайся, чтобы вдохнуть воздух.
Водолазу воздух подают по резиновой трубке – шлангу. Теперь человек может работать под водой по нескольку часов. Чтобы не было холодно, он надевает шерстяное белье, а сверху – “рубаху” – резиновый костюм, к которому привернут металлический шлем со стеклянными окошками.
Чтобы человек находился под водой и не всплывал, на спину и грудь водолазу вешают свинцовые грузы, на ноги надевают металлические ботинки со свинцовыми подметками. Опускают его на глубину на прочной веревке.
Водолазов используют на строительных работах, при ремонте морских судов, для поднятия затонувших предметов.
С развитием науки люди придумали легкий костюм для водолазов. В нем нет шланга для воздуха. Воздух человек берет с собой в баллонах, подвешенных за плечами. Это устройство называется аквалангом. С помощью одетых на ноги резиновых ласт аквалангист плывет, куда хочет.
– Кого из них чаще можно увидеть у водоема, водолаза или аквалангиста? (Аквалангиста)
– Где вы видели людей с аквалангами? ( На море).
-В каких ситуациях? (Аквалангисты обучали отдыхающих пользоваться подводным снаряжением и нырять в нем).
-Чтобы этому научиться, также надо проявлять осторожность и выполнять ряд правил.
-Я хочу, чтобы вы запомнили: нельзя без родителей обращаться к аквалангистам и нельзя плавать там, где идет обучение этому виду спорта.
4. С/игра «Будь внимателен»
– А теперь мы прочитаем рассказ водолаза и ответим на вопрос: какие правила безопасности нарушали дети?
РАССКАЗ ВОДОЛАЗА
Глеб Иваныч, водолаз,
В день нырял по двадцать раз…
Спас он двести сорок взрослых
И детей три тыщи спас.
У него медаль и орден,
Но махнул он на медаль:
“Если кто-нибудь утонет –
Это будет очень жаль.
Целый день сижу на вышке –
Хулиганят ребятишки:
То воюют на плотах,
То нырнут не в тех местах,
Заплывают за буйки
И идут на дно реки…
Я искал бы лучше клад!
Рыбу я ловить бы рад!
Но в реке заместо рыбы
Должен я ловить ребят…
В общем, я скажу всем так,
Что купанье – не пустяк!”
Так закончил свой рассказ
Глеб Иваныч, водолаз.
– Что приходилось наблюдать водолазу (Дети воевали на плотах, ныряли в неположенных местах, заплывали за буйки и поэтому тонули).
-А какие животные умеют спасать людей на воде? (Собаки-водолазы)
На чем еще, кроме плотов, можно кататься и плавать по реке?( На лодках, надувных матрасах, кругах, камерах).
– Какая опасность подстерегает вас при катании на надувных предметах? (Они могут сдуться или перевернуться)
– Плыть на лодке, кажется, надежнее. Люди издавна пользуются лодками для передвижения и рыбной ловли. Но и здесь существуют определенные правила безопасности.
Во-первых, кататься на лодке можно только под присмотром взрослых.
Во-вторых, прежде чем сесть в лодку, надо проверить, исправна ли она, нет ли течи, в порядке ли весла.
В-третьих, на борту должны быть спасательные средства и черпак для вычерпывания воды.
Чтобы лодка не перевернулась, не надо ее раскачивать. Нельзя вставать в лодке, меняться местами, садиться на борт или перегибаться через него.
Не подплывайте близко к проходящим судам и катерам – лодку может перевернуть волной.
Нельзя заплывать на лодке в места массового купания.
-Почему, как вы думаете? (Можем помешать тем, кто купается или даже поранить их.).
5. Физкультминутка «Рыбки»
6. Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Три мудреца
– Ребята, а как вы думаете, можно ли плавать на совершенно обычных предметах, не предназначенных для плавания? Например, на стуле или столе? (Нет).
– В одном журнале было написано, что в Англии проводятся соревнования: кто переплывет через Ла-Манш на каком-нибудь странном предмете. И на чем только не плавают: на корыте, на столе и даже в тазике. Но эти соревнования шуточные. Кроме того, переплывают пролив люди специально подготовленные и в обязательном сопровождении наблюдателей и спасателей.
