Приговорка для 5 класса короткие – Приговорки для детей

Скороговорки для 5 класса | KidsClever

Главная > Скороговорки

На данной странице вы найдете скороговорки для 5 класса, вам обязательно пригодится эта информация для общего развития.

Шли сорок мышей, нашли сорок грошей; две мыши поплоше несли по два гроша.

***

Свинья тупорыла, белорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла.

***

Архип осип, Осип охрип.

***

Добр бобр до бобрят.

***

Вавилу ветрило
Промоклосквозило.

***

Вбили кол в частокол,
Подприколошматили.

***

Веселей, Савелий, сено пошевеливай.

***

В нашей покупке —
Крупы и крупки.

***

Водовоз вез воду из водопровода.

***

Вожжи из кожи
В хомут вхожи.

***

Во поле затопали кони.

***

Наш Полкан попал в капкан.

***

Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.

***

Оса на ноги боса и без пояса.

***

От топота копыт пыль по полю летит.

***

Отвори, Увар, ворота,
У двора на траве дрова.

***

Пекарь пек пироги в печи.

***

Перепелка перепелят прятала от ребят.

***

Под плетень, в тень
Топор в пень — дзень!

***

Пошла Поля полоть в поле.

***

Пришел Прокоп — кипит укроп,
Ушел Прокоп — кипит укроп.
И при Прокопе кипит укроп,
И без Прокопа кипит укроп.

***

Проворонила ворона вороненка.

***

Раз дрова, два дрова, три дрова.

***

В пруду у Поликарпа —
Три карася, три карпа.

***

Гроза грозна, грозна гроза.

***

Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.

***

Добры бобры идут в боры.

***

Дровоколорубы рубили дубы.

***

Грабли — грести, метла — мести, весла — везти, полозья — ползти.

***

Уже ужи в луже.

***

У Кондрата куртка коротковата.

***

У осы не усы, не усищи, а усики.

***

У Саши в каше
Сыворотка из-под простокваши.

***

У четырех черепашек по четыре черепашонка.

***

Хитрую сороку
Поймать морока,
А сорок сорок —
Сорок морок.

***

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Xa! Xa! Ха!

***

Цапля чахла, цапля сохла.

***

Шла Саша по шоссе,
Несла сушку на шесте
И сосала сушку.

kidsclever.ru

Конспект урока по литературе “Малые жанры фольклора” ( 5 класс)

 Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки.

Оборудование: проигрыватель, пластинка с песнями М.Мордасовой.

На доске записан эпиграф: «Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории»

Ход урока

Учитель: Дорогие ребята, сегодня у нас будет не совсем обычный урок. Я предлагаю вам на время забыть о том, что вы мальчишки и девчонки Березовской школы, а представить себя молодыми крестьянскими парнями и девчонками, живущими в 19 веке. И мы сейчас с вами находимся не в нашем кабинете, а в просторной светелке деревенского дома, благо наш кабинет нам это позволяет. А собрались мы, чтобы друг на друга посмотреть, себя показать, друга подругу выбрать, загадки загадывать, скороговорки говорить, да песни петь, т.е. собрались мы с вами на деревенские посиделки.

– Ребята,  какие малые жанры фольклора вы знаете?

(колыбельные песни, потешки, пестушки, заклички, приговорки, считалки, дразнилки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки, загадки и т.д.)

Малые жанры фольклора — это небольшие по размеру фольклорные произведения.

      Дальнейшую работу можно построить так: читать по абзацу статью учебника, после каждого абзаца записывать в тетради сформулированные детьми с помощью учителя определения жанров фольклора, приведенных в учебнике, приводить примеры и обращаться к личному опыту детей, которые вспомнят произведения тех жанров, которые названы в статье.

      Колыбельная песня — песня, которой убаюкивают ребенка. В ней мать часто пела о том, как ей представляется будущее младенца. Это будущее обязательно заполнено трудом — в поле, в лесу, в доме

Даже тяжкая летняя страда называется «веселой»: В колыбельных песнях матери часто обещали ребенку счастье и богатство.
      Матери всегда переживают за здоровье своего ребенка, поэтому часто в песнях обращались к существу, невидимому и могущественному, которое называли Дремой или Сном. Иногда в песнях Сон и Дрема — это двойники, которые спорят, кто лучше усыпит ребенка, даст ему здоровый сон:

      — Помните ли вы колыбельные песни, в которых матери поют про Сон и Дрему?