Три мудреца в одном тазу
Пустились по морю в грозу.
Будь попрочнее старый таз,
Длиннее был бы мой рассказ.
– Ребята, чему нас учит это стихотворение? ( Нельзя плавать на предметах, не предназначенных для этого).
– Правильно. Мы с вами говорили о том, как надо себя вести, чтобы не случилось несчастье. Но если все-таки что-то произошло и на ваших глазах кто-то тонет, не стоит сломя голову бросаться в воду. Спасти утопающего непросто даже взрослому. Что же делать?
Если в речке тонет друг,
Если он идет на дно,
Кинь ему веревку, круг,
Палку, мяч или бревно.
– Что же надо делать в первую очередь? (Сразу надо кричать: “Человек тонет!” – чтобы привлечь внимание. Кинуть тонущему какой-либо предмет, который до него долетит и поможет удержаться на поверхности воды).
-Правильно. Если возможно, то надо помочь человеку. Но если вы плохо плаваете, не уверены в своих силах, то не лезьте в воду. Иначе спасать придется уже двоих.
Существует такое выражение: “Спасение утопающих – дело рук самих утопающих”. Как вы его понимаете? (Наверное, человек должен сам себе как-то помочь)
Действительно, самое главное – не паниковать. В этом случае появляется возможность сэкономить силы, сохранить дыхание, позвать на помощь и какое-то время удержаться на воде.
8. Итог занятия:
-Сегодня на занятии мы говорили о правилах поведения на воде. Послушайте еще одно стихотворение и ответьте: что его герои делали не так.
У большой и глубокой реки
Жили-были одни чудаки.
Был у них непослушный характер:
Выплывали они за фарватер,
В незнакомых ныряли местах,
На непрочных катались плотах,
И дырявую лодку качали,
И не знали тревог и печали.
А однажды, во вторник как раз,
Разноцветный надули матрас
И поплыли на нем за буйки…
Больше нет чудаков у реки!
– Какие ошибки допустили чудаки? Выслушиваются ответы детей).
-Чем закончился их отдых у воды? (Они утонули)
-Чтобы вас не постигла та же участь, надо выполнять правила безопасного поведения.
Правила безопасного поведения на воде:
Сказка «Добрая Ивушка»
Склонилась над водой красивая Ива. Хорошо жилось ей у реки. Ветер ласкал ее ветки, родники поили студеной водой корни, серебряные листочки Ивы вспыхивали на солнце, будто маленькие зеркальца.
Все любили красавицу Иву. Шустрые рыбешки веселили ее своими играми, птицы, сновавшие между ветвей, радовали щебетом, а дружная утиная семейка любила плавать и нырять под зелеными ветвями, почти касающимися воды, словно под живым зеленым шатром.
Однажды ясным майским утром Ива услышала вдалеке детские голоса. Скоро на тропинке появились две подружки — Ира и Таня.
— Ах! Как здесь чудесно, — воскликнула одна из них. — Может быть, отдохнем, посидим на травке?
— С удовольствием! — согласилась другая.
Девочки, расстелив на траве ветровки, сели на берегу
реки и засмотрелись на быстрые струйки. Текучая речная вода заворожила их.
Надо вам сказать, что когда девочки только появились на берегу, обитатели этого тихого местечка насторожились: Ивушка перестала шелестеть листьями, серая уточка вместе с утятами спряталась в зарослях осоки, рыбки исчезли в глубине, даже лягушки прервали свою нескончаемую весеннюю песенку. Но скоро все поняли, что подружки никому не причинят вреда, и успокоились.
Ива снова зашелестела листьями, утки стали плавать под ее шелковистым навесом, рыбки резвиться на песчаной отмели, а лягушачий хор продолжал петь.
Солнышко разморило девочек, и младшая, Ира, незаметно задремала. Солнце между тем поднималось все выше и припекало сильнее.
«Ух, как жарко! — подумала Таня. — Хорошо было бы искупаться в речке».
Девочка быстро сняла с себя панамку, майку и шортики и побежала к реке.
«Теплая! Можно купаться», — решила Таня.
Но только она захотела шагнуть в воду, как почувствовала, что кто-то крепко держит ее. Может быть, вы догадались, что это добрая Ивушка обхватила девочку гибкими ветвями и удержала на берегу. Ведь Ива хорошо знала, что берег здесь крутой и обрывистый, а дно илистое. Это безлюдное место не очень-то подходило для детского купания: ведь девочка могла попасть в глубокую яму или омут.
Напрасно Таня пыталась вырваться из объятий дерева. Ива крепко держала ее и тихонько шелестела листочками, будто шептала:
— Поверь мне, Ивушке. Здесь нельзя купаться. Дно вязкое, кругом глубокие ямы да омуты.
Девочка прислушалась к словам Ивы, перестала вырываться и робко спросила:
— Где же искупаться можно? Ведь очень жарко.
— Я брошу в воду листочек. Он поплывет по течению, а вы бегите за ним по тропинке. Листочек приведет вас в хорошее для купания место, — объяснила Ива.
— Спасибо, Ивушка! — поблагодарила Таня.
В это время проснулась ее подруга, Ира, и девочки пошли по тропинке, вьющейся вдоль реки.
Впереди, как маленькая лодочка, плыл серебристый листок Ивы. Скоро он привел подружек на речную отмель. Здесь купались дети. Кое-кто загорал на теплом песке, кто-то барахтался у берега под присмотром мам и бабушек.
— Отличное местечко! Вот здесь и искупаемся, — предложила Таня.
— Таня! Ира! — окликнул девочек знакомый голос.
Таня обернулась и увидела свою бабушку.
— Я уже тревожиться стала и пошла вас искать, — объяснила бабушка.
— Бабуль! Можно мы искупаемся? — спросила Таня.
— Что ж, купайтесь, а я пригляжу за вами.
— Ирочка! Ты плавать-то умеешь?
— Конечно, умею! — гордо ответила девочка. — Я всю зиму с мамой в бассейн ходила.
— Ну и хорошо! Только далеко не заплывайте и не шалите в воде!
— Ладно, бабуль, не будем, — пообещала Таня.
И подружки побежали купаться.
Вопросы к сказке
1. Где росла Ивушка?
2. Куда пришли подружки Ира и Таня?
3. Что они стали делать у реки?
4. Почему Ива удержала Таню от купания?
5. Можно ли купаться в незнакомом месте? Почему?
6. Куда привел девочек листочек Ивы?
7. Почему детям нельзя купаться без присмотра взрослых?
8. Почему в воде не следует затевать шумные игры, хватать друг друга за руки, за ноги?
9. Кто присматривал за купанием подружек?
nsportal.ru
Внеклассное мероприятие для классных руководителей по правилам поведения на воде.
Тема: «Не зная броду, не суйся в воду».
Цель: сформировать у детей навыки безопасного поведения на водоёмах – при купании, играх вблизи водоёмов, плавании на лодке, водном велосипеде, надувных матрацах и других средствах передвижения на воде.
I Дискуссия «Река – друг или враг?»
II Работа с пословицами.
Кто воде слишком доверяет, тот в ней и тонет.
От глупого риска до беды близко.
– О чём заставили вас задуматься пословицы?
– Что вам известно о несчастных случаях, которые могут произойти при купании?
III Обсуждение ситуаций.
Есть такая забава у ребят при купании – «топить» друг друга. Поднырнул один мальчик и схватил другого за ногу. Хорошо, что взрослые были рядом. Вытащили, а мальчик уже воды нахлебался.
Ещё один случай… После долгого перехода ребята поднялись на горку, насыпанную при разработке карьера. Мягкий и скользкий после дождя глиняный откос далеко внизу заканчивался глубокой подковой воды. Возникла идея скатиться по глине прямо в воду. Сказано – сделано. Сколько было шуток, смеха. Один паренёк, почему-то не притормаживая, катился всё быстрее и быстрее. Ребята почувствовали неладное. Да он не может остановиться – догадались они. Вот его подбросило вверх, он ударился об оказавшийся на дороге камень и плюхнулся в воду. Оцепеневшие ребята надеялись, что их товарищ выплывет, ведь он отличный пловец. Потом бросились на помощь, ныряли, но, когда вытащили тело, было поздно. Карьеры, наполненные водой, подчас таят не меньшую угрозу, чем коряжистые озёра или речки с каменистым дном.