      Целый цикл колыбельных связан с житьем-бытьем домашнего кота.

      — Вспомните колыбельные про котика-кота.

Пение матери зависело от покачивания колыбели, от ее ритмического движения, поэтому в колыбельной очень важен ритм.
      — Какой самый частый припев в колыбельных песнях? Как он помогает сохранять ритм? Пестушка — короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают движения ребенка, действия, в которых участвует ребенок в первые месяцы жизни. Например, когда дитя проснется, его гладят по животику, приговаривая: Когда дитя после купания окачивают водой, говорят: Когда ребенок начинает учиться ходить, приговаривают: Потешка — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. Потешки сопровождают рост и развитие детей. Самые известные из них — «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока».
      Предложим ребятам вспомнить известные им пестушки и потешки. Здесь учитель, выслушав от детей несколько различных вариантов «Ладушек», может объяснить, что произведения фольклора могут иметь много различных вариантов. *

— Ладушки, ладушки!
Где были? — У бабушки.
— Что ели? — Кашку.
— Что пили? — Бражку.
— Кого били? — Машку.
— За что про что?
— Не ешь нашу кашку,
Не пей нашу бражку!
Кашка сладенька,
Бражка пьяненька,
Бабушка добренька.
Попили, поели, —
Шу-у-у — полетели,
На головушку сели.

      Прибаутка — стихотворение, похожее на короткую сказочку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку. Прибаутки — это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой. Прибаутки знают все дети.

*

Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.

*

Чика, чики, чикалочки!

Едет Костя на палочке,
Люба на тележке —
Щелкает орешки.
Орешки каленые,
Милому дареные,
По целковому рублю:
А я милого люблю.

      Закличка — короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла. Когда закликали весну, кричали:

Часто обращались к дождю, солнцу, радуге, птицам. Если долго не было дождя, кричали: Если при этом на небе появлялась радуга, то считалось, что просьба услышана.
      Приговорка — коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например обращаясь к живым существам — улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным. От воды, залившейся в уши, избавляются, прыгая и произнося приговорку. Во время купанья ныряют на последних словах приговорки. С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить. Улитка, улитка,
Высуни рога:
Дам тебе пирога.

Считалка

 — короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит. Бывают считалки-числовки, считалки-заменки и заумные считалки.

Раз, два, три, четыре, пять —
Собралась ведьма умирать;
Черти-то звонят,
Ведьмушку хоронят.

Плыла пена
Из-за морья.
Стали пену белу
Колотити
Да и спрашивати:
— Кто возьмени?
Кто возьмени?

      Скороговорка — это стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова.

Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей;
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.

Добры бобры
Идут в боры.

*

Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
Ха! ха! ха! ха! ха!

      Загадка — выражение, которое нуждается в разгадке. Придумывать загадки — значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить отгадки — значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление.

      Роль загадок и прибауток одновременно играли небылицы-перевертыши, например:

*

Лыко мужиком подпоясано.

*

Ехала деревня середь мужика.
Глядь — из-под собаки лают ворота,
Ворота-то пестры, собака-то нова.
Мужик схватил собаку и давай бить палку.
Собака амбар-то поджала и в хвост убежала.
Изба пришла в мужика,
Глядь — там квашня бабу месит.

*

Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

            Сделаем выводы
      Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста.

      Домашнее задание
      Выполнить письменно задание рубрики «Обогащаем устную речь» (с. 8 учебника).
      На отдельном листке написать одну самостоятельно найденную скороговорку и нарисовать к ней рисунок.

infourok.ru

План-конспект урока по литературе (5 класс) на тему: Понятие о фольклоре

Урок 2        Устное народное творчество. Понятие о фольклоре. Детский фольклор

УЭ-1 Входной контроль

На прошлом уроке мы с вами говорили о роли  книги в жизни человека. Давайте проверим, насколько внимательно вы читали учебник.