IV Правила поведения на водоёмах.
– Так же, как и на городской улице, на воде есть свои правила безопасного поведения.
Правила поведения на воде:
Когда купаетесь, рядом обязательно должны быть взрослые, даже если вы умеете плавать. Это же правило действует при переходе через реку или ручей.
Никогда не ныряйте в незнакомом месте. Под водой может оказаться затонувшее бревно, коряга и т. п.
Не заплывайте за буйки, не плавайте в реке с быстрым течением.
Не шутите на воде, не «топите» друг друга, человек может захлебнуться и утонуть.
Если ногу свела судорога, надо на секунду погрузиться с головой в воду и, распрямив ногу, сильно рукой потянуть на себя ступню за большой палец. Судорога пройдёт.
Умей отдыхать на воде (на спине или выполняя «поплавок»).
V Работа в группах.
– Продолжи предложения:
(у детей карточки с неоконченными предложениями)
Научись ………
Не ходи ………
Не купайся в ………
Не ныряй ………
Не заплывай ………
Не подплывай ………
Умей пользоваться ………
– Как правильно пользоваться
– надувным матрацем
– надувными игрушками?
– Как следует вести себя при катании на лодке, катере, водном велосипеде (катамаране)?
VI Особенности купания в море.
– Как нужно вести себя во время отдыха на море?
VII Игра «Спасательные средства»
На карточках написаны слова:
катер, лодка, вертолёт, спасательный круг, спасательный жилет, самолёт, верёвка, надувной матрац, шест, автомобильная камера, метла.
– Выбрать карточку с названием специальных спасательных средств.
– А теперь выберите карточки с названием подручных спасательных средств.
VIII Закрепление полученных знаний.
– Как бы вы поступили, если бы увидели тонущего человека?
– Какими подручными средствами можно было бы воспользоваться?
– Что может сделать сам пострадавший?
Главную помощь, которую могут оказать дети вашего возраста, НЕМЕДЛЕННО звать на помощь взрослых.
Самим пытаться спасти тонущего человека не следует. Тонущий человек может утащить на дно того, кто пытается его спасать.
Можно бросить тонущему верёвку или спасательный круг, если они есть поблизости.
IX Тест
Нырять ……….. в незнакомом месте.
Купаться ……….. одному.
Пользоваться надувными резиновыми кольцами или другими игрушками только в присутствии взрослых ……….
Прыгать в воду с высоты………
Плавать ……… в грязной воде.
Ходить по тонкому льду ………
Плавать в чистой воде ………
X Итог занятия.
infourok.ru
Работа с сотрудниками ДОУ | Работа с детьми | Работа с родителями |
Инструктаж «Соблюдение правил безопасного поведения на водных объектах в межсезонный и зимний период». | НОД «Шалость и вода –не совместимы» НОД «Тонкий лед! Скользкий лед!» НОД «Чтобы не было беды, будь осторожен у воды» Конструироваие «Бинокль» Опытно-экспериментальная деятельность с водой и предметами «Тонет – плавает», «Такая разная вода». | Распространение памяток, листовок, буклетов по вопросам безопасности на водных объектах: «Оказание первой помощи людям, потерпевшим бедствие на воде», «Правила поведения на водных объектах», «Памятка для сопровождающих детей на отдых», «Телефоны вызова экстренных служб района». |
Консультация для педагогов «Формы и методы работы с детьми по формированию у них элементарных навыков безопасного поведения на воде в межсезонный и зимний период». | Беседа: «Не умеешь плавать – не лезь в воду», «Не ходи зимой по льду: можешь ты попасть в беду!» «Осторожно гололед!» «Меры безопасности на льду весной» «Меры безопасности при катании на лодке» «Предупреждение несчастных случаев на воде летом» «Оказание доврачебной помощи» «Осторожно: тонкий лед!» «Не шути с водой – она не для шуток создана!» «Не зная броду, не суйся в воду!» | Оформление стендов и стенгазет в группах: «Правила безопасности поведения на водоемах в осеннее – зимний период». |
Оформление уголка «Правила безопасного поведения на водоемах в межсезонный и зимний период». | Чтение худ.литературы Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка», Толстой «Прыжок», Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы» | Консультации: «Тонкий лед. Безопасность на воде в зимний период», «Запретные места для купания», «Советы, катающимся на лодках», «Что должны знать дошкольники о мерах безопасности на воде», «Едем с ребенком на море». |
Распространение среди сотрудников памяток по вопросам безопасности на водных объектах «Оказание первой помощи людям, потерпевшим бедствие на воде», «Правила безопасного поведения на водных объектах». | Изготовление книг-самоделок «Азбука безопасности на воде» | |
Викторина «У воды играем – правила не забываем!», «Что мы знаем о воде» | ||
Подвижные игры: «Море волнуется раз…», «Спасатели на море», «Катаемся на лодках» | ||
Рассматривание иллюстраций «О поведении на водных прогулках», «Несчастные случаи с людьми на воде и их причины» | ||
Демонстрация видеофильма о деятельности водолазов-спасателей. | ||
Игры-беседы «Ребенок на реке», «Культура поведения на воде». | ||
Физкультурный досуг «Спасатели спешат на помощь» (соревнование) |
nsportal.ru
Правила безопасности на воде.