Входной контроль (5 мин)

Слайд 1-3

взаимопроверка

Ответы: 1-а    2-в    3-а    4-а    5-б   6-в

УЭ-2 Актуализация знаний

? А как вы думаете, всегда ли «учительское» слово было книжным?

? А как же тогда в народе сохранялись знания?

(Они передавались устно из поколения в поколение.)

? А, может быть, кто-то знает, как называется такая передача знаний?

(устное народное творчество)

УЭ-3 Постановка темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы с вами начнём разговор о фольклоре. Запишите тему урока в тетрадь.

Слайд 4

Слайд 5

* Давайте попробуем сформулировать цели урока, используя  слова: узнать….., познакомиться…..

Итак, наши цели: узнать, что такое фольклор и познакомиться с произведениями фольклора

УЭ-4  Расширение знаний о фольклоре.

? А кто из вас знает, что такое фольклор?

Слайд 6

В переводе с английского  это слово переводится как «народная мудрость». Давайте запишем этот термин в тетрадь.

/Запись термина в тетрадь/

Очень часто фольклор называют Устным Народным Творчеством.

Слайд 7

? Давайте вдумаемся в это название: почему УСТНОЕ и почему НАРОДНОЕ?

В глубокой древности эти произведения сочиняли талантливые люди из народа. Но их имён мы не знаем, потому что красивые песни, увлекательные сказки, мудрые пословицы и поговорки не записывались, а передавались от одного человека к другому, от одного поколения к следующему. Рассказывая сказку или исполняя песню, каждый рассказчик что-то добавлял от себя, что-то пропускал, что-то изменял, чтобы произведение стало лучше. Поэтому у этих произведений и нет конкретного автора, так как в их создании участвовал весь народ.  Народные произведения передавались из уст в уста, поэтому их и называют устным творчеством.

 Фольклорные произведения считались не только развлечением, но и учёбой: ребята с детства учились думать, отличать добро от зла, любить Родину, тренировать память, запоминая эти произведения.

? А какие фольклорные произведения (жанры) вы знаете?

Слайд 8

? Какие из них, на ваш взгляд, наиболее популярны? Почему?

Все произведения народного творчества делятся на большие и малые жанры.

? Как вы думаете, почему их так делят?

? Распределите эти произведения фольклора на большие и малые.

(работа в паре)

Слайд 9

Былины, сказки, песни, легенды – большие жанры

Загадки, пословицы, поговорки, потешки – малые жанры

? Распределение какого жанра вызвало у вас затруднее? Почему?

О загадках, пословицах и поговорках вы многое знаете. А вот жанр ПОТЕШКА, возможно, кто-то встретил впервые. И сегодня на уроке мне хотелось бы остановиться на  народных произведениях, незаслуженно забытых. И поговорим мы свами о детском фольклоре. Произведения устного народного творчества окружали человека с самого рождения.

? А как вы думаете, что это за произведения?

УЭ-5 Знакомство с произведениями детского фольклора.

Слайд 10

Ну, конечно же, жизнь маленького ребёнка невозможно представить без колыбельной. Колыбельная песня убаюкивает ребёнка, навевает ему крепкий сон. Зачастую в колыбельной представляли будущее младенца, суля ему счастье и богатство.

Спи, посыпай,

Боронить поспевай.

Мы те шапочку купим,

Зипун сошьем,

Зипун сошьем,

Боронить сошлем

В чистые поля,

В зеленые луга.

? А какие колыбельные вы знаете?

Слайд 11

Следующий жанр, с которым вы тоже знакомы – это потешки. Потешка – песенка-приговорка,  сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребёнка. Потешки сопровождают рост и развитие детей. Самые известные из них – «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока».

– Ладушки, ладушки!

– Где были?

– У бабушки.

– Что ели?

– Кашку.

– Что пили?

– Бражку.

– Кого били?

– Машку.

* А вот «Козу рогатую» и «Сороку» я попрошу исполнить вас.

Слайд 12

В общении с маленькими детьми очень часто используют и пестушку. Пестушка – короткая стихотворная приговорка, которой сопровождают движения ребёнка в первые месяцы жизни.

Ножки, ножки,

Бегите по дорожке,

Нарвите горошку.

? А какие пестушки знаете вы?