Цель: формировать у детей представление о правилах безопасного поведения на воде в теплое время года, раскрыть причины несчастных случаев на воде, дать представление о действиях в случае опасности, воспитывать осторожность и аккуратность в поведении на воде.
-Посмотрите на нашу планету. Как вы думаете, почему нашу планету называют «голубой»?
Вода – одно из самых важных для живых организмов веществ. При недостатке воды жизнь организмов нарушается. Растения увядают и могут погибнуть. Животные, лишённые воды, быстро погибают. Потеря воды для организма опаснее, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, а без воды – несколько дней. Вода – добрый друг и помощник человека. Но бывают ситуации, когда вода становится для человека врагом. Как вы думаете, в каких ситуациях это может случиться?
Трудно вообразить, что было бы на Земле без рек, прудов, озёр морей. Наверное, планета была бы похожа на пустыню или каменистую местность. К счастью на Земле достаточно большие водные пространства, и человек издавна селился на их берегах, потому что, где вода, там и жизнь.
-Послушайте стихотворение и определите тему нашего урока.
У большой и глубокой реки
Жили – были одни чудаки.
Был у них непослушный характер:
Выплывали они за фарватер,
В незнакомых ныряли местах,
На непрочных катались плотах,
И дырявую лодку качали,
И не знали тревог и печали.
А однажды, во вторник, как раз,
Разноцветный надули матрас
И поплыли на нём за буйки…
Больше нет чудаков у реки!
-Скоро лето. Все вы будите отдыхать, загорать и купаться. Чтобы не испортить себе отдых, надо соблюдать определённые правила безопасного поведения.
Первые правила поведения на воде появились еще в XIX веке, когда в 1872 году в России было организовано Общество спасения на водах.
Вот только с тех далеких пор почему-то далеко не все следуют этим правилам.
А от соблюдения этих правил зачастую зависят жизнь и здоровье людей.
Поэтому нужно обязательно научиться плавать, хотя сам по себе этот навык не является гарантией безопасности на воде.
По статистике в России каждый год тонут 15-20 тысяч человек, причем большинство из них умели плавать. Поэтому даже хороший пловец должен соблюдать постоянную осторожность, дисциплину, быть предельно внимательным и строго придерживаться правил поведения на воде.
-Какие правила поведения у водоёмов вы уже знаете?
В ваших ответах прозвучало слово «буёк». Что оно означает?
Буёк – это поплавок, выставляемый для обозначения места постановки сетей, указание чего – либо на воде. Вы можете запутаться в рыболовных сетях и утонуть. Дно за буйками может представлять опасность – можно пораниться, а также, заплыв за буйки, вы можете попасть под проплывающее мимо морское или речное судно, капитан которого никак не ожидает вас встретить в этом месте.
– С людьми, каких профессий можно встретиться у водоёмов?
Что входит в их обязанности?
Спасатели. Это очень сложная и ответственная работа, поэтому старайтесь вести себя так, чтобы спасателям не пришлось выручать вас из беды. И ещё запомните, что нельзя кричать: «Тону!» – если не происходит ничего серьёзного. Спасатели бросятся к вам на крик, а в данное время в воде может оказаться человек, которому на самом деле нужна помощь. Выясняя, что вы пошутили, спасатели потеряли время.