Слайд 13

Ещё одним жанром детского фольклора является прибаутка. Прибаутки – это весёлые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метёт.

Сова, совинька, сова,

Большая голова,

На колу сидела, в стороны глядела,

Головой вертела.

Слайд 14

Ну и , конечно же, речь  русского человека была полна приговорок. Приговорка – коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях. Например,

Мышка, мышка,

На тебе зуб костяной,

А мне стальной.

Пользуются приговорками, обращаясь к живым существам: улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным. Иногда приговорку используют от воды, залившей уши, или перед тем, как прыгнуть в воду. С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить.

? Какие приговорки знаете?

УЭ-6   Рефлексия

Слайд 15

Наш урок подошёл к концу. Посмотрите на цели, которые мы поставили в начале урока.

? Знаете ли вы, что такое фольклор?

? С какими жанрами фольклора вы познакомились?

? Что нового о жанрах фольклора вы узнали?

Дайте оценку своей деятельности на уроке

Домашнее задание: с. 7-8 читать, записать в тетрадях по 2-3 примера на каждый жанр (о котором не говорили на уроке)

nsportal.ru

План-конспект урока литературы (5 класс) по теме: Конспект урока на тему “Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки”

Конспект урока по литературе в 5 классе

Тема: «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки»

Цели:

обучающие: повторить малые жанры фольклора; объяснить поучающий смысл пословиц и поговорок; показать сходство и различие двух жанровых форм.

развивающие: развитие речи учащихся через комментированное  чтение пословиц, написание письменных ответов на поставленные вопросы, сочинение мини-рассказов.

воспитательные: воспитание интереса к фольклорным традициям русского народа.

Оборудование: сборники пословиц и поговорок; словарь литературоведческих терминов; распечатки пословиц, поговорок, оформленные на доске.

ИКТ: презентация «Малые жанры фольклора»

Методические приёмы: беседа, комментированное чтение, игровая пауза, сочинение-рассуждение, сочинение-повествование, сравнительный анализ.

Эпиграф к уроку: «Вот как хорошо сочиняют мужики. Всё просто, слов мало, а чувства много». Л.Н.Толстой

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя:

– Ребята,  какие малые жанры фольклора вы знаете?

(колыбельные песни, потешки, пестушки, заклички, приговорки, считалки, дразнилки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки, загадки и т.д.)

– Хорошо, названия жанров вы знаете, а теперь мы проверим, как вы сможете определить, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты.

Презентация «Малые жанры фольклора»

1) От топота копыт пыль по полю летит (скороговорка).

2) Зимою греет,

     Весною тлеет,

     Летом умирает,

     Зимой оживает (снег). (загадка)

3) Киса, кисонька, коток,

     Киса – серенький хвосток,

     Приходи, киса, ночевать,

     Приди Васеньку качать… (колыбельная песня)

4) Матушка – репка,

  Уродись крепка,

   Капуста  – виласта.

   Будь пудаста! (закличка)

5) А у нас во дворе

    Поросёнок рылся

    И нечаянно хвостом

    К небу прицепился.  (небылица)

6) Ехали, ехали

    В лес за орехами,

    По кочкам, по ямкам,

    Бух, и провалились.   (потешка)

7) Скачет галка по ельничку,

    Бьёт хвостом по березничку.

    Наехали на галочку разбойнички,

    Сняли они с галки синь кафтан.

    Не в чем галочке по городу гулять,

    Плачет галка, да негде взять…  (прибаутка)

8) Потягунчики, порастунчики!

    Роток – говорунюшка,

    Руки – хватунюшки,

    Ноги – ходунюшки.   (пестушка)

9) Мышка, мышка,

    На тебе зуб костяной,

    А мне дай стальной.  (приговорка)

10) Раз, два – упала гора,

      Три, четыре – прицепило,

      Пять, шесть – бьют шерсть,

     Семь, восемь – сено косим,

     Девять, десять – деньги весить.   (считалка)

11) Ласковое слово слаще мёда.  (пословица)

12) Обманули дурака

      На четыре кулака,

      На пятое – стуло,

     Чтоб тебя раздуло!

     На шестое – колесо,

   Чтоб тебя разнесло.   (дразнилка)

13) Семь пятниц на неделе.   (поговорка)

III. Изучение нового материала:

1. Вводная беседа

– Ребята, сегодня на уроке мы с вами подробно познакомимся с жанрами пословиц и поговорок. Вот скажите, какие пословицы и поговорки вы знаете?

(Ответы учащихся)

– Часто ли вы употребляете их в своей речи или слышите от окружающих?

(Ответы учащихся)

– А вот прежде чем сказать их, вы думаете, какую из пословиц или поговорок лучше произнести?

(Нет. Они, в основном, возникают в сознании человека непроизвольно. Это метко подмеченное происшествие, случай.)

– Ребята, давайте с вами приведём примеры такого употребления и дадим комментарий, почему мы так говорим.

(Примерные ответы:

 1. «Знал бы, где упасть, соломки постелил» – если случайно упадёшь, поскользнешься.

2. «Видит соринку в чужом глазу, а в своём бревна не замечает» – о навязчивых нравоучениях, замечаниях постороннего человека.

3. «Семеро одного не ждут» – об опоздавшем.   и т.д.)

2. Работа с литературоведческим словарём:

– Ребята, а теперь давайте найдём определения пословицам и поговоркам в литературоведческом словаре, прочитаем их и запишем себе в тетради.

Поговорка – жанр фольклора, образное выражение, которое вошло в повседневную речь.

Пословица – малый жанр фольклора, краткое изречение, иносказание с нравоучительным уклоном. Пословица – народная мудрость, переходящая от поколения к поколению и поддерживающая уклад народной жизни, духовный и нравственный облик народа.

3. Сравнительный анализ:

– Ребята, давайте с вами определим, в чём заключаются сходство и различие между пословицами и поговорками.

Обсуждение и заполнение таблицы «Сходства и различия пословиц и поговорок»

Пословица

Поговорка

Сходство

Краткость

Ритмичность

Рифмованность

Отражение народной мудрости

Различие

Законченное суждение

Нет законченного суждения: она лишь его часть

Выражение мысли, к которой народ пришёл через вековой опыт

Образ, замещающий обычное слово: «Лыку не вяжет» вместо «пьян»

Всегда поучительна, из каждой следует вывод, который полезно принять к сведению

Часто является средством речевой характеристики человека

4. Игровая пауза.

Учащиеся делятся на группы по 5 человек (в зависимости от состава класса). Каждая группа пословицу в «разобранном виде» (на отдельных карточках написаны слова). Команды должны составить пословицу и попробовать её изобразить, а другие отгадать.

1. Без труда не выловишь и рыбки из пруда.

2. Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.

3. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

4. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

5. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

5. Чтение пословиц о пословицах и их комментирование.

– Ребята, давайте прочитаем с вами пословицы, которые написаны у нас на доске.

1) Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

2) На рынке пословицы не купишь.

3) Нет пословицы без правды.

4) От пословицы не уйдёшь.

5) Пословица не даром молвится.

– А теперь, выберите одну из этих пословиц, запишите её в тетрадь и ответьте, как вы её понимаете.

IV. Закрепление изученного материала:

1. Сочинение мини-рассказов.

– Сегодня на уроке, мы с вами познакомились с жанрами пословиц и поговорок. Теперь мы будем учиться употреблять их в речи. Сейчас, каждый из вас, в своих тетрадях, попробует сочинить небольшой рассказ, используя известные вам пословицы и поговорки. Чтобы вам было легче, я зачитаю один из таких рассказов.

И так сойдёт.

        У нас в деревне, на соседней улице, жил мальчишка. Звали его Ванька. Но так звала его только мать, а все вокруг называли «И так сойдёт». Чтобы его не попросили, делал всё спустя рукава, лишь бы побыстрее. А когда Ваньку спрашивали: «Что ж ты, Вань, так плохо сделал то?» Он всегда отвечал: «И так сойдёт!»

        Да вот только дела Ваня делать не спешил. Ходит, бывало, мать пол дня за ним, прежде чем он что-нибудь поможет. «Вань, надо дров в баню натаскать, огурцы полить…», – уговаривает мать. «Работа не волк, в лес не убежит», – отвечал сын и шёл по своим делам.