Водолаз. Каждый бывает хоть на несколько секунд водолазом, когда ныряет. Искусные ныряльщики ещё 4 тысячи лет назад умели добывать со дна морской жемчуг, веточки кораллов, драгоценные раковины. Трудное и опасное это дело.
Редкий ныряльщик может продержаться под водой больше двух минут: нырнул – и скорее поднимайся, чтобы вдохнуть воздух.
Водолазу воздух подают по резиновой трубке – шлангу. Теперь человек может работать под водой несколько часов. Чтобы не было холодно, он надевает шерстяное бельё, а сверху «рубаху» – резиновый костюм, к которому привёрнут металлический шлем со стеклянными окошками.
Чтобы человек находился под водой и не всплывал, на спину и грудь водолазу вешают свинцовые грузы, на ноги надевают металлические ботинки со свинцовыми подмётками. Опускают его на глубину на прочной верёвке.
Водолазов используют на строительных работах, при ремонте морских судов, для поднятия затонувших предметов.
С развитием науки люди придумали лёгкий костюм для водолазов. В нём нет шланга для воздуха. Воздух человек берёт с собой в баллонах, подвешенных за плечами. Это устройство называется аквалангом.
-Посмотрите на водолаза и аквалангиста. Кого вам приходилось встречать чаще? Где вы видели людей с аквалангами?
-А сейчас послушайте рассказ водолаза и ответьте на вопрос:
какие правила безопасности нарушали дети?
Рассказ водолаза.
Глеб Иваныч, водолаз,
В день нырял по двадцать раз…
Спас он двести сорок взрослых
И детей три тыщи спас.
У него медаль и орден,
Но махнул он на медаль:
«Если кто – нибудь утонет-
Это будет очень жаль.
Целый день сижу на вышке –
Хулиганят ребятишки:
То воюют на плотах,
То нырнут не в тех местах,
Заплывают за буйки
И идут на дно реки…
Я искал бы лучше клад!
Рыбу я ловить бы рад!
Но в реке заместо рыбы
Должен я ловить ребят…
В общем, я скажу всем так,
Что купанье – не пустяк!»
Так закончил свой рассказ
Глеб Иваныч, водолаз.
-Что же приходилось наблюдать водолазу? На чём катались ребята?
На чём ещё кроме плотов можно кататься и плавать по реке?
Какая опасность подстерегает вас при катании на надувных предметах?
Плыть на лодке, кажется, надёжнее. Люди издавна пользуются лодками для передвижения и рыбной ловли. Но и здесь существуют определённые правила безопасности.
-Ребята, а как вы думаете, можно ли плавать на совершенно обычных предметах, не предназначенных для плавания? Например, на стуле, столе?
-Оказывается, что в Англии проводятся такие шуточные соревнования: кто переплывёт через Ла-Манш, на каком- нибудь странном предмете. И на чём только не плавают: на корыте, на столе и даже в тазике. Переплывают пролив люди, специально подготовленные и в обязательном сопровождении наблюдателей и спасателей.
У С. Я.Маршака есть стихотворение, переведённое им с английского:
Три мудреца в одном тазу
Пустились по морю в грозу.
Будь попрочнее старый таз,
Длиннее был бы мой рассказ.
-Какой урок мы вынесем из этих строк?
Мы с вами очень много говорили о том, как надо себя вести, чтобы не случилось несчастье. А что же делать если что – то все – таки произошло, если на ваших глазах кто – то тонет. Не стоит сломя голову бросаться в воду. Спасти утопающего непросто даже взрослому.
-Что же делать?
Если в речке тонет друг,
Если он идет на дно,
Кинь ему верёвку, круг,
Палку, мяч или бревно.
-Если возможно, надо помочь человеку. Но если вы плохо плаваете, не уверены в своих силах, то не лезьте в воду. Иначе спасать придётся уже двоих.
При оказании помощи тонущему человеку следует быстро осмотреться в поисках какого нибудь плавсредства (лодки, водного велосипеда, доски серфинга, автомобильной камеры, надувного матраса). При их отсутствии надо попытаться найти какой- нибудь подходящий плавающий предмет – “изъять” у ближайшего ребенка надувную игрушку, взять мяч, вылить из пластиковой бутылки газировку, прихватить резиновый сапог, который, перевернутый вверх тормашками, прекрасно держится на воде, надуть воздухом два три всунутых друг в друга полиэтиленовых пакета. Подплыв к тонущему человеку, заставить его ухватиться за «спасательный» предмет. Если уговоры не помогают, подплыть сзади и ухватить тонущего человека за волосы или обхватить левой рукой вокруг шеи, приподнять над водой лицо и тащить на берег. Некоторые памятки разрешают оглушить или слегка придушить утопающего, чтобы он не мешал его спасать.
Если утопающий успел схватить вас за руки, шею или одежду и потянул на дно, не стесняйтесь, лупите его побольней, чтобы вернуть рассудок, или, лучше, вдохните побольше воздуха и погрузитесь на несколько метров в воду. Инстинкт самосохранения заставит его отпустить вас.
Если вы опоздали и утопленник пошел ко дну, в первую очередь запомните место, где вы в последний раз видели его голову. Для чего обратите внимание на ориентиры на берегу сзади и спереди себя, И начинайте нырять. Если вода прозрачная – с открытыми глазами. Если мутная – на ощупь, проверяя дно.
После одного двух неудачных нырков прекращать поиски нельзя! Человека можно вернуть к жизни после пятиминутного пребывания в воде. А в холодной воде – и через двадцать тридцать и даже больше минут!
-Существует выражение: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Как вы его понимаете?
Если тонешь сам:
Вы захлебнулись водой:
Как вести себя в ситуации, если у вас стало сводить ногу или руку?
Обычно судороги случаются при общем переохлаждении организма и утомлении одних и тех же групп мышц (например, при плавании только брассом). Чаще всего сводит судорогой мышцы ног и пальцев на ногах. Повышают вероятность возникновения судорог резкие движения, чрезмерное напряжение мышц. Поэтому, находясь долго в воде, старайтесь чаще менять стили плавания и не пытайтесь плавать быстро, чтобы не перегружать мышцы.
При судорогах пальцев руки следует расправить их с помощью другой руки и расслабить мышцы.
При судороге ноги необходимо, на мгновение погрузившись в воду и распрямив ногу, сильно потянуть на себя ступню за большой палец. Существуют и другие варианты первой “противосудорожной” помощи. Например, несколько раз сильно ущипнуть, укусить или уколоть иглой пораженную мышцу.
-Сегодня на уроке мы говорили о правилах поведения на воде. Я приготовила для вас карточки с этими правилами. А ребята ещё раз напомнят вам эти правила.
Частушки:
Вот и реченька бежит,
Бережок песчаный.
Искупаться не спеши:
Ох, получишь раны!
Видишь знак на берегу?
Значит, здесь опасно.
Пляж специальный поищи-
Там, где безопасно!
Там спасатели, медпункт,
Зонтики, шезлонги.
Сможешь там ты провести
День весь летний долгий.
Если ты не научился
Ловко плавать и нырять –
Не рискуй, совет послушай:
«Далеко не заплывать».
Если видишь ты буйки –
Не для шалости они.
Знаки надо уважать,
За буйки не заплывать
Если очень захотелось
Тебе где – то понырять –
Ты возьми с собой мамулю,
Она будет наблюдать.
Не дыши ты под водой –
Захлебнуться можно!
Под присмотром ты ныряй,
Только осторожно.
Ты с крутого бережка
Прыгать не пытайся.
Где проверенное дно –
Там ныряй, купайся.
Круг и мячик надувной
Очень ненадёжны,
И матрас на глубине
Не поможет тоже.
Не толкайтесь на воде,
Не толкайтесь в море,
Чтобы с вами не случилось,
Не случилось горе.
Если ты покушал плотно,
В воду сразу не иди.
Полежи – ка ты в тенёчке,
Посиди и отдохни.
Ты всегда культурным будь:
Не бросай бумагу.
На траве, песке, в воде –
Не сори, дружок нигде!
Сам здесь будешь отдыхать:
Загорать, играть, нырять!
nsportal.ru