        Однажды ребята собрались в лес за грибами, ну и Ванька за ними увязался. Только к лесу подошли, как в кустах кто-то зафыркал. Ванька со страха бросился бежать, да споткнулся и упал. Мальчишки глянули, а это ёжик оказался. Он бедный тоже со страха от Ванькиного крика весь в комок сжался.

        Ваньке стыдно стало, покраснел, а мальчишки смеются: «Эх, ты, «И так сойдёт»! Волков бояться, в лес не ходить!»

2. Чтение нескольких работ и их обсуждение. Остальные собираются  и проверяются после урока.

V. Подведение итогов урока:

– Ребята, с чем мы сегодня познакомились на уроке?

– Был ли сегодняшний урок для вас интересным?

– Что нового вы для себя узнали?

– Испытали ли вы, ребята, какие-нибудь трудности на сегодняшнем занятии? С чем они связаны?

VI. Оценки.

VII. Домашнее задание:

1) Сделать подбор пословиц по одному ключевому слову: друг, вода, радость, книга, жизнь.

2) Работа с дополнительной литературой. Представить толкование, происхождение одной пословицы (на выбор)

nsportal.ru

Конспект урока по чтению на тему “Считалки. Заклички-приговорки. Потешки” (5 класс)

Тема: Считалки. Заклички–приговорки. Потешки.

Дата ________________________________________

Цель: Познакомить учащихся с разными жанрами устного народного творчества.

Задачи: 1. Вырабатывать навык правильного, сознательного, выразительного чтения.

2. Развивать произвольное внимание, долговременную память, наглядно-образное мышление, связную речь.

3. Воспитывать любовь к устному народному творчеству, уважение к культуре своего народа.

Оборудование: Петрушка

Ход урока: I. Орг. момент

II. Актуализация имеющихся знаний

  1. Сообщение темы и целей урока.

  2. К устному народному творчеству относятся: сказки, загадки, пословицы, поговорки. Их создавал, сочинял народ. Они никем не записывались, и не читались. Они только рассказывались и передавались устно из уст в уста. Всё это мы слышим самого рождения.

  3. Сегодня мы с вами познакомимся с такими жанрами устного народного творчества, как считалки, заклички-приговорки, потешки. Раньше простой народ собирался на ярмарке, где оживленно шла торговля различным товаром. А развлекал всех на ярмарке Петрушка. Вот кто действительно знал великое множество считалок, приговорок и потешек.

III. Изучение нового материала

  1. Сейчас мы познакомимся со считалкой. Считалка – это рифмованный стишок, состоящий из придуманных слов и со строгим соблюдением ритма.

  2. Чтение учителем – стр. 3 «Считалки»

  3. Работа над содержанием прочитанного:

– В каких играх дети используют считалки?

– Играя в различные детские подвижные игры, вы становитесь ловкими, шустрыми, быстрыми, выносливыми и сильными. Надеюсь, что вы играете в подвижные игры в ГПД и с друзьями во дворе дома.

– Какие слова в считалке помогают распределить роли в игре?

– Как связаны слова и жесты в считалке?

– Грустными или веселыми являются считалки по своему содержанию?

4. Чтение учащимися.

Динамическая пауза

5.Чтение учителем – стр. 3 «Заклички-приговорки».

6. Работа над содержанием прочитанного:

– Почему эти стишки называют закличками?

– К кому обращаются в закличках? Найдите в текстах закличек слова-обращения.

– Докажите, что наши предки любили природу, относились к ней как к живому существу, верили в её силу.

– Как надо читать заклички (чётко, ритмично, отчеканивая каждое слово, или напевно, сопровождая слова заклички плавными танцевальными движениями)?

7. Чтение учащимися.

Динамическая пауза

8. Потешки – песенки, сопровождающие игры маленького ребенка ручками и ножками (например, «Ладушки», «Сорока»)

9. Чтение учителем – стр. 4 «Потешки».

10. Работа над содержанием прочитанного:

– Что обозначает слово потешки? Подберите к нему родственные слова.

– Докажите, что в потешке весело, с юмором осуждаются плохие черты характера: лень, изворотливость; показывается находчивость, остроумие человека.

11. Чтение учащимися.

IV. Итог урока

Д/з: 1 гр.- стр. 3-5, отвечать на вопросы – стр.8-9

2 гр. – стр. 3-5, выразительно читать

3 гр. – стр. 3-4, читать

Оценивание учащихся.

infourok.ru

Презентация урока для интерактивной доски по литературе (5 класс) по теме: Детский фольклор. Урок 5 кл.

Слайд 1

Тема Детский фольклор

Слайд 2

Цели Знать: жанры детского фольклора; понимать принципы построения или создания произведений каждого жанр; уметь объяснить принадлежность конкретного текста к определенному жанру, самостоятельно создать считалку, небылицу, загадку.

Слайд 3

Детский фольклор Малые жанры фольклора — это небольшие по размеру фольклорные произведения. В некоторых работах употребляется термин детский фольклор.

Слайд 4

Колыбельная песня — песня, которой убаюкивают ребенка. В ней мать часто пела о том, как ей представляется будущее младенца. Это будущее обязательно заполнено трудом — в поле, в лесу, в доме: Спи, посыпай, Боронить поспевай. Мы те шапочку купим, Зипун сошьем, Зипун сошьем, Боронить сошлем В чистые поля, В зеленые луга.

Слайд 5

СОН И ДРЁМА Сон ходит по лавке, Дремота по избе, Сон-то говорит: — Я спать хочу! Дремота говорит: — Я дремати хочу! По полу, по лавочкам Похаживают, Ванюшке в зыбочку Заглядывают, Заглядывают — Спать укладывают.

Слайд 6

Целый цикл колыбельных связан с житьем-бытьем домашнего кота . Уж ты, котичка-коток, Котик — серенький лобок, Приди, котик, ночевать, Мою деточку качать; Я тебе ли, коту, За работу заплачу: Дам кувшин я молока Да кусочек пирога. Уж ты ешь, не кроши, Больше, серый, не проси.

Слайд 7

Пестушка — короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца Потягунюшки, порастунюшки! Роток — говорунюшки, Руки — хватунюшки, Ноги — ходунюшки . Пластов А.А. «Мама»

Слайд 8

Потешка — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. — Ладушки, ладушки! Где были? — У бабушки. — Что ели? — Кашку. — Что пили? — Бражку. — Кого били? — Машку. — За что про что? — Не ешь нашу кашку, Не пей нашу бражку! Кашка сладенька, Бражка пьяненька, Бабушка добренька. Попили, поели, — Шу-у-у — полетели, На головушку сели.

Слайд 9

Прибаутка — стихотворение, похожее на короткую сказочку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку Чика, чики, чикалочки! Едет Костя на палочке, Люба на тележке — Щелкает орешки. Орешки каленые, Милому дареные, По целковому рублю: А я милого люблю.

Слайд 10

Закличка — короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла . — Весна красна! На чем пришла? — На сошечке, на бороночке! На овсяном снопочку, На ржаном колосочку!

Слайд 11

Приговорка — коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например обращаясь к живым существам * Улитка, улитка, Высуни рога: Дам тебе пирога. * Божья коровка, Черная головка, Полети за море! Там тепленько, Здесь холодненько. * Мышка, мышка, На тебе зуб костяной, А мне дай стальной.

Слайд 12

Считалка — короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит . СЧИТАЛКИ-ЧИСЛОВКИ Первой, другой, Три, четыре — Прицепили; Пять, шесть — Бьем шерсть; Семь, восемь — Сено возим… * Раз, два, три, четыре, пять — Собралась ведьма умирать; Черти-то звонят, Ведьмушку хоронят. СЧИТАЛКИ-ЗАМЕНКИ Плыла пена Из-за морья. Стали пену белу Колотити Да и спрашивати: — Кто возьмени? Кто возьмени? * Шишел-мышел Сам пошел, На боярский двор зашел; Там бояре живут, Красны шапки шьют. Шапка упала, Татарка подняла, Поп Матвей

Слайд 13

ЗАУМНЫЕ СЧИТАЛКИ Чирики, микирики, По кусту, по насту, По слову кабасту, Жучик, рючик, Хруп, дуб, Иванов зуб. * Эны-бены, Рики-факи, Тобра-орба, Он дысмаки, Деус-деус, Касматэус, Бакс.

Слайд 14

Скороговорка — это стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова. Шли сорок мышей, Несли сорок грошей; Две мыши поплоше Несли по два гроша. * Был баран белорыл, Всех баранов перебелорылил. * У нас на дворе-подворье Погода размокропогодилась

Слайд 15

Загадка — выражение, которое нуждается в разгадке .

Слайд 16

Небылицы-перевертыши Лыко мужиком подпоясано. * Ехала деревня середь мужика. Глядь — из-под собаки лают ворота, Ворота-то пестры, собака-то нова. Мужик схватил собаку и давай бить палку. Собака амбар-то поджала и в хвост убежала. Изба пришла в мужика, Глядь — там квашня бабу месит. Между небом и землей Поросенок рылся И нечаянно хвостом К небу прицепился. * Чеса заголовалась. Заплетык языкается. * Боже, Боже, Дай мне коже, Я сошью себе сапоже. Без сапоже Мне негоже, Може ноже обмороже.

Слайд 17

Сделаем вывод Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи . Они создавались народом и передавались из уст в уста. С древних времен люди хранили и передавали народную мудрость в кратких и выразительных пословицах и поговорках. Старинные колыбельные песни наполнены материнской любовью. С маленьким ребенком общались с помощью пестушек и потешек: его развлекали и учили одновременно. Затем малыш учился закличкам и приговоркам. Чтобы ребенок различал предметы по признакам или действиям, ему загадывали загадки. Загадки испытывают сообразительность человека. Чтобы ребенок хорошо и чисто говорил, с ним разучивали скороговорки (которые иначе называли чистоговорками ). В играх дети использовали веселые считалки.

Слайд 18

Домашнее задание. Придумать свою небылицу, опираясь на знание основного закона ( абсурдна комическая игра в невозможное)

nsportal.ru

А.В. Кудинова. Домашняя работа по литературе за 5 класс к учебнику «Литература. 5 класс»

Домашняя работа по литературе за 5 класс

Устное народное творчество

Обогащаем свою речь

К стр. 8

1. Пестушка — короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которой сопровождают движения ребенка, действия, в которых участвует ребенок в первые месяцы жизни. Например, когда дитя проснется, его гладят по животику, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки!

Роток — говорунюшки,

Руки — хватунюшки,

Ноги — ходунюшки.

Когда дитя после купания окачивают водой, говорят:

Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода,

С тебя худоба.

Вода — книзу,

А дитя — кверху.

Потешка — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. Потешки сопровождают рост и развитие ребенка. Самые известные из них — «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока».

Колыбельная песня — песня, которую пела мать для засыпающего ребенка над колыбелью. Такие песни отражают светлые чувства матери.

Закличка — короткое стихотворение, которое выкликали дети, участвуя в обрядах календарного цикла. Когда закликали весну, кричали:

Весна красна! На чем пришла?

На сошечке, на бороночке!

На овсяном снопочку,

На ржаном колосочку!

Часто дети обращались к дождю, солнцу, радуге, птицам. Если долго не было дождя, кричали:

Иди, дождик, дождичек,

Пробуравь землицу,

Дай нам водицу!

Если на небе появлялась радуга, то считалось, что просьба детей услышана.

Приговорка — коротенькие стихотворения, которые произносят дети в разных случаях, например, обращаясь к живым существам — улитке, божьей коровке, к птицам, домашним животным. От воды, залившейся в уши, избавляются прыганьем с приговоркой. Во время купанья ныряют на последних словах приговорки. С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить.

Прибаутка — стихотворение, похожее на короткую сказочку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку. Прибаутки — это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой. Прибаутки знают все дети.

Считалка — короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит. Бывают считалки-числовки, считалки, в которых нет счета, а есть какой-нибудь рассказ (например, «Вышел месяц из тумана…»), и заумные считалки.

Скороговорка — это стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова.

Загадка — выражение, которое нуждается в разгадке. Придумывать загадки— значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить отгадки — значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление.

2. В учебнике последовательно приведены произведения малых жанров фольклора: колыбельная, закличка, загадка, закличка, скороговорка.



scribble.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *